Производство автомобилей в России
Zotel › Блог › Карта заводов: где и какие автомобили собирают в России
Концерн Daimler объявил о планах построить в России завод для производства седанов и кроссоверов Mercedes – отличный повод вспомнить все предприятия страны, где выпускают иномарки
C 2019 г. в России начнут собирать легковые автомобили Mercedes. Предприятие построят в индустриальном парке Есипово примерно в 40 км от Москвы. На заводе, в который инвестируют не менее 250 млн евро, будут собирать седаны и кроссоверы Е-класса. Завод станет семнадцатым предприятием России, где массово выпускают легковушки.
Карта крупнейших автозаводов страны, с конвейера которых сходят иномарки.
Санкт-Петербург – завод Hyundai (Hyundai Solaris, Creta; Kia Rio)
Санкт-Петербург – завод Nissan (Nissan X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai)
Санкт-Петербург – завод Toyota (Toyota RAV4 и Camry)
Санкт-Петербург – завод General Motors (Законсервирован)
Всеволожск – Ford-Sollers (Ford Focus, Mondeo)
Калининград – «Автотор» (Kia cee’d, Sportage, Soul, Venga, Optima, Quoris, Prime, Mohave, Cerato, Sorento; Hyundai, i40, Elantra; BMW X3, X4, X5, X6)
Москва – Renault (Renault Duster, Kaptur; Nissan Terrano)
Калуга – Volkswagen (VW Polo, Tiguan, Touareg, Multivan; Skoda Rapid; Audi A6, A8)
Калуга – Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive (Mitsubishi Outlander; Peugeot 408; Citroen C4)
Нижний Новгород – ГАЗ (Volkswagen Jetta; Skoda Octavia и Yeti)
Черкесск – Derways (Lifan BREEZ, Solano, Smily; Haima 3; Geely MK, MK Cross, Emgrand; Great Wall Hover)
Тольятти – АвтоВАЗ (Renault Logan, Sandero; Nissan Almera)
Набережные Челны — Ford-Sollers (Ford Fiesta, EcoSport)
Елабуга – Ford-Sollers (Ford Kuga, Explorer, Transit)
Ижевск – «ИжАвто» (Nissan Sentra)
Владивосток – Sollers (Toyota Land Cruiser Prado; Mazda6 и CX-5)
Автомобильная промышленность России
Материал из Documentation.
Автомобильная промышленность России — крупная отрасль российского машиностроения. Основной продукцией отрасли являются легковые и грузовые автомобили.
Автомобильная промышленность России является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны. В настоящий момент российский автопром создает порядка 1 % ВВП. Кроме того, отрасль создает около 1 млн рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн человек. [1]
По итогам 2012 года в России в общей сложности было произведено 2,23 млн единиц автомобильной техники (легковые автомобили, LCV, грузовики, автобусы), что на 11 % превысило показатель 2011 года. Таким образом, в 2012 году был поставлен новый рекорд производства автомобилей в истории России. По общему объёму производства автомобильной техники Россия заняла 11-е место среди стран мира. [2] [3]
Российское производство автомобильной техники [4] на тысячу человек населения в 2012 году составило 15,6, по этому показателю Россия заняла 23-е место среди стран мира. [5]
В 2013 году производство автомобилей в России, по предварительным данным, составило 2,19 млн штук, в том числе 1,93 млн легковых автомобилей, 168 тыс. лёгких коммерческих (LCV), 77,3 тыс. грузовых, 14,7 тыс. автобусов. [6]
Содержание
[править] История
[править] Российская империя
В досоветское время Россия не имела своей автомобильной промышленности как специализированной отрасли производства. Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908 году, за время своей работы (до эвакуации в 1915 году) выпустил 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей. [7]
В августе 1915 года в России на основе государственного кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомобильного производства для обеспечения потребностей армии. Было начато строительство автозаводов: в Москве — завода Автомобильного московского общества (АМО), под Москвой — завода правления «Руссо-балта», в Рыбинске — завода «Русский Рено», в Ярославле — завода В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону — Аксай. На всех этих заводах со 2-й половины 1916 года предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени ещё не был полностью построен. [8]
[править] СССР
Развитие автопрома СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924—1930 годы) выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного производства в небольших количествах. В 1924 году на заводе АМО были выпущены первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15. В 1925 году началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. В 1927—1928 годах в Москве на заводе «Спартак» было организовано производство легковых автомобилей НАМИ-1. [9]
Второй период (1931—1941 годы) характеризуется организацией крупносерийного и массового производства автомобилей, созданием специализированного автомобильного производства. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте. В 1928—1929 годах были приняты решения о строительстве автозаводов в Москве и в Горьком. 1 октября 1931 года был введён в строй Московский автозавод (АМО), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 1 января 1932 года вошёл в строй Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932—1933 годах были начаты работы по дальнейшему увеличению производственных мощностей автозаводов. Производство автомобилей быстро увеличивалось. [10]
В 1932 году был начат выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936 года — легковые автомобили М-1). В 1936 году развернулось производство легковых 6-местных автомобилей ЗИС-101 на Московском автозаводе. Московский автосборочный завод им. КИМ (1930) в 1938—1939 годах был расширен и реконструирован для массового производства малолитражных легковых автомобилей, к 1 мая 1940 года были выпущены первые 3 образца, а до начала Великой Отечественной войны — около 500 автомобилей, получивших название КИМ-10. В 1933 году Московский автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8, в 1934 году — улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной — автобус на 26 пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием производства двухосных грузовых автомобилей выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 года — трёхосные грузовые автомобили ЗИС-6 грузоподъёмностью 2,5 т (4 т — на дорогах с твёрдым покрытием), в 1935 году на Горьковском автозаводе — трёхосные грузовые автомобили ГАЗ-30 грузоподъёмностью 2 т. В эти же годы был начат выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей различного назначения. [11]
В годы Великой Отечественной войны был построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская область) и комплектующие его заводы — кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске (Курганская область). В 1942—1943 годах Уральский автозавод поставлял автомобильные двигатели и коробки перемены передач московскому и другим автозаводам, с июля 1944 года выпускал 3-тонные грузовые автомобили. [12]
После войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих заводов, построены и начали производство автомобилей Минский завод, рассчитанный на выпуск двухосных грузовых автомобилей грузоподъёмностью 6—7 т (1947), Кутаисский — грузовых автомобилей ЗИС-150 (1951), Ульяновский — легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954 года). На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 году был начат выпуск малолитражных легковых автомобилей «Москвич-400». С 1956 года начат выпуск автобусов на Львовском и с 1953 года на Павловском (Горьковская область) автобусных заводах. В 1945 году на Московском автозаводе было организовано производство легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947—1948 годах автозаводы начали освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205 и др.; легковые — «Победа», ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и других специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели меньший удельный расход топлива. [13]
С конца 1950-х годов автопром получил дальнейшее развитие. Были созданы Кременчугский автозавод для производства тяжёлых самосвалов грузоподъёмностью 10—12 т и бортовых автомобилей грузоподъёмностью 12—14 т (выпуск с 1959), Белорусский автозавод — для выпуска карьерных самосвалов грузоподъёмностью 25—40 т (с 1959), построены автосборочные заводы автомобилей-самосвалов в Саранске (Мордовская АССР, 1958) и Фрунзе (Киргизская ССР, 1965), запорожский завод «Коммунар» был реконструирован на массовый выпуск микролитражных легковых автомобилей «Запорожец» (с 1960). Организовано производство городских автобусов ЛИАЗ-158 на 60 пассажиров в городе Ликино-Дулёво (Московская область, с 1959). В Кургане начато производство однодверных автобусов на 20 пассажиров для внутрирайонных перевозок (с 1958), в Риге — автобусов особо малой вместимости — РАФ, используемых в качестве маршрутных такси и для служебных поездок (с 1957 года). [14]
20 июля 1966 года вышло постановление Правительства СССР о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 660 тыс. легковых автомобилей в год. Эта дата считается днем рождения Волжского автомобильного завода. Создание предприятия-флагмана отечественного автомобилестроения тесно связано с итальянским концерном FIAT, с которым Министерство автомобильной промышленности СССР подписало протокол о научно-техническом сотрудничестве. Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1966 году начались земляные работы, а в 1970 году появилась первая продукция — автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA. [15]
В 1969 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода КАМАЗ сошёл первый грузовик. [16] [17]
[править] С 1991 года
В 2002 году во Всеволожске (Ленинградская область) открылся автозавод компании Ford. [18]
В 2002—2003 годах прошёл ряд повышений таможенных пошлин на новые и старые иностранные автомобили, а также на подержанные автобусы. [19]
В 2005 году в российский таможенный тариф были внесены изменения, выделившие автомобильные компоненты, предназначенные для промышленной сборки. [20] В Москве открылся автозавод компании Renault. [21] В Набережных Челнах (Татарстан) открылся автозавод компании Fiat-Соллерс. [22] В июне было принято решение о строительстве в Санкт-Петербурге сборочного предприятия компании Toyota. [23]
В 2006 году были введены нулевые ставки пошлин на автомобильные компоненты, предназначенные для промышленной сборки. Иностранные концерны начали подавать заявки на использование режима промышленной сборки. В частности, с июля на работу в таком режиме перешло предприятие «Форд-Всеволожск». [24] В ноябре началось строительство завода Volkswagen в России. [25]
В 2007 году в Шушарах (Санкт-Петербург) был открыт автозавод компании «Тойота». [26] [27] [28] В технопарке «Грабцево» (Калуга) открылся автозавод компании Volkswagen. [29] 8 июля началось строительство завода Nissan в России. [30]
В июле 2008 года был заложен первый камень на месте строительства завода ПСМА Рус. [31] 7 ноября автомобильный завод General Motors был открыт в Санкт-Петербурге. [32] [33] [34] [35] [36]
2009 год оказался крайне непростым для российского автопрома. Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) в 2009 году составил 490 млрд рублей (56 % объёма 2008 года), в том числе по предприятиям, находящимся исключительно в российской собственности, — 227 млрд рублей, или 46 % общего объёма отгруженной в 2009 году продукции. [37] По итогам года в России было произведено 723 тыс. автомобилей. [38] В промзоне «Каменка» в Санкт-Петербурге был открыт завод компании «Нисан». [39] [40]
В 2010 году 9 из 10 моделей автомобилей — лидеров продаж выпущены в России. В том году доля легковых автомобилей, произведенных в России, вдвое превысила объём продаж импортных легковых машин. [41] В сентябре в Санкт-Петербурге в промзоне «Каменка» открылся завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». На открытии завода присутствовали премьер-министр России В. В. Путин, который в своём выступлении особо подчеркнул, что завод Hyundai — производство полного цикла. Кроме традиционных для большинства иностранных автопредприятий сварки, окраски и сборки на новом производстве осуществляется и штамповка кузовных элементов. [42] Уровень локализации на Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус составляет 45 %, начиная с первого дня коммерческого производства. [43]
По данным PricewaterhouseCoopers в России, в 2011 году с российских конвейеров сошло 1,74 млн легковых автомобилей — это на 45 % больше, чем годом ранее. Таким образом, в 2011 году российский автопром выпустил рекордное за свою историю количество легковых машин. [44] В ноябре «АвтоВАЗ» начал серийный выпуск легкового автомобиля Lada Granta, призванного заменить на конвейере «классику» моделей Lada. [45]
Автомобилестроение в России: где и какие машины собирают
- История автопрома РФ
- Советское время
- Современный период
- Собственное производство
- Список заводов
- Флагманские модели
- Сбор иномарок в РФ
- БМВ
- Ауди
- Тойота
- Прочие марки
- Видео об автомобилестроении
История автопрома РФ
Зачинателем российской автомобильной промышленности считают Е. А. Яковлева, который успешно продемонстрировал свой четырехколесный легковой автомобиль на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Уже в 1900 году на Всемирной выставке появилась первая отечественная грузовая машина, которую изобрел Борис Луцкий. С того времени и началась богатая история российского автопрома.
После Первой мировой войны должна была решиться проблема, связанная с нехваткой автомобилей российской армии.
Начали появляться первые автомобильные заводы в городах России:
- в Москве — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter в объеме 1500 машин в год;
- Ярославле — Crossley 20/25HP в объеме 1500 машин в год;
- Рябинске — 1500 автомобилей в год марки Рено;
- Мытищах, где предполагался выпуск размером в 3000 автомобилей в год.
Революция 1918 года остановила производство, однако со временем все пришло в норму.
Советское время
Первый советский автомобиль АМО-Ф-15 выпустили в 1924 году заводом АМО. Именно с этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 годах предприятие было переименовано в ЗИС и стало выпускать машины американской фирмы Autocar.
Затем в Нижнем Новгороде появилось еще одно предприятие — НАЗ, которое выпускало легковые и грузовые авто. Они стали основой национального автомобилестроения и обеспечили СССР выход на первое место в Европе по выпуску грузовиков.
В 1950—1970 годах происходит экстенсивное развитие советского автопрома. Интересно, что приоритет в те годы отдавался именно грузовым автомобилям.
С о строительством Италией Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развертыванием массового выпуска на его мощностях машин марок «Жигули » и «Нива» началась м ассовая автомобилизация СССР. Практически с нуля появилось крупное производство — ИжАвто.
В 1980 году Советский Союз занял пятое место в мире по общему производству, третье место — по выпуску грузовых машин, первое — по изготовлению автобусов. Однако в то же время начались и кризисные явления — практически прекратился рост производства легковых машин, сохранялся дефицит автозапчастей.
Несмотря на проблемы в стране, появились потенциально новые марки:
- ВАЗ-2018 «Спутник»;
- Москвич-2141 «Алеко»;
- ВАЗ-1111 «Ока»;
- ЗАЗ-1102 «Таврия»
- грузовики ГАЗ-4301 и ЗИЛ-4331;
- автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛАЗ-4202 .
Буквально вся страна ездила на советских автомобилях.
Современный период
С распадом Советского Союза страна потеряла множество предприятий, расположенных в других странах. Из-за этого автомобилестроение перетерпело затяжной кризис.
К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса — в 10 раз, легковых автомобилей — на треть. В результате остановились заводы АЗЛК и ИЖ, которые выпускали более 150 тысяч востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
Тем не менее, в России все же появлялись новые модели:
- ВАЗ-2110;
- ГАЗ 3110 Волга;
- ГАЗ-3302/-2705/-3221;
- «Газель»;
- ЗИЛ-5301 «Бычок».
И хотя сейчас на российских дорогах все чаще встречаются иномарки, владельцы старых советских машин не желают менять свою «ласточку» на новое авто.
Начиная с 2002 года, в России налаживается выпуск иностранных марок. Так, д оля производства иностранных марок составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %, грузовиков — 7,9 %, автобусов — 9,8 %.
В 2000-е годы в стране были открыты десятки заводов, которые выпускали автомобили под марками известных производителей:
- Volkswagen;
- Skoda;
- BMW;
- Ford;
- Renault;
- Toyota;
- Chevrolet;
- Peugeot-Citroen;
- Mitsubishi;
- Nissan;
- Opel;
- Kia;
- Volvo Truck.
В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Согласно документу, компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа. В обмен на это государство обязано предоставить финансовую помощь.
Уже в 2016 году суммарный выпуск грузовых, легковых авто и автобусов в России достигает отметки в 1 299 926 автомобилей в год. Она занимает 16-е место в мире по общему выпуску, хотя в 2012 году страна занимала 7-е место.
Собственное производство
В Российской Федерации собирают большое количество различных машин. А география расположения заводов весьма обширная.
Список заводов
В России находится огромное количество заводов, которые изготавливают отечественные марки автомобилей.
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
- АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых машин в Восточной Европе;
- КАМАЗ — занимает 11-е место в мире среди производителей тяжелых грузовиков;
- ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ);
- ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ);
- ОАО «Саранский завод автосамосвалов»;
- ОАО «Автодизель»;
- ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ);
- ООО «КАВЗ»;
- ОАО «Автомобильный завод Урал»;
- ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины»;
- ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей»;
- ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»;
- ООО «Канашский автоагрегатный завод»;
- ЗИЛ;
- Брянский Автомобильный Завод (БАЗ).
АвтоВАЗ известен не только в России, но и в странах Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. Его популярность связана с хорошей адаптированностью автомобилей к эксплуатации в регионах с суровым климатом.
Флагманские модели
Флагманские модели авто — это лучшие в своей «линейке». Они отличаются более полной комплектацией и техническими характеристиками.
Какие автомобили собирают в России (список лучших моделей) :
- Автобусы Scania;
- Lada Kalina, Granta, Priora;
- ВАЗ Samara, 4×4, 2107;
- Газель, Соболь и пр;
- УАЗ: Patriot, Pickup, Hunter.
Ежегодно в стране выпускаются миллионы различных транспортных средств, однако самыми популярными для граждан остаются всего несколько марок авто.
Сбор иномарок в РФ
В России собирают машины не только отечественных, но и иностранных производителей. Это приносит немалый вклад в экономику страны.
BMW — одна из самых известных марок. Предприятия по их сборке находятся по всему миру. В России сборка осуществляется в городе Калининграде на заводах предприятия «Автотор». Именно он производит практически все модели БМВ.
В этот список входят:
- 3-Series;
- 5- Series;
- 7- Series;
- X3;
- X5;
- X1;
- X6.
Однако некоторые марки в России не собирают. Например, BMW 520d или BMW 520i находятся на рынке страны уже в укомплектованном виде.
Еще одна немецкая фирма Audi известна своей высокой степенью комфорта, надежностью и стильным внешним видом.
Ее филиалы разбросаны по всему миру, но, к сожалению, не в каждом из них грамотно осуществляется сборка автомобиля. Выпуск этих иномарок в России происходит в городе Калуга, где собирают модели A6, A7 и A8.
Модели Q7 и Q5 были сняты с производства в России в связи с плохим качеством сборки.
Тойота
Одной из самых распространенных фирм в России остается концерн японского производителя автомобилей Toyota.
В РФ налажено производство двух моделей бренда — Кемри и Ленд Крузер Прадо. Одни собирают в Санкт-Петербурге, другие — во Владивостоке. Цена на них не снизилась, несмотря на то что собирают машины в России.
Прочие марки
На территории России производятся и другие модели. Например, заводы фирмы Chevrolet находятся в Нижнем Новгороде, Калининграде, Тольятти и Санкт-Петербурге.
Список иностранных марок и география заводов:
- Brilliance: H530, V5 — Черкесск;
- Cadillac: CTS, Escalade, SRX — Калининград;
- Chevrolet: Aveo, Captiva, Cruze (универсал), Malibu, Niva, Orlando, Tahoe, Captiva, Trailblazer, Tahoe, Cruze;
- Citroen: С4 Калуга PCMA;
- Datsun: mi-DO, on-Do — Тольятти;
- Ford: Fiesta 1.6, EcoSport, Edge, Explorer, Focus, Galaxy, Kuga, Mondeo, S-Max — Набережные Челны и Всеволожск;
- GeelyЖ Emgrand, MK — Черкесск;
- Great Wall H3/H5 — Липецк;
- Hyundai: Eduus, i40, Solaris, Creta — Калининград и Санкт-Петербург;
- Kia: Rio C, Rio X-Line, Cee’d, Cerato, Mohave, Optima, Quoris, Sorento, Soul, Sportage, Venga — Калининград и Санкт-Петербург;
- Lifan: Smily, Solano, X60 — Черкесск;
- Luxgen 7 SUV — Черкесск;
- Mazda: 6, CX-5, CX-9 — Владивосток;
- Mitsubishi: Pajero Sport, Outlander — Калуга;
- Nissan: Almera, Murano, Quasqai, Teana, Terrano, X-Trail — Москва, Тольятти и Санкт-Петербург;
- Opel: Antara, Astra C, Astra, Astra Family, Insignia, Meriva, Mokka, Zafira, Zafira Tourer — Калининград;
- Peugeot: 408, Expert — Калуга;
- Renault: Duster, Fluence, Koleos, Latitude, Logan-1, Logan-2, Megane, Sandero-1, Sandero-2 — Москва и Тольятти;
- Skoda: Fabia, Octavia, Rapid, Yeti — Нижний Новгород, Калуга;
- SsangYong: Actyon, Actyon Sports, Kyron, Rexton — Владивосток;
- Volkswagen: Jetta, Multivan, Polo, Tiguan, Touareg — Калуга.
Сегодня происходит замена отечественных производителей иностранными. Все больше людей интересуется, какие зарубежные машины собирают в России.
Видео об автомобилестроении
Из видео можно узнать интересные факты из истории российского автопрома.
Узнать о нынешней ситуации автомобилестроения в России можно из следующего видеоролика.
Отечественные иномарки. Какие автобренды выпускают в России
В России запустили производство легковых автомобилей «Мерседес-Бенц». А в каких регионах ещё выпускают легковые автомобили, которые мы привыкли называть иномарками? Составили вам актуальную подборку.
» src=»https://static.life.ru/posts/2019/04/1205477/e5bf54fa5cd7a0023bae8055dde093b4.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Фото © РИА Новости/Виталий Белоусов
Фото © РИА Новости / Игорь Зарембо
Калининград. Корейские марки
Kia Сeed, Sportage, Soul, Venga, Optima, Quoris, Prime,Mohave, Cerato, Sorento
Hyundai i40, Elantra
Фото © РИА Новости / Игорь Зарембо
Калининград. Представительские авто
BMW серии 3, 5, 7, а также X3, X4, X5, X6
Cadillac-CTS, Escalade, SRX
Фото © РИА Новости / Виталий Белоусов
Калуга. Народные европейские и японские марки
Citroen C4, Jumpy
Mitsubishi Outlander, Pajero Sport
Volkswagen Multivan, Polo, Tiguan, Touareg
Peugeot 408, Expert
Фото © РИА Новости / Виталий Белоусов
Калуга. Возвращение Opel
В конце года начнётся выпуск
Opel Zafira и Opel Vivaro. До этого в 2015 году бренд сворачивал производство в Калуге
Фото © РИА Новости / Антон Подгайко
Черкесск. Китайские и тайваньские бренды
Lifan Smily, Solano, X60
Фото © РИА Новости / Алексей Куденко
Москва. Популярные французские модели
Renault Duster, Fluence, Koleos, Latitude, Logan-1, Megane, Sandero-1
Но также Nissan Terrano
Фото © РИА Новости / Алексей даничев
Санкт-Петербург. Бизнес-класс, внедорожники и самые народные авто
Nissan Murano, Quashqai, Teana, X-Trail
Toyota Camry, RAV4
Hyundai Solaris, Creta
Фото © РИА Новости / Андрей Холмов
Тольятти. Доступные и популярные модели
Datsun mi-DO, on-DO
Renault Logan-2, Sandero-2
Фото © ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус
Нижний Новгород. Компактные автомобили
Skoda Octavia, Yeti
Ижевск. Китайский флагман
Great Wall H3/H5
Фото © РИА Новости / Виталий Аньков
Владивосток. Широкий ассортимент японских и китайских новинок
Mazda 6 , CX-5, CX-9
SsangYong Actyon, Actyon Sports, Kyron, Rexton
Автомобильные заводы
Здесь собраны российские производители автомобилей и другой техники в количестве 40 штук. Имеется возможность отобрать автомобильные заводы нужного региона, ознакомиться с продукцией, почитать отзывы.
УралАЗ производит грузовые автомобили.
Миасс (Челябинская область)
Челябинская область, Миасс, пр. Автозаводцев, 1
БАЗ производит колесные шасси и тягачи.
Брянск (Брянская область)
Брянская область, Брянск, ул. Сталелитейная, 1
КАвЗ производит автобусы малого и среднего классов.
Курган (Курганская область)
Курганская область, Курган, ул. Автозаводская, 5
АвтоВАЗ производит легковые автомобили.
Тольятти (Самарская область)
Самарская область, Тольятти, Южное шоссе, 36
Scania производит автобусы, грузовые автомобили.
Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область)
Санкт-Петербург, пос. Шушары, Московское шоссе, 177а
СП «KamazWeichai», созданное в 2019-ом году — отечественный производитель современных двигателей высокой мощности.
Тутаев (Ярославская область)
Россия, Ярославская область, г. Тутаев, ул.Строителей, 1
Московский завод специализированных автомобилей (ООО «МЗСА») — многопрофильное предприятие, которое занимается разработкой и производством специализированных автомобилей, медицинских комплексов, оборудования противопожарной безопасности и является одним из ведущих производителей прицепной техники в России.
Москва (Москва и область)
Москва, Открытое шоссе, дом 12, стр. 1
Корейская компания Hyundai WIA, основанная сорок четыре года назад, является одним из мировых лидеров станко- и автомобилестроения.
Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область)
197374, город Санкт-Петербург, Торфяная дорога, дом 7 литер ф, офис 808
Автозавод LADA Ижевск (входит в Группу «АВТОВАЗ») является одной из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России.
Ижевск, ул.Автозаводская, д.5
«ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» объединяет на российском рынке работу семи марок концерна: Volkswagen — легковые автомобили, Audi, ŠKODA, Bentley, Lamborghini, Ducati и Volkswagen Коммерческие автомобили.
Производство автомобилей в России
Правительственная стратегия направлена на увеличение производственных мощностей. Так, только в 2018 году автомобильные заводы России получили 12,2 млн. рублей на поддержку и развитие производства (Распоряжение №548 от 30.03.018), что позволило увеличить объем продукции на 101% по сравнению с 2017 годом. Казалось бы, о затяжном кризисе 90-х, когда многие крупные заводы были обанкрочены, пора забыть. Что же происходит на самом деле?
Автомобильные заводы России
Автомобильное производство в России нельзя рассматривать в качестве гладкой эволюции. Она сегментирована по меньшей мере на три характерных этапа:
- До 1917 года. Производство было представлено небольшими частными мастерскими «Лесснер», «Дукс», «Россия», «Аксай», «Фризе и К». Контракты на постройку крупных заводов («Русский Рено», «Казенный завод военных самоходов») реализованы так и не были. Многие мастерские перепрофилировали деятельность («Русский Рено» – производство авиамоторов, «Руссо-Балт» – самолетостроение).
- Советский период. Строительство крупных заводов – КамАЗ, ВАЗ, УралЗИС (ныне «Урал», УльЗИС (ныне УАЗ), ЗиЛ, ЛАЗ, ПАЗ. Самым крупным (и одним из самых крупных в мировых масштабах) заводом являлся КамАЗ. Большой упор делался на производство грузовиков, которые до сих пор славятся во всем мире.
- Современный период ознаменовался двумя событиями: децентрализацией производства, потом кризисом 90-х и началом производства и сборки иномарок, что стало неотъемлемой частью отечественного автопрома.
На территории РФ находится множество автозаводов
Первый автомобильный завод в России – АМО (завод Автомобильного Московского Общества), построенный еще в 1916 году. Переживший революцию, он оказался ненужным современности — это всем известный Завод им. Лихачева, закрытый в 2013-м. С 1916 г. также работает Завод Лебедева, который с 1960-х занимается производством двигателей марки ЯМЗ (Ярославльский моторный завод). Производство легковых автомобилей в России значительно опережает производство грузовиков, которые начали выпускаться массово только в предвоенный период.
Отечественные марки
Помимо предприятий «с историей», известных с советских времен, на сегодняшний день существуют новые, развивающиеся бренды. Стоит упомянуть и те и другие:
- ГАЗ (г. Нижний Новгород). Один из старейших отечественных заводов, существует с 1932 года. Специализация: легковые авто, грузовики, микроавтобусы.
- ВАЗ – самое финансируемое и производящее (в том числе на экспорт) предприятие. По итогам прошлого года, Лада «Веста» (первое место) и Лада «Гранта» (второе место) – самые продаваемые авто России. Специализация: легковые авто.
- УАЗ. Изначально (с 1941 года) завод был филиалом АМО ЗИЛ. Специализация: внедорожники для гражданских нужд, а также нужд МВД и армии.
- УралАЗ – довоенный завод, перекочевавший при эвакуации в г. Миасс. Специализация: грузовые авто, самосвалы, шасси с повышенной проходимостью, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях.
- КамАЗ – лидер по продажам грузовиков, производящий за последние годы в среднем 400 тыс. единиц техники за год. Филиалы завода находятся во Вьетнаме, Пакистане, Китае, Эфиопии, Казахстане. Специализация: грузовые автомобили, бронированная военная техника (КамАЗ «Тайфун»).
- ПАЗ. Год основания – 1951. На сегодняшний день предприятие перепрофилировалось под производство низкопольных автобусов (для города). Изначально производил автобусы малого класса, рассчитанные на езду по дорогам, на которых отсутствует усовершенствованное покрытие.
- ГолАЗ (г. Голицын) относительно новое предприятие (создан в 1990-м). Именно автобусы ГолАЗ были задействованы для обслуживания зимних Олимпийских игр 14-го года в Сочи. Специализация: сельхозтехника, автобусы всех классов за исключением малого.
- БАЗ (г. Брянск). Специализация: тяжелые шасси, тягачи спецконструкции для нужд армии.
- НефАЗ изготовляет на шасси КамАЗа спецтехнику и автобусы.
- КАвЗ знаменит производством широкого спектра моделей капотных автобусов. Сегодня от капотной продукции пришлось отказаться и главной специализацией стало производство автобусов среднего класса (последняя линейка – «Аврора»).
- Marussia Motors – уникальный завод по производству спорткаров. Команда Marussia участвовала на Формуле-1 в 2009-2014 году. После «новинок» не выпускалось.
- Scania. Автозавод занят изготовлением автобусов и грузовых авто.
- Ирбитский мотоциклетный завод. По сегодняшний день на заводе производятся тяжелые мотоциклы известной марки «Урал». Примечательно, что продаются в России они значительно хуже, чем идут на экспорт. Так, «Урал-Патруль» был признан одним из самых продаваемых и качественных мотоциклов в США в 2010 году.
- Тролза. Специализация: производство троллейбусов. Существует с 2014 года.
- «Тонар». Специализация: выпуск прицепов к легковым авто, седельных тягачей.
- АЗ «Чайка-Сервис». Специализация: сложная автомобильная спецтехника.
На сегодняшний день закрыты: ТагАЗ (г. Таганрог), ЗиЛ, СеАЗ (г. Серпухов).
Иномарки
С 2000-х годов на отечественных просторах начали запускаться заводы, преимущественно по сборке, иномарок. На сегодняшний день существует 16 заводов, на которых совершается полный цикл изготовления:
- Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors (заводы располагаются в Санкт-Петербурге, General Motors пока не функционирует);
- Ford-Sollers (три завода на территории России – в г. Всеволжск, г. Елабуга и г. Набережные Челны);
- Sollers (г. Владивосток, изготовляются «Мазды» и Toyota Land Cruiser Prado);
- Renault (г. Москва).
- «Автотор» (г. Калининград, изготовляются различные модели Kia, Hyundai);
- Volksvagen, Peugeot (г. Калуга);
- Derways (г. Черкесск);
- Горьковский автозавод выпускает Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volksvagen Jetta;
- на АвтоВАЗ производят Nissan Almera, Renault Logan;
- на «ИжАвто» (г. Ижевск) выпускается Nissan Sentra.
Если задаться вопросом о том, где находятся наиболее крупные заводы России по производству авто, можно заметить, что основная их часть сконцентрирована в Поволжье, Центральном и Уральском экономических районах, небольшой ареал автомобилестроения расположен в Северо-Западных регионах. «Карта» заводов, в основном сложилась из-за эвакуации, проводимой во время Второй мировой войны. Изменить ее не смогло и внедрение «иномарочного» производства.
Автомобили собираются под строгим контролем специалистов
Почему иномарки собирают в России
Современный отечественный авторынок уже отошел от поляризации «наших авто» и «иномарок». Ведь даже некоторые автомобили российского производства уже не совсем российские (к примеру, УАЗ «Патриот» более чем наполовину комплектован иностранными деталями). Поэтому стратегия автопрома автоматически предопределяется уклоном современного автомобилестроения на производство «полукровок», которое устраивает всех. Но есть и несколько особенных причин:
- дешевизна рабочей силы;
- наличие готовой базы (ГАЗ, АвтоВАЗ);
- автомобили, собранные в «филиалах», сразу находят покупателя, не нужно искать и завоевывать рынок сбыта.
Преимущества российской сборки
Конечно, «оригинал» лучше, но у иномарок российской сборки есть свои плюсы:
- при условии ограничения импорта, иномарки российской сборки продолжают выпускаться;
- пригодность к отечественным климатическим условиям, а поскольку большая часть заводов собирает японские автомобили, то для российского рынка они специально делаются леворульными;
- более доступный каталог запчастей;
- никаких проблем с растаможкой, оформлением.
Российская сборка ориентирована на «отечественного» покупателя и условий, в которых он находится, поэтому, к примеру, «японец» не должен заглохнуть на морозе, а при поломке «Рено» не нужно будет искать и переплачивать за доставку комплектующих.
Сколько бы ни было вопросов к качеству российских автомобилей, ежегодно на развитие отрасли выделяются миллиарды рублей. И все же, есть достойные модели (чего стоит один автомобиль «Шаман»!), к тому же за два последних года было экспортировано более 120 тыс. автомобилей. Хотя бы поэтому состояние автопрома нельзя расценивать как упадок.
Сколько автомобилей производят в России: полная статистика 2019 года
Новости 31.03 3
В прошлом году российские заводы сделали 1 549 414 легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 3% меньше, чем годом ранее. Падение по итогам этого года, вероятно, окажется гораздо более заметным.
Крупнейшим предприятием страны остаётся Волжский автозавод: он выпустил 355 тысяч автомобилей под марками «Лада», «Датсун» и «Рено». Ещё 128 тысяч «Вест» сделали в Ижевске. При этом загрузка тольяттинского автогиганта — лишь 37% от плановой мощности.
Петербургский завод «Хендэ», работающий в полную силу, произвёл 245 тысяч машин при плановой мощности 230 тысяч автомобилей в год. Тройку крупнейших предприятий замыкает калининградский «Автотор», выпустивший 212 тысяч машин под марками Hyundai, Kia, Genesis, BMW, FAW, Foton и Chery.
В конце прошлого года в России возобновилось производство «Опелей»: на заводе в Калуге начали делать минивэны Zafira Life
В течение прошлого года в России начали работу два новых автозавода: Haval в Тульской области и Mercedes-Benz в Московской области. Остановили свои конвейеры предприятия «Дервейс», «Ставрополь-Авто» и ЛМЗ — все они занимались сборкой китайских машин. «Форд» закрыл свои заводы во Всеволжске и Набережных Челнах, оставив только производство коммерческой модели Transit в Елабуге.
Производство легковых и лёгких коммерческих автомобилей на российских заводах в 2019 году
30 марта все российские автозаводы остановили производство в соответствии с распоряжением властей для борьбы с распространением коронавируса в России. Когда работа возобновится в прежнем режиме — пока неизвестно. Однако даже если все ограничения вскоре снимут, спрос на новые автомобили вряд ли вернётся на прежний уровень из-за роста цен и падения реальных доходов.
Наши новости теперь можно читать в Телеграме — заходите!
Подпишитесь на наши новости в Яндекс Дзене.
Производство новых авто в России за 2020 год
Производство машин
в 2020 году (январь — ноябрь)
Производство машин
в 2019 году (январь — ноябрь)
Всего произведено
Итоги производства автомобилей в России
Марка | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Итого | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Lada | 23 099 | 32 567 | 27 382 | 11 660 | — | — | — | — | — | — | — | — | 94 708 |
2 | Kia | 12 376 | 8 485 | 5 646 | 4 974 | — | — | — | — | — | — | — | — | 31 481 |
3 | Renault | 5 701 | 10 952 | 12 091 | 2 371 | — | — | — | — | — | — | — | — | 31 115 |
4 | Volkswagen | 8 237 | 9 283 | 8 551 | 1 262 | — | — | — | — | — | — | — | — | 27 333 |
5 | Toyota | 5 928 | 6 746 | 6 690 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 19 364 |
6 | Nissan | 4 296 | 5 781 | 5 860 | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | 15 938 |
7 | ГАЗ | 1 242 | 5 170 | 5 535 | 3 569 | — | — | — | — | — | — | — | — | 15 516 |
8 | Hyundai | 2 416 | 3 934 | 4 869 | 767 | — | — | — | — | — | — | — | — | 11 986 |
9 | КамАЗ | 883 | 2 385 | 3 736 | 3 437 | — | — | — | — | — | — | — | — | 10 441 |
10 | Mazda | 2 279 | 2 508 | 2 653 | 1 723 | — | — | — | — | — | — | — | — | 9 163 |
11 | Mitsubishi | 1 706 | 2 696 | 2 617 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 7 019 |
12 | УАЗ | 47 | 1 470 | 3 286 | 1 614 | — | — | — | — | — | — | — | — | 6 417 |
13 | Chevrolet | 1 416 | 2 109 | 2 015 | 561 | — | — | — | — | — | — | — | — | 6 101 |
14 | BMW | 974 | 1 789 | 1 737 | 1 087 | — | — | — | — | — | — | — | — | 5 587 |
15 | Datsun | 1 284 | 1 491 | 1 334 | 418 | — | — | — | — | — | — | — | — | 4 527 |
16 | Ford | 858 | 1 180 | 1 223 | 1 237 | — | — | — | — | — | — | — | — | 4 498 |
17 | Mercedes-Benz | 542 | 775 | 1 015 | 400 | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 732 |
18 | Haval | 439 | 764 | 765 | 539 | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 507 |
19 | Урал | 316 | 637 | 706 | 742 | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 401 |
20 | ПАЗ | 126 | 754 | 826 | 517 | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 223 |
21 | Volvo | 273 | 419 | 439 | 155 | — | — | — | — | — | — | — | — | 1 286 |
22 | ЛиАЗ | 127 | 313 | 7 | 425 | — | — | — | — | — | — | — | — | 872 |
23 | Isuzu | 34 | 105 | 316 | 290 | — | — | — | — | — | — | — | — | 745 |
24 | ВИС | 192 | 167 | 135 | 142 | — | — | — | — | — | — | — | — | 636 |
25 | Peugeot | 157 | 220 | 248 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 625 |
26 | Citroen | 128 | 167 | 158 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 453 |
27 | НефАЗ | 82 | 81 | 140 | 119 | — | — | — | — | — | — | — | — | 422 |
28 | Genesis | — | — | 252 | 65 | — | — | — | — | — | — | — | — | 317 |
29 | FAW | 82 | 125 | 29 | 24 | — | — | — | — | — | — | — | — | 260 |
30 | Opel | 35 | 88 | 52 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 175 |
31 | MAN | 40 | 56 | 13 | 52 | — | — | — | — | — | — | — | — | 161 |
32 | КаВЗ | 20 | 49 | 48 | 29 | — | — | — | — | — | — | — | — | 146 |
33 | Бецема | 15 | 1 | 60 | 9 | — | — | — | — | — | — | — | — | 85 |
34 | Volgabus | 9 | 13 | 9 | 8 | — | — | — | — | — | — | — | — | 39 |
35 | Caterpillar | 5 | 4 | 3 | 11 | — | — | — | — | — | — | — | — | 23 |
36 | Iveco | 1 | 3 | 4 | 2 | — | — | — | — | — | — | — | — | 10 |
37 | Komatsu | 1 | 1 | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 3 |
38 | Тонар | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 1 |
N/A | 23 442 | 27 761 | 27 001 | 4 263 | 62 052 | 117 419 | 126 505 | 96 813 | — | — | — | — | 485 256 | |
Общее производство | 98 809 | 131 049 | 127 452 | 42 473 | 62 052 | 117 419 | 126 505 | 96 813 | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 802 572 |
Производство: янв-сен, 2020
1. | Lada Granta | 30 883 | -65% |
2. | Lada Vesta | 28 532 | -69% |
3. | Lada Largus | 14 507 | -66% |
4. | Renault Logan | 8 751 | -67% |
5. | Renault Duster | 8 277 | -73% |
6. | Renault Sandero | 7 078 | -72% |
7. | Lada XRAY | 7 020 | -72% |
8. | Lada 2121 (4×4) | 6 686 | -72% |
9. | Kia Sorento | 6 158 | -60% |
10. | Kia Sportage | 6 146 | -76% |
11. | Chevrolet Niva | 6 101 | -60% |
12. | Mitsubishi Outlander | 6 031 | -71% |
13. | Renault Captur | 5 575 | -72% |
14. | Kia Seltos | 5 562 | — |
15. | Lada Kalina | 5 276 | -60% |
16. | Hyundai Tucson | 4 949 | -70% |
17. | Ford Transit | 4 144 | -56% |
18. | Kia Ceed | 3 812 | -71% |
19. | Datsun on-DO | 3 763 | -73% |
20. | Kia Optima | 3 566 | -84% |
21. | Kia Cerato | 2 959 | -76% |
22. | Hyundai Santa Fe | 2 926 | -70% |
23. | Hyundai Sonata | 2 785 | -57% |
24. | Haval F7 | 2 507 | -25% |
25. | Mercedes-Benz E-Class | 2 463 | 117% |
26. | Nissan Terrano | 2 445 | -75% |
27. | Kia Soul | 2 389 | -85% |
28. | Lada 2131 (4×4) | 1 804 | -69% |
29. | Урал 4320 | 1 747 | -58% |
30. | BMW X7 | 1 556 | 2493% |
31. | Renault Arkana | 1 434 | -89% |
32. | BMW X5 | 1 273 | -9% |
33. | ПАЗ 3205 | 1 102 | -66% |
34. | Mitsubishi Pajero Sport | 988 | -83% |
35. | Hyundai Avante | 968 | -79% |
36. | BMW 5-Series | 962 | -66% |
37. | Kia Picanto | 838 | -73% |
38. | Datsun mi-DO | 764 | -63% |
39. | ГАЗ Vector Next | 659 | -56% |
40. | ВИС 2349 | 626 | -39% |
41. | BMW X1 | 558 | -28% |
42. | BMW X4 | 490 | -34% |
43. | BMW X3 | 433 | -88% |
44. | Peugeot Traveller | 418 | -57% |
45. | Hyundai Truck | 358 | -65% |
46. | Урал 5557 | 317 | -46% |
47. | Citroen SpaceTourer | 288 | -25% |
48. | Mercedes-Benz Sprinter | 269 | -36% |
49. | BMW 7-Series | 249 | -30% |
50. | Genesis G80 | 214 | -60% |
- О проекте
- Условия оказания услуг
- Политика конфиденциальности
- Вакансии
- Реклама
- Партнеры
- Контакты
При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.
Все замечания и вопросы по сотрудничеству направляйте по электронной почте: auto@vercity.ru.
Обращаем ваше внимание на то, что изображения являются чьей-либо собственностью и добавлены посетителями сайта.
Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.
Все изображения размещены в ознакомительных целях.
Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром
В конце 1990-х мечтой любого автомобилиста была иномарка. На новые у россиян тогда денег не было. Но 10- или даже 20-летний автомобиль, привезенный из Европы, Японии или США, мог стоить так же, как новый российский, а по надежности и потребительским качествам быть на порядок лучше.
Враг у ворот
Рынок постепенно сдавался иномаркам. В 1998 г. в Россию было ввезено 330 000 подержанных автомобилей. Потом из-за девальвации и кризиса был спад. А пик был достигнут в 2002 г. – около 500 000 иномарок. При том что отечественные заводы производили чуть менее 1 млн автомобилей, получается, что на иностранный автохлам (впрочем, многие считали хламом как раз изделия российского автопрома) приходилось от четверти до трети рынка.
Нарастающая лавина иномарок грозила похоронить российский автопром. Первый звонок прозвенел в 2001 г. – АЗЛК прекратил производство автомобилей. Впрочем, многие в то время такому сценарию только обрадовались бы. Мало кто верил, что в России можно собирать качественные автомобили. Не зря именно тогда родился анекдот про «АвтоВАЗ» как «проклятое место». К 2008 г. Серпуховский автозавод прекратил производство «Оки», а ГАЗ снял с конвейера классическую «Волгу».
В конце 1990-х гг. защищать местный рынок от импорта активно призывал калининградский «Автотор», где была освоена сборка автомобилей BMW и Kia. В те годы пошлины составляли 30% стоимости машин.
В начале 2000-х гг. автомобильное лобби усилилось – появились новые крупные инвесторы. В 2000 г. «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автомобильным и Заволжским моторным заводами и создала компанию «Северсталь-авто» (сейчас «Соллерс»). Ее возглавил, а позже выкупил Вадим Швецов – тогда он был первым заместителем гендиректора и основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова.
«Сибирский алюминий» Олега Дерипаски стал хозяином Горьковского автомобильного и Павловского автобусного заводов, а впоследствии скупил еще ряд предприятий. Так появилась «Руспромавто» (сейчас группа ГАЗ).
Тем не менее в 2001 г. Россия в ходе переговоров о вступлении в ВТО снизила пошлины на новые легковые машины с 30 до 25%. Но это тогда мало кого из производителей пугало. Новые иномарки были существенно дороже отечественных моделей и не мешали их продажам, говорит гендиректор «Автоспеццентра» Денис Петрунин (до этого в разные годы отвечал за продажи в российских структурах BMW, Hyundai, группы Volkswagen, а также в «Северсталь-авто» и на «АвтоВАЗе»).
Главным врагом российского автопрома были признаны подержанные иномарки.
2001
Прекратил сборку автомобилей московский АЗЛК. Некоторое время завод выпускал комплектующие, но в 2002 г. закрылся. Сейчас на территории АЗЛК находятся завод «Рено Россия» и технополис «Москва».
Президент России Владимир Путин впервые провел совещание с владельцами и руководителями предприятий автопрома. На мероприятии были в том числе Олег Дерипаска (ГАЗ), Вадим Швецов («Северсталь-авто», сейчас «Соллерс») и Владимир Каданников («АвтоВАЗ»). Отрасли обещаны заградительные пошлины на подержанные иномарки и реструктуризация долгов перед бюджетом.
2002
Премьер-министр Михаил Касьянов подписывает концепцию развития российского автопрома. Она предусматривает установление запретительных пошлин на подержанные иномарки старше семи лет.
Открывается первый завод иностранного автоконцерна в России – Ford за $150 млн построил во Всеволожске (Ленинградская обл.) предприятие мощностью 25 000 автомобилей в год. Позже мощность была увеличена до 160 000 автомобилей в год.
2005
Ушел в отставку председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, возглавлявший предприятие с 1988 г. (с перерывом на несколько месяцев в 1996 г., когда был первым вице-премьером правительства России). На завод приходит команда менеджеров «Рособоронэкспорта». Ее задача – раскольцевать схему владения предприятием и вернуть его под контроль государства.
2008
Renault-Nissan подписывает договор о покупке блокирующего пакета акций «АвтоВАЗа» за $1 млрд. Спустя несколько лет альянс увеличит долю до контрольной, у созданного на базе «Рособоронэкспорта» «Ростеха» останется блокирующий пакет.
ГАЗ прекратил сборку классической «Волги» и начал выпуск легковых Volga Siber на базе снятой с производства модели Chrysler Sebring. Для этого компания приобрела у Chrysler завод мощностью 160 000 машин, перевезла его из США и смонтировала в Нижнем Новгороде. Проект обошелся в $200 млн. Но Volga Siber спросом не пользовалась и в 2010 г. проект закрыт.
2009
Продажи автомобилей падают вдвое. Автопроизводители в ответ сокращают производство и персонал. Для поддержки отрасли правительство увеличивает ввозные пошлины на автомобили и запускает программы стимулирования спроса на автомобили.
Группа ГАЗ, Magna и Сбербанк организуют консорциум для покупки у GM 55% акций Opel. Но в последний момент GM отказывается от сделки.
2010
В Санкт-Петербурге открыт крупнейший завод иностранного автоконцерна – «Хендэ мотор мануфактуринг рус» мощностью 150 000 машин в год, впоследствии она выросла до 220 000. Инвестиции составили $500 млн. На предприятии выпускаются автомобили Hyundai и Kia. Строительство завода завершило формирование автомобильного кластера в Санкт-Петербурге. Ранее здесь открыли свои заводы Ford, Toyota, General Motors и Nissan.
2012
В России продано рекордное количество легковых автомобилей – 2,76 млн шт.
После 18 лет переговоров Россия вступает в ВТО. Пошлины на легковые автомобили снижаются с 30 до 25%, а в 2019 г. они опустятся до финального значения – 15%. Одновременно Россия вводит утилизационный сбор на импортируемые автомобили – это позволяет сохранить защиту локального рынка. После претензий ВТО сбор начинают платить и местные заводы. Но в отличие от импортеров им из бюджета выплачиваются промышленные субсидии, которые по своим размерам сопоставимы с расходами автозаводов по утилизационному сбору.
2014
Доля Lada на российском рынке падает до минимума – 15%. Спустя два года она увеличится до 20% и в дальнейшем будет сохраняться примерно на этом уровне.
2015
GM покидает Россию – завод в Санкт-Петербурге закрыт, продажа автомобилей под брендом Opel прекращена, под брендом Chevrolet остаются только люксовые автомобили. Спустя четыре года новый владелец Opel – группа PSA объявит о готовности вернуть этот бренд в Россию.
2016
Впервые иномарка – Hyundai Solaris становится бестселлером в России. В 2017 г. лидером становится ее соплатформенник Kia Rio. В 2018 г. «АвтоВАЗ» возвращает себе первое место с новой моделью Vesta.
2018
Владимир Путин едет на президентскую инаугурацию на новом российском лимузине Aurus. На создание линейки люксовых автомобилей правительство потратило более 12 млрд руб. Пока машины выпускаются для госструктур, а в открытую продажу они попадут ориентировочно в 2020–2021 гг.
2019
Вслед за GM Россию фактически покидает Ford. Прекращается производство и импорт легковых автомобилей, остается лишь выпуск легкого коммерческого Transit. Но российский рынок по-прежнему интересен глобальному автопрому: открываются заводы по выпуску легковых автомобилей марок Mercedes-Benz и Haval.
Слово президента
В июне 2001 г. президент России Владимир Путин, сам являющийся большим любителем автомобилей, впервые встретился с российскими автопромышленниками. Среди собравшихся были Дерипаска, Мордашов, Швецов и председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников. Путин пообещал защитить рынок от подержанных иномарок при условии, что российские автозаводы будут производить качественные и конкурентоспособные машины.
Но у автолобби нашелся влиятельный противник. Бывший тогда премьер-министром Михаил Касьянов дважды заворачивал написанную Минпромом и Минэкономразвития концепцию развития автопрома, поскольку автолоббисты сумели вписать в нее массу «хотелок». Например, не только запретительные пошлины на иномарки старше семи лет, но и их повышение с 25 до 35% на новые.
Пришлось вмешаться Путину. «[Правительству] не хватает мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения», – заявил президент 8 июля 2002 г. А спустя 10 дней правительство сообщило: концепция развития автопрома подписана. Но Касьянов лично правил этот документ и выкинул из него все упоминания о повышении пошлин на автомобили моложе семи лет. А в октябре правительство наконец ввело запретительные пошлины на иномарки старше семи лет.
Помимо защитных мер концепция содержала и обязательства для автопроизводителей. Там впервые было написано, что к 2008 г. вся продукция российского автопрома должна соответствовать нормам стандарта «Евро-4».
Касьянову еще не раз приходилось отказывать автолоббистам. Например, правительство так и не согласилось запретить ввоз и эксплуатацию в России автомобилей с правым рулем, заполонивших весь Дальний Восток.
Эта дискуссия привела к тому, что удалось найти правильные инструменты промышленной политики в автопроме. В итоге ключевые предприятия отрасли выжили и интегрировались в мировую промышленность, говорит младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Николай Власов.