1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Препятствие обгону штраф

Есть ли штраф за препятствие обгону — Пункт 11.3 ПДД

  • 1 Формулировка предписания на 2020 год
  • 2 Способы, затрудняющие обгон
    • 2.1 1. Увеличение скорости
    • 2.2 2. Сокращение расстояния
  • 3 Какие действия не признаются препятствием обгону?
  • 4 Что говорится в ПДД?
  • 5 Можно ли препятствовать обгону при сплошной?
  • 6 Размер штрафа
  • 7 Видео по теме:

ПДД устанавливают довольно много правил и запретов для обгоняющих автомобилей, но предписание в них есть и для обгоняемых ТС. Правила дорожного движения запрещают мешать обгону любыми способами. Данное предписание довольно размыто, что может поставить водителей в неприятную ситуацию. Эта статья поможет полностью разобраться со значением и посылом правила для обгоняемых.

Формулировка предписания на 2020 год

В ПДД сказано, что водителю обгоняемого ТС запрещено мешать обгону путем увеличения скорости и другими действиями.

Если причиной дорожно-транспортного происшествия стало препятствие обгону, а не ошибка обгоняющего водителя, то вина за ДТП ляжет на автомобилиста, мешавшего обгону.

Способы, затрудняющие обгон

Если водитель увидел, что его автомобиль обгоняет идущее позади транспортное средство, он должен придерживаться той же дистанции с автомобилем, идущим спереди, того же расстояния от полосы встречного движения и, соответственно, той же скорости. Нарушение этих правил не всегда расценивается, как препятствие обгону, и не всегда им является, но их лучше придерживаться, чтобы снизить опасность и без того рискованного маневра.

На самом деле способов препятствовать обгону довольно много, но чаще всего пользуются следующими двумя:

1. Увеличение скорости

Самое банальное – увеличение скорости. Автомобилист пошел на обгон и рассчитывал закончить маневр через несколько секунд. Однако обгоняемый автомобиль вдруг увеличил скорость, сравняв ее с максимально допустимой на данном участке дороги. В таком случае обгоняющему водителю придется либо нарушить правила, превысив скорость, либо, наоборот, снизить скорость и вернуться на свое место. Наихудшим развитием событий будет ситуация, если обгоняемый автомобиль в этот момент снова подстроится под скорость обгоняющего и не будет давать ему вернуть на свою полосу. Такие действия могут стать причиной серьезной аварии.

2. Сокращение расстояния

Не менее опасным может быть сокращение расстояния обгоняемым автомобилем. Под этой фразой может пониматься как сокращение интервала (расстояния между обгоняемым и обгоняющим ТС), так и дистанции (расстояния между обгоняемым ТС и автомобилем спереди него). Оба действия могут быть признаны препятствием совершению обгона. Наиболее опасным является сокращение интервала, когда обгоняемый автомобиль резко приближается к встречной полосе или даже выезжает на нее. В таком случае и обгоняющему автомобилисту приходится уходить влево, а значит он может на большой скорости выехать на обочину или даже вылететь с дороги.

Также препятствовать обгону может и не обгоняемый автомобиль, а едущий перед ним. Например, уменьшением скорости, сокращением дистанции с сзади идущим. Если у него не было оснований уменьшать скорость, то именно он может понести ответственность за созданную аварию.

Какие действия не признаются препятствием обгону?

Каждая ситуация должна быть рассмотрена индивидуально, но существуют некоторые простые и распространенные ситуации, когда действия или бездействие обгоняемого водителя не будут считаться препятствием.

Вот несколько примеров:

  • обгоняемое ТС выезжает на встречку, чтобы объехать неподвижное препятствие;
  • обгоняемое ТС поворачивает налево;
  • обгоняемое ТС, не изменяя скорости движения, приближается к автомобилю, едущему перед ним.

Что говорится в ПДД?

Пункт 11.3, о котором и говорится во всей этой статье, введен не столько для того, чтобы штрафовать водителей, мешающим обгону, так как зафиксировать это нарушение довольно сложно. Главная задача данного пункта – защитить водителей, совершающих обгон по правилам, от ответственности в возможном ДТП.

В противовес пункту 11.3 есть пункт 11.1, который говорит о том, что перед совершением обгона водитель должен убедиться в безопасности данного маневра и наличии достаточного места перед обгоняемым автомобилем. Поэтому при разборе дорожно-транспортных происшествий автоинспекторы анализируют все полученные материалы, чтобы установить, кто виновен в аварии. Бывает и так, что признается обоюдная вина водителей.

Можно ли препятствовать обгону при сплошной?

Особенно часто автомобилисты прибегают к препятствованию при обгоне через сплошную линию. Таким образом они не спасают нарушителей от наказания, так как нарушением считается не только завершенный обгон, но и простой выезд на встречную полосу. Если вновь вернуться к трактовке предписания в ПДД, то можно заметить, что в нем не оговорены условия для правомерного и неправомерного обгонов, это значит, что препятствовать обгону нельзя в любом случае.

Необходимо вспомнить, что водитель, идущий на обгон через сплошную, может вести в больницу тяжелораненого человека, например, попавшего в ДТП. Препятствовать обгону можно, только если обгоняющий еще не до конца выехал на встречную полосу, а впереди его ждет опасность, которую он не замечает. Такой поступок будет правильным не только с юридической, но и с моральной стороны.

Однако, если рассматривать только юридическую сторону проблемы, то можно сказать, что чаще всего вину за ДТП в таком случае полностью накладывают на нарушителя, обгонявшего другое ТС через сплошную, даже если авария произошла только из-за того, что ему помешали.

Размер штрафа

Препятствие обгону признается одним из видов опасного вождения, за которое на данный момент наказания в КоАП нет. Законопроект о введении ст. 12.38, которая наказывала бы за данное нарушение, уже существует и на данный момент проходит чтения в Госдуме. Сумма штрафа за опасное вождение будет составлять 5000 руб.

На данный же момент сотрудники Госавтоинспекции чаще всего выносят наказания по ч.3 ст. 12.14: невыполнение предписания уступить дорогу, которая наказывается штрафом 500 руб. или письменным предупреждением. Однако такой штраф можно довольно просто оспорить, так как п. 11.3 говорит о том, что обгоняемый водитель должен не создавать помех, а не уступать дорогу.

Для чего же тогда нужно правило, если за его нарушение нет наказание? На самом деле наказание есть, но не в виде штрафа. Если по причине препятствия обгону произошла авария, то вину в ДТП понесет препятствовавший водитель, даже если его автомобиль не участвовал в самом столкновении.

В каких случаях выписывается штраф за обгон: значение и действие знака в ПДД

Знак под названием «Обгон запрещен» не позволяет выполнять данный маневр при определенных условиях. Чтобы разобраться с действием знака, необходимо ознакомиться с его значением в ПДД, штрафами, которые меняются в зависимости от ситуации.

Иногда можно избежать санкций, продумав маневр, при этом нарушения правил не будет.

Как выполнять маневр и что бывает за обгон в неположенном месте рассмотрим в статье.

Какое наказание предусмотрено за данное нарушение ПДД?

При совершении маневра в месте, где действует запрещающий знак 3.20, деяние расценивается как нарушение правил и подлежит штрафованию.

Сотрудник ГИБДД будет принимать решение в зависимости от особенностей произошедшей ситуации, погодных условий и других нюансов.

Меры ответственности определяются ст.12.15 КоАП. Следует заметить, что за любое нарушение ПДД, связанное с обгоном, наказание назначается по ст.12.15 КоАП, ч.4. Можно рассмотреть основные ситуации, которые складываются на дороге при проезде территории, где действует данный знак.

Можно ли выполнить скоростной объезд колонны с сопровождением?

Прежде чем решать стоит ли выполнять маневр, необходимо определить, является ли вереница машин колонной. Чтобы она получила право называться колонной с сопровождением, в ней должно быть как минимум три ТС. Первой двигается машина сопровождения, которая окрашена с применением цветографической схемы. На ней должны быть включены синий и красный маячки, а также активирован звуковой сигнал.

П. 3.2 статьи 3 ПДД запрещает обгонять именно колонну. Если какой-либо из перечисленных признаков отсутствует, это уже не организованная колонна, а просто движущийся ряд машин. Обгон ТС с включенными маячками, цветографическими схемами, издающих специальный сигнал, равно как и сопровождаемых автомобилей, запрещается.

Санкции за препятствие

Согласно ПДД, водитель ТС, которое обгоняют, не должен мешать маневру, тем самым создавая препятствие обгону. При попытке помешать – ускорить движение или тоже начать выдвигаться влево, несмотря на проезжающее там авто – действия могут быть признаны нарушением. Любые нарушения, связанные с обгоном транспорта, наказываются по ст.12.15 КоАП. Шоферу назначат уплатить штраф в размере 5000 рублей или лишат прав.

Что бывает, если обогнать в неположенном месте?

Нельзя выполнять маневр в ситуациях, когда действие признается опасным для прочих участников движения:

  • На переездах ж/д.
  • На пешеходных переходах.
  • На пересечениях дорог (не во всех случаях).
  • На эстакадах и мостах, в туннелях.
  • На спусках и подъемах.
  • В районе действия запрещающих знаков.

При обгоне на перечисленных участках действия считаются нарушением ПДД и за них назначаются штрафы.

  1. Обгон машины на перекрестке. При совершении обгона на перекрестках в случаях, когда это признается нарушением, штраф составляет 5000 рублей либо водителя лишают прав. Меру наказания в этом случае определяет сотрудник ГИБДД, но лишить ВУ может только судья после соответствующей процедуры.
  2. Нарушение на пешеходном переходе. Если водитель обгоняет автомобиль, проезжающий по пешеходному переходу, его действия могут быть признаны нарушением. Штраф составит 5 000 рублей. Также суд может принять решение отнять права у нарушителя на срок от четырех месяцев до полугода. Или на год, если отмечено повторное нарушение.
  3. Проезд по обочине. По обочине пытаются обогнать ТС, идущие впереди, не так уж редко. Несмотря на то что двигаться по обочинам запрещено, все же находятся водители, пытающиеся осуществлять маневры с движением именно по этой части дороги. Штраф выписывается в этом случае за нарушение правил обгона.
  4. Маневр на мосту. Иногда сложно определить, что перед вами мост, если он невелик и проложен над небольшой речушкой. Он может выглядеть как место для проезда по насыпи, но при этом являться полноценным мостом, на котором действуют определенные правила. Обгонять на мостах запрещено, поэтому при езде по незнакомой дороге следует обращать внимание на обозначения рек. Нарушителям правил проезда вменяется штраф.
  5. Обгон с правой стороны. Обгоном с правой стороны могут называть проезд обгоняющего ТС по обочине. Действие это является противозаконным и подлежит наказанию. Штраф за это нарушение – 1500 рублей.
  6. Под знаком «Обгон запрещен». При совершении обгона в зоне, где действует запрещающий маневр знак, штраф вменяется в размере 5000 рублей в соответствии со ст.12.15 (ч.4). Нарушив повторно, водитель лишается прав сроком на 1 год.
  7. Двойной обгон. Двойным обгоном называют маневр, который автомобиль производит в отношении ТС, уже выполняющего объезд или обгон. Этот маневр запрещен – в ПДД его конкретного определения нет, но обгонять машину, идущую впереди и выполняющую обгон, нельзя. Наказывается в соответствии со ст.12.15 КоАП.
  8. Пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона. Если при завершении обгона водитель допустил выезд на встречную полосу, совершив пересечение двойной сплошной разметки, ему придется заплатить штраф суммой 5000 рублей. Также в качестве наказания могут лишить права управлять автомобилями на срок 4-6 месяцев (ч.4 ст.12.15 КоАП). При повторном нарушении права отберут на год.

Правила выполнения маневра

О том, как выполнять обгон, подробно рассказано в 11 главе ПДД. Водителю, собирающемуся начать обгон, следует провести оценку свободного расстояния дорожного полотна. Оно должно быть достаточным для выполнения маневра. При обгоне не должно создаваться опасности, не допускается создание неудобств другим участникам движения.

Запрещено выполнять подобные действия, если впереди движущееся ТС включает сигнал левого поворота или выполняет маневр, связанный с выездом за пределы своей полосы. Нельзя его проводить, если такой же маневр начинает машина, следующая позади вашей. Рекомендуется внимательно оценивать обстановку: обгонять нельзя, если машина по завершении маневра не сумеет вернуться на прежнюю полосу.

В п.9.1 статьи 9 ПДД также отмечено, что нельзя выполнять маневры, связанные с выездом с занимаемой полосы, если разметка не позволяет совершить данные действия.

Спорные ситуации и способы избежать взыскания

Существует немало дорожных ситуаций, которые признаются спорными и могут быть решены в пользу провинившегося водителя. Например, проезжающее по обочине авто в некоторых случаях может быть признано выполняющим обгон. Водителю можно смягчить наказание, если уговорить инспектора квалифицировать действие как движение по этой части дороги – штраф будет 1500 рублей вместо 5000.

Если обгон был совершен на мосту, который сложно принять за такую конструкцию, поскольку он представляет собой нечто вроде насыпи, можно попробовать убедить инспектора, что вы не сумели разобраться в ситуации из-за несовершенства обозначений. Не существует знаков, обозначающих мост, и при проезде небольших речушек следует быть внимательнее. Элемент дороги, который вы принимаете за насыпь, может оказаться именно мостом.

Как ДПС может доказать вину водителя?

Чаще всего в качестве доказательства правомерности своих действий сотрудники ГИБДД используют видеоматериалы. Порой нарушитель даже не догадывается, что его действия зафиксировала камера, и очень удивляется, когда по почте получает уведомление о штрафе. В качестве доказательства вины могут выступать и фотографии с места нарушения, где четко различимо авто, а также его номер. Многие сотрудники ГИБДД, остановив нарушителя, могут присовокупить к протоколу показания свидетелей.

Заключение

Обгон – маневр непростой и опасный. Для его выполнения необходимо хорошо понимать правила дорожного движения. Водителю следует следить за разметкой, нанесенной на поверхности дороги, и установленными знаками. Даже при небольшом нарушении правил ваше ТС может спровоцировать аварию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Препятствие обгону штраф

Однако многие водители продолжают рисковать, веря, что все это разрешено правилами. Ведь на дороге нет знака 3.20, да и разметка идет прерывистая. Между тем в некоторых случаях правила запрещают обгоны даже в таких очевидных местах.

Но перед тем, как разбирать правила обгона, неплохо бы выяснить, а что это вообще такое? Правила дорожного движения несколько изменились и теперь немного иначе трактуют привычные термины.

Читать еще:  Где взять уин для оплаты штрафа гибдд?

В соответствии с п.1.2 ПДД «обгон» — это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Почему «обгон» и «опережение» важно разделять? Дело в том, что в зависимости от них и от направления полос дороги расценивается и поведение водителя.

К примеру, в соответствии со статьей 11.2 ПДД, водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

— транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

— следующее за ним транспортное средство начало обгон;

— по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Статья 12.15. КоАП РФ «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» гласит, что «выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

Повторное совершение административного правонарушения влечет лишение права управления транспортными средствами на один год.

Однако при выполнении маневра «опережение» эта норма правил уже не действует. К примеру, на многих дорогах есть так называемые карманы для обгона, когда двухполосная трасса вдруг превращается в трехполосную. Тихоходные грузовики оказываются справа, и их можно быстро опередить по специально выделенному коридору. Таких карманов было достаточно на старой Ленинградке, да и на других федеральных автомагистралях их предостаточно. Там можно выстраиваться «паровозиком» и лететь вперед целой группой. Главное — смотреть вперед в оба и вовремя успеть вернуться на правую сторону дороги, пока она вновь не станет двухполосной.

Препятствие обгону — пункте 11.3 ПДД

Мы подробно разбирали случаи ДТП при одновременном совершении маневров обгон и поворот налево. Но на практике совершающему поворот водителю, кроме безосновательного вменения нарушения нарушения пункта 8.1 ПДД, могут еще добавить нарушение п.11.3 ПДД.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Поворот подводят под «иное» действие. -Поворот препятствовал обгону? -Да! -Все, дело можно закрывать.

Обгоняющий неприкосновенен. И не нужно долго размышлять о приоритетах и возможных нарушениях обгоняющего. Вопросы приоритета стоят только при требовании «не создавать помех».

Как можно препятствовать обгону?

С повышением скорости все понятно, но какие могут иные действия и подходит ли под эти действия поворот? Поворот — это определенный в правилах дорожном движении маневр. Он не имеет термина, но правила предъявляют определенные требования именно к этому маневру и он не может рассматриваться, как какое- ибо иное действие.

Препятствовать — тут немного обратная связь. Препятствие — определено термином. Но! Препятствие — это объект, препятствовать — это действие. Действие не имеет связи с термином. В п.11.3 действие толкуется общепринятом понимании — препятствовать, затруднять, мешать, останавливать, затруднять и так далее, в том числе, создавать препятствие и создавать помехи.

Пересечение траекторий регулируется правилами приоритета и при желании дать приоритет обгоняющему текст пункта 11.3 был бы с определенным требованием

Водитель обгоняемого транспортного средства должен уступить дорогу обгоняющему транспортному средству.

Но в этом случае теряется смысл пункта 11.3

Какие иные действия препятствуют обгону?

Ответ: любые осознанные действия направленные на возможность начать, продолжить и завершить обгон. Перестроиться на встречную полосу перед обгоном, уменьшить интервал с обгоняющим, сократить дистанцию с впереди идущим транспортно при его снижении скорости.

В динамике могут возникнуть различные ситуации при которых водитель обгоняемого автомобиля может препятствовать обгону иными помимо увеличения скорости.

Пункт 11.3 ПДД РФ – запрет препятствовать обгону

ПДД устанавливают особые предписания и условия не только для обгоняющих транспортных средств, но и для обгоняемых. Правда, таких предписаний всего одно – запрет препятствовать обгону. Именно об этом говорит пункт 11.3 Правил. Он достаточно простой, содержит всего одно предложение, но есть в нём важная тонкость.

Официальная трактовка на 2020 год

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Последнее изменение

Пункт 11.3 не менялся ни разу с даты введения Правил – далёкого 1993 года. Более никаких проектов изменений не вводилось и даже не было предложено в рамках инициатив. Значит ли это, что пункт 11.3 идеален и отрабатывает своё предписание на все 100%? Разумеется, нет. Иначе бы не было столько ДТП со спорной виновностью обгоняющего и обгоняемого автомобилей.

Комментарии к пункту 11.3 ПДД

Итак, если Вас обгоняют, Вам запрещено повышать скорость или иными действиями препятствовать обгону Вашей машины. Какие действия могут быть включены в слово «иные»? Вероятнее всего, следующие:

  • подрезание обгоняющего,
  • уменьшение бокового интервала,
  • по логике даже подача звукового сигнала или моргание дальним светом фар можно формально подвести под термин «препятствование обгону».

Ниже Вы можете посмотреть типичные нарушения пункта 11.3 водителями автомобилей.

Поворот налево

Является ли препятствованием обгону поворот налево? Нет. Вообще, у термина «препятствие» есть определение, но у «препятствования» нет, и логика говорит о том, что это разные термины по своей сути.

В данном вопросе траектории транспортных средств пересекаются. Значит, это вопрос приоритетов. Обязанности уступить дорогу чётко прописаны в ПДД, и такая обязанность есть у обгоняющего – пункт 11.2 предписывает ему не создавать помех (равно уступить дорогу по терминологии ПДД – п. 1.2) обгоняемому при возврате в свою попутную полосу. Значит ли это, что если Вас обгоняют, то приоритет у Вас в любом случае – даже при повороте налево?

Конечно же нет! Всё очень просто – когда Вы поворачиваете налево, у Вас тоже появляются обязанности уступить дорогу. А обгон включает в себя не только выезд на встречку и движение по ней, но и возврат на свою полосу.

В конечно итоге, практика разборов ГИБДД и судебная практика говорят о том, что в такой спорной ситуации виноват тот, кто включил позднее поворотник:

  • если Вас начали обгонять, когда у Вас уже был включен поворотник (Вы обозначили своё намерение повернуть налево), то начинать обгон другому автомобилю запрещал пункт 11.2 ПДД,
  • если же Вас уже обгоняли и после этого Вы включили левый поворотник, то Вы обязаны уступить дорогу обгоняющему, но только руководствуясь не обсуждаемым нами пунктом 11.3 Правил, а согласно пункту 8.1, запрещающему начинать любые манёвры, если будут созданы помехи другим участникам дорожного движения.

Ещё одна тонкость 11.3 – разъяснение о скорости

Она заключается именно в запрете препятствовать обгону, повышая скорость. Казалось бы, чего же тут запутанного может быть?! Вполне себе может, когда Вас начали обгонять практически сразу со старта после перекрёстка, к примеру, когда Ваша скорость буквально 5-15 км/ч, и Вы только начали разгоняться.

Предписывает ли пункт 11.3 ПДД 2020 года в этом случае Вам перестать разгоняться и «тошнить» эти самые 5-15 км/ч в ожидании, пока другое ТС не закончит манёвр обгона? Да, формально именно на это Правила и указывают.

Ведь по сути, повышение скорости в данном случае препятствует обгону. Впрочем, об этом тоже можно спорить долго, потому как в ПДД нет определения термина «препятствования». Если понимать его как прецедентное – препятствование обгону только тогда было, если Вы сорвали обгоняющему этот манёвр, и он Вас не обогнал, тогда событие этого запутанного термина имело место быть. Если же обгоняющий закончил манёвр обгона, то откуда же взяться препятствованию – ведь мы ему дали завершить начатое!

Вот такая спорная тонкость кроется в пункте 11.3 Правил дорожного движения!

Просто напоминание о том, что такое обгон

Удивительно, но некоторые автолюбители, а изредка и законоисполнители путают обгон и опережение. Первый – это второй, связанный с выездом на встречную полосу. Если выезда на встречную не было, то это не обгон.

Это касается в том числе и ситуаций, когда:

  • транспортное средство опережает другое по попутной полосе,
  • Вы едете медленно и решаете пропустить едущие за Вами автомобили, сдвинувшись на обочину – если Вас опередили, не выехав на встречку, то это тоже не обгон.


Это обгон, и пункт 11.3 распространяется в данном случае


А это опережение, и 11.3 на него не действует

Следовательно, пункт 11.3 ПДД имеет чёткое предписание только в случае обгона. В ситуациях с опережением он не применим.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Штраф за нарушение пункта 11.3 ПДД

Его на 2020 год нет. Нет состав для привлечения водителя за нарушение 11.3 Правил – это значит, что нет соответствующей статьи КоАП, которая бы предусматривала наказание за препятствование обгону.

Ближайшая статья – 12.15 Административного кодекса – предусматривает наказания только для обгоняющего, а также для тихоходов, которые не пропускают следующими за ними ТС. А вот о препятствовании обгону в ней ни слова.

Ещё одна норма – часть 3 статьи 12.14 предусматривает наказание в 500 рублей за невыполнение требования ПДД не создавать помех во всех случаях, кроме проезда перекрёстков. Именно эту норму применяют чаще всего хитрые сотрудники ГИБДД в попытке выписать штраф. Но она здесь неуместна по той простой причине, что предусматривает санкцию именно за создание помех, а у нас в пункте 11.3 прописано требование не препятствовать, а не не создавать помехи, а это разные вещи по букве закона.

Тем не менее, это не значит, что можно нарушать 11.3, когда захочется. Вину в ДТП никто не отменял. В этом случае, если авария произойдёт, к примеру, из-за того, что Вы повысили скорость, когда Вас обгоняли, из-за чего обгоняющий не успел уйти на свою попутную полосу, то в отношении Вас выпишут определение об отказе в возбуждении дела. Но вина будет Ваша. Более того, столкновение с встречным транспортом – очень опасное ДТП, а КоАП для виновного в таковом предусматривает ещё одну статью – 12.24, предусматривающую лишение прав, а иногда возможно привлечение и по уголовной статье (в случае допущения гибели людей по неосторожности).

Судебная практика

  • Решение №12-37/2013 районного суда в Башкортостане оставило не удовлетворённым жалобу водителя на то, что его незаконно привлекли по статье 12.14 КоАП за нарушение пункта 11.3. А нарушение 11.3 вменили и вовсе за поворот налево при обгоняющем его другом автомобиле. Тем не менее, суд оставил жалобу без удовлетворения.
  • Решение №2-1/2015 городского суда Самарской области о том, что поворот налево не образует состава правонарушения пункта 11.3 ПДД, то есть поворот налево не является препятствованием обгону, и при этом действуют другие пункты Правил.

Обгон: как ПДД защищают обгоняющего, и почему им нельзя доверять

Мы уже рассказывали о том, что такое обгон и чем он отличается от опережения, а также о том, где обгон разрешен и где запрещен. Сегодня же мы поговорим непосредственно о правилах выполнения обгона. На самом деле, в ПДД есть немало пунктов, призванных защитить обгоняющего, но вопрос в том, что безоглядно доверять им не просто нежелательно, но и опасно. Давайте выясним, о чем идет речь, какие условия должны соблюдать обгоняющие и обгоняемые и как безопасно выполнить обгон.

Мы уже неоднократно упоминали определение обгона, но повторение правила лишним не бывает. Согласно ПДД, обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Опережение без выезда на встречную полосу обгоном не является. Соответственно, обгон справедливо считается одним из самых опасных маневров, и в ПДД есть не один пункт, призванный обеспечить его безопасность.

Разумеется, планируя и выполняя обгон, водитель сам обязан позаботиться о собственной безопасности. Это требование тоже прямо указано в правилах: пункт 11.1 гласит, что «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения». То есть намерение водителя выполнить обгон само по себе не дает ему никакого приоритета на дороге. Однако водитель, корректно начавший выполнение обгона, правилами уже оберегается.

Прежде всего, пункт 11.3 прямо запрещает обгоняемому мешать обгону: «водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями». Это одно из базовых требований, позволяющее водителю выполнить обгон так, как он планировал. Более того, с 2016 года в пункте 2.7 ПДД появился отдельный абзац, запрещающий опасное вождение. Оно, помимо прочего, включает в себя «препятствование обгону, если указанное действие повлекло создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Правда, на момент написания материала отдельного наказания за опасное вождение не предусмотрено.

Читать еще:  Уплата половины штрафа в течении 20 дней

Еще одно важное условие обеспечивает безопасность обгоняющего при самом сложном варианте – обгоне длинномеров. Оно даже вынесено в отдельный пункт 9.11: вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Проще говоря, на загородных двухполосных дорогах водители грузовиков должны держать перед собой такую дистанцию, чтобы любой обгоняющий их мог безопасно встроиться обратно в свою полосу. Учитывая, что правила здесь не обговаривают обгон грузовиками друг друга, дистанция перед длинномером должна обеспечивать даже безопасный обгон другим грузовиком – то есть быть абсолютно достаточной для любого легкового автомобиля. Правда, тот же пункт 9.11 содержит и исключения: требование поддерживать большую дистанцию не действует «при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне».

Если же транспортное средство движется по загородной дороге с маленькой скоростью, то ПДД предусматривают не только возможность безопасного обгона, но и возможность этого обгона избежать. Пункт 11.6 указывает, что в случае, если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства. При этом пункт 19.10 разрешает применить звуковой сигнал для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов – таким образом, водителю тихоходного транспортного средства можно посигналить, указывая на необходимость пропустить автомобили позади него.

Отдельные пункты ПДД касаются обгона колонн велосипедистов и гужевого транспорта. Так, пункт 24.5 хоть и указывает, что при движении велосипедистов по правому краю проезжей части они должны двигаться только в один ряд, но допускает движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. При этом колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения, а для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров. Для гужевых повозок, саней, верховых и вьючных животных пунктом 25.2 разрешено не только движение по правому краю проезжей части, но даже движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Однако правила движения колонны здесь те же, что у велосипедистов: колонны при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней), а для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров.

Как мы видим, требований к водителям, которых обгоняют, в ПДД достаточно много, и они действительно призваны обеспечить безопасность обгоняющего. При одном важном условии: выполнении правил обгоняемыми водителями. Учитывая возможные последствия несоблюдения правил при обгоне, заботиться о себе вынужден прежде всего сам обгоняющий: оказаться на встречной полосе без возможности перестроиться обратно в свой ряд – одна из худших перспектив.

К примеру, пункт 9.11 сам по себе уже содержит исключения, позволяющие водителям длинномеров не поддерживать достаточную дистанцию для возвращения в полосу после обгона. И если участки с запретом обгона и транспортная колонна вопросов не вызывают, то понятие «интенсивное движение» в ПДД не регламентировано и определяется каждым водителем по-своему. То есть здесь есть возможность неоднозначной трактовки требований правил, способная вызвать проблемные ситуации на дороге.

То же самое касается обгона колонн велосипедистов и гужевого транспорта. Несмотря на прямое указание в правилах, регламентирующее положение этих участников движения на проезжей части, быть уверенным в соблюдении ими правил невозможно. Соответственно, приближаясь к колонне, нужно сначала по возможности выяснить размер колонны и наличие пространства между ее частями и все равно планировать обгон с поправкой на возможные изменения обстановки.

Еще один аргумент в пользу того, что нельзя полностью полагаться на правила – это отсутствие наказания за нарушение большинства указанных выше требований. Наказание за нарушение правил для обгоняющего остается заслуженно суровым, а вот обгоняемые штрафным санкциям практически не подвержены. Пока в КоАП не введено наказание за опасное вождение, фактически ненаказуемым оказывается даже нарушение пункта 11.3 ПДД, которое запрещает препятствовать обгону. На этом фоне не стоит и говорить об отсутствии наказания для велосипедистов и водителей гужевых повозок, не соблюдающих правила организации колонны. По сути, единственное возможное нарушение, за которое можно получить конкретное наказание – это «невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения». Оно зафиксировано отдельной частью 1.1 статьи 12.15 КоАП и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Учитывая вышесказанное, водителям, планирующим обгон, стоит учитывать не только правила дорожного движения, которые их всячески защищают, но и возможные нарушения правил обгоняемыми водителями, а также их банальную невнимательность. Перефразируя популярное выражение, можно сказать, что «безопасность обгоняющих – дело рук самих обгоняющих».

Наказание за нарушение правил обгона в различных ситуациях в 2019 году

Несмотря на то что это разделение является условным и не зафиксировано в нормативных актах, автомобильные маневры различаются по шкале опасности. Обгон в этом случае будет занимать одно из первых мест. Рассматриваемое действие водителя на дороге нередко приводит к лобовым столкновениям со смертельным исходом. Поэтому штраф за обгон в 2019 году является достаточно суровым наказанием, если автовладелец совершит его не по правилам.

Что понимают под обгоном

По действующему законодательству рассматриваемое понятие четко отделено от похожих ситуаций, связанных с объездом другого ТС. Обгон – это маневр, сопровождаемый выездом на полосу встречного движения (п. 1.2 ПДД). Опережение в рамках своего направления таковым считаться не будет. При этом после маневра водитель обязан съехать со встречной полосы движения на проезжей части, в среде автомобилистов называемой встречкой. В противном случае он может быть оштрафован.

Правила обгона с выездом на полосу встречного движения разрешают опасный маневр не во всех ситуациях. Однако опередить ТС в зоне таких ограничений можно будет без нарушения ПДД.

Чем отличается обгон от опережения

По действующим правилам, регулирующим обязанности участников движения, главным фактором является выезд на встречку. Именно это считают наиболее опасным маневром, из-за которого чаще всего погибают люди. Установленные ограничения призваны снизить аварийность и увеличить комфортность и безопасность совершения обгона, который отличается от опережения тем, что всегда предусматривает выезд на встречную полосу.

Где разрешен маневр

Вне населенного пункта автолюбитель вправе обгонять на следующих участках:

  1. если проезжая часть состоит из двух полос, которые разделены пунктирной разметкой;
  2. на трассе с комбинированными линиями обозначения на асфальте;
  3. в зоне трехполосного движения с прерывистой разметкой.

Но существуют и ограничения, при которых даже в этой области совершать обгон будет недопустимо. Это касается условий видимости и наличия знаков. Кроме того, водитель должен сам понимать, чем он рискует. Перед маневром следует убедиться в:

  1. соответствующем требованиям безопасности состоянии дороги;
  2. исправности автотранспортного средства;
  3. достаточном уровне навыков самого водителя.

Правилами предусматриваются конкретные условия, при которых совершать маневр нельзя.

Где запрещено обгонять

Четко прописаны действия, совершать которые нельзя при желании опередить транспортное средство по встречной полосе (п. 11.4 ПДД).

  1. В городах и за пределами населенного пункта обгонять не допускается в зоне перекрестка. Маневр разрешен только при условии езды по главной дороге и при отсутствии светофоров.
  2. Под запретом обгон справа через обочину.
  3. Маневр недопустим на пешеходных зебрах и в 100-метровом отрезке до и после железнодорожного переезда.
  4. Еще один запрет касается сложных инженерных сооружений: тоннелей, мостов и так далее. Опасность маневра в этом случае повышается из-за условий видимости. Важно учесть, что водитель получит штраф за обгон на мосту даже в случае преодоления пробки или ДТП.
  5. Не стоит рисковать и на подъемах, крутых поворотах, в зоне извилистого расположения трассы. Перечисленные участки выделяются запрещающим обгон знаком (3.20). Обычно его можно встретить на самых опасных частях дороги, так что неопытному водителю при виде такого обозначения рекомендуется сконцентрироваться и сбавить скорость.
  6. Нарушение знака «Обгон запрещен» без сплошной линии разметки также приведет к штрафу, так как первый обладает преимущественным значением перед второй.

Ряд дополнительных ограничений устанавливает п. 11.2 ПДД. Обгонять запрещено, если:

  1. маневр уже совершает другая машина сзади;
  2. аналогичные действия предпринимает транспортное средство, за которым едет авто водителя;
  3. сигнал о намерении начать обгон уже подает находящееся впереди ТС;
  4. маневр может быть не закончен из-за помех или движущихся по встречке автомобилей.

Ответственность за нарушение правил обгона зависит от тяжести и обстоятельств конкретного проступка. В любом случае она будет существенной.

Читайте также:

Нарушение правил обгона – сборник спорных ситуаций: Видео

Штраф за обгон

Штраф за обгон в неположенном месте устанавливается исходя из правил, предусмотренных ст. 12.15 КоАП. Неправомерный выезд на встречку карается постановлением на 5000 рублей или лишением прав сроком на 4-6 месяцев. За повторное правонарушение ВУ могут отобрать уже на год. Когда же обгон будет зафиксирован камерой, штраф составит 5000 рублей без лишения.

Если водитель попадется инспекторам ГАИ в момент обгона, если установлен запрещающий это временный знак, ответственность будет аналогичной, невзирая на разметку. Такие обозначения, согласно ПДД, имеют преимущественное значение.

На перекрестке

В подобном случае наказание зависит от оснащения участка пересечения дорог светофорами. Штраф за обгон на перекрестке предусматривает взыскание 5000 рублей. Однако если водитель сманеврирует на главной дороге нерегулируемого пересечения проезжих частей, он не получит квитанцию.

Описываемое действие запрещено при любых обстоятельствах, если имеется светофор. Обгон на регулируемом перекрестке очень опасен, ведь подобное вряд ли смогут предугадать другие участники движения.

Иногда во время пробок автолюбители пытаются проехать перекрестки по пешеходной зоне. В этом случае, какой штраф за езду по тротуару получит нарушитель, также устанавливается ст. 12.15 КоАП. С него взыщут 2000 рублей.

На пешеходном переходе

Раньше, если на «зебре» не было людей, машины могли обгонять через нее безнаказанно. По актуальным правилам это запрещено, так как условия видимости не всегда позволяют автовладельцу вовремя обнаружить человека и предотвратить ДТП с участием пешехода.

За соблюдением ограничения теперь следят и камеры. Однако, несмотря на то что КоАП в 2019 году за обгон на пешеходном переходе предусматривает штраф или лишение ВУ, сведения со средств автоматического выявления правонарушений могут привести лишь к назначению денежного взыскания.

Под знак «Обгон запрещен»

Если игнорировать подобные обозначения, водителю придется забыть об управлении своим «железным конем» на полгода или заплатить 5000 рублей. Штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» в 2019 году назначается без снисхождения, потому что его устанавливают в наиболее опасных местах, где уже произошло немало смертельных ДТП. Нарушая правила, водитель будет рисковать не только своей жизнью, но и здоровьем добросовестных участников дорожного движения.

Правила обгона на дороге

Такой маневр является одним из наиболее опасных, поэтому водитель должен быть уверен в своих силах. Обгон осуществляется по описанному далее алгоритму.

  1. Прежде всего, необходимо убедиться (по зеркалам), что никто сзади уже не перестроился на встречку.
  2. Далее следует оценить дорожную обстановку: область видимости, расстояние до возможных препятствий и машин, которые едут в противоположную сторону.
  3. Если ничто не мешает начать обгон, следует подать сигнал левого подворотника.
  4. Затем можно перестроиться на встречку, возвратив рычаг переключения светового сигнала в нейтральное положение. Маневр следует совершать при соблюдении дистанции от обгоняемого транспортного средства, чтобы отчетливо видеть дорогу и успеть вернуться при появлении машин.
  5. На встречной полосе необходимо разогнаться как можно быстрее и возвратиться на свой участок проезжей части, включив правый поворотник. Однако нельзя выруливать, подрезая обгоняемое ТС..

ПДД запрещают перестраиваться за пределы проезжей части и обгонять справа. Нарушителю будет выписан штраф за езду по обочине.

Пункт 11.3 ПДД РФ – запрет препятствовать обгону

Правила определяют особые указания и условия как для обгоняющих автомобилей и другого транспорта, так и для опережаемых. Для последних есть только одно указание – запрещение препятствовать обгону. Так утверждают ПДД в пункте 11.3, где есть только одно предложение с важным моментом.

Что говорят ПДД в 2020 году

Правила предписывают, что водителю обгоняемого автомобиля или другого транспорта нельзя препятствовать обгону путем увеличения скорости или другими действиями.

Начиная с 1993 года, пункт 11.3 никогда не изменялся. После этого никаких предложений не поступало и изменений не производилось. Но это не означает, что п. 11.3 полностью идеален и выполняет все требования. Это подтверждает множество дорожных аварий, в которых вину оспаривают как водители обгоняемого, так и обгоняющего транспорта.

Комментарии к п. 11.3

Если ваш автомобиль пытаются обогнать, то Вы не должны этому препятствовать путем повышения скорости и другими действиями. Что подразумевается под понятием «иные»? Рассмотрим такие действия подробнее.

  1. Уменьшение бокового расстояния.
  2. Подрезание автомобиля.
  3. Даже мигание дальним светом или подачу сигнала можно приурочить к препятствованию обгона.
Читать еще:  Срок оплаты штрафа по решению суда

Теперь рассмотрим распространенные нарушения ПДД в этой части.

Поворот налево

Будет ли считаться поворот налево препятствованием обгону? Нет, это вполне нормально. По сути понятия «препятствование» и «препятствие» различаются. У первого из них нет четкого определения.

В этом вопросе пути автомобилей между собой пересекаются, поэтому возникает проблема приоритетов. В Правилах точно указаны обязанности в этом плане, и обязанность определена для обгоняющего транспорта в п. 11.2. В нем сказано, что нельзя создавать помехи обгоняемому автомобилю при возвращении в свою полосу. Но это не означает, что у Вас есть преимущество движения, если вас обгоняют, даже если Вы поворачиваете налево.

При повороте налево у водителя также возникают обязанности, чтобы уступить дорогу. А в маневр «обгона» входит не только выезд на встречную полосу, но и возвращение на прежнее место.

В результате практика разбирательств в Госавтоинспекции и практика судов утверждают, что при таких спорах виновным является тот водитель, который включил сигнал поворота позже.

  1. Если Ваш автомобиль стали обгонять, когда у Вас уже работал сигнал левого поворота, то совершать обгон другому водителю запрещал п. 11.2.
  2. Если Вас начали обгонять, а затем Вы включили сигнал левого поворота, то Вы должны уступить дорогу, но пользуясь при этом не п. 11.3, а 8.1, который запрещает совершать маневры при создании помех остальным участникам на дороге.

Тонкость по пункту 11.3 по скорости движения

Она состоит только в запрещении препятствованию обгона, увеличивая скоростной режим. В этом кажется нет ничего непонятного. Это может случиться, когда Вашу машину стали обгонять с момента трогания после перекрестка. Например, когда скорость автомобиля еще не превышает 15 км в час, и разгон только начался.

Указывает ли п. 11.3 Правил при этом не увеличивать дальше скорость, и ехать также медленно, ожидая, пока другой автомобиль не обгонит Вас? Да, на самом деле ПДД это и обязывают водителей.

По сути дела, увеличение скорости при этом будет мешать обгону. Но на эту тему также много существует споров, так как в Правилах не дано определение понятия «препятствования». Если брать во внимание это, как непосредственное – препятствование было только в том случае, когда Вы не допустили обгоняющему такой маневр, и обгона не произошло. Тогда данное «препятствование» можно считать случившимся. А если обгоняющий водитель окончил обгон, то никакого препятствования и быть не может, так как все действия завершены.

Такие спорные моменты имеются в п. 11.3 ПДД.

Напоминание о понятии обгона

Многие водители и сотрудники Госавтоинспекции плохо различают опережение и обгон, и не всегда знают, чем они отличаются. Последнее понятие означает опережение, но с выездом на «встречку». Если этого не было, то данный маневр нельзя назвать обгоном.

Опережением также называются следующие ситуации:

  • Автомобиль опережает другую машину по попутной полосе.
  • Вы движетесь по дороге с небольшой скоростью и пропускаете едущие сзади машины и другой транспорт, заняв крайнее правое положение. При этом, если Вас обогнали, не выезжая на встречную полосу, то это опережение.

Поэтому, п. 11.3 Правил имеет точное указание только при обгоне. А при опережении применять его нельзя.

Штрафные санкции

На момент 2020 года таких штрафов не предусмотрено. Это означает, что в Административном кодексе нет статьи, описывающей меру наказания за создание помех при обгоне.

Похожая статья КоАП – это 12.15, которая определяет наказания только для водителя, который обгоняет, и для медленно движущегося транспорта (тем, кто не дает себя обогнать). Но о препятствовании обгону в данной статье ничего не написано.

Другой нормативный акт – ст. 12.14 ч. 3 определяет наказание в виде штрафа 500 рублей за то, что водитель не соблюдал Правила в части создания помех, кроме случаев движения по перекресткам. Данную норму используют обычно хитрые инспекторы Госавтоинспекции, когда хотят наложить штраф. Но в данном случае она не подходит по причине того, что определяет наказание только за создание помех. А в п. 11.3 указано условие не препятствовать, а не мешать обгону. Это совершенно разные понятия с точки зрения законодательства.

Но это не означает, что можно не соблюдать п. 11.3 и ничего за это не будет. Виновность в дорожном происшествии по-прежнему действует. Если ДТП случится, например, из-за вашего увеличения скорости в момент обгона, и обгоняющий водитель не успеет вернуться в свою полосу, то будет вынесено постановление об отказе в нарушении. Но виновником будете Вы. К тому же, столкновение со встречной машиной – опасное происшествие, а закон для виновника при этом имеет другую статью 12.24, которая предписывает лишение прав. Могут даже привлечь по уголовной статье, если произойдет смерть людей.

Практика судов

Рассмотрим несколько случаев подобных нарушений и определений судов:

  1. В Иркутской области суд не удовлетворил жалобу водителя о том, что был нарушен закон о привлечении по ст. 12.14. Там указали, что был левый поворот во время обгона другим автомобилем. Но суд не удовлетворил жалобу.
  2. В Тюменской области городской суд вынес решение, что левый поворот не содержит нарушения п. 11.3 Правил, и при этом нет препятствования обгону.

Рассмотрев все случаи препятствования, можно сказать, что на дороге необходимо быть внимательным, чтобы не получить незаслуженное наказание.

Препятствие обгону

  • Можно ли препятствовать обгону
  • Что об этом говорится в ПДД
  • Какие правила обгона
  • Возможные способы, затрудняющие обгон
  • Правила, при которых маневр запрещен
  • Разрешено ли препятствовать обгону на сплошной
  • Какое предусмотрено наказание за создание препятствий
  • Существуют ли ненаказуемые помехи
  • Размеры штрафов

Препятствие обгону – это выполнение впереди идущим водителем любых маневров, которые затрудняют выполнение маневра опережения для другого автомобиля. Это понятие может включать в себя несколько способов: умышленное повышение скорости, уменьшение безопасной дистанции и другие.

Можно ли препятствовать обгону

Создавать препятствия для обгона можно умышленно или неосознанно. Если подобные маневры будут вызывать затруднения для безопасного движения других участников, то они будут считаться помехами.

Что об этом говорится в ПДД

В ПДД не прямого запрета на создание помех при обгоне. Это обусловлено тем, что зафиксировать этот факт на дороге крайне сложно. Для защиты ответственности других водителей, которые попали в ДТП из-за того, что кто-то помешал им, предусмотрен пункт 11.3. Основная его проблема – отсутствие четких формулировок: «водитель не должен препятствовать опережению увеличением скорости и другим действиями». Под последним словосочетанием может подразумеваться огромное количество маневров.

Дополняет правила безопасного выполнения опережения пункт 11.1. Согласно нему, в обязанности водителя входит самостоятельная оценка ситуации и возможных рисков выполнения маневра. То есть тот, кто начал обгон должен убедиться, что на его пути не возникнут внезапные помехи.

Какие правила обгона

Для безопасного выполнения маневра, водителю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Оценить расстояние от одной стороны дороги до другой.
  2. Оценить расстояние до опережаемого транспортного средства.
  3. Убедиться в наличии безопасной дистанции до автомобилей на встречной полосе.
  4. Учесть скорость впереди идущего и встречного автомобиля.
  5. Выбрать правильную скорость приближения к обгоняемому ТС.
  6. Учесть все особенности собственной машины. Например, возможность быстрого разгона.
  7. Оценить текущую дорожную обстановку: установленные знаки, светофоры, тип и качество дорожного покрытия.
  8. Убедиться в отсутствии участков, на которых выполнение обгона запрещено.
  9. Мысленно проложить свою траекторию и убедиться в отсутствии ее пересечения с обгоняемым автомобилем.
  10. Оценить текущие погодные условия и степень видимости с точки зрения безопасности.

Только выполнив все эти действия, можно осуществить безопасный обгон, который легко удастся завершить даже при возникновении небольших помех.

Возможные способы, затрудняющие обгон

Методов препятствования обгону довольно много. Ниже представлены самые распространенные среди них:

  • умышленное увеличение скорости. Ситуация выглядит следующим образом: водитель начал выполнять опережение и в этот момент обгоняемый автомобиль резко увеличил свою скорость. Как правило, показатель увеличения будьте достигать максимально допустимого значения на данном участке или даже выше. У обгоняющего есть только два выхода из ситуации: самому увеличить скорость и тем самым нарушить Правила, или же снизить ее и вернуться обратно на свое место. Как правило такие помехи повторяются неоднократно, при следующей попытке обгона впереди идущий автомобиль заново увеличит скорость движения;
  • сокращение боковой дистанции между обгоняющим и обгоняемым автомобилем. Этот маневр может доходить до того, что обгоняемый автомобиль выезжает на встречную полосу и тем самым вынуждает обгоняющего переместиться на встречную обочину. Выход только один – снизить скорость и вернуться на свое место сзади;
  • игнорирование сигнала поворотника. Когда обгоняющий автомобиль включает левый поворотник, этот сигнал обязателен для исполнения всеми другими участниками движения. Они обязаны учесть его и не создавать помех водителю. Но нарушать правила может водитель обгоняемого автомобиля: включать сигнал поворота, но не выполнять его фактически, выезжать на встречную полосу, «вилять» по проезжей части.

На практике встречаются и другие способы создания препятствий обгону. Их может выполнять не только обгоняемый автомобиль, но и движущийся перед ним. Например, такой водитель может резко снизить скорость и тем самым не оставить места для возвращения в свою полосу обгоняющего.

Не все действия на дороге являются препятствиями к опережению, так, например, поворот не является таковым. У этого маневра в ПДД нет точной терминологии, но есть свод правил для выполнения. А значит, поворот не может расцениваться как иные действия.

Правила, при которых маневр запрещен

В пунктах 11.1-11.2 перечислены зоны, участки и условия, при которых выполнение обгона запрещено:

  1. Отсутствие просвета между потоком машин на встречной или своей полосе.
  2. Вероятность возникновения помех, например, очевидно неадекватное поведение одного из соседних водителей.
  3. Выполнение опережения одновременно с впереди идущим автомобилем (запрет на обгон «паровозиком»).
  4. Наличие впереди регулируемого перекрестка или нерегулируемого пересечения с условием движения по второстепенной дороге.
  5. Приближение к пешеходному переходу или железнодорожному переезду.
  6. Движение по различным сооружениям: мостам, эстакадам, дамбам.
  7. Движение по крутому подъему или в непосредственной близости от опасного поворота.
  8. Наличие знака, напрямую запрещающего обгон (3.20).

Разрешено ли препятствовать обгону на сплошной

Нарушением является не только завершенный обгон, но и его неудачная попытка, совмещенная с выездом на встречную полосу. По трактовке ПДД, запрещается препятствовать любому типу опережения, как законному, так и противоправному (с пересечением сплошной линии).

Единственное исключение, когда создавать препятствия разрешается – обгоняющий автомобиль еще не успел выехать на полосу встречного движения, а обгоняемый видит, что впереди его ожидает опасность. Например, водители грузовиков подают ложный сигнал поворота налево, когда их кузов загораживает обзор другим автомобилистам.

Если в результате обгона по сплошной или из-за создания помех и произойдет ДТП, то виновным в этой аварии будет признан именно автомобилист, решившийся на опережение. Наличие или отсутствие помехи в этом случае значения не имеет.

Какое предусмотрено наказание за создание препятствий

В актуальных ПДД и КоАП предусмотрен только специфический штраф за выполнение обгона транспортными средствами с особыми характеристиками: максимальная скорость движения их ограничена 30 км/ч или они имеют обозначение «Крупногабаритный груз».

Все транспортные средства, относящиеся к упомянутой группе, обязаны предпринять все возможные им действия для исключения помех со своей стороны при выполнении опережения их другим автомобилем. Например, при недостаточной дистанции до встречного автомобиля, они обязаны занять крайнее правое положение на полосе. В отдельных случаях, это маневр может потребовать от них выезд на обочину.

Несмотря на то, что в ПДД есть формулировка помехи обгону, никаких наказаний за их создание для других групп участников движения не предусмотрено.

Существуют ли ненаказуемые помехи

Все ситуации на дороге трактуются в индивидуальном порядке, поэтому можно утверждать, что есть обстоятельства, при которых препятствие опережению не будет считаться нарушением. Как правило, такие действия связаны с необходимостью предотвращения ДТП, но возможны и другие ситуации:

  • обгоняемый автомобиль вынужден сместиться влево, чтобы объехать неподвижное препятствие;
  • поворот налево, выполненный с учетом всех требований ПДД (с заранее включенным поворотником);
  • обгоняемый автомобиль не меняет скорость своего движения, но при этом стремительно приближается к впереди идущему автомобилю. Для избежания столкновения ему потребуется сместиться влево;
  • ТС, движущееся перед обгоняемыми автомобилями резко меняет полосу и вынуждает перестроиться других участников;
  • без принятие дополнительных действия со стороны всех водителей, место для возвращения в свою полосу для обгоняющего является недостаточным для завершения маневра.

Размеры штрафов

Создание помех при выполнении обгона другими участниками – это одна из разновидностей опасного вождения. В 2020 году штрафа за него не предусмотрено, несмотря на то, что законопроект неоднократно вносился в Государственную Думу.

Сотрудник ГИБДД может составить на нарушителя протокол по другим статьям Кодекса об административных правонарушениях. За игнорирование требования Правил о необходимости уступить дорогу (ст. 12.14) виновнику грозит штраф в 500 рублей или письменное предупреждение. Это требование относится к группе особых транспортных средств.

Никаких других мер ответственности за создание помех не предусмотрено. Но главным наказанием для водителя станет наступление факта ДТП, имущественные потери и возможный физический вред здоровью и жизни. С точки зрения закона, в такой ситуации может быть виноват, как обгоняющий, так и обгоняемый водитель, который умышленно создавал помехи.

Создание помех при обгоне – это нарушение Правил дорожного движения. Несмотря на отсутствие наказания за подобные деяния, ответственность для виновника все же может наступить – в случае ДТП он будет рассматриваться как одна из причин его возникновения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector