2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли убрать автомобиль с места дтп?

Можно ли покидать место ДТП, бросая машину?

Из-за плохого самочувствия водители смогут уходить с места аварии

Верховный суд разъяснил, при каких условиях можно покидать место ДТП, бросая машину. В Верховном суде случился прецедент, который теперь будет использоваться в качестве лекала для разбора спорных моментов, в которых участники дорожно-транспортного происшествия покадили место аварии из-за их плохого самочувствия.

Верховный суд РФ распорядился вернуть права женщине, которая покинула место ДТП из-за плохого самочувствия. Она направлялась в медицинское учреждение, на прием к врачу, но, не доехав клиники, попала в ДТП. Место аварии водитель покинула, однако автомобиль остался там же, более того, женщина дала свои контактные данные другому участнику аварии, чтобы тот по прибытии сотрудников ГИБДД сообщил ей об этом.

Проведя в лечебном учреждении определенное время, после приема врача, вернулась на место, где оставила свой автомобиль, но не обнаружила там ни сотрудников Госавтоинспекции, ни второго участника аварии.

Суды квалифицировали ее действия однозначно- оставление места ДТП, лишив женщину прав на 1 год. С подобной квалификацией нарушения административного кодекса она не согласилась и подала жалобу в Верховный суд, свои действия, охарактеризовав как действия в состоянии крайней необходимости. Данную точку зрения она не раз объясняла и сотрудникам ГИБДД, об этом же она не раз заявляла в нижестоящих судах, что собственно и ехала в мед. учреждение из-за неважного самочувствия. И только по причине плохого самочувствия покинула место ДТП.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда России с подобной позицией нижестоящих судов не согласилась, пояснив, что подобное правонарушение КоАП характеризуется умышленной формой вины, в то время как понесшая наказание водитель, сделала все возможное, чтоб урегулировать вопрос в правовом поле, ни от кого не скрываясь.

В постановлении Верховного суда говорится, что «Умысла на оставление места дорожно-транспортного происшествия она не имела, направившись в медицинский центр, транспортное средство оставила на месте происшествия события…»

В документе написано: «Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало, либо относилось к ним безразлично».

Итог прецедента. Если не было обнаружено умысла у участника ДТП скрываться (в данном случае суд признал, что у женщины такового умысла не было, ей нужно было попасть к врачу, и она оставила номер своего сотового телефона для связи, ни от кого не скрываясь), то теперь суды не должны будут лишать прав за оставление места ДТП. В том случае, если водитель оставил место аварии из-за плохого самочувствия, и если правонарушение не было совершено умышленно.

ГИБДД не будет штрафовать водителей, не убравших машины после легких ДТП

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

ГИБДД не готова штрафовать водителей, перекрывающих проезжую часть из-за легких аварий. Об этом M24.ru рассказал замглавы Госавтоинспекции РФ Владимир Кузин. По его словам, в правилах дорожного движения не указаны сроки, в которые автомобилисты должны зафиксировать повреждения и убрать машины с дороги. Поэтому инспекторы не планируют штрафовать водителей, оставивших авто на дороге в ожидании гаишников, но рекомендуют звонить в ГИБДД за советом.

Напомним, что с 1 июля вступает в силу ПДД, обязывающие водителей не создавать «затруднение проезда», если в ДТП пострадали только машины. Нарушение этого правила попадает под статью 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). Штраф — 1 тысяча рублей. Но, как пояснил Владимир Кузин, точное время, в течение которого водитель должен убрать транспортное средство с дороги, не установлено, поэтому штрафовать за то, что пострадавший в ДТП не освободил проезжую часть, не будут.

«В силу определенных ситуаций соблюсти какие-то сроки невозможно. У одного руки трясутся, у другого фотоаппарат затерялся. Условия могут быть разными. Надо реально оценить обстановку и принимать решение», — отметил Владимир Кузин.

По его словам, поправки в ПДД, которые вступают в силу 1 июля, призваны, наоборот, облегчить жизнь водителям. Теперь у них появится возможность, зафиксировав обстоятельства ДТП, уехать с места аварии, а не ждать сотрудника ГИБДД. «Если им что-то в оформлении непонятно, можно позвонить в ГИБДД по телефону», — сказал Кузин.

Собеседник M24.ru добавил, что суть нововведения не в карательных мерах, а в том, что пропагандировать среди водителей новые правила. «Наша задача — убедить граждан, что не нужно стоять и ждать», — заключил Владимир Кузин.

Что изменится для водителей с 1 июля

Согласно поправкам в ПДД, вступающим в силу 1 июля, если в результате ДТП «вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие». При этом предварительно нужно зафиксировать «в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств».

Если между водителями нет разногласий, они вообще могут не вызывать полицию, а оформить европротокол. Если же договориться участники аварии не могут, они обязаны записать фамилии и адреса очевидцев. После этого нужно обратиться в полицию, и уже сотрудники ГИБДД будут решать, могут ли водители покинуть место аварии, зафиксировав «положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Если гаишник дал «добро», то авария оформляется либо на посту, либо в отделении.

Сегодня в правилах четко прописано, что водитель, попавший в аварию, не должен оставлять место происшествия. Напротив, он обязан «не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию». Исключение — европротокол, но он пока не очень распространен, в том числе потому, что водители боятся покинуть место ДТП до приезда гаишников.

Европротокол оформляется следующим образом: водители могут оставить место происшествия, предварительно зафиксировав последствия аварии, и:

  • оформить ДТП на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции;
  • оформить документы без сотрудников инспекции, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования (для подробной инструкции нужно позвонить в свою страховую компанию)
  • не оформлять документы о ДТП, если повреждены только ТС, и участники аварии не имеют претензий друг к другу

При оформлении ОСАГО страховая компания выдает владельцу машины бланки для заполнения в случае ДТП. Это и есть европротокол. При его заполнении водитель получает право на страховую выплату в результате ДТП.

Использовать Европротокол можно, если в аварии участвуют два ТС, гражданская ответственность водителей застрахована ОСАГО, вред причинен только машинам и обстоятельства происшествия не вызывают разногласий участников ДТП.

Лицевая сторона бланка-извещения заполняется совместно двумя участниками аварии. Каждый водитель получает по экземпляру заполненного европротокола. Есть несколько правил заполнения бланка:

  • писать нужно шариковой ручкой;
  • нельзя делать помарки или исправления;
  • писать нужно разборчивым почерком или печатными буквами

К этим бумагам нужно приложить «электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля». Фото- и видеосъемку нужно провести в течение часа после аварии. Как ранее сообщали в Минтрансе, фотографировать можно на любой смартфон, планшет или камеру. Главное, чтобы четко была видна дата и координаты съемки. Если есть свидетели, записать их ФИО и контактные данные. Свой экземпляр заполненного извещения нужно отвезти в страховую компанию в течение пяти дней после ДТП.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков пояснил, что самое главное в поправках в ПДД: водители теперь официально имеют право съехать на обочину в ожидании ГИБДД или вообще уехать с места аварии, оформив европротокол. И это не будет считаться «оставлением места ДТП» (сейчас за такое нарушение водителю грозит лишение прав или административный арест).

«С 1 июля можно убрать машину с дороги, не боясь, что обвинят в оставлении места ДТП», — подчеркнул Вячеслав Лысаков. По его словам, это позволит стимулировать водителей не затруднять движение из-за легких ДТП. Депутат также отметил, что на сегодняшний день европротоколом пользуются немногие. «Из ста человек, которые могли бы Европротоколом воспользоваться, пять-шесть человек это делает. Из-за небольших повреждений ждут часами инспектора ГАИ, перегораживая улицу», — рассказал депутат.

По его словам, штрафовать водителей, перекрывших из-за ДТП дорогу, нет смысла: «Если инспектор подъехал, он оформит ДТП и водитель сможет освободить проезжую часть. Если же пострадавшие воспользуются европротоколом, то и штрафовать будет просто некому, потому что сотрудник ГИБДД в таком случае на место происшествия не приедет».

Нечастое использование водителями европротокола подтвердил и президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. «Согласно предварительным данным за первый квартал 2015 года, доля европротокола в общем числе заявлений составила 9,1%. То есть им пользуются, но не так часто, как хотелось бы,» — рассказал эксперт. Хотя, по словам Игоря Юргенса, позитивная динамика все же есть.

«В первом квартале 2015 года страховщики урегулировали убытки в рамках европротокола в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года» — пояснил Игорь Юргенс.

По его мнению, штрафы за перекрытие дороги могли бы поспособствовать распространению европротокола. Как рассказал собеседник М24.ru, во многих странах Европы ГИБДД принципиально не выезжает на мелкие ДТП, поэтому почти половина аварий оформляется самими водителями, без участия инспекторов.

Напомним, со 2 августа 2014 года увеличились лимиты выплат при оформлении ДТП по европротоколу с 25 до 50 тысяч рублей. Повышение касается только тех ДТП, оба участника которых приобрели полис ОСАГО уже после 2 августа 2014 года. Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до этой даты, то лимит выплаты — всего 25 тысяч рублей.

Кроме того, 1 октября 2014 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие до 400 тысяч рублей лимит выплат при оформлении мелких ДТП в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Повышенные лимиты также доступны только тем автомобилистам, которые купили полисы после вступления в силу закона.

Бывший глава ГИБДД сенатор Владимир Федоров отметил, что водители сами не хотят долго стоять на дороге после ДТП, поэтому разъехаться побыстрее в их интересах. Поэтому использование европротокола будет расти, особенно после введения новых поправок в правила дорожного движения.

Владимир Федоров уверен, что водителям предоставят для фиксации последствий аварии столько времени, сколько им необходимо. По словам сенатора, тех, кто быстро не убрал машину с проезжей части, штрафовать не стоит. «Я не думаю, что с 1 июля начнут всем подряд раздавать штрафы. Сколько времени водителю потребуется, столько он и будет занимать проезжую часть. Время в законе не оговорено. Не думаю, что водители будут стоять по пять часов».

Не спешите после ДТП убирать машины с дороги

С 1 июля вступили в силу поправки в ПДД, которые не просто разрешают не вызывать гаишников на место аварии, но и требуют убирать с дороги столкнувшиеся машины, мешающие другим проехать. Казалось бы, все хорошо: ждать инспектора из-за покореженного железа в течение нескольких часов уже не нужно, а заторов из-за мелких ДТП должно стать меньше. Но не тут-то было, в новшествах столько подводных камней, что гаишников все же лучше дождаться, даже если это грозит вам штрафом.

Оцениваем ситуацию

Теперь есть целых четыре способа оформления ДТП. Первый — если в аварии есть погибшие или пострадавшие. Тут все по-прежнему: остановиться, включить аварийку, ничего не трогать и не двигать, принять меры к оказанию первой помощи пострадавшим, вызвать Скорую и полицию, ждать. Уезжать можно лишь в одном случае, если больше никак не доставить пострадавших в больницу, но и в этом случае на место аварии придется быстро вернуться. Такое ДТП может быть оформлено только сотрудниками полиции.

Читать еще:  Как продлить полис осаго согласие через интернет

Если пострадавших нет, тогда вариантов больше. Самое простое: пустяковая царапина на бампере, который и так весь в шрамах, словно голова бойцового бультерьера. Водителю пострадавшей машины начхать, спора нет, претензий тоже. Ну или сговорились на символичной бутылке пенного напитка, пожали руки и попрощались. Тогда в ГИБДД совсем не нужно сообщать — «при отсутствии необходимости в оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии водителям разрешается оставить место ДТП». А вдруг один из участников аварии передумает, позвонит в ГИБДД, приведет свидетеля, и они скажут, что машина виновника аварии скрылась с места? Тогда водителю светит лишение прав на год или полтора, а также арест на срок до 15 суток.

— Чтобы избежать нежелательных последствий, водителям вдвоем нужно самостоятельно заполнить бланк Извещения о ДТП, который прилагается к каждому полису ОСАГО, сделать это очень просто. И при наличии такого документа возможные разногласия уже отпадут, — советует Юрий Шакиров, начальник управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России.

Третий случай: никто из людей не пострадал, но машины повреждены, и водителям нужно оформить страховой случай. Они могут сделать фото- или видеосъемку, доехать до ближайшего поста ДПС и оформить ДТП там. Либо оформить документы без полицейских в рамках так называемого европротокола, то есть заполнить все то же Извещение о ДТП для страховой компании.

И четвертый случай, самый сложный: пострадавших людей нет, но водители спорят, кто виноват. Тогда нужно записать фамилии и адреса очевидцев, позвонить гаишникам (с мобильного — 112) и поступать в соответствии с их инструкциями.

— У полиции может быть только два требования. Оформить ДТП самостоятельно и убрать машины с места аварии на проезжей части. Либо оставаться на месте и дожидаться инспектора. Иного быть не может, — заверяет Юрий Шакиров.

При таком самостоятельном оформлении нужно сделать снимки места ДТП, чтобы было понятно, как стоят машины относительно друг друга и дорожных объектов (столбов, знаков, остановочных павильонов и т. п.) И ехать в полицию. Сообщает «Комсомольская правда в Волгограде».

Оцениваем себя

А как же быть со штрафом? Ведь если водители устроили ДТП и их машины мешают проезду других, то прибывшие на место гаишники теперь вправе оштрафовать виновников создания затора на тысячу рублей. Но у полиции пока нет однозначного ответа на этот вопрос.

— Постановление правительства не регламентирует, в течение какого именно времени водители обязаны оформить ДТП и освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Жесткого указания наказывать за данное правонарушение пока не будет. Давайте дождемся правоприменительной практики, — говорит Юрий Шакиров.

Однако требование убрать аварийные машины может быть на руку автоподставщикам. Они мастера заморочить голову, создать суматоху, запугать, вынудить быстро отъехать в сторонку и там уже начать «прессовать» жертву. Тут важно помнить, что штраф за затор из-за аварии — всего одна тысяча рублей, да и то — если оштрафуют. А жулики будут вымогать десятки и сотни тысяч, так что не идите у них на поводу, говорите полицейским о своих подозрениях, требуйте приехать на место и уж точно никогда не давайте никому свои деньги.

— Если это и вызовет волну попыток автоподстав, то ненадолго. Водитель должен помнить, что в случае его вины платит не сам он, а его страховая компания, на этом и стоять, — так комментирует Сергей Дорофеев, гендиректор Национальной ассоциации экспертных компаний на транспорте.

— А самостоятельно оформлять ДТП без инспектора можно порекомендовать лишь тем, кто уверен в своих материальных возможностях и своем умении адекватно оценивать ситуацию. Если человек уже видел пример сложной дорожной аварии со своими знакомыми, смог правильно оценить ее последствия, и его прогнозы совпали с реальностью. В иных случаях уверенность в собственной правоте может сыграть злую шутку, так что лучше оформлять ДТП в полиции.

КСТАТИ

А как же уличные камеры?

Некоторые автомобилисты-общественники утверждают, что машины после аварии можно смело убирать с дороги, поскольку для оформления ДТП потом можно будет воспользоваться записями уличных камер видеонаблюдения. Даже существует специальная «горячая линия», по которой нужное видео можно «забронировать».

Действительно, столичный Департамент информационных технологий позволяет сохранить видеозапись не только с уличных камер, но и из дворов или подъездов. Но, во-первых, камеры есть далеко не везде, нацелены они могут быть вовсе не на нужное вам место, да и качество картинки редко позволит определить обстоятельства аварии и характер повреждений. Второе: речь у нас идет об оформлении ДТП без полиции, но видео с городских камер просто так на руки не выдают.

— Обычно записи хранятся в течение пяти дней, но по телефону «горячей линии» 8 (495) 587-00-028 (495) 587-00-02 гражданин может забронировать видео, которое будет храниться по заявке в течение 30 дней. В таком случае сотрудник полиции может затребовать у нас это видео и приобщить его к материалам дела. Но это касается только правоохранительных органов, страховым компаниям или гражданам лично таким образом запись не отдадут, — объяснили нам в Департаменте информационных технологий города Москвы.

Что грозит за оставление места ДТП

Что значит покинуть место ДТП

Оставление места ДТП занимает третье место по статистике Судебного департамента при Верховном суде. Хотя это нарушение составляет всего 7 % от общего числа нарушений ПДД, но фактически за него лишают прав или арестовывают около 90 000 человек, что, например, равно населению города Ессентуки. Это говорит о том, что участники ДТП не знают своих обязанностей после аварии или намеренно скрываются, чтобы избежать ответственности.

Кроме того, статистика Госавтоинспекции указывает, что в 2019 году произошло 147 198 ДТП, из них место ДТП покинуло 14 227 человека. При этом лидерами по таким нарушениям стали Московская область (333 водителя, скрывшихся с места аварии), Ленинградская область (254 уехавших с места ДТП), Воронежская область (239 нарушителей), Красноярский край (195 участников ДТП).

Наказание за оставление места аварии наступит только при ДТП, когда:

столкнулось 2 или более автомобилей;

машина наехала на пешехода, велосипедиста или иного лица, не являющегося водителем, столкнулась с отбойником, столбом, деревом или опрокинулась.

Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка и др. Не имеет значения, произошло ли механическое столкновение между машинами, самое главное — водитель умышленно уехал с места аварии.

Чтобы узнать об оформлении ДТП, необходимо обратиться в ГИБДД. Однако, такое обращение увеличит шансы привлечения к ответственности за оставление места ДТП, поэтому целесообразно занять выжидательную позицию,и в случае попыток такого привлечения отрицать свою осведомленность об осведомленности о ДТП на момент, когда оно произошло*.

Оставить место ДТП — значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, что водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии, или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, конфликта с другим участником аварии, служебной командировки.

После аварии водитель может перемещать автомобиль: главное, чтобы он и его машина были в поле зрения других участников и свидетелей, и каждый из них принимал участие в оформлении ДТП.

Если участниками ДТП являются велосипедисты, пешеходы или пассажиры, то они получат штраф по ст. 12.29 или ст. 12.30 КоАП за оставление места ДТП.

Считается, что водитель скрылся:

уехал до приезда сотрудников ГИБДД или заполнения европротокола с другим участником аварии;

не вернулся после того, как доставил пострадавшего, если его нельзя было отправить в больницу попутным транспортом.

К ответственности за оставление ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.

Обращение водителя в ГИБДД может привести к привлечению его к ответственности по ч. 2 ст.12.27 КоАП за оставление места ДТП. В описанной ситуации документы о ДТП не могли быть оформлены без участия уполномоченных сотрудников полиции, в связи с чем потерпевшему следовало покидать место ДТП только после сообщения в полицию и получения указаний о месте оформления ДТП*.

Какое наказание получит водитель

Покинувший место ДТП получит лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или арест до 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Суды, как правило, назначают лишение, арест — только в исключительных случаях, если:

водитель не имел водительские права или был их лишен;

после ДТП водитель был в состоянии опьянения или отказался от прохождения медицинского освидетельствования;

совершил иное правонарушение, за которым следует лишение прав.

Кроме того, административный арест не применяется к:

беременным женщинам или имеющим детей до 14 лет;

лицам, не достигшим 16 лет;

инвалидам I и II групп;

военнослужащим и государственным служащим.

Во всех остальных случаях покинувший ДТП будет лишен прав, но срок лишения зависит от следующих обстоятельств:

является ли водитель, оставивший место ДТП, виновником или потерпевшим в аварии;

оставлено ли место серьезного ДТП, в котором пострадали люди или причинен значительный ущерб автомобилям, после чего осталось заблокированным движение на участке дороги или были затрачены усилия для розыска виновного водителя;

у покинувшего место ДТП нет смягчающих обстоятельств, по которым можно назначить минимальное наказание или применить арест. Например, участник ДТП не является водителем, для которого транспортное средство — это единственный способ, чтобы прокормить семью.

Если в объяснении указано, что вы обладали информацией о ДТП в момент его совершения, то оснований избежать ответственности за оставление места ДТП не имеется. При этом сотрудник ГИБДД не отправит дело об административном правонарушении в суд, если придет к выводу о необходимости его прекращения, например, из-за отсутствия состава правонарушения. Если таких оснований нет, то дело подлежит обязательному направлению в суд в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП*.

Когда грозит уголовная ответственность

Если в результате ДТП виновником, скрывшимся с места аварии, был причинен тяжкий вред пострадавшим или смерть, он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 264 УК:

за причинение тяжкого вреда здоровью человека — к принудительным работам до 5 лет или лишению свободы на срок от 3 до 7 лет;

за смерть человека — к лишению свободы на срок от 5 до 12 лет;

за смерть 2 и более лиц — к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет.

Кроме того, водитель дополнительно будет лишен прав управления автомобилем на 3 года.

Когда можно уехать с места ДТП

Водитель не будет наказан за оставление места ДТП по уважительным причинам, например:

при крайней необходимости — для доставления пострадавшего в лечебное учреждение и добровольного возвращения на место аварии до того, как сотрудники ГИБДД оформили ДТП;

при предоставлении другим участникам ДТП правдивых сведений о себе (телефона, домашнего адреса, данные водительского удостоверения, полиса ОСАГО или паспорта);

при заявлении о случившемся ДТП в органы ГИБДД до того, как за участником аварии был объявлен розыск.

Умысел на оставление места ДТП имеет решающее значение при привлечении участника аварии к ответственности. Иногда водитель не замечает того, что попал в ДТП, например, неаккуратно выехал с места стоянки и задел припаркованный автомобиль.

С одной стороны, он не остановился, не осмотрел повреждения и место ДТП, не связался с другим участником аварии и не вызвал ГИБДД, то есть формально оставил место ДТП. Но с другой стороны, водитель сделал это неумышленно, потому оснований для привлечения его к ответственности за оставление места ДТП не будет.

Например, постановлением от 03 сентября 2015 года № 41-АД15-6 Верховный суд прекратил дело в отношении водителя за оставление места ДТП из-за отсутствия состава правонарушения. Суд учел, что водитель оставил машину на месте аварии и контактные данные другому участнику ДТП для связи, покинул место ДТП в состоянии крайней необходимости — для посещения врача, а после вернулся на место аварии, но сотрудников ГИБДД и второго участника уже не было.

Читать еще:  Что покрывает осаго при дтп?

Если в результате соприкосновения с пешеходом не произошло его ранения или причинения ему материального ущерба, то описанный случай не является оставлением места ДТП, потому что в соответствии с ПДД под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В то же время, во избежание возможных ложных обвинений со стороны пешехода целесообразно попросить его подтвердить в письменном виде, что он не получил какого-либо вреда в результате описанных событий, либо зафиксировать его слова с помощью видео- или аудиозаписи*.

Как избежать наказания за оставление места ДТП

Чтобы не остаться без прав после ДТП, следуйте следующим рекомендациям:

если точно знаете, что виноваты в ДТП, договоритесь с потерпевшим о добровольном возмещении ему вреда или заполните с ним европротокол (при причинении вреда только автомобилям);

при отсутствии разногласий с другим участником ДТП составьте расписку, в которой укажите данные о себе и обстоятельства произошедшей аварии, а также сведения о том, что претензии между участниками ДТП отсутствуют, ущерб незначителен, а в вызове сотрудников ГИБДД нет необходимости;

при рассмотрении дела в суде проверьте, не истек ли трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП;

сошлитесь на малозначительность и исключительные обстоятельства, которые стали причиной для оставления места ДТП, например, если вы везли ребенка в больницу, были плохие погодные условия и др.

*Автор ответов ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов.

Суд разъяснил, кому можно уехать с места ДТП

Как оказалось, не всех водителей можно наказывать за оставление места аварии. Такие случаи чаще всего происходят на парковках.

Согласно нынешним нормам, в случае столкновения, водитель должен остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГИБДД. Если же аварию можно оформить по упрощённой схеме (нет пострадавших и иного повреждённого имущества, кроме машин участников), допускается переместить ТС таким образом, чтобы они не мешали проезду других участников движения (дожидаться служителей правопорядка не нужно). Однако нередки случаи, когда водитель не замечает, что произошло касание автомобилей, уезжает, а после владелец задетой машины вызывает сотрудников ГИБДД и уехавшего наказывают за оставление места происшествия. Водителей, покинувших место аварии наказывают, согласно части 2 статьи 12.27 КоАП, – лишением прав на срок от 1 до 1,5 лет.

В одной из подобных ситуаций разбирался суд Ненецкого автономного округа: автомобилистка выезжала со стоянки и задела припаркованный автомобиль. Звука удара она не услышала, но её остановил человек, который находился в этот момент на парковке, и сообщил, что она «стукнула» соседа. Автовладелица осмотрела свою и чужую машину в предполагаемом месте удара, ничего не обнаружила и уехала. Но свидетеля такая «развязка» не удовлетворила: он сам сообщил о происшествии в дежурную часть, дождался владельца повреждённого авто и рассказал ему о случившемся.

Как сообщает «Российская газета», в итоге в автомобилистку нашли сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. В мировом суде её признали виновной, хотя она заявляла, что не слышала звука столкновения и не нашла повреждений на машинах. Её лишили прав на год. Доказательством для суда стало то, сотрудники ГИБДД обнаружили нитевидную царапину на заднем бампере её автомобиля и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле машины потерпевшего.

Это решение поддержал городской суд Нарьян-Мара. Но председатель суда Ненецкого АО признал решения нижестоящих инстанций незаконными. Дело в том, что мировой суд установил, что обвиняемая при движении на своём автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящую машину, после чего уехала. Но само по себе соприкосновение машин между собой без последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие. В числе вероятных последствий, согласно ПДД, могут быть: погибшие или раненые люди, повреждения ТС, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

На водителя, в случае отсутствия последствий, не могут быть возложены обязанности, предусмотренные нынешними правилами при дорожной аварии. То есть их нельзя наказывать за их неисполнение. При этом судья пояснил, что конкретно в этом случае в объяснении пострадавшей стороны нет информации о том, что автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Не признаёт наличие повреждений и обвиняемая. В суде, кстати, не выяснили, стали ли царапина и повреждение ЛКП следствием ДТП или же они были у машин раньше (экспертиза не проводилась). При этом свидетеля, с чьих слов завели дело об аварии, и вовсе не допрашивали. То есть обвинители не сделали главного – не доказали, что ДТП действительно было. В итоге с автомобилистки сняли обвинения и отменили наказание.

Штраф за невыполнение обязанности убрать автомобиль после ДТП, если это затрудняет движение других транспортных средств

Здравствуйте, по существу заданного вопроса можем сообщить следующее.

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Согласно п. 2.6.2. ПДД если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия , водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию.

В вышеуказанном случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

— оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;

— оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;

— не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

В настоящий момент имеется целый ряд судебных актов, подтверждающих правомерность привлечения водителей к административной ответственности за невыполнение обязанности водителя убрать транспортное средство с дороги, если в результате ДТП движение других транспортных средств затруднено.

Таким образом, в ряде случаев, при невыполнении требований п. 2.6.2. ПДД РФ, водитель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 1000 рублей.

Нужно ли при ДТП убирать машины с дороги, чтобы не «собирать пробку»?

Виновники аварий часами перекрывают главные трассы городов, пока не приедут сотрудники ГИБДД. Почему это не позволено делать, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Порой небольшое ДТП провоцирует создание гигантского затора. Автомобили притерлись бортами, причинив друг другу ущерб на 5-10 тысяч рублей, а мегаполис в результате возникшего транспортного коллапса несет убытки на миллионы. Однако многие остаются на месте аварии, дожидаясь сотрудников ГИБДД. Они побаиваются связываться с мудреным европротоколом. Непонятных позиций там много, а страховые компании нередко используют ошибки в его заполнении для отказа в выплате компенсаций и порой даже прибегают к практике регресса, то есть покрывают ущерб за счет допустившего письменные ошибки водителя.

Поэтому многие просто вызывают ГИБДД на место аварии и оказываются правы. Однако существует ряд основных правил, которые необходимо соблюдать водителям, чтобы избежать возможных проблем с приехавшими инспекторами и с другими участниками движения.

Пункт 2.5 Правил дорожного движения гласит: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки». В соответствии с требованиями пункта правил 7.2, ему запрещено перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Между тем нужно обратить внимание на то, что после внесенных поправок пункт 2.6.1 ПДД РФ обязывает водителей совершать и другие действия: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств».

Другими словами, водители столкнувшихся автомобилей не должны стоять на месте и ждать, пока сотрудники ГИБДД примчатся на помощь и начнут оформлять протокол. Они обязаны по закону взять в руки фотокамеры и начать предельно досконально фиксировать место аварии, причем с привязкой к местности. Необходимо, чтобы в кадр попадали ближайшие дома и номерные таблички на них. Кроме того, важно отснять все предметы на проезжей части и нарисовать схему ДТП. После этого можно убрать автомобили с дороги и открыть движение для другого транспорта.

За невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, налагается штраф 1 000 руб. по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. Инспекторы, прибывшие на место ДТП и увидевшие многокилометровый транспортный затор и скучающих виновников аварии, запросто могут применить к ним штрафные санкции за то, что они не убрали поврежденные автомобили с проезжей части дороги, не освободили её.

Если авария не мешает потоку транспорта и не перекрывает движение, то можно оставить место ДТП в изначальном виде. Однако и в этом случае нужно быть внимательными и соблюдать требования закона.

Часто прибывшие сотрудники ГИБДД штрафуют водителей, попавших в ДТП, за то, что те не выставили знаки аварийной остановки и не включили световую сигнализацию. А это может стать причиной возникновения новых ДТП. В стоящий посреди дороги транспорт может врезаться грузовик с полным кузовом песка или бетономешалка. Причем днем это происходит даже чаще, так как в облачную погоду в зимней слякоти, да еще на фоне мелькающего по полосам транспорта, бывает трудно разглядеть обездвиженные объекты. И тогда будет обидно, что вовремя не мигнул аварийкой.

Оставил место аварии в 2020 году: штраф, последствия, исключения

Согласно нормам существующего законодательства, и в соответствии с Правилами дорожного движения, любой участник движения при совершении ДТП должен дождаться сотрудника ГИБДД. Исключением являются только случаи, когда происшествие оформляется согласно европротоколу, хотя не редкость, когда лицо, управляющее ТС, по разным причинам покидает место, где произошла авария, не дождавшись полицейских. Это нарушение закона, который предусматривает наказание за оставление места ДТП, вплоть до криминальной ответственности. Поэтому многие хотят знать, когда можно этого избежать, и при каких обстоятельствах ждать инспектора не обязательно.

Читать еще:  Регрессные требования страховой компании к виновнику дтп

Что должен сделать водитель, попавший в ДТП

В ПДД предусмотрены все возможные ситуации на дороге, уделили внимание составители документа и действиям участников дорожного движения, попавшим в аварию. Любой, кто попал в неприятную ситуацию, должен знать установленный порядок действий, а водитель обязан, прежде всего:

  • остановиться на месте аварии, причем менять место вынужденной остановки нельзя ни при каких обстоятельствах, так как это может повлиять на ход следствия;
  • включить аварийную сигнализацию, параллельно установив предупреждающий знак;
  • вызвать госинспектора и скорую, если того требует ситуация;
  • определить наличие и состояние пострадавших, принять все меры по оказанию первой помощи, если это возможно. Если помочь не получается, необходимо отправить пострадавших на «попутке»;
  • по возможности записать координаты, адрес, домашний или мобильный телефон, другие коммуникационные данные свидетелей ДТП.

Важно! В случае если отправить потерпевшего попуткой не представляется возможным, можно сделать это на своей машине. При этом все происходящее надо снять на видео. После того, как потерпевший окажется в безопасности, водитель должен представиться медработникам и приехать к месту аварии, и желательно на своем транспорте.

Если форс-мажор случился в час пик, а автомобили, принимавшие участие в аварии, мешают движению автомобилей, необходимо предпринять все меры, чтобы возобновить движение транспорта. Предварительно надо зафиксировать все координаты, выделить место, на котором находился автомобиль. Для этого подойдет фото и видеосъемка. По возможности надо опросить очевидцев, после чего машину можно убрать в сторону от дороги, предварительно вызвав сотрудников ДПС.

Почему водители покидают место происшествия

Участники дорожного движения становятся все более ответственными, между тем далеко не всегда они дожидаются сотрудников полиции. Согласно действующему законодательству, самовольно покинувшим место аварии считается водитель, который не появился на месте столкновения, вплоть до прибытия госинспектора и начала оформления документов о ДТП. Послабление возможно только в вышеперечисленных случаях, хотя чаще ждать полицейских водитель не может, а происходит это по разным причинам:

  • нетрезвое состояние, а многие участники дорожно-транспортного происшествия, находящиеся в пьяном виде, предпочитают не светиться, в надежде избежать серьезного наказания, а с некоторых пор потребление алкоголя является утяжеляющим обстоятельством;
  • скрываются водители также, находясь в состоянии аффекта, боясь ответственности за нанесение увечий или смерти потерпевшего;
  • покинуть место происшествия водитель также может случайно, не заметив, что в результате его маневра было повреждено соседнее по парковке транспортное средство, к примеру;
  • покинуть место происшествия водители могут также, рассчитывая на истечение срока давности, а в большинстве случаев подождать надо не более трех месяцев;
  • покидают место аварии часто бизнесмены, для которых деловая встреча важней, чем общение с инспектором дорожной службы;
  • участники аварии могут действовать неосторожно и покинуть место аварии в случае, если они своим ходом доставляют больного, водителя или потерпевшего, в медучреждение.

К слову, скрыться от следствия можно было легко всего несколько лет назад. Сегодня ситуация изменилась коренным образом и каждый участник дорожного движения находится под прицелом видеокамер наблюдения. Поэтому скрыться с места преступления незамеченным сложно, а найти сбежавшего преступника, даже на стоянке в другом конце города. Чего же ожидать водителю, который умышленно или случайно покинул место преступления, с потерпевшими и без пострадавших?

Что говорит закон о тех, кто не дождался полиции, не имея на то оснований

Учитывая сложность ситуации и возможные последствия оставления других участников аварии, правительство и государственные чиновники делают все, чтобы принудить водителей не уезжать и оставаться на месте ДТП. В частности, в Государственную Думу РФ был внесен проект закона, в котором предусмотрено ужесточение ответственности за сокрытие следов преступления и оставления места происшествия. Депутаты, в частности, предложили добавить в УК РФ новую статью, предусматривающую ответственность за данное правонарушение.

Срок наказания по данной статье должен лежать в пределах 2-5 лет (в зависимости от степени сложности). Как показывает юридическая практика, не существует специальной статьи, в которой предусмотрено наказание за оставление человека в опасности, также в кодексе об админправонарушениях. Поэтому депутаты предложили ужесточить ответственность по новым правилам, и внесли предложение о назначении штрафных санкций в размере до 30 тыс. рублей.

Согласно административному кодексу, участника аварии, покинувшего место преступления, могут на 12-18 мес. лишить водительских прав, предусмотрен статьей 12.27 КоАП также арест на срок до 15 суток. Нельзя, между тем, назвать грубым нарушение, когда водитель, ставший участником аварии, отошел от стресса и быстро вернулся на место аварии, сообщив об этом инспекторов ГИБДД. В этом случае наступает наказание по ст. 12.27, а за невыполнение обязанностей участников ДТП нарушителю грозит штраф в сумме 1 тыс. рублей.

Служители Фемиды, к слову, довольно часто не замечают незначительных правонарушений, оставляя без внимания царапины, полученные во время неправильной парковки, не обращают они внимание на другие незначительные правонарушения. В любом случае водитель должен доказать в суде отсутствие умысла, или оправдать документально свое отсутствие на месте происшествия. Сложнее справиться с пьяными водителями, покинувшими место аварии. Понимая, что алкогольное опьянение может лишь усугубить ситуацию, водители скрываются. После наступления полного отрезвления они «добровольно» отдают себя в руки правосудия, надеясь на снисхождение за добровольное признание.

Что делать, если место аварии покинули все участники ДТП

Пострадавшие в результате аварии часто также покидают место аварии, причем по разным причинам. Они считают, что закон на их стороне, однако закон говорит о том, что административную и уголовную ответственность несут, как виновные в ДТП, так и потерпевшая сторона, покинувшая без видимых причин место происшествия. В некоторых случаях все происходящее разыгрывается по заранее подготовленному сценарию. Так, оба водителя делают вид, что достигли договоренности, после чего они с чистой совестью покидают место ДТП, но довольно часто один из них (чаще всего виновный) возвращается и вызывает сотрудников полиции.

Как бы дико это не звучало, прав будет виновник аварии, если потерпевшая сторона не предъявит доказательств того, что отсутствие на месте происшествия было связано с жизненной необходимостью. Чтобы избежать подобных неприятностей, старайтесь записать все происходящее на камеру, вплоть до момента заключения договоренности, не помешает в этом случае и расписка.

Ответственность за умышленное оставление места аварии

В случае если водитель не смог доказать, что на момент составления протокола он отсутствовал по уважительной причине, он должен заплатить штраф в 80 тыс. рублей, минимум. Суд может присудить также до 360 часов общественных работ или один год принудительного труда, трехмесячный арест или лишение свободы сроком на 1 год. Если в течение трех месяцев правонарушителю не вынесли постановление, он освобождается от ответственности.

В случае если сотрудники полиции ранее, чем в трехмесячный срок установили личность водителя, скрывшегося с места преступления, они предпринимают все меры для доставки его в отделение. Здесь в отношении его составляется протокол, после чего нарушитель приглашается для дачи показания в суде. Если судебным решением предусмотрен арест, оно приводится в исполнение прямо в зале суда. Сдать водительское удостоверение водитель должен в ГИБДД, причем в трехдневный срок, не позднее. Если решением суда водитель недоволен, он всегда может опротестовать его в установленном законом порядке.

Всегда ли можно убрать машину с ДТП? Ответы для спорных ситуаций с пострадавшими и без, если авто мешает движению

Одна из проблем, которую приходится решать участникам аварии после ее совершения, касается перемещения побитых авто для освобождения дороги другому транспорту. Несмотря на обновление ПДД в этой части, вопрос не всегда ясен. Ведь если передвинуть автомобиль, не исключено, что картина происшествия исказится. А не передвинуть — возникнет пробка или другая помеха для остальных участников движения, да и статья 12.27 КоАП порой трактуется инспектором очень вольготно.

Можно ли убирать машину с места ДТП

В 2015 году в раздел ПДД, регламентирующий поведение автомобилиста после ДТП, внесены поправки. В соответствии с Постановлением Правительства № 907 от 6.09.2014 г. необходимо сделать так, чтобы проезжая часть стала свободной для движения. Но ДТП заканчиваются по-разному. Отличаются и обстоятельства их возникновения. Поэтому каждый случай следует рассматривать отдельно.

Если есть пострадавшие

При наличии травмированных в аварии прежде всего нужно предпринять действия для оказания помощи. Допускается отправка людей в больницу на автомобиле, участвовавшем в происшествии, при отсутствии иных возможностей. То есть если водитель заберет машину с проезжей части с этой целью, ему не стоит бояться обвинения в сокрытии обстоятельств ДТП и оставлении места действия. Но для этого он должен сообщить свои данные в приемном покое, а потом вернуться.

В правилах есть и указание на то, как вести себя, когда пострадавшие отправлены в больницу на «скорой»:

Если в результате ДТП погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан: … освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию…

В дополнение к фото и видео можно набросать схему аварии. Необходимо также отыскать свидетелей ДТП, которые смогут рассказать, где оказались автомобили участников в результате происшествия.

Но в реальности все не так просто, как записано в изменениях к ПДД. Автомобилист должен также подумать о том, что ждет его, если в аварии есть погибшие и травмированные.

Для расследования дела важен осмотр места происшествия. В большинстве случаев еще и экспертизы. А если убрать автомобиль до приезда специалистов, возможно, восстановить картину случившегося полностью не удастся. Водителю это может стоить свободы, так как за ДТП с погибшими и получившими тяжкие повреждения виновника сажают в тюрьму.

Поэтому прежде, чем перемещать авто с проезжей части, нужно спросить разрешения дежурного сотрудника ГИБДД по телефону. Но и после его указания убрать транспорт стоит подумать, не помешает ли это в установлении обстоятельств аварии, не повредит ли автомобилисту. Лучше заплатить штраф по административной статье, чем стать обвиняемым по уголовному делу.

О том, когда и как водитель должен убрать авто с проезжей части дороги после ДТП, смотрите в этом видео:

Если есть мелкие царапины

При незначительных последствиях происшествия проблема, убирать ли ТС с проезжей части, решается проще. В данном случае ГИБДД можно вовсе не вызывать, если участников всего два. Автомобилисты могут договориться об установлении виновника аварии, заполнить европротокол, отдать документы страховщикам. Здесь можно смело воспользоваться пунктом 2.6.1 ПДД:

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий участников ДТП, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место ДТП …

Иногда и мелкие повреждения автомобилей приводят к разногласиям между их владельцами, либо оформить европротокол нельзя потому, что участников больше двух. На этот счет тоже есть требование, содержащееся в самом начале пункта 2.6.1 Правил:

В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о ДТП … на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции водители оставляют место ДТП, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения ТС.

То есть о происшествии нужно сначала сообщить в ГИБДД. Важно также найти очевидцев аварии, узнать их имена, номера телефонов. В данном случае соблюсти упрощенный порядок лучше, чем устраивать пробку на дороге из-за поцарапанной машины.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector