0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок действия европротокола при дтп

Составили европротокол после ДТП – что делать дальше виновнику и потерпевшему?

Что делать с европротоколом после ДТП?

  1. Перед оформлением ДТП проверьте, все ли документы есть у второго участника и действительный ли полис ОСАГО.
  2. Внимательно и без ошибок заполните бланк.
  3. Виновник ДТП должен написать, что полностью признает свою вину.
  4. Обязанность у виновника сдать извещение в страховую компанию в 2020 году всё ещё есть, но регресса за неуведомление уже нет. Хотя, остался регресс за ремонт авто и за непоказ машины страховщику.
  5. Обратиться за возмещением можно не только в течение 5 дней, но даже через несколько лет.
  6. Размер выплаты будет зависеть от того, как оформляли европротокол. Обычно 100 000 рублей.

Не так давно за роковую ошибку в ненаправлении европротокола после ДТП или при его неправильной отправке в страховую компанию грозила серьёзная финансовая потеря для потерпевшего в виде регрессного требования. Но в 2020 году после изменений такая лазейка для страховщика по ОСАГО упразднена. Хотя, регресс всё ещё может быть. В статье расскажем, как его избежать и правильно уведомить страховую о случившемся ДТП.

После ДТП: проверяем, правильно ли составлено извещение!

Напомним, что в 2020 году составить европротокол после дорожного происшествия можно как в бумажном, так и в электронном виде.

Для оформления электронного извещения понадобится смартфон, регистрация на портале ГОСУСЛУГ и специальная программа. Оформить его можно будет при следующих условиях:

  • если нет разногласий,
  • если владельцами автомобилей являются физлица,
  • если позволит оформить сама программа.

Если сделать это в электронном виде не выйдет, тогда придётся оформлять по-старому, на бумажном бланке.

Условия для написания извещения на бумаге следующие:

  • отсутствие разногласий об обстоятельствах и повреждениях,
  • в ДТП пострадали только автомобили, и их не более двух,
  • наличие ОСАГО у обоих участников происшествия.

Заполнять европротокол по ОСАГО нужно внимательно, разборчиво и не пропуская данных.

  1. Сведения по участникам ДТП можно заполнять каждому из водителей или же доверить это кому-то одному.
  2. Перед подписанием извещения всё нужно внимательно проверить.
  3. Сверить указанные повреждения машин, чтобы не было лишних или невписанных.
  4. Проверить, правильно ли отмечены обстоятельства ДТП и нарисована схема происшествия.
  5. Оба водителя подписывают европротокол с лицевой стороны на каждом бланке, оборотную сторону они заполняют и подписывают каждый самостоятельно.
  6. Если один из бланков самокопирующийся, проверьте, чтобы на втором экземпляре всё прописалось и было читаемо.

Нужно также проследить, чтобы виновник ДТП обязательно указал в европротоколе (например, в графе №15 для замечаний) о том, что он полностью признает свою вину. В законе 2020 года такого требования нет, но на практике такая запись поможет избавить от проблем с получением выплаты от страховщика.

Желательно не допускать в европротоколе ошибки и исправления, но если такое произошло, а заполнить извещение заново не представляется возможным, тогда каждое исправление необходимо заверить подписями обоих водителей.

Нужно ли отвозить его в ГИБДД?

Упрощенное оформление ДТП через европротокол создано как раз для того, чтобы зарегистрировать мелкие аварии можно было без помощи сотрудников ГИБДД. Поэтому после заполнения бланков ничего отвозить в ГАИ не требуется.

Сотрудники инспекции только рады, что не будут знать о вашем ДТП, ведь у них будет лучше статистика.

Но помните, если что-то не так с оформленным европротоколом, то дорожно-транспортное происшествие можно оформить и в ГИБДД, для этого необходимо будет туда явиться обоим участникам аварии.

Нужно ли и куда отправлять бланк виновнику?

В пункте 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО прописана обязанность виновника по направлению своего экземпляра европротокола страховщику.

Направлять его нужно в ту страховую, у которой было сделано ОСАГО, в срок 5 рабочих дней после ДТП. Адрес для отправки лучше взять из данных страховщика указанных в ЕГРЮЛ. Найти нужную компанию лучше по ИНН или ОГРН, а получив выписку, взять оттуда адрес центрального офиса или адрес официального филиала в вашем регионе.

Вот данные некоторых страховщиков для поиска в егрюл:

  1. РГС (ПАО СК «РОСГОССТРАХ») ИНН: 7707067683; ОГРН: 1027739049689,
  2. РЕСО (СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ») ИНН: 7710045520; ОГРН: 1027700042413,
  3. ВСК (САО «ВСК») ИНН: 7710026574; ОГРН: 1027700186062,
  4. Альфа (АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ») ИНН: 7713056834; ОГРН: 1027739431730,
  5. Ингосстрах (СПАО «ИНГОССТРАХ») ИНН: 7705042179; ОГРН: 1027739362474.

Регресс за неуведомление страховой компании

Когда говорят, про регресс от страховщика, связанный с неуведомлением о ДТП после составления европротокола, то имеют в виду обязанность виновника представить в СК свой бланк извещения. Нет, уведомлять страховщика о наступившем страховом случае тоже надо, такая обязанность прописана в пункте 3.9 Правил ОСАГО, но за несообщение о ДТП никогда не было регресса.

Но в настоящее время не будет регресса и за непредоставление бланка страховщику. Данную норму убрали еще в мае 2019 года, но оставались действующими полисы, которые были заключены до 1 мая того же года. Сейчас таких полисов не осталось, и по новым договорам такого права у страховщика нет. А раз не будет права взыскивать регресс, то и следить о правильной подаче бланка на практике 2020 года нет особой необходимости.

Но правильно нужно подавать все документы, а не только европротокол, поэтому

  • при личной сдаче необходимо иметь копию сдаваемого документа с отметкой страховщика о принятии (входящий номер, дата принятия, ФИО сотрудника, печать),
  • а при отправке почтой – опись вложения в отправление с подробным указанием отправляемых документов и чек.

Я не зря указал про старые договоры, ведь по ним все еще можно получить регрессное требования от страховой. Срок на предъявление страховщиком такого требования – 3 года со дня выплаты страхового возмещения. Поэтому по ДТП? произошедшему в 2019 году с полисом? заключенным до 1 мая 2019 года, можно за несданный бланк европротокола получить регрессное требование и в 2020, и в 2021 году, а может даже и в 2022.

Всё ещё зависит от того, когда потерпевший обратится за возмещением, ведь пока нет обращения, нет выплаты, а, значит, нет и права на регресс у страховщика.

Стоит помнить, что несданный европротокол – это не единственное основание для регресса. В 2020 году его можно получить при оформлении европротокола, если вы приступили к ремонту в течение 15 календарных дней со дня ДТП и (или) не показали страховщику машину, когда он это потребовал.

Что делать потерпевшему?

Немаловажный вопрос: куда и как правильно подавать свой бланк извещения потерпевшему в ДТП. Составление европротокола ускоряет и упрощает оформление самого происшествия, но с получением выплаты быстро может и не получиться!

В какой срок после ДТП нужно обратиться?

Направление европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней требуется не только от виновника ДТП, но и от потерпевшего.

Однако, для потерпевшего нарушение данного срока никакой опасности не несет. Обратиться за выплатой по европротоколу можно и позже, даже через несколько лет, но не позднее общего срока исковой давности, который составляет 3 года.

В свою страховую или виновника?

Подавать заявление вместе со своим экземпляром европротокола необходимо вашему страховщику, у которого оформлено ОСАГО. Это одно из условий прямого возмещения убытков. Тут всё просто: если условия ПВУ не выполняются, то, скорее всего, ваше ДТП не подходит и для оформления европротокола.

Нужно и можно ли делать экспертизу самому?

Можно на этот вопрос ответить коротко: любой каприз за ваши деньги. Данная фраза очень подходит к ситуации с экспертизой от потерпевшего. Но для пытливых умов мы, конечно же, всё распишем подробнее.

В настоящий момент все споры со страховыми решаются по следующему алгоритму:

  1. заявление страховщику (игнорирование, отказ или нарушение сроков),
  2. заявление о разногласиях в страховую (игнорирование, отказ или неполное удовлетворение),
  3. обращение к финансовому уполномоченному (нарушение сроков, отказ или несогласие с решением),
  4. суд.

Так вот, до суда можно обойтись и без независимой экспертизы, так как требований прикладывать её к заявлениям и обращению нет. Но, с другой стороны, для того, чтобы спорить, нужно знать, а кто прав по сумме выплаты – вы или страховщик?! Для этого можно провести оценку.

Если вы все же сделали независимую, то можно предоставить заключение и страховщику, и финупу, но вот стоимость её проведения вам вряд ли возместят. Если только страховщик не нарушил своих обязательств по осмотру автомобиля после ДТП.

Хорошей новостью здесь является то, что некоторые экспертные конторы предлагают упрощённую экспертизу просто для оценки стоимости – без предоставления расчётов и оснований, необходимых для суда.

А вот если вообще не было осмотра от страховой, тогда экспертизу желательно сделать, и её стоимость должны возместить даже на досудебной стадии.

Каких-либо запретов на проведение экспертизы нет. Только не забывайте уведомлять страховщика не менее чем за 3 дня до экспертизы о её проведении и приглашайте поучаствовать.

Список документов для обращения по ОСАГО

При заявлении страхового случая по европротоколу список документов будет самый маленький. Потребуются лишь основные:

  1. заявление о прямом возмещении убытков,
  2. бланк европротокола (извещение о ДТП),
  3. паспорт выгодоприобретателя (собственника машины),
  4. документ, подтверждающий право собственности на авто – как правило, это договор купли-продажи, но по факту страховые принимают (и даже требуют) свидетельство о регистрации на авто и/или ПТС.

Как правильно сдать европротокол?

Если вы будете подавать документы лично, тогда следите, чтобы в акте приема-передачи документов было указано, что вы сдали страховщику полный комплект, включая бланк европротокола. Должно быть указано, что вы сдали именно подлинный экземпляр.

При отправке почтой в описи вложения в почтовое отправление также обязательно указывайте, что направляете подлинный экземпляр извещения.

Что делать после подачи и сколько ждать выплату?

Как только страховщик получит от вас полный комплект документов, у него будет 5 рабочих дней не проведение осмотра поврежденного автомобиля. Вас или пригласят приехать на осмотр, либо должны провести осмотр по месту нахождения машины, если она не может участвовать в дорожном движении.

Время на осмотр не увеличивает общий срок на выплату страхового возмещения или выдачу направления на ремонт. И то, и то должно быть сделано страховщиком в течение 20 календарных дней со дня, когда был сдан полный комплект документов.

Сколько размер возмещения?

Какой ущерб возместит страховщик, зависит от того, как оформлялось ДТП. Несмотря на то, что речь идет только про европротокол, возмещение может быть и 100, и 400 тысяч рублей.

Для достижения лимита в 400 000 рублей, необходимо оформлять аварию с помощью специальных технических средств. Но как правило, водители оформляют без какой-либо техники и претендуют лишь на 100 000 рублей.

Но если вы ошиблись в оценке ущерба или же если были скрытые повреждения, которые дорого обойдутся в ремонте, это не значит, что больше ста тысяч вам ничего не получить. Разницу можно взыскать с причинителя вреда. Но главное – понимать, что это за разница такая.С виновника можно взыскать недостающую разницу на ремонт между рыночной стоимостью восстановления автомобиля и стоимостью ремонта машины по Единой методике ОСАГО.

А теперь, простым языком. Если вы ошиблись в размере ущерба, который должна возместить страховая по ОСАГО, то эту разницу уже не взыскать. Ваша ошибка – ваши потери. Но даже если бы сумма ремонта была оценена правильно, это не значит, что её бы хватило на полноценный ремонт по рыночным ценам. Вот именно эту разницу, между рынком и Единой методикой и можно довзыскать с причинителя вреда.

Пример. Произошло ДТП, и вы на месте посчитали, что ремонт обойдется не более чем в 100 000 рублей. После осмотра и оценки оказалось, что страховщик насчитал 150 000 ущерба.

Соответственно, он выплачивает вам только 100 тысяч (выплачивает, так как, когда вас направят на ремонт, вы откажетесь доплачивать свои деньги). Независимая по определению рыночной стоимости ремонта покажет, что ремонта на самом деле на 200 000 рублей. Вот с причинителя вреда вы сможете потребовать 50 000 рублей (200 000 – 150 000).

Отказ в выплате из-за неправильно составленного европротокола – когда законно, а когда нет?

Если вы допустите какие-то ошибки в оформлении европротокола, тогда отказ страховщика может быть вполне законным. Именно поэтому статью я начал с необходимости тщательно проверять все вписанные данные: как свои, так и другого участника ДТП. При этом, не соглашайтесь на европротокол после ДТП, если у виновника нет с собой какого-нибудь документа (например водительского удостоверения), и вы не сможете проверить правильность вписанных данных.

Законным будет отказ, если вы оформите свою аварию упрощенно с водителем, у которого будет «левый» полис ОСАГО. Поэтому по возможности пробивайте полис по базе РСА.

Но можно получить и незаконный отказ.

Вообще, чаще всего страховщики отказывают, когда в бланке европротокола виновник не написал, что полностью признает свою вину. Почему так? В декабре 2017 года Верховный Суд опубликовал новое Постановление Пленума ВС РФ № 58 об ОСАГО. В пункте 14 суд указал, что между участниками ДТП не должно быть разногласий и по степени вины.

Однако, в законе про признание вины и степень виновности в ДТП ничего нет, нет и специальной какой-то графы в европротоколе, где про это надо было бы указывать. Отсюда и отказы.

Что делать, если страховая отказала незаконно?

Получив отказ, пробуйте урегулировать досудебно, сперва подав в страховую компанию заявление о разногласиях, а потом через обращение к финансовому уполномоченному. Если не получится, тогда придется отстаивать свои права в суде. Не забывайте в суде потребовать неустойку, штраф и возмещение всех расходов.

Срок давности по ДТП

Потребность в различных разбирательствах после аварии может появиться не сразу, а по истечению определенного времени. Например, водитель долго ждал ответа от страховой компании, или возникли проблемы с получением документов из полиции.

Мы собрали всю информацию о возможных сроках инициирования судебных разбирательств, в том числе по вопросам срока действия европротокола при ДТП, и рассказываем подробности в этой статье.

Срок исковой давности в разных ситуациях

Пытаясь уточнить срок, в который действует европротокол, автовладелец должен в первую очередь разобраться в современном законодательстве и юридических терминах. Иначе защита собственных прав может базироваться на неграмотном понимании тонкостей процесса и в итоге приведет к проигрышу.

Сроки исковой давности в современном законодательстве определяются ст. 196 ГК РФ.

Общий срок для большинства случаев – 3 года.
Но есть другие законы, которые могут увеличивать и уменьшать время в зависимости от конкретной ситуации.

Учитывайте эту информацию, если собираетесь подать иск и получить материальную компенсацию с виновника в аварии или со страховой компании. Ниже мы расскажем о тонкостях судебных разбирательств.

Виновник уехал с места аварии

Когда виновник происшествия скрывается с места ДТП, устанавливать его личность придется сотрудникам полиции. Если это удалось сделать в определенный срок, то водителя можно привлечь к ответственности.

Есть тонкость – если с момента аварии без пострадавших произошло больше трех месяцев, а с пострадавшими – больше года, то привлечь к административной ответственности водителя не получится. Но этот срок действия не распространяется на причинение материального ущерба.

С момента, когда личность человека, который исчез с места аварии, установлена, у пострадавшего есть три года на выставление претензий через суд. Но нужно учитывать, что с момента совершения ДТП должно пройти меньше 10 лет.

Нет полиса добровольного страхования

Если полиса ОСАГО нет, то пострадавший водитель может предъявить претензии через суд в течение трех лет. Пострадавшему в такой ситуации нужно записать все данные виновника, чтобы идентифицировать его личность в дальнейшем.

Важно – виновнику в такой аварии нужно быть осторожным. Например, виновник договорился с пострадавшим решить дело миром – заплатил компенсацию наличными на месте, уехал с места аварии, но пострадавший позвонил в полицию – это может считаться оставлением места ДТП и, соответственно, грозит лишением прав.

Читать еще:  Как страховые компании оценивают ущерб по осаго?

Если произошла авария даже с минимальными повреждениями автомобилей – потратьте время, оформите европротоколы, тогда с точки зрения закона будут под защитой и виновник аварии, и пострадавший в ней. В крайнем случае потребуйте от пострадавшего подписать документ о том, что он не имеет к вам никаких претензий, если уж вы решили возместить ущерб на месте.

Есть пострадавшие и погибшие

В таких негативных ситуациях есть несколько сроков давности, которые применяются к виновникам в аварии:

  • Административная ответственность – в течение года с момента аварии;
  • Уголовная ответственность – нет срока давности или действия такого ДТП. К уголовной ответственности водителя могут привлечь, даже если авария произошла три и более лет назад;
  • Гражданские иски за материальный ущерб – решается с помощью суда, подается или самим пострадавшим, или родственниками. Ограничивается тремя годами в случае выставления претензий за материальный ущерб.
  • Иск за причинение морального вреда. Такие иски можно подавать, если из-за произошедшего пострадавший понес «моральные страдания», не может заниматься привычной работой или вести полноценный образ жизни без ограничений. Сроков давности по таким искам нет.

Разбирательства со страховой компанией

Претензии к страховой компании по ОСАГО можно предъявлять в течение трех лет. Есть особенность – нужно понимать, с какого дня начинается отсчет этого срока. Страховщики часто утверждают, что считать нужно со дня аварии. Но суды на практики учитывают позицию о начале срока давности с момента информирования водителя либо об отказе в выплатах, либо о снижении суммы ущерба.

Страховые компании могут требовать возмещения материального ущерба в порядке регресса – это ситуации, когда водитель совершил грубое нарушение ПДД, попал в фиктивное ДТП или нарушил правила страхования. Самый популярная ситуация по регрессу – водитель был пьян.

Обратите внимание – если ответчик в суде заявит, что срок исковой давности прошел и рассмотрение дела фактически не может продолжаться, то суд может с ним согласиться и проблемы закончатся безболезненно. Такое возможно, если страховая затянет с подачей иска в суд.

Когда срок может быть увеличен

Срок исковой давности может быть увеличен по решению суда. Нужно подать об этом ходатайство в заседании и предъявить аргументы в пользу невозможности защищать свои права в установленный законом срок.

  • Болезнь;
  • Проживание в другой стране;
  • Частичное удовлетворение требований – в таких ситуациях срок начинает отсчет заново.

Обратите внимание – даже если срок давности закончился, это не обязательно проигрыш. Позвоните в Хонест, возможно, мы сможем помочь.

Ситуации, когда подача иска в суд затягивается

Есть несколько популярных ситуаций, когда подача иска в суд затягивается на неопределенный срок. Вот основные:

Страховая отказывает в выплатах

Часто страховые компании затягивают процесс выплаты, ссылаясь на различные бюрократические проблемы, нехватку документов или их неправильное оформление. Бывают ситуации, хоть и реже, когда управляющую компанию смущает наличие в деле о ДТП европротокола – пытающегося получить деньги недобросовестные компании выставляют чуть ли не мошенником. Учитывайте это и обращайтесь за юридической помощью, если не знаете, как верно оформлять претензии к страховой. И помните, что отсутствие или наличие европротокола не должно быть препятствием для получения компенсации по полису обязательного страхования после ДТП.

Виновник без полиса

Еще один вариант ситуации, когда иск в суд не подается сразу же и приходится затем выяснять, какой срок действия ДТП возможен для законного разбирательства. Ситуация может быть еще хуже – например, водители договорились на месте, а незамеченные проблемы с автомобилем стали известны только спустя время. Хотя в такой ситуации шансы на взыскание ущерба минимальны.

Ущерб слишком большой

Если авария серьезная, то возможностей ОСАГО по покрытию ущерба может не хватить. Часто автовладельцы ждут решения от страховой компании и итогового расчета, проходит время и оказывается, что придется судиться с виновником ДТП за взыскание ущерба сверх выплаты по ОСАГО.

Страховая требует денег

Новые правила расчета выплат по ОСАГО привели к тому, что виновник часто получает претензии от страховой компании на выплату материального ущерба. Письмо с требованием может прийти через довольно большой срок, и автовладельцу приходится анализировать подробности аварии в европротоколе и пытаться разобраться в ситуации через суд.

Обязательные действия при ДТП

Чтобы успешно инициировать и выиграть судебное разбирательство, водитель должен придерживаться определенных действий после ДТП. Выполнение требований закона сыграет положительную роль в дальнейшем.

Сразу же после ДТП водителю нужно:

  • Затормозить, выключить двигатель, вынув ключи из замка зажигание, поставить в активное положение ручной тормоз и выключить аварийную сигнализацию;
  • Выйти из машины, убедиться в наличии или отсутствии пострадавших в аварии;
  • Выставить позади автомобиля знак аварийной остановки, причем если проблема произошла в городе, то от автомобиля нужно отойти на 15 метров. Если же авария произошла не в городе или в другом населенном пункте, то расстояние должно составлять 30 метров.

Если в аварии пострадали люди, нужно срочно вызвать скорую помощь и полицию – экстренный телефон 112. Оказывать первую помощь пострадавшим возможно только в случае абсолютной уверенности в своих действиях и обладании нужными навыками.

Важно! Если водитель не уверен в своих навыках оказания первой медицинской помощи, пострадавших лучше не трогать!

Если пострадавших нет, можно сразу начинать коммуникацию с другим водителем.

Обратите внимание – если есть малейшие подозрения в том, что в дальнейшем придется разбираться в виновности другого участника дорожного движения, то нужно сразу обратиться к свидетелям происшествия и взять их контактные данные. Такие действия при ДТП облегчат будущее разбирательство в суде или в прениях со страховой компанией.

Если вы не знаете, какие правила по сроку давности ДТП действуют именно в вашем случае, позвоните в Хонест — наши менеджеры помогут разобраться.

Срок обращения в страховую компанию по европротоколу

Закон об ОСАГО устанавливает жесткие сроки подачи европротокола в страховую компанию как для виновника, так и для потерпевшего. У водителей есть 5 рабочих дней, чтобы обратиться к своему страховщику. Не уложившись в этот временной промежуток участники аварии могут лишиться страховых гарантий.

Виновник, не уложившийся в 5-дневный срок будет вынужден оплатить ремонт поврежденного транспортного средства из своего кармана. Но не сразу, а спустя какое-то время. Автомобиль, который он покалечил, без сомнений будет отремонтирован страхователем, с одним жирным НО!

В один прекрасный день ему придет регрессивное требование по ОСАГО, которое будет содержать убедительное послание с притязанием о возмещении ущерба. Не стоит надеяться на чудо, если срок подачи извещения упущен, придется платить, так как это положение четко отражено в законе об ОСАГО (ст.14 п.1ж).

Потерпевший также должен подать свой экземпляр европротокола не позднее 5 дней с момента ДТП. Если не выдержать этот срок страховая организация вправе отказать в выплате или предоставлении ремонта.

После подачи извещения о ДТП запрещено ремонтировать ТС 15 дней

Тезис применим к обоим участникам. Последствия могут аналогичными, как и при несоблюдении сроков подачи европротокола в СК. Это связано с тем, что сотрудник компании, в которой застрахован автомобиль должен произвести его осмотр и сопоставить повреждения для исключения подозрений на мошенничество.

Если дело не терпит отлагательств и отремонтировать машину надо в сжатые сроки, нужно действовать самостоятельно. Как правило, на осмотр приглашают заказным письмом или по телефону. Допускается отринуть мучительное ожидание и самому приехать в страховую компанию для предоставления автомобиля. После проведения осмотра выдается письменное разрешение на проведение ремонта раньше положенного срока.

Сроки выплат по европротоколу

По закону автостраховщик обязан предоставить денежную выплату или ремонт транспортного средства потерпевшего в течение 20 дней с даты подачи документов. При этом, общероссийские праздничные дни, являющиеся нерабочими, не входят в этот промежуток.

Таким образом автолюбителям стоит запомнить сроки, которые необходимо соблюдать по европротоколу. Правило выглядит следующим образом 5-15-20. Все просто, из суммы первых двух цифр получается третья. Можете придумать и свою ассоциацию, но лучше не попадайте в ДТП и будьте здоровы.

Европротокол-2020: как оформить, чтобы не отказали в выплате?

Европротокол – упрощенная процедура оформления дорожных аварий, когда нет необходимости в обращении к сотрудникам ГИБДД. Водители самостоятельно заполняют все документы, после чего владелец поврежденного транспортного средства обращается за возмещением по автогражданке.

Европротокола-2020 мало чем отличается от аналогичного оформления дорожных происшествий в предыдущие годы. Однако растет количество желающих обойтись на месте аварии без инспектора ГИБДД. В крупных городах ждать дорожную полицию приходится по полдня, а в некоторых случаях полицейские вовсе не выезжают на место происшествия.

Выгода для участников ДТП очевидна: можно уладить все формальности в максимально сжатый срок, пострадавший получит выплату по полису ОСАГО , а виновнику аварии не придется платить за ремонт чужой машины из своего кармана.

С ростом количества желающих оформить ДТП без ГИБДД растет и число ошибок, в результате которых страховые компании отказывают в возмещении ущерба. Избежать такого сценария несложно – достаточно ознакомиться с рекомендациями по оформлению Европротокола в 2020 году.

Условия оформления

Воспользоваться упрощенной процедурой оформления аварии можно при соблюдении ряда условий, среди которых наличие у обоих участников ДТП полисов ОСАГО или «Зеленая карта», а также:

  • если не причинен вред здоровью или жизни людей;
  • повреждены только две единицы транспорта;
  • не повреждено иное имущество.

Есть и еще одно важное условие: участники происшествия должны иметь единое мнение относительно степени своей вины. Правда, допускается игнорирование данного условия, но лишь при условии, что водителями соблюдены требования законодательства о фиксации и пересылке сведений о ДТП в базу данных АИС Российского Союза Автостраховщиков.

Ни на сайте Центробанка, ни на сайте РСА нет перечня подходящих для этого устройств.

Вроде бы под данное определение подпадают смартфоны со специальным программным обеспечением, но на практике их использование для фиксации ДТП при наличии разногласий у водителей никак не декларируется.

Поэтому при наличии разногласий относительно того, кто именно спровоцировал столкновение, лучше обращаться к сотрудникам дорожной полиции. Это исключит риск отказа в возмещении ущерба страховой компанией.

Сумма ущерба

В 2020 году Европротокол можно оформлять, когда максимально возможный ущерб пострадавшей стороны составляет не более четырехсот тысяч рублей. Определить стоимость предстоящего ремонта водитель или собственник поврежденного транспортного средства должен самостоятельно на месте аварии.

Пострадавшие могут обратиться за возмещением в рамках максимального лимита ответственности автостраховщика, то есть в пределах четырехсот тысяч рублей.

Однако и в данном случае нужно соблюдать требование законодательства о фиксации и пересылке сведений в базу РСА, поэтому жителям этих регионов на практике лучше придерживать максимальной суммы возмещения в сто тысяч рублей.

Европротокол при ДТП в 2020 году

Европротокол — процедура упрощенного оформления документов при ДТП без участия сотрудников полиции, впервые появившаяся в России в 2009 году. Европротокол или, иначе, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, стал разновидностью документа, позволяющего потерпевшей стороне получить компенсацию по страховому полису. Инициатива направлена на сокращение оформления ДТП, снижение риска для других водителей и борьбу с пробками.

— Европротокол хорош тем, что позволяет сэкономить время при оформлении ДТП, а также быстрее убрать транспортные средства с проезжей части автодороги, чтобы те не мешали движению. Все мы знаем, что сотрудников полиции приходится ждать часами, дожидаясь своей очереди. Давайте помнить, что им приходится в день оформлять по несколько десятков аварий за смену, — рассказал «КП» адвокат Владимир Гончаров.

Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей, без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.

Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.

Одной из основных причин страха перед европротоколом было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недоверие. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола богатую почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки, до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате. В результате количество случаев возмещения убытков по европротоколу, согласно статистике страховых компаний, не превышало 8 – 9% в период с 2009 по 2014 год.

В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию до истечения 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был отправить в свою компанию заявление на выплату страхового возмещения.

Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить исполнение, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.

В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей. Главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие — для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.

Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.

Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки. В переходный период разрешается использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.

В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе, координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания будет принимать решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменяет необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.

Читать еще:  Имеет ли право полиция требовать страховку

В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам водители могут воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них нет согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешается фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных РСА.

В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступят в силу с 1 июня и будут действовать для всех регионов, кроме тех, где действует режим безлимитного европротокола.

Чтобы реализовать возможность оформления по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляет около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, пока не существует. Более того, РСА еще не сформулировал даже требования к этому приложению.

Появилась возможность использовать мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Его создали Центробанк и «Российский Союз Автостраховщиков». Программа нужна для оформления извещения о ДТП в виде электронного документа. Приложение бесплатно в App Store для устройств на iOS, а также доступно в Google Play для Android.

— Большой плюс приложения в том, что его можно использовать для выполнения фотосъемки транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также некорректируемой передачи этих изображений в АИС ОСАГО, откуда она поступает в страховую компанию. Кроме того приложение дает подсказки о том, какие действия нужно выполнить, — говорит адвокат Владимир Гончаров.

    Приложением возможно воспользоваться, только если у сторон ДТП нет разногласий. В таком случае пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную выплату — до 400 тысяч рублей.

В случае разногласий между сторонами, либо при отсутствии средств фиксации ДТП, возможно составление обычного извещения на бумаге. В последнем случае лимит выплаты страховой компанией – до 100 тысяч рублей.

Мобильное приложение «Помощник ОСАГО» может использоваться только пользователями, имеющими подтвержденную учетную запись на «Госуслугах».

Достаточно будет если приложение установлено у одного участника ДТП. Но тот должен ввести данные и на второго участника.

Оформление извещения о ДТП в виде электронного документа возможно только в том случае, если оно произошло на территориях Республики Татарстан, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области. По всей России планируется запуск в ноябре 2020 года.

  • Фотосъемку можно производить с помощью приложения во всех регионах России.
  • Правила оформления европротокола

    Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей. Разнимать части перед заполнением не нужно. Каждый участник может заполнить данные о себе и о своем автомобиле, или один из участников заполняет весь бланк. Удобнее всего заполнять бланк шариковой ручкой на твердой поверхности, чтобы копия на второй странице была четкой.

    В пунктах с 1 по 3 необходимо указать место и время ДТП, и количество поврежденных автомобилей. По правилам европротокола их не может быть более двух. В пункте 4 нужно поставить 0 или прочерк, а в пунктах 5, 6 и 8 – отметить слово «Нет».

    При наличии свидетелей, их данные вносят в пункт 7.

    Пункты с 9 по 12 правой и левой колонки предназначены для данных об автомобилях, водителях и полисах ОСАГО.

    Пункт 13 представляет собой изображение автомобиля, на котором необходимо указать место первого удара. Для описания повреждений служит пункт 14. Завершается заполнение колонок подписью водителей в пункте 15.

    Затем в центральном столбце (пункт 16) необходимо отметить обстоятельства аварии. Допускается отмечать несколько клеток, в зависимости от сложности маневра. В нижней части необходимо указать количество отмеченных клеток для каждого участника.

    Следующий пункт под номером 17 – схема ДТП. В нем необходимо схематически изобразить дорогу со знаками, светофорами, номерами домов и другими ориентирами. Изображая автомобили, нужно расположить их в том же порядке и положении, как и в реальной ситуации, и указать направление движения. Под схемой в пункте 18 оба водителя оставляют свои подписи.

    После этого бланк разделяют на две части, и каждый водитель заполняет 7 пунктов на оборотной стороне. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.

    — При составлении извещения, нужно быть предельно осторожным и выполнять все рекомендации, предусмотренные законом об ОСАГО. Если возникают сомнения, что самостоятельно вы не сможете справиться с составлением европротокола, либо не можете определить ущерб, то вызывайте специалистов — аварийного комиссара, авто-эксперта и т.п. В крайнем случае, всегда имеете право вызвать сотрудников ГИБДД. И конечно же, хочется напомнить всем, чтобы следили за правилами дорожного движения и вовремя оформляли полисы ОСАГО, — отметил адвокат Владимир Гончаров.

    Европротокол: применять или не рисковать?

    Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

    Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую. Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей). Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

    Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия. На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку. ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

    По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

    Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

    Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

    Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО. Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части. Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

    Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

    Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

    Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс. рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России). Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять. Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

    Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае. Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников. Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

    В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России. Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА. Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

    С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин. В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка. Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

    В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение. Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП. «ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

    С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

    Итак, что необходимо сделать при ДТП:

    1. Убедиться, что все живы и здоровы.

    2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

    3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

    4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

    5. Сообщить страховщику о случившемся.

    6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс. рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде. Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

    7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

    8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.

    Упрощенное оформление ДТП

    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОБ ОФОРМЛЕНИИ ДТП ПО «ЕВРОПРОТОКОЛУ» НА БЛАНКЕ, ВЫДАННОМ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЕЙ

    При оформлении ДТП в рамках Европротокола причинитель вреда обязан в течение пяти рабочих дней после даты ДТП направить или представить лично свой экземпляр извещения о ДТП страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО.

    Что такое «Европротокол»?

    Европротокол – это оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

    а) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО);

    б) в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, в результате взаимодействия (столкновения) которых произошло данное происшествие;

    в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО) и зафиксированы в извещении о ДТП, заполненном водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

    Какой из экземпляров заполненного извещения о ДТП необходимо оставить потерпевшему (заполняемый / самокопируемый)?

    Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).

    По возможности необходимо избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП. Если все же в извещении о ДТП присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей.

    Второй участник ДТП не представил заполненное с потерпевшим извещение о ДТП «своему» страховщику. Может ли страховая компания выставить регрессное требование?

    Нет, действующая редакция закона об ОСАГО такой возможности страховщику не предоставляет.

    Какая сумма выплат по Европротоколу?

    При оформлении извещения о ДТП на бланке:

    — если в извещении зафиксированы РАЗНОГЛАСИЯ, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тысяч рублей при обязательном выполнении фиксации данных о ДТП в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО (фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы). Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение по полису ОСАГО не осуществляется;

    Читать еще:  Тотальная гибель автомобиля осаго

    — если в извещении зафиксировано ОТСУТСТВИЕ разногласий, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей при выполнении фиксации данных о ДТП одним из указанных способов и 100 тысяч рублей, если фиксация данных о ДТП не выполнена.

    В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший вместе с извещением о ДТП также подает страховщику заявление о прямом возмещении убытков.

    Необходимо также учитывать, что при оформлении ДТП в рамках процедуры Европротокола владельцы транспортных средств, с участием которых произошло ДТП, без согласия в письменной форме от страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

    Как воспользоваться процедурой «Европротокола», если у водителей есть разногласия?

    Для оформления в рамках процедуры «Европротокола» в случае наличия у участников разногласий в отношении происшествия необходимо совместно заполнить извещение о ДТП, в котором в обязательном порядке должна быть зафиксирована информация о наличии и сути разногласий. Кроме этого, при разногласиях обязательным требованием закона является фиксирование участниками данных о происшествии с помощью специального программного обеспечения (для фотофиксации можно воспользоваться мобильным приложением «ДТП.Европротокол» или «Помощник ОСАГО», одно из которых рекомендуется установить на мобильное устройство заранее, чтобы ускорить процесс оформления на месте), либо с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы, которые обеспечивают фиксацию данных о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО

    Только при выполнении указанных условий водители могут воспользоваться процедурой «Европротокола», максимальный размер возмещения страховщиком при этом составит 100 тысяч рублей. В случае если эти требования закона не выполняются, то оформление в рамках процедуры «Европротокола» невозможно и в этом случае необходимо обратиться в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) для оформления документов о ДТП.

    Для применения процедуры «Европротокола» необходимо, чтобы были соблюдены установленные Законом об ОСАГО условия, в том числе наличие действующих договоров ОСАГО у участников ДТП либо договора страхования гражданской ответственности в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» на момент происшествия (ст. 11.1 закона об ОСАГО).

    Схема определения организации, в которую необходимо обратиться в случаях отзыва лицензии

    Если условия прямого возмещения убытков соблюдены

    Если условия прямого возмещения убытков не соблюдены

    в «свою» компанию

    в компанию причинителя вреда

    в компанию причинителя вреда

    Где можно скачать мобильные приложения «ДТП. Европротокол» и «Помощник ОСАГО»?

    Мобильные приложения доступны для скачивания в Google Play и App Store.

    Достаточно ли зафиксировать ДТП в приложении или необходимо оформлять извещение о ДТП на бумажном носителе?

    Если извещение о ДТП не оформляется в виде электронного документа с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО», то необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП.

    Необходимо ли предоставлять экземпляр Извещения о ДТП на бумажном носителе в страховую компанию? В какие сроки?

    Да, бланк извещения о ДТП, заполненный водителями – участниками ДТП, должен быть направлен ими в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

    Можно ли оформить ДТП с помощью мобильного приложения «Европротокол», если имеются разногласия в обстоятельствах ДТП? Какие действия необходимо предпринять дополнительно?

    Мобильное приложение «ДТП. Европротокол» осуществляет фиксацию данных о ДТП, но не оформляет извещение о ДТП. При наличии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей извещение о ДТП оформляется на бланке, при этом должны быть зафиксированы данные о ДТП: фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы. Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение при наличии разногласий по полису ОСАГО не осуществляется.

    Обращаем внимание на то, что необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП и представить его в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

    Условия самостоятельного оформления ДТП с 1 октября 2019 года

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В этой статье речь пойдет о нововведениях в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступающих в силу с 1 октября 2019 года и относящихся к самостоятельному (без ГИБДД) оформлению дорожно-транспортных происшествий.

    В первую очередь я хочу напомнить о том, что ранее на ПДД Мастер уже была опубликована статья, посвященная нововведениям от 1 октября 2019 года. В ней речь шла о том, что самостоятельно можно будет оформить ДТП только в том случае, если у водителей есть специальное приложение или система ЭРА-ГЛОНАСС. То есть предполагалось, что даже при наличии минимального ущерба водители должны будут использовать приложение или данные спутников в некорректируемом виде.

    Информация о данных нововведения появилась довольно давно — в начале 2018 года. Однако, судя по всему, законодатели еще раз проанализировали ситуацию и пришли к выводу о том, что обязательное наличие приложения или системы ЭРА-ГЛОНАСС является слишком сложным условием для небольших ДТП, поэтому первоначальный вариант нововведений был отменен и вместо него были введены новые условия для использования европротокола. Именно о них пойдет речь сегодня.

    Условия оформления ДТП по европротоколу с 1 октября 2019 года

    Рассмотрим пункт 1 статьи 11 1 закона «Об ОСАГО»:

    1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

    а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

    б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

    а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

    б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

    С 1 октября 2019 года самостоятельно можно оформить ДТП, если выполняются следующие условия:

    • В ДТП столкнулись ровно 2 автомобиля.
    • У каждого из водителей есть ОСАГО.
    • Вред причинен только самим автомобилям (нет пострадавших).
    • У водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и по поводу повреждений автомобилей.

    Примечание. Если у водителей есть разногласия, то ДТП также можно оформить самостоятельно, но для этого потребуется приложение или система ЭРА-ГЛОНАСС. Об этом речь пойдет ниже.

    Также нужно понимать, что максимальный размер выплаты страховой напрямую зависит от того, использовались или нет при оформлении ДТП приложение и данные спутников. Этот вопрос рассмотрен ниже, а итоговую таблицу по оформлению ДТП Вы найдете в конце данной статьи.

    Максимальная выплата по европротоколу

    4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.

    Максимальная выплата по европротоколу составляет 100 000 рублей.

    Однако есть и исключения, при которых максимальная выплата составляет 400 000 рублей. Для этого нужно, чтобы у водителей не было разногласий по обстоятельствам ДТП и по повреждениям транспортных средств, а для оформления должно использоваться приложение или данные системы ЭРА-ГЛОНАСС.

    В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?

    6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

    а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

    б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

    6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

    • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
    • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

    Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

    Итак, закон «Об ОСАГО» предлагает водителю дополнительно использовать для оформления ДТП:

    • Приложение союза автостраховщиков, установленное на смартфоне. Оно рассмотрено в этой статье.
    • Систему ЭРА-ГЛОНАСС (тревожную кнопку), установленную в автомобиле. Особенности ее использования рассмотрены в этой статье.

    Приложение и тревожная кнопка имеют одинаковую «силу» и должны использоваться в следующих случаях:

    • при наличии разногласий водителей для получения выплат в размере до 100 000 рублей.
    • при отсутствии разногласий для увеличения максимальной суммы выплаты до 400 000 рублей.

    Примечание 1. До 1 октября 2019 года получить выплату до 400 000 рублей можно было только в 4-х регионах: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. С 1 октября это возможно в любом регионе России.

    Примечание 2. Если у водителей есть разногласия, а стоимость ремонта превышает 100 000 рублей, то самостоятельно оформить ДТП невозможно. Придется вызывать ГИБДД.

    В каких случаях возможно самостоятельно оформить ДТП?

    Подведем итоги данной статьи и рассмотрим следующую таблицу:

    УщербРазногласияНаличие ГЛОНАСС
    или приложения
    Оформление
    до 100 000естьестьсамостоятельно
    нетГИБДД
    нетсамостоятельно
    от 100 000
    до 400 000
    естьГИБДД
    нетестьсамостоятельно
    нетГИБДД
    Для самостоятельного оформления также должны выполняться следующие условия:
    1. В ДТП столкнулись ровно 2 автомобиля.
    2. У каждого из водителей есть ОСАГО.
    3. Вред причинен только самим автомобилям (нет пострадавших).

    Подводя итоги данной статьи можно сделать следующие выводы:

    1. В целом условия самостоятельного оформления стали несколько проще, т.к. регион, в котором произошло ДТП, больше не имеет никакого значения.

    2. Первоначально предполагалось (в редакции, которая в итоге так и не начала действовать), что условия станут еще проще. Однако за простотой условий скрывалась необходимость наличия приложения или системы ЭРЫ-ГЛОНАСС у участников аварии. А они пока что есть далеко не у всех.

    Так что можно сказать, что новая редакция в целом пойдет на пользу водителям.

    Напомню, что на ПДД Мастер есть отдельная статья, посвященная самостоятельному оформлению ДТП:

    Кроме того, предлагаю Вам ознакомиться и с полным текстом обновленного закона «Об ОСАГО»:

    Новые правила оформления европротокола c 01.11.2020г

    С 1 ноября 2020 года вступают в силу изменения в Правилах ОСАГО, касающиеся порядка оформления европротокола. Расскажем о данных изменениях более подробно.

    Автолюбители всей страны смогут отправлять извещения о ДТП и фотографии происшествия в страховую компанию в электронном виде с помощью приложения госуслуг. Такая возможность будет доступна как гражданам, так и юридическим лицам. Водителю, попавшему в аварию, необходимо будет лишь сфотографировать повреждения автомобиля и схему происшествия, затем загрузить их через приложение: нужные для извещения страховой фирмы данные поступят из его личного кабинета. Автолюбители могут внести корректировки лишь один раз. Никаких бумажных протоколов и уведомлений оформлять не нужно. Ожидается, что извещения о ДТП можно будет отправлять и через мобильные приложения страховых компаний.

    Примечательно, что в настоящее время европротокол в электронном виде можно оформить лишь в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других регионах России. Для этого существуют два приложения – «ДТП. Европротокол» и «Помощник ОСАГО». Эксперимент под контролем Российского союза автостраховщиков продолжался больше 10 месяцев, и был признан успешным.

    Еще одно важное новшество: автолюбители смогут оформлять европроткол даже в тех случаях, когда другой участник ДТП не согласен с обстоятельствами происшествия, характером и особенностями повреждений автомобилей. Ранее при наличии разногласий участникам происшествия было необходимо вызывать сотрудников ДПС.

    Ожидается, что данные нововведения сэкономят время автолюбителей на оформление ДТП. Более того, страховое возмещение будет быстрее поступать на счет, поскольку сократиться время получения страховыми компаниями извещения об аварии. В то же время, не исключены различные сложности и накладки с отправкой извещений, поскольку сервис работает в тестовом режиме.

    Напомним, что в настоящее время европротокол оформляется в случаях, если предполагаемая сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (400 тысяч рублей для Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Кроме того, участников ДТП должно быть двое, их гражданская ответственность должна быть застрахована по ОСАГО, и в происшествии не должно быть пострадавших.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    ×
    ×