Максимальный размер административного штрафа для физических лиц
Комментарии к СТ 3.5 КоАП РФ
Статья 3.5 КоАП РФ. Административный штраф
Комментарий к статье 3.5 КоАП РФ:
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В другом эквиваленте он применяться не может. В письме Минфина России от 2 апреля 2003 г. N 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, что обусловило его широкое применение. Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже — с другими видами административного наказания.
2. Комментируемая статья определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц — одного миллиона рублей. Однако Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения к юридическому лицу административного штрафа за административные правонарушения по ст. ст. 14.40 — 14.42 Кодекса в повышенном размере — до 5 млн. руб. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).
При исчислении административного штрафа следует иметь в виду норму ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой за совершение административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц. Законодатель отказался от перечня административных правонарушений, совершение которых было основанием для установления и применения административных штрафов в повышенном размере. В технико-юридическом плане такая норма не была стабильной, и указанный перечень постоянно дополнялся. Действующая редакция ст. 3.5 КоАП РФ устанавливает общие пределы рассматриваемого вида административного наказания, в рамках которых в санкциях Особенной части КоАП РФ конкретизируются размеры административного штрафа за определенные виды административных правонарушений.
Кроме исчисления размера административного штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель установил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. В соответствии с комментируемой статьей административный штраф может выражаться в величине, кратной:
— стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества (см. Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ);
— сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Максимум для рассматриваемого вида административного штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: нарушение валютного законодательства (ч. ч. 1, 5 ст. 15.25), незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и др.;
— сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ согласно примечанию к ст. 14.31 (см. комментарий к этой статье) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ;
— сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. В этом случае размер административного штрафа не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений, например, нарушение порядка ценообразования;
— начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении указанного заказа для нужд этого учреждения;
— сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования информации и (или) манипулирования рынком.
Таким образом, при конструировании санкций за отдельные виды правонарушений законодатель комбинирует различные способы исчисления административного штрафа.
3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (см. ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).
4. Административный штраф в соответствии с КоАП РФ применяется к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Комментируемая статья определяет круг лиц, к которым данный вид административного наказания не применяется. Закон предусматривает ограничения применения административного штрафа к военнослужащим. В соответствии с ч. 6 данной статьи административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
5. В связи с внесением существенных изменений в статус бюджетных учреждений (см. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) на них распространен с 1 января 2011 г. порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
Эти учреждения вправе заключать по результатам конкурсов на размещение заказов для своих нужд гражданско-правовые договоры.
Поэтому со дня вступления в силу упомянутого выше Федерального закона штрафная санкция за нарушение установленного порядка размещения заказов бюджетными учреждениями будет исчисляться также с учетом цены гражданско-правового договора при размещении соответствующего заказа.
6. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статьи 15.21 и 15.30 КоАП РФ внесены изменения, которые предусматривают назначение юридическими лицам административного наказания в виде административного штрафа в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
В связи с этим ч. 1 комментируемой статьи дополнена п. 6, определяющим способ исчисления суммы указанного выше штрафа. Норма этой части вступает в силу через 180 дней со дня опубликования упомянутого выше Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ (опубликован 30 июля 2010 г.).
Что такое административный штраф?
Административный штраф является наиболее распространенным видом санкций по КоАП РФ и предусмотрен практически каждым составом правонарушений. Данная форма воздействия применяется к любым категориям нарушителей – гражданам, ИП, должностным лицам, предприятиям. В этом материале рассмотрим, в каких формах назначается штраф, и как происходит исполнения данного вида санкций.
Что это такое
Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:
- назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
- закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
- максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.
В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.
От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:
- штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
- в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
- кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
- исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
- в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
- иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.
Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.
В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.
Кто назначает штраф
При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:
- судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
- должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
- органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.
В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.
В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.
Как исполняется штраф
Для добровольного исполнения наказания в форме штрафа КоАП РФ предусматривает специальный срок – не более 60 дней с момента вступления в силу постановления суда, либо иного органа. Вступление в силу связано с истечения срока на обжалование, либо с датой рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Если в течение 60 дней штраф не уплачен в бюджет, возникают следующие последствия:
- исполнительные документы направляются в службу ФССП – принудительное взыскание происходит с зарплаты должника, его имущества и т.д.;
- по факту несвоевременной оплаты штрафа может составляться административный протокол – нарушителю грозят дополнительные санкции в виде нового штрафа, обязательных работ или ареста;
- правонарушитель может подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате санкции – ходатайство будет рассматривать орган, назначивший наказание;
- для субъектов малого и среднего бизнеса допускается замена штрафа на предупреждение – если санкция была назначена по итогам контрольных или надзорных проверок, а нарушение не повлекло вреда или ущерба.
Выявление фактов несвоевременной оплаты штрафных санкций входит в компетенцию приставов, сотрудников ГИБДД, налоговых инспекторов, иных должностных лиц и органов. Обязанность по исполнению наказания считается исполненной, когда деньги фактически поступят в бюджет.
Выбор размера административного штрафа
Добрый день, уважаемый читатель.
Нарушение правил дорожного движения водителем влечет за собой административное наказание. При этом на практике за одно и то же нарушение правил наказание может быть различным. Например, за управление автомобилем с грязными номерами водитель может получить либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.
Причем нарушений, предусматривающих несколько вариантов наказания, достаточно большое количество. Убедиться в этом Вы можете просмотрев таблицу штрафов ГИБДД.
В этой статье речь пойдет о том, как происходит выбор размера и типа административного наказания:
Что влияет на выбор размера административного наказания?
Рассмотрим статью 4.1 кодекса об административных правонарушениях:
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Рассмотрим указанные в данной статье пункты:
1. Характер административного правонарушения. В данном случае речь идет о том, какое нарушение допустил водитель и насколько оно опасно. Например, рассмотрим пример с выездом на встречную полосу движения. Водитель может объехать пробку по встречной полосе и это весьма опасно. С другой стороны, водитель может по невнимательности выехать на несколько сантиметров колесом за пределы сплошной линии разметки при повороте. Во втором случае наказание должно быть мягче, чем в первом.
Если нарушение не несло опасности, то на практике водителю могут позволить самому выбрать тип наказания. Например, за управление автомобилем без номеров иногда предлагают выбрать между штрафом в 5 000 рублей и лишением прав на 1 месяц.
2. Личность виновного. На размер наказания может в том числе повлиять и поведение участника дорожного движения. Если водитель ведет себя по-хамски, пытается угрожать должностным лицам, то на минимальное наказание рассчитывать не приходится. С другой стороны, если водитель вежлив и сознает собственную вину, наказание будет меньше.
3. Имущественное положение. Если нарушитель имеет финансовые трудности, то ему могут пойти навстречу и выбрать меньшую из санкций.
4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства будут рассмотрены ниже.
Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении
Смягчающие обстоятельства, влияющие на выбор размера штрафа ГИБДД, перечислены в статье 4.2 КоАП:
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Рассмотрим пункты, на которые водитель может повлиять непосредственно на месте нарушения ПДД:
1. Раскаяние лица. Если сотрудник ГИБДД зафиксировал нарушение правил дорожного движения и никаких доказательств собственной правоты у Вас нет, то лучше сразу же признать собственную вину и раскаяться в содеянном. Это позволит рассчитывать на минимальное наказание.
2. Добровольное прекращение противоправного поведения. Например, пусть водитель управляет автомобилем без государственных регистрационных знаков. Он может добровольно вернуть номера на предназначенные для них места и рассчитывать на снисхождение.
Остальные пункты также могут быть использованы в качестве смягчающих обстоятельств, однако они относятся к специфичным ситуациям.
Отягчающие обстоятельства при выборе размера штрафа
Отягчающие обстоятельства перечислены в статье 4.3 КоАП:
1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
1. Продолжение противоправного поведения. Например, водитель отказывается уступить дорогу автомобилю ГИБДД с включенными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом. Сотрудники могут предупредить водителя через громкоговоритель о том, что он нарушает правила дорожного движения. Если водитель все равно продолжит мешать проезду оперативной машины, то это будет отягчающим обстоятельством.
2. Повторное нарушение того же самого пункта ПДД, допущенное в течение года с момента оплаты предыдущего штрафа или окончания срока лишения.
Например, если ребенок взял родительский автомобиль, то в первый раз за управление без прав он получит штраф 5 000 рублей. В случае повторной остановки за то же нарушение правил, отягчающее обстоятельство повлечет максимальный штраф 15 000 рублей.
3. Вовлечение несовершеннолетнего в нарушение требований правил дорожного движения. Например, если пешеход вместе с ребенком переходит дорогу в неположенном месте, он гарантированно получит штраф в размере 500 рублей. Если бы ребенка не было, то можно было рассчитывать на предупреждение.
4. Совершение правонарушения группой лиц. Если группа пьяных лиц решит устроить гонки на автомобилях, то каждый из них может получить 24 месяца лишения — максимальный срок по части 1 статьи 12.8 КоАП.
5. Совершение нарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.
6. Совершение нарушения в состоянии опьянения. Этот пункт относится только к тем статьям КоАП, которые не включают в себя упоминание алкогольного опьянения.
Например, выезд на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора в состоянии опьянения повлечет максимальное наказание — 6 месяцев лишения прав. Также водитель будет лишен прав за управление автомобилем в состоянии опьянения и сроки лишения будут сложены.
Другой пример, если водитель управляет автомобилем без водительского удостоверения и при этом находится в состоянии опьянения, то он будет наказан по части 3 статьи 12.8 КоАП. Эта статья подразумевает наказание за управление транспортным средством в алкогольном опьянении, поэтому алкогольное опьянение по отношению к этой статье отягчающим обстоятельством не является.
Теперь Вы знаете, от чего зависит итоговый размер административного наказания за нарушение требований ПДД. При необходимости Вы сможете использовать смягчающие обстоятельства для собственной пользы.
Таблица штрафов
Нарушение | Юридические лиц | Индивидуальные Предприниматели |
---|---|---|
Нарушение правил пересечения государственной границы иностранными гражданами. | 400 000 — 800 000 | 30 000 — 50 000 |
Нарушение обязательных условий пребывания иностранных граждан в России, правил транзитного проезда через территорию России таких граждан, нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан в России. | 400 000 — 500 000 | 40 000 — 50 000 |
Предоставление жилья, транспорта, оказание услуг иностранному гражданину, незаконно находящемуся в России. | 250 000 — 300 000 | 25 000- 30 000 |
Невыполнение работодателем правил миграционного учета | 400 000 — 500 000 | 40 000 — 50 000 |
Непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного работника. | 400 000 — 500 000 | 40 000 — 50 000 |
Предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России иностранного работника при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию иностранного работника | 400 000 — 500 000 | 45 000 — 50 000 |
Привлечение к трудовой деятельности иностранного работника без разрешения на работу либо патента | 250 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | 25 000 — 50 000 |
Привлечение к трудовой деятельности иностранного работника без разрешения на привлечение и использование иностранных работников. | 250 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | 25 000 — 50 000 |
Неуведомление ФМС, органа занятости, налоговой службы о привлечении к трудовой деятельности иностранного работника | 400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | 35 000 — 50 000 |
Нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на торговых объектах | 400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф для виновных должностных лиц: 40 000 — 50 000 | 350 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Предоставление предпринимателей, юридическим лицом, производственных, торговых, служебных и пр. помещений для осуществления предпринимательской деятельности другому предпринимателю, юридическому лицу, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но используют их труд | 400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф для должностных лиц: 45 000 — 50 000 | 350 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Несоблюдение работодателем ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, существующих в отношении иностранных работников | 800000 — 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | 45 000 — 50 000 |
Правонарушение | Для физических лиц | Для должностных лиц | Для индивидуальных предпринимателей | Для юридических лиц |
---|---|---|---|---|
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству | 1 000 — 2 000 | 3 000 — 10 000 | 10 000 — 20 000 | 20 000 — 30 000 |
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара | 1 000 — 2 000 | 1 000 — 2 000 | — | 10 000 — 20 000 |
Сокрытие достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, импортере и о режиме их работы | — | 500 — 1 000 | — | 5 000 — 10 000 |
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов | 1 000 — 2 000 | 10 000 — 20 000 | 20 000 — 30 000 | 100 000 — 300 000 |
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате или декларации о соответствии | — | 20 000 — 40 000 | — | 100 000 — 300 000 |
Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов | — | 10 000 — 20 000 | — | 100 000 — 300 000 |
Нарушение правил выполнения работ по сертификации/ декларированию соответствия | — | 20 000 — 40 000 | — | 400 000 — 500 000 |
Необоснованная выдача или отказ в выдаче сертификата, либо необоснованное приостановление его действия5 | — | 20 000 — 30 000 | — | 50 000 — 100 000 |
Представление недостоверных результатов исследований | — | 30 000 — 50 000 | — | 400 000 — 500 000 |
Субъект наложения санкций | Размер штрафа, руб. |
---|---|
Физические лица (в т.ч. за неузаконенную перепланировку) | 2000-5000, приостановление строительства |
Должностные лица | 20 000 – 50 000 |
Юридические лица | 500 000 – 1 000 000, приостановление деятельности до 90 дней |
Индивидуальные Предприниматели | 200 000 – 500 000, приостановление деятельности до 90 дней |
Субъект наложения санкций | Размер штрафа, руб. |
---|---|
Физические лица | 200 000 или доход за 18 месяцев, принудительные работы. Компенсация ущерба, арест |
Юридические лица | 10 000 – 5 млн руб., компенсация ущерба |
Должностные лица | 10 000-20 000, конфискация контрафакта |
Нарушение | Физические лица | Юридические лица | Должностные лица |
---|---|---|---|
Нелегальный провоз товаров и транспортных средств, минуя пункты таможенного контроля. Сокрытие товаров при прохождении таможенного контроля | ½ — 3-кратный размер стоимости товара, конфискация | ½ — 3-кратный размер стоимости товара, конфискация | 10 000 – 20 000 |
Предоставление недостоверных сведений о провозимом товаре | 1 000 – 2 500, конфискация | 50 000 – 100 000, конфискация | 5 000 – 10 000 |
Недекларирование или недостоверное декларирование | ½ — 2 кратная стоимость товара, конфискация | ½ — 2 кратная стоимость товара, конфискация | 10 000 – 20 000 |
Предоставление недействительных документов | 1 500 – 2 500, конфискация | 100 000 – 300 000, конфискация | 10 000 – 20 000 |
Несоблюдение запретов на ввоз-вывоз товаров по РФ и странам Таможенного союза | 1 500 – 2 500, конфискация | 100 000 – 300 000, конфискация | 10 000 – 20 000 |
Недекларирование или недостоверное декларирование денежных сумм и иных денежных инструментов | 1-2-кратная величина незадекларированной суммы | ||
Нарушение режима зоны таможенного контроля | 300-500 | 5 000 – 10 000 | 500- 1 000 |
Нарушение | Физические лица | Юридические лица |
---|---|---|
За разжигание межнациональной розни | От 100 000 рублей до уголовного наказания (статья 282 УК РФ) | От 100 000 рублей до уголовного наказания (статья 282 УК РФ) |
Продажа алкоголя и табака несовершеннолетним – 300 000 – 500 000 тыс. рублей
Продажа алкоголя без сопроводительных документов, а также с поддельными акцизными марками – 200 000 – 300 000 тыс. рублей
Нарушение запрета на продажу алкоголя ночью – 50 000 – 100 000 тыс. рублей
ИП — 20 000 — 100 000 тыс. рублей
Юридические лица — 80 000 – 250 000 тыс. рублей
Должностные лица — 10 000 — 50 000 тыс. рублей
Незаконное подключение к энергосетям (газ, электричество, отопление)
Должностные лица — 6 000 – 8 000 тыс. рублей
Юридические лица — 60 000 – 80 000 тыс. рублей
Физические лица — 3 000 – 4 000 тыс. рублей
«Единая Россия» подготовила поправки в КоАП
Минимальный размер административного штрафа будет увеличен до 500 руб., максимальный — уменьшен с 300 тыс. до 100 тыс. руб. Таковы положения законопроекта, который внесен в Госдуму «Единой Россией» и «Справедливой Россией». Все правонарушения будут поделены на три категории: грубые, значительные и менее значительные. Размер штрафа будет установлен в зависимости от вида нарушения.
Масштабный проект поправок в КоАП в Госдуму внесла группа депутатов, включая главу комитета по госстроительству Владимира Плигина («Единая Россия»), его двух его заместителей — Дмитрия Вяткина («Единая Россия») и Александра Агеева («Справедливая Россия»). Согласно тексту законопроекта, минимальный размер штрафа для граждан за административные правонарушения будет увеличен со 100 до 500 руб. При этом максимальный размер санкции для физических лиц, наоборот, уменьшится с 300 тыс. до 100 тыс. руб.
Права за хорошее поведение
Напомним, что за последние годы масштабные изменения в КоАП касались только 12-й, «водительской», главы кодекса, где прописаны штрафы и санкции за нарушения ПДД. В частности, первый пакет поправок был принят в 2007 году, второй — в 2013 году. С 1 сентября 2013 года для водителей минимальный штраф уже составляет 500 руб., максимальный — 50 тыс. руб.
Законопроект вводит также новую классификацию нарушений, в зависимости от которой и устанавливается размер санкции. К примеру, за грубые административные правонарушения штраф для граждан варьируется в пределах 10–100 тыс. руб. За значительные нарушения штрафы для граждан составляют 5–10 тыс. руб., за менее значительные — 0,5–5 тыс. руб.
Президент дал водителям скидку
Кроме того, сообщает «Интерфакс», новая редакция КоАП разрешает судам вводить запрет для правонарушений на посещение официальных спортивных мероприятий и определенных общественных мест, на участие в митингах, шествиях и демонстрациях, а также на пользование услугами авиаперевозчиков.
«Новая редакция общей части КоАП РФ не ужесточает и не повышает существенным образом размеры административных штрафов»,— заявил Владимир Плигин. По его словам, прежде всего ставилась задача «систематизации действующего административного права, поскольку к нынешнему КоАП РФ уже внесено более 2 тыс. поправок».
Чиновников предлагают наказывать рублем за необщительность
Штрафы для чиновников за отказы представлять журналистам информацию по запросам, а также за необоснованное затягивание сроков предоставления информации предлагают увеличить до 5 тыс. руб. Соответствующие поправки к КоАП внесли депутаты от ЛДПР. Они не исключают, что ко второму чтению законопроекта размер штрафов может увеличиться. Читайте подробнее
Административный штраф
Согласно КоАП административный вид санкций — штраф является мерой наказания за практически каждое преступление. Эту форму воздействия применяют относительно граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц или компаний.
Что такое административный штраф?
Штраф, устанавливаемый за любое административное правонарушение, почти всегда взимается в денежном эквиваленте. Характеристику меры определяет КоАП:
- санкции может назначить как суд, так и должностные лица, иные органы, уполномоченные рассматривать дела административного типа;
- законодательно установлен минимальный размер — 100 руб., за нарушение ПДД — от 500 руб;
- максимальный предел суммы зависит от статуса правонарушителя.
- максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.
Какие штрафы относятся к административным?
Административный штраф, как устанавливает Кодекс административных правонарушений РФ, является мерой наказания за несоблюдение норм трудового, антимонопольного, налогового, таможенного, земельного, трудового, жилищного законодательства. Санкция также применяется за нарушение закона о потребительских правах или иных сфер права.
Поскольку взыскание осуществляется в денежной форме, учитываются:
- какое было административное правонарушение и его последствия;
- количество аналогичных преступлений, совершенных обвиняемым;
- тип субъекта — для физических и юридических лиц суммы могут значительно отличаться.
Согласно КоАП, единственными гражданами, для которых не устанавливается денежная мера ответственности — призывники ВС, курсанты военных учебных заведений до момента подписания контракта.
Минимальные и максимальные суммы штрафов
Фиксированный размер для уплаты административного штрафа — базовый способ наказания. Окончательная сумма постановления будет зависеть от:
- суммы невыплаченного налога, сбора или других обязательных взносов в госбюджет;
- стоимости муниципального или государственного контракта;
- величины невыполненных договорных обязательств;
- кадастровой оценки недвижимого имущества;
- минимальной заработной плате без учета районного коэффициента на момент совершения противоправного действия;
- стоимости объекта на момент начала или окончания нарушения;
- типа лиц, привлекаемых к ответственности — для физлиц 25 МРОТ, для должностного лица — 50 МРОТ, для предприятий вне зависимости от формы собственности — 1000 МРОТ.
Отдельные случаи финансового наказания можно представить в виде таблицы.
Тип нарушителя | Минимальная сумма | Исключения |
Физлицо | Не более 5 тыс. руб. | Статьи, за которые предусмотрен больший размер. К примеру, за посягательство на свободу совести — 30 тыс. руб. |
Должностное лицо | 50 тыс. руб. | Составы правонарушений. Например, строительные работы близ магистрали будут причиной штрафа 800 тыс. руб. |
Юрлицо | Больше 1 млн руб. | Статьи, где указана иная сумма. К примеру, за посягательство на объект культурного наследия нужно оплатить 60 млн руб. |
Сумма штрафа для иностранцев
Наложение и исполнение для граждан других государств административного штрафа имеет несколько нюансов:
- назначение штрафа как дополнительного взыскания. Иностранцы оплачивают санкцию на следующий день после постановления. Невыплата грозит запретом на въезд на 5 лет;
- иностранные перевозчики оплачивают штрафы не позже общего срока, но до выезда принадлежащего им транспорта.
Как проверить?
Обнаружить постановление и факт уплаты по предмету административного штрафа можно несколькими способами:
- Зарегистрироваться на сайте Госуслуг, зайти в информационный раздел, кликнуть «Получить услугу». Чаще всего по фамилии или номеру СТС проверяется наличие штрафа в ГАИ.
- Посмотреть на сайте ГИБДД. Будет нужен регистрационный номер и СТС машины. Понадобится зайти в раздел «Проверка штрафов» и ввести данные.
- На сайте ФССП. Требуется войти в сервис «База исполнительных производств». Там можно узнать задолженности и размер текущей оплаты по ФИО, дате рождения и региону.
Как можно оплатить административный штраф?
Оплата после постановления о назначении административного штрафа осуществляется в ГАИ, кассе налоговой службы, банках, терминалах. На сегодняшний день россияне также пользуются интернет-сервисами.
За какой срок нужно оплатить штраф за административное правонарушение?
В КоАП устанавливается срок выплат 60 дней с момента вступления постановления в силу. Постановительный документ приобретает силу только после окончания срока обжалования. Если нарушитель не использовал права подачи жалобы, за административное правонарушение нужно оплатить через 10 дней.
Общее правило исчисления сроков указано в ст.4.8 КоАП. Это 70 дней без подачи жалобы. Отсчет начинается со дня, который следует после вступления в силу постановления.
Где взять реквизиты?
Основной документ для оплаты штрафа — это квитанция. Ее выдают после назначения взыскания. В платежке указываются:
- наименование финансово-кредитной организации, где у получателя открыт счет;
- номера счетов для расчета и корреспонденции;
- ИНН организации, выписавшей штраф;
- сумма для оплаты;
- тип административного правонарушения;
- ФИО плательщика;
- адрес регистрации или место проживания нарушителя.
Как оплатить административный штраф через интернет?
Рассмотреть порядок оплаты штрафа онлайн можно на примере сервисов Яндекс.Денег. Нарушитель действует так:
- Заходит в электронный кошелек.
- Выбирает раздел «Товары и услуги».
- Кликает по полю «Штрафы».
- Указывает ИНН и название организации-получателя.
- Вводит сумму штрафа.
- Подтверждает перевод средств.
Как оплатить административный штраф через Сбербанк Онлайн?
Оплатить штрафы можно через приложение банка, если у плательщика есть платежная карта или расчетный счет. Для внесения средств понадобится:
- Пройти идентификацию в Личном кабинете — ввести логин и пароль.
- Зайти в раздел «Платежи».
- Выбрать подраздел «ГИБДД, пошлины, налоговые платежи».
- Выбрать учреждение, выписавшее штраф.
- Ввести реквизиты с квитанции или найти организацию по ИНН.
Как оплатить административный штраф через Госуслуги
На сайте Госуслуг зарегистрированному пользователю понадобится:
- После входа на портал выбрать раздел.
- Ввести параметры операции.
- Указать в графах сведения о нарушении административного характера и платеже.
- Кликнуть по полю «Поиск».
- Выбрать способ оплаты — с банковской карты или электронного кошелька.
- Ввести нужные реквизиты и нажать «Ок».
Как оплатить административный штраф через банкомат?
Оплатить пошлину за правонарушение можно в терминале и банкомате по одному алгоритму:
- Зайти в меню устройства.
- Выбрать раздел «Налоги, штрафы, ГИБДД».
- Выбрать нужную организацию.
- Указать сумму штрафа.
- Ввести данные плательщика.
- Вставить деньги в купюроприемник.
- Нажать «Ок» и забрать квитанцию.
При наличии платежного поручения можно выполнить следующее:
- Найти в меню терминала «Платежи в моем городе».
Как оплатить административный штраф без квитанции?
Когда плательщик потерял или забыл квитанцию, для оплаты штрафа можно обратиться в кассу банка. понадобится паспорт, пенсионное удостоверение и название инстанции, выдавшей постановление. Банковскому работнику нужно сообщить, сколько требуется оплатить.
Последствия неуплаты административного штрафа
Срок добровольной уплаты составляет для административного штрафа 60 дней и считается с момента вступления в силу постановления. Если ответчик жалобу не подавал, не сделал платеж в указанный срок, возможны следующие взыскания:
- принудительные отчисления с зарплаты или иного дохода — после начала исполнительного производства ФССП;
- начисление нового штрафа, арест, исполнительные работы — после составления административного протокола по неуплате.
У плательщика есть права подачи заявлений об отсрочке или рассрочке. Субъекты малого бизнеса при назначении штрафа по результатам проверки могут написать ходатайство о замене выплат предупреждением.
Какие санкции предусматриваются при совершении повторных правонарушений?
Срок давности по правонарушениям административного характера составляет 2 года, если постановление не вступило в силу. В остальных случаях неуплата является уклонением, а нарушение, совершенное второй раз за год — повторным.
Ст. 4.6 Кодекса административных правонарушений рассматривает это как отягчающее обстоятельство. Ответчику грозит наказание в двукратном размере предыдущего штрафа.
Законодательно установлены нарушения административного типа, минимальный и максимальный предел денежной ответственности. Плательщики могут внести средства несколькими способами, оформить отсрочку.
КС: региональный административный штраф для организации может быть назначен в размере меньше минимального
7 апреля Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, которые не позволяют назначить организации административный штраф в размере меньше минимального штрафа за соответствующее правонарушение в том случае, если ответственность предусмотрена региональным законодательством, а не КоАП РФ (Постановление № 15-П/2020).
В октябре 2017 г. АО «РСК» было признано виновным в размещении транспортных средств на занятой зелеными насаждениями территории по ст. 8.25 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях. Ему, как юридическому лицу, было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 тыс. руб.
Пытаясь обжаловать постановление, общество дошло до Верховного Суда, однако все инстанции пришли к выводу, что назначенное наказание является справедливым и соразмерным. «РСК» настаивало на наличии оснований для снижения в соответствии с ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размера назначенного ему административного штрафа. Однако заместитель председателя Московского городского суда в своем постановлении указал, что такая возможность предусмотрена при совершении административных правонарушений, ответственность за которые установлена КоАП РФ.
Общество обратилось в Конституционный Суд. Оно заявило, что ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не соответствуют Основному Закону, поскольку не позволяют назначать юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера, установленного законом субъекта РФ об административных правонарушениях за совершение конкретного деяния (жалоба имеется у «АГ»).
КС отметил, что согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения и его последствиями, а также имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, последнему может быть назначен административный штраф в размере менее минимального штрафа, предусмотренного соответствующей нормой раздела II данного кодекса, в том случае, если минимальный размер такого штрафа составляет не менее 100 тыс. руб. При этом в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть меньше половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного кодекса.
То есть, пояснил Суд, оспариваемые нормы допускают возможность не более чем двукратного снижения минимального размера административного штрафа, составляющего для юридических лиц не менее 100 тыс. руб., благодаря чему предоставляют органам и должностным лицам административной юрисдикции действенное средство для справедливого и пропорционального содеянному реагирования на совершенное противоправное деяние. Данные нормы обеспечивают индивидуализацию административного наказания и фактически улучшают правовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, добавил КС. При этом такие правила распространяются как на относительно определенные штрафы с установленным минимальным и максимальным их размером, так и на абсолютно определенные штрафы.
Конституционный Суд напомнил, что ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ были введены в кодекс с целью приведения его положений в соответствие с правовой позицией КС РФ, в частности, выраженной им в постановлениях № 1-П/2013, 4-П/2013, 4-П/2014, 10-П/2014. Согласно этим актам невозможность назначения административного штрафа ниже низшего предела соответствующей санкции в случае, если он имеет значительный размер, не позволяет наиболее полно учесть характер правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом, заметил КС, буквальное толкование оспариваемых норм допускает назначение юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа только в случае, если он предусмотрен разделом II КоАП РФ. Такое толкование не позволяет применить ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении юридическим лицам административного штрафа в соответствии с законами субъектов РФ, расходится со смыслом ст. 1.4 и 3.1 КоАП РФ и влечет не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения, подчеркнул Суд.
По его мнению, данная дифференциация в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости создает предпосылки для дискриминационного правоприменения. При этом, добавил КС, возможность назначения административного штрафа с использованием оспариваемых норм не предопределяет обязанность следования соответствующего органа или должностного лица доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, о наличии в его деле оснований для указанного снижения размера штрафа.
С учетом сказанного Суд пришел к выводу, что ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не соответствуют Конституции в той мере, в какой они не позволяют назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее минимального размера штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения. Помимо этого КС указал на необходимость внести соответствующие изменения в КоАП РФ и пересмотреть правоприменительные решения, вынесенные в отношении акционерного общества «РСК».
Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина отметила, что размер относительно определенного штрафа в каждом конкретном случае определяет суд или должностное лицо, назначающее наказание, по своему усмотрению. Зачастую суммы штрафов в разных делах отличаются, несмотря на отсутствие каких-либо существенных различий в обстоятельствах этих дел, добавила эксперт.
«Можно ли другим юридическим лицам использовать данную правовую позицию в своих делах, по которым уже приняты постановления о назначении наказаний? Полагаю, что да, но только в случаях, если такие постановления еще не исполнены», – сославшись на ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, указала Наталия Травкина.
Юрист напомнила, что ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, появившиеся в кодексе одновременно с частями 3.2. 3.3 той же статьи, предусматривают сходные условия для снижения штрафов, назначаемых гражданам и должностным лицам. При этом административные органы и суды обычно крайне формально подходят к применению положений КоАП РФ и толкуют их буквально, заметила Наталия Травкина.
«Формально ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ не признаны не соответствующими Конституции, однако, на мой взгляд, необходимо распространять позицию КС и на штрафы, назначаемые гражданам и должностным лицам», – подчеркнула эксперт. Подход Суда универсален и заключается в том, что дифференциация прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения (но предусмотренной КоАП РФ, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой), не имеет объективного и разумного оправдания и порождает предпосылки для дискриминационного правоприменения в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, пояснила она.
Управляющий партнер юридической компании «Проценко и Партнеры», адвокат Татьяна Проценко отметила, что в силу федеративности государственного устройства России законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и законов субъектов РФ, которыми также может устанавливаться ответственность за совершение тех или иных правонарушений. «Однако общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях установлены КоАП РФ», – напомнила она.
Адвокат полагает, что существовавшая ранее невозможность применения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания за совершение правонарушения, предусмотренного законом субъекта РФ, была не только несправедлива, но и неконституционна изначально, что и подтвердил КС РФ.
«Скорее всего, при введении ч. 3.2 и 3.3 в ст. 4.1 КоАП была просто допущена ошибка в юридической технике составления документа – упустили из виду, что административная ответственность установлена не только разделом II КоАП РФ, но и законами субъектов Федерации, – предположила Татьяна Проценко. – Конституционный Суд РФ эту ошибку исправил».
Руководитель отдела административной практики юридической компании «Миграционный юрист» Андрей Фоменко полагает, что признанные неконституционными нормы изначально «перегрузили» большим количеством противоречивых условий: «Штраф должен быть не менее 100 тысяч, уменьшить можно не более чем в два раза, не все категории административных правонарушений и так далее. Это и создает правовую неопределенность и перекосы в правоприменительной практике».
По мнению эксперта, КС РФ считает, что правоприменителям необходимо предоставить большую свободу при назначении административных штрафов. «Например, в ст. 64 УК РФ закреплено право судов назначать по уголовным делам наказание ниже низшего предела и не применять дополнительный вид наказания, установленный конкретной статьей УК», – указал Андрей Фоменко.
Такая же свобода правоприменения должна быть у судов и по административным делам, полагает юрист. «По статистике, около 20% организаций привлекаются к административной ответственности в течении года. В свете жуткой экономической ситуации дифференциация административной ответственности и более мягкий подход к назначению административного наказания будут крайне актуальны для всех юридических лиц», – заключил эксперт.
Минимальные штрафы в России
- Что такое Штраф
- Минимальные штрафы в России
- Штраф за курение
- Где запрещено курить
- Где разрешено курить
- Штраф за костер
- Штраф за шашлык
- Штраф за отсутствие счетчиков учета
- Штраф за незаконную скважину на дачном участке
- Штраф за мусор
- Штраф за ложный вызов
- Штраф за невыплату заработной платы
- Штрафы для застройщиков уклоняющихся от ЕИСЖС
- Штраф за перегруз грузового автомобиля
- Штраф за курение
- Штрафы мчс
- Штрафы ростехнадзора
- Штрафы Роспотребнадзора
- Штрафы росалкогольрегулирования
- Штрафы ФАС
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан. К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций.
Минимальные административные штрафы в России в соответствии с КоАП РФ
- Штраф для физического лица — 500 (пятьсот) руб.
- Штраф юридическому лицу — 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
- Штраф для должностного лица — 5 000 (пять тысяч) руб.
К тому же, Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим и физическим лицам.
Такая возможность предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица.
Максимальные штрафы
Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:
- для граждан — не более 5 000 (пяти тысяч) руб;
- для должностных лиц — не более 50 000 (пятидесяти тысяч) руб;
- для юридических лиц — не более 1 000 000 (одного миллиона) руб.
Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию).
Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:
- стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
- сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
- сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.
Возможности снижения суммы штрафа
Кодекс об административных правонарушениях в статье 28.6 КоАП РФ позволяет снижать минимальные штрафы, а именно:
- Часть 2.2. КоАП РФ. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
- Часть 2.3. КоАП РФ. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц.
- Часть 3. КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
- Часть 3.1. КоАП РФ. В случаях, предусмотренных частью 3 КоАП, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
Согласно статьи 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
- добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
Согласно статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
- совершение административного правонарушения группой лиц;
- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим или смягчающим.
Что нужно для снижения штрафа
Таким образом, для решения вопроса о снижении минимального размера административного штрафа суд (уполномоченный орган или должностное лицо) рассматривает в совокупности два компонента:
- характер совершенного правонарушения и его последствия;
- аналогичные нарушения закона, если лицо привлекалось за них ранее к ответственности;
- имущественное и семейное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Штраф за проступок может применяться не только как отдельное наказание, но и как часть других санкций. Например, за управление машиной в пьяном виде.
Мнение от Суворов-Групп: Ранее штрафы не совсем являлись справедливыми и соразмерными допущенным правонарушениям. В связи с этим, в частности организации нередко обжалуют в судебном порядке назначенные им штрафы, считая их несправедливыми.
Штрафы за административное правонарушение в РФ в 2020 году
Ответственность за административное незаконное действие относится к особой мере наказания, выражаемое во взыскании денег с провинившегося в доход государству. Данное наказание применяют для недопущения повторного противозаконного действия одним и тем же нарушителем или для недопущения правонарушения прочими гражданами. К административной ответственности относят взыскания при несоблюдении норм трудового, жилищного, семейного, земельного, таможенного, антимонопольного, налогового законодательства, законодательных норм о правах потребителей и прочих отраслей права.
Ответственность за административные противозаконные действия регламентируются Кодексом РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года (ред. от 28.11.2018). Административное взыскание за правонарушение накладывается, согласно статьи 3.5. КоАП РФ Закона № 116-ФЗ от 22.06.2007 года.
Что такое административный штраф?
Административный штраф – это финансовое взыскание за осуществление противозаконного проступка. По мнению многих юристов, взыскание средств за административный проступок относится к наиболее эффективному способу наказания нарушителя.
Любое противозаконное действие обладает тремя признаками:
- Противоправностью, проявляемой в нарушении установленных правовых норм.
- Виновностью, подразумевающей наличие провинности в действии (провинность может быть спланированной или исполненной по неосторожности).
- Наказуемостью противозаконного поступка, то есть наложением административного взыскания.
Противозаконные действия административного характера можно разделить на виды в различных сферах:
- В рамках защиты границ РФ.
- В секторе сельскохозяйственного производства.
- В сфере охраны владений.
- В сфере природно-защитных мер в окружающей среде.
- В информационном направлении и в связи.
- В сфере воинского учета лиц.
- В рамках защиты общественных правил и госбезопасности.
Противозаконные проступки способны приносить вред здоровью физлиц, посягать на имущество, на санитарное состояние, на нравственность и т.д. Любое противозаконное действие должно сопровождаться административным наказанием.
Виды административного наказания:
- Предупреждение.
- Конфискация орудия, при помощи которого осуществлен проступок.
- Заключение под стражу.
- Сужение прав физлица.
- Дисквалификация.
- Выдворение из РФ иностранца или физлица, без гражданства.
- Приостановка профессионального функционирования.
- Административное финансовое взыскание.
Срок оплаты административного штрафа
На погашение административного взыскания нормативными актами РФ отводится 60 суток. При этом, после объявления вердикта, предоставляется 10 суток на его обжалование. Таким образом, у нарушителя имеется в общей сложности 70 суток для погашения финансового штрафа. Если время погашения долга будет просрочено, то судебные приставы на протяжении первого месяца будут бездействовать. Однако, затем они предпримут против недоимщика следующие действия:
- Вначале должнику будет присуждено еще один штраф, обычно, в таком же размере.
- Материалы на недоимщика будут повторно направлены в судебную структуру.
- Таким образом, неоплаченная вовремя задолженность может увеличиться в 2 раза уже в первый просроченный месяц.
- Повторное игнорирование погашения финансового наказания может повлечь арест нарушителя на 15 суток.
Способы оплаты административного штрафа
Любое лицо, которому наложено административное взыскание, должно вовремя его погасить, иначе ему грозит добавочное наказание в более суровой форме.
К наиболее распространенному виду административного наказания можно отнести штраф ГИБДД за несоблюдение ПДД. Данное взыскание применяется для недопущения подобных действий автомобилистом в будущем. При таком нарушении инспектором ГИБДД составляется протокол, в котором нарушитель обязан расписаться.
В протоколе должны отображаться следующие сведения:
- Дата и место оформления документа.
- Ф.И.О. и должность инспектора ГИБДД.
- Ф.И.О. и контактные сведения шофера, осуществившего проступок.
- Ф.И.О. и контактные сведения свидетелей и пострадавших (если таковые имеются).
После вынесения судебного постановления о наложении взыскания, нарушитель имеет право на протяжении 10 суток обжаловать решение суда.
В распоряжении судебных структур находится 3 месяца для того, чтобы принудить нарушителя оплатить штраф, в противном варианте к нему будут применены более жесткие меры наказания, вплоть до ареста.
Как же оплатить такой штраф, чтобы не допустить дальнейших неприятностей?
Надо отметить, что сегодня существует множество способов для погашения долгов перед государственными органами, с использованием различных онлайн-ресурсов, предоставляющих услуги по перечислению задолженности по штрафам, не выходя из дому. Для этого нужно иметь компьютер или мобильное приложение и наличие Интернет-связи.
Среди наиболее распространенных способов погашения административных штрафов относятся следующие:
- Сервис «Госуслуги».
- Сбербанк онлайн.
- Ряд платежных систем, например, Яндекс деньги, КИВИ.
Данный сервис относится к официальному государственному ресурсу, называемым электронным правительством.
Ресурс обеспечивает поиск непогашенных штрафов и их оплату. Достоинством данного ресурса является то, что при перечислении денежных средств не снимается комиссия.
Для использования портала «Госуслуги» требуется предварительно зарегистрироваться на нем. После регистрации, открыв сайт, нужно найти требуемую вкладку, заполнить номер водительских документов и номер автомобиля.
Перед пользователем всплывет страница с отображением сведений о непогашенных взысканиях, с указанием номера постановления, даты и места нарушения ПДД.
Для осуществления перечисления по погашению штрафа требуется щелкнуть мышкой по кнопке «Оплатить», размещенную против названия постановления.
Данный ресурс обеспечивает погашение административных взысканий в онлайн-режиме. Клиенты сбербанка, зарегистрированные на сайте, имеют личный кабинет, где могут осуществить оплату с пластиковой карточки через Интернет.
Для перечисления денег по погашению долга требуется в разделе «платежи» избрать вкладку «штрафы ГИБДД». Затем нужно заполнить сведения о транспорте и реквизиты постановления о наказании. Таким же образом можно выполнить другой платеж в онлайн-режиме.
Оплата административных взысканий осуществляется путем списания денежных средств со счета клиента сбербанка. Поэтому, пользователи обязаны иметь на счете нужную сумму. Перевод выполняется на протяжении суток, комиссия при оплате штрафа на начисляется.
Для оплаты взысканий при помощи ресурса Яндекс, пользователь обязан зарегистрировать в системе свой аккаунт.
Вначале требуется в поисковом режиме проверить наличие непогашенного долга. Для этого в открывшейся форме вводится номер водительского документа или регистрационное свидетельство на транспорт. Перед пользователем всплывет страница с непогашенными долгами.
Для погашения задолженности нужно щелкнуть мышкой по графе «оплатить». Деньги списываются со счета платежной системы или с прикрепленной пластиковой карты банка. Операция по переводу денег осуществляется на протяжении нескольких минут, комиссия за перевод равняется 1%.
Процедура погашения задолженности по штрафу в данном ресурсе подобен ресурсу на Яндексе. Здесь также существует функция проверки наличия штрафов и перечисления.
Нарушителю ПДД понадобится заполнить форму с номером постановления, суммы штрафа и датой нарушения.
Среди названных сервисов оплаты штрафов, Киви является наименее популярной платежной системой, так как комиссия за перечисление равняется 3%. Для закрытия долга можно пользоваться банковской пластиковой карточкой, счетом на кошельке Киви, или деньгами Web Money.
(Видео: “Размеры штрафов за административные правонарушения могут снизить”)
Размеры административных штрафов в 2020 году
Сумма наложенного административного взыскания зависит от вида нарушения и последствий. При назначении размера взыскания рассматриваются следующие моменты:
- Характер действий и полученные последствия в результате проступка.
- Осуществление повторного противозаконного действия, если физлицо подвергалось наказанию за подобные действия.
- Субъект, совершивший проступок. Мера наказания и накладываемое взыскание зависит от субъекта (физлицо, должностное или юр. лицо). Здесь налагаются различные взыскания.
Примечание. Наказание за правонарушение может налагаться не только в виде отдельного взыскания, но и в комплексе с прочими санкциями. К примеру, при управлении транспортом в нетрезвом виде шоферу могут наложить не только штраф, но и изъять водительское удостоверение. Или, например, при несоблюдении учреждением экологических нормативов, техники безопасности, на предприятие может выписываться штраф с одновременной приостановкой работы.
Штраф, наложенный физлицу, поступает в доход государству. Размер взыскания зависит от следующих моментов:
- МРОТ (без учета районных коэффициентов), устанавливаемого законодательством на дату завершения проступка или на дату его выявления.
- Оценки предмета на дату завершения проступка или на дату его пресечения.
- Суммы задолженности по налогам, предназначенным для оплаты на дату завершения противозаконных действий или на дату пресечения, или размера валютной сделки, выполненной с нарушением законодательства.
Примечание. Сумма административного штрафа не может быть меньше 1/10 МРОТ. Данная норма используется, как для москвичей, так и для прочих физлиц (в т. ч. для иностранных граждан), находящихся или живущих в РФ.
Минимальные размеры административных штрафов в РФ за административное правонарушение в 2020 году
В РФ приняты новые минимальные размеры штрафов за административные проступки:
- Для физлиц – 500 рублей.
- Для учреждений и ИП – 25 000 рублей
- Для лиц, занимающих ответственные должности – 5 000 рублей.
Примечание. В некоторых обстоятельствах судьи обладают правом снижать минимальную сумму взысканий для физлиц и учреждений.
Максимальный размер штрафа за административное правонарушение в 2020 году
При осуществлении более серьёзных противозаконных действий, например, в валютной сфере, при контрабанде или в прочих сферах, минимальный порог взысканий увеличивается:
- Для физлиц – размер взысканий повышается до 200 МРОТ.
- Для юридических лиц – до 5000 МРОТ.
Примечание. При осуществлении противозаконных действий в сфере налогообложения, размер штрафа может достигать общей суммы не перечисленных налогов ФНС.
Что будет если не платить административный штраф
Просрочка погашения финансовой задолженности приравнивается к правонарушению, влекущему повторное наказание, но уже с увеличением суммы штрафа. Поэтому, в интересах нарушителя рассчитаться с долгами, как можно быстрее.
За игнорирование оплаты штрафа могут применятся следующие меры:
- Арест имущества.
- Запрещение выезда за рубеж до оплаты задолженности.
- Наложение ареста на банковские счета.
- Арест должника на 15 суток.
Погашение задолженности по штрафам может быть отсрочено, при отсутствии у нарушителя средств. Максимальное время отсрочки не может быть больше 5-ти лет, однако, нарушители ПДД могут отсрочить платеж только на 3 месяца.
Для получения рассрочки, надо написать заявление с соответствующей аргументацией. При признании доводов уважительными, отсрочка будет утверждена.
Примечание. Отсрочка погашения штрафа не освобождает от взыскания за несвоевременное погашение задолженности. Т. е., если нарушитель просрочит какой-либо платеж, то размер взыскания возрастает в два раза. Поэтому надо очень осторожно пользоваться отсрочкой.
Таким образом, лучшим выходом является своевременное погашение штрафа, чтобы не допустить увеличение тяжести наказания.