1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт автомобиля после дтп по осаго

Ремонт или деньги: всё про возмещение ущерба по ОСАГО

Выберите тип транспортного средства

Возмещение ущерба по ОСАГО в большинстве случаев происходит путем направления поврежденного транспорта на СТОА. Однако в качестве альтернативы возможна и денежная выплата, но только в исключительных обстоятельствах.

Денежная выплата была заменена на ремонт транспортного средства в связи с непрекращающимися жалобами автовладельцев на случаи занижения суммы ущерба, а также для борьбы с недобросовестными автоюристами, выкупающими у потерпевших долги страховых компаний.

Новые автомобили должны ремонтировать на СТОА официальных дилеров и без учета эксплуатационного износа. Следовательно, для владельца новой машины в общем-то нет разницы, в какой форме произведут возмещение ущерба, ведь:

  • авто не снимут с гарантии;
  • будут установлены оригинальные детали;
  • не придется доплачивать.

Собственникам подержанных автомобилей, особенно когда износ достигает пятидесяти процентов, лучше получать возмещение в форме денежной выплаты, конечно, когда это возможно по закону.

Когда нельзя отказаться от ремонта?

Порядок урегулирования убытка по ОСАГО в натуральной форме, то есть путем ремонта на СТОА указан в пункте 15.1 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО». Как сказано в законе, возмещение ущерба при повреждении легкового автомобиля физлица-гражданина России производится путем организации и оплаты ремонтных работ.

Механизм урегулирования убытка предельно прост.

  1. Страховая компания осматривает поврежденную машину, при необходимости организовывает независимую экспертизу.
  2. Потерпевшему выдают направление на ремонт на СТОА.
  3. Страховая компания согласовывает с СТОА стоимость ремонта, после чего перечисляет необходимую сумму денег.

Есть несколько важных оговорок, касающихся восстановительного ремонта.

  • Не допускается установка бывших в употреблении деталей, если это не согласовано с владельцем поврежденного авто.
  • Минимальная гарантия по ремонту – полгода, а по кузовщине и ЛКП – двенадцать месяцев.

Таким образом, самые важные условия ремонта, в частности установка не новых запчастей и доплата, должны согласовываться с владельцем поврежденного транспортного средства. Соответственно, важно внимательно читать все документы, которые приходится подписывать в отделе выплат страховой компании и на СТОА.

В отзывах пользователей о восстановительном ремонте по автогражданке достаточно часто попадаются случаи, когда клиент не глядя подписал документ, дающий страховщику право на установку восстановленных или бывших в употреблении запчастей.

Излишне говорить, что будет практически невозможно доказать факт недобросовестного поведения со стороны сотрудников страховой компании.

В отдельных случаях ремонт на СТОА может организовать и клиент, когда у страховщика нет договора с нужным автосервисом. Правда, на практике такое случается крайне редко, так как для самостоятельной организации ремонта требуется письменное согласие страховой компании, которой не выгоден данный вариант возмещения ущерба.

Гораздо проще произвести денежную выплату, чем оплачивать счета СТОА, с которой нет договорных отношений и дружеских связей. Такой автосервис не сделает страховой компании скидку, да и вряд ли пойдет на какие-то уступки в ущерб владельцу автомобиля, например, не станет убеждать последнего в качестве бывших в употреблении деталей.

Когда можно получить возмещение деньгами?

Возмещение ущерба в форме денежной выплаты при повреждении легковой машины физлица-гражданина России производится в соответствии с пунктом 16.1 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО» . Законом предусмотрено восемь случаев, когда автовладелец или его представитель вправе получить деньги.

  1. Конструктивная гибель транспортного средства.
  2. Смерть владельца транспортного средства.
  3. Средний и тяжкий вред здоровью собственника транспорта в результате страхового события.
  4. Группа инвалидности у владельца поврежденного транспорта.
  5. При ущербе более четырехсот тысяч рублей, а в случае с Европротоколом – более максимально возможной выплаты.
  6. При взаимной виновности в ДТП всех его участников.
  7. Если у страховой компании нет договора ни с одной СТОА в местности, где произошло ДТП или проживает владелец поврежденного авто.
  8. Если при прямом возмещении убытков у страховщика нет возможности организовать ремонт на СТОА, которую клиент указал в заявлении на страхование.

Также допускается денежная выплата при наличии письменного соглашения об этом между клиентом и страховой компанией.

Таким образом, для большей части владельцев легковых авто доступна денежная выплата только на основании пунктов семь и восемь.

На практике чаще всего ремонт заменяют денежной выплатой из-за отсутствия у страховщика договоров с СТОА.

Данная практика особенно распространена в небольших городах, где нет официальных дилеров и СТОА, отвечающих требованиям правил ОСАГО в части организации ремонта. В крупных городах почти все страховые компании имеют десятки договоров с дилерами всех популярных автомобильных брендов и специализированными СТОА, которые занимаются, например, только кузовными работами или восстановлением лакокрасочного покрытия кузова.

Возможен и вариант с отсутствием у страховой компании договора с автосервисом, который указал клиент при оформлении полиса ОСАГО. Однако на деле нереально реализовать эту законодательную норму, так как при покупке полиса через Интернет заполнение пункта с СТОА обернется «техническим сбоем», а при посещении офиса менеджеры всеми доступными способами будут препятствовать внесению в заявление информации про нужный автосервис.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Ремонт по ОСАГО после ДТП и право выбора сервиса при этом

Подскажите, пожалуйста, могу ли я выбрать свой сервис (официального дилера) для ремонта автомобиля после ДТП по ОСАГО, при условии, что данный сервис не входит в список СТО, указанный на сайте страховой компании?

    ремонт по ОСАГО, осаго, авто дтп ремонт
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 7,0 рейтинг
  • 2073 отзыва

Нет, восстановительный ремонт производится сервисом, с которым у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта

15. Страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:

путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (возмещение причиненного вреда в натуре);

Вы ссылаетесь на норму, которая не подходит для физ. лиц!

по физ лицам те же условия

Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Сколько стоит ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО и как не попасться в руки мошенникам?

После аварии люди, как правило, находятся в состоянии некоего аффекта и не все могут трезво оценивать нанесенный им ущерб. Очень часто автолюбители сталкиваются с такой ситуацией, когда суммы выплаченной СК компенсации по ОСАГО после ДТП не хватает на ремонт авто. Именно в таком случае на помощь водителям приходит независимая оценка ущерба нанесенного автомобилю.

В том случае, если вы готовы судиться со страховой компанией и получить от нее полную компенсацию вашего ущерба, то тогда вам просто необходимо будет произвести независимую экспертизу, так как ее результаты сыграют достаточно существенную роль в процессе разбирательства по делу.

В статье мы расскажем, как осуществить ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО, что это вообще такое и как оформить документы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-03 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Ранее согласно нашему законодательству страховая организация была обязана осуществить выплату компенсации ущерба потерпевшему в ДТП, на сегодняшний день СК должны организовать и полностью оплатить ремонтные работы по восстановлению авто потерпевшего. О том, выплачивается ли страховка виновнику аварии, читайте тут.

В денежном эквиваленте клиенты также могут получить компенсационные выплаты по ОСАГО, но только в том случае, если:

  1. Сумма причиненного ущерба более 400 тыс.руб.
  2. Автомобиль потерпевшего уничтожен полностью и не подлежит восстановлению.
  3. Если гражданин получил вред здоровью или погиб.
  4. Также выплату денежной компенсации могут получить граждане имеющие инвалидность.
  5. Денежную компенсацию клиент также может получить по согласованию с СК.

Основным способом возмещения ущерба по полису автогражданской ответственности на сегодняшний день является ремонт авто за счет СК. При этом клиент имеет право самостоятельно выбрать станцию технического обслуживания, но из того списка, который ему предоставит СК при заключении договора страхования.

От чего зависит сумма оплаты?

Ремонт авто потерпевшего производят на основании специально разработанных РСА справочников. Данная нормативная документация как для СТО, так и для СК носит обязательный характер. В данной справочной документации содержится стоимость:

  • Тех деталей, которые используются для замены в процессе проводимого ремонта изношенных деталей ТС.
  • Материалов применяемых при ремонте ТС.
  • Нормо-часов, которые требуются для того чтобы провести восстановительный ремонт авто по полису автогражданской ответственности.

Стоимость каждого пункта содержащегося в справочнике определяется в зависимости от территориальности и является обязательной для всех лиц участвующих в процессе страхования.

Для того чтобы произвести расчет стоимости ремонтных работ следует перемножить следующие данные между собой:

  1. Работы, которые были выполнены.
  2. Сумму потраченную на покупку тех материалов, которые потребовались для ремонта авто.
  3. Сумму затраченную на приобретение тех деталей, которые подлежат замене.

Итогом умножения этих данных станет полная стоимость ремонтных работ по полису автогражданской ответственности. Данный предварительный расчет позволит водителю определиться, что для него является более выгодным, отремонтировать свое авто за счет СК или получить денежную компенсацию ущерба и решить все вопросы связанные с ремонтом пострадавшего в аварии авто самостоятельно.

Подробнее о том, сколько составляет размер страховой выплаты ОСАГО при ДТП, можно узнать в этом материале.

Как просчитать?

Расчет размера стоимости ремонтных работ производится по следующей формуле:

  • СВР- это стоимость восстановительного ремонта авто.
  • РР- это сумма расходов затраченная на проведения работ по ремонту авто.
  • РМ- сумма затраченная на материалы.
  • РЗЧ- денежная сумма потраченная на запасные части, которые устанавливаются на авто взамен поврежденных деталей (агрегатов, узлов и т.д.).

Кто проводит оценку?

Экспертную оценку ущерба нанесенного транспортному средству потерпевшего чаще всего проводит та компания, у которой есть договорные отношения с СК. Специалист, проводящий экспертизу, должен произвести оценку того ущерба, который был нанесен пострадавшему и зафиксировать все те повреждения, которые были нанесены авто при ДТП. На основании этих данных эксперт составляет отчет, который в последующем используется СК для оплаты компенсации (сколько составляет срок выплаты компенсации по ОСАГО?).

Потерпевший в ДТП обязан предоставить свое авто на экспертизу.

Очень часто встречается такая ситуация когда выплаченной по ОСАГО суммы потерпевшему не хватает на ремонт машины после ДТП. Данная ситуация возникает из-за того, что чаще всего эксперт работает в интересах СК. СК же в свою очередь заинтересована в минимизации затрат и идет на все для этого. Причиной, по которой страховая сумма может быть занижена, является возможность манипуляции степенью износа тех деталей, которые подлежат замене.

Чаще всего эксперты, которые сотрудничают с СК стремятся снизить сумму страховой выплаты при ДТП и соответственно потерпевшему на полноценный ремонт авто суммы выплаченной компенсации может не хватить. Если вы не согласны с той суммой, которую вам насчитали в страховой компании, то специалисты советуют обращаться для оценки ущерба в независимые экспертные организации, у которых нет договоров о сотрудничестве с данной СК.

Стоимость услуг

Цены на услуги оценщиков всегда зависят от сложности работы. Также на стоимость проводимой после ДТП экспертизы оказывает влияние и значительность повреждений, которые получил автомобиль. И это логично, так как эксперт должен детально описать и зафиксировать каждое повреждение.

Отдельно устанавливается цена на дополнительные услуги, к таким услугам относятся:

  • Повторная процедура независимой оценки, которую производят при наличии разногласий (если на тот момент когда производится независимая экспертиза уже имеются официально оформленные иные экспертные мнения).
  • Также к дополнительным услугам относится выполнение представительских функций при предъявлении в СК тех результатов, которые были получены в ходе независимой экспертизы и т.д.
  • Консультационную помощь, которую оказывают специалисты по технологии восстановительного ремонта авто.
  • В среднем услуги оценщиков в России оцениваются в 2500-10000 рублей.

Как производится расчет?

Как говорится в ст.12 ФЗ No 40 «Закона об ОСАГО», собственник авто имеет право выбрать, проводить ли ему самостоятельно экспертизу или же обратиться для проведения экспертизы в СК. В данной ст.12 п.5 также говорится о том, что сумму затраченную на независимую экспертизу должны включить в состав понесенных потерпевшим убытков, которые согласно договору ОСАГО страховщик должен возместить в обязательном порядке.

Как обезопасить себя от обмана?

Предусмотрительные собственники авто уже знают о том, что самым лучшим вариантом обезопасить себя от мошеннических действий со стороны СК на момент наступления страхового случая — это еще до момента ДТП иметь контактные данные хорошего, проверенного независимого эксперта.

Очень важно чтобы у данного эксперта не было договорных отношений с СК где приобретается полис страхования.

Своих экспертных оценщиков имеет на сегодняшний день каждая СК осуществляющая страхование автотранспорта по программе ОСАГО и КАСКО. И таких экспертов, которые сотрудничают с СК к разряду независимых уже отнести можно лишь с очень большой натяжкой. Какой бы надежной и солидной не была ваша СК всегда существует вероятность того, что эксперт работающий на данную компанию постарается минимизировать сумму выплат в пользу СК.

Для того чтобы получить реальную оценку ущерба нанесенного авто в ДТП и существуют независимые эксперты. Это дает гарантию того, что вам как потерпевшему выплатят полную сумму вашего ущерба. Специалисты, которые оказывают услуги по консультированию пострадавших в ДТП собственников авто, рекомендуют для поиска хорошего независимого эксперта поступать следующим образом:

  1. В выборе эксперта не следует ориентироваться на тех, которые располагаются близко от вашего дома или офиса.
  2. Также следует настороженно отнестись к специалистам, которые предлагают свои услуги по слишком низкой цене.
  3. Не вызывают доверия и специалисты, которые предлагают слишком большой перечень услуг.
  4. Не следует выбирать и тех, кто явно или же скрыто сотрудничает с СК.

Специализация хорошей компании занимающейся оценкой должна быть узко направленной — «независимая оценка при ДТП» — все и больше абсолютно никаких заморочек и бонусных программ.

Специалисты серьезных фирм будут всегда рады предложить своему клиенту бесплатный предварительный расчет суммы убытков. Такое предложение специалиста всегда говорит о том, что у данного человека большой опыт в этом вопросе, а потому предварительный расчет такой специалист может произвести очень быстро.

Иначе подписанные специалистом документы будут считаться не имеющими юридической силы, а следовательно недействительными. Для того чтобы экспертиза была произведена точно и правильно специалисты советуют сразу при ДТП обращаться к независимому эксперту, но об этом вы должны уведомить не только страховую, но и виновника.

К выбору эксперта, который будет производить оценку ущерба следует отнестись внимательно, у такого специалиста должны иметься все необходимые разрешения на осуществление его деятельности.

Специалисты не рекомендуют вам обращаться к тем экспертам, которые сотрудничают со страховыми организациями.

Читать еще:  Поведение пассажиров при дтп

Не забывайте и о том, что экспертные организации должны в обязательном порядке предоставлять своим клиентам все чеки и квитанции с указанием стоимости их услуг. Данные чеки и квитанции вам будут необходимы в том случае, если вам предстоит обращение в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-03 (Москва)
+7 (812) 425-14-75 (Санкт-Петербург)

avto-advokat › Блог › Направление на ремонт по ОСАГО – сроки, что делать дальше?

В апреле 2017 года форма страхового возмещения претерпела существенные изменения, и страховые компании теперь в 2019 году могут вместо выплаты возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – дать направление на ремонт в автосервисе. Между тем, чёткость регулирования законодательством в вопросе компенсации за аварию по ОСАГО ничуть не ослабела. Страховые компании всё также обязаны соблюдать сроки выдачи направления, а за нарушение этих сроков их ждёт штраф и неустойка. Правила выдачи этого документа, а также что делать после его получения мы и выясним в этой статье!

Что такое направление на ремонт в ОСАГО?

Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.

Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:

во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы при ущербе,
во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2019 году есть некоторые законодательные ограничения.

Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:

Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.

Что можно, а что нельзя делать при получении направления?

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?

20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

А полный пакет документов включает в себя:

заявление о страховом возмещении,
заполненное извещение о ДТП,
паспорт собственника машины,
свидетельство о регистрации авто,
страховой полис ОСАГО,
постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.

Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление.

Что будет за несоблюдение срока?

Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО.

Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если Вы подали документы 1 марта 2019 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.

Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.

Выдали направление на ремонт в СТОА – что дальше?

А дальше Вам необходимо предоставить автомобиль в сервис для восстановления. Эта процедура проста и понятна… По закону. На практике же Вам может предстоять ряд дополнительных согласований и оценок, а также отказ от подписи указанных выше документов, которые подписывать не нужно.

Какой срок обращения?

Срок действия направления на ремонт не регламентирован никакими правовыми актами. Но часто время обращения указано в самой бумаге, и оно, как правило, составляет 7-20 дней – это зависит от самой страховой компании.

Если вы пропустили этот срок, ничего страшного – вам просто следует обратиться в страховую за новым направлением. Отказать в выдаче вам не имеют права, так как это уже есть ни что иное как отказ от страхового возмещения – то есть неисполнение обязанности страховщиком по ОСАГО.

Если данный срок не указан в направлении, то тогда здесь следует руководствоваться разумностью и не злоупотреблять своим правом. Шутка ли, но понятие «разумного срока» прописано в Гражданском кодексе, хотя и в разрезе исполнения обязательств (что к нашему случаю не относится) и составляет 7 дней.

Какой срок ремонта?

30 рабочих дней. Вообще, для Вас в вопросе возмещения ущерба от аварии должны интересовать только 2 временных интервала:

срок 20 дней для выдачи направления на ремонт,
30 дней для непосредственно восстановления.

Любые другие сроки в виде дополнительных согласований, ожидания запчастей и деталей авто, очереди в сервисе Вас волновать не должны, так как они включены в указанные выше два периода. Это предписывает 12 статья ФЗ Об ОСАГО. Ниже мы рассмотрим такие случаи затягивания срока и что делать в таких случаях.

Обратите внимание, что здесь уже 30 рабочих дней, в отличие от срока для выдачи направления. Таким образом, считаются по порядку все дни, кроме выходных субботы и воскресенья, а также все праздничные дни, утверждённые Минтрудом в качестве выходных.

Если требуют доплату

Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:
— либо доплатить из своего кармана,
— либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.

Это на 2019 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.

Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.

При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:

«срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта)».

Если просят подписать допсоглашение

Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.

Помните, что законодательство 2019 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.

Если сервису требуется дополнительный осмотр

Чаще всего имеется в виду осмотр на скрытые повреждения с калькуляцией по увеличению стоимости ремонта, так как страховая не посчитала эти скрытые повреждения. Вам ничего не мешает дать разрешение на такой осмотр, но опять же, не в рамках увеличения срока ремонта. Автомобиль Вы предоставили, что с ним будут делать дальше – не Ваше дело и проблемы. По результату 30 рабочих дней Вам должны выдать машину в состоянии, какой она была до ДТП.

Если приглашают составить смету

Аналогично допосмотру, составление разного рода смет, актов работ и прочих документов – не Ваши проблемы. И не подписывайте их ни в коем случае.

Повторю в очередной раз, Ваша задача – предоставить автомобиль и иметь подтверждение этому.

Что будет за нарушение срока ремонта?

Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой «адекватной» на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.

Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные «бонусы» от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).

Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.

Ремонт автомобиля по ОСАГО: условия получения, порядок действий потерпевшего, возможность выбора денежного возмещения

На сегодняшний день существует два основных способа возмещения ущерба по ОСАГО. Сюда относятся:

  • выплата денежной компенсации,
  • предоставление страхового покрытия в натуральном виде.
  • Условия проведения ремонтных работ
  • Как получить ремонт по ОСАГО: пошаговая инструкция
    • Когда страховщик должен выдать направление
    • Порядок действий после получения направления
    • В течение какого времени производится ремонт
  • Если требуется доплата
  • Можно ли выбрать денежную компенсацию

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Последний вариант подразумевает под собой проведение восстановительных работ в отношении пострадавшего автомобиля. В данном случае заявителю выдается направление на проведение ремонта. Это официальный документ, дающий право на возмещение ущерба, причиненного в результате аварии.

Условия проведения ремонтных работ

Восстановление пострадавшего транспортного средства осуществляется в соответствии со следующими условиями:

  • максимальная сумма компенсации не может превышать 400 000 рублей (п. б ст. 7 ФЗ-40 РФ «Об ОСАГО»);
  • при определении суммы восстановительных расходов учитывается износ запчастей и комплектующих. При этом его размер не может превышать 50% их стоимости. Такое правило прописано в абз. 6 п. 4.15 Положения ЦБ РФ от 19.09.2014 №431-П (далее по тексту– Положение ЦБ РФ);
  • в расходы на ремонт включается стоимость материалов и запчастей, а также оплата труда мастеров.

Как получить ремонт по ОСАГО: пошаговая инструкция

Для того чтобы получить возмещение по ОСАГО, потерпевшая сторона должна последовательно выполнить следующие шаги.

Шаг 1. Подготовить заявление о страховом возмещении по форме, отраженной в Приложении № 6 к Положению ЦБ РФ.

Шаг 2. Собрать полный пакет документов, куда входят (п. 3.10 гл. 3 и п. 4.13 гл. 4 Положения ЦБ РФ):

  • паспорт потерпевшего (заверенная копия);
  • доверенность (в случае если от лица выгодоприобретателя выступает его представитель);
  • извещение о ДТП;
  • протокол об административном нарушении (копия) в случае если происшествие оформлялось с участием сотрудников полиции;
  • ПТС автомобиля;
  • квитанция об оплате эвакуатора, места на стоянке и т. д. (если эти расходы были понесены за счет заявителя).

Потерпевшая сторона имеет право предъявить страховщику другие документы: чеки, сметы, подтверждающие расходы, которые были понесены в результате ДТП.

Шаг 3. Заявление вместе со всеми документами необходимо предоставить в страховую компанию.

Шаг 4. Доставка пострадавшего автомобиля к страховщику для осмотра и проведения независимой технической экспертизы (при необходимости.) Сделать это надо в течение 5 дней с момента подачи заявления (п. 10 ст. 12. ФЗ РФ «Об ОСАГО»).

Читать еще:  Как перегнать машину без страховки и техосмотра

Шаг 5. Страховщик рассмотрит поступившее обращение и вынесет определенное решение.

Шаг 6. В случае если будет решено направить машину на ремонт, потерпевшей стороне выдадут соответствующее направление.

Шаг 7. Заявителю вместе с направлением следует обратиться в заранее определенный автосервис и произвести восстановление своего транспортного средства.

Когда страховщик должен выдать направление

В п. 21 ст. 12 ФЗ РФ «Об ОСАГО» установлены следующие сроки, в течение которых страховая компания обязана выдать направление на ремонт:

  • 20 дней – в случае если восстановление пострадавшего автомобиля будет производиться в СТО, с которым страховщик сотрудничает;
  • 30 дней – если ремонт будет осуществляться в автосервисе, самостоятельно выбранном пострадавшей стороной.

Указанные выше сроки отсчитываются с момента подачи заявления. При этом не учитываются праздничные нерабочие дни.

Порядок действий после получения направления

Как уже было сказано выше, сразу после получения направления на ремонт следует обратиться в СТО, указанную в данном документе. При этом также необходимо доставить пострадавший автомобиль, в отношении которого будут производиться восстановительные работы.

В течение какого времени производится ремонт

В соответствии с п. 15.2 ст. 12 ФЗ РФ «Об ОСАГО» сотрудники станции технического обслуживания обязаны произвести восстановительный ремонт в течение 30 дней с момента передачи пострадавшим своего автомобиля.

Если требуется доплата

В случае если стоимость ремонта машины, попавшей в ДТП, превышает максимальный размер страхового возмещения (400 000 рублей), то потерпевший по своему желанию может произвести доплату недостающей суммы (абз. 7 ст. 12 ФЗ РФ «Об ОСАГО»). Производится это в следующем порядке:

  • заявитель в письменном виде выражает свое согласие на внесение средств сверх страховой компенсации;
  • страховая компания рассчитывает размер доплаты;
  • потерпевший перечисляет указанную сумму в адрес СТО, в которой производятся восстановительные работы.

В свою очередь, потерпевший имеет полное право потребовать получение дополнительной компенсации расходов, которые не покрывает ОСАГО, от виновника ДТП. Причем если вторая сторона не желает идти навстречу, то это можно сделать в судебном порядке.

Можно ли выбрать денежную компенсацию

В п. 15 ст. 12 ФЗ РФ «Об ОСАГО» написано, что страховая компенсация ущерба, причиненного транспортному средству, может быть предоставлена в виде денежной компенсации или путем оплаты ремонтных работ.

Однако такой порядок не распространяется в отношении легковых автомобилей, являющихся собственностью граждан и зарегистрированных на территории РФ. Для данной категории транспортных средств страховое возмещение предусмотрено только в натуральном виде (ремонт). Исключением могут быть следующие случаи (п. 16.1 ст. 12 вышеобозначенного закона):

  • если произошла полная гибель машины;
  • потерпевший умер;
  • здоровью автовладельца был причинен тяжкий вредили средней тяжести;
  • если потерпевшая сторона является инвалидом в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 17 ФЗ РФ «Об ОСАГО»;
  • если ремонт машины превышает предельный размер возмещения, установленного страховым законодательством;
  • если между пострадавшим и страховщиком заключено соглашение о предоставлении страхового возмещения в денежной форме;
  • если лицо, которому был причинён ущерб, выбрало возмещение вреда согласно абз. 6 п. 15.2 ст. 12 и абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона, обозначенного выше.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Особенности и порядок оформления ремонта по ОСАГО у официального дилера

Еще в апреле 2016 года президент России поручил Центробанку (именно он регулирует систему ОСАГО в России) и правительству подготовить свои предложения, касающиеся перестройки действующей системы ОСАГО. В июне 2016 в Госдуме рассматривался законопроект о замене выплат по полисам ОСАГО на возмещение полученного в результате ДТП убытка ремонтом.

Важные изменения в системе ОСАГО

Новый законопроект предполагает, что с момента его подписания страховые фирмы смогут выбирать один из следующих способов возмещения ущерба:

  • Выплата ОСАГО водителю – этот вариант возмещения ущерба остается без изменений. Страховая фирма оценивает ущерб и отдает деньги на ремонт автомобиля потерпевшему.
  • Ремонт по ОСАГО в 2020 году на СТО, принадлежащей страховой фирме. В таком случае страховщик оценивает ущерб и направляет автомобиль на станцию технического обслуживания, с которой у страховщика подписан договор.
  • Ремонт по ОСАГО у официального дилера возможен тогда, когда машина не старше двух лет. Страховая фирма по требованию потерпевшего водителя должна направить автомобиль на ремонт к официальному дилеру. Между дилером и страховой фирмой обязательно должен быть заключен соответствующий договор.

Чтобы страховая фирма предложила владельцу полиса ОСАГО ремонт вместо выплат и направила автомобиль на станцию технического обслуживания, важно соблюдение некоторых условий. Так, СТО должна находиться не дальше 10 километров от границы города (численностью свыше 500 000 человек), где проживает водитель. Компенсация за запчасти выплачивается с учетом их износа. Если страховая фирма направляет автомобиль на ремонт, то запчасти оплачиваются без учета износа. В законопроекте не урегулирован вопрос доставки поврежденного автомобиля до СТО.

На данный момент законопроект позволяет страховым фирмам направлять автомобиль на «свои» СТО. Это можно делать только после согласования с владельцем поврежденного авто.

Ремонт автомобиля после подачи заявления на возмещение

При подаче заявление на возмещения ущерба в страховую фирму пострадавшая сторона сможет получить денежные средства на ремонтные и восстановительные работы либо получить направление на ремонт по ОСАГО в дилерский центр или на СТО. Ремонт возможен только в тех случаях, когда еще можно произвести восстановительные работы. Если же автомобиль восстановить не удается, то он отправляется на утилизацию. Водитель получает возмещение всех убытков.

Чтобы получить максимальную сумму на восстановление автомобиля или направление на СТО, водителю необходимо обратиться в страховую фирму с соответствующим заявлением. Автомобилисту следует поступить следующим образом:

  1. проинформировать страховую компанию о произошедшем ДТП;
  2. составить и подать страховщику письменное заявление на возмещение ущерба в течение срока, который прописан в полисе ОСАГО;
  3. приложить к готовому заявлению документы, подтверждающие факт ДТП.

После подачи заявления водителю остается ждать решения страховой фирмы. Перед этим специалист компании, имеющий соответствующую квалификацию, проведет оценку и обозначит сумму, необходимую для ремонта поврежденного автомобиля. Если водитель согласен с обозначенной суммой, то он сможет получить денежную компенсацию и заниматься ремонтом с чьей-либо помощью либо самостоятельно. Максимальная выплата по ОСАГО, которую водитель сможет получить от страховой фирмы по полису ОСАГО, составляет 400 тысяч рублей. Этот вариант возмещения ущерба по полису ОСАГО известен водителям с первых дней существования системы ОСАГО. Согласно новому законопроекту, после проведенной оценки ущерба автомобиля страховая фирма предложит водителю три варианта решения проблемы:

  1. Водитель соглашается с суммой для возмещения ущерба, назначенной экспертом, и получает деньги на свой счет для дальнейшего проведения работ по восстановлению автомобиля.
  2. Водитель соглашается на ремонт машины по ОСАГО, который страховая фирма предлагает провести в «своем» СТО и получает направление на ремонтные работы. На счет автосервиса переводится сумма, необходимая для ремонта автомобиля.
  3. Водитель сам выбирает один из вариантов для разрешения проблемы и сообщает об этом страховой фирме, которая не вправе дать отказ в ремонте по ОСАГО.

Направление на бесплатный ремонт

Если водитель выбирает бесплатный ремонт по ОСАГО, то страховая фирма выдает направление в автомастерскую-партнера. Таких мастерских у страховщиков несколько, поэтому водитель сможет выбрать из списка наиболее подходящий ему вариант.

Когда владелец автомобиля дает согласие на ремонт вместо денег по ОСАГО, между автомастерской, собственником и страховой фирмой заключается договор. В нем обязательно прописываются следующие пункты:

  1. срок, за который на СТО будет отремонтирован автомобиль;
  2. расчет стоимости всех работ, которые потребуется произвести;
  3. перечень работы по ремонту и восстановлению поврежденного автомобиля.

Если водитель, забирая отремонтированный автомобиль на СТО, замечает, что работа выполнена некачественно, то ему не следует подписывать акт приемки транспортного средства до тех пор, пока ремонтные работы не будут проведены качественно.

Ремонт по ОСАГО РЕСО, на который водитель согласился, подписав договор со страховой фирмой, проводится абсолютно бесплатно.

Максимальная выплата ОСАГО, на которую будет проведен ремонт вместо выплаты по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей.

Если эксперт страховой фирмы оценил ремонт повреждённого в результате ДТП автомобиля в 520 тысяч рублей, то страховая фирма оплатит ремонтные работы только на сумму 400 тысяч рублей. Остальные 120 тысяч рублей придется оплачивать владельцу автомобиля из собственных средств.

Плюсы и минусы ремонта автомобиля за счет страховой фирмы

Ремонт автомобиля, проводимый в рамках действия ОСАГО, имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести:

  1. Водитель освобождается от самостоятельной организации ремонтных работ. Ему нужно лишь подписать договор с СТО и страховой фирмой, доставить машину на СТО и забрать ее после ремонта по ОСАГО Росгосстрах.
  2. СТО-партнёры страховых фирм получают деньги после того, как будет окончен ремонт застрахованного автомобиля. Поэтому сроки ремонта автомобиля по ОСАГО будут минимальны и машина будет восстановлена довольно быстро.

К минусам ремонта автомобиля на СТО за счет страховой фирмы можно отнести неудобство выбора СТО, так как не все станции работают со страховыми фирмами. К еще одному недостатку ремонта на СТО по ОСАГО за счет страховой фирмы можно отнести плохое качество ремонтных работ. При необходимости все недочеты по ремонту автомобиля на СТО могут быть устранены по требованию собственника автомобиля, но на это уйдет немало времени.

Выплаты по ОСАГО после ДТП

Выплаты по ОСАГО после ДТП имеют право получить как виновник, так и потерпевший, если имеется полис транспортного средства по КАСКО. Для определения величины ущерба участники происшествия должны осмотреть транспортное средство, оформив его, или заказать независимую оценку, по результатам которой определяется сумма, положенная для выплаты

Оценка авто после ДТП

При обращении владельца машины после дорожного происшествия с заявлением о выплате, страховщик обязан в течение пяти дней сделать оценочный отчет автомобиля после его повреждения. Страховая компания должна согласовать с владельцем автомобиля место осмотра машины, при этом необходимо учесть график работы страховой компании и экспертной службы.

В свою очередь владелец автомобиля должен обеспечить его наличие на заданное время для осмотра.

Если техническое состояние транспортного средства не позволяет его доставить для выполнения экспертизы к страховщику, либо в другое место, то оценка выполняется на месте расположения автомобиля.

Если после процедуры осмотра стороны договорились и согласились с суммой ущерба, то страховщик выплачивает именно такую сумму. Если компромисс по сумме ущерба не достигнут, то проводится экспертиза с участием независимого эксперта. Если за пять дней после регистрации заявления страховая компания не выполняет оценку или экспертизу имущества, то потерпевший может самостоятельно обратиться к независимому эксперту для оценки, и потребовать от страховой компании выплаты суммы ущерба, определенной независимой экспертизой.

Если экспертиза или осмотр автомобиля не дают возможности точно установить величину причиненного ущерба и причины дорожного происшествия, то эксперт может потребовать предъявить для освидетельствования транспортное средство, принадлежащее виновнику дорожного происшествия. Результаты должны оформляться в виде заключения, и закрепляться подписями эксперта, владельца транспортного средства и представителя страховой компании.

Основные изменения в новом законе

Подробнее о новых особенностях ОСАГО, связанных с заменой выплат ремонтными работами, можно пояснить следующим образом:

  • при осуществлении ремонта применяются только новые запчасти. В виде исключения по согласованию с владельцем автомобиля допускается использование бывших в работе запчастей;
  • если рассматривать, как производятся выплаты по ОСАГО если машине 15 лет, то при оценке ущерба и стоимости ремонта по новому закону теперь не будет учитываться старение деталей и естественный износ, поэтому возраст автомобиля не окажет влияния на размер выплаты;
  • страховщик предлагает свой список станций по ремонту автомобилей, а хозяин машины может предложить другую мастерскую, но для ремонта необходимо согласие страховщика;
  • автосервис не должен находиться дальше 50 км от местонахождения автомобиля;
  • наибольший срок для ремонта установлен 30 днями без учета выходных;
  • на ремонт кузова предоставляется гарантия 12 месяцев, для остальных работ – 6 месяцев;
  • автомобили возрастом до 2-х лет могут ремонтироваться только на станциях техобслуживания официального дилера;

По новому закону денежные выплаты не исключены окончательно, они возможны в следующих случаях:

  1. если автомобиль не подлежит восстановлению;
  2. если сумма ремонта более 400 тысяч рублей;
  3. владелец транспортного средства получил тяжкие телесные повреждения, либо наступила его смерть;
  4. автовладелец является инвалидом;
  5. страховая компания не способна обеспечить ремонт автомобиля в срок, либо нет запчастей, опыта ремонта, технической документации на редкую марку машины;
  6. страховщик и владелец машины пришли к согласию о компенсации ущерба деньгами;
  7. по решению Российского союза страховщиков, который учел тяжелое положение владельца машины.

Страховые выплаты

ОСАГО предполагает страхование ответственности владельца автомобиля перед другим владельцем за причиненный ему ущерб. Денежные средства выплачиваются не виновнику, а потерпевшему от действий виновника. Однако если будет вина обеих владельцев, то выплата производится обеим сторонам в зависимости от ущерба.

Размер выплаты равен сумме страхования, это в пределах 120000 рублей. Остальная часть взыскивается с виновного лица. Поэтому во время экспертизы необходимо присутствие виновника происшествия, чтобы у него не было никаких сомнений.

После аварии следует выполнить следующие действия:

  1. Осмотреть место происшествия, взять контакты свидетелей, сфотографировать место.
  2. Сотрудников ГИБДД можно не вызывать, если ущерб оценивается водителем самостоятельно, и с ним согласен второй участник ДТП. Составляется Европротокол, по нему можно получить не более 50 тыс. рублей. При этом в документах не должно быть ошибок, являющихся причиной отказа страховщика от выплат. Другим вариантом является вызов сотрудников дорожной полиции, когда не достигнуто согласие в виновности ДТП и сумме ущерба. Европротокол не нашел пока широкого применения, так как при оформлении допускается много ошибок.
  3. При оформлении полицией справки происшествия, необходимо проследить, чтобы были указаны все нюансы, так как после этого уже документы никто исправлять не будет, а страховщик пользуется только информацией, указанной в этой справке.
  4. Во время ожидания полиции, можно позвонить в страховую компанию и сообщить о происшествии.
  5. Совместно с другим водителем следует заполнить извещение о происшествии.

В течение 15 дней после дорожного происшествия потерпевший обязан явиться к страховщику с документами:

  • справка о дорожном происшествии;
  • заявление;
  • извещение;
  • протокол о нарушении;
  • ПТС;
  • паспорт владельца;
  • диагностическая карта;
  • водительское удостоверение;
  • платежные реквизиты.

Ремонт авто после ДТП

Существует два альтернативных варианта: получить деньги за ущерб, либо отправить автомобиль на ремонт. Если отдавать в автосервис на ремонт свой автомобиль за счет страховщика, то имеются следующие негативные факторы:

  1. автосервис выбирает страховщик;
  2. нет возможности контроля ремонта;
  3. трудно найти ответственного за низкое качество ремонта;
  4. невозможно проконтролировать, какие запчасти были установлены.

Если выбран ремонтный сервис самостоятельно, то автомобиль отремонтируют быстрее. Если выбрана оплата вместо ремонта, то не следует отдавать машину в ремонт до полной выплаты денег. Многие страховщики не оплачивают ущерб в срок.

При обращении в суд на страховщика, чаще всего суд встает на сторону потерпевшего, взыскиваются штрафы, например, за несвоевременную выплату. Обычно суд при рассмотрении документов обнаруживает неправильное оформление отчета экспертизы, и сумма выплаты назначается значительно выше.

В результате, если в ДТП вы стали потерпевшим, то можно выбирать: подавать документы на получение страховых выплат, или отправить автомобиль в ремонт по направлению страховой компании. Выбор оптимального варианта остается за потерпевшей стороной.

Специалисты советуют, если автомобиль на гарантии, то лучше обратиться за выплатой, так как в этом случае при ремонте должны устанавливаться только детали оригинального качества.

В автосервисе могут установить детали сомнительного качества, а предъявление претензий будет проблематичным. В таком случае ремонт автомобиля лучше выполнять в автосервисе официального дилера.

Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни

Выплаты по ОСАГО с 2017 года заменили ремонтом — такое правило вступило в силу после подписания Президентом РФ изменений в действующий ранее закон по ОСАГО. Новые поправки работают с 28.04.2017 года и относятся только к тем полисам обязательного страхования, которые были оформлены после этой даты.

Читать еще:  Где реально оформить электронное осаго

До вступления закона в силу у владельцев машин был выбор — получать возмещение или делать ремонт. Теперь его нет. Если виновник в аварии оформил договор ОСАГО после 28 апреля, о денежной выплате в большинстве случаев придется забыть. Еще через шесть месяцев прямое возмещение будет актуальным даже при аварии с участием от 2-х и более авто.

Как работали старые правила?

До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:

  • Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
  • Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.

Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.

С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.

Изменения в законе об ОСАГО

​С вступлением в силу новых поправок алгоритм действий имеет следующий вид:

  • Автовладелец попадает в ДТП.
  • Машина потерпевшего направляется на СТО.
  • Страховая компания оплачивает счет за ремонт и запчасти.

Денежные выплаты отменены не для всех, а лишь для владельцев легковых машин, прошедших регистрацию в РФ и находящихся во владении граждан страны.

Главные особенности нового закона

  1. Кто производит выплаты?

В случае ДТП представитель страховой компании осматривает машину и оформляет направление на ремонт. В процессе восстановления авто применяются только новые детали. Установка запчастей, которые были в употреблении, возможно при заключении договора со страховой компанией. К слову, страховщик может не дать своего одобрения.

  1. Как производится расчет выплат?

Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, в котором учитываются разные показатели. В случае применения такого способа затраты на покраску деталей не всегда включаются в общую суммуили выкрашиваются частично.

Оплата за установленные детали производится не по квитанции из магазина, а с учетом среднестатистической информации, приведенной в специальном справочнике. Этот же подход применяется при определении расходов на услуги СТО. Если денег, выделенных страховщиком, недостаточно на ремонт, разницу придется возмещать за счет своих денег.

  1. Какие сроки ремонта установлены законом?

Направление на восстановление ТС выдается в течение 20 суток со дня принятия заявления страховщиком. Если работы планируется производить на сторонней СТО, которая не входит в перечень страховой компании, возможна задержка в выдаче направления — до месяца.

На выполнение ремонтных работ отводится 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента, когда транспортное средство принято СТО. Увеличение установленного срока возможно для проведения более сложного ремонта и при согласии потерпевшей стороны. В случае затягивания с ремонтом страховая компания платит неустойку.

  1. Дается ли гарантия?

Многие интересуются, предоставляет ли СТО гарантию. Если речь идет о работах по восстановлению кузова, она составляет 1 год, а на остальные виды ремонта — 6 месяцев.

  1. Куда направляется машина для ремонта?

Место восстановления автомобиля зависит от страховой компании. У каждого страховщика имеется свой перечень СТО, с которыми оформлены договора. Вариантов может быть много, но каждый раз решение принимается индивидуально. По законодательству автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места аварии или места проживания потерпевшей стороны.

Если страховая компания оплачивает эвакуатор для доставки машины до СТО, можно выбрать любой вариант из перечня. Что это значит? Если авария произошла на расстоянии 200 км от дома хозяина авто, страховщик вправе прислать эвакуатор. При этом транспорт отводитавто для ремонта на ближайший сервис или в любую другую СТО. Стоит знать, что в задачу страховой компании входит доставка авто не только до СТО, но и на прежнее место.

  1. Как поступить, если авто на гарантии?

По закону страховая компания обязана направить авто в сервис, имеющий право обслуживать машины определенной марки (это должно подтверждаться наличием соглашения с дилером или производителем). При отсутствии такой СТО в перечне авто направляется на ремонт на любом другом сервисе, предложенном страховщиком, но при условии согласия автовладельца. Если хозяин отказывается от предложенного варианта, разрешается забрать деньги.

Указанное условие работает в случае, если машина имеет возраст до 2-х лет. Это большой минус, ведь многие производители дают гарантию на 3-5 лет. Если у страховщика в перечне нет подходящих вариантов, он вправе отправить машину на любой сервис. При этом компенсация выдаваться не будет.

  1. Как определиться с СТО?

При оформлении полиса обязательного страхования автовладелец вправе указать определенный сервис, в который страховщик должен выдать направление при прямом возмещении ущерба. Чаще всего выбирать приходится из перечня страховой компании, но по договоренности допускается указание другой СТО (даже при отсутствии ее в перечне).

В случае достижения любых договоренностей последние должны фиксироваться в заявлении. При этом согласие страховой компании должно быть оформлено в письменной форме. В случае если страховщик не может оплатить работу за ремонт на оговоренном сервисе, владелец вправе требовать денежную компенсацию.

  1. Как быть в ситуации, если ремонт сделан некачественно?

Если машина была передана на СТО, которая задержало с выдачей машины или плохо выполнила поставленную задачу, владелец оформляет претензию в страховой компании с просьбой убрать имеющиеся недоделки. Если проблемы не были устранены, можно требовать компенсацию, а в случае отказа идти в суд.

  1. Когда можно получить денежную компенсацию?

Выплаты деньгами производятся в следующих случаях:

  • Автомобиль нельзя восстановить на СТО.
  • Потерпевшее лицо погибло, а родственники не хотят восстанавливать ТС.
  • Имеет место обоюдная ответственность сторон (этот факт должен быть доказан).
  • Потерпевший является инвалидом и ездит на специальном авто.
  • Страховой выплаты недостаточно для оплаты необходимого ремонта.
  • Потерпевшая в аварии сторона получила тяжкий или средний вред. При этом автовладелец отдал предпочтение денежной компенсации.
  • ЦБ не разрешил покрывать ущерб путем оплаты ремонта.
  • Страховщик и страхователь договорились, что возмещение будет выплачено в денежной форме.
  • Потерпевшее лицо отказалось от ремонта авто на СТО, у которой нет соглашении с дилером или производителем.

Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте?

Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?

В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.

Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.

В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.

Как быть, если вы собираетесь купить авто?

Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.

Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.

Эксперимент ЗР: ремонтируем автомобили по ОСАГО

Единый стандарт

Один из главных принципов, установленных Законом об ОСАГО, — гарантированное возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших. С одной важной оговоркой: в пределах установленной суммы. Например, максимальный лимит по железу сейчас составляет 400 тысяч рублей. В законе сказано, что выплаченных денег должно хватить, чтобы привести автомобиль в прежнее (доаварийное) состояние. При этом, рассчитывая стоимость ремонта, учитывают износ заменяемых деталей. Получается, что если автомобиль уже не свеж, то при установке новой фары взамен разбитой пострадавшему придется доплатить разницу из своего кармана.

Чтобы между пострадавшими и страховыми компаниями не было разногласий относительно размера компенсации, утвердили методику расчета стоимости восстановительного ремонта. Единый стандарт страховщики приняли на вооружение в декабре 2014 года. Этим же документом обязаны руководствоваться и независимые эксперты (ЗР, 2015, № 9).

На сайте РСА можно проверить расценки не только на запчасти, но и на ремонтные работы. И страховая компания при расчете не может их занижать. Не возбраняется подсчитывать ущерб, поставив нормочас подороже и цены на детали выше указанных в методике. Главное — не обделить пострадавшего. По этой причине РСА периодически обновляет данные в справочнике, чтобы расценки на ремонт соответствовали действительности. Вот это мы и решили проверить на практике, получив реальную компенсацию по двум автомобилям и обратившись за калькуляцией на разные СТО.

Бюджетный автомобиль

Трехлетний Renault Logan в аварии пострадал несильно. В результате удара сзади повреждены бампер, панель задка, внутренний левый кронштейн (задний) и молдинг. Страховая компания оценила ремонт в 27 791 рубль — с заменой заднего бампера. За вычетом износа (28,2%) на руки получаем 19 954 рублей. То есть надо быть готовым доплатить разницу (сумму износа) — 7837 рублей.

Мосрентсервис, официальный дилер Renault, оценил ремонт этого Логана в 19 608 рублей. Значит, суммы, начисленной с учетом износа, то есть 19 954 рублей, хватит, чтобы отремонтировать автомобиль. Причем с заменой поврежденных деталей новыми, цены на которые оказались в среднем ниже использованных в расчете страховой компании. Неплохо!

Компания «Реймерс Сервис», занимающаяся кузовным ремонтом машин разных марок, за восстановление Логана запросила значительно больше — 29 600 рублей! Тут и работы подороже, и в смете появились дополнительные затраты на расходные материалы — аж 4500 рублей.

На станции «Авто-К Сервис» ремонт обошелся бы нам в 27 626 рублей. Если бы мы получили от страховщика всю изначально начисленную сумму (без учета износа), то на ремонт хватило бы, а так — вновь нужно доплачивать.

Вывод? Ценники на заменяемые запчасти у всех ремонтников сравнимы, как и стоимости нормочаса (см. табл.). Разница лишь во времени, отведенном на ремонтные работы, и в затратах (или в отсутствии таковых) на расходные материалы.

OSAGO1

Премиум-класс

Mercedes-Benz E‑класса 2013 года выпуска слегка пнул на перекрестке лихача, пытавшегося проскочить на покрасневший желтый. Полиса каско у владельца Мерседеса нет. На ремонт по ОСАГО страховая выделила 144 203 рубля. Но с учетом износа (17,7%) на руки пострадавший получает 118 680 рублей, то есть теоретически ему придется доплатить из своего кармана 25 523 рубля. И это серьезный удар под дых: полученных денег на ремонт не хватит!

Например, в фирме «Реймерс Сервис» нам насчитали аж 204 861 рубль. А в компании «Авто-К Сервис» итог расчетов совсем иной — 158 351 рубль, притом что все операции и детали, указанные экспертами страховой компании, сервисмены включили в заказ-наряд — это замена правой передней фары, решетки радиатора и бампера. Значит, запчасти и работы тут дешевле, чем у конкурента (см. табл.).

OSAGO2

И всё равно радости мало: разница с выданной на руки страховой суммой составляет 39 671 рубль. Неслабая требуется доплата! Пострадавший может потребовать компенсацию непосредственно у виновника аварии и покрыть все расходы. Но если тот не раскошелится добровольно, придется обращаться в суд — значит, нужно тратить время и силы, которых при нынешнем ритме жизни и так не хватает. И всё же нужно признать, что введение Единой методики определения стоимости восстановительного ремонта приблизило выплаты по ОСАГО к реальности — уже нет такого разброса в ценах, какой был раньше. Но ведь хочется, чтобы страховка покрывала ремонт полностью! Значит, нужно и дальше совершенствовать систему.

К примеру, в европейских странах пострадавшим в ДТП живые деньги не выплачивают: разбитый автомобиль направляют в автосервис, а владелец просто ставит подпись на документах и затем забирает его отремонтированным. Может, и нам пойти по тому же пути? Если в самом деле пойдем, нужно готовиться к тому, что стоимость полиса станет еще выше — работать себе в убыток никого не заставишь.

Комментирует исполнительный директор РСА Евгений УФИМЦЕВ:

— Начиная с 2015 года страховщики стали активно развивать выплату в натуральной форме, когда страхователю вместо выплаты денег «на руки» дают направление на ремонт. К примеру, у одной из крупных страховых компаний 28% выплат по ОСАГО (по Москве) производится в натуральной форме. Стоимость восстановительного ремонта определяется по единой методике и справочникам. Нужно понимать, что потерпевший имеет право выбора — получение деньгами или направление на станцию. Только есть две оговорки: у страховщика должен быть заключен договор со станцией (страховщики эту информацию на своих сайтах разместили) и второе — в калькуляции всегда заложен износ. Страхователю станция может предложить доплатить за износ при установке той или иной запчасти. Хотя известно, что ряд компаний со станциями договорились, чтобы ремонт проходил без доплаты. Допустим, вам сделали калькуляцию — 40 тыс. рублей на ремонт вашего автомобиля, и в нем есть износ, к примеру, 12 тыс. рублей. Станции, по договоренности с автовладельцем, ставят не новую запчасть, а б/у. В этом случае автовладельцу ничего не нужно доплачивать. Либо поставят новую, но тогда придется доплатить. Плохо это или хорошо? Если возьмем реального страхователя, который отсудил деньги, он по факту к официальному дилеру не идет. У официалов основной поток — от страховщиков по каско. Такого, чтобы с улицы приходили люди и ремонтировали свои старые автомобили у официальных дилеров, практически не бывает. А страхователь, получивший деньги, ищет запасные части, идет в обычный сервис и торгуется с ними по ремонту. И это нормальная житейская практика.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector