Цель служебного расследования дтп
Положение о служебном расследовании ДТП
Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.
1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:
- обстоятельства, предшествующие происшествию;
- причины происшествия;
- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
- последствия происшествия;
- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
- недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.
ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.
2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.
2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.
2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.
2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.
2.6. Должностные лица, производящие служебное расследование, в случае прибытия на место происшествия, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:
- осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
- уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.
- дату и точное время (местное) происшествия;
- место происшествия;
- в городе — улица, район;
- категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;
- модель и государственный регистрационный знак транспортного средства;
- число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);
- техническое состояние транспортного средства;
- характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;
- кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в Банке, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);
- состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);
- на каком часу работы водителя произошло происшествие;
- цель поездки;
- вид перевозок;
- по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
- вид дорожно-транспортного происшествия;
- погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
- освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;
- дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
- ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;
- зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия; — осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.
2.7. При анализе происшествия необходимо:
- выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;
- выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;
- действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
- дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
- имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
3.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт. (Приложение № 2)
3.2. Акт, должен содержать следующую информацию:
- указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.
- указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
- указываются данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги.
- указывается возраст водителя, стаж работы водителем в Организации, какое время работает на данной марке транспортного средства, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГИБДД (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
- отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, о техническом обслуживании с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.
- дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
- указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
- Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.
К акту прилагаются:
- Схема дорожно-транспортного происшествия (Приложение № 3);
- фотографии места ДТП (при их наличии);
- фотографии поврежденного автомобиля (при их наличии);
- объяснительная записка водителя или сотрудника, управляющего автомобилям в момент ДТП
- список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола и других данных (при их наличии).
РАЗБОР ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
4.1. Руководитель Транспортного отдела при возникновении происшествия с пострадавшими, в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.
4.2. Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры могут послужить причиной проведения специального инструктажа, в соответствии с Положением о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями и лицами, управляющими служебным транспортом.
Раздел 1. Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел
Раздел 2. Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования
служебного расследования дорожно-транспортного происшествия
№ ____ от «____» ___________________ 201 __ г.
Комиссия в составе:
Члена комиссии № 1: ______________________________________________________
Члена комиссии № 2: ______________________________________________________
Комиссия, назначенная приказом по Банку от «___» ___________ 201__ г., №________, обследовав место происшествия, ознакомившись с документами, осмотрев автомобиль, опросив участников ДТП и свидетелей, установила:
- Основная информация о ДТП
- Другие участники происшествия (транспорт)
- Пострадавшие:
- Водитель, управляющий транспортным средством
- Техническое состояние транспортного средства
- Описание обстоятельств происшествия
- Комиссия пришла к выводам
- Комиссия предлагает
- Приложения:
- Подписи комиссии
Член комиссии № 1 _______________________/___________________/
Член комиссии № 2 _______________________/___________________/
акту служебного расследования дорожно-транспортного происшествия
№ ____ от «____» ___________________ 201 __ г.
Место дорожно-транспортного происшествия ________________________________________
Схему составил: ______________________________________________ / ________________ /
(должность Ф.И.О.) (подпись)
Участник ДТП: ________________________________________________ / ________________ /
(должность Ф.И.О.) (подпись)
Руководитель Транспортного отдела: ______________________________ / ________________ /
Служебное расследование ДТП на предприятии: рассматриваем со всех сторон
У многих предприятий на балансе находится собственный автотранспорт. И вот один из автомобилей попадает в аварию.
В этом случае необходимо провести служебное расследование ДТП. Его назначение – установить объективную картину происшествия и степень вины в нем водителя предприятия.
Что это такое
При любой дорожной аварии сотрудники ГИБДД, а при тяжёлых последствиях и следственных органов, проводят расследование с целью определить причины и обстоятельства аварии, чтобы точно определить виновность в аварии и ответственность за произошедшее каждого участника аварии.
Статья в тему: Расскажу всё об административном расследовании ДТП: когда проводится, зачем нужно и какие сроки установлены
Но когда происходит ДТП, в которое попадает транспортное средство, владелец которого – организация или индивидуальный предприниматель, необходимо ещё служебное расследование, проводимое силами предприятия. Касается оно в первую очередь на изучение обстоятельств, касающихся автомобиля организации и направлено на предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.
В ходе служебного расследования выявляются:
- обстоятельства, возникшие до аварии;
- причиныслучившегося, в том числе внешние факторы;
- последствия ДТП;
- лица, имеющие отношение к аварии (водитель, технические сотрудники и т. д.), предварительная вина каждого из них;
- недочёты в работе организации, из-за которых стало возможно ДТП.
Начало проверки
Не все понимают, зачем параллельно затевать еще одну проверку по факту аварии. Однако цель служебного расследования ДТП несколько иная, чем у следственных действий, проводимых сотрудниками полиции. Она в первую очередь касается внутренних порядков предприятия. Кроме выявления точной картины произошедшей аварии, при служебном расследовании устанавливается факт нарушения внутренних инструкций и правил, вырабатываются меры по предотвращению подобных нарушений.
С чего начинается служебная проверка? Сначала руководитель предприятия, чей автотранспорт попал в аварию, составляет приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП. Этим же приказом руководителем комиссии он назначает себя или кого-то из своих замов. Кроме руководителя в нее включается, как правило, три человека. Это могут быть сотрудники отдела кадров, кто-то из механиков, работник инженерно-технического отдела. Если у водителя, попавшего в аварию, есть непосредственный начальник кроме руководителя предприятия, то в комиссию его включать запрещено, что необходимо для гарантии беспристрастности.
Есть ли необходимость служебной проверки, если произошло бесконтактное ДТП? Да, и в таких случаях внутреннее расследование должно быть проведено.
Служебное расследование ДТП на предприятии
ДТП при любых обстоятельствах требует расследования. При его проведении предприятие пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.
Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает предприятию (индивидуальному предпринимателю) пять суток на расследование, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.
Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.
Когда проводится расследование?
Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.
Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:
- установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
- определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
- организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.
Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.
Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.
Порядок проведения служебного расследования при ДТП
Для осуществления процедуры в установленном порядке руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.
Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.
Установлению подлежат следующие обстоятельства:
- Дата, место, точное время.
- Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
- Организация, в ведомости которой дорога находится.
- Марка, модель транспортного средства.
- Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
- Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
- Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
- Погодные условия, освещенность и видимость.
- Дорожные условия.
- Тип груза.
- Пассажировместимость и фактическая
- Количество пострадавших.
- Материальный ущерб.
- Наличие связи между фактом ДТП и нарушением требований безопасности.
Комиссией составляется акт из пяти отражающих все выявленные обстоятельства разделов, к которому прилагаются схема и снимки места происшествия, списки (если таковые лица имеются) пострадавших, объяснительные причастных лиц, акты проверки состояния транспортного средства и нанесенного ему ущерба.
Кроме того, по факту ДТП проводится разбор ГИБДД
Итак, расследование ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время, оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.
Документы по теме статьи:
Сроки
Сроки, отпущенные на проведение служебного расследования, имеют некоторую вариативность. Зависят они напрямую от тяжести аварии и от ее последствий.
Стандартный отпускаемый срок — 5 дней. Даже если авария кажется сложной в плане установления виновных и/или машины в ней получили очень серьезные повреждения, срок этот изменен быть не может.
Другое дело — человеческие жертвы. В тех случаях, когда при ДТП погибает 2 и больше человек и/или травмы в нем получают 4 и больше человек, срок расследования увеличивается на 2 дня, т.е. завершить его необходимо в общей сложности за 7 дней.
Еще на 3 дня срок увеличивают, если ДТП расценивается, как особо тяжелое. Т.е. если в нем погибают 7 и более человек и/или получают серьезные травмы больше 14 человек. И тут не всегда получается обойтись своими силами. В таких ситуациях расследование выходит на более высокий уровень.
Таким образом, служебное расследование ДТП на предприятии — дело недолгое. Затягивать его нельзя. Но отпущенные сроки считаются оправданными. Их придерживаются еще с 1990 г. Точкой отсчета считается дата аварии.
Решение комиссии
По результатам служебного расследования ДТП на предприятии собирается комиссия, состоящая из работников, уполномоченных решить, виновен ли водитель в случившемся.
Перед тем, как принять решение, комиссия рассматривает обстоятельства произошедшего, к примеру:
- Состояние дорожного покрытия на месте ДТП.
- Погодные условия в день аварии.
- Качество транспортного средства, срок его эксплуатации.
- Состояние водителя в момент ДТП.
Основные обстоятельства, на которые обращается наибольшее внимание проверяющих – соблюдение водителем правил дорожного движения, наличие нарушений при эксплуатации транспортного средства. Также имеет значение, привлекался ли автомобилист раньше к ответственности за несоблюдение ПДД, были ли в его практике иные аварийные случаи.
Акт служебного расследования ДТП на предприятии может быть составлен только после установления всех обстоятельств произошедшего. В противном случае, он будет признан неполным и может быть бесполезен, если дело дойдет до суда.
Акт расследования ДТП
Основной документ, подтверждающий проведение служебного расследования на предприятии – акт расследования ДТП на предприятии. Данный документ состоит из нескольких отдельных частей, каждая из которых содержит исчерпывающую информацию о случившемся:
- Первая часть содержит сведения о членах комиссии, уполномоченных рассматривать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и действий водителя. Эта же часть содержит информацию обо всех участниках ДТП, транспортных средствах. Желательно здесь же в общих чертах описать обстоятельства произошедшего.
- Вторая часть документа должна содержать сведения о состоянии водителя. В качестве доказательства может быть приложена справка о прохождении комиссии перед выездом в рейс или документ о медицинском освидетельствовании по направлению сотрудников ГИБДД. При наличии должна быть прикреплена карта маршрута.
Во второй части акта можно указать, нарушил ли водитель правила дорожного движения. - Третья часть акта служебного расследования содержит сведения о состояние дорожного покрытия на участке трассы, где произошло ДТП. На этом же этапе можно указать, в каком состоянии находились знаки дорожного движения, была ли у участников аварии возможность рассмотреть указатели.
В четвертой части акта содержится информация о водителе, который находился за рулем транспортного средства. В частности, в документе должна быть информация о возрасте автомобилиста, его стаже вождения (на этом конкретном авто и в целом), состояние работника в момент ДТП (психическое и физическое), сведения о прохождении медицинского освидетельствования, попадал ли он ранее в дорожно-транспортные происшествия.
- Пятая часть акта расследования ДТП содержит сведения о транспортном средстве. В документе обязательно должен быть указан год выпуска авто, номерные знаки и прочие технические характеристики автомобиля.
- Шестая часть документа – выводы, сделанные по результатам расследования, рекомендации по повышению уровня безопасности.
- Заключительная часть документа содержит общие выводы по расследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
Составление документа должно проводиться с учетом всех обязательных частей.
Расследование ДТП со смертельным исходом
Служебное расследование дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом проводиться по той же схеме, что и ДТП без жертв. В этом случае уполномоченный сотрудник предприятия также должен осуществить сбор документов об аварии, подготовить все необходимые бумаги, описывающие обстоятельства столкновения.
В случае если сотруднику организации, равно как и дорожному инспектору, удастся установить виновность автомобилиста, водитель будет привлечен не только к материальной, но и к уголовной ответственности. Каждый отдельный случай рассматривается следователем в индивидуальном порядке, по результатам чего специалистом выносится решение.
Подведём итоги
- должно быть учтено и расследовано любое ДТП, случившееся с транспортными средствами, которыми владеет предприятие;
- создаётся специальная комиссия;
- 5 дней – срок расследования в большинстве случае;
- раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у неё данные о ДТП со сведениями правоохранительных органов;
- в процессе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины аварии, выявляются нарушения со стороны сотрудников, предлагаются меры по улучшению БДД.
Заключение
Служебное расследование по факту ДТП – это обязанность каждой фирмы или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего транспорт. И за соблюдением предписанных законами нормативными актами требований следят надзорные органы. Так что не забывайте про служебное расследование.
Вопросы по теме статьи пишите в форме для . А также рассказывайте о своём опыте по проведению расследованию на предприятии, он будет полезен другим.
Видео-бонус: 5 мифических существ, снятых на камеру.
На этом статья окончена. Не забывайте про подписку на рассылку – она действительно поможет сэкономить время. А также поделитесь статьёй с друзьями и коллегами в соцсетях – уверен, они будут вам благодарны. Всем удачи!
П. С.: Изображения в статье с этой страницы: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фотографиях Land Rover Range Rover, а также Porsche Cayenne.
Цель служебного расследования ДТП. Действия работников субъекта транспортной деятельности, при служебном расследовании ДТП
Приказом Минтранса РСФСР от 26 апреля 1990 г. N 49 утверждено положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно — транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.
Под «вторичным происшествием» понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного дорожно — транспортного происшествия.
Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:
— осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
— уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.
— дату и точное время (местное) происшествия;
в городе — улица, район;
на дороге — категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;
— модель и номерной знак транспортного средства;
— число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);
— техническое состояние транспортного средства;
— характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;
— кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях — участниках происшествия);
— состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);
— на каком часу работы водителя произошло происшествие;
— вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;
— по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
— вид дорожно — транспортного происшествия;
— погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
— освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;
— дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
— ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно — транспортного происшествия и снять с них копии;
— зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и их принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;
— осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно — транспортные документы на перевозимый груз или билетно — учетный лист.
Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1045 | Нарушение авторского права страницы
Проведение служебного расследования при ДТП: цели и порядок + образец положения о проведении служебного расследования ДТП на предприятии
Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.
Ежедневно с 9.00 до 21.00
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!
Как правильно составить акт дтп? Служебное расследование (проверка) – это достаточно серьезная процедура, и мелкие нарушения не становятся его целью. А вот факт нанесения серьезного ущерба, либо использования в корыстных целях служебных полномочий – основание весомое.
К слову, данное понятие не закреплено законодательно, оно является частью дисциплинарного производства и регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и нормативными актами организации.
Какие цели преследует данная процедура и как она осуществляется в организации, расскажем в этой статье. А также можно скачать положение о порядке проведения служебного расследования ДТП на предприятии и акт.
Служебное расследование ДТП на предприятии
ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.
Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.
Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.
В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток.
Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.
Цель служебного расследования происшествия
Все действия проводятся для точного установления обстоятельств, причин, условий происшествия, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.
Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.
В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).
Порядок проведения служебного расследования при ДТП
Для осуществления процедуры проверки обстоятельств аварии, руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.
Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.
Установлению подлежат следующие обстоятельства:
- Дата, место, точное время.
- Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
- Организация, в ведомости которой дорога находится.
- Марка, модель транспортного средства.
- Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
- Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
- Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
- Погодные условия, освещенность и видимость.
- Дорожные условия.
- Тип груза.
- Пассажировместимость и фактическая загрузка.
- Количество пострадавших.
- Материальный ущерб.
- Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.
Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти, отражающих все выявленные обстоятельства, разделов.
К документу прилагаются:
- схема и снимки места происшествия;
- списки (если таковые лица имеются) пострадавших;
- объяснительные участников ДТП;
- акты проверки состояния транспортного средства;
- расчет нанесенного ущерба.
Кроме того, по факту ДТП проводится разбор в ГИБДД.
Выяснение причин ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время.
Оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.
Расследование ДТП на предприятии
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).
Немного поясню, почему эта тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет, «как по маслу», все довольны и собой, и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится много вопросов: как так? В чем причина? Почему? Где недоработка в профилактической работе? Что нужно делать, чтобы этого больше не произошло?
Закон (196-ФЗ) обязывает нас, специалистов, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять», нужно провести его всестороннее расследование.
Расследование начинается на месте ДТП. Необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту: в зависимости от увиденного не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом. Начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь, зачем приехал.
Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали, необходимо записать на бумагу ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при расследовании.
А чтобы облегчить сбор информации о ДТП, предлагаю Карточку осмотра места ДТП. Она разработана мной (для собственного пользования), но, как показала практика, бланк очень удобен. Писанины в нем минимум, зато излагается самая суть. Можете свободно скачивать бланк, использовать его в работе при расследовании.
Первая страница карточки не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. Но к заполнению оборотной стороны нужно отнестись серьезно. От грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий его участников. Желательно поговорить со всеми участниками происшествия, выяснить детали происшествия, изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП».
Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, нужно сделать максимальное количество фотографий. Что нужно снять: расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех транспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников происшествия и т. п..
При сложных, с точки зрения расследования, ДТП нужно проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать помощь при разборе дорожного происшествия в органах ГИБДД или суде. На ней могут быть зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя вашего предприятия.
На месте аварии также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые тоже будут составлять схему ДТП, опрашивать его участников, составлять Протоколы осмотра и т. п. Советую вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы вы могли проверить правильность ее составления. Второй участник дорожного происшествия может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т. д.
Если что-либо для вас будет не ясно в их Схеме, нужно потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю вашего предприятия расписываться в ней.
Если самостоятельное передвижение автомобиля вашего предприятия невозможно, нужно организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.
Следующий этап расследования — сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте аварии. Для этого составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по дорожному происшествию, мотивируя тем, что данные документы необходимы для внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.
Когда собрана необходимая документация (как составленная вами, так и сотрудниками ГИБДД) приступают непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы относительно причин, способствовавших дорожному происшествию, и вынести заключение о виновности того или иного участника аварии.
Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта вы можете посмотреть здесь.
Не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т. к. в определенных случаях (когда имели место тяжелые последствия или у работников ГИБДД вызывает сомнение определение степени виновности участников) ваш Акт могут потребовать органы следствия.
Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя вашего предприятия. Сотрудники ГИБДД могут не заметить каких-либо доказательств, деталей, а вы в ходе своего расследования их обнаружите.
Но не стоит откладывать расследование надолго. Срок расследования всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.
На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.
Служебное расследование ДТП
По каждому ДТП, произошедшему с ТС, принадлежащим предприятию, руководитель предприятия проводит служебное расследование. Служебное расследование проводится в соответствии с приказом Министра транспорта РФ от 26.04.90 г. № 49 (прил. 2). Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, со стороны водителя, а также со стороны инженерно-технических работников предприятия с указанием конкретных виновных должностных лиц. При проведении служебного расследования выясняются все упущения в работе по профилактике аварийности на предприятии. Для этого необходимо проверить:
— соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;
— соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;
— имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;
— как организовано на предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;
— какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров на грузовых автомобилях);
— обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;
— проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;
— техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на их устранение со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;
— как в АТП организовано техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей, соблюдается ли периодичность ТО автомобилей;
— соблюдается ли порядок стажировки водителей. Служебное расследование проводится руководителем предприятия в срок до 5 суток. Если при ДТП погибло 3 и более человек или пострадало 5 и более человек, то к проведению расследования привлекается представитель вышестоящей организации и срок проведения устанавливается до 7 суток; если при ДТП погибло 7 и более человек или пострадало 15 и более человек, то к проведению расследования привлекаются представители министерства или ведомства и срок его проведения устанавливается до 10 суток.
По окончании служебного расследования комиссия составляет акт (см. прил. 2), в котором указываются:
состав комиссии, дорожные условия в момент ДТП и предшествующие ему, сведения о водителях и ТС, участвующих в ДТП, состояние профилактической работы по предупреждению аварийности на предприятии, указываются также причины ДТП и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. К акту прилагаются копии материалов, полученных из ГИБДД. Акт направляется в вышестоящую организацию. По результатам служебного расследования на предприятии составляется план мероприятий, направленных на исключение возможности повторения подобных ДТП впредь. Причины ДТП, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.
Порядок проведения служебного расследования на предприятии в случае ДТП
Большинство компаний, фирм, организаций, используют для решения текущих задач автомобиль, даже если их деятельность не связана с перевозками. Там, где присутствует транспортное средство (ТС), всегда существует вероятность возникновения аварии. А так как ТС находится на балансе организации, то для выяснения причин аварии обязательно нужно проводить служебное расследование. О нём и пойдёт речь далее.
- Что такое служебное расследование ДТП на предприятии
- Цель служебного расследования
- Порядок проведения
- Сроки проведения
Что такое служебное расследование ДТП на предприятии
Любое ДТП сопровождается расследованием Госавтоинспекции. К ней могут присоединиться следственные органы, если последствия аварии тяжёлые. Если же в аварии участвовало ТС, которым владеет организация либо индивидуальный предприниматель, то должно проводится ещё и служебное расследование. За него отвечают руководители предприятия. Они должны изучить все обстоятельства дела, связанные с участием служебного автомобиля, а также предотвратить возникновение схожих инцидентов.
Представители юридического лица и частные предприниматели должны проанализировать и устранить причины возникновения аварии. Проводить расследования обязаны все организации, имеющие на балансе авто, независимо от сложности происшествия.
Цель служебного расследования
Проведение разбирательств необходимо, чтобы установить условия и причины возникшей ситуации. Также нужно проверить, были ли нарушены правила и нормы, регулирующие безопасное дорожное движение. Кроме этого, продумываются мероприятия, целью которых будет устранение причин возникшей ситуации.
Знаете ли вы? В Уругвае, в единственной стране мира, пребывание за рулём пьяного водителя в момент аварии, является смягчающим обстоятельством.
Порядок проведения
Место аварии — начало расследования. Водитель ТС обязан немедленно оповестить своё начальство о случившемся, чтобы оно выслало ответственного сотрудника за безопасность дорожного движения (БДД) на место инцидента. Порядок дальнейших действий такой же как и для обычных водителей, попавших в ДТП. Вначале — помощь пострадавшим, если такие имеются. При необходимости, следует доставить их в больницу. Обязательно нужно сохранить все следы аварии и не допустить возникновения нового ЧП. Если были очевидцы происшествия, то следует оговорить с ними момент дачи показаний. Сбор информации — очень важный этап при проведении расследования. Чем больше данных, тем быстрее можно во всём разобраться и безошибочно установить виновного. Все важные моменты желательно фиксировать на бумаге или видео.
Для разбирательства нужна информация:
- дата и точное время ЧП;
- его место (вместе с дорожными условиями);
- данные о всех ТС, участниках ДТП;
- количество жертв (при наличии), тип травм;
- данные всех участников аварии;
- психоэмоциональное и физическое состояния водителя (по оценке медиков);
- в какой временной промежуток рабочего дня всё случилось;
- цель поездки;
- вид перевозки;
- присутствовало ли самостоятельное изменение оговоренного маршрута;
- использовалось ли авто по назначению;
- характеристика ДТП;
- погодные условия, освещённость.
Важно! Обязательно нужно проследить, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали перечисленные данные в протоколах.
Желательно подкрепить эти данные доказательствами (фото или видео). Необходимо отчётливо запечатлеть на фото:
- место аварии (общий вид);
- расположение транспорта после ДТП;
- следы (пути торможения и др.);
- повреждения машин;
- госномера автотранспорта;
- обстоятельства, сопутствующие ДТП (знаки, светофоры, разметка и прочее).
Обязательно проверяются у водителя-сотрудника документы на право вождения, ПТС, груз и все сопроводительные бумаги на него. Разбирательство помогает выяснить обстоятельства и причины ЧП, причины случившегося.
Специалист по БДД должен контролировать работу ДПС: заполнение необходимых бланков документов, фиксация схемы аварии. После их составления, обязательно ознакомится с ними и, при наличии вопросов, спорных моментов, сразу — выяснить и внести изменения. В случае, если инспектор отказывается принимать замечания сотрудника, указать этот момент в объяснительной записке водителя. Сделать копии со всех документов, оформленных инспектором. После сбора данных начинается само расследование. Оно проводится в тесном сотрудничестве с ГИБДД и дорожными службами. Если пострадали сотрудники учреждения, то привлекается ещё и профсоюз.
Рекомендуем к прочтению:
- Примирение сторон при ДТП, что это такое, как оформить
- Европротокол: как составляется, порядок действий
- Бесконтактное ДТП: что делать, куда обращаться, ОСАГО
- ДТП с летальным исходом, наказание
Происходит оценка:
- насколько водитель придерживался ПДД;
- дорожных условий и то, как они повлияли на движение;
- связи между случившимся и недочётами компании по надлежащему выполнению БДД.
Расследование нужно проводить с особой тщательность, если водитель-сотрудник находился за рулём пьяным. Параллельно выясняя, кто и почему допустил его к управлению ТС
Чтобы понять, соблюла ли организация все правила по обеспечению БДД, нужно проверить:
- придерживались ли правил перевозки, трудового режима;
- нарушал ли водитель трудовую дисциплину ранее;
- организацию обучения и повышения мастерства водителей в учреждении;
- характер принимаемых мер в отношении провинившихся на предприятии;
- было ли ознакомление с дорожными условиями на маршруте и предпринимались ли попытки исключения проблемных моментов;
- есть ли нормировка скорости на маршруте;
- состояние транспортного средства до выхода в рейс, данные о его проверке, ремонте, заявлениях о проблемах;
- организация техобслуживания на предприятии.
На основе полученной информации нужно разработать план по повышению безопасного дорожного движения и сделать предварительный вывод о виновности водителя.
Знаете ли вы? В 2004 году в Нью-Джерси бронированное авто, заполненное монетами на общую сумму в 2 миллиона долларов, перевернулось на дороге в черте города. Полицейские были вынуждены перекрыть квартал на 5 часов. «Коммунальщики» в тандеме с солдатами, вооружившись вениками и лопатами, собирали монеты. Ни одной не было утеряно!
Сроки проведения
Руководителями предприятий разбирательство следует завершить в определённый временной промежуток — 5 дней с момента происшествия. На длительность процедуры не влияет характер последствий происшествия.
Руководители территориальных производственных объединений обязаны завершить служебное разбирательство за 7 суток, если происшествие стало причиной гибели более двух лиц, либо пострадавших — свыше 4 человек. Если авария масштабная, больше — 7 погибших либо больше 14 травмированных, то расследование проводится на региональном уровне и может длиться до 10 суток.
Любое, даже незначительное ДТП, в котором участвовал автомобиль юрлица, должно проходить обязательное производственное расследование. Длительность его зависит от типа предприятия и количества пострадавших.
Служебное расследование ДТП на производстве в 2020 году
При дорожно-транспортном происшествии (ДТП), в котором были задействованы служебные машины, обязательно проведение расследования всех обстоятельств не только сотрудниками дорожной полиции. В таких ситуациях также надлежит осуществить внутреннее служебное расследование и в обязательном порядке составить акт служебного расследования при ДТП. Причем в данном случае не имеет значения формат предприятия. Это может быть и юридическое лицо и ИП.
Начало проверки
Не все понимают, зачем параллельно затевать еще одну проверку по факту аварии. Однако цель служебного расследования ДТП несколько иная, чем у следственных действий, проводимых сотрудниками полиции. Она в первую очередь касается внутренних порядков предприятия. Кроме выявления точной картины произошедшей аварии, при служебном расследовании устанавливается факт нарушения внутренних инструкций и правил, вырабатываются меры по предотвращению подобных нарушений.
С чего начинается служебная проверка? Сначала руководитель предприятия, чей автотранспорт попал в аварию, составляет приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП. Этим же приказом руководителем комиссии он назначает себя или кого-то из своих замов. Кроме руководителя в нее включается, как правило, три человека. Это могут быть сотрудники отдела кадров, кто-то из механиков, работник инженерно-технического отдела. Если у водителя, попавшего в аварию, есть непосредственный начальник кроме руководителя предприятия, то в комиссию его включать запрещено, что необходимо для гарантии беспристрастности.
Есть ли необходимость служебной проверки, если произошло бесконтактное ДТП? Да, и в таких случаях внутреннее расследование должно быть проведено.
Сроки
Сроки, отпущенные на проведение служебного расследования, имеют некоторую вариативность. Зависят они напрямую от тяжести аварии и от ее последствий.
Стандартный отпускаемый срок — 5 дней. Даже если авария кажется сложной в плане установления виновных и/или машины в ней получили очень серьезные повреждения, срок этот изменен быть не может.
Другое дело — человеческие жертвы. В тех случаях, когда при ДТП погибает 2 и больше человек и/или травмы в нем получают 4 и больше человек, срок расследования увеличивается на 2 дня, т.е. завершить его необходимо в общей сложности за 7 дней.
Еще на 3 дня срок увеличивают, если ДТП расценивается, как особо тяжелое. Т.е. если в нем погибают 7 и более человек и/или получают серьезные травмы больше 14 человек. И тут не всегда получается обойтись своими силами. В таких ситуациях расследование выходит на более высокий уровень.
Таким образом, служебное расследование ДТП на предприятии — дело недолгое. Затягивать его нельзя. Но отпущенные сроки считаются оправданными. Их придерживаются еще с 1990 г. Точкой отсчета считается дата аварии.
Сбор доказательств
Чтобы провести полноценное служебное расследование, не обойтись без выезда на место аварии. Собственно, весь порядок действий водителя и ответственных лиц регламентирует Положение о служебном расследовании ДТП на предприятии.
Итак, первым делом к месту аварии отправляется сотрудник организации. Если в штате предусмотрен специалист по безопасности дорожного движения, то ехать следует ему. Если такового нет, едет сотрудник, которого определяет руководитель предприятия.
Уже на месте, если есть необходимость, сотрудник должен оказать помощь пострадавшим, вызвать сотрудников полиции и только затем приступать к сбору информации о ДТП. Порядок расследования аварий всегда стандартный, специалист должен быть ознакомлен с ним заранее.
С этой целью сотрудник тщательно осматривает место аварии и письменно фиксирует следующие детали.
- Подробно описывает место аварии. Здесь же надо зафиксировать и плохие погодные условия, если таковые наличествуют.
- Указывает дату и время происшествия.
- Заносит основные сведения о попавшей в аварию машине, описывает цель поездки и перевозимый груз.
- Дает описание состояния водителя. Здесь следует уточнить: не просто время аварии, а какой по счету рабочий час это был для водителя.
Кроме описания обстоятельств аварии сотрудник должен сделать четкие фотографии места происшествия и (по возможности) видеосъемку, стараясь запечатлеть как можно больше информации (следы на дороге, характер повреждений, расположение машин так, чтобы были видны номера). Все эти сведения впоследствии пригодятся, чтобы составить акт технического расследования причин аварии.
Обязанности руководителя
После сбора всех возможных сведений о ДТП члены утвержденной комиссии приступают к самому служебному расследованию. Формы проведения служебного расследования ДТП на предприятии едины для всех. Участники комиссии должны не просто установить причины аварии, но и дать характеристику действиям водителя с позиции соблюдения правил дорожного движения.
Если медицинскими работниками в ходе проверки было установлено, что на момент инцидента водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, то в задачи комиссии входит также выявление лиц, виновных в том, что он в таком состоянии был выпущен в рейс.
Кроме оценки действий водителя, нужно дать оценку погодным условиям, дорожному полотну и всем явлениям, которые могли повлиять на возникновение аварийной ситуации. Порядок проведения служебного расследования ДТП предполагает также необходимость выявления следующих факторов.
- Соблюдал ли водитель попавшей в аварию машины внутренние правила перевозок.
- Не отклонялся ли он от предписанного маршрута.
- Не привлекался ли ранее к дисциплинарным взысканиям.
- Каким образом проводится подбор персонала для осуществления поездок, как проходит повышение квалификации такого персонала.
- В каком состоянии была машина перед выездом.
Таким образом, разбор ДТП на предприятии имеет целью не просто выявить виновных, а попытаться предотвратить аварии с участием служебных машин.
Правила составления акта расследования ДТП
Когда служебное расследование завершено, и весь коллектив комиссии приходит к единому мнению, им надлежит составить акт расследования. Единый бланк для него не предусмотрен, а основные формы заполнения всегда можно найти в интернете. Но в любом случае в нем обязательно следует зафиксировать следующие моменты.
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Скачать акт о служебном расследовании ДТП (.DOC)
- Перечислить поименно и с названием должностей состав комиссии.
- Дать основные сведения о водителе (водителях) попавшей в ДТП машины.
- Дать техническую характеристику участвовавшей в ДТП машине. Засвидетельствовать, когда последний раз автомобиль проходил техосмотр.
- Максимально раскрыть все обстоятельства аварии с описанием погодных условий и прочих внешних факторов, которые могли спровоцировать ДТП.
Все эти сведения вносятся в 5 блоков акта. В заключении комиссия фиксирует свои выводы о ДТП. Следует учитывать, что заключение о виновности или невиновности делает суд. Поэтому расследование несчастных случаев на производстве при ДТП проводится для помощи сотрудникам полиции и для внутренних оргвыводов с целью последующего их предотвращения.
Основная информация об аварии, водителе и выводах комиссии также вносится в журнал учета ДТП, который должен быть в наличии на каждом предприятии, использующем в работе собственный автотранспорт.
Как провести служебное расследование ДТП?
- 1 Когда проводится расследование?
- 2 Порядок проведения служебного расследования ДТП
- 2.1 При аварии со смертельным исходом
- 2.2 Оформление приказа
- 3 Как оформить акт служебного расследования ДТП?
Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий. Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента. Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.
Когда проводится расследование?
Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.
Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:
- установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
- определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
- организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.
Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.
Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.
Порядок проведения служебного расследования ДТП
Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.
По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.
Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.
Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:
- установление даты и места происшествия;
- установление обстоятельств аварии;
- определение состава участников ДТП;
- установление причин аварии;
- выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
- определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
- сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.
Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.
Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.
При аварии со смертельным исходом
Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.
К таковым относятся:
- сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
- организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
- определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
- участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.
Оформление приказа
В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.
Как оформить акт служебного расследования ДТП?
В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП. Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.
Акт предполагает наличие семи разделов:
- в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
- второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
- третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
- четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
- пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
- шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
- последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.
В соответствии с законодательным регламентом акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а также к нему должны прилагаться копии документов дорожной полиции, если таковые имеются, документы, содержащие информацию о пострадавших лицах и объяснения водителей и должностных лиц предприятия, имеющих отношение к рейсу транспортного средства.