1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронный полис осаго законодательство

Обязательный порядок выдачи электронных полисов ОСАГО и другие нововведения, вступающие в силу с 1 января 2017 года

4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь право страховых компаний.

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (п. 6 ст. 1 Закона № 214). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с регрессным требованием (п. 3 ст. 1 Закона № 214). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая (абз. 7 подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214).

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 214).

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. «Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу», – отмечает управляющий партнер компании «Антистраховщик», руководитель портала «Антистраховщик.рф» Илья Афанасьев. А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: «Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, в каком порядке и в течение какого периода страхователи могут отказаться от навязанных им дополнительных страховых услуг, читайте в материале «Период охлаждения» в сфере добровольного страхования – что это такое и зачем его cобираются вводить».

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также видит существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: «Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет».

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты» Александр Коваль убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. «За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования», – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. «Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля», – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: «Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику». Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»

«У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ».

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. «Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее», – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию сроков по выплате страхового возмещения: «Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной «вилки». Тогда, когда это будет удобно страховщикам». Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. «Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи», – продолжает он.

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Электронный полис осаго законодательство

С 1 октября 2015 года в России действуют электронные полисы ОСАГО, которые можно оформлять онлайн.

Возможность приобрести электронный полис у российских автовладельцев появилась с 1 июля, когда стала доступна услуга пролонгации действующего договора на сайте той страховой компании, с которой он был заключен. С 1 октября появилась возможность заключать договор ОСАГО через интернет с любой страховой компанией, осуществляющей онлайн-продажи данного страхового продукта. Юридические лица смогут приобрести электронные полисы с 1 июля 2016 года.

Для того чтобы приобрести электронный полис ОСАГО, достаточно на официальном сайте страховщика создать и направить заявление о заключении договора обязательного автострахования (абз. 2 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). При этом страхователь освобожден от обязанности предоставлять следующие документы:

· паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

· свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является организация);

· документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о его регистрации, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

· водительское удостоверение или его копия;

Доступ ко всем необходимым сведениям в этом случае страховщики получают путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями (п. 4 ст. 15 закона об ОСАГО в новой редакции). Стоит отметить, что при оформлении договора страхования на бумажном носителе в офисе страховщика за автовладельцем сохраняется обязанность предоставить все указанные документы (п. 3 ст. 15 закона об ОСАГО).

Если страхователем является физическое лицо, то заявление о заключении договора ОСАГО в электронном виде должно быть подписано простой электронной подписью. Вы можете указать свой СНИЛС, номер «пенсионного» счета, – на сегодняшний день СНИЛС является аналогом электронной подписи страхователя. Для страхователей — юридических лиц установлена обязанность использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (абз. 5 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Страхователю необходимо оплатить страховую премию и после получения подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика страхового полиса распечатать его.

Преимущество электронного полиса в удобстве оформления – полис можно купить в любое время, не выходя из дома. Еще одно преимущество в том, что при оформлении электронного полиса страховщик не может навязать свои дополнительные услуги, а именно эта причина часто становится поводом для многочисленных жалоб автовладельцев.

Памятка ОСАГО

СТРАХОВАТЕЛЬ — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.

СТРАХОВЩИК — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Читать еще:  Срок давности при дтп без пострадавших

При выборе страховой компании для заключения договора ОСАГО необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Страховая компания должна иметь лицензию, наличие которой можно проверить на сайте Банка России www.cbr.ru или на сайте «Российского союза страховщиков» (РСА) www. autoins.ru

Страховая компания должна иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков.

Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у нее не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию автомобилей или гражданской ответственности их владельцев.

Для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику следующие документы:

заявление о заключении договора обязательного страхования, так же можно представить в электронной форме;

паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Предоставление диагностической карты не требуется в случаях, если:

● в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство (ТС) не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется;

● порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации;

● периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет 6 месяцев, а также случаев, предусмотренных законом.

По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования

При заключении договора ОСАГО страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных федеральным законом

Договор ОСАГО является публичным договором. Отказ в страховании ОСАГО не допускается по закону.

При надлежащем обращении страхователя отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО является неправомерным

Если страховая компания уклоняется от заключения договора ОСАГО, страхователь вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные убытки (п. 4. Ст. 445 ГК РФ).

Срок действия договора ОСАГО составляет 1 год, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

В каких случаях можно расторгнуть договор ОСАГО досрочно:

● отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

● замена собственника транспортного средства;

●иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как происходит процедура расторжения договора ОСАГО:

Для расторжения договора ОСАГО необходимо подать письменное заявление о его досрочном расторжении.

В заявлении указываются номер полиса, Ф.И.О. страхователя и государственный номер автомобиля.

Можно ли вернуть деньги при досрочном расторжении договора ОСАГО?

При досрочном расторжении договора ОСАГО по инициативе страхователя страховая компания обязана не позднее 14 календарных дней с момента подачи заявления о досрочном расторжении договора возвратить страхователю часть страховой премии за неистекший срок действия договора страхования, но только если действие договора прекращается по причине отзыва лицензии у страховой компании или замены собственника автомобиля.

В иных случаях у страховой компании не возникнет такой обязанности.

Владельцу транспортного средства следует знать, что отказ страховой компании в заключении договора ОСАГО по причине нежелания владельца транспортного средства одновременно заключить договор добровольного страхования является недопустимым.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2020

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Порядок заключения договора ОСАГО в виде электронного документа

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), в соответствии с которыми страховщики обязаны обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся с заявлением о заключении такого договора.

Для заключения электронного договора ОСАГО владельцу транспортного средства необходимо осуществить следующие действия:

• зайти в личный кабинет страхователя на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА));

• в личном кабинете страхователя заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему обязательного страхования (далее — АИС ОСАГО).

Если проверка показала, что сведения в заявлении не соответствуют информации, предоставленной федеральными органами исполнительной власти и организациями (кроме РСА и страховщиков – членов РСА), указанными в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2005 года № 567, то страховщик уведомляет о необходимости скорректировать заявление, отобразив данную информацию на сайте, а также направляет соответствующее уведомление на адрес вашей электронной почты.

Если же данные заявления не соответствуют сведениям в АИС ОСАГО или отсутствуют в АИС ОСАГО и данное несоответствие не основано на информации, полученной от органов и организаций, указанных выше, то страховщик направляет на указанный вами адрес электронной почты соответствующее уведомление с перечислением не соответствующих (отсутствующих в АИС ОСАГО) сведений. Страховщик также отображает данную информацию на своем сайте в режиме реального времени. Кроме этого страховщик сообщает о необходимости предоставить в виде электронных копий документы, указанные в подпунктах «б» — «е» пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО. Обращаем внимание, что электронные копии или электронные документы должны быть представлены владельцем транспортного средства страховщику в течение трех часов с момента направления страховщиком сообщения о необходимости их предоставления, в случае их непредставления в течение указанного времени процедуры заключения электронного договора ОСАГО прекращается. При этом электронные копии документов должны быть созданы в графическом формате pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif либо gif, иметь размер не более чем 2 мегабайта (для каждого файла электронной копии документа), содержать четкое графическое изображение всех реквизитов оригинального документа (данные документа должны быть читаемы, документ не содержит разводов, засвеченных или затемненных участков, все надписи, печати, подписи, штампы (при их наличии), а также их границы хорошо различимы).

Обращаем ваше внимание, что в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, повлекшего необоснованное уменьшение размера страховой премии, страховщик вправе взыскать с лица, причинившего вред, сумму страховой выплаты после ее осуществления потерпевшему.

После подтверждения соответствия представленных сведений информации, предоставленной федеральными органами исполнительной власти и организациями (кроме РСА и страховщиков – членов РСА), указанными в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2005 года № 567, и (или) сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, либо проверки электронных копий документов, страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете.

Электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

В случае невозможности заключения электронного договора ОСАГО со страховщиком, к которому вы обратились, вам может быть предложено перейти на сайт РСА для последующего выбора другой страховой компании (обеспечивающий страховщик), с которой будет гарантировано заключение электронного договора ОСАГО.

ГИБДД и электронное ОСАГО

Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.

К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

Е-полис: иметь или не иметь?

Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 16 компаниям.

Выберите тип ТС

Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Нормы есть, но есть пробел

Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

Читать еще:  Сроки ремонта после дтп по осаго

При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо́льшим доверием у страхователей.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Текст закона об электронном ОСАГО

Текст Закона об электронном ОСАГО №40-ФЗ «Об ОСАГО» с учетом правок, которые внесены законопроектом №o 191229-6. Цитирование только тех поправок которые коснулись Оформление ОСАГО через интернет Все поправки, касающиеся ОСАГО онлайн, начнут действовать с 1 января 2017 года. Итак:

Пункт 1.1. дополнен вторым абзацем, который разрешает продажу электронного ОСАГО через Интернет в виде документа:

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами

В ГИБДД и прочих регистрирущих органах достаточно будет показать распечатку страховки из Интернета (п 1.3.):

При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа.

Новый пункт 1.11 подробно описывает, что такое «электронный документ» (электронный полис) и какова процедура его оформления:

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя (комментарий автора: под простой электронной подписью понимается «комбинация из логина и пароля которая подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом»; на практике применяется регистрация на сайте страховой компании и получение логина-пароля. физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя — юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон «Об электронной подписи»).

Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети «Интернет»

Для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.

Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке — не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона «Об электронной подписи», направляется страхователю.

В случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее не были отражены в полисе обязательного страхования и не требуют их отражения в полисе обязательного страхования, страхователю в сроки, предусмотренные настоящим абзацем направляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона «Об электронной подписи», об учете страховщиком измененных сведений.

В случае, если сведения , об изменении которых заявляет страхователь, не соответствуют сведениям, отраженным в информационных системах и (или) базах данных соответствующих государственных органов , страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с даты получения им заявления об изменении сведений, направляет страхователю уведомление о невозможности переоформления полиса обязательного страхования в электронном виде.

Вот собственно и всё! Вот эти три пункта закона так кардинально должны поменять (надеюсь, упростить!) жизнь простого автолюбителя. Более подробно все тонкие вопросы описаны в подзаконных актах и прочих «прилагающихся» документов, их я буду публиковать по мере появления информации.

Как получить электронный полис ОСАГО онлайн: пошаговая инструкция

После внесения поправок в действующее законодательство, все страховые компании обязаны оказывать услуги автострахования в электронном виде. Несмотря на это, многие автовладельцы предпочитают действовать по старинке, лично приезжая в офис и заключая договор. На самом деле, ничего сложного в самостоятельно оформлении е-ОСАГО нет. Это полноценный полис, обладающий полной юридической силой. Попробуем разобраться, как сделать страховку в режиме онлайн на свой автомобиль, какие документы для этого понадобятся. Кроме того, детально разберём достоинства и недостатки онлайн-страхования, и приведём пошаговую инструкцию по покупке е-ОСАГО.

Плюсы и минусы

Для начала немного теории. Итак, согласно положениям Федерального закона №40-ФЗ, регулирующим порядок страхования автогражданской ответственности, ОСАГО должен быть у всех автовладельцев без исключения. Если при проверке выяснится, что документ отсутствует либо утрачен, водителя привлекают к административной ответственности.

Можно ли сейчас оформить полис ОСАГО в режиме онлайн? Да, можно. Такая возможность появилась в 2015 году, и сейчас все страховые компании обязаны оказывать своим клиентам услуги автострахования в электронном виде. По своей правовой форме е-ОСАГО является полным аналогом бумажному полису.

К преимуществам электронного страхования можно отнести следующие моменты:

  • Экономия времени – не нужно лично ехать в офис для заполнения формы договора;
  • Экономия денег – агенты страховой компании не смогут навязать дополнительные услуги;
  • Полис нельзя потерять – документ присылается на электронную почту, а также сохраняется в «Личном кабинете» на интернет-ресурсе автостраховщика;
  • Практичность – с собой можно возить бумажную распечатку, которая не требует дополнительного заверения;
  • Удобство – прямая выгода для жителей отдалённых районов, где нет офисов крупных страховых компаний;
  • Юридическая чистота – несмотря на расхожие мнения, риски мошенничества с е-ОСАГО сведены к минимуму.

Из недостатков можно выделить:

  • Недоступность для новичков – такой договор можно оформить, только если в базе РСА уже имеются сведения о водителе;
  • Проблемы с ГИБДД – не все сотрудники полиции рассматривают его в качестве правомочного документа;
  • Точность заполнения – любая опечатка делает полис недействительным, следовательно, страховая компания может отказать в выплатах на законных основаниях.

Как выбрать добросовестного страховщика

Теперь поговорим о том, как оформить и получить электронный полис е-ОСАГО через сайт страховой компании. В первую очередь, автовладельцу нужно выбрать подходящего страховщика. Сразу отметим, что стоимость автогражданки регулируется на государственном уровне, хотя закон и оставляет страховым компаниям определённый ценовой коридор. Поэтому общая стоимость договора везде примерно одинакова, но итоговая цена рассчитывается с учётом применяющихся коэффициентов: бонус-малус, территориальный, число водителей и т.д.

Несмотря на это, к выбору страховщика нужно подходить максимально ответственно. В первую очередь, следует обращать внимание на следующие показатели:

  • Отзывы клиентов – особенно те, что касаются страховых выплат;
  • Уставной капитал компании – чем солиднее цифры, тем надёжнее страховщик;
  • Продолжительность работы – лучше отдавать предпочтение компаниям, отработавшим на рынке страхования больше 8-ми лет;
  • Рейтинг – компании с высоким уровнем надёжности, классифицируются в рейтинговой шкале обозначениями «А», «А+» и «А++».

Вступили в силу новые правила покупки полисов ОСАГО через маркетплейсы. Как это работает

С 19 октября в России вступили в силу новые правила оформления полисов ОСАГО. По закону, теперь страховку можно приобрести через маркетплейсы — финансовые онлайн-платформы, объединяющие предложения различных страховщиков. Что такое страховочные маркетплейсы и как ими пользоваться?

  • По задумке с помощью маркетплейса можно выбрать лучший продукт по соотношению цена / качество.
  • В РФ пока нет ни одного маркетплейса для выбора автостраховки.
  • Владелец маркетплейса не отвечает за качество услуги; взвешивать риски — дело покупателя.

Что такое маркетплейс для ОСАГО

В теории — это интернет-площадка, где автовладельцы смогут выбрать наиболее привлекательное предложение по страхованию автогражданской ответственности и заключить договор. Брать наценку за сервис маркетплейсы не имеют права. Таких площадок может быть несколько, но пока не действует ни одна.

«В страховании есть базовый тариф, для него установлен коридор. Нижняя точка — 2471 рубль, верхняя — 5436 рублей. В рамках этого коридора страховая компания выставляет цену на свой продукт. Маркетплейсы хороши тем, что с их помощью можно найти предложение подешевле», — говорит глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов.

Но есть и минусы: дешево — не всегда качественно. «Как правило, демпингуют компании, которые недавно вышли на рынок и набирают клиентов. Есть риск, что они со своими обязательствами не справятся и останутся без лицензии», — говорит Едрышов.

Два оператора и «Сбер»

По закону оператор маркетплейса обязан лишь принимать меры по выявлению и предотвращению фиктивных сделок, которые могут быть заключены без ведома владельца в мошеннических целях. О таких сделках он обязан сообщать в Центробанк, где уже будут инициировать меры в отношении нечистоплотных игроков.

Как выбрать маркетплейс? Теоретически это должны быть финансовые платформы, включенные в реестр, который ведет ЦБ РФ. 27 июля 2020 года в реестр были включены две платформы: ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС» и АО «ВТБ Регистратор».

Платформа Московской биржи запущена 15 октября под брендом «Финуслуги». На данный момент она позволяет выбирать банковские инструменты и управлять ими. Услуги по поиску страхования не предоставляются.

Маркетплейс ВТБ предлагает, наоборот, небанковские сервисы (бухгалтерия, юридическое сопровождение и другие), но также не дает возможности заключить договор ОСАГО.

В день выхода материала, 22 октября, стало известно, что С «СберАвто», сервис для выбора и покупки автомобиля онлайн, который входит в экосистему «Сбера», запустил чат-бот для покупки полиса ОСАГО через приложение для смартфона. По данным пресс-службы компании «СберАвто», через бот можно найти полис ОСАГО в 15 страховых компаниях.

Зачем изобретать велосипед?

Поиск страхового продукта в интернете — сам по себе не новый сервис. «Маркетплейсы — просто еще одна площадка и еще один способ купить полис ОСАГО. Уже сейчас можно купить полис ОСАГО в любом приложении, через который оплачиваются штрафы за нарушение правил дорожного движения», — говорит автоэксперт Кирилл Форманчук.

«Это не первый такой проект. Есть сервисы типа Sravni.ru, где все это также можно найти», — поддерживает Едрышов.

Со стороны страховщиков возникает вопрос — зачем им сотрудничать с маркетплейсами? Новые правила предусматривают, что финансовые платформы не могут взимать дополнительную комиссию с покупателей за свои услуги. Значит, их работу будут оплачивать сами страховщики.

Попытки «Яндекса»

«Такой опыт уже был несколько лет назад у „Яндекса“. Они сделали такую площадку и пытались продавать ОСАГО [разных страховых компаний] на Москву, Питер, Казань. У страховщиков возник вопрос — зачем? Зачем им платить комиссию „Яндексу“, если человек просто через них идет на сайт страховой компании, где он сам может все оформить?» — вспомнил Форманчук.

В пресс-службе компании «Яндекс» Znak.com сообщили, что они не участвуют в создании финансовых платформ для ОСАГО.

Рынок ОСАГО составляет в России порядка 400 млрд рублей в год. Такие объемы привлекают новых игроков. В сентябре первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин объявил, что дочерняя структура банка, «Сбербанк страхование», подала заявку на вступление в Российский союз автостраховщиков. Это первый шаг для получения компанией собственной лицензии на ОСАГО.

Читать еще:  Пересечение сплошной и дтп

Мнение страховщиков

В пресс-службе «Тинькофф Страхование» Znak.com сообщили, что считают маркетплейсы отличным инструментом, который будет востребован и у клиента, и у страховой.

«Это своеобразный финансовый супермаркет, в котором автовладельцы могут сравнивать цены и выбирать наиболее выгодный вариант. Это особенно актуально с учетом индивидуализации тарифов ОСАГО. Для страховщиков маркетплейс — дополнительный канал продаж», — пояснили в компании.

В «Тинькофф Страховании» подчеркнули, что уже сейчас доля «Е-ОСАГО» (электронных полисов) в их портфеле составляет 99%. Сервис уже давно приобрел популярность, так как позволяет клиентам экономить свое время и силы, не тратя ресурсы на посещение отделений.

В компании «Росгосстрах», которая является сейчас одним из самых крупных игроков в стране на рынке ОСАГО, от комментариев по поводу будущего маркетплейсов воздержались.

Самое главное

Новый закон о маркетплейсах пока невозможно испытать: цифровые площадки еще не запущены, и когда они заработают — неизвестно.

Если вам нужен самый дешевый продукт на рынке, маркетплейсы помогут его отыскать. В противном случае лучше изучить рынок самому.

Оформили электронный полис ОСАГО – что показывать и как предъявлять инспектору ГИБДД?

  1. По ПДД нельзя вообще ничего не передать для проверки ГИБДД.
  2. Но по закону есть целых 2 варианта, если вы оформили электронную страховку: показать распечатанный электронный полис ОСАГО либо просто файл с телефона.
  3. При этом, неважно, чёрно-белая это будет распечатка или цветная, также размер не обязательно должен быть A4.
  4. А вот штрафа за непредъявление не должно быть, несмотря на наличие обязанности – так указал Верховный суд РФ.

Вопросы многих автолюбителей в 2020 году возникают, потому что действующая редакция ПДД обязывает водителя передать сотруднику ДПС, помимо СТС и водительских прав, страховой полис. Но как быть, если вы оформили электронное ОСАГО, как его правильно предъявлять инспектору ГИБДД? Можно ли показать файл с телефона? Нужно ли распечатать? Или же в таком случае ничего не нужно передавать для проверки? Всё это давайте выясним!

Как сотрудники ГИБДД проверяют полис в 2020 году?

Всё очень просто. Действующий пункт 2.1.1 обязывает вас передать для проверки (именно передать – в руки, а не просто показать):

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Если с первыми 2 пунктами всё предельно понятно – хотя, по новым законам вот-вот уже грядут электронные права, а вслед за ними IT формат может приобрести и СТС, то с электронной страховкой – не очень.

Многие водители предполагают различные варианты законного выполнения этого пункта Правил:

  • показать инспектору ДПС фотографию электронного ОСАГО,
  • предъявить распечатанный файл,
  • ничего не показывать, ведь полис электронный!

Но не все автолюбители из указанных пунктов правы. Более того, нередко на разного рода форумах вы найдёте неверную информацию о том, что можно вообще ничего не показывать, и инспектор сам обязан проверить по базе наличие у вас страховки.

К слову, в 2020 году практически у любого сотрудника ГИБДД на дороге есть доступ к электронной базе данных страховых договоров РСА (Российского союза автостраховщиков). И он (сотрудник) может проверить наличие страховки по этой базе.

Как предъявить электронный ОСАГО?

Значит ли выделенное выше, что и правда в случае электронного полиса инспектору ДПС ничего показывать не нужно?

Нет. Вот мы добрались до самого главного! Несмотря на возможность сотрудника проверить наличие страховки онлайн прямо на дороге, это не отменяет обязанности водителя выполнить пункт 2.1.1 ПДД, который чётко предписывает иметь при себе и по требованию полицейского передать для проверки документ.

На самом деле, никаких недоработок в законодательстве в 2020 году нет. Данный пункт в угоду электронных полисов ОСАГО изменился в конце 2018 года, а потом ещё раз. И на сегодняшний день эту обязанность вовсе вывели в отдельный пункт ПДД 2.1.1(1), который официально звучит следующим образом:

Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

И вот теперь становится понятно, что показывать инспектору при покупке ОСАГО в электронном виде нужно распечатку полиса на бумаге либо электронный документ.

При этом, что такое электронный документ, в действующей редакции ПДД не уточнили. Однако, на практике 2020 года сотрудникам ГИБДД достаточно показать файл PDF, который вам прислали в ответ на заявление на заключение договора ОСАГО. Именно файл PDF, а не его фотографию или скриншот в виде картинки – хотя, последнее также не запрещается.

Какой именно файл предъявлять?

Обратите внимание, что следует различать электронный полис, который пришёл вам на почту, от просто данных о заключении договора. Некоторые страховые компании при оформлении е-ОСАГО присылают несколько писем на электронную почту, и только в одном из них тот файл, который необходимо распечатать.

Настоящий электронный договор ОСАГО прописан на официальном бланке, в самом верху прописана его серия, которая должна начинаться с букв «XXX». А в самом низу его должна быть информация об электронной подписи страховщика, которой обязательно заверяются все такие страховки, купленные онлайн.

Распечатывать цветной или чёрно-белый?

Вообще, вам на почту придёт чёрно-белый формат электронной страховки, поэтому вопрос должен отпасть сам собой. Но формально вы можете распечатать в любом цвете – главное, чтобы полис был читабельным для сотрудника полиции.

В каком размере?

Обязательно ли распечатывать полис в электронном виде в формате A4, как бумажный бланк? Вовсе нет. Законодательство 2020 года прямо не требует соблюдения размерности файла.

Но опять же, если полис будет не читаемым для инспектора ДПС, то он может посчитать, что фактически вы ему ничего не предъявили для проверки, так как идентифицировать, что это электронная страховка, что она принадлежит именно вам и оформлена на ваш автомобиль, будет невозможно.

На практике же формат A6 (размерами как свидетельство о регистрации) может быть приемлемым для разборчивости надписей на страховке, но это зависит от того, как чётко будут пропечатаны символы и в целом насколько чёткий файл вам прислала страховая компания.

Формат водительских прав будет очень мелким и неразборчивым и такой размер показывать инспектору нежелательно.

Какой штраф, если ничего не дать?

Многие инспекторы ДПС ранее выписывали штраф за неисполнение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения по статье 12.3, части 2 КоАП в размере 500 рублей за отсутствие с собой страховки у водителя.

Данная санкция предусматривает также предупреждение, но оно выносится очень редко.

Но с таким положением дел не согласился Верховный суд России, который в июне 2019 года вынес Постановление Пленума, в котором указал, что отсутствие с собой распечатки полиса не влечёт за собой состав для штрафа.

Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.

Таким образом, хотя, обязанность возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки электорнный ОСАГО есть, штрафа за это по закону нет.

Что за база, в которой проверяют ГИБДД?

Как мы уже указали выше, это единая база данных страховых договоров РСА. У вас тоже есть к ней доступ по серии и номеру полиса. И один раз в год желательно проверять его на действительность на фоне размножающихся в последние годы мошенников в сфере страхования, продающих «липовые» страховки, в том числе электронные.

  1. Для проверки перейдите на официальный сайт РСА в сервис просмотра договоров страхования.
  2. Выберите серию вашего полиса (все электронные ОСАГО имеют серию «XXX»).
  3. Введите номер полиса (он прописан сразу после серии).
  4. Пройдите проверку на роботов и кликните по кнопке «Поиск».

В результате вы получите таблицу с одной строкой с данными о вашем договоре страхования. В строке «Статус» должно быть прописано «находится у страхователя».

Если же статус страховки значится как «находится у страховщика» или данных вовсе не найдено, то возможны 3 варианта:

  • вы ввели неверные данные номера полиса – перепроверьте их,
  • вы купили электронное ОСАГО несколько дней назад, и данные в базе ещё не обновились – проверьте немного позже,
  • ваш полис поддельный, обратитесь туда, где покупали страховку, с претензией.

Новые правила для водителей в 2020 г.: полис ОСАГО и его предъявление

Краткое содержание:

Всем доброго времени суток!

В январе 2020 г. наконец-то устранены противоречия между Законом об ОСАГО и Правилами дорожного движения. А именно, со 2 января вступили в действие изменения в Правила дорожного движения, согласно которым водители не обязаны возить с собою распечатку электронного полиса ОСАГО.

Фактически данная норма вступила в действие еще в мае 2019 г., однако юридически она была закреплена лишь в Законе об ОСАГО, а в Правила дорожного движения внесена только сейчас.

Противоречия данных документов вызывали многочисленные конфликты на дороге: сотрудники дорожно-патрульной службы требовали с водителей предъявления распечатки электронных полисов, а при её отсутствии выписывали штраф за управление автомобилем без документов.

Позиция Верховного суда

Спорные ситуации не раз становились предметом разбирательства Верховного суда.

В итоге Верховным судом было вынесено постановление Пленума № 20 от 25 июня 2019 г., где было четко прописано, что возить с собой бумажную копию электронного полиса водителю необязательно.

Верховный суд напомнил: закон имеет большую силу, чем постановление Правительства. Так как Правила дорожного движения утверждаются постановлением Правительства, в ситуации, когда у водителя нет распечатки полиса, требуется руководствоваться Законом об ОСАГО, а не Правилами дорожного движения.

Однако конфликты на дорогах продолжались, ведь не все сотрудники дорожно-патрульной службы читают постановление Пленума Верховного суда. И наконец, принятые в Правила дорожного движения поправки внесли единообразие в данном вопросе.

Изменения Правил дорожного движения: предъявление электронного полиса ОСАГО

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. № 1747 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» Правила дорожного движения приведены в соответствие с Законом об ОСАГО.

В пункте Правил 2.1.1.1 прописано, что в случае если был заключен электронный договор, то предъявляется полис в виде электронного документа или его копия на бумажном носителе.

Новая редакция пункта 2.1.11 Правил гласит:

В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

  • Страховой полис со 2 января не требуется передавать, а лишь «представить».
  • Электронный полис ОСАГО можно предоставить в электронном виде (на телефоне или планшете).

Страховой полис можно предоставить в одном из видов:

  • Оригинальный бланк полиса — выдается при заключении договора об ОСАГО.
  • Электронный документ — пересылается по электронной почте при оформлении страховки онлайн.
  • Распечатанная копия электронного документа.

Важно помнить

Предъявлять электронный документ возможно только при оформлении электронного полиса ОСАГО.

Представление копии оригинального бланка Правилами не предусмотрено. Все остальные документы необходимо возить с собой.

Со 2 января 2020 г. Правила дорожного движения соответствуют Закону, и споров по данному вопросу на дороге возникать не должно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector