1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Nissan Leaf 2017

Новый Nissan Leaf стал мощнее и дальнобойнее, но до Теслы далеко

Хэтчбек Nissan Leaf носит звание самого массового электромобиля: c 2010 года по всему миру продано более 283 тысяч таких машин, из которых 112 тысяч осело в США. Например, тираж лифтбека Tesla Model S пока не превышает 190 тысяч экземпляров. Но седан Tesla Model 3 запросто может сдвинуть Leaf с пьедестала, ведь компания уже получила более 455 тысяч заказов! Для противостояния с «младшей» Теслой Nissan подготовил Leaf второго поколения, премьера которого состоялась одновременно в Японии и Америке.

Прощай, унылый дизайн первого Лифа. На смену плавным линиям кузова и добродушному выражению лица пришел более агрессивный стайлинг с хищным взглядом фар и лихими росчерками задних фонарей. Темная заглушка с трехмерным рисунком на месте привычной решетки радиатора должна стать фишкой всех электрических Ниссанов, а привлекательности добавит опционная двухцветная окраска.

Салон, увы, без изюминки. Необычный селектор трансмиссии был и у прежней модели, а медиасистемой с семидюймовым дисплеем сейчас никого не удивишь. Комбинация приборов включает аналоговый спидометр и крупный экран для всей остальной информации. Разработчики обещают серьезно улучшенную шумоизоляцию, ведь в отсутствие звука двигателя внутреннего сгорания основным раздражителем становится монотонный гул от шин и ветра. Объем багажника вырос с 370 до 435 литров.

Впрочем, основа хэтчбека осталась прежней: силовая структура кузова и архитектура шасси с полузависимой задней подвеской не изменились. Даже габариты практически те же: длина выросла на 35 мм (4480 мм), ширина — на 20 мм (1790 мм), а высота уменьшилась на 5 мм (1545 мм). Колесная база осталась нетронутой (2700 мм), равно как и коэффициент аэродинамического сопротивления (0,28).

Прогресс по части электротехники заметнее. Мощность электромотора увеличена со 109 до 150 л.с., а крутящий момент — с 254 до 320 Нм. Расположенный под полом новый литий-ионный аккумулятор имеет почти неизменные размеры, но емкость выросла с 30 до 40 кВт∙ч. Если прежний Leaf по условному европейскому циклу NEDC мог проехать на одной зарядке 250 км, то для новой модели заявлены 378 км. По японскому циклу JC08 разработчики и вовсе намерили 400 км, хотя более реалистичный американский цикл EPA обещает только 242 км. От «быстрого» терминала батарею можно зарядить на 80% за 40 минут, а у обычной трехкиловаттной розетки придется простоять 16 часов. Предусмотрен и обратный процесс: батарея Лифа может стать резервным источником питания для дома в случае перебоев с электроэнергией.

Снаряженная масса хэтчбека выросла всего на 19 кг (до 1535 кг). Максимальная скорость по-прежнему ограничена на отметке 144 км/ч, а время разгона до «сотни» сократилось на 15%, то есть составляет примерно 9,8 с. Для борьбы с Теслой всех этих показателей явно недостаточно, ведь Model 3 имеет как минимум 235 «лошадей» и батарею на 60 кВт∙ч. Да и у Chevrolet Bolt есть аналогичный аккумулятор, 200-сильный мотор и пробег 383 км по циклу EPA.

Впрочем, Nissan уже анонсировал «продвинутую» версию Лифа, которая появится в следующем году и будет иметь более мощный мотор, аккумулятор емкостью 60 кВт∙ч и пробег на одной зарядке около 320 км по циклу EPA.

Новый Leaf обзавелся комплексом ProPilot, который уже известен по многим моделям Nissan, включая обновленный Qashqai. Без помощи водителя хэтчбек сможет ездить только по шоссе и только в пределах одной полосы: электроника будет самостоятельно подруливать, тормозить и разгоняться, при этом руки на руле держать не нужно. А еще появился ProPilot Park, то есть полностью автономный парковщик: во время парковки Leaf сможет не только сам крутить руль, как это уже давно делают многие автомобили, но также ускоряться и тормозить.

Еще одна новая функция называется e-Pedal, хотя принцип работы уже давно известен по другим электромобилям. Этот режим включается отдельной кнопкой и предусматривает управление разгоном и торможением только с помощью педали акселератора. По мере отпускания педали активируется режим рекуперации и хэтчбек плавно снижает скорость с замедлением до 0,2 g вплоть до полной остановки. Разработчики уверяют, что возможностей е-педали хватит в 90% случаев и только в оставшихся 10% водителю придется задействовать тормозную систему.

На японский рынок новый Nissan Leaf выйдет уже в октябре. На европейском рынке хэтчбек появится только в январе. Тогда же начнутся продажи в Америке, а в итоге Leaf будет представлен в 60 странах, среди которых впервые окажется и Россия: об этом в компании объявили еще два месяца назад, хотя точный срок выхода на наш рынок пока не известен.

О цене в России сейчас тоже можно лишь гадать, но на некоторых рынках она уже объявлена. Например, в Японии новый Nissan Leaf будет стоить от 29 тысяч долларов, а в США — минимум 29990 долларов, то есть на 690 долларов дешевле прежней модели. Tesla Model 3 и Chevrolet Bolt дороже: от 35 и 36,6 тысячи соответственно. Но, учитывая их характеристики, возникают большие сомнения в том, что Leaf удержит звание самого продаваемого электромобиля в мире.

Nissan Leaf 2017

Электрокар Nissan Leaf 2017 — это высокотехнологичное транспортное средство, в котором автопроизводитель реализовал множество своих новейших разработок. В дизайне кузова машины перемешалось два стиля — модерн и хай-тек, поэтому облик автомобиля выглядит необычно, обращает на себя внимание. Для того чтобы улучшить ходовые характеристики хэтчбека автопроизводитель постарался максимально облегчить массу корпуса, изготавливая кузовные элементы преимущественно из алюминия и полимеров. Интерьер машины насыщен высокотехнологичными устройствами, панель приборов имеет оригинальную двухуровневую компоновку. Автомобиль комплектуется компактной силовой установкой, что позволило существенно уменьшить габариты моторного отсека.

Разработчики Nissan придали модели Leaf в версии 2017 года габариты 4445х1770х1550 миллиметров. Масса машины — 1485 килограмм, размер колесных дисков — R16 205/55. По краям наклоненного под 20-градусным углом капотом выполнена штамповка, которая приподнимает указанный элемент кузова над крыльями. Крупные фары имеют 6-угольную форму, радиаторная решетка закрытая сеткой обладает аналогичной конфигурацией. В нижней части бампера сформировано три ниши для забора воздуха закрытых той же сеткой, что и радиатор. Крайние ниши содержат в своем составе точки дневных LED огней. Подоконная линия круто поднимается к задним стойкам, узкое окно дверей багажника в верхнем срезе прикрыто спойлером. Вытянутые трапециевидные стоп-сигналы соединены узкой металлической полосой из матового металла.

Внутри Nissan модели Leaf в версии 2017 года установлены кресла затянутые чехлами из эко-ткани. Полимерные панели украшены вставками из матового алюминия, к заднему дивану выведена сенсорная панель, с помощью которой пассажиры смогут осуществлять управление функциями автозвука и кондиционера. При осмотре салона наибольший интерес вызывает то, как оформлено место водителя. Здесь, на центральном тоннеле сформирована приподнятая круглая площадка со шляпкой джойстика навигации по меню мультимедийного комплекса. На месте центральной консоли установлен слегка наклоненный блок, содержащий в своем составе плоские клавиши кондиционера и экран мультимедиа. На ободе руля небольшого диаметра выполнены приливы улучшающие хват, обод поддерживается широкой центральной осью, на ее поверхности скомпонованы ряды клавиш. Овальный щиток приборов представляет собой экран, отображающий показания скорости и ряд других параметров. Над щитком имеется еще одна узкая электронная приборная доска.

Ниссан Леаф 2017 комплектуется трехфазным электромотором на 80 кВт развивающим мощность 109 л. сил, 225 Нм. Момент вращения через инвертор передается на переднюю колесную пару. Питание мотора осуществляется блоком литий-ионных батарей, которые весят 270 килограмм и компонуются под полом. Силовая установка обеспечивает автомобилю скорость в 140 км/час, по ровной дороге машина сможет проехать до полной разрядки аккумуляторов 200 км.

В состав базовой комплектации электромобиля входят следующие устройства и опции:

— стереосистема Bose с функциями навигатора, интернет-радио Pandora, девятью колонками;

— системы активной безопасности Nissan Brake Assist, АБС, ESP;

— система помощи при старте в гору;

— система кругового обзора;

— комплект солнечных батарей (за дополнительную плату);

Минимальная цена электромобиля составляет 1,9 млн. рублей. Машина будет продаваться в трех вариантах комплектации, в семи расцветках кузова.

Новый Nissan Leaf ZE1 2018

После невероятно успешного электрического автомобиля Nissan Leaf 2010 года, японская автомобильная компания приняла решение выпустить улучшенную, более прокачанную версию данного электромобиля. Так на свет появился новый электромобиль Nissan Leaf 2018 второго поколения. Это 5-дверный переднеприводный электрический хэтчбек, который предполагает передвижение в черте города и пригородные поездки. Формально Nissan Leaf 2 появился ещё в 2017 году, однако, активное производство началось в 2018 году. Это абсолютно новый электрический хэтчбек, который призван частично пересадить предыдущих владельцев с первого Лифа, а частично завоевать новые сегменты активно расширяющегося рынка. Итак, разберём его поподробнее…

Характеристики Nissan Leaf 2018

Электромобиль приобрёл аккумуляторную батарею ёмкостью 40 кВт*ч, которая позволяет электрокару Nissan Leaf 2018 иметь запас хода до 243 км. Заряжать её можно при помощи двух разъёмов: первый разъём для обычной домашней сети, второй — для специального зарядного устройства мощностью 50 кВт. Она способна зарядить батарею менее, чем за час. Также рекомендуем компактный электромобиль Zotye E200 ev.

Данная батарея питает электродвигатель мощностью 147 л.с. и крутящим моментом 320 Н*м. Разгон 0-100 км/ч составляет 8,3 сек. Это весьма неплохо для семейного хэтчбека.

Характеристики Nissan Leaf 2019

На выставке в Лас-Вегасе японская компания представила версию «Leaf e +». Она обладает более внушительными показателями. Так, например, ёмкость батареи выросла до 62 кВт*ч, что позволило новому Nissan Leaf 2019 увеличить запас хода до 364 км. Данный факт делает его серьёзным конкурентом для будущих европейских электро-хэтчбеков, таких как Peugeot e-208, анонс которых состоялся относительно недавно.

Что касается силовой части, то тут тоже виден рост. Мощность выросла до 204 л.с. А также электромобиль получил возможность заряжаться от устройства мощностью 100 кВт.

Дизайн

Интерфейс автомобиля теперь имеет 8-дюймовый дисплей с ПО, которое регулярно обновляется. Присутствует синхронизация с мобильным устройством, а также интегрирована система связи между машиной и домом. Аналоговый спидометр совмещён с цифровым на приборной панели. Автомобиль имеет ряд функций автопилота, позволяющий ему припарковываться и двигаться в рамках дорожной полосы. Однако, как такового автопилота здесь нет. Возможно, в следующих апгрейдах он появится.

Цена Nissan Leaf 2018

В 2018 году автомобили данной модели обоих поколений поставили свой личный рекорд по продажам. Количество проданных авто перевалило за 81 тыс.экземпляров, что можно считать невероятным успехом. Цена Nissan Leaf 2018 находится в районе $29 тыс. Но эта сумма представлена на родине и в США. Что касается Европ, то здесь стоимость Nissan Leaf 2-го поколения составит $32 тыс. Купить Nissan Leaf 2018 в России можно будет не менее, чем за 2 млн. рублей.

Цена Nissan Leaf 2019

Что касается приобретения версии Leaf e +, то купить новый Nissan Leaf 2019 в России, скорее всего, можно будет за 3,2 млн. рублей. Во всяком случае, такая сумма будет указываться на ценнике для стран Европы. В США Nissan Leaf 2019 будет на отметке в $35 тыс.

Вывод

Данный электромобиль уже активно продаётся во многих странах, и продажи только набирают обороты. Японская компания в очередной раз доказала, что чувствует желания потребителей и удовлетворяет их запросы. Она активно способствует наполнению автомобильного парка своими электрическими транспортными средствами, что способствует скорейшему переходу на электромобили. Нам остаётся лишь пожелать ей удачи. А также оставляйте отзывы о Nissan Leaf 2-го поколения. Хотели ли бы вы стать обладателем данного электрокара или может быть вы уже таковым являетесь?

Второе воплощение Nissan Leaf

Ниссан Лиф (2020-2021) цены и комплектация. Технические характеристики «Leaf II» и детальный обзор с фотографиями.

Nissan Leaf – переднеприводный пятидверный хэтчбек на электротяге и самый популярный автомобиль подобного формата в мире (имеющий «глобальную направленность») который предназначен, в первую очередь, для жителей мегаполисов… Он может похвастать агрессивным дизайном, функциональным салоном и высокотехнологичной «начинкой»…

Мировая премьера электрокара второго воплощения, призванного закрепить лидирующее положение японского производителя в области создания «зеленых машин» с нулевым уровнем выбросов, состоялась 6 сентября 2017 года одновременно в двух городах – в Токио и Лос-Анджелесе.

Со «сменой поколений» пятидверка стала выразительнее внешне, обзавелась новым интерьером и получила «умную начинку», созданную при поддержке Google и Apple.

Выглядит «второй» Nissan Leaf привлекательно, выразительно, динамично и агрессивно, а своими оформлением полностью соответствует актуальному дизайнерскому стайлингу японской марки.

Спереди электрокар выставляет напоказ хищный взгляд светотехники, V-образную радиаторную решетку с расходящимися от нее через капот линиями, и рельефный бампер, а сзади приковывает внимание лихими росчерками фонарей, наполовину черной крышкой багажника и «пухлым» бампером с псевдодиффузором.

В профиль пятидверка демонстрирует энергичные и ладные очертания, привлекательности которым добавляют плавно ниспадающая к корме крыша, вздымающаяся линия «подоконника», затемненные в верхней части стойки, придающие крыше «парящий» эффект, и наглядные боковины с правильными вырезами колесных арок.

«Лиф» второго поколения своим габаритами не выходит за рамки «гольф»-класса по европейской классификации: 4480 мм в длину, 1790 мм в ширину и 1540 мм в высоту. База колес простирается у хэтчбека на 2700 мм, а его дорожный просвет равняется 150 мм.

В снаряженном виде электромобиль весит 1535 кг, а его полная масса варьируется от 1765 до 1795 кг в зависимости от исполнения.

Интерьер Nissan Leaf оформлен без изюминки, хоть и не лишен интересных дизайнерских решений – стильная комбинация приборов, включающая в свой состав аналоговый спидометр и крупный дисплей для остальной информации, рельефный мульти-руль с подпиленным в нижней части ободом и необычный селектор трансмиссии.

На традиционной центральной консоли находятся 7-дюймовый экран мультимедийного комплекса и интересный на вид блок климатической установки.

Салон электрокара сделан из приятных материалов отделки, а в виде опции может быть предложен в нескольких типах расцветки.

«Апартаменты» у хэтчбека – пятиместные. Спереди установлены эргономичные кресла с ощутимыми валиками боковой поддержки, оптимальной плотностью набивки и широкими интервалами регулировок.

Сзади базирован полноценный трехместный диван, который способен похвастать гостеприимным профилем.

Объем грузового отсека у «Лифа» второго воплощения вполне себе соответствует запросам C-класса – 435 литров в стандартном положении (правда, эти цифры могут быть сокращены за счет установки двойного пола с органайзером или усилителя акустики Bose). Второй ряд сидений складывается двумя неравными секциями, увеличивая вместимость багажника, однако в таком случае образуется огромная «ступенька» в салон.

В движение «второй» Nissan Leaf приводится трехфазным синхронным электродвигателем переменного тока, который максимально генерирует 150 лошадиных сил (110 кВт) при 3283-9795 об/минуту и 320 Н•м крутящего момента, доступного в диапазоне от 0 до 3283 об/минуту.
Весь запас мощности «транслируется» на колеса передней оси посредством одноступенчатого редуктора, а «питание» силовой установки осуществляется тяговыми литий-ионными батареями вместимостью 40 кВт*час.

Максимально «Лиф» способен разогнаться до 144 км/ч, а до первой «сотни» устремляется за впечатляющие 7.9 секунды.

Паспортная «дальнобойность» машины на одной зарядке зависит от цикла движения: в японском JC08 – 400 км, в европейском NEDC – 378 км, в американском EPA – 241 км.

Время «насыщения» батарей от обычной сети у хэтчбека занимает 8-16 часов (на результат влияет тип розетки – переменный или постоянный ток), а от станции быстрой зарядки – 40 минут (до 80%).

В основе Nissan Leaf 2018 модельного года находится переднеприводная платформа «Nissan EV» с конструкцией кузова, в которой наблюдается широкое применение высокопрочных сортов стали. На передней оси электромобиля задействована независимая подвеска типа МакФерсон, а на задней – полузависимая архитектура с балкой кручения (в обоих случаях – со стабилизаторами поперечной устойчивости).

На пятидверке применены электроусилитель рулевого управления и тормозная система с вентилируемыми дисками на всех колесах, ABS и EBD.

«Лиф» второго поколения может похвастать рядом интересных «фишек», а одна из них – комплекс ProPilot с адаптивным «круизом», снижающий нагрузку на водителя в дальней дороге. Он способен управлять «японцем» в пределах полосы (на скорости от 30 до 144 км/ч) – электроника самостоятельно при необходимости подруливает, тормозит (вплоть до полного замедления и даже в экстренном режиме) и разгоняет хэтчбек. Правда, если едущая впереди машина остановилась больше, чем на три секунды, то для активации ProPilot потребуется притронуться к педали газа. Кроме того, в его состав входит система ProPilot Park – полноценный автономный парковщик, умеющий ставить автомобиль перпендикулярно, параллельно и по диагонали (причем и при переднем, и при заднем ходе).

В Японии Nissan Leaf второго воплощения появится в продаже в январе 2017 года, а до США и стран Старого Света доберется лишь в январе 2018-го (в обозримом будущем он должен «доехать» и до российского рынка). У себя на родине электрокар оценен в сумму от 29 000 долларов, а в Америке – от 29 990 долларов (

1.66 и 1.71 млн. рублей по текущему курсу соответственно).
По умолчанию пятидверка оснащается: передними и боковыми подушками безопасности, ABS, ESP, EBD, светодиодными фарами и фонарями, мультимедийной системой, «климатом», комплексом ProPilot, многофункциональным рулем, подогревом передних кресел, электростеклоподъемниками всех дверей и другими современными «примочками».

Nissan Leaf 2017 — обзор электрокара

Обзор Nissan Leaf 2017: внешний вид модели, интерьер, технические характеристики, системы безопасности, цены и комплектации. В конце статьи — видео панорама Ниссан Лиф 2017 года!

Читать еще:  Nissan Skyline GC111

Содержание обзора:

  • Внешний вид
  • Салон
  • Характеристики Nissan Leaf 2017
  • Системы безопасности
  • Стоимость и комплектации Ниссан Лиф 2017 года
  • Видео

Впервые электрический Nissan Leaf был показан мировой общественности в 2009 году в рамках Токийской автовыставки, а уже весной следующего года стартовали официальные продажи модели. Известно, что только за период 2010-2014 года, электрокар разошёлся внушительным тиражом в более чем 165 тыс. экземпляров, что позволило ему стать самым успешным автомобилем на электротяге в мире. В 2011 году модель смогла одновременно завоевать звание лучшего европейского и всемирного автомобиля, что, как нам кажется, не требует дополнительных комментариев.

В 2013 году, в рамках Женевской автомобильной выставки руководство компании презентовало обновлённую версию модели, которая получила лишь ряд косметический улучшений. А несколько лет на автомобильном шоу во Франкфурте состоялась премьера Nissan Leaf 2017, получившего улучшенные аккумуляторные батареи, более современное оборудование салона, а также новую расцветку кузова.

На сегодняшний момент модель является одним из наиболее успешных автомобилей на электротяге и, как нам кажется, подобная ситуация не изменится в ближайшие 2-3 года, пока конкуренты не выкатят на рынок ещё более демократичный и практичный электрокар. А пока этого не произошло, давайте попробуем разобраться, чем именно примечателен новый электрический «Лист» (именно так переводится название автомобиля Leaf с английского).

Внешний облик Nissan Leaf 2017

Зачастую автопроизводители стараются сделать свои электрокары максимально необычными и футуристичными, достаточно вспомнить модели Chevrolet Volt, Renault Twizy и BMW i3. Однако специалисты из Nissan решили пойти иным путём – новый Leaf выглядит достаточно обыденно и практически не выделяется в городском потоке. Если забыть о некоторых деталях, таких как отсутствующая система выхлопа и практически полное отсутствие выступающих элементов на корпусе, машину легко принять за «гражданский» пятидверный хэтчбек с двигателем внутреннего сгорания.

Лицевая часть кузова привлекает вынимание выпуклой оптикой головного света, по форме напоминающей сложенный пополам лист, а также голубой эмблемой компании и аккуратным бампером с узкой прорезью воздухозаборника и аккуратными кругляшами противотуманок.

При взгляде на автомобиль в профиль замечаешь наличие короткого капота и сильно заваленного назад ветрового стекла, что положительно сказывается на аэродинамических показателях модели – Nissan Leaf характеристики лобового сопротивления равняются всего 0,28 Сх. Отдельного внимания заслуживают крупные боковые двери, массивные колёсные арки, а также вздымающаяся кверху оконная линия и стильный спойлер, располагающийся в верхней части двери багажника.

Корма электрокара имеет сдержанный и лаконичный облик, а самым ярким её элементом стильные вертикальные плафоны габаритных огней.

Внешние габариты электрического Ниссан Лиф имеют следующие параметры:

  • Длина – 4,445 м;
  • Ширина – 1,77 м;
  • Высота – 1,55 м;
  • Длина колёсной базы – 2,7 м.

Высота дорожного просвета характерна для автомобилей С-класса и составляет 160 мм, чего достаточно для преодоления «лежачих полицейских» и более-менее уверенного штурма бордюров. Для езды по пересечённой местности, как вы можете догадаться, автомобиль не предназначен от слова «совсем».

На выбор потенциальным покупателям предлагается несколько различных расцветок кузова, а также несколько разновидностей легкосплавных дисков R15-16, что открывает ряд возможностей для персонализации экстерьера.

Салон электрического Ниссан Лиф 2017

Внутреннее оформление электрического хэтчбека практически ничем не выделяется на фоне бензиновых и дизельных конкурентов по классу. В наличии качественные отделочные материалы, хорошо продуманная эргономика рабочего места и отличная обзорность, добавляющая уверенности при езде по тесным городским улочкам.

Перед водителем располагается современный трехспицевый руль с массивной сердцевиной и возможностью управления аудиосистемой и прочими системами автомобиля, а также пара цифровых дисплеев, выполняющих роль приборной панели. На верхнем дисплее отображается информация о времени, текущей скорости и температуре, а на нижнем – оставшийся заряд батареи, запас хода, выбранная передача и т.п. Центральная торпедо выделяется наличием крупного сенсорного дисплея развлекательно-информационной системы, а также необычным блоком управления климатом. Из необычного — вместо привычного рычага КПП используется круглый селектор выбора передач, а вместо ключа зажигания – механическая кнопка «Старт».

Салон автомобиля имеет пятиместную компоновку. Передние сидения просторны и, несмотря на слабую боковую поддержку, обеспечивают высокий уровень комфорта. Они имеют широкий диапазон регулировок, что позволяет удобно расположиться человеку с любым ростом и комплекцией. Задние сидения, располагающиеся чуть выше передних, дружелюбны и легко принимают троих седоков, причём ни один из них не будет ущемлён в количестве свободного пространства.

Объем багажника в пятиместной компоновке равняется 355 литрам, а сложив спинки задних кресел, можно получить порядка 720 литров погрузочного пространства. Правда, рассчитывать на ровную погрузочную площадку, как доказал Nissan Leaf обзор, увы, не приходится, чему виной расположенные в полу аккумуляторные батареи.

Nissan Leaf 2017 — технические характеристики

Базируется автомобиль на фирменной переднеприводной «тележке» Nissan V, знакомой по кроссоверу Juke и ситикару Micra, которая предполагает использование передней независимой подвески МакФерсон и задней полунезависимой со скручивающейся балкой. Машина обладает практически идеальной развесовкой по осям (57:43), положительно сказывающейся на управляемости и поведении автомобиля на дороге.

Nissan Leaf батарея увеличилась в ёмкости с 24 до 30 кВт/ч., благодаря чему запас хода электрокара увеличился более чем на 50 км и составляет отныне порядка 250 км. Зарядка Nissan Leaf может осуществляться либо через стандартный 3,6 кВт порт, либо через опциональный порт до 6,6 кВт, что позволяет полностью подзарядить АКБ за 8 и 4 часа соответственно. Отметим, что при подзарядке автомобиля на специальной подстанции с напряжением в 400 Вольт для зарядки 80% батареи требуется всего 30 минут.

В движении автомобиль приводится трёхфазным электродвигателем, развивающим 109 «лошадок» и 280 Нм вращательного момента, передаваемым на переднюю ось. Такого мотора достаточно, чтобы обеспечить разгон от 0 до 100 за 11,5 секунд, а также развить максимальные 144 км/час. Правда, на практике вполне можно выжать и 159 км/час, что чревато повышенным энергопотреблением. Говорить о таком параметре как расход топлива не приходится, так как «Лиф» – полностью электрический автомобиль.

За торможение машины отвечают дисковые тормоза, дополнительно оснащённые системой рекуперации, позволяющей подпитывать батареи при торможении. Пару дисковым тормозам составляет широкий набор современных помощников, среди которых — система ABS, TCS и прочие.

Безопасность Nissan Leaf 2017

Как и любой другой современный автомобиль, Ниссан Лиф оборудован широким набором систем активной и пассивной безопасности, в числе которых:

  • Светодиодная оптика спереди и сзади;
  • Электрический усилитель руля;
  • Круиз-контроль;
  • Датчики дождя и освещения;
  • Камера панорамного обзора;
  • Подогрев зеркал и стекла;
  • Система ABS и курсовой устойчивости;
  • Система TCS и EBD;
  • Парктроники;
  • Датчики слежения за давлением в покрышках;
  • Центральный замок;
  • Помощник при старте под горку;
  • 8 эирбегов;
  • Трёхточечные ремни и крепления ISOFIX.

Машина без труда справится с ролью семейного автомобиля, правда ввиду относительно небольшого запаса хода использовать его для длительных путешествий не получится.

Nissan Leaf 2017 — комплектации и ценник

Сразу стоит оговориться, что рассчитывать на официальные продажи Nissan Leaf в России не приходится, чему виной слаборазвитая инфраструктура заправочных станций и относительно невысокий запас хода, что накладывает серьёзные ограничения на условия эксплуатации автомобиля. При этом электрокар официально представлен в Японии, США и ряде европейских стран, где правительство всячески способствует популяризации автомобилей на электротяге.

Nissan Leaf цена в Европе, в зависимости от уровня оснащения, варьируется в пределах 25-33 тыс. евро (1,75 – 2,3 млн. руб.), а вот в Америке, благодаря дотациям из бюджета, автомобиль обойдётся потенциальным покупателям в 21,2-27,1 тыс. Долларов.

Базовое оснащение электрического Ниссан Лиф включает в себя:

  • Стальные диски R16;
  • Электропривод и подогрев боковых зеркал;
  • Светодиодные габаритные огни;
  • Противотуманки;
  • 8 эирбегов;
  • Системы ESP, ABS, а также EBD и HSA;
  • Климатический контроль;
  • Полный электропакет;
  • 2-уровневую панель приборов;
  • Безключевой доступ в салон;
  • Систему «Стоп-Старт»;
  • Мультимедийный комплекс с цветным дисплеем и 4 колонками;
  • Мульти-руль с электроусилителем;
  • Дисковые тормоза на всех колёсах.

А если этого будет недостаточно, можно выбрать более дорогую комплектацию, дополнительно предлагающую:

  • Легкосплавные диски R16-17;
  • Головную LED-оптику;
  • Продвинутый мультимедийный комплекс и аудиосистему BOSE;
  • Круиз-контроль;
  • Задний спойлер со встроенными солнечными батареями;
  • Камеру 360-градусного обзора;
  • Подогрев кресел и «баранки»;
  • Отделку салона кожей;
  • Датчики дождя и освещения;
  • Фирменную навигацию и многое другое.

Как видим, по уровню оснащения автомобиль ничем не уступает своим дизельным и бензиновым конкурентам, а в чем-то даже превосходит их.

Заключение

Nissan Leaf – чрезвычайно качественный, практичный и комфортный автомобиль, предлагающий широкий набор базового и опционального оборудования, а также отличающийся довольно демократичной для электрокара стоимостью. Это автомобиль, наглядно демонстрирующий будущее, которое более чем возможно без машин с двигателями внутреннего сгорания, что ещё до недавних пор казалось недостижимым.

Тест-драйв Nissan Leaf 2017:

Ниссан Лиф (2009-2017) электромобиль 1-го поколение: запас хода, емкость батареи, цена

Модель Ниссан Лиф 1 поколения вышла в уже далеком 2010 году: тогда производитель электрокара не ожидал, что первая партия машин будет распродана уже спустя 2 месяца после запуска продаж. С тех пор электромобиль не утратил своих позиций на рынке: напротив, Leaf завоевал статус самого продаваемого авто с электрическим двигателем, популярность которого с течением времени слабее не становится.

В чем же секрет успеха Ниссан Лиф?

Особенности экстерьера

Внешний облик электромобиля Nissan выполнен в соответствии со ставшим традиционным фирменным стилем компании: авто имеет много схожих черт с такими моделями, как Note и Tiida – аналогичные формы кузова (его размеры следующие – длина равняется 4,445 метрам, ширина составляет 1,77 м, высота -1,55 метров), диски 16 дюймов, практически ничем не отличающийся задний спойлер.

В целом, Ниссан Леаф имеет вполне заурядную внешность, не особо выделяясь среди других транспортных средств в потоке. Единственная разница – люк для подключения зарядного устройства, установленный на месте решётки радиатора, и отсутствие трубы выхлопной системы.

Производителем было приложено немало усилий для улучшения аэродинамических параметров авто: своё влияние оказывают и вытянутый багажник, и торчащие фары (и передняя, и задняя оптика является светодиодной, что сделано в целях экономии энергии).

Интерьер салона

Внутреннее пространство Nissan Leaf рассчитано на комфортное размещение пятерых человек. Интерьер вызывает ощущение футуристичности, но в то же время авторы дизайна не перегнули палку, поэтому своей чрезмерной необычностью он не отторгает.

Оказавшись в салоне (предлагается в белом и черном цвете), о том, что это электромобиль, говорит лишь джойстик, размещенный вместо рычага переключения передач: в остальном интерьер ничем не отличается от салона обычного автомобиля – то же рулевое колесо и расположенные на привычных местах приборы.

Заднее сиденье находится чуть выше передних эргономичных кресел. Отделан салон высококачественной тканью, для топовых комплектаций предусмотрена обивка натуральной кожей.

Приборная панель модели является полностью цифровой. На ней отображается довольно большое количество полезной информации: общий пробег, текущая температура аккумулятора, режим движения, примерный запас хода, температура на улице, время, а также значки, сигнализирующие о не пристегнутом ремне безопасности или открытой двери. Спидометр находится выше руля на уровне глаз водителя, что позволяет не отрываться от дороги.

Правее располагается 7-дюймовый экран мультимедийной системы, который одновременно может выполнять функции навигатора (система строит маршрут с учетом оставшегося запаса энергии), а также показывать карту ближайших заправочных станций (опция активируется нажатием кнопки Zero Emission). Интерфейс сделан максимально просто: чтобы разобраться в управлении, не потребуется много времени. Бортовой компьютер Ниссан Leaf помимо стандартной информации показывает, как много энергии потребляют различные функции, например, климат-контроль.

Объем багажника электрокара составляет 355 литров, но его легко можно увеличить путем складывания спинки заднего сиденья.

Характеристики

Оснащается электромобиль Ниссан Лиф 80-киловаттным мотором, мощностью 108 л. с., разгоняющим автомобиль до сотни за 10 секунд. Передняя подвеска электрокара является независимой, задний механизм – многорычажным.

Ёмкость батареи, весом 300 кг (общий вес авто равняется 1650 кг), -24 кВт⋅ч: аккумулятор обеспечивает запас хода в 160 км. Максимальный пробег Ниссан Лиф на одном заряде не назовешь большим, но этого вполне хватает для поездок по городу: собственно, именно на жителей мегаполисов и ориентирован в первую очередь данный электромобиль. В 2015 году Ниссан Лиф получил новую 30-и киловатную батарею, что увеличило запас хода до 280 км.

Зарядить Nissan Leaf можно как от обычной бытовой розетки (на восполнение энергии уйдет порядка 8 часов), так и с помощью специального зарядного устройства (чтобы зарядить аккумулятор на 80%, потребуется всего полчаса времени).

Из оснащения машины можно выделить электрические стеклоподъемники, климат-контроль, аудиосистему с динамиками в количестве 4 штук, а также 8 подушек безопасности.

Купить электрокар в США можно за 25000$ (при этом его реальная стоимость равняется 35000$, но за счёт государственных субсидий становится возможным снижение итоговой цены для конечного потребителя). В Японии модель обойдется на 3 тысячи долларов дороже.

Что касается РФ, то на данный момент электрокар в отечественных салонах не продается, однако руководство компании еще в 2017 году заявило о намерении начать поставки, так что не исключено, что и у нас можно будет приобрести Leaf у официально дилера.

Сейчас в России можно купить Лифа только б/у. Модели 2010-2012 годов стоят в районе 500 тысяч рублей. Электромобили 2012-13 годов выпуска можно найти по 500 — 750 тысяч рублей. Авто 2013-14 годов оцениваются в 600 — 800 тысяч рублей. Лифы 2015-17 годов стоят от 700 тысяч рублей.

Видео Nissan Leaf

Nissan Leaf 2017: что известно о будущем электрокаре

На сегодняшний день Nissan Leaf — самый покупаемый электромобиль в мире. С начала производства, почти 200 тысяч электрических автомобилей нашли себе верных друзей среди владельцев.

Впервые представленный широкой публике в 2011 году, дизайн Nissan Leaf немного изменился в 2013, когда в Смирне (штат Теннеси, США) запустили новую линию по сборке электромобилей, ранее производившихся исключительно в Японии.

Итак, вот что известно о Nissan Leaf 2017 модельного ряда. Это материал появился благодаря неофициальным разговорам с представителями компании Ниссан, а так же из других источников, как промышленного плана, так и нет.

Дизайн Nissan Leaf 2017

Дизайн сегодняшнего Nissan Leaf нельзя назвать революционным. Это обычный пятидверный хэтчбек, который можно отнести к классу больших компактов или маленьких среднеразмерных автомобилей, в зависимости от желания. Теперь в деталях: скругленные формы, очень длинные фары с маленькими плавниками, направленными к ветровому стеклу, фирменный интерьер Space Age — в совокупности получается автомобиль, который можно или крепко любить, или от всей души ненавидеть.

Теперь же появилось мнение, что Nissan Leaf 2017 должен быть более радикальным, запоминающимся с первого взгляда. Таким, как концепт Range Rover Evoque, практически без изменений ставший серийным автомобилем.

Одним из возможных вариантов стал концепт Nissan Sway, представленный на Женевском автосалоне 2015. Представители Ниссан говорят, что этот концепт показывает в каком направлении будет развиваться дизайн пятидверных хэтчбеков в ближайшие несколько лет.

Концепт по своим размерам гораздо больше, чем Nissan Micra, так что прообразом этого субкомпакта он быть не может. Таким образом это скорее всего будущий Nissan Leaf 2017, по крайней мере это один из возможных его вариантов.

Сиро Накамура, главный дизайнер и старший вице-президент компании Nissan, сказал прошлой осенью, что для выхода на массовый рынок прежде всего нужно увеличить привлекательность автомобиля. По его словам, дизайнерам следовало добавить в автомобиль изюминку, наделив его яркими специфическими чертами, присущими только электромобилям.

«Следующий Leaf должен быть не очень консервативным, — продолжал Накамура в интервью на Парижском автосалоне, — но при этом понятным и приятным автомобилем с красивыми пропорциями.»

А для покупателей, предпочитающих подчеркнуть, что они управляют именно электрическим автомобилем, в нем будет специальная отделка салона, оригинальные фары и смелые пропорции.

Запас автономного хода Nissan Leaf 2017

Возможно, самым важным аспектом будет номинальный радиус автономности электромобиля, или несколько таких величин, если будут предложены разные варианты аккумуляторов.

В прошлом году Энди Палмер, возглавлявший тогда отдел новых разработок компании Ниссан, предполагал, что радиус автономности следующего Nissan Leaf будет никак не меньше 200 километров, а скорее всего и не меньше 250. И тогда же он намекнул, что у электромобиля будут комплектации с различными емкостями блоков батарей и, соответственно, с разной стоимостью.

По словам нашего источника из Ниссан, как минимум одна комплектация Nissan Leaf 2017 будет с запасом хода в 200 километров или немного больше. Некоторая путаница происходит из-за того, что в компании не говорят по какой системе будет тестироваться пробег автомобиля: по обычному европейскому циклу или по более строгим американским нормам EPA (американские тесты дают более низкие значения, но как правило они ближе к реальности).

Небольшой апгрейд в 2013 году увеличил радиус автономности со 120 до 135 километров. Через четыре года после апгрейда должен быть значительный прорыв, ведь технологии уже шагнули вперед. Более того, запас автономного хода в 200 километров по идее должен привлечь новых покупателей, которым и 120, и 135 километров без подзарядки явно не хватало.

Между тем, уже достаточно много производителей заявили о намерении в 2017 году запустить свои серийные среднеразмерные электромобили. Уже представленный Chevrolet Bolt выйдет на рынок в начале 2017 года, остается надеяться, что в компании Ниссан подкорректируют сроки выпуска, и Nissan Leaf 2017 появится в автосалонах раньше него.

Читать еще:  Nissan Kicks 2017, обзор нового кроссовера

Чьего же производства будет блок аккумуляторов у Nissan Leaf 2017

С самого начала производства, блок батарей Nissan Leaf выпускало совместное предприятие Nissan и NEC, известное как AESC (Automotive Electric Supply Corporation). Но партнер Nissan по автомобильному альянсу, компания Renault в своей линейке использует, как ни страно, специально разработанные блоки аккумуляторов от LG Chem.

При этом компания LG Chem не только поставляет блоки аккумуляторов для Chevrolet Volt, но и заключила целый ряд контрактов с другими ведущими автопроизводителями гибридных автомобилей.

В последнее время, в самой компании Ниссан есть целый ряд менеджеров, предлагающих использовать более прогрессивные аккумуляторы от LG Chem, вместо компонентов собственной дочерней компании. Что ж, посмотрим что победит: разумная логика или корпоративная этика.

Теперь, когда официально представлен Chevrolet Volt 2016, и большинство его технических характеристик известны, гораздо интереснее становиться ждать официальной премьеры второго поколения Nissan Leaf и четвертого поколения гибрида Toyota Prius. Премьера обоих этих автомобилей предполагается на Токийском автосалоне в 2016 году.

Хотя вполне возможна премьера Nissan Leaf 2017 модельного ряда и раньше — сразу после новогодних праздников. Будем с нетерпением ждать!

Видео-обзор концепта Nissan Sway — прообраза Nissan Leaf 2017

Nissan Leaf: характеристики, цена и все поколения

Nissan Leaf хоть и не был первым серийным электромобилем, но очень быстро обошел конкурента Mitsubishi i-MiEV. С 2010 по сегодняшний день реализовав более 500 000 электрокаров.

В России, Беларуси и Украине официально Nissan Leaf не представлен, но это не мешает ему быть в этих странах самым популярным электромобилем.

Разделы статьи
    • История электрокара Лиф
    • Nissan Leaf 2010 — первое поколение
      • Обновление Nissan Leaf 2013
      • Изменения в Nissan Leaf 2016
    • Второе поколение Nissan Leaf 2018
      • Nissan Leaf e+ 2018 (62кВт*ч)
    • Батареи Nissan Leaf
    • Цена Nissan Leaf в России и мире
    • Минусы Nissan Leaf
    • Эксплуатация электромобиля зимой
    • Интересные факты про Nissan Leaf
    • Скандалы с дебютом второго поколения Leaf

История электрокара Лиф

История электромобилестроения Nissan берет начало с 40-х годов прошлого столетия, когда компания впервые показала прототип на свинцовых батареях – Tama и Tama Senior. Тогда обе модели разошлись мелкосерийными партиями, а запас хода составлял до 55 км.

С 70-х годов, во время нефтяного кризиса, как и многие производители автомобилей в компании выставляли концепты на электротяге, но технологии не позволяли популяризацию и массовый серийный выпуск. В нулевых инженеры Nissan пытаются электрифицировать модели Cube и Tiida. В результате приходят к созданию совершенно новой платформы Nissan V. Платформа взяла за основу лучше наработки моделей Juke и Micra.

Мировая премьера электромобиля состоялась на Токийском Автосалоне в 2009 году. А уже в 2010, в серийном исполнении разошелся небольшими партиями по автосалонам Северной Америки и Азии. Изначально Nissan Leaf собирали только в Японии, но по мере роста продаж открывались производственные площадки в США и Великобритании.

В Европейскую дилерскую сеть автомобиль попадет лишь в первой половине 2011 года, а вот онлайн резервирование можно было сделать заранее.

Nissan Leaf 2010 — первое поколение

Первая версия пятидверного хэтчбека выпустилась с передним приводом на электрической тяге. Электромобиль оснастили трансмиссией мощностью 80 кВт с крутящим моментом 280 Н*м.

Литий-ионный аккумуляторный блок емкостью 24 кВт*ч позволяет преодолеть до 160 км. Но при условии средней скорости 60 км/ч и отключенной климатической установки. Максимальная скорость — 140 км/ч.

Время зарядки Nissan Leaf:

  • От бытовой сети 220В (3.6 кВт) — 8 часов;
  • От бытовой сети 380В — 3 часа;
  • Быстрая зарядка: 480В, 125A — 30 минут до 80% емкости батареи.

Объем багажника 330 литров, при сложенных сиденьях можно увеличить до 680 литров. Габариты электрокара ДхШхВ в мм: 4450х1770х1550, колесная база — 2700 мм.

Обновление Nissan Leaf 2013

Модель не сильно отличается от предшественника, электромобиль при все тех же 24 кВт*ч увеличил максимальный запас хода на 20км. Связано это с обновлением системы рекуперации и более технологичной батареей. Мощность электрического двигателя осталась на уровне 80 кВт, но крутящий момент немного снизили, до 254 Н*м.

Изменения в Nissan Leaf 2016

С 2016 года помимо оснащения 24 кВт*ч батареей появился и вариант на 30 кВт*ч. Новый АКБ сохранил размеры прежнего, но “поправился” на 21 кг. Максимальный пробег согласно классификатору NEDC — 250 км (30 кВт*ч) и 200 км (24 кВт*ч).

Синхронный электродвигатель переменного тока по-прежнему 80 кВт (254 Н*М), но максимальная скорость 144 км/ч. Навигационный дисплей уменьшился с 7 до 5,7 дюймов, а багажное пространство увеличилось до 700 литров.

Электромобиль получил систему NissanConnect для версий Leaf SV и SL, которая поддерживает Hands Free, распознавание голоса и управление через смартфон.

Второе поколение Nissan Leaf 2018 (40 кВт*ч)

Второе поколение популярного электромобиля представили в октябре 2017 года, но поставки в США и Европу начались в феврале 2018 года. В качестве базового оснащения Ниссан Лиф получил систему ProPilot. Это совершенно новая технология автономного привода от компании Nissan.

Дизайн стал более аэродинамическим благодаря снижению коэффициента сопротивления до 0,28. Мощность новой трансмиссии EM57 — 110 кВт с крутящим моментом 320 Н*м. Запас хода с батареей 40 кВт*ч составляет 378 км по NEDC (243 км по EPA).

С 2017 года доступны такие системы:

  • ProPILOT — функция, когда электромобиль сам управляет дистанцией на дороге и держит транспортное средство в полосе. Использовать возможно в диапазоне скоростей от 30 до 100 км/ч.
  • ProPILOT Park — 4 камеры и 12 ультразвуковых датчиков анализирую место под парковку, после чего сообщает о возможности ей воспользоваться. Управляя педалью газа, рулем и тормозами в автоматическим режиме система позволит быстро и качественно запарковаться.
  • E-Pedal — позволила практически отказаться от педали тормоза. Теперь большую часть времени управление происходит одной педалью газа. Сделано это как для удобства управления, так и повышения возможностей рекуперации.
  • Car-to-Grid (V2G) — интеллектуальная интеграция подразумевает не только односторонние подключение к системам Nissan во время зарядки, но и взаимодействие. Если точнее, то электромобиль может отдавать энергию в сеть. Ранее в Nissan заявили, что не исключают формат, когда будут принимать электричество в качестве платы. В Японии таким образом можно расплатится за парковку на тестовой площадке. Актуально, если процесс зарядки происходит ночью по более дешевому тарифу, а отдача в сеть по более дорогому, дневному.

Лиф приобрел более агрессивный внешний вид. Но помимо этого, передняя консоль в салоне изменилась полностью. Также добавилась удобная ниша для смартфона и доступ к розетке и USB-порту.

Nissan Leaf стал технологичным не только с точки зрения внедрения новых бортовых систем, но и в дизайне. Видно, что инженеры переосмыслили доступность и размещение каждой из деталей интерьера обновленного электромобиля.

Задняя подвеска стала более энергоемкая и комфортная при движении по ухабистым, и грунтовым дорогам.

Nissan Leaf e+ 2018 (62кВт*ч)

Топовая версия второго поколения получила название Leaf e+. Новая АКБ на 62 кВт*ч Leaf e+ теперь содержит 288 ячеек (192 в версии 40 кВт*ч). По обновленному классификатору EPA, уверенный запас хода составляет 364 км( на 50% больше чем АКБ на 40 кВт*ч). Мощность электрического двигателя 160 кВт с крутящим моментом 340 Н*м.

Еще одним отличием от прошлой версии для Leaf e+ является увеличенный 8-дюймовый дисплей с обновленной навигацией, которая может быть подключена к смартфону. Сам дисплей, также синхронизируется со смартфоном, через который можно перелистывать и прокручивать элементы интерфейса.

Батареи Nissan Leaf

Несмотря на то, что гарантия на батареи составляет 8 лет или 160 тыс. км пробега, ходят они значительно дольше, а цена из года в год на элементы АКБ падает. У Nissan Leaf достаточно высокий показатель деградации АКБ в сравнении с более премиальным классом электромобилей, примерно 4,2% против 2,5%.

Связано это с отсутствием системы охлаждения батареи, в то время как некоторые производители ставят уже два контура, в том числе и подогрев при необходимости. Тем самым создавая оптимальные условия для эксплуатации в любых климатических условиях. Когда SOH у Nissan Leaf опускается до отметки в 70%, обычно это первые 200 тысяч пробега, далее показатель убывает в пределах 1% в год.

В Японии появляются специальные пункты где можно восстановить или поменять батарею в зависимости от износа. Данный проект пока находится в пилотном формате и работает лишь на родине электромобиля.

В России и на остальном постсоветском пространстве в качестве доноров для батарей Leaf используются аккумуляторы с разборок США и Японии. Обычно их приобретают под модель и меняют блоком.

В Украине известны случаи, когда мастера-энтузиасты на Nissan Leaf первой версии перепаковывали штатную батарею комплектующими с алиэкспресс и увеличивали запас хода до 650 км. Как правило подобный сервис будет расширяться по факту роста количества электромобилей в стране.

Цена Nissan Leaf в России и мире

Несмотря на то, что модель представляет 90% всего электрического парка страны, в автосалоны электрокар не поставляется. Зато кроссовер Ariya в скором времени может заменить Лиф. С долей высокой вероятности электрокроссовер должен официально появится и в России.

В сентябре 2020 года, на модельный ряд б/у Leaf в России актуальны следующие цены в зависимости от года выпуска:

  • 2010-2012 – 400-500 тысяч рублей
  • 2013- 2015 – 600-800 тысяч рублей
  • 2016-2018 – 1-1,3 млн рублей

Дороже всего новый Nissan Leaf обойдется жителям Сингапура – € 100 142, Таиланда – € 58 705 и Аргентины – € 55 970. А самый доступный ценник на популярный электромобиль в Польше – €27 848, Испании – € 25 900 и Португалии – €26 880. Согласно рейтинга мировых цен.

Минусы Nissan Leaf

Их у японского электромобиля не много, но они есть:

  • Лакокрасочное покрытие на водной основе. Виной всему экологическая концепция, потому даже не значительные механические повреждения оставляют на кузове след.
  • Кузов не подвержен коррозии благодаря алюминиевым элементам, но сложен в рихтовке.
  • Лючок зарядного устройства иногда клинит в холода.
  • Клиренс 160 мм, с нашими дорогами не лишним будет защита АКБ и редуктора.
  • От JUKE достались жалобы на передние втулки стабилизатора и сайлентблоки передних рычагов.

Эксплуатация электромобиля зимой

Если летом еще можно отказаться от климатической установки, то зимой мерзнуть опасно и не хочется. Потому на выручку обладателям первых Nissan Leaf пришли дизельные печки, так называемые автономки. Популярные модели среди лифаводов:

  • Webasto Thermo Top Evo
  • Dedsa D-060 1.8 кВт
  • PLANAR

Устройство с монтажом обходится в пределах 600 долларов, благодаря вполне удачному подкапотному пространству туда отлично интегрируется бак и сама печка. В качестве бака используют 5 литровые пластиковые канистры для топлива.

Интересные факты про Nissan Leaf

  • В Nissan обработали данные более чем 460 тыс. электромобилей Leaf со всего мира. Результат поразителен — в атмосферу не попало около 2,1 млн метрических тонн CO2.
  • Согласно исследования JD Power — Nissan Leaf первого поколения признан самым надежным автомобилем 2017.
  • Срок службы батареи по последним данным Nissan составляет 22 года.
  • Кемпинговый прицеп Opus служит альтернативой использования отработанных аккумуляторных блоков электромобиля.
  • Похоронное агенство переоборудовало хэтчбек в катафалк.

Скандалы с дебютом второго поколения Leaf

Старт продаж второго поколения японского электрокара сопровождались крупной рекламной компанией. Производитель обещал значительное увеличение пробега на одном заряде и сокращение времени на зарядку. Только вот первые обладатели нового Leaf из Великобритании, по сообщению издания Leftlanenews, забили тревогу и обвинили компанию в обмане.

Есть подозрение, что в Nissan умышленно умолчали о критических недостатках. Проверку японского бренда начал комитет по стандартам рекламы. В рекламных брошюрах и технической документации заверяли, что пополнение батареи до 80% емкости с помощью быстрых зарядных устройств занимает не более 60 минут. По факту время зарядки может растягиваться до 2,5 часов. Происходит такое редко, но закономерность уже найдена — время возрастает при более чем двукратном подключении автомобиля к быстрой зарядке в течение дня.

Таким образом любые поездки на 400 км и более за один день становятся весьма затруднительными, так как пробег на одной зарядке не всегда достигает 200 км. Хотя по заявлению Nissan электромобиль без подзарядки способен преодолеть 270 км (по классификатору WLTP целых 378 км).

Производитель объяснил это тем, что на данный параметр влияет множество факторов. Умная электроника электрокара изменяет время зарядки для сохранения емкости батареи. Для этого она учитывает температуру окружающей среды, тип вождения и число циклов работы батареи.

Несмотря на все плюсы и минусы как первого, так и второго поколения Leaf, факт остается фактом — модель стала первым массовым электромобилем в мире. Удалось это благодаря практичной компановке, надежности, а главное доступности электромобиля.

В то время пока в Mitsubishi не находили времени для доработки i-MiEV, а Tesla видели себя в исключительно премиальном классе, в Nissan смогли создать электромобиль для всех.

Главный электромобиль мира — не Tesla. Как устроен Nissan LEAF и почему он такой популярный

Машины этой модели продаются активнее конкурентов, стоят меньше, а еще меняют инфраструктуру городов и развивают культуру электромобильности.

В этом материале мы сделали большой рассказ о том, как устроен Nissan LEAF: когда и как он появился, почему стал популярнее конкурентов, пользуются ли им в России и насколько это удобно. Бонусом — обзор того, как Nissan LEAF используют в каршеринге.

Что было до LEAF?

История электромобильности Nissan началась в 1947 году с запуском Tama. Этот новаторский четырехместный электромобиль был доступен в двух вариантах: как легковой автомобиль и как фургон.

На Tama при полной зарядке можно было проехать 65 километров. Аккумуляторный отсек конструкторы расположили по бокам внизу автомобиля. Для быстрой и удобной смены батарей были предусмотрены направляющие, при помощи которых батареи выдвигались в сторону.

После Tama у Nissan было еще 7 концептов электромобилей, но ни один из них не пошел в серию. В 2008 году компания начинает работу над прототипом нового двигателя, работающего от литий-ионной батареи. Технология NUVU станет основой, на которой позже построят Nissan LEAF.

Посмотрите, как выглядели первые электромобили. Есть даже молоковоз и луноход!

Раньше Теслы

В 2010 году, когда в официальную продажу поступил полностью электрический LEAF, подобных автомобилей больше не было ни у одного производителя. Tesla только год как показала первый протопит Model S — он появится на дорогах лишь в 2012 году.

[В марте 2008 года Tesla начала серийное производство полностью электрического Tesla Roadster по контракту с Lotus. Согласно условиям договора, всего было выпущено 2 500 электрокаров, поэтому проект нельзя назвать массовым].

Продукт китайского автопрома, полностью электрический BYD E6, выйдет только через год, в 2011-м. Renault Zoe — в декабре 2012 года. Mitsubishi Outlander PHEV хоть и станет открытием 2012 года, но считать его прямым конкурентом LEAF нельзя: это подключаемый гибрид.

А гибридный Chevrolet Volt, продажи которого также стартовали в 2010-м году, и с которым первое время автожурналисты сравнивали Nissan LEAF, в итоге не стал серьезным конкурентом для Ниссана на мировой арене.

Ранний запуск полностью электрического автомобиля позволили Nissan занять лидирующие позиции в новой отрасли. Пока другие производители вначале разрабатывали электромобиль, а потом разрабатывали электромобиль по правильной цене, Nissan LEAF делал себе имя.

Три поколения Nissan LEAF

На старте продаж глава Nissan Карл Госн сказал The New York Times: «Мы позаботимся о том, чтобы на рынках, на которые будет поставляться автомобиль, у потребителя была базовая инфраструктура, позволяющая ему вести машину спокойно и не беспокоиться».

Так начиналось первое поколение LEAF. Тогда машина не могла похвастаться большим запасом хода: по разным оценкам, автомобиль проезжал на одной зарядке от 117 до 175 километров.

Новаторским для того времени решением были два гнезда зарядки – для постоянного и переменного тока. Зарядное устройство, которое можно подключить к обычной розетке, заряжало автомобиль за 8 часов. Быстрая зарядка восстанавливала емкость батареи на 80% за 30 минут. Производитель гарантировал, что 70-80% емкости аккумулятора сохранится на протяжении 10 лет.

Второе поколение Nissan LEAF выпустили в 2017 году. Автомобиль оснастили системой вождения ProPilot и электронной педали (системы, позволяющей регулировать скорость только за счет нажатия на педаль акселератора).

При активации ProPilot автомобиль мог сам управлять дистанцией в пределах одной полосы. ProPilot Park — система самостоятельной парковки. Она работает при помощи четырех камер и 12 ультразвуковых датчиков.

E-Pedal или электронная педаль – система, позволяющая регулировать скорость только за счет нажатия на педаль акселератора.

Запас хода электрокара увеличили до 378 километров по европейской системе оценки NEDC и 240 км по американскому EPA. Автопроизводитель не стал менять разъем зарядки, и из-за большей емкости батареи время быстрой зарядки до 80% увеличилось до 40 минут.

Третье поколение Nissan LEAF было представлено в январе 2019 года. Автомобиль получил маркировку LEAF e + или LEAF PLUS в зависимости от рынка сбыта. Новинку оснастили батарей емкостью 64 кВт/ч, увеличили запас хода. Электромобиль сможет проезжать до 363 км на одной зарядке. Внешний вид Nissan LEAF значительных изменений не претерпел.

Читать еще:  Nissan Juke 2018

Прямо сейчас LEAF — очень популярный электромобиль. В марте 2019 года продажи автомобиля Nissan LEAF превысили 400 000 экземпляров. По подсчетам компании, владельцы LEAF проехали на своих автомобилях более 10 миллиардов километров. Nissan LEAF доступен более чем на 50 рынках по всему миру. В этом году география продаж расширится на шесть новых рынков в Латинской Америке и на семи в Азии и Океании.

Самый продаваемый электромобиль

Первые 100 тысяч электромобилей LEAF Nissan смог реализовать к 2014 году. Через год было продано уже 200 000 LEAF по всему миру. В 2018 году электрокар достиг 300 000 продаж, а в марте 2019 отметил 400-тысячную.

2018-й год Nissan LEAF закончил в статусе фаворита мирового рынка электромобилей. Совокупные продажи пяти лидирующих моделей выглядели вот так:

Nissan LEAF: 369 940 машин
Tesla Model S: 242 200 машин
BAIC EC-Series: 172 850 машин
Mitsubishi Outlander PHEV: 172 640 машин
Chevrolet Volt: 171 670 машин

Если оценивать продажи по брендам, то Nissan с единственной моделью проигрывает конкурентам, но все равно остается в лидерах:

BYD: 517 230 машин
Tesla: 500 390 машин
Nissan: 379 910 машин
BAIC: 322 300 машин
BMW: 251 870 машин

Статистические данные взяты из разных источников и несколько разнятся, но это не искажает общего представления о лидерах отрасли.

5 причин, почему LEAF такой популярный

Вовремя появился

Nissan выпустил на мировой рынок полностью электрический автомобиль раньше конкурентов. LEAF сразу продавался по разумной цене с широкими техническими характеристиками.

Цена

В 2015 году, когда на мировых рынках активно стали продаваться электромобили, средний ценник Nissan LEAF был около 31 тысячи долларов. Tesla Model 3 в базовой комплектации (которая мало кого устраивала) стоила 35 тысяч долларов. Chevy Bolt можно было приобрести за 37,5 тысяч долларов.

Забота об инфраструктуре

С момента запуска LEAF Nissan ведет активную работу с партнерами по внедрению инфраструктуры для электромобилей в строящемся жилье. Например, в августе 2011 года Nissan и ведущий калифорнийский застройщик City Ventures договорились, что в новых домах появится электрическая разводка под электромобили.

Nissan работает и над масштабированием сети зарядных станций. Например, в 2013 году на территории США было порядка 160 станций быстрой зарядки, а Nissan договорился с партнерами построить еще 500 в течение ближайших 18 месяцев.

Надежность

В июне 2011 года Nissan LEAF было присуждено пять звезд краш-теста Euro NCAP. Он стал первым электромобилем, получивший наивысший рейтинг в этой системе тестирования. В мае 2013 года Nissan LEAF получил высший рейтинг безопасности IIHS (Институт страхования безопасности на дорогах). В 2018 году новое поколение Nissan LEAF получило пять звезд от Euro NCAP.

Нет серьезных проблем

За 9 лет у Nissan был только один скандал с LEAF. В 2012 году пользователи электрокара из районов с жарким климатом стали жаловаться на уменьшение диапазона хода. Вначале Nissan никак не реагировал на негативные отзывы, тогда владельцы LEAF провели независимое тестирование.

После этого автопроизводитель сделал свои тесты и выяснил, что проблемы с запасом хода возникают у автомобилей с большим пробегом. Nissan выпустил памятку по эксплуатации, а позже запустил программу обмена аккумуляторных батарей.

Nissan Leaf в России

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в конце 2018 года в России было зарегистрировано 144 электромобиля, 76 из которых – Nissan LEAF.

Мы встретились с владельцем одного из LEAF и попросили поделиться впечатлениями от автомобиля. Тимур живет в городе Пушкино, Московская область. Вот его история:

Я купил LEAF в 2018 году, больше из любопытства. Хотелось самому познакомиться с новаторским автомобилем. У меня LEAF 2013 года выпуска. Он идеально подходит: за день я проезжаю не больше 50 километров, и ночью есть возможность зарядить автомобиль, потому что я проживаю в собственном доме.

В 2018 году для электромобилей в Подмосковье практически не было никакой инфраструктуры, за год мало что изменилось.

При смешанном цикле одной зарядки LEAF хватает примерно на 100 километров. Это соответствует заявленным показателям с учетом износа батареи в 25%. В холодное время года запас хода сокращается практически вдвое, особенно, если стоишь в пробках.

На полный заряд аккумулятора уходит в среднем пять часов. Полностью разрядить аккумулятор за день получается очень редко. Заряжаю по ночам, настраиваю таймер, чтобы к 7 утра автомобиль был готов.

Nissan LEAF – второй автомобиль в нашей семье. Экономия, по сравнению с внедорожником, существенная – порядка 5 тысяч рублей на заправке в месяц. Кроме того, бензиновому автомобилю нужно частое обслуживание и смена масла, фильтров.

За время эксплуатации LEAF не ломался, поэтому не могу сказать, есть ли проблемы с запчастями (официально Nissan LEAF в России не поставляется – прим. ред.).

Каких-то необычных происшествий с Nissan LEAF у меня не было. Разве что интересно наблюдать реакцию людей на светофорах – они не ожидают такой прыткости от небольшой машинки, да еще и без рева двигателя.

Тем, кто собирается покупать электромобиль, могу посоветовать только сразу решить вопрос, где и как они будут его заряжать. На мой взгляд, электромобили еще не скоро будут популярны в нашей стране, поэтому и быстрого развития инфраструктуры ждать не приходится.

Nissan Leaf в каршеринге

В российском каршеринге Nissan LEAF был только у сочинского UrentCar, сейчас он выведен из автопарка. Арендовать электромобиль могли только пользователи старше 30-ти лет и со стажем вождения более 5 лет. Одна минута аренды сначала обходилась в 14 рублей, потом цену снизили до 12 рублей.

В Одессе с 2017 года работает каршеринг MobileCar, в его парке около 50 электромобилей Nissan LEAF. Для пользователей доступны поминутные, часовые и суточные тарифы.

Зарядка автомобилей осуществляется оператором. Если заряд автомобиля меньше 20%, об этом необходимо сообщить в компанию. За оставление машины с зарядом менее 10% штрафуют.

Сервисом могут воспользоваться граждане Украины в возрасте от 21 года со стажем вождения от 2-х лет. Для иностранных граждан сервис доступен по согласованию с оператором.

В апреле 2019 года в Грузии запустился каршеринг AiCar, его автопарк полностью состоит из электромобилей: Nissan LEAF и Renault Zoe. Минимальный возраст для регистрации в сервисе – 21 год, минимальный стаж вождения – 2 года.

Стоимость поездки составляет 0,08 лари за минуту (примерно 1,95 рублей) плюс 0,45 лари (примерно 11 рублей) за каждый километр. Пользователям предоставляется 10 бесплатных минут перед началом. В приложении доступна функция построения маршрута до арендного автомобиля.

Автомобили застрахованы. В случае ДТП пользователь оплачивает франшизу и прочие траты, не попадающие под покрытие страхового полиса.

Пользователь должен зарядить автомобиль, если уровень его заряда упал ниже 30%. Если пользователь не сделает этого, то компания оштрафует его на 30 лари (около 700 рублей).

Электромобили в Грузии поддерживаются на уровне правительства. Жителям Тбилиси бесплатно устанавливают зарядную станцию около дома. Для владельцев электрокаров в городе действует бесплатная парковка, а за растаможивание не взимается плата.

В польском Вроцлаве с июня 2018 года работает каршеринг Vozilla. В автопарке оператора 180 электромобилей Nissan LEAF. Ограничений по возрасту и стажу нет. Зарядка автомобилей осуществляется оператором.

Для пользователей тарифы разделены на зоны, стоимость аренды рассчитывается исходя из того, где была завершена поездка плюс поминутный тариф. Действует программа лояльности Team Vozilla, позволяющая активным пользователям экономить на поездках.

Еще про электромобили:

Какими бывают электромобили и чем они друг от друга отличаются? Разбираемся в главных терминах

Volkswagen меняет автомобильный мир. Делает передвижные зарядки и запускает кучу электромобилей

Самые ожидаемые электромобили. Что нового появится в 2019-2020?

Можно ли жить с запасом хода 250 км? Длительный тест «народного» электрокара Nissan Leaf

АЭС вот-вот запустят, но по поставкам нефти сегодня договорились, а завтра — нет. К тому же бензин чаще дорожает, чем дешевеет. Поэтому мы взяли на недельный тест-драйв электрический Nissan Leaf. Его батареи 40 кВт⋅ч хватает на 250 км пробега в идеальных условиях. Хватит ли этого, чтобы комфортно эксплуатировать электрокар ежедневно?

Когда мне предложили недельку поездить на Nissan Leaf второго поколения, я задумался. Смущал запас хода — обещали, что 200 км он проезжает в режиме «все включено». Если экономно — то все 250. А мне как-то не по себе. Маловато будет. Маловато. Или нормально? Все же решил проверить.

Новое поколение — больше запас хода

Nissan Leaf до сих пор остается одним из самых продаваемых электромобилей в мире. И машина второго поколения должна явно укрепить позиции. Дебют Nissan Leaf 2 состоялся в 2017 году. Кроме очевидных изменений во внешности и интерьере, главной изюминкой электрокара стала новая батарея на 40 кВт⋅ч вместо прежних 30. Источники приводят различные данные по запасу хода — все зависит от методики замеров. Мы будем опираться на циклы EPA и WLTP. По ним, запас хода 40-киловаттного Leaf составляет 243 или 285 км соответственно.

Электромотор мощностью 150 л. с. приводит в движение передние колеса. При этом крутящий момент — как у хорошего «дизеля» — 320 Нм. На разгон до 100 км/ч уходит всего 7,9 секунды. Максимальная скорость — 150 км/ч.

Машина, которая досталась мне на тест-драйв, привезена из США. Год выпуска — 2019-й, пробег минимальный — 16 тысяч км. Считай, новый автомобиль. На tesla-cars.by Nissan Leaf 2 продается за 25 тысяч долларов в эквиваленте. Это дороже топового Geely Atlas с турбомотором и полным приводом. Гарантия на батарею — 8 лет или 160 тысяч км. Поехали.

Заряжается — за 40 минут

Я вспомнил все свои предыдущие тест-драйвы электромобилей и установил на смартфон приложение PlugShare. Садиться без него за руль электромобиля можно только, если у вас имеется личная зарядная станция. В приложении есть карта с расположением общественных «зарядок». Стараниями «Белоруснефти» их становится все больше и больше. Запас хода у Nissan Leaf не самый большой, так что, чувствую, пользоваться зарядками буду часто.

Как заряжается «мой» электромобиль? У него есть разъем японского стандарта ChaDeMo. Таким оснащаются и «быстрые» станции зарядки в Беларуси. С нуля до 80% зарядиться можно за 40 минут. Чтобы довести запас аккумулятора до 100%, понадобится примерно еще столько же времени. Есть еще разъем Type 1. Через него можно заряжаться от «медленных» столбиков на 380 В. Такой способ займет несколько часов и подойдет для ночной «зарядки».

К слову, сейчас столичные районы активно «застраиваются» по схеме — несколько «столбиков» медленной зарядки плюс станция экспресс-зарядки. Возможно, не всем и не всегда понятна логика, по который располагают зарядные станции. Тем не менее в Минске с электрическими заправками проблем нет — приложение показывает под сотню точек в столице и пригороде. Можно и от обычной 220-вольтовой розетки, но такой способ займет уже больше 10 часов.

200 км — это необходимый минимум

Мой обычный рабочий день укладывается в 30−35 км пробега. Это утром развезти детей в сад и школу, приехать в офис, а потом по той же схеме вернуться домой. 20 километров можно накинуть, если в течение дня нужно съездить в одно-два места. Итого мой суточный пробег редко превышает 50 км. Выходные — дача, родительский дом. Это примерно сотня. К тому же в радиусе 5 км от дома есть по крайней мере четыре точки для зарядки электромобилей. Три из них — быстрые.

В первый же день, когда я забрал машину с парковки tesla-cars.by, она была заряжена на 63%. Приехал домой, а вечером отправился на зарядку. Благо она есть рядом с Севастопольским парком. Машину — в розетку, сам с женой — на прогулку. Вечерний моцион занял 50 минут. За это время Nissan Leaf зарядился до 93%. Бортовой компьютер показывал запас хода 230 км. Интересно, что по пути домой этот показатель вырос до 245 км.

Первых два дня я, как и прежде, не спускал глаз с указателя запаса хода и заряда батареи. Все высчитывал, хватит ли мне электричества для своих нужд. Когда нужно было ехать на дачу в 25 км от Минска, а бортовой компьютер показывал запас хода 163 км, я решил, что надо обязательно подзарядиться. Сделал это на «зарядке» возле СКА «Уручье». Минут за 20 машина пополнила батарею до 83%. Теперь точно до дачи и обратно хватит.

Только на третий день тест-драйва понимаешь, что 160 км запаса хода — это много

В общем, я страдал типичной болезнью начинающего электромобилиста. Надо выехать за пределы Минска на 25−30 км — обязательно зарядись до полного «бака». На третий день это прошло. Можно три раза спокойно съездить с дачи в город и обратно, и только потом начинать думать о зарядке. Отпустило. Я понял простую вещь — зарядиться можно всегда и везде. Во всяком случае в Минске. Причем сделать это достаточно быстро, хотя, конечно, не так, как в случае с ДВС. Поэтому остальные дни тест-драйва я просто ездил в обычном режиме, не особо задумываясь об остатке заряда.

Экономим электроэнергию

Самое время рассказать о приемах экономичной езды на Nissan Leaf. Во-первых, в автомобиле есть режим Eco, когда ограничивается мощность двигателя. Скажу честно, что только в этом режиме я и ездил. Разве что пару раз выключал, когда хотелось проверить динамику автомобиля. 7,9 секунды до сотни — приличный результат. Но со старта Nissan Leaf уходит с легкой заминкой, плавно наращивая ускорение. И все равно едет круто, тем более когда весь процесс происходит бесшумно.

В экорежиме реакции на «газ» еще больше смягчаются. При этом, если необходимо резко ускориться, можно просто нажать педаль акселератора в пол и получить внушительный разгон.

В городе всегда включал еще один режим — e-Pedal. Это что-то вроде ниссановского ноу-хау для управления разгоном и замедлением одной педалью, а по сути является продвинутым режимом рекуперации. При сбросе «газа» Nissan Leaf ощутимо замедляется, накапливая небольшое количество энергии за счет включения рекуперации. Если отпустить педаль акселератора, то автомобиль полностью останавливается. Тормозами можно вообще не пользоваться. Но если отключить «волшебную педаль», то при остановке на светофоре уже придется удерживать машину рабочим тормозом — имитируя поведение классического «автомата», Nissan Leaf катится вперед, если не держать педаль тормоза.

Кроме активных ускорений, наиболее затратной для батареи является работа климатической установки. Ее включение разом уменьшает показания текущего запаса хода на 20 км. Мне повезло с погодой в дни тест-драйва, поэтому я даже не включал «климат». Нет, все же привычка экономить меня не покинула полностью.

Семейный хетчбэк? Вполне

От вопросов электрических перейдем к практическим. Что снаружи, что внутри Nissan Leaf больше всего похож на обычный хетчбэк гольф-класса. В интерьере использованы главным образом недорогие материалы. Типичная японская экономия. Здесь нет огромных мультимедийных экранов, но есть камера заднего вида и довольно крупный дисплей бортового компьютера в половину приборной панели.

Из необычных деталей — изящный селектор переключения режимов движения. На центральной консоли нашлось место и для кнопки «включения» автомобиля.

Детские кресла сзади становятся? Значит, все в порядке. К семейному использованию автомобиль готов

Посадка водителя не идеальная, но вполне удобная, хотя очень хотелось вытянуть руль на себя. Сзади обращаешь внимание на непривычно высокий пол и здоровенный центральный тоннель, который затрудняет перевозку трех пассажиров сзади. Да и у меня с моим ростом выше среднего голова практически уперлась в потолок.

Багажник объемом 435 литров — обычный для этого класса. Но обращает на себя внимание его глубина и высокий борт. Что-то тяжелое грузить и доставать будет неудобно. Спинки заднего дивана складываются раздельно для перевозки чего-то негабаритного. С ролью автомобиля для обычного семейного применения Nissan Leaf 2 успешно справляется.

Важные заметки вместо послесловия

200 км запаса хода в условиях городской эксплуатации в режиме «дом — работа — дом» — достаточно. Но психологически сложно. И не забываем, что зимой этот показатель уменьшится примерно на треть.

Мой лучший показатель расхода энергии в смешанном режиме был 14,9 кВт⋅ч на 100 км. Нехитрые подсчеты говорят о том, что при таком расходе запас хода составит 265 км.

40 минут — это среднее время, которое я провожу в супермаркете, закупая продукты на неделю. Если зарядка есть возле магазина — это снимает почти все вопросы.

Идеальный вариант расположения зарядки — возле супермаркета

Давно уже пора ставить рядом с зарядными станциями еще и пылесосы. Тогда вообще зарядка превращается в полезный процесс.

За неделю я побывал на зарядке четыре раза. Причем две из них можно было пропустить.

Что круто в режиме самоизоляции на электромобиле? АЗС самообслуживания в Минске гораздо меньше, чем зарядных станций для электромобилей.

Вот так на сегодняшний день выглядит карта зарядных станций Минска

Но в спальном районе у вас есть шансы не найти места возле «розетки» из-за припаркованных автомобилей с ДВС. Законодательство этот момент пока никак не регулирует. Воспитание и совесть — тоже.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×