Дтп велосипед и автомобиль
ДТП с велосипедистом
Содержание статьи
- Статистика ДТП с велосипедистами в 2019 году
- ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе
- ДТП и его правовые последствия
- ПДД для велосипедиста
Скорость велосипедиста превышает скорость пешехода, что увеличивает вероятность столкновения с ним авто транспорта. Как участник дорожного движения, велосипедист имеет ряд прав и обязанностей. Его движение ограничивается определенными запретами. При возникновении ДТП, когда автомобилист совершил наезд на велосипедиста, ответственность не обязательно ляжет на него. Для обеспечения собственной юридической безопасности, необходимо знать о том, что будет, если сбил велосипедиста на пешеходном переходе, кто виноват и что делать?
Статистика ДТП с велосипедистами в 2019 году
Госавтоинспекция опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий в России за период с начала 2019 года по апрель.
С участием велосипедистов произошло 555 ДТП. Эта же категория происшествий дала самый большой прирост – плюс 39.4% по сравнению с прошлогодними показателями.
ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе
ДТП и его правовые последствия
В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие при движении ТС, при котором произошли:
Дорожное происшествие влечет следующие правовые последствия:
- привлечение его участников к административной ответственности в виде штрафа;
- назначение уголовного наказания в виде лишения свободы;
- обязанность виновного возместить вред здоровью или имуществу, моральный вред.
Обратите внимание!
Административное и уголовное наказание могут дополняться лишением права управлять транспортным средством. Также вина может быть взаимной.
ПДД для велосипедиста
Велосипедист — полноправный участник дорожного движения, на которого распространяются ограничения, запреты и предписания, установленные Правилами при движении по общественным дорогам.
Если автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе вопрос кто виноват, не имеет очевидного ответа.
Велосипедист — это тот, кто управляет велосипедом. Тот, кто ведет велосипед рядом с собой — пешеход. На дороге их права и обязанности различаются.
Велосипед, с точки зрения Правил, — транспортное средство, которое должно быть исправным и безопасным.
На дорогах общего пользования велосипедисты обязаны соблюдать следующие требования и запреты Правил:
- не управлять велосипедом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- дети могут выезжать на общественные дороги только после 14 лет;
- передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части, при движении по тротуару не создавать помех пешеходам;
- на перекрестке подавать сигналы поворота световыми указателями, а при отсутствии — рукой;
- В Правилах есть понятие «велосипедная зона», при движении в ее пределах водитель велосипеда пользуется преимуществом перед автомобилистом;
- при подъезде к переходу байкер обязан снизить скорость, а перед переходом остановиться и пропустить пешеходов;
- при движении в темное время суток включать фары или фонари,;
- запрещается левый поворот или разворот на дороге с двумя и более полосами;
- запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.
Последнее требование означает, что проезжую часть велосипедист может пересечь только в качестве пешехода, ведущего велосипед рядом с собой.
Нарушение последнего требования особенно опасно. Велосипедист может развивать скорость порядка 40км/час. Водитель автомобиля, который сам движется в транспортном средстве, не успеет отреагировать на внезапный выезд велосипеда. При этом, водитель авто не будет виноват в ДТП, так как на пешеходном переходе он обязан пропускать пешеходов.
Если действия автомобилиста в такой ситуации признают правильными, то он избегнет наказания в виде штрафа за нарушение ПДД. Но если велосипедисту будет причинен вред здоровью, суд взыщет с владельца автомобиля компенсацию, хотя бы частичную.
Обратите внимание!
По правилам Гражданского кодекса РФ, владелец автомобиля обязан возместить вред даже при отсутствии вины, так как автомобиль – этот источник повышенной опасности.
Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, велосипедист сам может сбить пешехода и создать помехи движению.
При нарушение любого из выше перечисленных требований вина за ДТП лежит на водителе велосипеда или будет взаимной, если автомобилист тоже допустит нарушение.
Если ДТП совершил ребенок до 14 лет, к ответственности будут привлечены его родители, так как допустили выезд на общественную дорогу. Правда, отвечать они будут не за ДТП, а за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.
Участник ДТП не должен покидать место происшествия до приезда должностных лиц ГИБДД. Последствия ДТП не всегда очевидны. Ухудшение здоровья может наступить через несколько дней. Размер вреда будет установлен экспертизой или оценкой через несколько месяцев. Для защиты своих прав важно участвовать во всех процессуальных действиях.
Несмотря на то, что в стране действуют нормы о европейском протоколе, условия обязательного страхования: ОСАГО, КАСКО требуют обязательного вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.
Велосипедист врезался в автомобиль
Последствия будут зависеть от места столкновения:
- проезжая часть;
- дворовая территория;
- велосипедная зона.
Столкновение велосипеда с автомобилем на проезжей части свидетельствует о том, что водитель совершенно не контролировал ситуацию на дороге. Столкновение в попутном направлении движения произойдет в ситуации, когда впереди идущий автомобиль начал сбрасывать скорость для совершения маневра или пропуска пешеходов на переходе. Велосипедист был обязан сохранять дистанцию и также замедлить движение.
На полосе движения велосипедист обязан занять крайнее правое положение. Если автомобиль нагнал его и сбил в центре полосы, то нарушение будет со стороны обоих участников.
Если столкновение происходит во встречном направлении, то велосипедист не имеет права двигаться по встречной полосе.
Кроме того, на проезжей части автомобиль имеет преимущество перед велосипедом и последний обязан не создавать помехи движению.
Если велосипед въехал в припаркованный автомобиль, то возникает вопрос о том, не была ли его скорость слишком высока для безопасного маневра. В отношении автомобилиста будет выясняться не нарушил ли он правила парковки и не создавал ли автомобиль помехи движению.
Обратите внимание!
Велосипедисты имеют преимущество в велосипедных зонах, что не освобождает их от обязанности не создавать помех другим участникам движения.
Ответственность за наезд на велосипедиста
Если автомобилист совершил наезд на велосипедиста, то он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа при наличии вины. Размер штрафа в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. Наезд причинил потерпевшему:
- легкий вред здоровью: штраф от 2 500 до 5 000 руб. или лишение прав на 12 — 18 месяцев;
- вред здоровью средней тяжести: 10 000 – 25 000 руб. или лишение прав на 18 — 24 месяцев.
Если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, смерть, стойкая утрата трудоспособности либо потерпевшая – беременная женщина, утратившая ребенка в результате ДТП, в этих случаях возбуждается уголовное дело.
Уголовная ответственность за преступления, связанные с управлением автомобилем, предусмотренными ст. 264, Уголовного кодекса РФ и могут повлечь наказание до 9 лет лишения свободы с лишением права управлять ТС.
Степень утраты здоровья и трудоспособности определяет специальная медицинская экспертная комиссия по результатам лечения потерпевшего. В момент ДТП об этих обстоятельствах ничего не известно. Сама процедура привлечения к ответственности виновника возбуждается после окончания лечения потерпевшего.
Обратите внимание!
Вина велосипедиста является основанием для смягчения наказания водителю авто.
Административное наказание назначается постановлением должностного лица Госавтоинспекции. При несогласии привлекаемый к ответственности может обжаловать его в суд. Привлечение к уголовной ответственности производиться только через суд.
После определения вины и меры ответственности обоих участников ДТП рассматривается вопрос о выплате и размерах компенсации причиненного вреда. Стороны могут договориться об этом полюбовно, составив, при необходимости, письменные соглашения или расписки. При не достижении согласия можно также обратиться в суд, в гражданском порядке.
Судебная практика: ДТП с велосипедистом
В Зеленограде весной этого года произошло столкновение между легковым автомобилем и водителем велосипеда на пешеходном переходе. По показаниям свидетелей последний при пересечении проезжей части не спешился, что является правонарушением.
По решению суда велосипедист признан виновным и обязанным оплатить ремонт поврежденного автомобиля.
Обратите внимание!
При наличии вины пострадавшего в ДТП, суды отказывают во взыскании компенсации морального вреда с причинителя вреда.
При выезде из двора и пересечении тротуара водитель автомобиля сбил нетрезвого велосипедиста, причинив ему вред здоровью средней тяжести. Автомобилиста признали виновным в ДТП и обязали возместить вред здоровью, так как на тротуаре он был обязан пропустить велосипедиста, а состояние алкогольного опьянения последнего не мешало движению автомобиля.
ОСАГО на велосипед: можно ли застраховать и как это работает при ДТП?
- По закону полис ОСАГО на велосипед не нужен, так как он не подлежит регистрации в ГИБДД.
- Но и фактически добровольно вы не сможете застраховать ответственность, даже если захотите – страховые компании не продают страховку на такое транспортное средство.
- Но вы сможете застраховать сам велосипед по другим видам страхования – от порчи, угона и кражи, вред здоровья при падении с него.
- При ДТП с велосипедистом по вине водителя автомобиля первый получает возмещение по страховке на машину.
- А вот при вине двухколёсного он тоже может получить возмещение, так как автомобиль является источником повышенной опасности.
В летний период в 2020 году в России происходит до 1 тысячи наездов на велосипедистов, и с каждым годом по мере роста этой категории участников дорожного движения растёт и число аварий. Но страхование ОСАГО в отношении двухколёсных работает по-особенному – как при виновности водителя этого спортинвентаря, так и при вине водителя автомобиля. Есть и определённые тонкости в этом вопросе. В статье мы рассмотрим 2 главных вопроса и все производные от них: можно ли приобрести ОСАГО на велосипед и что делать при ДТП с таким ТС при виновности того или иного участника.
Кто есть велосипедист на дороге?
Итак, ПДД 2020 года довольно чётко определяют правила для этой категории участников на дороге:
- велосипед – это транспортное средство (но не механическое), а велосипедист – водитель,
- взрослым водителям на этом транспорте Правила предписывают двигаться чаще всего по дороге (за исключением исключений), но как можно правее,
- но есть в ПДД и целый ряд ограничений для них, перечисленный в 24 разделе.
Можно ли оформить ОСАГО на велосипед?
Нет. И здесь всё достаточно просто.
Велосипедисты по закону не обязаны приобретать ОСАГО. Подпункт «б» пункта 2 статьи 4 Федерального закона №40 предписывает, что транспортные средства, не подлежащие регистрации в ГИБДД, являются исключением из обязанных по страхованию автогражданской ответственности. Но даже если вы добровольно захотите это сделать, вы не сможете нигде купить полис – ни в одной страховой компании.
Вот алгоритм официальной буквы закона:
- статья 4 ФЗ-40 обязывает всех владельцев транспортных средств застраховать свою гражданскую ответственность,
- в пункте 3 этого же закона перечисляются исключения, в частности, отсутствие обязанности ставить ТС на учёт в ГАИ является таким исключением, а велосипед к таковым как раз относится.
Как мы указали выше, вы просто не сможете приобрести полис на свой велосипед, потому как ни одна страховая организация не страхует по ОСАГО такие транспортные средства. И потому мало того, что вам законно не смогут выписать штраф за страховку за отсутствием состава правонарушения, но и на практике инспекторы ГИБДД даже не пытаются оштрафовать велосипедистов за это.
Как работает ОСАГО при ДТП?
Здесь всё очень просто – также как и с пешеходами, и возможность получения возмещения напрямую зависит от того, чьё нарушение привело к происшествию. Давайте рассмотрим оба варианта такой ситуации.
Если виноват водитель автомобиля?
Так как по ОСАГО страхуется именно ответственность владельца автомобиля, то в при вине такого ответственного лица страховое возмещение получает собственника велосипеда.
То есть при наезде на велосипедиста последний обращается в страховую компанию виновного водителя машины и получает выплату по калькуляции за причинённый ущерб здоровью и велосипеду, а также иному имуществу. Форма натурального возмещения в «автогражданке» не работает – то есть ремонт велосипеда по ОСАГО не получится провести, получив направление в мастерскую от страховой компании – у финансовых организаций просто не будет заключён договор с мастерскими.
Единственная статья возмещения, которую велосипедист не сможет выбить по ОСАГО со страховой – это моральный ущерб (пп. «б» пункта 2 статьи 6 ФЗ Об ОСАГО). С этим вопросом придётся обращаться уже напрямую к водителю как причинителю вреда, либо требовать через суд.
А ещё возможна выплата ущерба с учётом износа. Хотя, Единая методика не упоминает велосипедов по части способа расчёта страховой выплаты, Конституционный суд в судебной практике своего времени указал, что требование разницы с самого виновника ДТП между выплатой от страховой с учётом износа и расчётом реальной стоимости восстановления велосипеда законно.
Если виновен велосипедист?
В этом случае. он также может получить страховое возмещение по ОСАГО водителя при наличии у того действующего полиса. Как же так получается?!
Всё дело в очень несправедливой по мнению многих автолюбителей статье Гражданского кодекса России. Его статья 1079 указывает на то, что владелец источника повышенной опасности (ИПО) несёт ответственность даже при отсутствии вины, когда этим источником причинён вред.
Автомобиль является ИПО не только по отношению к пешеходам, но и по отношению к велосипедистам. Так работает судебная практика:
- наезд автомобиля на велосипед – вред, причинённый источником повышенной опасности,
- наезд на пешехода – ровно также,
- наезд велосипедиста на пешехода – тоже вред, причинённый ИПО,
- но ДТП велосипедиста с другим велосипедистом – не ИПО, также как столкновение двух автомобилей друг с другом.
Но и водитель в этом случае имеет право на возмещение причинённого вреда его автомобилю или здоровью. Но, увы, здесь ОСАГО уже не работает, так как у велосипедиста его попросту не может быть.
Таким образом, возмещение вреда при ДТП с велосипедистом по его вине происходит следующим образом:
- велосипедист получает выплату за вред здоровью по страховке ОСАГО водителя машины, согласно статье 1079 ГК РФ,
- а собственник повреждённого автомобиля имеет право рассчитывать на возмещение вреда его имуществу и здоровью от наездника двухколёсного – но последний платит уже из собственного кармана.
От чего можно застраховать двухколёсного?
Вообще, да. Но, как мы уже указали выше, ОСАГО на велосипед вы не сможете приобрести, лишь за редкими исключениями в виде временных спецпредложений компаний. Чаще можно встретить предложения страховых компаний по страхованию риска ответственности – это почти то же самое, что и ОСАГО, но страховка действует при более обширном круге деятельности человека. Но, к сожалению, и здесь чаще всего наступления страхового случая при занятии активными видами спорта идёт как исключение из правил, и выплаты потерпевшему в этом случае не будет.
От порчи
Это наиболее популярный вид страховки – по сути здесь вы защищаете своё имущество и получаете выплату при наступлении любого страхового случая – даже если упадёте с велосипеда на дорогу без участия других транспортных средств и людей. Эдакое Каско – только на двухколёсного «друга».
На дату написания данной статьи такую услугу в Москве и других городах предлагают следующие страховщики:
- Альфастрахование – полис для активных видов спорта от порчи спортинвентаря,
- Ингосстрах,
- ВТБ Страхование,
- Росгосстрах,
- а также некоторые магазины велосипедов.
От угона
Также очень распространённый вид страхования. Здесь для получения выплаты почти всегда потребуется предоставить входящий КУСП (входящий регистрационный талон) от полиции при подаче заявления об угоне.
Обратите внимание, всегда смотрите максимальный лимит выплаты и сопоставляйте его со стоимостью вашего велосипеда – первый не должен быть намного ниже последнего. Но и выше не имеет смысла.
От вреда здоровью
В таком случае вы можете приобрести просто полис ДМС (добровольного медицинского страхования). Только обязательно смотрите, чтобы активные виды спорта были включены в страховой риск.
Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе
Последнее обновление: 31.08.2020
Комментариев нет
Вопрос: В жилых зонах ПДД обязывают водителей уступать дорогу пешеходам (пункт 17.1). Это требование действует и на дворовых территориях.
Если во дворе жилого дома пересекутся пути велосипеда и автомобиля, то у кого из них будет преимущество, у автомобиля или у велосипеда? Кто будет виноват если они столкнутся?
Ответ. Когда во дворе или жилой зоне возникает вопрос приоритета между автомобилем и пешеходом, раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. Но пешеходы, в свою очередь, не должны создавать необоснованные помехи движению транспорта во дворе.
На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода. Пересев на велосипед, у «бывшего» пешехода возникает вопрос: у кого во дворе приоритет — у машины или велосипеда?
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — это лицо, управляющее велосипедом, т.е. водитель. Велосипедист — не пешеход, а водитель транспортного средства (велосипеда). Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.
А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется ПДД для ТС, и обособленного приоритета перед автомобилем, такого, какой есть у пешеходов, велосипедист НЕ имеет.
О правилах движения транспортных средств и пешеходов во дворах можно прочесть в статье Движение во дворах и жилых зонах.
Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов. Этот раздел разъясняет требования для велосипедов и мопедов в дополнение к основным пунктам Правил для транспортных средств.
На дворовых «перекрестках» знаки приоритета отсутствуют, на них действует правило «уступить помехе справа» (пункт 8.9 ПДД). Соответственно, когда в этих условиях встречаются велосипед и автомобиль, и велосипед окажется помехой справа для автомобиля, тогда у «двухколесного» будет преимущество по отношению к этому автомобилю. Это в теории.
На практике редко кто во дворе станет сознательно уступать дорогу велосипедисту, именно как своей помехе справа. Разве что когда велосипед явно может угодить под колеса автомобиля, либо видно, что велосипедист ведет себя на дороге неадекватно.
Поэтому водителям «двухколесных» следует быть повнимательнее в процессе разъезда с автомобилем, либо когда они ездят среди машин, находящихся во дворе. Это правда жизни для велосипедистов.
Другая правда жизни — для автомобилиста. Дело в том, что велосипед, чаще всего управляемый маленьким ребенком или подростком, во дворе может появиться на проезжей части из ниоткуда. О существовании ПДД он наверное слышал, но как их применять, не знает, что естественно.
Поэтому автомобилисту целесообразно контролировать ситуацию самому, и быть готовым избежать столкновения с велосипедом. В противном случае виновным почти всегда остается водитель, как управляющий транспортным средством повышенной опасности.
Во дворах скорость движения транспорта обычно небольшая, поэтому ДТП с тяжким исходом в таких местах это редкость. Но, как говорят, возможно всякое.
Если произойдет столкновение автомобиля с велосипедом по вине велосипедиста, т.е. водитель автомобиля не виновен, ПДД не нарушал, водителя может ожидать только компенсация морального вреда, как человека, управляющего источником повышенной опасности.
Если произойдет столкновение автомобиля с велосипедом по вине водителя (в юридической практике оно трактуется как наезд), то ответственность для водителя автомобиля за это ДТП будет зависеть от тяжести нанесенного вреда велосипедисту:
- легкой и средней тяжести — административная ответственность (ст.12.24 КоАП РФ), плюс иск велосипедиста за моральный (материальный) ущерб;
- тяжкий вред или смерть пострадавшего — уголовная ответственность (ст.264 УК РФ), плюс иск за моральный (материальный) ущерб.
В ситуации с наездом на велосипед по логике закона виноват не тот, кто первым нарушил правила, а тот, кто не смог предотвратить наезд — водитель автомобиля.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 31.08.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом
С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения. Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.
Действия
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:
- административный арест на 15 суток;
- лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.
Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:
- штраф или обязательные работы;
- исправительные или принудительные работы до 1г.;
- арест до 3-х месяцев;
- лишение свободы.
В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:
- лишение свободы;
- штрафы;
- расходы на ремонт и моральный ущерб.
Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.
Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе
В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой. Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.
Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.
Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом
Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.
Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.
Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Авария при движении по тротуару
Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.
Ответственность велосипедиста при ДТП
При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:
- статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
- статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.
Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.
Статистика ДТП с велосипедистами
По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас. Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.
Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии
Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:
- Точное время аварии;
- Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
- Дорожную разметку, знаки, светофоры;
- Повреждения авто;
- Контакты свидетелей и их показания;
- Приметы велосипеда и его водителя;
- Наличие записи с регистратора.
К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.
Судебная практика ДТП с велосипедистами
Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.
Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:
- Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
- Велосипедист находился в состоянии опьянения;
- Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.
По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.
Меры снижения ДТП с участием велосипедистов
Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:
- оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
- внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
- присваивать государственные номерные знаки;
- обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.
Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.
Автомобиль против велосипеда: кто прав, кто виноват
Бессистемная популяризация велосипеда, который особо продвинутые сити-менеджеры почему-то считают полноценной альтернативой не только личному, но и общественному транспорту, привела к тому, что на российские дороги в буквальном смысле выкатилось поколение молодых и отчаянных, не имеющих ни малейшего представления о том, что их нахождение на дорогах общего пользования регламентируется малознакомым многим из них документом под названием Правила дорожного движения. Эти самые ПДД, к слову, имеют статус закона, то есть обязательны к исполнению всеми участниками дорожного движения, кем бы они не являлись – пешеходами, водителями автомобиля, трактора, скутера и. велосипеда. И именно неприятие данного факта вместе с банальной дорожной неграмотностью и нежеланием повышать свой «профессиональный» уровень, приводит к катастрофическим последствиям. В локальном, разумеется, масштабе, но разве от этого кому-то из пострадавших становится легче?
Что такое «велосипед»
Если вы считаете, что велосипед является безобидной игрушкой – сильно заблуждаетесь. С точки зрения Правил (пункт 1.2), «велосипед» – транспортное средство (кроме инвалидных колясок), которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Прописано в этом пункте и понятие «велосипедист» – лицо, управляющее велосипедом.
Спешившийся велосипедист фактически является пешеходом, что, впрочем, не снимает с него обязанности соблюдать ПДД.
Иными словами, принципиальная разница между велосипедистом и водителем заключается лишь в том, что первый, в отличие от второго, может моментально спешиться и превратиться в пешехода. Под последним ПДД подразумевают «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
Проще говоря, он может, например, пересечь проезжую часть по «зебре». Но пешком, а не «верхом». Об этой обязанности восемь из десяти велосипедистов либо не знают, либо не хотят знать, либо делают вид, что не помнят. Притом, заметьте, подобными же правами обладают и мотоциклисты, но они по пешеходным переходам по понятным причинам не ездят. Мало того, я, пожалуй, не припомню случая, чтобы они переходили дорогу вместе с байком. Вот велосипедисты, едущие по «зебре» – полторы сотни случаев за день.
Ночью все кошки серы
И несколько десятков – за ночь. Ночные велопрогулки вообще стали бичом современных мегаполисов. Подавляющее большинство велосипедистов уверены, что их не касаются никакие правила и что у них есть только права, но нет обязанностей. Габаритные огни в темное время суток? Да вы с ума сошли! В лучшем случае – китайский диодный фонарь, который, к слову, больше окружающих слепит, нежели освещает путь. Светоотражающие элементы, катафоты? Фликеры на одежде? Защита? Та же история. Официальная отмазка: это дорого, жарко. На самом деле: «я не хочу ездить, как лох». Вы можете не верить, но в более или менее крупных веломагазинах штатные катафоты лежат в коробках, прямо в торговом зале. Их можно брать бесплатно, но обычно туда только скидывают новую партию снятых.
Однако тут на помощь опять приходят положения ПДД. Пункт 2.3, где прописаны обязанности водителя транспортного средства, коим, как мы уже уяснили, велосипед и является. В первом же параграфе этого пункта (2.3.1) значится следующее:
«перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем – Основные положения).
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада».
Естественно, далеко не все из этого применимо к велосипеду, однако габариты, катафоты, работающие тормоза и исправное рулевое управление в распоряжении велосипедиста быть все-таки должны, а любое несоответствие – нарушение ПДД, которое, случись что, может быть учтено судом, как решающее обстоятельство.
Штраф – мера соцзащиты
От себя мы бы еще дополнили этот список шлемом и светоотражающим жилетом. В толерантной Западной Европе, на которую кивают расплодившиеся нынче «велонацисты», за отсутствие надлежащей экипировки ваш кошелек без проблем облегчат на пару сотен евро. Потому как высокий уровень жизни там обеспечен не только соблюдением прав, но и жесткой трудовой и социальной дисциплиной. А все потому, что только полностью дееспособный гражданин способен платить налоги, а значит и поддерживать этот самый уровень. Оплачивать же больничный нерадивому велосипедисту, по собственной глупости временно или полностью утратившему способность трудиться и обеспечивать бесперебойную работу различных институтов, там никто не желает.
Да, кстати, за беспричинный наезд на велосипедиста водителя там оштрафуют по полной. И, не исключено, что посадят на некоторое время. Но в то же время, велосипедист тоже априори не считается агнцем, поданным на заклание: если он что-то «учудил», сидеть будет ровно столько же.
В России, увы, все гораздо проще. Если вкратце, то велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения, соблюдать правила перевозки грузов, требования знаков и положений упомянутых Правил, которые, к слову, регламентируют не только места использования велосипеда, но и минимальный возраст велосипедиста, начиная с которого тот имеет право выезжать на дороги общего пользования. Что касается первого, тут стоит напомнить, что на автомагистрали (а также МКАД или Третье кольцо в столице) таким транспортным средствам путь заказан. Как, впрочем, и мопедам, и маломощным скутерам. По поводу второго: многие вообще понятия не имеют, что школьники на велосипеде на дороге – в принципе вне закона. Согласно пункту 24 ПДД, детям до 7 лет движение возможно только вместе с родителями (разумеется, в пределах пешеходных зон и тротуаров), с 7 до 14 лет – самостоятельно, но опять же по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. И только после 14 лет велосипедист имеет право двигаться по проезжей части.
ПДД – за, но КоАП – против
Однако если по ПДД велосипедист – лицо, управляющее полноценным транспортным средством со всеми отсюда вытекающими, в КоАПе сколько-нибудь весомых санкций за нарушение этих правил, увы, не предусмотрено. Мало того, в Кодексе под транспортным средством подразумеваются агрегаты «с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы». В общем, по ПДД велосипедист равен водителю, но как только дело доходит до наказания – он таковым быть почему-то перестает.
Типичный случай: пьяный велосипедист. Формально в его отношении действует пункт 2.7.1, где ему однозначно запрещается управлять транспортным средством в состоянии какого-либо опьянения, а также «под воздействием лекарственных средств, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения», передавать управление людям, пребывающим в аналогичном состоянии, а также употреблять, распивать и т.д. Если в таком состоянии попадется водитель авто, он автоматически лишится права на управления и налетит на 30-тысячный штраф. Что грозит велосипедисту? Штраф в 1000-1500 рублей. Как и пойманному в невменяемом состоянии пешеходу.
Но это лучше, чем ничего. Конечно, было бы неплохо, чтобы у таких «водителей» еще и «права» отбирали (если они, конечно, есть), но проблема не в этом – поймать нарушителя нужно за руку, ибо у него нет ни номера, ни, чаще всего, документов. Мало того, быть может этот велосипед вовсе не его, и он украл его в соседнем дворе, но доказать это на месте практически нереально. Его даже задержать нельзя, хотя де-юре, в случае ДТП покидать место аварии он не имеет права.
Таким образом, фиксация нарушений ПДД велосипедистами, к каким бы последствиям они ни привели, фактически остаются на совести инспектора ДПС. Хотя, будь гаишники хоть немного принципиальнее, они могли бы стричь и велосипедистов: 800 рублей велосипедисту – не 30 000 за пьянку водителю, но тут без проблем можно насобирать «палок» хотя бы за счет объема. Да и в карман что-то да прилетит. Но им проще из трезвого водилы сделать пьяного, чем разбирать мелкие происшествия с не очевидным итогом.
ДТП с велосипедистами
Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста
Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Запомните! Существует регламентированный механизм действий:
- осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
- в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
- в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
- позвонить в ГИБДД;
- нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
- постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
- снять на фотоаппарат место происшествия;
- зафиксировать полученные травмы;
- встретить сотрудников ГИБДД;
- поспособствовать процессу правильного составления протокола;
- направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
- в случае необходимости подать иск в судебный орган.
Возникновение дорожно-транспортного происшествия – нередкое явление, к тому же виноватой стороной может оказаться каждый из участников аварийной ситуации. Поэтому участники дорожного движения должны знать правовую сторону вопроса.
Кто виноват
В первую очередь, когда происходит ДТП, нужно установить виновника. Тем более при появлении разногласий относительно повреждений и понесенного ущерба.
Виновником по причине невнимательного или пренебрежительного отношения к остальным участникам движения может являться как водитель, управлявший автомобилем, так и сам велосипедист.
Для того чтобы определить виноватую сторону аварии, надо знать вероятные причины столкновения. Различное восприятие передвижения по проезжей части может привести к непредвиденным обстоятельствам.
Учтите! Частыми причинами являются:
- небезопасный поворот участника движения направо;
- проезд велосипеда по тротуару;
- отсутствие светоотражателей и фонарей;
- проезд на велосипеде пешеходного перехода;
- неожиданные маневры велосипедиста;
- водитель автомобиля не уступает дорогу на перекрестке.
Могут быть и другие причины, ведь все предсказать не представляется возможным. Кроме того, часто отдельно рассматривают причины столкновений по вине велосипедиста, отдельно по вине автомобилиста.
При выезде из двора
Ситуация может выглядеть следующим образом. Из проулка между зданиями на дорогу выезжает машина. Одновременно с этим по дороге недалеко от припаркованных у бордюра автомобилей передвигается велосипед.
Автолюбитель из-за низкой посадки не замечает велосипеда и выезжает на дорогу. Далее все зависит от скоростного режима этих объектов, их реакции и других обстоятельств.
На вопрос, кто виновен в аварии с велосипедистом в такой ситуации, можно однозначно ответить – водитель. Поэтому велосипедист имеет право рассчитывать на возмещение вреда.
Тем не менее, по факту виновны оба, ведь у велосипедиста по причине его более высокой в сравнении с автомобилем посадки была возможность избежать аварии.
Движение навстречу автомобилю
Для всех разновидностей транспортных средств (к коим можно отнести и велосипед) на дорогах указаны полосы движения. В нашей стране с давних пор применяется правосторонняя схема движения.
Важно! Все категории транспортных средств должны соблюдать это требование, будь то огромный тяжелый самосвал или небольшой велосипед. Поэтому случай, в котором велосипедист движется по встречной полосе против потока машин, является неверной и потенциально аварийной ситуацией.
Результат такого маневра может быть крайне негативным, учитывая скорость передвижения транспорта на дороге.
При движении по тротуару
Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.
У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.
В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.
Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.
Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.
Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?
На пешеходном переходе
Как правило, аварии на пешеходном переходе с участием велосипедов происходят из-за того, что они желают быстро проехать это место, вместо того чтобы слезть с велосипеда на тротуаре и перейти «зебру» пешком.
Законодательство в таких ситуациях, как правило, стоит на стороне водителя автомобиля. Хотя существуют и исключения.
На остановке
Это, вероятнее всего, одна из самых трудных ситуаций, так как определить, кто в ней является виноватым, а кто пострадавшим, не представляется возможным.
Можно привести следующий пример. Общественный транспорт совершает остановку для того чтобы высадить/посадить пассажиров на отведенном для этого участке проезжей части.
Велосипедист производит объезд этого транспортного средства. До того, как он завершает маневр, общественный транспорт также начинает передвижение.
Велосипедист тем самым блокируется с правой стороны общественным транспортом, а с левой – автомобилем, движущимся по соседней полосе. Дальнейший ход событий зависит уже от действий каждой из сторон.
Ответственность водителя
Если в столкновении с велосипедистом виноват водитель машины, то ответственность может быть назначена в рамках статьи 12.27 КОАП или статьи 264 Уголовного кодекса РФ.
В зависимости от тяжести нанесенного ущерба в отношении виноватой стороны может быть наложен арест на пятнадцать суток или лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 лет.
Учтите! Если виновник покинул место происшествия или пострадавшие получили серьезные повреждения, то возможны следующие разновидности юридической ответственности:
- штрафные санкции;
- принудительные либо исправительные работы на срок до двенадцати месяцев;
- арест на срок до девяноста суток;
- лишение свободы.
Если же ДТП завершилось смертью, виновник происшествия с велосипедистом может получить тюремное заключение, однако если правонарушение было произведено непреднамеренно и прежде у виновника судимости не было, то заключение вероятнее всего будет заменено на условный срок.
Ответственность велосипедиста при ДТП
Если велосипедист будет признан виновной стороной по итогам ДТП, то он может быть подвергнут административному наказанию по статьям КоАП РФ:
- часть 2 статьи 12.29 – нарушение ПДД при передвижении по проезжей части (предупреждение или штраф в размере восьмисот рублей);
- часть 3 статьи 12.29 – нарушение ПДД в алкогольном опьянении (штраф от одной тысячи до полутора тысяч рублей, если был причинен легкий или средний вред здоровью).
Компенсация и моральный вред взыскиваются путем подачи искового заявления потерпевшей стороной.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Судебная практика
В качестве примера можно привести следующую ситуацию: машина передвигалась по проезжей части между городами в крайней правой полосе со скоростью примерно пятьдесят километров в час (по причине плохого качества дороги).
Перед транспортным средством на расстоянии около 100 метров ехал велосипедист, причем, не соблюдая правил, по левой полосе. Когда оба участника движения поравнялись, велосипед неожиданно повернул на правую полосу и «подрезал» машину.
Водителю автомобиля пришлось осуществить экстренное торможение, однако, из-за маленькой дистанции случился наезд на велосипедиста.
Велосипедист получил легкие травмы и повреждения своего велосипеда. У автомобиля был серьезно поврежден бампер и решетка радиатора.
Сотрудник ГИБДД, приехавший на место инцидента, осуществил осмотр, после чего посмотрел запись регистратора, расположенного в салоне машины и выписал штраф велосипедисту, пребывавшему в состоянии алкогольного опьянения.
В результате обошлось без серьезного вреда, как для здоровья, так и для собственности, но так случается далеко не всегда.
Посмотрите видео. Что делать, если сбил велосипедиста:
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно !
Или позвоните нам по телефонам:
+7-495-899-01-60
Москва, Московская область
+7-812-389-26-12
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8-800-511-83-47
Федеральный номер для других регионов России
Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме.
Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.
ДТП с велосипедистом кто виноват
Все чаще в больших мегаполисах прибегают к экологически чистому и недорогому виду транспорта велосипеду. Если вы на дороге остановите велосипедиста и спросите его про правила вождения велосипеда, он Вам скажет, что никаких правил нет, садись и езжай. Вот отсюда кроется первая причина дтп с участием велосипедиста. В этой статье мы разберем причины, следствия, кто виноват и как действовать при аварии. Чтобы понять почему возникает авария с велосипедистом, надо установить причины, по которым возникает авария.
Движение велосипедиста навстречу автомобиля
Надо понимать, что на дорогах для всех транспортных средств, а велосипед тоже является транспортным средством существует разметка на дороге. У нас в стране правостороннее движение, значит все транспортные средства придерживаются правой стороны. При движении велосипеда навстречу автомобиля возникает уже аварийная ситуация, что является не правильным. Тем более при разной скорости движения, можно представить, что происходит при столкновении. Поэтому при организации движения транспортного средства необходимо учитывать это правило, чтобы избежать аварии.
Движение велосипедиста на пешеходном переходе
Основная причина происшествий с участием велосипедиста на пешеходном переходе в том, что он пытается проскочить переход с ходу. Хотя по правилам дорожного движения обязан остановиться и перейти переход пешком везя велосипед рядом с собой. Как правило при возникновении дтп с велосипедистом в такой ситуации, закон становится на сторону водителя автомобиля.Беспечность велосипедистов превышает здравый смысл, проскочить на авось, даже не удосужив до подъезда к пешеходному переходу убедиться в отсутствии транспортного средства. Учитывая скорость торможения водитель автотранспорта не всегда может вовремя среагировать и избежать столкновения.
Движение по тротуару
При движении по тротуару велосипедист должен быть особенно внимательным, когда тротуар пересекает проезжую часть или выезд со двора. Как правило в таких местах у водителя автотранспорта слабый обзор, плохая видимость, при этом скорость велосипедиста значительно больше скорости пешехода, поэтому при движении по тротуару велосипедист не должен мешать пешеходам. При таких пересечениях и возникает ДТП. Последствия такой аварии могут быть серьезные, велосипедист совсем не защищен.
Случаи из судебной практики
Вот один из случаев водитель автомобиля выезжал с парковки на проезжую часть в этот момент по тротуару ехал велосипедист, в результате чего произошла авария. Водитель посчитал, что велосипедист из-за того что находился в состоянии алкогольного опьянения. Материальный ущерб велосипедист отказался выплачивать дело было направлено в суд. В результате рассмотрения данного дела истцу в требовании было отказано, так как по правилам дорожного движения водитель автомобиля должен был уступить велосипедисту дорогу, тем обзор со стоянки это позволял сделать. Алкогольное опьянение велосипедиста на принятие решения не повлияло.
В каком случае есть преимущество велосипедиста перед другими участниками дороги
В последнее время в крупных городах и не очень выделяется специальная велосипедная дорожка, которая обозначается знаком 4.4.1. именно на ней велосипедист имеет преимущество перед другими участниками движения. Конечно доля таких дорог по сравнению с иностранными государствами ничтожно мала и аварии с велосипедистами в большинстве случаев возникают на обычных дорогах.
Что запрещается велосипедистам
Как и другим участникам движения велосипедистам запрещено управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения. Двигаться велосипедистам можно только по дорогам попутного движения и нельзя выезжать на встречную дорогу. Если велосипедист двигается по тротуару то он не должен мешать движению пешеходов. В возрасте от 7 до 14 лет двигаться на велосипеде можно только в специально отведенных местах, нельзя выезжать на проезжую часть. Кроме того на велосипеде нельзя ехать по автомагистралям. Если у велосипеда неисправная тормозная и рулевая система на нем также нельзя ехать.
Ваши действия если произошла авария с велосипедистом
- Остановить транспортное средство, включить аварийку. Чтобы Вашу аварию видели другие участники движения надо выставить знак аварийной остановки.
- Если необходима медицинская помощь вызвать скорую помощь. При этом если помощь нужна неотлагательная необходимо отвезти пострадавшего до больницы самому.
- Сообщить об аварии в органы ГИБДД, даже если велосипедист виноват и не будет сообщать о случившемся в ГИБДД, лучше подстраховаться и сделать это самому. Как правило при разъезде после аварии у велосипедиста может возникнуть желание сообщить об аварии и тогда Вас могут признать покинувшим место ДТП.
- Взять расписку об отсутствии притензий к Вам от велосипедиста, чтобы потом Вас не обвинили в оставлении места происшествия со всеми вытекающими последствиями.
- Сделать фотофиксацию места происшествия.
- Если есть очевидцы ДТП взять их координаты, чтобы потом можно было с ними связаться.
Если есть повреждения, то обязательно надо заехать в ГИБДД, получить справку, чтобы затем можно было решить вопрос по компенсации со страховой компанией. Это касается как велосипедиста так и автовладельца.
Заключение
ДТП с велосипедистом это авария, которая подразумевает под собой такие же действия, как при обычной аварии. Самое главное в такой аварии не покидать место происшествия иначе впоследствии Вы получите серьезные проблемы, вплоть до лишения водительских прав. Поэтому алгоритм действий такой же. Если надо оказать медицинскую помощь, оказываем, если нужно вызываем скорую помощь. Обязательно вызываем сотрудников ГИБДД. Тем более если Вашему автомобилю нанесен значительный ущерб, чтобы его возместить через страховую компанию, необходимо собрать документы.Если с Вами произошла авария и чтобы убедиться в правильности Ваших решений, необходимо позвонить в страховую компанию и получить исчерпывающую консультацию что делать. Главное не паниковать а действовать.
Дорожно-транспортное происшествие с участием велосипедиста в 2019 году
Чтобы управлять велосипедом, нет необходимости проходить обучающие курсы и получать то или иное разрешение. Невзирая на это, лица, передвигающиеся на этом виде транспорта, являются полноправными участниками дорожного движения и обязаны соблюдать ПДД. Они в полной мере несут ответственность за свои действия на дороге.
Согласно статистике, в последние годы число ДТП с велосипедистом непреклонно растет. Это объясняется тем, что управляя велосипедом, многие пренебрегают ограничениями скорости, разметкой на дороге, игнорируют требования приоритета.
Что делать при ДТП
Если вы стали одной из сторон дорожного происшествия с участием велосипедиста, то необходимо осознавать, что должен делать каждый участник аварии.
Алгоритм действий следующий.
- Аварийные огни нужно включать сразу после столкновения.
- Нужно выяснить, есть ли пострадавшие и каково их число.
- В последнем случае нужно сразу звонить «002» и «003».
- Оказать первую помощь раненым.
- Выставить на проезжую часть знаки аварийной остановки.
- Установить очевидцев и зафиксировать их контактные сведения.
- Сфотографировать место аварии, тормозной путь, положение автомашины и велосипеда, окружающую обстановку, поврежденные строения, заборы и т.д.
- Подождать, когда приедет инспектор ГИБДД и предоставить ему необходимые сведения.
- Внимательно прочитать составленный протокол во избежание возможных в будущем разногласий с другими участниками ДТП.
- При согласии с содержанием протокола, подписать его.
В случаях, когда велосипедист скрылся с места происшествия, а автомобиль в результате аварии получил повреждения, его владельцу следует постараться запомнить приметы человека, управляющего велосипедом, найти как можно больше очевидцев и вызвать сотрудников ДПС.
Причины аварии
Далеко не всегда удается сразу выяснить, что послужило причиной дорожно-транспортного происшествия, в котором задействованы автомобиль и велосипед. Чтобы привлечь виновное лицо к ответственности и максимально возместить ущерб пострадавшей стороне, необходимо разобраться, каковы наиболее частые ситуации, способствующие авариям, в которых фигурируют владельцы велосипедов.
Выезд из двора
Если рассматривать ДТП во дворе дома, то чаще всего они происходят следующим образом. Уезжая с территории двора на дорогу, водитель авто не заметил велосипед, двигавшийся на большой скорости по трассе. Исход происшествия зависит от действий обоих его участников. При худшем варианте развития событий велосипедист может быть сбит машиной. Если столкновение допущено, то виноват водитель автомобиля. Это спорное мнение, так как обычно виноваты оба, но практически всегда нарушителем ПДД признается автовладелец, так как машина априори является источником повышенной опасности.
Движение навстречу авто
Это самый опасный вид ДТП с участием велосипеда, так как чаще всего его участники движутся навстречу друг другу с большой скоростью. В зависимости от ситуации, сотрудник ДПС будет определять степень виновности водителя автотранспорта и человека, едущего на велосипеде, но, скорее всего, виновным будет признан последний. Согласно п. 24.2 ПДД, он не должен выезжать за пределы крайней правой полосы. В противном случае он создает аварийно-опасную ситуацию.
Если столкновение произошло на перекрестке, велосипедист не имеет никаких преимуществ перед водителем автомашины. При пересечении этого сложного участка трассы все должны неукоснительно придерживаться единого порядка, установленного ПДД.
Если произошло ДТП с припаркованным автомобилем и ему были причинены механические повреждения, необходимо обязательно вызвать инспектора ДПС. Это обусловлено тем фактом, что у велосипедиста отсутствует страховой полис. В связи с этим не удастся оформить ДТП по европротоколу, так как для этого необходимо понадобится наличие автостраховки у обоих участников происшествия.
При нанесении имуществу вреда в результате действий велосипедиста, он должен возместить ущерб в гражданско-правовом порядке. Основанием для подачи судебного иска будет являться протокол, составленный сотрудником ГИБДД.
Движение по тротуару
Тротуары предназначены для пешеходов, но по ним разрешается ездить и на велосипеде. Хотя автомобили там не передвигаются, все-таки нередки случаи, когда происшествия случаются именно на тротуаре. Причины могут быть различными, например, плохой обзор для водителя автомашины на отдельных участках дороги. В подавляющем большинстве ситуаций столкновения можно избежать, если хорошо ориентироваться на местности и знать ПДД.
Читайте также:
На остановке
Еще одним частым видом ДТП является столкновение велосипеда с автотранспортом на остановках. Иногда не удается избежать ДТП даже с припаркованным автомобилем.
Для общественного транспорта остановка является местом для высадки пассажиров. При возвращении автобуса или троллейбуса на маршрут они могут стать проблемой для велосипедиста.
Видео: Подборка ДТП с участием велосипедиста
На пешеходном переходе
Правила дорожного движения России подробно описывают условия движения по пешеходному переходу. Что касается велосипедистов, то постановлением Правительства РФ № 1090 (пункт 29.8) им запрещено передвигаться по «зебре», находясь за рулем транспортного средства.
Обычно причиной ДТП на пешеходном переходе становится стремление велосипедиста как можно быстрее пересечь дорогу, не переходя на пеший ход.
Определение виновности
Если произошло ДТП, ответственность за его совершение наступает в соответствии с кодексом об административных правонарушениях. Чтобы определить виновного в аварии, сотрудники ГИБДД производят осмотр места происшествия, фиксируют положение транспортных средств с помощью фотоаппарата, опрашивают участников ДТП и свидетелей, собирают другие доказательства. При необходимости назначаются различные экспертизы. Если же доказательства и показания противоречат друг другу, то виновника происшествия устанавливает суд.
Если водитель сбил велосипедиста и тот погиб или получил тяжкие телесные повреждения, то ответственность за это будет рассматриваться уже в рамках уголовного законодательства. Если же велосипедист по вине автомобилиста отделался материальным ущербом в виде поврежденного велосипеда, то виновное лицо или его страховая компания обязаны компенсировать нанесенный вред.
Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД
Если же ДТП произошло по вине велосипедиста, то он обязан возместить ущерб, причиненный автовладельцу. Стороны могут договориться об этом непосредственно на месте аварии или решить данный вопрос через суд. Повышается степень ответственности, если велосипедист скрылся с места ДТП (если результатом стал смертельный исход, то велосипедист будет наказан в соответствии с УК РФ).
В соответствии со статьей 12.29 КоАП России, велосипедисту может быть назначен штраф в размере 800 рублей за нарушение ПДД при езде на велосипеде. Если же он передвигался в нетрезвом виде и попал в аварию, то ему придется заплатить 1000-1500 рублей.
Возмещение ущерба
Каждый участник ДТП может получить как моральный, так и физический или материальный вред, который подлежит возмещению виновной стороной. Если участники происшествия придут к мирному соглашению и договорятся о компенсации ущерба самостоятельно, то им удастся избежать долговременных судебных тяжб.
Основанием для выплат является постановление ГИБДД и полученные доказательства виновности. Не у всех автомобилистов на момент аварии в наличии имеется страховка, поэтому велосипедист может требовать оплаты ущерба через суд. Также не миновать судебной инстанции, если страховая компания отказывается возмещать вред.
Если виновен в ДТП велосипедист, то ситуация сложнее, так как этот участник дорожного движения не обязан страховать свое средство передвижения. В таком случае ситуация решается на основании статьи 1064 Гражданского кодекса России, определяющей порядок возмещения ущерба.
Примеры из судебной практики
Большинство ДТП с участием велосипедиста являются довольно однообразными и широко известны судебной практике. Обычно участникам аварии удается достичь соглашения при условии возмещения причиненного ущерба. Решение, принимаемое по ДТП, базируется на действующем законодательстве и основано на показаниях участников и свидетелей происшествия, а также на других доказательствах.
Например, при выезде из двора водитель автомобиля с низкой посадкой не увидел движущегося велосипедиста из-за кустов, растущих вдоль дороги. Последний ехал непосредственно по проезжей части. Произошла авария, потерпевший с тяжелыми телесными повреждениями был доставлен в больницу.
По решению суда водитель автомобиля обязан выплатить материальный ущерб (стоимость поврежденного велосипеда), а также затраты на лечение и восстановление велосипедиста. Также судом был удовлетворен иск по возмещению морального вреда.
Статистика
В ГИБДД ведется учет всех дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием велосипедистов. Согласно статистике, в первом полугодии 2019 года произошло 2184 таких аварии, в результате которых погиб 141 человек, а более 2000 участников дорожного движения получили телесные повреждения различной степени тяжести. С участием несовершеннолетних, управлявших велосипедами, произошло 670 столкновений, жертвами которых стали 17 детей.
Причины аварий с участием велосипедистов следующие.
- 20% — ДТП при повороте направо (выезд из дворов, на перекресток и т.д.).
- 9% — водитель автомобиля открывает дверь, сбивая при этом движущегося велосипедиста (чаще всего это происходит на парковке).
- 8% — при движении на перекрестках (включая столкновения во дворах). В подавляющем большинстве случаев велосипед игнорируется водителем автомобиля, движущегося по второстепенной дороге.
- 7% — при поворотах налево (обычно это маневры на перекрестках).
- 6% — аварии при попытках обгона велосипеда автомобилем слева. 3% — аналогичное нарушение справа.
Несмотря на увеличившееся число велосипедистов на дорогах, водители автотранспорта довольно пренебрежительно относятся к ним. Особенно опасным такое отношение становится в холодное время года, когда тормозной путь значительно увеличивается.
Видео: Разбор аварии с участием велосипедиста и автомобиля
Подведем итоги
Если обе стороны дорожного движения будут соблюдать установленные правила, а также проявят внимание на дороге, то подавляющего большинства опасных ситуаций удастся избежать. Если все-таки произошла авария, то защитить свои права поможет знание юридической стороны вопроса и обращение к опытным юристам.
ДТП с участием велосипедиста
Добрый день, уважаемый читатель.
С каждым годом на отечественных дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов.
Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с их участием.
Причем причины возникновения ДТП могут быть различными. Начиная с того, что водитель велосипеда не выполнил требования ПДД и заканчивая тем, что участники дорожного движения друг друга просто не заметили.
Правила дорожного движения для велосипедистов рассмотрены в отдельной статье на pddmater.ru:
Сегодня же речь пойдет про популярные аварии с участием велосипедистов:
В начале данной статьи расскажу об одном факте, который не известен многим водителям автомобилей. Практически любой взрослый велосипедист при движении по ровному участку дороги способен разогнаться до скорости 30-35 км/ч. При этом речь не идет о специальных шоссейных велосипедах, которые могут развить куда большие скорости.
Следовательно, при движении в плотном городском потоке велосипедисты часто имеют скорость, сравнимую со скоростями автомобилей. В некоторых случаях велосипедисты могут обгонять автомобили. Эта информация поможет нам в дальнейшем при рассмотрении типовых ДТП.
Столкновение с велосипедистом на тротуаре
Ни для кого не секрет, что многие велосипедисты предпочитают ездить по тротуарам, а не по проезжей части. Связано это с тем, что движение по тротуару является более безопасным. Тем более ПДД в некоторых случаях разрешают движение по тротуару.
Рассмотрим типовое дорожно-транспортное происшествие на тротуаре:
В данном примере белый автомобиль выезжает с прилегающей территории, а велосипедист движется по тротуару. На первый взгляд кажется, что оба участника дорожного движения заметят друг друга и без проблем разъедутся. Однако на практике так происходит далеко не всегда.
Причинами столкновения могут послужить:
- Высокая скорость велосипедиста (25-30 км/ч).
- Высокая скорость автомобиля (30-40 км/ч).
- Наличие зеленых насаждений (кустов, деревьев), а также искусственных сооружений (палатки, арки домов, заборы, ворота), которые не позволяют заметить опасность заранее.
ДТП с велосипедистом при выезде из двора является одним из самых распространенных. Последствиями его обычно являются разбитые крыло и капот автомобиля, испорченное переднее колесо велосипеда, травмы велосипедиста. Разберемся, кто же виноват в данном ДТП.
С одной стороны, выезжая с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 ПДД):
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
С другой стороны, велосипедист едет по тротуару:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Теоретически сотрудники ГИБДД могут принять сторону любого из участников ДТП. На практике же грамотному водителю при помощи адвоката скорее всего удастся склонить чашу весов в свою сторону. Согласитесь, даже сохраняя минимальную скорость автомобиля невозможно заранее заметить велосипед, вылетающий из-за угла на скорости 40 км/ч.
На практике ремонт велосипеда после подобного ДТП стоит 5-15 тысяч рублей, ремонт автомобиля 20 и более тысяч рублей. Если виновником признают велосипедиста, то он заплатит за ремонт автомобиля из собственного кармана, если владельца автомобиля, то велосипед отремонтируют по ОСАГО.
Итак, если Вы попали в похожую ситуацию за рулем автомобиля, то в документах о ДТП укажите пункты 9.9 и 24.6, которые нарушил велосипедист.
Что касается велосипедистов, то им я порекомендую быть особенно внимательными в тех местах, где возможен выезд на дорогу других транспортных средств. Заранее снизьте скорость и посмотрите в обе стороны, прежде чем выехать из-за угла.
ДТП с велосипедистом при выезде из двора
Рассмотрим схему еще одного популярного столкновения с велосипедистом:
В данном случае велосипедист едет по проезжей части вдоль припаркованных автомобилей, т.е. не нарушает правил дорожного движения. Белый автомобиль выезжает с прилегающей территории и должен уступить дорогу велосипедисту (пункт 8.3 ПДД). В случае ДТП его виновником однозначно будет водитель автомобиля.
На практике у велосипедиста есть возможность избежать столкновения и это в любом случае выгоднее, чем бегать по страховым компаниям для получения выплат по ОСАГО и ремонтировать велосипед. Дело в том, что посадка велосипедиста значительно выше, чем посадка водителя легкового автомобиля. Поэтому велосипедист заранее видит автомобиль и может вовремя сбросить скорость. У водителя автомобиля подобной возможности нет.
Примечание. Точно также велосипедисту следует поступить и при движении по главной дороге на перекрестке. Велосипедист имеет преимущество, однако водитель более низкого легкового автомобиля может его попросту не заметить. Виноват в ДТП будет водитель, однако велосипедисту от этого легче не будет.
Движение велосипеда навстречу автомобилям
Еще одно типичное ДТП — столкновение при движении навстречу автомобилям. При этом виновником аварии является велосипедист.
В данном случае велосипедист нарушает пункт 24.2 ПДД, который допускает движение только по правому краю проезжей части и не допускает — по левой:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
При встречном столкновении последствия как для автомобиля, так и для велосипедиста, могут быть довольно плачевными. Скорость автомобиля — 60 км/ч, скорость велосипеда — 30 км/ч. В сумме — 90 км/ч. Удар о встречную машину может привести к гибели велосипедиста.
При управлении автомобилем следует помнить о том, что на дороге можно встретить неадекватного велосипедиста, который едет по встречной полосе. Его лучше объехать, чем допустить столкновение.
Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе
Причиной еще одного распространенного ДТП является движение велосипедиста по пешеходному переходу:
В данном случае в ДТП виноват велосипедист, нарушающий требования пункта 24.8:
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Вполне естественно, что суды обычно принимают сторону водителя и это не противоречит здравому смыслу. Ведь водитель не может своевременно отреагировать на велосипед, движущийся поперек дороги со скоростью 20-30 км/ч, и не успевает затормозить.
ДТП на остановке общественного транспорта
Еще одна неприятная для велосипедиста ситуация — объезд общественного транспорта на остановке:
Ситуация развивается следующим образом. На остановке общественного транспорта останавливаются один или несколько автобусов (на рисунке выше — желтый). Велосипедист пытается его объехать и перестаивается левее. Однако автобус начинает движение до того, как велосипедист завершил маневр. Если водитель автобуса не заметил велосипедиста, то он начинает перестроение на левую полосу. Велосипедист оказывается зажат между автобусом (справа) и автомобилями (слева).
Виновник ДТП будет зависеть от того, с кем столкнулся велосипедист: с автобусом или с автомобилем. Если велосипедист врезался в автобус, то в соответствии с пунктом 18.3 ПДД виновниками будут являться оба водителя. Если же велосипедист перестроился влево и задел автомобиль, движущийся без изменения направления, то в ДТП виноват будет только он сам.
В общем, объезд автобусов и троллейбусов, остановившихся для высадки пассажиров, является достаточно опасным маневром для велосипедиста. Причем однозначно сказать, как лучше поступить в сложившейся ситуации, невозможно.
Подводя итоги данной статьи хочу отметить, что в теплое время года и водителям, и велосипедистам нужно быть предельно внимательными и избегать лишнего риска.