0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Решение по обоюдной вине при дтп

ВС указал судам на тонкости рассмотрения споров по ОСАГО при обоюдной вине участников ДТП

Если в ДТП усматривается обоюдная вина участников аварии, то для определения размера выплат по ОСАГО суды должны установить степень вины каждой из сторон, указал Верховный суд.

Это следует из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Июньской ночью 2017 г. столкнулись автомобили ВАЗ-2112 и ВМW 760. Сотрудники ГИБДД привлекли обоих водителей к административной ответственности: владельца отечественного автомобиля – за нарушение правил разворота (пункта 8.8 Правил дорожного движения), водителя ВМW – за тонировку лобового стекла и отсутствие полиса ОСАГО.

Собственница ВМW обратилась за возмещением в ВСК (страховщику ОСАГО другой стороны). Страховщик после осмотра ТС установил размер ущерба в 750 тыс. р., но выплатил лишь половину – 375 тыс. р. Снижение выплаты аргументировано тем, что при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения, указывается в акте Верховного суда.

Т. (собственница BMW) подала иск в суд. Майкопский городской суд пришел к выводу об обоюдной вине участников дорожно-транспортного происшествия в равной степени. Признав обязательство по выплате страхового возмещения исполненным ответчиком, суд отказал в удовлетворении исковых требований. Данную позицию поддержал Верховный суд Республики Адыгея.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с выводами нижестоящих судов. Привлечение водителей к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб, указала коллегия ВС. Причинно-следственная связь ДТП и тонировки на стекле автомобиля судами не устанавливалась, а «управление автомобилем в отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе не может находиться в причинно-следственной связи с совершением аварии», – указала коллегия ВС.

Существенным обстоятельством является установление степени вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, указывается в акте Верховного суда.

Дело возвращено на новое рассмотрение в Верховный суд Адыгеи, апелляция должна установить степень вины обоих водителей. Заседание назначено на 14 мая.

В ответ на запрос АСН в пресс-службе ВСК сообщили, что в постановлении Пленума Верховного Суда от декабря 2017 г., посвященном применению судами законодательства об ОСАГО, указывается, что на суд возлагается обязанность по установлению степени вины участников ДТП, если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить степень вины участников.

В решении суда первой инстанции указывается, что представленные доказательства свидетельствуют о наличии обоюдной вины обоих участников ДТП в равной степени (то есть в размере 50%), обращают внимание в ВСК. По мнению страховщика, суды первых двух инстанций вынесли акты в соответствии с вышеуказанным постановлением ВС.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине

Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Не всегда происшествия на дороге просты и понятны, когда одного участника можно привлечь к ответственности, а у второго есть возможность обратиться в страховую компанию и получить компенсацию. Бывают случаи, когда сложно определить, чьи действия привели к столкновению, или очевидно, что ПДД нарушили оба водителя. Положены ли выплаты по ОСАГО при обоюдной вине? Как рассчитывается сумма и куда обращаться участникам аварии? Эти вопросы часто задают наши читатели, поэтому предлагаю рассмотреть их более детально.

Обоюдная вина: общее понятие и правовое регулирование

Давайте для начала выясним, что же такое обоюдная вина в ДТП. Под этим термином следует подразумевать ситуации, когда действия обоих участников дорожно-транспортного происшествия стали причиной столкновения.

Приехавшие на место аварии сотрудники ГИБДД устанавливают, что Правила дорожного движения нарушили оба водителя. В этом случае постановление об административном правонарушении выносится по отношению к каждому из них. При составлении протокола инспектор должен обязательно внести в него такую информацию:

  • нормы ПДД, которые были нарушены;
  • санкции, предусмотренные определенной статьей КоАП РФ.

Только при наличии этих двух документов можно говорить об обоюдной вине участников ДТП.

В российском законодательстве не существует отдельных правовых норм, которые регулируют порядок оформления аварий, возникших по обоюдной вине и процедуру получения выплаты, поэтому в таких случаях руководствуются:

Если речь идет о сложных происшествиях с пострадавшими или погибшими, санкции к виновному устанавливаются УК РФ.

Определение наличия и степени обоюдной вины: кто наделен полномочиями

В соответствии с нормами действующего законодательства вина водителей определяется судом. Она может быть установлена в равном соотношении (50 на 50) или в любом другом в зависимости от предоставленных доказательств. В процессе судебного разбирательства будет устанавливаться причинно-следственная связь между действиями участников столкновения и результатом (в нашем случае дорожно-транспортным происшествием). Это очень важный момент, так как для ГИБДД такая связь не имеет значения. Данный орган лишь определяет, имелся ли факт нарушения Правил или нет. Что касается суда, то перед ним ставится более серьезная задача. Изучив материалы дела он должен установить, послужили ли действия водителя причиной аварии или он просто нарушил ПДД (например, припарковался в неположенном месте, где в него врезался другой автомобиль).

Что надо знать о выплатах при «обоюдке»

Покупая «автогражданку» мы уверены в том, что наличие полиса защитит нас полностью или частично от расходов в том случае, если наши действия станут причиной ДТП. Но выплатят ли страховщики компенсацию, если окажется, что в аварии виноваты оба водителя?

Давайте обратимся к вышеназванному закону «Об ОСАГО». В соответствии с пунктом 22, статьи 12 данного законодательного акта, страховщик обязан возместить ущерб в зависимости от степени вины, установленной судом. Право на получение компенсации в таком случае имеют оба участника происшествия. Ранее мы говорили о том, что степень вины может быть равной или различной. Чтобы не затягивать процедуру ее определения рекомендуем тщательно подготовиться к судебному разбирательству.

Оформление ДТП при обоюдной вине

Какой сложности бы не произошла авария, ее участники обязаны соблюсти порядок поведения, предусмотренный ПДД и сообщить о произошедшем в страховую компанию. Сделать это можно по телефону.

Закон не запрещает использовать Европротокол при оформлении дорожно-транспортного происшествия, случившегося по обоюдной вине. Главное, чтобы между сторонами не было разногласий, и авария соответствовала всем установленным критериям, позволяющим использовать Извещение о ДТП. В этом случае сумма выплаты будет поделена пополам. Хочу напомнить, что максимальный размер компенсации при таком оформлении с октября 2019 года составляет 400 тысяч рублей.

Если хоть одно из условий для использования Европротокола не совпадает, на место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД. До приезда инспекторов нужно:

  1. Не покидать место столкновения. Исключением являются ситуации, когда в результате ДТП пострадали люди и нет возможность их отправить в медицинское учреждение на скорой помощи или попутной машине. В таком случае раненого надо отвезти и вернуться назад.
  2. Провести фото и видеосъемку места аварии. Сделать это надо таким образом, чтобы можно было идентифицировать местность и были хорошо видны все повреждения транспортных средств. Можно использовать материалы, отснятые видеорегистратором (не только своих, но и проезжавших или припаркованных рядом машин).
  3. Опросить свидетелей и зафиксировать их данные. Показания понадобятся во время судебного разбирательства, так как всегда принимаются судом.

Перед тем, как подписать протокол, следует внимательно ознакомиться с его содержанием. Не нужно бояться отстаивать свою позицию. Сомневаетесь в правомерности действий инспектора ГИБДД? Позвоните на горячую линию автоюриста. Адвокат оперативно оценит ситуацию и совершенно бесплатно даст соответствующие рекомендации.

Как мы ранее говорили, после завершения всех процедур каждый участник аварии получит:

  • постановление об административном правонарушении;
  • протокол осмотра места происшествия.

С первым документом сложностей не возникнет – в него вносится стандартная информация. Что касается протокола, то следует проверить наличие и правильность таких ведомостей:

  • сведений о расположении авто в момент столкновения;
  • схемы ДТП;
  • описания полученных ТС повреждений;
  • разъяснений участников аварии;
  • результатов проведенных замеров.

Также проследите, чтобы в протоколе не указывалось, что стороны отказываются от взаимных претензий. Только после этого бумагу можно подписывать.

Напоминаем, что до октября 2017 года ГИБДД выдавало также справку о ДТП. Этот документ упразднили и ничем не заменили.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Как выплачивается страховка ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

В большинстве случаев причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения. Нарушитель признается виновником аварии и получает обязанность по возмещению вреда потерпевшему. Однако в отдельных ситуациях в происшествии виновны оба водителя. Рассмотрим, как получить выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП.

  • 1 Что такое обоюдная вина
  • 2 Как доказать
  • 3 Как получить выплату по ОСАГО
    • 3.1 Размер возмещения
    • 3.2 Способ возмещения
  • 4 Если страховая отказывает в выплате
  • 5 Если есть пострадавшие
  • 6 Можно ли покинуть место аварии
  • 7 Резюме

Что такое обоюдная вина

Нормативные акты не содержат понятия «обоюдной вины». Это исключительно разговорное выражение. Ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40 содержит информацию о происшествии, в котором ответственными являются все участники. По сути, это и есть обоюдка при ДТП (каждый водитель является и пострадавшим и виновником).

Обязательным условием признания виновным является наличие причинно-следственный связи между происшествием и виновными действиями автоводителя.

Закон не предусматривает особых методов оформления происшествия при наличии у водителей взаимной вины. Участники должны действовать в общем порядке. То есть вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара. При обоюдной виновности нельзя оформить европротокол.

В процессе оформления необходимо собрать максимальное количество доказательств (фото, видео с видеорегистратора, опросить свидетелей). Так как уровень ответственности в происшествии устанавливают не сотрудники ГИБДД, а суд, доказательная база пригодится вам в разбирательстве.

Как доказать

Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.

В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.

Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.

Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.

Советы, как доказать обоюдную вину:

  1. В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
  2. Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
  3. Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.

Окончательное решение по степени виновности каждого участника ДТП будет принимать суд. Он же установит величину компенсации от страховой компании, которая вам полагается.

Как получить выплату по ОСАГО

Наличие вины в действиях каждого участника аварии не является причиной для отказа в выплате страховки. Закон предусматривает возможность для каждого из них обратиться в страховую компанию другого участника для получения компенсации.

Таким образом потерпевший может получить компенсацию, обратившись к страховщику другого виновника аварии. О принятом решении компания должна сообщить в письменной форме в течение 20 дней с момента подачи заявления.

Если у одной стороны нет ОСАГО или виновник не записан в полис, то договариваться о компенсации придется по обоюдному согласию или урегулировать спор в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что страховая компания сохраняет за собой право регресса (то есть на обращение в суд и взыскание выплаченной в качестве компенсации суммы с другого виновника).

Размер возмещения

При обоюдке страховая компания выплачивает в качестве компенсации не полную страховую премию, а только ее часть.

Возможны следующие варианты для установления размера возмещения:

  1. Стороны обращались в суд и степень вины установлена на основании судебного решения. Выплата будет рассчитана исходя из степени вины.
  2. Стороны не обращались в суд. В такой ситуации закон устанавливает выплату 50 на 50.

Чтобы обосновать сумму иска, проведите независимую экспертизу. Через суд можно получить разницу между оценкой эксперта и компенсацией от страховой компании.

Способ возмещения

Единственным способом возмещения по ОСАГО при обоюдке является денежная компенсация. Так как гражданин получает частичное возмещение, на полноценный ремонт его не хватит.

Чтобы получить возмещение убытков в натуральной форме, потребуется просить об этом страховую компанию и доплатить до полной стоимости ремонтных работ. Как показывает практика, такое предложение может стать выгодным, если по страховке предусмотрена компенсация 50%.

В случае денежного возмещения, расчет проводится с учетом износа транспортного средства. Поэтому страховая насчитает мало, недостаточно для полноценного ремонта.

Если страховая отказывает в выплате

К сожалению, ситуация, когда страховая компания отказывает в выплате при взаимной вине, не редкость. Страховые стараются избежать перечисления возмещения до определения степени вины.

В случае неправомерного отказа попытайтесь урегулировать конфликт со страховщиком в досудебном порядке. В качестве аргумента можно использовать позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 2015 года № 2 при наличии взаимной вины:

  • право на выплату по ОСАГО сохраняется;
  • страховые компании участников ДТП платят в равных долях.

Естественно она будет взыскана со страховой компании только в случае удовлетворения иска. А штрафные санкции к страховщику в такой ситуации не применяются.

Если есть пострадавшие

Рассмотрим, что будет, если в аварии есть пострадавшие. В зависимости от степени вреда, нанесенному жизни и здоровью, для виновника предусматривается административная или уголовная ответственность.

Если вред здоровью был причинен обеим сторонам, то каждая из них индивидуально будет привлечена к ответственности.

В случае гибели одного виновника, к уголовной ответственности привлекается второй водитель, вне зависимости от степени его вины. Зачастую мерой ответственности становится лишение свободы.

Если же в происшествии пострадал пассажир одного из автомобилей, то ответственность возлагается на обоих нарушителей. Однако решающее значение здесь имеет факт взаимного нарушения. Если нарушение ПДД одним из водителей не стало причиной ДТП, то он не будет привлечен к ответственности.

Можно ли покинуть место аварии

Если автомобили являются личной собственностью сторон, а в происшествии нет пострадавших, то водители могут покинуть место ДТП по обоюдному согласию. Это возможно только в том случае, если стороны решили не оформлять ДТП и не обращаться за возмещением в страховую компанию. Юридически – это их право.

Использовать такой способ нужно осторожно. Так как второй участник всегда может заявить, что вы покинули место ДТП самовольно. И это приведет к более негативным последствиям.

Поэтому обязательно оформите в письменной форме расписки об отсутствии взаимных претензий. В противном случае вы окажетесь виноватым в происшествии на 100%, а еще и лишитесь прав.

Резюме

  1. Не каждое происшествие, в котором оба водителя нарушили ПДД, является обоюдным.
  2. Обоюдку нельзя оформить по европротоколу.
  3. Наличие вины у обоих водителей не является основанием для отказа в выплате ОСАГО.
  4. По закону выплата каждому заявителю составляет 50%.
  5. Если уровень ущерба очевидно неравный, можно обратиться в суд и установить степень вины для взыскания дополнительной компенсации.
  6. Если в аварии пострадал один из виновников, второй будет привлечен к ответственности вне зависимости от степени вины. А если пострадал пассажир, то к ответственности привлекаются оба водителя.
  7. При отсутствии пострадавших и взаимных претензий участники происшествия могут просто оформить расписки и разъехаться.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

Полис ОСАГО является страховой гарантией для водителей в случае возникновении ДТП.

Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.

Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?

Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.

Читать еще:  Зачем нужна страховка на автомобиль

Обоюдная вина: что это значит?

Большинство аварий, происходящих на дорогах, случается по вине одного из водителей. Но бывают случаи, когда ДТП провоцирует несколько участников.

Итогом становится Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. В данном случае и говорят об обоюдной вине водителей (в разговорной речи — «обоюдка»).

Сразу отметим, что в законодательстве РФ подобный термин не используется. Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями.

Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.

В документе непременно должны быть указаны 2 пункта:

  • какое правило было нарушено;
  • какая ответственность предусмотрена за это законом.

Говорить об обоюдной вине следует только в том случае, когда каждому из водителей выписаны протокол и Постановление о совершённом ими административном правонарушении.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Оформляя договор ОСАГО, каждый водитель понимает: если он спровоцирует ДТП, то страховой полис позволит ему полностью или частично покрыть финансовые потери пострадавшего участника движения.

Но выплатит ли возмещение страховая компания, если виновниками аварии будут признаны оба водителя? И как будут распределены выплаты между ними?

При вине обоих водителей в ДТП выплаты по ОСАГО в 2020 году производятся на основании ст. ФЗ-№12 п. 22. Данный нормативно-правовой документ даёт право на получение возмещения обоим провокаторам аварии.

При этом стоит помнить, что существуют 2 степени вины:

  • равная;
  • различная.

Вопрос степени вины не рассматривает страховая компания. Степень вины каждого водителя определяет только суд. На основании решения суда страховщик осуществляет выплаты.

Чтобы избежать различных сложностей в ходе судебного разбирательства, необходимо правильно вести себя при ДТП и грамотно оформить все необходимые документы.

Также стоит учитывать, что не все нарушения ПДД служат основанием для признания судом обоюдной вины.

К примеру, если один из участников выехал на встречную полосу, а второй – был не пристёгнут, виновным будет признан только первый из них. Суд всегда руководствуется принципом разумности.

Видео: Обоюдная вина в ДТП

Как оформлять ДТП при «обоюдке»?

Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:

  1. Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
  2. Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
  3. Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
  4. Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
  5. Не берите сразу же вину на себя.
  6. При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.

Если вы уверены, что вина второго участника больше, чем ваша, непременно обращайтесь в суд и добивайтесь там установления степени вины. Иначе страховые компании возместят обеим сторонам лишь 50% суммы.

В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.

При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2020 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.

Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:

  1. Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
  2. Протокол.
  3. Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).

В протокол заносятся следующие данные:

  • расположение ТС после ДТП с включением схемы;
  • результаты замеров от контрольных точек до машин;
  • описание видимых повреждений на автомобилях;
  • объяснения участников аварии.

Как доказать обоюдную вину в суде?

Каждый судебный процесс индивидуален, его ход зависит от конкретных обстоятельств дела. Но в случае с ДТП по обоюдной вине можно дать общие рекомендации водителям.

Самое важное – доказать, что нарушения правил были допущены обоими участниками. В качестве доказательств нужно использовать справки, протоколы и постановления ГИБДД, вынесенные по результатам дела.

Могут привлекаться и показания свидетелей, сделанные вами фото и видеозаписи с места аварии, указывающие на расположение машин после ДТП, степень повреждения и пр.

Помните, что суд учитывает не только действия участников ДТП, но и другие обстоятельства дела. К примеру, участник процесса в ходе доказательств своей позиции может сослаться на погодные условия в момент аварии и состояние дорожного полотна.

Правда, этот факт должен быть подкреплён справкой из местного центра гидрометеорологии.

Важны также и профессиональные знания, поэтому стоит получить экспертное заключение: оценочное, автотехническое, и т.д. Можно даже вызвать экспертов в суд, особенно в том случае, если у вашего оппонента есть возражения.

Никакие прежние доказательства для суда определённой силы не имеют, поскольку суд исследует их одновременно, определяя степень виновности по совокупности обстоятельств.

Так, даже документы из Госавтоинспекции могут быть проигнорированы судом, если другие доказательства не подтверждают обстоятельства, изложенные в них.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».

Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.

Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.

Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.

Как рассчитывается размер возмещения?

Согласно п. 22 ст. ФЗ-№12, страховые компании должны выплачивать сумму ущерба пропорционально степени вины водителя.

К примеру, если водитель признан судом виновным на 60%, то ему выплатят только 40% от суммы понесённого им ущерба, а второму участнику выплатят 60% от суммы, требующейся на ремонт его авто.

Однако судебная практика показывает, что выплаты по ОСАГО при «обоюдке» чаще всего распределяется в одинаковых долях между обоими виновниками аварии.

Суды опираются на п. 2 ст. 1083 Г К РФ, которая гласит, что при невозможности установить степень вины, она автоматически признаётся равной.

Срок ожидания при этом обычно составляет не более 15 дней. Степень вины определяется судом. Если же судебного решения не существует, то степень виновности в любом случае признаётся равной.

Если же вина ни одного из участников аварии не установлена, то никакого возмещения вообще не будет.

Можно ли выбрать способ возмещения?

С 27.04 2020 года действуют поправки к закону, касающемуся ОСАГО. Согласно этим изменениям, водители вправе получить денежное возмещение вместо ремонта.

Размер будет рассчитываться так же, как описано выше.

Если же потерпевший пожелает восстанавливать своё авто по натуральному возмещению убытков, то ему придётся доплатить за ремонт из своих средств.

Процесс получения выплаты

Если обоих участников аварии устраивает получение 50% возмещения, то в суд можно не обращаться.

В этом случае отправляйтесь в страховую компанию сразу, как получите из ГИБДД документы с указанными нарушениями со стороны каждого из участников ДТП.

Если вас не устраивает половинчатое возмещение, то необходимо:

  1. Уведомить страховщика о ДТП.
  2. Дождаться решения суда с установленной мерой виновности каждого участника.
  3. Получить компенсацию по постановлению в размере, пропорциональном вине.

Судебный процесс занимает обычно несколько месяцев, поэтому в суд стоит обращаться, если:

  1. По мнению автоинспекции, нет ни одного виновника.
  2. Большая степень вины одного из участников очевидна.
  3. Ущерб серьёзный, поэтому важно получить максимально возможное страховое возмещение.

Что делать, если страховая компания отказывает в выплате?

Страховщик может вынести мотивированный отказ в выплате возмещения.

Наиболее частые причины отказа:

  1. Один из участников не был вписан в страховку ОСАГО.
  2. Участник ДТП управлял автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Один из виновных обжаловал вынесенное судом решение.
  4. Виновный сбежал с места ДТП.

Но это не значит, что всё потеряно и вы не получите возмещения. Добивайтесь своих прав, поскольку страховым компаниям выгодно зацепиться за любую причину, чтобы не выплачивать компенсацию.

Так, если в ваше авто въехал сын собственника другой машины и он не вписан в полис, страховщик может отказать в рассмотрении документов. В этом случае напомните сотруднику компании о п. 1 ст. ФЗ — №14.

Согласно закону, право требования переходит к причинившему вред лицу. На основании данного положения страховщик обязан выплатить возмещение.

Во втором случае, когда один из участников был под воздействием алкоголя, действует то же правило. Аналогичным образом поступайте, если виновник покинул место ДТП.

Если ваш оппонент обжаловал решение суда, то страховая компания вправе приостановить процедуру выплаты, но ни в коем случае не отказать.

Невозможно получить возмещение по ОСАГО только в том случае, если не может быть установлена личность виновника.

Обоюдная вина в аварии – непростая ситуация, поскольку каждый из участников становится и потерпевшим, и виновным одновременно. Следовательно, каждый сам несёт ущерб и в то же время должен отвечать за ущерб, причинённый другому.

Поэтому хочется порекомендовать всем водителям быть аккуратнее на дороге и всеми силами стараться не нарушать ПДД.

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Правовое регулирование

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Читать еще:  В какой компании застраховать автомобиль по осаго?

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.

Рекомендации участникам дорожного движения

Главное правило на дороге говорит – не бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.

В связи с этим, основные рекомендации таковы:

  1. Быть внимательными.
  2. Не надеяться на то, что другие водители будут двигаться по правилам.
  3. Прежде чем совершить «правильный» маневр, необходимо убедиться, что он понятен другим участникам дорожного движения.
  4. При аварии не покидать места происшествия и совершить все предусмотренные законом действия.
  5. При несогласии с фактом или степенью вины оспаривать ее в судебном порядке.
  6. Не мириться с отказами страховщиков в выплате и добиваться ее через суд.

При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.

Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Обоюдная вина в ДТП: как получить компенсацию?

Для начала отметаем простые аварии, где все очевидно и нет спора о виновности. В большинстве столкновений виноват кто-то один. Водитель, к примеру, не заметил запрещающий сигнал светофора или прозевал знак «Уступите дорогу». Результат — столкновение. Тут вина именно невнимательного водителя.

Вот типичный пример. Водители автомобилей не учли погодных условий и выбрали для движения слишком большую скорость. Виноваты, казалось бы, оба. Правда, на одном автомобиле была установлена летняя резина, что и сыграло решающую роль в столкновении.

  • По идее, пострадавший в аварии должен получить выплату по ОСАГО. Но каждый пострадавший является еще и виновником. Кто же кому будет этот вред возмещать?

    Обратимся к Гражданскому кодексу. В статье 1064 говорится следующее. «…Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». В законе же об ОСАГО сказано следующее: страховые выплаты производятся с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована (пункт 22 статьи 12 Закона).

    Другими словами, участникам таких ДТП нужно обратиться в суд, где будет установлена степень вины каждого, и только после этого страховая компания выплатит деньги. Причем не в полном объеме. Суд, к примеру, может установить следующее. Допустим, в аварии участвовали два автомобиля «А» и «В». У «А» ущерб на 100 тысяч рублей, у «В» — на 50. Суд определил, что степень вины водителя автомобиля «А» (который не уступил дорогу) — 70 %, а у водителя автомобиля «В» (который ехал, допустим, с превышением скорости и не успел из-за этого остановиться) — 30%. Получается, что водитель автомобиля «А» должен заплатить водителю автомобиля «В» 35 тысяч рублей (70% от 50 тысяч), а тот, соответственно, будет должен 30 тысяч (30% от 100 тысяч). Исходя из этого и будет произведена страховая выплата по ОСАГО.

    Причем отказать в выплате половины стоимости ремонта без определения степени вины судом страховая компания не вправе. Эта позиция Верховного суда, которая закреплена в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2. А вот если выплаченной суммы, на ваш взгляд, не хватает и вы убеждены, что степень вины второго участника намного больше, тогда и нужно обращаться в суд. Если в суде будет подтверждена ваша позиция, со страховой компании суд взыщет недостающую сумму в вашу пользу. При этом никаких неустоек и штрафов получить от страховой компании не получится. Кроме того, если судом будет установлено, что степень вашей вины не 50%, а 90%, будьте готовы к тому, что часть денег страховой компании придется и вовсе вернуть.

    В каких случаях наступает обоюдная вина при ДТП и последствия для участников в 2019 году

    Полис ОСАГО – это гарантия для водителя при наступлении дорожных неприятностей. Компенсация понесенных расходов может производиться полностью или в какой-то мере. Обоюдная вина при ДТП – понятие, позволяющее обоим участникам происшествия рассчитывать на материальные выплаты, несмотря на нарушение установленных правил.

    Нормативная база

    При разборе любой аварии госавтоинспекторы, оценщики или эксперты должны учитывать нормы и требования, закрепленные в следующих законодательных документах:

    1. Гражданский кодекс.
    2. КоАП.
    3. ФЗ № 40.
    4. ПДД.

    Отдельные уточнения норм и требований содержатся в местных актах и постановлениях.

    Читать еще:  Как получить утс по осаго без суда?

    Обоюдная вина при дорожно-транспортном происшествии

    Аварии случаются по разным причинам – невнимательность, нарушение правил, несоблюдение скорости или дистанции и т.д. Понятие “обоюдная вина в ДТП” не используется законодательством, но является актуальным для госавтоинспекторов, обнаруживших ряд доказательств.

    Выявленные обстоятельства сотрудник ГИБДД обязательно должен внести в индивидуальный протокол каждого участника. В документе указывается нарушенное правило и степень предполагаемой ответственности. Определить точный процент может только суд.

    В каких случаях признается

    Если инспектор вручил каждому из водителей протокол происшествия и постановление о допущенном нарушении, значит, вина распространяется на обе стороны. Размер положенного возмещения напрямую зависит от степени проступка.

    Кто оплачивает ущерб

    Как оплачивается страховка, если в ДТП виновны оба водителя? Так как действующее законодательство не содержит норм, касающихся этого вопроса, среди страховых компаний пользуется популярностью следующее решение проблемы – урон каждого покрывается в размере 50%.

    Возмещение ущерба по ОСАГО и каско

    Как получить страховку после ДТП по ОСАГО? Закон обязывает Росгосстрах предоставлять компенсации по полисам, если:

    • имеются повреждения автомобиля или другой собственности;
    • пострадало дорожное полотно;
    • травмы и увечья получили люди.

    Если речь идет об обоюдной вине в ДТП, то выплата по ОСАГО будет представляться в следующем порядке:

    Читайте также:

    • в одинаковых долях между участниками;
    • сумма зависит от степени причастности к аварии и определяется в судебном порядке.

    Ч. 22 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» гласит, что если отсутствует решение, определяющее процент вины, то страховщик обязан предоставить равную компенсацию каждому.

    Возмещение ущерба по ДТП по каско осуществляется в срок, определенный компанией в общих правилах или в конкретном договоре. На предоставление компенсации обычно уходит от 10 дней до 1 месяца. Задержки иногда случаются по причине отсутствия нужных деталей или большого количества клиентов.

    Выплата “50 на 50”

    При предоставлении страховки применяется следующий порядок:

    • осмотр оценщиком;
    • проведение технической экспертизы.

    Выплаты при обоюдной вине в ДТП может установить суд. Процентное распределение суммы производится только на основании этого документа. При отсутствии официальных бумаг, все получают равную долю.

    Расчет по степени виновности

    Кому выплачивают страховые компании при обоюдной вине в ДТП? Участнику полагается 50% от полученного ущерба. Иное распределение производится только по судебному решению.

    Равная

    Об одинаковых долях гласит Гражданский кодекс. Если один автомобиль пострадал на 38 тыс. руб., а другой – на 78 тыс. руб., то первый владелец получит 19 тыс. руб. компенсации, а второй – 39 тыс.

    Различная

    Определение степени виновности входит в полномочия судьи. Присутствие опытного адвоката позволяет рассчитывать на пропорциональное распределение 30/70 или даже 10/90. Самым худшим исходом является ситуация, когда свидетелей и видеоматериалов нет, а участники не могут договориться между собой. Судья вправе решить, что обстоятельства не позволяют ему точно установить виновника ДТП. Следовательно, страховая компания откажет в предоставлении компенсации.

    Можно ли выбрать способ возмещения

    Многих людей интересует вопрос: как будет возмещаться ущерб при ДТП по страховке ОСАГО, если признана обоюдная вина? Верховный суд считает, что заявителю полагается частичная компенсация. Компании не распределяют сумму, если виновники ДТП не пришли к компромиссу или не обратились в суд.

    Особенности оформления аварии

    Водители, осознающие обоюдную вину, должны придерживаться следующего порядка:

    • остановить автомобиль и не менять его расположение до момента прибытия страхового комиссара или сотрудника ГИБДД;
    • предпринять возможные действия фиксации вины другого водителя (найти свидетелей, сфотографировать место происшествия и полученные повреждения и т.д.);
    • ознакомиться с информацией, которую гаишник внес в протокол (собственное нарушение не нужно подтверждать, иначе вторую сторону признают потерпевшей).

    Решить, что другой водитель виноват гораздо больше в неприятной ситуации, может суд. В противном случае сумма компенсации будет распределена поровну.

    Действия сотрудников ГИБДД

    Инспектор, прибывший на место ДТП, должен пошагово выполнить следующие действия:

    • зафиксировать информацию о происшествии в справке;
    • подготовить протокол;
    • составить постановление, указывающее на вид правонарушения и ссылающееся на соответствующую статью КоАП.

    Протокол представляет собой документ, отражающий информацию о расположении автомобилей, точках замера, видимых повреждениях кузова и мнении каждого водителя о том, что послужило причиной столкновения.

    Отдельные случаи

    В процессе доказания обоюдной вины в ДТП важно помнить о нескольких рекомендациях. Нужно зафиксировать, что оба участника аварии нарушили правила. Доказательством может служить справка, выданная сотрудником ГИБДД, протокол или постановление, свидетельствующее о результатах дела, показания очевидцев, фотографии, тормозной след и прочие сведения, подтверждающие детали происшествия.

    Суд не оставляет без внимания не только действия водителей, но и сопутствующие обстоятельства. Например, можно предоставить справку из местной гидрометеостанции, свидетельствующую о том, что погода в день аварии существенно повлияла на состояние дорожного полотна.

    Если оба водителя покинули место происшествия

    Самовольное покидание точки ДТП является серьезным нарушением. Гражданина могут лишить водительских прав на срок до 1,5 лет или арестовать на 15 суток. Статья КоАП применяется в отношении любого скрывшегося участника.

    ДТП с пострадавшими

    Если авария привела к травмам или гибели людей, то нарушителю может грозить административное или уголовное наказание. Независимо от того, сколько водителей виноваты в наступлении событий, решение может принять только суд.

    Если нет страховки

    Если установлена обоюдная вина в ДТП и у одного участника нет полиса ОСАГО, то страховщик может отказать в выплате. Требовать возмещения следует от лица, причинившего вред. Если у виновника ДТП нет ОСАГО, то прибывшие на место аварии сотрудники государственной автоинспекции, обязательно применят к нарушителю административную ответственность (штраф в размере 800 рублей).

    Страховая компания отказывает в выплате

    Естественное желание любой страховой организации – предоставить как можно меньше денежных компенсаций. На полученный отказ водитель может ответить претензией, а затем и исковым заявлением.

    Срок подачи документов в страховую после ДТП по ОСАГО составляет 5 рабочих дней. Информацию о точном периоде можно почерпнуть из договора с компанией или позвонить на ее горячую линию.

    Как доказать обоюдную вину в суде

    Факт нарушения правил обоими водителями, приведший к дорожному происшествию, следует зафиксировать на месте. Стороны, у которых не получается достичь компромисса, должны обращаться в суд. В качестве доказательств своей правоты разрешено использовать различные методы: свидетельства очевидцев, фото и видеоматериалы, отчет эксперта, схему происшествия и т.д.

    Примеры судебной практики

    В 2019 году Ворошиловским районным судом г. Ростова-на-Дону было вынесено обвинение в адрес Михайлова А. М. по ст. 264 ч. 3 УК РФ.

    “Гражданин сел за руль в нетрезвом состоянии и осуществил выезд на полосу встречного движения. Вторым участником Смирновым А. Г. был нарушено установленное ограничение скорости. Обоюдное несоблюдение ПДД привело к аварии. Результат – гибель пассажиров. Судья принял решение, что Михайлову полагается реальный уголовный срок, а Смирнову – условный.”

    “Кировский районный суд, 2019 г.

    Фоменко С. В. двигался по главной дороге со скоростью 120 км/ч, а Левченко Н. Т. выезжал со второстепенного полотна и не видел другой автомобиль. По решению суда оба водителя виноваты в столкновении. Денежная компенсация предоставляется каждой стороне в равных долях.”

    Обжалование решения

    Как оспорить обоюдную вину в ДТП? Можно направить обращение вышестоящему начальнику ГИБДД, заказать независимую экспертизу или обжаловать постановление суда. На принятие решения и осуществление необходимых действий гражданину отводится 10 дней.

    Подведем итоги

    Обоюдная вина предполагает 50% компенсацию ущерба, полученного каждым участником аварии. В основном компании предоставляют выплаты без проблем. Если же водители не могут достичь компромисса или один считает, что его поведение на дороге не повлияло на ситуацию, то следует обращаться в суд и заказывать экспертизу. Написать исковое заявление можно и после перечисления сумм. Если судья примет сторону истца, то разница будет взыскана с другого участника.

    Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?

    Выплата и «обоюдка»

    Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2020 год, давайте выяснять!

    Обоюдная вина с точки зрения закона

    Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. Действующее на 2020 год законодательство также разделяет их.

    То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель. Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.

    И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:

    1. инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
    2. виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.

    Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.

    О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.

    Выплаты при ДТП

    Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:

    1. выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
    2. компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.

    В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.

    Если никто не обращался в суд

    В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%. То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.

    То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.

    Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

    В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.

    Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.

    Если участники обжаловали постановление в суде

    А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.

    В нашем примере, согласно судебной практике 2020 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было «обоюдки».

    Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

    22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.

    В нашем примере вина могла быть установлена в долях:

    • 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
    • 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.

    В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).

    Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?

    Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.

    И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.

    При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.

    В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

    Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.

    25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):

    БылоСтало
    1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
    .
    б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
    1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
    .
    б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).

    То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).

    Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.

    Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

    Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.

    Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector