3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оформление дтп задним числом

Как оформить ДТП по европротоколу

1. В каких случаях можно оформить ДТП по европротоколу?

Вы можете оформить незначительное дорожно-транспортное происшествие в упрощенном порядке — по европротоколу , если соблюдаются условия:

  • в ДТП нет потерпевших;
  • в ДТП участвуют только два ТС;
  • повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
  • и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис «Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
  • по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
  • вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать европротокол.

Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.

2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?

В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:

  • до 100 тысяч рублей — это стандартный лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, если ДТП не зафиксировано с помощью технических средств* либо зафиксировано, но у участников ДТП есть разногласия;
  • до 400 тысяч рублей — это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по европротоколу, если у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, и ДТП зафиксировано с помощью технических средств*.

Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.

Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.

Такими средствами могут быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.

3. Как оформить ДТП по европротоколу?

1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения — включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.

2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО.

3. Вместе со вторым участником ДТП оповестите свои страховые компании о ДТП одним из способов:

  • онлайн, через интегрированные с порталом госуслуг РФ мобильные приложения (понадобится авторизация обоих участников ДТП на портале) — в течение 60 минут после ДТП;
  • через устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (при наличии в автомобиле) — нажав на кнопку SOS в течение 10 минут после ДТП.

Обратите внимание! Эти способы подходят, если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо если нет разногласий и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей.

Если нет разногласий, но сообщить о ДТП указанными выше способами невозможно, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей. В таком случае уведомить страховую компанию о ДТП можно по телефону. Проследите, чтобы второй участник ДТП сделал то же самое.

4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) — штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).

5. Вместе со вторым участником ДТП заполните извещение о ДТП (европротокол) в мобильном приложении или бумажном виде. В первом случае детали ДТП внесите в электронную форму, во втором — в бумажную.

4. Как заполнить бумажный европротокол?

Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):

  • в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется одно извещение о ДТП. Кому оно будет принадлежать — вам или второму водителю — не имеет значения;
  • извещение о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить с двух сторон . Лицевая сторона — самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП;
  • необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне. После заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями;
  • оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
  • если вам не хватило места для записей на извещении о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На извещении о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе — пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
  • если извещение о ДТП порвано, испорчено или трудно читаемо, нужно заполнить новое;
  • обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
  • извещения о ДТП обязаны выдавать страховщики. Если по какой-то причине у вас их нет, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать извещение со страницы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
  • в новых извещениях о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старый бланк, внесите эту информацию в поле для примечаний.

5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?

Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.

6. Что делать после того, как ДТП оформлено?

Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия по европротоколу, вы должны в течение пяти дней передать (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) в свою страховую компанию свой экземпляр извещения о ДТП.

Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.

Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Можно ли оформить полис ОСАГО после аварии задним числом: решение Верховного суда РФ

Вот при каких условиях вы можете оформить полис ОСАГО задним числом по закону

Верховный суд принял нестандартное на первый взгляд решение, которое станет полезным подспорьем для законопослушных граждан, если в их автомобиль въехала другая машина, у водителя которой не было обязательной страховки.

Предыстория ДТП

В суд с иском к известной страховой компании об осуществлении страховой выплаты обратилась автовладелица, с автомобилем которой произошло дорожно-транспортное происшествие в августе 2017 года. Причем сомнений в том, что в ДТП есть хоть какая-либо вина гражданки, у органов дорожного порядка (ДПС) не возникло, автомобиль в момент ДТП автомобиль не двигался. Однако это не помогло избежать столкновения с иномаркой Honda Civic и последующего удара в другой автомобиль, которым оказался ГАЗ 310221, он же «Волга».

По итогу происшествия стоимость ремонта составила более 330 тыс. рублей.

Но вот проблема: страховщик отказал потерпевшей стороне в выплате, сославшись на то, что в момент дорожно-транспортного происшествия полис виновника ДТП не действовал, при этом, согласно самому полису обязательного страхования, ответственность виновника на тот момент была застрахована:

«Согласно полису страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ответственность (ФИО виновника ДТП) на момент аварии застрахована в АО «АльфаСтрахование», которое отказало истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что на момент дорожно-транспортного происшествия данный страховой полис не действовал».

Первая судебная инстанция, рассмотрев спор, встала на сторону автоледи, частично удовлетворив требования в феврале 2018 года. Требования автомобилистки были удовлетворены частично, а именно: в ее пользу взысканы страховое возмещение, компенсация морального вреда, штраф и расходы на оплату услуг представителя.

Страховщика такой поворот дела, естественно, не удовлетворил, была подана апелляция. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда уже в июне 2018 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований автоледи было отказано.

Дальше – больше. Как говорится, сражение проиграно, но не война. Далее с разбирательствами обратились в Санкт-Петербургский городской суд. На календаре – на секундочку! – был уже декабрь 2019 года.

Согласно документам гражданского иска:

«Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 19 декабря 2018 г. указанное апелляционное определение отменено, решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 г. оставлено в силе».

Будучи уверенным в своей правоте и, вероятно, предполагая, что страхователь могла использовать мошеннические схемы, до недавнего времени достаточно распространенные среди нечистых на руку страховых агентов (в частности, оформление полиса ОСАГО задним числом), страховщик подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой ставил вопрос об отмене решения суда первой инстанции и постановления президиума Санкт-Петербургского городского суда.

Решение Верховного суда

Не зря мы сделали акцент на одной из мошеннических схем, которая предполагала оформление полисов ОСАГО задним числом. Ради получения страховых выплат «прошаренные» автомобилисты и подкованные в махинациях отдельные страховые агенты при отсутствии действующего полиса оформляли его постфактум, тем самым легализуя автомобилиста в глазах закона и позволяя ему воспользоваться страховыми деньгами при ремонте.

Читать еще:  Что грозит виновнику дтп со смертельным исходом

Для прекращения злоупотреблений страховщикам даже пришлось вводить так называемый «период охлаждения» (такой полис начинал действовать не сразу, а через несколько дней после покупки).

Но ВС встал на сторону застрахованной автомобилистки. Что произошло, и почему Верховный суд поддержал на первый взгляд сомнительный иск? Здесь важно посмотреть на нюансы.

«Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, и возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений», – говорится в определении по гражданским делам Верховного суда РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отметила, что ДТП произошло в 10 часов 11 августа 2017 года, при этом страховой полис был оформлен позже этим же днем, 11 августа 2017 г., не ранее 11 часов 42 минут. Данные об этом были установлены судом первой инстанции.

Однако, как говорится в материалах гражданского дела, «удовлетворил иск (ФИО потерпевшей), исходя из полной уплаты (ФИО виновника ДТП) страховой премии и указания в страховом полисе срока его действия с 00 час. 00 мин. 11 августа 2017 г.».

С другой стороны, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника застрахована не была, поскольку обращение в страховую компанию за оформлением полиса было произведено после этого события. С чем, в свою очередь, не согласился президиум Санкт-Петербургского городского суда.

Страховая компания уверена, что страхование распространяется только на случаи, произошедшие после заключения договора страхования и вступления его в силу

В соответствии со статьей 957 данного кодекса договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.

Как подчеркнул Верховный суд, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в первую очередь направлено на повышение уровня защиты потерпевших, на возмещение причиненного им вреда. Также потерпевшая сторона может добросовестно полагаться на сведения, указанные в выданном страховщиком полисе страхования общеобязательного образца. Напомним, что на момент ДТП ответственность, согласно полису ОСАГО виновника аварии, на тот момент была застрахована.

Но поскольку премию виновник выплатил полностью и в полисе указан срок его действия с ноля часов, а также что выданный совершившему ДТП автомобилисту полис ОСАГО является подлинным, оформлен на официальном бланке, о хищении или утере которого страховая компания в органы не сообщала (в случае несанкционированного использования бланка страховщик обязан за свой счет возместить причиненный вред, кроме варианта, связанного с хищением, но и тогда это является поводом к отказу со стороны страховой только в случае заявления в органы до наступления страхового случая), а также что договор страхования, в подтверждение заключения которого виновнику ДТП выдан полис, ответчиком по установленным законом основаниям недействительности сделок не оспаривался и недействительным судом не признавался, более того, истец стороной заключенного между причинителем вреда и страховщиком договора не являлась, доводы ответчика о недобросовестном поведении страхователя основанием для отказа в удовлетворении требований потерпевшего быть не могут.

На основании этих и других доводов, с которыми вы более подробно можете ознакомиться в материалах дела здесь, ВС не удовлетворил жалобу страховщика, признав выплату по оформленному задним числом бланку ОСАГО законной.

Можно ли оформить ДТП через несколько дней?

В новогодние праздники аварии тоже случаются. Как не омрачать каникулы долгими оформлениями аварии, сохранить время, нервы, а также водительское удостоверение, рассказывает член Ассоциации юристов Росии (АЮР), заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Уехали и вернулись

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Однако не всегда это получается сделать.

Если, к примеру, вы во дворе не разъехались с соседом, повреждения незначительные, разногласий нет и у вас нет под рукой бланка извещения о ДТП или вы очень спешите, то при взаимном согласии теоретически можно отложить документальное оформление европротокола на следующий день, предварительно зафиксировав на фотоаппарат расположение автомобилей.

Однако определенный риск в этом есть. Бывали случаи, когда один из водителей по каким-либо причинам передумывал, возвращался на место ДТП и вызывал сотрудников ГИБДД. Прибывшие на место происшествия инспекторы, не обнаружив второго участника ДТП, по итогам составляли административный протокол по ч. 2 статьи 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП и направляли его в суд, так как за данное правонарушение предусмотрено лишение права управление транспортными средствами. И уже в суде автовладелец долго и упорно доказывал, что уехал без злого умысла, а по договоренности с вторым участником ДТП. Поэтому лучше потратить 20-25 минут на заполнение европротокола и избежать недоразумений в дальнейшем.

Если же вы и вовсе решили разъехаться без взаимных друг к другу претензий, то и тут я бы рекомендовал обменяться соответствующими расписками, чтобы из участников ДТП никто в дальнейшем не передумал и не создал проблем другому.

Как оформить европротокол?

Если в результате ДТП с участием двух транспортных средств вред причинен только имуществу, отсутствуют разногласия по характеру и перечню повреждений на автомобилях, размеру ущерба, который не должен превышать сто тысяч рублей, и нет спора о том, по чьей вине произошло столкновение, то происшествие можно оформить без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, путем совместного заполнения извещения о ДТП, так называемого европротокола.

Одним из важнейших условий для оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД является обязательное наличие действующего страхового полиса ОСАГО у обоих участников.

Проверить, действующий ли полис у виновника ДТП, можно зайдя на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) и вбив в соответствующую графу VIN-номер интересующего вас автомобиля. Там же можно узнать, вписан ли в действующий полис тот или иной водитель. С учетом появления электронных страховых полюсов это стало актуально, учитывая, что участились случаи подделки полисов как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Поэтому проверка полиса виновника ДТП оградит вас в дальнейшем от отказа в страховом возмещении.

Если имеется спор по чьей вине произошло ДТП или у виновника отсутствует полис ОСАГО, то на место происшествия необходимо обязательно вызвать сотрудников ГИБДД для дальнейшего разбирательства.

Можно ли оформить ДТП задним числом?

При постоянных поездках в большом городе довольно высок риск попасть в небольшую аварию. Далеко не всегда есть время на разбирательства, ожидания и оформление документов, поэтому некоторые водители решают встретиться на другой день и в спокойной обстановке оформить всё, как следует. Но вот насколько законен такой способ оформления ДТП и не откажет ли страховая компания в выплате?

Требования ПДД

Любое происшествие на дороге считается ДТП, а значит, согласно правилам, все участники событий должны включить аварийку на машине, выставить знак аварийной остановки и только после этого переходить к оформлению документов. При этом если в аварии нет пострадавших и определён виновник, от нет никакой необходимости вызывать инспектора ДПС и несколько часов ждать его на дороге. Водители могут оформить это происшествие по так называемому европротоколу, что значительно ускоряет весь процесс.

Можно ли уехать?

Однако иногда бывает так, что водителю срочно нужно ехать дальше или у него нет полиса ОСАГО. В подобных ситуациях водители могут принять решение о переносе оформления ДТП на другой день. Формально это не совсем законно, так как вы будете оформлять аварию задним числом, но если не говорить об этом в страховой компании, то ничего страшного не случится. Тем не менее, прежде чем разъехаться, обязательно сфотографируйте со всех ракурсов место аварии. Также снимите и повреждения на автомобилях.

Нужно помнить, что, соглашаясь на перенос даты оформления аварии, вы довольно сильно рискуете. Ведь второй водитель сегодня может считать себя виноватым, а завтра передумать и вовсе отказаться от оформления аварии. Поэтому соглашаться на перенос оформления нужно только тогда, когда у виновника вообще нет страхового полиса, и он его быстро оформит. Опытные водители советуют в подобных случаях обмениваться расписками, в которых нужно отразить суть произошедшего и причину переноса оформления ДТП. Читайте также: на сколько может гаишник задержать водителя для проверки документов?

Врезался, оформил задним числом ОСАГО — страховщик оплатит!

Разворачивались события следующим образом: гражданин Прутков, управляя автомобилем Honda Civic , въехал в припаркованный автомобиль Kia гражданки Дегтяревой, а позже еще и задел припаркованную Волгу. Дегтярева выяснила сумму восстановительного ремонта, которая составила 337 264 руб. 36 коп. и обратилась в страховую компанию.

Гражданская ответственность Пруткова была застрахована в «АльфаСтраховании», но истице в возмещении ущерба было отказано, так как в момент ДТП полис действовать не мог. Дело в том, что владелец Хонды каким-то образом оформил полис задним числом. То есть авария произошла 11 августа 2017 года в 10 часов, а полис был оформлен в тот же день, но в 11 часов 42 минуты.

Однако районный суд, несмотря на это обстоятельство, постановил удовлетворить иск Дегтяревой, аргументируя это тем, что Прутков полностью уплатил страховую премию и, кроме того, в страховом полисе оговорено начало его действия — с 00 часов 00 минут 11 августа.

Апелляционная инстанция отменила решение районного суда на том основании, что на момент аварии гражданская ответственность Пруткова застрахована не была, а в страховую компанию ответчик обратился уже после ДТП.

При этом в «АльфаСтраховании» не отрицали, что полис подлинный и оформлен он должным образом. Исходя из этого, президиум Санкт-Петербургского городского суда встал на сторону истицы, так как в полисе указан срок страхования с 00 ч. 00 мин. 11 августа.

Читать еще:  Когда вводятся новые полисы осаго

В «АльфаСтраховании» не успокоились и дошли до Верховного суда. В заявлении страховщик указывал, что со стороны Пруткова имело место «недобросовестное поведение и злоупотребление правом при заключении договора после ДТП».

Верховный суд поставил точку в этом деле, постановив, что оснований для кассационной жалобы он не видит. По закону, договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или ее первого взноса. Однако в договоре был указан иной срок — до происшествия, и ориентироваться следует на него. Кроме того, страховщик обязан обеспечить контроль за использованием бланков полисов, это документ строгой отчетности, и компания несет ответственность за их несанкционированное использование.

«В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счёт собственных средств возместить причинённый вред в порядке, установленном данным законом. Из приведённых положений закона следует, что страховщик несёт ответственность перед потерпевшим по обязательствам, удостоверенным принадлежащим страховщику полисом ОСАГО, в том числе и в случаях хищения бланка полиса, его несанкционированного использования, нарушения порядка выдачи полиса, искажения указанных в нем сведений», — говорится в документе Верховного суда.

Таким образом Верховный суд постановил оставить кассационную жалобу компании «АльфаСтрахование» без удовлетворения, а гражданке Дегтяревой — возместить ущерб.

Верховный суд обязал платить по полису ОСАГО, купленному «задним числом»

Факт покупки полиса ОСАГО «задним числом» сам по себе не доказывает недобросовестности страхователя, решила коллегия Верховного суда РФ. Она обязала «АльфаСтрахование» выплатить возмещение по полису ОСАГО, приобретенному после ДТП.

Около десяти часов утра 11 августа 2017 г. владелец Honda Civic, не имея полиса ОСАГО, столкнулся с припаркованным автомобилем Kia. Через полтора часа после этого ДТП он пришел в офис «АльфаСтрахования» и купил полис ОСАГО. Факт приобретения полиса «задним числом» – после аварии – установлен судами и никем не оспаривается.

«АльфаСтрахование» отказалось возмещать владелице автомобиля Kia стоимость восстановительного ремонта машины (327 тыс. р.) по данному полису виновника аварии. Страховая компания указала, что в момент ДТП полис ОСАГО не действовал. Пострадавшая подала иск к страховщику.

Решением Ленинского райсуда г. Санкт-Петербурга этот иск был удовлетворен, и страховщика обязали заплатить. Суд указал, что полис ОСАГО был оформлен около 11:40 11.08.2017, уже после ДТП. Однако в самом полисе указано, что срок его действия – с 00:00 11.08.2017. При этом страхователь уплатил страховщику премию в полном размере.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда решение первой инстанции было отменено. Апелляция указала, что гражданская ответственность виновника аварии не была застрахована, так как он купил полис уже после ДТП.

Президиум Санкт-Петербургского горсуда отменил определение апелляции, и вердикт Ленинского райсуда вновь обрел силу. Кассация указала, что, согласно указанным в полисе данным, он начинает действовать с 00:00 дня ДТП (11.08.2017). «При этом ответчиком действительность указанного полиса и факт оплаты страховой премии не оспаривались», – указывается в документе кассации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 августа 2019 г. оставила в силе акты первой инстанции и кассации. Тем самым она обязала страховщика выплатить возмещение по полису, купленному после ДТП.

В кассационной жалобе «АльфаСтрахование» указывало, что, согласно пункту 1 статьи 9 закона об организации страхового дела, событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности наступления. «Свершившееся до заключения договора событие утрачивает свойство вероятности и случайности, вследствие чего не может быть признано страховым случаем», – указал страховщик. Компания добавляет, что страхователь повел себя недобросовестно и злоупотребил правом, купив полис уже после аварии.

Коллегию Верховного суда РФ, однако, доводы страховщика не убедили. Она указала, что:

  • Добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается априори, пока не доказано обратное (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса).
  • Из статьи 3 закона об ОСАГО следует, что «обязательная автогражданка» в первую очередь направлена на повышение уровня защиты потерпевших. Данный спор возник между потерпевшей и страховщиком.
  • Из статьи 15 закона об ОСАГО следует, что страховщик несет ответственность перед потерпевшим, даже если установлено несанкционированное использование полиса и нарушение порядка его выдачи.
  • Из статьи 957 Гражданского кодекса следует, что договор страхования, «если в нем не предусмотрено иное», вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Согласно полису «АльфаСтрахования» период страхования начался в 00:00 11.08.2017, указал суд.
  • «АльфаСтрахование» не заявило о несанкционированном использовании полиса, договор страхования не оспаривался и не был признан недействительным. Поэтому у суда первой инстанции и кассации отсутствовали основания для признания данного полиса ОСАГО ничтожным, «только лишь в связи с доводами ответчика о несоответствии этого договора положениям закона о понятии страхового риска и страхового случая».

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск потерпевшей, указала коллегия Верховного суда РФ.

На момент публикации комментариев к ситуации от «АльфаСтрахования» и от других опрошенных АСН страховщиков не поступило.

Крайне негативный прецедент

Исполнительный директор юридической компании «Бенефит-Литигейшн» Виктория Алексанян заявила АСН, что данная позиция Верховного суда носит крайне негативный прецедентный характер и может спровоцировать новую волну случаев автомошенничества. По ее мнению, само поведение страхователя имеет признаки страхового мошенничества.

Прошу помощи в разрешении вот такого вопроса. Я выезжала с прилегающей территории на главную дорогу.

С права, и лева меня пропускали автомобили, и при выезде вдруг на встречу мне выехал мотоцикл, и произошёл удар. Я хотела вызвать ГАИ и скорую, но пострадавший просил чтобы я ни кого не вызывала, и говорил что причина в том, что у него нет документов. Я видела, что у него что то с ногой, и говорила что нужна скорая, но он твердил, что позвонил сыну, и ждал его. И ещё он попросил, чтобы растащили мотоцикл и мою машину, что он претензий ко мне не имеет, и попросил только помощи в восстановлении мотоцикла, на что я согласилась. Мы растащили. Всё же подъехали ДПС и меня увезли в милицию. Дорожно транспортное происшествие не оформили, сын пострадавшего взял у отца расписку, что он сам упал, и в больнице не оформили всё как ДТП. Но на следующий день, оказалось, что у пострадавшего перелом голени открытый и ему сделали операцию. Мы приехали в больницу, чтобы оказать помощь, но с нас стали требовать не посильных выплат, То есть 150 тысяч рублей, За лечение, за восстановления мотоцикла, научили говорить что у него заработок был большой, а сейчас ему семью содержать надо, ну и т.д.я сказала что могу дать только половину этой суммы, и то что это очень для меня большие деньги. Но он сказал мне чтобы я нанимала адвоката, что на меньшее он не согласен. Помогите пожалуйста советом как поступить в такой ситуации. ДТП не составлено, от помощи ему я не отказываюсь, только она огромная. И ещё у него не было водительского на управление мотоциклом вообще ни когда, и тех. паспорта, Заранее спасибо большое. И могут ли составить задним числом ДТП? С уважением, Елена!

Ничего не платите — пусть потерпевший обращается в суд на основании ст. 4.7 КоАП РФ о возмещении ущерба:

«1. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

2. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

3. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства».

Если ДТП не зафиксировано, то и платить не будете без суда.

Оформление европротокола задним числом, если машина оформлена не на меня

На стоянке, сдавая назад , я задела углом бампера машину, ударив её в область рядом с задним колесом. Водитель девушка вышла из машины и вместе мы осмотрели её машину. Ничего не обнаружив, мы обменялись телефонами и разьехались. Я попросила её осмотреть машину днём и сообщить мне. На следующий день она написала, что всё в порядке. Прошло две недели, она позвонила и сказала, что теперь сзади у неё что-то дребежит. И что она сьездила на СТО, где ей сказали, что это может быть последствием удара и нужно менять бампер. Девушка предлагает оформить европротокол задним числом. Подскажите, как поступить мне? Заранее спасибо!

Добрый день, Анна.

В данном случае есть несколько нюансов:

Во-первых, проставление на документах дат, не соответствующих дате их составления, само по себе неправомерно.

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 11.1. Закона об ОСАГО

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

Если в извещении о ДТП будет указана дата ранее чем 5 рабочих дней с даты фактического составления такого извещения, то страховщик впоследствии сможет предъявить к Вам, как к виновнику, требование о возмещении ущерба в порядке регресса.

Поэтому подумайте, прежде чем решать от какой даты заполнять извещения.

Новые правила в законодательстве по оформлению ДТП без вызова ГИБДД

Когда произошла автомобильная авария, первая реакция управленца транспортом – вызвать сотрудников ГИБДД. Они должны зафиксировать происшествие и восстановить, так называемую, справедливость. Ранее считалось, что если этого не сделать, то пострадавшему могут отказать в страховой выплате, а виновного не привлечь к ответственности за совершение противозаконных действий.

Читать еще:  Могут ли снять номера за просроченную страховку

Однако на сегодняшний день в ряде случаев можно оформить ДТП без вызова ГИБДД. С этой целью законодательством введен «Европротокол». Но существуют определенные правила и требования к обстоятельствам.

  1. Нововведения в законе
  2. В каких случаях можно не вызывать ГИБДД
  3. Самостоятельное составление схемы
  4. Заполнение европротокола
  5. Если в ДТП есть пострадавшие
  6. Как оформить ДТП без пострадавших по новым правилам
  7. Какие данные фиксирует ГАИ
  8. Документы для обращения в страховую
  9. Нюансы процедуры

Нововведения в законе

Новая возможность самостоятельного оформления ДТП была узаконена 1-го числа 6-го месяца 2017 года. Инспекторам ДПС не обязательно фиксировать аварийную ситуацию, если нет потерпевших. Согласно п. 5 статьи 11, п. 1 статьи 11.1 и п. статьи 14.1 Закона N 40-ФЗ ПДД от 2002 года участники аварии могут самостоятельно решить спор . При этом можно не привлекать очевидцев. Достаточно предъявить фотографии или съемку с видеорегистратора, который зафиксировал происшествие, а также заполнить протокол, как показывает образец.

Это интересно ! Однако мировая статистика говорит о том, что аварийные ситуации, при которых участники получают травмы, происходят каждые 15 секунд. А через каждый 12-ть минут в результате ДТП гибнут люди.

Нововведения обязывают автомобилистов вносить информацию в специальный бланк-извещение, где чертится схема транспортного столкновения. Мало того, водитель самостоятельно направляет запрос в страховую фирму для получения выплаты, компенсирующей страховой случай по ОСАГО.

Из видео вы узнаете как правильно оформить ДТП без инспектора ГИБДД:

В каких случаях можно не вызывать ГИБДД

Закон разрешает использовать упрощенное оформление на месте только в некоторых случаях.

При заполнении усовершенствованного документа необходимо соблюсти следующие условия:

  1. В аварии участвовало не более 2-х машин.
  2. ДТП сопровождалось мелкими потерями и не стало причиной имущественного ущерба, кроме непосредственно самих автомобилей.
  3. Столкновения транспорта обошлась без людских жертв, которыми могли стать пассажиры, прохожие или водители ТС.
  4. Каждый из участников аварии оформил полис ОСАГО и прописан в нем, как обладатель правом управления конкретным средством (если один или оба автовладельца имеют зарубежную регистрацию, то им необходима страховка системы «Зеленая карта»).
  5. У сторон нет разногласий касательно самостоятельного оформления ДТП, обстоятельств случившегося, а также объема понесенных автомобилями повреждений.

Закон диктует простые и логичные условия использования европротокола. Однако важнейшее требование – одновременное соблюдение сразу всех пунктов представленного списка без исключения.

Например ! Если в ДТП пострадали 3, 4 и больше автомобилей, либо один из водителей врезался в светофор, снес бордюр, разбил витрину магазина, то упрощенная схема без ГАИ не может быть использована – придется звонить в уполномоченную службу.

Аналогичная ситуация, если стороны не согласны с причинами аварии – никто не собирается признавать себя виновным, не удается достичь согласия в объеме ущерба и тому подобное.

Самостоятельное составление схемы

При заполнении спец.протокола аварии схема ДТП является основным фактором, влияющим на решение страховой компании о выявлении виновной стороны. ГИБДД используют ее для разбирательства в происшествии, также она служит доказательством в суде.

Чертеж аварии будет обладать юридической силой только при соблюдении условий, прописанных в ФЗ «Об ОСАГО» . Иначе водитель может получить отказ в выплате возмещения.

Российское законодательство не выдвигает жестких претензий к художественному оформлению схемы дорожной аварии. Единственно важное обстоятельство – достоверность и полнота описываемой картины. При помощи чертежа полиция оценивает ущерб и размер ответственности для виновного.

Так, в 2020 году существует четкий порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД:

  • подробное описание места, где случилось ДТП (название улицы, трассы, дома или перекрестка – без сокращений);
  • четкое определение расположения машин, участвовавших в дорожном происшествии, которые прекратили движение (обозначить направление движения ТС);
  • если на пути транспорта имелись преграды, их необходимо обязательно показать на схематичном чертеже;
  • нужно отображать точки нахождения светофоров, разметочных линий и дорожных знаков (для выяснения, были ли на пути участников движения ограничения и имели ли они право совершать те или иные маневры);
  • указание места столкновения транспортных средств.

При этом нормы составления схемы в 2020 году требуют водителей придерживаться ряда правил:

  • заполнение документа производится только шариковой ручкой с черными или синими чернилами;
  • рекомендовано использование печатного алфавита;
  • стороны ДТП заполняют свои части самостоятельно;
  • если есть надобность произвести корректировки в схеме, то вначале зачеркивается неправильная информация (разрешается не менять ручку), а дальше – ставится подпись «исправление верно»;
  • когда все формы заполнены, водители изучают чертеж и подписывают его с обеих сторон.

Важно ! После подписания документа в него не разрешается вносить изменения. Рекомендуется правильно оформить и тщательно проверить внесенную информацию, чтобы документ не пришлось заполнять заново.

Заполнение европротокола

Когда водитель получает полис ОСАГО, страховая компания выдает ему на руки 2-е копии извещения об аварии. Данные бланки и являются европротоколами. Документ состоит из трех листов, скрепленных друг с другом. Бумаги заполняются по порядку без разъединения частей. На втором экземпляре информация дублируется.

Процесс внесения данных выглядит так:

  1. Указывается место, а также день, месяц и год, когда произошло ДТП.
  2. Уточняется число поврежденных автомобилей — не более 2-х (в ином случае обязательно нужно вызвать сотрудников дорожной полиции).
  3. Заполняется строка с количеством пострадавших людей. Если таковые имеются, то вызывают сотрудников ГИБДД (поэтому в протоколе уже стоит прочерк).
  4. Фиксация алкогольного опьянения или точного содержания наркотических средств в крови у водителей не проводится, так как направить физ. лицо на анализ вправе только уполномоченный сотрудник.

Это интересно ! Стоит отметить, что почти половина всех несчастных случаев на дороге связана именно с незаконным употреблением напитков с градусом шофером.

  1. Вписывается размер ущерба другим участникам ДТП (обязательно отменить, что постороннему имуществу не был нанесен вред, также объем ущерба не должен быть больше 25 тысяч рублей).
  2. Вносятся показания свидетелей – данный пункт не обязателен, но необходим, если в последствие вы хотите предотвратить непредвиденные обстоятельства. Рекомендуется подобрать нескольких человек и записать их ФИО и контактные данные.
  3. Оформление дорожной полицией (выбрать – «Нет», так как протокол «евро» не требует участия сотрудников гос.службы).
  4. Вносятся данные согласно тех.паспорту первого транспортного средства.
  5. Указывается собственник автомобиля.
  6. Уточняется водитель транспорта.
  7. Вписывается компания-страховщик, компенсирующая ущерб тому или иному авто.
  8. Указывается место, на которое пришелся первоначальный удар автомобиля. Его следует показать при помощи стрелочки.
  9. Уточняется тип и перечень повреждений ТС (необходимо учесть все детали, а также объем ущерба и тяжесть поломок).
  10. В разделе «Замечания» спровоцировавший аварию водитель добровольно признает свою вину, а пострадавший – наоборот.
  11. Заполняется пункт «Обстоятельства», где водители заполняют каждый свою сторону. Если в документе владелец транспорта выбрал свой автомобиль, как «А», то его столбец – левый. Важно внимательно прочитать все пункты документа и проставить галочки напротив обстоятельств, соответствующих проделанному при ДТП маневру.

Важно ! Не должно быть несовпадений в сведениях сторон. Плюс ко всему обстоятельства обязательно должны быть очевидными, подтверждать виновность или невиновность ответственных лиц.

  1. Чертится схема аварии для наглядной демонстрации случившегося.
  2. Бланки подписываются водителями, иначе без них бумаги не будут иметь законной силы.

Если в ДТП есть пострадавшие

Водитель всегда обязан сохранять бдительность, оставаться спокойным и мыслящим. Ведь если он не пострадал, возможно, имеется угроза жизни пассажирам или другим участникам ДТП. Важно организовать доставку травмированных людей в ближайшее мед.учреждение на сторонней машине. Если таковых автомобилей найти не удалось, то разрешается доставить получивших увечья на своем транспортном средстве (если, конечно, оно имеет возможность передвигаться).

Если есть угроза жизни и здоровью участников ДД, а также пешеходов, то вызывается скорая медицинская помощь, а о происшествии извещается ГИБДД. По возможности, должны быть приняты все меры для оказания первой помощи пострадавшим.

Важно ! Оперативное спасение, согласно закону РФ, считается более важным требованием, чем правила ДД.

В таких случаях водитель имеет право отодвинуть авто на небольшое расстояние для комфортного доступа к пострадавшему человеку, а также начать оказывать помощь еще до того, как установлен аварийный знак.

Как оформить ДТП без пострадавших по новым правилам

Таким образом, согласно обновленному законодательству оформлять ДТП без участия уполномоченных органов можно, но в соответствие с представленными условиями. Водители должны прийти к общему решению по поводу виновника происшествия, обстоятельств и размера ущерба. Если другое имущество не пострадало, оба участника застрахованы по ОСАГО и нет получивших травмы, то можно составить протокол «евро» . Других бумаг не требуется. Документ предъявляется страховщику для оформления компенсации.

Если авария обошлась без жертв, то регламент диктует следующий порядок действий:

  1. остановиться и не трогать транспорт или другие детали на дороге;
  2. включить сигнал, оповещающий о ДТП;
  3. на дорожной полосе выставить знак аварии на 15 метров от авто.

Какие данные фиксирует ГАИ

Когда обстоятельства не позволяют использовать «Европротокол», то нужно сообщить о ДТП по телефону в соответствующую службу.

Сотрудники дорожной полиции выезжают на место, где фиксируют:

  1. факт аварии;
  2. повреждения автомобилей;
  3. обстоятельства и схему ДТП;
  4. личные данные водителей и собственников ТС.

Документы для обращения в страховую

При обращении в компанию нужно взять с собой:

  • копию паспорта;
  • доверенность, если заявитель выступает в роли доверенного лица;
  • свидетельство с реквизитами банка, через который будут совершаться операции перевода средств;
  • справка об аварии, «Европротокол»;
  • бланк-извещение;
  • ксерокс постановления и протокола;
  • СТС.

На заметку ! Бумаги можно отдать, посетив офис лично либо отправить заказным письмом. Осуществляя подачу через почту рекомендуется заказать опись вложения и печать отправки, чтобы не возникало проблем со сроками.

Нюансы процедуры

Правильно оформить ДТП без ГИБДД, чтобы получить страховку нужно сразу, не отъезжая с территории столкновения. А успеть подать заявку в страховую фирму следует не позднее пяти суток после происшествия. Все вопросы между субъектами аварии необходимо уладить сразу, дабы потом не возникало непредвиденных обстоятельств . С собой нужно прихватить документацию, доказывающую факт происшествия и невиновность водителя.

Оформляем ДТП чтобы не остаться без выплаты:

Все графы, которые должны быть заполнены, указаны в примечании к разделам. Обязательно писать разборчиво и прочесть инструкцию. Если информация будет нечитабельной или некорректной, то в выплате могут отказать.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector