1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Считается ли дтп если нет повреждений?

Суд встал на сторону автомобилистки, уехавшей с места ДТП

Не за всякое покидание места ДТП лишат водительских прав

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – дело достаточно своеобразное. И понять, что произошло именно ДТП, не всегда можно, причем не только если вы рядовой водитель, но даже если вы опытный сотрудник ГИБДД.

С одной стороны, все просто и доходчиво прописано в пункте 1.2 Правил дорожного движения:

«Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Но на самом деле понимание участниками движения того, что можно считать дорожной аварией, а что нельзя, достаточно расплывчато.

Причем самыми хрестоматийными примерами ДТП могут быть те дорожные происшествия, на которые многие автомобилисты просто не обратят внимания:

въехал автомобилист в яму, получил автомобиль повреждения – по закону это считается дорожно-транспортным происшествием;

или наезд на мяч, игрушку или другой предмет, принадлежащий иному лицу при движении автомобиля в жилой зоне (по двору домовладения). На автомобиле повреждений нет – предмет конструктивно был уничтожен – это также ДТП.

И наоборот, в соответствии с определением пункта 1.2 ПДД не всякое событие, в котором принимал непосредственное участие автомобиль и произошедшее во время его движения, можно считать дорожным происшествием, если не соблюден ряд фактов. В частности, не пострадали люди, не нанесен любой материальный ущерб всем участникам ДТП (хоть футбольному мячику, хоть столбу, хоть другому автомобилю). Поэтому не всякий непосредственный контакт также можно считать ДТП.

Об этом факторе автомобилисты также часто забывают. Но, похоже, о нем чаще забывают сами сотрудники ГИБДД.

Теперь, по всей видимости, сотрудники Госавтоинспекции будут помнить об этом лучше, да и рядовым автомобилистам это не лишним будет повторить. Тем более что подобное дело было разобрано судом в Ненецком автономном округе.

Предыстория разбирательства такова:

Парковка, маневр автомобиля задним ходом. Происходит соприкосновение двух машин (движущейся и припаркованной). «Столкновение» замечает свидетель и, остановив виновницу происшествия, указывает ей на аварию. Однако, осмотрев автомобили и не найдя повреждений (отсутствует материальный ущерб), водительница уезжает.

Но свидетель проявляет гражданскую позицию и сообщает о происшествии как в органы, так и автовладельцу.

Развитие событий в судах:

ГИБДД оформляет протокол, вменяя автолюбительнице неисполнение обязанностей при ДТП (то есть покидание места аварии), мировой судья признает виновной и лишает водительских прав на 1 год. Аналогично поступает городской суд, подтверждая решение нижестоящей инстанции.

Тем не менее председатель суда Ненецкого автономного округа не согласился с доводами как сотрудников Госавтоинспекции, так и судебных инстанций. А доводы, с которыми согласились суды, были такие:

повреждения на автомобилях участников сотрудники ГИБДД все же увидели. В том числе «нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле «ВАЗа».

Хотя при столь незначительных контактах и небольших повреждениях (небольшая затертость без следов краски другого автомобиля, небольшой скол или царапина) не всегда может быть доказательством причинения материального вреда ввиду дорожного происшествия. Но об этом мы упомянем чуть позже.

Почему в итоге суд встал на сторону автомобилистки?

Вот на что обратил внимание третий суд:

1. Судья первой инстанции не провел всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

2. Указал и на пункт 1.2 ПДД. В частности, отметив, что не является ДТП соприкосновение автомобилей или автомобиля с любыми другими объектами дорожной инфраструктуры (столбы, ограждения, бордюры, заборы и так далее), если участники не получили повреждений (об этом мы писали выше).

А значит, событие не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не должна налагаться ответственность.

3. И наконец, самое главное. Из документов (в справке о ДТП) говорится, что на автомобилях есть повреждения. ОДНАКО! Ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Это очень важный факт! Всесторонность, полнота и объективность исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств служителями Фемиды явно не учитывались.

Не менее важно, что владелец, на чей автомобиль был совершен наезд, также не заявлял о том, что его автомобилю был причинен вред или материальный ущерб. Виновница ДТП также отрицает, что повреждения имели место быть.

Это второй важный фактор, говорящий нам о том, что:

а) Нет заявления (материальных претензий) от пострадавшего – делу не должны давать ход по административным закоулкам правоприменения;
б) Если есть небольшие повреждения (а они будут в ходе эксплуатации автомобиля по-любому), еще нужно доказать, что они произошли именно от данного контакта. Просто указать на царапины и затертости недостаточно!
в) Из пункта «б» вытекает нижеследующее: обязательна к проведению автотехническая экспертиза, которая в данном случае не проводилась;
г) А значит, банально не хватает собранных доказательств. Что будет трактоваться в пользу «виновника» ДТП, даже если он действительно виновен.

Вывод логичен:

Председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

Subaru Forester SF5 T-800 3.0 › Бортжурнал › нужен совет ДТП без повреждений…

попал я в ситуацию в которой вроде все понятно а вроде и нет:(
я парковался на стоянке перед торговым центром, машин куча условия стесненные, в несколько приемов я кое как влез на парковочное место. в тот момент пока я совершал маневры с покупками шли хозяева впереди стоящего прадика.
на мой взгляд им просто не понравилось, что я близко «терся» перед их машиной
в какой то из моментов хозяин прадика стал прыгать и нервничать!
я вышел и спросил, что случилось? он начал нервно кричать, что я повредил его бампер.
на вопрос где? он показал старую трещину совсем не относящуюся к данному разговору.
говорит типа вот что ты сделал!
я ему: как ? ведь высота моего бампера которым я якобы задел его была совершенно разная (трещина снизу возле глушака)

ни на его бампере ни на моем нет ни одной царапины, следов краски, вмятин и т.д.
он уперто говорил что я его задел и он слышал скрежет и то что якобы от мороза лопнул бампер в другом месте!
мне ничего не оставалось как вызвать сотрудником ДПС.
приехав они составили определение на дознание где сказано: «повреждений нет» и справку о ДТП в котором сначала написали бампер, а потом взяли в скобки.

вот и вопрос, что мне в таком случае делать?

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

хорошо! пусть я на какой-то миллиметр задел его бампер все равно нет повреждений!
и как я смогу теперь доказать, что повреждений нет?

цитата из интернета: «легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием.»

ВС РФ: покидать место ДТП можно, но только если в нем пострадал всего один автомобиль

lightpoet / Depositphotos.com

Если в ДТП пострадал только один автомобиль, то его водитель вправе оставить место происшествия без вызова сотрудников полиции. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу автолюбителя, лишенного прав по ч. 2 ст.12.27 КоАП (оставление места ДТП его участником).

Его машина, действительно, попала в ДТП – неудачно съехала в кювет и перевернулась. К счастью, в инциденте больше никто не пострадал. Водитель добрел до ближайшего придорожного кафе (там работала его жена), чтобы перевести дух. Вскоре туда же подъехали и сотрудники ГИБДД. Его обвинили в том, что он скрылся с места аварии, привезли обратно к опрокинутой легковушке и составили протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Районный суд согласился с тем, что водитель нарушил предписания п. 2.5 ПДД, что правонарушение это вообще имеет повышенную общественную опасность, а потому отобрал права на год. Краевой суд с ним целиком согласился.

ВС РФ рассуждал более тонко:

  • Правила дорожного движения содержат несколько наборов правил для водителей – участников ДТП;
  • в частности, согласно п. 2.5 ПДД (нарушение именно этого пункта и вменялось автолюбителю) при ДТП водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • п. 2.6 ПДД устанавливает обязанности для участников ДТП, в результате которого погибли или ранены люди: вызвать неотложку и полицию, оказать первую помощь и другие обязанности;
  • п. 2.6.1 ПДД устанавливает обязанности для участников ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу: освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав положение транспортных средств. При этом если участники ДТП имеют разногласия по поводу его обстоятельств, то они должны сообщить о случившемся в полицию для получения указаний о месте оформления ДТП. А вот если разногласий нет, то причастные к происшествию водители не обязаны звонить стражам порядка, могут уехать с места ДТП и оформить документы, используя различные варианты;
  • следовательно, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения в результате такого происшествия вреда только имуществу и отсутствия между ними разногласий на предмет характера, перечня и оценки полученных повреждений;
  • а значит, при отсутствии пострадавших, при отсутствии иных участников ДТП, с учетом причинения вреда только владельцу перевернувшегося автомобиля у его водителя отсутствует императивная обязанность оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия и сообщать о случившемся в полицию (Постановление ВС РФ от 8 ноября 2018 г. № 18-АД18-59).

Итог – дело прекращено за отсутствием события правонарушения.

Что делать при ДТП без пострадавших в 2020 году

  • Дейтвия водителей после ДТП
  • Документальное оформление
  • Общие вопросы

Даже самый опытный и аккуратный водитель может оказаться в аварийной ситуации. Самое главное в дорожно-транспортном происшествии — не паниковать и взять ситуацию в свои руки. Отличным помощником для вас станет знание законов, регулирующих действия при ДТП без пострадавших в 2020 г. В их многообразии и во многих других нюансах разрешения дорожных споров поможет разобраться эта статья.

Действия водителей в первые минуты после ДТП

В первые минуты после столкновения необходимо оценить обстановку внутри и снаружи вашего транспортного средства. Далее приведена примерная последовательность действий.

1 Заглушите двигатель, включите стояночный тормоз и аварийные сигналы. После этого — установите позади машины знак аварийной остановки, в 15 м от машины в населенном пункте, 30 м вне населенного пункта.

2 Выясните у попутчиков, получили ли они травмы и ушибы. Если нет — переходите к третьему пункту.

3 Подойдите к автомобилю второго участника ДТП, выясните, есть ли пострадавшие в салоне, и попросите его выйти из машины.

4 Совместно с другим водителем выберите наиболее подходящий ракурс и сфотографируйте все нюансы происшествия: месторасположение, номера, повреждения.

5 Все эти моменты можно продублировать с помощью видеосъемки.

6 После того, как вы тщательно зафиксировали всю ситуацию, автомобили с дороги необходимо убрать.

Последнее требование обязательно. Оно прописано в абзаце 1 п. 2.6.1. Правил Дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090:

Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

п. 2.6.1. Правил Дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090

Если вы решите оставить автомобили на дороге и дождаться приезда сотрудников полиции, они могут выписать вам штраф, если не найдут достаточно веских причин для оставления транспортных средств. Основание для штрафа — п.1 ст. 12.27 КоАП РФ:

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей

п.1 ст. 12.27 КоАП РФ

Документальное оформление ДТП — варианты действий

Следующий шаг — оформление документов о ДТП. Здесь у вас есть несколько вариантов.

1 Самостоятельное оформление документов.

Присутствие сотрудников ГИБДД на сегодняшний момент — не обязательное условие для решения вопроса о том, что делать при ДТП без пострадавших — последние поправки позволяют самостоятельное документальное оформление.

Федеральный закон «Об ОСАГО» № 40-ФЗ дает право на заполнение извещения о ДТП без привлечения сотрудников силовых структур в случае наличия:

У обоих водителей действующего полиса ОСАГО.

Отсутствия разногласий относительно виновника ДТП.

У одного из водителей бланка извещения, который выдается страховой компанией.

Общего ущерба, не превышающего 50 000 рублей.

В первую очередь вам необходимо попросить у второго участника полис ОСАГО. Тщательно проверьте номер, дату выдачи, срок действия, наименование и адрес компании-страхователя. Скрупулезное заполнение всех полей извещения — ваш гарант на получение страховой выплаты.

После оформления бланка его подписывают оба водителя. И каждый получает один экземпляр. Далее в течение пяти дней вы должны предоставить вашему страховщику это извещение с приложением:

Заявления о возмещении убытка.

Цифровой носитель с фото- или видеосъемкой с места аварии.

Заявления о подлинности предоставляемых материалов.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Часть 2 абзаца 3 п. 2.6.1. Правил Дорожного Движения РФ

2 Предоставление материалов на пост ГИБДД.

Если у вас нет при себе бланка, вы не уверены в том, что сможете правильно его заполнить или сумма ущерба превышает установленную — направляйтесь в ближайшее отделение ГИБДД. Представьте сотруднику все имеющиеся у вас материалы, и он составит протокол и оформит необходимые документы.

Читать еще:  Как внести в страховку нового водителя

В этом случае:
— они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции;».

Часть 1 абзаца 3 п. 2.6.1. Правил Дорожного Движения РФ

3 Вызов сотрудников ГИБДД на место аварии.

Часто участники ДТП не могут достигнуть взаимопонимания относительно виновника, размера ущерба и по многим другим вопросам. В этом случае оптимальным решением будет не переходить на агрессивный тип общения, а позвонить в полицию. Они помогут объективно оценить ситуацию, формат повреждений и фотоматериалы. И, приехав на место, должным образом составят протокол и оформят другие документы для страховой компании.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия

Абзац 2 п. 2.6.1. Правил Дорожного Движения РФ

4 ДТП без оформления документов.

В случае, когда достигнуто полное взаимопонимание со вторым участником ДТП и ситуация не требует вмешательства страховых компаний, можно обойтись без составления протокола.

В этом случае:
— они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии

Часть 3 абзаца 3 п. 2.6.1. правил Дорожного Движения РФ

Самостоятельное документальное оформление аварии значительно упрощает ситуацию, но при малейшем недочете в составленных документах страховые службы могут отказать в выплате. Профессиональный юрист, специализирующийся на дорожных спорах, поможет справиться с любыми проблемами и советами подскажет, что делать при ДТП без пострадавших в 2020 году.

Что такое дорожно-транспортное происшествие? Определение и условия

Что значит ДТП по закону?

  1. Главные условия ДТП по ПДД: автомобиль едет, едет по дороге, участвует в столкновении и в результате инцидента есть вред имуществу, здоровью или жизни людей.
  2. Но само столкновение не обязательно должно быть – в бесконтактных авариях у виновника может и не быть повреждений.
  3. Верховный суд широко описал процесс дорожного движения. Так, на парковке в случае со стоящим авто тоже считается ДТП.

С одной стороны кажется, что ДТП – достаточно простое событие, которому есть чёткое определение в ПДД. Но не тут то было! Есть бесконтактные происшествия, удары по стоящим автомобилям, которые при различных обстоятельствах могут быть признаны данным определением или нет, а также разного рода спорные по виновности и факту наличия этого события ситуации. Поэтому в данной статье мы рассмотрим тонкости самого термина «дорожно-транспортное происшествие» и выясним, что оно вообще означает и когда считается, а когда – нет в 2020 году.

Что значит ДТП по закону 2020 года?

Итак, первое, что вспоминает большинство водителей при значении этого термина – Правила дорожного движения. Однако, он упоминается также в другом нормативном акте, который по приоритету стоит значительно выше – Федеральный закон О безопасности дорожного движения. К счастью, в судебной и иной практике о приоритетах говорить не приходится – определения абсолютно идентичны в обоих документах.

Что же означает ДТП в законодательстве, актуальном 2020 год:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Из определения делаем вывод, что для признания факта происшествия должны быть выполнены все перечисленные ниже условия:

  1. ДТП считается, только если автомобиль двигался по дороге,
  2. при этом, нужно, чтобы он участвовал в этом происшествии,
  3. в результате аварии должен быть нанесён вред либо здоровью или жизни человека (людей), либо имуществу (этому автомобилю, другим транспортным средствам или чему-либо другому).

Примеры

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда событие относится к дорожному происшествию, а когда нет.

  • Согласно ПДД, дорога – это обустроенная или приспособленная поверхность земли или сооружения. Соответственно, столкновение автомобилей будет считаться ДТП, если оно произошло в поле на грунтовой дороге, к примеру, и не будет считаться, если это произошло там, где ни одна машина до этого не ездила. Однако, при разборе такого события инспектор ИАЗ ГИБДД или суд могут вынести и своё мнение на этот счёт. Например, укажут, что, двигаясь в голом поле вне приспособленной дороги автомобиль самим своим движением по участку земли уже приспособил её к движению. Следовательно, здесь уже будут все признаки дорожно-транспортного происшествия.
  • Если столкнулись 2 автомобиля, а на третий отлетела деталь и повредила его. В этом случае третий авто – тоже участник этой же аварии.
  • Если в результате взаимодействия машин пострадавших и повреждений нет, то это уже не ДТП, так как не выполнено одно из условий обозначения этого термина – вред имуществу, здоровью или жизни людей. К примеру, 2 авто ударились зеркалами, те просто сложились, но на них нет ни единой царапины или потёртости.

Тонкости отдельных видов происшествий

Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!

Бесконтактные ДТП

Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:

  • виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто – причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
  • с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.

Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.

Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП. А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2020 года.

Дело в том, что, помимо самого определения в ПДД, которое предписывает, что значит ДТП в принципе, есть в законодательстве также более конкретные формулировки гражданской ответственности при таких событиях. Так, часть 3 ГК РФ указывает, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Именно поэтому участие автомобиля в происшествии означает не обязательно наличие контакта.

Именно так считает и Верховный суд России, который в одном из своих определений указал буквально следующее:

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характер правоотношений сторон по настоящему делу.

Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.

Тонкость ещё и в том, что есть пункт 10.1 ПДД, который обязывает водителя при возникновении опасности на дороге снижать скорость вплоть до полной остановки. И никаких кручений рулём и ухода в сторону и, тем более на встречную полосу. Именно такой довод чаще всего приводят виновники бесконтактных ДТП либо страховые, отказавшие в возмещении по ОСАГО потерпевшим.

Таким образом, вполне возможны и бывают в судебной практике 2020 года решения, когда судьи делают вывод: «нужно было тормозить и бить виновника, а не вертеть рулём». Чаще всего такие заключения встречаются, когда потерпевший в результате ухода от столкновения ушёл на встречную полосу движения и там столкнулся с другим автомобилем. То есть речь идёт о бесконтактных ДТП, когда в результате именно маневрирования последствия печальнее, чем предположительно были бы, если бы потерпевший оттормаживался и бил виновника.

Стоящий автомобиль на парковке

Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация – это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.

С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП. Но считается, и вот почему!

Дело в том, что судебная практика 2020 года твёрдо связывает процесс движения по дороге из определения дорожного происшествия с процессом самого дорожного движения. А у последнего также есть своё определение. Так, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанная с перемещением людей и грузов с помощью транспортных средств и без них.

Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:

  • при остановке на красный сигнал, чтобы пропустить пешехода, перед знаком «Стоп», по требованию сотрудника полиции и так далее по причинам, именуемым в среде автозаконов «технической остановкой»,
  • при посадке и высадке пассажиров,
  • при погрузке и разгрузке груза,
  • и даже в случае припаркованного на стоянке автомобиля.

Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона [Об ОСОАГО] под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении).

В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации . установлено, что дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Данная совокупность включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2020 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП. Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить. Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.

Столкновение с предметами

Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.

Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:

  • если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
  • если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.

Какие штрафы за ДТП?

Многие водители зачастую путают административную ответственность и гражданскую. Между тем, эти 2 понятия необходимо различать:

  • административное наказание – это, собственно, наказание – штраф, лишение прав, арест и другие меры в целях пресечения нарушений данным лицом в будущем, назначается полицией или судом,
  • гражданская ответственность – это возмещение вреда при его причинении тому, кому он был нанесён, возмещается добровольно, страховой компанией по ОСАГО либо через суд.

За сам факт происшествия ни для виновника, ни, тем более, для потерпевшего никакого административного наказания нет. Но есть санкции за последствия аварии в виде вреда здоровью и за гибель людей. Давайте рассмотрим их все!

Таблица штрафов за ДТП

За что наказание?Размер санкцииНорма закона
За причинение лёгкого вреда здоровьюШтраф 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет12.24, часть 1 КоАП РФ
За средний вред здоровьюШтраф 10-20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года12.24, часть 2 КоАП
За повреждение дорожных знаков и других сооружений в результате ДТПШтраф от 5 до 10 тысяч12.33 КоАП
За тяжкий вред здоровьюОграничение свободы до 3 лет,
либо принудительные работы до 2 лет,
либо арест до полугода,
либо лишение свободы до 2 лет.
Статья 264, часть 1 УК РФ
За тяжкий вред, если водитель был пьян или скрылся с места ДТПОграничение свободы до 5 лет,
либо лишение свободы до 3 лет.
Ч.2 ст. 264
За смерть одного человекаПринудительные работы на срок до 4 лет,
либо лишение свободы до 5 лет.
Ч.3 ст. 264
За смерть одного лица, если водитель был в состоянии опьянения либо скрылсяЛишение свободы от 5 до 12 лет.Ч.4 ст. 264
За смерть 2 и более лиц в результате происшествияПринудительные работы на срок до 5 лет,
либо лишение свободы до 7 лет.
Ч.5 статьи 264 УК
За гибель 2 и более людей, если водитель был в состоянии опьянения или скрылся с места аварииЛишение свободы на 8-15 лет.

Обратите внимание, что за вред здоровью или жизни наказывается только виновник ДТП. При этом, такой вред может быть нанесён не только пешеходу (например, когда водитель сбивает на переходе), а в том числе потерпевшему водителю-участнику аварии и даже пассажиру, находящемуся в авто водителя.

Более подробно о сроках лишения прав при ДТП мы рассказали в специальной статье об этом.

Нет столкновения – нет выплаты?

Опасность №1: кто виноват?

Один из повсеместно распространённых случаев отказа в выплате страховой суммы по полису ОСАГО – отсутствие касания двух транспортных средств. Страховщики объясняют отклонение претензий на компенсацию ущерба сложностью в доказательстве причинно-следственной связи между самим ущербом и действиями одной из сторон. Можно ли получить деньги от страховой компании или придётся восстанавливать автомобиль за свой счёт? Приведём примеры типичных ситуаций:

  • Впереди идущий по вашей полосе автомобиль неожиданно начинает резко тормозить.
  • Вас подрезают.
  • Автомобиль с полосы встречного движения перестраивается на вашу.

Вы во избежание столкновения совершаете манёвр (на соседнюю полосу или полосу встречного движения или в кювет), и автомобиль получает повреждения об отбойник, канаву, бордюр и т. д.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Вы не успели разглядеть или записать номер автомобиля, ставшего препятствием на пути движения. Второй водитель с места происшествия скрылся или же категорически отрицает собственную вину.

Совет: ищите свидетелей. Настаивайте на наличии претензий к виновнику происшествия, даже если его личность не будет установлена.

Опасность №2: не дают справку

Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия, отказывают в оформлении справки, ссылаясь на отсутствие касания между двумя движущимися ТС.

Совет: настаивайте на оформлении справки. Без неё к страховщику обращаться бессмысленно.

Что гласит закон?

Обратимся к ряду законодательных актов, которыми руководствуются как сотрудники ГИБДД, так и страховщики:

В ПДД записано (п. 10.1): «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Понимать это следует прямолинейно: манёвры по соседним полосам и кюветам не предусмотрены (так трактуют страховщики), но и не запрещены. Однако если при маневрировании вы задеваете третье транспортное средство, то сами становитесь виновником ДТП.

Там же дано определение ДТП (п. 1.2): это событие, возникающее с участием ТС в процессе его движения, в результате которого наблюдается какой-либо материальный ущерб или получают травмы люди (вплоть до несовместимых с жизнью). Как видим, про прямое столкновение ТС нет ни слова. В законе об ОСАГО так же нет указания на необходимость столкновения.

В Правилах страхования говорится об обязанности страхователя позаботиться об уменьшении ущерба. То есть, если водитель имел возможность минимизировать убытки, но не сделал этого, то это – нарушение Правил. Рассматриваемое нами маневрирование есть не что иное, как разумный шаг по минимизации потерь. Само собой разумеется, что при этом вы не должны мешать движению других автомобилей. Кстати, понятие «создание аварийной ситуации» в современных ПДД отсутствует.

Обратимся к Гражданскому Кодексу РФ. В статьях 15 и 1064 сказано, что вред, причинённый имуществу и/или здоровью человека, должен быть компенсирован в полном объёме непосредственным виновником.

Страховщик отказал в выплате по ОСАГО: что делать?

При ДТП без столкновения крайне сложно самостоятельно урегулировать вопрос возмещения ущерба по полису ОСАГО напрямую со страховщиком. За помощью лучше всего обратиться к страховому юристу, который поможет оформить бумаги так, чтобы можно было рассчитывать на компенсацию. Как уже говорилось, основная сложность заключается в доказательстве наличия причинно-следственной связи между наличествующим ущербом и действиями второй стороны. Для этого необходима автотехническая экспертиза – настаивайте на её проведении. Результатом данной оценки должен стать вердикт о неизбежности столкновения и получения не меньших потерь. Кроме того, эта же экспертиза докажет, что не сам страхователь самостоятельно причинил ущерб своему автомобилю.

Для определения противоправности действий второй стороны необходимо обратиться к ПДД и определить те нормы, которые были нарушены. Зафиксированные в Постановлении об административном правонарушении, они станут достаточным доказательством вины участника дорожного движения. Ущерб вследствие ДТП без столкновения может быть компенсирован по ОСАГО даже в случае отрицания вторым участником своей вины.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Какой штраф за ДТП в 2020 году для виновника аварии

Источник фото: Interfax

За сам факт ДТП штрафа нет — только за нарушение правил дорожного движения, которое привело к аварии. Реже штрафуют за неправильный порядок действий водителя. Если ДТП с пострадавшими, виновника могут арестовать или посадить в тюрьму.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Содержание

  • Порядок действий при ДТП
  • Гражданская ответственность
  • Административные штрафы
  • Уголовная ответственность
  • Когда попал в ДТП на чужой машине
  • Как защитить себя при ДТП

Порядок действий при ДТП

ДТП без пострадавших. Участник аварии по правилам дорожного движения обязан выполнить шаги:

  1. остановить машину;
  2. включить аварийную сигнализацию;
  3. выставить на дорогу знак аварийной остановки на расстояние не менее 15 метров от машины;
  4. сфотографировать место ДТП;
  5. не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП, например, сбитое ограждение или знак;
  6. определить, не пострадал ли кто-то в ДТП. Для этого подойдите к другим участникам аварии и спросите, как они себя чувствуют;
  7. освободить дорогу, если машина мешает другим участникам движения.

Если участник ДТП не выполнил эти правила, он получит штраф 1000 рублей.

ДТП с пострадавшими. Если водитель видит, что пострадали люди, он должен дополнительно:

  • принять меры по спасению пострадавших — помочь выбраться из машины, сделать перевязку, вызвать скорую;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайший медпункт;
  • если это невозможно, доставить на своей машине в ближайшее медучреждение. Сообщить медперсоналу свое имя, госномер машины, предъявить паспорт, права и свидетельство о регистрации ТС;
  • вернуться к месту происшествия.

Если участник аварии этого не сделал, штраф — тоже 1000 рублей.

Если вы не уверены, что пострадавшего можно переносить, лучше дождаться врачей. Непрофессиональные действия навредят при травме позвоночника.

Гражданская ответственность

Гражданский кодекс объясняет, как действовать, если участник ДТП получил ущерб. Например, если машину поцарапали на парковке, кодекс обязывает виновника возместить ущерб.

Гражданскую ответственность страхует полис ОСАГО. Если произойдет ДТП, виновнику не придется платить из своего кармана — это сделает страховая компания. Максимальная сумма страховой выплаты по закону — 400 000 рублей.

Автовладельцы обязаны страховаться по закону. Штраф за вождение без страховки — 800 рублей.

Административные штрафы

Аварии часто случаются из-за нарушения правил. Нарушения указаны в КоАП со штрафами:

Нарушение

Штраф, руб.

Автомобиль не зарегистрирован

5000 либо лишение прав на срок до 3 месяцев

Нет СТС или полиса ОСАГО

На авто стоят красные фары или светоотражатели

Автомобиль был неисправен до аварии

Водитель или пассажиры не пристегнуты

Нет водительских прав

Виновник лишен прав

Проехал на красный

Не предоставил преимущество на перекрестке

Не включил поворотник перед маневром

Ехал по обочине

Ехал по велосипедным дорожкам или тротуару

Ехал по встречной полосе

Не следовал правилам после ДТП

Штрафы суммируются. Например, если водитель был пьян и выехал на встречную, штраф будет 35 000 рублей с лишением прав.

Уголовная ответственность

Если в ДТП серьезно пострадал водитель или пассажир, виновника наказывают по Уголовному кодексу. По статье 264 УК будут такие наказания:

Нарушение

Наказание

Пострадавший получил тяжелые повреждения

лишение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет

Пострадавший получил тяжелые повреждения, водитель был пьян и скрылся с места аварии

лишение свободы до 7 лет,
принудительные работы до пяти лет

лишение свободы до 5 лет, принудительные работы до 4 лет

Погиб человек, водитель был пьян и скрылся с места аварии

лишение свободы до 5 лет

Погибли два человека или больше

лишение свободы до 7 лет, принудительные работы до 5

Погибли двое или больше, водитель был пьян и скрылся с места аварии

лишение свободы от 8 до 15 лет

Тяжелые повреждения согласно постановлению правительства — те, из-за которых человек теряет слух, зрение, речь или работоспособность. Прерывание беременности — тоже тяжкий вред здоровью.

Когда попал в ДТП на чужой или служебной машине

На каршеринге. Действия будут теми же, что и при ДТП на личном автомобиле. Но есть нюанс: операторы запрещают оформлять аварию по Европротоколу, без инспектора ГИБДД. При неправильном оформлении страховая не примет документы и оператор не получит компенсацию.

По договору с оператором пользователь обязан возместить часть материального ущерба. У оператора YouDrive условия такие:

Размер ущерба, руб.

Арендатор возмещает

50 000 + 25% от суммы,
превышающей 70 000

до 70 000 рублей, водитель был пьян

до 50 000 рублей

более 70 000 рублей, водитель был пьян

50 000 рублей и полное возмещение причиненного ущерба

У Яндекс.Драйва условия другие:

Условия выплаты

Арендатор возмещает

Водитель скрылся с места ДТП

Водитель был пьян

В техподдержке пояснили, что если сумма штрафа окажется неподъемной, оператор рассмотрит возможность рассрочки.

Оператор «Делимобиль» не берет выплат с виновника, если тот использует тариф «Сказка». Если тариф базовый — спишется до 25 000 рублей.

На служебной машине. Скорее всего, разбираться со штрафом будет работодатель. Если коротко, то у него есть три варианта:

  1. Обжаловать штраф, если виноват не водитель, а неисправная техника или обстоятельства непреодолимой силы.
  2. Удержать штраф из зарплаты водителя. Не больше 20% с одной зарплаты.
  3. Уплатить штраф самостоятельно, если ДТП из-за неисправности машины.

Как защитить себя при ДТП

Иногда инспекторы ГИБДД вменяют нарушение, не разобравшись в ситуации. Чтобы этого не произошло, обязательно участвуйте в разборе ДТП в отделении полиции.

Приезжайте на разбор ДТП. Если вас не будет, решение примут без вас и, скорее всего, не в вашу пользу.

Посоветуйтесь с юристом. Если вы не готовы дать квалифицированный ответ на обвинения, возьмите паузу — перенесите рассмотрение дела, законы дома или воспользуйтесь услугами юриста. Вы вправе так поступить.

Запомнить

  1. Если вы попали в ДТП, остановите машину, включите аварийный сигнал и выставьте аварийный знак на дорогу.
  2. Ущерб до 400 тысяч пострадавшему возместит страховая по полису ОСАГО.
  3. Если виновник ДТП нарушил правила дорожного движения, придется уплатить штраф — от 500 до 30 000 рублей. За нетрезвое вождение лишают прав.
  4. Если пострадали люди, виновник может получить штраф от 2000 рублей либо до 15 лет тюрьмы, в зависимости от степени тяжести повреждений.
  5. Если попали в ДТП на служебной машине и ваша вина не доказана в суде, штраф будет платить работодатель.
  6. Обязательно приезжайте на разбор ДТП — без вас могут принять решение не в вашу пользу. При разборе можно взять паузу и посоветоваться с юристом.

Если у вас возникли трудности на дороге, пишите в нашем паблике. Мы дадим комментарии нашего автоюриста.

Могу ли я считаться виновником ДТП, если мой автомобиль не пострадал?

Выезжал с прилегающей территории на главную дорогу. Посмотрев налево убедился что могу совершить маневр. Справа забор мне закрывал вилюдимость. Я выехал на разделительную полосу и увидел что справа едут машины. Остановился чтобы подождать когда они проедут. (Дорога в обе стороны по две полосы, по середине разделительный элемент в виде отбойника с забором). В то время как я ждал пока проедут машины, в разделительное ограждение врезался автомобиль. На моем авто повреждений нет. Являюсь ли я участником дтп? Сегодня позвонили из ГАИ и попросили приехать и объяснить ситуацию.

    ДТП машина виновника не застрахована, виновник ДТП, авто вин дтп
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 10,0 рейтинг
  • 13203 отзыва эксперт

Добрый день. Если у второго водителя было время для тоо, чтобы увидеть Вас и оценить дорожную обстановку, то виноват он

Здравствуйте. А если мой автомобиль не пострадал, могу ли я вообще быть участником дтп?

могу ли я вообще быть участником дтп?
Виталий

да, можете. Позиуция ВС по этому поводу

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №78-АД 15-4
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Москва 18 сентября 2015 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,
рассмотрев жалобу Табачкова Д А на постановление
мирового судьи судебного участка № 177 Санкт-Петербурга от 11.09.2014,
решение судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2014
и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского
суда от 07.05.2015, вынесенные в отношении Табачкова Д
А (далее — Табачков Д.А.) по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 177 Санкт-
Петербурга от 11.09.2014, оставленным без изменения решением судьи
Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2014
и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского
суда от 07.05.2015, Табачков Д.А. признан виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления
транспортными средствами сроком на один год.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,
Табачков Д.А. просит отменить постановления, вынесенные в отношении него
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2
статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, полагая их незаконными.
2
Второй участник дорожно-транспортного происшествия Г
уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче
лицом, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, жалобы на указанные выше
постановления, в установленный срок возражений на данную жалобу
не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и
доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем
постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения
обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Табачкова Д.А.
к административной ответственности) оставление водителем в нарушение
Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия,
участником которого он являлся, — влечет лишение права управления
транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или
административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно пункту 2.5 Правил дорожного движения, утвержденных
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации
от 23 октября 1993 г. № 1090, при дорожно-транспортном происшествии
водитель, причастный к нему, обязан, в частности, немедленно остановить
(не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию
и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями
пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к
происшествию; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и
адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Из материалов дела следует, что 12.06.2014 в 16 часов 00 минут
Табачков Д.А., управляя транспортным средством марки « »,
государственный регистрационный знак, на пересечении улиц
Железнодорожной и Генерала Хазова в городе Пушкине Санкт-Петербурга стал
участником дорожно-транспортного происшествия с транспортным средством
марки « », государственный регистрационный знак,
владельцем которого является Г после чего в нарушение
требований пункта 2.5 Правил дорожного движения оставил место дорожно-
транспортного происшествия, участником которого являлся.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу
доказательствами: схемой места дорожно-транспортного происшествия (л.д. 6),
3
справкой о дорожно-транспортном происшествии (л.д. 5), определением о
возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 4),
письменными объяснениями участника дорожно-транспортного происшествия
Г (л.д. 8), протоколом об административном правонарушении
от 24.07.2014 (л.д. 3) и иными материалами дела, которые получили оценку на
предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с
требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении
в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и
своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного
правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие
события административного правонарушения, водитель, оставивший место
дорожно-транспортного происшествия, виновность указанного водителя в
совершении административного правонарушения, иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и
условия совершения административного правонарушения.
Утверждение в жалобе об отсутствии факта дорожно-транспортного
происшествия своего подтверждения в ходе производства по делу не нашло.
Данное утверждение опровергается совокупностью перечисленных выше
доказательств, в числе которых объяснения Г (л.д. 8) и
Табачкова Д.А., показания свидетелей, данные в судебном заседании по
рассмотрению дела мировым судьей и судьей городского суда, из которых
усматривается, что 12.06.2014 около 16 часов 00 минут на пересечении улиц
Железнодорожной и Генерала Хазова в городе Пушкине Санкт-Петербурга
Табачков Д.А., управляя транспортным средством марки « »,
государственный регистрационный знак, при осуществлении
маневра поворота на улицу Генерала Хазова создал тем самым помеху для
движения автомобилю марки «, государственный
регистрационный знак, владельцем которого является
Г движущемуся во встречном направлении, в результате чего
автомобиль под управлением Г уходя от столкновения
с вышеназванным транспортным средством, вылетел на тротуар и ударился о
деревья, а Табачков Д.А. в нарушение требований пункта 2.5 Правил
дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия,
участником которого являлся.

Объяснения участников дорожно-транспортного происшествия
Г и Табачкова Д.А., показания очевидца дорожно-транспортного
4
происшествия Томей ЮС, двигавшегося на автомобиле следом за
транспортным средством под управлением Г инспекторов ДПС
ОГИБДД ОМВД России по Пушкинскому району города Санкт-Петербурга
Н и М опрошенных в судебном заседании
в качестве свидетелей, согласуются между собой и с другими
доказательствами, обоснованно признаны судебными инстанциями
достоверными относительно обстоятельств правонарушения.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному
выводу о том, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой
причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова Д.А., вместе
с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-
транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5
Правил дорожного движения.
Факт отсутствия повреждений на передней части автомобиля марки
« », государственный регистрационный знак,
на что указывает Табачков Д.А. в поданной в Верховный Суд Российской
Федерации жалобе, на квалификацию вменяемого ему административного
правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, не влияет.
Суды сочли действия Табачкова Д.А. непосредственно после дорожно-
транспортного происшествия свидетельствующими о наличии у него умысла
на оставление места дорожно-транспортного происшествия, а потому он
обоснованно привлечен к административной ответственности,
предусмотренной частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на
основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств
установлены все юридически значимые обстоятельства совершения
административного правонарушения.
Полагая, что в рассматриваемом случае факт дорожно-транспортного
происшествия отсутствует, заявитель жалобы ссылается на решение судьи
Пушкинского районного суда города Санкт-Петербурга от 02.12.2014 по делу
№, которым изменено постановление инспектора группы розыска
ОГИБДД ОМВД России по Пушкинскому району Б от 28.08.2014
о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении Табачкова Д.А. в связи с
истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Названным решением судьи районного суда из данного постановления
5
должностного лица исключено указание на вину названного лица в нарушении
пункта 13.12 Правил дорожного движения Российской Федерации и в
совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2
статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Приведенный вывод заявителя жалобы основанием для отмены
обжалуемых судебных актов не является, поскольку, как указано выше,
производство по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении Табачкова Д.А. прекращено
в связи с истечением срока давности привлечения к административной
ответственности, а изменения, внесенные решением судьи районного суда по
делу № в постановление должностного лица о прекращении
производства по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, не могут с определенностью
свидетельствовать об отсутствии обстоятельств, послуживших основанием для
привлечения Табачкова Д.А. к административной ответственности по
рассматриваемому делу.
Оставив место дорожно-транспортного происшествия, Табачков Д.А.
совершил административное правонарушение, ответственность за которое
предусмотрена частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что он не был извещен о составлении протокола
об административном правонарушении, были предметом рассмотрения судов и
отклонены ими по основаниям, изложенным в соответствующих судебных
актах. Судами при рассмотрении дела установлено, что протокол об
административном правонарушении составлен с соблюдением требований,
предусмотренных частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, должностным лицом предпринимались
надлежащие меры к извещению Табачкова Д.А. о месте и времени составления
протокола об административном правонарушении, соответствующая
информация была доведена до его сведения телефонограммой (л.д. 9).
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу
фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки
предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в ходе
судебного разбирательства, обоснованно отвергнуты по основаниям,
изложенным в соответствующих судебных актах, и не влекут их отмену.
Постановление о привлечении Табачкова Д.А. к административной
ответственности за совершение административного правонарушения,
предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности
привлечения к административной ответственности, установленного частью 1
статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Табачкову Д.А. в пределах,
установленных санкцией части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при
рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления
сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и
оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 177 Санкт-Петербурга
от 11.09.2014, решение судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга
от 20.11.2014 и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского
городского суда от 07.05.2015, вынесенные в отношении Табачкова Д
А по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу
Табачкова Д Ал — без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров

А не учитывается тот факт, что я не мог завершить сюманевр из за недостаточной видимости?

А не учитывается тот факт, что я не мог завершить сюманевр из за недостаточной видимости?
Виталий

Нет, этого недостаточно, Вы должны были учитывать дорожную обстановку

Что будет, если уехать с места мелкого ДТП. Разбор

Доказать свою невиновность в умышленном оставлении места ДТП и вернуть права смогла не заметившая аварию автомобилистка. Поздно вечером весной 2020 года Екатерина Иванова (имя героини изменено) приехала к себе домой в Чехов на Kia Rio, как обычно, припарковалась у подъезда и отправилась спать. Она не заметила, как повредила задний бампер стоявшего рядом ВАЗ-21099 вишневого цвета, а сигнализация у припаркованной машины не сработала. Однако царапины и характерные следы от краски с утра обнаружила на своей машине владелица отечественного седана. Она сразу же поняла, кто задел ее автомобиль, а отыскать виновника было просто.

Оказалось, что у Ивановой под лобовым стеклом находилась табличка «Позвоните, если мой автомобиль мешает» с номером ее мобильного телефона. Потерпевшая попыталась ей дозвониться, но Иванова спала и трубку не поднимала. В итоге владелица притертого ВАЗа направила обидчице сообщение и параллельно вызвала инспекторов ГИБДД для оформления аварии.

Согласно материалам дела (имеются в распоряжении Autonews.ru), на место происшествия оперативно приехали инспекторы ГИБДД. Владелица ВАЗ рассказала инспекторам, что с утра обнаружила повреждение на бампере слева. Рядом стояла Kia со следами краски вишневого цвета на заднем бампере справа. После этого полицейские начали оформление ДТП и протокола об оставлении места аварии согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Ответственность за такое нарушение предполагает лишение прав на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Сразу после приезда сотрудников ГИБДД пришла владелица Kia Rio. Она рассказала, что не слышала звонков, а как только прочитала сообщение, сразу спустилась во двор. И стала, как утверждала потом в суде водитель ВАЗ, стирать краску со своей машины. На вопросы о причастности к наезду Иванова отвечала путано и в итоге заявила о своей непричастности. Факт, что вечером именно она припарковала машину, Иванова не отрицала. В итоге, хотя автомобилистка и пришла к месту ДТП к моменту оформления происшествия, инспекторы все равно составили на нее протокол за оставление места аварии.

Кроме того, не подтвердились слова Ивановой о том, что она не задевала чужой автомобиль. Так, автотехническая экспертиза показала, что именно этот Kia Rio правой частью бампера въехал в левый задний бампер ВАЗ-21099. На основании этих материалов мировой суд лишил Иванову прав на год.

Как рассказала Autonews.ru адвокат Ивановой, старший юрисконсульт юридической компании «Правокард» Анна Куклева, такое решение автомобилистка обжаловала. В своих доводах она указала, что умысла сбегать с места ДТП у нее не было, поскольку она была уверена, что ни в кого не врезалась. Автомобилистка продолжала настаивать, что не устраивала ДТП, но в случае несогласия суда с ее позицией попросила «расценить вмененное ей правонарушение как малозначительное».

Суд второй инстанции к доводам лишенной прав Ивановой прислушался. Судья обратил внимание на пункт 2.5 ПДД, где прописано, что причастный к ДТП водитель обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Дальнейшие действия водителя в зависимости от обстоятельств и тяжести последствий ДТП регламентируются п. 2.6 и 2.6.1 ПДД. Так, если в результате происшествия погибли или ранены люди, водитель обязан принять меры для оказания первой помощи, вызвать скорую, полицию и так далее.

В случае же если в результате ДТП вред причинен только имуществу, причастный водитель обязан освободить проезжую часть, если создает препятствия для движения, предварительно зафиксировав положение автомобилей, и сообщить в полицию, если есть разногласия по обстоятельствам ДТП.

Если же погибших и пострадавших нет, а характер и перечень повреждений не вызывают разногласий участников ДТП, водители могут не сообщать о случившемся в полицию, а оформить аварию самостоятельно.

Как объяснил суд, основанием для лишения прав Ивановой стали изложенные в протоколе выводы о том, что она покинула место ДТП. Но невыполнение иных обязанностей, предусмотренных пунктом 2.5 ПДД, влечет административную ответственность по более «легкой» ч. 1 статьи 12.27 КоАП. Наказание по этой статье — штраф в размере 1 тыс. рублей.

«Из материалов дела следует, что на момент приезда сотрудников ГИБДД машина Ивановой находилась на месте ДТП, — говорится в решении Мособлсуда. — При этом под стеклом машины находился номер ее телефона, позволивший второму участнику ДТП с ней связаться, и она прибыла к месту оформления аварии в момент оформления его экипажем ДПС. Это подтверждается обеими участницами аварии. При таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении Ивановой места ДТП, участником которого она была».

На этом основании суд решил переквалифицировать вмененную Ивановой статью на ч. 1. ст. 12.27 КоАП — «Невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП». Таким образом автомобилистка отделалась штрафом.

Адвокат Анна Куклева уверена, что решающим обстоятельством для суда стало наличие под стеклом автомобиля Ивановой таблички с ее номером телефона. Помогло и то, что на момент прибытия инспекторов ГИБДД автомобили стояли в изначальном положении.

«Ключевой момент в том, что автомобилистка была готова пойти на контакт, не скрывала свои данные. Кроме того, если в ДТП нет погибших и пострадавших, водители вообще могут обойтись без полиции и оформить аварию самостоятельно при помощи европротокола и специальных приложений», — объяснила адвокат.

Напомним, что с 1 ноября 2019 года расширена сумма возможного страхового покрытия при оформлении европротокола для всех регионов России до 400 тыс. рублей.

В целом, по оценке эксперта, в таких случаях суды идут навстречу водителям и меняют ответственность с лишения прав на штраф. Главное, чтобы автомобилист смог доказать, что скрываться не собирался, а ущерб автомобилям был нанесен совсем небольшой. «Если бы с утра Иванова уехала и ее машину вычислили потом, проблем было бы гораздо больше», — отметила эксперт.

В случае если автомобилист обнаружил, что во время стоянки его машина получила повреждения, а виновник уехал, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов советует сразу вызывать инспекторов ГИБДД.

«Обращаться к участковому можно в случае, если повреждения причинены не автомобилем, а возникли по иной причине — например, разбили палкой стекло, бросили бутылку, на машину упала сосулька, кто-то поцарапал машину гвоздем, — пояснил Демидов. — За оставление места ДТП предусмотрено лишение прав. Но такое наказание работает только в случае ДТП. То есть одно из условий — повреждение должно быть причинено во время движения, а не, допустим, вмятина произошла из-за неосторожно открытой двери стоящего автомобиля».

Также эксперт посоветовал владельцам пострадавших в таких ДТП автомобилей самим проявить активность и поискать свидетелей, чтобы увеличить шансы найти виновника. В случае если водитель осмотрит двор и найдет автомобиль, стоит сообщить ГИБДД о своих подозрениях.

По словам представителя страховой компании, возмещение можно будет получить с виновника по ОСАГО. А если у него нет полиса, с помощью досудебного урегулирования либо по суду — уже в рамках гражданского иска после того, как будет доказана вина скрывшегося с места автомобилиста. Стоимость возмещения в случае суда должна определить независимая экспертиза.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×