1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трассологическая экспертиза после дтп пример

Порядок проведения и стоимость трассологическая экспертиза после ДТП

Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП. Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.

Задачи трасологической экспертизы

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

Когда проводится трасологическая экспертиза

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Для чего необходима трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

Какие вопросы решает трасологическое исследование

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

Пример автотехнической экспертизы (механизм столкновения двух автомобилей)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА № 17-А

Время производства исследования:

Начато: в 12 час. 00 мин. 23 августа 2011 года

Окончено: в 16 час. 00 мин. 13 сентября 2011 года

Место производства исследования:

г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, д.17/17.

Основания производства исследования:

23 августа 2011 года в АНО «Центр медико-криминалистических исследований» поступило письмо гр. ——— Е.А. с просьбой провести автотехническое и транспортно-трасологическое заключения специалиста по факту столкновения автомобиля Шевроле-Клау под управлением вод. ———— Е.А. с велосипедистом ———— А.А., имевшего место 16.07.2011.

Вопросы, поставленные перед специалистом:

  1. Под каким углом произошло столкновение автомобиля Шевроле-Клау и велосипедиста?
  2. Скорость какого из транспортных средств – автомобиля Шевроле-Клау или велосипедиста, была больше перед столкновением?
  3. Усматриваются ли в действиях водителя автомобиля Шевроле-Клау и велосипедиста несоответствия требованиям Правил дорожного движения, и если усматриваются, то находятся ли они в причинной связи с данным происшествием с технической точки зрения?

Производство исследования поручено:

специалисту АНО «Центр медико-криминалистических исследований» Лузану Андрею Григорьевичу, имеющему высшее техническое образование по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование», квалификацию судебного эксперта и стаж экспертной работы по специальностям: «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», «Исследование технического состояния транспортных средств» и «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» — 35 лет.

  1. Время происшествия: 16 часов 15 минут 16 июля 2011 года; место происшествия: ул.Лобачевского, напротив дома № 12 по ул.Коштоянца – из Протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
  2. Дорожно-транспортная ситуация – из объяснений водителя автомобиля Шевроле-Клау (или далее Шевроле) и велосипедиста ————— А.А., Протокола осмотра места совершения административного правонарушения, Схемы, фотоснимков к нему .
  3. Повреждения автомобиля Шевроле, а также вещная обстановка места дорожно-транспортного происшествия – из Протокола осмотра места совершения административного правонарушения, Схем и фотоснимков к нему, а также по результатам диагностического исследования автомобиля Шевроле при осмотре специалистом 23.08.2011 г. и 10.09.2011.

Нормативная и справочная документация:

  • «Анализ дорожно-транспортных происшествий», М., 1971г.
  • —————————————————————————
  • Краткий автомобильный справочник, М., НИИАТ, 1982г.
  • Правила дорожного движения РФ.
  • Сайт internet auto.ru.

По 1-му, 2-му и 3-му вопросам:

Для решения поставленных вопросов необходимо проведение реконструкции механизма данного происшествия, для чего проведем следующее исследование.

Первоначально повреждения автомобиля Шевроле были перечислены в Протоколе осмотра места совершения административного правонарушения, где указано, что у автомобиля Шевроле повреждены левая передняя дверь, левое переднее крыло, передний бампер слева. К данному Протоколу осмотра приложены фототаблицы с фотоснимками автомобиля Шевроле (см. фото ниже):

Фото № 1 Фото № 2

В тоже время, по результатам диагностического исследования автомобиля Шевроле, проведенного специалистом 23.08.2011 г.и 10.09.2011 г., можно отметить, что все первичные повреждения располагаются на левой боковой стороне автомобиля Шевроле (см. фото ниже):

Фото № 3 Фото № 4

Фото № 5 Фото № 6

Фото № 7 Фото № 8

На левой боковой стороне автомобиля Шевроле первичные повреждения получили:

— левая передняя дверь, на которой имеется уплощенная вмятина размером 20х23 см (см. фото ниже):

Фото № 9 Фото № 10

Фото № 11

Указанная вмятина на левой передней двери располагается на расстоянии примерно 167 см от передней габаритной точки автомобиля; при этом, верхний край вмятины на левой передней двери находится на высоте примерно 90 см от покрытия дороги, а нижний край вмятины – на высоте примерно 67 см от покрытия дороги; направление развития указанной вмятины – слева-направо и сзади-наперед, на что указывает её «большая глубина» ближе к передней части автомобиля;

— левое наружное зеркало заднего вида, на внешнем ребре которого имеются небольшие следы в виде притертостей с направлением развития сзади-наперед; нижний край указанного зеркала находится на высоте примерно 92 см от покрытия дороги (см. фото выше). В тоже время, как видно по фотоснимку к Протоколу осмотра, левое наружное зеркало заднего вида в результате контакта было сложено (прижато) к ветровому зеркалу левой передней двери;

— левое переднее крыло, на боковой стороне которого имеется ломаный след в виде царапины и задира, располагающийся примерно в 70 см от передней габаритной точки автомобиля (см. фото ниже):

Фото № 12 Фото № 13


Указанный продольный след начинается в виде продольной царапины, длиной примерно 22 см, развивающейся сзади-наперед, а затем в следе имеется «перелом» с направлением развития сзади-наперед и сверху-вниз в виде задира, длиной примерно 04 см;

— боковая сторона левого закругления переднего бампера, на котором имеется след в виде продольной царапины, длиной примерно 04 см с направлением развития сзади-наперед (см. фото ниже):

Фото № 14

Оценивая в совокупности характер, расположение и направление развития указанных выше первичных следов контакта на левой боковой стороне автомобиля Шевроле можно сделать вывод, что следообразующий объект воздействовал на левую боковую сторону автомобиля Шевроле слева-направо и сзади-наперед, под углом около 25 0 (см. рис. и расчет ниже):

Рис.1

tg = 25 0 ;

где: АБ – расстояние между левым наружным зеркалом заднего вида и на-

чалом царапины на левом переднем крыле автомобиля = 36,5 см;

БВ – длина левого наружного зеркала заднего вида 17 см.

Вещная обстановка места данного дорожно-транспортного происшествия зафиксирована в Протоколе осмотра места совершения административного правонарушения и Схемах к нему (см. Схемы ниже):

Схема 1

Схема 2

Как видно по Схемам, после происшествия автомобиль Шевроле зафиксирован большей частью за обозначенным пешеходным переходом (разметкой «зебра»); при этом, место столкновения также обозначено за пешеходным переходом, в 1,8 м за ним (все считая по ходу движения автомобиля Шевроле).

Такой характер вещной обстановки, а именно, расположение места столкновения в 1,8 м за пешеходным переходом подтверждает то обстоятельство, что велосипедист ———— А.А. перед вступлением в контакт с левой боковой стороной автомобиля перемещался по траектории, отклоняющейся влево, что соответствует движению велосипедиста по криволинейной траектории с левым поворотом; при этом, в момент начала контакта траектория движения велосипедиста располагалась под углом около 25 0 к левой боковой стороне автомобиля.

С трасологической точки зрения направление развития следов-повреждений на левой боковой стороне автомобиля Шевроле – слева-направо и сзади-наперед указывает на то, что перед столкновением велосипедист опережал автомобиль Шевроле, то есть относительная скорость движения велосипедиста была больше скорости движения автомобиля.

Все это в совокупности с остальными обстоятельствами указывает на то, что непосредственно перед столкновением траектории велосипедиста и автомобиля были направлены в одну сторону, в сторону ул.Коштоянца (то есть в одном направлении).

Согласно Схемы к протоколу осмотра можно сделать вывод о том, что автомобиль Шевроле до, во время и после столкновения своего положения по ширине проезжей части не менял. Учитывая это, при установленном характере движения автомобиля и велосипедиста можно сделать вывод о том, что с технической точки зрения причиной данного столкновения явился неправильный выбор велосипедистом ———— А.А. безопасного бокового интервала относительно автомобиля Шевроле, при изменении своей траектории влево, в сторону ул.Коштоянца.

В связи с этим, в данном случае в действиях велосипедиста ————А.А. усматривается несоответствие требованиям п.9.10 Правил дорожного движения, согласно которым водитель должен соблюдать необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, что с технической точки зрения находится в причинной связи с данным происшествием.

В тоже время, несоответствий в действиях водителя автомобиля Шевроле требованиям Правил дорожного движения, которые с технической точки зрения находились бы в причинной связи с данным происшествием, не усматривается.

По первому вопросу (Под каким углом произошло столкновение автомобиля Шевроле-Клау и велосипедиста?).

В данном случае была проведена реконструкция механизма данного дорожно-транспортного происшествия, которая подробно изложена в исследовательской части заключения; по результатам реконструкции в момент вступления в контакт с левой боковой стороной автомобиля Шевроле-Клау траектория перемещения велосипедиста ——— А.А. располагалась под углом около 25 0 к левой боковой стороне автомобиля Шевроле-Клау; при этом, перед началом столкновения велосипедист двигался по криволинейной траектории, с отклонением в сторону ул.Коштоянца, что соответствовало совершению велосипедистом поворота влево.

По второму вопросу (Скорость какого из транспортных средств – автомобиля Шевроле-Клау или велосипедиста, была больше перед столкновением?).

По результатам реконструкции велосипедист ————-А.А. перед столкновением двигался с большей скоростью, чем автомобиль Шевроле-Клау, опережая последний.

По третьему вопросу (Усматриваются ли в действиях водителя автомобиля Шевроле-Клау и велосипедиста несоответствия требованиям Правил дорожного движения, и если усматриваются, то находятся ли они в причинной связи с данным происшествием с технической точки зрения?).

С технической точки зрения причиной данного столкновения явился неправильный выбор велосипедистом ———— А.А. бокового безопасного интервала относительно автомобиля Шевроле-Клау.

В данном случае в действиях велосипедиста ————- А.А. усматривается несоответствие требованиям п.9.10 Правил дорожного движения, что с технической точки зрения находится в причинной связи с данным происшествием.

В данном случае несоответствий в действиях водителя автомобиля Шевроле-Клау ———— Е.А. требованиям Правил дорожного движения, которые с технической точки зрения находились бы в причинной связи с данным происшествием, не усматривается.

Трасологическая экспертиза при ДТП

Содержание:

  1. Трасологическая экспертиза при ДТП
  2. Что такое трасологическая экспертиза
  3. Почему за трасологической экспертизой при дтп лучше обратиться к нам?
  4. Этапы работы по трасологической экспертизе при ДТП
  5. Вопросы на которые отвечает трасологическая экспертиза
  6. Что включает в себя трасологическая экспертиза
  7. Цены на трасологическую экспертизу
  8. Какие еще вопросы решает трасологическая экспертиза автомобиля
  9. Пример трасологической экспертизы

В большинстве случаев, для того, чтобы восстановить истинную картину происшествия, пользуются результатами научных исследований.

Трасологическая экспертиза, относящаяся к области криминалистики, позволяет исключить человеческий фактор (упрямство виновника, искаженные показания свидетелей) и максимально приблизить ход разбирательства к логическому завершению.

Проверка назначается по инициативе судебных органов и подразделений дознания, а также по инициативе одной из сторон, участвующих в оспаривании утверждений оппонентов, например, при подаче иска на страховую компанию.

Что такое трасологическая экспертиза

Проверка такого типа позволяет охватить широкий спектр ситуаций, возникающих на дороге.

Суть трасологической экспертизы при ДТП сводится детальному анализу следов, которые так или иначе явились следствием движения автомобиля на дороге.

К числу таких факторов относятся отметки шин на асфальте, повреждения кузовной части транспортных средств, характер повреждений ограждений, деревьев, отдельных элементов дорожной инфраструктуры. Заключение экспертизы будет явно указывать на виновника дорожной-транспортного происшествия. Выводы проверки однозначно влияют на исход разбирательства в суде.

Читать еще:  Особенности оценки ущерба авто после дтп

Почему за трасологической экспертизой при ДТП лучше обратиться к нам?

  • C вами будет работать юрист узкой специализации
  • Опыт юристов по трасологической экспертизе при ДТП от 7 лет
  • Мы уже провели множество трасологических экспертиз
  • Имеем связи в ГИБДД и суде
  • Горячая линия круглосуточно по телефону 8 (812) 407-10-41
  • Низкая цена — от 2500 руб. (зависит от сложности дела)
  • Мы сделаем всю работу без Вашего участия

Этапы работы по трасологической экспертизе при ДТП

  • Бесплатная консультация юриста по 8 (812) 407-10-41 или в офисе с анализом документов
  • Заключение договора на проведение трасологической экспертизы
  • Проведение трасологической экспертизы от 3-х дней
  • Готовый отчет по экспертизе

Вопросы на которые отвечает трасологическая экспертиза

Согласно действующей практике материальных исков по авариям, научные исследования в значительной мере подкрепляют доказательную базу вне зависимости от очевидных обстоятельств дела:

  • Трасологическая экспертиза автомобиля используется для обоснования претензий по материальным претензиям. Заказать такую проверку может ответчик по гражданскому иску и доказать, что повреждения автомобиля истца не стали следствием воздействия его авто, а появились до момента совершения указанного в деле дорожно-транспортного происшествия;
  • Проведение работы по истребованию денежных средств в возмещение ущерба. Современные реалии сотрудничества со страховыми компаниями таковы, что последние часто необоснованно занижают или полностью отказывают в выплате вознаграждения;
  • Трасологическая экспертиза ставит такие вопросы эксперту, как определение степени вины каждого из участников аварии. Заключение часто используется в качестве доказательной базы при дородно-транспортных происшествиях со смертельным исходом. Вопрос достаточно серьезный, так как в таких случаях гражданское дело может быть переквалифицировано в уголовное, повышается степень материальной ответственности;
  • Независимая экспертиза после ДТП позволяет разрешить ситуации с неправомерными действиями стороны обвинения. Часто проводится по инициативе (совету) автоюриста, который работает на стороне клиента.

Что включает в себя трасологическая экспертиза

Проведение научных исследований строится на изучении широкого спектра направлений, работа по которым позволяет выявить реальную картину происшедших событий. Объектами трасологической экспертизы могут выступать:

  • Конкретные вещественные доказательства, собранные (еще не найденные) на месте происшествия;
  • Документы, оформленные в процессе формирования дела (протокол);
  • Предметная обстановка места аварии;
  • Образцы, по которым определяются свойства предметов;
  • Справочные материалы.

Трасологическая экспертиза при ДТП по цене зависит от объема проведения работ и состава процедур, проводимых во время проверки. Полный анализ происшествия происходит в несколько стадии:

  • Проведение предварительных испытаний;
  • Детальная проверка имеющихся образцов и материалов:
    • Гомеоскопическая экспертиза;
    • Механоскопическая проверка;
    • Изучение следов аварии

Цены на трасологическую экспертизу

Мероприятия, которые заказываются экспертным центрам, относятся к разряду научных исследований. Применяются специальная техника, практический опыт и специальные нормативы, разработанные для отрасли.

Средняя стоимость проведения авто трасологической экспертизы начинается от 5000 рублей.

Для заказчиков исследования услуги экспертов могут быть восстановлены ответчиком. Страховые юристы прекрасно знают это, но по инициативе руководства компании все равно дотягивают дело суда, где и благополучно проигрывают.

Какие еще вопросы решает трасологическая экспертиза автомобиля

Сегодня все большее распространение получает решение материальных споров после дорожно-транспортных происшествий через суд. С одной стороны, это цивилизованное решение притязаний, результат которых полностью удовлетворяет истца или ответчика. С другой стороны, востребованность трасологической экспертизы СПб как услуги явно говорит о двух вещах. Первая, это действия злоумышленников, которые, зная об уголовной ответственности за сокрытие с места аварии пытаются возложить решение вопросов починки автомобиля на третьих лиц. Вторым острым вопросом, беспокоящим массы автолюбителей, является неадекватная реакция страховых компаний на возникновение страховых случаев. Получается так, что взносы и оформление для организация считается нормой, а оперативное производство выплат, которые пойдут на восстановление автомобиля.

Пример трасологической экспертизы

Исследования научного характера могут применяться не только для выявления обстоятельств дел, связанных со столкновением автомобилей. Практика обращения к услугам экспертов-трассологов позволяет вскрыть такие детали, которые невозможно было добыть стандартными методами следствия.

Например, компания отправитель подготовила груз к отправке, контейнер был опломбирован. По прибытии к месту встречи оказалось, что часть товара отсутствует, — назревал ущерб страховой компании и повышалась вероятность снижения деловой репутации отправителя. Привлечение трасологической экспертизы позволило выявить нарушение пломбировки в пути следования, обвинение развернулось в сторону экспедиторов, ущерб возмещен истинными виновниками.

Трасологическая экспертиза автомобиля и места аварии после ДТП

Дорожно-транспортные происшествия случаются на территории РФ буквально каждый день, но о таком определении, как трасологическая экспертиза после ДТП знает не каждый автомобилист. Она необходима для того, чтобы определить особо важные детали аварии и, как следствие, выявить причину и виновника. Такая экспертиза имеет строго определенный порядок действий, основания, а также особенности документального оформления, которые необходимо строго соблюдать.

Определение понятия

Что это такое – трасологическая экспертиза? Она определяет обстоятельства, которые имели место при аварии, причины произошедшего и виновность отдельного лица. Специалисты, которые заняты в проведении трасологической экспертизы, занимаются изучением оставленных на транспортном средстве следов ДТП, повреждений на всех прочих автомобилях, которые выступали в качестве участников аварии. Дополнительно принимаются во внимание другие неподвижные предметы, которые могли быть задеты, а также то, имеются ли отколотые или отдельные части машин и каково место их расположения.

Нормативное регулирование и основания для проведения экспертизы

Законодательными и нормативными актами, на основании которых проводится такая экспертиза, являются:

  • Закон о судебно-экспертной деятельности в РФ;
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
  • Арбитражно-процессуальный кодекс РФ;
  • КоАП РФ.

Основанием для назначения экспертизы могут стать следующие действия:

  • Присутствие споров между страховой компанией и лицом, претендующим на выплату необходимой суммы средств после ДТП. Особенно такая необходимость возникает, когда страховщик намеренно пытается снизить сумму компенсации, когда на это отсутствуют какие-либо основания;
  • Необходимость вычислить виновника аварии. Вполне естественно, что каждый автомобилист может отрицать свою вину в случившемся, но для определения того, чьи действия были неправомерны, следует задействовать именно специалиста трасологической экспертизы;
  • Особо тяжелые случаи, когда по определенным причинам выявить виновного не представляется возможным. Такие ситуации чаще всего бывают при авариях, которые стали последствием неправильного маневрирования, обгона, перестроения;
  • Спор относительно того, какой должна быть сумма компенсации. Нередко происходят ситуации, когда автомобилисты утверждают, что определенные повреждения появились на транспортном средстве именно вследствие ДТП. На самом деле царапины и вмятины могли присутствовать еще перед столкновением транспортных средств. Именно трасологическая экспертиза в состоянии выяснить все основные моменты случившегося и определить, какие повреждения относятся к ДТП, а какие не имеют отношения к аварии;
  • Проведение идентификации. Такое действие необходимо в тех ситуациях, когда транспортное средство, участвовавшее в ДТП, скрылось с места происшествия, и выявить его можно только по следам краски на другом транспортном средстве.

При необходимости обращения за проведением такой экспертизы автомобилист может выбирать между государственным специалистом и сторонним (независимым) экспертом. Ко второму варианту прибегают все чаще, поскольку он хоть и обходится заказчику дороже, но гарантирует достаточно быстрое выполнение задачи.

Ход проведения экспертизы

Порядок проведения экспертизы проходит следующим образом:

  • Подготовительный этап. Он включает в себя сбор информации о произошедшей аварии;
  • Проведение требуемых действий. Собираются отдельные частицы, материалы, документы. При необходимости определение некоторых моментов могут осуществлять и по фотографии;
  • Осмотр тех машин, которые стали участниками ДТП;
  • Объединение всех полученных фактов в одну единую картину;
  • Подготовка заключения и составление необходимого отчета.

Оформлять ходатайство о назначении экспертизы могут:

  • Собственник транспортного средства, которое участвовало в дорожно-транспортном происшествии;
  • Судебный орган, куда обратился один из автомобилистов или который рассматривает дело по ДТП;
  • Страховая компания, которая должна погасить причиненный ущерб потерпевшему лицу.

Помимо направляемого ходатайства потребуется также предоставить перечень определенной документации. К ним могут относиться:

  • Составленная схема аварии;
  • Материалы, составленные сотрудниками ГИБДД, и имеющие отношение к произошедшему ДТП;
  • Фото- и видеосъемка произошедшего;
  • Непосредственно транспортные средства, которые стали участниками аварии;
  • Протоколы технического осмотра транспортных средств;
  • Показания свидетелей произошедшего.

Когда собственники транспортных средств обращаются за проведением экспертизы, их часто волнует вопрос относительно того, какой будет стоимость процедуры.

Проведение трасологической экспертизы во многих случаях помогает собственникам транспортных средств решать проблематичные вопросы относительно обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Необходимо понимать, что сроки ее осуществления могут отличаться в зависимости от цены и обстоятельств, сопутствующих аварии, а также ее последствий.

Для чего и как проводится трасологическая экспертиза при ДТП

При расследовании аварий на дорогах перед следственными органами всегда возникает множество вопросов, и главные из них — по какой причине произошло происшествие и кто в этом виноват. Ответить на них отчасти позволит трасология, ведь ДТП почти всегда «оставляет следы на дорогах». Этот материал поможет разобраться со всеми основными вопросами, касающимися проведения мини-расследования.

Что такое трасологическая экспертиза после ДТП

Трасологическая экспертиза — это вид исследования, применяемого в криминалистике. В качестве объекта изучения выступают следы аварии. К ним относятся отметины, оставшиеся на дороге после автомобиля. Они покажут характер передвижения машины (скольжение, торможение, юз и т.д.) перед аварией. Также объектом исследования являются следы, оставшиеся на транспортном средстве:

  • вмятины;
  • царапины;
  • другие повреждения.

Трасологическая экспертиза в целом эффективно позволяет полностью и пошагово воспроизвести картину происшествия. Как правило, она проводится на этапе предварительного следствия.

С помощью трасологии исключительно по идентификации следов можно найти транспортное средство, которое скрылось с места аварии.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортного происшествия

Криминалистическая характеристика ДТП нацелена в первую очередь на выявление механизма нарушения и обстановки, которая могла способствовать этому. Также учитываются личностные особенности участников аварии. Так как ДТП относится к разряду непреднамеренных преступлений, способ его совершения имеет второстепенное значение.

На возникновение аварийной ситуации влияет несколько факторов:

  • обстановка;
  • дорожные условия;
  • водитель;
  • транспортное средство.

Все факторы исследуются в совокупности, и лишь только после этого можно характеризовать ДТП.

В криминалистике аварии делят на следующие группы:

  • наезд автомобиля на пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт, препятствие, животных;
  • столкновение машин друг с другом;
  • выпадение пассажира из транспортного средства;
  • переворот автомобиля;
  • иные ДТП (сход транспорта с рельсов, падение в обрыв и другое).

Данная классификация используется сотрудниками внутренних ведомств при расследовании.

Столкновение транспортных средств также разделяется на 7 типичных ситуаций:

  • задний удар — одна машина въезжает в заднюю часть другой;
  • лобовое столкновение — когда автомобили двигались по направлению друг к другу;
  • боковое столкновение;
  • угловой удар;
  • перекрестное столкновение;
  • участие нескольких автомобилей в аварии;
  • столкновение с автотягачем с прицепом.

Трасологическая экспертиза позволит следствию установить механизм возникновения аварии. Для проведения экспертизы потребуется:

  1. Схема места аварии.
  2. Протокол и справка о ДТП, они составляются сотрудниками ДПС.
  3. Фото- и видеоматериалы.
  4. Автомобили, участвовавшие в аварии.
  5. Протокол осмотра транспортного средства и его техпаспорт.

Для проведения экспертизы также могут понадобиться и другие документы.

Стоимость процедуры

Цена проведения экспертизы колеблется в пределах от 5 до 30 тыс. рублей. На окончательную стоимость услуги влияют следующие факторы:

  • объем исследований;
  • количество вопросов, на которые должен ответить эксперт в ходе исследования;
  • сложность поставленных задач;
  • сроки;
  • место расположения ДТП.

Если ситуация не требует решения сложных вопросов, заключение эксперта выдается в течение 10 дней, в противном случае процесс может затянуться.

Объекты трасологического исследования

Все объекты, исследуемые экспертом, делятся на 4 обширные группы:

  1. Следы транспортных средств. Изучаются следы, оставленные на трассе и сам автомобиль, его выступающие и ходовая части.
  2. Человеческие отпечатки. Одним из распространенных элементов этой группы является дактилоскопия.
  3. Следы, оставленные животными. Проводится экспертиза зубов, когтей, копыт, лап.
  4. Отметины, оставшиеся от инструментов и орудий.

Информация для исследования собирается на месте происшествия. Установить личность нарушителя позволят отпечатки пальцев и подошв. По следам, которые оставил автомобиль, можно определить марку транспортного средства и его направление движения. В идентификации машины также помогут остатки краски и осколки.

Что необходимо для проведения экспертизы

Если участник ДТП хочет провести трасологическую экспертизу, ему нужно обратиться с соответствующим ходатайством. Это документ, в котором в письменном виде выражается просьба на изучение следов с места происшествия. Оно может подаваться на любой стадии расследования. Однако если документ подается в процессе апелляции уже вынесенного решения, инициатор должен пояснить причину, по которой это не было сделано ранее.

Документ должен содержать:

  • наименование суда и реквизиты дела;
  • информацию об участниках процесса;
  • информацию об организации, которая будет проводить экспертизу;
  • список вопросов к эксперту;
  • перечень предоставляемых материалов;
  • тип экспертизы.

Если принято решение все-таки обратиться в соответствующие органы на любой стадий разбирательства, то рекомендуется предварительно изучить образец ходатайства о назначении трасологической экспертизы по ДТП.

Вопросы по трасологической экспертизе

Перед проведением исследования специалисту ставится перечень задач, по которым он должен дать разъяснения. Вопросы эксперту по трасологической экспертизе по делам о ДТП делятся на 5 групп:

  1. Первая категория предназначена для определения групповой принадлежности автомобиля. Например, к ней относится вопрос: какой марки машины принадлежат оставленные следы.
  2. По сведениям этой категории впоследствии составляется картина происшествия. Сюда относятся вопросы о направлении движения транспортного средства в момент аварии или о наличии повреждений на машине до происшествия.
  3. Вопросы, позволяющие точно установить автомобиль, участвовавший в аварии.
  4. Вопросы, предназначенные для определения места происшествия. Например, в каком ряду или на какой полосе произошла авария.
  5. Последняя группа вопросов направлена на установление процесса столкновения.

Заключение эксперта

Информация по исследованию предоставляется в виде письменного заключения эксперта-трасолога. Оно должно содержать:

  • сведения о специалисте, проводившем исследование;
  • содержание экспертизы;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • выводы.

Описанная в статье экспертиза является востребованной услугой. Она позволяет восстановить произошедшие события и установить виновника аварии. Вследствие её значимости принципиально важно с просьбой о её проведении обращаться к специализированным компаниям, имеющим лицензию.

Описание транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП

Одним из видов определения виновных, который используется до сих пор, является трасологическая экспертиза при ДТП. Следы аварии остаются не только на машине, но и вокруг неё. По ним эксперты могут подробно рассказать, как именно всё произошло, кто виноват и почему. Самые сложные ситуации, когда, казалось бы, нет ни одного свидетеля, невозможно понять, как произошло ДТП, кто виноват в аварии, разрешаются абсолютно однозначно благодаря криминалистической науке – трасологии.

Читать еще:  Какие документы нужны для автострахования осаго?

Что значит транспортно-трасологическая экспертиза

Область криминалистики всегда вызывает особый интерес, а фильмы, раскрывающие тайны работы трасологов, воспринимаются почти как фантастика. Но вся работа экспертов основана на математических расчётах, физике, химии, механике и многих других точных науках.

Трасологическая экспертиза изучает закономерности следов на всех предметах, участниках и поверхностях места происшествия и извлекает и фиксирует из этой информации весь материал, необходимый для проведения следствия.

Бывает так, что авария произошла, а свидетелей нет. Картина на месте совершенно непонятная, а все участники обвиняют кого угодно, только не себя. Это запутанная ситуация требует вмешательства экспертов, которые по следам могут обрисовать всю картину события. На основании отчёта экспертов, следователи определяют ход дальнейшего следствия.

Работники ГИБДД приезжают на место, помогают пострадавшим, задерживают виновных, если они не пострадали. Инспекторы ГАИ выполняют свои обязанности и заполняют ту отчётность, которая лежит на их плечах. При трагических авариях в работу включаются следователи уголовного отдела и, соответственно, криминалисты. В том числе и транспортные трасологии. В их обязанность входит исследовать место происшествия, все объекты и предметы. На основании изученных следов эксперты определяют скорость, с которой двигались ТС, ситуацию, силу удара, рикошет, другие параметры.

После фиксирования данных, на основании материалов протоколов ГИБДД и уголовного дела, выстраивается полная картина события предшествовавшего трагедию. Работа экспертов не афишируется. Все материалы передаются с уголовным делом в суд, как и заключения экспертов. Бывает так, что следствие приостанавливается в ожидании отчёта по экспертизе.

На основании установленных фактов, следователи проводят повторное дознание, допросы. Только тогда перед следствием вырисовывается полная картина произошедшего.

На основании чего делают выводы транспортные трасологи

Эксперт транспортной криминалистической трасологии на месте происшествия изучает:

  • следы шин автомобилей – участников ДТП;
  • детали и части машин, разбросанные на месте;
  • расстояние между всеми находящимися в зоне объектами;
  • характерность повреждений;
  • личные вещи потерпевших, их местоположение;
  • где находились сами потерпевшие после аварии (положение тел).

Чтобы хорошо выполнить свою работу эксперты требуют от инспекторов ГИБДД, прибывших первыми на место, и следователей некоторые документы и отчёты:

  1. Протоколы осмотра места ДТП.
  2. Уголовное дело со всеми приложениями, необходимыми для экспертизы.
  3. Панорамную фотосъёмку. Криминалистическую фототаблицу делают специалисты. Но прибывшие на место сотрудники ГИБДД ограничивают место события. А когда невозможно перекрыть движение полностью, проводят панорамную фотографию. Это означает, что фотографируют всё, что связано с ДТП – машины со всех сторон, местность, светофор, пешеходную дорожку и т. д. 12 фотографий должны быть выполнены так, чтобы была понятна общая картина.

Если на машине стоит антиблокировочная система (ABS), практически всегда тормозной путь машины не обозначается на асфальте. Поэтому практически невозможно доказать без трасологической экспертизы скорость движения транспортного средства на момент столкновения.

Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП проводится около 2 – 3 месяцев. Ещё столько же уходит на проведение уголовного расследования. Обычно, если виновный в аварии со смертельным исходом признаёт свою вину и обе стороны готовы прийти к мирному урегулированию конфликта, то суд состоится через 5 месяцев. На заседании могут быть предоставлены доказательства мирного досудебного разрешения конфликта.

Обычно, следственные действия проводятся в течение 6 месяцев, с момента совершения ДТП до вынесения судом решения.

Пример ДТП с привлечением транспортно-трасологических экспертов

Жизненная ситуация, в которой невозможно было бы определить доли вины каждого участника трагедии без работы экспертов-трасологов.

Руководитель одного из крупных отделов Администрации муниципального образования и его зам., проработали вместе более 20 лет. По долгу службы им было необходимо срочно ехать на проверку в другое муниципальное образование по федеральной трассе. Служебные машины, по трагическому стечению обстоятельств, оказались на ремонте, на выезде. Было принять решение ехать на собственной машине (Хендай Солярис) заместителя, который давно перешагнул 67-летний рубеж. На трассе случилась серьёзная авария, в которой получил тяжёлые травмы пассажир – заведующий отделом, после чего, через месяц скончался на больничной койке. Водитель (заместитель руководителя) получил травмы менее серьёзные и остался жив.

На месте события невозможно было определить стандартным способом тормозной путь Джип Чероки, который нанёс удар в момент разворота Хендай. Владелец джипа заявил, что шёл со скоростью 90 км/ч. Свидетель, который ехал следом, подтвердил, что тоже двигался с такой скоростью. Позже, когда была проведена трасологическая экспертиза, свидетель признался, что владелец джипа попросил его лжесвидетельствовать. Водитель Хендай с сотрясением мозга и множественными переломами, вообще не мог давать показания около месяца. Поэтому эксперты-трасологи провели экспертизу и определили, что джип двигался со скоростью 130 км/ч, а водитель пострадавшего пассажира перед разрешённым разворотом налево, сначала взял немного вправо. Оба, и пассажир, и водитель не были пристёгнуты ремнями безопасности. Если бы они соблюдали правила, то пассажир остался бы жив, водитель же, не вылетел из машины, а скончался бы на месте. Вину водитель признал. Семья погибшего человека не стала настаивать на уголовном наказании, потребовала материальную компенсацию затрат на похоронные ритуалы и годовщину около 1 млн р.

Суд вынес приговор с учётом большого количества факторов:

  1. Выезд совершён в рамках рабочего времени по работе (травма на работе, которая была зафиксирована на работе);
  2. Авария произошла на частном автомобиле, который использовался в служебных целях.
  3. Зам. (был за рулём) более 50 лет занимал руководящие должности – предоставлена характеристика с работы и из Министерства ведомства.
  4. Все участники ДТП были трезвые.
  5. Стороны разрешили конфликт в досудебном порядке.
  6. Суду предоставлена нотариально заверенная расписка о передаче денег в счёт компенсации за моральный ущерб, траты на медицинские процедуры, операции и реанимацию, погребение и связанные с ним расходы.

На основании криминалистического альбома, выводов следствия, показаний свидетелей, суд вынес решение освободить от уголовной ответственности водителя.

Именно в приведённом случае, виновный был готов понести наказание (условный срок до 1,5 лет), но пострадавшая сторона посчитала более выгодным для семьи денежную компенсацию.

На этом примере можно сделать вывод, что без транспортно-трасологической экспертизы невозможно было бы доказательно определить, кто и с какой скоростью двигался по дороге, какие манёвры совершал.

Ясная картина произошедшего появилась только после проведённой экспертизы повреждений обеих машин, положения на дороге тел, транспортных средств относительно друг друга и в пространстве.

Какой объём работ проводит эксперт при трасологической экспертизе

В работу криминалистов не имеют права вмешиваться ни работники ГИБДД, ни следователи. Это отдельная, авторитетная «каста» среди судебных экспертов.

Транспортный трасолог может определить:

  • угол удара, столкновения ТС по положению и нанесённым повреждениям;
  • скорость движения всех авто на момент столкновения;
  • положение каждого автомобиля на дороге и по отношению друг к другу перед столкновением, расстояние между ними в движении;
  • вид ТС, если на дороге остались следы шин;
  • модель авто;
  • какой стороной или частью корпуса столкнулись машины, или был нанесён удар;
  • стояла машина или двигалась;
  • в каком направлении передвигался автомобиль;
  • что было причиной ДТП – занос, торможение, буксовка или «свободный полет» транспортного средства.

На основании собранного материала, идентификации, анализа, экспертизы, расчётов и других специфических инструментов криминалистики, эксперт полностью воссоздаёт картину произошедшего с указанием действий, скорости и модельного поведения всех участников ДТП.

На основании этого следователи и проводят дознание.

Зачем заказывать трасологическую экспертизу

Бывают ситуации, когда страховая компания считает, что произошёл не страховой случай. Чтобы вы могли отстоять свои права, доказать невиновность или получить выплаты по ОСАГО, Каско, РСА, свои услуги предоставляет независимая трасологическая экспертиза после ДТП, стоимость которой, в принципе, зависит от населённого пункта, где её заказывать.

В среднем, цена может варьировать:

  • экспертиза для ОСАГО – от 5500 р. до 25 тыс. р. с выездом на место и оформлением всех необходимых документов;
  • для Каско – от 10 тыс. р. до 40 тыс. р.

Самая недорогая услуга – оценка ущерба после ДТП. Оценку ущерба проводит и сама страховая компания, но не всегда она готова сразу выплатить всю сумму. Например, в приведённой ситуации с ДТП со смертельным исходом, ОСАГО выплачивается потерпевшей стороне только на основании судебного решения. Но, в срок 10 дней с момента аварии застрахованное лицо обязано написать заявление в страховую компанию. Потерпевшим будет выплачена сумма в 500 тыс. р. Из них 25 тыс. р. на погребение.

В случаях, когда уголовное дело не возбуждается, трасологическая экспертиза проводится за счёт заинтересованной стороны. Например, если вы точно знаете, что не виновны, но не можете это доказать обычным путём. Или инспекторы ГИБДД не имеют технических возможностей, полномочий и знаний в области криминалистической экспертизы (это не их область ведения), чтобы определить истинного виновного.

Автотранспорт, пострадавший в ДТП на время следствия находится под арестом на штрафстоянке. Близкий родственник забрать из машины может только самые необходимые вещи после проведения необходимых действий со стороны экспертов, и под строгим наблюдением следователя (под расписку).

Трасологическая экспертиза при ДТП – что это такое для водителя, который получил отказ от страховой компании? Это возможность получить деньги и отремонтировать ТС, после аварии, например. Или просто найти правду – ведь не зря каждый собственник авто обязан оформлять ОСАГО и платить страховые взносы.

Всегда, когда трудно определить, кто прав, кто виноват при дорожно-транспортном происшествии, на помощь следствию приходят эксперты. Криминологическая транспортно-трасологическая экспертиза – это последнее, самое компетентное слово в расследовании ДТП. Современные методы исследований, компьютерные программы позволяют моделировать события, участников и выявить все причинно-следственные связи, приведшие к столкновению. Обман участников, виновных, свидетелей быстро раскрывается благодаря неоспоримым фактам.

Не стоит требовать от работников ГИБДД тех действий, которые они не уполномочены совершать. Фиксирование акта совершения ДТП, алко и наркологичские тесты, наказания административного порядка – это компетенция гаишников. А более сложные, требующие знаний в совершенно других областях наук – работа экспертов криминологии.

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Читать еще:  Осаго без диагностической карты последствия

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Заключение трасологической экспертизы

Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.

Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.

Что такое трасологическая экспертиза?

Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.

Особенности трасологической экспертизы

Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.

Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:

  1. По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
  2. Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.

То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.

Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:

  1. Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
  2. Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.

Виды трасологических экспертиз

Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:

  • дактилоскопическая;
  • перчаток и их следов;
  • следов обуви, зубов, губ и других частей головы человека;
  • механический повреждений на одежде;
  • орудий, инструментов и оставленных ими следов;
  • закрывающих, предохраняющих механизмов, узлов и петель, пломб;
  • шин транспортных средств, следов ноги человека.

То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

  1. Определить источник какого-либо повреждения;
  2. Установить виновное лицо.

Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

  1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
  2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
  3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
  4. Механика аварии и возникновения повреждений;
  5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
  6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

Как проводится трасологическая экспертиза?

Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

  1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
  2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
  3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
  4. Оформление заключения эксперта.

Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

Трасологическая экспертиза при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП помогает определить причины и обстоятельства, при которых произошло дорожно-транспортное происшествие. В ходе такой экспертизы проверяются внутренние и внешние повреждения ТС, приобретенные в процессе дорожной аварии, после чего эксперт устанавливает все фазы ДТП.

Так в каких случаях ДТП назначается трасологическая экспертиза? Как она проходит? Читайте в статье.

Предназначение

Предназначением трасологической экспертизы является определение «общей картины» дорожно-транспортного происшествия, а именно всех его фаз. Фазы ДТП помогают воссоздать хронологию происшествия, от начала до конца.

Пример: без трасологической экспертизы дорожные инспектора не смогут установить, кто является виновником дорожно-транспортного происшествия в случае, если каждый водитель утверждает, что в произошедшем виноват другой водитель.

Помимо воссоздания картины происшествия, трасологическая экспертиза требуется при необходимости сравнения следов ДТП у ТС его участников.

Пример: после возникновения дорожно-транспортного происшествия один из его участников скрылся с места. В ходе проведения экспертизы специалисты взяли образец отлупившейся эмали в момент столкновения транспортных средств.

После поимки подозреваемого виновника ДТП, на машине которого был обнаружен скол эмали, похожий на тот, что был взят с машины пострадавшего водителя, была назначена трасологическая экспертиза. В ходе её проведения эксперты сравнили кусочки эмали и установили, что задержанный автомобиль действительно был причастен к данному ДТП.

Итог: трасологическая экспертиза помогает установить, какие из повреждений, обнаруженных на транспортном средстве после ДТП, были приобретена в процессе дорожной аварии, а какие были получены в процессе каждодневной его эксплуатации.

О том, что еще помогает определить трасологическая экспертиза, читайте в следующем разделе.

На какие вопросы отвечает?

Назначение трасологической экспертизы необходимо для решения следующих вопросов:

  • Установление повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, а не в процессе каждодневной эксплуатации;

Для чего это нужно? Непорядочные водители, пользуясь случаем, сообщают виновнику ДТП, что все вмятины и царапины были получены в ходе данной аварии, что означает, что другой водитель должен уплатить большую материальную компенсацию, чем требуется на самом деле. Трасологическая экспертиза поможет установить, какие повреждения были получены в результате дорожного происшествия, а какие водитель намеренно выдал за новые.

  • Доказать страховой компании о наступлении страхового случая, при наличии которого водитель должен получить полагаемую по его страховому полису материальную компенсацию на устранение полученных повреждений;
  • Определение виновника дорожно-транспортного происшествия;

Решение данного вопроса является самой частой причиной назначения трасологической экспертизы.

  • Помощь при отстаивании интересов невиновного водителя в суде. Специалисты трасологической экспертизы помогут отстоять права своего клиента и доказать невиновность в возникновении дорожно-транспортного происшествия;

Как проводится?

Для проведения трасологической экспертизы водитель должен предоставить как можно больше информации о произошедшем в день аварии. Чем больше деталей предоставит водитель, тем более полную картину ДТП удастся восстановить в ходе проведения экспертизы.

При назначении трасологической экспертизы специалистам понадобятся следующее:

  • Схема дорожно-транспортного происшествия, которую составили сотрудники полиции и водитель;
  • Протокол, составленный сотрудником полиции;
  • Фотографии эксперта с места дорожно-транспортного происшествия;
  • Транспортные средства, которые попали в дорожно-транспортное происшествия;

Эксперты проведут доскональный осмотр и фиксацию всех полученных повреждений.

  • Фото- или видеоматериалы, полученные с видеорегистратора (при наличии);
  • Документ, подтверждающий пройденную проверку технического состояния транспортного средства;
  • Документ ,подтверждающий факт произошедшего дорожно-транспортного происшествия;
  • Другие дополнительные документы, которые потребуется предоставить на усмотрение специалистов трасологической экспертизы;

Цена экспертизы

Средняя стоимость проведения трасологической экспертизы по стране — пятнадцать тысяч рублей.

Однако, цена независимой экспертизы такого типа может меняться, в зависимости от количества предоставляемых документов (перечисленных в предыдущем разделе), срочности и объема работы.

Приблизительный срок проведения экспертизы — тридцать суток.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector