2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки плохих свечей зажигания

Основные признаки неисправностей свечей зажигания

Одни и те же симптомы нарушений в работе двигателя могут быть следствием различных причин. Одна из них – состояние свечей зажигания (СЗ). Традиционно проверку начинают именно с них, поскольку диагностика не требует ни длительного времени, ни специального оборудования. Единственное, что нужно для адекватной оценки – знание признаков неисправности свечей зажигания.

Повод для проверки

Внеплановая проверка СЗ производится при появлении первых тревожащих признаков в работе автомобиля:

  • сложности с запуском: авто не заводится вообще или начинает работу только после длительного вращения стартера;
  • не работает один из поршней: авто троит на холостом ходу и подергивает при езде;
  • увеличение расхода топлива из-за его нерационального сжигания;
  • уменьшение мощности и ухудшение динамики разгона.

Если вовремя не принять меры, использование неисправной СЗ может привести к скоплению топлива в камере сгорания и последующей его детонации, что чревато повреждением поршней, шатуна, коленвала, головки блока или других узлов двигателя. Поэтому при первых же подозрениях о некорректной работе СЗ, необходимо незамедлительно брать свечной ключ в руки.

Этапы диагностики

Еще до выкручивания СЗ проводится первый этап проверки ее работоспособности. При заведенном двигателе от свечей поочередно отсоединяются высоковольтные провода. Если СЗ была рабочей, двигатель заглохнет или станет «троить». При отсоединении нерабочей СЗ характер оборотов не изменится. Если в результате такой оценки удалось сразу найти проблемную свечу, остается лишь купить новую автозапчасть, поменять ее и убедиться в устойчивой работе агрегата.

Если проблема не исчезла, СЗ выкручивают и осматривают на наличие:

  • повреждений конструкции;
  • нагара различных цветов;
  • мокроты.

Параллельно каждую СЗ еще раз проверяют «на искру»: приложив боковой контакт к «массе», заводят двигатель. На «мертвой» СЗ голубой искры не появится.

О чем говорит внешний вид

Иногда выход СЗ из строя – следствие более «глубинных» неполадок. Об их характере во многих случаях может поведать внешний вид СЗ.

Правильно работающая СЗ имеет серебристый цвет юбки и сухую поверхность. Избыточное количество нагара говорит о неправильно выставленном зажигании или неверной настройке карбюратора, в результате которых избыточное (несгоревшее) топливо оседает на электродах.

Сажа или масло – признак «холодной» СЗ, белый или серый изолятор свидетельствует о постоянных перегревах. Наросты алюминия возникают из-за раннего зажигания. Наиболее критичный цвет, черный, говорит о серьезных неполадках в двигателе: утечках масла, из-за которых происходят «сажевые» отложения. Еще более тревожный симптом – покрытие жидкой смазкой элементов СЗ. В данном случае нужно незамедлительно обращаться к специалистам, чтобы оценить состояние колпачков клапанов, колец и поршневой группы. Длительные утечки масла и, как следствие, недостаточная смазка трущихся частей, чреваты «заклиниванием» двигателя.

Как заменить свечи зажигания

В случае, если неисправность в СЗ, заменить ее несложно:

  • продуть двигатель сжатым воздухом – очистить поверхность от пыли;
  • отсоединить высоковольтные провода (если есть – индивидуальные катушки зажигания);
  • плавно выкрутить СЗ свечным ключом;
  • проверить чистоту свечных колодцев;
  • аккуратно вставить новую СЗ;
  • обеспечить попадание по резьбе и закрутить деталь с умеренным усилием;
  • подсоединить элементы системы зажигания;
  • завести машину и «послушать» двигатель.

О каких неполадках в автомобиле может рассказать состояние свечей зажигания

Состояние двигателя внутреннего сгорания очень просто определить по свечам зажигания. Эти элементы предназначены для обеспечения постоянного процесса горения воздушно-топливной смеси, который очень важен для корректной работы силовой установки.

Поэтому свечи всегда находятся в центре событий и больше всего контактируют с работой мотора. Если в двигателе есть какие-либо поломки, они сразу отражаются на состоянии этих элементов. Например, по ним можно установить состояние смазки, топливной системы и некоторых цилиндров.

В нормальном состоянии этот элемент имеет либо желтоватый, либо коричневый оттенок. На нем не должно быть никаких следов смазки и нагара, а электроды могут быть в изношенном состоянии, но важно, чтобы износ был равномерным. Если есть какие-то другие признаки, они уже должны насторожить автовладельца.

Копоть и пепел. Если на свечах есть подобные отложения, а мотор работает не совсем правильно или же плохо запускается, можно подумать на неправильную настройку зажигания или слишком концентрированную воздушно-топливную смесь.

В таком случае бензин не может сгорать до конца. Именно его остатки и становятся причиной появления подобного налета. Еще одна причина может заключаться в наличии в топливе различных присадок. Специалисты не рекомендуют применять их слишком часто. Чтобы решить подобную проблему, можно просто заменить элементы и сделать зажигание ранним.

Пыль серо-белого цвета. Такое явление указывает на слишком бедную топливно-воздушную смесь. Свечи зажигания с серо-белым оттенком должны стать поводом для беспокойства. Если передвигаться с такими отклонениями, можно заработать перегрев самого элемента и значительное превышение температуры в камере сгорания. Если рассматривать самый худший исход — прогорание выпускных клапанов.

Налет из масла. Не сложно догадаться, что такое явление прямо кричит о попадании на элемент моторного масла, которое запросто прикипает при высокой температуре. Смазка может проникать в моторные цилиндры по разным причинам. Например, из-за изношенных колес. Еще одна причина — небольшие трещины на корпусе мотора или поврежденные прокладки головки блока цилиндров.

Отложения красно-бурого цвета. Как правило, налет и отложения в таком виде имеют в составе металл. Он говорит о том, что владелец использует слишком много присадок или же заливает некачественное топливо.

Подобный налет постепенно сужает зазор между электродами, понижает мощность и увеличивает топливный расход. В таком случае запуск двигателя не будет проходить без проблем. Чтобы эксплуатировать свечи дальше, их можно очистить с применением специальной обработки.

Сильный нарост. Если поршневые кольца залегают, масло начинает проникать в цилиндр и сгорает на электродах свечей, из-за чего образуются зольные отложения. Автовладелец может увидеть повышенный топливный расход и дам синего оттенка из выхлопной трубы. После каждой замены масла нужно осматривать состояние свечей.

Повреждения изолятора. Из-за высокой детонации в камерах сгорания может повреждаться изолятор свечи. Причиной такого явления может стать поломка специального устройства, которое следит за детонацией. Еще одна причина — применение некачественного топлива.

Итог. На самом деле, по состоянию свечей можно сказать, какие поломки имеются в двигателе. Описанные симптомы помогут быстро установить неполадки и принять соответствующие меры.

Признаки плохих свечей зажигания

Изношенные свечи зажигания часто приводят к серьезным проблемам с двигателем автомобиля. Поэтому плохие свечи зажигания, симптомы которых мы опишем ниже, требуют оперативной замены.

Что должно насторожить

Чтобы своевременно поменять свечи, тем самым сведя к минимуму всевозможные неприятности, необходимо знать главные признаки плохих свечей. Автовладельцу следует насторожиться, если:

  • затруднен запуск двигателя — происходит срабатывание стартера, но мотор не запускается или запускается после нескольких включений стартера;
  • двигатель начинает «троить» — «подергивается» во время езды (особенно отчетливо это проявляется на холостых оборотах), снижается мощность/тяга;
  • увеличивается расход горючего;
  • увеличивается показатель СО в выхлопе;
  • ухудшилась динамика мотора (плохо набирает обороты, а значит, падает мощность).

Износ свечей зажигания (СЗ) владелец может определить при визуальном осмотре. Для этого необходимо извлечь и посмотреть, как выглядит СЗ. При нормальной работе силового агрегата нагар на СЗ имеет светлый серо – коричневый цвет. Если вы обнаружите одно из перечисленных далее отклонений от нормы, то свечи требуется заменить.

Признаки замены свечей зажигания и причины их появления:

  1. Корпус свечей имеет повреждения механического характера, электроды или уплотнительные шайбы имеют измененную форму. Наличие данных симптомов говорит о необходимости заменить СЗ. Причины могут быть следующими:
    • несоответствие калильного показателя СЗ типу мотора;
    • система охлаждения работает со сбоями;
    • высокий угол опережения зажигания.
  2. Нагар черного цвета является признаком чрезмерно обогащенного топлива, которое, сгорая не полностью, образует копотные излишки, либо искра зажигания не обладает достаточной силой.
  3. СЗ приобрела блестящий стеклообразный вид. Данный симптом является признаком перегрева свечей, который возникает при применении обедненной топливной смеси или автомобиль эксплуатируется на газо-воздушной смеси.
  4. Образование маслянистых нагаров свидетельствует о наличии моторной жидкости внутри камеры сгорания из-за просачивания смазочных материалов сквозь масло-съемные колпачки клапанов ГБЦ, или изношена поршневая система.
  5. На СЗ присутствует окалина коричнево-желтого цвета, образующаяся из-за копоти на диэлектрике кончика свечи.
  6. Скол/обрыв изоляторов СЗ говорит о резком перегреве/охлаждении.
  7. Возникновение эрозии на свечных контактах обусловлено наличием свинцовых реакций окислительного характера. Причиной становится увеличенный свечной зазор.
  8. Расплавленный контакт СЗ — следствие перегревания.
  9. Окалина красноватого оттенка явный признак превышения в топливной смеси присадки, содержащей металлы.

Распространенная ошибка при осмотре СЗ

Исследование СЗ проводится после долгой работы силового агрегата. Заблуждением автомобилистов становится то, что в процессе холодного запуска силового агрегата при температуре ниже нуля и нестабильности в работе двигателя выкручиваются свечи. Увидев чёрный нагар на СЗ, делается поспешный вывод. Однако это может произойти при эксплуатации мотора в процессе холодного старта, в этот момент смесь обогащается по принуждению, а к нестабильности работы приводит, например, неудовлетворительное состояние электрики (обратите внимание на высоковольтные провода пр.).

А потому помните – если, на ваш взгляд, работа силового агрегата вашего авто неудовлетворительна, то не следует диагностировать его работу, опираясь на внешние признаки СЗ. Требуется проехать на новых свечах не менее 300 км и лишь только потом можно сделать какие-либо выводы.

3 признака плохого состояния свечей зажигания

Состояние свечей зажигания напрямую влияет на работу мотора и на ездовые характеристики автомобиля. Из-за невысокого качества бензина свечи служат совсем не долго, после чего их приходится заменять на новые. Сегодня рассмотрим, по каким признакам можно узнать, что свечи в вашей машине нуждаются в скорой замене?

Сезонная замена

Опытные автомобилисты рекомендуют менять свечи зажигания после окончания зимы, устраивая машине весеннее ТО, на котором меняются не только колёса, моторное масло и фильтра, но и свечки. Это связано с тем, что большинство российских водителей в зимнее время активно используют дистанционный запуск, а продолжительная работа на холостом ходу негативно сказывается на состоянии свечей. По этой причине весной необходимо заменить покрывшиеся за зиму налётом свечки и спокойно ездить до следующей весны.

Ориентируемся на пробег

Многие сервисмены рекомендуют менять свечи зажигания не реже, чем раз в 30 тысяч километров пробега. Однако эта рекомендация уместна, если вы эксплуатировали свой автомобиль в основном по трассам и редко ездили в городских пробках. Для чисто городской машины такой интервал замены свечей будет слишком большим, лучше его сократить, как минимум, вдвое и менять свечи раз в 15 тысяч километров пробега.

После неудачной заправки

Если вам пришлось заправиться на незнакомой и подозрительной АЗС, то лучше не только поскорее избавиться от этого бензина в баке, но и заменить свечи, которые могли покрыться нагаром.

Читать еще:  Лучшие дизельные двигатели

Ещё одним верным признаком того, что свечи пора заменить , станет изменение в работе мотора, например, машина начала заводиться не так быстро, как раньше, или двигатель стал работать не ровно. Заметив эти признаки, сразу же меняйте свечи на новые. Также стоит отметить, что свечи зажигания – это обычный расходник, и поэтому не стоит стремиться покупать самые дорогие, можно использовать и простые.

Признаки неисправности свечей зажигания

Каждый автовладелец должен ознакомиться с признаками неисправности свечей зажигания, а также научиться проводить комплексную диагностику указанных элементов. Это позволит определить общее состояние ДВС и его рабочих условий. Своевременное выявление и устранение неполадок способствует улучшению работы автодвигателя, увеличивает его эксплуатационный период.

Общее знакомство

Давайте разберемся в разновидностях свечей зажигания. Наиболее простой СЗ считается изделие с двумя электродами, выполненное из жаропрочного материала. Устройства, имеющие несколько электродов, называются многократными СЗ. Они долговечны, если прогорает один электрод, то искра появляется на втором контакте. Наличие запасных электродов увеличивает эксплуатационный период изделия.

Устройства с платиновым напылением контактов называют платиновыми СЗ, они способствуют снижению сопротивления на электрическую часть машины. Изделия с иридиевыми наконечниками способствуют уменьшению расхода топливной смеси, имеют увеличенный ресурс.

Внешний вид СЗ

Признаки неисправности свечей зажигания можно определить по внешнему виду изделий:

  1. Присутствие механических повреждений на корпусе свечи, изменение формы электродов либо шайбы для уплотнения. При выявлении этих симптомов нужно произвести замену СЗ. Причина неисправности:
  • калильное число свечей не соответствует типу мотора;
  • неполадки системы охлаждения;
  • увеличенный угол опережения зажигания.
  1. Присутствие черного нагара указывает на переобогащенную топливную смесь, которая сгорает частично, при этом образовывается много копоти, искра зажигания имеет недостаточную силу.
  2. Свеча приобретает глянцевый стеклообразный вид. Этот симптом указывает на перегрев изделия, возникающий при использовании бедной топливной смеси либо машина ездила на газово – воздушной смеси.
  3. Образование масляного нагара говорит о присутствии моторной жидкости в камере сгорания. Причина поломки: просачивание смазочного материала через маслосъемные колпачки клапанов ГБЦ, либо износ поршневой группы.
  4. Отложения желто – коричневого оттенка, которые образовываются из – за нагара на диэлектрике носа свечи.
  5. Надкол либо обрыв свечного изолятора указывает на резкий перегрев либо охлаждение.
  6. Эрозия свечного контакта возникает из-за присутствия эффекта коррозии и окислительных реакций со свинцом. Причина неисправности кроется в увеличении свечного зазора.
  7. Расплавление контакта является результатом перегрева.
  8. Нагар красного цвета указывает на превышение металлосодержащих присадок в горючем.

Если силовой агрегат работает нормально, то свечной нагар должен быть светлого серо – коричневого цвета.

Рекомендуем посмотреть видео о необходимости смены СЗ:

Симптомы неисправностей

Дополнительные факторы, влияющие на состоянии свечи, а также ее рабочей температуры:

  • качество топлива;
  • увеличенная компрессия;
  • изменение момента зажигания;
  • температурный режим региона, в котором эксплуатируется автомобиль;
  • влажность.

О неисправности свечей зажигания могут свидетельствовать следующие симптомы в работе автомобиля:

  1. Плохой пуск мотора на холодную. Концентрация влаги образовывается на непрогретых свечах в цилиндрах при пуске силового агрегата. Если при этом межэлектродный зазор большой, возникает необходимость возрастания напряжения пробоя, электроэнергия стремится к меньшему сопротивлению, тоесть увлажненным электродам. Также влияет снижение на холоде емкости аккумулятора, как следствие на образование искры приходится очень малое количество энергии, мотор не заводится.
  2. Увеличение потребления топливной смеси машиной. Недостаточное воспламенение в цилиндрах приводит к снижению мощности, для ее возмещения в остальные цилиндры (в которых свечи исправны) поступает излишнее количество горючего.
  3. Посторонние шумы, издаваемые во время прогрева силового агрегата либо на холостых оборотах.
  4. Возрастание вредных выбросов из выхлопной трубы.
  5. Залитые топливом СЗ.
  6. Снижение тяги машины, транспортное средство не набирает достаточно оборотов.

Неприятные последствия несвоевременной замены СЗ:

  1. Снижение ресурса катализатора. Недостаточное воспламенение топливной смеси в цилиндрах приводит к попаданию остатков недогоревшего горючего в катализатор. Попадая в катализатор, топливо догорает, при этом слой на сотах катализатора выгорает. Повреждение может быть нанесено и лямбда – зонду.
  2. Поломка катушки зажигания. Увеличенное напряжение пробоя способствует возрастанию расстояния между свечными электродами — это приводит к пробою изоляции слоев катушки, она выходит из стоя.
  3. Уменьшение эксплуатационного периода мотора. Поступление топливной смеси в неисправный цилиндр приводит к попаданию топлива в картер мотора, при этом снижается ресурс масла и изнашивается цилиндр.

При езде на неисправных свечах зажигания могут образовываться взрывные хлопки внутри камеры сгорания. Это чревато заменой: коленчатого вала, поршневой группы, шатуна.

Как быстро определить неисправность свечей зажигания. Известные и неизвестные способы

Как быстро диагностировать свечи зажигания в дороге, читайте интересный текст с поясняющими фото. .

Нередко водитель замечает, что с автомобилем, который буквально только что работал нормально, начинают происходить непонятные вещи: изменяется ровный звук мотора, ухудшается приемистость, динамика движения, ощущается какая-то вибрация.

Скорее всего, причина подобного безобразия — перебои или полный отказ в работе одного из цилиндров по причине неработающей должным образом свечи зажигания. Опытные водители в таких случаях говорят, что двигатель «троит».

Мало того, что такая неисправность может испортить настроение, так ещё и грозит обернуться повышенным расходом топлива, что и вовсе уж приятным не назовёшь. Как же побыстрее отыскать неработающую свечу зажигания?

На моторах с контактной системой зажигания это можно сделать довольно просто — на работающем двигателе следует снимать высоковольтные провода с каждой свечи по очереди и прислушиваться к работе двигателя.

При снятии провода с рабочей свечи характер работы мотора заметно изменится, если же никак не отреагирует — значит, свеча неисправна.

Но модели с бесконтактной системой зажигания подобных экспериментов не любят и могут ответить неприятностью в виде пробитого коммутатора.

На таких машинах в обычных условиях свечи можно проверить при помощи специального пробника с пьезоэлементом или же пробника самодельного, сделанного из пьезоэлемента обычной зажигалки и небольшого куска провода.

Этот провод нужно добавить к короткому выводу пьезоэлемента, соединив с наконечником свечи. Само же устройство прижать металлической частью к металлической части свечи и нажать на подвижный стержень до щелчка.

Если между электродами свечи возникнет искра — свеча в порядке. Конечно, это не те испытания, которым подвергают свечи на специальном стенде с барокамерой или при помощи специального диагностического тестера, и всё же неработающую свечу определить можно.

Но для этого нужно иметь сам пробник и необходимо выкрутить свечи.

Проверка свечей при помощи шила и провода Существует ещё вариант проверки на работающем двигателе при помощи шила и куска провода. В этом случае проверка похожа на описанный выше вариант с контактной системой зажигания, только высоковольтные провода со свечей снимать теперь не нужно.

Один конец провода приспособления следует соединить с «массой» автомобиля, а второй — с шилом. Держа шило за изолированную ручку, протыкают высоковольтный провод, идущий к свече, до контакта с токопроводящей центральной жилой, выключая данный цилиндр из работы.

Методика определения неисправности аналогична описанной выше. Хотя, надо заметить, приведенный способ не лишен недостатков: неоднократное протыкание провода вряд ли улучшит его технические характеристики, к тому же не исключается вариант, что вместо провода можно проткнуть собственный палец.

Но есть ещё один способ быстрой проверки неработающей свечи, причём без снятия с двигателя. Для этого необходим самый обычный тестер, который, кстати, в дороге может сослужить хорошую службу и много места в багажнике не займёт.

Итак, при неработающем двигателе нужно снять провод со свечи зажигания и измерить напряжение: «плюс» вольтметра соединить с «плюсом» аккумулятора, а «минус» — с колпачком свечи, на который одевается провод. Малейшее отклонение стрелки прибора от «нуля» означает, что свеча неисправна.

Дело в том, что в процессе работы в изоляторе свечи образуются микротрещины, которые заполняются влагой. Эти микротрещины и являются причиной того, что разряд происходит внутри самой свечи, а не между электродами (пробой) в камере сгорания.

Проверка прибором и показывает, есть ли утечка тока, или нет. Весьма быстро и весьма эффективно.

И напоследок метод более хлопотный, но не менее результативный, если нет вообще никаких тестеров и пробников. На колпачок выкрученной свечи надевают снятый высоковольтный провод, а на металлическую оправу — конец обычного провода, второй конец которого соединяют с «массой».

Если нет подходящего куска провода, свечу можно просто прижать металлической частью к «массе» и провернуть стартером коленвал. Наличие хорошей искры между электродами скажет о том, что свеча исправна.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

О чем кричат свечи зажигания: 7 опасных симптомов по внешнему виду

Состояние двигателя внутреннего сгорания можно диагностировать по состоянию свечей зажигания. Эти элементы обеспечивают постоянный процесс горения воздушно-топливной смеси, необходимый для работы двигателя. Таким образом, свечи находятся в центре событий, поэтому все недостатки при работе силового агрегата отражаются непосредственно на их внешнем виде. По ним можно определить состояние системы смазки, топливной системы, отдельных цилиндров.

В норме рабочая свеча зажигания имеет окраску от слегка желтого до коричневого цвета. Следы смазки, нагара должны отсутствовать, а электроды могут быть равномерно изношены.

Другие признаки должны как минимум насторожить автомобилистов, заставить задуматься о некорректной работе мотора.

Копоть и пепел

Такие отложения на фоне неустойчивой работы силового агрегата, сложного проблемного запуска авто свидетельствует о неправильной регулировке зажигания, слишком богатой воздушно-топливной смеси.

При таких обстоятельствах бензин не сгорает полностью. Его остатки образуют подобный нагар. Кроме того, причиной образования этих отложений могут быть различные топливные присадки. Злоупотреблять ими без крайней необходимости не рекомендуется. В данной ситуации лучше произвести замену элементов, сделать зажигание более ранним.

Серо-белая пыль

Данное состояние чаще всего вызвано слишком бедной воздушно-топливной смесью.

Серо-белые свечи зажигания являются серьезным поводом для беспокойства владельца авто. Езда при таких условиях может вызвать значительный перегрев как самой детали, так и повышение критической температуры внутри камеры сгорания. При худшем развитии событий такие обстоятельства приведут к прогоранию выпускных клапанов.

Маслянистый налет

Забрызганная таким образом свеча свидетельствует о попадании на нее моторного масла, которое прикипает под воздействием высоких температур. Смазка внутрь моторных цилиндров может попадать по разным причинам.

Это может происходить из-за изношенных маслосъемных, компрессионных колец. Кроме того, причиной нередко является микротрещины на поверхности самого корпуса двигателя, поврежденные прокладки головки блока цилиндров, загрязнение или повреждения клапанов, их посадочных мест.

Такие источники искры нередко свидетельствуют о повышенном расходе топлива, засорении воздушного фильтра, слишком богатой воздушно-топливной смеси.

Красно-бурые отложения

Налет такого цвета и структуры имеет металлический состав. Он свидетельствует о чрезмерном использовании различных присадок, плохом качестве бензина.

Отложения постепенно уменьшают зазор между центральным и боковым электродами, снижая мощность, увеличивая расход топлива. Кроме того, при таких обстоятельствах запускать двигатель будет все сложнее. Для дальнейшей эксплуатации свечей их лучше очистить с помощью пескоструйной обработки.

Читать еще:  Тяга стабилизатора передней подвески

Электрод отсутствует или поврежден

Данное явление возможно только в случаях, когда внутрь камеры сгорания попали инородные предметы.

Это может произойти из-за сильно изношенного воздушного фильтрующего элемента или стать следствием неаккуратной сборки мотора после ремонта. Кроме того, вызвать подобные проблемы может некачественное топливо, слишком раннее зажигание, детонация при работе силового агрегата.

Если частицы центрального электрода вылетели через выхлопную трубу, то это еще полбеды. Проблема может усугубиться, когда обломки застрянут под выпускным клапаном. Здесь уже придется столкнуться с необходимостью ремонта головки блока цилиндров.

Плотные наросты

Если маслосъемные поршневые кольца чрезмерно вырабатываются или залегают, то масло попадает внутрь цилиндра и сгорает на электродах свечи, образуя зольные отложения.

При этом автомобилист может заметить повышенный расход масла у своего авто, синий дым из выхлопной трубы. Рекомендуется при каждой замене моторного масла проверять состояние свечей. Кроме того, лучше менять их местами, поскольку каждый цилиндр отличается рабочей температурой.

Механические повреждения изолятора

Из-за повышенной детонации внутри камер сгорания может повредиться изолятор свечи зажигания.

Спровоцировать данные неприятности может неисправность специального устройства, которое контролирует детонацию в отдельных автомобилях. Более явной проблемой является бензин недостаточно хорошего качества с низким октановым числом.

Этому моменту нужно уделять особое внимание.

Таким образом, по внешнему виду свечей можно определить состояние двигателя внутреннего сгорания. Описанные выше симптомы помогут выявить проблему на ранней стадии, принять своевременные адекватные меры, которые помогут предотвратить возникновение серьезных поломок.

Неисправности свечей зажигания. Проверка свечей

Основные неисправности свечей зажигания

  • замасливание и покрытие нагаром электродов и юбочки изолятора
  • изменение зазора между электродами вследствие их износа
  • образование трещин в изоляторе
  • загрязнение изолятора копотью
  • нарушение герметичности изолятора

Признаками неисправности свечей зажигания служат трудный пуск и перебои в работе двигателя, а иногда его остановка.

Нормальная рабочая свеча

Перед вами фотография, на которой вы можете видеть рабочую (нормальную) свечу зажигания, которая имеет минимальное выгорание электрода. В итоге двигатель на такой свече будет работать эффективно и правильно.

Отложения сажи

Заземляющий элемент, электрод и сама свеча покрыты сажистыми отложениями. Свеча неисправна.

Что стало причиной: Как правило, сажистые отложения на свечке образуются из-за неправильной воздушно-топливной смеси в камере сгорания. Например, смесь может быть по каким-то причинам с переизбытком кислорода.

В том числе подобное отложение может быть из-за сильно загрязненного воздушного фильтра, из-за неисправности системы впрыска, выхода из строя датчика температуры и неисправности датчика кислорода (лямбда зонда).

Кроме того, отложение сажи могут образовываться из-за неправильного теплового диапазона свечи зажигания.

Масло на свече зажигания

Заземляющий элемент, электрод и корпус свечи покрыт масленым налетом.

Что стало причиной: Избыточное количества масла двигателя в камере сгорания, которое может быть из-за перелива масла (выше отметки максимум на масленом щупе). Также масло на свечке зажигания может говорить об износе поршневых колец, об износе поршней, блока цилиндров двигателя и направляющих клапанов.

Если машина оснащены турбодвигателем, то масло на свечах зажигания может указывать на неисправность турбокомпрессора.

Лаковые отложения на свечах

На свече заметны лаковые отложения, имеющие коричнево-желтый цвет или зеленый оттенок.

Что стало причиной: Самой распространенной причиной лаковых отложений на свечках являются присадки в бензине и в моторном масле.

Шлаковые отложения

На заземляющем элементе свечи и на электроде заметны большие отложения топлива и моторного масла.

Что стало причиной: Подобные шлаковые отложения (смолисто-коксовые) появляются чаще всего из-за присадок в моторном масле, которые в последние годы чаще всего используются производителями. В результате сгорания присадок образуются большие отложения на свечках, что может являться причиной неправильной работы двигателя и системы зажигания.

Расплавился центральный электрод свечи зажигания

Центральный электрод свечи выгорел. Край заземляющего элемента также оплавился.

Что стало причиной: Чаще всего подобное можно наблюдать при перегреве свечи, в результате неправильного зажигания автомобиля. Также свеча может расплавиться в результате отложений в камере сгорания, неисправности клапанов, низкого качества бензина, а также в результате неправильной затяжки свечи в головке блока

Быстрый износ электрода свечи

На конце электрода и заземляющего элемента виден сильный износ, в результате чего материал важных элементов свечи поврежден.

Что стало причиной: Некачественное топливо на АЗС с наличием вредоносных присадок. Некачественное моторное масло с агрессивными присадками. Кроме того, подобный износ свечей также наблюдается при детонации и перегреве.

Расплавленная свеча зажигания

Сильные отложения на электроде и на заземляющем элементе. Признаки не свечного отложения в результате нагрева.

Что стало причиной: Как правило, при таком виде износа свечей зажигания можно сделать вывод, что в камере сгорания присутствуют отложения, которые самовоспламеняются. Также возможно в головке блока двигателя неисправны клапана. В том числе подобный износ встречается и при использовании некачественного топлива.

Износ разъема свечи

Чаще всего свеча зажигания изнашивается, конечно, с той стороны, где генерируется искра.

Но свеча также может повреждаться с той стороны, где подключается разъем высоковольтного провода.

Что стало причиной: Старые разъемы высоковольтных проводов или перегрев свечи часто приводит к повреждению свечи в месте соединения с проводами высокого напряжения.

Проверка свечей зажигания

При техническом обслуживании свечей зажигания их проверяют на работоспособность неоновой лампой или на специальных приборах, очищают от нагара, проверяют на искрообразование и регулируют зазоры между электродами.

При проверке свечей неоновой лампой один ее контакт соединяют с «массой» двигателя, а другой — поочередно с центральными электродами проверяемых свечей на работающем и предварительно прогретом двигателе. Периодическое свечение лампы указывает на нормальную работу свечи. Чрезмерно яркое свечение свидетельствует об увеличенном зазоре между электродами, а слабое — о недостаточном напряжении. Причинами недостаточного напряжения могут быть сильное нагарообразование, загрязнение или трещины в изоляторе, а также неисправности в цепи системы зажигания. В этом случае неисправную свечу необходимо заменить. Более прогрессивной является проверка технического состояния элементов системы зажигания и, в частности, свечей с применением осциллоскопа (катодно-лучевой трубки), которым снабжаются современные стенды для контроля электрооборудования автомобилей.

Рис. Передвижной электронный стенд ХАДИ для контроля приборов электрооборудования автомобилей

Рис. Осциллограмма проверки работы зажигания в одном цилиндре двигателя

Осциллоскоп присоединяют параллельно в различных точках первичной или вторичной цепей системы зажигания. На рисунке показано типичное изображение кривой напряжения (развертка) для одного цилиндра. Здесь участок 0—1 соответствует замкнутому состоянию контактов, точка 1 — размыканию контактов, участок 1 — 2 — продолжительности искры, 2 — 3 — рассеиванию оставшейся энергии в индукционной катушке и конденсаторе, 3 — 4 — контакты еще разомкнуты, но колебательные процессы в системе уже закончились. Высота порожка характеризует напряжение аккумуляторной батареи.

Аналогичное изображение на экране трубки может быть получено одновременно для всех цилиндров двигателя. Периодически (через 6000— 10 000 км) все свечи очищают и проверяют на приборе ГАРО, а также регулируют зазор между электродами.

Рис. Схема прибора для очистки и проверки свечей зажигания

На приборе свечи очищают от нагара мелким просеянным и прокаленным песком. Для этого свечу вставляют в отверстие с уплотнительной резиновой манжетой 12. Сжатый (до 7 — 8 кГ/см2) воздух поступает через штуцер 3 в распределительную камеру 4, откуда по каналу 15 в насадок 14 конуса 13 для очистки. При этом воздух подхватывает частицы песка, которые очищают внутренние части свечи от нагара и масла. Подача воздуха из распределительной камеры в воздушную 21 к конусу 13 и выточке 17 для обдува свечи регулируется при помощи винтов 7, 8 и 9. При завинчивании винта подвижный штуцер 6 давит на резиновую диафрагму 5, которая и перекрывает отверстие канала, расположенное против винта.

Для выхода воздуха из полости конуса в отражательном 11 и наружном 10 дисках имеются окна, затянутые фильтрующей тканью.

В процессе очистки свечу следует слегка поворачивать вокруг своей оси. После очистки свечу в течение 5—10 сек обдувают чистым сжатым воздухом. Для этого завертывают винт 9, закрыв доступ воздуха в канал 15, переставляют свечу в выточку 17 и, отвинчивая винт 8, подают воздух в канал 16.

При проверке на искрообразование и герметичность свечу ввертывают в гнездо корпуса 22. В воздушную камеру 21, снабженную смотровым стеклом 20, по штуцеру 3 и каналу 18 подается сжатый воздух, давление которого контролируют по манометру 19.

Центральный электрод свечи соединяют проводом 23 высокого напряжения параллельно искровому разряднику 2 с концом вторичной обмотки пусковой катушки 1. К катушке подведено питание постоянным током напряжением 12 в. Отсутствие искры, пропуски в искрении или появление искры на поверхности изолятора указывают на неисправность свечи.

После очистки свечи, перед проверкой на искрообразование, проверяют зазор между электродами и регулируют его до нормальной величины (ЗИЛ-130 — 0,85—1,0 мм, ГA3-53A — 0,8—0,9 мм, ГАЗ-21 «Волга» — 0,8—0,95 мм, «Москвич-408» — 0,6—0,5 мм). Зазор проверяют круглым щупом, так как впадины изношенной поверхности электродов не позволяют применить плоский щуп. Зазор между электродами рекомендуется регулировать подгибанием бокового электрода специальным инструментом в виде пластины с прямоугольными вырезами. Проверка свечи может быть произведена также с помощью приборов — ППЗ модели 515-1 и НИИАТ Э-5. В приборах смонтированы эталонная катушка зажигания, контрольный прерыватель, разрядник с регулируемым зазором и неоновая лампа.

Рис. Измерение и регулировка зазора между электродами свечи: 1 — круглый щуп; 2 —плоский щуп; 3 — специальный ключ

Величину зазора между электродами свечи на приборе Э-5 проверяют на включенном параллельно свече разряднике по величине искрового промежутка, который устанавливается в разряднике в соответствии с нормальным значением для данного двигателя.

Рис. Универсальный прибор НИИАТ модели Э-5:
а — панель прибора; б — электрическая схема;
1 — выключатель ступеней сопротивления; 2 — ползунковый реостат; 3 — переключатель полярности; 4 — потенциометр; 5 — переключатель вольтметра на 6 и 12 в; 6 — переключатель замеров и установки на нуль тахометра; 7 — тахометр; 8 — кнопка включения вольтметра; 9 — искровый разрядник; 10 — вольтметр; 11 —неоновая лампа; 12 — амперметр; 13 — переключатель амперметра; 14 — кнопка включения вибратора; 15 — указатель углов замкнутого состояния контактов прерывателя; 16 — гнезда для подключения шунта; 17 — переключатель замеров и установки на нуль указателя углов замкнутого состояния контактов прерывателя; 18 — потенциометр; 19 — переключатель рода проверки; 20, 21 и 22 — конденсаторы; 23—31 — монтажные сопротивления цепей прибора; 32 — вибратор; 33—датчик тахометра; 34 — батарея питания тахометра; 35 — выпрямитель; 36 — шунт; I, II, III, IV, V — гнезда для подключения проводов цепи низкого напряжения; V, М, Б, П и В И — гнезда для подключения соответственно: вольтметра прибора; провода «массы»; питания тахометра; включатель реостата

При зазоре между электродами свечи, превышающем нормы, ток высокого напряжения вследствие большего сопротивления потечет к разряднику, где и появится искра. При малом зазоре в свече, наоборот, искра возникнет в свече. При пользовании прибором Э-5 необходимо переключатель полярности установить в положение, соответствующее полярности массы ( + или —) электрооборудования проверяемого автомобиля, а переключатель вольтметра поставить в положение, соответствующее напряжению электрооборудования проверяемого автомобиля.

Читать еще:  Как убрать царапины на пластике автомобиля

Состояние изолятора свечей зажигания определяют по вспышке неоновой лампы при наличии высокого напряжения на клемме свечи. Если свеча загрязнена или в изоляторе имеется трещина, то вследствие большой утечки тока напряжение упадет, и неоновая лампа гореть не будет.

Признаки неисправных свечей зажигания

Каковы основные признаки неисправных свечей зажигания, как выглядят неисправные изделия, диагностика, последствия использования плохих свечей. Фото и видео.

Содержание статьи:

  • Важность качественных свечей зажигания
  • Устройство системы зажигания
  • Признаки неисправности свечей
  • Как выглядят неисправные свечи
  • Первичная диагностика свечей зажигания
  • Последствия эксплуатации дефектных свечей
  • Видео о замене свечей

Практически вся современная техника, от автомобилей до квадроциклов, имеет ДВС. Главным составным элементом двигателя, вызывающим воспламенение, выступают свечи зажигания. На входе они запитываются от высоковольтного электричества, создавая на выходе «запускающую» искру.

Важность качественных свечей зажигания

Полученная искра в камере сгорания «поджигает» топливо-воздушную смесь, запуская рабочий процесс, позволяющий двигателю полноценно функционировать. За счет свечей зажигания оживает силовой агрегат, без них оставаясь бесполезным куском металла.

Малейший дефект свечей способен пагубно сказаться на работоспособности двигателя, вплоть до его выхода из строя. Поэтому при подозрении даже на минимальные проблемы свечей необходимо их устранять, не дожидаясь фатальных последствий.

В момент выхода детали из строя происходит скачок нагрузки на катушку зажигания, быстро заканчиваясь ее поломкой. При этом цена свечи зажигания несоизмеримо мала по сравнению со ценником на катушку. Движение с двигателем, в котором неисправны свечи, характеризуется неустойчивостью на холостых оборотах и повышенной нервозностью водителя.

Хорошо отлаженный силовой агрегат плавно и мягко работает в режиме 1000 оборотов. Неисправные свечи провоцируют скачки показателей тахометра, одновременно двигатель может вибрировать либо издавать неприятное скрежетание. Поэтому определить причину нестабильной работы мотора, греша на систему зажигания, по силам даже человеку, далекому от автомобильного «железа».

Устройство системы зажигания

За долгие годы, начиная с момента изобретения ДВС, принципиально никакие новшества в строении и функционале свечей не вводились. Главной задачей было и остается преобразование электрической энергии с созданием высоковольтной дуги, приводящей к воспламенению топливной смеси.

Камера сгорания, где происходит «оживление» двигателя, включает в себя:

  1. Керамический изолятор. Он обеспечивает устойчивое и бесперебойное формирование искры.
  2. Металлический корпус, позволяющий аккуратно установить конструкцию в двигатель.
  3. Электроды, которые подают и преобразовывают электроток в дугу.
  4. Головку контакта, имеющую резьбовое соединение.

«Сердце» системы зажигания – два электрода. Ток от генератора поступает по проводам высокого вольтажа от головки непосредственно к свечам. Технологический процесс за годы существования ДВС остается неизменным.

Признаки неисправности свечей

В случае некорректной работы свечей зажигания силовой агрегат начинает функционировать с ошибками. Он не выполняет необходимые функции, и для возобновления его работоспособности требуется срочная диагностика и помощь специалистов:

  1. Запуск двигателя сопряжен с видимыми, серьезными затруднениями. Это является безусловным сигналом владельцу проверить ошибки двигателя и заменить свечи.
  2. Характер работы двигателя меняется. Он троит, подергивается, у машины пропадает тяговитость, падает мощность.
  3. Проблемы неисправных свечей тянут за собой резкое увеличение расхода бензина. Зажигание работает не постоянно, пропуская периоды. В итоге смесь полноценно не сгорает. Анализ выхлопных газов показывает высокую долю содержания СО.
  4. Сколь бы сильно ни производилось давление на педаль газа, двигателю не удается набрать необходимые обороты, и работа идет с низкой мощностью.

Своевременно реагируя на признаки возможной неисправности свечей зажигания, можно избежать катастрофических проблем двигателя в будущем.

Определение неисправностей свечей зажигания

Проблема визуально определяется «невооруженным глазом» даже далеким от автомобиля человеком. Первым и определяющим показателем неисправности свечей выступает неравномерная работа автомобиля – он постоянно глохнет.

Неисправность не позволяет воспламениться бензиново-воздушной смеси внутри цилиндра. Вместо сгорания топливо устремляется в катализатор. Этот дефект можно учуять носом – аромат бензина весьма чувствительный.

Бензиновые моторы должны для эффективного процесса сгорания топлива поддерживать температуру внутри цилиндров порядка 400-500 градусов Цельсия. Лишь достигнув «критической» температуры, смесь без проблем воспламенится, полностью сгорая.

Высокотемпературный режим отрицательно влияет на работоспособность свечей. Все старые детали имеют наслоения в большей или меньшей степени.

Постепенно электроды обрастают отложениями и наростами, способными оказывать прямое воздействие на свечи, ухудшая качество искры. Нормальный, работоспособный электрод всегда обладает однороден, имеет равномерность цвета и формы, и никаких «артефактов» на нем присутствовать не должно.

Чистые детали без следов горения на электродах свидетельствуют об исправности свечей, мотор должен работать безукоризненно.

Симптоматика неисправности свечей зажигания

Владельцам автомобилей стоит начать беспокоиться, если проявляются определенные признаки и симптомы:

  1. Автомашина «зависает» при выжатой педали акселератора «в пол», не увеличивая и даже теряя мощность.
  2. Повышается чрезмерно расход горючего.
  3. На контрольной панели загорается пиктограмма неисправности двигателя.
  4. В холодное время года запуск двигателя сопряжен с трудностями.
  5. На холостом ходу автомобиль работает неустойчиво.
  6. Двигатель запускается через большой промежуток времени при работающем стартере либо вообще не заводится.
  7. Машина внезапно глохнет.
  8. Обнаруживаются вибрация силового агрегата, троение.

Точная диагностика проблемы предполагает необходимость выкрутить свечи. Перед тем, как это сделать, необходимо тщательно разогреть двигатель. Если ситуация позволяет, желательно проехать на автомобиле не меньше 250 км. Тогда результат визуального осмотра даст почти стопроцентную гарантию проверки.

Выкрученную свечу зажигания следует тщательно осмотреть на предмет каких-либо повреждений. Особенно важно изучить свечной кончик, контактирующий с цилиндром.

Неизменность оттенка означает, что проблема кроется в чем-то ином, ведь свечи зажигания находятся в хорошем, работоспособном состоянии.

Загрязненные и поврежденные свечи способны спровоцировать многочисленные проблемы. При проблемном запуске двигателя всегда проверку начинают с азов – проверяют работоспособность свечей. Удовлетворительный результат внешнего состояния – показатель того, насколько хорошо работает двигатель.

Такая проверка должна производиться при регулярном техобслуживании автомобиля, а такжеы спонтанно – при подозрении на неполадки мотора.

Как выглядят неисправные свечи

Сажевый черный налёт

При обнаружении на заземлении, электроде, свечном корпусе сильного налета можно уверенно заявлять о том, что детали неисправны. Вина лежит на неграмотном приготовлении топливной массы. В ее составе нарушены пропорции топлива и воздуха, чрезмерная «обедненность» или «перенасыщенность».

Такие отложения могут возникать в ситуации, когда воздушный фильтр загрязнился, и ему требуется замена, присутствуют неисправности системы впрыска, «хандрят» температурные датчики, сбоит лямбда-зонд. Часто сопровождается двукратным расходом горючего и означает необходимость срочной замены свечи.

Масляные потеки

Поверхность покрыта масляной пленкой. Это означает, что цилиндры содержат избыточное количество смазки. Подобное происходит в момент перелива масла в двигатель. Признак указывает на старые, поврежденные от времени и в процессе эксплуатации кольца поршней и сами поршни, а также клапанные направляющие.

Для автомобилей, имеющих турбокомпрессор, наличие масляного загрязнения говорит о дефекте компрессора.

Шлаковые, блестящие отложения

Обнаружить их можно при визуальном осмотре. Имеют зеленоватый либо коричнево-желтоватый цвет, означая, что в горючем или масле активно используются присадки. Это также является свидетельством того, что двигатель эксплуатируется на чрезмерно обедненной смеси или на газу.

Шлаковые отложения из частичек горюче-смазочных материалов

Они могут образовываться из-за добавления присадок в масло. На сегодняшний день многие производители стали использовать их для «улучшения» свойств смазочной жидкости. В итоге они становятся причиной проблем с силовым агрегатом и выхода из строя всей системы зажигания.

Если отложения похожи на слой известки, это однозначно подтверждает наличие присадок. Двигатель находится в зоне риска из-за накопления шлака в поршневой системе.

Оплавленный электрод

Если плавится центральный электрод, обугливаются края элемента заземления, страдает «тело свечи». Проблема проявляется в процессе эксплуатации – свеча перегревается из-за неисправной системы зажигания.

Наличие около электрода частиц металла и признаков оплавления подтверждает избыточный перегрев, ведущий к деформации клапанов и запеканию поршневых элементов. Такое случается, когда в камере сгорания находятся дополнительные отложения, способные самовоспламеняться. Признак указывает на плохую работу клапана либо некачественное топливо.

Повышенная изношенность электрода, непригодность заземляющего элемента

Эти факторы ведут к повреждению материала свечи. Проблема заключается в использовании «разбодяженного» бензина, содержащего множество присадок либо приобретение для автомобиля «улучшенного» за счет присадок масла. Стремительный износ может быть связан с детонациями, частым перегревом.

Поврежденный разъем

Изношенность свечи в месте возникновения искры либо в зоне контакта с высоковольтным проводом. Причинами неисправности являются старый, пришедший в негодность разъем проводов или постоянный сильный перегрев.

Разрушение керамики на изоляторе

Любое механическое даже самое незначительное повреждение керамического слоя означает испорченную деталь. Она подлежит безусловной замене.

Первичная диагностика свечей зажигания

Диагностика работы свечей требует их открутить, параллельно слушая, как звучит силовой агрегат. Ритмичность и стабильность мотора, неизменность звука – показатель того, что демонтированная свеча не пригодна к использованию, двигатель ее «не видит».

Еще один вариант проверки советует отсоединить от свечи провод, прикоснуться им к блоку цилиндров. В годной свече всегда возникает искра. Если ее нет, свеча подлежит замене.

Дефект можно «отловить» по сигналу ЭБУ. Таким образом, проблему, помимо процесса визуального осмотра, можно найти и при помощи электронного блока управления.

Последствия эксплуатации дефектных свечей

При использовании нерабочих свечей внутри цилиндров происходит детонирование, вырабатывающее сильную ударную волну. Она, в свою очередь, является провокатором детонации той части заряда, который не сработал, оставаясь внутри цилиндра. В результате мотор теряет мощность.

Серьезный перегрев губительно воздействует на коленчатый вал, рабочие поршни, шатуны. Выгоранию подвергаются другие детали, защитная масляное покрытие цилиндра разрушается.

Время менять свечи

Для любой машины полезно планово менять свечи при прохождении техосмотра. Производители стандартных свечей предписывают необходимую замену через 15 тыс. километров.

Однако все зависит от производителя и типа свечи. Водители со стажем рекомендуют менять их через 20-30 тыс. километров пробега. Платиновые детали служат гораздо дольше, выдерживая до 100 тыс. километров.

Важно следить за качеством топлива, чтобы на свечах не скапливался нагар, и они не выходили преждевременно из строя раньше, чем это предусмотрено регламентом.

Заключение

Неисправная свеча ведет к некорректной работе двигателя, повреждению его узлов, а в финале – к ремонту двигателя. Своевременная замена позволяет избежать больших проблем с силовым агрегатом. Профессиональная диагностика двигателя и системы зажигания доступна в большинстве сервисных центров.

Видео о замене свечей:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×