0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности возбуждения уголовного дела по факту дтп

Особенности возбуждения уголовного дела по факту дтп

Уголовное дело по признакам ч.2 ст. 264 УК РФ возбуждается либо по факту ДТП, либо в отношении конкретного лица, в зависимости от обстоятельств произошедшего и с учетом последствий, предусмотренных диспозицией данной статьи. Например, чаще своего при наезде на пешехода, уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица (водителя), при столкновении транспортных средств, трудно без заключения эксперта определить виновного в случившемся, и, соответственно дело возбуждается по факту ДТП.

В действительности, механизм этого вида происшествий настолько неочевиден и сложен, что в начале расследования не представляется возможным высказать мнение о наличии или отсутствии в действиях водителя преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это удается сделать позднее, как правило, на следующем этапе расследования, когда будут собраны и проанализированы все сведения о процессах, которые не поддаются непосредственному восприятию и оценке. Какова, например, была скорость транспортного средства, если обнаружены следы торможения транспортного средства определенной длины, можно сделать вывод, только используя помощь специалиста-автотехника.

Производство предварительного расследования по ДТП данной категории проводится в форме предварительного следствия, в виду причинения тяжкого вреда здоровью (в том числе смерти), высокой общественной значимости и значительной сложности расследования.

Уголовное дело по факту произошедшего ДТП возбуждается следователем по материалам, поступившим из органов ГИБДД или непосредственно после осмотра места происшествия, если в результате дорожно-транспортного происшествия наступила смерть.

Особенности возбуждения уголовного дела по делам данной категории заключаются в проблемах, связанных с их расследованием. Так, при расследовании, следователь может столкнуться со следующими проблемами:

1. Дорожно-транспортное происшествие скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что дорога должна быть быстро освобождена от транспортных средств. К тому же, следы на проезжей части уничтожаются либо проходящим транспортом, (раскатываются по проезжей части осколки стекла или других отделившихся от транспортных средств деталей, закатываются следы торможения (скольжения) или следы отделившегося грунта), либо, в результате атмосферных воздействий, а в некоторых случаях лицами, находящимися на месте ДТП (при оказании помощи пострадавшим, транспортные средства могут быть сдвинуты с первоначального положения) и т.д.

Поэтому любой сотрудник, прибывший первым на место происшествия, обязан незамедлительно принять все меры для сохранения обстановки или полного и четкого ее фиксирования процессуальными средствами. На практике же, к приезду следственно-оперативной группы, она нередко оказывается существенно измененной и, наряду с фиксированием, приходится заниматься ее восстановлением.

Например, сотрудники ГИБДД, оказавшиеся на месте ДТП на 37 километре трассы Барнаул-Рубцовск, не предприняли должных мер к охране следов, поэтому, ко времени осмотра, проведенного спустя 1,5 часа, многие следы были утрачены. В итоге место столкновения двух транспортных средств не было установлено. Это вызвало обоснованные жалобы родственников погибшего Бунина. Принимаемые следователем решения регулярно отменяются прокурором. Уголовное дело по факту гибели Бунина расследуется более 2 летСм.: Уголовное дело 77017..

2. Предварительная проверка по делам о ДТП, повлекшим причинение тяжкого вреда здоровью, проводится сотрудниками ГИБДД, низкий профессионализм которых нередко может привести к утрате или не отражению в материалах проверки необходимой для дальнейшего возбуждения следователем уголовного дела информации.

3. Самой же главной особенностью и основной проблемой является то, что нередко, для выяснения точной картины дорожно-транспортного происшествия и правильной квалификации случившегося, требуется проведение экспертиз. И если судебно-медицинская экспертиза трупа проводится в рамках срока предварительной проверки, то, например, производство автотехнической экспертизы (и других) требует значительного времени, а без ее производства невозможно установить кто прав и кто виноват в случившемся. Таким образом, дела часто «забрасываются в стол» и расследование по делу приостанавливается и возобновляется только с получением результатов экспертизСм.: А.И. Свинцов. «Из опыта работы следственно-оперативной группы по ДТП» / Информационный Бюллетень СК МВД России, №4(81), 1994 г..

При нормальном ходе расследования материалы, поступившие из ГИБДД по факту ДТП, должны содержать:

ь протокол осмотра места происшествия со всеми приложениями (схемы, фототаблицы, кассеты с видеозаписью и т.д.);

ь рапорт сотрудника, обнаружившего происшествие и принимавшего участие в осмотре;

ь объяснения участников ДТП, свидетелей;

ь справка о ДТП и его характере;

ь телефонограммы из лечебных учреждений с указанием диагноза;

ь акт медицинского освидетельствования.

На первоначальном этапе расследования водитель обычно допрашивается в качестве свидетеля. Его процессуальное положение (свидетель, потерпевший) определяется, как правило, позднее.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела обычно имеется типичная информация о дорожно-транспортном происшествии, которая включает в себя сведения о следах, обстановке места происшествия, транспортном средстве и водителе. Эта информация содержится в первичных документах, составленных в связи с осмотром места происшествия: протоколе осмотра места происшествия; рапорте сотрудника милиции, первым прибывшим на место происшествия; справке, составленной сотрудником ГИБДД, выезжавшим на место происшествия самостоятельно или вместе со следователем; акте медицинского освидетельствования водителя, для определения состояния опьянения.

В протоколе осмотра содержится информация, позволяющая решить вопрос о скорости транспортных средств, направлении и характере движения, месте столкновения (наезда), неисправности отдельных систем транспортного средства и образовавшихся на нем следах, а также о месте дорожно-транспортного происшествия.

Пострадавшие при дорожно-транспортных происшествиях направляются в лечебные учреждения, откуда в территориальное подразделение ГИБДД направляются телефонограммы с указанием предварительного диагноза, что позволяет принять обоснованное решение о возбуждении дела.

В рапорте сотрудника милиции, первым прибывшим на место происшествия, и справке о дорожно-транспортном происшествии, содержатся сведения о водителе, транспортном средстве, потерпевшем, свидетелях. Поскольку эти документы составляются на основе анализа информации, полученной непосредственно при изучении места происшествия и бесед с водителем, потерпевшим, свидетелями, то они содержат ценную информацию о времени происшествия, освещенности, видимости, состоянии погоды и проезжей части. Естественно, такие сведения должны быть проверены в процессе расследования.

Принимая решение о возбуждении уголовного дела, важно определить, не находился ли водитель в момент совершения происшествия в состоянии алкогольного опьянения? По общему правилу все водители — участники дорожно-транспортного происшествия, при котором наступили уголовно-правовые последствия (имеются пострадавшие или погибшие), подлежат медицинскому освидетельствованию для установления состояния опьянения (алкогольного или наркотического).

Нередко освидетельствование водителя для определения состояния алкогольного опьянения проводится с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости». Освидетельствование с применением индикаторной трубки проводится в присутствии двух граждан, и по его результатам составляется протокол освидетельствования водителя с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» установленной формы, который подписывают участники освидетельствования.

Для проведения медицинского освидетельствования водитель, не позднее двух часов с момента дорожно-транспортного происшествия, должен быть доставлен в медицинское учреждение, в котором, на основании письменного направления органа внутренних, дел осуществляется освидетельствование.

Медицинское освидетельствование проводится в любое время суток в специальных кабинетах наркологических диспансеров, в передвижных автолабораториях или в определенных органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях врачами (психиатром, психиатром-наркологом, невропатологом), а также специально подготовленными медицинскими работниками других специальностей.

По результатам медицинского освидетельствования составляется акт в двух экземплярах, один экземпляр которого передается работнику органов внутренних дел, доставившему водителя, а другой хранится в медицинском учреждении.

Другой путь установления состояния опьянения — назначение судебно-медицинской экспертизы после возбуждения уголовного дела. В этих целях она назначается в случае смерти водителя или причинения ему в результате дорожно-транспортного происшествия тяжких телесных повреждений, по поводу которых он направляется для оказания медицинской помощи в лечебное учреждение. Вывод об опьянении делается по наличию в крови, моче или слюне алкоголя.

Если водитель с места происшествия скрылся, и подвергнуть его медицинскому освидетельствованию не представляется возможным, факт нахождения водителя в состоянии опьянения может быть установлен путем допроса свидетелей об обстоятельствах употребления им спиртных напитковСм.: С.В. Горяев «Тщательное исследование обстоятельств ДТП обеспечило правильную квалификацию тяжкого преступления». Информационный Бюллетень СК МВД России, № 4 (93), 1997 г. .

Таким образом, как видно из вышесказанного, возбуждение уголовного дела по ДТП имеет ряд особенностей, отличающих его от других видов преступлений.

Возбуждение уголовного дела при ДТП

Возбуждение дела уголовного характера после дорожного происшествия – ситуация неприятная. При том не слишком редкая. Начать ведение уголовного дела можно на любой стадии рассмотрения произошедшего. Поэтому важно знать, как правильно воспользоваться помощью адвоката, на соблюдение каких правил рассчитывать.

Во-первых, отметьте порядок проведения следственных мероприятий. Именно он чаще всего нарушается, а это приведёт к нежелательным для всех последствиям и долгим разбирательствам. Возбудить само дело или же подать прошение об этом могут сразу несколько лиц: и оперативные служащие следственных органов, и должностные лица в виде прокуроров, и судьи. Если авария явно имела серьезные последствия, а дознаватели дело не возбудили, расслабляться все же рано. Только после подтвержденного официального старта уголовного дела, расследования могут проводиться следующие процедуры:

  • Сбор доказательств, улик
  • Опрос участников, понятых и свидетелей с разных сторон
  • Медицинские осмотры и экспертизы
  • Обыски чего-либо, выемки доказательств и наложения ареста в любом объеме на любое имущество
  • Очные ставки, следственные эксперименты.

Безусловно, описание текущей ситуации аварии, разнообразная фиксация вещественных доказательств произошедшего будут проведены при оформлении ДТП. И результаты таких описаний будут использоваться в процессе рассмотрения уголовных материалов. Однако все перечисленное в списке может быть полностью использовано строго после официального постановления о том факте, что дело перейдет в соответствующий разряд уголовных.

Сразу после начала уголовного процесса участник аварии приобретает один из статусов: обвиняемый, подозреваемый, пострадавший. Для каждого статуса в кодексе РФ прописаны нормы и права, соответствующие запреты. Лучшим вариантом дальнейших действий будет консультация с юристом и полное соблюдение установленных норм поведения для участников уголовного дела.

Часто виновное лицо сначала становится подозреваемым. Человек при этом может быть по закону задержан на 48 или 72 часа, может лишиться права выезда за пределы некой территории. Так же могут потребоваться меры наподобие выплаты залога или же наложения поручительства. Такие меры всегда остаются временными. Через двое суток подозреваемому должны предъявить такие обвинения и доказательства, которые позволят заключить его под стражу. При особых «статейных» обстоятельствах можно продлить срок временной меры наказания до трех суток. Но после этого срока должно быть выдвинуто обоснованное обвинение. Иначе подозреваемый уже не обязан подчиняться никаким мерам пресечения по конкретному данному делу. Причем с момента объявления о временной мере, человек будет иметь право на адвоката.

Следующий возможный этап – обвиняемый. При подобном положении дел присутствие адвоката уже практически обязательно. Причем если имели место временные меры пресечения, адвокат может просто продолжать свои действия. И здесь тоже имеются свои строгие временные рамки. Любое обвинение, решение о наказании должно быть официально объявлено виновному лицу не позднее срок длинной в три дня. Причем по требованию обвиняемого все неясные положения должны быть доступно разъяснены, должна быть возможность предоставлять доказательства, давать разумные и уместные объяснения, подавать разнообразные апелляции. Пользоваться всеми этими правами при ведении уголовного дела нужно обязательно.

Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП

Возбуждение уголовного дела

Поводами для возбуждения уголовного дела служат непосредственное обнаружение полицией (главным образом ГИБДД) признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.

Основания для возбуждения уголовного дела по факту ДТП указаны в диспозициях ст. 264 и 266 УК РФ. При оценке этих оснований определенные затруднения возникают при установлении степени тяжести телесных повреждений и величины материального ущерба.

По получении сообщения о ДТП проводится проверка этого факта сотрудниками ГИБДД МВД РФ, а также служебное расследование работниками организаций, которым принадлежат транспортные средства. В случаях, приведших к летальному исходу, немедленно возбуждается уголовное дело.

При выезде на место ДТП инспектор ГИБДД составляет протокол осмотра места происшествия и схему к нему, получает рапорт коллеги, обслуживающего трассу, и объяснения водителя, оформляет протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта, а также направляет водителя на медицинское освидетельствование для выяснения состояния алкогольного или наркотического опьянения. Последние три документа составляются при обнаружении на месте происшествия автотранспортного средства и водителя. В справке о ДТП излагается краткая характеристика происшествия, состояние покрытия дороги, сведения о транспорте, водителях, потерпевших и возможных очевидцах.

В протоколе осмотра и проверки технического состояния транспорта фиксируются внешние повреждения, наличие или отсутствие следов и вещественных доказательств, состояние тормозной и рулевой систем, осветительных сигнальных приборов, лобового и боковых стекол, давление воздуха в шинах, характер неисправности других агрегатов и механизмов.

В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждаются следователями органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В случаях ДТП со смертельным исходом, а также происшествий с участием граждан иностранных государств осмотр места происшествия проводит следователь.

В ходе расследования ДТП подлежат установлению следующие обстоятельства:

  • 1. Каков характер ДТП — это было преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы?
  • 2. Где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.?
  • 3. Кто виноват в ДТП?
  • 4. Имеется ли причинная связь между нарушениями ПДД и наступившими последствиями?
  • 5. Каков механизм ДТП?
  • 6. Характер и размер ущерба, причиненного преступлением.
  • 7. Имеются ли обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновных?.

В ходе расследования надо установить и такие специфические обстоятельства, как квалификация водителя, состояние его здоровья, стаж работы по специальности, наличие алкогольного опьянения, привлекался ли он в прошлом к административной или дисциплинарной ответственности за нарушения ПДД? В зависимости от конкретных особенностей ДТП может возникнуть потребность в установлении и других обстоятельств.

Таким образом, период, именуемый стадией возбуждения уголовного дела, имеет, как правило, определяющее значение для качественной работы по факту дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Этот период начинается с получения сообщения о ДТП и завершается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Основные действия, которые должны быть осуществлены в этот период, направляются на то, чтобы: убедиться в том, что дорожно-транспортное происшествие действительно имело место, имеются потерпевшие либо причинен крупный ущерб; выяснить, где находятся участвовавшие в ДТП транспортные средства, и принять меры, исключающие их перемещение; получить сведения о водителях и обеспечить их нахождение на месте ДТП до прибытия следственно-оперативной группы; в случае если транспортное средство или водитель — участник ДТП скрылись, принять меры к их розыску по горячим следам.

Особенности возбуждения уголовного дела по факту дтп

Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

Отказ в возбуждении уголовного дела по факту ДТП. Что это значит?

Очень часто, в процессе юридических разбирательств по фактам автодорожных аварий, заинтересованные граждане обращаются к адвокатам и юристам для того, чтобы обжаловать такое решение, как отказ следователя в возбуждении уголовного дела по ст. 264 УК РФ.

Неискушенные в юридических премудростях граждане, узнав, что по факту аварии, в которой пострадали или, не дай бог, погибли близкие им люди, отказано в возбуждении уголовного дела, начинают паниковать. Особенно граждан смущают формулировки отказа в возбуждении уголовного дела — «в связи с отсутствием события или состава преступления». Ведь, для несведующих в юриспруденции людей такие выводы звучат примерно следующим образом: «в аварии никто не виноват, разбираться дальше не будем, всем спасибо, все свободны…».

Читать еще:  Обжалование виновности в дтп

Но, на самом деле не все так однозначно.

В этой статье мы расскажем вам, что такое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП, что означает вынесение такого решения, по каким причинам оно может выноситься неоднократно и почему в ожидании итогового результата нужно запастись терпением.

Расследование любого ДТП, в котором имеются пострадавшие или погибшие, начинается с выезда следователя на место происшествия, где делается первоначальный осмотр, отбираются объяснения у участников аварии и очевидцев, составляются схемы, изымаются автомобили, проводится освидетельствование участников ДТП на состояние а/о, изымаются следы и предметы, имеющие значение для установления обстоятельств аварии и т.п. Затем, уже в кабинетной обстановке, назначаются экспертизы, определяется необходимость проведения следственных экспериментов и т.д. На этом первичная стадия проверки, как правило, заканчивается.

Далее идет следующий, более длительный этап разбирательства – ожидание результатов назначенных экспертиз, проведение необходимых следственных экспериментов.

Основная задача следователя на этом этапе – получить ответ на главный вопрос любого расследования дорожно-транспортного происшествия – кто из его участников нарушил ПДД и состоит ли это нарушение в причинной связи с наступившими последствиями. От времени получения ответа на этот вопрос, по большому счету и зависит, как скоро будет возбуждено уголовное дело и будет ли оно возбуждено вообще. И вот на этом этапе, как правило, начинаются процессуальные пробуксовки с вынесением по фактам ДТП постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Эти пробуксовки, в большинстве случаев связаны с длительностью ожидания следователем результатов автотехнических экспертиз , которые проводятся в специализированных экспертных учреждениях. Учреждения эти, обычно, завалены работой под самую завязку. Количество экспертиз, которые находятся в производстве у эксперта, могут исчисляться сотнями. Такой режим работы неизбежно приводит к длительным очередям на производство экспертизы. Зачастую, от даты ее назначения до фактического проведения, могут пройти многие месяцы. Иногда для назначения экспертизы нужно получить исходные данные, которые требуют проведения следственного эксперимента в точно таких же погодно-дорожных условиях, которые имелись на момент аварии. Например, если ДТП случилось в темное время суток во время сильного дождя, следователь должен будет терпеливо ждать возможности, когда погода предоставит ему шанс провести такой эксперимент. Как вы понимаете, это ожидание также может затянуться на многие месяцы.

В течение всего этого времени следователь фактически бездействует, ожидая выводов эксперта. При этом, конструкция действующего законодательства такова, что следователь обязан принять процессуальное решение по материалу в определенные сроки. А поскольку, результатов экспертизы еще нет, то следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В соответствии с УПК РФ, это решение проверяется на предмет его законности прокурором, который изучает поступивший к нему материал и, видя, что он не доведен до логического конца, отменяет постановление следователя. Следователь получает отмененный прокурором «отказной» и….через 10 дней выносит точно такое же решение об отказе. Затем он снова направляет материал прокурору, ну, а дальше вы уже знаете…

К сожалению, в России практика в обозначенной части такова, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП могут выноситься многократно (десятки раз) и столько же раз отменяться. Со стороны такой юридический футбол выглядит довольно абсурдно. Материалы проверок о ДТП, наполовину состоящие из формальных отказных и постановлений об их отмене – это реалии современной российской правоохранительной системы. Следователь штампует бесконечные отказные, меняя только даты их вынесения, а начальник СО или прокурор точно так же отменяет их. Происходит это, как правило, до тех пор, пока следствие не соберет по делу все необходимые доказательства, на основании которых можно будет делать выводы о виновности того или иного участника аварии. А «главное» из этих доказательств, как мы уже говорили – автотехническая экспертиза. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев длительное ожидание возбуждения уголовного дела связано именно с очередями на проведения экспертиз.

Впрочем, из этого «правила» бывают и исключения. Например, когда случаются крупные, резонансные ДТП с большим количеством погибших. В таких случаях уголовные дела, как правило, возбуждаются молниеносно, т.к. многократные отказные и волокита могут быть неправильно поняты вышестоящим руководством, которое в таких вопросах чутко ориентируется на общественный резонанс и внимание прессы.

Однако же, значительное количество, если не большинство, возбужденных и доведенных до обвинительного приговора рядовых уголовных дел по ст. 264 УК РФ, в начале своего «юридического пути» прошли через стадию «отказного». Сломать практику бесконечных отказных очень сложно, даже, практически невозможно, поскольку она обусловлена особенностями действующего уголовно-процессуального законодательства. Формально, следователь, до получения достаточных данных, указывающих на признаки преступления, не обязан возбуждать уголовное дело только лишь «по факту» самого ДТП и поэтому он может выносить по одному и тому же материалу десятки «отказных», до тех пор, пока не получит на руки заветное заключение автотехнической экспертизы.

Как нам представляется, разорвать этот полузамкнутый круг можно, лишь, возбуждая уголовные дела о ДТП со смертельным исходом и неочевидным виновником, по факту аварии, без ожидания результатов экспертиз. Исключением из этого правила, как нам кажется, могут быть лишь аварии, в которых погиб сам очевидный виновник ДТП (например, водитель уснул за рулем и врезался в дерево и т.п.). В остальных случаях уголовные дела можно и нужно возбуждать незамедлительно, поскольку, рано или поздно, по очень большому числу смертельных ДТП, они равно будут возбуждены. Так к чему же плодить ненужную макулатуру и испытывать нервную систему родственников пострадавших, у которых после многократных безуспешных попыток добиться возбуждения дела, возникает ощущение, что они пытаются прошибить головой бетонную стену!

Казалось бы, здравый смысл озвученного очевиден для всех.

Но здесь, к сожалению, в игру вступают другие, скрытые от непосвященных людей механизмы отечественной правоохранительной системы. Например, ведомственная статистика, которая, по факту, сегодня является главным мотиватором в работе следователя, несмотря на задекларированный отказ МВД от «палочной системы». Если вы еще не догадались, о чем идет речь, поясним на примере уголовных дел о ДТП.

В системе МВД, которое занимается расследованием абсолютного большинства дел о ДТП, такой показатель, как прекращение уголовного дела на стадии его расследования, является весьма негативным.

Соответственно, если по всем фактам ДТП со смертельным исходом или с причинением тяжкого вреда здоровью, будут сразу же возбуждаться уголовные дела, то это может сильно подпортить следственную статистику, т.к. определенная часть этих дел, после проведения всех необходимых экспертиз, будет прекращаться по тем или иным причинам. Например, в связи с гибелью виновника аварии. Сейчас эти потенциальные «прекращенки» отсеиваются еще на стадии проверки, завершаясь отказом в возбуждении уголовного дела. Казалось бы, с точки зрения здравого смысла — какая разница системе, чем в итоге завершится разбирательство ДТП, в случае, если выяснится, что состава преступления нет – отказом в возбуждении уголовного дела или прекращением уже возбужденного дела? Вопрос без ответа…

Впрочем, вопросы формирования и оценки статистических показателей в системе МВД — это предмет для большой отдельной дискуссии. И возможно, мы об этом еще как-нибудь поговорим…

К слову, сравнительно недавно, определенный здравый шаг в направлении решения обозначенной проблемы был сделан, когда в УПК РФ внесли изменения, позволяющие использовать результаты доследственных проверок в доказывании вины. До этого, следователь не имел права использовать заключения экспертиз, полученных до возбуждения уголовного дела и затем, в ходе расследования был вынужден назначать и проводить все экспертизы по второму кругу. Выглядело это, надо сказать, довольно абсурдно.

Подводя итог сказанному, хотим дать вам следующий совет: если следователь по факту ДТП вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – не паникуйте. Это далеко не во всех случаях означает, что в разбирательстве по факту аварии поставлена точка. Действуйте спокойно и прагматично. Изучайте вынесенные следователем решения и если вы с ними не согласны – обжалуйте в установленном законом порядке. И хотя уголовно-процессуальный закон не ограничивает срок обжалования процессуальных решений следователя, тем не менее, не пускайте процесс на самотек и не откладывайте обжалование в долгий ящик. Если видите, что волокита и бездействие следователя переходят разумные границы — не стесняйтесь поторопить его путем написания жалобы, дабы не увеличивать шансы виновника ДТП на избежание уголовной ответственности по сроку давности.

Помните — рано или поздно, собрав все необходимые доказательства, следователь обязан будет принять окончательное решение. И уже тогда, проконсультировавшись с хорошим автоюристом, вы должны будете решить – соглашаться с этим решением или отстаивать свою позицию до конца.

Добиться отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с последующим возбуждением уголовного дела – задача не из легких, а потому рекомендуем вам в этом деле воспользоваться помощью опытных юристов.

Возбуждение уголовного дела, типичные ситуации первоначального этапа расследования ДТП

Возбуждение уголовного дела, типичные ситуации первоначального этапа расследования ДТП. Особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий при расследовании ДТП

Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании ДТП.

В процессе расследования дорожно-транспортного происшествия подлежат установлению следующие обстоятельства:

Действительно ли данное происшествие относится к категории дорожно-транспортных;

Какие транспортные средства участвовали в происшествии;

Место и время происшествия;

По чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие (по вине водителя, пешехода, пассажира и т.д.);

Какие положения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств были нарушены виновным и в чем выразилось это нарушение;

Степень виновности лица, обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;

Имеется ли причинная связь между нарушениями Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, допущенных водителем или лицом, ответственным за техническое состояние и их эксплуатацию и последствия этого события;

Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

Степень тяжести телесных повреждений, характер и размер ущерба, причиненного в результате события;

Обстоятельства, способствовавшие этому.

Знание уголовно-правовой характеристики преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, криминалистической характеристика ДТП, обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании ДТП необходимо для правильной организации пре­дотвращения, раскрытии и расследовании этих преступлений. Дело в том, что криминалистическая характеристика содержит не только определенные элементы, но и выявляет связи, суще­ствующие между ними. Поэтому, зная один элемент, мы мо­жем предположить с определенной вероятностью и наличие другого элемента. Это помогает в выдвижении версий и орга­низации расследования.

Как правило, уголовные дела по ст.ст. 264 или 266 УК РФ возбуждаются по заявлениям водителей, ставших участниками дорожно-транспортного происшествия, сообщениям граждан, наблюдавших это событие, медицинских работников больниц, куда был доставлен потерпевший, заявлениям самих потерпевших или родственников.

По вопросу о порядке разрешения материалов о дорожно-транспортных происшествиях, при которых вред здоровью пострадавшего не определен, изложена правовая позиция МВД России (письмо от 25.12.2004 г. № 1/8273) и Генеральной прокура­туры России (письмо от 03.11.2004 г. № 16-14-03).

Как указала Генеральная прокуратура Российской Федерации в названном письме, сообщение о ДТП, в котором не содержится доста­точных данных о признаках преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 УК, не может расцениваться в качестве основания для про­ведения процессуальной проверки. В то же время факт ДТП требует административного расследования (ст. 28.7 КоАП) в целях дачи право­вой оценки действиям водителя транспортного средства, в том числе и для установления степени причиненного в ходе происшествия вреда здоровью пострадавшего путем назначения соответствующей судебно-медицинской экспертизы в порядке ст. 26.4 КоАП.

На первоначальном этапе расследования дорожно-транспортного происшествия возникают следующие типичные следственные ситуации:

1. Водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;

2. Водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;

3. Транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

1 ситуация:

— установить очевидцев преступления и опросить их как можно подробнее о происшествии;

— осмотр места происшествия, в том числе трупа и транспортного средства;

— освидетельствование водителя и потерпевших (живых) для установления у них алкогольного опьянения;

— выемка и осмотр одежды потерпевшего;

— допрос потерпевшего (потерпевших);

— назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего, автотехнической экспертизы, трасологической экспертизы, криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий

2 ситуация:

— установить очевидцев преступления и опросить их как можно подробнее о приметах скрывшегося водителя и транспортного средства;

— если возможно опросить потерпевшего;

— осмотр места происшествия, в том числе осмотр трупа;

— выемка и осмотр одежды потерпевшего;

— назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего, автотехнической экспертизы, трасологической экспертизы, криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий;

— ОРМ по розыску скрывшегося водителя и транспортного средства.

3 ситуация:

— установить очевидцев преступления и опросить их как можно подробнее о приметах скрывшегося водителя;

— если возможно опросить потерпевшего;

— осмотр места происшествия, в том числе трупа и транспортного средства;

— выемка и осмотр одежды потерпевшего;

— допросы свидетелей и потерпевшего;

— назначает судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего, автотехнической экспертизы, трасологической экспертизы, криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий;

— ОРМ по розыску скрывшегося водителя;

— после задержания водителя проводится его допрос. При этом следует иметь в виду, что водители после их задержания нередко заявляют о том, что о происшествии им ничего не известно, так как транспортное средство было кем-то угнано.

Для того, чтобы установить, кто управлял транспортным средством в момент происшествия, необходимо обнаружить, зафиксировать и изъять микрообъекты, следы пальцев рук, оставленные на отдельных деталях транспортного средства (на рулевом колесе, рычагах управления и др.) и следы обуви около транспортного средства.

— для розыска скрывшегося водителя по «горячим следам» иногда целесообразно применять служебно-розыскную собаку.

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 438 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Уголовное дело по ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью: статья, наказание

Уголовное дело по ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью может быть заведено, если травмы, полученные в аварии, привели к утрате возможности нормально функционировать либо был зафиксирован летальный исход. В этом случае виновнику может грозить ответственность в виде реального лишения свободы. К тому же не исключается наложение других санкций — штрафного взыскания и принудительной компенсации ущерба, нанесенного пострадавшему лицу.

Когда виновного в ДТП привлекают к уголовной ответственности

Дорожное происшествие может привести к всеразличным последствиям. Обычно в результате страдает имущество – транспортные средства, реже, другие объекты, например, столбы, изгороди и прочее. В самом же худшем случае травмы получают люди. Причем не обязательно водители или пассажиры. Увечья могут быть нанесены и пешеходам.

Каждый из перечисленных вариантов так или иначе карается какими-либо санкциями. В любом случае виновнику потребуется оплатить штрафное взыскание. Если же имеет место нанесение вреда непосредственно здоровью участников аварийного случая либо третьим лицам, вероятнее всего, пойдет речь об уголовной ответственности.

Однако если у пострадавших в аварии зафиксированы небольшие повреждения, например, небольшое сотрясение мозга, то вред относят к легкой степени. Более серьезные травмы классифицируются как ущерб средней тяжести. В этом случае мерами наказания выступят санкции административного характера.

Читать еще:  Что делать после оформления дтп?

Если же имеют место серьезные увечья, требующие длительного лечения, либо итогом ДТП стал смертельный исход, на виновника аварийного случая заведут уголовное дело. Здесь степень вреда приравнивается к тяжким повреждениям, что однозначно влечет за собой ответственность, предписанную нормами Уголовного Кодекса РФ.

Вдобавок пострадавший человек обладает правом требования компенсации ущерба, как за имущественные повреждения автотранспортного средства, так и при фиксации у потерпевшего травм. Виновник же обязан возместить все затраты, направленные на устранение последствий, которые наступили в результате его безалаберности.

Что понимают под тяжким вредом

Прежде чем завести уголовное дело по ДТП на основании причинения ущерба в виде тяжких повреждений, потребуется трактовать степень вреда, полученного в дорожной аварии. Если травмы не будут признаны достаточно серьезными, последует только административное наказание.

В широком смысле тяжелая степень вреда подразумевает наличие повреждений, которые создают угрозу для жизни человека и требуют длительного лечения с оформлением листа нетрудоспособности. В крайних случаях могут понадобиться операции, а также прочие мероприятия, направленные на восстановление и последующую реабилитацию пострадавшего человека.

Если рассматривать чуть подробнее, то к повреждениям тяжкой категории обычно относят такие виды травм:

  • обезображивание лица в частичном либо полном объеме, не подлежащее при этом восстановлению;
  • полная потеря способности слышать либо видеть;
  • утрата какого-либо органа либо его части;
  • возникновение дефектов речи либо полная потеря возможности говорить;
  • внутричерепные травмы;
  • повреждения внутренних органов;
  • ранения таза, грудины, живота, классифицированные как проникающие;
  • кровопотеря в большом объеме;
  • переломы в множественном числе;
  • повреждения позвоночника;
  • сильные ожоги;
  • прекращение беременности вследствие травм, полученных при ДТП;
  • состояние, трактуемое как шок 3 либо 4 категории;
  • психические расстройства.

При этом увечья, характеризуемые как тяжелые, могут нанести вред, не подлежащий окончательному устранению. Проще говоря, потерпевший не оправится от полученных травм, вследствие чего утратит возможность трудиться и в целом нормально жить.

Летальный исход также классифицируется как тяжкий вред, точнее, выступает самым крайним случаем, являющим собой итог дорожного происшествия. Однако, чтобы доказать факт наличия связи между смертью и повреждениями, что были получены в аварии, потребуется мнение квалифицированных экспертов.

Установление степени полученного вреда

​Установить степень повреждений и травм, полученных в результате столкновения автотранспортных средств, а также оценить общие физические показатели пострадавших, может только специалист в процессе медико-судебной экспертизы. Допускается привлечение и сторонних специалистов.

Прежде всего, специалисты выявляют, какие именно повреждения были получены пострадавшим и сопоставляют сведения с указанным выше списком травм. Далее, выясняется, насколько серьезен вред и определяется степень утраты трудоспособности. В частности, ее стойкость (более чем на 30%), а также составляется характеристика возможности продолжать профессиональную деятельность в будущем.

В любом случае процедура освидетельствования включает всесторонний осмотр человека, изучение амбулаторной карты на предмет присутствия каких-либо заболеваний еще до момента столкновения и прочие моменты. При учете всех факторов выносится заключение, на основании которого суд предоставляет итоговое решение относительно наказания для виновного водителя.

Варианты наказаний

Наказание может быть следующим:

  1. Причинение вреда в виде повреждений и травм, классифицируемое как ущерб по неосторожности, повлечет одно из наказаний: арест на 6 месяцев максимум; ограничение свободы не более чем на 3 года; утрата свободы на 2 года, но не больше.
  2. Если гражданин пребывал в состоянии опьянения любого типа и спровоцировал ДТП, в итоге чего людям был нанесен тяжкий вред, вид наказания может быть таким: принудительная работа на протяжении 3 лет; фактическое лишение свободы на 4 года максимум.
  3. Если результатом ДТП стал летальный исход, однако таковой был классифицирован как смерть по неосторожности одного человека, виновника обяжут выполнять принудительные работы в течение минимум 4 лет. Либо наказанием станет утрата свободы на 5 лет, но не больше.
  4. Смерть одного человека вследствие ДТП, допущенного водителем в состоянии опьянения, наказывается полным лишением свободы на срок 2-7 лет.
  5. Если погибли 2 человека и более, виновному автолюбителю потребуется осуществлять принудительную деятельность в течение 5 лет максимум либо таковой утратит свободу на 7 лет, но не более указанного срока.
  6. Смерть двух и более лиц по вине пьяного водителя карается тюремным заключением на 4-9 лет.

Дополнительной санкцией может выступить запрет на занятие отдельными видами деятельности на трехлетний период, но не более. А также у автовладельца будут изъяты его водительские права.

Уголовное дело при дорожном происшествии открывается, если имеет место факт телесных повреждений, классифицированных как тяжкие, либо если зафиксирован смертельный исход. Однако итоговое решение суда, касающееся типа наказания, зависит от факторов, как способствующих смягчению вины, так и, наоборот, отягчающих таковую. При этом если факт нарушения подтвердится, санкцией может стать арест, ограничение либо реальное лишение свободы.

Возбуждение уголовного дела при ДТП

Если Вы владелец «железного коня», то вопрос о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) Вам известен не понаслышке.

В ДТП попадают наши знакомые, автомобильные аварии мы видим из окна своего автомобиля, проезжая мимо, о произошедших дорожно-транспортных проишествиях нам сообщают средства массовой информации и т.д. Конечно же, хочется, чтобы именно с Вами такого не случалось, но от неприятных ситуаций никто не застрахован и в ДТП может попасть каждый и водитель, и пассажир, и пешеход.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, случившееся в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. Участниками аварии являются лица, имеющие к нему непосредственное отношение: водители, пассажиры, пешеходы, велосипедисты, дорожные рабочие, погонщики животных и др. Даже самое незначительное проишествие на дороге — сильный стресс для его участников. Бывает, что водитель забывает от волнения свой домашний адрес. Что уж говорить о пунктах Правил дорожного движения регламентирующих действия водителей на месте аварии. Шоковое состояние делает людей беззащитными перед лицом обстоятельств. И поэтому правым зачастую признается тот, кто быстрее ориентируется в ситуации и занимает более активную позицию (о торжестве справедливости тут говорить не приходится). Однако знание основных правил поведения на месте ДТП позволяет предотвратить возможные неточности при оформлении необходимых документов.

Каждое уголовное дело при ДТП имеет свои особенности и обстоятельства, поэтому можно сформулировать только общие правила построения взаимоотношений с инспектором ГИБДД и другими участниками проишествия. Очень часто водитель, ставший участником аварии, не знает прав, предоставленных ему законом. Он делает все, что от него требуют: пишет объяснение под диктовку инспектора, подписывает протоколы и схемы, не ознакомившись с их содержанием и надеясь на добропорядочность и компетентность инспектора. Когда материал по уголовному делу поступает в группу разбора административных правонарушений или отдел дознания водитель неожиданно для себя обнаруживает, что написанное не в полной мере соответствует действительности — место наезда или столкновения указано на схеме неправильно, в рапорт инспектора действительности — место наезда или столкновения указано на схеме неправильно, в рапорт инспектора внесены дополнения, вдруг появились очевидцы, которые свидетельствуют не в пользу водителя. Грамотное поведение водителя на месте ДТП позволяет ему избежать большинства подобных неприятностей.

Несмотря на стресс, вызванный аварией, следует относиться ко всем своим действиям очень внимательно и ответственно. При несогласии с записями инспектора в протоколе или на схеме необходимо изложить в протоколе свои замечания, объясняющие, что конкретно вас не устраивает в трактовке событий инспектором.

В своих замечаниях в обязательном порядке нужно отметить следующие факторы:
— Состояние дорожного покрытия;
— Наличие и состояние технических средств организации дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, линии разметки), место и высоту их расположения;
— Место столкновения (наезда);
— Наличие грязи, снега, луж ( по возможности по размерам);
— Наличие следов тормозного пути, а также предметов или фрагментов частей автомобиля, лежащих на месте ДТП;
— Наличие уклона дороги;
— Наличие дефектов дорожного покрытия, их параметры;

Опыт показывает, что многих неприятностей можно избежать, обратившись за квалифицированной помощью специалистов, в том числе и за юридической помощью.

Коллегия адвокатов «Ноздря, Мишонов и партнеры» оказывает следующие услуги:

  • Консультация 1000 руб.
  • Выезд адвоката на место дорожно-транспортного происшествия. Участие в составлении первичных документов по административному делу (схема ДТП, объяснения участников происшествия и др.) — от 10 000 руб.
  • Представительство интересов потерпевших (виновных) в ходе административного разбирательства в органах ГИБДД (группа разбора) — от 15 000 руб.
  • Помощь в назначении и проведении независимой авто технической экспертизы и оценка ущерба при ДТП с составлением калькуляции;
  • Выезд адвоката на составление акта осмотра и калькуляции — от 10 000 руб.
  • Представительство интересов потерпевших (виновных) в процессе обжалования действий сотрудников ГИБДД в вышестоящих инстанциях и суде. Обжалование постановлений об административной ответственности — от 30 000 руб.
  • Ознакомление с документами, подготовка, составление и подача искового заявления в суд;
  • Представительство интересов потерпевших (виновных) в суде по искам о возмещении ущерба от дорожно-транспортных происшествий — от 30 000 руб.
  • Участие адвоката в процессе исполнения решения суда о возмещении материального ущерба (взыскание по исполнительному листу) — от 20 000 руб.
  • Обжалование в кассационном и надзорном порядке решений судов по делам о возмещении ущерба от дорожно-транспортных происшествий — от 20 000 руб.

Консультация с выездом по месту расположения клиента — от 10 000 руб.

Когда возбуждается уголовное дело при дтп и есть для этого сроки

Здравствуйте. Мой сын попал в ДТП (он потерпевший), ехал на работу, как раз попали в пробку. А по встречной полосе водитель обгонял фуру и не справился с управлением, вылетел на встречку в лобовую с машиной моего сына, при этом от удара машина сына еще задом ударилась в сзади стоящий автобус (т.к. была пробка),в итоге машина восстановлению не подлежит. Сын в больнице с открытым переломом колена на одной ноге, рана (зашивали) на другой, ушиб грудной клетки,ссадины. на место приезжало сначала обычное ДПС, потом спец. батальон, но сына уже увезли на скорой. Что писали не знаю, т.к. они мне не показали, а сказали приехать за документами. Я была в отделе дознания, забрала справки о дтп и определение, мне разрешили прочитать объяснения водителя автобуса и водителя (виновника, вроде вину признает). Хотела использовать справки по ДТП для страховой компании, но дознаватель сказал, что типа еще рано, ничего не решено (надеюсь подкупа не будет), ждут вроде выздоровления сына, надо ему писать объяснения, потом суд.мед. экспертиза. Виновник не хочет, что бы завели уголовное дело. Вопросы: 1. Может в этой ситуации быть возбуждено уголовное дело против виновника, какие сроки на это отводиться. 2. Чем грозит отказ от возбуждения уголовного дела (мировая), повлияет это на выплаты сыну по страховым компаниям. 3. Мировая — это покрытие так же морального и материального ущерба (отсутствие заработка по болезни и т.п.) или это еще можно дополнительно подавать, если вдруг в дальнейшем понадобиться какие-то серьезные операции (например замена коленного сустава).

    уголовное дело, срок дознания, Административный суд по ДТП
  • Поделиться

Ответы юристов ( 8 )

  • 19622 ответа
  • 7802 отзыва эксперт

Уточните, а степень тяжести вреда установлена? Какая?

Согласно ст.264 УК РФ 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем

либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То есть, если вред тяжкий, то наступает уголовная ответственность.

Если редкий или средней тяжести, то административная.

Согласно ст.12.24 КоАП РФ 1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

То есть, нужно чтобы как можно скорее провели судебно-медицинскую экспертизу и ждать выздоровление потерпевшего совсем не нужно.

1. Может в этой ситуации быть возбуждено уголовное дело против виновника, какие сроки на это отводиться.
Лариса

Согласно ст.144 УПК РФ 1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Решение принимается в трехдневный срок, обычно он значительно больше, так как следователь должен направить материалы проверки прокурору, если направляется отказ от возбуждения, то часто прокурор направляет материалы на доп проверку.

Вам нужно смотреть документы, которые подготовлены по результатам правонарушения.

2. Чем грозит отказ от возбуждения уголовного дела (мировая), повлияет это на выплаты сыну по страховым компаниям.
Лариса

Нет, если ущерб и вред имеются, а виновным лицом по протоколу является не ваш сын.

. Мировая — это покрытие так же морального и материального ущерба (отсутствие заработка по болезни и т.п.) или это еще можно дополнительно подавать, если вдруг в дальнейшем понадобиться какие-то серьезные операции (например замена коленного сустава).
Лариса

Можно дополнительно взыскать.

Скорее всего будет средней тяжести, если смотреть по мед. классификатору — открытый перелом надколенника

Скорее всего будет средней тяжести, если смотреть по мед. классификатору — открытый перелом надколенника
Лариса

Если средней тяжести, то это административное производство.

Зачастую последствия для здоровья пострадавшего сразу не ясны. В таких случаях приходится ждать выздоровления.
Игнатьев Александр

Это спорный вопрос. Например, может быть такое затягивание проведения экспертизы с целью уменьшения ответственности виновного.

  • 7,7 рейтинг
  • 1746 отзывов

надо ему писать объяснения, потом суд.мед. экспертиза. Виновник не хочет, что бы завели уголовное дело.

Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
1. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию
по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.

По результатам данной экспертизы будет определена степень тяжести причиненных сыну повреждений:

Их выделяют три:

а) легкий вред здоровью

б) вред средней тяжести

в) тяжкий вред здоровью

В первом и втором случае, ответственность определена КоАП РФ:

Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 38-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации
транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда
здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до
двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными
средствами на срок от полутора до двух лет.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2.
Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать
неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную
стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
(в ред. Федерального закона от 13.02.2009 N 20-ФЗ)

Читать еще:  При обоюдной вине как выплачивается страховка

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается
ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами
на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы
на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового.

Соответственно, надо ждать судебно-медицинской экспертизы, на ее основании будет вынесено Решение о возбуждении уголовного дела.

ВИНОВНЫМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ОТВЕЧАТЬ ЗА ВРЕД ОБЯЗАН: О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ОБ АВТОГРАЖДАНКЕ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ ПО ФАКТУ ДТП УГОЛОВНОГО ДЕЛА

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ОБ АВТОГРАЖДАНКЕ
ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ ПО ФАКТУ ДТП УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Н. ЕЛИСЕЕВА
Наталья Елисеева, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты Московской области.
Менее чем за полгода Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ в ред. от 23 июня 2003 г. (далее — Закон N 40-ФЗ) успел доказать свою действенность, освободив автовладельцев от тяжкого бремени причиненного и подлежащего возмещению ущерба.
Если виновник аварии, застраховавший свою гражданскую ответственность, должен отвечать за содеянное в рамках КоАП РФ, его расходы будут равны сумме штрафа (за исключением ситуаций, когда сумма ущерба превышает установленный Законом лимит страховой выплаты, при повреждении, например, дорогостоящего автомобиля либо при предъявлении потерпевшим требования о возмещении морального вреда). Остальное берет на себя страховая компания, и пострадавшему возмещаются расходы на ремонт автомобиля и деньги на лечение, если здоровью был причинен вред.
Однако при наступлении уголовной ответственности виновника ДТП решение вопроса о страховой выплате может вылиться в настоящую проблему вследствие недоработок, некорректных формулировок и явных пробелов, содержащихся в Законе N 40-ФЗ.
Сейчас уголовная ответственность водителя наступает в случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (далее — т/с) повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1) либо стало причиной гибели одного (ч. 2), двух и более лиц (ч. 3 ст. 264 УК РФ).
В отношении водителя т/с может быть возбуждено уголовное дело и по ст. 168 УК РФ в случае, если результатом его действий, совершенных путем неосторожного обращения с источником повышенной опасности, стало уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере (свыше 250 тыс. руб.).
Рассмотрим, каким образом по договору обязательного страхования будет возмещаться ущерб потерпевшей стороне и как это отражается на положении виновного лица. Пункт 66 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев т/с (далее — Правила) (утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263) гласит: «В случае если по факту ДТП было возбуждено уголовное дело, потерпевший представляет страховщику документы следственных и (или) судебных органов о возбуждении, приостановлении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо вступившее в законную силу решение суда». В дополнение к п. 66 существует п. 74, согласно которому «если страховая выплата, отказ в страховой выплате или изменение ее размера зависят от результатов производства по уголовному или гражданскому делу либо делу об административном правонарушении, срок страховой выплаты может быть продлен до окончания указанного производства и вступления в силу решения суда».
Практика показывает, что без решения суда страховые выплаты производятся компаниями по документам следственных органов в случаях, когда:
— в возбуждении уголовного дела отказано либо оно прекращено в связи со смертью виновника ДТП (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
— уголовное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления);
— до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом (например, после внесения изменений в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ уголовные дела по ДТП, в результате которых причинен вред здоровью средней тяжести, должны быть прекращены, поскольку данный вид преступления декриминализирован);
— уголовное дело прекращается вследствие акта амнистии;
— уголовное дело прекращено в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ, ст. 75 УК РФ).
Приведенные выше основания для прекращения уголовного преследования являются нереабилитирующими. Это означает, что виновность лица, в отношении которого прекращается уголовное преследование, доказана и освобождение его от ответственности не исключает возможность предъявления к нему гражданского иска (страхование гражданской ответственности предусмотрено Законом N 40-ФЗ).
Такие документы следственных органов, как постановление о возбуждении уголовного дела, а также о его приостановлении, для страховых компаний по договорам об автогражданке (как, впрочем, и добровольной ответственности) не являются основанием для произведения страховой выплаты потерпевшей стороне. Страховщики обычно настаивают на наличии вступившего в законную силу приговора суда.
Отказ страховщика осуществить страховую выплату без постановления о возбуждении уголовного дела, на наш взгляд, является вполне правомерным, поскольку сам факт возбуждения уголовного дела не свидетельствует еще о вине лица, в отношении которого это дело возбуждено. Уголовное дело может быть прекращено в связи с отсутствием вины в действиях водителя, что по делам о ДТП случается довольно часто (например, водитель, согласно заключению автотехнической экспертизы, не мог располагать возможностью предотвратить столкновение с т/с либо наезд на пешехода).
А вот отказ страховой компании произвести выплату, если предварительное следствие приостановлено, значительно ущемляет права потерпевшей стороны на возмещение ущерба.
Специфика расследования уголовных дел, связанных с ДТП, заключается в том, что по делам такого рода предварительное обвинение предъявляется чрезвычайно редко. Для предъявления обвинения, помимо традиционных доказательств, таких, как осмотр места происшествия, свидетельские показания, необходимо наличие заключений как минимум двух экспертиз: автотехнической, предназначенной для оценки обстоятельств и механизма ДТП, технического состояния т/с, действий участников дорожного движения, и судебно-медицинской, которая устанавливает степень тяжести вреда, причиненного здоровью и жизни потерпевшего, а также наличие причинно-следственной связи между ДТП и полученными повреждениями. Второе заключение следователь может получить по прошествии длительного времени, что может быть обусловлено лечением пострадавшего.
Таким образом, следователь предъявляет обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, только обладая достаточными доказательствами вины причинителя вреда.
Согласно ч. 1 ст. 208 УПК РФ предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:
— лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
— подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
— место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако участие его в уголовном деле в силу ряда причин невозможно;
— подозреваемый или обвиняемый тяжело болен, что удостоверено медицинским заключением, и не может участвовать в следственных и иных процессуальных действиях.
Первое из вышеперечисленных положений ст. 208 УПК РФ в рамках рассматриваемого вопроса нас не интересует, поскольку, если лицо, которое подлежит привлечению в качестве обвиняемого, неизвестно, то соответственно отсутствуют и сведения о страховой компании, которая должна возместить ущерб потерпевшему. Однако следует иметь в виду, что глава III Закона N 40-ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля 2004 г., в качестве одного из оснований произведения так называемой компенсационной выплаты предусматривает неизвестность лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред (пп. «б» п. 1 ст. 18). В данном случае возмещению подлежит только вред жизни или здоровью, а не имуществу потерпевшего, и обязанность его возместить возлагается не на конкретную страховую компанию, а на профессиональное объединение страховщиков.
А вот если уголовное дело приостановлено на основании одного из трех других вышеназванных пунктов, то здесь страховая компания должна выплатить причитающуюся потерпевшему сумму на основании постановления о приостановлении предварительного расследования (одновременно с которым в страховую компанию должны быть представлены копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого и копии заключений вышеуказанных экспертиз). Особенно это касается ситуации, когда подозреваемый или обвиняемый скрылись от следствия. Известно, что уголовные дела, приостановленные за розыском, могут лежать без движения годами. Почему из-за этого должен страдать потерпевший?
Сказанное в равной мере относится и к пп. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — реальная возможность провести следственные действия с подозреваемым или обвиняемым может отсутствовать достаточно долго, виновник сам может серьезно пострадать в результате ДТП и находиться на длительном лечении. Представляется, что в условиях, когда по делу предъявлено обвинение, либо оно приостановлено в связи с розыском обвиняемого, либо вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, — в случае отказа страховой компании произвести выплату потерпевшей стороне последняя может обратиться в суд, указав на нарушение основного принципа обязательного страхования — гарантии возмещения вреда (ст. 3 Закона N 40-ФЗ).
Есть еще одно обстоятельство, которое позволяет не доводить дело до вынесения приговора. Это — предусмотренная ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон. Заметим, что по делам, связанным с ДТП, нормы указанных статей применяются очень часто. Статья 25 УПК РФ позволяет прекратить уголовное дело на основании заявления потерпевшего или его законного представителя в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред.
Наш опыт свидетельствует, что данная правовая норма стала камнем преткновения в отношениях со страховыми компаниями по вопросу страховых выплат. Практика показывает, что на стадии следствия прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон хотя и возможно, но маловероятно. Этому препятствуют внутриведомственные установки, а также позиция прокуратуры. Даже при наличии соответствующих заявлений дело, как правило, направляют в суд со словами: «Пусть примирятся в суде». Судьи, как правило, прекращают такие дела в самом начале судебного заседания при поступлении заявлений сторон.
По делам о ДТП заглаживание причиненного вреда происходит путем выплаты потерпевшему определенной денежной суммы, соглашение о которой достигнуто сторонами.
Пример. Автовладелец К. застраховал свою гражданскую ответственность, и через неделю после заключения договора страхования в отношении его было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 264 УК РФ (он совершил наезд на двух пешеходов, один из которых погиб на месте ДТП). К. уведомил страховую компанию о наступлении страхового случая. Потерпевшая сторона обратилась в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба. Страховая компания отказала в выплате и обязалась произвести ее только после решения суда. В результате К. был осужден условно.
При всей формальности происшедшего для К. — это отрицательный момент. Поскольку он, являясь известным ученым, по роду деятельности часто выезжает за рубеж, наличие судимости породило для него определенные трудности.
Описанная ситуация, если бы виновник ДТП не был застрахован, могла иметь и иной финал. Потерпевшая сторона готова была пойти на примирение в случае досудебного возмещения вреда. Однако страховая компания отказалась удовлетворить требования потерпевших, заявленные на предварительном следствии, мотивировав свою позицию тем, что для нее имеет значение только решение суда. К. мог бы сам возместить ущерб, но тогда зачем было страховать свою ответственность, если в законе не предусмотрено право регрессивного требования страхователя к страховщику?
К сожалению, судебная практика по такого рода делам только начинает складываться и однозначного подхода к процедуре их рассмотрения не сформировалось. В одних случаях судьи привлекают страховую компанию в качестве соответчика, в других, аналогичных описанному выше, представители страховщика в судебное заседание не приглашаются. Эта неопределенность ведет к тому, что человек, имеющий возможность избежать уголовной ответственности, получает наказание и испытывает на себе отрицательные правовые последствия судимости только по причине того, что, являясь законопослушным автовладельцем, имел «неосторожность» застраховать свою гражданскую ответственность.
Представляется, что по уголовным делам, где возможно примирение сторон, страховая компания должна производить страховые выплаты потерпевшим на стадии предварительного следствия после представления страховщику постановления о привлечении страхователя в качестве обвиняемого либо копии обвинительного заключения. В любом случае вопрос страховой выплаты должен быть решен до начала судебного заседания, чтобы стороны могли заявить суду о своем намерении решить дело в порядке примирения. Не вызывает сомнений, что виновник, желающий примириться с потерпевшим, также понесет определенные расходы, направленные, например, на возмещение морального вреда (который по Правилам возмещению не подлежит), однако страховая компания выполнит свои обязательства и не будет содействовать ухудшению положения страхователя. При этом страховщики могут не опасаться, что сумма произведенных выплат окажется больше, чем сумма, назначенная по приговору суда. В Правилах четко прописано, какие документы должны представить потерпевшие в страховую компанию при предъявлении тех или иных требований. Суды также требуют документального подтверждения исковых требований.
Страховщики могут возразить, что необходимость ждать решения суда продиктована возможностью оправдательного приговора. Однако процент оправдательных приговоров в целом крайне невелик (менее 0,4%), а по автодорожным делам, с учетом их специфики, они выносятся еще реже. Следственные органы в случаях нехватки доказательств предпочитают отказаться от возбуждения уголовного дела, нежели проиграть в суде. Поэтому, на наш взгляд, страховым компаниям при рассмотрении страховых случаев, связанных с возбуждением уголовного дела в отношении страхователя, лучше действовать в интересах последнего, а также потерпевших, в пользу которых заключен договор страхования. В противном случае страховая компания ухудшает положение виновного лица, а момент выплаты денег потерпевшей стороне откладывается.
Закон N 40-ФЗ предусматривает только право регрессивного требования страховщика. Однако было бы не лишним предусмотреть в нем и возможность аналогичного требования страхователя (особенно это касается случаев, когда в качестве страхователя выступает юридическое лицо). Страхователь самостоятельно возмещает ущерб в досудебном порядке, предварительно согласовав со страховщиком сумму, которую он выплатит после

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×