1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обоюдная вина в дтп выплата по осаго

Выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД

В случаях, когда причиной ДТП являются действия одного из участников происшествия, выплаты поступают от страховой фирмы виновника потерпевшей стороне за нанесенный вред ТС и/или здоровью. Порядок возмещения, его размеры и сроки знают многие автовладельцы, но не каждому известно:

Как рассчитываются выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД, результатом которых стала авария?

Кем устанавливается вина водителя, действия которого стали причиной ДТП?

Что делать, если административное правонарушение водитель не совершал, но стал виновником происшествия?

Осведомленность о ситуации подобного рода может стать хорошей опорой автовладельцу в будущем, если у него возникнут аналогичные обстоятельства. К изучению информации предлагается данная статья, где также указано более развернутое объяснение подобного ДТП.

Авария обоюдного типа

Дорожно-транспортное происшествие является результатом обоюдного действия, когда оба водителя совершают определенного рода административные правонарушения. Их результатом и становится ДТП.

Первый водитель перестраивался влево, не посмотрев в боковое зеркало и не включив поворотник, когда второй водитель не увидел первого и не успел пропустить вперед (помеха слева).

Первый водитель ехал по главной дороге с превышением скорости, когда второй водитель второстепенной дороги выехал на перекресток, не удостоверившись о наличие проезжающих машин.

К подобной ситуации можно отнести множество случаев, даже те, в которых второй виновник ДТП стал его участником из-за неправильно припаркованного авто.

Каждому автомобилисту страховая компания, при их обращении, имеет право отказать в компенсации ущерба – только суд при выяснении виновника ДТП может определить в каком процентном соотношении будут производиться страховые выплаты.

Кто виноват

Так как по случаю ОСАГО «Обоюдная вина» выплата не может быть произведена страховщиком из-за отсутствия вины его страхователя, назначается судебное разбирательство.

Стоит заметить следующее:

Судом определяется причинно-следственная связь, то есть в результате действий какого именно водителя было образованно ДТП. Если оба виноваты в равной степени, восстановление ТС для каждого будет определено в равном соотношении выплат.

Если судом была установлена конкретная вина одного из участников ДТП, то его страховая компания выплачивает возмещение в полном размере денежной суммы, согласно условиям выплат по ОСАГО. Также потерпевший вправе взыскать у виновника компенсацию за материальный и моральный вред, причиненные ему во время аварии.

Если водителя, не нарушавшего правила дорожного движения, назначили виновником ДТП, стоит обратиться за помощью наших юристов, которые помогут отстоять свои права и выйти из ситуации.

Как определяется вина

В судебное разбирательство входит расследование по указанному обстоятельству, для выяснения вины каждого участника в процентном соотношении.

Если автомобилисты совершили действия, повлиявшие в равной степени на образование опасной ситуации на дороге (50), каждый из них имеет возможность получить страховую выплату в соответствии своего процента вины – 50% от суммы возмещения для восстановления ТС.

Если один из автомобилистов виноват в происшествии в меньшей степени, в отличие от второго участника ДТП, ему назначается страховая выплата в соответствии процента своей вины – 55%, 65%, 75% и т. д. Соответственно, второй участник ДТП получает возмещение, согласно своему проценту вины – 45%, 35%, 25% и т. д.

При обоюдной вине у водителей имеется возможность выбора по страховому возмещению ОСАГО – получить направление в СТО или вместо ремонта запросить денежную компенсацию.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Обоюдная вина при ДТП: кому положена выплата по ОСАГО?

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Политика надзорных органов

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Позиция Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Страховые выплаты при обоюдной вине

Как происходит выплата страховки, если вина в ДТП обоюдная

Что такое обоюдная вина, возможные степени виновности и другие нюансы

Читать еще:  Как узнать застрахована ли машина по каско?

О бладатели полисов страховки КАСКО или ОСАГО зачастую вольготно чувствуют себя на дороге, так как у них есть гарантии того, что даже при попадании в аварию они будут иметь возможность компенсации нанесенного урона. Однако нередки ситуации, когда виновниками происшествия становятся оба участника аварии.

Каким образом поступать в данной ситуации? Урон, нанесенный чьей машине будет компенсирован? Оплатит ли вообще страховщик восстановление транспортного средства? В этой публикации мы подробнее рассмотрим эти вопросы.

Когда вина признается обоюдной

Не так давно понятия «обоюдной вины» в законодательстве не существовало. Понятие это является профессиональным термином. Инспекторы Госавтоинспекции и сотрудники страховых компаний используют его для классификации случаев, когда оба участника аварии являются нарушителями. Если виновными в происшествии стали оба участника происшествия, на каждого из них инспекторами Госавтоинспекции составляется отдельный протокол. Есть определенный регламент, который должен соблюдаться при составлении протокола.

Что должно содержаться в этом документе:

  • правило движения, которое было нарушено водителем;
  • тип наказания, применяемого к нарушителю.

Участники происшествия получают документ, подтверждающий факт административного правонарушения и протокол.

Предусмотренные страховые платежи

На сегодняшний день компенсация держателям страховок выплачивается, опираясь на 12 Закон «Об ОСАГО». Такой тип выплат практикуется, начиная с 2014 года. Вне зависимости от того, что виновниками происшествия стали оба водителя, выплата компенсация в любом случае должна производиться обязательно. Так как не было определенного регламента по выплатам в законодательстве РФ, страховые компании самостоятельно принимали решение касательно возмещения урона ТС.

В большинстве случаев использовалось два сценария развития событий:

  • Отказ в выплате компенсационного возмещения поступал в адрес обоих водителей. Мотивация была такой: страховщик не может определить степень вины сторон происшествия, следовательно, выплата невозможна. Такой метод является незаконным, рассчитанным, скорее всего, на то, что водители откажутся от обращения в судебные инстанции для компенсации урона.
  • Стараясь поступить справедливо, страховщики разделяли размер причитающейся компенсации на двоих. То есть, оба участника аварии получали 50 процентов от положенного им возмещения.

На сегодняшний день суды, как правило, решают дела примерно таким же образом. Судья обычно опирается на законодательство Российской Федерации, в котором есть сведения, указывающие на то, что при невозможности определения степени вины участников происшествия, им просто выплачивается половина страховых выплат. Однако в этом же законодательстве есть информация и о том, что стороны должны получить ту компенсацию, которая соответствует степени виновности участника. Звучит логично, но определить, кто же все-таки в большей степени является виновным очень непросто. В большинстве ситуациях судья предпочитает не вдаваться в детали и принимает решение о присуждении каждой стороне дорожного инцидента компенсацию по половине от положенного.

Степени вины

Начиная с 2014 года в законе «Об ОСАГО» появились некоторые нововведения. Теперь, если опираться на этот самый закон, степень виновности может быть двух типов: различная и равная.

12 пункт статьи говорит о том, что если виновными в происшествии являются обе стороны, то страховщик должен перевести каждому из них ту сумму в денежном эквиваленте, которую можно соотнести со степенью их виновности. Если определение виновности одной из сторон происшествия невозможно, то по умолчанию их обеих признают виновными в одинаковой степени.

Степень вины определяется в ходе судебного разбирательства. Учитывая сведения, содержащиеся в исполнительном листе, каждому водителю выплачивается соответствующее возмещение урона.

Перед началом разбирательства в суде необходимо заняться подготовкой соответствующего пакета документации. Стоит помнить, что не каждое нарушение правил движения на дороге может стать причиной для того, чтобы суд решил, что вина является обоюдной. В первую очередь используется такой принцип, как разумность. К примеру, одна из сторон происшествия забыла о ремне безопасности и не пристегнулась за рулем, а другая сторона решила выехать на «встречку». Разумеется, виновником в этом происшествии будет признан второй водитель. Если суд не состоялся, и ничьей вины признано не было, следовательно, страховщик без проблем может принять решение об отказе в возмещении урона.

Если вы уверены, что правда на вашей стороне, и другая сторона происшествия, по вашему мнению, оказала большее влияние на возникновение аварии, рекомендуем решать вопрос посредством судебных инстанций для того, чтобы выяснить, насколько виновна та или иная сторона дорожного инцидента. Если проигнорировать инициирование судебного процесса, придется довольствоваться половиной от положенной компенсации.

Когда следует обращаться к страховщику:

  • обе стороны происшествия являются виновниками;
  • степень виновности обоих участников не определены.

Необходимая документация должна предоставляться страховой организации в течение 5 суток с момента происшествия. Если эти сроки будут упущены, вероятность получения компенсационных выплат уменьшается. Если страховая компания считает, что размер компенсации слишком велик или несвоевременно выполняет свои обязательства, прописанные в соглашении, придется также обращаться в судебные инстанции для решения вопроса.

В результате судебного разбирательства может быть принято решение о том, что страховая организация обязана оплатить возмещение нанесенного урона в указанной истцом сумме. Если требования суда не будут выполнены, помимо компенсации страховая организация будет вынуждена оплачивать штрафы, размер которых довольно ощутим. Так что, если работники страховщика отказывают принимать подготовленную вами документацию или несвоевременно выплачивают компенсацию, или не делают этого вовсе, уведомьте их в претензионной форме о том, что вы намерены решать вопрос уже в правовом поле.

Расчет размера компенсации

В большинстве случаев выплаты происходят следующим образом. К примеру, урон первой стороны происшествия составляет 80 000 рублей, а второй – 150 000 рублей. После того, как будет установлена степень их вины в аварии, один из них может рассчитывать на получения 40 000 р., а другой – 75 000 р.

Деньги выплачиваются примерно через 14 дней. Если держатель полиса решит нанять опытного адвоката, то размер компенсации может увеличиться до 90%. Однако в большинстве случаев, если размер компенсации несущественный, стороны происшествия предпочитают отказаться от вынесения дела в правовое поле.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что для страховщика такого рода ситуации обходятся куда дешевле, следовательно – выгоднее.

Нюансы оформления

Если в результате аварии выясняется, что, скорее всего, обе стороны дорожного инцидента являются виновными в происшествии, рекомендуется тщательно рассмотреть все условия происходящего. В этой ситуации может помочь вызов аварийного комиссара. Для того чтобы картина происшествия была более ясной, попросите инспекторов Госавтоинспекции записать в протокол все незначительные нюансы.

В некоторых ситуациях одна из сторон происшествия решает признать себя виновным, рассчитывая на то, что страховая организация, с которой он заключил договор, выплатит ему компенсацию в полном объеме, однако так не происходит. Кроме того, урон в большей части придется компенсировать из своего кармана. Если в процессе судебного разбирательства выявить, что вина была обоюдной, есть возможность потерять меньше денег. Самым важным фактором будет являться то, что ни одна из сторон происшествия не была причиной возникновения инцидента. В этой ситуации страховая организация будет вынуждена выплатить полный размер компенсации.

В некоторых ситуациях урон может быть настолько незначительным, что стороны происшествия решают оформить происшествие составлением Европротокола либо просто вызвать аварийного комиссара. Аварком поможет оформить необходимые документы, зафиксирует само происшествие и окажет сопутствующие услуги. В этой ситуации владелец ТС может ожидать компенсации нанесенного урона в пределах 50 000 рублей, если вина лежит на обеих сторонах аварии, каждая получит по 25 000 рублей.

Видео

Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?

Выплата и «обоюдка»

Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2020 год, давайте выяснять!

Обоюдная вина с точки зрения закона

Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. Действующее на 2020 год законодательство также разделяет их.

То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель. Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.

И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:

  1. инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
  2. виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.

Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.

О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.

Выплаты при ДТП

Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:

  1. выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
  2. компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.

В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.

Если никто не обращался в суд

В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%. То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.

То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.

Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.

Если участники обжаловали постановление в суде

А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.

В нашем примере, согласно судебной практике 2020 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было «обоюдки».

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.

В нашем примере вина могла быть установлена в долях:

  • 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
  • 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.

В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).

Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?

Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.

И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.

При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.

В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.

25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):

БылоСтало
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).

То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).

Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.

Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

Как выплачивается страховка ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

В большинстве случаев причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения. Нарушитель признается виновником аварии и получает обязанность по возмещению вреда потерпевшему. Однако в отдельных ситуациях в происшествии виновны оба водителя. Рассмотрим, как получить выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП.

  • 1 Что такое обоюдная вина
  • 2 Как доказать
  • 3 Как получить выплату по ОСАГО
    • 3.1 Размер возмещения
    • 3.2 Способ возмещения
  • 4 Если страховая отказывает в выплате
  • 5 Если есть пострадавшие
  • 6 Можно ли покинуть место аварии
  • 7 Резюме

Что такое обоюдная вина

Нормативные акты не содержат понятия «обоюдной вины». Это исключительно разговорное выражение. Ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40 содержит информацию о происшествии, в котором ответственными являются все участники. По сути, это и есть обоюдка при ДТП (каждый водитель является и пострадавшим и виновником).

Обязательным условием признания виновным является наличие причинно-следственный связи между происшествием и виновными действиями автоводителя.

Закон не предусматривает особых методов оформления происшествия при наличии у водителей взаимной вины. Участники должны действовать в общем порядке. То есть вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара. При обоюдной виновности нельзя оформить европротокол.

В процессе оформления необходимо собрать максимальное количество доказательств (фото, видео с видеорегистратора, опросить свидетелей). Так как уровень ответственности в происшествии устанавливают не сотрудники ГИБДД, а суд, доказательная база пригодится вам в разбирательстве.

Как доказать

Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.

В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.

Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.

Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.

Советы, как доказать обоюдную вину:

  1. В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
  2. Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
  3. Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.

Окончательное решение по степени виновности каждого участника ДТП будет принимать суд. Он же установит величину компенсации от страховой компании, которая вам полагается.

Как получить выплату по ОСАГО

Наличие вины в действиях каждого участника аварии не является причиной для отказа в выплате страховки. Закон предусматривает возможность для каждого из них обратиться в страховую компанию другого участника для получения компенсации.

Таким образом потерпевший может получить компенсацию, обратившись к страховщику другого виновника аварии. О принятом решении компания должна сообщить в письменной форме в течение 20 дней с момента подачи заявления.

Если у одной стороны нет ОСАГО или виновник не записан в полис, то договариваться о компенсации придется по обоюдному согласию или урегулировать спор в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что страховая компания сохраняет за собой право регресса (то есть на обращение в суд и взыскание выплаченной в качестве компенсации суммы с другого виновника).

Размер возмещения

При обоюдке страховая компания выплачивает в качестве компенсации не полную страховую премию, а только ее часть.

Возможны следующие варианты для установления размера возмещения:

  1. Стороны обращались в суд и степень вины установлена на основании судебного решения. Выплата будет рассчитана исходя из степени вины.
  2. Стороны не обращались в суд. В такой ситуации закон устанавливает выплату 50 на 50.

Чтобы обосновать сумму иска, проведите независимую экспертизу. Через суд можно получить разницу между оценкой эксперта и компенсацией от страховой компании.

Способ возмещения

Единственным способом возмещения по ОСАГО при обоюдке является денежная компенсация. Так как гражданин получает частичное возмещение, на полноценный ремонт его не хватит.

Чтобы получить возмещение убытков в натуральной форме, потребуется просить об этом страховую компанию и доплатить до полной стоимости ремонтных работ. Как показывает практика, такое предложение может стать выгодным, если по страховке предусмотрена компенсация 50%.

В случае денежного возмещения, расчет проводится с учетом износа транспортного средства. Поэтому страховая насчитает мало, недостаточно для полноценного ремонта.

Если страховая отказывает в выплате

К сожалению, ситуация, когда страховая компания отказывает в выплате при взаимной вине, не редкость. Страховые стараются избежать перечисления возмещения до определения степени вины.

В случае неправомерного отказа попытайтесь урегулировать конфликт со страховщиком в досудебном порядке. В качестве аргумента можно использовать позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 2015 года № 2 при наличии взаимной вины:

  • право на выплату по ОСАГО сохраняется;
  • страховые компании участников ДТП платят в равных долях.

Естественно она будет взыскана со страховой компании только в случае удовлетворения иска. А штрафные санкции к страховщику в такой ситуации не применяются.

Если есть пострадавшие

Рассмотрим, что будет, если в аварии есть пострадавшие. В зависимости от степени вреда, нанесенному жизни и здоровью, для виновника предусматривается административная или уголовная ответственность.

Если вред здоровью был причинен обеим сторонам, то каждая из них индивидуально будет привлечена к ответственности.

В случае гибели одного виновника, к уголовной ответственности привлекается второй водитель, вне зависимости от степени его вины. Зачастую мерой ответственности становится лишение свободы.

Если же в происшествии пострадал пассажир одного из автомобилей, то ответственность возлагается на обоих нарушителей. Однако решающее значение здесь имеет факт взаимного нарушения. Если нарушение ПДД одним из водителей не стало причиной ДТП, то он не будет привлечен к ответственности.

Можно ли покинуть место аварии

Если автомобили являются личной собственностью сторон, а в происшествии нет пострадавших, то водители могут покинуть место ДТП по обоюдному согласию. Это возможно только в том случае, если стороны решили не оформлять ДТП и не обращаться за возмещением в страховую компанию. Юридически – это их право.

Использовать такой способ нужно осторожно. Так как второй участник всегда может заявить, что вы покинули место ДТП самовольно. И это приведет к более негативным последствиям.

Поэтому обязательно оформите в письменной форме расписки об отсутствии взаимных претензий. В противном случае вы окажетесь виноватым в происшествии на 100%, а еще и лишитесь прав.

Резюме

  1. Не каждое происшествие, в котором оба водителя нарушили ПДД, является обоюдным.
  2. Обоюдку нельзя оформить по европротоколу.
  3. Наличие вины у обоих водителей не является основанием для отказа в выплате ОСАГО.
  4. По закону выплата каждому заявителю составляет 50%.
  5. Если уровень ущерба очевидно неравный, можно обратиться в суд и установить степень вины для взыскания дополнительной компенсации.
  6. Если в аварии пострадал один из виновников, второй будет привлечен к ответственности вне зависимости от степени вины. А если пострадал пассажир, то к ответственности привлекаются оба водителя.
  7. При отсутствии пострадавших и взаимных претензий участники происшествия могут просто оформить расписки и разъехаться.

Какова страховая выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Наверняка каждый водитель слышал о том, что бывают ДТП, в котором две стороны являются как потерпевшими так и виновными – т.е. у водителей обоюдная вина. Но не многие знают когда ДТП признается обоюдным, и чем водителям грозит такая ситуация.

Сразу хочется отметить, что эта ситуация всегда бывает непростой и приносит неприятности всем участникам данного дорожного происшествия.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-03 . Это быстро и бесплатно !

Что значит несколько виновников в дорожно-транспортном происшествии?

Чаще всего ДТП происходит по вине одного из участников дорожного движения. Но бывают и такие ситуации, когда виновником аварии признается не одно лицо, а несколько. То есть в отношении нескольких лиц выноситься постановление об административном правонарушении. Именно такая ситуация называется «обоюдкой», т.е. вина у водителей попавших в ДТП в данном случае обоюдная.

Также бывает, что сотрудники ГИБДД в силу противоречивых показаний участников аварии не могут определить виновность кого-то конкретно (чаще всего это происходит при мелких авариях во дворах).
В такой ситуации считается, что виновника ДТП нет, следовательно, и обоюдной вины нет.

Сотрудники ГИБДД не могут установить того, кто виновен в аварии. Автоинспекторы в данном случае могут только зафиксировать нарушение ПДД. Виновного же в ДТП будет устанавливать суд. Если же виновен в ДТП был один водитель, то соответственно его и признают виновным, но и в этом случае свою виновность данный гражданин может оспорить через суд.

В том случае если ПДД нарушили оба водителя, то соответственно считается, что они виновны в данной ситуации в равной мере. Однако, для того чтобы определить конкретную степень виновности каждого из участников дорожного движения им придется обратиться в суд.

Ведь например, один из водителей может быть виновным в нарушении ПДД, но не виноват в самом ДТП.

Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.

Казалось бы оба водителя нарушили правила, однако первый не был виновен в аварии, так как его машина стояла. В данном примере говорить об обоюдной вине нельзя, ведь в самом ДТП виновен второй водитель, который не соблюдал дистанцию и врезался в стоящее авто.

Именно поэтому очень важно установить причинно-следственную связь с конкретным ДТП, а не только сам факт нарушения ПДД. Только если оба водителя из-за нарушения ПДД виновны в ДТП можно говорить об обоюдной виновности.

Возможна ли компенсация от страховых компаний?

Если посмотреть в «Закон об ОСАГО», то можно увидеть, что там есть позиция, которая призвана регламентировать данные случаи (ст.12 п.22). В данной статье говориться о том, что компенсационные выплаты при обоюдной вине водителей производятся с учетом степени вины лиц установленной судом.

Казалось бы все понятно, но в данной же статье говориться и о том, что если степень вины участников не установлена, то выплату СК выплачивают в равных долях.

Ведь степень виновности каждого из участников дорожного происшествия может быть не установлена судебными органами при различных обстоятельствах, например:

  1. Если в процессе разбирательства суд не смог по каким-либо причинам определить какая степень виновности у каждой из сторон в данном ДТП.
  2. Водители не стали обращаться в суд и поэтому степень их вины не установлена.

Казалось бы обе данные позиции подходят под отраженную в «Законе об ОСАГО» фразу, но у каждой из них есть свои сторонники. Некоторые утверждают, что не обращение в судебные инстанции в этом контексте предполагают слова «судом не устанавливалась».

А вот формулировка «судом не установлена», говорит о том, что судебные органы пытались установить степень виновности. При обоюдной виновности сторон, законом предусмотрены судебные разбирательства, так как в законе иные варианты не рассматриваются.

Но многие автолюбители, трактуют данную статью по своему и говорят о том, что данная статья говорит о том, что СК обязаны возместить 50% ущерба каждой из сторон и для этого вовсе не обязательно обращаться в судебные органы. Свою позицию автолюбители аргументируют, в том числе и перечнем необходимых для выплаты компенсации документов.

Данный перечень установлен Правилами и СК не имеют права требовать с автолюбителя какие-либо дополнительные документы.

В перечне документов, требуемых для выплаты компенсации, не фигурирует судебное решение, а следовательно и предоставлять его водитель не обязан.

От чего зависит их решение?

Страховая организация решает вопрос о выплате компенсации опираясь на достаточно большое количество факторов. Во избежание различных неприятных инцидентов, участнижм ДТП следует заранее узнать по какой причине СК может отказать в выплате компенсации.

Чаще всего СК отказывает в выплате компенсации в следующих случаях:

  • один из водителей, который был участником ДТП не вписан в полис автогражданской ответственности;
  • один из водителей в момент ДТП находился в наркотическом или же алкогольном опьянении;
  • страховая организация оппонента или же один из участников ДТП подал заявление об обжаловании решения суда;
  • виновный в ДТП скрылся с того места где произошло ДТП (как получить при этом денежную выплату, читайте здесь).

К примеру, если в вашу машину въехала дочка собственника другого авто, при этом девушка не была вписана в полис автогражданской ответственности, СК возможно попытается отказать вам в принятии от вас документов на выплату.

В данной статье говориться о том, что право требования переходят к гражданину причинившему вред потерпевшему, т.е. к непосредственному виновнику ДТП. Поэтому согласно данной статьи СК обязана произвести выплату компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Аналогичное правило действует и в случае, если СК отказывает в выплате потому, что виновник ДТП в момент аварии находился в алкогольном или же наркотическом опьянении (а что делать если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО?). В том случае, если участник ДТП обжаловал решение судебных органов, СК может приостановить процедуру оплаты ущерба, но отказать в ее осуществлении не имеет права.

Данное правило действует и в том случае, если лицо виновное в ДТП покинуло место аварии (может страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?). Вы не сможете получить возмещение ущерба лишь в том случае, если личность виновного в ДТП не установлена. В случае же ДТП в котором виновными являются оба водителя, они оба имеют право на получение компенсации.

Кто платит за причинённый ущерб?

Давайте разберем ситуацию когда оба водителя виноваты в ДТП в равной степени. В данном случае оба участника ДТП подают заявления на выплату в свои страховые компании (каковы правила обращения в СК после ДТП?). А уже далее начинаются «юридические нюансы».

Каждый из участников ДТП в данном случае имеет право лишь на 50% от суммы ущерба.

Таким образом получается, что если ремонт вашего авто стоит 50000 рублей, то СК заплатит вам всего лишь 25000 рублей. Бытует мнение о том, что оставшуюся часть денег на ремонт вы имеете право потребовать с другого участника аварии, но данное мнение неверно.

Ведь как мы уже знаем при обоюдке вы имеете право только на половину компенсационной выплаты и не более. Бывают и более сложные случаи, например, если при обоюдке пострадали две машины, но ремонт первого обойдется в 200 тыс.руб., а второго в 1 200 тыс.руб. В данном случае водители могут рассчитывать на выплату компенсации первый на 100 тыс.руб., а второй на 600 тыс.руб. Однако на сегодняшний день сумма компенсации не может быть выше 500 тыс.руб.

Все подробности о том, от чего зависит сумма компенсаций, вы найдете в этой статье.

После того как водители получат выплату по полису автогражданской ответственности они имеют право подать в суд на другого участника ДТП, затем чтобы получить оставшуюся сумму ущерба. Но в этом случае возмещение получит лишь второй водитель и сумма подлежащая возмещению в данном случае будет равна 50% за минусом той выплаты, которую участник ДТП получил от СК, т.е. 1200000*50%-500000=100000.

Как показывает практика чаще всего данные дела решаются в досудебном порядке, но иногда водители вынуждены судиться.

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию?

Если в результате аварии не пострадали люди, а вина одного из водителей не является предметом споров, то водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД. В данном случае есть три варианта развития событий, а именно оформление Европротокола (какие выплаты предусмотрены при ДТП по Европротоколу можно узнать здесь), не оформление протокола или его оформление в ближайшем отделении ГИБДД.

В том случае если у вас обоюдка, то оформление протокола вам не подойдет, ведь его оформление производиться лишь в случае если виновником является одна из сторон участвующих в ДТП. В ближайшем ГИБДД вы можете оформить происшествие лишь в случае если у вас нет споров относительно виновного в ДТП.

Если же участники ДТП решили ничего не оформлять и просто разъехаться, то никакого наказания за данное деяние они не получат, главное в данном случае оформить расписки о том, что вы не имеете претензий друг к другу.

Но и в данном случае есть свои нюансы, если в аварии пострадали люди, тогда вы не имеете права покидать место ДТП, в противном случае вам грозит либо уголовная, либо административная ответственность. Наказание зависит от тяжести вины и тяжести повреждений, которые получил пострадавший.

В данном случае ответственность будут нести оба участника ДТП. А в том случае, если при ДТП погиб человек, то можно и срок за решеткой получить.

Случаи с пострадавшими

Если в результате ДТП пострадал человек, который не является виновником данной аварийной ситуации, к примеру пассажир авто, то за причинение травм или же смерти ответственность понесут все виновники ДТП.

Однако не стоит забывать о том, что наказание грозит лишь в случае если ДТП произошло в результате нарушения ПДД.

Только в данном случае виновному грозит наказание. Данное положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Совета РФ No 25.

Полезное видео

Смотрим видео по теме:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-03 (Москва)
+7 (812) 425-14-75 (Санкт-Петербург)

Обоюдная вина в дтп выплата по осаго

Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине — что говорит закон?

Ситуации, когда в дорожно-транспортном происшествии виновны сразу двое или более участников движения, не такая уж и редкость на дорогах нашей страны. На неофициальном юридическом лексиконе такие ситуации именуются «обоюдкой».

Как в случае с обоюдной виной при ДТП обстоит дело с выплатами по ОСАГО ? Об этом мы поговорим в нашей очередной статье на «Автоправоведе».

Обоюдная вина в ДТП – что это такое?

Как таковое, понятие «обоюдная вина» в законодательстве нигде не прописано. Однако, на практике такие ситуации встречаются сплошь и рядом.

Под «обоюдкой» принято считать ДТП, в котором каждый из его участников совершил то или иное нарушение ПДД, находящееся в причинной связи с аварией. Ключевым понятием здесь должна являться именно «причинная связь» допущенного нарушения с наступившими последствиями.

Примером классического ДТП с обоюдной виной может служить следующее:

Водитель автомобиля A следует по главной дороге со значительным превышением скорости, нарушая тем самым ПДД. В это время с прилегающей дороги на главную магистраль выезжает водитель автомобиля Б, который, видя, что по главной едет машина, но не рассчитывая, что она едет с большим превышением скорости, самонадеянно выезжает на дорогу, в результате чего происходит столкновение

В таком ДТП нарушение Правил, допущенное каждым из водителей, состоит в прямой причинной связи с наступившими последствиями и будет признано аварией с обоюдной виной.

Для лучшего понимания того, как распознать «обоюдку», приведем также пример нарушения, не состоящего в причинной связи с ДТП:

При левом повороте на перекрестке на разрешенный сигнал светофора, водитель автомобиля А не включил сигнал поворота. В это время в правый бок на высокой скорости ему «прилетел» автомобиль Б, который решил проехать перекресток на красный сигнал светофора. Несмотря на то, что водитель первого автомобиля нарушил ПДД, не обозначив свой маневр сигналом поворота, никакой обоюдной вины в этом ДТП не будет, поскольку, невключенный сигнал поворота в этой ситуации никак не повлиял на факт возникновения аварийной ситуации, то бишь не состоит в причинной связи с ДТП

На практике, грань между «обоюдкой» и ее отсутствием, зачастую, оказывается очень тонкой, поэтому в каждой конкретной ситуации нужно проводить детальный разбор допущенных водителями нарушений, с тем, чтобы определить, какое из них привело к аварии и в какой степени. Это очень важный момент, от которого будет зависеть дальнейшее развитие событий, в том числе и связанных с размерами страховых выплат!

В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

Оформление ДТП при обоюдной вине оформляются как по «европротоколу», так и с вызовом на место сотрудников ГИБДД. Порядок оформления аварии и обращения в страховую компанию в таких ситуациях ничем не отличается от обычного ДТП с единственным виновником. Это же касается и перечня документов, предоставляемых для получения выплат.

Важно: практикующие юристы рекомендуют в ситуациях с неочевидными ДТП оформлять их с помощью сотрудников полиции, поскольку, правильно оценить все обстоятельства аварии самим водителям бывает затруднительно, а ошибки при самостоятельном составлении «европротокола» могут обойтись весьма дорого

Законодательство не освобождает страховщиков от обязанности выплачивать деньги участникам ДТП с обоюдной виной. В таких ситуациях страховая платит каждому из участников аварии, но более подробно об этом читайте ниже.

Обращаться при «обоюдке» с заявлением о страховой выплате нужно в свою компанию, которой выдан полис ОСАГО .

Как производятся выплаты по ОСАГО при «обоюдке»?

С точки зрения страховых выплат, в ДТП с обоюдной виной, каждый его участник одновременно выступает в роли как пострадавшего, так и виновника. Из этого следует, что обе стороны имеют право на получение страхового возмещения.

Одним из главных «камней преткновения» в вопросах выплаты по ОСАГО при обоюдном ДТП является установление степени вины каждого из его участников. Но кто и как должен определять эту степень?

Часть 22 статьи 12 Закона «Об ОСАГО» гласит о том, что если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред, страховщики выплачивают страховое возмещение «с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована».

В этой же норме говорится о том, что если степень вины участников ДТП судом не установлена, каждому из них возмещение выплачивается в равных долях, то есть половину от стоимости ущерба.

Пример: в результате обоюдной аварии автомобилю № 1 был причинен ущерб в размере 200 000 рублей, а автомобилю № 2 – ущерб в размере 100 000 рублей. В этом случае, владельцу первого авто полагается страховая выплата 100 000 рублей, а владельцу второго – 50 000 рублей за счет страховых компаний каждого из участников ДТП

В том случае, если участники аварии обратились в суд и решением установлена степень вины каждого из них, выплаты осуществляются в соответствии с выводами судебной инстанции.

Однако, далеко не всегда участники обоюдных аварий желают обращаться в суд для установления степени ответственности каждого из участников ДТП. Напротив, зачастую, водители не против того, чтобы ущерб между ними были «разделен» пополам безо всяких судов, которые отнимают время и лишние деньги.

Однако, неопределенность и неконкретность нормы закона на практике порождает массу проблем для участников обоюдных аварий.

В идеале, страховая компания, при отсутствии судебного решения, устанавливающего степень вины каждого участника ДТП, должна выплатить каждому по 50%, особенно, если сами водители не против такого варианта. Однако, на практике все происходит иначе и страховщики нередко отправляют водителей в суд, отдавая разрешение вопроса на откуп людям в мантиях.

Обширная судебная практика рассмотрения споров по делам с обоюдной виной участников ДТП, свидетельствует о том, что это весьма непростая категория дел, особенно, если участников «обоюдки» не двое, а 3-4 и больше. При этом, зачастую, многие судьи оказываются не слишком компетентными в вопросах автострахования и выносят совершенно нелепые решения, которые затем приходится обжаловать в вышестоящий суд.

Как показывает практика, зачастую, объективно установить степень вины участников в суде не представляется возможным и служители Фемиды принимают «соломоново решение» — считать вину каждого водителя равнозначной. В российской действительности это наиболее часто встречающийся вариант разрешения ситуаций с «обоюдкой».

К сожалению, далеко не всегда такие решения являются справедливыми и соответствуют реальной степени вины каждого из водителей. В практике нередки случаи, когда водителям с помощью сложных судебных экспертиз удавалось «распределить» изначально установленную степень вины в более выгодных для себя пропорциях.

В случае, если при ДТП с обоюдной виной у одного из участников нет страховки, рассчитывать на выплаты по ОСАГО не приходится. В этой ситуации вопрос о возмещении ущерба может быть решен только путем личных переговоров с виновником, либо через суд путем подачи иска.

Если вам требуется помощь автоюриста или первоначальный правовой совет по вопросам, связанным с ОСАГО – обращайтесь к онлайн-консультанту нашего сайта

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Обоюдная вина при ДТП означает, что получить страховку по программе ОСАГО можно только через суд. Для этого будет установлено пропорциональное соотношение вины каждого из автовладельцев, в зависимости от допущенных нарушений и поведения на дороге. В этой статье разберем, в каких случаях наступает обоюдная вина при ДТП, и какие действия должны выполнить водители для получения компенсации.

Что такое обоюдная вина

Страховым случаем по программе ОСАГО признается имущественный ущерб (транспорту, грузу, иным вещам и предметам), а также вред здоровью и жизни граждан. Для получения выплат автовладельцы должны выполнить следующие действия:

  1. зафиксировать все обстоятельства аварии в официальных документах – извещении о ДТП по схеме европротокола, акте и протоколе с участием ГИБДД;
  2. незамедлительно после столкновения уведомить свою страховую компанию, а в течение следующих 5 дней подать извещение о ДТП;
  3. представить автомашину для осмотра экспертом, представить документы о характере и степени вреда здоровью;
  4. подать заявление о выплате компенсации.

При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП. Для этого можно использовать протокол о нарушении ПДД, составленный сотрудником ГИБДД, схема аварии с указанием траектории движения машин и места первого удара, европротокол.

Обоюдная вина водителей может следовать из следующих обстоятельств:

  • нарушение ПДД со стороны обоих автовладельцев, подтвержденное протоколами ГИБДД;
  • Европротокол, в котором стороны признают обоюдную вину в столкновении;
  • схема расположения машин после аварии, указывающая на взаимное нарушение или пренебрежение правил движения;
  • письменные и вещественные доказательства (показания очевидцев, записи камер фото- и видеофиксации).

Даже при очевидном характере столкновения, определить точную степень вины водителей может только суд. Если сами автовладельцы укажут в извещении о ДТП степень вины друг друга, для выплаты страховки это не будет иметь значения. Сотрудник ГИБДД или страховая компания также не обладают полномочия по определению степени вины, поэтому гражданам предстоит решить этот вопрос в судебном порядке.

Порядок обращения за выплатами при обоюдной вине

Хотя степень вины может установить только суд, автовладельцы обязаны уведомить страховщика о факте аварии и зафиксировать размер ущерба. Уведомление происходит в письменной форме или путем устного сообщения по телефону. После оформления всех процессуальных документов, нужно подать заявление в свою страховую компанию.

Процедура взаимодействия со страховщиком будет выглядеть следующим образом:

  1. устное или письменное уведомление об аварии фиксируется страховой компанией;
  2. на основании извещения о ДТП и иных представленных документов назначается осмотр автомобиля – каждая страховая компания может направить автомобиль для осмотра к своему эксперту;
  3. в результате осмотра фиксируется характер и степень повреждений, определяется стоимость ремонтно-восстановительных работ;
  4. даже при наличии обоюдной вины, страховщик должен подтвердить признание аварии страховым случаем – если по данному вопросу вынесен отказ, автовладелец имеет право оспорить его в суде;
  5. если страховая компания признала столкновение страховым случаем, она все равно должна вынести отказ в выплатах – одновременно разъясняется право на обращение в суд для установления степени вины.

Отказ страховщика является официальным основанием для подачи иска в суд. Обратиться в судебные инстанции может любой из автовладельцев, а страховая компания будет привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

По итогам судебного процесса будет вынесено решение. В этом документе суд укажет пропорциональное соотношение вины каждого из граждан. Допускается и полное возложение вины только на одного автовладельца, даже если изначально в процессуальных документах было указанно иное.

Рассмотрим, как происходит разграничение вины в судебном процессе, и как будет рассчитываться выплата по ОСАГО при обоюдной вине.

Как подать в суд

Получив на руки отказ страховщика в выплатах по ОСАГО, водитель должен подать заявление в суд. Для этого нужно подготовить следующий комплект документов:

  • исковое заявление;
  • правоустанавливающие документы на автотранспорт (свидетельство о регистрации ТС, ПТС);
  • действующий полис ОСАГО истца;
  • процессуальные документы о ДТП – протокол ГИБДД, акт или справки об аварии, извещение о ДТП по программе Европротокола, схемы с места происшествия;
  • копия переписки со страховой компанией, в том числе письменный отказ в выплате компенсации;
  • экспертное заключение с результатами осмотра автомобилей;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление пошлины;
  • иные письменные доказательства.

Вести дела в суде граждане могут не только лично, но и через представителя (юриста, адвоката и т.д.). Для этого нужно оформить доверенность через нотариальную контору.

Содержание иска будет зависеть от особенностей ситуации. Выделим перечень обязательных пунктов, которые нужно учесть при подготовке заявления:

  1. наименование судебного учреждения;
  2. подробные данные сторон – об автовладельцах, страховых компаниях;
  3. сведения обо всех обстоятельствах ДТП, в том числе о потенциальной вине обоих автовладельцев;
  4. информация о соблюдении порядка обращения в страховую компанию, причины отказа в выплатах;
  5. указание на степень вины каждого водителя и обоснование таких доводов;
  6. исковые требования – установление степени вины истца и ответчика в ДТП, взыскание выплат со страховщика;
  7. дата и личная подпись.

Чтобы соблюсти все процессуальные правила подачи иска, целесообразно осуществлять действия при поддержке профессионального юриста.

Если по итогам аварии были составлены протоколы о нарушении ПДД, суд может приостановить судебное разбирательство до рассмотрения административного дела. Постановление о наложении штрафа или иной меры наказания будет являться одним из доказательств в гражданском процессе. Однако привлечение к ответственности за нарушение ПДД не обязательно влечет признание вины водителя, так как суд должен установить причинно-следственную связь.

Установление причинно-следственной связи позволяет сделать выводы, чьи действия повлекли негативные последствия (имущественный ущерб, вред здоровью). В частности, суд должен оценить следующие обстоятельства:

  • насколько факт нарушения ПДД повлиял на причины столкновения и наступившие последствия – например, наложение административного штрафа за непристегнутый ремень не может рассматриваться как причина аварии, если в действиях водителя отсутствуют иные нарушения;
  • в каких конкретных действиях или бездействии проявляется вина автовладельца – например, превышение скоростного режима, проезд на красный свет и т.д.;
  • влияние виновных действий или бездействий на последствия от аварии.

Для разграничения вины может потребоваться назначение судебной экспертизы. Например, если схема ДТП не позволяет сделать однозначный вывод о траектории движения машин перед аварией, может проводиться трасологическая или иная экспертиза. Экспертное заключение будет содержать оценку действий водителей, их поведение на дороге и т.д.

Для определения вины каждого из автовладельцев суд должен указать процентное отношение – например, 30% вины одного из граждан и 70% вины второго участника спора. Именно этот показатель будет применяться страховой компанией для расчета компенсации и выплаты водителю. Суд вправе возложить всю вину только на истца или ответчика, если это следует из представленных доказательств.

При несогласии с выводами суда, граждане могут оспорить решение в вышестоящих инстанциях. Это повлияет на сроки получения выплат, так как страховая компания должна получить судебный акт, вступивший в силу.

Как выплачивается страховка

Получив судебный акт, вступивший в силу, гражданин должен представить его в страховую компанию. Расчет выплат проходит по общим правилам:

  1. страховая компания использует заключение эксперта, материалы медицинского освидетельствования граждан;
  2. на основании расчета эксперта автовладельцу выплачивается сумма страховки, пропорционально установленной вине в ДТП (например, если суд признал вину гражданина в размере 30%, он сможет получить только 70% от общей суммы ущерба);
  3. в случае возникновения спора о стоимости ремонтно-восстановительных работ, гражданин может обратиться к независимому оценщику и оспорить заключение страховщика через суд;
  4. при отказе страховой компании выплатить компенсацию по ОСАГО, гражданин обращается в службу ФССП для принудительного исполнения.

Отказать в выплатах по причине обоюдной вины водителей страховая компания не сможет, если ее степень уже была определена судом.

Для расчета суммы компенсации учитывается и максимально возможный размер, зафиксированный в законодательных актах:

  • для повреждений автомашины – не более 400 тыс. руб.;
  • для ущерба иному имуществу – не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения вреда здоровью и жизни – не более 500 тыс. руб.

Установление степени вины может повлиять и на возмещение морального вреда от ДТП. Такие споры проходят только в судебном порядке без участия страховой компании. Иск предъявляется одним из водителей ко второй стороне ДТП, поэтому допускается одновременное рассмотрение двух встречных заявлений.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector