2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля после дтп

Нужна ли независимая экспертиза после ДТП и когда её проводить?

  1. Необходимость независимой экспертизы диктуется только недостаточностью страхового возмещения по ОСАГО.
  2. Ответ на вопрос, когда её проводить, логично вытекает на основании вышеуказанного – когда Вы узнаете, что Вам насчитали мало, тогда и решать, делать её или нет – после выплаты или выдачи направления на ремонт либо получения акта расчёта.
  3. У независимой оценки есть свои плюсы при наличии объективной необходимости в её проведении.

Независимая экспертиза автомобиля по ОСАГО после ДТП в 2020 году проводится для оценки стоимости причинённого машине ущерба. Но для того, чтобы понимать, нужна ли она в Вашем конкретном случае, когда и в каких случаях её делать, нужно понять, в каких целях она проводится и для чего вообще требуется.

Зачем нужна независимая экспертиза?

Как мы уже указали выше, для оценки стоимости причинённого материального ущерба транспортному средству. Но не просто оценки, а расчёта. Причём, она может быть инициирована не только самим владельцем автомобиля, но и страховой компанией.

По закону страховая по ОСАГО для определения, сколько нужно возместить в виде выплаты или ремонта, может провести 2 процедуры у автомобиля:

  • простую оценку повреждений,
  • более сложную независимую техническую экспертизу.

По существу эти 2 процедуры отличаются мало по порядку проведения. Но цель у них одна – получение калькуляции и итоговой суммы для возмещения. Независимая проводится по утверждённой законом Единой методике расчёта.

Несмотря на то, что экспертиза от страховой называется независимой, в том числе и по закону (ФЗ Об ОСАГО), она таковой по сути не является, так как проводится по инициативе и выбору страховой, хотя и делает её сторонняя организация.

А инициированная Вами отдельная экспертиза потребуется для противостояния против расчёта страховой – в суде или в досудебном порядке. Так, суд вообще не примет Ваш иск о недостаточности выплаты, если Вы не подкрепите его проведённым расчётом.

Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?

Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.

Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились. Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.

Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.

В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.

Когда делать?

Как мы уже указали выше, проводить независимую оценку ущерба рационально после того, как Вы узнали сумму ущерба. Сделать это можно сразу же после получения недостаточной выплаты.

Чтобы Вам проще было понять, как именно проводится экспертиза, предлагаем сравнить порядок выплаты страховой с дальнейшим ремонтом на эти деньги автомобиля и оспариванием выплаты, когда суммы недостаточно на полное восстановление машины.

Итак, если обычный порядок выплаты выглядит следующим образом:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт,
  5. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

То правильный порядок, когда требуется независимая экспертиза, будет выглядеть так:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт, при этом, потерпевший выясняет, что выплаченной суммы недостаточно для проведения ремонта,
  5. назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей организации и оплата услуг), с приглашением на неё представителя страховой компании,
  6. проведение экспертизы и новая калькуляция суммы ущерба,
  7. досудебное требование на основании калькуляции независимой экспертизы,
  8. в случае отказа страховщика урегулирования спора в досудебном порядке подача иска в суд,
  9. выигрыш суда, выдача последним исполнительного листа, по которому страховая обязана выплатить присуждённую сумму,
  10. ещё одна выплата от страховой по суду (как правило, разница между выплаченным и оценённым независимой экспертизой, а также «бонусы», о которых мы поговорим ниже),
  11. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

Сколько стоит?

Стоимость такой экспертизы колеблется в зависимости от ряда факторов:

  • степени повреждения автомобиля,
  • необходимости проведения оценки товарной стоимости,
  • региона обращения.

В среднем, независимая оценка в Москве и Петербурге стоит в пределах 8-20 тысяч рублей в зависимости от вышеперечисленных факторов. В регионах цена может колебаться от 5 до 15 тысяч рублей.

Главное понимать, что уплаченная за это сумма возмещается в случае выигрыша суда или в досудебном порядке истребуется со страховщика.

Утеря товарной стоимости (УТС) проводится с целью дополнительной выплаты за то, что при продаже автомобиля после ДТП он немного теряет в цене. Возмещение УТС составляет по расчёту независимых контор в среднем 7-11% от всей суммы насчитанного ущерба.

Как правильно обращаться?

  1. Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.
  2. Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.
  3. Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения. Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.
  4. В «час пик» эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.
  5. Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
  6. По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2020 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.

Проведение независимой экспертизы после ДТП

Ежедневно в нашей стране происходят сотни ДТП с самыми различными последствиями. Самыми тяжёлыми последствиями дорожных происшествий является гибель людей и причинение вреда их здоровью. Но помимо этого, неизбежными последствиями автомобильных аварий является причинение вреда имуществу граждан – прежде всего самим транспортным средствам, участвующим в ДТП. Для урегулирования возникающих при этом финансовых вопросов создан целый комплекс мер, включающий в себя нормативно-правовую базу, органы расследования ГИБДД, систему автострахования.

Но, несмотря на это, не стихает острота споров вокруг вопросов возмещения убытков. Каждая из заинтересованных сторон – автовладелец, страховая компания, — стремится, в зависимости от ситуации, либо приуменьшить, либо преувеличить действительный ущерб. Для справедливой и непредвзятой оценки причинённых повреждений, а также для выявления виновника происшествия, предназначено проведение независимой экспертизы после ДТП.

Виды экспертиз

Для объективной установки причин автомобильной аварии и корректной оценки её последствий, подчас требуется произвести целый ряд независимых экспертиз. Для этого специалистами применяется 4 вида специальных исследований:

  • Техническая экспертиза. Предназначается для оценки технического состояния автотранспортного средства, действий шофёра и реакции на эти действия движущегося автомобиля. Данное исследование должно установить, в результате чьих действий, равно как и бездействия, произошло ДТП.
  • Трасологическая. Производится на основании обследования места происшествия, оценки траектории движения и характера повреждений машин, дорожной обстановки в момент аварии. Цель данной экспертизы выявить предпосылки и причины субъективного характера, повлекшие за собой дорожное происшествие. С её помощью возможно опровергнуть или подтвердить выводы работников дорожной инспекции относительно виновника аварии.
  • Товароведческая экспертиза. Проводится для оценки ущерба, причинённого автотранспорту в результате столкновения. Её цель – выявить все возникшие дефекты, как явные, так и скрытые, и на основании этого установить истинный размер нанесённых убытков. Инициатором проведения товароведческой экспертизы может выступать компания-автостраховщик, владельцы пострадавших транспортных средств, судебные органы, либо дознаватели автодорожной инспекции.
  • Комплексная экспертиза. Подразумевает проведение всех перечисленных выше видов исследований, либо некоторых из них. Производится при необходимости установить полную картину ДТП, когда общий его характер не позволяет выявить явного виновника.

Причины проведения

Необходимость проведения независимой экспертизы после ДТП обычно бывает вызвана такими причинами:

  • Владелец пострадавшего автомобиля хочет произвести обследование на предмет выявления скрытых повреждений, не зарегистрированных работниками страховой компании, с целью определения полной стоимости ремонта.
  • Оценка реальной остаточной стоимости транспортного средства после аварии. Такая необходимость возникает после того, как автомобиль признаётся компанией-страховщиком непригодным к восстановлению.
  • Встречная экспертиза. Как правило, инициатором её является виновник ДТП или страховая компания, в тех случаях, когда произведённая владельцем авто независимая оценка ущерба кажется им завышенной.
  • Определение реального ущерба во время судебного разбирательства. Судебная тяжба может возникнуть как между двумя участниками ДТП при отсутствии у одной или обеих сторон страхового полиса, так и между автовладельцем и компанией-страховщиком. Независимая экспертиза в этом случае может назначаться судьёй для установления реальной суммы ущерба.
  • Затягивание определения убытков компанией-страховщиком. Согласно российскому законодательству, сроки проведения оценки ущерба страховщиком составляют пять дней. По истечении этого времени пострадавшая сторона для оценки ущерба имеет право самостоятельно обратиться к услугам экспертов. Их выводы в этом случае будут являться определяющим фактором при назначении выплат по страховке.

Наиболее часто конфликтная ситуация по поводу оценки причинённых убытков происходит между владельцем автомобиля и страховой компанией. Любая компания-страховщик является частным коммерческим предприятием, живущим за счёт разницы между деньгами, собираемыми за продажу полисов, и суммами страховых выплат при ДТП. Соответственно, чем меньше денег получит владелец разбитого авто, тем больше их останется в кармане страховой компании.

Данная ситуация зачастую приводит к появлению ряда мошеннических схем, цель которых – приуменьшит реальный ущерб от автомобильной аварии. Наиболее распространённая из них, это наличие аффилированных, или, выражаясь народным языком, «прикормленных» страховыми компаниями автоэкспертов. Занижая размер причинённых повреждений, подобные нечистоплотные эксперты получают свою долю незаконной прибыли. Пострадавшей стороной в итоге выступает владелец автомобиля – выплаченной на основании экспертизы суммы порой не хватает даже на проведение косметического ремонта машины, не говоря уже об устранении внутренних повреждений.

Оспорить несправедливую оценку ущерба возможно только в результате судебного иска. Чаще всего, к такому способу решения проблемы прибегают искушённые автовладельцы, способные самостоятельно определить степень и характер всех повреждений, а также оценить примерную стоимость предстоящего ремонта. Но большинство автолюбителей не способны «на глаз» оценить всю тяжесть ущерба, и верят выводам «эксперта-профессионала», вступившего в сговор с компанией-страховщиком. Ошибки проведённой страховщиком экспертизы обнаруживаются уже после окончания расследования и проведения ремонта, и вся тяжесть по их исправлению ложится на карман автовладельца.

Во избежание подобной ситуации, при малейшем подозрении на неадекватность оценки убытков, следует обращаться к услугам независимых экспертов. Их выводы станут главным доказательством вашей правоты, если дело дойдёт до судебной тяжбы. Как правило, суды с большим доверием относятся к оценкам независимых экспертов, нежели к данным финансово заинтересованной страховой компании.

В крайнем случае, судья может назначить проведение ещё одного объективного обследования, который и поставит окончательную точку в споре. В данном случае независимая экспертиза становиться единственной действенной защитой от коррумпированных автоэкспертов.

Выбор эксперта

Результаты проведения независимой экспертизы после ДТП являются официальным документом, имеющим юридическую силу. Они могут выступать в качестве доказательной базы при разборе дела в судебных органах. В связи с этим, весь порядок проведения обследования автомобиля и дорожной ситуации в момент аварии строго регламентируется законодательными нормативами. Согласно закону, каждый владелец автомобиля может обратиться к услугам независимого эксперта на свой выбор. Подобные работы имеет право выполнять только организация или индивидуальный предприниматель, обладающие соответствующей лицензией.

Высокая квалификация автоэксперта является залогом правильно проведённой экспертизы. Эксперты должны обладать достаточным практическим опытом проведения ремонтных работ и знанием рыночных расценок на те, или иные виды запчастей, стоимости их замены. Для правильного выбора оценочной организации следует ознакомиться с её резюме, отзывами клиентов. Не лишне будет также прислушаться к советам родственников и знакомых, уже попадавших в ситуацию, аналогичную вашей.

Порядок проведения

После выбора надёжной, на ваш взгляд, оценочной организации следует заключить с её представителями официальный договор о проведении обследования автомобиля или разборе обстоятельств ДТП. К процессу должны привлекаться все заинтересованные лица, включая участников аварии и сотрудников страховой фирмы.

Вся процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Специалистами производится подробное обследование места совершения транспортного происшествия, оценивается состояние машины после столкновения. Все внешние повреждения автомобиля фиксируются на фото- видеокамеру. При этом в кадре обязательно должен присутствовать регистрационный номер транспортного средства. После этого профессиональный автомеханик осматривает машину на предмет скрытых повреждений, не видимых на первый взгляд.
  2. На основании произведённого обследования специалистами оценочной организации составляется акт. К нему прилагаются все дополнительные материалы – фото- и видеоотчёт, с зафиксированными повреждениями. По данным акта производится оценка состояния автомобиля, подсчитывается рыночная стоимость необходимых для ремонта деталей, а также цена ремонтных работ. В итоговом варианте отчёт экспертов должен включать полный перечень полученных машиной повреждений и подробный список денежных затрат на устранение каждого из перечисленных дефектов.
  3. На руки владельцу пострадавшего автомобиля выдаётся окончательный отчётный документ.

В нём должны содержаться следующие данные:

  • Перечень поставленных перед специалистом целей и задач.
  • Общая сумма затрат, необходимых для полной ликвидации причинённого автомобилю ущерба.
  • Перечень законодательной, технической и нормативной документации, на основании которых производились определение характера повреждений и оценка их рыночной стоимости.
  • Документальное обоснование начисленной суммы стоимости ремонтных работ, критерии определения характера и тяжести полученных автомобилем повреждений.
  • Цена услуг, предоставленных заказчику компанией-оценщиком.

Документ заверяется подписью ответственного лица и печатью компании-оценщика. Также под актом должен поставить свою подпись и представитель компании-страховщика, в обязанности которой входит возмещение указанной в нём суммы убытков. Если страховщик не согласен с порядком проведения экспертизы, либо с указанной в итоговом акте суммой ущерба, он имеет право обжаловать её итоги в судебном порядке.

В этом случае суд имеет право назначить ещё одну, повторную экспертизу. Проводить её должен третий эксперт, не задействованный в прежних двух осмотрах пострадавшего автомобиля.

Порядок оспаривания суммы выплат по страховке

Если пострадавший в дорожно-транспортном происшествии автовладелец считает, что сумма начисленных страховых выплат явно занижена, то он имеет право оспорить такое решение. В первую очередь ему следует обратиться с соответствующим заявлением в свою страховую фирму. В заявлении должны быть прописаны требования об увеличении размера выплат. К ходатайству необходимо приложить пакет документации, подтверждающий справедливость его претензий.

Читать еще:  Бланк европротокола при дтп распечатать

Основным документом, на котором будет держаться вся доказательная база о необоснованном занижении страховых выплат, и является акт о проведении независимой экспертизы. В соответствии с нормативными актами, сотрудники компании-страховщика обязаны в десятидневный срок ознакомиться с заявлением и вынести по нему решение. Фирма может либо дать согласие на удовлетворение претензий своего клиента, и доплатить недостающую сумму, либо отказать в этом, сопроводив свой отказ адекватным обоснованием.

Если же страховщик никоим образом не отреагировал на заявление клиента, следующим шагом должно быть обращение в судебные инстанции с исковым заявлением. Таким же образом автовладелец может поступить и в том случае, если он не удовлетворён обоснованием отказа в увеличении страховой выплаты. К исковому заявлению истец должен приложить всю необходимую для рассмотрения дела документацию: заключение страховщика о сумме нанесённого автомобилю ущерба, официальную бумагу с отказом в доплате, акт с постановлением независимых экспертов.

Когда автовладелец является виновником произошедшей аварии, он также имеет право на проведение непредвзятой оценки нанесённых им убытков. Для этого следует зафиксировать на фото- или видеокамеру место происшествия, особое внимание уделив фиксации видимых повреждений. После этого следует дождаться результатов разбора происшествия сотрудниками страховой компании. Дело в том, что страховщик обязан возместить только определённую законодательством сумму ущерба. На 2017 год эта максимальная сумма составляет 400 тысяч рублей. Весь причинённый сверх этого лимита ущерб виновник аварии возмещает из своего кармана.

В случае, если виновник ДТП почитает, что размер ущерба завышен, могут потребоваться услуги независимых экспертов. Если осмотр повреждений выявит данный факт, виновник аварии получает на руки акт с указанием реальной рыночной суммы предстоящего ремонта. Если данная сумма окажется ниже предъявляемой ему к оплате, это становиться поводом обращения в суд для оспаривания постановления компании-страховщика.

Часто участники ДТП жалеют время и деньги на услуги независимых экспертов, предпочитая полностью положиться на выводы специалистов страховой компании. Но, несмотря на дополнительные финансовые затраты, во многих случаях подобная экспертиза поможет автовладельцу сэкономить немалую денежную сумму.

Независимая экспертиза после ДТП

Процедура проведения независимой экспертизы автомобиля после ДТП

Авария может случиться в жизни любого автовладельца. Зачастую ситуация на дороге не зависит от опыта и знаний водителя, на нее влияет множества факторов. ДТП — это всегда неприятно: участникам приходится оформлять множество документов, обращаться в страховую компанию и восстанавливать ущерб, нанесенный автомобилю. Существует независимая экспертиза автомобиля после ДТП, которая поможет определить размер убытков и другие обстоятельства аварии.

Что такое независимая экспертиза

Существует множество различных независимых экспертиз. Каждая из них представляет собой исследование, в ходе которого определяются значимые факторы конкретного дела. Экспертиза транспортного средства после ДТП может инициировать инспектор ГИБДД, страховая фирма или участники аварии. Для этого они обращаются в специальные компании, чьи эксперты выясняют следующие обстоятельства происшествия:

  • размер нанесенного ТС ущерба;
  • физические характеристики дороги;
  • правильность действий водителей в момент аварии;
  • порядок происшествия;
  • наличие неисправностей автомобилей.

Подобное исследование не проводится с целью выяснения виновника аварии, однако оно может помочь разрешить споры и другие разногласия, возникающие между участниками ДТП.

В каких случаях требуется

Многие водители, попавшие в аварию, сомневаются, стоит ли обращаться в компанию для проведения независимой экспертизы. Существует несколько ситуаций, когда оценка обстоятельств дела независимым экспертом необходима:

  • при возникновении разногласий со страховой фирмой, отказывающейся выплачивать компенсацию или предлагающей сумму, несоответствующую затратам на восстановление автомобиля;
  • при завышении пострадавшим участником ДТП суммы, которую на ремонт машины должен выплатить виновник;
  • при несогласии сторон с определением тех или иных обстоятельств происшествия;
  • при завышении суммы, которую виновник должен выплатить по решению суда, чтобы компенсировать утерю товарной стоимости ТС.

Стоит помнить, что эксперт по оценке ущерба берет за свои услуги определенную плату. Она может варьироваться от 2 до 15 тысяч рублей. Поэтому о необходимости проведения независимой экспертизы нужно решать, учитывая все расходы на нее и изменения размера компенсаций в случае подтверждения неправильной оценки повреждений автомобиля.

Сроки проведения

Также многих автовладельцев волнует вопрос: «В какие сроки необходимо провести независимое исследование?». Организовывать эту процедуру можно сразу после ДТП.

Страховые компании в случае аварии могут самостоятельно проводить анализ поврежденного транспортного средства или рекомендовать водителю пройти экспертизу. Любое из этих действий должно быть совершено в течение 5 рабочих дней после автопроисшествия.

Необходимые документы

Чтобы инициировать исследование и передать его результаты страховой фирме, водитель должен подготовить пакет документов. Он может отличаться в зависимости от того, застрахован ли человек, есть ли пострадавшие при ДТП, а также является ли заявитель виновником аварии.

Стандартный список документов выглядит следующим образом:

  • свидетельство о регистрации авто;
  • техпаспорт ТС;
  • справка о ДТП из ГИБДД;
  • страховой полис, если он имеется;
  • удостоверение личности заказчика исследования;
  • направление на экспертизу, если она была инициирована страховщиком или сотрудником ГИБДД.

Помимо этого перечня, эксперт может запросить документы об аварии, которые были переданы в страховую фирму, а также заключение осмотра автомобиля страховщиком (при наличии).

Видео: Независимая экспертиза после ДТП. Секреты прохождения

Читайте также:

Обязательно ли присутствие виновника

Существует руководство по проведению экспертизы ТС, определяющее порядок проведения исследования. Там указаны лица, присутствие которых необходимо во время процедуры — это заказчик и другие заинтересованные люди.

Чаще всего в роли заказчика выступает пострадавшая сторона. К заинтересованным лицам относится виновник ДТП и представитель страховой фирмы.

Также в руководстве прописано, что именно заказчик экспертизы должен уведомить остальных участников о дате, времени и месте ее проведения. Приглашение отправляется каждому из них телеграммой с уведомлением о вручении.

Осмотр транспортного средства будет проведен, даже если кто-то из приглашенных не явился в назначенное место. При этом отсутствие виновника или страховщика на экспертизе не является поводом для оспаривания ее результатов в суде. Такие же правила действуют, если пострадавший отказывается принять участие в исследовании, инициированном виновником дорожно-транспортного происшествия.

Разновидности технических экспертиз

Существует несколько видов независимых экспертиз, которые в совокупности позволяют максимально точно определить все обстоятельства произошедшего столкновения.

Одни исследования определяют повреждение лакокрасочного покрытия и любых других внешних параметров автомобиля. Другие позволяют установить, была ли исправна подушка безопасности в момент аварии. Выбирать нужный вид экспертизы стоит исходя из целей ее проведения. Также эксперт может сделать комплексный осмотр машины, чтобы у участников сложилась полная картина происшествия.

Автотехническая

Автотехническая экспертиза при ДТП помогает узнать, почему оно произошло. Эксперт анализирует дорожную обстановку и действия участников во время аварии.

Ситуация на дороге зависит от множества факторов. К ним относится:

  • сцепление шин с дорожным покрытием;
  • скорость и траектория движения транспортных средств;
  • погодные условия и время суток в момент происшествия;
  • действия обоих водителей.

На основе полученных данных эксперт делает заключение о том, как повели себя участники ДТП в условиях конкретной обстановки на дорожном участке.

Также для установления точной последовательности используют видеотехническую экспертизу: эксперт анализирует видеоматериалы, заснятые на регистратор или уличные камеры видеонаблюдения.

Трасологическая

Трасологическая экспертиза помогает определить внешние характеристики автомобилей, участвующих в ДТП. Для этого используются следы протектора шин, остающиеся во время торможения машины.

С помощью анализа этих следов можно определить следующие параметры:

  • марка ТС;
  • тип колес и шин;
  • вероятность удара двух или нескольких машин;
  • количество транспортных средств, участвовавших в происшествии.

Если машина скрылась с места аварии, то такое исследование поможет определить, какому автомобилю соответствуют следы на дороге. Кроме них при столкновении могут остаться другие детали ТС. По ним эксперт также может установить обстоятельства аварии.

Автотовароведческая

Это исследование необходимо, если пострадавшая или виновная сторона не согласна с заключением страховщика о сумме страховых выплат. После проведения процедуры создается отчет, в котором указывается реальный размер ущерба.

Помимо оценки урона, благодаря автотовароведческой экспертизе можно определить наличие дефектов в автомобиле до момента аварии, которые не увидела страховая компания.

Комплексная

Если необходимо ответить на несколько вопросов о дорожно-транспортном происшествии, которые определяются различными техническими экспертизами, целесообразней провести одно комплексное исследование.

Для этого приглашают несколько экспертов из разных областей, которые совместно составляют полный отчет о произошедшем столкновении. Благодаря такой процедуре можно получить развернутый отчет, в частности, о том, с какой скоростью двигались водители до столкновения.

Также по следам от колес определяется соответствие конкретного автомобиля тому, который участвовал в ДТП. В заключении указываются возможный ущерб и поломка транспортного средства, учитывая все факторы аварии.

Для полноты картины эксперты подтверждают свои заключения фото- и видеоматериалами.

Судебно-медицинская

Судмедэкспертиза после ДТП назначается, если есть пострадавшие. Благодаря ей можно узнать, в какое время были получены травмы участника и их тяжесть. Также в заключении экспертизы указывается классификация действий виновника аварии, вследствие которых пострадавший получил травмы.

Пошаговая инструкция проведения экспертизы

У тех, кто столкнулся с необходимостью получения экспертного мнения по поводу дорожно-транспортного происшествия, возникает вопрос: «Как проводится независимая экспертиза?».

Организацией этого мероприятия занимаются специальные компании. В каждом регионе есть несколько фирм, работающих в данной сфере. Поэтому к выбору подходящего эксперта стоит подходить ответственно.

Также участникам ДТП нужно знать, какие этапы включает в себя независимая автоэкспертиза.

Заключение договора

Чтобы выбрать оценочную фирму, нужно узнать как можно больше информации о ней. Для этого целесообразно посетить тематические форумы и сайты, где собраны рейтинги подобных компаний. Можно обратиться за рекомендацией к друзьям и знакомым, которые ранее пользовались услугами одной из таких фирм. Также стоит лично посетить организацию и задать интересующие вопросы ее сотрудникам.

После анализа полученных сведений необходимо обратиться в выбранную компанию и заключить договор о предоставлении услуг в зависимости от преследуемых целей проведения экспертизы.

Оплата услуги

После заключения договора необходимо внести оплату за работу эксперта. Это можно сделать непосредственно в офисе фирмы. Полученную квитанцию о проведении платежа стоит хранить до окончания сотрудничества.

Также у большинства организаций есть возможность перевести оплату безналичным способом по реквизитам, указанным в договоре.

Видео: Независимая экспертиза после ДТП. Хитрости экспертизы после ДТП

Определение места и даты проведения

После этого обе стороны должны договориться о том, где и когда будет проведена экспертиза. Для нее потребуются определенные условия и инструменты, поэтому чаще всего она происходит в автомастерской.

На месте происходит оценка ущерба, нанесенного транспортному средству, и другие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

Оповещение участников ДТП и страховой компании

Заявителю необходимо выслать уведомления о будущей процедуре всем участникам аварии и представителю страховой компании. Для этого по адресу каждого из заинтересованных лиц отправляется телеграмма. В ней нужно сообщить о дате, времени и месте проведения исследования.

Получение отчета

Оценка ущерба авто при ДТП подробно описывается в отчете эксперта, который получает заявитель.

Помимо этого, в данном документе указывается следующая информация:

  • причины аварии;
  • сведения о предстоящем ремонте ТС;
  • алгоритм, по которому был оценен размер урона;
  • сумма компенсации, необходимой на ремонтные работы.

Когда отчет будет готов, заявитель может использовать его для обращения в страховую фирму. В течение 5 дней после этого страховщик должен согласиться с претензиями или отправить клиенту письменный отказ, который может использоваться при дальнейшем разбирательстве в суде.

От чего зависит стоимость

Сколько стоит независимая экспертиза? Расценки различных компаний могут сильно отличаться друг от друга, поскольку итоговая цена зависит от множества факторов.

Стоит разобраться, из чего складывается стоимость исследования и кто должен оплачивать услугу.

Степень повреждения

От количества повреждений автомобиля зависит объем работы эксперта. Стоимость экспертизы будет выше, если ущерб высок. Работнику оценочной компании нужно задокументировать каждую поломку, подробно описав ее и сфотографировав с разных ракурсов. Также необходимо выявить и описать скрытые от глаз повреждения авто. На все это эксперт затратит большое количество времени, поэтому цена на его услуги возрастет.

Видео: Экспертиза

Сложность работ

Во время работы эксперту также необходимо произвести замеры и расчеты всех повреждений транспортного средства. Чем они сложнее, тем выше цена за проведение исследования. Точность расчетов необходима, чтобы дать максимально точную и полную оценку ущерба.

Вид экспертизы

Также стоимость напрямую зависит от вида экспертизы, которую выбирает заказчик. В различных исследованиях используются разные техники. Для некоторых из них работнику требуется специальное оборудование и другие вспомогательные средства. Все это влияет на итоговую стоимость услуги.

Срочность

Если клиент ограничен в сроках, то за дополнительную плату многие оценочные фирмы будут готовы провести исследование в срочном порядке. Компании вправе самостоятельно устанавливать размер этого платежа. Чаще всего он составляет 10-15% от общей стоимости процедуры.

Где заказать организацию экспертизы

Существует множество служб, занимающихся экспертной оценкой автомобилей после ДТП. От выбора хорошей компании зависит качество экспертизы и ее достоверность. Поэтому к данному вопросу стоит подходить серьезно.

Найти оценочные компании в конкретном городе можно по объявлениям в газетах или через интернет. Там же можно посмотреть рейтинг этих компаний и отзывы клиентов.

Оспаривание результатов

Можно ли оспорить результаты независимой экспертизы? В Конституции РФ есть статья № 50, в которой указаны ситуации, при которых это допускается.

Заключение эксперта может быть признано недействительным, если суд установит, что он имел личную заинтересованность при проведении оценки. Данное действие может считаться административным или уголовным правонарушением. Поэтому, если такой факт будет установлен, работник оценочной компании понесет соответствующее наказание.

Помимо этого, существуют еще две ситуации, когда можно оспорить независимую экспертизу:

  • результаты исследований не соответствуют реальности;
  • в ходе процедуры были нарушены требования закона.

Видео: Независимая оценка ущерба после ДТП


В результате обжалования экспертного заключения можно получить право на подачу повторного ходатайства. Это довольно трудоемкий процесс, поэтому лучше всего прибегнуть к помощи квалифицированного адвоката.

Виды экспертиз и этапы расследования обстоятельств ДТП

Когда в результате аварии сильно пострадал автомобиль, логичным будет обращение в страховую фирму для возмещения ущерба. Но по одному лишь заявлению никто не станет выплачивать страховые выплаты. Для начала потребуется проведение независимой экспертизы с целью установления точной суммы компенсации.

Необходимость проведения независимой экспертизы

Существуют следующие причины для проведения независимой экспертизы:

  • Оценка независимого эксперта требуется в тех случаях, когда кто-то из участников ДТП стремится узнать реальную стоимость машины после участия в ДТП.
  • Владелец авто, повреждённого в результате ДТП, желает узнать, нет ли каких-либо скрытых повреждений и дефектов, а также узнать точную сумму необходимую для возмещения реального ущерба.
  • Участник ДТП сомневается в результате экспертных оценок, которые были проведены ранее, а потому планирует провести встречную экспертизу с участием независимого эксперта.

Многие страховые компании умышленно занижают размеры реального ущерба. Для этого они используют нечестные методы проведения экспертиз. Так, часто встречаются ситуации, когда у страховой компании есть свои СТО, где в ходе проведения экспертизы могут сильно занизить стоимость ремонтных работ. В результате суммы страховой компенсации не хватит на восстановление машины после ДТП. Для оспаривания решения эксперта придется обратиться в суд.

Если владелец автомобиля сам занимается ремонтом автомобилей и знает стоимость ремонтных работ запчастей, он сможет самостоятельно прикинуть примерную сумму ущерба, а затем обратиться к помощи независимого эксперта. Но часто случается так, что время упущено, заниженная сумма компенсации выплачена, а владелец авто уже ничего не сможет сделать. Независимые эксперты дают объективную оценку материального ущерба автомобиля после ДТП.

Виды экспертиз при ДТП

Существует несколько разновидностей независимой экспертизы при ДТП.

  • Трасологическая автомобильная ДТП экспертиза основывается на осмотре места ДТП, изучении обстановки на дороге, траектории движения машин, следов происшествия. С помощью трасологической экспертизы можно определить субъективные и объективные причины аварии. Трасологческая экспертиза ДТП после ДТП либо подтверждает, либо опровергает версию следователя.
  • Автотовароведческая экспертиза ущерба автомобиля после ДТП основывается на осмотре состояния машины после аварии. С ее помощью можно выявить наличие скрытых повреждений и определить размер нанесенного ущерба. Именно этот вид экспертизы проводится по решению страховой компании.
  • Автотехническая экспертиза подразумевает исследование состояния машин, реакцию авто в момент аварии действия водителей. Срок проведения экспертизы после ДТП зависит от многих факторов.
  • Комплексная авто экспертиза после ДТП – это совокупность всех описанных выше проверок либо нескольких из них. Проводится для того, чтобы можно было составить целостную картину произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Порядок проведения независимой экспертизы

На практике порядок проведения независимой экспертизы выглядит следующим образом.

После того, как произошло дорожно-транспортное происшествие, потерпевший должен обратиться в страховую фирму в установленном порядке. Ему необходимо подать заявление на выплату страховой компенсации. На автовладельца накладывается обязанность предъявить повреждённый автомобиль фирме-страховщику в течение пяти дней с момента ДТП. Делается это для того, чтобы страховая фирма провела осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля. В случае, когда после осмотра повреждённого автомобиля у страховой фирмы возникнут какие-либо вопросы по обстоятельствам ДТП, в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате, она сможет за свой счет организовать независимую экспертизу.

Читать еще:  Как вернуть каско при досрочном погашении кредита

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП назначается и проводится в ситуациях, когда у страховщика и потерпевшего появляются разногласия по поводу обстоятельств аварии, размеров восстановительного ремонта после экспертизы страховой компании после ДТП.

Когда страховая компания не провела осмотр поврежденного транспортного средства и не назначила проведение независимой экспертизы, потерпевший сможет самостоятельно обратиться к эксперту с целью поручения дальнейшего осмотра автомобиля, пострадавшего в аварии.

Если есть необходимость, проведение независимой экспертизы назначается повторно. Это происходит в таких случаях, как несогласие потерпевшей стороны с выводами эксперта. Потерпевший вправе самостоятельно стать инициатором проведения повторной независимой экспертизы авто. Проведение повторной независимой оценки проводится по тем же вопросам, что и были и при первой экспертизе, но проводить ее будет уже другой эксперт.

Согласно общим правилам проведения независимой экспертизы, можно провести также дополнительную независимую экспертизу мотоцикла или авто после ДТП. Дополнительная оценка автомобиля, пострадавшего в ДТП проводится тогда, когда возникли вопросы, которые требуют экспертного мнения. Также проведение дополнительной экспертизы необходимо в тех случаях, когда открылись новые обстоятельства ДТП, которые не были включены экспертом в первичное заключение. Оспорить экспертизу по ДТП можно через суд.

Этапы проведения независимой экспертизы

Стоит особенно внимательно отнестись к выбору оценочной компании. Нелишним будет изучить побольше информации о ней. Обязательно заключение договора с компанией о проведении независимой экспертизы. В договоре прописывается место и время проводимой экспертизы. О времени и месте проведения участники ДТП оповещаются заранее. Не все автовладельцы знают, как проводится экспертиза автомобиля после ДТП. Экспертиза состоит из таких этапов:

  1. Осмотр места происшествия и автомобилей с обязательным использованием фото и видеосъёмок. С помощью видеокамеры или фотоаппарата все повреждения фиксируются вместе с государственным номерам авто, VIN-кодом. На этом же этапе проводится исследование на наличие скрытых повреждений.
  2. Следующим этапом становится оценка повреждений машины после аварии, что указывается в заключении в виде акта с фотоотчетом. На процедуру оценки и расчета суммы компенсации уходит не более 3-х дней. В письменном акте должен прописываться полный перечень повреждении (как видимых, так скрытых), а также размер финансовых трат, необходимых для восстановления авто.


По итогам экспертизы выдается отчет, который содержит такие сведения, как: цели, задачи проведенных исследований, итоговый размер суммы нанесенного ущерба, список нормативных актов, которые использовал эксперт в ходе работы по оценке авто, обоснованные критерии принятого решения о характере повреждении, стоимость работы эксперта.

SP0RTSMEN › Блог › Действия при ДТП Часть 3 — Независимая Оценка (все нюансы)

Я уже давно не работаю в НО, поэтому не могу что-либо советовать, отнеситесь с пониманием, вся информация носит ознакомительный характер и возможно что-то поменялось за период от создания моих постов

В каждой сфере деятельности есть как свои плюсы, так и минусы. Вроде бы какая разница к какой организации независимой оценки (НО) обращаться, они ж все нормально насчитывают — а нет!

1) Никогда не соглашайтесь на НО, которую предлагает сама СК, ведь логично же, что уже меньше насчитают, а многие ведутся.
2) Никогда не соглашайтесь на дешевую экспертизу, так как она будет некачественной и потом вас будут разводить на дополнительные услуги автоюриста или еще хуже — не смогут в суде доказать, что их отчет правильный. Так вы просто выкинете деньги на ветер.
3) Никогда не соглашайтесь на бесплатную экспертизу — с вас потом будут удерживать % от выплат страховой и денег на ремонт уже не хватит.
По закону об ОСАГО ст.12 п.14 деньги, потраченные на независимую оценку подлежат возмещению страховщиком. Поэтому вы уже ничего не теряете, не скупитесь на нормальную оценку.

Порядок действия НО:
1) Отправляют телеграмму в СК или виновнику (если ущерб большой, то обоим) с извещением о том, что будет проходить независимая оценка и приглашение их на осмотр. На это нужно 3 дня.
2) В установленную дату проходит оценка, на которой присутствует сам оценщик, агент СК и виновник (если необходимо). Если ущерб большой, то необходима дефектовка на СТО, где мастер будет выявлять скрытые повреждения.
3) Отчет формируется 2-5 дней и необходимый пакет документов и чеков для СК.
4) Забираете отчет и документы из НО и отвозите в СК, ждете выплату в течении 20 дней.

Что еще нужно знать:
1) Если у вас автомобиль иномарка возрастом до 5 лет, отечественная — до 3 лет, пробег не больше 120 тыс.км, износ деталей меньше 40%, то вам полагается дополнительная выплата — утеря товарной стоимости (УТС) — это разница стоимости авто до ДТП и после уже восстановленного, так как ваше авто на рынке уже подешевело.
Например: ваш авто до ДТП стоил 500 тыс. руб., после ДТП уже отремонтированный авто будет стоить дешевле — 450 тыс. руб. Следовательно 50 тыс. руб — это УТС, которые должны вам доплатить.
2) Если СК не захочет выплатить вам деньги по заключению НО, то автоюристы легко доказывают правдивость отчета и СК помимо недоплаты обязана вам выплатить пеню и штраф, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17.
3) Не соглашайтесь на предложение СК отремонтировать авто по ОСАГО, всегда берите выплатами, так как отремонтируют вам неизвестно где и непонятно как, да еще и детали непонятно какие поставят и гарантий никаких не дадут.

Как насчитывает выплаты СК:
1) Ставит износ на ВСЁ, как можно больше и даже на стоимость восстановительных работ.
2) Считают детали ремонтом, а не заменой, что существенно отражается в цене.
3) Считают по аналоговым деталям, а не по оригиналам (особенно любит Росгосстрах).
4) Стоимость работ устанавливается самая минимальная по городу.
5) Не проводят дефектовку, поэтому отчет составляется только по внешним повреждениям.

Как должно быть:
1) Износ должен ставиться более лояльный, но не более 50%.
2) Детали под замену, а не ремонтом.
3) Только по оригинальным запчастям, никаких аналогов.
4) Стоимость по закону должна быть среднерыночной.
5) Выявление и фиксация скрытых повреждений.
6) Для праворульных авто включается стоимость доставки деталей от страны производителя.

Насколько мне стало известно, с недавних пор теперь все страховые и независимые эксперты обязаны считать стоимость запчастей по единой утвержденной методике. Эта новость больше будет печальна для тех, у кого автомобили на гарантии и теперь нельзя производить подсчет по дилерским ценам(

Желаю не попадать вам в ДТП никогда!

Независимая экспертиза автомобиля: правила проведения

Всем автолюбителям будет полезно узнать, об организации независимой технической экспертизы транспортных средств. Ведь, стать участником ДТП может каждый водитель. Страховые компании, в основном, стараются всячески уменьшать размер компенсационных выплат.

Чтобы взыскания недостающую сумму на восстановительный ремонт, автовладельцам приходится заказывать независимое исследование. Для этого необходимо заранее изучить правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

Как появилась независимая экспертиза?

Независимая экспертиза автомобилей, которые получили повреждения при дорожно-транспортных происшествиях, с целью объективного определения размера причиненного им материального ущерба, появилась после принятия Федерального закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

Такая область экспертных исследований появилась в связи с тем, что страховые компании старались занижать компенсационные выплаты при наступлении страхового случая — автомобильной аварии. Владельцам транспортных средств полученных страховых выплат не хватало для проведения восстановительного ремонта поврежденной машины.

Им приходилось обращаться в суд с целью взыскать со страховщика недостающую сумму денег, чтобы полностью восстановить автомобиль, получивший ущерб при столкновении. Для суда необходимо было реальное подтверждение обоснованности суммы, которую требовали у страховой компании автовладельцы.

Таким, объективным доказательством реального размера величины материального ущерба, причиненного поврежденному автомобилю в результате ДТП, являются результаты независимой экспертизы. Заказчик исследования имеет возможность через суд взыскать со страховой компании разницу между суммой рассчитанной экспертом и уже полученными страховыми выплатами.

Какие вопросы решает независимая экспертиза?

Под независимой экспертизой, поврежденной при автоаварии машины, понимают исследование, которые проводят незаинтересованные в его результатах специалисты. Они не только не должны быть в штате страховой компании, но даже не иметь с ней договорных отношений.

Независимое исследование автомобиля заказывается с целью:

  • рассчитать реальный размер материального ущерба, полученного в результате ДТП;
  • обнаружить скрытые повреждения и деформации машины для того, чтобы точно оценить размер причиненного материального ущерба, полученного при автомобильной аварии;
  • проверить правильность расчета суммы компенсации за нанесенный ущерб, в результате столкновения, проведенного оценщиком страховой компании;
  • определить реальную стоимость транспортного средства, побывавшего в дорожно-транспортном инциденте, для его продажи;
  • узнать реальное техническое состояние машины, перед ее покупкой;
  • определить размер ущерба причиненного автомобильному транспорту стихийным бедствием (пожаром, потопом и т.д.).

Как видите, автовладельцы могут заказывать независимую экспертизу в разнообразных ситуациях. Она поможет принять решение, как о покупке железного коня, так и о выгодной его продаже. Но статистика показывает, что в более чем 80% автовладельцы заказываю такое исследования для оценки размера ущерба причиненного автомобилю при ДТП.

Как проводят экспертизу?

Для того чтобы результаты исследования были приняты судом в качестве доказательства объективно рассчитанной суммы материального ущерба, необходимо строго придерживаться каждого правила проведения независимой экспертизы транспортного средства и соблюдать действующие законодательство.

Регулятором страхования по системе ОСАГО является Центральный Банк Российской Федерации. Поэтому, он своим Положением от 19.09.2014 г. № 433-П утвердил Порядок проведения экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП.

Этим Порядком предусмотрено, что процедура независимого исследования включает восемь этапов. Мы подробно рассмотрим правила проведения каждого этапа.

Этап № 1: Консультация по телефону потенциального заказчика

Автовладелец, который желает заказать независимую экспертизу, должен знать, что на сегодняшний день согласно, внесенных изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ результаты исследования может подписывать только аккредитованный эксперт, состоящий в СРО.

Удостоверение о повышении квалификации.

Если эти условия не выполнены, то отчет независимого исследования не будет признан действительным и суд откажется его принять. Водителю придется заново заказывать независимую экспертизу, соответственно, тратить дополнительное время и деньги.

Поэтому, прежде чем окончательно выбрать компанию необходимо проверить наличие у эксперта следующих документов:

  • диплома о высшем образовании по специальности «экспертиза по расследованию ДТП»;
  • документа подтверждающего, прохождение специальной профессиональной переподготовки;
  • подтверждение членства в саморегулируемой организации оценщиков (СРО);
  • документа о включении специалиста в реестр официально аккредитованных экспертов-техников.

Автолюбителям предоставлена возможность самостоятельно проверять включен тот или иной специалист компании в государственный реестр аккредитованных экспертов-техников на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Первый визит в офис выбранной экспертной организации или телефонный звонок туда – это бесплатная консультация.

Сотрудников компании будет интересовать такая информация:

  1. Какой страховой полис имеет водитель – ОСАГО, КАСКО или оба.
  2. Как сильно поврежден автомобиль и может ли он самостоятельно ездить.
  3. Получил ли автолюбитель страховые выплаты, и в каком размере.

На основании такой информации будет выбрано место проведения осмотра транспортного средства.

Этап № 2: Заключение договора и оплата экспертизы

Между водителем-заказчиком и экспертной компанией заключается договор о проведении независимой экспертизы поврежденного при ДТП автомобиля в двух экземплярах. Каждой стороне остается подписанный оригинал документа. Заказчик оплачивает независимое исследование и получает на руки квитанцию об оплате услуги.

Свидетельство РКО.

На основании договора и квитанции об оплате экспертизы автолюбитель сможет взыскать со страховой компании стоимость исследования. Ему необходимо указать в досудебной претензии, что он требует уплатить дополнительные расходы на проведение независимой экспертизы. Если дело дойдет до суда, то такой пункт необходимо включить в исковое заявление.

На этом этапе автолюбитель представляет эксперту, который будет проводить исследование машины пакет документов.

Перечень документов, предусмотренных Порядком, включает:

  • копию справки о ДТП;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • копии документов, которые были переданы в страховую компанию для оформления дела о дорожно-транспортном происшествии;
  • другие документы, касающиеся автомобильной аварии (копии объяснительных водителей, данных инспектору ГИБДД на месте аварии);
  • направление на проведение экспертизы от страховщика (если выдавалось).

Эксперт начинает исследование с того, что внимательно изучает все переданные ему документы. Он это делается для того, чтобы представить картину дорожного происшествия. Так, он сможет понять, как произошло столкновение, а также какие скрытые повреждения и деформации могла получить машина при автомобильной аварии.

Этап № 3: Согласование места, даты и времени осмотра автомобиля

Место проведения экспертного осмотра автомобильного транспорта, поврежденного при дорожно-транспортном происшествии, зависит от того, как сильно он поврежден и какие предпочтения у заказчика. Если авто не сильно повреждено, то его можно осматривать в специальном помещении офиса компании.

При серьезных повреждениях машина имеет скрытые деформации, которые можно выявить при помощи специального оборудования на СТО. Когда автомобиль настолько поврежден, что самостоятельно не может брать участие в дорожном движении, то осмотр может быть назначен в месте его хранения.

Время выбирается с учетом графика работы экспертной компании, водителя-заказчика и страховщика. Кроме того, необходимо помнить, что виновника столкновения и представителя страховой компании необходимо пригласить заранее: за три рабочих дня, тех, кто находятся в том же городе или районе, за шесть рабочих дней – иногородних.

Этап № 4: Приглашение заинтересованных лиц на осмотр машины

Правилами закреплена обязанность за заказчиком экспертного исследования, заранее письменно предупредить виновника автоаварии, и страховую компанию о проведении экспертного осмотра поврежденного авто. Это нужно сделать, отправив срочные телеграммы с уведомлением о получении.

В тексте приглашения указать, где и когда будет проведен осмотр авто. При отправке телеграмм нужно сделать их копии и заверить печатью телеграфного узла. Копии телеграмм, а также извещение об получение будут служить подтверждением того, что заинтересованные лица знали об осмотре.

Если они не придут в назначенное время, то экспертизу можно проводить без них. Кроме того, они не смогут оспорить в суде результаты исследования, ссылаясь на свое отсутствие.

Этап № 5: Экспертный осмотр поврежденного автомобиля

Процедура осмотр начинается с фотографирования машины. Правилами подробно описано, какие фотографии должен сделать эксперт. Он фотографирует автомобиль с четырех углов и сторон, так чтобы было хорошо видно номерной знак. Для подтверждения того, что на осмотре тот автомобиль, который проходит по документам, делаются фотографии VIN-кода и спидометра.

Эксперт фотографирует каждое повреждение отдельно. Потерпевший водитель следит за тем, чтобы были зафиксированы все повреждения. Приглашенный виновник ДТП и сотрудник страховой компании, в свою очередь, следят за тем, чтобы эксперт не включил в перечень повреждений те, которые не имеют отношения к конкретной автомобильной аварии.

Этап № 6: Составление акта осмотра транспортного средства

Эксперт составляет акт осмотра автомобиля на основании сделанных фотографий. В документе отображается список всех повреждений, полученных при ДТП. Специалист дает характеристику каждому повреждению и отмечает, могло ли оно быть полученным в результате аварии.

Готовый документ после согласования подписывают эксперт и заказчик.

Этап № 7: Расчет стоимости ущерба, причиненного машине при ДТП

Расчет стоимости проводится на основании подписанного акта осмотра машины с использованием специального программного обеспечения по утвержденной единой методике. Эксперту понадобится для завершения расчета калькуляции полного восстановительного ремонта примерно три дня, а при обнаружении скрытых повреждений – шесть дней.

Этап № 8: Оформление отчета независимой экспертизы и передача его заказчику

В отчете эксперт не только указывается общий список повреждений, а дает характеристику каждого повреждения с позиции сложности и возможности получения при столкновении. Обязательно должна быть описана технология ремонта, определен объём ремонтных работ и рассчитана калькуляция полного восстановительного ремонта машины.

После подписания отчета экспертом, проводившим исследование, и руководителем компании он передается водителю. По действующему законодательству отчет является собственностью заказчика исследования. Имея на руках результаты независимой экспертизы, потерпевший автолюбитель может подавать страховщику досудебную претензию. В случае необходимости обращаться в суд с исковым заявлением.

Всем автолюбителям необходимо знать об организации независимой технической экспертизы транспортных средств.

Ведь, для того чтобы результаты независимого исследования были приняты страховой компанией и судом необходимо провести экспертизу, придерживаясь Правил, утвержденных Положением Центробанка РФ от 19.09.2014 г. № 433-П.

Независимая автоэкспертиза. Порядок действий и необходимые документы

На сегодняшний день, более чем в 70% случаев независимая автоэкспертиза осуществляется для обращения в страховую компанию потерпевшей стороны за получением положенных выплат по возмещению нанесенного в результате дорожно – транспортного происшествия ущерба.

В соответствии с действующим законодательством, в частности закона РФ «Об ОСАГО» потерпевший должен предоставить поврежденный автомобиль с целью проведения осмотра страховщику и определения стоимости восстановительного ремонта. Обычно она в несколько раз меньше, чем реальная рыночная стоимость ремонта. Следует отметить, что такую проведенную автоэспертизу владельцу поврежденного транспортного средства оплачивать не надо. После проведения осмотра и калькуляции страховая компания обязана в течение 30-дневного срока, который исчисляется со дня подачи всех необходимых документов, произвести страховую выплату. В случае если автовладелец не согласен с размером начисленного возмещения, необходимо обратиться в независимую оценочную организацию для проведения независимой экспертизы. В результате, заказчик получит на руки Отчет о проведенной автоэкспертизы, в котором будет отражена объективная стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля.

Читать еще:  Уезд с места дтп что грозит?

Алгоритм действий при наступлении страхового случая

1. После ДТП необходимо собрать все документы (извещение о ДТП, справку о ДТП, постановление, определение, заявление в страховую и др.).
2. Прежде чем обратиться в страховую компанию, необходимо самостоятельно организовать осмотр поврежденного автотранспорта совместно со специалистами независимой автоэкспертизы. Предварительно необходимо уведомить страховую компанию телеграммой с копией и уведомлением, в которой необходимо обязательно указать время и место проведения экспертизы.
3. Предоставить поврежденное транспортное средство для осмотра специалистам страховой компании.
4. При наличии денежных средств и после предоставления автомобиля в страховую компанию можно начать ремонт поврежденного автомобиля, не дожидаясь выплаты страхового возмещения.
5. После окончания ремонтных работ необходимо получить подробный отчет о стоимости произведенного ремонта, который будет являться подтверждением объективной стоимости восстановления автомобиля. Указанные цены должны быть среднерыночными и соответствовать ценам официального дилера, если транспортное средство находится на гарантии.
6. После этого предоставить в страховую компанию весь пакет документов и ждать положенных выплат.

Документы, необходимые для проведения независимой автоэкспертизы

Для проведения независимой оценки повреждений автомобиля необходимо в обязательном порядке предоставить следующие документы:

• Свидетельство о регистрации транспортного средства или ПТС
• Справку о ДТП или протокол осмотра места происшествия (если повреждения автомобилю были нанесены не в результате ДТП)
• Паспорт заказчика экспертизы.

Если есть возможность, необходимо также предъявить Акт осмотра транспортного средства страховой компанией и заказ – наряд из автосервиса.
При выборе компании, которая будет осуществлять оценочные действия, необходимо быть внимательным. Доверяйте проведение независимой экспертизы только той организации, которая осуществляет свою деятельность уже длительное время и имеет значительный опыт на рынке предоставляемых услуг. Компания «ИНАВЭКС» придет на помощь в любой ситуации, связанной с оценкой движимого и недвижимого имущества. Квалифицированные специалисты ответят на все возникающие вопросы и помогут в решении даже самых сложных вопросов.

Независимая экспертиза после дорожно-транспортного происшествия: в каких случаях и зачем требуется?

Автомобильная авария является стрессовой ситуацией для любого автовладельца. При этом неважно, стал ли он потерпевшим или виновником ДТП. Последнему, как правило, проблем достается гораздо больше, ведь он должен не только восстанавливать свой автомобиль, но и компенсировать убытки пострадавшей стороне.

  • Когда требуется независимая экспертиза
  • Кто проводит оценку ущерба
  • Предмет оценки
  • Порядок независимой оценки ущерба автомобиля после ДТП
    • Необходимые документы
    • Порядок проведения
    • Стоимость и сроки
    • Кто оплачивает проведение экспертизы

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

В том случае, если на руках у виновника аварии имеется действующий полис ОСАГО, то проблема возмещения ущерба переходит к страховой компании. Но так как деятельность любого страховщика нацелена на получение прибыли, часто размер выплат после ДТП занижается. Если мнения относительно величины компенсации у страховой компании и владельца пострадавшего транспортного средства расходятся, то решить спорный вопрос поможет проведение независимой экспертизы.

Когда требуется независимая экспертиза

Независимая экспертиза – это оценка состояния автомобиля с целью определения реального ущерба, который был причинен транспортному средству в результате ДТП. Проводят такую проверку сторонние оценочные организации, не заинтересованные в какой-либо выгоде, зависящей от результатов проделанной работы.

Экспертная оценка может потребоваться в нескольких случаях:

  • при возникновении споров о размере выплат между собственником и страховой компанией;
  • если автовладелец подозревает, что страховщики не учли какие-либо скрытые дефекты;
  • для того чтобы узнать точную сумму денежных затрат, необходимых на ремонт;
  • если автомобилист собирается обращаться в суд.

Кто проводит оценку ущерба

Экспертиза автомобиля проводится специализированными организациями, которые не должны иметь какого-либо отношения к страховым компаниям. Надежная фирма должна иметь:

  • достаточный опыт экспертной деятельности;
  • положительные отзывы реальных клиентов;
  • страховку ответственности организации;
  • членство в саморегулируемой организации оценщиков.

Сотрудник, который будет проводить непосредственную оценку транспортного средства, должен быть внесен в госреестр экспертов, опубликованный на сайте Минюста РФ.

Наконец, перед проведением экспертизы пострадавшего автомобиля представители организации обязательно должны заключить с клиентом типовой договор оказания услуг.

Предмет оценки

В зависимости от обстоятельств ДТП, а также от целей проведения экспертизы могут осуществляться разные виды оценок – как по отдельности, так и в комплексе:

  1. Трасологическая. Представляет собой анализ дорожных условий и обстоятельств, при которых произошло ДТП. Например, эксперты устанавливают скорость транспортного средства на момент аварии, траекторию движения, тормозные пути, состояние дорожного покрытия и т. д. В обязательном порядке проводится фото- и видеосъемка места происшествия. Как правило, такая проверка осуществляется для выявления истинного виновника аварии и сопутствующих обстоятельств, которые могли спровоцировать ДТП.
  2. Автотехническая. Главная задача при проведении данного вида оценки – установить состояние автомобиля до момента аварии и определить, не стал ли причиной происшествия выход из строя систем и агрегатов транспортного средства.
  3. Судмедэкспертиза. Необходима в том случае, если в результате аварии пострадали или погибли люди. Основная цель специалистов – оценить тяжесть причиненного вреда здоровью пострадавших. От результатов данной проверки зависит мера наказания, которая будет назначена судом виновнику аварии.
  4. Судебная. Проводится только по назначению суда в том случае, если имеющихся фактов недостаточно для признания вины подсудимого. Судья составляет список вопросов, на которые по результатам проверки предстоит ответить независимым экспертам.
  5. Оценочная. Определяет исключительно размеры нанесенного ущерба, а также цену ремонтных работ по восстановлению машины. Выявление причин и виновников аварии в данном случае в задачи экспертов не входят.

Порядок независимой оценки ущерба автомобиля после ДТП

Если автовладельцу понадобится проведение независимой экспертизы после ДТП, самое первое, что потребуется сделать, это подобрать надежную фирму, предоставляющую данную услугу. Затем можно приступать к сбору документов и непосредственному обращению к экспертам.

Необходимые документы

При обращении в экспертную организацию клиенту необходимо предоставить следующий комплект документов:

  • гражданский паспорт, удостоверяющий личность заявителя;
  • свидетельство о регистрации автомобиля (СТС);
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • документы по делу о ДТП из автоинспекции;
  • страховой полис ОСАГО.

Порядок проведения

После того как все документы собраны, автовладелец может обращаться в выбранную независимую организацию. Порядок действий будет выглядеть следующим образом:

  • между фирмой и клиентом заключается договор;
  • автовладелец оплачивает работу специалиста;
  • с клиентом согласовываются дата и время проведения экспертизы транспортного средства;
  • с помощью телеграммы или заказного письма инициатор экспертизы оповещает о факте проведения оценки страховую компанию и виновника аварии;
  • в назначенное время автомобилист предоставляет свой автомобиль для проведения экспертных работ.

Дальнейшая работа эксперта будет зависеть от поставленных перед ним задач. При оценке стоимости ремонта порядок проведения работ будет осуществляться по определенному плану:

  • при помощи фото и видео специалист зафиксирует все повреждения автомобиля, а также составит акт с указанием деформированных или вышедших из строя деталей;
  • на основе единой методики определения расходов Банка России эксперт составит смету с учетом рыночной стоимости ремонтных работ и деталей, подлежащих замене;
  • по завершении всех работ специалист выдаст на руки заказчику заключение с результатами проведенной экспертизы.

В отчете в обязательном порядке будут присутствовать следующие пункты:

  • цель проведения экспертизы;
  • ФИО заявителя;
  • данные автомобиля с указанием пробега;
  • дата произошедшей аварии;
  • информация о полисах ОСАГО потерпевшего и виновника ДТП;
  • подробное описание технических проверок и исследований, проведенных специалистом;
  • ответы на технические вопросы, которые были поставлены перед экспертом;
  • сумма, необходимая на восстановление машины;
  • общие выводы по итогам экспертизы.

Один из экземпляров отчета отправляется в страховую компанию, второй передается на руки заявителю. На основе данного документа страховщик должен выплатить сумму на возмещение ущерба.

Если страховая компания не соглашается с полученным документом, проблема будет решаться в суде.

Стоимость и сроки

Российское законодательство не регулирует сроки проведения независимой экспертизы, поэтому данный пункт обсуждается индивидуально с каждым клиентом. На длительность экспертных работ могут повлиять следующие обстоятельства:

  • сложность конкретной ситуации, в которой предстоит разобраться специалисту;
  • загруженность эксперта задачами, поступившими ранее от других клиентов.

Стоимость проведения процедуры также может довольно сильно отличаться в зависимости от таких факторов, как:

  • вид экспертизы;
  • сложность проводимых работ;
  • срочность;
  • степень повреждения транспортного средства.

Также сумма зависит от региона Российской Федерации. Например, в Москве стоимость услуг эксперта начинается от 3500 рублей (при повреждении до 5 деталей машины). Если работа будет сложной (более 20 поврежденных деталей), то цена может подняться до 7000 рублей и выше.

Кто оплачивает проведение экспертизы

Независимая оценка проводится по инициативе пострадавшей стороны, а значит, и оплачивать экспертизу придется автовладельцу, которому был нанесен ущерб. Однако если пострадавший подаст иск на страховую компанию, занизившую размер компенсации, и суд признает страховщика виновным, то стоимость услуг эксперта будет компенсирована. Поэтому автовладельцам рекомендуется сохранять все документы и чеки, выданные компанией, проводившей независимую экспертизу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля после дтп

Проведение независимой экспертизы автомобиля — дело очень важное. Именно по результатам исследования гражданин сможет получить компенсацию за причиненный ущерб транспортному средству.

Рассмотрим, для чего необходимо провести экспертизу, куда обращаться и как выбирать специалистов, а также обозначим, какими бывают экспертизы, и как их проводят.

Содержание статьи:

В каких случаях необходима независимая экспертиза автомобиля после ДТП – цель экспертизы для автовладельца

Главная цель независимой экспертизы — определение гражданина, виновного в случившемся дорожно-транспортном происшествии.

Также независимая экспертиза автомобиля после ДТП необходима при таких случаях:

  1. Если собственник желает определить возможные скрытые дефекты, которые получил автомобиль при столкновении, тем самым установится и точный размер убытков, причиненных транспортному средству.
  2. Когда следует определить точную стоимость машины после проведения восстановительных работ.
  3. Если возникли сомнения в выполнении независимой оценки экспертов. Экспертиза может быть проведена повторно.

Большинство автомобилистов, знающих про наличие СТО, действующих при страховых компаниях, считают, что страховщики и их эксперты умышленно занижают стоимость машины после проведенного ремонта. Как правило, из-за таких технических ошибок специалистов сумма страховых компенсаций получается меньше размера средств, которые понадобятся на осуществление ремонта.

Как показывает практика, спорить с экспертами бесполезно, конечно же — если только вы не начнете оспаривать результаты в суде.

Поэтому, чтобы избежать разногласий, многие обращаются повторно за проведением экспертиз в другие организации.

Где лучше выполнить независимую экспертизу авто после ДТП – выбираем компанию

Стоит тщательно подходить к выбору компании, так как гражданину могут «навязать» организацию по проведению независимой экспертизы транспорта.

Лучше выбрать компанию, которая не взаимодействует со страховыми фирмами.

Подбирайте компанию, опираясь на такие советы:

  1. Проверьте репутацию компании. Узнайте, как она проводит экспертизу, вся ли документация действительна и законна.
  2. Узнайте об опыте компании.
  3. Проверьте, застрахована ли у фирмы ответственность.
  4. Определите, есть ли договорные обязательства у компании перед клиентами. Если есть, вам предложат заключить договор.
  5. Фирма обязательно должна быть включена в список СРО оценщиков.
  6. Специалисты, работающие в компании, должны быть вписаны в Реестр экспертов-техников Министерства юстиции РФ.
  7. Попросите предоставить вам примеры готовых документов других экспертиз.
  8. Обращайте внимание на стоимость проведения независимой экспертизы. Обычно у компании не бывает низких цен, заметно отличающихся и выделяющихся из большинства цен на такие же услуги.
  9. Если ищете компанию в интернете, то читайте реальные отзывы. Но, заметьте, они могут быть проплаченными. Настоящие отзывы будут отличаться от проплаченных тем, что вы сможете связаться с клиентов фирмы.

Даже, если компанию вы ищите не по интернету, все равно стоит проверить отзывы клиентов на официальных сайтах и страницах.

Требования к специалисту, который проводит экспертизу авто

При выборе специалиста опирайтесь не только на субъективные характеристики, но и обращайте внимание на такие нюансы:

  1. Техник должен имеет соответствующее образование. Эксперт, в соответствии с законодательством России, должен иметь высшее образование по специальности «Оценка по расследованию ДТП» и т. п. Это лучший вариант.
  2. Также мастер может показать свидетельство о прохождении курсов.
  3. Профессионал должен быть включен в список специалистов от Минюста РФ.
  4. Опыт и навыки проведения оценки. Профессионал вам обязательно расскажет о нем и не будет скрывать.
  5. Мастер должен быть застрахованным лицом в СРО.

Если выбрать неквалифицированного специалиста, то документация не будет иметь юридической силы.

Обращаясь в серьезную компанию, вы сразу поймете, что работы будут проводить специалисты с образованием и опытом. Достаточно попросить предоставить полную информацию о необходимости проведения различных работ по оценке и ремонту автотранспорта.

Кроме того, в предоставлении информации о самом технике-эксперте вам не откажут, даже могут показать документацию.

Виды экспертизы автомобиля – цели их проведения

Для того чтобы правильно, с юридической точки зрения, провести независимую экспертизу автомобиля, специалисты должны понимать, какую методику и какие работы необходимо осуществить.

Типы работ могут различаться, в зависимости от вида требуемой экспертизы.

Расскажем, какие виды независимых экспертиз существуют, а также определим, в каких целях их проводят, и когда.

1. Трасологическая

Осуществление данной процедуры необходимо на месте происшествия. Цель проведения экспертизы: выявление траектории движения транспортного средства, дорожной обстановки и следов аварии.

Опираясь на результаты данной экспертизы, эксперт может подтвердить или опровергнуть выводы следователя, который осматривал место ДТП, опрашивал очевидцев.

2. Автотехническая

Исследование направлено на оценку состояния автомобилей, которые участвовали в ДТП.

Согласно результатам этой экспертизы, можно понять — в результате чего произошла авария.

3. Автотовароведческая

Благодаря этой экспертизе, возможно выявить скрытые повреждения, образовавшиеся на автомобиле — или в нем — уже после аварии.

Инициатором такой экспертизы может стать участник происшествия, дознаватель, представитель страховой фирмы или судья.

4. Комплексная

Данная экспертиза будет включать в себя все типы исследований для того, чтобы определить всю картину происходящего, аварии целиком, а также изучить весь комплекс факторов и сделать вывод о том, кто стал виновником случившегося происшествия.

Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля поэтапно

Независимая экспертиза может быть проведена согласно четкой последовательности — то есть, поэтапно.

Рассмотрим, каким образом происходит процесс оценивания и вынесения результатов

Этап 1. Гражданин выбирает независимую организацию и заключает с ней договор на оказание услуг техника-эксперта

Как правило, нужно подать документационный пакет.

Экспертиза может быть проведена на основании таких документов:

Этап 2. Оплата услуг эксперта.

Многие компании идут навстречу — техник приезжает на место, осматривает автомобиль, оформляет документацию и получает денежные средства на руки.

Этап 3. Согласование даты и времени проведения экспертизы ТС.

Этап 4. Уведомление граждан.

Если об осмотре не было оговорено, и он не проводился в срочном порядке, то организация должна разослать телеграммы-приглашения всем заинтересованным лицам и сообщить о дате и времени проведения исследования.

Этап 5. Проведение экспертизы или проведение осмотра автомобиля и места происшествия.

Обычно специалист использует фото и видеосъемку.

Кроме того, мастер должен осмотреть машину и зафиксировать VIN-код автотранспорта и его госномера.

Этап 6 . Оформление акта.

Документ составляется по специальной форме. В нем обозначаются все повреждения и дефекты ТС.

Также в документе отображаются все фототматериалы.

Этап 7. Составление сметы, с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые необходимо будет заменить владельцу автомобиля из-за повреждений.

Этап 8. Выдача и получение заключения и результатов экспертизы.

По полученным документам владелец автомобиля сможет получить возмещение ущерба от фирмы-страховщика.

Если страховая компания отказывается выплачивать деньги, то дело следует рассматривать в суде.

Опытные юристы помогут вам отстоять права и интересы, обращайтесь в форму ниже. Или задавайте нашим консультантам возникшие вопросы.

Сроки проведения независимой экспертизы авто, стоимость в СПб и Москве

Время на создание и проведение исследования строго регламентировано российским законодательством.

Документы по экспертизе оформляются быстро — в течение 3-5 дней вы получите акт и заключение специалиста.

Если клиент подал всю документацию и обратился за экспертизой по полису ОСАГО, то страховщик обязан провести исследование в течение 5 рабочих дней. Если же сроки затягивают, то можно привлечь к ответственности фирму-страхователя.

Конечно же, владелец автомобиля может и сам обратиться в организацию для проведения экспертизы. Срок для проведения независимой оценки и осмотра транспортного средства будет таким же.

Если же техник вовремя не подготовит результаты, то его также привлекут к ответственности за нарушение.

Многие владельцы автотранспорта задаются вопросом о цене независимой экспертизы. Рассмотрим, какова стоимость независимой экспертизы в крупных городах — в Москве и Санкт-Петербурге.

Стоимость независимой экспертизы в 2018 году*

Вид транспортного средства

Санкт-Петербург

Москва

3 000 — 5 000 руб.

4 000 — 5 000 руб.

Легковой авто + выезд на место происшествия

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector