2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не поехал на оформление дтп что грозит?

Можно ли оформить ДТП через несколько дней?

В новогодние праздники аварии тоже случаются. Как не омрачать каникулы долгими оформлениями аварии, сохранить время, нервы, а также водительское удостоверение, рассказывает член Ассоциации юристов Росии (АЮР), заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Уехали и вернулись

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Однако не всегда это получается сделать.

Если, к примеру, вы во дворе не разъехались с соседом, повреждения незначительные, разногласий нет и у вас нет под рукой бланка извещения о ДТП или вы очень спешите, то при взаимном согласии теоретически можно отложить документальное оформление европротокола на следующий день, предварительно зафиксировав на фотоаппарат расположение автомобилей.

Однако определенный риск в этом есть. Бывали случаи, когда один из водителей по каким-либо причинам передумывал, возвращался на место ДТП и вызывал сотрудников ГИБДД. Прибывшие на место происшествия инспекторы, не обнаружив второго участника ДТП, по итогам составляли административный протокол по ч. 2 статьи 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП и направляли его в суд, так как за данное правонарушение предусмотрено лишение права управление транспортными средствами. И уже в суде автовладелец долго и упорно доказывал, что уехал без злого умысла, а по договоренности с вторым участником ДТП. Поэтому лучше потратить 20-25 минут на заполнение европротокола и избежать недоразумений в дальнейшем.

Если же вы и вовсе решили разъехаться без взаимных друг к другу претензий, то и тут я бы рекомендовал обменяться соответствующими расписками, чтобы из участников ДТП никто в дальнейшем не передумал и не создал проблем другому.

Как оформить европротокол?

Если в результате ДТП с участием двух транспортных средств вред причинен только имуществу, отсутствуют разногласия по характеру и перечню повреждений на автомобилях, размеру ущерба, который не должен превышать сто тысяч рублей, и нет спора о том, по чьей вине произошло столкновение, то происшествие можно оформить без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, путем совместного заполнения извещения о ДТП, так называемого европротокола.

Одним из важнейших условий для оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД является обязательное наличие действующего страхового полиса ОСАГО у обоих участников.

Проверить, действующий ли полис у виновника ДТП, можно зайдя на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) и вбив в соответствующую графу VIN-номер интересующего вас автомобиля. Там же можно узнать, вписан ли в действующий полис тот или иной водитель. С учетом появления электронных страховых полюсов это стало актуально, учитывая, что участились случаи подделки полисов как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Поэтому проверка полиса виновника ДТП оградит вас в дальнейшем от отказа в страховом возмещении.

Если имеется спор по чьей вине произошло ДТП или у виновника отсутствует полис ОСАГО, то на место происшествия необходимо обязательно вызвать сотрудников ГИБДД для дальнейшего разбирательства.

Что делать, если ГИБДД не хочет выезжать на оформление мелкого ДТП

Начнем с того, что водитель имеет право вызывать, а ГИБДД не имеет права ему отказать, в нескольких случаях: когда сумма ущерба превышает 50 000 рублей, если участнику дорожного происшествия причинен физический вред, если один из участников ДТП не имеет страхового полиса ОСАГО и если участников аварии трое и более.

И когда ваш случай не подходит под одно из вышеописанных условий, то европротокол все-таки придется научиться составлять самостоятельно. Благо в интернете полно простых инструкций, как это делается. Да и в любом отделении ГИБДД всегда можно найти красочную и легкую подсказку с картинками на этот счет, которую, при случае, лучше сфотографировать, как говорится, на всякий пожарный.

Но если вам не охота делать первое, в ГИБДД вы были последний раз еще до всемирного потопа, а второй участник ДТП — губастая и когтистая блондинка, то заставить приехать на место происшествия экипаж ДПС можно лишь хитростью. Для этого достаточно сообщить инспектору, что одному из участников аварии причинен физический вред — появился синяк, или же после столкновения заболела голова. Если автомобиль дорогой, а потертости на нем отнюдь не мелкие, то можно сказать, что вы оцениваете ущерб выше обозначенной суммы. Да и по внешнему виду и характеру повреждений вам сложно оценить стоимость ремонта.

Есть и более честный способ — вызвать аварийного комиссара, который за разумные деньги, а главное — правильно, оформит ДТП на месте. Оплату же его услуг логично возложить на виновника «торжества». Если случай спорный, то честнее будет разделить бремя вознаграждения комиссара на двоих. Но перед тем, как вызвать такого помощника, убедитесь в том, что его услуги не включены в ваш полис КАСКО. Туда же, кстати сказать, может входить и эвакуатор.

В конце концов, вы можете зафиксировать на фото со всех ракурсов место ДТП и пострадавшие автомобили, зарисовать без помарок примерную схему происшествия, записать свои данные и данные второго участника аварии, а также объяснения обеих сторон, сфотографировать листок, на котором были составлены схемы и написаны объяснения. А уж затем, в спокойной обстановке разобравшись с европротоколом (если его нет, стоит заглянуть в отделение своей страховой и получить), заполнить необходимые документы и отвезти их в страховую компанию.

Что делать, если сотрудники ДПС отказываются приезжать на мелкое ДТП и заставляют оформлять европротокол?

Отказ ГИБДД оформлять ДТП

  1. Звонить и сообщать о ДТП лучше всего сразу в дежурную часть по номеру 102.
  2. Инспекторы с большой долей вероятности предложат оформить ДТП самостоятельно по европротоколу и откажутся приезжать по вызову.
  3. Если вы не можете и отказываетесь оформить извещение, тогда требуйте оформления сотрудниками ГИБДД – это их прямая обязанность.
  4. Но это ещё не значит, что полицейские обязаны приехать именно к вам на место аварии по закону. В результате либо к вам на место ДТП приедет инспектор, либо вы поедете на ближайший пост или в отдел.
  5. Если никто не хочет оформлять ваше дорожно-транспортное происшествие, жалуйтесь дежурным: сперва в полицию, а потом в прокуратуру.
  6. Изучите, как правильно оформлять европротокол – это полезное знание, которое сэкономит время и в принципе зачастую не вызовет описываемой в данной статье проблемы.

Попасть в ДТП – само по себе событие неприятное. Но и его еще могут омрачить долгие часы ожидания инспекторов ГИБДД для оформления происшествия. Однако, по приезду они могут отказаться оформлять ваше происшествие и предложить самим заполнить европротокол на месте, если в аварии не было пострадавших. Либо вообще дать такое якобы указание по телефону. Получается, что и ждали зря, да еще и оформляться самим придется! В таких ситуациях важно знать, как в 2020 году действовать дальше, если сотрудники ДПС не приезжают по звонку, чтобы сэкономить и время, и нервы. Обо всем этом дальше в статье.

Звонок в ГИБДД – отказ. Это законно?

Большинство водителей после ДТП сразу же звонят в ГИБДД. Это и правильно, обязанность сообщать в полицию прописана в Правилах дорожного движения. Поскольку номера местных дежурных частей ГИБДД водителям не известны, звонки, как правило, поступают по номеру 112, в службу экстренных вызовов.

Звонок потом передадут в полицию, и с водителем уже будут связываться инспекторы ДПС. Именно в этот момент водители чаще всего слышат отказ инспекторов выезжать на место ДТП и предложение оформить европротокол.

Заниматься маленькими незначительными авариями у инспекторов нет ни желания, ни возможности. Поэтому первым делом они нередко предлагают водителям оформить всё самостоятельно. И это именно предложение, а не требование. А вот почему, вы узнаете немного ниже в подробностях.

Да, можно всё оформить самим!

В статье 11.1 Закона об ОСАГО указано, как оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без вызова инспекторов. Самый важный момент – должны выполняться условия для оформления ДТП в упрощенном порядке. А именно:

  1. в результате ДТП пострадали только автомобили (не другое имущество, животные и не люди),
  2. у обоих водителей есть действующие страховки ОСАГО,
  3. есть разногласия об обстоятельствах случившегося или нет (от этого зависит лимит выплаты).

Если все три пункта выполняются, тогда можно смело приступать к заполнению извещения о ДТП (европротоколу) и согласиться с отказом сотрудников прибыть на место аварии.

Что делать, если нужно оформить с ГИБДД, но те отказывают?

Если перечисленные выше условия не выполняются для вашей ситуации, тогда снова придется звонить в ГИБДД и настойчиво требовать оформления инспекторами. При этом, звонить нужно уже по номеру 102, в дежурную часть. Там все разговоры записываются, и в случае спора или ваших жалоб в дальнейшем они могут быть прослушаны.

Увы, но, скорее всего, придется объяснять сотрудникам полиции, почему вы настаиваете на оформлении аварии инспекторами. Тут важно знать, что для этого достаточно отказа оформляться по европротоколу от одного из водителей. Об этом прямо указано в пункте 285 Административного регламента ГИБДД.

Основания для отказа от извещения могут быть следующие:

  1. сомнения в подлинности полиса ОСАГО у второго водителя (вы не обязаны проверять его наличие после ДТП),
  2. по оценке водителя ущерб от ДТП может превысить установленный лимит возмещения,
  3. явно имеются скрытые повреждения, стоимость ущерба которых нельзя определить,
  4. отсутствие у водителей бланков извещений для оформления,
  5. разногласия между водителями по поводу обстоятельств ДТП, при условии, что ущерба более чем на 100 000 рублей.

Ждать инспекторов или ехать самим?

Согласно ПДД, в 2020 году есть 2 сценария развития событий, даже если полицейские согласятся оформлять происшествие:

  • сотрудники ГИБДД откажутся приезжать на ДТП, но заставят вас самих приехать в отделение, составив предварительно схему ДТП (об этом немного ниже),
  • инспекторы сами выедут на место аварии – это классический вариант развития событий.

Конкретные действия вам укажет сотрудник полиции, а именно дежурный. Именно в его обязанности входит опрос водителей, выяснение обстоятельств ДТП и принятие решения о том, как, куда и кого направлять.

Если свободных инспекторов поблизости с вами нет, то дежурный укажет проехать на ближайший пост или в ближайшее отделение и там оформиться.

Однако, чтобы покинуть место ДТП, необходимо предварительно зафиксировать его обстоятельства:

  • положения автомобилей относительно друг друга,
  • стационарных объектов вокруг,
  • следы,
  • предметы и осколки,
  • повреждения авто.

Если у вас цель – оформиться именно на месте происшествия, то добиться своей цели вам поможет указание на то, что никаких технических средств у вас нет, как нет и чистого листа бумаги вместе с ручкой (чтобы нельзя было оформить схему ДТП).

В таком случае дежурный обязан принять решение направить к вам инспектора, но через сколько он приедет, сказать не сможет никто. Может быстро, а может через несколько часов. И последний вариант на практике 2020 года, действительно, имеет место быть как своего рода отместка за ваш отказ оформляться без полиции.

Инспектор приехал, отказался оформлять ДТП – что делать?

Если по каким-то причинам прибывший инспектор снова откажет в оформлении аварии, тогда уже стоит начинать жаловаться.

Для начала звоните в дежурную часть. Жалуйтесь на инспектора, требуйте оформить ДТП. Жалобу просите зарегистрировать и выдать (сообщить) вам номер КУСП.

Если не сработает, то звоните в дежурную часть прокуратуры и оставляйте жалобы на инспектора и дежурного.

Оформление европротокола в 2020 году

На самом деле, лучше быть готовыми к оформлению ДТП и заранее изучить все нюансы. На сегодняшний день уже можно оформлять извещение электронно без каких-либо бумажек. Не потребуется даже направлять извещение страховщику, всё будет сделано в программе.

В данном случае, знание закона и правил оформления помогут сэкономить вам много времени.

Что грозит за оставление места ДТП

Что значит покинуть место ДТП

Оставление места ДТП занимает третье место по статистике Судебного департамента при Верховном суде. Хотя это нарушение составляет всего 7 % от общего числа нарушений ПДД, но фактически за него лишают прав или арестовывают около 90 000 человек, что, например, равно населению города Ессентуки. Это говорит о том, что участники ДТП не знают своих обязанностей после аварии или намеренно скрываются, чтобы избежать ответственности.

Кроме того, статистика Госавтоинспекции указывает, что в 2019 году произошло 147 198 ДТП, из них место ДТП покинуло 14 227 человека. При этом лидерами по таким нарушениям стали Московская область (333 водителя, скрывшихся с места аварии), Ленинградская область (254 уехавших с места ДТП), Воронежская область (239 нарушителей), Красноярский край (195 участников ДТП).

Наказание за оставление места аварии наступит только при ДТП, когда:

столкнулось 2 или более автомобилей;

машина наехала на пешехода, велосипедиста или иного лица, не являющегося водителем, столкнулась с отбойником, столбом, деревом или опрокинулась.

Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка и др. Не имеет значения, произошло ли механическое столкновение между машинами, самое главное — водитель умышленно уехал с места аварии.

Чтобы узнать об оформлении ДТП, необходимо обратиться в ГИБДД. Однако, такое обращение увеличит шансы привлечения к ответственности за оставление места ДТП, поэтому целесообразно занять выжидательную позицию,и в случае попыток такого привлечения отрицать свою осведомленность об осведомленности о ДТП на момент, когда оно произошло*.

Оставить место ДТП — значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, что водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии, или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, конфликта с другим участником аварии, служебной командировки.

После аварии водитель может перемещать автомобиль: главное, чтобы он и его машина были в поле зрения других участников и свидетелей, и каждый из них принимал участие в оформлении ДТП.

Если участниками ДТП являются велосипедисты, пешеходы или пассажиры, то они получат штраф по ст. 12.29 или ст. 12.30 КоАП за оставление места ДТП.

Считается, что водитель скрылся:

уехал до приезда сотрудников ГИБДД или заполнения европротокола с другим участником аварии;

не вернулся после того, как доставил пострадавшего, если его нельзя было отправить в больницу попутным транспортом.

К ответственности за оставление ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.

Обращение водителя в ГИБДД может привести к привлечению его к ответственности по ч. 2 ст.12.27 КоАП за оставление места ДТП. В описанной ситуации документы о ДТП не могли быть оформлены без участия уполномоченных сотрудников полиции, в связи с чем потерпевшему следовало покидать место ДТП только после сообщения в полицию и получения указаний о месте оформления ДТП*.

Читать еще:  Должен ли виновник дтп выплачивать разницу?

Какое наказание получит водитель

Покинувший место ДТП получит лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или арест до 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Суды, как правило, назначают лишение, арест — только в исключительных случаях, если:

водитель не имел водительские права или был их лишен;

после ДТП водитель был в состоянии опьянения или отказался от прохождения медицинского освидетельствования;

совершил иное правонарушение, за которым следует лишение прав.

Кроме того, административный арест не применяется к:

беременным женщинам или имеющим детей до 14 лет;

лицам, не достигшим 16 лет;

инвалидам I и II групп;

военнослужащим и государственным служащим.

Во всех остальных случаях покинувший ДТП будет лишен прав, но срок лишения зависит от следующих обстоятельств:

является ли водитель, оставивший место ДТП, виновником или потерпевшим в аварии;

оставлено ли место серьезного ДТП, в котором пострадали люди или причинен значительный ущерб автомобилям, после чего осталось заблокированным движение на участке дороги или были затрачены усилия для розыска виновного водителя;

у покинувшего место ДТП нет смягчающих обстоятельств, по которым можно назначить минимальное наказание или применить арест. Например, участник ДТП не является водителем, для которого транспортное средство — это единственный способ, чтобы прокормить семью.

Если в объяснении указано, что вы обладали информацией о ДТП в момент его совершения, то оснований избежать ответственности за оставление места ДТП не имеется. При этом сотрудник ГИБДД не отправит дело об административном правонарушении в суд, если придет к выводу о необходимости его прекращения, например, из-за отсутствия состава правонарушения. Если таких оснований нет, то дело подлежит обязательному направлению в суд в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП*.

Когда грозит уголовная ответственность

Если в результате ДТП виновником, скрывшимся с места аварии, был причинен тяжкий вред пострадавшим или смерть, он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 264 УК:

за причинение тяжкого вреда здоровью человека — к принудительным работам до 5 лет или лишению свободы на срок от 3 до 7 лет;

за смерть человека — к лишению свободы на срок от 5 до 12 лет;

за смерть 2 и более лиц — к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет.

Кроме того, водитель дополнительно будет лишен прав управления автомобилем на 3 года.

Когда можно уехать с места ДТП

Водитель не будет наказан за оставление места ДТП по уважительным причинам, например:

при крайней необходимости — для доставления пострадавшего в лечебное учреждение и добровольного возвращения на место аварии до того, как сотрудники ГИБДД оформили ДТП;

при предоставлении другим участникам ДТП правдивых сведений о себе (телефона, домашнего адреса, данные водительского удостоверения, полиса ОСАГО или паспорта);

при заявлении о случившемся ДТП в органы ГИБДД до того, как за участником аварии был объявлен розыск.

Умысел на оставление места ДТП имеет решающее значение при привлечении участника аварии к ответственности. Иногда водитель не замечает того, что попал в ДТП, например, неаккуратно выехал с места стоянки и задел припаркованный автомобиль.

С одной стороны, он не остановился, не осмотрел повреждения и место ДТП, не связался с другим участником аварии и не вызвал ГИБДД, то есть формально оставил место ДТП. Но с другой стороны, водитель сделал это неумышленно, потому оснований для привлечения его к ответственности за оставление места ДТП не будет.

Например, постановлением от 03 сентября 2015 года № 41-АД15-6 Верховный суд прекратил дело в отношении водителя за оставление места ДТП из-за отсутствия состава правонарушения. Суд учел, что водитель оставил машину на месте аварии и контактные данные другому участнику ДТП для связи, покинул место ДТП в состоянии крайней необходимости — для посещения врача, а после вернулся на место аварии, но сотрудников ГИБДД и второго участника уже не было.

Если в результате соприкосновения с пешеходом не произошло его ранения или причинения ему материального ущерба, то описанный случай не является оставлением места ДТП, потому что в соответствии с ПДД под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В то же время, во избежание возможных ложных обвинений со стороны пешехода целесообразно попросить его подтвердить в письменном виде, что он не получил какого-либо вреда в результате описанных событий, либо зафиксировать его слова с помощью видео- или аудиозаписи*.

Как избежать наказания за оставление места ДТП

Чтобы не остаться без прав после ДТП, следуйте следующим рекомендациям:

если точно знаете, что виноваты в ДТП, договоритесь с потерпевшим о добровольном возмещении ему вреда или заполните с ним европротокол (при причинении вреда только автомобилям);

при отсутствии разногласий с другим участником ДТП составьте расписку, в которой укажите данные о себе и обстоятельства произошедшей аварии, а также сведения о том, что претензии между участниками ДТП отсутствуют, ущерб незначителен, а в вызове сотрудников ГИБДД нет необходимости;

при рассмотрении дела в суде проверьте, не истек ли трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП;

сошлитесь на малозначительность и исключительные обстоятельства, которые стали причиной для оставления места ДТП, например, если вы везли ребенка в больницу, были плохие погодные условия и др.

*Автор ответов ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов.

Что делать если не оформили ДТП сразу

Порядок оформления аварии в последние годы подвергается серьезным изменениям. Это связано с преобразованием пунктов ПДД, связанных непосредственно с данным вопросом.

  1. Остановить транспорт;
  2. Включить аварийку;
  3. Поставить знак аварийной остановки;
  4. Вызвать на место аварии МЧС, ГИБДД, «скорую» помощь.

Если авария не имеет серьезных последствий, и вы не хотите надолго задерживаться на месте происшествия, то возникает понятное желание договориться мирным путем со вторым участником и разъехаться, не вызывая специальные службы.

Можно ли не оформлять ДТП?

В прошедшие годы участники ДТП, в котором никто не пострадал и материальный ущерб минимален, могли договориться друг с другом о том, что они не будут регистрировать случай и спокойно разъедутся. Сейчас данная практика не допускается. В любом происшествие, даже если у вас отсутствуют претензии друг к другу, участники аварии должны заполнить извещение европротокола. Если вы игнорируете оформление, пусть и формальное, вас могут законно лишить водительских прав.

Оформить ДТП без сотрудников ГИБДД дозволено, если:

  1. в проиcшествии участвовали только 2 транспортных средства;
  2. у двух водителей есть действующие полисы ОСАГО;
  3. никто не пострадал;
  4. нет разногласий между участниками ДТП;
  5. водители заполнили бланки извещений европротокола

Заставляют оформить европротокол

Приказа о том, что участники ДТП обязаны оформляться по европротоколу не существует, поэтому если сотрудники ДПС заставляют вас заполнить бланки извещений, вы, ссылаясь на Пункт 284 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД, можете отказаться это делать. Сотрудники ГИБДД, соответствуя Пункту 285, должны предложить вам поехать на пост и оформить ДТП официально в присутствии инспекторов.

Сотрудники ГИБДД отказываются оформлять ДТП

Если приехавшие сотрудники пытаются убедить вас отказаться от оформления аварии и просто заполнить страховое извещение, чтобы сэкономить ваше и их время, вам нужно позвонить дежурному с жалобой на конкретных сотрудников, а также настоять на своем и уведомить, что вы собираетесь ждать указаний по оформлению инцидента. Позже вы можете написать жалобу через онлайн-форму на официальном сайте ГИБДД.

ДПС попросили приехать в отделение

Если сотрудники предлагают вам оформить ДТП в отделении, то в данной просьбе нарушения закона нет. Пункт 2.6.1 говорит о том, что участники ДТП должны последовать за сотрудником в место оформления.

Чтобы оформить ДТП вам необходимо:

  • Сфотографировать место происшествия;
  • Составить самостоятельно схему аварии.

Если возможности самому сделать фотографию нет, то предупредите об этом дежурного, когда будете вызывать специальные службы, и дождитесь приезда сотрудников. Старайтесь ничего не трогать, не перемещать, не убирать на месте происшествия.

К вам направили аварийных комиссаров

Аварийный комиссар — это лицо, услугами которого пользуются страховщики, защищая свои интересы при наличии страхового случая. Если к вам направили комиссара, помните, что он не является сотрудником полиции, поэтому, заверенные при нем документы, не действительны и никакой силы не несут. Всегда обращайте внимания на наличие формы и нагрудного значка у приехавшего сотрудника.

Отказался ехать оформлять ДТП в отделение

Последствия нарушений при оформлении ДТП или отказе от него:

  • при полном отказе оформлять происшествие вас ждет лишение прав на 1-1,5 года (часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ);
  • другие нарушения, связанные с аварией, караются штрафом в размере 1000 рублей

Мирно разъехались, но он отказывается платить

Вы попали в аварию, в которой никто не пострадал. Договорившись со вторым водителем, который был виновен в происшествии, вы условились, что он выплатит определенную сумму для покрытия расходов на починку автомобиля. Проходит время — денег нет. Виновник находит миллионы причин, чтобы не выплачивать вам оговоренную сумму. По итогу оказывается, что у него нет ОСАГО.

Обращаться в ГИБДД — бессмысленно, иначе вы тоже понесете ответственность в виде лишения прав за то, что не заполнили вовремя бланки извещения.

Единственное верное решение — это подача иска в суд, но убедитесь, что у вас есть доказательства того, что авария действительно была, ведь виновник происшествия будет всячески отрицать это. Доказательством может послужить запись видео с регистратора или же расписка, написанная виновником в день происшествия.

Помните

При таком решении конфликта вы тоже подвергаетесь риску лишения прав, но уже намного меньше. Вы можете объявить, что составили европротокол до того момента, когда виновник предупредил вас, что у него нет ОСАГО. Более вероятно, пока будет идти судебный процесс, сроки привлечения, которые составляют 3 месяца от даты ДТП, пройдут.

Автор: Василий Довженко, страховой портал: ВнеРисков.ру

Какой штраф может выписать сотрудник ГИБДД при ДТП

Любое дорожно-транспортное происшествие возникает в результате несоблюдения ПДД одним из участников городского трафика. Поэтому приехавшие на место аварии сотрудники Госавтоинспекции обязательно выпишут виновной стороне штраф за ДТП, случившееся по его невнимательности. От чего будет зависеть сумма такого взыскания, и может ли административная ответственность смениться на уголовную, выясним в статье ниже.

Что такое штраф за ДТП

Штрафом, полученным при ДТП, считают ту меру наказания, которая предусмотрена для автомобилиста действующим законодательством за нарушение того или иного пункта настоящих правил. Исходя из этого следует вывод, что за безобидные погрешности, такие как: несоблюдение дистанции, неправильный выезд со двора, оставление транспортного средства в запрещенном месте и т.д., водителю будет полагаться незначительное материальное взыскание, в размере от 500 до 5000 рублей.

А вот за более серьезные проступки, повлекшие за собой дорожно-транспортное происшествие с потерпевшими людьми, водитель может даже лишиться прав на срок до 6 месяцев. И эта мера со стороны сотрудников ГИБДД также будет расцениваться, как штрафная санкция при ДТП. Поэтому лучшим вариантом для виновника аварии станет обоюдное решение конфликта без привлечения дорожной полиции.

Условия наложения

Согласно ПДД, дорожно-транспортным происшествием считается: столкновение транспортного средства с каким-либо препятствием или другим участником движения, находящимся в пределах проезжей зоны (в том числе и с пешеходом). Поэтому выписать штраф за аварию, случившуюся на частной территории, где отсутствует разметка и знаки, сотрудники ГАИ не смогут.

Также обязательным условием для составления административного протокола при ДТП является четкое установление виновной стороны. Для этого инспектора ГИБДД должны взять пояснения у участников аварии, изучить обстановку, опросить свидетелей и составить примерный план столкновения.

Важно знать! На основании полученных данных дорожная полиция уже сможет определить: нарушение какого пункта ПДД повлекло за собой характерные последствия, и что за мера наказания будет вынесена виновнику в постановлении.

Если же ситуация между обоими сторонами конфликта решается без привлечения сотрудников Госавтоинспекции (по европротоколу или путем составления расписки), то штраф за ДТП виновнику предусматриваться не будет. Причиненный им ущерб в таком случае покроет страховка ОСАГО или КАСКО (при отсутствии обоих договоров выплата материальной и моральной компенсации ложится на плечи инициатора происшествия).

Административная ответственность

В соответствии с КоАП РФ, административная ответственность при ДТП ложится на автовладельца только при двух следующих обстоятельствах:

  • В результате аварии ущерб получило исключительно транспортное средство;
  • В дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие лица, получившие легкий или средний вред здоровью.

За такие проступки виновный водитель обычно отделывается банальным штрафом, размер которого устанавливается в зависимости от последствий ДТП:

  • От 500 до 2 500 руб. – при нанесении повреждений только движимому имуществу;
  • От 2,5 до 5 тысяч рублей – при наличии легкого вреда здоровью;
  • От 5 до 10 тыс. руб. – при получении пострадавшим травм средней тяжести.

Также в качестве административного наказания, помимо штрафа при ДТП, виновника аварии могут лишить водительского удостоверения на период от 3 месяцев до 2 лет. Причинами для такого решения со стороны сотрудников ГИБДД обычно становятся: частые рецидивы данного нарушения одним человеком или же игнорирование оплаты постановления.

Уголовная ответственность

Если автолюбитель, спровоцировавший дорожно-транспортное происшествие, нанес третьим лицам тяжелый вред здоровью, или же вовсе стал причиной гибели одного из участников ДТП, то для него в силу вступает уголовный кодекс, в соответствии с которым виновная сторона может:

  • Попасть под домашний арест на срок до 6 месяцев;
  • Лишиться свободы на период от 2 до 3 лет;
  • Подвергнуться принудительным работам.

Определяется степень наказания по УК РФ на основе анализа состояния водителя (трезвый или пьяный), обстоятельств аварии и тяжести последствий.

Гражданская ответственность

Главная цель административного и уголовного кодексов заключается в том, чтобы наказать виновников дорожно-транспортного происшествия или вовсе изолировать их от общества. Но применение подобных мер в отношении инициатора аварии не отменяет обязательств по возмещению ущерба, которые ложатся на его плечи в согласии с законом о гражданской ответственности.

При наличии страхового полиса наказание, в виде компенсации урона потерпевшим лицам, автоматически переходит в компетенцию СК. А вот при отсутствии ОСАГО виноватая сторона покрывает причиненный им ущерб со своего кармана, что предусмотрено ГК РФ.

Также выплата личных средств от инициатора ДТП может происходить и при нанесении пострадавшему морального вреда, так как ни автогражданка, ни комплексное КАСКО такой тип возмещения обычно не предусматривают.

Внимание! При игнорировании добровольной передачи денег в пользу потерпевших лиц, виновника аварии будут ждать более серьезные меры, вплоть до лишения свободы.

Основные причины штрафов при ДТП

Как уже ранее говорилось, дорожно-транспортное происшествие является следствием нарушения какого-либо пункта правил, на основании чего и определяется сумма штрафа за ДТП виновнику аварии в 2019 году. Наиболее часто столкновения на дороге происходят по следующим причинам:

Читать еще:  Кто виноват в дтп если нет страховки?

  • Употребление спиртных напитков за рулем (по статистике, нетрезвые водители становятся виновниками дорожных происшествий более, чем в 30% случаев);
  • Общение по телефону во время езды (отвлекаясь на мобильное устройство, человек не успевает задействовать все свое внимание при возникновении аварийной ситуации, в результате чего столкновение становится неизбежным);
  • Неисправность (отказ рулевого управления, тормозов или иных важных систем при движении транспортного средства – это очень опасное явление, которое нередко приводит к ДТП. Поэтому проверять свою машину на наличие поломок следует до выезда со двора);
  • Наличие помех на проезжей части (передвигаясь по дорогам с ямами, водители вынуждены маневрировать между своей и встречной полосами, избегая ударов колесом. Подобные манипуляции в плотном потоке запросто могут создать аварийную ситуацию);
  • Беспечное поведение пешеходов на дороге (согласно настоящим правилам, люди обязаны переходить проезжую часть только в отведенных для этого местах, позади припаркованного транспортного средства. Если же эти требования нарушаются, то опасность наезда на пешехода резко возрастает, что также приравнивается к ДТП);
  • Плохая видимость (сильный туман, ливень, снегопады и иные погодные явления, ограничивающие обзор автомобилиста, нередко становятся причинами серьезных аварий)

Но к перечисленным условиям обычно добавляются и другие нарушения ПДД, такие как превышение допустимой скорости, несоблюдение дистанции и др.

Внимание! В зависимости от того, какой из перечисленных пунктов проигнорирован водителем, будет рассчитываться и сумма штрафа. Ориентируются сотрудники ГИБДД в данном случае только на КоАП или УК, так как эти два кодекса устанавливают степень ответственности для всех нарушителей на территории РФ.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства

Рассматривая обстоятельства, при которых произошло дорожное происшествие, полиция может вынести виновнику ДТП более мягкий или же наоборот, самый строгий вердикт. Способствуют таким решениям смягчающие и отягчающие факторы, имеющие место во время аварии. К первой категории относят следующие события:

  • Инициатор ДТП искренне раскаивается в содеянном и готов сотрудничать с представителями ГИБДД в интересах следствия;
  • Виновной стороной выступает женщина, которая воспитывает несовершеннолетнего ребенка или же находится в положении;
  • За рулем на момент аварии находился человек, не достигший шестнадцатилетнего возраста;
  • Инициатору дорожно-транспортного происшествия удалось доказать инспекторам ГАИ необходимость своего маневра, ставшего причиной ДТП.

В перечисленных случаях суд может вынести нарушителю самый мягкий приговор, предусмотренный КоАПом или же ограничиться письменным предупреждением (от компенсации вреда пострадавшему решение судьи гражданина не освобождает).

А вот лишение свободы, арест водительского удостоверения с дальнейшей отправкой автомобиля на штраф-площадку, общественные работы – это те суровые меры, которые применяются к человеку при отягчающих обстоятельствах:

  • Управление транспортным средством под воздействием наркотических или алкогольных препаратов;
  • Совершение противоправных действий после попадания в ДТП (попытка скрыться с места аварии, сопротивление при задержании сотрудниками полиции и т. д.);
  • Нарушение конкретной статьи гражданином происходит не впервые, за короткий промежуток времени;
  • Дорожно-транспортное происшествие было заранее спланировано, с целью мести, личного удовлетворения или материальной выгоды.

Совет! В большинстве случаев перечисленные обстоятельства приводят к переквалификации административного дела в уголовное. Поэтому совершать необдуманные поступки при попадании в ДТП крайне не рекомендуется.

Можно ли оспорить штраф

Штраф, полученный гражданином по причине инициирования дорожного происшествия, можно оспорить точно так же, как и любое другое постановление, вынесенное инспекторами ГАИ. Ведь для того, чтоб обвинить одного из пострадавших в ДТП в несоблюдении дистанции, создании помехи или иных проступках, сотрудникам ГИБДД необходимо предоставить доказательства по данному делу.

При отсутствии улик, подтверждающих вину автомобилиста, выписанный по месту аварии протокол можно легко обжаловать в суде. Но открывать производство следует не позже, чем через 10 дней с момента составления бумаги работником Госавтоинспекции. Иначе судья рассматривать дело не будет, в соответствии с процессуальным кодексом РФ.

Мы узнали, какой полагается штраф за вызов ГИБДД при мелком и крупном ДТП в 2019 году, и как можно оспорить вердикт сотрудников ДПС. В заключение стоит добавить, что при аварии не стоит торопиться и брать на себя вину в произошедшем. Ведь установить данный факт могут только инспектора ГАИ. Страховая компания и вторая сторона автокатастрофы имеют право лишь высказать свою точку зрения, путем составления объяснительной записки.

«Приезжать отказались». Почему в ГИБДД не хотят оформлять аварии

На проблемы с оформлением аварий без пострадавших начали жаловаться водители — инспекторы ГИБДД просто отказываются на них приезжать. Чтобы получить все необходимые документы, участникам даже довольно серьезных ДТП предлагают самим приехать в отделение полиции, где в очередях можно провести целый день.

Оформление европротокола без присутствия инспектора не всегда может спасти положение, так как участники ДТП часто бывают не согласны друг с другом. А если у водителей есть полис каско, то без присутствия сотрудника ГИБДД вообще не обойтись. Но автомобилисты регулярно сообщают об отказах гаишников в соцсетях, а с Autonews.ru своей историей поделился москвич Андрей Сергеев (фамилия героя изменена).

В аварию он попал в начале октября на улице Большая Ордынка. Около 16:30 в его Toyota Land Cruiser врезалась автомобилистка на Hyundai, решившая повернуть из среднего ряда налево. У внедорожника оказались смяты обе двери. Они требовали замены, а передний бампер нуждался в покраске. У корейской легковушки в результате удара серьезные повреждения получила передняя часть автомобиля, оторвался бампер. Автомобилистка сразу же признала свою вину. Кроме полиса ОСАГО у девушки было оформлено и каско — европротокола в этом случае было бы недостаточно.

«Меня не интересовал ремонт при помощи страховой компании, — рассказал Сергеев. — Я буду чинить свой автомобиль сам, финансовых претензий к виноватой к ДТП девушке у меня не было, я был бы готов уехать прямо сразу. Но ей нужно было оформление аварии, поскольку машина у нее оказалась серьезно разбита. Поэтому мы стали вызывать инспекторов ГИБДД».

По телефону участникам ДТП сообщили, что инспекторы к ним не приедут, поскольку нет пострадавших. Вместо этого им предложили самим сфотографировать место аварии и все повреждения, а после проехать в отделение примерно в километре от места аварии на Люсиновскую улицу. В страховой компании владелицы Hyundai, машина которой не заводилась, ничем помочь не смогли и предложили лишь вызвать за свой счет эвакуатор.

В итоге Hyundai все-таки удалось завести и оба водителя доехали до отделения ГИБДД. На входе их встретил полицейский, который проверил наличие фотографий, уточнил адрес аварии и пригласил занять место в очереди в кабинет, где шло оформление. В очереди было 7-8 человек, и автомобилисты решили, что ждать им придется недолго. Но в итоге они провели здесь более четырех часов.

«Первые подозрения возникли, когда из кабинета вышел один из водителей — он выглядел таким счастливым, так искренне пожелал удачи всем, кто ждал под дверью, будто все эти люди его близкие друзья и родственники. Оказалось, что все они сидят здесь уже несколько часов», — поделился Сергеев. Оказалось, что со всей очередью работает всего лишь один инспектор ГИБДД. При этом большая часть аварий — мелкие, которые можно было бы оформить по европротоколу.

«Люди до сих пор не доверяют этой системе и в страхе получить отказ от страховых компаний все равно приезжают в ГИБДД. На месте они продолжают спорить, не могут договориться, кто из них был виновником ДТП. Поэтому все занимает огромное количество времени. В один момент инспектор просто уехал — его вызвали на происшествие с пострадавшими. И только после скандала на его место посадили другого сотрудника», — добавил Сергеев.

Недоумение вызвал у Сергеева и способ фиксации фотоматериалов, которые автомобилисты предоставляли инспекторам. Если один из них довольно оперативно получал фотографии через мессенджер и сразу переносил их в систему, то другой, по словам Сергеева, перефотографировал изображения прямо с экрана мобильного телефона при помощи обычной маленькой «мыльницы». «Как по таким фотоматериалам в итоге можно определять виновника ДТП, я лично с трудом понимаю», — отметил водитель, который несколько лет проработал в сфере автомобильного страхования.

Лишь после четырех часов ожидания очередь дошла до Сергеева. Но когда инспектор услышал точный адрес аварии, то наотрез отказался ее оформлять. Оказалось, что из-за недавних переформирований этот участок перешел в ведение другого отделения полиции, о чем знали далеко не все. Автовладельцев отправили на Народную улицу.

«Там сценарий повторился, мы прождали пять часов. Я очень хотел уехать, потому что мне не надо было ровным счетом никаких бумажек, но в таком случае меня наказали бы за оставление места ДТП и просто лишили бы прав на год-полтора. В очереди были и такие люди, которые не выдерживали ожидания, но в итоге им пришлось приезжать на следующий день», — негодовал автомобилист. В итоге все документы водители получили после 2 часов ночи — на все у них ушло более девяти часов.

Сами инспекторы ГИБДД в разговорах с Autonews.ru объясняют, что согласно п. 284 Административного регламента МВД они действительно имеют право предложить автомобилистам самим оформить аварию. Однако, как объяснял заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, в случае если участники даже малозначительного ДТП настаивают на оформлении, инспекторы обязаны приехать на вызов и оформить аварию либо пригласить водителей приехать на ближайший пост. О времени, которое может понадобиться на такое оформление, Кузин ничего не говорил.

Адвокат Дмитрий Дугин в беседе с Autonews.ru уточнил, что в плане оформления аварий у ГИБДД не существует никаких официальных нормативов по времени. «Даже если писать жалобу в прокуратуру, сотрудников вряд ли привлекут к дисциплинарной ответственности — последует ответ, что просто нет свободных инспекторов, и с этим не поспоришь», — сказал эксперт.

В свою очередь, адвокат Александр Леманн заверил, что отказывать автомобилистам вовсе приезжать на подобное ДТП инспекторы не имеют права. Вопрос только в том, сколько это займет времени. Так, водители рассказывают, что им приходилось ждать по 11-12 часов.

«Автомобилисты могут быть в шоковом состоянии, даже если не пострадали, — объяснил Леманн. — Кто-то может столкнуться с этим впервые, не каждый так просто сможет составить схему, сделать замеры. Из-за серьезных сокращений действительно бывает так, что на все отделение есть только один инспектор, который оформляет аварии. Конечно, он не может никуда выезжать и не успевает физически помочь всем водителям».

Тем автомобилистам, которые не уверены в своих силах и которым не обойтись без инспекторов, Леманн советует настаивать на вызове сотрудников, что в дальнейшем может помочь избежать судебных разбирательств с оппонентом: «Если ожидание оказывается длительным, нужно звонить в дежурную часть управления ГИБДД по району».

По данным ГИБДД, выездов на незначительные ДТП с каждым годом становится меньше. Так, за шесть месяцев 2019 года сотрудниками Госавтоинспекции было оформлено 1,9 млн ДТП — это на 17,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В РСА надеются, что к концу 2019 г. до 50% всех небольших аварий без пострадавших будут оформлять по европротоколу, а к 2030-му — до 100%.

Снизить нагрузку на ГИБДД должны новые правила оформления европротокола, вступившие в силу 1 октября 2019 года. Так, при оформлении аварии по европротоколу отменен лимит в 100 тыс. рублей. Теперь имеющие полисы ОСАГО участники аварии могут обойтись без присутствия инспекторов ГИБДД, если ущерб укладывается в сумму до 400 тыс. рублей. Правда, для этого необходимо, чтобы участники были согласны в том, кто виноват в ДТП. Если согласия не достигнуто, европротокол теперь также можно составить, но только при ущербе до 100 тыс. рублей.

Если ДТП не оформлено – что делать, можно ли разъехаться?

Порядок оформления аварии регулируется пунктами 2.5-2.6.1 ПДД. Есть ещё ряд нормативных актов в этом вопросе, но основные требования содержатся именно в Правилах. Именно в этой норме в последние годы изменения происходили аж несколько раз, причём, кардинальные. В каких случаях можно не оформлять ДТП в 2020 году, что делать, если сотрудники ГИБДД не приезжают на место, при каких условиях можно просто разъёхаться без бумаг и без вызова ДПС, а когда можно и нужно заполнить извещение европротокола? И, главное, что делать, если вы уже разъехались, но потом появились проблемы и потребовались бумаги о ДТП? На все эти и другие вопросы ответим в статье.

Можно ли не оформляться по новым ПДД?

Да. Но речь идёт именно об оформлении сотрудниками ГИБДД, и такое возможно исключительно в отсутствии пострадавших (когда вред причинён здоровью) и/или погибших.

В предыдущей редакции Правил дорожного движения была чёткая возможность не оформлять происшествие – если претензий у участников ДТП друг к другу нет, то есть вы договорились между собой, а вред причинён только автомобилям, то можно не регистрировать этот случай и разъехаться с миром.

В текущей редакции ПДД такой возможности нет, и без заполнения бумаг по букве закона (подзаконного акта) не обойтись. И дело здесь в некоторой «кривизне» предписаний порядка такого оформления.

В 2020 году, если вы не хотите оформлять ДТП, вам в любом случае нужно заполнить извещение европротокола – формально, не передавая его в дальнейшем в страховую компанию. Если происшествие не оформлено совсем никак, то это может быть составом для лишения прав.

В чём же здесь дело?! Давайте разберёмся в причинах этого по логической цепочке взаимодействия правовых актов.

  1. Пункт 2.6.1 регулирует порядок действий при ДТП без пострадавших. И именно он указывает на то, что ДТП можно не оформлять и разъехаться только в том случае, если это позволяет сделать закон о страховании. То есть Правила в этом плане ссылаются на законодательство об автогражданке.
  2. Что же говорит нам данное законодательство? Ответ содержится в пункте 1 статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО, которая предписывает, что оформление ДТП без сотрудников ГИБДД может происходить при выполнении следующих условий:
    • в происшествии участвовало 2 автомобиля (не более и не менее),
    • у обоих участников есть действующие полисы ОСАГО,
    • нет пострадавших людей,
    • обстоятельства ДТП и повреждения не вызывают разногласий,
    • водителями-участниками заполнены бланки извещений европротокола.

Как видим, последний пункт чётко регулирует, что если у вас нет необходимости вызывать сотрудников полиции для оформления ДТП, то вы в любом случае обязаны оформить извещения. Причём, необходимости обращаться с ними в страховую компанию или предъявлять ещё куда бы то ни было нет.

Если сотрудники ГИБДД не оформляют

Но в 2020 году участились ситуации, когда вы вызываете «гаишников» на место ДТП, но те не приезжают. Если такой случай произошёл с вами, то здесь могут быть как законные, так и незаконные варианты. Рассмотрим их!

ДПС заставляют оформлять европротокол

Это незаконно. Пункт 2.6.1 ПДД, предписывающий, в каких случаях водитель обязан, а в каких – нет звонить в полицию, регулирует именно эту обязанность. Прямого указания, что участники ДТП при определённых условиях должны оформляться только по европротоколу, ни в одном законе нет.

Читать еще:  Можно ли оформить дтп без гибдд?

Равно как и указание для сотрудников ДПС предписывает, что те могут только предложить водителям заполнить бланки извещений, но никак не заставить их это делать. Пункт 284 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД прямо на это указывает. А пункт 285 говорит о действиях сотрудника ГИБДД в случае отказа водителя на такое предложение – предложить проехать на пост ГИБДД для оформления ДТП со всеми документами либо ожидать приезда инспекторов.

Но на практике сотрудники могут приехать, отказаться оформлять ДТП и заставить заполнять извещение для страховой и просто уехать. В этом случае нужно снова звонить дежурному (куда вы звонили для вызова полиции на место происшествия), пожаловаться на действия и указать, что вы всё ещё планируете стоять на том же месте и ожидать указаний по оформлению с участием сотрудников полиции. Не забудьте спросить входящий номер звонка у дежурного. Впоследствии вам нужно будет пожаловаться ещё раз, но уже через онлайн-приёмную ГИБДД.

Кроме того, если вы не хотите вести диалог с сотрудниками в негативное русло, то можете просто указать на то, что у вас нет авторучки, бланков извещения и вообще вы не умеете писать.

ДПС указали приехать в отделение

А это уже законно. Последний абзац пункта 2.6.1 прямо говорит о том, что водитель, причастный к ДТП, обязан следовать указаниям сотрудника о месте оформления. Аналогичное для инспекторов предписывает и пункт 285 регламента.

Для оформления ДТП в отделении или на посту по указанию дежурного при звонке вам сначала необходимо сфотографировать обстоятельства происшествия, а затем составить от руки на любой бумаге схему аварии.

На практике работает и такой лайфхак: по ПДД вы обязаны фотографировать место случившегося в любом случае, кроме того, когда на место выезжают сотрудники ГИБДД сами. Это значит, что если у вас нет технической возможности произвести фото- или видеосъёмку, то остаётся только вариант с приездом гаишников. Просто сообщите дежурному об отсутствии такой возможности.

Аварийные комиссары

Ах да! Есть ещё один вариант – когда дежурный ГИБДД направит к вам комиссаров или те приедут сами ещё до полиции. Ещё хуже, когда вы не знаете отличий между ними и реальными сотрудниками ДПС. А отличие колоссально – аварийный комиссар не является сотрудником полиции, он вообще никем не является для вас. Поэтому, если вы оформили ДТП с ним, то это будет считаться только оформление без уполномоченных сотрудников полиции.

Именно поэтому мы не рекомендуем связываться с таковыми и смотреть на наличие формы ГИБДД и нагрудного значка у приехавшего экипажа.

Если не приехал оформлять в отделение

В КоАП РФ, актуальном на 2020 год, есть 2 имеющих для нас значение части одной статьи за нарушение по части ДТП:

  • часть 2 статьи 12.27 предусматривает наказание за оставление места ДТП в нарушение ПДД (отказ оформлять происшествие) в виде лишения прав на 1-1,5 года,
  • часть 1 влечёт ответственность за другие нарушения по аварии с штрафом 1000 рублей.

Как видим, 1 часть гораздо мягче и на первый взгляд кажется, что именно она предусмотрена, если вы не поехали оформляться в отделение ГИБДД по указанию дежурного. Ведь вроде бы вы позвонили в ГАИ и сообщили о ДТП, вот только оформляться не стали!

Но это не так, на практике 2020 года за это лишают прав, так как именно в нарушение ПДД водитель оставил место ДТП – наказание в этом случае предусматривается не за скрытие, а просто за оставление – даже если вы сами сообщили в полицию о происшествии.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Если договорились с водителем без оформления, но тот платить отказывается

Ещё более сложная ситуация: вы попали в аварию, но решили ДТП не оформлять сразу, договорившись с виновником о том, что тот заплатит сам за повреждения, но тот впоследствии решил не платить, ссылаясь на те или иные причины. Такое часто происходит, когда у виновника нет страховки ОСАГО, он не вписан в полис, либо он просрочен.

Если вы решите вызвать ДПС тогда, когда прошло уже достаточно много времени, вас обоих легко могут оформить по части 2 статьи 12.27 КоАП на лишение прав, так как бланки извещения вы не заполнили и ПДД не допускают при отсутствии полиса не вызывать сотрудников ГИБДД.

Единственный вариант в этом случае, если ДТП не оформлялось, так как у виновника нет страховки – подавать гражданский иск в суд непосредственно на виновника аварии. И здесь тоже остаётся шанс лишиться прав, но он достаточно небольшой, так как:

  • судья вряд ли будет выяснять, оформлялось ДТП или нет, и сообщать в полицию об этом, так как вы можете указать, что составили европротокол и только потом выяснили, что у виновника нет ОСАГО (виновник при этом тоже будет заинтересован так говорить, чтобы не лишиться прав – остаётся только сообщить ему как-то об этом),
  • пока назначат дату суда, скорее всего, уже выйдут сроки привлечения (по нормам лишения прав этот срок составляет 3 месяца от даты ДТП), и даже если судья сообщит в ГИБДД об оставлении места происшествия, привлекать законно вас уже будет нельзя.

Но такая схема возможна только в том случае, если у вас есть доказательства самого события – виновник в суде в первую очередь будет отказываться от того, что авария вообще имело место как событие. Для этого подойдёт расписка, которую логично было взять с виновника о задолженности по возмещению ущерба. Также подойдёт и видео с регистратора самого ДТП (только на видео должен быть виден автомобиль нарушителя и сам нарушитель – его лицо).

Можно ли разъехаться, если ДТП не оформлено?

Порядок оформления ДТП, произошедшего на дороге, установлен Правилами в пунктах 2.5-2.6.1. Существуют и другие законы, касающиеся данной проблемы, но основные условия описаны именно в ПДД. В них уже несколько раз за последнее время происходили изменения.

Когда можно не оформлять аварии в 2020 году? В какой ситуации можно не оформлять документы и не вызывать полицию? Что делать, если инспектор ГИБДД не приехал? Когда обязательно требуется заполнять европротокол? Что делать, если участники аварии разъехались, а позже возникли проблемы и понадобились документы об аварии? Об этом узнаем в нашем обзоре.

Можно ли по новым Правилам не оформлять ДТП

Такое возможно, но разговор идет о том, чтобы не оформлять через инспекторов ГИБДД. Это допускается, если нет пострадавших с причинением вреда здоровью, или погибших. В прошлой версии ПДД была установлена четкая линия не оформлять ДТП, если у участников отсутствуют претензии. Это означает, что они между собой договорились, а вред нанесен только машинам. В этом случае допускается не регистрировать аварию, а уехать с места происшествия.

В новой версии текста Правил такое указание отсутствует. Без оформления документов по закону не получится. Дело состоит в неверной трактовке закона по оформлению. Теперь, если вы не желаете оформлять происшествие, то все равно необходимо заполнить бланк европротокола. Это нужно для соблюдения формальности, а передавать его страховщикам нет необходимости. Если ДТП вообще никаким образом не оформлено, то в таком случае вас могут лишить прав.

В чем здесь проблема? Давайте выясним причины, согласно логике законодательства. В Правилах есть пункт 2.6.1, который устанавливает порядок действий участников ДТП, которое совершено без пострадавших. Он определяет, что документы можно не заполнять и уехать с места происшествия, если это допускает законодательство о страховании. Другими словами, ПДД в данном вопросе дает ссылку на закон об ОСАГО.

Давайте разберемся, о чем сказано в этом законе о страховании. Ответ можно найти в Федеральном законе об ОСАГО в статье 11.1 пункте 1.

В нем указано, что оформлять аварию без инспектора ГИБДД можно при соблюдении следующих факторов:

  1. В ДТП участвовало два транспортных средства.
  2. Оба участника имеют правильные полисы страхования.
  3. Пострадавшие люди отсутствуют.
  4. Условия аварии и повреждения автомобилей всем понятны, и с ними согласны оба участника.
  5. Автовладельцы заполнили европротокол.

Из последнего пункта видно, что если вызывать полицию не требуется, то оформлять европротокол нужно в обязательном порядке. Но при этом не требуется передавать документы страховщикам или в другие инстанции.

Инспектор ГИБДД не оформляет

Часто бывает, когда вы вызвали наряд полиции на место аварии, но никто не приехал. Если такое происходит, то существуют законные и незаконные способы действий.

Вас заставляют заполнять европротокол

Такие действия полиции незаконны. Правила, устанавливающие, в каких ситуациях водитель должен, а в каких нет вызывать инспектора, определяют именно эти действия. Ни один закон прямо не указывает на то, что участники происшествия на дороге должны в обязательном порядке оформлять европротокол.

То же самое изложено и в инструкциях для сотрудников ГИБДД, которые определяют, что они могут предложить автовладельцам оформить европротокол, но не принуждать к этому. Такое указание отмечено в Административном регламенте пункте 284, который утвержден Приказом МВД №664. Если ознакомиться с пунктом 285 того же регламента, то в нем указаны действия сотрудника полиции, если автовладелец отказывается от оформления европротокола. В таком случае ему будет предложено прибыть на пост ГИБДД и оформить аварию как положено.

Практически часто бывает так, что сотрудники приезжают, ДТП не оформляют, а заставляют заполнять европротокол для страховщика, а затем уезжают. При этом необходимо повторно позвонить в дежурную часть полиции, и высказать жалобу на действия сотрудников, сообщить, что вы по-прежнему стоите и ждете их для оформления документов.

Рекомендуется также узнать у дежурного номер входящего звонка. После оформления происшествия, вам необходимо повторно отправить жалобу через форму на официальном сайте ГИБДД.

Чтобы не портить отношения с сотрудниками полиции, можете сообщить им, что у вас нет бланков европротокола, нечем писать.

Сотрудники предложили прибыть в ГИБДД

Такие действия будут вполне законными. В пункте 2.6.1 ПДД сказано, что участник ДТП должен выполнять указания инспектора, который предлагает прибыть для оформления в определенное место. В Административном регламенте в пункте 285 об этом также имеется указание для сотрудников.

Чтобы правильно оформить происшествие на посту ДПС или в отделении ГИБДД, вначале нужно сделать фотоснимки дорожного происшествия. Только после этого можно составить схему аварии на листе бумаги от руки.

Практически можно прибегнуть к такой хитрости. Согласно Правилам, вы должны сделать снимок места происшествия в обязательном порядке. Исключением является тот случай, когда на ДТП прибывают сотрудники полиции. Это означает, что при отсутствии у вас возможности сделать фотографии или записать видео, нужно ждать прибытия автоинспекторов. По телефону сообщите дежурному, что у вас нет фотоаппарата и видеокамеры.

Аварийные комиссары

Существует другой вариант событий, когда к вам отправят аварийных комиссаров, либо они прибудут самостоятельно до приезда сотрудников. Если вы не можете отличить сотрудников ГИБДД и комиссаров, то дело обстоит хуже. Отличие между ними большое – аварийный комиссар не относится к сотрудникам полиции, и для вас он не играет важной роли.

Поэтому, если происшествие оформлено с участием комиссара, это считается действием без сотрудников ГИБДД. В таком случае лучше не прибегать к их помощи.

Если участник ДТП не прибыл в ГИБДД

В Административном кодексе 2020 года можно найти две части статьи 12.27, которые подходят под наш случай:

  • Первая часть определяет наказание за оставление места происшествия на дороге -лишением водительского удостоверения до 1 года 6 месяцев.
  • Вторая часть содержит ответственность за иные нарушения по ДТП и штраф за них 1000 рублей.

Первая часть содержит более мягкое наказание, и сразу кажется, что она подходит под случай, когда вы не прибыли в ГИБДД для оформления. Ведь вы сами сообщили о происшествии на дороге, просто решили не оформлять аварию.

На самом деле ситуация обстоит по-другому, теперь за это могут изъять водительское удостоверение. Это связано с нарушением Правил, ведь водитель уехал с места происшествия. Наказание при этом будет не за то, что он скрылся, а только за оставление, независимо от того, что вы самостоятельно сообщили о ДТП дежурному.

Если решили не оформлять, а виновник не хочет платить

Разберем ситуацию сложнее, когда вы попали в ДТП, но решили ее сразу не оформлять. Договорились с виновником, что он оплатит повреждения машины. Но позже он отказался платить, называя различные причины. Это может случиться, если у него нет полиса страхования, он просрочен, либо не вписан в страховку.

Если в такой ситуации вы вызовете сотрудников полиции, когда прошло много времени, то на вас могут выписать постановление о лишении вас права управления автомобилем. Это предусмотрено Административным кодексом статьей 12.27 частью 2. Европротокол вы не оформили, а Правила не разрешают при отсутствии страховки не вызывать наряд инспекторов.

Как поступить

В такой ситуации есть один вариант. Можно оформить в суд гражданский иск на виновника ДТП. Но при этом у вас также могут изъять права, но не всегда это делают.

Риск остаться без прав небольшой по следующим причинам:

  1. Судья не будет разбираться в том, оформлялось происшествие или нет, и сообщать об этом в ГИБДД. Вы можете сообщить, что оформили европротокол, а затем узнали, что у второго водителя нет полиса. Кстати, он также будет заинтересован вести себя аналогично, чтобы не забрали права. Ему нужно постараться сообщить об этом.
  2. Пока в суде будет готовиться дело и назначаться дата заседания, уже могут закончиться сроки привлечения. По закону для лишения прав предусмотрено 3 месяца после дорожной аварии. Даже после сообщения судьей о ДТП инспекторам, что вы оставили место аварии, наказывать вас по закону будет поздно.

Но подобный вариант может получиться, если у вас имеются подтверждения события. Виновник наверняка откажется в суде, что ДТП вообще было. В этом случае помогла бы расписка, которую неплохо было бы получить с виновника об обещании выплаты ущерба. Кроме того, устроит в качестве доказательства видеозапись автомобильного регистратора самого происшествия. На нем должны хорошо различаться лицо нарушителя и его автомобиль с номером.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector