Дтп с несколькими участниками осаго
Выплата по ОСАГО, если в ДТП пострадало несколько автомобилей
Ругать страховые компании за выплаты по ОСАГО давно считается правилом хорошего тона для большинства российских водителей. Все знают, что страховщики платят мало и неохотно. При этом далеко не каждый страхователь способен ответить на вопрос, который также напрямую касается его финансовых интересов, а именно: «Какова максимальная сумма, которую страховая компания может заплатить по ОСАГО в случае ДТП?».
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Между тем, п. 4 полиса и п. 10 Правил ОСАГО 2012 информирует автовладельцев, что:
«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора,) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
- в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 тысяч рублей;
- в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 тысяч рублей;
- в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 тысяч рублей.»
Любой мало-мальски грамотный автомобилист или водитель, уже попадавший в серьезные аварии, может себе представить, насколько малы эти узаконенные размеры страховых выплат. Особенно, если «угораздило» встретиться с иномаркой представительского класса или стать виновником ДТП с участием нескольких автомобилей.
И если с одним автомобилем все очевидно (максимум 120 тысяч), каким образом рассчитывается возмещение, если пострадавших ТС несколько, а заплатить всем вместе могут не более 160 тысяч рублей?
Из пункта 65 Правил ОСАГО: «В случае если страховая выплата будет выплачена нескольким потерпевшим и сумма их требований . превышает установленную пунктом 10 Правил страховую сумму (160 тысяч), страховые выплаты производятся пропорционально отношению этой страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших. ».
Разберем ситуацию на конкретном примере
В происшествии пострадали 3 автомобиля. После проведения технической экспертизы оказалось, что ущерб, нанесенный 1-му авто составил 20 тысяч, 2-му – 120 тысяч, 3-му – 180 тысяч.
Вычислим Кпр – коэффициент пропорциональности.
Кпр = 160 / (20 + 120 + 180) = 0,5.
- Выплата 1-му = 0,5 х 20 = 10 тысяч.
- Выплата 2-му = 0,5 х 120 = 60 тысяч.
- Выплата 3-му = 0,5 х 180 = 90 тысяч.
В сумме все выплаты составят, соответственно, 10 + 60 + 90 = 160 тысяч рублей.
Но тут важно не забывать еще одно условие, которое также оговаривает п. 65 Правил ОСАГО – «выплата на одного пострадавшего не может превысить 120 тысяч»
Что делать, если не доплатили
Как видно из приведенного выше примера, при пропорциональном распределении страхового возмещения на нескольких пострадавших ТС, недовольными остаются зачастую все автовладельцы. И все те, кого страховая выплата не устроила, в одинаковой степени, вправе подать на виновника ДТП в суд и взыскать с него недостающие суммы.
Конечно, если имеется полис КАСКО , лучше и проще обратиться за выплатой по нему. Но, даже если бы все пострадавшие были застрахованы по КАСКО и дружно обратились бы за полноценным возмещением в свои страховые компании, это совсем не означает, что виновнику крупного ДТП не придётся в дальнейшем раскошеливаться.
Для многих водителей оказывается неожиданным существование такого понятия, как суброгация. Суброгация – право страховщика по КАСКО после всех произведенных своему клиенту выплат потребовать с причинителя вреда (и его страховой компании) компенсации понесенных расходов. Понятно, что 120 тысяч заплатит СК по полису ОСАГО, а все, что выше. придется возмещать из своего кармана незадачливому автолюбителю. Если, конечно, он не был столь предусмотрителен и не оформил дополнительно к ОСАГО страховку ДСАГО (расширение автогражданки), увеличивающую ответственность страховщика от 120 до 300, 600 и более тысяч рублей, и позволяющую избежать множества проблем.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
ДТП с тремя и более участниками
- 1 Как действовать автомобилисту в случае аварии
- 1.1 При наличии потерпевшей стороны
- 1.2 При отсутствии потерпевших
- 2 Если в аварийной ситуации присутствуют три участника
- 3 Всегда ли возможно прямое возмещение ущерба
- 4 Как аварийная ситуация может повлиять на коэффициент при последующем страховании
- 5 В какую страховую компанию лучше обратиться после ДТП
- 6 Нюансы при составлении Европротокола
- 7 Имеет ли значение дата ДТП
После внесения поправок осенью 2017 года законодательства о страховых отношениях при ДТП автомобилисты получили более четкий регламент действий при авариях с несколькими участниками. Нововведения также принесли водителям ряд преимуществ. Прежде всего теперь допускается получение компенсации со своей страховой компании, а не с компании виновного. Это значит, что водитель вправе рассчитывать на сотрудничество с той ремонтной организацией, которая была выбрана при заключении страхового договора.
Как действовать автомобилисту в случае аварии
Чаще всего в авариях с участием более двух машин определить зачинщика и потерпевшего довольно затруднительно. Этой проблемой занимается страховая организация.
От водителя зависит только корректность поведения при возникновении на дороге нетипичной ситуации. Из-за нарушения правил против автолюбителя могут применяться дополнительные взыскания.
Основными нюансами поведения при аварийных ситуациях являются:
- При возникновении аварии для сохранения целостности картины запрещается изменять местоположение автомобиля до приезда сотрудников ГИБДД и страховщика (при необходимости его присутствия).
- Действия водителя после аварии должны соответствовать ПДД: обязательно включение аварийки и расположение на проезжей части соответствующего знака.
- Нельзя изменять положение не только своего автомобиля, но и других объектов аварийной ситуации.
При наличии потерпевшей стороны
Если из-за аварии один или несколько человек получили повреждения, согласно ПДД автомобилист должен оказать посильную поддержку. Важно обеспечить вызов специалистов неотложной помощи. При необходимости быстрых действий возможна самостоятельная транспортировка пострадавшего в близлежащий медицинский пункт.
При тяжелом состоянии здоровья потерпевшего действовать нужно в направлении сохранения его максимальной безопасности до приезда сотрудников неотложной помощи: обеспечить покой, наиболее возможный в данной ситуации комфорт и при необходимости — защиту от других участников ДТП.
При отсутствии потерпевших
Если отсутствует потерпевшая сторона, а урон имуществу автолюбителей незначителен, законом допускается заключение между участниками ДТП соглашения. Тогда все участники дорожного происшествия вправе покинуть место аварии.
Если же у участников нет возможности договориться и повреждения автомобилей значительные, возникает необходимость вызова сотрудников госинспекции и страховой компании. С помощью специалистов выявляются факты аварийной ситуации, определяются возможные виновники и порядок страховых действий.
Если в аварийной ситуации присутствуют три участника
Подобные обстоятельства крайне осложняют оценку ситуации сотрудниками ГИБДД и страховщиками, а также часто приводят к необходимости разрешения конфликта в судебном порядке.
Участники такой аварии, как правило, пребывают в недоумении относительно страховых выплат на ремонт транспортных средств. Эти сомнения объяснимы: при заключении страхового договора условием наступления страхового случая является участие в ДТП 2-х транспортных средств. Опираясь на это, агент считает возможным отказаться возмещать автолюбителю ущерб, полученный при аварии.
Поэтому водителю ТС важно знать свои права при заключении договора со страховой компанией и возникновении подобной ситуации.
Всегда ли возможно прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это компенсация урона от аварии, предоставляемая страховой компанией, с которой у водителя заключен договор.
Стоит отметить, что такое возможно только при соблюдении двух условий:
- Аварийная ситуация затронула лишь состояние ТС, но не привела к ущербу здоровья или жизни участников.
- Наличие у всех автомобилистов, участвующих в аварии полисов ОСАГО. При отсутствии у одного или нескольких участников полиса ОСАГО вопрос возмещения ущерба решается через суд.
Сейчас для этого вида возмещения ограничений по количеству участников аварии нет.
Как аварийная ситуация может повлиять на коэффициент при последующем страховании
Увеличение коэффициента бонус-малус при оформлении страхового договора возможно только при условии, что виновником аварии признан сам клиент. Если же автомобилист лишь обратился в свою страховую организацию для возмещения ущерба, но виновником не признан, то и коэффициент повышаться не будет. Более того страховая компания возместит затраты за счет страховки виновника аварии.
В какую страховую компанию лучше обратиться после ДТП
Согласно поправке законодательства компенсация почти во всех случаях происходит в виде ремонтных работ. Вероятность получения денежного возмещения крайне мала.
Водитель при заключении страхового договора руководствуется в том числе и выбором автосервиса, который устраивает его по ряду параметров. По этой причине при обращении в свою страховую организацию автомобилист может рассчитывать на предоставление услуг выбранным автосервисом. В случае обращения в другую страховую компанию, этой возможности у него не будет.
Нюансы при составлении Европротокола
При оформлении документов в упрощенном порядке без вызова сотрудников дорожной полиции по-прежнему должны соблюдаться следующие условия:
- незначительные повреждения ТС;
- обоюдное согласие участников аварии;
- количество участвующих автомобилей не более 2-х;
- авария не привела к утрате здоровья.
Несоблюдение хотя бы одного пункта препятствует законному оформлению Европротокола.
Имеет ли значение дата ДТП
Независимо от того, когда заключено страховое соглашение, использовать касающуюся количества участников ДТП поправку к закону возможно только по отношению к авариям, которые возникли после 25.09.2017.
Важным моментом является влияние даты заключения договора. Если это произошло до 29.04.2017, есть возможность получения водителем денежной компенсации ущерба авто. В случае, если договор заключен после этой даты, потерпевший претендует только на ремонт своего автомобиля.
5thElement › Блог › ОСАГО: новые правила при групповых авариях
Изменения должны облегчить водителям получение компенсаций по ОСАГО при ДТП с участием нескольких автомобилей
*В России с 25 сентября 2017 года вступают в силу поправки к закону об ОСАГО, которые устанавливают новые правила обращения в страховую компанию по ОСАГО при ДТП с участием более двух автомобилей.
Теперь система прямого возмещения убытков (ПВУ), когда потерпевший идет за возмещением в страховую компанию, с которой заключал договор ОСАГО, действует в отношении ДТП с участием более двух автомобилей. То есть, в этих случаях потерпевшие теперь обязаны обращаться в так называемую «свою» страховую компанию. Это правило действует, когда не причинен вред здоровью или жизни людей или иному имуществу, кроме автомобилей участников ДТП*
И. Юргенс
президент Российского союза автостраховщиков (РСА)
До этого момента система прямого возмещения действовала в том случае, если участниками аварии являлись только 2 автомобиля, напомнил президент РСА. Он также добавил, что работает это следующим образом: страховщик потерпевшего выплачивает ему деньги или производит ремонт, а затем обращается к страховщику виновника ДТП, чтобы тот компенсировал эти расходы. Ранее при массовых авариях (больше двух автомобилей или, например, при ДТП машины с прицепом) потерпевшим приходилось обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Разумеется, все участники ДТП должны иметь действующие полисы ОСАГО, причём нет разницы, когда был застрахован автомобиль — до 25 сентября 2017 года или после.
Важно — схема «больше двух автомобилей» не распространяются на ДТП, оформленные без участия сотрудников ГИБДД (Европротокол). Страховщики боятся резкого роста мошенничества, поэтому правила оформления Европротокола не меняются: не более 2 автомобилей, нет пострадавших, а сумма причинённого ущерба составляет не более 50 тысяч рублей (на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области лимит увеличен до 400 тысяч рублей, но только в случае, если повреждённые автомобили оснащены спутниковой системой ГЛОНАСС). Впрочем, поправки в Европротокол также грядут — ведомства уже занимаются их разработкой.
Итак, еще раз:
Если произошла авария и нет пострадавших, то нужно обращаться в «свою» страховую компанию, которая продала вам полис. Вне зависимости от количества автомобилей. Если есть пострадавшие — в страховую компанию виновника ДТП.
ДТП с тремя и более участниками
Когда три участника ДТП, то в какую страховую компанию обращаться? Данный вопрос волнует многих водителей, конечно же, при условии, что у каждого из них присутствует в наличии действующий полис ОСАГО. Последний наделяет автовладельца правом на получение выплат (компенсаций ущерба/вреда здоровью, жизни, имуществу) от «своего» страховщика.
Пришло время обратиться к законодательным нормам и разобраться, как действовать, если произошло ДТП с тремя участниками.
- Как оформить массовое ДТП
- Пострадавших нет
- Есть пострадавшие
- В какую СК обращаться, если в ДТП больше 2 участников
Как оформить массовое ДТП
Уже с 25 сентября 2017 г., согласно внесенным поправкам в закон, действуют новые правила, которые нужно соблюдать при групповых авариях. Благодаря нововведениям, участники дорожного происшествия, даже если их 3 и более, вправе рассчитывать на прямое возмещение убытков от страховщиков по ОСАГО при массовом ДТП. Но только при двух условиях:
- наличие у них действующих полисов, в т. ч. заключенных ранее указанного срока;
- нет пострадавших.
Если в ДТП 3 участника и более, без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД не обойтись. Тем более что зачастую водителям сложно, а порой и невозможно определить, виновного в аварии, как и достичь согласия относительно ее механизма. Самостоятельное оформление ДТП возможно только тогда, когда речь идет о ДТП с участием двух транспортных средств (т. е. участников не более 2-х). Только в подобной ситуации может идти речь об оформлении по Европротоколу.
Пострадавших нет
Какие последовательные действия должны предпринять водители автомобилей, участвующих в аварии, при отсутствии пострадавших, что делать в случаях такого рода? Им нужно:
- Осуществить полную остановку своего автомобиля, отключив всю электронику ТС.
- Оставить на месте ТС, если оно не препятствует движению другому транспорту либо не находится на трамвайных путях. А если мешает, то убрать с дороги, предварительно сняв на фото или видео общим и крупным планом окружающую местность и все повреждения своего авто.
- Включить аварийку и выставить на дорогу соответствующий знак, свидетельствующий об аварийной остановке.
Упомянутый регламент действий предусмотрен в случаях, при которых не идет речи о нанесении вреда здоровью/жизни людей либо речи об ущербе имуществу третьих лиц, не участвовавших в ДТП.
Есть пострадавшие
Если же дорожные аварии, в которых участвовало несколько транспортных средств, не обходятся без пострадавших, то действия, аналогичные уже упомянутым выше, выполняются, однако круг обязанностей для автовладельцев расширяется.
При любых ДТП с пострадавшими от водителей дополнительно ожидают:
- определения тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего/потерпевших на основании проведения визуальной оценки его/их состояния;
- вызова скорой, оказания первой помощи, отправки пострадавших попутным транспортом в ближайшее лечебное заведение или их самостоятельной доставки в таковые с последующим возвращением к месту аварии (все перечисленное делается при необходимости);
- сбора свидетельских показаний (необязательное условие);
- подготовки необходимых для оформления дорожного происшествия документов, в т. ч. полиса, если автовладельцу предполагается выплата по ОСАГО;
- оказания посильной помощи в оформлении происшествия, прибывшим на место сотрудникам ГИБДД (дача полноценных объяснений произошедшего с уточнением всех деталей, всестороннее содействие в составлении схемы ДТП);
- следования инструкциям автоинспекторов, получение от них документов, которые требуются для страховых выплат, при условии, что на таковые возникает право.
В какую СК обращаться, если в ДТП больше 2 участников
Теперь уточним, если три участника ДТП, в какую страховую компанию следует обращаться потерпевшему? Если вести речь о ДТП с несколькими участниками, когда отсутствуют пострадавшие, то с 2017 года законодательно предусмотрено решение проблемы путем обращения автовладельца в компанию, в которой приобретался страховой полис для прямого возмещения ущерба. Количество ТС и участников происшествия в подобной ситуации значения не имеет.
Оптимальным вариантом является личное присутствие представителя страховщика на месте аварии. Вызвать его можно по номеру телефона, указанному в полисе ОСАГО. Не лишним будет и присутствие автоюриста. В целом же ситуация выглядит таким образом: после оценки ущерба потерпевший получает компенсацию от «своей» страховой компании, после чего последняя обращается в компанию виновника в целях возмещения понесенных ею расходов.
Однако это еще не все: столкнувшись с подобным дорожным происшествием, у водителя машины зачастую возникает вполне резонный вопрос, касающийся того, в какую страховую обращаться при наличии пострадавших в ДТП. Куда или к кому «держать путь» владельцу с полисом гражданского автострахования? В этом случае обратись/обратитесь к страховщику виновного в аварии.
При обращении нужно будет сообщить всю нужную информацию, в частности таковая касается:
- места ДТП;
- времени, когда оно произошло;
- все обстоятельства, с ним связанные.
Оптимальным вариантом является личное присутствие представителя страховщика на месте аварии, вызвать его можно по номеру телефона, указанному в полисе ОСАГО, не лишним будет и присутствие автоюриста.
Что касается заполнения извещений в страховую компанию, то автовладельцы могут заполнить (оформить) их самостоятельно, даже если участников более трех.
В ситуациях, когда у виновника отсутствует действующий полис ОСАГО или нанесенный им ущерб потерпевшей стороне превышает установленные лимиты выплат, ответственность за полное возмещение понесенных расходов «ложится» непосредственно на него.
В заключение остается напомнить автовладельцам о том, что обязательное, как и добровольное страхование гражданской ответственности, являются их своеобразной защитой от незапланированных и ненужных финансовых потерь.
ДТП с тремя и более участниками
Как оформляется массовое дорожно-транспортное происшествие
Как определить виновника и в чью страховую обращаться
К ак поступать, когда количество участников происшествия на дороге достигает количества 3 и более? Большое число водителей часто задаются таким вопросом, разумеется, если все они являются держателями действующих полисов. Этот самый полис дает возможность обращения к страховщику для получения страховой компенсации.
Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее и попробуем разобраться, каким образом следует поступать при возникновении такого рода инцидента.
Как оформить массовое ДТП
Начиная с 2017 года в законодательстве Российской Федерации появились нововведения, регламентирующие действия, производимые при происшествиях, участниками которым являются 3 автовладельца. Опираясь на эти нововведения, можно рассчитывать на то, что необходимые страховые выплаты будут произведены, однако существуют некоторые условия, которые должны быть соблюдены в этой ситуации.
- Автовладельцы должны обладать действующими страховками.
- Пострадавшие отсутствуют.
Если участниками происшествия являются 3 автовладельца, вызов работников Госавтоинспекции обязателен. Особенно учитывая то, что в таких ситуациях понять, кто является виновником происшествия, бывает довольно затруднительно. Фиксация происшествия в частном порядке либо с привлечением аварийного комиссара возможна только в той ситуации, когда в дорожном происшествии участвовали только две стороны.
Пострадавших нет
Какому алгоритму следовать участникам происшествия, если пострадавшие отсутствуют? Ниже можно увидеть последовательность необходимых действий:
- Остановите транспортное средство и произведите отключение электроники авто.
- Не передвигайте автомобиль с места происшествия, так как для прибывших сотрудников Госавтоинспекции или аварийного комиссара важно зафиксировать детали аварии.
- Включите аварийный сигнал и поставьте около авто знак, обозначающий аварийную ситуацию.
- Узнайте, присутствуют ли у других сторон происшествия актуальные страховки ОСАГО.
Вышеописанный алгоритм актуален в той ситуации, когда в происшествии отсутствуют пострадавшие, получившие вред здоровью.
Есть пострадавшие
Если в происшествии на дороге все же присутствуют лица, здоровью которых был нанесен вред различной степени тяжести, то алгоритм, описанный выше, остается актуальным, но владельцы ТС при этом должны совершить больше необходимых действий.
Что еще потребуется сделать в такого рода ситуациях:
- водитель должен определить степень нанесенного урона, осмотрев внешние нанесенные повреждения;
- водителю следует вызвать скорую помощь, оказать первую помощь, а также поспособствовать доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, если на то есть необходимость;
- желательно собрать показания свидетелей;
- подготовить требуемую документацию, которую нужно будет впоследствии предоставить страховщику;
- предоставить необходимые сведения работникам Госавтоинспекции, которые помогут более подробно сформировать картину происшествия;
- следовать указаниям сотрудников Госавтоинспекции, получить от них копию протокола, который понадобится для получения компенсации.
В какую СК обращаться, если в ДТП больше 2 участников
А сейчас давайте разберемся, обращение к какому страховщику в такой ситуации будет уместным. Если ситуация подразумевает под собой участие 3 сторон происшествия, то, если опираться на нововведения в законодательстве, введенные в начале 2017 года, можно сделать вывод, что каждому владельцу ТС следует обращаться к тому страховщику, у которого приобретался полис гражданского автострахования ОСАГО.
Наиболее удобным вариантом развития событий является присутствие работника страховой организации в локации происшествия. Обратиться к нему можно посредством звонка по телефону, номер которого должен быть прописан в страховке. Также желательно, если будет присутствовать еще и юрист, специализирующийся на решении подобного рода вопросов.
Если рассматривать ситуацию в общем, то дело развивается в таком ключе: страхователь получает компенсационные выплаты от своего страховщика, а страховщик, в свою очередь, требует возмещения своих расходов от страховщика виновника происшествия.
Как уже говорилось выше, наличие на месте происшествия работника страховой и юриста упростит весь процесс обращения к страховщику. Составить заявление в страховую стороны происшествия могут сами, не прибегая к посторонней помощи.
Если виновный гражданин не застраховал свое ТС, либо максимальной суммы страховых выплат для покрытия всего ущерба недостаточно, ему придется самостоятельно оплачивать все сопутствующие расходы. Если подытожить, то полис – отличная защита от самых разных непредвиденных ситуаций.
Видео
Максимальная сумма возмещения по ОСАГО при ДТП с несколькими участниками
Статья 7 ФЗ 40 говорит:
«страховая сумма составляет [. ] в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;».
Правильно ли я понимаю, что в дтп с несколькими авто это лимит на каждого (например, если в дтп пострадало три машины, то это 1,2 млн общий) или это все таки общий на всех участников (если пострадало 10 машин, то каждый получит 40 тыс.)?
- возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО, аварии в россии, аварии года, аварии июля, аварии месяца, аварии машин дтп, аварии октября, аварии пострадал, аварии февраль, аварий ноябрь, авария два, авария жизни, авария осаго, авария погибший, авария полиции, авария с участием, авария с участием пьяного водителя, авария пьяный водитель, авария три машины, авария январь, авто авария, Авто на выплату, Автомобильное страхование
- Поделиться
Ответы юристов ( 4 )
- 7,6 рейтинг
- 7237 отзывов
Вы совершенно верно трактуете закон, который говорит о лимите для КАЖДОГО потерпевшего:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;
- 481 ответ
- 209 отзывов
Это лимит ответственности в части возмещения имущественного вреда для каждого участника. Он не суммируется.
Т.е. каждому участнику ДТП будет выплачено страховое возмещение в размере, не превышающем сумму 400 тыс. руб.
то есть если пострадало три авто, рассматриваться будет в пределах 1200 000,00 руб. по заключению автоэкспертов.
Согласно 223-й ФЗ, внесшему дополнение к 7 статье 40-го ФЗ, а именно подпункту «б», каждый из потерпевших независимо от их количества может рассчитывать на возмещение в пределах максимальной суммы 400000 руб.
- 7528 ответов
- 3112 отзывов
Уважаемый Виталий! Здравствуйте!
Согласно ст.7 федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 26.07.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей
Слово «каждого», думаю, снимает все споры, то есть если пострадало три авто, рассматриваться будет в пределах 1200 000,00 руб. по заключению автоэкспертов.
Дополню только, так и вносы-то какие стали.
Две машины одного хозяина: ВС защитил владельца авто в споре со страховой
Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК). Совпадают ли они в случае, если один и тот же человек является одновременно потерпевшим, претендующим на выплату по ОСАГО, и владельцем машины, при использовании которой причинен ущерб? Суды двух инстанций неправильно отвечали на этот вопрос, пока на помощь не пришел Верховный суд.
Произошло ДТП с участием трех машин, две из которых принадлежат одному человеку – Олегу Чижову*. За рулем одной из них был сам Чижов, за рулем второй – Оксана Новик*, третья машина управлялась и принадлежала Виктору Шурыгину*. Виновной в ДТП признана Новик, которая превысила скорость, – из-за нее автомобиль под управлением Чижова был поврежден. Гражданская ответственность Новик застрахована в СК «Гелиос». Чижов обратился в эту страховую с заявлением о выплате возмещения по ОСАГО. СК «Гелиос» отказала Чижову – страховая посчитала, что он не может быть признан потерпевшим в ДТП, так как является одновременно собственником поврежденного автомобиля и автомобиля, причинившего ущерб.
Чижов обратился в суд с иском о взыскании суммы страхового возмещения, неустойки, штрафа, судебных расходов, компенсации морального вреда. Решением Кировского районного суда г. Иркутска, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды пришли к выводу, что обязательства должны быть прекращены на основании ст. 413 ГК, так как должник и кредитор совпадают.
Тогда Чижов подал кассационную жалобу в ВС. Тот признал Чижова потерпевшим, поскольку его имуществу был причинен вред со стороны Новик. Последняя, как указывает ВС, владела автомобилем в момент ДТП, ее гражданская ответственность была застрахована. ВС обратил внимание: отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций не указали каких-либо норм ГК, закона об ОСАГО и других актов, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в Иркутский областной суд (№ 66-КГ17-12).
Все юристы поддержали позицию ВС. «На мой взгляд, ВС правильно отменил решения нижестоящих судов, поскольку причинителем вреда был не сам собственник автомобиля, а лицо, которое им управляло, – в связи с этим совпадения должника и кредитора не произошло. Если бы собственник авто был виновником ДТП, то есть причинил вред своей же машине, то отказ в удовлетворении требований был бы законным, – причинение вреда собственному имуществу не считается страховым случаем», – считает старший юрист, адвокат DS Law Анна Лаврухина. «В рассматриваемой ситуации факт принадлежности двух транспортных средств, попавших в ДТП, одному лицу не влияет на обязанность страховой выплатить возмещение», – согласна старший юрист Отдела коммерческой практики ЮБ «Падва и Эпштейн» Маргарита Сидорова. «Позиция ВС в полной мере соответствует как букве, так и духу закона. Конечно, недобросовестные собственники на основе этой позиции могут претендовать на получение неосновательного обогащения. Однако наличие подобных рисков вряд ли может выступить оправданием для отказа в возмещении ущерба в отсутствие признаков недобросовестности пострадавшей стороны», – уверен партнер Dentons, к. ю. н. Роман Зайцев.
При этом юристы сомневаются, что указанное дело станет прецедентом. «Ситуация довольно редкая», – отметил Зайцев. «Это юридический казус, который имеет специфичную фактическую составляющую», – добавил партнер «Первой Юридической Сети» Павел Курлат.
* имя и фамилия изменены редакцией
Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?
Выплата и «обоюдка»
Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2020 год, давайте выяснять!
Обоюдная вина с точки зрения закона
Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. Действующее на 2020 год законодательство также разделяет их.
То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель. Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.
И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:
- инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
- виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.
Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.
О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.
Выплаты при ДТП
Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:
- выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
- компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.
В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.
Если никто не обращался в суд
В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%. То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.
То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.
Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.
Если участники обжаловали постановление в суде
А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.
В нашем примере, согласно судебной практике 2020 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было «обоюдки».
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
В нашем примере вина могла быть установлена в долях:
- 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
- 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.
В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).
Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?
Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.
И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.
При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.
В какую страховую обращаться при обоюдной вине?
Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.
25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):
Было | Стало |
---|---|
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: . б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним). | 1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: . б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним). |
То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).
Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
При массовых ДТП можно получать прямое возмещение в своей страховой
С 25 сентября изменились правила возмещения ущерба по ОСАГО . Теперь за выплатой можно обратиться в свою страховую, даже если в аварии участвовало больше двух машин. Это называется прямым возмещением.
Раньше пострадавшие в таких ДТП должны были обращаться в страховую виновника. Это было неудобно: получалось, что автовладельцы выбирали одну страховую, а за выплатами пришлось идти в другое место. Теперь исправили.
С учетом того, что страховые теперь почти не выдают компенсацию деньгами (только ремонтом), это большой плюс. Если вы выбрали страховую, которая работает с вашим любимым автосервисом, то теперь вы сможете прийти в нее и получить ремонт там, где захотите.
Раньше приходилось идти в страховую виновника, а с какими автосервисами работает она — этого предсказать было нельзя.
Изменения касаются ДТП, которые произошли после 25 сентября. Даже если вы купили полис раньше этой даты.
Прямое возмещение можно получить в любых ситуациях?
Нет, не в любых. Прямое возмещение подразумевает простую ситуацию без нюансов. В законе об ОСАГО написано, когда за возмещением можно обратиться в свою страховую.
Одновременно должны соблюдаться условия:
- в ДТП пострадали только машины. Вреда жизни и здоровью людей нет;
- у всех участников есть полисы ОСАГО .
Раньше было ограничение по количеству машин — не больше двух. Теперь такого ограничения нет. Даже если пострадают несколько машин, можно обращаться в свою страховую.
Если в аварии пострадал кто-то из людей или у одного из участников нет полиса, прямое возмещение не работает: нужно идти в страховую виновника или суд.
Мне потом не повысят коэффициент?
Если виновник не вы, то нет, не повысят. Ваша страховая компания возместит ущерб от имени страховой виновника. Потом она получит компенсацию и убытков не понесет.
Повышающие коэффициенты получают виновники ДТП , а не те, кто обратился за выплатой.
Какая разница, в какую страховую обращаться? Ущерб всё равно насчитают одинаковый
Разница есть. Раньше выплату можно было получить деньгами или ремонтом. Суммы на самом деле могли быть примерно одинаковыми, и часто вопрос был только в предпочтениях.
По новым правилам возмещение можно получить только ремонтом. Деньги выплачивают в исключительных случаях.
Автовладельцы заключают договоры с теми страховыми компаниями, которые сотрудничают с конкретными сервисами. При оформлении полиса можно даже указать, куда отправить машину на ремонт, если она пострадает в ДТП .
Если в аварии участвовало больше двух машин, попасть в нужный сервис было сложно. Теперь такой проблемы нет. Можно пойти в свою страховую и выбрать сервис, которому доверяешь.
Для Европротокола тоже есть ограничение по количеству машин. Его отменили?
Нет, для Европротокола ограничение не отменили. Без сотрудников ДПС аварию можно оформить на тех же условиях, что и раньше:
- участвуют две машины;
- никто из людей не пострадал;
- водители договорились и оформили документы.
Если в ДТП три машины или больше, оформить аварию по европротоколу не получится. Поправки, которые касаются прямого возмещения, здесь не работают.
Поясните еще про даты!
Новые правила работают, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года. То есть когда поправки вступили в силу. Даже если отношения со страховой возникли раньше.
Это принципиальное отличие от того, как работают поправки о возмещении ремонтом. Они распространяются только на те полисы, которые купили после 29 апреля.
Уже сейчас при ДТП с тремя машинами можно обратиться в свою страховую. Но это не значит, что возмещение будет ремонтом без учета износа по новым правилам. Способ возмещения зависит от даты договора с той страховой компанией, в которую обращается пострадавший. Если его заключили после 29 апреля — только ремонт. Если раньше, можно взять деньгами.