1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем чреваты штрафы для должностного лица

Чем чреваты штрафы для должностного лица

ФАС Волго-Вятского округа от 21.07.2008 №А79-1753/2008). Нарушение трудового законодательства За нарушения законодательства о труде и об охране труда предусмотрены разные виды наказаний от штрафов до дисквалификации руководителя. Если Генерального Директора уличат, например, в задержке зарплаты персоналу, то на первый раз он и компания отделаются штрафами. Для руководителя это 15 тыс. руб. Для компании сумма более существенная от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 5.27 КоАП РФ). Однако если Вы повторно допустите аналогичное нарушение (то есть вновь задержите зарплату), то Вы можете распрощаться со своей должностью руководителя на срок от года до трех лет2. При этом помните, что привлечь Генерального Директора к ответственности могут даже после того, как он уволится из компании. На одном предприятии директор допустил задержку выплаты заработной платы.

Post navigation

Возложение административного штрафа

Несмотря на то, что совершившие административные правонарушения лица, в соответствии с КРФоАП, равны перед законом, по логике законодателя юридические лица, по сравнению с должностными лицами, к которым в части назначения наказания приравнены индивидуальные предприниматели, а также по сравнению с физическими лицами, за одно и тоже административное правонарушение несут в разы большую ответственность. Равенство, видимо, заключается в том, что административной ответственности юридические лица подлежат независимо от каких либо обстоятельств – подчиненности, организационно-правовых форм, места нахождения.

Штраф на должностное лицо

К моменту рассмотрения дела срок давности привлечения к ответственности истек, и в результате налоговая инспекция не смогла наказать ни руководителя, ни организацию (постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2003 №Ф09-2003/03-АК). Ищите смягчающие вину обстоятельства Штраф Вам помогут снизить смягчающие обстоятельства. Основные из них перечислены в статье 4.2 КоАП РФ. Среди таких обстоятельств:

  • раскаяние лиц, совершивших административное правонарушение (в частности, штраф могут снизить, если Вы добровольно сообщите о нарушении),
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий, к которым могло привести нарушение.

Имейте в виду, что судья или проверяющий могут принять во внимание и такие смягчающие обстоятельства, как преклонный возраст должностного лица, привлеченного к ответственности, малозначительность нарушения и др.

Когда должностное лицо несёт административную ответственность?

Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085, а также приложения № 1 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» постановления Правительства РФ № 644 от 04.11.2006 г. Кроме того, в комнате для хранения наркотических средств и психотропных веществ наркотические средства и психотропные вещества хранились в одном помещении с медикаментами разных фармакологических групп. Суд счел это нарушением требований п. 5, п.п. «е» Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; п.9, п.68 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 706н от 23.08.2010 г.
Более того, вышеупомянутые нарушения признаны грубыми.

Чем грозит административный штраф должностному лицу, физ лицу?

Правовед.RU 532 юриста сейчас на сайте

  1. Категории
  2. Административное право

Работаю специалистом по безопасности дорожного движения , была проверка угадан по данному направлению . В результате должен быть наложен административный штраф на меня те должностное лицо , чем грозит этот штраф , и отражается он в трудовой деятельности в дальнейшем, не помешает ли устроится / как и где может отразится! Спасибо , постановления и предписания ещё нет , Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Обязательно ли привлечение к административной ответственности юридического лица в случае привлечения к административной ответственности должностного лица?
  • Как привлечь к административной ответственности должностное лицо по ст.2.4.

Ошибка 404 — страница не найдена

Административная ответственность юридических лиц В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом. Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность. Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины. Штраф на должностное лицо (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.10.2018) 1.
Оглавление:

  • Административный штраф на должностное лицо и на юридическое
  • Штрафы за нарушения требований трудового законодательства значительно увеличены
  • Разграничение ответственности юридического лица и должностного
  • Что нужно сделать, чтобы штраф наложили на должностное лицо?
  • Возложение административного штрафа
  • Административная ответственность: должностное или юридическое лицо?
  • Дарим чек-лист
  • Штраф на должностное лицо
  • Ответственность ип перед фмс
  • Перенос ответственности с юридического лица

Административный штраф на должностное лицо и на юридическое Вопрос животрепещущий, потому что штрафы для должностного лица (директора) и юридического лица (организации) отличаются минимум в 10 раз.

Чем чреваты штрафы для должностного лица

Но назначение административного штрафа в размере менее минимального размера возможно только в том случае, когда минимальный размер административного штрафа составляет:

  • для граждан — не менее 10 000 рублей,
  • для должностных лиц — не менее 50 000 рублей.

Что касается юридических лиц, то назначение административного штрафа в размере менее минимального размера возможно при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, при условии, что минимальный размер административного штрафа составляет не менее 100 000 рублей. При этом, штраф в размере менее минимального размера не может составлять менее половины минимального размера.
Из него следует, что руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица. Административное наказание, в том числе и административный штраф, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1, ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Административный штраф является выраженным в рублях денежным взысканием (ч.
1 ст. 3.5 КоАП РФ). В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственность должностного лица (руководителя организации) не равнозначно привлечению к административной ответственности организации, которую он возглавляет.
Следите за соблюдением процедуры привлечения к ответственности Если к ответственности привлекают и юридическое, и должностное лицо, то имейте в виду, что должны быть составлены два протокола. Проверяющие нередко допускают ошибки, и Ваши юристы должны четко следить за этим. Также юристам следует контролировать правильность привлечения компании или руководителя к ответственности.


Вот характерный пример. Строительную организацию оштрафовали на 200 тыс. руб. за отсутствие согласованной и утвержденной документации по осуществляемой застройке. Однако суд отменил штраф, поскольку было установлено, что законный представитель организации Генеральный Директор не был извещен о дате и месте рассмотрения административного дела, не участвовал в составлении протокола и не подписывал его (постановление ФАС Поволжского округа от 24.06.2008 №А12-2977/ 08-С22).

Штрафы Ростехнадзора для должностных лиц в 2020 году

—>За нарушение промышленной безопасности Ростехнадзор может наказать не только юридическое (владельца ОПО), но и должностное лицо.

То есть руководителя организации или ответственного работника, который ведает вопросами промышленной безопасности.

В статье расскажем:

  • кто является должностным лицом в организации, владеющей ОПО;
  • за что могут наказать должностное лицо в 2020 году;
  • какие санкции может наложить Ростехнадзор на ответственных работников.

Спросите, как избежать наказания? Не нарушать! Старайтесь соблюдать все требования промышленной безопасности к вашему типу ОПО.

Кто является должностным лицом

Согласно статье 9.1 КоАП РФ (см. примечание, п. 2) должностными лицами могут быть:

1) лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации;

2) лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации;

3) если владельцем ОПО руководит управляющая организация (то есть другое юридическое лицо);

  • работник, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности;
  • руководитель управляющей организации (когда специальный сотрудник не назначен).

Определение из КоАП РФ лишено конкретики. Мы ее добавим.

Должностными лицами с точки зрения промышленной безопасности могут быть:

1) руководитель организации, владеющей ОПО – генеральный директор, директор, управляющий (он несет всю ответственность по умолчанию);

2) заместители руководителя организации, владеющей ОПО – прежде всего «замы», которые отвечают за организационно-распорядительные или административно-хозяйственные вопросы, вопросы технической политики и промышленной безопасности;

3) сотрудники, ответственные за промышленную безопасность на ОПО:

  • ответственный за организацию производственного контроля;
  • ответственный за осуществление производственного контроля;
  • ответственный за безопасную эксплуатацию ОПО;
  • ответственный за исправное состояние ОПО;

За что могут наказать должностное лицо

За любое нарушение промышленной безопасности, которое лежит в зоне его ответственности.

1) нет лицензии на эксплуатацию ОПО (или нормативно-технических документов) – накажут руководителя организации или ответственных за производственных контроль;

2) не сдан отчет о производственном контроле – накажут ответственного за осуществление производственного контроля;

3) нет аттестации по промышленной безопасности – накажут руководителя организации или ответственного за осуществление производственного контроля;

4) оборудование (или его части) неисправно – накажут ответственного за исправное состояние и ответственного за безопасную эксплуатацию ОПО;

5) не расследуются (или не учитываются) инциденты – накажут ответственного за осуществление производственного контроля и ответственного за безопасную эксплуатацию ОПО;

6) не выполнено предписание Ростехнадзора – накажут всех должных лиц, которые отвечают за выявленные и не исправленные (не устраненные) нарушения и т.д.

Чаще всего штрафуют:

  • руководителя организации;
  • работника, ответственного за осуществление производственного контроля.

Санкции Ростехнадзора для должностных лиц

Наказывают по КоАП РФ. Причем в рамках одной проверки могут оштрафовать дважды – наказание по статье 9.19 накладывают независимо от наказания по статье 9.1.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Все про административные штрафы. Оплата штрафов, ответственность за неуплату штрафов и т.д.

Согласно п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Согласно п. 1.1 ст. 29.10 и п. 1 ст. 32.3 КоАП РФ в постановлении помимо других данных должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
При отсутствии данной информации в постановлении вы можете, по выбору, написать жалобу с просьбой отменить постановление, как не соответствуют требованиям, предъявляемым КоАП, или заявление в орган вынесший, постановление с просьбой уточнить реквизиты для оплаты штрафа.
В силу п. 1 ст. 30.1 жалоба на постановление вынесенное должностным лицом (например: инспектором ДПС или начальником отдела ГИБДД) подается в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; на постановление вынесенное судьей — в вышестоящий суд.
Помимо жалобы на отмену постановления можно подать жалобу на действия должностного лица нарушающего права и свободы граждан при производстве по делу об административном правонарушении. В данном случае отсутствие реквизитов для оплаты — это нарушение п. 1.1 ст. 29.10 или п. 1 ст. 32.3 КоАП РФ КоАП РФ. Жалобу должностное лицо вынесшее постановление с нарушением можно подать вышестоящему начальнику или в прокуратуру.
Согласно п. 1 ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых невозможно в установленные сроки оплатить штраф судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. А если заплатить штраф не позволяет материальное положение то, на основании п. 2 ст. 31.5 КоАП РФ уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Для получения рассрочки по уплате штрафа необходимо обратится в орган вынесший постановление с заявлением, в котором изложить основания, по которым вы не можете оплатить штраф и попросить об отсрочке уплаты.

При обращении в ГИБДД, например: при совершении регистрационных действий с авто, либо возврата или обмена водительского удостоверения, требуют оплаты неоплаченных штрафов. Данные действия сотрудников ГИБДД являются незаконными. Взысканием штрафов занимаются судебные приставы. Если Вы столкнулись с такой ситуацией, то нужно обратиться к вышестоящему начальству, либо в прокуратуру. Но в большинстве случаем, если сказать сотруднику ГИБДД, что его действия незаконные и Вы будете их обжаловать, то никто настаивать на уплате штрафов не будет.
Пункт 4 ст. 32.2 КоАП РФ согласно, которому, копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа необходимо направить судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление – утратил силу. В настоящее время квитанции об оплате штрафа не нужно отправлять в орган вынесший решение. Но в виду нестыковок в обмене данными между банками и ГИБДД рекомендуется иметь квитанции об оплате штрафов при себе, т.к. данные свидетельствующие об уплате штрафа могут долгое время доходить до ГИБДД.
Согласно ст. 32.2. КоАП РФ если штраф не оплачен в течении 30 дней с момента вступления в силу постановления, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.
На практике эта статья не исполняется. Материалы приходят к приставам с большой задержкой. Если штраф незначительный, то существует вероятность, что исполнительное производство не будет возбуждено в положенный срок.
Пристав, при поступлении дела, должен предложить добровольно оплатить штраф. В случае отказа от добровольной оплаты с вас взыщут исполнительный сбор, который составляет не менее 7 процентов от суммы взыскания, но не менее 500 руб.
Согласно п. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Согласно п. 7 ст. 21 закона «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
Это значит, что если спустя два года в отношении вас не возбуждено исполнительно производства, то приставы не могут с вас взыскать штраф.
В случае неуплаты штрафа пристав может ограничить выезд за границу РФ.
Ограничения выезда за границу РФ, регламентировано:
1. п. 1 ст. 67 закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации,
2. п. 4 ст. 67 закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Если штраф наложил суд, то пристав может вынести постановление об ограничении выезда за границу РФ, но если штраф наложен ГИБДД, то для ограничения выезда приставу необходимо обратится в суд с соответствующим заявлением.
Ответственность за неоплату штрафа описана в ст. 20.25 КоАП РФ. Согласно ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок 30 дней — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В случае обнаружения неоплаты штрафа в срок, составляет протокол об административном правонарушении, при этом водитель может быть задержан до суда на срок до 48 часов.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В случае возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа, у суда есть 3 месяца на то, чтобы привлечь вас к административной ответственности. Получается, что 10 дней отводится на вступление постановления в силу (в случае если оно не обжаловано) + 30 дней на уплату штрафа = 40 дней. 40 дней + 3 месяца на привлечение по ст. 20.25 КоАП РФ = 130 дней. Итого, при неоплаченном штрафе событие правонарушения наступает на 41 день, т.е. привлечь за неуплату можно по истечении 40 дней, но не более 130 с момента вынесения постановления. По истечении 130 дней с момента вынесения постановления привлечь к ответственности за неуплату штрафа нельзя.

Если инспектор ДПС при проверке по базе данных услышал по рации, что за вами числится неоплаченный штраф, то скорее всего вас привлекут по ст. 20.25 КоАП РФ. Если встреча с инспектором произошла в нерабочее время или в выходной день, то скорее всего, вас задержат и доставят в КПЗ. Согласно п. 2 ст. 27.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Хотя в Разъяснениях порядка применения отдельных положений КоАП РФ (11.02.2008 №13/9-16) распространенном ГИБДД МВД РФ указанно, что при выявлении административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста следует учитывать, что административное задержание, как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, может быть применено в исключительных случаях.
Если инспектор составил протокол по ст. 20.25 КоАП РФ и повез вас в суд, то необходимо помнить следующее:

1. Если вы оплатили штраф, но квитанцию не можете представить, то ходатайствуйте об отложении дела для предоставления квитанции.

2. Исходите из принципа презумпции невиновности – ст. 1.5 КоАП. Это означает, что в деле должны быть представлены доказательства неоплаты штрафа. Ответ из банка, свидетельствующий, что от вашего имени на указанные в постановлении реквизиты в указанные сроки оплаты не поступало.

3. Распечатка из базы данных ГИБДД о неоплаченных вами штрафах (алфавитная карточка) без приложения, вступившего в силу постановления, не имеет юридической силы и не может использоваться в качестве доказательства.

4. Согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Если у инспектора ДПС нет постановления вступившего в силу по которому не у вас не оплачен штраф, значит нет повода для возбуждения или производства дела об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП РФ.

В случае неправомерных действий инспектора ДПС можно обжаловать его действии в суд или написать заявление в прокуратуру.

Другие статьи по автоправу на сайте ФАР

ЗЫ Просьба распространить, тк инспектора часть запугивают водителей арестом, причем без всяких оснований.

Что такое административный штраф?

Административный штраф является наиболее распространенным видом санкций по КоАП РФ и предусмотрен практически каждым составом правонарушений. Данная форма воздействия применяется к любым категориям нарушителей – гражданам, ИП, должностным лицам, предприятиям. В этом материале рассмотрим, в каких формах назначается штраф, и как происходит исполнения данного вида санкций.

Что это такое

Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:

  • назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
  • закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.

От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:

  • штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
  • в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
  • кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
  • исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
  • в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.

В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.

Кто назначает штраф

При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:

  • судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
  • должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
  • органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.

В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.

В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.

Как исполняется штраф

Для добровольного исполнения наказания в форме штрафа КоАП РФ предусматривает специальный срок – не более 60 дней с момента вступления в силу постановления суда, либо иного органа. Вступление в силу связано с истечения срока на обжалование, либо с датой рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Если в течение 60 дней штраф не уплачен в бюджет, возникают следующие последствия:

  • исполнительные документы направляются в службу ФССП – принудительное взыскание происходит с зарплаты должника, его имущества и т.д.;
  • по факту несвоевременной оплаты штрафа может составляться административный протокол – нарушителю грозят дополнительные санкции в виде нового штрафа, обязательных работ или ареста;
  • правонарушитель может подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате санкции – ходатайство будет рассматривать орган, назначивший наказание;
  • для субъектов малого и среднего бизнеса допускается замена штрафа на предупреждение – если санкция была назначена по итогам контрольных или надзорных проверок, а нарушение не повлекло вреда или ущерба.

Выявление фактов несвоевременной оплаты штрафных санкций входит в компетенцию приставов, сотрудников ГИБДД, налоговых инспекторов, иных должностных лиц и органов. Обязанность по исполнению наказания считается исполненной, когда деньги фактически поступят в бюджет.

Штрафы на должностное лицо

5Суд и органы государственной власти предпочитают назначать штрафы на должностное лицо вместе со штрафом для юридического лица. Не всегда одновременно. Но в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. Закон допускает привлекать к ответственности за одно нарушение и организацию, и должностное лицо. Если конкретные должностные лица допустили такое нарушение.

Поэтому тема штрафов на должностных лиц не теряет актуальности. А знание нюансов, возможно, позволит избежать административной ответственности. Ведь штрафы на должностное лицо – вид административного наказания. Поэтому уполномоченные орган назначит наказание по общим правилам привлечения к административной ответственности. Помимо штрафов на должностное лицо, КоАП РФ предусматривает такие специальные виды административных наказаний для должностных лиц, как дисквалификация, лишение специального права и т.п.

Когда возлагают штрафы на должностное лицо по КоАП РФ

Общее правило, которое устанавливает статья 2.4. КоАП РФ, гласит:

“Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей”.

Граждане, которые являются должностными лицами, делятся на несколько категорий:

  • граждане, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителя власти. То есть они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него.
  • лица, которые выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондов, войсках и воинских формированиях
  • работники организаций (юридических лиц), которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в т.ч. руководители, учредители организаций, члены совета директоров и т.п.
  • члены комиссий по закупкам, работники контрактной службы
  • члены лицензионной комиссии и т.п.

Индивидуальный предприниматель по общему правилу несет ответственность как должностное лицо. То есть штрафы на должностное лицо и на предпринимателя в размерах обычно равны. Но суть ответственности на должностное лицо и на предпринимателя – разные. К административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей обычно привлекаются руководитель, бухгалтер, кадровый сотрудник и т.п. Функционал уполномоченный орган определит по должностной инструкции. Или возложенным обязанностям, выданным доверенностям от юридического лица.

Административные правонарушения должностных лиц

Ответственность за совершение правонарушения устанавливает КоАП РФ. И иногда законы субъектов РФ. Например, за нарушение правил содержания собак и кошек Закон Краснодарского края устанавливает штрафы на должностное лицо. Поэтому смотреть нормы административного права нужно в комплексе – и КоАП РФ, и закон субъекта РФ, где организация осуществляет деятельность.

В качестве примера нарушений приведем нарушения в сфере ККМ, за непробитый чек, нарушение кассовой дисциплины. Кто несет ответственность? И должностное лицо, и юридическое. Перечень функций должностного лица, например, бухгалтера, определят по трудовому договору и (или) должностной инструкции. А если функции бухгалтера возложил на себя руководитель, то вероятнее всего штраф назначат ему.

Часто юристы компании ищут информацию, как сделать так, чтобы к ответственности привлекли только должностное лицо. Ведь размер штрафов на компанию весьма значителен практически по любому административному правонарушению. И судебная практика знает ответ. Необходимо доказать, что компания сделала максимально возможное для того, чтобы должностное лицо выполняло свои функции. Например, что приобрело кассовый аппарат, ознакомило с должностной инструкцией и т.п.

При назначении штрафов на должностное лицо гражданин может сослаться на малозначительность административного нарушения. А работники субъектов малого и среднего предпринимательства вправе требовать замены административного штрафа на предупреждение (подробности по ссылке – административный штраф).

Оплата штрафа на должностное лицо

Иногда в организациях возникает предложение оплатить административный штраф на должностное лицо за счет организации. Например, выдать денежные средства под отчет. Или оплатить с расчетного счета. Однако это в корне не верное решение. Потому что оплата административного штрафа всегда происходит по одинаковым правилам.

Штрафы на должностное лицо оплачивает само должностное лицо со своего личного счета и своими денежными средствами.

Ответственность работодателя за неотстранение от работы

otvetstvennost_rabotodatelya_za_neotstranenie_ot_raboty.jpg

Похожие публикации

Если работодатель вынудит своих сотрудников трудиться в «нерабочие» дни апреля, он будет оштрафован. Как и в случае, если допустит иные нарушения, связанные с карантинными мероприятиями из-за коронавируса. Разберемся, когда работодателям грозит ответственность.

Коронавирус: ответственность работодателя

Работодатель за нарушения в период карантинных мероприятий из-за коронавируса может понести ответственность:

  • административную;
  • уголовную.

Административная ответственность может наступить за следующие нарушения:

1. За неотстранение от работы сотрудников в «нерабочий» период.

Такое отстранение обязательно для всех, на кого распространяются Указы Президента России от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239. Можно избежать ограничений и продолжить работу, переведя работников на «удаленку», но если это невозможно, персонал следует отпустить по домам, выплачивая при этом зарплату в полном размере ( Дополнение к Рекомендациям по письму Минтруда России от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696).

2. За неосуществление отстранения от работы сотрудников предприятий, для которых региональные власти прямо предписали приостановить посещение офисов, производственных помещений, зданий и т.п.

Это сделали, в частности, столичные власти: в соответствии с Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (с изм. от 10.04.2020) на период с 13 по 19 апреля закрылось большинство фирм, работающих на территории города (по перечню видов деятельности, приведенному в приложении № 3 к Указу № 12-УМ). Сходные по степени строгости меры приняты, например, в Татарстане, где постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 № 208 запрещена работа большей части торговых предприятий, точек общепита, развлекательных заведений.

3. За нарушение карантинных требований в ситуации, когда предприятию разрешено функционировать.

Например — неосуществление принятия мер по самоизоляции работников, приехавших из-за рубежа, работников в возрасте 65 лет и старше.

4. За нарушения трудового законодательства, допущенные в силу ухудшения экономической обстановки из-за коронавируса.

Типичный пример такого правонарушения на сегодня — принуждение работников уйти в отпуск за свой счет из-за вынужденного простоя фирмы.

Уголовная ответственность наступает в случае совершения деяний, подпадающих под статью 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил».

Рассмотрим, какие именно санкции будут налагаться на работодателя за те или иные из приведенных выше нарушений.

Ответственность работодателя за неотстранение от работы

Если работодатель не входит в число предприятий, на которые не действуют Указы Президента № 206 и № 239, но принуждает сотрудников выйти на работу в «нерабочий» период с 30 марта по 30 апреля, Трудинспекция, обнаружив это, может выписать ему штраф на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • 1000 – 5000 рублей – на должностное лицо (ИП);
  • 30 000 – 50 000 рублей – на работодателя как на юридическое лицо.

Что касается запретов на функционирование предприятий, принятых в различных регионах, то санкции за их нарушение могут применяться по федеральному либо региональному КоАП.

Например, в столице применяется КоАП Москвы. Санкции на московских работодателей налагаются по новой, введенной с 1 апреля 2020 года, статье 3.18.1 столичного Кодекса, в соответствии с которой за нарушения требований в период режима повышенной готовности предусмотрены штрафы:

  • 30 000 – 40 000 рублей для должностных лиц;
  • 200 000 – 300 000 рублей для юридических лиц.

При повторном нарушении столичному работодателю могут выписать штрафы: на должностное лицо в размере 40 000 – 50 000 рублей, на юрлиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Что в других регионах? Во многих субъектах также есть «свои» административные кодексы или подобные нормативные акты. Положения регионального КоАП, при его наличии, применяются по тем нарушениям, о которых не сказано в федеральном Кодексе.

Например, в КоАП Республики Татарстан, нет норм, которые бы наказывали работодателя за незакрытие предприятия, если региональный закон предписывает приостановить его работу, поэтому к нарушителям будут применять санкции по федеральному Кодексу. А в Свердловской области приняты такие нормы, причем гораздо более жесткие, чем федеральные: согласно ст. 38 областного Закона от 09.04.2020 № 37-ОЗ, неисполнение требований правового акта Губернатора области, принятого в целях профилактики коронавируса, влечет штраф:

  • от 50 тыс. до 100 тыс. рублей на должностных лиц,
  • от 500 тыс. до 1 млн рублей на юрлиц.

Ответственность работодателя за нарушение карантина и режима повышенной готовности

В КоАП РФ есть санкции за нарушения, непосредственно связанные с соблюдением карантина. Работодателей они тоже касаются.

Речь может идти о следующих нарушениях:

1. Допуск к работе человека, который должен, несмотря на то, что предприятие работает, оставаться дома.

Например, это может быть работник:

  • прибывший из-за границы (он обязан оставаться дома на карантине в течение 14 дней с даты прибытия) — самоизоляция таких лиц установлена на федеральном уровне постановлением Главного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7;
  • в возрасте старше 65 лет (если для таких лиц в регионе введен карантин, и им нельзя выходить из дома).

В отношении пожилых людей от 65 лет обязательная самоизоляция установлена, в частности, в Амурской области (распоряжение губернатора от 03.04.2020 № 49-р), в Республике Крым (указ Главы Республики от 27.03.2020 № 77-У), Тульской области (указ губернатора № 03.04.2020 № 21). Но даже, несмотря на возможное отсутствие подобных норм в регионе, работодателю лучше перестраховаться и все же отправить домой такого работника.

Рассматриваемое нарушение может привести к штрафам на основании п. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на сумму:

  • 50 000 – 150 000 рублей – на должностное лицо фирмы, на работодателя-ИП;
  • 200 000 – 500 000 рублей – на юрлицо.

Также возможно административное приостановление работы предприятия или ИП на 90 дней. Если нарушение привело к причинению вреда здоровью или к смерти человека:

  • должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 500 000 рублей (либо дисквалифицировать на 1-3 года),
  • ИП или юрлицо – на сумму до 1 000 000 рублей (либо приостановить деятельность до 90 дней).

2. Принуждение работника к выходу на работу при наличии действующего регионального закона, который устанавливает режим повышенной готовности или ЧС.

Режим повышенной готовности установлен уже во всех регионах РФ, поэтому, любой работодатель рискует, если, к примеру, вызывает сотрудника на предприятие, которое в этот период должно приостановить свою работу. Здесь есть повод для применения санкций по специальной, недавно введенной статье 20.6.1 КоАП РФ. При этом не играет роли, попадает ли работник под карантин лично — учитываются ограничения, установленные регионом для всех его жителей.

По статье 20.6.1 КоАП РФ предусмотрены штрафы:

  • на сумму 30 000 – 50 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
  • на сумму 100 000 – 300 000 рублей – для юрлиц.

Если нарушение привело к причинению вреда здоровью или имуществу, то возможны штрафы:

  • для должностных лиц – от 300 000 до 500 000 рублей (или дисквалификация на 1-3 года);
  • для ИП и юрлиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей (или приостановление деятельности на 90 дней).

Ответственность работодателя: прочие нарушения трудового законодательства

Если у фирмы есть основания не применять отстранение от работы, коронавирус может обуславливать значительное ухудшение экономического положения предприятия, в связи с чем работодатель может пойти на нарушения норм трудового законодательства. Рассмотрим, к чему это приведет.

К числу серьезных нарушений норм ТК РФ в рассматриваемой ситуации можно отнести:

  1. Принудительное направление работников в неоплачиваемый отпуск (вместо оформления простоя или полной оплаты «нерабочего» периода с 30 марта по 30 апреля).

Здесь в общем случае применяется тот же штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ: 30 000 — 50 000 рублей на работодателя-юрлицо, 1000 – 5000 рублей на должностных лиц и ИП.

Не исключено также, что направление людей в неоплачиваемый отпуск признают невыплатой заработной платы, вследствие чего возможны санкции уже по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф на должностное лицо – 10 000 – 20 000 рублей, на юрлицо – 30 000 – 50 000 рублей, на ИП – 1000 – 5000 рублей).

  1. Неправомерный перевод человека на дистанционную работу.

Работодатель, которому не разрешено функционировать в «нерабочие» дни марта-апреля, вправе предложить человеку «удаленку», заключив с ним допсоглашение к трудовому договору, но не должен навязывать ему такой формат трудовых отношений. Если навяжет –получит штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Выходом может стать применение ст. 72.2 ТК РФ, согласно которой, в период эпидемии работник максимум на 1 месяц может быть переведен на работу, не обусловленную трудовым договором (к таковой может относиться и удаленная работа), без его согласия.

  1. Неправомерный перевод работника на «простой» в период нерабочих дней.

С одной стороны, введение на предприятии простоя по независящим от сторон причинам (пандемия – одна из таких), при котором оплачивается 2/3 от оклада – полностью законная процедура. Простой может быть оформлен и в связи с объективными на то причинами (например, временное отсутствие поставок комплектующих от зарубежных поставщиков). Но если в соответствии с Указами № 206 и № 239, на предприятие распространяются нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля с сохранением зарплаты, оформить простой, предусматривающий уменьшение оплаты труда, только по этой причине нельзя.

Незаконный простой – еще одно основание для штрафов по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и возможный повод для судебного иска работника, который может взыскать разницу между зарплатой в простое и полагающейся по трудовому договору, а также моральный ущерб (например, Решение Рудничного районного суда г. Прокопьевс к а (Кемеровская область) от 22.06.2017 по делу № 2-1021/2017).

Не произведено отстранение от работы: уголовная ответственность

Работодатель может быть привлечен и к уголовной ответственности при нарушении законодательства о противодействии коронавирусу.

Здесь применяется статья 236 УК РФ. В соответствии с ее новой, значительно более жесткой в сравнении с предыдущей, редакции от 01.04.2020г., работодатель (точнее, должностное лицо, его представляющее и признанное виновным) привлекается к уголовной ответственности, если:

1. Допущено нарушение санитарно-эпидемиологических правил, что привело по неосторожности к массовому заболеванию, отравлению людей, либо к угрозе наступления таких последствий.

На практике это может выражаться, например, в неотстранении от работы вышедшего на работу сотрудника, только что вернувшегося из заграничной поездки и не прошедшего двухнедельный карантин, который оказался носителем коронавируса и заразил своих коллег. За это руководителя предприятия, самонадеянно решившего, что «все обойдется» могут:

  • оштрафовать на 500 000 – 700 000 рублей (либо на сумму дохода за 12-18 месяцев);
  • лишить права занимать определенные должности на 1-3 года;
  • ограничить свободу на срок до 2 лет;
  • привлечь к принудительным работам на срок до 2 лет;
  • лишить свободы на срок до 2 лет.

2. Вышеуказанное нарушение по неосторожности привело к смерти человека.

За это виновное лицо могут:

  • оштрафовать на 1-2 млн. рублей (или на сумму дохода за 12-36 месяцев);
  • ограничить свободу на 2-4 года;
  • привлечь к принудительным работам на срок 3-5 лет;
  • лишить свободы на срок 3-5 лет.

3. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил привело по неосторожности к смерти двух и более лиц. Виновное лицо наказывается:

  • принудительными работами на 4-5 лет,
  • или лишением свободы на 5-7 лет.

Уголовное наказание исключает применение санкций за то же деяние, подпадающее под те или иные статьи КоАП РФ.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

За что штрафуют должностных лиц, а за что — только организации

Обзоры КонсультантПлюс

Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу № 1 и № 2

Что случилось?

Федеральная налоговая служба России опубликовала и направила для исполнения в свои территориальные органы письмо от 06.09.2018 № ЕД-18-15/652@, в котором разъяснила порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговики напомнили, за какие правонарушения следует наказать не только саму организацию-нарушителя, но и ее должностных лиц. А также дала рекомендаци, как правильно определить виновного работника.

Штрафы для должностных лиц от ФНС

Административные правонарушения, за которые налоговики могут привлечь к ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков, предусмотрены следующими статьями (перейдя по ссылкам, можно увидеть и размеры штрафов):

  • 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  • 13.25 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах»;
  • 14.24 КоАП РФ «Нарушение законодательства об организованных торгах»;
  • 14.55 КоАП РФ «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»;
  • 14.56 КоАП РФ «Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов»;
  • 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники»;
  • 15.22 КоАП РФ «Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг»
  • 15.23.1 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов»;
  • 15.24.1 КоАП РФ «Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства»;
  • 15.26.1 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности»;
  • 15.29 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, репозитария, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов»;
  • 15.30 КоАП РФ «Манипулирование рынком»;
  • 15.37 КоАП РФ «Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»;
  • 15.38 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации»;
  • 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль»;
  • 19.7.3 КоАП РФ «Непредставление информации в Банк России».

В своем письме специалисты ФНС России рассказали, что в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к этой статье сказано:

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.

То есть, к ответственности может быть привлечен как директор организации, так и главный бухгалтер. Главное при этом, как утверждают налоговики, правильно определить должностное лицо, которое следует привлечь к ответственности за административное нарушение. В этом случае специалисты ИФНС должны, как сказано в письме:

Принимать во внимание документы, наделяющие полномочиями по осуществлению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций должностных лиц, в том числе правом подписи налоговой и бухгалтерской отчетности.

Когда виновник найден, его можно привлекать к административной ответственности, то есть предупреждать или штрафовать.

Штрафы для организаций

Организацию-налогоплательщика сотрудники ФНС России могут привлечь к ответственности за нарушение налогового законодательства, в частности предусмотренное статьями:

  • 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)»;
  • 129.1 НК РФ «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу»;
  • 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)»;
  • 119 НК РФ «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)»,

и другим статьям НК РФ. Главное — помнить, что штраф для организации не исключает административной ответственности должностного лица, и наоборот.

Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Какие категории граждан считаются должностными лицами

В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

  1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
  3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
  5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
  6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
  7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
  8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
  9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

  • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
  • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
  • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

  • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
  • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
  • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

Виды административной ответственности

Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

  • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
  • с исполнением правил природопользования по главе 8;
  • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
  • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
  • с информационной сферой по главе 13;
  • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
  • со сферой воинского учета по главе 21;
  • с таможенной сферой по главе 16;
  • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
  • со сферой порядка управления по главе 19.

Меры административного наказания

Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

  • отсутствие состава нарушения;
  • невменяемость физлица;
  • истечение сроков давности;
  • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
  • объявленная амнистия;
  • смерть должностного лица;
  • прочие ситуации.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

  1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
  2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
  3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
  4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

Особенности привлечения к ответственности

Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

  1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
  2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
  3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
  4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

Чем грозит административная ответственность?

Уголовная судимость накладывает на субъект ограничения. Говоря простым языком (в праве и правоотношениях я ноль) — все вокруг знают, что человек был судим и 8 раз подумают, прежде чем оказывать ему, например,какую нибудь услугу. Скажем, при желании получить туристическую визу в другую страну — страна сделает запрос в местные органы и может визу не дать лишь из за наличия судимости.

Накладываются ли подобные (даже если более мягкие) ограничения на административные правонарушения? Поставят ли субъект на какой-нибудь учёт, который будут направо и налево раздавать органы управления по запросу, или всё заканчивается на оплате штрафа (или ином виде наказания)?

Вопрос интересует относительно РФ и Республики Казахстан.

Допускаю что выразился крайне неясно, буду рад любым правкам моего вопроса. Заранее благодарю за всё!

    административное правонарушение, Административная и уголовная ответственность, административная или иная ответственность, Административная или уголовная ответственность, административная ответственность, административная ответственность граждан, Административная ответственность лиц, Административный штраф тсж
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

Сведения о административной ответственности гражданина никак не влияют на его правовое положение в обществе и не препятствуют ни выезду за границу, ни трудоустройству, ни получению высшего образования.

Только при уклонении от выплаты штрафа и наличии исполнительного производства у пристава в части взыскания этого штрафа возможно наложение ограничения выезда за рубеж.

После уплаты штрафа такое ограничение снимается

  • 500 ответов
  • 202 отзыва

Административное наказание в Российской Федерации имеет правовые последствия.

Так, через год после наложения административного наказания лицо считается не подвергнутым административному наказанию, т.е. факт привлечения не имеет больше юридической силы. Например при побоях (ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях), если в течение года они будут совершены повторно — то это уже уголовная статья (ст. 116.1 Уголовного кодекса РФ), а если через год — административная как и предыдущая (ст. 6.1.1).

Кодекс об административных правонарушениях РФ:

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Сведения о лицах подвергнутых административным наказаниям хранятся в базах данных правоохранительных органов и могут быть оттуда получены при необходимости.

Читать еще:  Советы при проверке и оплате штрафов онлайн
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector