1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как составить схему дтп самостоятельно образец

Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)

Часто ксоставлению схемы ДТП водители относятся как к гарантии точной фиксации произошедшей аварии. И, действительно, именно от правильного составления чертежа зависит возможность получения страхового возмещения (в отдельных случаях страховой выплаты), избегания ответственности, если водитель невиновен и пр. Важно не только уметь рисовать обстановку ДТП самому, но и контролировать верность описания сотрудником ГИБДД.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуациякто составляетобязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДДУчастники ДТПОбязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПСсхему ДТП самостоятельно составляют участникиРекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИУчастники ДТП могут составить дополнительную схемуПо усмотрению

Порядок составления

Какое должно быть содержание

Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:

  • дата и точное время происшествия;
  • кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
  • количество столкнувшихся ТС;
  • кто виноват в дорожном событии;
  • направление движений автомобилей до аварии;
  • взаиморасположение машин в момент ДТП;
  • нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
  • место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
  • какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
  • план участка дороги, где было столкновение;
  • габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
  • вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
  • наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
  • привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
  • разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
  • посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
  • месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
  • проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.

Основные правила

Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

Используются общепринятые символы без излишней детализации.

Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей , смотрите на видео:

Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.

Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.

Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.

Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.

Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.

Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.

Используемые обозначения

Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:

Знак обозначенияЧто обозначаетсяДополнительное описание
автомобиль легковойЕсли автомобиль в динамике, то изображается несколько фигур у первых контуры пунктиром, у последней фигуры (окончательная фаза аварии) контур сплошной.
грузовой автомобильМашины обозначают либо буквами, либо цифрами
мотоцикл
направление движенияЛинии повторяют траекторию движения во время ДТП
место столкновения
дорожная разметкаКак выглядит на покрытии
дорожный знакЕсли знак сложно изображать, можно указать номер в соответствии с ПДД или его название
светофорКрестиком отмечается горящий сигнал в момент аварии
посторонний предмет
тормозной путь
тротуар
дорожное ограждение
работа поворотников, стоп-фонарей
деталь и части автомобиля

Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:

Требования к различным видам схем

Европротокол

Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

  1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
  2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
  3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
  4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.

Стандартное ДТП

Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

Для чего нужна схема

Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.

Вообще грамотно составленная схема позволяет:

  • упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
  • избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
  • точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
  • не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.

Как составить схему ДТП в 2020 году?

Если произошла авария, происшествие необходимо оформить в соответствии с нормами действующего законодательства. В 2020 году в обязательном порядке составляется схема ДТП. Схематическое отображение дорожно-транспортного происшествия позволяет представителям уполномоченных органов наглядно изучить случившееся и разобраться во всех деталях происшествия. Схема ДТП в последствии учитывается во время принятия решения о признании одного из водителей виновником происшествия, поэтому особенно важно её грамотное составление.

Зачем составлять схему ДТП?

В 2020 году на основании схематического плана аварии происходит определение виновника дорожно-транспортного происшествия. Сотрудники ГИБДД и работники страховой компании получают возможность подробно разобрать обстоятельства случившегося. Если происходит обращение в суд, схема ДТП в обязательном порядке прикрепляется к материалам дела.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (495) 771-69-94 Москва; +7 (812) 449-44-43 Санкт-Петербург; +7 (800) 700-53-58 Бесплатный звонок для всей России.

Схема ДТП составляется после любой аварии. При составлении европротокола, действие может выполнить любой участник происшествия. Если ДТП требует вызова сотрудников Госавтоинспекции, они составят схему аварии самостоятельно. Чтобы документ был признан действительным, он должен быть оформлен в соответствии с положениями ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО.

Можно ли составить схему ДТП самому?

Схема ДТП оформляется участниками происшествия, если оформление аварии выполняется по европротоколу. Она составляется на бланке извещения. Для начертания плана предназначена графа 17. В дальнейшем документ предоставляется в страховую компанию. Участники аварии готовят извещения в 2 экземплярах. Расположение объектов на обеих схемах должно быть идентичным.

Если использование европротокола в рамках сложившейся ситуации недопустимо, происходит вызов ГИБДД. Представители уполномоченного органа самостоятельно подготовят схему. Они действуют в рамках административного регламента исполнения МВД РФ гос. функции по надзору за соблюдением требования законодательства в области безопасности дорожного движения.

Готовая схема ДТП предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с нюансами случившегося, они проставляют подписи. Допустим отказ от выполнения процедуры. В этом случае удостоверение схемы выполняется понятыми. Если их нет, проводится видеосъемка (пункт 282 приказа МВД №664).

Когда нельзя самостоятельно составлять схему ДТП?

Самостоятельное составление схемы ДТП возможно, если используется европротокол. Условия его применения регламентирует статья 11.1 ФЗ №40 об ОСАГО от 25 апреля 2002 года. В соответствии с вышеуказанным нормативно-правовым актом, применение европротокола допустимо:

  • в аварии приняло участие два автомобиля;
  • у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО;
  • в происшествии не пострадали люди;
  • ущерб ТС потерпевшего составляет не более 100 тыс.руб (при отсутствии разногласий и использовании приложения ДТП.Европротокл 400 тыс.руб).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, самостоятельное составление схематического плана происшествия недопустимо. Оформление производится с привлечением сотрудников ГИБДД. Если участники происшествия пренебрегают установленными нормами, страховая компания имеет право отказать в возмещении.

Закон о составлении схематического плана аварии

Необходимость составления схемы ДТП в 2020 году упоминается в пункте 273 Административного регламента исполнения МВД РФ функции по осуществлению надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения. Нормативно-правовой акт регламентирует перечень действий, которые обязаны предпринять сотрудники Госавтоинспекции для фиксации происшествия. Оформление схемы ДТП выполняется в соответствии с пунктами 280-282 Приказа МВД №664.

Возможность составления документа участниками аварии в действующем законодательстве не фиксируется. Однако потребность в оформлении схемы ДТП в 2020 году возникает при заполнении бланка европротокола. Возможности его применения регламентирует статья 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО. Это делает возможным самостоятельное составление схемы ДТП, но только в случае, если присутствуют условия, позволяющие применить европротокол в 2020 году.

Требования к составлению схемы ДТП в 2020 году

Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.

Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.

Что должно быть в схеме ДТП?

Жестких требований, касающихся оформления схемы ДТП физическими лицами, нет. Основной нормой выступает предоставление достоверной информации в полном объёме. На основании документа будет определяться ответственность сторон. Поэтому, в соответствии с пунктам 280-282 Приказа МВД №664, в схеме ДТП в 2020 году важно отразить следующие сведения:

  1. Присутствующие преграды, если они имели место быть на пути движения.
  2. Место происшествия. Описывается максимально подробно. Необходимо указать названия улиц, местоположение приметных объектов и прочего.
  3. Расположение линий разметки, светофоров и дорожных знаков. Произведение требуется для того, чтобы представителю уполномоченного органа было понятно, присутствовали ли ограничения выполнения маневров.
  4. Ширина дороги и количество полос.
  5. Расположение машин перед аварией. Важно указать направление движения.
  6. Место первого соприкосновения транспортных средств.

Необходимые документы для составления схемы ДТП

В законодательстве отсутствует список документов, которые нужно иметь под рукой при составлении европротокола и схемы ДТП. В процессе внесения сведений в бланк могут понадобиться:

  1. СТС. На его основании в документы вносятся сведения об автомобиле.
  2. Водительское удостоверение. Его номер потребуется указать в бланке европротокола.
  3. Объяснение произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Составить документ должны оба водителя. Бумага оформляется в свободной форме.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП в 2020 году

Если в происшествии отсутствует пострадавший, в столкновении приняли участие только 2 транспортных средства, ущерб автомобилю невиновного водителя составляет не более 100 тыс.руб (при отсутствии разногласий и использовании приложения «ДТП.Европротокл» 400 тыс.руб), аварию можно оформить самостоятельно. Составляя схему ДТП, нужно выполнить следующие манипуляции:

  1. Определиться с масштабом чертежа. В первую очередь наносится участок дороги, на котором произошло столкновение. Важно схематично обозначить ландшафт, место присутствия дорожных знаков и светофоров. Все мельчайшие детали прорисовывать не стоит.
  2. Выполняется нанесение на бумагу схематичного изображения транспортных средств. Обычно они представляются в виде прямоугольника с фарами. Последние в свою очередь изображаются в виде треугольников. Место столкновения обозначается крестиком.
  3. Фиксируются точные координаты автомобилей. Чтобы выполнить процедуру, рекомендуется произвести замеры расстояния между автомобилями, от колёс до обочины и определить иные показатели.
  4. Если на чертеже присутствуют помарки, его могут признать недействительным. Поэтому рекомендуется изначально составить черновик, согласовать его между собой, а затем переносить информацию в бланк европротокола. Он предоставляется вместе с полисом.

Составляется схема ДТП в пункте 17 извещения об аварии. В пункте 13 необходимо указать место столкновения на автомобиле.

Пример самостоятельно составленной схемы ДТП

Стандартный бланк для составления схемы ДТП имеет следующий вид.

Представим, что транспортные средства двигались в одном направлении. В момент обгона произошло столкновение. Тогда схема ДТП будет выглядеть примерно так.

Крестиком обозначается место столкновения автомобилей. Стрелки указывают направление движения.

Как составить схему ДТП онлайн?

Впервые столкнувшись с необходимостью составить схему ДТП, водитель может испытать затруднение. Упростить процесс оформления в 2020 году позволяют онлайн-сервисы. Можно прибегнуть к помощи:

  1. Автокадабра. Это онлайн редактор схемы ДТП, отличающийся простотой использования. Он позволяет составить план даже сложного происшествия. В редакторе присутствует большое количество элементов. Их использование не ограничено. Воспользоваться системой можно здесь.
  2. Составление схемы ДТП онлайн. Сервис был разработан компанией, которая специализируется на выкупе транспортных средств. Система неприхотлива. Она может использоваться даже при наличии медленного интернета. Составить схему ДТП можно здесь.
  3. Конструктор дорожных ситуаций. Это мощная система, отличающаяся большим функционалом. Однако если человек использует ее впервые, можно столкнуться с длительным ожиданием. При повторном использовании скорость работы повысится. Воспользоваться конструктором можно здесь.

Как составить схему ДТП на парковке?

От стандартной схемы ДТП на парковке отличается необходимостью отображать на плане стоящие транспортные средства. Обычно они обозначаются пунктирной линией. Дополнительно предстоит зафиксировать посторонние объекты, попавшие в зону столкновения. Это могут быть столбы, мусорные баки. В качестве места столкновения указываются соответствующие части парковочной зоны. Рекомендуется отобразить на схеме проходящие рядом улицы. Это поможет детализировать адрес. В пояснении фиксируется, что ДТП произошло на стоянке. В остальном процесс оформления стандартный.

Как составить схему ДТП на нерегулируемом перекрестке?

В первую очередь на бумагу наносится сама дорога и местоположение автомобилей на ней. Определение виновника аварии на нерегулируемом перекрестке выполняется с учетом знаков, установленных на пересечении. Составляя схему ДТП в 2020 году, важно обязательно отобразить их. В момент пересечения нерегулируемого перекрестка виновником происшествия признается водитель, который двигался по второстепенной дороге. Закон обязывает его пропустить все транспортные средства, которые едут по главной полосе.

Частые ошибки при составлении схемы дорожной аварии в 2020 году

Если составлением схемы ДТП занимается представитель Госавтоинспекции, обычно в оформлении плана проблем не возникает. Однако использование европротокола приводит к необходимости выполнить процедуру самостоятельно. В результате повышается риск появления ошибки. Чаще всего водители допускают следующие из них:

  1. Место первого соприкосновения транспортных средств определено неправильно. Причиной ошибки нередко становится невнимательность.
  2. Водитель пытается скрыть выполнения тех или иных маневров. Действия выполняются исключительно из-за присутствия умысла. Осуществляя манипуляцию, автолюбитель надеется переложить вину на другого участника происшествия. Примером подобного выступает отказ признания в попытке совершения обгона перед столкновением или превышения скорости.
  3. Сигналы светофора описаны противоречиво. В этом случае для выяснения обстоятельств привлекаются очевидцы. На основании их показаний принимается решение о том, кто из водителей прав.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Европротокол используется для получения страхового возмещения. Денежные средства предоставляют пострадавшему. Виновника происшествия определяют на основании схемы ДТП и прочей представленной участниками случившегося информации. Если план аварии составлен неверно, разобраться в том, какие действия повлекли возникновение ДТП, сложно. Это дает страховой компании право отказаться предоставлять выплаты.

В правильности оформления схемы ДТП в первую очередь заинтересован гражданин, который не является виновником происшествия. Поэтому важно грамотно фиксировать особенности случившегося на бумаге. Дополнительно проводится фото и видеосъемка.

Схема ДТП: образец, как нарисовать и составить

При аварии водителям следует соблюсти определенные правила, в т. ч. правила по составлению схемы ДТП. Не все шоферы осведомлены,как нарисовать схему ДТП, кто должен это сделать, какие факты следует в них указать, как поступить, если возникли проблемные ситуации при оформлении схемы и т. д.

Зачем нужна схема ДТП, и кто ее составляет

Схема ДТП является официальным документом, предназначенным для определения не только виновника автомобильной аварии и пострадавших, а также причин происшествия. Этот документ нужен для ГАИ (ГИБДД), страховой организации, а при разрешении этого дела мирным путем также для самих водителей. В последнем случае схема будет служить в качестве перестраховки.

Следует учесть факт, что участниками автоаварии являются не только водители, а также пешеходы, которым также рекомендуется знать условия и правила составления этой схемы.

Таким образом, в соответствии с 11 статьей ФЗ «Об ОСАГО»нарисовать схему ДТП могут:

  • сотрудник ГИБДД;
  • дежурные следователи, занимающиеся рассмотрением причин автомобильного столкновения и выявлением виновников ДТП;
  • виновники аварии.
Порядок и правила оформления

При автотранспортном происшествии рекомендуется сразу же нарисовать схему ДТП, чтобы получить наиболее ясную и детальную картинку аварии.

При аварии участники ДТП могут поступить следующим образом:

  • вызвать полицию и подождать сотрудников ГИБДД, не предпринимая без них определенных действий;
  • самостоятельно нарисовать схему автоаварии;
  • составить европротокол, отражая в нем схему ДТП.

При составлении схемы, сотрудник ГИБДД должен указать в ней информацию:

  • Насчет точного адреса происхождения аварии (адрес, улица, квартал, трасса);
  • С отражением дорожной разметки на месте ДТП и светофоров, находящихся в зоне автокатастрофы.
  • С указанием знаков, стоящих на трассе.
  • С отражением пешеходных периодов, в случае если это имеет значение для выявления виновников аварии.
  • Насчет образа движения ТС во время происшествия и т.д.
Самостоятельное оформление схемы: образец заполнения европротокола

Схему ДТП оформить можно в некоторых случаях, а именно если:

  • в происшествии задействованы максимум 2 автомашины;
  • участники автоаварии не получили физические повреждения;
  • виновники аварии имеют страховой полис или «зеленую карту»;
  • был причинен ущерб, размер которого составляет не более 100 000 рублей.

Европротокол также можно оформить, если между водителями имеются разногласия. Например, если в автомобиле хотябы одного из участников установлено специальное устройство ГЛОНАСС, а сумма ущерба не превышает 100 000 рублей. Благодаря этому устройству страховая организация может получить сведения,касательно координат местонахождения машины, времени и месте автоаварии, скорости и ускорении авто в момент дорожного происшествия (статья 11.1, пункт 5, подпункт а). Данное положение действует лишь в Московской и Ленинградской области, в Москве и Санкт-Петербурге.

Сведения о ДТП должны быть указаны в европротоколе. Так как не все водители могут грамотно составить европротокол, то в большинстве случаев они прибегают к помощи инспекторов ГИБДД. Несмотря на это, оформление указанного документа позволяет сэкономить время и быстрым образом освободить проезжую часть дороги.

Существуют определенные правила по самостоятельному оформлению схемы ДТП. В извещении о ДТП следует:

  • определить масштаб происшествия;
  • изобразитьместоположение машин;
  • указать правильныекоординаты ТС на трассе до и после автокатастрофы, для чего и следует определить расстояние между колес и обочины;
  • если ДТП имело место на парковке, то указанное обстоятельство также должно быть изображено.

Во многих ситуациях опытные водители, которые знают,как правильно нарисовать схему происшествия, не сталкиваются с трудностью при составлении европротокола. Специальный бланк извещения (европротокол) можно обрести в офисе страховщика или скачать его по ссылке ниже.

Извещение о ДТП состоит из 2 скрепленных листов, которые заполняются следующим образом:

  • лицевую сторону совместно заполняют оба участника автокатастрофы;
  • оборотная сторона бланка заполняется участниками, каждый из которых пишет на своем экземпляре;
  • на место пропущенных пунктов ставится буква Z;
  • все заполненные листы должны быть подписаны;
  • по большому счету от участников требуется поставить галочки или указать данные в специальных клетках;
Схема для страховой

В случае составления схемы ДТП для страховойорганизации сотруднику ГИБДД и участникам ДТП следует соблюсти определенные правила, а именно:

  • рисовать схему на бумаге форматом А4 с использованием шариковой ручки;
  • должна быть шапка под названием «Схема ДТП»;
  • изобразить дорожный участок, с указанием названий улиц, домов и номеров строений;
  • при наличии трамвайных и железнодорожных путей их также указать на документе;
  • изобразить ситуацию происшествия, с указанием местоположений машин;
  • схема следов торможения рисуется сотрудником ГИБДД, при необходимости;
  • расшифруются условные положения;
  • указывается ФИО и должность составляющего лица, а также данные паспортов водителей;
  • Подписи участвующих лиц и инспектора ГИБДД.

Проблематичные ситуации: ошибки водителей

Как правило, в отличие от оформления инспектором схемы ДТП, составление водителями европротокола довольно часто влечетза собой возникновение определенных проблем, самыми распространенными из которых являются следующие:

  • По причине недостаточной концентрации или реакции водителей, последним неправильно устанавливается место первого столкновения машин, что стало причиной возникновения дальнейших проблем.
  • Наличие разногласий при описании светофорных сигналов в момент аварии. Для устранения этой проблемы сторонам рекомендуется привлечь в дело свидетелей ДТП, которые своими показаниями помогут установить, кто же из водителей указывает правдивую информацию.
  • Водителями искажаются сведения о ДТП, чтобы снять из себя вину действий.
Условия и порядок оспаривания

Если схема нарисована с нарушением основных правил или не отражает ситуацию в полной мере, то недовольный водитель может оспорить этот документ. Схему оспорить можно также при:

  • искажении фактических обстоятельств дела намеренным или ошибочным образом;
  • нарушении норм законодательства;
  • фальсификации документа и т.д.

В случае если схема была включена в базу данных ГИБДД, то водителю следует предоставить ходатайство об изъятии этого документа из дела в вышестоящую инстанцию

Последние шаги

После оформления европротокола, водитель должен пойти в офис страховщика для проведения экспертизы пострадавшего автомобиля и получения денежной компенсации. Ниже указаны алгоритм действий по получению страховой компенсации:

  • Обращаться к страховщику нужно в пределах 5-дневнего периода с момента ДТП.
  • При подаче бланка европротокола водитель может получить от компании расписку с печатью и датой. Этой распиской работник СК подтверждает получение бланка.
  • Водитель может рассматриваемый документ отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

При оформлении схемы ДТП рекомендуется указать как можно больше информации о происшествии, что поможет яснее проанализировать момент столкновения машин. В случае если водитель сталкивается с определенными трудностями, разногласиями, при составлении документа, то емуне следует оформить схему самому. В таком случае рекомендуется прибегнуть помощи инспектора ГИБДД.

Как правильно рисовать схему ДТП

При возникновении аварийной ситуации, в результате которой был нанесен вред здоровью физическим лицам и ущерб транспортным средствам, необходимо составить схему ДТП. Документ позволяет определить причины происшествия для начисления страховых выплат по возмещению материальной компенсации. Для фиксации обстоятельств инцидента водители должны знать, как нарисовать схему ДТП. Автовладельцы вправе самостоятельно составлять графический план аварии без участия сотрудника ГИБДД.

В каком случае нужна схема ДТП

Рисунок дорожного происшествия – это чертеж места столкновения транспортных средств с фиксацией объектов, имеющих значение для установления причин и последствий аварийной ситуации. Изображение необходимо для обращения в страховую компанию, определения виновной стороны или оспаривания решения сотрудника ГИБДД в ходе судебного разбирательства.

Основания для оформления

Любая аварийная ситуация должна быть документально зафиксирована. Возникновение дорожно-транспортного происшествия требует заполнение бумаг для получения выплат по страхованию. Для начисления материальной компенсации в протоколе обязательно рисуется подробная схема ДТП.

Кто составляет

При дорожно-транспортном происшествии водители могут урегулировать конфликт без вызова инспектора. Для фиксации аварийной ситуации необходимо составить Европротокол. В документе каждый участник рисует графический план с детальным указанием обстоятельств инцидента.

Согласно ст. 11.1 ФЗ №40 самостоятельное заполнение специального бланка возможно при соблюдении следующих условий:

  • участие не более двух транспортных средств;
  • отсутствие пострадавших физических лиц;
  • наличие действующего страхового полиса ОСАГО у каждого автовладельца:
  • максимальный размер ущерба – 50 000 рублей для регионов России, 400 000 – для Москвы, Санкт-Петербурга.

При невозможности урегулирования конфликта и возникновении разногласий между водителями, зафиксировать происшествие должен сотрудник ГИБДД. Основания для обязательного оформления документов только инспектором:

  • сумма материального ущерба превышает 100 тысяч рублей;
  • нахождение одного или нескольких участников аварии в наркотическом, алкогольном опьянении;
  • отсутствие водительских прав, действующего ОСАГО у автовладельца;
  • наличие пострадавших;
  • сокрытие с места происшествия виновника столкновения.

В протоколе инспектор самостоятельно составляет схему ДТП на бланке на основании свидетельских показаний, визуального осмотра места аварии для установления нарушителя правил дорожного движения. Участники вправе нарисовать дополнительный графический план до приезда полицейского комиссара или при несогласии с решением по определению виновной стороны.

Для кого необходима

Составление рисунка ДТП нужно для возмещения ущерба по ремонту поврежденного транспортного средства. Графический план учитывается во время суда для установления виновной стороны столкновения. Неправильно отраженные сведения происшествия – причина отклонения заявки для получения страховых выплат или рассмотрения доказательства в вышестоящей инстанции.

ГИБДД

При возникновении разногласий по определению нарушителя правил дорожного движения участники происшествия могут зафиксировать аварийную ситуацию на ближайшем посту ДПС или в следственном отделе полиции.

Внимание! Самостоятельно составленный рисунок не в Европротоколе не имеет юридической силы. Чертеж является материалом, на основании которого сотрудник ГИБДД устанавливает обстоятельства инцидента.

Страховая

Получение компенсации возможно только по действующему полису. К ОСАГО прилагается специальный бланк, который водители могут самостоятельно заполнить при возникновении аварии. В Европротоколе отведено отдельное поле для составления графического плана происшествия. Чертеж обладает юридической силой только после подписания обоими участниками ДТП документа.

Правила составления схемы аварии

Законом не установлены единые принципы оформления графического плана. Недостоверный чертеж – повод для отказа в страховых выплатах. Основные правила составления схемы ДТП – четкое, понятное, правдивое отображение событий.

Какую информацию должна включать

По предоставленному рисунку устанавливаются обстоятельства дорожного происшествия. Водители должны знать, как составить схему ДТП. В 2019 году на графическом плане автовладельцам нужно указать:

  • дата, время происшествия;
  • место аварийной ситуации: улица в населенном пункте, название трассы – за пределами города;
  • вид участка дороги — регулируемый/ нерегулируемый перекресток, поворот, прямая трасса;
  • ориентиры — тротуары, газон, заборы, трамвайные пути, остановки общественного транспорта, магазины, заправки;
  • расположение, направление движения автомобилей, пешеходов;
  • детальное изображение преград при их наличии;
  • наличие светофоров, дорожных знаков, разметки, ограждений;
  • другие транспортные средства;
  • габаритные размеры элементов дороги, объектов аварии;
  • место первого контакта машин;
  • следы тормозного пути на дороге;
  • крупные обломки аварии;
  • нахождение автомобилей после происшествия.

Предметы, имеющие отношение к аварийной ситуации, изображаются в горизонтальной плоскости, кроме случаев переворачивания автомобилей на боковую сторону. Для страховой компании неважны малозначительные детали: цвет машины, расположение багажника.

Составленную схему ДТП необходимо заверить подписями сторон и очевидцами происшествия. Если один из участников находится в алкогольном, наркотическом опьянении, другой водитель обязан сделать пометку в графическом плане.

Спецсимволы

Водители должны знать, как самостоятельно нарисовать аварию четко и понятно. Для составления графического изображения принято использовать обозначения. Основные специальные символы:

  1. Легковой автомобиль. При наличии нескольких участников каждая машина обозначается цифрой или буквой.
  2. Грузовой автомобиль.
  3. Мотоцикл.
  4. Направление движения. Стрелка с пунктирной линией обозначает траекторию перемещения транспортных средств на момент ДТП.
  5. Место столкновения в виде перекрестных прямых.
  6. Разметка. Расположение двойных сплошных, прерывистых линий на дорожном покрытии.
  7. Светофор. Горящий сигнал момент происшествия обозначается крестиком или стрелкой.
  8. Дорожный знак. При невозможности графического изображения допустимо указание названия или цифрового обозначения в соответствии с ПДД.

При составлении схемы ДТП разрешено упрощенное изображение автомобилей в виде прямоугольников, помеченных цифрами или буквами. Внизу документа делается примечание, поясняющее соответствие обозначения и марки, регистрационного номера транспортного средства. На рисунке посторонний предмет, препятствующий движению, фиксируется как параллелепипед, тормозной путь – изогнутые линии, повторяющие траекторию машины. Спецсимволы используют для обозначения тротуара, дорожных ограждений.

Основные рекомендации по оформлению

При возникновении аварийной ситуации автовладельцы должны знать, как самостоятельно составить схему ДТП по образцу. Установлены правила оформления графического плана:

  • наличие заглавия;
  • оформление чертежа на листе формата А4 при отсутствии Европротокола;
  • изображение рисунка черной или синей шариковой ручкой;
  • заполнение печатными буквами;
  • использование спецсимволов без подробной детализации;
  • составление схемы каждым участников происшествия;
  • отсутствие исправлений;
  • соблюдение масштабов, пропорций.

Важно знать! На зарисовке недопустимы помарки. Если была допущена ошибка при составлении схемы, разрешено зачеркнуть недостоверное изображение и поставить подпись «исправление верно». Внесенные изменения заверяются обоими участниками аварии.

Типовые схемы ДТП

На официальном сайте Российской системы автостраховщиков представлены стандартные чертежи. Составление схемы ДТП по имеющемуся образцу допускается при оформлении Европротокола, урегулировании конфликта в присутствии сотрудника ГИБДД на месте происшествия. Случаи, когда недопустимо изображение по шаблону:

  • нарушение правил составления протокола при возникновении аварийной ситуации;
  • бесконтактное ДТП;
  • столкновение в момент остановки автомобиля;
  • несоответствие стандартной схемы обстоятельствам;
  • отсутствие подписи участника инцидента на бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Типовые схемы являются опорным материалом для составления чертежа транспортного происшествия. Существует около 30 графических планов, учитывающих на основании экспериментов обстоятельства аварии, расположение автомобилей, место столкновения, размещение знаков и разметки, ситуации неправомерного совершения обгона, перестроения. Шаблонные рисунки сопровождаются комментариями по определению виновной стороны, назначению наказания за нарушения правил дорожного движения.

Можно ли рисовать схему ДТП онлайн

Для оформления аварии разрешено использование электронных сервисов для составления графического плана. В Сети существует редактор с простым интерфейсом.

Важно знать! Автовладельцы могут без прохождения регистрации нарисовать схему происшествия. Водители выбирают элементы ДТП по категориям: дороги/ улицы, участники движения, знаки/ светофоры.

На картинке высвечиваются выбранные объекты, детали аварийной ситуации, которые можно перемещать, изменять.

Типичные ошибки при составлении схемы

При самостоятельном оформлении дорожного происшествия возможно возникновение проблем. Автовладельцы неправильно обозначают место первичного удара транспортных средств из-за невнимательности, замедленной реакции в момент столкновения. Распространенная ошибка – искажение сведений для сокрытия обстоятельств инцидента. При противоречивых данных схем, составленных несколькими водителями, учитываются свидетельские показания очевидцев, материалы камер видеонаблюдения, регистратора.

Последствия неправильной прорисовки

Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.

Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.

Правила составления схемы ДТП

Согласно законодательству, даже самую незначительную дорожную аварию необходимо оформлять должным образом. Проведенное разбирательство позволит выявить виновных и пострадавших, обеспечит доказательствами и доводами, достаточными для получения компенсации. Схема ДТП – это важный официальный документ, который становится основой при разборе ситуации. Он принимается во внимание на судебных процессах, необходим для расчета страховых выплат. От правильности его составления многое зависит, поэтому каждый водитель должен знать базовые требования к чертежу, обладать навыками его нанесения.

Что должно быть в схеме ДТП

К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.

Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:

  • расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
  • позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
  • положение знаков, светофоров, тип разметки;
  • расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
  • данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
  • место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
  • расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.

Чтобы составить правильную схему ДТП надо использовать специальные обозначения. Они позволят упростить чтение плана и избежать двусмысленностей.

Для чего нужна схема

Основное назначение схемы ДТП – сохранение всех особенностей дорожной ситуации на бумажном носителе. Заверенная подписями инспектора ГИБДД и/или участников происшествия, бумага приобретает статус документа. С ее помощью проводится разбор момента аварии, ее обстоятельства и причины. Графический план столкновения объектов на дороге в обязательном порядке содержит информацию по всем предметам, принимавшим участие в ДТП (даже косвенно). Данные схемы учитываются при разборе дела в суде, выявлении виновника аварии. Она необходима для получения компенсации по ОСАГО, а иногда даже по КАСКО. Важно понимать, что информация, указанная в схеме, не должна противоречить данным, полученным с помощью средств фото- и видеофиксации.

Кто должен составлять документ

Особенности составления схемы ДТП зависят от обстоятельств аварии, ее серьезности, количества участников происшествия. В одних случаях водителям приходится рисовать схему ДТП самостоятельно, в других они не имеют на это право, поэтому требуется присутствие инспектора ГИБДД. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит статус доказательства и не будет принят к рассмотрению.

Сотрудниками ГИБДД

Если на место аварии вызван патруль ГИБДД, то ответственность по заполнению схемы возлагается на инспектора. Он же затем заверяет документ своей подписью. Для составления бумаги сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и свидетелей. Случается, что инспектор консультирует водителей по телефону, дает им разрешение на самостоятельное составление схемы и ее подкрепление фотографиями, видеосъемкой. Затем участники аварии посещают отделение ГАИ, где ситуация разбирается детально.

Водителями для страховой компании

Чтобы нарисовать легитимную схему ДТП для страховой, надо взять специальный бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. Важно помнить, что СК не примет в качестве доказательства просто отдельный листок. Также стоит учесть, что в типовом бланке не так много места для рисунка, поэтому на самой схеме надо отразить только основные и наиболее важные моменты. В извещении предусмотрены дополнительные пункты, в которых можно уточнить место удара и особенности выполнения маневров.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему

В некоторых ситуациях даже если правильно самостоятельно нарисовать схему ДТП для суда или страховой, можно столкнуться с отказом на ее рассмотрение. В особо сложных случаях и при серьезных авариях лишь у сотрудника ГАИ есть право перенести ситуацию на бумагу.

Схема ДТП составляется только инспектором ГИБДД, если:

  • транспортному средству потерпевшего нанесен урон на 100 тыс. рублей и больше;
  • участники аварии не имеют единого мнения по поводу виновника и обстоятельств происшествия;
  • хотя бы один из водителей, попавших в ДТП, не имеет права находиться за рулем или пребывает в состоянии опьянения;
  • хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, нет действующего полиса ОСАГО;
  • в аварии пострадали или погибли люди;
  • один из участников происшествия скрылся с места ДТП.

Если есть сомнения по поводу целесообразности составления схемы без сотрудников ДПС, лучше позвонить в отделение ГИБДД и уточнить этот момент.

Методика составления схемы

Если авария фиксируется инспектором ГИБДД, для нанесения рисунка может быть применен лист в клетку или обычная писчая бумага. Водители должны использовать для прорисовки схемы бланк Европротокола, в котором для этих целей отведен 17-ый пункт. Экземпляр извещения о ДТП можно получить в страховой компании при оформлении страховки – менеджер обязан дополнить его инструкций по заполнению документа.

Как правильно нарисовать план в европротоколе самостоятельно

Особенности нанесения рисунка не регламентированы, но отработаны на практике. Документ может содержать графические обозначения, буквы и цифры, схема наносится по форме «вид сверху». Для ее составления можно использовать синюю или черную шариковую ручку. Элементы чертежа должны быть общепринятыми, понятными, разборчивыми и при необходимости оснащенными расшифровками. Исправления, использование корректоров и других методов чистки недопустимо.

Согласно правилам составления в схеме ДТП должны быть только схематические данные, а в извещении указывают следующие моменты:

  • место происшествия (километр трассы, адрес, ближайший дом или другой узнаваемый объект);
  • количество вовлеченных транспортных средств, пострадавших;
  • данные свидетелей и их показания, если есть;
  • данные по машинам – участникам ДТП – их владельцам, лицам, которые находились за рулем, страховым компаниям, повреждениям, ответственному сотруднику ГИБДД.

Схема составляется с использование принципов масштабирования. По возможности она сопровождается фото- или видеоматериалами.

Несмотря на то, что в некоторых случаях составление плана допускается и через несколько дней после аварии, лучше всего рисовать его прямо на месте.

Типовые схемы

На сайте Российского союза автостраховщиков можно найти множество образцов схем ДТП, составленных на основе примерных обстоятельств, приводящих к авариям. Это подробные рисунки, которые сопровождаются рекомендациями в плане распределения ответственности между водителями. К их применению прибегают при оформлении Европротокола при условии, что участники ДТП достигли соглашения, а в происшествии нет пострадавших.

При наличии более двух участников

Обычно в таких ситуациях требуется составление схемы ДТП сотрудниками ГИБДД. При создании планов важно учитывать порядок очередности. В частности, если один водитель в результате своих маневров задел сразу два транспортных средства, составляется два рисунка – по одному с каждым из участников аварии. Данные третьего авто и его водителя в этом случае дописываются в графе №4 на обратной стороне извещения.

При ДТП на дворовой территории

Согласно ст.1 Федерального закона №40, ДТП на парковке, во дворе и любой территории, прилегающей к дорогам, оформляются по тем же правилам, что и аварии на дорожном полотне. Они точно так же являются страховыми случаями по ОСАГО. По статистике, чаще всего оформляются такие ДТП без ГИБДД, но при невозможности достигнуть согласия между участниками происшествия, вызывается патруль ДПС.

Используемые обозначения

При оформлении схемы дорожно-транспортного происшествия применяются специальные универсальные символы, благодаря чему любое заинтересованное лицо способно прочитать чертеж. В частности, свои обозначения есть у легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, посторонних предметов. Особым образом указывается направление движения ТС, место аварии, тормозной путь, дорожная разметка, светофор. Дорожные знаки можно рисовать или указывать цифрами в соответствии с ПДД

Требования к различным видам схем

Авария может быть зафиксирована по упрощенной или стандартной процедуре. От этого зависит, каким образом будет оформлена схема конкретного дорожно-транспортного происшествия.

Европротокол

Вариант упрощенной схемы ДТП, составление которой не требует вызова инспектора ДПС и сбора дополнительных бумаг. Использование Европротокола позволяет ускорить начисление и выплату страховой компенсации. Такой подход возможен только в случае, если в аварии задействовано не более двух транспортных средств. При этом сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей, здоровью пострадавших не был нанесен урон, у обоих водителей оформлено ОСАГО, а участники не спорят по поводу виновного.

Стандартное ДТП

Если упрощенная процедура не может быть применена, составляется схема ДТП по стандартному типу. В этом случае на место происшествия вызывается патруль ГИБДД, после чего его сотрудник принимает решение о целесообразности прорисовки чертежа. В такой ситуации водители только наблюдают за процессом, вносят поправки, контролируют правильность заполнения документов. При таком подходе составляется максимально точный чертеж, так как место происшествия замеряется, все детали фиксируются.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

При нарушении порядка составления плана ДТП, несоблюдения правил нанесения чертежа или даже помарки при обозначении транспортного средства, документ признается недействительным. Его не примут к рассмотрению в суде, по нему не удовлетворят запросы страховые компании. Легкомысленное отношение к прорисовке плана аварии зачастую становится причиной невозможности получить денежную компенсацию водителем даже при его невиновности. Ввиду того, что в правильности оформления документа больше заинтересована пострадавшая сторона происшествия, именно она должна все проверить перед тем, как поставить свою подпись.

Если один из водителей отказывается подписать схему ДТП

Ответственное отношение к составлению схемы ДТП позволит доказать свою невиновность, своевременно и в полном объеме получить компенсацию. Каждый водитель должен знать нюансы нанесения чертежа и возможные подвохи.

Как самостоятельно составить схему ДТП?

Подробную схему на месте происшествия составляют, чтобы разобрать обстоятельства случившегося.

Но не все водители знают, как правильно и четко нарисовать схему ДТП.

Рассмотрим, в каких случаях необходимо рисовать схему, какие факты должны быть в ней отражены.

Оформление

Оформление ДТП в 2020 году может производиться:

  1. Самостоятельно участниками аварии. Составляется, если есть условия для оформления ДТП по Европротоколу.
  2. Сотрудниками ГИБДД. Если ДТП нельзя оформить вышеназванным способом, участники должны вызвать инспектора ГИБДД.

Европротокол — процедура оформления документов о ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Заполняется специальный бланк Извещения.

Если он будет заполнен правильно, на его основании можно получить денежную компенсацию по страховому полису.

Оформление аварии по правилам Европротокола — возможность самостоятельно задокументировать произошедшее и продолжить свой путь в кратчайшие сроки, не создавать пробок и заторов на дороге.

Регламентируется законом Об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г., статья 11.1.

Условия для оформления аварии по Европротоколу:

  • в аварии пострадали только два автотранспортных средства, и их гражданская ответственность застрахована;
  • нет пострадавших, погибших, другому имуществу вред также не причинен;
  • отсутствуют разногласия в связи с повреждениями автомобилей;
  • размер ущерба составляет не более 50 000 рублей.

Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют подобным условиям, оформлять аварию нужно в общем порядке.

Получают бланк извещения в страховой компании при оформлении страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Также за бланком можно обратиться в офис страховой компании или поискать на официальном сайте страховщика. Также могут помочь справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант».

Схема нужна для:

  • разбора обстоятельств ДТП;
  • получения денежной компенсации от страховщика;
  • получения доказательств для суда и установления виновности участников аварии.

Как рисовать схему ДТП в Европротоколе? Для начала узнаем, какие сведения должна содержать схема.

Содержание схемы

Участники аварии должны отразить в документе:

  • месторасположение машин перед ДТП, направление их движения;
  • были ли или нет препятствия на проезжей части;
  • есть ли на данном участке дороги знаки светофоров, разметка;
  • были ли другие автотранспортные средства помехой при совершении маневра;
  • нужно отразить ширину дороги, количество полос в одном направлении;
  • место первого столкновения;
  • расположение автотранспортных средств после аварии.

Разберем, как самостоятельно оформить схему ДТП.

Правила составления

Единых и строгих правил, которым нужно следовать, нет. Но изображение должно быть четким, понятным, не должно вызывать дополнительных вопросов у сотрудников страховой компании.

Лучше воспользоваться образцами или типовыми схемами, речь о которых пойдет ниже.

Основные рекомендации по методу составления, которых стоит придерживаться:

  • необходимо корректно отразить все существующие факторы, которые привели к аварии и которые помогут в определении виновности или степени виновности участника;
  • согласовать место расположения автотранспортных средств до и после ДТП;
  • обязательно отметить разметку, дорожные знаки, сигналы светофора;
  • в документе должны быть подписи сторон;
  • если схему составляет сотрудник ГИБДД, схема подписывается ответственным лицом экипажа;
  • в документе не должно быть исправлений (если в схеме есть неточность, изображение следует полностью переделать, или незначительные изменения подписываются обоими участниками аварии);
  • заполняют бланк простой шариковой ручкой, разборчиво;
  • заполняют все графы и поля.

Если по составленному изображению не представляется возможным определить существенные обстоятельства, документ не будут учитывать при разборе аварии.

Отражать все объекты следует схематично. Лучше не тратить время на прорисовывание мелких деталей (цвет авто, наличие багажного отдела и прочее), если эти факторы не имеют важного значения для определения обстоятельств случившегося.

Предметы, связанные с аварией, нужно отображать в горизонтальной проекции (если машины не перевернуты на бок).

Для исключения возможного возникновения противоречий между участниками желательно:

  • сначала составить схему каждому из участников отдельно;
  • исправить противоречия;
  • вместе составить черновой вариант, затем перенести его на бумагу.

Следует дополнительно сфотографировать место ДТП с нескольких ракурсов.

Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой?

Методика составления схемы

Схему можно нарисовать на отдельном листе А4 (если аварию фиксируют сотрудники ГИБДД) или в пункте 17 Европротокола.

Если схема составляется самостоятельно водителями, ее нужно рисовать в бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии», который состоит из основного листа и вкладыша.

На него копируются данные, вносимые на первый лист. Оба листа обладают равной юридической силой.

На бумагу наносят положение участка, где произошло столкновение, указывают названия соседних улиц, номеров домов, расположенных поблизости, или торговых центров и других возможных ориентиров, светофоров, знаков, разметок и так далее.

На бумагу схематично наносится положение автомобилей в момент столкновения (обычно ТС изображаются в виде прямоугольников), обозначаются «А», «В».

Для изображения направлений движения рисуют стрелки. Место столкновения — Х. Под изображением дается расшифровка условных обозначений.

В Извещении указывают следующие сведения:

  • место (если столкновение произошло на трассе, фиксируют ее название, километр), дату, точное время до минуты;
  • количество поврежденных автомобилей (2 при Европротоколе), есть ли пострадавшие (нужно указать «0» при Европротоколе, если Вы вносите другие данные, значит, необходимо вызвать ГИБДД);
  • свидетелей ДТП и их показания, если есть;
  • точную информацию о поврежденных машинах, владельцах ТС, лицах, которые управляли автомобилем в момент ДТП;
  • сведения о страховой компании участников, номер действующего полиса, срок его действия;
  • перечень повреждений автомобиля;
  • проводилось ли оформление ДТП сотрудником ГИБДД (нужно указать номер нагрудного знака в пункте 8);
  • в пунктах 9-15 водители указывают свои данные, данные своих ТС, повреждений, данные документов, страховщика;
  • в пункте 16 участники должны отметить одно из 23 предоставленных обстоятельств ДТП или описывают другое обстоятельство;
  • схема аварии (пункт 17).

Могут понадобиться следующие условные обозначения:

  • автомобили обозначают прямоугольниками, подписывают их как А, Б;
  • внизу документа должна быть ссылка, которая указывает на обозначение (например, А — ТС марки Nissan Qashqai, и его регистрационный номер;
  • обязательно отмечаются ссылки на обозначенную в схеме аварию, знаки и сигнал светофора.

Нужно обратить внимание, что:

  1. Стоянка — не остановка. Не отмечайте позицию «На стоянке», если машина остановилась на красный сигнал светофора. Нужно отметить, что «Остановился на запрещающий сигнал светофора».
  2. При обгоне одного ТС другим, если автомобиль при этом перестраивался, нужно отметить «Обгонял», «Менял полосу».

Для упрощения процедуры составления схем и оказания помощи участникам ДТП можно применять типовые схемы аварий. Как они рисуются?

Типовые схемы

Это совокупность данных о примерных обстоятельствах аварии, заполненных пунктах бланка о ДТП, рекомендаций о распределении ответственности за причиненный ущерб между участниками столкновения, а также графического изображения обстоятельств случившегося (расположение автотранспортных средств на дороге в момент аварии, место контакта, месторасположение знаков, разметки).

Всего в документе 31 пример типовых схем, описание обстоятельств, заключение.

Схема ДТП — Образец (Пример)

Типовые схемы ДТП применяются в следующих случаях:

  1. При оформлении Европротокола, т.е. участники не привлекали к процессу сотрудников полиции.
  2. Применение таких схем целесообразно, если нет пострадавших, а также участники согласны с оценкой обстоятельств произошедшего. Из данного пункта очевидно, кто подписывает схему ДТП: оба участника.

Типовые схемы не составляются:

  • при нарушениях порядка и условий оформления ДТП, которые предусмотрены законом «об ОСАГО»;
  • при бесконтактном ДТП;
  • столкновение произошло вне процесса движения;
  • никакая из типовых схем не отражает обстоятельств случившегося;
  • нельзя установить механизм происшествия по документам, которые были предоставлены участниками;
  • на Извещении нет подписи сторон, которые удостоверяют факт согласия с обстоятельствами ДТП, или неправильно заполнены пункты 16,17.

Ответ на вопрос, как составить схему ДТП самостоятельно по образцу, можно найти на официальном сайте Росгосстрах: https://www.rgs.ru/upload/iblock/ded/izveshchenie_o_dtp.pdf.

Форма бланка есть в Приложении к Положению Банка России №431-П от 19.09.2014 года. Также по этой же ссылке можно найти подробную и актуальную инструкцию по заполнению бланка.

Заполненный бланк участники ДТП в течение пяти дней направляют в страховую компанию. Затем предоставляют свои автотранспортные средства на осмотр независимой технической экспертизы.

Оформление и подписание Извещения о ДТП — не акт, который признает виновность или невиновность участника аварии. Но правильно заполненный документ ускорит работу страховщика и позволит сократить сроки получения компенсации.

При составлении схемы учитывают всю информацию о случившемся, об участниках и свидетелях. Два комплекта бланков выдается при приобретении страхового полиса. Его стоит хранить в автомобиле.

Нужно следить за тем, что заполняет другой участник. В схеме не должно быть противоречий и несогласованных пунктов.

Если в Извещении не указаны какие-либо сведения, записи внесены неразборчиво, страховая компания будет вынуждена самостоятельно собирать недостающую информацию, что может повлиять на срок выплаты компенсации и на возможность признания случая страховым.

Извещение о ДТП заполняется печатными буквами, без ошибок. Необходимые ячейки отмечаются крестиком или галочкой. Если в графах нет сведений, нужно нарисовать длинный прочерк или «Z».

Если документ испорчен, трудно читаем, его необходимо переоформить. Вносить какие-либо изменения или дополнения после подписания и разъединения документа нельзя.

Если второй участник не желает подписывать бланк или заполнять его вместе, то обстоятельства не попадают под закон «об ОСАГО», оформить ДТП в упрощенном порядке не представляется возможным, необходимо вызывать ГИБДД.

Рекомендации:

  1. Исправления или дополнения заверяются подписями сторон.
  2. Не следует оставлять незаполненных граф.
  3. При наличии свидетелей и их согласии подтвердить обстоятельства их показания нужно обязательно зафиксировать.
  4. Следует указать общее количество заполненных клеток.
  5. В схеме укажите названия улиц, направление движения, положение ТС и другие детали. Можно воспользоваться типовыми схемами.
  6. Нужно постараться избежать противоречий, иначе в страховой выплате может быть отказано.
  7. Нужно обязательно подписать Извещение с двух сторон. Этим участники подтверждают, что разногласий нет.

После ознакомления с подробной инструкцией, указанной в статье, трудностей по составлению схемы ДТП возникнуть не должно.

Видео: Как составить схему ДТП

Правила составления схемы ДТП, примеры

На дорогах любого города ДТП явление далеко не редкое. Для того чтобы зафиксировать обстоятельства ДТП и выявить виновника и пострадавшего, следует в обязательном случае составить схему.

Оглавление:

Данная схема ДТП будет являться одним из важных доказательств при рассмотрении и установлении степени вины участников ДТП.

Когда нужно составлять схему?

Схему ДТП желательно составлять сразу же после его образования, пока все детали и различные обстоятельства в окружении находятся на своих местах.

Кто бывал в ДТП знает, что для вызова сотрудников ГИБДД на место ДТП может потребоваться пол-дня. В связи с этим, чтобы не терять время и не упустить важные детали ДТП, схему нужно составлять самостоятельно и как можно быстрее.

При составлении схемы возможны несколько вариантов:

  • Ничего не делать после ДТП, сидеть и ждать, когда приедут инспектор ГИБДД, которые все оформят, установят виновников и зарисуют схему ДТП.
  • Нарисовать схему самостоятельно, указав все моменты. В данном случае не должно быть споров и виновник ДТП должен быть согласен со своим положением. Подписав данную схему все участники, не теряя время, направляются самостоятельно в инспекцию ГИБДД для регистрирования ДТП и получения необходимых справок.
  • Оформить все по правилам — по европротоколу — и направиться непосредственно уже в страховую компанию, минуя ГИБДД. Стоит иметь ввиду, что для оформления ДТП с составлением схемы данным способом возможно только при выполнении обязательных условий.

Стоит заметить, что если после образовавшегося ДТП никто не соглашается стать виновным, то в данном случае рисовать схему самостоятельно нет необходимости, т. к. придется вызывать полицию, которая все сама и зафиксирует.

Итак, схему ДТП необходимо составлять по правилам и в обязательном порядке. Иначе, неправильно оформленную схему могут не принять в ГИБДД и страховой компании. После этого придется зарисовывать ее повторно, вспоминая по памяти все обстоятельства ДТП.

Правильно оформленная схема поможет сократить время и ускорит процесс получения всех справок.

Правила составления схемы

Для того чтобы по десять раз не перерисовывать схему ДТП, нужно составить ее согласно простым и понятным правилам. Единых правил не существует, но очевидно, что схема должна быть оформлена должным образом. При анализе схемы и зафиксированных на ней важных моментов не должно возникнуть спорных вопросов.

При составлении схемы нужно придерживаться следующих правил:

  • Формат схемы. Для составления схемы желательно взять отдельный лист а4. Это позволит увеличить масштаб и указать большинство важных деталей.
  • Название. Составляемая схема должны иметь название — Схема ДТП.
  • Местность ДТП. Первым делом наносится положение участка дороги с указанием названий улиц и названий объектов. Например, это может быть перекресток двух улиц Ленина и Пушкина, или проезжая часть дороги, имеющая название Репина, а ближайший дом №145.

Также стоит зарисовать, где находится тротуар, трамвайные пути, дорожные знаки, светофор с горящим нужным светом, разметка, открытый колодец и т. д.

Стоит заметить, что чем больше информации будет на схеме, тем проще будет установить вину того или другого водителя автомобиля.

  • Место ДТП. Рисуется положение автомобилей в момент ДТП и направление движения каждой из них. Форму автомобилей можно использовать простые прямоугольники. Обязательно нужно обозначить каждый из них, один из которых «А», а другой будет «Б». Направление езды проще указать стрелками. Место удара автомобилей нужно обозначить «Х».
  • Другие участники движения. Стоит зарисовать положения стоящих автомобилей, которые, например, препятствовали движению.
  • Следы ДТП. Стоит с особой внимательностью осмотреть место ДТП, рассмотреть появившиеся следы, например, тормозной путь участников ДТП. Все обнаруженные следы нужно измерить и нанести на схему.

Стоит обратить внимание на состояние пострадавших, не находятся ли они в неадекватном состоянии или в состоянии опьянения. Данные также следует занести на схему.

  • Условные обозначения. Под нарисованной схемой нужно расшифровать условные нанесенные обозначения. Например, автомобиль «А» — Ниссан Альмера, номерной знак в254уе 199. Аналогично указывается и второй автомобиль.

В завершении под схемой, рядом с условными обозначениями, должен быть указан составитель данной схемы ДТП, его ФИО. Затем указываются все участники ДТП, каждый из них обязан расписаться и указать, что со схемой согласен.

Желательно опросить и найти очевидцев ДТП. Их данные также необходимо записать под схемой.

Типовые примеры схем

Для того чтобы иметь представление о том, как выглядит и как составляется схема ДТП, необходимо рассмотреть типовые и распространенные примеры.

Пример схемы ДТП №1:

Пример схемы ДТП №2:

Подводим итоги

При составлении схемы ДТП нужно помнить, что чем больше информации она будет содержать, тем ясней можно проанализировать момент ДТП. Указанные данные можно будет использовать в качестве доказательной базы.

Стоит также заметить, что если возникают спорные моменты и сложности в определиении виновника ДТП, то лучшим решением будет вызвать и дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

Составление схемы ДТП в европротоколе

Автор: Администратор · Опубликовано 14.04.2020 · Обновлено 14.04.2020

Европротокол упрощает получение компенсационной выплаты по ОСАГО при возникновении ДТП. Условие принятия документов – правильно заполненный бланк. В пункте №17 отражается точная схема столкновения автомобилей. Установлены правила её формирования. Несоблюдение грозит отказом в выплате.

Содержание схемы

Правила составления схемы ДТП установлены Приказом МВД РФ №644 (п.№280) от 23.08.17 г. Он определяет порядок оформления, обязательные элементы. Перечень включает:

  • место столкновения автомобилей;
  • количество полос движения трассы, её ширина;
  • светофоры, знаки дорожного движения;
  • элементы дорожной инфраструктуры (ограждения, островки безопасности, разделительные полосы, пункты остановки, здания);
  • положение автомобилей относительно друг друга, дорожной инфраструктуры;
  • направления движения.

Водитель должен внимательно отнестись к составлению. Схема должна быть легко читаема, не допускать двоякое толкование. В интересах страховой – снизить расходы на выплаты. При отсутствии опыта заполнения извещения о ДТП стоит вызывать аварийных комиссаров. Их услуги позволят сэкономить время, избежать проблем при сдаче документов. Помимо транспортных средств, элементов дорожной инфраструктуры нужно отразить:

  • следы шин на асфальте;
  • расположение всех оторвавшихся деталей, вытекших технологических жидкостей.

Перечисленное выше следует «привязать» территориально к стационарных объектам (зданиям, дорожным знакам). Рисовать схему следует с использованием утвержденных символов.

Правила составления: как правильно нарисовать

Сотрудники ГИБДД обычно составляют схему на специальной бумаге в клеточку либо листе формата А4. Страница подписывается. Для начертания используется синяя шариковая ручка. Извещение о ДТП (европротокол) имеет мало места для оформления схемы. Все обозначения нужно отразить четко, без помарок. Обязательные для соблюдения правила:

  • описание – печатным шрифтом;
  • в процессе составления участвуют оба водителя;
  • под схемой ДТП должна присутствовать пара подписей – обоих водителей.

Допускается внесение исправлений – при заверении подписями участников. Желательно заранее обсудить со второй стороной порядок заполнения. Пошаговый алгоритм составления:

  1. определяется масштаб – наносятся контуры трассы, схематично отображается масштаб (мелкие детали прорисовывать не требуется);
  2. обрисовываются контуры транспортных средств – достаточно выполнить их в виде прямоугольника с фарами;
  3. указываются координаты транспортного средства – замеряется дистанция между ТС, колесами и краем дороги.

Хорошее решение: предварительно составить черновик, прояснить нюансы ДТП. Далее перенести на оригинал бланка.

Примеры схем

Большинство водителей редко становятся участниками ДТП. Потому опыт составления схем отсутствует. Оптимальное решение – воспользоваться примерами.

При обгоне и перестроении

Столкновение автомобилей при обгоне – типичная ситуация. Выделим стандартные схемы:

  • перестроение на параллельную полосу движения;
  • удар сзади при движении в одном направлении;
  • выезд на встречную полосу.

Рассмотрим ситуацию: водитель «А» перестраивался, не рассчитал расстояние, допустил столкновение с машиной водителя «В». Движение – в одном направлении. Следует четко прорисовать линии траектории движения – пунктиром. Обозначается разметка, расставляются дорожные знаки. При отсутствии последних внизу указывается наименование трассы, её номер.

Резкое торможение, отвлекшийся водитель – причины столкновения ТС, двигающихся по одной полосе. Виновником признается в 99% случаев едущий сзади. Данный случай – наиболее простой. Схема типовая. Достаточно указать ориентиры.

Аварии, возникшие при обгоне, оформляются аналогично. Рассмотрим стандартную ситуацию: автомобиль «А» свершает обгон с перестроением на полосу встречного движения, ударяет обгоняемое ТС. Важный нюанс: точка начала движения отмечается на «своей» полосе.

ДТП на встречной полосе движения делает трактовку ДТП однозначной – виновен свершающий маневр. Лобовое столкновение приводит к серьезным повреждениям. Перед составлением европротокола стоит проконсультироваться со специалистом. Для аварии такого типа составить схему сравнительно просто.

При езде задним ходом

Столкновения ТС при движении задом сравнительно часто возникают на парковке. Повреждения минимальны (небольшие вмятины, царапины). Ущерб легко покрывается страховой выплатой по ОСАГО.

Существует несколько типовых схем:

  • выезд на перекресток задом;
  • столкновение на парковке;
  • столкновение на трассе.

Иногда требуется свершить маневр задним ходом для выезда на перекресток: происходит перестроение со второстепенной дороги на главную. Важно правильно указать наименования улиц, обозначить дорожные знаки.

Автомобильная стоянка часто становится местом происшествий. Ограниченная видимость, малая дистанция между припаркованными ТС затрудняют маневрирование. Частая ситуация: водитель сдает назад, ударяет движущийся перпендикулярно его траектории движения машину задней частью кузова. Обязательно указывается разметка, вписывается наименование улиц.

Водитель сдает задним ходом, ударяет едущий позади автомобиль. Доказать правоту пострадавшему достаточно сложно. Спасти положение может видеорегистратор. Все известно простое правило – «виноват тот, кто сзади». Наличие записи позволит доказать правоту.

На перекрестке

Пересечение двух дорог, особенно равнозначных – всегда место повышенной опасности. Наличие светофора позволяет снизить аварийность. Аварии возникают в следующих ситуациях:

  • при повороте на право;
  • столкновение под прямым углом;
  • одновременный поворот;
  • при повороте направо.

Многие светофоры снабжаются дополнительной секцией со стрелкой – зеленого цвета. Она позволяет свершать маневр в заданном направлении при запрете проезда прямо. Водитель «А» проезжает перекресток на зеленый сигнал. Возникает столкновение между передним бампером и левым передним крылом ТС «В». Свершающий маневр нарушил п.13.5 ПДД. Обязательно указывается светофор, сигнал, наименование улиц.

Столкновение под углом 90 градусов часто происходит на желтый свет светофора. Виновным становится водитель, не уступивший дорогу при наличии соответствующего знака. Знаки обозначаются в виде перевернутых треугольников.

ПДД допускают поворот направо из средней и крайней правой полосы. Подобны маневры разрешены не всегда. Рассмотрим схему, где водитель нарушает требование знака «движение по полосам». Расчерчиваются знаки, указывается траектория движения.

Поворот налево через полосу встречного движения – одно из самых частых ДТП. На схеме виновником является автомобиль «В» — свершающее поворот (свершало съезд с главной дороги на второстепенную).

ДТП со стоящим автомобилем

При столкновении со стоящим транспортом виновником всегда является водитель движущейся машины.

Существует несколько стандартных ситуаций:

  • во дворе;
  • не выключен ручник;
  • парковка на обочине.

Внутридворовые территории снабжаются узкими проездами. Длительная стоянка, парковка запрещены. Однако при столкновении виновным признается водитель движущегося ТС. На рисунке ниже при повороте налево передним бампером (правой частью) нанесено повреждение задней левой двери машины «А». Указывается улица, номер дома.

Выключенный ручник нередко – причина ДТП без водителя. Остановка на наклонной поверхности приводит к произвольному движению. Автомобиль «А» скатывается и ударяет автомобиль «В».

Парковка «в карман» — сложный маневр. Даже опытные владельцы ТС не всегда могут удачно «вписаться» в небольшой промежуток между впереди стоящей и находящейся позади машиной. На рисунке ниже рассмотрена ситуация: «B» свершал маневр с целью парковки. Передней правой частью бампера задел «A» — повредил левое крыло.

Типовые схемы

Существует официальный перечень типовых схем. Выделяют категории:

  • при движении в одном направлении;

  • при движении в противоположных направлениях;

  • столкновения под углом относительно друг друга;

Рекомендуется использовать мобильное приложение для оформления европротокола ОСАГО. Это позволит сократить затрачиваемое время, избежать типовых ошибок. Загрузка фотографий ускорит обработку заявления.

ДТП — наезд на препятствие. Как заполнить европротокол

Участь наехать на придорожный столб или врезаться в дерево на обочине может постигнуть каждого автомобилиста. И дело не только в […]

Я попал в ДТП. Что делать?

Жизнь наша — интересная штука. Всем постоянно некогда, все куда-то спешат. Пока не наступает момент, когда торопиться уже не […]

Можно ли обжаловать решение по европротоколу?

Часто после аварии водитель находится в состоянии, близком к аффекту. На фоне чего предпринимаются странные действия. Неправильная оценка последствий дорожно-транспортного […]

Схема ДТП: как правильно нарисовать схему самостоятельно

Любое произошедшее на дорогах ДТП должно быть задокументировано. Для этого составляется так называемая схема ДТП. Обычно ее зарисовкой занимаются прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД, однако если авария небольшая и ее можно оформить по Европротоколу, то водители могут обойтись и без гаишников.

В этом случае схему ДТП им нужно нарисовать самостоятельно. Что же представляет собой данный документ и как его правильно оформить?

Схема ДТП является очень важным документом, который после составления передается в ближайшее подразделение ГИБДД. Внимательно изучив его, полиция выдаст автомобилисту необходимые бумаги для предъявления страховой компании. Следовательно, от правильности составления схемы и будет зависеть — получит ли водитель страховые выплаты или нет.

Нарисовать схему ДТП лучше как можно раньше, по-возможности сразу после аварии. В этом случае она получится наиболее достоверной и позволит разобрать обстоятельства случившегося более детально.

Если у водителя нет возможности зарисовать место аварии сразу же после происшествия, то оптимальным решением будет сфотографировать ДТП с различных ракурсов. Позже данные снимки позволяет составить достаточно точную схему ДТП.

Изображая схематическое место аварии, водителю нужно указать следующее:

  • Автомобили участников ДТП непосредственно перед аварией, с траекторией их движения.
  • Автомобили участников ДТП, совершившие остановку после случившегося.
  • Названия улиц, их направления и количество полос.
  • Размеры дороги (ширину проезжей части), причем замеров «на глаз» лучше всего избегать.
  • Дорожную разметку и все дорожные знаки, расставленные на участке ДТП.
  • Светофоры и их сигналы непосредственно во время аварии.
  • Дорожные ограждения и остановки общественного транспорта, а также велодорожки, газоны, зеленые насаждения и др.
  • Место столкновения машин (можно пометить крестиком) со следами торможения или волочения.
  • Расположение на дороге осколков или других, отлетевших от автомобиля элементов.

Для зарисовки схемы ДТП автомобилисту лучше всего использовать чистый лист бумаги формата А4, размера которого должно хватить для указания даже мельчайших деталей. Впрочем, при отсутствии такового подойдет и обычный разворот школьной тетради.

Для схематического изображения места аварии следует использовать ручку, при этом на рисунке не должно быть каких-либо исправлений. Если же в процессе составления схемы были допущены ошибки, то не поленитесь перерисовать ее заново.

Начиная работу над зарисовкой, сперва укажите заголовок «Схема ДТП» с датой происшествия, а затем набросайте местность и только потом расположение машин на ней. Такой подход позволит вам создать наиболее точную схему места происшествия.

Стараться нарисовать машины похожими на автомобили не стоит — их достаточно изобразить в виде прямоугольников, причем каждый из них лучше пометить какой-либо буквой и ниже дать расшифровку (например, «A» — транспортное средство Nissan Qashqai).

Под схемой нужно обязательно указать расшифровку всех условных символов (при использовании таковых). Внизу следует указать и фамилию составителя схемы, а также ФИО каждого участника ДТП, напротив которых водители должны поставить свои подписи (желательно с фразой «с составленной схемой согласны»).

На отдельных листах к схеме ДТП можно приложить описание условий движения (например, если авария произошла ночью или в сильный снегопад), а также показания свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных.

Поскольку каждый из участников аварии составляет свою схему ДТП, то их зарисовки могут противоречить друг другу. Именно поэтому автомобилистам следует предварительно составить черновой вариант, выявить спорные моменты и уладить их.

Заметим, что единой системы составления схемы ДТП не существует, да и сама зарисовка места происшествия осуществляется по сути «на коленке». Тем не менее, полученный таким образом документ является весомым доказательством, поэтому к его составлению нужно отнестись максимально ответственно.

Когда схема будет готова, то участники ДТП должны поставить на ней свои подписи, тем самым заверив документ. После этого обоим водителям следует отправиться в ГИБДД, причем на место им лучше всего прибыть в одно время.

В правоохранительных органах автомобилистов попросят заполнить специальный бланк, в котором необходимо детально описать произошедшую аварию. На данном этапе желательно обратиться к составленной ранее схеме, чтобы избежать противоречий.

Читать еще:  Что значит покинуть место дтп?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×