Как страховая компания оценивает ущерб после дтп?
Как происходит оценка ущерба после ДТП?
Любое дорожно-транспортное происшествие влечёт за собой определённые потери. Они могут быть незначительными, а могут быть настолько существенными, что дело переходит из гражданского судопроизводства – в уголовное.
Это происходит, если при ДТП был причинён ущерб жизни или здоровью.
Что считается причинённым ущербом при ДТП
Само понятие «ущерб» никак не определено законом. Поэтому при оценке ущерба после ДТП обычно пользуются статьёй 15 ГК РФ, которая чётко определяет что такое «убытки»:
- реальный вред, повлёкший за собой потерю или повреждение имущества (транспортного средства), которым владеет пострадавший;
- упущенная выгода, состоящая из средств, которые могли быть получены, если бы не произошло данное ДТП.
Что даёт оценка ущерба автомобиля после ДТП
В подавляющем числе случаев компенсация ущерба происходит за счёт страховых компаний. Это прописано в ст. 7 ФЗ от 25.04.2002 N40 (ред. от 20.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Но, поскольку эти выплаты имею предельный лимит, который также ограничен законом, недополученные средства могут быть потребованы с человека виновного в ДТП.
Законодательно установленный предел выплат един для всех пострадавших и составляет:
- за нанесённый вред имуществу – 400 тысяч рублей;
- за причинённый вред жизни или здоровью – 500 тысяч рублей.
Задача пострадавшего – минимизировать полученный ущерб. Для этого требуется, чтобы причинённый вред определили специалисты. Задача профессионалов максимально точно определить соотношение понесённых убытков и суммы, которая покрыла бы их возмещение, плюс моральные потери.
Оценка ущерба авто после ДТП проводится в том случае, если:
- причинённый вред значительно выше, чем предлагаемая сумма;
- человек, который виновен в происшествии не имеет свидетельства ОСАГО;
- страховая компания намеренно занижает положенную компенсацию;
- страховая компания не признаёт данный случай страховым.
Стоит обратить внимание, что данную процедуру проводить имеют право только компании, которые зарегистрированы как саморегулируемые организации оценщиков (СРО). Более того, они сами должны быть застрахованы в сторонней фирме на случай ошибки.
Виды причинённого ущерба при ДТП и способы их оценки
Любая авария несёт за собой те или иные последствия. Условно их можно разделить на три группы.
Имущественный вред.
Он складывается из стоимости вещей, пострадавших при аварии и степени урона самого автомобиля. Если цена вещей может быть подтверждена чеками или свидетельскими показаниями, то с машиной всё немного сложней. Чтобы оценить урон причинённый транспортному средству, складываются все затраты на восстановление, учитывая сопутствующие факторы:
- ремонт и покраска;
- замена деталей;
- стоимость материалов для покраски;
- величина физического износа;
- коэффициент порчи товарного вида.
Теоретически оценка ущерба составляется точно исходя из полученного урона. Но на практике это невозможно. Никакой эксперт не сможет со 100% вероятностью определить, что какое-либо повреждение было нанесено именно сегодня, а не, например, два дня назад. Поэтому он просто устанавливает сумму, которая должна покрыть имеющиеся из-за ДТП повреждения.
Вред жизни и здоровью.
Он оценивается путём сложения стоимости лечения и восстановления после аварии, а также компенсации за недополученную заработную плату из-за вынужденного простоя. Доказательствами в этом случае выступают результаты судебно-медицинской экспертизы, медицинское освидетельствование, чеки из больницы и аптеки.
Моральный вред.
Согласно ст.12 ГК РФ, действия, повлекшие за собой нравственные и физические страдания, должны быть компенсированы в денежной форме виновником происшествия пострадавшему лицу. В данном случае оценка ущерба производится самим потерпевшим. Решение о необходимости подобной выплаты может принимать только суд, учитывая степень виновности правонарушителя, причины произошедшего и степень причинённых страданий ст.151 ГК РФ). Справедливость этих выплат регулируется ст.1101 ГК РФ и финансовыми возможностями виновника ДТП.
Иск в суд о возмещении вреда можно подавать как один общий, так и как отдельные иски (ст.1099, п.3 ГК РФ).
Как происходит оценка
Оценка ущерба автомобиля после ДТП начинается с оформления протокола сотрудником ГИБДД. На этом этапе самое главное, чтобы он с предельной точностью зафиксировал все повреждения машины, которые появились у неё в результате аварии.
От этого зависит, какую оценку ущерба вынесет эксперт.
Не стоит полностью полагаться на правильность заполнения протокола. Водитель должен сам постараться получить все возможные доказательства получения урона. Для этого можно сделать несколько личных фотографий, которые будут максимально точно отражать создавшуюся ситуацию:
- положение транспортного средства;
- тормозной путь автомобиля;
- положение осколков стекла;
- вытекшую жидкость из машины;
- все дорожные знаки, находящиеся поблизости;
- примерное время;
- погодные условия.
Также желательно заполучить свидетельские показания и видео с камер наблюдения, если таковые имелись поблизости. Все эти данные помогут доказать невиновность и получить компенсацию.
При наличии действующего полиса ОСАГО в течение 5 рабочих дней о произошедшем необходимо сообщить в страховую компанию. При этом нужно представить следующие документы:
- сам страховой полис;
- паспорт;
- право собственности;
- договор купли-продажи или доверенность;
- водительские права;
- техпаспорт автомобиля;
- протокол эксперта ГИБДД, составленный при аварии;
- извещение о ДТП;
- копия акта об административном нарушении (опционально);
- справка о принятом решении при рассмотрении этого акта (опционально).
Страховая компания изучает эти документы и назначает день, место проведения экспертизы.
Решение о выплате компенсации должно быть принято в течение 20 рабочих дней.
По закону такая оценка может проводиться тремя способами:
- самостоятельная оценка ущерба;
- экспертиза страховой компании;
- независимая экспертиза.
Лично оценить ущерб возможно, только если транспортное средство пострадало незначительно и общая сумма компенсации не превышает 50 тысяч рублей.
Поэтому, если в выплате компенсации было отказано или Вас не удовлетворяет её размер, то можно провести независимую экспертизу.
Сроки оценки ущерба после ДТП
Если страховая компания затягивает сроки оценки ущерба после ДТП, сторона, пострадавшая в ДТП, имеет право на проведение независимой экспертизы в любой оценочной компании.
Независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП
Причиной расхождений в размере компенсации являются манипуляции специалиста, который практически всегда старается минимизировать расходы страховой компании. В этом случае обращение в стороннюю организацию для проведения независимой экспертизы может быть единственным шансом получить деньги и восстановить свой автомобиль.
Процедура проходит в несколько этапов:
- заключение договора на проведение экспертизы транспортного средства его владельцем и сотрудником фирмы, оформление всех необходимых внутренних бумаг;
- оплата услуг независимой оценочной организации;
- выбор даты и места осмотра пострадавшей машины;
- подготовка формального приглашения с указанием времени, места и даты, на которые назначена экспертиза, его отправка почтой на адрес страховой компании и всех участников ДТП.
- осмотр повреждений автомобиля в выбранном месте;
- фиксация всех повреждений на специальном бланке независимой организации, с прикреплёнными фотоснимками, на каждом из которых обязательно присутствие регистрационного номера;
- расчёт стоимости нанесённого урона и составление экспертного отчёта, который обычно не превышает трёх дней;
- передача клиенту заключения эксперта и фотоматериалов.
Полезное видео
Здесь можно узнать как проводится оценка ущерба после ДТП:
Заключение
Имея на руках заключение независимой экспертизы человек, может трезво оценить свои шансы и если будет полностью уверен в своей правоте, то примет решение обратиться в суд для возмещения денежной компенсации.
Как рассчитывается выплата ущерба по ОСАГО с учетом износа
В результате аварии автомобиль получает явные и скрытые повреждения. Страховые компании стремятся снизить свои расходы и уменьшить размер компенсации.
Чтобы контролировать процесс и вовремя обжаловать решение, необходимо знать, как проходит оценка ущерба по ОСАГО.
- 1 Оценка ущерба по ОСАГО
- 2 Сроки
- 3 Единая методика расчета
- 4 Если страховая занижает ущерб
- 5 Оспаривание оценочного отчета
- 6 Независимая экспертиза
- 6.1 Документы
- 7 Подведем итоги
Оценка ущерба по ОСАГО
В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.
Вы можете подать заявление в страховую компанию:
- в которой зарегистрированы сами (при отс утствии вреда жизни и здоровью, а также при наличии страховки у всех участников ДТП);
- в которой зарегистрирован виновник (в любой ситуации).
Обязанность по оценке возлагается на страховую. Если выплату занизили, вы имеете право обратиться к независимому эксперту для проведения повторного осмотра. Впоследствии (при выявлении факта занижения компенсации), расходы можно будет взыскать со страховщика.
Сроки
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Единая методика расчета
Основные нюансы единой методики:
- Дефектовка автомобиля проводится при первичном осмотре, но впоследствии перечень повреждений может быть увеличен.
- Сумма устанавливается из расчета стоимости ремонта на дату ДТП в конкретном регионе.
- Выплата по ОСАГО определяется с учетом износа комплектующих.
- Учитывается стоимость годных деталей (при тотальных повреждениях).
Учет износа комплектующих при определении размера ущерба приводит к тому, что полученной компенсации недостаточно для восстановления повреждений. Если ремонт проводится за счет страховой, то мастера используют только новые детали, стоимость которых выше, чем у бывших в использовании.
То есть пострадавший попадает в ситуацию, когда он обязан внести дополнительные денежные средства на ремонт своего авто, даже при наличии страховки.
Чтобы этого избежать, требуйте определение размера компенсации за потерю товарной стоимости при оценке ущерба.
Если страховая занижает ущерб
Распространенные способы занижения размера ущерба:
- Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
- Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
- Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
- Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.
Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.
Проверить среднюю стоимость запасных частей, нормочасов и материалов можно на сайте РСА.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.
В случае отказа страховой компании от удовлетворения требований по претензии, вам придется защищать интересы в судебном порядке. Суд не берет за основу отчеты страховой или заявителя, а назначает судебную экспертизу.
Независимая экспертиза
Для получения справедливой компенсации:
- Попросите страховщика о проведении независимой оценки ущерба.
- Получите направление на проведение экспертного осмотра.
- Посетите его в назначенный день и время.
- Получите отчет.
Если не согласны с суммой компенсации, то:
- Найдите компанию по оценке, с лицензией на проведение исследования транспортных средств после ДТП.
- Заключите с ней договор.
- Уведомите об этом страховщика.
- Проведите исследование и получите отчет.
- Оформите претензию и приложите к ней новый отчет.
При положительном решении страховщика, вы получите не только выплату в соответствии с результатами отчета, но и возмещение расходов на эксперта.
Документы
Для проведения повторной оценки повреждений понадобятся:
- гражданский паспорт;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС);
- направление на проведение экспертизы от страховой компании;
- документация о происшествии (справка о ДТП и другие);
- другие документы, которые затребует эксперт.
Оценщик должен состоять в СРО и подтвердить наличие лицензии на оценочную деятельность. Проверить данную информацию можно по ссылке.
Подведем итоги
Чтобы полноценно оценить ущерб по ОСАГО, необходимо учесть следующее:
- Оплата по ОСАГО проводится в заявительном порядке.
- Первая экспертиза проводится по инициативе страховщика и за его счет.
- Результат первого исследования может быть занижен, поэтому активно участвуйте в процессе оценки на каждом этапе.
- Если есть подозрение о занижении суммы возмещения, обратитесь к независимому эксперту.
- Зачастую оценочного отчета и претензии достаточно для получения полного возмещения. В противном случае обратитесь в суд.
Как страховая компания оценивает ущерб после дтп?
Наш портал использует файлы Cookie
Использование нашего сайта означает Ваше согласие на прием и передачу файлов Cookie Что такое Cookie?
- Статьи
- Оценка ущерба при ДТП
Проведение оценки ущерба при ДТП: зачем это нужно?
Как показывает судебная практика, страховые компании все чаще и чаще занижают, либо вообще отказывают в выплате страхового возмещения. Первым этапом борьбы с недобросовестной страховой компанией является проведение независимой оценки автомобиля после ДТП. Она необходима для того, чтобы установить среднерыночную стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Оценку ущерба после ДТП осуществляет и сам страховщик, но, как правило, у данных экспертов нет соответствующего образования, предусмотренных законодательством РФ, следовательно, страховая оценка автомобиля после ДТП не является надлежащим доказательством расчета ущерба после ДТП. Законом не предусмотрено обязательное предоставление на осмотр транспортного средства после ДТП страховщику, достаточно известить страховщика телеграммой о:
- месте;
- дате;
- времени проведения оценки ТС.
Но в данном случае, скорее всего, страховщик не упустит своего шанса и неправомерно откажет в выплате страхового возмещения по причине не предоставления на осмотр автомобиля после ДТП.
Как оценить ущерб после ДТП?
Сейчас на рынке существует огромное количество лиц, осуществляющих оценку машин после ДТП, поэтому при выборе независимого оценщика при ДТП на вашем пути встретятся немало «подводных камней».
Прежде чем начать поиск оценщика автомобилей после ДТП, нужно понять, в чем заключается разница между экспертом и оценщиком. Здесь все достаточно просто. Оценщики определяют рыночную стоимость объекта оценки, а эксперты отвечают на такие вопросы, как:
- наличие и характер технических повреждений ТС;
- причины возникновения технических повреждений ТС;
- технология, объем и стоимость ремонта ТС.
Поэтому лучше всего выбирать оценщика, который должен иметь статус, как эксперта, так и оценщика.
Особенности проведения экспертизы по ОСАГО
Проведение оценки после ДТП по страховым случаям по ОСАГО имеют ряд своих особенностей. Согласно ФЗ «Об ОСАГО» для проведения независимой технической экспертизы привлекается ТОЛЬКО эксперт-техник. В соответствии с ФЗ об ОСАГО и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства» экспертом—техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе, профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам-техникам и аттестации, при положительных результатах, внесенное в государственный реестр экспертов-техников.
Также при оценке авто после ДТП по страховым случаям ОСАГО следует помнить, что в соответствии со ст. 12 п. 19 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба автомобиля на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).
Нововведения, о которых необходимо знать
С 1 декабря 2014 года, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба при ДТП осуществляется в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России. Это означает, что при составлении независимой оценки после ДТП, эксперт-техник обязан использовать данную методику.
Оценка ТС после ДТП не просто формальное действие. От правильной оценки ущерба зависит во многом успех всего судебного процесса. Оценка ущерба от ДТП должна быть произведена не просто грамотным и квалифицированным экспертом, но и должна быть проведена крайне внимательно. Независимая оценка при ДТП в первую очередь включает в себя осмотр разбитого автомобиля. Все повреждения должны быть подробно описаны и изложены в акте осмотра, который составляет эксперт.
Оценка автомобилей после ДТП включает в себя также осмотр экспертом скрытых повреждений, которые не указаны инспектором в справке ГАИ. Скрытые повреждения лучше всего фиксировать сразу вместе с явными повреждениями. Правила оценки ущерба при ДТП предписывают, что эксперт должен фиксировать только те скрытые повреждения, которые относятся к ДТП и соотносятся с внешними повреждениями.
Выбор места проведения экспертизы
На месте ДТП оценка ущерба это самый идеальный вариант, но не все помнят об этом в стрессовой ситуации, да и не все скрытые повреждения есть возможность осмотреть. Осмотр автомобиля на месте ДТП очень хорошо подходит для небольших происшествий, когда поцарапано только оперение кузова: крыло, бампер, дверь. В случаях с более объёмными повреждениями (вмятины на кузове, разбитый бампер) рекомендуется проводить осмотр на территории автосервиса.
Как осуществляется оценка ущерба автомобиля после дорожно-транспортного происшествия, в каких случаях требуется и от чего зависит ее стоимость?
Проведением оценки может заниматься страховая компания или независимая фирма. От того, как будут оценены полученные в результате ДТП повреждения, будет зависеть размер компенсации. Многие автовладельцы придерживаются мнения, что следует отдавать предпочтение независимой экспертизе, чтобы оценкой ущерба занималась незаинтересованная в результате сторона дела.
- Что такое процедура оценки ущерба автомобиля, какая используется методика
- Из каких этапов состоит
- Когда требуется проведение оценки
- Порядок действий для получения оценки ущерба авто
- Онлайн-сервисы для расчета размера ущерба
- Сколько стоит проведение процедуры, и кто платит
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Что такое процедура оценки ущерба автомобиля, какая используется методика
Главная задача проведения процедуры оценки ущерба транспортного средства (ТС) — это определение полученных автомобилем при аварии повреждений с целью расчета размера компенсации, которая подлежит возмещению владельцу пострадавшего автомобиля.
В результате проведения оценочных работ эксперт составляет акт, в котором указывается полная сумма, необходимая для проведения восстановительного ремонта. Для ее определения эксперты руководствуются положением ЦБ РФ от 19.09.2014 №432-П, в котором описана единая методика определения размера расходов для проведения ремонта пострадавшего ТС.
Для осуществления расчетов за основу берутся основные положения, указанные в методике:
- Один из самых важных факторов, который учитывается при выполнении оценочных работ, является возраст ТС. Процент износа зависит от даты начала эксплуатации авто, а не от даты его выпуска на заводе.
- В зависимости от индивидуального износа деталей автомобиля начисляются различные оценочные коэффициенты. Размер суммы в полной мере связан со степенью изношенности.
- При проведении оценки не учитывается степень износа деталей машины, от которых зависит безопасность водителя.
Цену деталей, необходимых для проведения ремонта, эксперты берут из справочника. Если позиция отсутствует в списке, то расчет производится экспертом вручную.
Из каких этапов состоит
Оценка ущерба включает в себя целый комплекс различных работ, направленных на определение общего объема повреждений и стоимости их восстановления. Процедура состоит из следующих этапов:
- Визуальный осмотр поврежденного ТС. Этот этап является первоначальным. Эксперт составляет схему авто и отмечает места, где имеются повреждения. Также дефекты могут быть зафиксированы с помощью фото- или видеосъемки. Данная схема будет выступать ориентиром для дальнейших этапов работы.
- Расчет стоимости необходимого для восстановления ТС ремонта. На этом этапе изучаются все поврежденные детали. Авто при необходимости может быть разобрано, чтобы эксперт не смог пропустить что-либо. В результате суммируется общая стоимость всех деталей. В отчете, который получит автовладелец, эксперт указывает об этом подробную информацию.
- Корректировка суммы ущерба с учетом износа. Полученная на предыдущем этапе сумма возмещения уменьшается в зависимости от степени износа деталей.
- Оценка состояния ТС до происшествия и его стоимость на тот момент. В этом может возникнуть необходимость, если автомобиль после ДТП уже не подлежит восстановлению. При этом может быть учтена стоимость годных остатков ТС.
По окончании всех этапов эксперт составляет заключение, в котором ставят подписи все участники проделанной работы. В нем указывается следующая информация:
- цель проведения оценки ущерба;
- ФИО автовладельца;
- сумма, необходимая для проведения восстановительного ремонта;
- перечень нормативных актов, на которые ссылается эксперт при проведении проверки;
- дата ДТП;
- данные страховых полисов участников ДТП;
- стоимость проведенной экспертизы;
- подписи экспертов, участвовавших в проверке, и руководителя организации;
- печать экспертной компании.
Когда требуется проведение оценки
Как правило, обращается к экспертам для определения стоимости ущерба, полученного автомобилем после ДТП, пострадавший в нем водитель, но не всегда. Процедура требуется в следующих случаях:
- автовладелец обращается за оценкой ущерба для получения компенсации по страховому случаю ОСАГО или КАСКО;
- пострадавший водитель не согласен с расчетом стоимости ущерба и обращается к экспертам для проведения независимой оценки;
- виновник аварии является инициатором экспертизы, так как считает расходы на ремонт, которые определила пострадавшая сторона, завышенными;
- для рассмотрения спора о возмещении ущерба в судебном порядке.
Порядок действий для получения оценки ущерба авто
Оценка ущерба автомобиля после аварии происходит следующим образом:
- Заказчик обращается в экспертную компанию (по договоренности со страховщиком или выбирает самостоятельно) и заключает договор об оказании услуг по оценке.
- Стороны договариваются о месте осмотра транспортного средства (автомобиль может быть осмотрен как на территории оценщика, так и при выезде эксперта к владельцу авто), дате и времени.
- Направляется уведомление второму участнику ДТП, которым он приглашается на место проведения осмотра, а также информируется страховщик о предстоящей процедуре.
- После проведения осмотра автомобиля эксперты составляют акт, прилагают к нему фото- и видеоматериалы, подтверждающие те или иные дефекты.
- Рассчитывается по установленной законодательством методике размер ущерба.
- Эксперты выдают отчет об оценке заказчику. Отчет является самым важным документом, который при рассмотрении спорной ситуации в судебном порядке может выступать весомым аргументом для получения требуемого размера компенсации.
Автовладельцу для оценки ущерба автомобиля после ДТП потребуется предоставить экспертам следующие документы:
- паспорт владельца ТС;
- свидетельство о регистрации ТС или паспорт ТС;
- доверенность, если заказчик не является собственником автомобиля;
- справка из ГИБДД, где указаны повреждения, полученные ТС вследствие происшествия;
- другие документы, которые могут потребоваться для проведения оценки ущерба.
Если оценку проводит страховая компания, то автовладелец договаривается с ее представителем о предстоящей оценке ущерба. Если после ее проведения автовладелец не согласен с результатами, то он вправе обратиться к независимому эксперту.
Онлайн-сервисы для расчета размера ущерба
Автовладелец может самостоятельно рассчитать размер ущерба, полученного при ДТП, с помощью онлайн-сервисов. Так, зная, какие повреждения получило ТС в результате аварии, можно узнать среднюю стоимость запчастей подлежащих замене, например, на официальном сайте РСА. Кроме этого, здесь имеется информация о стоимости нормочаса работ и материалов.
Узнать сумму выплат также можно, воспользовавшись калькулятором на сайте «ДТП помощь». После заполнения в калькуляторе данных об автомобиле и имеющихся повреждениях сервис автоматически рассчитает сумму ущерба. Такая оценка производится бесплатно.
Отправить запрос на проведение онлайн-оценки можно на сайте exp-ress.ru. Автовладелец, как и в предыдущем случае, должен заполнить предложенные в калькуляторе строки (регион, марка авто, год выпуска) и указать имеющиеся на машине повреждения, поставив галочки в соответствующих полях. Оценка на этом интернет-ресурсе платная. Стоимость отправки запроса составляет 30 руб.
Вышеперечисленные и другие сервисы по онлайн-оценке ущерба позволяют рассчитать только примерную сумму компенсации. Точный результат может предоставить только эксперт-оценщик.
Сколько стоит проведение процедуры, и кто платит
Как правило, расходы на проведение процедуры по оценке ущерба авто после ДТП берет на себя страховая компания, куда обращается автовладелец после аварии.
Если осмотр авто не был проведен в срок, или результаты не устраивают автовладельца, то он вправе самостоятельно обратиться к независимому эксперту. В этом случае все расходы он оплачивает самостоятельно, но в дальнейшем имеет право потребовать возмещения со страховой компании. Для этого заказчику необходимо сохранить все платежные документы.
Стоимость оценки в каждом конкретном случае будет отличаться, так как зависит от ряда факторов. Стоимость услуг экспертов по оценке ущерба будет зависеть:
- от характера повреждений (при наличии скрытых повреждений оценочные работы будут более сложными, соответственно, их стоимость будет выше);
- от обстоятельств аварии (находился после ДТП автомобиль на ходу или нет);
- от срока эксплуатации авто (чем больше машине лет, тем сложнее определить состояние, в котором она находилась до аварии);
- от срочности выполнения работы.
В некоторых случаях заказчик может сэкономить, если оценочная компания предоставляет скидки льготным категориям граждан, или если в момент обращения действует акционное предложение.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.
Всё о том, как оценивают ущерб по ОСАГО и как быть, если страховая компания требует возмещения ущерба от вас
В интернете очень часто можно встретить вопросы, касающиеся выплат по ОСАГО. Как рассчитывается ущерб? Что делать если СК требует возмещения ущерба с вас? И что собой представляет ущерб по договору страхования ОСАГО?
А также что такое возмещение ущерба здоровью по ОСАГО? Как получить компенсацию? Как оценивают степень нанесенных повреждений? Порядок осуществления процедуры. На эти и другие вопросы, мы постараемся ответить в нашей статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-03 . Это быстро и бесплатно !
Что такое возмещение ущерба здоровью по ОСАГО?
По ОСАГО можно получить выплату за вред, причиненный здоровью потерпевшего.
Если ранее страховщики имели некоторые лазейки, пользуясь которыми могли не выплачивать деньги, то с переходом на упрощенную систему выплат по полисам ОСАГО они этого сделать уже не могут. На сегодняшний день потерпевшие гарантированно будут получать выплаты. Кстати, лимит по выплатам увеличился аж в три раза и составляет 500 тыс. руб.
Сейчас нет необходимости пострадавшему дожидаться окончания лечения. Страховая компания должна будет оплатить ущерб на основании медицинских документов, которые подтверждают факт и степень нанесенного вреда здоровью.
Страховая компания рассчитывает сумму выплаты, умножая страховую сумму на нормативы, которые связаны с тем или иным повреждением.
Определить материальный ущерб, нанесённый транспортному средству СК может, на основании:
- заключения независимой оценки;
- по фактическим затратам на ремонт автомобиля (о том, как осуществить ремонт авто по ОСАГО, мы писали тут).
Как получить компенсацию?
Если определен виновный в ДТП и вы оба имеете действующие полисы ОСАГО (как застраховать авто по ОСАГО?), то вы можете обратиться за возмещением непосредственно в «свою» страховую организацию. Это, возможно, если в ДТП участвовало 2 автомобиля и никому из людей не был причинен вред здоровью.
Преимуществом таких выплат являются:
- срок выплаты регламентируется законом и составляет 20 дней;
- не возникает проблем с платежеспособностью СК;
- вам обязаны выплатить компенсацию по утере товарной стоимости.
Недостатком является:
- очень часто страховые компании занижают размер выплат;
- ограничение в размере выплаты.
В том случае когда, у СК в которой застрахован виновник ДТП,отозвана лицензия или компания объявила о банкротстве, вы можете получить компенсацию от Российского союза автостраховщиков.
Производятся выплаты по ОСАГО союзом автостраховщиков, так же как и страховой компанией. Находится РСА в г. Москва, и этот факт является дополнительным минусом для потерпевшего.
В случае если у виновного в ДТП, отсутствует полис ОСАГО (о том, для чего нужен полис ОСАГО, мы писали здесь) или же сумма восстановления автомобиля выше лимита ответственности СК, вы можете взыскать деньги за причинённый ущерб с виновного через суд.
У такого вида возмещения, есть пара неоспоримых минусов:
- низкая платежеспособность виновника ДТП;
- виновник, чаще всего, не имеет желания выплачивать вам убытки из своего бюджета.
Но у такого варианта есть и плюсы:
- материальная ответственность виновного в ДТП неограничена определенной суммой;
- есть возможность взыскать деньги за причинённый ущерб по фактически понесенным вами расхода (следует учитывать износ заменяемых автозапчастей).
Как оценивают степень нанесенных повреждений?
Теперь подробно расскажем, как оценивают ущерб по ОСАГО. Чтобы произвести оценку технического состояния авто проводят автотехническую экспертизу.
Полная картина происшествия восстанавливается после выполнения данных работ. По полной картине эксперт делает вывод и решаются все спорные вопросы относительно денежной компенсации, которую выплачивают потерпевшему.
Специалист, который проводит оценку ущерба нанесенного автомобилю, должен в первую очередь убедиться в исправности автомобиля до аварии, чтобы точно знать, что авария произошла не из-за неисправности узлов и механизмов автомобиля. В обязанности специалиста по ремонту так же входит проведение качественной дефектовки кузовных повреждений.
Сотрудники СТО и эксперты в своей работе используют разное программное обеспечение. Эти программы помогают выбрать виды ремонта, которые требуются поврежденным деталям.
Проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске на специальном стенде, куда загоняют автомобиль.
Работники, которые занимаются ремонтом транспортных средств, проводят также работы с геометрией кузова. Проводится осмотр всех щелей и зазоров на автомобиле и сравнение их со специализированной базой данных. В своей работе специалисты используют и специальные приборы, которые помогают определить царапины и сколы при помощи измерения толщины покраски.
Алгоритм действий для проведения процедуры
Первое что нужно сделать, это обратиться в свою страховую компанию, написать заявление, предоставить все необходимы документы и договорится о времени и месте где будет проходить осмотр поврежденного авто.
Независимому эксперту нужно будет предоставить результат осмотра, который провел сотрудник СК, если он проводился (некоторые сразу обращаются в независимую оценку). После осмотра независимый эксперт выдаст вам свое заключение, которое вы должны отдать в свою страховую организацию.
Если дело дойдет до суда, то эта экспертиза вам так же понадобится.
Порядок осуществления
На сегодняшнем рынке, существует достаточное количество фирм, которые предоставляют такую услугу, как оценка авто после ДТП. В поиске подходящего специалиста, вы можете столкнуться с рядом «подводных камней».
Прежде чем начинать искать специалиста вы должны понять, какая разница между независимым оценщиком и экспертом.
На самом деле тут все просто: оценщик может определить только рыночную стоимость автомобиля, а вот эксперт дает ответ на следующий перечень вопросов (а от этого во многом зависит порядок осуществления процедуры):
- наличие и характер, причины технических повреждений автомобиля;
- какой потребуется объем работ и технология ремонта;
- какова будет стоимость ремонта.
Лучше будет, если вы выберете специалиста, который имеет обе эти квалификации, и оценщика и эксперта.
Принципы калькуляции
По данным отраженным в акте осмотра, специалисты составляют калькуляцию. В ней так же отражают те виды ремонта, которые потребуются (замена, монтаж, окраска и т.п.), время (нормо-часы), которые потребуются специалистам для осуществления ремонтных работ, итоговую стоимость необходимых для ремонта деталей и стоимость производимого ремонта специалистом, а также производится расчет износа составляющих автомобиля.
Если в ДТП не пострадало здоровье людей и, что важно, у обоих водителей есть действующие полиса ОСАГО, то страховку можно получить на основании европротокола. Но размер возмещения ущерба по европротоколу не более 50000 рублей. Если выяснится, что размер ущерба, нанесённого пострадавшему выше установленного лимита, то доплачивать виновник будет из своих средств.
Если страховая компания требует возместить денежную сумму
Если страховая компания требует возместить выплаты, которую компания произвела в отношении потерпевшего, то вам придется потрудиться, чтобы либо вообще не производить оплату, либо снизить требуемую сумму.
Первое, что нужно сделать это тщательно провести проверку документов, на основании которых страховая требует от вас компенсации.
В таких случаях чаще всего предоставляется заказ-наряд, в котором есть перечень необходимых работ со стоимостью необходимых деталей для ремонта авто пострадавшего. Чаще всего стоимость рассчитывают по ценам официального дилера.
Но законом предусматривается предоставление еще и отчета оценки с учетом износа деталей, которые требуется заменить.
Очень часто случается так, что в отчетах фигурируют завышенные цены, лишние запчасти или же необходимые под замену детали считают не один раз.
Вам необходимо сделать оценку материалов аварии, для выявления всех противоречий, ошибок и неточностей.
Есть автоюристы, которые могут помочь в таком случае -множество фирм на сегодняшний день оказывают данную услугу. У таких специалистов, есть различные варианты решения и ряд зацепок, которые могут помочь избежать суда со страховой компанией. Они помогут детально провести проверку по вашему делу.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, размер выплат, чаще всего, страховые компании занижают и добиться реальной выплаты ущерба вам могут помочь специалисты. Если сумма ущерба небольшая, то вы можете составить европротокол и получить страховую выплату по упрощённой системе.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938-46-03 (Москва)
+7 (812) 425-14-75 (Санкт-Петербург)
SurprisedCat › Блог › Новый расчет ущерба по ОСАГО: методика обмана.
Двенадцать лет нам пытаются доказать, что ОСАГО – это полноценная защита интересов автовладельцев. Разбираемся в очередной инициативе Российского союза автостраховщиков, предусматривающей единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей.
Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно. Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта – единый для всех экспертов.
Над документом долго работали специалисты РСА – ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!
БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ:
Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой – свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.
Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, – седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница – 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.
Основная причина нестыковок – стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.
Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше – от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).
НАЙТИ ВЫХОД:
Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант – обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.
Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, – методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет – методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, – не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.
Что делать после ДТП и как получить справедливую оценку ущерба автомобиля?
Дорожно-транспортные происшествия случаются регулярно, они портят нервы многим автолюбителям. Если в процессе ДТП пострадало только транспортное средство, то главным неприятным последствием оказывается ремонт автомобиля, и связанные с ним траты.
Чтобы минимизировать потери важно правильно провести процедуру и оценить ущерб. Как же не допустить ошибок и почему возникают неточности во время того, как он оценивается, мы и расскажем в следующем материале.
- От чего зависит размер выплаты?
- Как страховые компании оценивают стоимость повреждений по ОСАГО?
- Где проходит расчет?
- Кто этим занимается?
- Что учитывают?
- Какие сроки?
- Почему это часто не выгодно страховой?
- Что делать, если не согласны с суммой компенсации?
- Как посчитать самостоятельно онлайн на сайте РСА?
От чего зависит размер выплаты?
Правительство приняло поправки в закон «Об обязательном страховании», предусматривающие рост максимально возможных выплат по полису ОСАГО. Для возмещения ущерба, полученного ТС после дорожно-транспортного происшествия, выплата может составить до 400 тысяч рублей согласно ст. 7 ФЗ-40.
Размер компенсации на ремонт транспортного средства зависит от двух главных показателей.
- Первым показателем является полученный ущерб, насколько сильно пострадало транспортное средство, какие детали подлежат замене. Проведение такой экспертизы на месте ДТП может стать оптимальным вариантом для небольших ДТП, где весь ущерб сводится к поцарапанному бамперу.
При расчете затрат на покупку запасных частей учитывается их стоимость в конкретном регионе. В России таких регионов насчитывается тринадцать, Москва, например, относится к центральному региону, Камчатка – к Дальневосточному региону, а Ленинградская область входит в Северо-западный экономический регион.
Как страховые компании оценивают стоимость повреждений по ОСАГО?
Где проходит расчет?
Страховщики могут провести оценку как на месте аварии, так и в автосервисе. Если, будучи в стрессе, водитель не сориентировался и не вызвал представителей страховой компании на место ДТП, ничего страшного. Оценка сразу после ДТП в любом случае не подходит для аварий, в ходе которых машины получили объемные повреждения.
Только так станет понятно, какие комплектующие придется заменить на запасные части и во сколько это обойдется. Однако оформить ДТП необходимо правильно, чтобы получить документы для страховки. Вам понадобится:
- справка о дорожном происшествии от инспектора;
- извещение об аварии, заполненное самостоятельно водителем;
- справка о невозбуждении уголовного дела.
Более подробный список документов для страховой после ДТП по ОСАГО можете узнать тут.
Кто этим занимается?
Несмотря на распространенное утверждение о том, что страховая компания сама проводит экспертизу, страховщики для таких целей привлекают посторонних специалистов. Оценку для страховой фирмы может проводить автосервис или любая другая компания, с которой страховщики заключили договоренность. По факту, независимой такая экспертиза не является, эксперты работают со страховыми фирмами, а не с пострадавшими клиентами. Детальнее о том, когда необходимо обратиться к эксперту для оценки ущерба и какие бывают виды экспертиз, можете узнать из нашей статьи.
В некоторых случаях, как только водитель соглашается на предложенный размер компенсации, которую считала страховая компания, оценка может не организовываться. В российском законе «Об ОСАГО» сказано, что техническая экспертиза должна быть проведена экспертом-техником.
А таким экспертом, согласно Приказу Минтранса РФ №277 от 22.09.16, может быть физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию или переподготовку и внесенное в реестр экспертов-техников.
Что учитывают?
Возмещение ущерба ТС включает в себя средства, которые владельцу предстоит потратить на ремонт автомобиля (покупка запчастей, оплата услуг автосервиса по их замене и другие ремонтные работы).
- Оценщик рассчитывает стоимость работ, с этим пунктом, как правило, возникает немного споров. Главное, определить продолжительность работ.
- Затем количество часов умножается на расценки местных автосервисных центров.
- Более сложная ситуация выходит со стоимостью комплектующих. В ДТП часто попадают не новые, бывшие в эксплуатации какое-то время, автомобили, к таким ТС применим термин износа.
В законе Российской Федерации «Об ОСАГО» сказано, что водитель имеет право получить деталь, которая соответствует по стоимости изношенному комплектующему. После установки степени износа и, соответственно, стоимости товара, перед пострадавшим возникает серьезная проблема поиска таких деталей.
Рынок изношенных запчастей в России беспорядочен и не очень развит, автосервисы часто предлагают установку исключительно новых запчастей. Такая политика компенсации по ОСАГО приводит к тому, что водителю приходится компенсировать разницу между стоимостью новой детали и изношенной из своего кармана.
С 2015 года в Российской Федерации действуют обновленные справочники с ценами материалов и запчастей, их подготовил Российский союз автостраховщиков (РСА).
Какие сроки?
Федеральный закон «Об ОСАГО» ограничивает сроки проведения экспертизы пятью календарными днями, однако не с момента ДТП, а с того времени, как пострадавший в дорожно-транспортном происшествии подал в страховую компанию необходимые документы.
Почему это часто не выгодно страховой?
Страховые компании всеми способами стараются занизить выплаты пострадавшему, поскольку размер возмещения ущерба напрямую связан с прибылью предприятия. Чтобы получить адекватную компенсацию, водителю придется все перепроверять и уточнять. Страховщики часто пытаются занизить стоимость подлежащих замене запасных частей, несмотря на то, что все они указаны в специализированных каталогах на сайте РСА. Стоимость часа работы также определена официально Центробанком РФ.
Если страховая компания блокирует доступ к калькуляции, возможно, она составлена неверно. В отчет по ДТП должны быть включены все повреждения, случаются ситуации, когда в отчете просто нет поломки, соответственно, и компенсацию за нее вам не выплатят.
Инспекторы на месте ДТП не обязаны описывать весь перечень повреждений, их интересуют вмятины и царапины, по которым можно установить место удара.
Страховые компании иногда завышают процент износа, неправильно определяя величину этого параметра. Страховщики иногда учитывают вместо даты первой регистрации автомобиля следующую дату: 1 января года выпуска транспортного средства. Допустим, пострадавший автомобиль был изготовлен в 2013 году, а водитель начал эксплуатировать его в марте 2014 года. Страховщики могут дополнительно «добавить» к эксплуатационному сроку 1,5 года, что отразится на коэффициенте износа. Утрата товарной стоимости также часто становится предметом спекуляций. Детальнее о том, почему после ДТП повышают коэффициент и сколько он действует, читайте в нашей статье.
Этот параметр характеризует сумму, на которую уменьшится рыночная стоимость транспортного средства даже после осуществления ремонта. Страховые компании очень редко добровольно идут на уплату УТС, при том, что владелец нового (менее одного года эксплуатации) автомобиля может получить в рамках компенсации УТС от 5 до 10% стоимости автомобиля. Добиваться ли выплаты УТС через судебные органы, решать приходится самостоятельно каждому владельцу машины.
Что делать, если не согласны с суммой компенсации?
Клиентам, не согласным с окончательной суммой компенсации, необходимо обратиться к независимому эксперту. Перед этим ознакомьтесь с документацией самих страховщиков, чтобы потом выяснить, сколько вам недоплатили. Однако проведение дополнительной независимой экспертизы согласно ст. 12.1 ФЗ-40 не убедит страховую компанию заплатить вам больше, не обойтись без судебного разбирательства, в ходе которого вам и придется доказать, что ущерб был большим.
Как посчитать самостоятельно онлайн на сайте РСА?
Каждый автолюбитель может самостоятельно рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО, если была авария, на этой странице РСА выберите пункт «Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов».
Такая опция поможет вам понять, не занизила ли страховая компания выплату. По указанному адресу вы найдете интерфейс для создания запроса на оценку ущерба.
- Средней стоимости запасных частей.
- Средней стоимости нормочаса работ.
- Средней стоимости материалов.
Считаем:
- Выбираем среднюю стоимость запасных частей (выбранная плашка окрашена в синий цвет, остальные – остаются белыми) и нажимаем на «Новый запрос».
Открывается интерфейс запроса:

Теперь мы должны посчитать среднюю стоимость нормочаса работ, для этого нам понадобится следующая информация:
- дата, на которую необходимы сведения;
- экономический регион;
- марка и тип транспортного средства.
Данные вводим в соответствующие окошка, предварительно кликнув на плашку «Средняя стоимость нормочаса работ».
Давайте теперь посчитаем, сколько будет стоить час работ в Северном экономическом регионе для легкового автомобиля BMW.
Получаем ответ: Средняя стоимость нормочаса работ, руб. – 1100.00.
Вписывать тип и марку автомобиля не следует, вам нужно просто выбрать подходящий вариант из выпадающего меню, кликнув на каждую плашку последовательно сверху вниз. На сайте вы также можете посчитать, сколько стоят материалы для вашего авто.
Алгоритм действий аналогичный. Чтобы получить достойную компенсацию материального ущерба после ДТП по ОСАГО, водитель должен внимательно следить за работой страховщиков, во многих случаях результаты такой экспертизы не соответствуют реальному положению вещей.
Страховые фирмы используют разные способы, чтобы занизить выплаты, но, помните, что владелец ТС имеет возможность отстоять свои права в суде.
Как страховая компания оценивает ущерб после ДТП
На страховые выплаты после ДТП может рассчитывать, как пострадавшее лицо (на основании полиса ОСАГО), так и виновный (если он заключил договор КАСКО). Но для этого необходимо точно знать, какой ущерб причинен в результате дорожно-транспортного события и во сколько оценивается ремонт транспортного средства. Страховая компания обеспечивает проведение оценочных работ экспертом, однако в большинстве случаев выделенных денег на восстановительный ремонт авто не хватает. Логично, что у автовладельцев возникает вопрос: как страховая компания оценивает ущерб после ДТП и откуда берется разница?
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с оценкой ущерба после ДТП, то вам следует помнить, что:
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
Какова процедура оценивания ущерба после ДТП
Для того чтобы оценить ущерб, причиненный транспортному средству в результате ДТП, должна проводиться независимая экспертиза. Чаще всего страховые компании настаивают на обращении в конкретные оценочные центры, и в этом случае следует обратить внимание, что это должен быть только тот эксперт, который есть в госреестре Министерства юстиции РФ.
Страховщик обязан обеспечить проведение экспертного оценивания в течение пяти дней после получения документов о ДТП и заявления от владельца авто, которое было повреждено. Далее процедура происходит следующим образом:
- страховая компания уведомляет потерпевшего и виновного о том, где, когда именно и в какое время будет проводиться экспертиза;
- владелец авто, претендующий на получение страховой выплаты, обязан предоставить на осмотр свой автомобиль. Если машина находится в состоянии, при котором транспортировка её невозможна, оценивание проводится по месту фактического нахождения ТС;
- эксперт выполняет осмотр авто, фиксирует повреждения, анализирует, все ли они могли быть результатом данного дорожно-транспортного события;
- рассчитывает стоимость восстановления авто (материалов, запчастей, работ) и вносит полученные данные в отчет.
Начисление выплат по возмещению ущерба после ДТП
Если обе стороны (водитель и страховщик) договорились о сумме, т.е. полученные результаты оценивания всех удовлетворяют (покрывают ремонт и не превышают установленных лимитов), то тогда страховая компания производит выплаты.
Но во многих случаях названные в результате такой оценки суммы далеки от реальности, и не покрывают фактически необходимых затрат на ремонт ТС. Тогда водитель имеет полное право обратиться к независимому эксперту для оценивания ним причиненного ущерба. Как показывает практика, в восьми случаях из десяти результаты разные, и стоимость затрат, приведенная в отчете независимого оценщика, оказывается выше.
Почему возникает разница в результатах разных экспертиз
Оказывается, есть свои секреты в том, как страховая оценивает ущерб при ДТП. В первую очередь это связано с тем, что страховщик всегда настаивает на проведении экспертизы в тех оценочных центрах, у которых с ним определенные договорные обязательства. Во-вторых, несмотря на то, что страховые обязаны пользоваться единой методикой расчетов расхода на восстановительный ремонт, они довольно часто обходят и данное требование. Например:
- «ошибочно» забивают в калькуляцию стоимость запчастей другой модели авто, более дешевой, применяют не те коэффициенты;
- манипулируют степенью износа тех деталей, которые следует заменить (заведомо завышают её, за счет чего снижается стоимость ущерба);
- намеренно пропускают такой показатель, как утрата товарной стоимости;
- вносят в калькуляцию намеренно заниженное количество нормо-часов, необходимых для восстановления авто.
Это лишь несколько примеров из того, как страховые оценивают затраты пострадавших и умудряются занизить выплаты, и этот список можно продолжать ещё долго. Таким образом получается временами значительная разница между реальными затратами на восстановительный ремонт и страховой компенсацией.
Важно! Если вы стали жертвой обмана, не стоит оставлять вопрос открытым – обратитесь к опытному юристу и отстаивайте свои права в судебном порядке.
Юридическая помощь в спорах о неправильном оценивании ущерба при ДТП
Заметив то, что страховая компания неверно оценивает причиненный вам ущерб, необходимо проконсультироваться у специалиста по вопросам автоправа. Он внимательно изучит ваш вопрос и решит, как поступать дальше. Для взыскания со страховой компании выплат, которые вам полагаются по праву, необходимо будет подать иск в суд. Юрист поможет вам его составить или сделает это сам, расскажет, какой нужно подготовить пакет документов (сюда входят копии справок о ДТП, результаты независимых экспертиз и т.д.).
Любое ДТП и наступление при этом страхового случая – это дело тонкое, требующее индивидуально продуманного подхода. О каком бы виде ущерба не шла речь (повреждения автомобиля, велосипеда, забора или другого имущества), при грамотном подходе можно взыскать со страховой компании положенную вам сумму и потребовать возмещения убытков, связанных с подготовкой к суду (оплата госпошлины, услуг юриста).
После аварии — дороже
Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.
Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой — по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.
Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.
Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.
В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.
Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.
При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.
При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.
Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.
Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков — почти 149 тысяч.
Вычитаем одно из другого — получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.
Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.
Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.
Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.
Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.
На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.