0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация потерь от дтп

Оценка потерь от ДТП

Изучение аварийных участков

Обширные данные исследований показывают, что наиболее опасными являются следующие элементы дорог:

— участки, проходящие через населенные пункты (по данным статистики на таких участках возникает 20 – 30% всех ДТП);

— пересечения и примыкания дорог в одном уровне (10 – 20 %);

— участки с низкими сцепными качествами дорожного покрытия (30 – 70 %);

— участки с затяжными и крутыми подъемами и спусками (7 – 25 %);

— участки с кривыми малого радиуса в плане (10%);

— участки с ограниченной видимостью в плане и продольном профиле (15%);

— мосты и путепроводы с недостаточной шириной проезжей части, чаще всего в темное время суток (3%).

Для установления причины происшествия на месте вместе с оперативной бригадой ГАИ выезжают работники службы организации движения и дорожно-эксплуатационной службы. В их обязанности входит:

— выполнение точной привязки места ДТП к ближайшему километровому столбу;

— фиксирование траектории движения автомобиля или пешехода;

— фиксирование дорожных условий – сцепных качеств и ровности дорожного покрытия, размеров элементов плана и продольного профиля, ширины проезжей части и обочин, состояния обочин и их укрепление, условий видимости и т. д.;

— фотографирование места происшествия и составление схемы участка с происшествием.

Разработана структура потерь народного хозяйства от ДТП. В этой структуре выделяются два основных вида потерь: прямые и косвенные.

— потери автотранспортных предприятий, службы эксплуатации дорог и грузоотправителей;

— затраты Госавтоинспекции и юридических органов на расследование происшествий;

— затраты медицинских учреждений на лечение потерпевших;

-затраты предприятий, сотрудники которых стали жертвами ДТП;

— затраты государственных органов соцобеспечения;

— компенсации по страхованию.

— потери народного хозяйства вследствие временного или полного отключения какого-либо члена общества из сферы материального производства;

— нарушение производственных связей и социально-материальные потери.

При вычислении средних потерь от одного происшествия учитывают деление происшествий на отчетные и неотчетные.

Потери от одного неотчетного происшествия

где S1 – ущерб от одного неотчетного происшествия, связанный с восстановлением транспортных средств, дорожных сооружений и от порчи грузов, у.е.;

П5 – затраты, связанные с потерей времени другими автомобилями на месте происшествия и с уборкой проезжей части дороги после происшествия, у.е.;

П7 – затраты органов ГАИ на разбор и оформление материала, а также на ведение дознания по происшествию, у.е.

Потери народного хозяйства при отчетном происшествии

где Пл,Пт, Псм – потери народного хозяйства, приходящиеся на одного человека, получившего соответственно легкие или тяжелые ранения или погибшего при аварии

n1, n2, n3 – коэффициенты, учитывающие среднее количество пострадавших, соответственно с легкими и тяжелыми ранениями, и погибших при одном отчетном происшествии;

П′5и П′7 – то же, что и в предыдущей формуле, но для отчетного происшествия.

|следующая лекция ==>
Оценка безопасности движения на пересечениях|Определения понятия качество

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 641 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ОЦЕНКА ПОТЕРЬ ОТ ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Для обоснования вида мероприятий по повышению безопасности движения и установления очередно­сти проведения этих мероприятий на дороге необ­ходима оценка потерь народного хозяйства от до­рожно-транспортных происшествий. Канд. техн. на­ук О. А. Дивочкиным разработана структура по­терь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий. В этой структуре выделяются два основных вида потерь: прямые и косвенные.

Прямые (непосредственные) потеривключают в себя: потери автотранспортных предприятий, служ­бы эксплуатации дорог и грузоотправителей; за­траты Госавтоинспекции и юридических органов на расследование происшествий; медицинских уч­реждений на лечение потерпевших; предприятий, сотрудники которых стали жертвами происшествий (оплата листков нетрудоспособности, выдача посо­бий); государственных органов социального обес­печения (пенсии); компенсации по страхованию.

Косвенные потери — потери народного хозяй­ства вследствие временного или полного отключе­ния какого-либо члена общества из сферы матери­ального производства, нарушение производствен­ных связей и социально-моральные потери.

По данным О. А. Дивочкина, суммарные поте­ри от одного дорожно-транспортного происшест­вия:

, (9.8)

где П1i — затраты на восстановление поврежденных транс­портных средств, руб.;

П2i — потери, связанные с простоем транспортных средств с момента происшествия до их восстанов­ления, руб.;

П3i -затраты на ремонт поврежденных улиц, инженер­ных сооружений (направляющих ограждений, тех­нических средств регулирования, перил мостов, опор путепроводов, дорожных знаков и. т. д.), руб.;

П4i — потери от порчи грузов в результате происшест­вия, руб.;

П5i — затраты, связанные с нарушением нормальных ус­ловий движения в зоне транспортного происшест­вия (задержки и перепробеги транспортных средств при пропуске их по объезду) и с уборкой части дороги после происшествия, руб.;

П6i — потери народного хозяйства от вовлечения че­ловека в дорожно-транспортное происшествие (потеря части национального дохода, расхода на ле­чение, оплата листков нетрудоспособности, пенсии, пособия и т. д.);

П7i -затраты органов ГАИ, судов и прокуратуры на обследование, оформление материалов по дорож­но-транспортному происшествию, ведение дозна­ния, вызов свидетелей по происшествию, рас­смотрение дела в суде и т. д., руб.;

i — количество транспортных средств, грузов, людей и т .д., включенных в одно происшествие.

В табл. 9.1 по отдельным статьям расходов, приведены средние расходы предприятий на лик­видацию последствий от одного дорожно-транс­портного происшествия.

Затраты на ликвидацию последствий от одного происшествия, руб.

В табл. 9.2 указаны сред­ние потери в зависимости от тяжести ранений. Данные табл. 9.2 получены с учетом пенсионного возраста пострадавшего, национального дохода, средней продолжительности жизни людей после достижения ими пенсионного возраста и др.

Потери от вовлечения одного человека в

дорожно-транспортное происшествие, руб.

При вычислении средних потерь от одного до­рожно-транспортного происшествия учитывают де­ление происшествий на отчетные и неотчетные.

Потери от одного неотчетного происшествия

где S1 — ущерб от одного неотчетного происшествия, связан­ный с (восстановлением транспортных средств, до­рожных сооружений и от порчи грузов (см. табл. 9.2), руб.;

П5 — затраты, связанные с потерей времени другими автомобилями на месте происшествия и с уборкой проезжей части дороги после происшествия, руб. (в среднем составляют 24 руб.);

П7 — затраты органов ГАИ на разбор и оформление ма­териала, а также на ведение дознания по происше­ствию. В среднем при одном неотчетном происшест­вии составляют 15,5 руб.

Потери народного хозяйства при отчетном про­исшествии

По = Плn1 + Птn2 + Псмn3 + S1 + 5 + , (9.10)

где Пл, Пт, Псм — потери народного хозяйства, приходящи­еся на одного человека, получившего со­ответственно легкие или тяжелые ране­ния или погибшего при аварии;

n1 , n2, n3 — коэффициенты, учитывающие среднее количество пострадавших, соответствен­но с легкими и тяжелыми ранениями, и погибших при одном отчетном происше­ствии. Для внегородских автомобильных дорог n1 = 0,06; n2 = 0,858; n3 = 0,337.

Затраты П’5 и для неотчетного происшествия составляют: 5 = 31,8 руб; 7 = 21,6 руб.

Средние потери от одного дорожно-транспорт­ного происшествия приведены в табл. 9.3.

Средние потери от одного дорожно – транспортного происшествия , руб

При определении потерь О. А. Дивочкин реко­мендует пользоваться только данными об отчетных дорожно-транспортных происшествиях, так как срок; хранения карточек неотчетных происшествий со­ставляет 3 мес.

При технико-экономических расчетах меропри­ятий по повышению безопасности движения реко­мендуется при расчетах экономической эффектив­ности учитывать возможные потери от дорожно-транспортных происшествий. Ю. М. Ситников рекомендует для этой цели потери от происшествий представлять в виде составляющей себестоимости перевозок [в коп./(авт-км)]:

где atpi — возможное количество происшествий на элемен­тарном участке дороги, аварий / млн. авт-км;

Сср.исх — средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия, вычисленные на исходный год со­поставления затрат, руб.;

Мдi — коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий на изменение количества происшествий;

mi — коэффициент, учитывающий влияние средств ор­ганизации движения на размеры потерь от про­исшествий.

При оценке эффективности отдельных меропри­ятий по повышению безопасности движения необ­ходимо вводить следующие поправочные коэффи­циенты к средним потерям от происшествий:

Падение транспортных средств с мостов и путепроводов ……. 2,45

Наезд на велосипедистов. …………………………….1,10

Столкновение встречных транспортных средств………………….0,92

Наезд на стоящий автомобиль. …………………………….0,85

Опрокидывание автомобиля. …………………………….0,82

Наезд на конную повозку. …………………………… 0,78

Съезд с дороги. …………………………….. 0,75

Наезд на впереди едущий автомобиль……………………………..0,48

Боковое столкновение на пересечении в одном уровне ………. 0,45

При технико-экономических расчетах суммар­ные потери народного хозяйства от дорожно-тран­спортных происшествий определяют:

, (9.12)

Где Псрi — средние потери от одного происшествия в i-м году, руб.;

Мт — коэффициент, учитывающий тяжесть дорожны происшествий;

Nт — среднегодовая суточная интенсивность движения;

L — протяжение реконструируемого участка, км;

Т — расчетный год;

Iсл — период суммирования, лет;

Енп — нормативный коэффициент экономической эффек­тивности (Енп = 0,08).

Последовательность ориентировочных расчетов по оценке целесообразности проведения мероприя­тий по повышению безопасности движения следу­ющая:

1. Определяют экономический эффект от уве­личения скоростей движения после осуществления мероприятий по безопасности движения на рас­сматриваемом участке

где S — стоимость 1авт — ч (принимают 3,0 руб.);

L — протяжение рассматриваемого участка с зоной влия­ния, км.

Т — число рабочих дней в году (T= 350 дней);

N — интенсивность движения, авт/сут;

VI, V2 — средняя скорость до реконструкции и после ре­конструкции, км/ч.

2. Определяют потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий на рассмат­риваемом участке:

где Псм — средние потери от гибели одного человека, руб.;

Пт — средние потери от тяжелого ранения одного че­ловека, руб.;

Пб.р. — материальный ущерб от одного происшествия без ранения;

n1, n2, n3 — количество происшествий соответственно со смер­тельным исходом, тяжелым ранением и без ране­ния, зарегистрированных на рассматриваемом участке за период 10 лет.

3. Определяют суммарный эффект от уве­личения скоростей движения и исключения про­исшествий после реконструкции участка дороги:

= Э+П. (9.15)

4. Оценивают целесообразность проведения ра­бот:

Т =С1 8,3 лет, (9.16)

где С — капитальные затраты на реконструкцию, руб.;

Т — нормативный максимально допустимый срок окупае­мости затрат на реконструкцию, годы.

Более детальная методика технико-экономиче­ского обоснования мероприятий по улучшению транспортно-эксплуатационных качеств разрабо­тана Ю. М. Ситниковым, которая позволяет на ос­нове показателей себестоимости перевозок оценить эффект от приведенных мероприятий.

10

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 457 ;

Социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий

Все чаще можно слышать по новостям о смертях на дорогах. За последние 10 лет страна потеряла 350 тысяч человек, это число сравнимо с количеством населения такого города как Сургут.

Экономические потери, связанные только с травматизмом в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), в среднем, в Европе оцениваются как 5% от ВВП. По данным Российского Союза Автостраховщиков, только материальный ущерб от ДТП в России составляет 2,5%.

Рассчитанная с учетом всех составляющих экономическая оценка ущерба от ДТП дает возможность объективно определять объем необходимых финансовых ресурсов для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах страны. Издержки от ДТП подрывают экономическое благосостояние государства.

Одним из главных направлений демографической политики, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Достаточно сказать, что средний возраст погибающих в ДТП составляет 20-40 лет, т.е. жертвами становятся граждане наиболее продуктивного возраста. В связи с этим была утверждена федеральная целевая программа о «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Суммарный размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 – 2010 годы оценивается в 7326,3 млрд. рублей.

Согласно российской методике, полные социально-экономические издержки от ДТП складываются из прямых и косвенных потерь.

К прямым потерям относятся:

− потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, участвовавших в ДТП;

− потери службы по эксплуатации дорог, в том числе при ликвидации последствий ДТП;

− затраты государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и других юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий;

− затраты медицинских учреждений на лечение потерпевших;

− потери предприятий, сотрудники которых стали жертвами ДТП ;

− затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии);

− выплаты страховых компаний.

К косвенным потерям относятся:

− вследствие временного или полного выбытия человека, как члена общества, из сферы материального производства;

− вследствие временного нарушения производственных связей на предприятии (организации);

− потери рабочего времени родственников потерпевших;

− моральные потери потерпевших;

− стоимость простоя, перепробега автотранспорта, не участвовавшего в ДТП;

− потери пассажиров общественного транспорта, не участвовавшего в ДТП.

Элементы прямых и косвенных потерь определяют полную оценку ущерба от ДТП.

Величина социально-экономического ущерба от ДТП включает ущербы в результате следующих событий:

− гибели и ранения людей;

− повреждения транспортных средств;

Оценки стоимости человеческой жизни имеют большое экономическое значение, не говоря о большом общественном интересе к этой теме. Центр стратегических исследований (ЦСИ) РОСГОССТРАХа проводит социологические исследования «стоимости» человеческой жизни начиная с 2007 года. Стоимость человеческой жизни в России в 2015 году составила 4,5 млн. рублей.

Группа страховых компаний «СОГАЗ» оценивает величину ущерба от смерти одного человека в 2 млн. рублей – 500 млн. рублей. Группа «Ингосстрах»: по факту смерти выплачивается 100% страховой суммы (до 30 млн. рублей). ОСАО «РЕСО-Гарантия»: смерть в результате ДТП оценивается в 1,5 млн. рублей.

Ущерб в результате гибели и ранения людей следует классифицировать по следующему принципу:

− смертельный исход (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, ритуальные расходы, потери общества от гибели человека и др.);

− инвалидность (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности, среднемесячная пенсия по инвалидности в год и др.);

− тяжелое ранение (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности и др.);

− легкое ранение (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности и др.).

При этом расчеты по происшествиям с участием детей необходимо вести отдельно. В случае гибели ребенка учитываются: затраты на обучение (школа, средние специальные и высшие учебные заведения); заработная плата родителей, необходимая для того, чтобы вырастить ребенка до трудоспособного возраста и др.

Таблица — Методика расчета потерь с учетом половозрастной структуры погибших и раненых.

Прямые потериУпущенные выгоды
Смертельный исход(общее число погибших в результате ДТП) х (компенсационные выплаты по потере кормильца + расходы на ритуальные услуги в среднем в регионе)(число погибших м/ж в результате ДТП) х (число потерянных человеко-лет до средней продолжительности жизни м/ж в регионе) х (средний душевой доход в регионе)
Инвалидизация(общее число инвалидов в результате ДТП) × (средние расходы на медицинские услуги в зависимости от группы инвалидности + пособия по инвалидности × количество человеко- лет по группам инвалидов до средней продолжительности жизни м/ж в регионе )(число потерянных человеко-лет по группам инвалидов до средней продолжительности жизни м/ж в регионе) × (количество лиц, получивших инвалидность) × (весовой коэффициент нетрудоспособности для разных групп инвалидов) × (средний душевой доход в регионе)
Травматизм(общее число получивших травму в результате ДТП) × (средние расходы на медицинские услуги в зависимости от категории травм)(средний период восстановления для травм разной степени тяжести) × (количество лиц, получивших травму данного вида) × (средний душевой доход в регионе)

Экономическая оценка ущерба от ДТП, учитывающая все возможные потери позволит:

1) органам власти Российской Федерации объективно оценить масштабы проблемы, а также принимать эффективные управленческие решения в сфере безопасности дорожного движения;

Читать еще:  Лишение прав за езду без страховки

2) владельцам (или их родственникам) ТС получить все страховые выплаты по возмещению ущерба от ДТП и своевременно обратиться в суд в случае дополнительных потерь;

3) участникам дорожного движения избежать возможные нарушения Правил дорожного движения, учитывая материальные и моральные потери;

4) автотранспортным предприятиям своевременно и в полном объеме учитывать потери от ДТП, произошедших с ТС;

5) страховым компаниям и другим специализированным структурам придерживаться общих, понятных всем, правил, определяющих ущерб от ДТП.

Классификация потерь от дтп

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), сопровождающиеся материальным ущербом или легкими телесными повреждениями, образуют состав административных правонарушений, оформление и рассмотрение которых входит в юрисдикцию должностных лиц ГИБДД. Остальные группы ДТП отнесены
к разряду преступлений, по ним возбуждается уголовное дело и проводится расследование.
При ДТП, как правило, причиняется вред и встает вопрос о его возмещении.
Классификация ДТП
Дорожно-транспортные происшествия классифицируются по видам (столкновение, опрокидывание и др.) и по степени тяжести последствий (ДТП, повлекшие материальный ущерб, легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие и т.д.).
Для участников ДТП важно, как оно будет квалифицировано.
Понятие ДТП и другие термины
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2. Закона «О безопасности дорожного движения»).
В этом определении важно каждое слово. Более того, для него необходимы дополнительные определения: что такое «дорога», «ранены», «погибли»…
Если человек погиб на месте ДТП — это одно, а если он умер на следующий день? через неделю? через месяц?
В п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий есть и другие определения, поясняющие понятие ДТП:
• «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
• «транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
• «владельцы транспортных средств» — юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке (например, лицо, управляющее автомобилем на
основании доверенности);
• «погибший» — лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 7 последующих суток;
• «раненый» — лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного (т. е. без госпитализации) лечения.
Таким образом, на основании определения ДТП можно выделить основные признаки ДТП:
• ДТП возможно только при участии транспортных средств;
• в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;
• возникновению ДТП всегда предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспорта;
• ДТП всегда имеет вредные последствия.
Классификация ДТП по видам
Различают 9 видов ДТП: столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на животное, наезд на гужевой транспорт, наезд на стоящее транспортное средство, прочие происшествия.
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой, либо с подвижным составом железных дорог, либо с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т.д.)- столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Опрокидывание происходит вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, из-за применения неправильных приемов управления.
Например, если автомобиль превысил критическую скорость на повороте и опрокинулся, то это ДТП квалифицируется как опрокидывание; если же автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и был вынужден изменить направление движения и поэтому опрокинулся, то это ДТП
квалифицируется не как опрокидывание, а как столкновение.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет. Например, о препятствия — столб, дерево, ограждения, куча строительных материалов и т. п.
Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека, либо человек натолкнулся на движущееся транспортное средство, либо человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза (или частей транспортного средства), выступающего
за габариты транспортного средства.
К наездам на пешехода причисляются случаи наезда на людей, катающихся на лыжах, санках, коньках, самокатах, перемещающихся в инвалидных колясках без двигателя, на детей, катающихся на трехколесных велосипедах.
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на животное — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки, либо сами эти упряжные животные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором одно движущееся транспортное средство наехало на другое стоящее транспортное средство или на прицеп.
Прочие происшествия — к ним относят:
• падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство;
• наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.);
• наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
• падение пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения;
и др.
Для того чтобы лучше уяснить, какого вида ДТП произошло, приведем несколько примеров.
При столкновении грузовика и автобуса из кузова грузовика выпал пассажир, который получил тяжкие телесные повреждения. ДТП квалифицируется как столкновение.
Автобус наехал на бордюрный камень, от толчка в салоне упал пассажир и получил телесные повреждения. ДТП квалифицируется как наезд на препятствие.
Водитель не справился с управлением и совершил наезд на человека, косящего траву в полосе отвода дороги. ДТП квалифицируется как прочие происшествия, поскольку пострадавший не являлся участником дорожного движения.
Классификация ДТП по степени тяжести последствий
В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие:
• материальный ущерб;
• легкие телесные повреждения;
• телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие;
• смерть потерпевшего;
• особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).
Материальный ущерб от ДТП может складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружении; затрат на выполнение функций правоохранительных органов; оказание медицинской помощи; потерь от остановки движения.
Степень тяжести вреда здоровью
Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.
Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются (п. 12 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• опасность вреда здоровью для жизни человека;
• длительность расстройства здоровья;
• стойкая утрата общей трудоспособности;
• утрата какого-либо органа или утрата органом его функций;
• утрата зрения, речи, слуха;
• полная утрата профессиональной трудоспособности;
• прерывание беременности;
• неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским);
• психическое расстройство.
Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.
Стойкая утрата общей работоспособности
С судебно-медицинской точки зрения стойкой следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней (п. 15 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью).
Легкие телесные повреждения
Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются (пп. 47—49 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью)
• кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня,
• либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5 %).
Телесные повреждения средней степени тяжести
Признаками вреда здоровью средней тяжести являются (п. 44— 46 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть (от 10 % до 30 % включительно).
Тяжкие телесные повреждения
Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это (п. 29 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• опасный для жизни вред здоровью;
• потеря зрения, речи, слуха;
• потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций;
• неизгладимое обезображение лица;
• расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более чем на 33%);
• полная утрата профессиональной трудоспособности;
• прерывание беременности;
• психическое расстройство.
Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

ЛЕКЦИЯ 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)

4. Топографический анализ ДТП, выявление очагов

4. Топографический анализ ДТП, выявление очагов

Качественный анализ материалов ДТП имеет целью выявить причинные факторы и установить степень влияния каждого из них на ДТП. При этом исследовании обычно в первую очередь выявляют характеристики причин и сопутствующих факторов по составляющим элементам системы АВД. Для выявления очагов ДТП необходим так называемый топографический анализ, который заключается в привязке мест совершения происшествий к карте или схеме изучаемой территории.

Практические формы и методы такого анализа могут быть весьма различными и определяются масштабами территории, непосредственными задачами и возможностями исполнителей. Наибольшее распространение получили три вида топографического анализа ДТП: карта, линейный график, масштабная схема (ситуационный план).

Карта ДТП представляет собой карту местности (города, области, района), в соответствующих точках которой по мере регистрации наносят условное обозначение каждого ДТП. Обозначения можно наносить постоянными знаками (графическими символами) или съемными (например, флажками на булавках или булавками с цветными головками). Обычно наносимую информацию подразделяют по тяжести, а в отдельных случаях и по видам ДТП.

При оперативном ведении карты удобнее для обозначения ДТП использовать съемные средства, а при разработке отчетных данных для последующего размножения материалов целесообразно прибегать к графическим символам. На рис. 1 в качестве примера показана карта района города, на которой обозначены места ДТП.

Рис. 1. Точечная карта ДТП:

· — с гибелью людей: o — с ранением людей

Карта является важным источником наглядной информации, однако при анализе значительной по масштабам территории и большой концентрации происшествий на отдельных участках она не дает возможности достаточно точно наметить места ДТП. Это связано с тем, что для удобства пользования (в частности, возможности ее фотографирования) карта не должна быть слишком громоздкой, а, следовательно, крупномасштабной.

Дальнейшим развитием карты ДТП является линейный график, который составляют для отдельной магистрали города или участка автомобильной дороги. Понятно, что при этом масштаб может быть более крупным, а привязка ДТП более точной.

Один из вариантов линейного графика ДТП приведен на рис. 2.

Рис. 2. Линейный график ДТП

· — с гибелью людей, o — с ранением людей

При составлении линейного графика для дороги с двусторонним движением возможно разнесение отметок ДТП в обе стороны от него, что отражает соответственно встречные направления потоков по правой и левой стороне дороги. Однако в связи с тем, что ряд ДТП происходит на осевой линии или с выездом транспортного средства на левую сторону, такая детализация не всегда достигает цели.

Для построения линейных графиков необходима предварительная систематизация данных по данной магистрали из учетных карточек ДТП. Для этого можно воспользоваться, например, вспомогательной карточкой регистрации данных о ДТП на данной магистрали, площади и т.п. показанной в форме 1.

1. Город (район) ____________________________________________

2. Место ___________________________________________________

(наименование улицы, площади, шоссе и т.д.)

Ширина проезжей части ___________________________________________

№ п/п№ учетной карточки№ дома или осветительной мачтыДата происшествияЧасОтметка темного времениВид происшествияВил транспортаОсобо опасные местаКласс водителяСтаж водителяСостояние проезжей частиПричины происшествияСостояние покрытия дорогиПоследствия происшествияШифр предприятияПримечание
ПогиблоРаненоВ том числе дети
ПогиблоРанено

Карты и линейные графики для важнейших магистралей города или области позволяют по истечении определенного календарного срока выявить очаги концентрации ДТП, а, следовательно, места, которые должны быть подвергнуты детальному изучению службой ОДД.

Специфическими местами концентрации ДТП являются пересечения крупных магистралей, городские площади и т. п. Топографический анализ в таких местах наиболее удобно выполнять в виде масштабной схемы (ситуационного плана), которая по существу является развитием схемы отдельного ДТП, предусмотренной карточкой учета ДТП.

Образец такой схемы показан на рис. 3. Каждое ДТП наносится символом, показывающим характер движения участников происшествия и тяжесть его последствий. Обозначение ДТП может быть дополнено датой и временем суток, наносимыми непосредственно над стрелками, показывающими путь автомобиля, а также номером учетной карточки или записи в журнале. Это позволяет при анализе схем быстро найти необходимые дополнительные данные.

Рис 3 Масштабная схема ДТП

———> — направление движения транспортных средств;

———> — направление движения пешеходов;

• — неподвижное транспортное средство;

· — ДТП со смертельным исходом;

о — ДТП с ранением людей;

х — ДТП с материальным ущербом.

Линейные графики и масштабные схемы являются необходимыми материалами при натурных обследованиях дорог, а также при Разработке решений по совершенствованию организации движения. Очень наглядным для выявления эффективности проводимых мероприятий является сравнение масштабных схем ДТП по объекту исследования до и после проведения мероприятий по совершенствованию организации движения.

В ряде случаев возникает необходимость сравнения относительной опасности той или иной зоны концентрации ДТП (очага аварийности), например, когда с помощью топографического анализа выявлено несколько очагов с одинаковым суммарным количеством ДТП.

Учитывая необходимость предупреждения прежде всего происшествий с наиболее тяжкими последствиями и ликвидации наиболее опасных мест, возникает задача определить, какой из очагов имеет большую суммарную тяжесть последствий. С этой целью еще в 1938 г. Ф. Рейнгольдом была предложена формула для определения «показателя тяжести» происшествий, который можно также назвать «показателем опасности».

где n, n1, n2, n3 — количество ДТП с материальным ущербом, с легким ранением людей, с тяжелым ранением, с гибелью людей,

ро=1, р1=5, p2==70, p3=130 — соответственно условные коэффициенты тяжести последствий.

Методика Рейнгольда не учитывает интенсивности движения и рассчитана на отдельный короткий элемент дороги (пересечение, мост и т п.) Если же анализируется значительный участок дороги, то следует расчет делать в удельных показателях с учетом протяженности дороги и интенсивности движения.

В этом случае показатель опасности U 1 o для участка дороги протяженностью l при суточной интенсивности движения Nac определяют по формуле

где рi — коэффициент тяжести последствий данной группы ДТП;

ni — количество ДТП данной группы ли тяжести последствий

Прибегая к расчету таких обобщенных показателей, не следует преувеличивать значение тяжести последствий при оценке опасности того или иного участка, учитывая, что тяжесть последствий отдельного ДТП может обусловливаться случайными факторами. Особенно надо предостеречь от недооценки ДТП с так называемыми легкими последствиями, так как последующие аналогичные происшествия могут иметь значительно более тяжелые последствия. Можно, например, указать, что съезд с дороги в зимнее время зачастую заканчивается менее тяжелыми последствиями для людей, чем летом, что обусловливается мягким снеговым покровом, смягчающим удар автомобиля, и теплой верхней одеждой, защищающей людей.

Читать еще:  Скачать бланк заявления по возврату страховки по кредиту в втб

Одним из возможных путей оценки тяжести последствий того или иного ДТП является определение величины причиненного им материального ущерба. В зарубежных странах в связи с этим проведено много специальных исследований и разработаны методики определения материального ущерба от ДТП и задержек движения. Необходимо отметить, что моральные и экономические принципы нашего социалистического государства не позволяют непосредственно использовать методики, разработанные специалистами капиталистических стран.

Невозможно полностью объективно определить в денежном выражении стоимость жизни и здоровья человека, которые могут быть потеряны в результате ДТП. Трудно оценить и потери времени нашими гражданами, происходящую в результате неудовлетворительной организации движения. Тем не менее совершенно очевидно, что этим фактором большого социального значения сопутствует и явный материальный ущерб, который необходимо учитывать при обосновании затрат на ОДД.

Потери от происшествий можно разделить на прямые и косвенные. К прямым потерям следует отнести ущерб в результате уничтожения или повреждения материальных ценностей при ДТП, а также непосредственные затраты, необходимые для ликвидации всех последствий ДТП. Под косвенным следует понимать потери в результате временного или полного выбытия из сферы трудовой деятельности трудоспособных членов общества, т.е. условную потерю части национальною дохода.

Прямые потери от ДТП обусловливаются следующими основными составляющими стоимостью транспортных средств, полностью пришедших в негодность и подлежащих списанию; стоимостью уничтоженных и пришедших в негодность грузов; стоимостью поломанных технических средств регулирования движения и обустройства дорог; затратами на транспортировку и восстановление поврежденных транспортных средств;

затратами на ремонт дорожных сооружений и элементов обустройства; затратами медицинских учреждений на оказание помощи и лечение пострадавших людей;

размерами сумм, выплачиваемых пострадавшим в период нетрудоспособности; размерами пособий и пенсий, выплачиваемых лицам, получившим инвалидность, а также семьям, потерявшим кормильца.

Приведенный перечень основных составляющих затрат не является исчерпывающим. Значительные расходы связаны с деятельностью следственных и судебных органов, ведущих разбор уголовной и гражданской ответственности по делам о ДТП и т. п. Однако определение фактического значения этих потерь и выделение их из общей массы затрат в данной сфере представляет еще большие трудности, чем перечисленные выше основные потери, по которым уже имеются некоторые обобщенные данные.

Следует полагать, что по мере совершенствования учета ДТП конкретные данные материальных потерь по каждому событию будут определяться и фиксироваться в соответствующих учетных документах. Материальный ущерб от задержек движения в результате недостатков организации дорожного движения определяется следующими основными составляющими потерей времени транспортными средствами, которое можно было использовать для полезной транспортной работы; перерасходом топлива при работе двигателя на режиме холостого хода, разгоне после вынужденной остановки, а также замедленном движении на промежуточных передачах при заторах; потерей времени пассажиров общественного транспорта и индивидуальных владельцев автомобилей; повышенным износом дорожного покрытия на участках торможения перед регулируемыми перекрестками.

На основе обобщения исследований материальных потерь от ДТП ВНИИБД предложена следующая формула для определения показателя опасности элемента улично-дорожной сети.

— с повреждением автомобилей, равные, соответственно, 1;

— при легком ранении человека — 12;

— при ранении, повлекшем инвалидность, — 28;

— при гибели взрослого человека — 81;

— при гибели ребенка —106, соответственно;

n1, n2, … , n5 — количество происшествий данной группы по тяжести за год;

Nac — интенсивность транспортного потока, тыс. авт./сут

Структура экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий

Потери народного хозяйства в случае получения пострадавшим телесных повреждений <без установления инвалидности)

В данной категории перечень потерь идентичен потерям при получении пострадавшим инвалидности, но отсутствуют расходы на выплату пенсии. Потери народного хозяйства в случае повреждения ТС

В этой категории ДТП потери определяются: стоимость рабочей силы, необходимой для восстановления поврежденных ТС; стоимость запчастей и материалов на восстановление поврежденных ТС; накладными расходами, связанными с восстановлением поврежденных ТС; невыполнением плановых перевозок (грузовых и пассажиров); нарушением ритмичности работы предприятий, связанным с нарушением сроков доставки грузов или пассажиров; простоями ТС, связанными с восстановлением после повреждения; нарушением ри мичности работы цехов автотранспортных предприятий (внеплановый ремонт); стоимостью доставки поврежденных ТС на ремонтную базу. Также в данную категорию входят потери, связанные с расследованием ДТП, которое указаны в пп.1, 2. Потери народного хозяйства в случае повреждения дорожных сооружений

В данную категорию входят расходы по расследованию ДТП, указанные в пп.1, 2, а также стоимость рабочей силы и материалов, в связи с восстановлением поврежденных дорожных сооружений, накладные расходы на восстановление дорожных сооружений. Потери народного хозяйства в случае порчи или утраты груза

В данную категорию входят расходы по расследованию ДТП, указанные в пп.1, 2, а также стоимость потерь, связанных с порчей или утратой грузов; невыполнение плана по выпуску данной продукции; нарушение ритмичности предприятий выпускающих данную продукцию.

В данном исследовании анализируются и исчисляются только экономические потери, которые могут быть в настоящее время исчислены с достаточностью точности. К ним относятся: потери части национального дохода; выплата пенсий в результате гибели или инвалидности пострадавших; оплата по временной нетрудоспособности; расходы на медицинское обслуживание; восстановление поврежденных ТС и потери, связанные с простоем после их повреждения, а также административные издержки. Эти потери от ДТП поддаются оценке с экономической точки зрения. Народнохозяйственные потери, связанные с повреждением дорожных сооружений, порчей или утратой груза, не рассматриваются, так как органы Госавтоинспекции их не учитывают, а полученные данные в количественном отношении из автотранспортных предприятий и дорожных организаций оказались недостаточными, чтобы получить надежные результаты. Наряду с этим имеются и другие экономические потери от ДТП, которые теоретически поддаются оценке, но тем не менее не могут быть учтены из-за недостатка данных. С экономической точки зрения они незначительны, и поэтому исключение их из рассмотрения вряд ли окажет существенное влияние на конечные результаты. Среди этих потерь можно назвать следующие: а) экономические потери, связанные с невыполнением намеченных перевозок автомобилями, нарушение сроков доставки грузов и пассажиров, заторы и простой ТС других участников. Эти потери не могут быть выделены из общих затрат, так как отсутствуют оценочные параметры; б) административные расходы следственных органов и Госавтоинспекции, суда и прокуратуры. Эти потери не могут быть выделены из общих расходов, так как указанные органы рассматривают не только материалы по ДТП, но и выполняются другие функции; в) подготовка, обучение другого лица, в связи с полным или временным исключением трудящегося. Эти оценки не поддаются оценке. Необходимо отметить, что народнохозяйственные потери от вовлечения одного человека в ДТП подсчитывались только для трудоспособного населения (до пенсионного возраста), однако многие лица, достигшие пенсионного возраста, продолжаются трудится и эти потери отражаются на ВВП страны. На размер материального ущерба от ДТП влияют три основных фактора: расходы_на обслуживающий персонал — Заработная плата и расходы на обеспечение работой составляют 4/5 от расходов госпиталей; технический прогресс — выражается в очень быстром росте (отмеченном за последние два десятилетия) себестоимости специальных медицинских услуг (капиталовложений, содержания, подготовки и переподготовки кадров, исследовательской деятельности) и увеличении продажной стоимости автомобилей; повышение уровня жизни — связано с увеличением продолжительности жизни, это выражается в том, что экономическая стоимость человеческой жизни определяется восьмигодовой заработной платой, вместо четырехгодовой в 50-е годы), что проявляется в более высокой стоимости расходов на здравоохранение и социальное обеспечение в случае заболевания или потери трудоспособности частично или полностью, временно или пожизненно. Кроме этих трех факторов материальный ущерб от ДТП еще зависит от конкретной страны (ВВП, экономический рост, средняя заработная плата, население, система страхования, система социального обеспечения. ). [38]

Определение экономической эффективности мероприятий по организации дорожного движения: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика отрасли» , страница 6

Ущерб от ДТП в существующих условиях производится методом суммирования потерь по формуле:

С = Ппр×N + nл×Пл + nт×Пт + nи×Пи + nлт×Плт,

где Ппр прямые потери (Ппр = П1 + П2 + П3 + П4 + П5), значения составляющих их приведены в табл. 2; N – общее количество дорожно-транспортных происшествий; nл, nт, nи, nлт— количество пострадавших с легкими, тяжелыми ранениями, инвалидностью и ле­тальным исходом при одном ДТП; Пл, Пт, Пи, Плт — средние потери народно­го хозяйства при ранении и гибели в одном ДТП 1-го человека, р. (приведены в таблице 3).

Затраты на ликвидацию последствий ДТП

(в ценах 2006 г. на одно ДТП, р.)

Вид затрат

В городе

Доставка, восстановление и простой поврежденных транспортных средств, П1

Восстановление дороги, дорожных и других сооружений, П2

Стоимость поврежденных грузов, П3

Затраты, связанные с потерей времени другими автомобилями в месте ДТП и очисткой проезжей части, П4

Затраты ГАИ и других правоохранительных органов, П5

Средние потери от вовлечения одного человека в ДТП

(по состоянию на 2006 г.)

Ущерб от одного последствия, р.

Ранение людей с полной последующей потерей трудоспособности и получением инвалидности

Ранение людей, получивших частичную потерю трудоспособности и инвалидность

Ранение людей с получением временной нетрудоспособности

3.1.4.1 Оценка степени снижения ущерба от ДТП

Для оценки степени снижения ущерба от ДТП, в результате проведения мероприятий, может быть использован метод коэффициентов снижения по­терь от ДТП.

,

где величина ущерба от ДТП в проектируемых условиях после вне­дрения мероприятий, р.; С величина ущерба от ДТП в существующих условиях, р.; коэффициенты снижения потерь по отдельным мероприятиям (принимаются по приложению 6). Для варианта № 1 – это введение светофорного регулирования и расширение проезжей части. Для варианта № 2 – это расширение проезжей части и организация разворота при запрещении левого поворота.

3.1.5 Определение положительного результата от внедрения мероприятий на первый год эксплуатации объекта на пересечении № 1

После проведения расчета всех затрат по вариантам необходимо результаты занести в таблицу составленную по форме таблицы 4.

Положительный результат от внедрения мероприятий на первый год эксплуатации объекта для каждого варианта определяется:

R1 = С сущ – С пр

где суммарные затраты в первый год эксплуатации объекта в существующих и проекти­руемых условиях.

Народно-хозяйственные затраты и результаты в первый год

эксплуатации объекта (пересечение № 1)

Значение показателя, тыс. р.

существующие условия — нерегулируемый перекресток

регулируемый

перекресток

«оттянутый» левый поворот

1. Капитальные вложения

2. Затраты по эксплуатации оборудования

3. Транспортно-эксплуатационные затраты

С

С

С

4. Затраты связанные с нахождением в пути пассажиров

С

С

С

5. Затраты связанные с нахождением в пути пешеходов

С

С

С

С

С

С

7. Итого текущих затрат

С сущ

С пр 1

С пр 2

8.Положительный экономический результат на

первый год эксплуатации

(R = С сущ – С пр1 )

(R = С сущ С пр 2 )

R

R

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 267
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 603
  • БГУ 155
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 963
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 120
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1966
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 299
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 408
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 498
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 131
  • ИжГТУ 145
  • КемГППК 171
  • КемГУ 508
  • КГМТУ 270
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2910
  • КрасГАУ 345
  • КрасГМУ 629
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 138
  • КубГУ 109
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 369
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 331
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 637
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 455
  • НИУ МЭИ 640
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 213
  • НУК им. Макарова 543
  • НВ 1001
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1993
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 302
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 120
  • РАНХиГС 190
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 245
  • РГГМУ 117
  • РГПУ им. Герцена 123
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 123
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 131
  • СПбГАСУ 315
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 146
  • СПбГПУ 1599
  • СПбГТИ (ТУ) 293
  • СПбГТУРП 236
  • СПбГУ 578
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 194
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1654
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1473
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2424
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 325
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 309

Полный список ВУЗов

  • О проекте
  • Реклама на сайте
  • Правообладателям
  • Правила
  • Обратная связь

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Виды ДТП и способы их предотвращения на дорогах

Отправляясь в дорогу, каждый водитель рискует попасть в ДТП. Способствовать ему могут дорожные условия, возникшие неисправности в машине, поведение прочих участников движения. Виды ДТП, разнообразны.

Не секрет, что аварию могут спровоцировать злоумышленники, стремящиеся выманить деньги у доверчивого автомобилиста. Поэтому полезно знать, что такое ДТП? Механизм ДТП включает в себя несколько составляющих. Главными из них являются количество пострадавших, вид и степень причиненного ущерба.

Кроме того следует определить основного виновника в происшествии. Данный материал предоставит ценную информацию для автолюбителей. Отдельную выгоду извлекут из предложенного текста люди, которые только планируют сесть за руль.

Определение понятия «ДТП»

По нормативным предписаниям ДТП это событие, возникшее при движении автомобиля, вследствие которого пострадали люди, другой транспорт, а также имущество (груз, дорожные конструкции, деревья, недвижимость).

Определение ДТП в правилах дорожного движения в пункте 1.2. Кроме того, трактовка понятия дорожного происшествия содержится в ФЗ «О безопасности дорожного движения», прочих подзаконных актах.

Если же говорить о норме в ПДД, можно выделить следующие признаки ДТП:

  • инцидент произошел во время движения;
  • в ходе него есть пострадавшие;
  • в результате ДТП причинен вред имуществу, здоровью людей.

Ключевым моментом является то, что происшествие неразрывно связано с движущимся транспортным средством, включая его остановку на короткое время (не более 5 минут). Если ущерб будет нанесен стоящей машине (падение дерева, поджог, проявление хулиганских действий), такие действия считаться ДТП не будут. Такого мнения придерживается не только законодательство, но и судебная практика.

У многих возникает вопрос, чем отличается авария от ДТП. Есть два варианта ответа. При аварии не наступило ущерба. Например, две машины столкнулись, практически не повредив друг друга (мелкие царапины не в счет). С позиции же законодательства аварией считается чрезвычайное событие, случившееся на промышленном объекте.

Читать еще:  Протокол о дтп когда выдается?

Что относится к аварии на дороге

У ДТП классификация существует своя. Она зависит от типа повреждения транспортного средства, состава участников события, дорожной обстановки. Дальше мы более детально разберемся, что считается ДТП.

Например, к таковым можно отнести наезд на препятствие. В качестве преграды можно отнести фонарный столб, опору моста или забор вокруг дома, предприятия.

Что не считается ДТП

Теория и практика говорят о том, что дорожное происшествие нельзя рассматривать как таковое, если неприятность случилась с автомобилем во время его стоянки (более 5 минут). Исключение составляют ситуации, когда с ним столкнулся другой транспорт.

Падение на машину дерева, снега с крыши, элементов фасада здания под понятие «ДТП» не подпадает. Не будут считаться ДТП хулиганские действия в отношении стоящей машины.

Например, злоумышленник наносит царапины, разбивает лобовое стекло, делает на автомобиле различные надписи. Тогда указанные действия рассматриваются правоохранителями в ином порядке.

Все описанные случаи причинения автомобиля ущерба в финансовом плане может покрыть страховка КАСКО. При этом в соглашении со страховой компанией следует оговорить процедуру получения страховки.

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2018 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть разными. Основная из них – это нарушение норм правил дорожного движения в части соблюдения, скоростного режима, обгона, проезда перекрестка или светофора.

Сказанное касается и игнорирования дорожных знаков. Кроме того, к значительной части ДТП причастны нетрезвые водители.

Вина водителя также очевидна при несоблюдении режима пересечения железнодорожных переездов. В этом случае крупный денежный штраф сопровождается лишением права управления автомобилем.

Если говорить о ДТП, причины их возникновения могут зависеть от водителя в меньшей степени. Под этим подразумеваются погодные условия или неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

Инциденту также могут способствовать поломка автомобиля (например, отказ тормозов) или резкое ухудшение самочувствия сидящего за рулем (обморок, сердечный приступ).

К ДТП могут быть причастны пешеходы, переходящие проезжую часть в неположенном для этого месте. Некоторые личности сознательно бросаются под колеса двигающегося автомобиля, пытаясь таким способом свести счеты с жизнью.

Виды ДТП

В правовом поле имеется градация, по которой распределены виды ДТП на автомобильном транспорте. Определение типа аварии влияет на процесс оформления материалов по ней. Разберемся более подробно с тем, какими же бывают ДТП.

Столкновение

Под ним подразумевается физический контакт автомобиля в процессе движения с другими перемещающимися транспортными средствами. В столкновении может быть задействовано сразу несколько машин, что часто происходит на скользкой дороги.

Столкновение имеет место при контакте автомобиля с поездом. Происходит это в случае нарушения правил пересечения железнодорожного переезда.

Опрокидывание

Это переворот движущейся машины на бок или на крышу. Опрокидывание часто происходит в случае резкого поворота или тогда, когда водитель по разным причинам теряет контроль над управлением транспортом.

Автомобиль может перевернуться в том случае, когда в него на большой скорости въезжает другая машина. Чаще всего это происходит при боковом столкновении. В результате машину может выбросить на встречную полосу или даже тротуар. Нередко это оборачивается травмами для людей.

Наезд на стоящее транспортное средство

Это столкновение с припаркованным автомобилем, включая и прицеп к нему. При этом не имеет значения, где остановилась пострадавшая машина.

Часто данный тип ДТП случается на стоянках открытого типа. Например, въезжающий или выезжающий автомобиль сталкивается с транспортом других владельцев.

Наезд на препятствие

Такое ДТП представляет собой столкновение машины со стационарным объектом. Примером является светофор, закрепленный на дороге рекламный щит, фонарный столб.

При этом неважно, наехал ли водитель на объект или столкнулся с ним. В любом случае авария станет поводом для оформления требуемых материалов.

Наезд на пешехода

Это случай, когда автомобиль сбивает человека на переходе, другом участке дороги. Сказанное касается и ситуаций, когда сам пешеход своими действиями стремится попасть под колеса.

Если гражданин был травмирован упавшим с машины грузом, это также квалифицируется как наезд. Степень нанесенных лицу телесных повреждений в такой ситуации значения не имеет.

Наезд на велосипедиста

Ситуация во многом напоминает предыдущую. Разница только в том, что пострадавшим будет лицо, сидевшее на велосипеде.

Велосипедист может сам спровоцировать контакт с автомобилем. Такие действия также квалифицируются, как наезд.

Наезд на гужевой транспорт

Это столкновение с повозками, телегами, прочими средствами передвижения, управляемых с помощью животных. Вероятность ДТП повышается в пределах сельской местности. Даже если такой транспорт сам столкнулся с автомобилем, это также будет считаться наездом.

Как мы уже отмечали, машина может сбить на дороге животное. Это тоже ДТП рассматриваемого нами вида.

Падение пассажира

Человек может упасть с движущегося транспорта. В качестве примера можно привести выпадение лица из кузова открытого фургона или из двери маршрутного автобуса.

Это происходит часто при изменении траектории передвижения. Если человек совершил падение из стоящего автомобиля, данный случай не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.

Тройное ДТП

Это ситуация, когда столкнулись несколько автомобилей. То же самое касается случаев, когда пострадало несколько пешеходов. При таком типе происшествия особое внимание уделяется порядку возмещения причиненного ущерба всем сторонам.

В процесс вовлекаются сразу несколько страховых компаний, решающие вопрос с выплатами по ОСАГО. Не исключены и судебные разбирательства между участниками происшествия, пострадавшими в части получения денежных компенсаций.

Бесконтактное ДТП

В рамках дорожного движения существует ряд ситуаций, когда дорожно-транспортное происшествие считается таковым без физического соприкосновения с автомобилем, пешеходом. Однако при этом машине потерпевшей стороны все равно наносится определенный урон.

Вот несколько примеров. Второй автомобиль «подрезает» участника аварии или выезжает на встречную полосу. В такой ситуации пострадавшей стороне ничего не остается делать, как совершить маневр для предотвращения аварийной ситуации. Он может привести к тому, что машина врезается в дерево, забор дома.

Падение груза на автомобиль с машины, следующей впереди, также относится к данному типу аварий. Кстати если впереди идущий транспорт зацепил дерево, дорожный знак, иной объект, что привело к его падению на другие машины – это тоже бесконтактное ДТП.

Отличительной чертой данного вида происшествий является то, что к ответственности привлекается водитель, спровоцировавший ДТП.

Иной вид ДТП

Многие водители не соблюдают правила проезда перекрестков. В результате часто случается ДТП при повороте налево. В рамках него происходит столкновение с транспортом, едущим в другом направлении.

Когда составляются документы по данному событию, важно правильно составить схему по ДТП. Она поможет определить виновника дорожного инцидента.

Порядок действий при аварии

Его общая схема описана в ПДД. Участники ДТП должны остановить свои транспортные средства и ждать приезда органов полиции (если речь не идет о европротоколе). При наличии пострадавших им до прибытия медиков оказывается первая необходимая помощь.

Правила также предписывают выставление знака аварийной остановки. Он должен находиться в багажнике каждого автомобиля. Знак должен быть расположен на проезжей части на видном для других водителей месте. Убрать его можно при окончании оформления всех материалов по ДТП.

Человек должен четко знать, что нужно делать при ДТП. От соблюдения всех процедур зависит эффективное отстаивание своих прав в будущем. В первую очередь следует проследить за тем, чтобы правильно составлялись административный протокол, схема аварии.

Не следует сразу же уезжать с места происшествия. К штрафу за это добавится судебное решение о лишении водительских прав. Следует остаться и зафиксировать состояние автомобиля на камеру мобильного телефона. А также полезно собрать контактные данные об очевидцах. Их свидетельства помогут при административном разбирательстве или уголовном деле.

Ответственность виновника

Она может быть трех типов. Административная ответственность в зависимости от сложности аварии и наступивших последствий может заключаться в штрафе, изъятии водительского удостоверения. Например, штраф может быть назначен за ДТП при движении задним ходом.

Если следствием ДТП стали тяжкие телесные повреждения у пострадавшего или летальный исход, возбуждается уголовное дело. Наказание ужесточается в том случае, когда виновник был пьян, или авария повлекла за собой смерть двух и более человек.

Административные, уголовные санкции не освобождают виновника от компенсации всего нанесенного ущерба. Он может быть материальным, моральным. Часть платежей во многих случаях берет на себя страховая компания, но она и может выдвинуть регрессные требования к виновнику ДТП.

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды. Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге.

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Рекомендации автовладельцам

Несмотря на то, что в России правовое поле постоянно меняется в сторону усиления ответственности водителей, количество ДТП с годами не уменьшается. Множество аварий возникает из-за людей, принявших алкоголь.

Чтобы уменьшить для себя риск попадания в ДТП, необходимо следовать букве правил дорожного движения. Кроме того, рекомендуется поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

Если же происшествие все же произошло, в первую очередь не следует паниковать. Нужно оставаться на месте события и принимать четкие, взвешенные действия. Стоит также уравновешено вести себя с противоположной стороной. Таким способом будет проще впоследствии отстоять собственные права.

Поэтому, подводя итог можно сказать, что в некоторых случаях ДТП получается предупредить или свести его риск к минимуму.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Классификация дорожно-транспортных происшествий в соответствии с правилами учета ДТП

На основании постановления Правительства РФ № 647 от 29.06.95 года «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» применяются следующие основные термины:

  • «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;
  • «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
  • «транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
  • «владельцы транспортных средств» — юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке;
  • «погибший» — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (до 19.11.2008 было в течение 7 последующих суток);
  • «раненый» — лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Согласно приказа МВД РФ № 328 от 18.06.96 года «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647» дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

  1. Столкновение
  2. Опрокидывание
  3. Наезд на стоящее транспортное средство
  4. Наезд на препятствие
  5. Наезд на пешехода
  6. Наезд на велосипедиста
  7. Наезд на гужевой транспорт
  8. Падение пассажира
  9. Иной вид ДТП
    (всего 9 видов ДТП)

Перечень видов ДТП и их определения содержаться в Приложение 6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий (является приложением к Приказу МВД РФ № 328):

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector