0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рса бесконтактное дтп

Европротокол

Самостоятельное оформление ДТП (европротокол) давно и прочно вошло в жизнь автомобилистов. Новые возможности, предоставляемые Банком России и РСА, избавляют автовладельцев от необходимости иметь при себе бланки европротокола при оформлении ДТП.

Европротокол

Европротоколом именуется оформление ДТП его участниками без вызова и ожидания приезда автоинспекторов. В таком случае водители самостоятельно фиксируют факт дорожно-транспортного происшествия, не создавая пробок и заторов из-за необходимости ожидания полицейских. Упрощенная схема европротокола значительно экономит время самим автовладельцем и другим водителям.

Оформление ДТП по европротоколу требует одновременного соблюдения нескольких условий:

  • ДТП произошло в результате столкновения 2 транспортных средств;
  • в нем отсутствуют пострадавшие и погибшие;
  • автогражданская ответственность водителей застрахована;
  • в происшествии не причинен ущерб третьим лицам;
  • у участников нет разногласий в отношении характера полученных повреждений, их перечня и виновника ДТП, за исключением случаев, когда ущерб не превышает 100 тысяч рублей (в некоторых случаях 400 т.р., об этом читайте ниже);
  • все обстоятельства происшествия отражены в бланке извещения.

Для получения возмещения водители должны заполнить и подписать бланки извещения о ДТП, которые можно получить в страховой компании. Заполненные протоколы должны быть предоставлены страховщикам обоими водителями не позднее пяти суток со дня оформления ДТП.

Как заполняется бланк извещения о ДТП

При заполнении бланка протокола фиксации ДТП в европротоколе водители заполняют 1 лист, под который подкладывается самокопируемый бланк. Оба экземпляра имеют равную юридическую силу. У каждого подписанта остается по заполненному образцу, которые необходимо передать в офис своей страховой компании.

При заполнении бланка извещения желательно не совершать ошибок, при наличии исправлений они должны быть подтверждены подписями обоих водителей.

В протоколе следует заполнить все необходимые графы, в том числе вписать:

  • место и дату ДТП;
  • сведения о транспортных средствах и водителях;
  • данные о пострадавших и ущербе третьим лицам.

На лицевой стороне протокола следует отметить обстоятельства ДТП, выбрав необходимые подпункты в пункте 16. В отдельном поле нужно изобразить схему происшествия. Также на лицевой стороне извещения следует зафиксировать наличие или отсутствие разногласий между водителями.

На оборотной стороне необходимо в свободной форме описать все обстоятельства ДТП от первого лица. Описание не должно противоречить подпунктам обстоятельств, выбранных на лицевой стороне протокола. Незаполненные графы заполняются прочерками. В конце документа указывается дата его составления, а также ставятся подписи участников.

Бланк

Нажмите, чтобы скачать бланк Евпропротокола.

Лимиты возмещения ОСАГО по европротоколу

До 1 октября 2019 года максимальный лимит возмещения по ДТП, оформленным по европротоколу, составлял 100 тыс. руб. В случае ДТП в четырех столичных регионах доступный лимит составлял 400 тыс. руб. — максимальную сумму ОСАГО. При этом полис мог быть оформлен в любом субъекте РФ, значение имело лишь место происшествия.

С 1 октября 2019 года выплаты по максимальному лимиту в 400 тыс. руб. были распространены на всю территорию России. Условием для применения максимальной суммы лимита являются:

  • отсутствие разногласий между участниками по поводу обстоятельств и виновного в ДТП;
  • передача фотографий машин и их повреждений в базу данных РСА при помощи мобильного приложения «Помощник ОСАГО».

Если хотя бы одно из этих условий не соблюден, то максимальная выплаты по европротоколу не могут превышать 100 тыс. руб.

Мобильное приложение «Помощник ОСАГО»

«Помощник ОСАГО» — мобильное приложение РСА и Банка России. Оно позволяет оформить европротокол в электронном виде, избавляя водителей от необходимости в получении и подписании бумажных бланков. Также «Помощник ОСАГО» позволяет делать фотографии повреждений автомобилей и передавать их в базу данных АИС ОСАГО, откуда они поступают в компании-страховщики. Только оформление ДТП через приложение РСА «Помощник ОСАГО» позволяет рассчитывать на получение максимальной суммы по лимиту ОСАГО (400 тыс. рублей).

Скачать «Помощник ОСАГО» можно в магазинах приложений Google Play и App Store. Для корректной работы приложения пользователь должен иметь подтвержденный аккаунт на портале «Госуслуги».

Вопросы и ответы

Наиболее распространенные вопросы по европротоколу и работе мобильного приложения.

Сроки предоставления документов страховщику?

В страховую компанию, которой выдан полис ОСАГО, необходимо обратиться не позднее 5 суток с даты ДТП.

Что делать, если у водителей имеются разногласия?

Если водители не могут добиться согласия об обстоятельствах и виновнике происшествия, у них есть 2 варианта действий:

  • оформить ДТП обычным способом;
  • оформить европротокол с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

В последнем случае из-за наличия у водителей разногласий максимальное возмещение не может составлять более 100 тыс. руб.

Что произойдет, если второй участник ДТП не передаст вовремя документы своему страховщику?

В этом случае страховщик вправе обратить на него взыскание по праву регрессного требования в размере выплаченного страхового возмещения.

В каких регионах России работает «Помощник ОСАГО»?

До 1 октября 2019 года электронное оформление европротокола было доступно лишь в столичных регионах, а также в Татарстане. Сейчас электронным способом можно оформит ДТП по всей стране.

Обязательна ли установка приложения для обоих водителей?

Для ввода информации достаточно, чтобы приложение было установлено у одного участника происшествия (водителя «А»). Второй водитель сообщает ему сведения о себе и автомобиле, а также о своей точке зрения на обстоятельства ДТП.

Чем отличается «Помощник ОСАГО» от другого мобильного приложения «ДТП. Европротокол»?

«ДТП. Европротокол» предназначен только для проверки полисов и передачи фотографий в базу РСА. «Помощник ОСАГО» позволяет оформить онлайн протокол и подтвердить его электронной подписью.

Остались без помощника: оформление ДТП онлайн продолжат тестировать

Приложение «Помощник ОСАГО», которое позволяет оформить ДТП в электронном виде, пока не будет доступно на всей территории России. Повсеместный запуск планировали на ноябрь, но теперь он откладывается. В чем причина и так ли удобно это приложение, разбирались «Известия».

Виноват вирус

Год назад вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, позволившие при упрощенном оформлении аварии (европротокол) подавать электронное извещение о ДТП. Для этого Центробанком и Минкомсвязью было разработано мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Его администрирование поручили РСА.

«Помощник ОСАГО» запустили в экспериментальном режиме в Москве и области, Санкт-Петербурге и области, а также в Республике Татарстан. С 1 ноября 2020 года приложение должно было стать доступным для жителей любого российского города.

Мобильное приложение «Помощник ОСАГО» функционально полностью готово к запуску для применения на всей территории России, сообщили в Российском союзе автостраховщиков.

«В ноябре продолжится тестирование приложения, поскольку часть тестовых операций пришлось продлить из-за ограничений, связанных с коронавирусом. Решение о продлении тестирования позволит обеспечить высокие потребительские качества приложения во всех регионах РФ», — рассказали «Известиям» в РСА.

Оформить за 15 минут

Для оформления электронного извещения мобильное приложение «Помощник ОСАГО» должно быть установлено хотя бы на смартфоне одного из участников аварии. И, разумеется, должны быть соблюдены все условия для оформления европротокола. То есть необходимо, чтобы оба участника аварии были застрахованы по ОСАГО, а в аварии пострадали только два автомобиля и не был причинен ущерб третьим лицам. Кроме того, не должно быть пострадавших

«Часть данных о документах (водительское удостоверение, данные о полисе ОСАГО) для извещения поступят из личного кабинета водителя на портале госуслуг и из АИС ОСАГО. Участникам останется только проверить их правильность и загрузить фото с места происшествия, следуя специальным подсказкам, а также ввести иные данные, требуемые для составления извещения о ДТП. В результате на оформление ДТП уходит не более 15 минут», — рассказали в РСА.

При онлайн-оформлении ДТП пользователь вводит серию и номер полиса второго участника, после чего он будет проверен по информационной системе АИС ОСАГО на подлинность. Затем система проверяет, есть ли у второго участника аварии учетная запись на «Госуслугах». На следующем этапе нужно ввести сведения о поврежденных элементах автомобилей.

Для просмотра личного кабинета «Госуслуг» второму участнику аварии достаточно зайти в браузер. Он проверяет содержание извещения и подписывает форму или, если у него есть несогласия, отклоняет ее. Подписанная форма передается в базу Российского союза автостраховщиков, а на мобильное приложение поступает уведомление об успешном завершении оформления ДТП и его уникальный номер.

Без фото заплатят меньше

«Фотографии с места ДТП защищены, пользователь не имеет возможности их корректировать. Для каждой из фотографий передается время фотографирования и координаты места, где была сделана фотография, это дает возможность сопоставить информацию с той, которая указана в извещении и сообщена потерпевшим в своем заявлении о страховом возмещении», — заверили в РСА. Любопытно, что оформить аварию можно как с фотофиксаций, так и без нее.

В случае с фотофиксацией выплата осуществляется в пределах максимального лимита за причинение вреда имуществу по ОСАГО в размере 400 тыс. рублей. Если от фотофиксации решено отказаться, автовладелец может рассчитывать на возмещение лишь в пределах 100 тыс. рублей.

Без интернета не работает

«Я не знаю, как сделать хорошее фото при плохих погодных условиях или ночью, еще и на дороге, где нет искусственного освещения. Кроме того, есть множество людей, которые ездят со старыми смартфонами, где нет не то что камер, но и возможности установить приложение», — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Автоэксперт Игорь Моржаретто выразил сомнение в том, что приложение будет работать при отсутствии интернета. А, как известно, на федеральных трассах он доступен не везде.

«Без интернета это не работает, поскольку для старта работы необходима авторизация пользователей на портале «Госуслуги», — подтвердили в РСА.

Одно приложение для всех

Эксперты и игроки рынка надеются на то, что «Помощник ОСАГО» станет частью приложений самих страховых.

«Как правило, люди пользуются приложениями своих страховых компаний, которые предоставляют им ряд дополнительных функций. К примеру, я бы не хотел у себя зоопарк приложений на телефоне. Лучше иметь одно, куда встроен «Помощник ОСАГО», — рассказал Петр Шкуматов.

В «Зетта Страхование» подтвердили, что приложение «Помощник ОСАГО» уже интегрировано в автоматическую информационную систему (АИС) компании.

«Всё работает, у сотрудников вопросов не вызывает, но, как и у любого приложения, всегда есть что улучшить: например, для удобства клиентов мы рекомендовали разработчикам визуализировать интерфейс «Извещения», — рассказали в пресс-службе «Зетта Страхование»

«Привычнее позвонить»

В РСА считают успешной работу «Помощника ОСАГО» в пилотных регионах. За прошедший период мобильное приложение скачали более 260 тыс. пользователей. Между тем цифра небольшая, и не только потому что «Помощник» всё еще работает в тестовом режиме.

«Клиенту сложно, находясь в состоянии стресса на месте ДТП, сориентироваться в новом для него приложении, сделать правильные фото, заполнить документы без ошибок. Привычнее позвонить в контакт-центр страховой компании по номеру телефона, указанному на полисе, получить консультацию и приехать в офис», — рассказали в компании «Зетта Страхование».

Можно ли получить страховое возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП?

Краткое содержание:

При бесконтактном ДТП прямое возмещение убытков по ОСАГО не производится, за страховым возмещением следует обращаться в зависимости от ситуации к страховщику виновника ДТП, в РСА или к самому виновнику ДТП.

Основания получения возмещения по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 1.2 ПДД, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

В свою очередь страховым случаем в рамках ОСАГО является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором ОСАГО обязанность страховщика осуществить страховое возмещение (абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Использование транспортного средства предполагает не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58).

Также необходимо отметить, что под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в ДТП не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения (п. 3 ст. 1079 ГК РФ; определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 25-КГ 17-1).

Изложенное позволяет сделать вывод, что наступление страхового случая по ОСАГО в результате ДТП возможно без контакта или столкновения транспортных средств.

Понятие бесконтактного ДТП в законодательстве отсутствует, однако его можно определить как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором повреждены транспортные средства либо причинен иной материальный ущерб при отсутствии контактного взаимодействия с другими транспортными средствами.

Таким образом, возникновение бесконтактного ДТП может служить основанием для получения страхового возмещения по ОСАГО в случае, если виновными действиями участника ДТП при использовании транспортного средства был причинен вред жизни, здоровью и имуществу потерпевшего и была установлена причинно-следственную связь между действиями виновника ДТП и причиненным вредом (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Особенности получения возмещения по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность (прямое возмещение убытков), если одновременно соблюдаются следующие условия (ст. 1, п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ):

Читать еще:  Как определить класс водителя при осаго?

• в результате ДТП вред причинен только имуществу (отсутствует вред жизни или здоровью);

• ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

Таким образом, при бесконтактном ДТП и причинении вреда имуществу потерпевшему следует обратиться в страховую компанию виновника ДТП за получением страхового возмещения по ОСАГО, так как столкновения транспортных средств не произошло.

Данная позиция подтверждается судебной практикой, согласно которой при отсутствии хотя бы одного из условий для прямого возмещения убытков (например, отсутствии контактного взаимодействия между транспортными средствами) заявление о страховой выплате подается в страховую организацию, застраховавшую гражданскую ответственность причинителя вреда (п. 13 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016; определение Верховного Суда РФ № 25-КГ 17-1).

В остальном порядок взаимодействия со страховщиком, состав и сроки представления документов, сроки страхового возмещения такие же, как при обычном ДТП.

Отметим, что если в результате бесконтактного ДТП причинен вред здоровью или жизни потерпевшего и у виновника бесконтактного ДТП отсутствует полис ОСАГО либо виновник бесконтактного ДТП не установлен, то возмещение вреда осуществляется Российским союзом автостраховщиков (РСА) (пп. «в», «г» п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Если же в результате бесконтактного ДТП вред причинен только имуществу потерпевшего и у виновника бесконтактного ДТП отсутствует полис ОСАГО, то обязанность по возмещению вреда несет сам виновник (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Упрощенное оформление ДТП

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОБ ОФОРМЛЕНИИ ДТП ПО «ЕВРОПРОТОКОЛУ» НА БЛАНКЕ, ВЫДАННОМ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЕЙ

При оформлении ДТП в рамках Европротокола причинитель вреда обязан в течение пяти рабочих дней после даты ДТП направить или представить лично свой экземпляр извещения о ДТП страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО.

Что такое «Европротокол»?

Европротокол – это оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО);

б) в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, в результате взаимодействия (столкновения) которых произошло данное происшествие;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО) и зафиксированы в извещении о ДТП, заполненном водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Какой из экземпляров заполненного извещения о ДТП необходимо оставить потерпевшему (заполняемый / самокопируемый)?

Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).

По возможности необходимо избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП. Если все же в извещении о ДТП присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей.

Второй участник ДТП не представил заполненное с потерпевшим извещение о ДТП «своему» страховщику. Может ли страховая компания выставить регрессное требование?

Нет, действующая редакция закона об ОСАГО такой возможности страховщику не предоставляет.

Какая сумма выплат по Европротоколу?

При оформлении извещения о ДТП на бланке:

— если в извещении зафиксированы РАЗНОГЛАСИЯ, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тысяч рублей при обязательном выполнении фиксации данных о ДТП в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО (фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы). Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение по полису ОСАГО не осуществляется;

— если в извещении зафиксировано ОТСУТСТВИЕ разногласий, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей при выполнении фиксации данных о ДТП одним из указанных способов и 100 тысяч рублей, если фиксация данных о ДТП не выполнена.

В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший вместе с извещением о ДТП также подает страховщику заявление о прямом возмещении убытков.

Необходимо также учитывать, что при оформлении ДТП в рамках процедуры Европротокола владельцы транспортных средств, с участием которых произошло ДТП, без согласия в письменной форме от страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

Как воспользоваться процедурой «Европротокола», если у водителей есть разногласия?

Для оформления в рамках процедуры «Европротокола» в случае наличия у участников разногласий в отношении происшествия необходимо совместно заполнить извещение о ДТП, в котором в обязательном порядке должна быть зафиксирована информация о наличии и сути разногласий. Кроме этого, при разногласиях обязательным требованием закона является фиксирование участниками данных о происшествии с помощью специального программного обеспечения (для фотофиксации можно воспользоваться мобильным приложением «ДТП.Европротокол» или «Помощник ОСАГО», одно из которых рекомендуется установить на мобильное устройство заранее, чтобы ускорить процесс оформления на месте), либо с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы, которые обеспечивают фиксацию данных о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО

Только при выполнении указанных условий водители могут воспользоваться процедурой «Европротокола», максимальный размер возмещения страховщиком при этом составит 100 тысяч рублей. В случае если эти требования закона не выполняются, то оформление в рамках процедуры «Европротокола» невозможно и в этом случае необходимо обратиться в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) для оформления документов о ДТП.

Для применения процедуры «Европротокола» необходимо, чтобы были соблюдены установленные Законом об ОСАГО условия, в том числе наличие действующих договоров ОСАГО у участников ДТП либо договора страхования гражданской ответственности в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» на момент происшествия (ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Схема определения организации, в которую необходимо обратиться в случаях отзыва лицензии

Если условия прямого возмещения убытков соблюдены

Если условия прямого возмещения убытков не соблюдены

в «свою» компанию

в компанию причинителя вреда

в компанию причинителя вреда

Где можно скачать мобильные приложения «ДТП. Европротокол» и «Помощник ОСАГО»?

Мобильные приложения доступны для скачивания в Google Play и App Store.

Достаточно ли зафиксировать ДТП в приложении или необходимо оформлять извещение о ДТП на бумажном носителе?

Если извещение о ДТП не оформляется в виде электронного документа с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО», то необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП.

Необходимо ли предоставлять экземпляр Извещения о ДТП на бумажном носителе в страховую компанию? В какие сроки?

Да, бланк извещения о ДТП, заполненный водителями – участниками ДТП, должен быть направлен ими в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

Можно ли оформить ДТП с помощью мобильного приложения «Европротокол», если имеются разногласия в обстоятельствах ДТП? Какие действия необходимо предпринять дополнительно?

Мобильное приложение «ДТП. Европротокол» осуществляет фиксацию данных о ДТП, но не оформляет извещение о ДТП. При наличии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей извещение о ДТП оформляется на бланке, при этом должны быть зафиксированы данные о ДТП: фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы. Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение при наличии разногласий по полису ОСАГО не осуществляется.

Обращаем внимание на то, что необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП и представить его в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

Бесконтактное ДТП

  • 1 Определение бесконтактного ДТП
  • 2 Что делать в первую очередь, если не было касания
  • 3 Когда приехали сотрудники ГИБДД
  • 4 Если вменяют 10.1 Правил
  • 5 Если бесконтактное ДТП произошло в результате вашего маневра
  • 6 Действия пострадавшего для быстрого получения выплат
  • 7 Еевропротокол при бесконтактном ДТП?
  • 8 Выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП
  • 9 Выплаты по КАСКО
  • 10 Судебная практика
  • 11 Заключение
  • 12 Видео по теме:

Зачастую при бесконтактном ДТП пострадавшая сторона вынуждена самостоятельно возмещать причиненный автомобилю ущерб, а то и выплачивать компенсацию другим участникам происшествия. Однако призвать виновника к ответственности все же возможно. Но как отыскать скрывшегося нарушителя? Какие действия предпринимать и куда обращаться? Все ответы в этой статье.

Определение бесконтактного ДТП

В названии инцидента указана его главная особенность — отсутствие касания между автомобилями участников дорожно-транспортного происшествия. Такое условие характерно при нарушении ПДД, когда одна из сторон создает аварийную ситуацию и вынуждает других водителей предпринимать нехарактерные действия.

Бесконтактное ДТП возможно, если автомобилист пренебрегает правилами безопасного маневрирования и подрезает прочих участников движения. Чтобы уйти от столкновения, пострадавшая сторона вынуждена быстро принять решение: резко сменить направление движения, затормозить или ускориться. Подобные маневры нередко заканчиваются тем, что водитель врезается в различные препятствия (другой автомобиль, забор, дерево или столб).

Внезапное появление на проезжей части пешехода или же падение грузов с другого автомобиля можно считать особой разновидностью бесконтактного ДТП. В такой ситуации водитель неизбежно попытается уйти от столкновения, прибегнув к резким маневрам, которые могут стать причиной аварии.

Что делать в первую очередь, если не было касания

  • Если виновная сторона не скрылась с места происшествия, пострадавший должен записать госномер его автомобиля, сделать фото виновника. Можно попытаться сделать видео беседы с нарушителем ПДД. Даже при отрицании вины его слова могут быть использованы против него при разбирательстве.
  • После приезда ГИБДД водитель должен сообщить инспекторам известные ему данные виновника (марку автомобиля, госномер). Если автомобилист рассчитывает на возмещение ущерба, убирать автомобиль с проезжей части не следует. За такое бездействие пострадавший получит штраф в размере 1000 рублей, но сможет собрать все нужные доказательства.
  • Второй шаг — опрос свидетелей ДТП. Пострадавший должен поговорить в первую очередь с другими водителями и спросить, есть ли у них запись аварии на видеорегистраторе. Если виновник скрылся с места происшествия, видеоматериалы помогут найти его и привлечь к ответственности.
  • Как и при любой аварии, необходимо выполнить необходимые требования при ДТП: включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. При наличии пострадавших пассажиров, водителей или пешеходов — вызвать скорую помощь.
  • Далее необходимо вызвать сотрудников полиции. Важно заметить, что в данной ситуации оформлять европротокол нельзя. Также сотрудникам полиции на этом этапе говорить о том, что авария бесконтактная, не нужно.
  • Следующий шаг — сбор дополнительных материалов, подтверждающих невиновность пострадавшего. Если авария произошла вблизи зданий, нужно осмотреть их на наличие видеокамер, направленных в сторону места ДТП. Важно обратиться к руководству организации или к охраннику здания и попросить сохранить видео.
  • Нередко из-за стресса виновник путается в собственных показаниях. Пострадавшему же необходимо сохранять спокойствие и предпринять все меры предосторожности. Самообладание поможет возместить причиненный ущерб.

При отсутствии виновной стороны на месте дорожного происшествия важно спросить всех присутствующих, запомнили ли они номер машины виновника и могут ли дать показания инспектору ГИБДД. Возможно, придется финансово отблагодарить свидетелей, но это окупится при решении суда в пользу пострадавшего.

Когда приехали сотрудники ГИБДД

После приезда инспекторов виновник должен дать им устные объяснения.

  • При описании момента столкновения важно указать, что другой участник движения действовал непредсказуемо, нарушал установленные правила.
  • Излагать объяснения в письменной форме нужно твердо и решительно, не употребляя неуверенных фраз «я его не видел», «мне казалось» и прочих.
  • Важно не использовать расплывчатых формулировок, говорить уверенно и не признавать свою вину.
  • Необходимо сделать акцент на том, что пострадавший ехал с разрешенной на данном участке дороги скорости (желательно указать точное значение) в соответствии с ПДД.
  • Следующим шагом нужно попросить инспекторов зафиксировать всех очевидцев. В случае отказа потерпевший имеет право написать в свободной форме ходатайство. Сотрудник ГИБДД обязан его принять или ответить обоснованным отказом в письменной форме.

Аналогичным образом составляется письменное ходатайство об опросе являющихся администраторами близлежащих зданий организаций о наличии видеоматериалов ДТП. При обнаружении таких зданий ранее, нужно указать их адрес в тексте.

При прибытии сотрудников ГИБДД главная задача — избежать вменения нарушений и документально не стать виновником ДТП. Однако если сотрудники все же выписали такой вердикт, его можно в будущем обжаловать.

Если вменяют 10.1 Правил

Что означает пункт ПДД 10.1 — Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Читать еще:  Удаление вмятин без рихтовки: спасение после мелких дтп

Зачастую инспекторы пытаются привлечь пострадавшего к ответственности за нарушение пункта 10.1 правил. Свое решение сотрудники ГИБДД мотивируют тем, что водитель обязан двигаться с небольшой скоростью, при которой водитель сможет заблаговременно остановить ТС в случае возникновения опасности.

Соглашаться с обвинением категорически нельзя, хотя обвинение по данному пункту вполне обосновано со стороны инспекторов. В протоколе необходимо выразить несогласие с вменяемым нарушением и потребовать помощи адвоката (защитника). Главная задача — добиться привлечения к ответственности виновника происшествия.

Если бесконтактное ДТП произошло в результате вашего маневра

Многие автоюристы придерживаются мнения, согласно которому при обнаружении опасности правила дорожного движения (пункт 10.1) обязывают водителя тормозить, а не совершать какие-либо маневры. Несмотря на то, что судебная практика по большей мере склоняется к этому утверждению, назвать его абсолютно верным нельзя.

Некоторые судьи поддерживают мнение о том, что п. 10.1 регламентирует принятие мер при обнаружении водителем опасности, но не запрещает маневрирование. Автомобилист может самостоятельно ознакомиться с текстом пункта и принять для себя решение относительно этого вопроса.

При судебном разбирательстве в целях защиты можно прибегнуть к статье 2.7 Кодекса об административных правонарушениях. Закон гласит, что нарушение не признается, если оно было совершено вынуждено в целях предотвращения более опасных последствий. Главная сложность при бесконтактном ДТП — доказать, что последствия столкновения с автомобилем виновника были бы серьезнее, чем при отказе от маневров.

Таким образом, водителю не поможет КоАП, если при избежании столкновения он сбил несовершеннолетнего пешехода. В данной ситуации последствия аварии с большей степенью вероятности были бы менее плачевными. Виновным признают маневрировавшего водителя.

Важно знать: виновником ДТП признается лицо, действия которого привели к происшествию. В суде дела нередко решаются ответом на вопрос: «Отсутствие нарушения ПДД со стороны какого участника и с какой вероятностью могло бы предотвратить ДТП?».

В случае, если сотрудник ГИБДД выписал постановление только в отношении пострадавшей стороны, его можно обжаловать и добиться признания судом обоюдной вины. Инспекторы не имеют полномочий определять виновность в аварии. Как показывает практика, при получении одним из участников постановления другая сторона может потребовать компенсации в страховой компании по полису ОСАГО.

Так, вмененное нарушение правил можно обжаловать и добиться справедливости в судебном порядке. По итогу разбирательства вина будет установлена обоюдно или же вся ответственность перейдет виновнику ДТП.

Действия пострадавшего для быстрого получения выплат

Решительность и быстрота потерпевшей стороны позволят ей получить компенсацию в ускоренном порядке. Важно уделить внимание следующему ряду моментов:

  1. Доказать, что предпринятые действия были необходимы для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Это действие поможет избежать претензий об обоюдной виновности сторон.
  2. Внимательно оформлять документы и незамедлительно собрать доказательства, чтобы установить личность виновного участника и получить компенсационные выплаты.
  3. Оперативно предоставить машину страховой компании для осмотра.

Если размер ущерба превышает максимальный размер выплат по страховке, недостающую сумму можно потребовать у виновника. Для этого необходимо подать в суд соответствующий иск.

Страховщик может выразить отказ в перечислении денег, ссылаясь на правила ПДД, которые обязывают водителя остановиться при возникновении опасности. В качестве опровержения можно привести иные пункты, гласящие, что водитель должен действовать в зависимости от особенностей ситуации.

Еевропротокол при бесконтактном ДТП?

При бесконтактном ДТП оформлять европротокол нельзя, так как он предполагает столкновение двух автомобилей. При рассматриваемой аварии между ТС участников не было касания.

Выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП

При покупке полиса обязательного страхования автомобилисты не могут изменять перечень страховых случаев. Так, при фиксировании инцедента при бесконтактном ДТП необходимо обращать внимание на следующие особенности:

  • Вина должна быть в обязательном порядке установлена (одного водителя или нескольких);
  • Личность виновного участника должна быть известна (розыск скрывшегося участника возлагается на сотрудников МВД, но пострадавший может предоставить какие-либо доказательства или сведения);
  • Установлена причинно-следственная связь между действиями виновной стороны и произошедшими последствиями.

Все доказательства и подтверждения виновности необходимо собирать сразу же после аварии. Получение страховки по полису ОСАГО будет проходить в соответствии с общими правилами.

Пострадавший может обратиться в суд при неправомерном отказе в выплатах со стороны представителей страховой организации. Также судебная практика последних двух лет доказала, что при неполном возмещении со стороны страховой компании требовать остаток средств можно с виновника.

Выплаты по КАСКО

При наличии полиса добровольного страхования участники самостоятельно принимают решение относительно страховых случаев, по которым будет возмещаться ущерб. По полису КАСКО при возникновении повреждений на автомобиле от угона нельзя добиться компенсации. При наличии этого риска в перечне страховки, автомобилист может обращаться в страховую фирму за получением денежного возмещения.

Судебная практика

При неправомерном отказе в предоставлении компенсации со стороны страховщика, пострадавшая сторона может собрать все доказательства вины клиента организации и обратиться в правоохранительные органы. Согласно судебной практике результат таких действий бывает самым разным.

Итогом разбирательства может быть как признание виновности обеих сторон, так и полное удовлетворение поданного пострадавшим иска. Чтобы суд привлек к ответственности только виновника дорожного происшествия, необходимо доказать прямую связь между нанесенным ущербом и его противоправными действиями.

Нередко пострадавшие выигрывают дело с помощью профессионального юриста. Не стоит переоценивать свои силы, так как в ходе судебного дела очень важно грамотно предоставить все доказательства.

Заключение

ДТП без касания предполагает наличие стороны, действия которой привели к наступлению аварии. Если виновник скрылся с места происшествия, необходимо сразу приступить к сбору сведений и доказательств. После приезда сотрудников ГИБДД пострадавшая сторона не должна признавать свою вину, но давать четкие развернутые ответы.

Такой вид аварий не предполагает прямого возмещения ущерба. Пострадавший должен самостоятельно обращаться в страховую компанию нарушителя. Действительно, при бесконтактном ДТП получить компенсацию довольно трудно. Однако при наличии доказательств и грамотном подходе пострадавшая сторона все же может обратиться в суд и выиграть дело.

Авария онлайн

Напомним, что 1 ноября прошлого года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые позволяют при упрощенном оформлении аварии (Европротокол) подавать электронное извещение о ДТП. Для этого Центробанк с минкомсвязью разработали суперсервис «Помощник ОСАГО», администрированием которого занимается Российский союз автостраховщиков. Но РСА решил сначала суперсервис обкатать в регионах. В качестве экспериментальных были назначены Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Татарстан.

И эксперимент показал работоспособность и востребованность сервиса. Для оформления Европротокола есть два мобильных приложения: «ДТП.Европротокол» и «Помощник ОСАГО». Первое приложение только упрощает оформление аварии. В страховую компанию все равно придется подавать заявление. А новое приложение позволяет оформить извещение в электронном виде. Каждый десятый, воспользовавшийся электронным сервисом, предпочел суперсервис.

А теперь воспользоваться суперсервисом, то есть оформить электронное извещение ДТП можно будет независимо от того, где авария произошла.

Для оформления Европротокола оба участника аварии должны быть застрахованы по ОСАГО. В аварии пострадали только два автомобиля, не причинен ущерб третьим лицам, нет пострадавших. Для оформления электронного извещения мобильное приложение «Помощник ОСАГО» должно быть установлено на смартфоне одного из участников ДТП. Авторизация пользователя выполняется с помощью его подтвержденной учетной записи на портале госуслуг. При начале оформления пользователь вводит серию и номер полиса второго участника, после чего он будет проверен по информационной системе АИС ОСАГО и оба участника смогут убедиться в действительности своих полисов. То есть в том, что ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО.

Далее проводится проверка наличия у второго участника подтвержденной учетной записи в сервисе госуслуг. Затем необходимо ввести сведения о поврежденных элементах конструкции обоих автомобилей. После этого пользователь получает возможность выбрать вариант оформления ДТП: с фотофиксацией или без нее.

Вариант оформления происшествия с фотофиксацией дает право на получение выплаты в пределах максимального лимита выплаты за причинение вреда имуществу по ОСАГО в размере 400 тысяч рублей. При отказе от фотофиксации автовладелец может рассчитывать на возмещение только в пределах 100 тысяч рублей.

Готовая форма извещения подписывается в приложении пользователем, оформлявшим аварию. Затем второму участнику из сервиса госуслуг поступает электронная форма извещения о ДТП, в которую уже внесены данные об участниках, а также заполненные первым водителем сведения о повреждениях автомобилей и обстоятельствах происшествия.

Для просмотра личного кабинета госуслуг мобильное приложение второму участнику не требуется, это делается в обычном интернет-браузере. Он проверяет содержание извещения и подписывает форму или, если у него есть несогласия, отклоняет ее. Если форма подписана, то она передается в базу Российского союза автостраховщиков, а на мобильное приложение передается уведомление об успешном завершении оформления ДТП и его уникальный номер.

Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП — это авария, при которой водитель одного транспортного средства создает помеху для движения другого. Результатом такого происшествия является причинение вреда имуществу третьего лица. Распространенными причинами аварии является внезапный выезд на главную дорогу, подрезание, резкие повороты. Водитель, пытаясь избежать лобового столкновения, сам врезается в ограждение, другое транспортное средство или дерево. Иногда виновниками подобных аварий оказываются пешеходы, которые тоже могут внезапно выбегать на проезжую часть.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с бесконтактным ДТП, то вам следует помнить, что:

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

В чем заключается сложность инцидента, что не является ДТП?

Очень часто виновники проблемной ситуации на дороге, а именно те, кто создал помеху для автомобиля, едущего по правилам, скрываются с места происшествия. Нередко имеет место неправильное трактование правил дорожного движения. Некоторые автомобилисты считают, что не нужно объезжать препятствие, а следует тормозить до момента остановки транспортного средства. В результате, даже тот, кто пытался избежать ДТП, признается как виновный. Иногда водителям, спровоцировавшим опасную ситуацию на дороге, удается переложить часть своей вины на потерпевшего. Они делают это, ссылаясь на предписание правилами необходимость движения автомобиля со скоростью, позволяющей его вовремя остановить. Апеллировать виновникам удается и дистанцией.

Внимание! Если в результате инцидента на дороге не пострадали люди или имущество третьих лиц, то он не считается дорожно-транспортным происшествием. Это также касается ситуаций, когда во избежание лобового столкновения водителю пришлось выехать с проезжей части.

Как вести себя на дороге при угрозе?

Наверняка вам известен коварный пункт 10.1 в правилах дорожного движения, свидетельствующий о том, что при возникновении опасной ситуации, управляющий транспортным средством должен максимально снизить скорость движения, вплоть до остановки. По причине того, что сделать это невозможно, инспекторы ГИБДД используют пункт 10.1 для обвинения водителя, который попытался избежать столкновения.

Юристы подобные ситуации разделяют на несколько категорий:

  • те, которые можно избежать не только торможением, но и маневрированием;
  • предотвратить столкновение лоб в лоб можно только торможением;
  • условия, в которых снижение скорости не является гарантией смягчения последствий дорожно-транспортного происшествия.

Водителям нужно всегда помнить о таком правиле дорожного движения, как 1.5. Оно гласит о том, что водитель должен поступать так, чтобы не создать опасную ситуацию и не причинить вред. Это означает, что если при торможении вероятность нанесения вреда велика, то нужно осуществлять маневр. Сложно однозначно ответить на вопрос — маневрировать или тормозить, потому что невозможно заранее рассчитать, при каком поведении автомобилей ущерб будет наименьшим. Действовать всегда старайтесь по ситуации, но не забывайте, что при торможении в своей полосе виновность другого водителя будет доказать проще.

Процедура правильного оформления дорожно-транспортного происшествия

Как обычно, водителями подаются документы в страховую после ДТП, это делается с целью получения компенсационных выплат на ремонт транспортного средства, возмещение убытков. Здесь очень важно следовать определенному алгоритму действий. Официальное оформление бесконтактного ДТП по ОСАГО мало чем отличается от классического. Первым делом, в подобной ситуации нужно вызвать наряд ГИБДД.

В любой аварийной ситуации большую роль играет запись с видеорегистратора, особенно это касается такой нестандартной, как бесконтактное происшествие. Сюда же можно отнести и свидетельские показания. Со своей стороны, если виновник аварии скрылся с места преступления, вы должны предпринять меры, чтобы найти очевидцев, видео (возможно с других автомобилей, находящихся рядом).

Особенно важным моментом является фиксирование в документах истинной причины дорожно-транспортного происшествия. Если говорить точнее, это маневр/другое действие, совершенное в разрез правилам дорожного движения автомобилем, который сам не пострадал, но спровоцировал аварию. Причиной также могут быть негативные дорожные условия.

Внимание! Инспекторами ГИБДД часто подобные происшествия оформляются таким образом, что оказывается, что пострадавшая сторона просто не справилась с управлением, из-за чего нанесла вред своему автомобилю, имуществу третьих лиц.

Из этого следует, что к оформлению документов следует относиться с максимальной внимательностью. В противном случае вы можете получить отказ в выплате по ОСАГО Росгосстрахом. При наличии неясностей к делу привлекаются автотехнические эксперты. С их помощью, шансы выяснить, насколько правомерными были действия водителей, а также что именно послужило причиной бесконтактной аварии, увеличиваются.

Страховые выплаты — куда обращаться?

С тем, что это бесконтактное ДТП, разобрались, теперь самое время перейти к возмещению ущерба. Специфические дорожно-транспортные происшествия относятся к страховым случаям, покрываемым полисом Обязательного страхования автогражданской ответственности. Если установлен виновник происшествия, то получить страховые выплаты вполне реально. Но! Это возможно только в случае, если имело место столкновение транспортных средств. По официальной информации РСА, обращаться потерпевшая сторона должна в страховую компанию, которая обслуживает виновника ДТП.

Читать еще:  Ответственность за отсутствие страховки осаго

Кроме того, что полагается за бесконтактное ДТП по ОСАГО водителям интересно, какое наказание предусматривается законом? Независимо от того, участвовало ли транспортное средство, спровоцировавшее аварию, в столкновении или нет, виновник все равно привлекается к административной ответственности. За сокрытие с места происшествия предусматривается лишение прав на длительный срок. Единственным способом смягчить наказание в данном случае является убеждение судьи в том, что по незнанию, вашими действиями было спровоцировано ДТП. Практика показывает, что сделать это крайне трудно и без профессионального адвоката не обойтись.

Рса бесконтактное дтп

Рассказываем, что для этого понадобится автомобилистам

Оформление ДТП с помощью нового приложения увеличит лимит выплат и избавит от бумажной волокиты

Коллаж: Дмитрий Гладышев

В ноябре состоялся окончательный запуск системы, которая позволяет оформлять ДТП с ущербом до 400 тысяч рублей не только без вызова ГИБДД, но и без посещения страховой, все документы готовятся в полуавтоматическом режиме с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО». Приложение можно скачать уже сейчас в Google.Play и App.Store.

Какие аварии можно оформить по новой схеме?

Нововведение касается происшествий, оформленных по системе европротокола без вызова ГИБДД. Напомним, что она подразумевает ДТП без пострадавших, в котором участвуют две машины и обе застрахованы по ОСАГО. При оформлении аварии через мобильное приложение лимит выплат составляет максимальные рублей (без него — 100 тысяч), что делает европротокол привлекательной схемой оформления почти всех ДТП без пострадавших.

Аналогичные новости были год назад. Что изменилось сейчас?

Действительно, электронное оформление аварий начали внедрять чуть больше года назад с появлением приложения «ДТП.Европротокол», которое позволяло передавать информацию о ДТП, включая фотографии, напрямую в базу данных АИС ОСАГО (бывшая АИС РСА). Но параллельно Банк России и РСА тестировали другое приложение «Помощник ОСАГО» с расширенным функционалом. С ноября прошлого года оно работало в Москве и области, Петербурге и области, а также в Татарстане.

С 1 ноября 2020 года приложение «Помощник ОСАГО» стало доступно по всей России. Использование обоих приложений при выполнении ряда условий (например, фотофиксация места ДТП) позволяет оформлять аварии с ущербом до 400 тысяч рублей.

Чем новое приложение «Помощник ОСАГО» отличается от «ДТП.Европротокол»?

На первый взгляд, они похожи: и то, и другое создано при участии Российского союза автостраховщиков и позволяет упростить оформление ДТП по европротоколу. Но в РСА разъяснили, в чем их отличия:

— «ДТП.Европротокол» позволяет проверить полисы ОСАГО обоих участников, сделать фотографии и передать данные в систему АИС ОСАГО. Всё то же самое можно сделать и с помощью приложения «Помощник ОСАГО», но, кроме этого, оно позволяет оформить в электронном виде извещение о ДТП.

Проще говоря, второе приложение имеет максимальный функционал и является не просто дополнением к бумажной версии европротокола, но и ее заменой.

Так выглядит приложение «Помощник ОСАГО» в разных стадиях оформления ДТП

Чем удобно оформление ДТП без бумажного извещения?

При оформлении ДТП через «Помощник ОСАГО» исчезает обязанность завозить в страховую компанию извещение о ДТП. Сейчас делать это нужно в течение пяти дней после аварии, и страховые одно время жестко наказывали забывчивых автомобилистов.

До появления «Помощника ОСАГО» рукописное извещение о ДТП оставалось главным документом для страховой. Теперь же передача данных может быть автоматизировала, что исключит бумажную волокиту.

Правда, оформлять электронное извещение можно только при отсутствии разногласий о виновности: если они есть, бумажная версия документа становится обязательной (подробнее об этом).

Как оформить ДТП с помощью приложения «Помощник ОСАГО»?

Для начала понадобится подтвержденная запись на портале госуслуг. Часть сведений (ваши ФИО, дату рождения, контактные данные, права и паспорт) приложение возьмет из нее автоматически, что упростит оформление.

Само приложение можно скачать в Google.Play и App.Store. Пользование им достаточно интуитивно: оно проверит действительность полисов ОСАГО обоих участников, позволит указать на карте точное место ДТП и сделать все необходимые фотографии. Можно обойтись и без фотофиксации, но в этом случае лимит выплат составит (с фотографиями — 400 тысяч). После передачи всех данных участники получат электронное уведомление от страховых компаний.

В целом «Помощник ОСАГО» схож с приложением «ДТП.Европротокол», принцип работы которого мы объясняли ранее. Пользоваться этим приложением также можно, но в этом случае оформление бумажного извещения требуется по-прежнему.

Приложение «ДТП.Европротокол» отличается интерфейсом, но принцип работы схож

По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, за истекший год через приложение «ДТП.Европротокол» оформили ДТП, а к октябрю количество ежемесячных оформлений приблизилось

Оформлять электронный европротокол можно уже сейчас?

Накануне РСА заявил о готовности приложения и его запуске на всей территории страны, но с оговоркой, что в ноябре продолжится тестирование, ход которого осложнил коронавирус. Первые пользователи приложения «Помощник ОСАГО» могут столкнуться с теми или иными техническими сложностями. Поэтому рекомендуем первое время всё же оформлять бланк бумажного извещения.

В любом случае электронное оформление имеет смысл, поскольку позволяет поднять лимит выплат до 400 тысяч (при наличии фотографий).

Осенью этого года состоялась запланированная реформа ОСАГО — максимальный тариф возрос на .

Если вы покупали полис ОСАГО без предъявления диагностической карты техосмотра (карантинные правила позволяли это делать), не забудьте получить такую карту, иначе в будущем будут проблемы.

Все споры по автогражданке с лета прошлого года решаются сначала через омбудсмена.

Имеете опыт оформления ДТП через мобильные приложения? Поделитесь с нашими читателями.

Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?

Бесконтактное ДТП является обособленным видом аварии, которые имеют несколько отличные характеристики. Особенностью ее является то, что непосредственного контакта транспортных сред нет. Причиной ДТП в таких ситуациях становятся действия одного водителя, которые привели к созданию помех другому. Результатом этого становится возникновение необходимости маневрирования, резкой остановки, из-за чего второй автомобилист сталкивается с неподвижным препятствием или другими машинами. Такая ситуация часто трактуется неоднозначно – каждая из сторон отрицает свою вину, при этом возникает масса вопросов относительно того, будет ли являться случай страховым или нет.

Определение бесконтактного ДТП

Бесконтактное ДТП – что это? Основным признаком его является отсутствие факта столкновения виновника ситуации и пострадавшей стороны. Наиболее распространенной, так сказать «классической» картиной такой аварии, является так называемое «подрезание». Ситуация выражается в том, что один их водителей нарушает правила маневрирования, чем вынуждает второго автомобилиста, пытающегося уйти от столкновения, выполнять нехарактерные действия – резко сворачивать, ускоряться, наоборот тормозить. Результатом этого становится то, что второй автомобилист может въехать в неподвижное препятствие – столб, дерево, стационарную конструкцию или же в другой автомобиль, наехать на пешехода.

Отдельным типом бесконтактного ДТП также можно назвать внезапное появление пешехода на проезжей части или падение груза с движущегося авто. В таких ситуациях автомобилист также вынужден совершать определенные маневры, которые приводят к причинению ущерба непосредственно ему или третьим лицам.

Нюансы рассмотрения аварий

Одними из основных сложностей, сопровождающих рассмотрение такого рода аварий, являются следующие:

  • Виновная сторона чаще всего скрывается с места происшествия. Отдельным моментом можно рассматривать ситуации, когда автомобилист даже не подозревает о том, что он стал виновником столкновения транспортных средств. Такие ситуации редко происходят, но все же имеют место;
  • Сотрудники ГИБДД часто определяют виновность совершенно другого лица – не того, кто первоначально совершил неправильный маневр, а того, кто был вынужден резко уходить от препятствия. При этом автоинспекция чаще всего ссылается на пункт Правил дорожного движения 10.1. В нем отражена информация относительно того, что при возникновении определенной опасности водитель несет обязательство снизить скорость движения машины вплоть до ее остановки. Именно по такой причине вина переходит на второго автомобилиста, который не снижал скорость, а пытался уйти от столкновения (с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием и т.д.). Однако, при этом может совершенно не приниматься во внимание факт того, что резкое торможение могло бы привести к более серьезным последствиям, включая даже смерть водителя или других участников дорожного движения;
  • Многие автомобилисты, в некотором роде признающие свою вину, вместе с пострадавшим не могут оформить аварию по европротоколу. Это связано с тем, что на протяжении долгого времени не разрешалось составлять документ при условии наличия разных мнений относительно того, по какой причине произошло ДТП. В настоящее время уже такая проблема отходит на второй план, но сохраняется другое препятствие – по европротоколу должно присутствовать только два участника ДТП, а в таких ситуациях их как правило бывает три и более;
  • Необходимость обращения в страховую компанию за выплатой при наличии ОСАГО. В такой ситуации каждая выплата страховщика или погашение причиненного ущерба сопряжено с расходами. В связи с этим компании пытаются изыскать возможности определения виновной стороной того лица, которое не является их клиентом.

На что обратить внимание автомобилисту, который пытался уйти от опасности

В таком случае стоит знать, каким нормативными актами можно апеллировать при попытке доказать свою невиновность или на какие пункты ПДД стоит опираться. Так, автоюристы советуют обратить внимание на следующие моменты:

  • При наличии опасной ситуации (которая уже произошла) избежать ее автомобилист имеет право посредством маневрирования. Об этом свидетельствует 24 абзац пункта 1.2 ПДД;
  • Необходимость избежать столкновения при помощи постепенного снижения скорости вплоть до остановки больше всего применима к тем ситуациям, когда опасность только возникла;
  • Рассмотрение определения аварийной ситуации. В случае, если автомобилист оказался в ней, то торможение уже не может гарантировать ухода от столкновения.

Об этом также свидетельствует пункт ПДД 1.5, призывающий анализировать ситуацию и поступать таким образом, чтобы причинить наименее возможный вред в такой ситуации.

Что делать при бесконтактном ДТП

При попадании в бесконтактное ДТП следует соблюдать все действия, которые предписывает действующая редакция ПДД. Одним из основных моментов является требование не покидать место ДТП. В случае, если автомобилист уедет, то обстоятельства могут быть интерпретированы таким образом, что именно его действия определят как неправомерные. Не менее важным моментом является сбор контактных данных с тех лиц, которые стали свидетелями произошедшего. Именно их показания оказывают решающее воздействие на решение о страховом возмещении или привлечении к ответственности.

Возмещение ущерба

Вполне естественно, что в результате ДТП имеет место причинение ущерба здоровью участников дорожного движения или имущества. В связи с этим возникает вопрос относительно того, куда обращаться для его возмещения. В этом случае может быть два возможных варианта:

  • В случившемся был признан виновным автомобилист, действия которого на самом деле привели к ДТП. Потерпевшая сторона в определенный законом срок должна направить обращение в страховую компанию виновника для получения компенсации. Стоит отметить, что при условии нанесения ущерба транспортному средству возмещение его будет осуществляться в натуральной форме. То есть ремонт или замену определенных частей осуществляет СТО, а страховая компания уже оплачивает ее услуги;
  • Если действия потерпевшего лица признаются неправомерными, в таком случае на возмещение по ОСАГО не стоит рассчитывать. Такой момент связан с тем, что данный страховой полис предполагает начисление возмещения только в отношении потерпевшей стороны, не имеющей вины, если она не обоюдная. Поэтому для того, чтобы иметь право на страховую выплату, следует направить обращение относительно пересмотра обстоятельств ДТП и признания отдельного участника виновным.

Кроме того, при условии, что имеются еще пострадавшие (третий и последующие автомобилисты и их транспортные средства), в таких ситуациях придется выплачивать определенную сумму средств еще и им.

Судебные разбирательства

Бесконтактное ДТП довольно часто становится причиной длительных судебных разбирательств, в результате которых несколько участников ДТП стараются прийти к общему мнению относительно того, кто виновен в ДТП и за чей счет будет осуществлен ремонт. В качестве одного из характерных примеров судебной практики стоит привести следующий случай:

  • Транспортное средство Киа вследствие резкого маневрирования (изменения полосы движения) стало помехой другому автомобилю Хонда, которое передвигалось по этой полосе с соблюдением всех норм ПДД;
  • Чтобы избежать столкновения, водитель Хонды, проанализировав ситуацию, принял решение не снижать скорость, что привело бы к неизбежному столкновению, а также совершить маневр – уйти вправо;
  • В результате выполненного маневра автомобилист не справился с управлением и врезался в столб, нанеся ущерб средней тяжести своему здоровью и транспортному средству;
  • В результате судебного заседания была доказана вина водителя Киа, чьи действия стали причиной бесконтактного ДТП;
  • После опротестования дела и привлечения автоюристов было принято решение о неправомерности маневрирования водителем Хонды. Результатом этого стало частичное признание его вины (40 на 60). Такое решение было принято именно на основании пункта ПДД 10.1.;
  • Собственник Хонды не стал подавать апелляцию, хотя у него была такая возможность. В результате всех разбирательств автомобилист получил меньшую сумму средств, чем мог бы рассчитывать.

Бесконтактное ДТП связано с определенными сложностями выявления виновного лица, которые могут усугубляться отсутствием прямых доказательств неправомерности действий. Присутствие видеорегистратора, который может фиксировать происходящие события, соблюдение всех предписанных норм после ДТП и при необходимости отстаивание интересов в суде помогают автомобилистам добиться справедливости и получить компенсации от виновной стороны или ее страховой компании.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector