3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Европротокол при дтп что это?

Европротокол: стоит ли оформлять происшествие без ГИБДД?

Автомобилисты достаточно редко оформляют ДТП без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два транспортных средства.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику. Важно помнить, что в случае пренебрежения виновником аварии этой обязанностью с него могут взыскать страховую выплату пострадавшему в порядке регресса.

Для упрощения процесса оформления ДТП в соответствии с «Европротоколом» рекомендуется использовать мобильное приложение Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол».

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием;
  • прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с Правилами ОСАГО придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Оформление и использование Европротокола

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате.

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в течение 15 дней. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение 5 рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых 15 дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

«За» и «против»

«Против»

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются следующие.

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами.

  1. Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  2. Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Европротокол при дтп что это?

Система Европротокола – упрощённая процедура оформления ДТП без участия
уполномоченных сотрудников полиции для последующего получения страховой выплаты. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт ДТП, чтобы затем обратиться в страховую компанию (СК) за возмещением, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.

Прежде чем приступать к оформлению ДТП без вызова сотрудников полиции, определите, возможно ли это в вашем случае.

  • шаг 1

Извещение о ДТП – это обязательный документ для получения страховой выплаты по Европротоколу. Заполнение и подписание извещения не является актом, признающим виновность участника ДТП. Тем не менее вина одного из участников аварии должна быть указана в извещении однозначно, без оговорок. Бланки извещения выдаются страховой компанией, оформившей полис ОСАГО (если у вас нет бланков, обратитесь в свою СК). Извещение о ДТП состоит из двух листов. Каждый лист разделен на две части: лицевую (самокопирующуюся) и оборотную. Вся информация, внесенная на лицевую (верхнюю) сторону, должна четко отпечатываться на втором листке.

Оба водителя заполняют один бланк извещения о ДТП: лицевую и оборотную стороны обязательно.
При этом абсолютно не важно, чей из участников ДТП бланк будет заполнен. Каждый водитель выбирает любую колонку и вносит информацию по своему транспортному средству.

  • 1. Место ДТП: укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания; если авария произошла на перекрестке – пересечение улиц; если не в населенном пункте – название трассы, километр и направление движения.
  • 2. Дата ДТП: отметьте дату и время ДТП.
  • 3. Количество поврежденных ТС: их должно быть только два, в ином случае вызывайте сотрудников ГИБДД.
  • 4. В графе «Количество раненых/погибших» должны стоять прочерки, иначе применение Европротокола недопустимо.
  • 5. Освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения: при оформлении Европротокола не проводится.
  • 6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В»): если помимо двух ТС пострадало другое имущество – оформление Европротокола недопустимо.
  • 7. Свидетели ДТП: указать контактные данные свидетелей, если таковые имеются (по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах аварии).
  • 8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД: «нет», так как Европротокол оформляется без участия сотрудников полиции. Далее каждый участник аварии заполняет свою сторону («А» или «В»).
  • 9. Марка, модель ТС: указываются данные из свидетельства о регистрации ТС.
  • 10. Собственник ТС: указываются данные лица, чье имя указано в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
  • 11. Водитель транспортного средства: указываются данные лица, управлявшего ТС в момент аварии (могут отличаться от данных собственника ТС).
  • 12. Страховщик: указывается страховая компания из полиса ОСАГО, номер полиса и дата окончания его действия.
  • 13. Место первоначального удара: указывается только место первоначального удара.
  • 14. Характер и перечень видимых повреждений: указываются все видимые повреждения.
  • 15. Замечания: укажите, кто из участников ДТП признал свою вину, а невиновному необходимо указать свою невиновность.
  • 16. Обстоятельства ДТП: указать из предложенных. Обязательно отметить общее количество заполненных клеток.
  • 17. Схема ДТП: необходимо обозначить контуры проезжей части с обязательным указанием названий улиц, а также направление движения. Указать расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, указатели, светофоры – все, что имеет отношение к ДТП.
  • 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по пп. 14, 15, 16, 17, – обязательное условие оформления ДТП с помощью Европротокола.

В случае если на оборотной стороне бланка не хватает места для полного описания, запишите
необходимые данные на чистом листе бумаги и приложите его к основному бланку.
На бланке необходимо сделать отметку «С приложением», а на приложении указать,
к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверить его
подписями обоих участников ДТП, как и на лицевой стороне бланка.

Составили европротокол после ДТП – что делать дальше виновнику и потерпевшему?

Что делать с европротоколом после ДТП?

  1. Перед оформлением ДТП проверьте, все ли документы есть у второго участника и действительный ли полис ОСАГО.
  2. Внимательно и без ошибок заполните бланк.
  3. Виновник ДТП должен написать, что полностью признает свою вину.
  4. Обязанность у виновника сдать извещение в страховую компанию в 2020 году всё ещё есть, но регресса за неуведомление уже нет. Хотя, остался регресс за ремонт авто и за непоказ машины страховщику.
  5. Обратиться за возмещением можно не только в течение 5 дней, но даже через несколько лет.
  6. Размер выплаты будет зависеть от того, как оформляли европротокол. Обычно 100 000 рублей.

Не так давно за роковую ошибку в ненаправлении европротокола после ДТП или при его неправильной отправке в страховую компанию грозила серьёзная финансовая потеря для потерпевшего в виде регрессного требования. Но в 2020 году после изменений такая лазейка для страховщика по ОСАГО упразднена. Хотя, регресс всё ещё может быть. В статье расскажем, как его избежать и правильно уведомить страховую о случившемся ДТП.

После ДТП: проверяем, правильно ли составлено извещение!

Напомним, что в 2020 году составить европротокол после дорожного происшествия можно как в бумажном, так и в электронном виде.

Для оформления электронного извещения понадобится смартфон, регистрация на портале ГОСУСЛУГ и специальная программа. Оформить его можно будет при следующих условиях:

  • если нет разногласий,
  • если владельцами автомобилей являются физлица,
  • если позволит оформить сама программа.

Если сделать это в электронном виде не выйдет, тогда придётся оформлять по-старому, на бумажном бланке.

Условия для написания извещения на бумаге следующие:

  • отсутствие разногласий об обстоятельствах и повреждениях,
  • в ДТП пострадали только автомобили, и их не более двух,
  • наличие ОСАГО у обоих участников происшествия.

Заполнять европротокол по ОСАГО нужно внимательно, разборчиво и не пропуская данных.

  1. Сведения по участникам ДТП можно заполнять каждому из водителей или же доверить это кому-то одному.
  2. Перед подписанием извещения всё нужно внимательно проверить.
  3. Сверить указанные повреждения машин, чтобы не было лишних или невписанных.
  4. Проверить, правильно ли отмечены обстоятельства ДТП и нарисована схема происшествия.
  5. Оба водителя подписывают европротокол с лицевой стороны на каждом бланке, оборотную сторону они заполняют и подписывают каждый самостоятельно.
  6. Если один из бланков самокопирующийся, проверьте, чтобы на втором экземпляре всё прописалось и было читаемо.

Нужно также проследить, чтобы виновник ДТП обязательно указал в европротоколе (например, в графе №15 для замечаний) о том, что он полностью признает свою вину. В законе 2020 года такого требования нет, но на практике такая запись поможет избавить от проблем с получением выплаты от страховщика.

Желательно не допускать в европротоколе ошибки и исправления, но если такое произошло, а заполнить извещение заново не представляется возможным, тогда каждое исправление необходимо заверить подписями обоих водителей.

Нужно ли отвозить его в ГИБДД?

Упрощенное оформление ДТП через европротокол создано как раз для того, чтобы зарегистрировать мелкие аварии можно было без помощи сотрудников ГИБДД. Поэтому после заполнения бланков ничего отвозить в ГАИ не требуется.

Сотрудники инспекции только рады, что не будут знать о вашем ДТП, ведь у них будет лучше статистика.

Но помните, если что-то не так с оформленным европротоколом, то дорожно-транспортное происшествие можно оформить и в ГИБДД, для этого необходимо будет туда явиться обоим участникам аварии.

Нужно ли и куда отправлять бланк виновнику?

В пункте 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО прописана обязанность виновника по направлению своего экземпляра европротокола страховщику.

Направлять его нужно в ту страховую, у которой было сделано ОСАГО, в срок 5 рабочих дней после ДТП. Адрес для отправки лучше взять из данных страховщика указанных в ЕГРЮЛ. Найти нужную компанию лучше по ИНН или ОГРН, а получив выписку, взять оттуда адрес центрального офиса или адрес официального филиала в вашем регионе.

Вот данные некоторых страховщиков для поиска в егрюл:

  1. РГС (ПАО СК «РОСГОССТРАХ») ИНН: 7707067683; ОГРН: 1027739049689,
  2. РЕСО (СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ») ИНН: 7710045520; ОГРН: 1027700042413,
  3. ВСК (САО «ВСК») ИНН: 7710026574; ОГРН: 1027700186062,
  4. Альфа (АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ») ИНН: 7713056834; ОГРН: 1027739431730,
  5. Ингосстрах (СПАО «ИНГОССТРАХ») ИНН: 7705042179; ОГРН: 1027739362474.

Регресс за неуведомление страховой компании

Когда говорят, про регресс от страховщика, связанный с неуведомлением о ДТП после составления европротокола, то имеют в виду обязанность виновника представить в СК свой бланк извещения. Нет, уведомлять страховщика о наступившем страховом случае тоже надо, такая обязанность прописана в пункте 3.9 Правил ОСАГО, но за несообщение о ДТП никогда не было регресса.

Но в настоящее время не будет регресса и за непредоставление бланка страховщику. Данную норму убрали еще в мае 2019 года, но оставались действующими полисы, которые были заключены до 1 мая того же года. Сейчас таких полисов не осталось, и по новым договорам такого права у страховщика нет. А раз не будет права взыскивать регресс, то и следить о правильной подаче бланка на практике 2020 года нет особой необходимости.

Но правильно нужно подавать все документы, а не только европротокол, поэтому

  • при личной сдаче необходимо иметь копию сдаваемого документа с отметкой страховщика о принятии (входящий номер, дата принятия, ФИО сотрудника, печать),
  • а при отправке почтой – опись вложения в отправление с подробным указанием отправляемых документов и чек.
Читать еще:  Извлечение пострадавшего из автомобиля при дтп

Я не зря указал про старые договоры, ведь по ним все еще можно получить регрессное требования от страховой. Срок на предъявление страховщиком такого требования – 3 года со дня выплаты страхового возмещения. Поэтому по ДТП? произошедшему в 2019 году с полисом? заключенным до 1 мая 2019 года, можно за несданный бланк европротокола получить регрессное требование и в 2020, и в 2021 году, а может даже и в 2022.

Всё ещё зависит от того, когда потерпевший обратится за возмещением, ведь пока нет обращения, нет выплаты, а, значит, нет и права на регресс у страховщика.

Стоит помнить, что несданный европротокол – это не единственное основание для регресса. В 2020 году его можно получить при оформлении европротокола, если вы приступили к ремонту в течение 15 календарных дней со дня ДТП и (или) не показали страховщику машину, когда он это потребовал.

Что делать потерпевшему?

Немаловажный вопрос: куда и как правильно подавать свой бланк извещения потерпевшему в ДТП. Составление европротокола ускоряет и упрощает оформление самого происшествия, но с получением выплаты быстро может и не получиться!

В какой срок после ДТП нужно обратиться?

Направление европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней требуется не только от виновника ДТП, но и от потерпевшего.

Однако, для потерпевшего нарушение данного срока никакой опасности не несет. Обратиться за выплатой по европротоколу можно и позже, даже через несколько лет, но не позднее общего срока исковой давности, который составляет 3 года.

В свою страховую или виновника?

Подавать заявление вместе со своим экземпляром европротокола необходимо вашему страховщику, у которого оформлено ОСАГО. Это одно из условий прямого возмещения убытков. Тут всё просто: если условия ПВУ не выполняются, то, скорее всего, ваше ДТП не подходит и для оформления европротокола.

Нужно и можно ли делать экспертизу самому?

Можно на этот вопрос ответить коротко: любой каприз за ваши деньги. Данная фраза очень подходит к ситуации с экспертизой от потерпевшего. Но для пытливых умов мы, конечно же, всё распишем подробнее.

В настоящий момент все споры со страховыми решаются по следующему алгоритму:

  1. заявление страховщику (игнорирование, отказ или нарушение сроков),
  2. заявление о разногласиях в страховую (игнорирование, отказ или неполное удовлетворение),
  3. обращение к финансовому уполномоченному (нарушение сроков, отказ или несогласие с решением),
  4. суд.

Так вот, до суда можно обойтись и без независимой экспертизы, так как требований прикладывать её к заявлениям и обращению нет. Но, с другой стороны, для того, чтобы спорить, нужно знать, а кто прав по сумме выплаты – вы или страховщик?! Для этого можно провести оценку.

Если вы все же сделали независимую, то можно предоставить заключение и страховщику, и финупу, но вот стоимость её проведения вам вряд ли возместят. Если только страховщик не нарушил своих обязательств по осмотру автомобиля после ДТП.

Хорошей новостью здесь является то, что некоторые экспертные конторы предлагают упрощённую экспертизу просто для оценки стоимости – без предоставления расчётов и оснований, необходимых для суда.

А вот если вообще не было осмотра от страховой, тогда экспертизу желательно сделать, и её стоимость должны возместить даже на досудебной стадии.

Каких-либо запретов на проведение экспертизы нет. Только не забывайте уведомлять страховщика не менее чем за 3 дня до экспертизы о её проведении и приглашайте поучаствовать.

Список документов для обращения по ОСАГО

При заявлении страхового случая по европротоколу список документов будет самый маленький. Потребуются лишь основные:

  1. заявление о прямом возмещении убытков,
  2. бланк европротокола (извещение о ДТП),
  3. паспорт выгодоприобретателя (собственника машины),
  4. документ, подтверждающий право собственности на авто – как правило, это договор купли-продажи, но по факту страховые принимают (и даже требуют) свидетельство о регистрации на авто и/или ПТС.

Как правильно сдать европротокол?

Если вы будете подавать документы лично, тогда следите, чтобы в акте приема-передачи документов было указано, что вы сдали страховщику полный комплект, включая бланк европротокола. Должно быть указано, что вы сдали именно подлинный экземпляр.

При отправке почтой в описи вложения в почтовое отправление также обязательно указывайте, что направляете подлинный экземпляр извещения.

Что делать после подачи и сколько ждать выплату?

Как только страховщик получит от вас полный комплект документов, у него будет 5 рабочих дней не проведение осмотра поврежденного автомобиля. Вас или пригласят приехать на осмотр, либо должны провести осмотр по месту нахождения машины, если она не может участвовать в дорожном движении.

Время на осмотр не увеличивает общий срок на выплату страхового возмещения или выдачу направления на ремонт. И то, и то должно быть сделано страховщиком в течение 20 календарных дней со дня, когда был сдан полный комплект документов.

Сколько размер возмещения?

Какой ущерб возместит страховщик, зависит от того, как оформлялось ДТП. Несмотря на то, что речь идет только про европротокол, возмещение может быть и 100, и 400 тысяч рублей.

Для достижения лимита в 400 000 рублей, необходимо оформлять аварию с помощью специальных технических средств. Но как правило, водители оформляют без какой-либо техники и претендуют лишь на 100 000 рублей.

Но если вы ошиблись в оценке ущерба или же если были скрытые повреждения, которые дорого обойдутся в ремонте, это не значит, что больше ста тысяч вам ничего не получить. Разницу можно взыскать с причинителя вреда. Но главное – понимать, что это за разница такая.С виновника можно взыскать недостающую разницу на ремонт между рыночной стоимостью восстановления автомобиля и стоимостью ремонта машины по Единой методике ОСАГО.

А теперь, простым языком. Если вы ошиблись в размере ущерба, который должна возместить страховая по ОСАГО, то эту разницу уже не взыскать. Ваша ошибка – ваши потери. Но даже если бы сумма ремонта была оценена правильно, это не значит, что её бы хватило на полноценный ремонт по рыночным ценам. Вот именно эту разницу, между рынком и Единой методикой и можно довзыскать с причинителя вреда.

Пример. Произошло ДТП, и вы на месте посчитали, что ремонт обойдется не более чем в 100 000 рублей. После осмотра и оценки оказалось, что страховщик насчитал 150 000 ущерба.

Соответственно, он выплачивает вам только 100 тысяч (выплачивает, так как, когда вас направят на ремонт, вы откажетесь доплачивать свои деньги). Независимая по определению рыночной стоимости ремонта покажет, что ремонта на самом деле на 200 000 рублей. Вот с причинителя вреда вы сможете потребовать 50 000 рублей (200 000 – 150 000).

Отказ в выплате из-за неправильно составленного европротокола – когда законно, а когда нет?

Если вы допустите какие-то ошибки в оформлении европротокола, тогда отказ страховщика может быть вполне законным. Именно поэтому статью я начал с необходимости тщательно проверять все вписанные данные: как свои, так и другого участника ДТП. При этом, не соглашайтесь на европротокол после ДТП, если у виновника нет с собой какого-нибудь документа (например водительского удостоверения), и вы не сможете проверить правильность вписанных данных.

Законным будет отказ, если вы оформите свою аварию упрощенно с водителем, у которого будет «левый» полис ОСАГО. Поэтому по возможности пробивайте полис по базе РСА.

Но можно получить и незаконный отказ.

Вообще, чаще всего страховщики отказывают, когда в бланке европротокола виновник не написал, что полностью признает свою вину. Почему так? В декабре 2017 года Верховный Суд опубликовал новое Постановление Пленума ВС РФ № 58 об ОСАГО. В пункте 14 суд указал, что между участниками ДТП не должно быть разногласий и по степени вины.

Однако, в законе про признание вины и степень виновности в ДТП ничего нет, нет и специальной какой-то графы в европротоколе, где про это надо было бы указывать. Отсюда и отказы.

Что делать, если страховая отказала незаконно?

Получив отказ, пробуйте урегулировать досудебно, сперва подав в страховую компанию заявление о разногласиях, а потом через обращение к финансовому уполномоченному. Если не получится, тогда придется отстаивать свои права в суде. Не забывайте в суде потребовать неустойку, штраф и возмещение всех расходов.

Европротокол при ДТП в 2020 году

Европротокол — процедура упрощенного оформления документов при ДТП без участия сотрудников полиции, впервые появившаяся в России в 2009 году. Европротокол или, иначе, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, стал разновидностью документа, позволяющего потерпевшей стороне получить компенсацию по страховому полису. Инициатива направлена на сокращение оформления ДТП, снижение риска для других водителей и борьбу с пробками.

— Европротокол хорош тем, что позволяет сэкономить время при оформлении ДТП, а также быстрее убрать транспортные средства с проезжей части автодороги, чтобы те не мешали движению. Все мы знаем, что сотрудников полиции приходится ждать часами, дожидаясь своей очереди. Давайте помнить, что им приходится в день оформлять по несколько десятков аварий за смену, — рассказал «КП» адвокат Владимир Гончаров.

Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей, без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.

Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.

Одной из основных причин страха перед европротоколом было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недоверие. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола богатую почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки, до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате. В результате количество случаев возмещения убытков по европротоколу, согласно статистике страховых компаний, не превышало 8 – 9% в период с 2009 по 2014 год.

В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию до истечения 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был отправить в свою компанию заявление на выплату страхового возмещения.

Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить исполнение, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.

В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей. Главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие — для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.

Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.

Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки. В переходный период разрешается использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.

В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе, координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания будет принимать решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменяет необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.

В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам водители могут воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них нет согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешается фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных РСА.

В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступят в силу с 1 июня и будут действовать для всех регионов, кроме тех, где действует режим безлимитного европротокола.

Чтобы реализовать возможность оформления по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляет около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, пока не существует. Более того, РСА еще не сформулировал даже требования к этому приложению.

Появилась возможность использовать мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Его создали Центробанк и «Российский Союз Автостраховщиков». Программа нужна для оформления извещения о ДТП в виде электронного документа. Приложение бесплатно в App Store для устройств на iOS, а также доступно в Google Play для Android.

— Большой плюс приложения в том, что его можно использовать для выполнения фотосъемки транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также некорректируемой передачи этих изображений в АИС ОСАГО, откуда она поступает в страховую компанию. Кроме того приложение дает подсказки о том, какие действия нужно выполнить, — говорит адвокат Владимир Гончаров.

Читать еще:  На сколько повышается страховка после дтп?

    Приложением возможно воспользоваться, только если у сторон ДТП нет разногласий. В таком случае пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную выплату — до 400 тысяч рублей.

В случае разногласий между сторонами, либо при отсутствии средств фиксации ДТП, возможно составление обычного извещения на бумаге. В последнем случае лимит выплаты страховой компанией – до 100 тысяч рублей.

Мобильное приложение «Помощник ОСАГО» может использоваться только пользователями, имеющими подтвержденную учетную запись на «Госуслугах».

Достаточно будет если приложение установлено у одного участника ДТП. Но тот должен ввести данные и на второго участника.

Оформление извещения о ДТП в виде электронного документа возможно только в том случае, если оно произошло на территориях Республики Татарстан, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области. По всей России планируется запуск в ноябре 2020 года.

  • Фотосъемку можно производить с помощью приложения во всех регионах России.
  • Правила оформления европротокола

    Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей. Разнимать части перед заполнением не нужно. Каждый участник может заполнить данные о себе и о своем автомобиле, или один из участников заполняет весь бланк. Удобнее всего заполнять бланк шариковой ручкой на твердой поверхности, чтобы копия на второй странице была четкой.

    В пунктах с 1 по 3 необходимо указать место и время ДТП, и количество поврежденных автомобилей. По правилам европротокола их не может быть более двух. В пункте 4 нужно поставить 0 или прочерк, а в пунктах 5, 6 и 8 – отметить слово «Нет».

    При наличии свидетелей, их данные вносят в пункт 7.

    Пункты с 9 по 12 правой и левой колонки предназначены для данных об автомобилях, водителях и полисах ОСАГО.

    Пункт 13 представляет собой изображение автомобиля, на котором необходимо указать место первого удара. Для описания повреждений служит пункт 14. Завершается заполнение колонок подписью водителей в пункте 15.

    Затем в центральном столбце (пункт 16) необходимо отметить обстоятельства аварии. Допускается отмечать несколько клеток, в зависимости от сложности маневра. В нижней части необходимо указать количество отмеченных клеток для каждого участника.

    Следующий пункт под номером 17 – схема ДТП. В нем необходимо схематически изобразить дорогу со знаками, светофорами, номерами домов и другими ориентирами. Изображая автомобили, нужно расположить их в том же порядке и положении, как и в реальной ситуации, и указать направление движения. Под схемой в пункте 18 оба водителя оставляют свои подписи.

    После этого бланк разделяют на две части, и каждый водитель заполняет 7 пунктов на оборотной стороне. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.

    — При составлении извещения, нужно быть предельно осторожным и выполнять все рекомендации, предусмотренные законом об ОСАГО. Если возникают сомнения, что самостоятельно вы не сможете справиться с составлением европротокола, либо не можете определить ущерб, то вызывайте специалистов — аварийного комиссара, авто-эксперта и т.п. В крайнем случае, всегда имеете право вызвать сотрудников ГИБДД. И конечно же, хочется напомнить всем, чтобы следили за правилами дорожного движения и вовремя оформляли полисы ОСАГО, — отметил адвокат Владимир Гончаров.

    Как не лишиться денег, оформляя европротокол?

    Европротокол – это, как известно, упрощенный способ самостоятельного оформления ДТП и оповещения страховой компании. Документы заполняются сторонами самостоятельно без вызова ГИБДД, по экземпляру для каждой стороны. Желающим оформить ДТП подобным образом водителям необходимо зафиксировать обстоятельства аварии и передать их в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Что может пойти не так?

    Главное ограничение: европротокол можно оформить только в случае, если в ДТП участвуют не более 2 транспортных средств.​

    Другие важные условия для оформления ДТП по европротоколу:

    1. В результате ДТП нет пострадавших и погибших, а ущерб нанесен только имуществу.

     2. У обоих участников ДТП есть действующий полис ОСАГО.

    3. Имеется возможность фото- или видеофиксации места ДТП.

    4. Оба участника имеют возможность в течение 5 дней после ДТП отвезти бланк европротокола в свою страховую компанию и отложить срок ремонта автомобиля на 15 дней после ДТП.

    5. Сумма, необходимая на устранение повреждений ТС, не превышает 400 000 рублей (до 1 октября 2019 года — 100 000).

    По 5-му пункту есть важное дополнение: максимальная сумма снижается до 100 тысяч, если у участников ДТП есть разногласия по поводу того, кто виноват. Впрочем, до 1 октября этого года требования были ещё строже — в случае несогласия обеих сторон по поводу виновности европротокол вообще было оформлять нельзя.

    Соглашаясь на оформление ДТП по европротоколу, вы подтверждаете, что рассчитываете на выплату суммы не более 100 или 400 тысяч (в зависимости от кейса), даже если в итоге ремонт окажется дороже. Ответственность за недооценку ущерба полностью лежит на плечах пострадавшей стороны – эту позицию последовательно занимает и Верховный Суд РФ. Исключения составляют случаи, когда потерпевший в момент обращения к страховой компании не знал о причиненном вреде здоровью, который должен подтверждаться медицинскими документами.

    Так, в 2016 году (тогда действовали максимальные значения для возмещения ущерба 50 000 рублей) женщина, оформившая ДТП по европротоколу, через некоторое время обратилась с иском в суд о взыскании материального ущерба, причиненного в результате ДТП (102 007 рублей), величины утраты товарной стоимости автомобиля (9 652 рубля), расходов на экспертизу (12 360 рублей) и судебных расходов (53 000 рублей).

    Основным ее аргументом был тот факт, что она не обладает специальными познаниями при определении размера ущерба. Суд отказал в удовлетворении требований, обосновав свое решение следующим:

    1. Женщина подписала европротокол добровольно, осознанно согласилась на порядок оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников ДПС.

    2. Оценивая визуально повреждения, которые получил автомобиль на месте ДТП, Истец могла и должна была предвидеть, что 50 000 рублей будет недостаточно для покрытия ущерба в полном объеме. В связи с чем данное обстоятельство не должно являться основанием для обращения в суд с иском к виновнику ДТП.

    3. Довод Истца о том, что, не обладая специальными познаниями, она не могла оценить ущерб, полученный в результате ДТП, суд находит несостоятельным, поскольку женщина не была лишена возможности вызвать сотрудников ДПС для оформления ДТП, так как от нее зависело, каким образом будет оформлено ДТП (решение Воскресенского городского суда №2-2017/2016 от 14.06.2016 г.).

    Как показывает практика, при попытках взыскать через суд больше денег, чем положено по европротоколу, в удовлетворении требований отказывают суды всех инстанций. Одно такое дело дошло до Конституционного Суда РФ – женщина считала, что существующие лимиты по европротоколу нарушают ее конституционные права на достойную защиту своей собственности. Судьи Конституционного Суда РФ не нашли противоречий норм о европротоколе основному закону страны, а исследовать обстоятельства ДТП отказались, так как решение подобных вопросов не относится к их компетенции.

    Таким образом, подписывая европротокол, вы должны понимать, что дальнейшие возможные попытки через суд получить дополнительные выплаты с виновника ДТП или страховой не увенчаются успехом – вы только лишь понесете судебные расходы.

    При оформлении европротокола обязательно фиксируйте все на фото или видео, фиксируйте положение автомобилей, дорожные знаки, если в этом есть необходимость, и другие обстоятельства ДТП. Также вы можете использовать данные, зафиксированные с помощью средств навигации, в том числе с использованием технологий системы ГЛОНАСС. Эти данные вам нужно представить в свою страховую компанию вместе с бланком европротокола.

    Несоблюдение данных требований не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, однако может повлиять на размер выплаченной страховки в сторону уменьшения суммы.

    Кстати, для удобства оформления аварий по европротоколу есть соответствующие приложения в App Store и Google Play , выпущенные Российским союзом автостраховщиков. Правда, по состоянию на ноябрь 2019 года по ним очень много жалоб на баги с авторизацией и оформлением ДТП, а средняя оценка — 2 из 5, к тому же от оформления бумаг это приложение всё равно не избавляет — это по-прежнему обязательно.

    Европротокол и иностранный гражданин

    Если один из участников ДТП является иностранным гражданином, оформить европротокол можно только при наличии у него российского полиса ОСАГО. В случае, если у иностранца имеется только иностранная страховка или гринкарта, оформлять европротокол нельзя.

    Какими документами руководствоваться в ситуации с оформлением европротокола?

    1. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. (статьи 7 и 11.1).

    2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (пункты 14-17).

    Как оформить электронный европротокол при ДТП с 1 ноября 2020 года

    Краткое содержание:

    С 1 ноября 2020 года в силу вступает новый алгоритм для электронных европротоколов при ДТП, но некоторые водители до сих пор не в курсе, как оформлять заявку по модернизированным правилам. Консультанты уверяют, что все стало гораздо проще и на порядок доступнее. География использования обновленной системы значительно расширилась.

    Что нового появилось в электронной версии европротокола при ДТП

    Самым главным преимуществом обновленной схемы работы выступает возможность использования системы в абсолютно любом регионе Российской Федерации. Но ноябрьских нововведений география эксплуатации приложения была узко ограниченной, что делало программу менее функциональной. Все так же гражданам для применения преимуществ европротокола придется получить страховку через ОСАГО.

    Учитывается в то, что в дорожно-транспортном происшествии должны пострадать только 2 машины, и сам случай не предусматривает участие третьих лиц или вообще каких-либо пострадавших. Еще одним обязательным пунктом правил выступает наличие мобильного приложения с говорящим за себя названием «Помощник ОСАГО». Оно должно присутствовать в телефоне хотя бы одной стороны аварии.

    Не менее важным условием выступает наличие личного кабинета на общероссийской платформе «Госуслуги». Вот тут регистрацию должны пройти уже оба гражданина. Причина для образования такого условия кроется в том, что подтверждение авторизации пользователя возможно только через учетную запись во всероссийской системе. После загрузки тематического приложения выпадет меню для регистрации, которую без аккаунта на «Госуслугах» попросту не провести.

    Как оформить протокол по ускоренной схеме с 1 ноября

    Основным преимуществом регистрации в приложении заранее является то, что оно в автоматическом режиме подтянет все данные из личного кабинета «Госуслуг». Это значительно экономит время. Заблаговременно придется вписывать и сведения о страховом полисе. Тут есть 2 пути решения:

    • набрать номер по старинке вручную;
    • считать QR.

    После аварийной ситуации потребуется самостоятельно определиться с тем, выбирать ли вызов экстренной службы или же просто использовать тематический помощник. Тут все зависит от конкретной ситуации, поэтому ориентироваться следует на месте. Если ДТП вписывается в формат европротокола, то можно сразу же переходить к стадии оформления через помощника.

    Первые пункты инструкции включают общеизвестные для водителей факты вроде необходимости осведомить других участников дорожного движения о случившемся, включив аварийные огни, поставить соответствующий знак. Далее потребуется ответить на общие вопросы вроде состояния здоровья попавших в ДТП на предмет получения травм. Только если все ответы будут соответствовать стандарта европейского образца протокола, можно рассчитывать на упрощение оформления страхового случая.

    Чем электронный европротокол выигрывает перед аналогами

    Одним из самых главных преимуществ модернизированной системы выступает экономия времени. При работе через приложения данные по одному из участников дорожно-транспортного происшествия даже вводить не придется, ведь они автоматически взяты из аккаунта «Госуслуг». Достаточно просто их перепроверить.

    После внесения информации о втором участнике, потребуется отдать ему для скана QR-код. С его помощью другая сторона вносит сведения об автомобиле. Время система проставляет автоматически, а место маркируется по карте. Если повезло, то привлекаются свидетели. В противном случае пункт попросту опускают. Далее остается выполнять все строго по инструкции: описывать повреждения, делать фото (включая регистрационный знак), записать свою версию произошедшего.

    Европротокол при дтп что это?

    Рассказываем, что для этого понадобится автомобилистам

    Оформление ДТП с помощью нового приложения увеличит лимит выплат и избавит от бумажной волокиты

    Коллаж: Дмитрий Гладышев

    В ноябре состоялся окончательный запуск системы, которая позволяет оформлять ДТП с ущербом до 400 тысяч рублей не только без вызова ГИБДД, но и без посещения страховой, все документы готовятся в полуавтоматическом режиме с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО». Приложение можно скачать уже сейчас в Google.Play и App.Store.

    Какие аварии можно оформить по новой схеме?

    Нововведение касается происшествий, оформленных по системе европротокола без вызова ГИБДД. Напомним, что она подразумевает ДТП без пострадавших, в котором участвуют две машины и обе застрахованы по ОСАГО. При оформлении аварии через мобильное приложение лимит выплат составляет максимальные рублей (без него — 100 тысяч), что делает европротокол привлекательной схемой оформления почти всех ДТП без пострадавших.

    Аналогичные новости были год назад. Что изменилось сейчас?

    Действительно, электронное оформление аварий начали внедрять чуть больше года назад с появлением приложения «ДТП.Европротокол», которое позволяло передавать информацию о ДТП, включая фотографии, напрямую в базу данных АИС ОСАГО (бывшая АИС РСА). Но параллельно Банк России и РСА тестировали другое приложение «Помощник ОСАГО» с расширенным функционалом. С ноября прошлого года оно работало в Москве и области, Петербурге и области, а также в Татарстане.

    С 1 ноября 2020 года приложение «Помощник ОСАГО» стало доступно по всей России. Использование обоих приложений при выполнении ряда условий (например, фотофиксация места ДТП) позволяет оформлять аварии с ущербом до 400 тысяч рублей.

    Чем новое приложение «Помощник ОСАГО» отличается от «ДТП.Европротокол»?

    На первый взгляд, они похожи: и то, и другое создано при участии Российского союза автостраховщиков и позволяет упростить оформление ДТП по европротоколу. Но в РСА разъяснили, в чем их отличия:

    — «ДТП.Европротокол» позволяет проверить полисы ОСАГО обоих участников, сделать фотографии и передать данные в систему АИС ОСАГО. Всё то же самое можно сделать и с помощью приложения «Помощник ОСАГО», но, кроме этого, оно позволяет оформить в электронном виде извещение о ДТП.

    Проще говоря, второе приложение имеет максимальный функционал и является не просто дополнением к бумажной версии европротокола, но и ее заменой.

    Так выглядит приложение «Помощник ОСАГО» в разных стадиях оформления ДТП

    Чем удобно оформление ДТП без бумажного извещения?

    При оформлении ДТП через «Помощник ОСАГО» исчезает обязанность завозить в страховую компанию извещение о ДТП. Сейчас делать это нужно в течение пяти дней после аварии, и страховые одно время жестко наказывали забывчивых автомобилистов.

    До появления «Помощника ОСАГО» рукописное извещение о ДТП оставалось главным документом для страховой. Теперь же передача данных может быть автоматизировала, что исключит бумажную волокиту.

    Правда, оформлять электронное извещение можно только при отсутствии разногласий о виновности: если они есть, бумажная версия документа становится обязательной (подробнее об этом).

    Как оформить ДТП с помощью приложения «Помощник ОСАГО»?

    Для начала понадобится подтвержденная запись на портале госуслуг. Часть сведений (ваши ФИО, дату рождения, контактные данные, права и паспорт) приложение возьмет из нее автоматически, что упростит оформление.

    Читать еще:  Можно ли продлить страховку если она просрочена

    Само приложение можно скачать в Google.Play и App.Store. Пользование им достаточно интуитивно: оно проверит действительность полисов ОСАГО обоих участников, позволит указать на карте точное место ДТП и сделать все необходимые фотографии. Можно обойтись и без фотофиксации, но в этом случае лимит выплат составит (с фотографиями — 400 тысяч). После передачи всех данных участники получат электронное уведомление от страховых компаний.

    В целом «Помощник ОСАГО» схож с приложением «ДТП.Европротокол», принцип работы которого мы объясняли ранее. Пользоваться этим приложением также можно, но в этом случае оформление бумажного извещения требуется по-прежнему.

    Приложение «ДТП.Европротокол» отличается интерфейсом, но принцип работы схож

    По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, за истекший год через приложение «ДТП.Европротокол» оформили ДТП, а к октябрю количество ежемесячных оформлений приблизилось

    Оформлять электронный европротокол можно уже сейчас?

    Накануне РСА заявил о готовности приложения и его запуске на всей территории страны, но с оговоркой, что в ноябре продолжится тестирование, ход которого осложнил коронавирус. Первые пользователи приложения «Помощник ОСАГО» могут столкнуться с теми или иными техническими сложностями. Поэтому рекомендуем первое время всё же оформлять бланк бумажного извещения.

    В любом случае электронное оформление имеет смысл, поскольку позволяет поднять лимит выплат до 400 тысяч (при наличии фотографий).

    Осенью этого года состоялась запланированная реформа ОСАГО — максимальный тариф возрос на .

    Если вы покупали полис ОСАГО без предъявления диагностической карты техосмотра (карантинные правила позволяли это делать), не забудьте получить такую карту, иначе в будущем будут проблемы.

    Все споры по автогражданке с лета прошлого года решаются сначала через омбудсмена.

    Имеете опыт оформления ДТП через мобильные приложения? Поделитесь с нашими читателями.

    Почему теперь не рекомендуется оформлять европротокол?

    О том, какие лазейки нашли страховые компании, чтобы отказывать в выплатах по ОСАГО, и как правильно оформлять европротокол, рассказывает, член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

    Европротокол — это народное название упрощенного способа оформления аварии без вызова ГИБДД. Если между участниками ДТП отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, то виновник и потерпевший могут совместно заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, который входит в комплект документов ОСАГО. В таком случае, водители, причастные к ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию, и могут оставить место ДТП после совместного его оформления.

    Большой риск

    В оформлении ДТП по европротоколу есть как свои плюсы, так и минусы. Плюс в том, что можно не ждать часами сотрудников ГИБДД. На мелкие ДТП они выезжают в последнюю очередь. Кроме того, оформление небольших ДТП по европротоколу приносит пользу и для других участников дорожного движения. Возникает меньше километровых пробок из-за столкнувшихся и перекрывших движения автомобилей, т. к. участники аварии, самостоятельно оформив ДТП, быстро освобождают проезжую часть.

    Есть в европротоколе и минусы.

    В законе об ОСАГО указано, что нельзя начинать ремонт автомобиля в течение первых 15 суток после аварии. Этот срок необходимо для того, чтобы страховщики могли при необходимости лично удостовериться в полученных автомобилем повреждениях.

    Ну и самое главное, новые поправки в закон теперь обязывают виновника в течении 5 дней после происшествия предоставить копию извещения о ДТП в свою страховую компанию.

    За невыполнение данных требований у страховой компании возникает право регресса к виновнику, т.е. страховая компания вправе взыскать полную сумму страхового возмещения, выплаченную потерпевшему, непосредственно с виновника.

    «Первое требование еще как-то можно объяснить тем, что страховщик таким образом может проверить не является ли данное ДТП „подставным“, если на этот счет возникли сомнения. Касаемо же второго требования, то оно никоим образом на сумму страхового возмещения не влияет, каких —либо прав страховщика не затрагивает и не нарушает, — утверждает Алексей Румянцев. — На мой взгляд, это лишь повод страховой компании минимизировать расходы, необоснованно повесив их на причинителя вреда».

    К сожалению, количество подобных исков увеличилось и в большинстве случаев суды заканчиваются не в пользу водителя, который явно непреднамеренно не подал копию извещения о ДТП в страховую компанию. Имеются случаи, когда виновник уведомлял свою страховую компанию о произошедшем ДТП, звонил им. Его заверяли, что информация принята, а спустя год с него через суд в порядке регресса взыскивалась вся страховая сумма, выплаченная потерпевшему, т. к. он оказывается, бланк извещения страховщику не передал. От подобных ситуаций безосновательно пострадали многие автомобилисты.

    Как не попасть на деньги?

    В целом, невнимательное оформление всех документов и допущение ошибок при их подаче может привести к отказу в страховом возмещении или к длительным судебным тяжбам. При оформлении европротокола следует быть внимательными и досконально выполнять нехитрые правила, чтобы в результате не попасть на деньги.

    Кроме отсутствия спора по вине и разногласий по размеру ущерба для оформления аварии по европротоколу должен быть соблюден ряд условий:

    В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. Столкновение произошло в результате столкновения только двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

    При оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 100 000 руб.

    Если эти критерии присутствуют, то дальше необходимо действовать по следующему алгоритму:

    Нужно установить очевидцев ДТП и при их наличии зафиксировать их данные.

    Внимательно осмотреть повреждения на автомобилях и подробно записать их в бланк извещения о ДТП. Все повреждения необходимо тщательно заснять на фотоаппарат. Делайте как можно больше фотографий. При этом это должно быть не селфи на фоне разбитого автомобиля, а фото места происшествия, чтобы можно было его идентифицировать на местности, а также расположение ТС на проезжей части дороги по отношению друг к другу и ширине проезжей части дороги. Фотографировать автомобили необходимо, чтобы на них были видны государственные регистрационные номера.

    Необходимо сфотографировать участника аварии, VIN номер его автомобиля, его водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис, а также проверить, не просрочен ли полис и записан ли водитель в полис, как лицо, допущенное к управлению ТС.

    Если в бланке извещения сделали исправления, то обязательно закрепите их подписями.

    Важно, чтобы виновник аварии в извещении написал собственноручно о том, что он признает свою вину в произошедшем, а также не оспаривает характер и размер повреждений на автомобиле потерпевшего.

    В целом, оформлять ДТП по европротоколу это право, а не обязанность. Если есть хоть малейшие в чем-то сомнения, то лучше действовать по старинке, и вызвать на место происшествия наряд ДПС. За это вас никто не накажет. В крайнем случае, если инспектор ГИБДД, определит, что возможно оформить ДТП и без его участия, то он как минимум подскажет дальнейшей алгоритм действий.

    Оформление ДТП инспектором ГИБДД не гарантирует, что и в этом случае не могут быть допущены ошибки. Однако они будут минимизированы.

    За страховым возмещением потерпевший должен обращаться в рамках ПВУ (прямого возмещения убытков) в страховую компанию, где застрахована его гражданская ответственность.

    Европротокол: применять или не рисковать?

    Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

    Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую. Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей). Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

    Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия. На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку. ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

    По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

    Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

    Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

    Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО. Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части. Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

    Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

    Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

    Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс. рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России). Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять. Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

    Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае. Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников. Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

    В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России. Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА. Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

    С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин. В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка. Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

    В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение. Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП. «ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

    С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

    Итак, что необходимо сделать при ДТП:

    1. Убедиться, что все живы и здоровы.

    2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

    3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

    4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

    5. Сообщить страховщику о случившемся.

    6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс. рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде. Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

    7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

    8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector