5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штрафы за перевозку опасных грузов жд

Нарушение правил при перевозке опасных грузов

Ежедневно на территории России принимаются к отправке миллионы тонн различных грузов. Некоторые из них классифицируются, как опасные. Опасными называются материалы и вещества, транспортировка которых невозможна без соблюдения правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей, сохранность экологической среды и материальных ценностей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

За нарушение регламента транспортировки ОГ предусмотрена административная ответственность, которая распространяется не только на хозяев транспортных компаний, но и на водителей.

Новые правила

Транспортировка опасных грузов может производиться автомобильным транспортом и не только. Их перевозят по железной дороге, воде и воздуху.

Для каждого вида доставки разработаны документы, регламентирующие правила перевозки ОГ:

  • МОПОГ — для транспортировки по морю от 03.05.1989;
  • ВОПОГ регламентирует перемещение ОГ водным транспортом по внутренним путям от 26.05.2000 (на территории Росси действуют с 01.03.2009);
  • инструкция по перевозке воздушным транспортом;
  • правила перевозки железнодорожным транспортом от 05.04.1996 (последняя редакция 20.10.2017);
  • ДОПОГ— для автотранспорта. Соглашение заключено в Женеве 30.09.1957. Россия присоединилась 03.02.1994.

ДОПОГ – соглашение европейских стран о правилах международной транспортировки ОГ, которое подписано Россией.

Контроль выполнения пунктов соглашения возлагается на ООН. Помимо документов, описывающих порядок действий при транспортировке ОГ, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, а также, маркировку самих грузов и транспорта, на котором они перевозятся.

Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых, как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки ОГ корректируются раз в несколько лет. Последняя редакция ДОПОГ была проведена в январе 2020 года, но поправки вступили в силу с 01 июля 2020 года.

Основные изменения коснулись следующих пунктов:

  1. В перечень ОГ добавили группу полимеризующихся веществ, что внесло корректировки в список опасных грузов 4 класса.
  2. С 2020 года допустили перевозку ОГ в мягкой таре, при условии соответствия конечной упаковки стандартам ДОПОГ.
  3. Откорректировали формы большей части сопроводительных документов. Повысили требования к заполнению информации о некоторых категориях грузов в сопроводительных документах.
  4. Автотранспорту, перевозящему ОГ с маркировкой 3077 и 3082 с 2020 года разрешили проезжать через тоннели всех категорий, в том числе, класса Е.
  5. Повысили требования к транспортным средствам для перевозки ОГ.
  6. Усовершенствовали систему проверки знаний водителей и консультантов по вопросам обеспечения безопасности перевозки ОГ.
  7. Откорректировали маркировку ОГ и правила установки знака опасности удушья от газа, а также, транспортных пакетов и газовых баллонов.
  8. Ввели обязательное требование наличия антиблокировочной тормозной системы на ТС грузоподъемностью от 3,5 тонн.

Для того чтобы четко понимать объем и смысл всех корректировок, которые произошли в соглашении, необходимо досконально изучить ДОПОГ в редакции 2017 года.

Также, с 07.01.2018 года вступил в силу приказ №900 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению госуслуги по выдаче свидетельства о допуске ТС к перевозке ОГ».

Новый регламент МВД конкретизирует следующие моменты:

  • список необходимых для получения госуслуги документов;
  • состав административных процедур, очередность, требования к качеству и срокам их исполнения;
  • нормы контроля за предоставлением госуслуги и алгоритм оспаривания решений должностных лиц, ответственных за ее предоставление;
  • ситуации, в которых предоставление госуслуги может быть приостановлено или отклонено.

Специфика доставок

Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:

  • особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
  • особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
  • когда опасные грузы считаются безопасными

Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.

Какие нужны документы для международных перевозок читайте здесь.

Ограниченным называется количество вещества, в котором опасный груз перестает считаться таковым. ДОПОГ регламентирует нормы и концентрации веществ, при которых они считаются неопасными.

Есть грузы, которые опасны независимо от количества, например, радиоактивный уран. Тем не менее даже в ограниченных количествах ОГ должны перевозиться с соблюдением правил безопасности.

Доплата водителям

Перевозка опасных грузов сопряжена с возможными рисками для здоровья, поэтому водителям положены компенсации:

  1. Размер дополнительных выплат зависит от класса опасности перевозимых грузов и рассчитывается как процент от оклада.
  2. Минимальная надбавка регламентирована ТК РФ и составляет 4%, но водитель может потребовать увеличение компенсации, если существует риск опасности для жизни.
  3. Максимальная сумма не ограничивается и зависит от работодателя.
  4. Средний процент надбавки, выплачиваемый индивидуальными предпринимателями, находится в диапазоне 4-5%.

Характер работы и условия ее оплаты прописываются в трудовом договоре. Процент доплаты рассчитывается после прохождения грузом аттестации, которая выявляет возможность нанесения ущерба здоровью.

Меры безопасности

Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:

  1. Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
  2. Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
    • должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
    • транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
    • в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
    • как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
  3. ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
    • окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
    • наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
    • запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
    • если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.

Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.

  • ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
  • Транспортировка особо опасных грузов должна производиться:
    • в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
    • производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.
  • Ограничение скорости

    Транспортировка ОГ происходит с учетом дорожных знаков, установленных вдоль трассы. Скоростной режим определяется сотрудниками ГИБДД во время согласования маршрута.

    На спецтранспорт устанавливается знак с указанием максимальной скорости, с которой он может передвигаться. Водителю запрещено обгонять машины, передвигающиеся со скоростью более 30 км/час, разгоняться до скорости более 50 км/ч на прямых участках и 10 км/час на поворотах.

    Штраф за перевозку опасных грузов

    Нарушение правил перевозки опасных грузов оборачивается крупными штрафами как для юридических так и для физических лиц. Мера административного взыскания регламентируется ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ.

    Наказание может быть назначено за следующие нарушения:

        • водитель без ДОПОГ свидетельства;
        • ТС без разрешения на перевозку опасных грузов;
        • несоответствие конструкции ТС требования ДОПОГ;
        • отсутствие маркировки ТС, аварийных карт, средств ликвидации происшествий;
        • ТС без маршрутного листа, согласованного с ГИБДД;
        • ТС без путевого листа;
        • ТС с просроченным огнетушителем.

    В случае выявления перечисленных нарушений предусмотрена система штрафов, размер которых зависит от занимаемой должности:

    Статус контрагентаМера взыскания
    ВодительШтраф от 2000 до 2500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев
    Должностное лицоШтраф от 20 000 до 25 000 рублей
    Компания-ГрузоперевозчикШтраф от 400 000 до 500 000 рублей

    В случае обнаружения других нарушений ДОПОГ, не предусмотренных первой частью статьи 12.21.2 размер административного взыскания будет несколько меньше:

    Статус контрагентаМера взыскания
    ВодительШтраф от 1000 до 1500 рублей
    Должностное лицоШтраф от 10 000 до 15 000 рублей
    Компания-ГрузоперевозчикШтраф от 150 000 до 250 000 рублей

    Ответственность за нарушение правил транспортировки

    Не все нарушения регламентируются КоАП РФ.

    Есть сферы деятельности, в которых несоблюдение правил попадает под статьи УК РФ. В частности:

        1. Статья 189 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный экспорт материалов, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения.
        2. Статья 222 УК РФ относится к незаконному хранению, перевозке и распространению огнестрельного оружия, а также запчастей и патронов к нему.
        3. Статья 237 УК РФ карает за намеренное утаивание информации о нарушениях правил хранения и утилизации опасных отходов, которое приводит к загрязнению экологии и наносит вред здоровью людей.
        4. Статьи 250, 252 и 254 УК РФ определяют наказание за загрязнение земли, водоемов, создание предпосылок для аварий, приводящих к выбросу опасных веществ в морскую акваторию.

    Про речные перевозки читайте здесь.

    Информация про автомобильные перевозки в этой публикации.

    Уголовная ответственность за такие нарушения не всегда окупается штрафом. Зачастую участники преступной халатности или сговора с целью наживы получают вполне реальные сроки.

    Бизнес по перевозке ОГ достаточно прибыльный и зачастую хозяева транспортных компаний начинают заниматься им не удосужившись вникнуть в суть нормативных документов. Но незнание законов не освобождает от ответственности. Об этом надо помнить и перевозчикам, и держателям опасных грузов.

    Видео: Новые требования к перевозчикам опасных грузов. Часть 3.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • 8 (800) 700 95 53

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Нарушение правил перевозки опасных грузов

    Доброго времени суток, уважаемые читатели! По территории России ежедневно перемещаются миллионы тонн грузов. Среди них много таких, которые попадают в категорию опасных. Вещества и изделия, транспортировка которых может причинить вред здоровью людей, принести загрязнение природе или повредить материальные ценности, называются опасными грузами (ОГ).

    Нарушение правил перевозки опасных грузов подлежит административной ответственности. При этом наказываются как владельцы транспортных организаций, так и принятые на работу водители.

    Уровень ответственности

    Доставка опасных грузов с одного пункта в другой может осуществляться автотранспортом, воздушными судами и поездами.
    За каждым видом транспорта закреплены регулирующие правила перемещения ОГ:

    • транспортировка плавающим транспортом должна производиться по нормативам МОПОГ;
    • передвижение ОГ по водным маршрутам России требует соблюдения правил ВОПОГ;
    • поставка ОГ по воздушному пространству регулируется специальной инструкцией;
    • перемещение грузов по железной дороге осуществляется согласно «Правилам перевозок железнодорожным транспортом»;
    • транспортировка грузов по автодорогам осуществляется по нормам ДОПОГ (международное соглашение, закрепляющее нормы по перевозке ОГ по странам Европы).

    Контроль за соблюдением требований ДОПОГ возложен на Организацию Объединенных Наций. Наряду с документацией, содержащей четкие правила, еще принят ряд ГОСТов по упаковке ОГ и их маркировке.

    Классификация и маркировка опасных грузов

    Опираясь на Европейское соглашение, ДОПОГ опасные грузы делит на несколько классов:

    КатегорияТип грузов
    Класс 1Легко взрывающиеся изделия и вещества
    Класс 2Газы
    Класс 3Жидкости, быстро воспламеняющиеся
    Класс 4.1Поддающиеся воспламенению твердые вещества, продукты полимеризации
    Класс 4.2Продукты, которые могут самостоятельно возгораться
    Класс 4.3Продукты, которые могут самостоятельно возгораться
    Класс 5.1Окисляющие продукты
    Класс 5.2Пероксиды органические
    Класс 6.1Вещества токсичные
    Класс 6.2Вещества инфекционные
    Класс 7Материалы, излучающие радиацию
    Класс 8Вещества коррозионные
    Класс 9Опасные изделия и вещества

    В этом же документе приводятся правила маркировки ОГ по классам. Некоторые из них делятся на несколько подклассов по степени опасности.

    Опасные свойства перевозимых грузов должны отображаться на их упаковках или на самих грузах в виде маркировочных знаков. Основная цель маркировочных знаков заключается в быстром определении опасности груза и методов его погрузки/разгрузки, а также разделения. Поэтому все знаки имеют разную форму, символику и цветовое решение. В дополнение к знакам может наноситься надпись на английском и русском языках.

    • Класс 1.1 – «ВЗРЫВАЮТСЯ/EXPLOSIVES»;
    • Класс 2.1 и 2.2 – «ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ГАЗЫ/FLAMMABLE GASES»;
    • Класс 2.3 – «ТОКСИЧНЫЕ ГАЗЫ/TOXIC GASES»;
    • Класс 3 – «ЛЕГКО ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ/FLAMMABLE LIQUIDS» и прочие.

    Штрафы

    В России мера наказания за нарушение правил перемещения ОГ утверждена на государственном уровне в Федеральных законах. Подразумеваются штрафы. Они разрабатываются для того, чтобы выработать у физлиц и юрлиц ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов. Рассмотрим их подробнее.

    На автотранспорте

    При нарушении правил ДОПОГ к перевозящей стороне применяются меры наказания, предусмотренные КоАП РФ (ст. 12.21.2). Штрафные санкции накладываются при:

    • отсутствии у водителя свидетельства, позволяющего транспортировать ОГ;
    • отсутствии у водителя аварийной карточки;
    • перевозке ОГ автомобильным транспортом, не соответствующим предусмотренным нормативам (например, конструкция машины не соответствует грузу, не установлены маркировочные знаки);
    • несоблюдении условий транспортировки опасной продукции, предусмотренных правилами ДОПОГ.

    При наличии данных нарушений водитель штрафуется на 2000-2500 рублей или у него забираются водительские права на срок 4-6 месяцев. На должностное лицо, отвечающее за перевозку, накладывается денежное взыскание в размере 15 000-20 000 рублей. Юрлицо штрафуется на сумму 400 000 — 500 000 рублей.

    Во всех остальных случаях нарушений водителю назначается денежное взыскание в сумме 100 — 1500 рублей, ответственному лицу – 5000 -10000 рублей, компании – 150 000-250 000 рублей.

    Водитель, транспортирующий опасные грузы, должен иметь при себе спецразрешение на движение по автодорогам автомобиля, осуществляющего перевозку ОГ.

    На железной дороге

    Нарушение правил перевозок ОГ железнодорожным сообщением предполагает назначение штрафных санкций в соответствии с КоАП РФ (ст. 12.21.2). Суммы наказаний для перевозящих нарушителей будут разными и будут зависеть от статуса виновного лица:

    • машинист поезда штрафуется в пределах 1 000 — 2 500 рублей или лишается права вождения локомотива на полгода;
    • лицо, несущее ответственность за доставку груза, штрафуется на сумму 5 000 -20 000 рублей;
    • юрлицо наказывается на сумму 150 000 — 500 000 рублей.

    На воздушных судах

    При нарушении требований, регламентирующих перевозку ОГ воздушным транспортом, виновные тоже наказываются денежным взысканием. Простые граждане платят за свои противоправные действия 500 — 1000 рублей. Должностные лица – 1000 — 2000 рублей, юрлица – 10 000 – 20 000 рублей.
    Перевозка авиационными линиями предполагает соблюдение требований транспортировки ОГ, предусмотренных как Федеральными законами, так и государствами, куда совершается перелет. Поэтому за нарушение правил ответственность возлагается не только на летный состав, но и на руководящий персонал.

    При море и реках

    Перевозка опасных грузов на морских и речных видах транспорта предполагает соблюдение нормативов, установленных на законодательном уровне. Наказания за нарушения при перевозке ОГ на море и реках предполагают штрафные санкции, отраженные в таблице.

    Категория нарушителейОсобенности меры наказания
    Граждане-физлицаАдминистративное взыскание в сумме 300 — 500 рублей
    Должностные лицаШтраф от 500 до 1000 рублей
    ЮрлицаШтраф в размере 5 000 – 10 000 рублей

    Возможная уголовная ответственность

    Не все нарушения требований по перемещению ОГ облагаются административными санкциями. В некоторых случаях нарушителей лишают прав на вождение на срок от четырех до шести месяцев.
    Уголовная ответственность может наступить, если:

    • В процессе провоза вредных веществ (груза) был причинен вред человеку, произошло загрязнение воды или окружающей природы.
    • Наступила смерть человека от опасного груза.
    • Осуществлялся нелегальный вывоз/ввоз опасных веществ или предметов для изготовления оружия.

    В таких случаях виновные лица могут лишиться свободы и срок заключения будет зависеть от уровня тяжести совершенного преступления.

    Вопросы и ответы

    Вопрос 1: Кто контролирует перевозку груза морским транспортом и отвечает за его доставку?
    Ответ: За безопасностью транспортировки ОГ по морю или реке должен следить капитан корабля и второй помощник. В случае правонарушения на них накладываются административные штрафы. При серьезных нарушениях наступает криминальная ответственность.

    Вопрос 2: Какие грузы нельзя перевозить воздушными судами?
    Ответ: Правила, обеспечивающие безопасность доставки грузов самолетами/вертолетами, запрещают транспортировать взрывчатые, радиоактивные и токсичные вещества, яды, оружие и легковоспламеняющиеся средства. При нарушении этих запретов, наказанию подвергаются грузоотправитель и ответственные представители авиакомпании.

    Вопрос 3: Какие нормативные акты регулируют ответственность за нарушение стандартов транспортировки опасных грузов?
    Ответ:

    • Кроме КоАП РФ (ст. 12.21.2) в некоторых сферах деятельности мера наказания устанавливается статьями УК РФ. Например:
    • УК РФ (ст. 189) предполагает наказание за незаконный экспорт веществ, применяемых для изготовления оружия массового поражения.
    • УК РФ (ст. 222) гарантирует наказание за перевозку оружия, составляющих деталей оружия и патронов.
    • УК РФ (ст. 250, 252, 254) накладывает санкции за загрязнение природы и морской акватории.

    Вывод

    Сегодня бизнес, связанный с транспортировкой ОГ, является достаточно прибыльным. Поэтому предприниматели нередко начинают им заниматься, не интересуясь нормативными требованиями. В этом случае стоит вспомнить известную поговорку юристов, которая говорит о том, что незнание законов от ответственности не освобождает.

    Статья 126. Нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте и электротранспорте. Нарушение правил перевозки на железнодорожном транспорте опасных веществ или предметов ручной кладью —

    влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти рублей.
    Нарушение правил перевозки на морском и речном транспорте опасных веществ или предметов —
    влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц — от двадцати до пятидесяти рублей.
    Провоз в троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, а также сдача в багаж или в камеру хранения взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих и ядовитых веществ и предметов —
    влечет наложение штрафа в размере до десяти рублей.
    (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.03.1988 — Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 12, ст. 341)
    Комментарий к статье 126
    1. КоАП различает понятия «опасные вещества и предметы» и «опасные грузы», что во многом обусловлено анахронизмом его предписаний. В отличие от КоАП действующее законодательство, а также подзаконные акты во многих случаях отождествляют данные понятия.
    2. Статус опасных грузов, перевозимых на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте, определяется применительно конкретному виду перевозок. При перевозках на железнодорожном транспорте под опасными грузами понимаются вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов могут в процессе транспортирования, при производстве погрузочно — разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей природной среде (ст. 2 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»).
    3. Согласно ст. 327 КТМ опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия:
    — перевозимая наливом нефть, виды которой перечислены в дополнении I к приложению I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками;
    — перевозимые наливом вредные жидкие вещества, содержащиеся в дополнении II к приложению II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками, а также вещества и смеси, условно отнесенные к категории загрязнителей А, В, С и D в соответствии с правилом 3 (4) указанного приложения II;
    — перевозимые наливом опасные жидкие вещества, перечисленные в гл. 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом 1983 г., с поправками, а также опасные вещества, в отношении которых предварительные условия перевозки установлены в соответствии с пунктом 1.1.3 указанного Кодекса;
    — опасные и вредные вещества, материалы и изделия в упакованном виде, установленные Международным кодексом морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками;
    — сжиженные газы, которые перечислены в гл. 19 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом 1983 г., с поправками, и в отношении которых предварительные условия перевозки установлены в соответствии с пунктом 1.1.6 указанного Кодекса;
    — жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 80 град. по Цельсию (измерена при испытании в закрытом тигле);
    — обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками, если они перевозятся в упакованном виде.
    Очевидно, что большинство указанных опасных и вредных веществ не могут перевозиться рудной кладью — для этого не существует надлежащих технологических предпосылок, обеспечивающих безопасность перевозки данным способом.
    4. В соответствии с п. 8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038, Минтранс России осуществляет функции компетентного органа РФ по перевозке опасных грузов морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом.
    В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г. N 73 (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11 июня 1999 г. N 37 и от 14 октября 1999 г. N 77), опасные грузы распределяются на следующие классы:
    — взрывчатые материалы;
    — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
    — легковоспламеняющиеся жидкости;
    — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
    — окисляющие вещества и органические пероксиды;
    — ядовитые вещества и инфекционные вещества;
    — радиоактивные материалы;
    — едкие и (или) коррозионные вещества;
    — прочие опасные вещества.
    Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико — химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88. К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико — химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88.
    5. Применительно к международным автомобильным перевозкам под опасными грузами понимаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»).
    6. Согласно Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277, не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.
    В соответствии с п. 43 указанных Правил опасные вещества запрещается также перевозить в составе багажа или грузобагажа.
    7. Правила перевозки опасных грузов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте предполагают осуществление отдельных видов перевозочной деятельности лицами, наделенными правомочиями лицензиата. Согласно ст. 17 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ) обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
    — перевозка грузов морским транспортом;
    — деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;
    — перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
    — перевозочная и транспортно — эксплуатационная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» к международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии лицензий на указанный вид деятельности.
    8. Предусмотренное комментируемой статьей правонарушение квалифицируется в момент неисполнения рассматриваемых правил гражданами и должностными лицами либо уклонения от их исполнения (при противоправном бездействии).
    Осуществление перевозочной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, либо лицензиатами с нарушением лицензионных требований и условий также рассматривается в качестве данного правонарушения.
    9. Квалификация правонарушения по данной статье обусловлена способом перевозки. Согласно ч. 1 комментируемой статьи в качестве административного правонарушения рассматривается перевозка опасных веществ и предметов ручной кладью, однако при осуществлении морских перевозок и перевозок на внутреннем водном транспорте способы перевозки не указаны.
    По смыслу данной статьи подразумеваются только указанные в ней средства автомобильного транспорта, а именно маршрутное такси. Административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов, осуществляемых другими средствами автомобильного транспорта, определена ст. 126.1 КоАП.
    10. Нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, рассматривается в качестве преступления (ст. 218 УК).

    Нарушение правил по перевозке опасных грузов – основные штрафные санкции

    Современным законодательством разрешено провозить по территории страны груз, который характеризуется, как опасный. Самое главное осуществлять данный процесс в полном соответствии с правилами. По той причине, что опасные грузы могут привести к определенным проблемам, нарушение правил перевозки опасных грузов наказывается на законодательном уровне. Это определенные штрафы, которые при нарушении факта присуждаются, как самому водителю, так и транспортной компании, где он работает.

    Дорожная транспортировка опасного груза регулируется правовыми официальными документами, основными внутриведомственными приказами, определенными инструкциями, положениями, правилами и иными нормативами. В подобных бумагах обозначаются главные правила перевозки, а также меры назначенного наказания за несущие опасность нарушения.

    Уровень ответственности

    На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:

    1. Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
    2. Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
    3. Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
    4. Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.

    Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.

    Правила перевозки

    Перемещение горючего и опасного груза автомобильным транспортным средством автоматически подразумевает тщательное соблюдение определенных условий безопасности и определенных правил. К одному из самых основных правил можно отнести маркировку. На обозначающих знаках указывается, к какому типу относятся все перевозимые объекты, предметы. Указывается общий класс опасности, который им присвоен на законодательном уровне.

    На основании данной маркировки при возникновении опасной ситуации можно понять, как обращаться с грузом. Все знаки маркировки наносятся на упаковку и на само транспортное средство, что перевозит груз. Среди иных, не менее важных правил перевозки опасного груза можно выделить:

    • В машинах, перевозящих груз, должны присутствовать такие предметы, как огнетушитель в количестве двух штук, песок в мешках, лопата и ведро;
    • Специальные отражающие свет таблички должны быть установлены по всей оси транспортного средства. На подобные обозначающие таблички должна быть нанесена фраза «Опасный груз» и цифровые данные относительно категории опасного груза;
    • Наличие противооткатного упора, который обязательно должен соответствовать общему весу и модели используемого в процессе перевозки транспортного средства. Он обязательно должен соответствовать модели авто и его габаритам;
    • Общее количество знаков, которые направлены на предупреждение об опасной и экстренной ситуации должно быть не менее двух. Они устанавливаются на расстоянии 10 метров впереди и сзади авто;
    • У водителя в распоряжении должен быть яркого цвета жилет, а также карманный фонарь, которые пригодятся при устранении проблем на трассе.

    Маркировка

    Говоря об основных цифровых данных, можно отметить, что цифра 2 подразумевает опасность выделения газа, 3 обозначает вероятность воспламенения жидкости, 4 – это твердые вещества, которые могут воспламениться, 5 – вещества, которые в состоянии поддержать горение, а также окислять среду, 6 – это яды, 7 – вещества категории радиоактивных, 8 – элементы, которые провоцируют процессы разрушительной коррозии, 9 вещества, которые при сложной ситуации могут реагировать самопроизвольно и могут выделять газы и ядовитые пары.

    Важно! Данные цифры могут быть удвоенными, что будет свидетельствовать о более высоком уровне опасности перевозимого груза.

    Рядом с цифровыми данными, которые обозначают категорию опасности груза, проставляются специальные цифровые данные, которые показывают, какого плана экстренные меры потребуется предпринять при возникновении сложной ситуации.

    Маркировка любой категории опасного груза, а также тары должна быть расположена по основным видимым сторонам. Все необходимые обозначения на маркировке, то есть класс опасности, номера относительно предупреждения опасных ситуаций и мер, которые нужно предпринять, должны быть расположены исключительно рядом друг с другом, а не разбросаны по всей упаковке или кузову.

    Штрафные санкции

    Ответственность за нарушение основных правил перевозки особых опасных грузов обычно возлагается не только на водителя, но также на организации, где он работает. Практически во всех случаях наказанию подвергается и уполномоченное лицо, на которого изначально была возложена ответственность относительно должной подготовки, а также доставки опасного груза. При нарушении определенных установленных нормативов, которые связаны с наличием определенных бумаг, действуют определенный штраф за перевозку опасных грузов.

    НарушениеШтраф водителяШтраф должностного лицаШтраф компании
    Отсутствие необходимых документовдо 1500 руб5-10 тысяч руб200-250 тысяч руб
    Нарушение в продвижении авто по трассе или неправильной парковке2500 руб20 тысяч руб500 тысяч руб
    Плохое состояние авто10 000 руб30-50 тысяч руб50-100 тысяч руб

    В определенных случаях в качестве санкции может быть назначено изъятие водительского удостоверения. Срок может быть разным и в среднем составляет от 4 до 6 месяцев. В особо сложных ситуациях время ареста документа может достигать полутора лет и более. Здесь все зависит от уровня тяжести преступления основных законодательных нормативов. Подобные штрафы также действуют при обнаружении отсутствия свидетельства у водителя, которое являлось бы официальным разрешением на провоз опасного груза.

    Возможная уголовная ответственность

    За нарушение правил перевозки опасных грузов может быть назначен не только денежный штраф, но также уголовная ответственность. Наказаниям подвергаются такие нарушения, которые причиняют серьезный вред окружающей среде и человеку. Это могут быть нарушения, как нелегальный экспорт или ввоз материалов и веществ, которые изготавливаются в процессе изготовления оружия, провоз опасных веществ с одновременным загрязнением окружающей среды – природы или водной массы.

    Уголовная ответственность возлагается на водителя, если он провозил груз в состоянии алкогольного опьянения. Ситуации, которые повлекли за собой смерть двух и более человек, влекут за собой наказание на 7 лет лишения свободы. Если пострадал один человек, срок может составлять 4 года. Уже по размеру одних штрафов можно судить об уровне ответственности, которая может быть возложена за нарушение. По этой причине современные транспортные компании делают все, чтобы максимально обезопасить транспортировку опасного груза.

    Перевозка опасных грузов без разрешения — ответственность и штрафы для физ. и юр. лиц за нарушение правил

    При выполнении перевозки опасных грузов следует помнить, что они могут представлять угрозу как для окружающей среды, так и для населения.

    Поэтому в пути грузу должна быть обеспечена безопасность, а водителям необходимо иметь при себе документы, которые подтверждают, что используемый транспорт снабжен необходимой защитой.

    Без специального разрешения на перевозку может быть назначен штраф. К водителю в таких случаях применяется с равной вероятностью административные взыскания либо он будет отвечать по уголовной статье.

    1. Какое наказание предусмотрено за транспортировку без разрешения?
    2. Нарушения правил разными видами транспорта и ответственность
    3. В каких случаях предусмотрено уголовное наказание?
    4. Что необходимо автотранспорту?
    5. Классификация
    6. Список документов
    7. Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
    8. Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
    9. Заключение

    Какое наказание предусмотрено за транспортировку без разрешения?

    Если при перевозке груза, относящегося к категории опасных, водитель не имеет при себе документов, разрешающих это сделать, первый же наряд ГИБДД станет окончанием пути транспортного средства. Водителю в таких случаях назначается как минимум штраф.

    В законодательстве предусмотрена ответственность и для водителя, и для компании, организовавшей транспортировку, а также представителей организаций, которые являются ответственными за отправку данного рейса. Такое положение будет действительно и для междугороднего сообщения, и для транспортировки из одной страны в другую.

    Если при остановке машины, чей груз отмечен маркировкой «опасно!», представителям ГИБДД не будет предъявлено разрешение на провоз данного груза, в качестве наказания могут быть применены меры:

    1. Если шофер, перевозящий опасный груз, является частным лицом, его ожидает ответственность, предусмотренная ст.12.21.2 КоАП. За транспортировку груза, признанного опасным, необходимо заплатить штраф 2000-2500 рублей. В случаях, когда груз перевозится с наличием разрешающих документов, но правила транспортировки не соблюдены или соблюдаются не в полной мере, также вменяется штраф.
    2. При проезде на транспорте с грузом, отнесенным к категории опасных, не имея на то разрешения, водитель, являющийся должностным лицом, ответственность имеет иную. Согласно установленным ст.12.21.2 КоАП правилам, необходимо уплатить в штрафную копилку 15-20 тысяч рублей.
    3. Если опасные грузы перевозятся при отсутствии документов или с нарушениями правил перевозки груза, водитель – юридическое лицо оплачивает штраф 400-500 тысяч рублей.

    Штрафы по статье КоАП распространены также на следующие типы нарушений:

    • нет документов, в которых подтверждено, что человек, управляющий транспортом с опасным грузом, обладает должным опытом и навыками для обеспечения его безопасности;
    • неправильно оформлены бумаги, в которых должно быть подтверждено, что данное ТС оборудовано в полном соответствии правилам – на его кузове должны быть размещены предупреждающие знаки, различные информационные материалы, подсказывающие действия в случае опасности, утечки содержимого, возможного взрыва.

    При нарушении правил транспортировки опасных грузов отличия в следующем:

    1. при осуществлении транспортировки неверно, с недостаточным соблюдением правил, если ответственным является частное лицо, штраф составит 1000-1500 рублей;
    2. при совершении нарушений должностным лицом придется уплатить 5000-10000 рублей;
    3. если виновником является юридическое лицо, оно будет оштрафовано на сумму от 150-250 тысяч рублей.

    Нарушения правил разными видами транспорта и ответственность

    1. Автомобильным транспортом – при нарушении правил транспортировки наземным ТС наказание для шофера определяется ст.12.21.2 КоАП РФ.

    Должны быть соблюдены правила относительно маркировки перевозимых материалов, класса опасности, разработан порядок действий при неожиданных ситуациях.
    Железнодорожным – при перевозках, осуществляемых данным видом грузового транспорта и не соответствующим правилам, наказание применяют в соответствии со ст.11.14 КоАП.

    Должны быть также соблюдены все правила маркировки на каждом вагоне, который перевозит опасный груз.
    Водным, или морским транспортом – допущение ошибок карается ст. 8.19 КоАП.

    В некоторых случаях административным штрафом отделаться не удается – судно могут арестовать.

  • Воздушный транспорт – при допущении неточностей виновные наказываются в соответствии правилам, принятым для осуществления авиационных перевозок.
  • В каких случаях предусмотрено уголовное наказание?

    При неверном соблюдении правил перевозки ответственность может быть и уголовной. Информация об этом отражена в ст.189, 222, 247, 250, 254 УК РФ. Привлекаются к уголовной ответственности и водители, которые позволяют себе перевозить опасный груз в пьяном виде.

    Особенно велика ответственность в тех случаях, когда допущенные нарушения послужили причиной аварий, происшествий. Особняком стоят действия, в результате которых погибли или пострадали люди. Для этого случая предусмотрены такие меры наказания, как лишение свободы на срок от 2 до 9 лет. Тяжесть наказания определяется в зависимости от наличия жертв в результате противоправных действий шофера, тяжести нанесенных увечий, количества пострадавших, а также от того, был ли летальный исход.

    Если управляющий транспортным средством, замеченный в нетрезвом состоянии, ранее уже привлекался к ответственности в связи с данным правонарушением, а потом вновь попал в поле зрения надзорных органов по схожему поводу, он будет обязан заплатить штраф в размере 200 тысяч рублей. Такое наказание может быть заменено на лишение свободы на 24 месяца. Подробную информацию можно найти в ст. 264.1 УК РФ. А само наказание выносит районный суд, согласно N 509-ФЗ от 27.12.2018.

    Наибольшая ответственность за груз и его провоз в любом случае лежит на юр. лице. Транспортная организация целиком и полностью отвечает за все проблемы, связанные с доставкой груза, его безопасностью и оформлением документов для него. Любые инциденты оборачиваются серьезным материальным ущербом. Поэтому не удивительно, что все транспортные компании с большой ответственностью подходят к соблюдению требуемых мер безопасности.

    Сотрудники компаний обязаны в надлежащем порядке проходить инструктаж, в котором имеются все правила провоза опасных грузов. Все же случаются и недоразумения, упущения, человеческий фактор порой играет достаточно неприятную роль. В результате проводятся судебные разбирательства и назначаются наказания виновным.

    Что необходимо автотранспорту?

    Правила, согласно которым проводится провоз грузов, причисленных к категории опасных, регламентирует КоАП РФ. Также и в ПДД имеются требования к перевозкам:

    1. В пункте 2.1 ст. 2 ПДД содержится информация о том, что по запросу надзорных органов шофер обязан предоставлять сотрудникам документы, которые необходимы для данного случая.
    2. В пункте 3.4 статьи 3 устанавливаются правила использования световых сигналов – проблескового маячка. Он должен иметь оранжевый или желтый цвет и включается на ТС в ситуациях, когда выполняется перемещение чего-либо опасного. При таком сигнале ТС не приобретает права преимущественного следования – это лишь предупреждающий знак.
    3. В части 10.4 статьи 10 сказано, что при провозе опасного груза перемещаться разрешено со скоростью, которая установлена путем согласования условий перевозки.

    На транспорте должна быть маркировка, дающая понимание о том, каков тип перевозимых веществ или материалов. Наносится информация о классе опасности – так определяется поведение находящихся поблизости людей на случай возможных инцидентов.

    В самом транспорте обязательно должны иметься следующие предметы:

    • 2 огнетушителя;
    • песок для тушения в пакете или мешке (в зависимости от размеров машин);
    • ведро для песка и лопата.

    Обязательно наличие светоотражающих табличек, имеющих маркировку «Опасный груз». Они имеют оранжевую раскраску и устанавливаются перпендикулярно оси автомобиля. Если речь идет об автомобильной цистерне, установка табличек производится на боковые поверхности.

    Номер таблички – это идентификация груза. В нем содержится информация о том, какого класса опасности перевозимое вещество или материал, способно ли оно окислить другие вещества или гореть, является ядовитым или нет. Если некоторые из цифр, соответствующие определенным опасностям, удваиваются, это означает, что опасность увеличена.

    Водителю следует иметь в близком доступе противооткатные упоры, соответствующие характеристикам ТС, оборудование для обеспечения безопасности.

    Перевозимые материалы либо вещества помещают в специализированные контейнеры, которые должны быть герметично закрыты. Таким образом они будут провозиться до конечного пункта. Следует обеспечить на период движения отсутствие угрозы утечек, принять меры для недопущения возгораний, взрывов. Так, например, частные лица при перевозке бензина не могут провозить объем вещества, превышающий 60 л.

    Классификация

    Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.

    • Бензин.
    • Дизельное топливо.
    • Керосин.
    • Материалы, обладающие способностью взрываться – порох и фейерверки, патроны и прочее.
    • Газообразные вещества.
    • Токсичные, ядовитые составы.
    • Вещества, относящиеся к взрывоопасным, способным загораться.
    • Способные окислить, вызвать коррозию.
    • Отходы, образующиеся при разных видах деятельности.

    Список документов

    Документы, которые необходимы лицам, перевозящим опасный груз:

    1. свидетельство водителя, в котором должно быть указана степень подготовки перевозчика к осуществлению данных действий;
    2. допуск транспортного средства, которое используется для перевозки;
    3. маршрутный лист, утвержденный и согласованный в соответствии с принятыми правилами (подробнее про особенности путевого листа и какой штраф предусмотрен за его отсутствие, можно узнать тут);
    4. карта аварийная, которая дает информацию о степени опасности груза и тому, как следует правильно с ним обращаться;
    5. накладная на товар;
    6. разрешение ДОПОГ.

    Последний пункт представляет собой документ, являющийся специальным разрешением:

    Без него не удастся осуществить перевозку. Спецразрешение, заверенное в установленном законом порядке, позволяет водителю управление данным ТС, перевозящим материал, отнесенный к категории опасных. Компания, осуществляющая перевозку, подтверждает этим документом право на ведение данной деятельности. Если у логиста отсутствует ДОПОГ и нет лицензии на работу с данным типом грузов, организация будет оштрафована.

    Наличие разрешения ДОПОГ подтверждает, что шофер знает, как именно соблюдать для этого случая технику безопасности, и умеет применять эти правила.

    Документ свидетельствует и о том, что оборудование ТС является специализированным и полностью подготовлено к перевозке данного груза. При перевозке опасных грузов водители обязаны предъявлять контролёрам лицензии – оформлением их следует заниматься еще до поездки.

    Чтобы получить документ, необходимо выполнить действия в таком порядке:

    • получить в ОВД разрешение на деятельность;
    • согласовать в ГАИ маршрутный лист.

    Сотрудники, участвующие в процессе транспортировки, должны своевременно получать инструктаж по правилам работы и регулярно обновлять знания. В этом случае для транспортного предприятия нет опасности получить серьезные денежные потери из-за некомпетентности персонала.

    Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать

    Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.

    Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.

    Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.

    При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.

    Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

    Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.

    При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.

    Заключение

    Чтобы не допускать нарушений во время перевозки опасного груза, не получить за это наказания, желательно следовать таким рекомендациям. При оформлении документов на перевозимые вещества необходимо пользоваться услугами опытных специалистов. Если транспортная компания строго следит за соблюдением правил, вовремя оформляет в соответствующих инстанциях все разрешения и старается не допускать к работе малоопытных сотрудников, процент вероятности допустить нарушения намного уменьшается.

    Штрафы за нарушения требований по перевозке опасных грузов не всегда законны

    В Омской области водителя, который перевозил опасный груз, остановил инспектор ГИБДД. Он осмотрел машину и нашел три нарушения: фонарик, проводка и сборный контейнер якобы не соответствовали требованиям перевозки опасных грузов. Водителя оштрафовали по статье 12.21 на 2 тысячи рублей, а организацию — на 400 тысяч.

    Руководитель транспортной компании оплатил штраф со скидкой 50%: 200 тысяч рублей за организацию, и еще тысячу — за водителя. Но потом ему удалось оспорить штрафы и вернуть деньги. Кратко пересказываем, как проходили судебные разбирательства.

    Аргументы сторон

    Водитель и руководитель транспортной компании

    Мы не поняли, что не понравилось инспектору, он ничего не объяснил. По его словам, проводка закреплена неправильно, хотя она изолирована и прикреплена хомутами. На этой машине такая изоляция даже избыточна, мы все сделали, чтобы обеспечить безопасность перевозки.

    На фото видно, что провод изолирован и надежно закреплен хомутами

    С фонариком тоже неясно. Договор о перевозке опасных грузов (ДОПОГ) требует только того, чтобы он не искрил. Наш фонарик сделан из легкого сплава и искрить не может.

    С контейнером еще сложнее. ДОПОГ вообще не оговаривает, из чего он должен быть сделан. Даже обычное ведро может считаться контейнером. Ведро у нас было.

    Все три нарушения на самом деле нарушениями не являются, штрафы незаконны. Инспектор ссылался на нормативные документы, которые уже не действуют. Протокол составлен с ошибками.

    Мы заплатили штраф на случай, если оспорить его не получится. Но с постановлением мы не согласны и просим вернуть деньги.

    ГИБДД

    Фонарик и контейнер инспектору показали уже после того, как он составил протокол, сначала их в машине не было. Проводку в машине закрепили плохо, не по правилам. Инспектор действовал правильно, штрафы законны.

    Что сказал суд

    ГИБДД что-то путает. Ее представители говорят, что фонарика и контейнера в машине не было. А в протоколе указано, что они есть, но не соответствуют требованиям. Даже фотографии прилагаются. Водитель тоже говорит, что показывал инспектору фонарик и контейнер. Значит, они были.

    В ДОПОГ сказано, что контейнер просто должен быть в машине. Его водитель показал, нарушения в этой части нет.

    Фонарь по правилам не должен искрить. Суд назначил экспертизу, руководитель транспортной компании ее провел. Фонарик действительно искрить не может, а значит, и тут нет нарушений.

    Требования к закреплению проводки касаются только машин, которые зарегистрированы после 31 марта 2018 года. Машина, по которой составлен протокол, зарегистрирована 24 января 2006 года. Значит, эти требования вообще к делу не относится.

    Состав правонарушения отсутствует. Отменить оба штрафа — и водительский, и на организацию. ГИБДД должна вернуть пострадавшей стороне деньги.

    Что было после суда

    ГИБДД подала жалобу и попыталась оспорить решение суда. Апелляционная инстанция отказала и оставила решение суда в силе. ГИБДД обязали вернуть деньги за штраф и возместить транспортной компании расходы на адвоката и экспертизу фонарика.

    Штраф ГИБДД вернула, но руководителя транспортной компании Андрея Белика не устроила формулировка в протоколе о возврате. Ему формально вернули «ошибочно перечисленные средства», хотя он никакой ошибки не допускал, а честно оплатил незаконный штраф.

    Вывод

    Эта история закончилась относительно хорошо. Но другой компании такой штраф мог бы причинить более существенный урон. Иногда после первого же крупного штрафа предприниматель вынужден ликвидировать предприятие, потому что ему не хватает денег на оплату долга. К тому же, если машину арестовывают, она не может выходить в рейс. Периодичность рейсов сбивается, убытки растут.

    Единственный способ доказать свою правоту — детально изучить правила перевозок и правильно общаться с инспекторами ГИБДД.

    • На незаконном протоколе обязательно поставьте «c правонарушением не согласен». Не подписывайте то, с чем не согласны. Пустые протоколы тоже подписывать ни в коем случае нельзя: в них потом могут дописать все, что угодно.
    • Процесс осмотра машины снимайте на камеру. По закону сотрудника ГИБДД при исполнении снимать можно.
    • Все нарушения, которые выявит инспектор, самостоятельно зафиксируйте на фото.
    • Если штраф крупный, лучше оплатить его со скидкой, а потом попробовать оспорить. Даже если оспорить не получится, вы хотя бы сэкономите деньги.

    Все эти правила помогли предпринимателю из истории оспорить постановление о нарушении.

    Проверка штрафов для юр. лиц

    Во время разбирательств коллеги часто говорили Андрею Белику, что проще оплатить штраф и не тратить на суды время и силы. Но он пошел на принцип. По его словам, инспекторов обязательно надо учить работать по закону. А это получится, если водители будут обращаться в суды и пытаться отменить неправомерные постановления.

    Если вы, как и герой истории, хотите оспорить незаконный штраф, напишите нашим юристам. Разберемся в ситуации и подскажем, как действовать в суде.

    Перевозка опасных грузов по двойным документам

    Стремление грузовладельца сэкономить может приобретать весьма причудливые формы. Точно нельзя сказать кто первый придумал перевозить опасные грузы по двойным документам — грузовладелец или перевозчик, но можно с уверенностью сказать о том, что в настоящее время такой способ перевозки опасных грузов в России весьма распространён.

    Суть перевозки опасного груза по двойным документам состоит в следующем: грузоотправитель выписывает два комплекта документов на груз — первый настоящий, с указанием наименования и класса опасности перевозимого груза, и второй комплект, предназначенный для предъявления его по требованию сотрудника полиции, если транспортное средство будет остановлено.

    Распространённое мнение (в основном бытующее среди диспетчеров) о том, что сотрудник полиции не будет осматривать груз, если кузов грузового автомобиля опломбирован, не имеет ничего общего с реальностью. Порядок осмотра и досмотра автомобиля и перевозимого груза, в том числе и опломбированного, подробно описан в пунктах 149-164 Приказа №185 МВД РФ от 02.03.2009 года. Сотрудник полиции имеет право вскрывать опломбированный кузов автомобиля с грузом, находящийся в том числе под таможенным контролем, используя размытую формулировку ст. 2.7 КоАП РФ “Крайняя необходимость”.

    Если говорить проще, то для инспектора ГИБДД нет разницы — есть пломба или нет. Процессуальные формальности в обоих случаях не сильно различаются.

    Кто рискует.

    Разберём кто несёт все риски в сложившейся схеме, по которой выполняются большинство грузовых автоперевозок. Количество диспетчеров в данном случае не играет никакой роли.

    Грузоотправитель . Основанием для привлечения его к ответственности служит отсутствие в транспортной накладной особых отметок или искажение им реальных свойств груза (п. 3 ст. 35 УАТиГНЭТ). Именно поэтому комплект документов делается двойным и водитель подписывает оба комплекта, по одному экземпляру которых остаётся у грузоотправителя; таким образом у него появляется письменное доказательство того, что вся информация о наличии у перевозимого груза класса опасности была доведена до перевозчика. Если предположить, что комплект документов один, то перевозчику предстоит доказывать, что он не мог знать о том, что принимаемый им к перевозке груз опасный (на грузе должны отсутствовать знаки опасности, как то череп со скрещёнными костями, знаки “взрывоопасно”, “огнеопасно” и другие подобные обозначения), персонал, производящий погрузку, не был одет в защитные костюмы и т. д. Вывод — грузоотправитель чаще всего остаётся как бы непричастным к тому, что опасный груз перевозится транспортом без необходимых разрешений.

    Диспетчер . Указание его в 10-ой графе транспортной накладной не будет являться основанием для привлечения его к ответственности, так как штрафы будут направляться тому, кому принадлежит транспортное средство на правах собственности или аренды. Такой вот парадокс — оплату за перевозку посредник получать может, а нести ответственность нет.

    Перевозчик . Перевозить опасные грузы можно только в специализированных транспортных средствах, управлять которыми должны специально подготовленные или прошедшие инструктаж водители. Кроме того, запрещается перевозить одновременно с опасным грузом другие грузы. Таким образом, при наличии доказательств того, что перевозчик осознанно вёз опасный груз не имея соответствующего разрешения, ему будет грозить административная ответственность, предусмотренная ст. 12.21.2 КоАП РФ.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях, глава 12, статья 12.21.2

    1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, —

    влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

    Помимо штрафа, в соответствии со ст. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ, транспортное средство, перевозящее опасный груз без соответствующего разрешения, помещается на специализированную стоянку. Особо следует отметить, что погрузка и разгрузка опасных грузов должна происходить на специально оборудованных площадках, к которым стоянка задержанного транспорта не относится, поэтому транспортное средство перевозчика будет находиться на ней до тех пор, пока не будут устранены препятствия для продолжения движения автомобиля — за руль сядет водитель, имеющий разрешение перевозить опасные грузы, и автомобиль будет оборудован в соответствии с требованиями законодательства.

    Общие выводы.

    Если перевозчику предлагают отвезти опасный груз по двойным документам это означает только одно — грузовладелец хочет сэкономить за счёт перевозчика, ничем при этом не рискуя. Диспетчер также не подвергается никакому риску. Все негативные последствия в случае обнаружения подлога коснутся только перевозчика.

    Следует определить для себя — готовы ли Вы оплатить штраф в несколько сот тысяч рублей и отдать весьма внушительную сумму за помещение автомобиля на специализированную стоянку, или предпочтёте не рисковать ради увеличенной на несколько тысяч рублей ставки за перевозку.

    Извлечение из Приказа Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г. № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»

    п. 2.9.5. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом может осуществляться погрузка-разгрузка не более одного транспортного средства.

    п. 4.1.1 Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (тех. заданием, тех. условиями на изготовление, испытания и приемку) для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование (дооборудование) транспортных средств, используемых в народном хозяйстве.

    п. 5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

    п. 5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации № 372 от 23 апреля 1994 г.).

    п. 5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

    лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»;

    путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» № опасного груза по списку ООН;

    свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (приложение 7.12);

    аварийную карточку системы информации об опасности (приложение 7.5);

    адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

    п. 5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации (пункт 5.1.9), а также посторонних лиц.

    Какой штраф за нарушение перевозки опасного груза?

    При ненадлежащей перевозке опасных грузов к водителю может быть применена как административная ответственность, выражающаяся в штрафных санкциях, так и уголовная, за которой следует тюремная отсидка. Каковы правила перевозки опасных грузов? Что считается нарушением перевозки опасных грузов? Читайте в данной статье.

    Какие законы регламентируют?

    Правила перевозки опасных грузов, а также меры наказания за их несоблюдение регламентируются Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

    • При нарушении правил перевозки опасных грузов с помощью наземных транспортных средств, к провинившемуся водителю применяются меры, описанные в статье 12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
    • При неправильной перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом водитель наказывается согласно статье 11.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
    • Нарушения в правилах перевозки опасных грузов с помощью морского транспорта, которые приводят к загрязнению окружающей среды, «караются» статьей 8.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
    • При ненадлежащей перевозке опасных грузов воздушным транспортом виновников будут наказывать в соответствии с «Правилами авиационных перевозок опасны грузов» от 8 сентября 2008 года.

    Кроме того, местные органы власти могут создавать, дополнять новые законы, регламентирующие правила перевозки опасных грузов в конкретном регионе.

    Правила перевозки опасных грузов также прописаны в «Европейском соглашении о международной перевозе опасных грузов» (ДОПОГ).

    В «Европейском соглашении о международной перевозе опасных грузов» прописан список веществ, который причисляются к классификации опасных:

    • Дизельное топливо;
    • Бензин;
    • Керосин;
    • Вещества, которые являются взрывоопасными (патроны, порох, бомбы, фейерверки и т.д.);
    • Газы (баллоны с сжатым воздухом, бутаном, хлором, аргоном, пропиленом, аммиаком, этаном, эфиром, гелием, водородом, огнетушители, зажигалки и т.д.);
    • Вещества, которые легко возгораются и могут взорваться (бензол, масла (камфорное, сивушное, смоляное, хвойное), клеи, экстракты, спирты, топливо, краски, бензин, метанол, газолин, краска, используемая в типографии, парфюмерия, медицинские настойки, спички, каучук и т.д.);
    • Вещества, которые считаются токсичными (ртуть, алкалоиды и т.д.);
    • Коррозионные вещества (Щелочь, хлорка, сера, уксус, фосфор, сера);

    Правила перевозки опасных грузов

    При перевозке опасных грузов у водителя должно быть соответствующее разрешение. Кроме того, должны быть учтены следующие условия:

    • Перевозимый опасный груз должен быть герметично упакован. При перевозке не должно возникнуть угрозы утечки опасного вещества, не должно произойти случайное возгорание или взрыв;

    Такие опасные веществ, как бензин, топливо разрешено переводить частным лицам при условии, что в одном баке (сосуде) будет не более шестидесяти литров.

    Что будет при перевозке опасных грузов без разрешения, но с соблюдением правил перевозки? Водитель будет привлечен к административной ответственности и будет должен уплатить штрафную санкцию. Подробности читайте в следующем разделе.

    Какие штрафы при нарушении правил перевозки?

    • При перевозке опасных грузов без разрешения водитель (являющийся частных лицом), согласно статье 12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, должен уплатить штраф в размере от двух до двух с половиной тысяч рублей;

    Этот же штраф частное лицо заплатит за нарушение правил перевозки опасного груза.

    • При перевозке опасных грузов без разрешения водитель (являющийся должностным лицом) ), согласно статье 12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, уплатит штраф в размере от пятнадцати до двадцати тысяч рублей;
    • При перевозке опасных грузов без разрешения или с нарушением правил перевозки опасных грузов водитель(являющийся юридическим лицом), согласно статье 12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, должен уплатить штраф в размере четырехсот до пятисот тысяч рублей.

    Данные штрафы распространяются на такие виды нарушений, как:

    • Отсутствие документа, который подтверждает, что водитель, перевозящий опасный груз, должным образом обучен и имеет достаточные водительские навыки;
    • Документ, подтверждающий, что транспортное средство, на котором перевозится опасный груз, оборудовано по всем правилам (имеет предупреждающие знаки на кузове, информационные карточки в случае необходимости ликвидировать последствия утечки или взрыва и т.д.);

    Оплатить штраф онлайн:

    Если водитель совершил другие нарушения перевозки опасного груза, то система штрафов здесь будет несколько отличаться. Так:

    • Если ненадлежащую перевозку груза осуществляет частник, то уплатить придется штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей;
    • Если нарушения при перевозке опасных грузов совершило должностное лицо, то размер штрафа составит от пять до десяти тысяч рублей;
    • Если нарушения совершит юридическое лицо, штраф будет от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти тысяч рублей;

    Какой штраф за неправильную перевозку опасного груза?

    | Наболевшие тонкости | 0 |

    Грузоперевозка – задача весьма непростая. Для её осуществления нужен правильно оборудованный автомобиль, знание норм и правил, определенные разрешения и навыки. При этом существуют грузы, требующие особого подхода, такие как скоропортящиеся или хрупкие.

    Одни из таких типов грузов являются опасные грузы. Для их перевозки нужно больше всего разрешений, а так же специальное оборудование. А их перевозка без документов является грубейшим нарушением действующих правил. О том, какой штраф грозит за перевозку опасного груза без разрешения, вам расскажет наша статья.

    Что это за грузы

    Опасные грузы – это любые грузы, которые при перевозке создают угрозу для водителя, автомобиля, других участников дорожного движения или для окружающей среды. Для удобства все опасные грузы разделены на 9 классов, содержащих массу подклассов:

    • 1-й класс. Любая взрывчатка, а так же её компоненты, которые при внешнем воздействии могут детонировать или вступить в реакцию;
    • 2-й класс. Газы большинства типов, а так же продукция, хранящая газ (огнетушители, газовые баллончики);
    • 3-й класс. Жидкости, которые могут легко воспламениться или взорваться от внешнего воздействия;
    • 4-й класс. Твердые горючие вещества либо вступающие в активную химическую реакцию при контакте с водой;
    • 5-й класс. Окисляющие вещества;
    • 6-й класс. Ядовитые вещества, инфицированные предметы;
    • 7-й класс. Радиоактивные материалы и их отходы, пораженные радиацией предметы;
    • 8-й класс. Едкие и вызывающие коррозию вещества: щелочи и кислоты;
    • 9-й класс. Иные опасные материалы, которые не попадают ни под одну из категорий.

    Как их перевозить

    Как видно из приведенного выше списка, каждый из типов опасных грузов требует особого подхода. Так, опасные жидкости можно перевозить только в специально укрепленных цистернах, радиоактивные вещества – только в защитных контейнерах, газы – в герметичных баллонах. Так что мы не будем рассматривать правила для каждой конкретной категории, а перейдем к общим нормам.

    Для перевозки опасных грузов требуется выполнить следующие условия:

    • Автомобиль должен быть оборудован всеми необходимыми для перевозки опасных грузов приспособлениями;
    • Автомобиль не должен быть перегружен;
    • Автомобиль должен быть оборудован специальной тормозной системой и упором, если авто тяжелее 16 тонн то должен присутствовать антиблокировочный упор;
    • Все нагревающиеся детали транспортного средства должны быть изолированы от перевозимого груза;
    • У автомобиля должно иметься два огнетушителя: стандартный и специальный для тушения перевозимого груза;
    • Водитель должен иметь определенный стаж для перевозки опасных грузов, у него на руках должно иметься соответствующее разрешение или удостоверение;
    • На автомобили должны быть установлены таблички с указанием на опасный груз, специальная подсветка и фонарь, машина должна быть выкрашена в яркий цвет (обычно это оранжевый), на корпусе должны иметься надписи об опасности;
    • Для законности самой транспортировки в автомобиле должны находиться аварийные карточки от грузоотправителя (в неё вписывают данные по самому грузу), а так же специальные коды на сам перевозимый груз.

    Штраф за нарушение

    Перейдем к наказанию за неправильную перевозку опасных грузов. За штрафы отвечает Кодекс об Административных правонарушениях, а именно статья 12.21.2. «Нарушение правил перевозки опасных грузов». В ней две части:

    1. Первая часть отвечает за такие нарушения, как отсутствие лицензий на перевозку, отсутствие документов на сам груз, отсутствие специального оборудования на автомобиле или его несоответствие для перевозки опасных грузов в целом. За такое нарушение предусмотрены следующие штрафы: 2 000 – 2 500 рублей на физическое лицо, 15 000 — 20 000 рублей на должностных лицах, перевозку организовавших, 400 000 – 500 000 рублей на юридических лиц. Водитель при этом может быть лишен прав на срок до полугода;
    2. Вторая часть отвечает за все другие нарушения, которые связаны с индивидуальными особенностями перевозки грузов. За такие нарушения предусмотрены следующие штрафы: 1 000 – 1 500 рублей на физическое лицо, 5 000 — 10 000 рублей для должностных лиц, перевозку организовавших, 150 000 – 250 000 рублей на юридических лиц.

    Как избежать штрафа

    Многие интересуются вопросом «Как можно избежать штрафа если при проверке обнаружилось нарушение норм перевозки?». Ответ на этот вопрос – никак. Правила перевозки опасных грузов очень строги, к ним сотрудники ГИБДД и контрольных служб очень строги. Так что если нарушение действительно есть, то штраф придется платить гарантированно.

    Читать еще:  Парковка грузовых машин во дворах штраф
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector