5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автотехническая экспертиза при дтп что устанавливает?

Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

Разновидности и цели автотехнической экспертизы

Сколько стоит автотехническая экспертиза и как ее инициировать

В сложных ситуациях с ДТП ход событий или виновные определяются с трудом. Иногда бывают сложные и спорные ситуации, которые требуют дополнительных экспертиз. В таком случае возможно проведение дополнительной автотехнической экспертизы заинтересованными лицами. Что это за экспертиза и какова её стоимость, мы расскажем далее в статье.

Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?

Для начала определим сущность понятия автотехнической экспертизы. Это дополнительное исследование машин и других объектов, ставших участниками ДТП. Она производится для определения виновного, а также урона и ответственности участников. Используется для любых категорий транспорта.

Исходя из того кто виноват, будет строиться защита пострадавшего и оценка ситуации. От данной процедуры зависит степень наказания и меры воздействия. Возможно, будет выплачен лишь материальный ущерб, а возможно, будет начато уголовное дело.

Разновидности исследований

Выделяется несколько категорий автотехнической экспертизы:

  • Автоэкспертизы, которые определяют объекты, участвующие в аварии, делятся, в свою очередь, на следующие моменты:

— Выяснение нюансов дорожной обстановки. Позволяют определить тормозной путь ТС в данных погодных условиях на конкретном покрытии, скорость движения участников, помехи движению. Определяется вероятность избегания удара, наличие нарушений ПДД и другое.

— Дорожные условия. Качество полотна дороги, наличие качественного освещения, метеоусловия.

— Соответствие состояния ТС критериям безопасности. Выявляет повреждения, которые могли привести к ДТП, правильно ли работали агрегаты и детали, качество обслуживания автомобиля и своевременно ли оно проводилось.

  • Автотовароведческие. Они производят реальную оценку стоимости машины либо её остатков (деталей), производится оценка ущерба в денежном формате.
  • Трасологические. Производят подробное изучение ТС, тела водителей, дорогу, для того чтобы определить правильное положение автомобиля в момент аварии.
  • Психофизиологические. Производят оценку состояния водителя в момент ДТП, эмоциональное и физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов и переживаний, которые могли спровоцировать аварию.
  • По очередности. В основном производят несколько различных исследований, для того чтобы качественно установить сложившуюся обстановку. Зачастую аварии способствуют различные причины и обстоятельства, а не один единственный фактор.

В связи с этим можно выделить ещё несколько подкатегорий исследований:

  • Первичная экспертиза;
  • Дополнительная – открывает нюансы первичной;
  • Повторная – используется если в первой были допущены ошибки или же были выяснены новые обстоятельства дела;
  • Единоличная – дело будет рассмотрено только 1 экспертом, используется в простых случаях с 2 машинами или без осложненных обстоятельств;
  • Комиссионная – групповая экспертиза;
  • Комплексная – в состав входит сразу несколько специалистов различных областей: медицина, автотехника, химики и другие необходимые.

Ходатайство о назначении

Для того чтобы данные автоэкспертизы можно было прикрепить к делу, она должна быть официально назначена. Для этого одна из сторон должна ходатайствовать о её назначении.

Форма обращения свободная, но должны быть соблюдены все формальные правила:

  • Правильно составлена шапка обращения. Написаны реквизиты сторон, дата и место составления.
  • Само ходатайство. Подробно описаны причины обращения, обоснование конкретно выбранного способа экспертизы.
  • В последней части – результативная часть, здесь обозначены вопросы для изучения эксперту и выводы, которые хотелось бы получить. Кроме того обозначается, кто будет оплачивать эти исследования. Если эксперт известен, то добавляются его личные данные.

Стоимость и сроки проведения

Стоимость экспертизы будет зависеть от необходимых параметров и количества исследований. Так же будет не малое значение иметь её вид. В параметры войдут такие показатели, как объём проверок, количество участников, срочность проведения и другое.

В целом необходимо рассчитывать на сумму от 3 тысяч рублей и более. Если включено много параметров и привлечены специалисты различных областей, то сумма может быть более 50 тысяч. Если проверку назначает суд, то стоимость ещё возрастёт на 15-20%. Изначально проверку будет оплачивать инициатор. Если обе стороны готовы заплатить за проверку, то стоимость делится пополам. В том случае, если один из инициаторов является малоимущим, то можно рассчитывать на частичное погашение за счёт государства.

Законодательство не регламентирует срок экспертизы. Если экспертиза не требует особых специалистов или каких-либо сложных приборов, то может быть проведена в течение недели. Сложное исследование займёт до 30 рабочих дней. Если сроки будут назначены судьёй, то они обязательны для исполнения.

Исполнители АТЭ

Для проведения экспертизы можно обратиться как к государственным специализированным компаниям, так и к сертифицированным частным специалистам. Главное, чтобы была лицензия на производимую деятельность. Чтобы найти такого эксперта можно обратиться на официальный сайт Министерства юстиций. Для каждого из вида исследований будут свои представители и свои организации, содержащие в штате конкретных специалистов. При обращении необходимо уточнить о наличии таких специалистов, рассказав, что вам необходимо сделать.

Вопросы для автотехнической экспертизы

Перед первоначальной беседой необходимо составить список интересующих вопросов, для того чтобы специалист понял, что от него конкретно требуется. Не всегда юридические специалисты могут решить технические вопросы. Иногда требуется консультация технического эксперта. Он составит список вопросов, который вы предъявите мастерам при АТЭ.

Какие вопросы могут потребоваться для эксперта, список наиболее популярных из них:

  • определить, какая была степень видимости на трассе;
  • вычислить коэффициент сцепления колёс с дорожным покрытием;
  • определить точное расстояние для тормозного пути каждого из автомобилей перед столкновением;
  • вывести траектории движения машин;
  • вывести градус угла при столкновении;
  • понять причину потери устойчивости транспортного средства;
  • определить наличие неисправностей в деталях или агрегатах машин;
  • в каком положении оказались машины после столкновения.

Эти и другие вопросы бывают очень важны в обстоятельствах ДТП.

Порядок проведения

Такие документы как КоАП, УПК и АПК регламентируют проведение экспертиз. Цель исследования окончательно определит нужный документ.

Частный порядок

Иногда исследование бывает заказано по личному желанию физического или юридического лица. В основном интересует такой вид исследования как товароведческий, он позволяет определить точный размер нанесённого ущерба в ДТП. Иногда инициация автоэкспертизы бывает прямо перед судом, для того чтобы получить на руки документ с конкретной суммой, которая будет указана в исковом требовании к возмещению. Тем более стоимость такой экспертизы будет на порядок ниже, если она будет назначена судом.

Алгоритм в этом случае следующий:

  • найти нужную лицензированную компанию и заключить с ней договор;
  • пригласить заблаговременно на независимую экспертизу вторую сторону;
  • предоставить необходимые материалы для осмотра;
  • произвести оплату;
  • ждём количество указанных в договоре дней и получаем результаты на руки.

Данный документ прикладывается к материалам дела в суде.

При административном расследовании

Если инициирует экспертизу один из госслужащих, например инспектор ГИБДД или судья, то обязательно на руках у участников процесса будет предписание, которое содержит:

  • причину, по которой назначена экспертиза;
  • личные данные эксперта (ФИО, должность, права, обязанности);
  • объекты исследования (транспорт, обстановка, участников и т.д.);
  • список того, что должно быть исследовано и на какие вопросы надо получить ответы;
  • меры ответственности за недостоверные данные.

Перед тем как выдать предписание участники процесса должны быть с ним ознакомлены. Они могут внести свои поправки и дополнительные вопросы, сменить эксперта или привлечь дополнительных специалистов.

Судебная экспертиза

Данная экспертиза может быть затребована любым из участников процесса, даже судьёй и следователем. Стороны-участники имеют право дополнить документ собственными вопросами. Но судья должен быть согласен с конечным вариантом исследований. Он утверждает полученный документ, отклонив или одобрив внесённые предложения. Любые сведения, внесённые в протокол, должны быть идентичными информации из административного дела.

Если одно из лиц будет препятствовать экспертизе, то вердикт будет вынесен в пользу второй заинтересованной стороны. Если было инициировано исследование в отношении пострадавшего или свидетеля, то они должны быть согласны с ним. При проведении АТЭ принять участие могут следователь и участники ДТП, присутствие последних должно быть согласовано со следователем.

В выводах и заключении проведённой экспертизы всегда есть список участников, которые были привлечены для процесса. Вердикт должен быть вынесен один единственный, даже если принимала участие целая комиссия или эксперты из одной области разошлись во мнении. Компромисс должен быть найден. Но специалисты могут единолично вынести результаты с единственной своей подписью. При заседании комиссии документ будет составлен один, но в каждом специализированном разделе будет заключение конкретного эксперта.

Заключение по результатам

В конце проведённой экспертизы должны обязательно быть подведены итоги с выводами. Именно по выводам будет строиться дальнейшая защита и выносится вердикт.

Заключение может содержать следующие сведения:

  • в какое время (конкретная дата) была произведена экспертиза;
  • персональные данные эксперта с его подписью под исследованиями;
  • перечисление объектов исследования;
  • методики и способы исследования;
  • список участников и ответственных лиц;
  • выводы по каждому из рассмотренных и проверенных вопросов.

В документе всегда есть приложения. Они содержат информацию по исследованиям: фотографии, расчёты, таблицы, видеозаписи, всё, что было использовано для получения результата.

Все важные сведения и результаты будут приложены к материалам дела, даже если они не были заявлены в список вопросов. Иногда качество материала или недостоверные и неполные сведения мешают получению правильных выводов экспертом. В этом случае специалист составит отказ в проведении экспертизы, аргументируя это конкретными причинами.

В случае необходимости эксперт может быть вызван на процесс для дачи пояснений по отчёту. Если необходимые для процесса данные так и не были получены, то назначается дополнительная или повторная проверка.

Полезные советы

Следующие советы могут облегчить жизнь многих:

  • при выборе эксперта опирайтесь на его опыт и реальные отзывы;
  • лучше всего не отказываться от присутствия во время процесса экспертизы;
  • заранее продумайте интересующие и важные вопросы для экспертов;
  • будьте внимательны, прочитайте несколько раз заключение экспертов;
  • каждый имеет право ходатайствовать о проведении дополнительных исследований.

Качественно проведённая экспертиза, пусть даже дорогостоящая, поможет выявить реального виновного в ДТП лица.

Видео

Автотехнические экспертизы

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии. Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.

Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде. Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент. Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария. Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем. Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.

Основные направления производства автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне. Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения. В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели. В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии. При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений. Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели. Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

Автотехническая экспертиза при дтп что устанавливает?

В статье рассказано о том, что устанавливает автотехническая экспертиза, излагаются правила назначения и проведения автотехнической экспертизы ДТП, рассмотрены вопросы для автотехнической экспертизы, приведен образец ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы по гражданскому делу.

Содержание статьи:

Проведение автотехнической экспертизы ДТП

Автотехническая экспертиза (АТЭ) назначается по делам о дорожно-транспортных в следующих видах процессов – в административном, гражданском, арбитражном, уголовном. Законодательные основы назначения судебных АТЭ регламентируются соответствующими видами процессуальных кодексов. Таким образом, в зависимости от подведомственности дела будет определяться и кодекс, в котором содержится нормативная база.

Читать еще:  Как отказаться от осаго и вернуть деньги?

В подавляющем большинстве случаев вопросы вины в дорожно-транспортных происшествиях решаются в ходе производства по делам об административных правонарушениях или в рамках расследования уголовного дела, предусмотренного статьей 264 УК РФ. Основываясь на установленной вине в отношении участника дорожно-транспортного происшествия суды, в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, рассматривают иски о возмещении ущерба и вреда, причиненного в ДТП.

Оспаривание вины в нарушении норм ПДД РФ, повлекших причинение вреда, является важным элементом в защите от необоснованного привлечения к правовой ответственности. Анализируя практику расследования дел о ДТП в административном процессе, с сожалением приходится констатировать, что в подавляющем большинстве случаев решение о вине принимаются по усмотрению сотрудника ГИБДД, осуществляющего производство по делу, без назначения автотехнических исследований обстоятельств происшествий. Такой подход удобен для дорожных правоохранителей и избавляет их от лишней работы. Назначить виновного гораздо проще и удобнее, чем доказывать и расследовать ДТП, а иногда и просто — выгоднее.

Все действия сотрудника инспектора ДПС сводятся к оформлению первоначального материала – схемы, объяснений участников аварии, составлении административного протокола и вынесении постановления о вине (либо направлении материала в суд для дальнейшего рассмотрения). Причём аргументы лица, привлекаемого к ответственности относительно его невиновности, не принимаются во внимание, а оправдательная версия о причинах ДТП вообще не проверяется.

Таким образом, при несогласии лица с выдвинутыми в отношении него обвинениями в нарушении норм ПДД РФ, ему следует безотлагательно, не дожидаясь вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, заявить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы. Этот документ составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела. КОАП обязывает должностное лицо рассмотреть такое ходатайство и вынести по нему мотивированное решение. Если ходатайство о назначении АТЭ не будет рассмотрено, что случается почти повсеместно, или в его удовлетворении будет отказано, то при составлении жалобы на постановление ГИБДД это нужно сделать ещё раз.

Подробности в статьях:

В уголовном процессе к доказыванию вины фигуранта ДТП и его правам относятся более бережно и необходимость в назначении экспертизы по оспариванию вины возникает при несогласии подозреваемого (обвиняемого) с заключением первичной автотехнической экспертизы. Причин к тому бывает более чем достаточно – это и низкое качество первоначального материала, и некорректная постановка вопросов перед экспертом, и несоответствие исходных данных фактическим обстоятельствам дела. При таком положении дела оспаривание вины в ДТП заключается в понуждении следователя к назначению дополнительной АТЭ. Ведущая роль в решении этой задачи возлагается на адвоката, выполняющего функцию защиты участника ДТП.

Образец ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы по гражданскому делу

В тех случаях, когда административное или уголовное расследование заходит в тупик и вина ни одного из участников в совершении ДТП не определена, пострадавший водитель, претендующий на полное возмещение причиненного ущерба, вынужден будет обращаться в суд. По правилам гражданского процессуального законодательства на истца возлагается обязанность доказать исковые требования, а значит и вину ответчика в причинении ущерба. Без назначения судебной автотехнической экспертизы, устанавливающей фактического виновника, такой иск не имеет ни малейших шансов быть удовлетворенным. Истец оформляет ходатайство и приобщает его к материалам дела. Суд как правило после его рассмотрения назначает судебную АТЭ.

Образец ходатайства выглядит следующим образом

В Н-ский городской суд
Истец: Иванов Иван Иванович,
проживающий по адресу:
г. Н-ск, ул. Пушкина 4/19
Ответчик: Петров Петр Петрович
проживающий по адресу:
г. Н-ск, ул. Ленина 32/129

ХОДАТАЙСТВО
/ о назначении судебной автотехнической экспертизы/

В целях доказательственного подтверждения исковых требований по иску о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием и необходимости экспертной оценки действий водителей – участников ДТП, основанной на специальных познаниях в области автотехники, в соответствии со статьями 35, 56, 79 ГПК РФ

ПРОШУ:

1. Назначить по материалам дела судебную автотехническую экспертизу.
2. Производство экспертизы поручить экспертам Центра судебных экспертиз Центральному округу, юридический адрес: г. Н-ск пер. Доломановский, № 189
3. На разрешение экспертов поставить следующий вопросы:
• Как должны были действовать водитель автомобиля Мазда 6 государственный регистрационный номер Х 292 СУ/777 Иванов И.И. и водитель автомобиля Хёндэ Х -12.5 государственный регистрационный номер А 738 ОВ/150 в условиях дорожной обстановки на месте ДТП, произошедшего 30 августа 2017 года в 13 часов 40 минут на участке трассы М 4 100 км. + 50 м.?
• В действиях какого водителя имеются несоответствия техническим нормам и требования Правил дорожного движения РФ, состоящие в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием?
4. Оплату экспертизы гарантирую.

Приложение: копия ходатайства для ответчика.

Истец: / И.И. Иванов/.

Вопросы автотехнической экспертизы ДТП

Автотехническая экспертиза устанавливает и исследует технические параметры транспортных средств, колесных шин, физические свойства дорожного покрытия, применительно к конкретным погодным, дорожным и метеорологическим условиям. На основании специальных познаний эксперт – автотехник определяет степень соответствия действий водителей транспортных средств требованиям ПДД РФ. При этом решение правовых вопросов не входит в его компетенцию. Все вопросы можно условно разделить на несколько блоков.

  • Вопросы, определяющие физические параметры и величины, являющиеся исходными при экспертном исследовании. Сред и них – коэффициенты сцепления, торможения, параметры и траектории движения пешехода и транспортных средств, их следов.
  • Вопросы, относящиеся к оценке действий водителей транспортных средств, применительно к условиям дорожно-транспортного происшествия. При этом действия оцениваются с точки зрения технических требований ПДД РФ, а не правовых. То есть речь идет о правильности использования приемов управления транспортом для обеспечения безопасности и предписаний ПДД РФ. Итогом работы эксперта по решению вопросов относящихся к этому блоку, является определение причинно-следственной связи действий учеников ДТП с фактом самого происшествия (то тесть чьи действия явились причиной автотранспортного происшествия).
  • Вопросы по определению параметров движения транспортных средств на различных этапах (стадиях) дорожного происшествия с участием транспортных средств: расчетная скорость движения перед столкновением, вероятная траектория движения, момент возникновения опасности для водителя и прочее. Решение этих вопросов позволяет определить экспертным путем наличия у водителей транспортных средств технической возможности предотвратить ДТП.
  • Вопросы анализа состоятельности противоречивых версий водителей – участников происшествия и показаний его очевидцев. То есть эксперт в определенных случаях имеет возможность либо подтвердить, либо опровергать показания указанных лиц и обосновать свои выводы путем расчетов.

В заключении статьи отметим, что автотехническая экспертиза ДТП располагает большими потенциальными возможностями. При грамотном подходе, требующим профессионализма, любое, даже самое запутанное и сложное дорожно –транспортное происшествие может быть успешно объективно расследовано. Если вам пришлось столкнуться с необоснованным обвинением в нарушении ПДД РФ, отстаивайте свою позицию до конца. Не забывайте о том, что ни какое постановление ГИБДД по делу об административном правонарушении, ни одно обвинительное заключение по статье 264 УК РФ не являются бесспорными с юридической точки зрения, если они не подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Важные особенности судебной автотехнической экспертизы

Назначение автоэкспертизы в суде необходимо для разрешения разногласий сторон при спорах, связанных с ДТП.

Поскольку судья не является специалистом в этой области, ему необходимо опираться на проверенные данные при вынесении решения экспертами.

Закон

Возможность проведения судебной автотехнической экспертизы предусмотрена ст. 79 ГПК РФ. Ее назначение судом происходит при возникновении необходимости специальных познаний для разрешения вопроса.

В этой же статье регламентирован порядок назначения, а также санкции на случай препятствования ее проведению.

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

М ск 8 (499) 938 6124

С пб 8 (812) 425 6761

Фед 8 (800) 350 8362

Что это такое?

Суды прибегают к назначению автотехнической экспертизы, когда для разрешения спора требуются специальные заключения.

Исследование предоставляет полную, достоверную и объективную информацию по поставленным вопросам.

Типичная ситуация, в которой необходимо назначение независимой оценки, – споры между гражданином и СК. Это может быть несогласие с размером страховой выплаты. Либо предъявление требований к виновнику ДТП, когда размер причиненного ущерба превышает максимальную сумму выплаты.

Автоэкспертиза – это целый комплекс исследований. Для ее проведения специалист должен обладать познаниями в области ремонта и обслуживания транспорта, криминалистики, медицины.

В зависимости от цели исследования экспертизы различаются по видам:

  1. Определение обстоятельств происшествия. Данное исследование разбирает механизм ДТП, положение его участников перед столкновением, скорость передвижения авто, соблюдение водителями ПДД.
  2. Трасологическая. Определяет обстоятельства ДТП. Устанавливает место аварии, траекторию движения автомашин перед столкновением, принадлежность повреждений к конкретному ДТП.
  3. Транспортная. Заключается в целях определения размера причиненного ущерба, отношении повреждений к конкретному столкновению, стоимости работ по восстановлению автомобиля.
  4. Инженерно-психофизиологическая. Выявляет психическое состояние водителей во время ДТП. Могли ли участники правильно или неправильно оценить ситуацию, предотвратить столкновение, как авария повлияла на их дальнейшее состояние.

Вопросы, которые решает

Заключение эксперта дает объективную оценку тем техническим параметрам и процессам, в которых стороны не являются специалистами.

Исследование обстоятельств аварии позволяет установить полную картину происходящего как во время ДТП, так и до его совершения. Специалист анализирует действия водителя, параметры движения транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Заключение помогает определить виновника столкновения, а также нарушенные им ПДД.

Диагностика технического состояния автомобиля определяет повреждения, причиненные в конкретной аварии.

При этом она устанавливает недостатки автомобиля, существовавшие до ДТП.

Определяет, сколько будет стоить восстановление автомобиля до его первоначального состояния.

Трасологическое исследование предполагает определение событий аварии по следам. Эксперт устанавливает траекторию движения транспорта, его положение по отношению к остальным участникам столкновения.

Инженерно-психологическая экспертиза помогает установить виновника. Это осуществляется путем анализа психического состояния участников. Специалист проверяет, мог ли водитель предотвратить аварию, предприняв некоторые действия.

Когда нужна экспертиза для суда?

Экспертное заключение является доказательством в гражданском процессе. На ней суд основывает свое решение.

Ситуации, в которых потребуется проводить автотехническое исследование:

  • споры о размере страховой выплаты;
  • споры об установлении виновника ДТП;
  • споры об определении обстоятельств аварии.

Наиболее часто встречаются случаи из первой категории. Страховые компании сотрудничают с оценочными учреждениями, которые при определении размера ущерба, нанесенного автомобилю, занижают стоимость ремонта, деталей.

Водителю в такой ситуации приходится делать независимую экспертизу и обращаться за взысканием доплаты через суд. При наличии двух экспертных заключений судья назначает проведение судебной экспертизы.

В ДТП были пострадавшие

Если в дорожно-транспортном происшествии ущерб причинен не только автомобилю, но и здоровью участников, то обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза. Она призвана оценить тяжесть вреда здоровью. В этом же исследовании предоставляется вывод о действиях водителя во время столкновения.

Важно: специалист не определяет наличие умысла в действиях участников ДТП, сделать это может только суд.

Кто может ходатайствовать проведение?

Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность заявления устных ходатайств, прошение о назначении экспертизы подается только в письменном виде. Мало заявить о необходимости автоэкспертизы. В ходатайстве сторона должна определить примерный список вопросов, а также предложить экспертное учреждение.

Подать заявление с просьбой о назначении экспертизы может любая сторона по делу.

Остальные участники судопроизводства вправе предлагать свои вопросы, высказывать пожелания по определению бюро для ее проведения.

Окончательный список вопросов и выбор учреждения либо конкретного лица подготавливает суд.

По ходатайству стороны выносится определение с указанием оснований для проведения экспертизы, вопросов, подлежащих разрешению, наименования специального учреждения. Суд определяет срок проведения оценки.

Кто проводит?

Российское законодательство регулирует экспертную деятельность, обязывая учреждения получать лицензии у контролирующих органов. Проведение автотехнического анализа для суда осуществляют только сертифицированные организации. В противном случае заключение не может быть принято судом.

Эксперт должен быть в списке, имеющих право на проведение судебных экспертиз, Министерства юстиции.

Сервисный центр, обслуживающий автомобиль на постоянной основе, не может проводить техническую экспертизу, поскольку признается заинтересованной стороной. Аналогично не может проводить исследование по заданию суда независимый эксперт, сотрудничающий с конкретной страховой компанией.

Кто оплачивает?

Обязанность по оплате автоэкспертизы возлагается на лицо, заявившее ходатайство о ее проведении. В определении судья указывает оплачивающую сторону.

По результатам рассмотрения дела возмещение расходов на проведение оценки возлагается на проигравшую сторону.

Стоимость зависит от следующих факторов:

  • марка автомобиля;
  • его размеры;
  • степень повреждения;
  • количество поставленных на разрешение вопросов.

Если выводить среднюю цену оценки, то она будет в районе 10000-15000 руб.

Как она проводится?

Порядок осуществления экспертизы регламентирован специальным пособием ВНИИСЭ. Это стандарт действий экспертов, определенный Минюстом РФ. В нем прописан каждый шаг эксперта при проведении отдельного вида исследования.

Порядок проведения

После назначения экспертизы суд подготавливает полный пакет документов для предоставления его в бюро. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому ему изначально нужно предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.

Если автомобиль не восстановлен, он должен быть предъявлен к осмотру, и эксперт вызывает обе стороны. Если машина отремонтирована либо нет необходимости определять ущерб, анализируются документы.

Тщательно изучив предоставленные материалы, эксперт пишет заключение. Это конечный документ, в котором излагается результат, полученный специалистом.

Далее материалы дела вместе с оценкой направляются в суд для дальнейшего рассмотрения.

Сроки

Конкретный период, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок на осуществление всех необходимых действий – месяц. Само проведение осмотра автомобиля занимает небольшое количество времени, от одного дня до недели.

Основная часть работы, исследование обстоятельств и составление заключения занимают наибольший период времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.

Оценка ущерба

Существуют виды заключений, которые должны ответить не только на вопросы об обстоятельствах ДТП, но и определить размер причиненных транспортному средству повреждений.

Проведя осмотр машины, эксперт устанавливает перечень повреждений. Далее путем проведения исследований эксперт определяет, были ли они причинены в результате данного ДТП или уже имелись на момент его совершения. После проводит оценку затрат на их устранение.

Заключение

После проведения необходимых исследований эксперт выдает заключение. Этот документ состоит из нескольких частей. Во введении делается ссылка на образование проводившего лица, наличие квалификации, опыт в экспертном деле, а также кратко описываются обстоятельства получения материалов.

В основной части эксперт описывает, какие исследования проводились.

В заключении эксперт обязан ответить на все вопросы, поставленные судом. Нельзя пропускать ни одного. Если ответить на один из пунктов невозможно, эксперт указывает это в заключении.

При установлении судом неполноты технического исследования может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Полезное видео

Подробно о процессе:

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ, консультации:

Для чего проводится автотехническая экспертиза

Невозможность мирного урегулирования конфликта и установления виновной стороны дорожного происшествия – основание для проведения исследования обстоятельств аварийной ситуации. Автотехническая экспертиза ДТП направлена на определение причинно-следственных связей между участниками инцидента и последствиями столкновения. Осмотр проводится по инициативе автовладельцев или правоохранительными органами.

Что такое автотехническая экспертиза ДТП

Комплексное исследование поврежденных транспортных средств проводится для выявления факторов, приведших к аварийной ситуации. Технический осмотр позволяет определить степень вины каждого участника инцидента, собрать данные для составления статистики о возникновении дорожных происшествий после изучения места столкновения и масштабов механических дефектов автомобилей.

В каких случаях проводится

Автотехническое исследование осуществляется для установления обстоятельств аварии в ходе судебного разбирательства. Ходатайство о назначении экспертизы по гражданскому делу о ДТП может быть подана на любом этапе расследования. При несогласии с вынесенным решением автовладелец имеет право обратиться к независимым экспертам. Инициатором осмотра могут выступать страховые компании для определения суммы материального ущерба пострадавшему на ремонтные работы поврежденного транспортного средства.

Административное расследование

Автовладельцы вправе самостоятельно урегулировать конфликт при возникновении аварии. При невозможности достичь соглашения на месте происшествия, водители обязаны вызвать сотрудников ГИБДД.

Совет! Для установления виновника инцидента и масштабов механических дефектов, участники ДТП, в результате которого был нанесен вред имуществу, должны обратиться к специалистам для проведения автотехнической экспертизы.

Страховщики или сотрудники независимой организации проводят исследования для определения пунктов нарушенных правил дорожного движения, действия автовладельцев до момента столкновения при управлении машиной.

Судебное разбирательство

Рассмотрение дела в вышестоящей инстанции проводится при серьезном нанесении вреда движимому имуществу, наличии пострадавших с тяжелой степенью повреждений или смертельным исходом. Экспертиза назначается по прошению следователя на любой стадии разбирательства. Участники ДТП вправе подать ходатайство в суд первой инстанции для установления виновной стороны дорожного происшествия.

Кто проводит

Автотехническое исследование может осуществляться экспертной компанией или частным специалистом независимой оценочной организации. Для проведения осмотра поврежденного транспортного средства техник обязан иметь документы, подтверждающие соответствующее образование и профессиональную подготовку. Данные эксперта, прошедшего аттестацию, должны быть внесены в государственный реестр. Информация о техниках, имеющих сертификат на проведение работ по исследованию обстоятельств транспортного происшествия, находится в открытом доступе на официальном сайте Министерства юстиции.

Читать еще:  Цель служебного расследования дтп

Что позволяет узнать

Осмотр автомобилей, попавших в аварию, проводится для выявления причин и обстоятельств инцидента. Еще до обращения к специалистам водители должны знать, что устанавливает автотехническая экспертиза при ДТП.

Важно знать! Основная задача исследования – определение характеристик и параметров дорожной обстановки, анализ действий участников столкновения при управлении транспортными средствами.

Техническое состояние автомобилей

При осмотре машины эксперт сравнивает полученные механические дефекты с исходными данными. В рамках исследования устанавливаются показатели транспортного средства в момент столкновения:

  • скорость движения;
  • траектория;
  • состояние шин;
  • сцепление с дорожным полотном;
  • длина следа торможения, остановочного пути;
  • время прохождения расстояния до другого транспортного средства;
  • величина допустимого бокового интервала между движущимися попутными машинами;
  • дистанция между автомобилями до столкновения;
  • неисправности до момента аварийной ситуации.

Эксперт оценивает функциональность рулевого механизма, гидравлического усилителя, осветительных приборов. Специалист выясняет факторы, влияющие на устойчивость транспортного средства, возможность опрокидывания или заноса машины. При наличии неисправностей до столкновения техник устанавливает причинную связь между ранее полученными дефектами и обстоятельствами дорожного происшествия.

Состояние дороги

Внешние факторы влияют на возникновение аварийной ситуации. В рамках автотехнической экспертизы при ДТП вопросы эксперту касаются состояния дорожного покрытия, корректности нанесенной разметки. Специалист при вынесении заключения учитывает наличие выбоин, ям, глубокой колеи, внешних канализационных систем.

Место ДТП

Техник изучает расположение светофоров, ограничительных дорожных знаков, мест для пешеходов. В рамках исследования устанавливается наличие и степень уклона, состояние видимости, обзорность. Для вынесения решения учитываются меры по ликвидации последствий погодных условий и других автомобилистов: уборка снега, очищение участка от жидкостей, масла или бензина.

Другие факторы

Эксперт оценивает психофизическое состояние водителей в момент инцидента. При исследовании определяются соблюдение автовладельцами ПДД, возможность предотвращения столкновения участниками ДТП. Специалист после изучения повреждений и места происшествия устанавливает причинную связь между действиями водителей и фактом возникновения аварийной ситуации.

Как правильно провести экспертизу в частном порядке

Автомобилисты вправе обратиться в коммерческие организации для осуществления независимого осмотра. Этапы назначения частной экспертизы:

  1. Выбор оценочной компании.
  2. Заключение договора, произведение оплаты.
  3. Согласование времени, места осмотра.
  4. Подготовка машины к автотехническому исследованию.
  5. Предоставление документов, оформленных на месте ДТП.
  6. Проведение осмотра.
  7. Составление заключения.

При осуществлении исследования в частном порядке инициатор экспертизы обязан своевременно оповестить о назначенных мероприятиях страховщика и других участников дорожного происшествия. Отправить уведомление нужно не позднее чем за три дня до технического осмотра.

Составление ходатайства о проведении

Исследование в частном порядке требуется для оценки дефектов транспортного средства, точного установления деталей столкновения, механизма действий водителей для определения виновной стороны. Автомобилист может составить прошение о проведении осмотра по образцу ходатайства о назначении трасологической экспертизы по ДТП. Основные данные заявления:

  • номер гражданского дела;
  • сведения ответчика, истца;
  • перечень вопросов к эксперту;
  • наименование специалиста;
  • данные плательщика на оказываемые услуги;
  • список прилагаемых документов.

Ходатайство составляется в свободной форме. В документе отражаются обстоятельства, для подтверждения или опровержения которых проводится автотехническое исследование. Право подать прошение должно быть обосновано российским законодательством.

Сроки проведения

Нормативными документами не установлены строгие временные рамки осуществления технической экспертизы автомобиля после ДТП. Срок предоставления отчета зависит от степени повреждений, объема проводимых работ, занятости специалиста. Время составления итоговой рецензии рассчитывается индивидуально для каждого водителя.

Стоимость процедуры

Цена услуг эксперта определяется объемом работ: чем серьезнее деформация транспортного средства, тем дольше техник будет проводить осмотр.

Важно знать! Стоимость исследования зависит и от типа, марки, года выпуска автомобиля, региона осуществления процедуры. Средняя цена автотехнической экспертизы легковой машины по России составляет не менее 2500 рублей.

Исследование обстоятельств ДТП направлено на выявление причин столкновения, установление виновной стороны. Автотехнический осмотр осуществляется для оценки повреждений транспортного средства, состояния дороги и окружающей обстановки, которые могли способствовать возникновению аварийной ситуации. Водители, не согласные с вынесенным решением по делу о дорожном происшествии, вправе провести экспертизу в частном порядке.

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.

Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):

  • заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
  • документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
  • документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Цена автоэкспертизы после ДТП

Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:

  • модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
  • стоимости запчастей;
  • степени изношенности деталей;
  • характера полученных повреждений;
  • степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
  • доступности деталей на российском рынке.

Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:

  • в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
  • сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
  • какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
  • предоставляются ли дополнительные услуги.

Ценовой диапазон стоимости экспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии

После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.

Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.

Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.

Что такое дефектовка автомобилей после ДТП

Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.

Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.

При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Автотехническая экспертиза

Проведение автотехнической экспертизы в случае дорожной аварии необходимо для установления всех причинно-следственных связей, послуживших ее причиной, а также для установления взаимодействий между непосредственными участниками аварии, которые привели к определенным последствиям (материальный и моральный ущерб, вред здоровью).

Автоэкспертизы используются для определения точных причин и обстоятельств аварии, для оценки полученного ущерба и для многих других целей. Ее назначают либо сами участники происшествия, либо страховая компания, либо суд, для выявления технического состояния транспортных средств, а также для установления обстоятельств происшествия и вины его участников.

Определение автотехнической экспертизы и ее виды

Назначение автотехнической экспертизы может быть очень разным, от установления виновников аварии до полного восстановления картины ДТП, с малейшими деталями. Чаще всего в практике используются следующие виды оценок:

  • Экспертиза общего технического состояния ТС. Цель проведения экспертизы — определение технического состояние транспортного средства после дорожной аварии, а также действий водителей и их реакций, которые предшествовали аварийной ситуации;
  • Трасологическая экспертиза ДТП. Исследует место происшествия, а именно тормозной путь транспортных средств, состояние дорожного покрытия, обстановку на дороге в момент аварии, траекторию движения автомобилей до столкновения и после. Цель — определение объективных причин аварии и ее субъективных предпосылок;
  • Автотовароведческая экспертиза. Исследует ТС на наличие как видимых, так и скрытых повреждений. Используется для определения точной величины нанесенного ущерба, для компенсационных выплат в рамках мировых соглашений или судебных постановлений;
  • Инженерно-психологическая экспертиза ДТП. Оценка состояния участника дорожного происшествия, анализ действий до момента столкновения автомобилей и определение возможности предотвращения этого столкновения. Целью такой экспертизы является определение виновности участника аварии в произошедшем ДТП. Результаты психологической экспертизы и оценки действий водителей могут быть использованы в суде;
  • Комплексная автотехническая экспертиза. Включает в себя сразу несколько видов автотранспортных экспертиз, что позволяет максимально точно воссоздать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

Кто вправе проводить автотехническую экспертизу?

У кого можно заказать проведение автотранспортной экспертизы? Имеется ряд обязательных требований, которые позволяют организациям и частным оценщикам осуществлять этот вид деятельности:

  1. Специалист или оценочная организация должны иметь соответствующую аккредитацию и лицензию на подобную деятельность. Профессиональные оценщики обязаны иметь документальное подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор специалиста соответствующего профиля;
  2. Оценку могут проводить только автотехники и инженеры с профильным образованием;
  3. Автотехническая экспертиза проводится только в тех СТО, которые не ремонтировали автомобиль после дорожной аварии. Это позволяет избежать заинтересованности в результатах экспертизы;
  4. Эксперты не должны сотрудничать со страховой фирмой или иметь иной интерес в результатах обследования автомобиля или обстоятельств ДТП.

Для проведения автоэкспертизы потребуется предоставить независимым оценщикам ряд документов и материалов, среди которых данные о марке и типе автомобиля, а также информация о техническом состоянии ТС, количестве пассажиров в момент столкновения и величине загрузки автомобиля.

Временные рамки проведения независимой экспертизы

Автотехническая экспертиза проводится после подачи соответствующего ходатайства от заинтересованного лица или организации (участник ДТП, суд, следователь, страховая фирма). После удовлетворения этого ходатайства эксперт назначит место и время проведения автоэкспертизы. Крайних сроков этой процедуры закон не устанавливает, но на практике она занимает не так много времени. Например, для полноценного осмотра и исследования транспортного средства специалисту понадобится не более 3 или 4 дней.

Срок выдачи экспертных оценок может сильно зависеть от загруженности организации, которая ее проводит, а также от ряда других важных обстоятельств:

  • техническое состояние автомобиля после аварии и факт проведения ремонтных работ уже после ДТП (в этом случае проведение экспертизы может быть существенно осложнено или полностью невозможно);
  • срок давности дорожно-транспортного происшествия;
  • необходимость использования сложных техник для установления определенных обстоятельств аварии;
  • загруженность организации, которая проводит экспертную оценку (если необходимо получить заключение специалиста как можно быстрее, то лучше всего обращаться к коммерческим организациям, а не к государственным).

Как выглядит экспертное заключение?

Заключение эксперта обязательно состоит из 3 основных частей — вводной, исследовательской и заключительной:

  • Вводная часть. В ней содержится информация об эксперте, проводившем исследование, исходные данные, переданные ему для работы, а также основные вопросы, на которые была призвана ответить экспертиза. Здесь же говорится и об ответственности, положенная экспертам за дачу ложных показаний;
  • Исследовательская часть. Подробное аналитическое исследование обстоятельств ДТП или других задач, которые ставились перед экспертом. Все исследования должны быть основаны на приведенных тут же инженерных расчетах, опирающихся на физические законы и теорию технического устройства автомобилей и иных транспортных средств. От качества подачи информации, занесенной в исследовательскую часть, во многом зависит репутация технического специалиста и итог судебного разбирательства. Поэтому здесь приводятся конкретные алгоритмы исследования, применяемые методы работы и информация об использованных ГОСТах и прочих нормативно-технических документах. Все эти расчеты являются основой для ответов на вопросы, поставленные перед экспертизой;
  • Заключительная часть. Полные и развернутые ответы на вопросы, составленные на основании расчетов, представленных в исследовательской части.
Читать еще:  Какой срок обращения в страховую после дтп?

После предоставления экспертного заключения суду им будет обязательно проверено, соответствует ли заключительная часть исходным данным, указанным во вводной части, и конкретным результатам исследования из основной части заключения.

Примерная стоимость экспертизы

Стоимость услуг по выдаче заключений в рамках автоэкспертизы также не регулируется законом, но в коммерческих организациях за это придется отдать сумму от 2500 рублей и более. Сложные экспертизы могут стоить заказчику и несколько десятков тысяч рублей. Все зависит от ценника оценочной организации, на который в первую очередь влияет объем проведенных работ и их сложность.

Автотехническая экспертиза при ДТП

Проведение автотехнической экспертизы – одна из сложнейших задач, с решением которой сталкивается участник аварии. Нужна ли она, поможет ли, как организовать, куда обратиться, сколько будет стоить – на эти вопросы ищет ответы водитель. А мы поможем разобраться.

Общее определение

Экспертиза – это научное исследование объектов материального мира. Ее цель – ответить на вопросы об обстоятельствах происшествия путем изучения материальных следов, оставшихся на месте события. Она должна выполняться специалистом (лицом, имеющим соответствующее образование и опыт), по строгой проверенной научной методике, позволяющей повторить исследование.

Зачем она нужна

Назначение автотехнической экспертизы всегда обусловлено необходимостью получения профессионального суждения специалиста о тех или иных вопросах, ответить на которые без специальной подготовки, образования или проведения инструментального исследования невозможно.

К помощи «профессионального свидетеля», как иногда называют эксперта, прибегают органы дознания и суды, когда считают необходимым подтвердить обстоятельства дела экспертным заключением или, когда без него невозможно установить какой-либо факт.

Участники происшествия выносят вопросы на автотехническую экспертизу для подтверждения своих доводов об обстоятельствах дела или обоснования возражений против доводов другой стороны.

В отдельных случаях, для решения конкретных вопросов, проведение специального анализа обязательно. Так, в соответствии со статьей 12.1 ФЗ от 25.04.2002 года № 40-ФЗ, независимая техническая экспертиза должна проводиться для установления:

  • обстоятельств причинения вреда автомобилю;
  • его повреждений;
  • причин поломок;
  • технологии, методов и стоимости восстановления машины.

По своему процессуальному статусу экспертизы разделяют на:

  • судебные;
  • внесудебные.

Первые проводятся в рамках гражданского, административного или уголовного производства, на основании определения суда, должностного лица или органа, рассматривающих дело. Участвовать в исследовании, не вмешиваясь в его ход, ставить перед экспертом вопросы могут обе стороны спора. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Внесудебное исследование проводится на основании заявления заинтересованного лица. Вопросы для внесудебной автотехнической экспертизы готовит и ставит перед экспертом заявитель. Расписку об ответственности эксперт не предоставляет.

На заметку. Закон не придает судебной экспертизе какого-либо особого предпочтения перед внесудебной.

Какая цель автотехнической экспертизы?

Данная экспертиза при ДТП может проводиться с целью:

  • установления конкретных обстоятельств аварии;
  • проверки исправности транспортных средств на момент совершения аварии;
  • исследования следов на транспортных средствах и месте происшествия;
  • определения стоимости восстановительного ремонта и оценки автомобилей;
  • установления факторов, сопутствующих дорожно-транспортному происшествию: состояние проезжей части, дорожные условия.

В рамках ОСАГО, с целью установления страхового случая и размера убытков, причиненных страхователю, проводится независимая техническая экспертиза.

Вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы

Заключение специалиста может оказаться бесполезным, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП будут сформулированы неправильно.

Эксперт, проводящий исследование, может высказать свое мнение о фактических обстоятельствах аварии или ее реальных последствиях, но он никогда не дает правовую оценку действий или бездействия участников. Поэтому вопросы права никогда не ставятся перед экспертом.

Например, спрашивать эксперта: «Кто виновен в дорожно-транспортном происшествии?» – бесполезно. Это предмет правовой оценки, установить вину должен суд. Ответ на вопрос: «В каком техническом состоянии находилось транспортное средство в момент столкновения?», наоборот, поможет подтвердить довод о неисправности автомобиля оппонента, как причины аварии.

Готовя задание для специалиста, следует опираться на обстоятельства происшествия. Задать себе вопрос: какие факты, установленные экспертным заключением, помогут обосновать ваши доводы.

На заметку. Экспертиза – не самоцель, а средство доказывания. Использовать ее нужно разумно и осторожно.

Экспертные учреждения

Выполнение исследования можно поручить государственным экспертным организациям или коммерческим. Закон не устанавливает каких-либо специальных условий ведения деятельности по осуществлению такого вида предпринимательства (лицензирования, членства в саморегулируемой организации). Поэтому даже суд может поручить ответить на вопросы негосударственному учреждению.

Конкретные требования к квалификации эксперта установлены только для специалистов, работающих в государственных экспертных учреждениях, а также экспертов, дающих заключение в целях реализации положений Закона об ОСАГО.

Суды, принимая решение, в какую организацию направить вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП, чаще прибегают к услугам коммерческих организаций, поскольку государственные учреждения, как правило, сильно загружены, и ждать заключения приходится достаточно долго.

Стоимость услуг примерно одинакова, и варьируется в диапазоне от 2500 рублей за простое исследование, до нескольких десятков тысяч – за сложное. Размер зависит, в первую очередь, от сложности и объема проверки.

Сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП

Как долго эксперт будет готовить заключение, зависит от сложности исследования и загруженности специалиста.

Коммерческие организации выполняют исследования по частным заказам в сроки от десяти дней. Судебное, как правило, проводится в течение месяца. Государственные учреждения выдают заключения по истечении двух и более месяцев.

В заключении

  • Проведение исследования можно поручить государственной или коммерческой экспертной организации.
  • Вопросы для автотехнической экспертизы после ДТП следует подготовить заранее, опираясь на обстоятельства происшествия.

Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

Зачастую после дорожного происшествия невозможно определить степень вины каждого из его участников и точно установить причины произошедшего. Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП заявляется лицами, заинтересованными в ее конкретных результатах.

Что это такое и для чего осуществляется подобная диагностика? Что она определяет, сколько времени занимает? Кто ее оплачивает? Узнаете дальше.

  1. Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?
  2. Разновидности исследований
  3. Ходатайство о назначении
  4. Стоимость и сроки проведения
  5. Исполнители АТЭ
  6. Вопросы для автотехнической экспертизы
  7. Порядок проведения
  8. Частный порядок
  9. При административном расследовании
  10. Судебная экспертиза
  11. Заключение по результатам
  12. Полезные советы

Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?

Итак, основной вопрос — автотехническая экспертиза (АТЭ) при ДТП, что она устанавливает? Ответ: обстоятельства и причины аварии. Цель исследования — оценка последствий дорожного инцидента. Это необходимо, чтобы:

  • определить степень вины каждого из участников ДТП;
  • собрать данные для статистических отчетов и прогнозов в области дорожных преступлений.

Если вторая цель не влияет на качество жизни конкретного человека, то первая зачастую определяет будущее водителя. Именно от результатов этой процедуры зависит, получит ли человек реальный срок или пострадает только материально.

Разновидности исследований

Можно выделить несколько классификаций АТЭ, в зависимости от определенных критериев:

  1. По объекту исследования бывают автоэкспертизы:
    • Обстоятельств дорожно-транспортной ситуации. Проводятся с целью определения времени, необходимого для остановки в ТС в конкретных условиях, как и с какой скоростью ехали машины, что могло помешать их нормальному передвижению, была ли вероятность избежать столкновения, случилось ли нарушение водителями ПДД и др.
    • Дорожных условий. Пзволяет установить состояние дорожного полотна, степень освещенности на участке происшествия, погодные условия в момент инцидента.
    • Технического состояния ТС. Выявляется соответствие работы машин в целом и отдельных элементов, причины и время возникновения неисправностей, возможность своевременно их устранить.
    • Автотовароведческие – определяют стоимость авто, годных остатков, реальный размер ущерба.
    • Трасологические – изучают всевозможные следы и отметины на ТС, телах водителей, дороге, с целью определения конкретного положения авто, обстоятельств аварии и т. д.
    • Психофизиологические. Определяют личностные особенности водителей-участников ДТП, их эмоциональный фон перед столкновением, что могло послужить причиной их несобранности или невнимательности на дороге.
  2. По очередности. Достаточно часто одной АТЭ бывает недостаточно. Поэтому проводится несколько:

  • первичная;
  • дополнительная – выполняется для уточнения предыдущего исследования;
  • повторная – проводится если результатов первых двух оказывается недостаточно для принятия обоснованных выводов или, когда в деле вскрываются новые факты.
  • По исполнителям. В сложных неоднозначных ситуациях участия одного специалиста чаще всего недостаточно. Более того, изучение может выйти за рамки сугубо автотехнической области. В связи с этим экспертиза обстоятельств ДТП может быть:
    • единоличная – один эксперт ведет дело (проводится при простых дорожных происшествиях);
    • комиссионная – проводится группой экспертов в одной области;
    • комплексная – совмещает несколько видов проверок с привлечением специалистов не только автотехнической области, но и медиков, биохимиков, криминалистов и др.
  • Ходатайство о назначении

    Любая автотехническая экспертиза при ДТП признается незаконной при проведении ее без официального основания. Им выступает ходатайство. Форма этого документа не регламентирована, утвержденный бланк также отсутствует. Несмотря на это, при его составлении необходимо соблюдать требования, предъявляемые к официальным документам. Ходатайство о проведении АТЭ должно включать следующие части:

    1. Вводная. Стандартная «шапка» документа с указанием реквизитов сторон, даты и места составления.
    2. Описательная. Причины необходимости автоэкспертизы, обоснование конкретного вида АТЭ.
    3. Результативная. Вопросы, которые следует изучить эксперту. Если известно, кто будет выполнять проверку, следует указать его данные, перечислить перечень документов-приложений, а также указать, за чей счет будет выполнена транспортная экспертиза.

    Образец ходатайства на автотехническую экспертизу можно посмотреть тут.

    Стоимость и сроки проведения

    Конкретную стоимость проведения оценки последствий ДТП предугадать очень сложно. На стоимость подобных услуг влияет вид АТЭ, масштаб последствий, количество занятых экспертов, срочность, количество вопросов, на которые надо получить ответы, и др.

    В среднем простые проверки по одной теме стоят 3-5 тысяч рублей. Сложные исследования, отвечающие на разноплановые вопросы, могут стоить и 50 тысяч рублей. Проверки в ходе судебного разбирательства дороже на 15-25%.

    Всегда оплачивает проверку ее инициатор. Если АТЭ выполняется до судебного заседания, расходы на нее впоследствии взыскиваются с проигравшей стороны. Если оба участника произошедшего настаивают на автоэкспертизе, платят за нее 50 на 50. В случае тяжелого материального положения истца или ответчика, частично стоимость услуги погашается из гос. бюджета.

    Сроки проведения АТЭ законодательством не регулируются. Простая экспертиза после ДТП обычно занимает 3-5 дней. Сложное комплексное исследование – не менее 10-30 дней. При назначении автоэкспертизы судьей ее исполнитель должен соблюдать оговоренные сроки. В случае их нарушения выносится штраф.

    Исполнители АТЭ

    Автоэкспертизой занимаются специализированные компании и частные эксперты. Главное, чтобы у специалиста было соответствующее образование и сертификат эксперта-техника. Сведения о сертифицированных экспертах находятся в открытом доступе на сайте Министерства юстиции.

    Так же важно, чтобы для конкретного вида исследования был выбран специалист соответствующей специализации. Например, вопросы технического состояния транспортных средств нельзя поручать трасологу.

    Вопросы для автотехнической экспертизы

    Чтобы экспертиза обстоятельств ДТП принесла пользу, необходимо задавать правильные вопросы. Иногда даже грамотный юрист не сможет помочь в этом деле, поскольку не владеет многими техническими аспектами. В сложных ситуациях за помощью в формулировке вопросов лучше обратиться к консультанту в экспертной фирме.

    Технический эксперт всегда отвечает только на точные вопросы относительно тех или иных обстоятельств произошедшего. А формулировки типа «кто виноват» опускаются.

    Пример вопросов при столкновении машин:

    • степень видимости на дороге;
    • коэффициент сцепления с дорожным покрытием;
    • расстояние между авто в момент приближения перед столкновением;
    • траектории ТС;
    • угол, под которым произошло столкновение;
    • по какой причине ТС потеряло устойчивость;
    • какие неисправности были в авто до момента аварии;
    • положение машин после столкновения и т. д.

    Порядок проведения

    Автоэкспертиза регламентируется КоАП, УПК и АПК. Выбор конкретного документа зависит от того, в рамках чего проводится исследование.

    Частный порядок

    Любое физическое или юридическое лицо может по своему желанию заказать АТЭ в специализированной компании или у ИП. Преимущественно в индивидуальном порядке заказываются товароведческие исследования с целью установления размера ущерба после аварии. Иногда граждане инициируют автоэкспертизу перед началом судебных разбирательств, чтобы иметь на руках мнение эксперта. Тем более, что стоимость ее ниже, чем по назначению судьи.

    Очередность действий такова:

    • заключить договор с экспертной компанией или ИП;
    • оповестить об этом вторую сторону происшествия;
    • предоставить объекты для исследования;
    • оплатить услуги;
    • подождать определенное время;
    • получить экспертное заключение.

    С этим документом можно выставлять претензии и отстаивать свои интересы в суде.

    При административном расследовании

    В ходе административного делопроизводства автоэкспертизу может инициировать судья или уполномоченный сотрудник ГИБДД. Для этого должно быть выписано предписание с указанием:

    • основания анализа последствий ДТП;
    • ФИО и должности эксперта, его прав и обязанностей;
    • материалов и объектов, подлежащих изучению;
    • конкретного списка вопросов;
    • ответственности за предоставление ложной информации.

    До того как адресовать данное предписание исполнителю, инициатор исследования должен ознакомить с ним участников ДТП. Они, в свою очередь, могут добавить свои вопросы, а также просить смены состава экспертов или привлечения других специалистов.

    Судебная экспертиза

    Она инициируется любым участником происшествия, следователем или судьей. Заинтересованные стороны имеют право предлагать свои вопросы, на которые они бы хотели получить ответы от специалиста. Но окончательную версию утверждает судья. Он вправе некоторые предложения участников отклонить, но мотивировав свой отказ. В окончательной версии постановления должны содержатся все те же сведения, что и при ведении административного дела.

    Когда заинтересованное лицо всячески препятствует проведению АТЭ, к примеру, не предоставляет свое авто для проверки, судья выносит вердикт без результатов автоэкспертизы не в пользу лица, создающего помехи к качественному проведению проверки. Техническое исследование в отношении пострадавшего или свидетеля проводится только с их разрешения.

    В ходе проведения АТЭ могут присутствовать следователь и оба участника инцидента. Причем последние только с дозволения следователя. В заключении указывается перечень лиц, присутствующих во время диагностики.

    Если автоэкспертиза проведена комиссионная и все эксперты одной специализации сходятся во мнении, составляется одно заключение. Если консенсуса достичь не удается, каждый специалист составляет свой итоговый документ и подписывает только его.

    Если АТЭ проводится комплексная, то в итоге составляется единое заключение. В каждом разделе специалист определенной области описывает исследованную им часть и несет ответственность только за нее.

    Заключение по результатам

    Заключение — это итог всей проделанной работы, который и выступает доказательством в суде. Документ содержит следующие сведения:

    • дата и место проведения диагностики;
    • основание назначения проверки и ее инициатор;
    • сведения об эксперте, ознакомление его с ответственностью за ложное свидетельство;
    • объект изучения;
    • ход выполнения работы с указанием использованных методик;
    • ФИО присутствующих;
    • подробные ответы на вопросы инициатора.

    Дополнительно к заключению прикладываются таблицы, фотографии, расчеты и другой вспомогательный материал. Если во время анализа выявляются сведения, важные для хода дела, они в обязательном порядке отражаются в документе, даже если не были заявлены инициатором проверки. Образец заключения можно посмотреть здесь.

    В некоторых ситуациях эксперт не имеет возможности дать полноценную оценку результатов исследования. Чаще всего это происходит из-за неполноты предоставленных сведений или плохого качества материалов. В таких случаях специалист путем составления заявления объясняет причины отказа от выдачи заключения.

    При необходимости – по желанию следователя, судьи, потерпевшего или обвиняемого – эксперт может быть вызван в суд для пояснения результатов АТЭ.

    Если выполненная проверка не полностью прояснила ситуацию, назначается дополнительная либо повторная. Требовать новую АТЭ может обвиняемый или потерпевший, а также их представители.

    Полезные советы

    Вот несколько важных советов, которые способны помочь вам:

    1. Выбирайте квалифицированного сертифицированного эксперта.
    2. Присутствуйте во время экспертизы.
    3. Тщательно продумывайте вопросы для изучения.
    4. Внимательно знакомьтесь с экспертным заключением.
    5. Помните о своем праве ходатайствовать о проведении дополнительного или повторного исследования.

    Автотехническая экспертиза дает ответы на многие вопросы, возникающие по результатам ДТП. Но чтобы заключение было принято во внимание уполномоченными органами и имело достоверные результаты, подготовка к ней и сам процесс должны быть выполнены очень качественно.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector