0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем нужна гильзовка блока цилиндров

Гильзовка блока цилиндров

Для чего выполняется гильзовка блока?

Состав работ при капитальном ремонте двигателя автомобиля определяется характером дефектов цилиндров и включает соответствующие технологические операции для их устранения. В зависимости от неисправности выполняется расточка или гильзовка блока. При проведении расточки со стенок цилиндра срезается слой металла, чтобы восстановить требуемые параметры стенок. Затем в цилиндр устанавливают поршень соответствующего ремонта с поршневыми кольцами. Гильзовка же проводится в случаях обнаружения дефектов, параметры которых не дают возможности устранить неисправность с помощью расточки даже до последнего ремонтного размера.

Гильзование БЦ выполняется также для цилиндров, которые до этого уже растачивались до максимального ремразмера.

Что такое гильза блока?

Гильза представляет собой вставку в блок цилиндра двигателя, которая выступает в роли стенок цилиндра, обеспечивая поршню возможность движения. Ее объем определяет рабочий объем цилиндра. Технологическую операцию по установке гильзы называют гильзовкой. Эта процедура относится к сложным видам, потому что перед установкой необходимо выполнить ряд подготовительных работ, которые можно качественно провести только на современном специальном оборудовании.

Различают два вида гильз, которые устанавливают на автомобильных моторах:

  • сухие — предназначены для установки в блок цилиндров таким образом, что контакта с охлаждающей жидкостью (ОЖ) не происходит;
  • мокрые — контакт с охлаждающей жидкостью происходит с одной стороны. Для того чтобы не происходило проникновения ОЖ в цилиндр и не допускалось попадания газов из цилиндра в систему охлаждения в «мокрых» гильзах предусмотрены уплотнительные прокладки. Они легче поддаются восстановлению.

К гильзам обоих видов применяется ряд одинаковых требований:

  • высокая коррозиестойкость;
  • способность выдерживать значительные нагрузки, как температурные, так и механические;
  • высокие прочностные характеристики материала изготовления.

Важно! При установке гильз с уплотнительными прокладками места стыковки блока со втулкой должны иметь необходимые характеристики.

При выборе гильзы обязательно учитывается толщина стенок цилиндра, а также форма, которую цилиндр приобрел в процессе эксплуатации (конусная или эллипса). Обязательно нужно принимать во внимание наличие/отсутствие допуска под дополнительную расточку гильзы.

Что включает гильзовка блока?

Восстановление работоспособности блока цилиндров методом гильзовки применимо для любого мотора. Некоторые двигатели выходят с завода с уже гильзованными блоками цилиндров. Такие БЦ обычно выпускаются с «мокрыми» гильзами, поэтому при ремонте нужно просто заменить дефектную втулку. Если сравнивать этот ремонт с другими видами гильзовки, то он относится к достаточно простым: подбираются нужные ремонтные гильзы, установка может выполняться вручную. Как правило, замене подлежат только изношенные гильзы, потому что нет необходимости менять все втулки. Предварительно состояние гильз проверяют с помощью нутромера, после этого принимается решение о замене.

Сложнее выполнить эту операцию в негильзованных БЦ, в которых предусмотрена установка «сухих» гильз. Для чугунных блоков используют гильзы, изготовленные из легированного чугуна, а для алюминиевых — из сплавов алюминия. При этом втулки могут изготавливать по различной технологии ― необходимые добавки включаются в состав сплава для производства гильзы или на стенки цилиндров наносится покрытие с требуемыми свойствами.

Предварительно мастер возвращает правильную геометрию посадочным гнездам под втулки. Для этого перед запрессовкой втулок выполняется расточка цилиндров. Важно помнить, что при выполнении этой операции нельзя допускать каких-либо отклонений. Например, появившийся в посадочном гнезде эллипс приведет к появлению этого дефекта на поверхности втулки. Без устранения первоначального дефекта невозможно обеспечить нормальную работу поршней и колец в загильзованном цилиндре.

Для установки «сухих» гильз применяют метод горячего гильзования:

  • блок цилиндров нагревают до 150°С;
  • гильзу опускают в жидкий азот для охлаждения;
  • потом она обрабатывается средством, которое не позволит возникнуть конденсату при установке охлажденной гильзы в нагретый БЦ;
  • гильза устанавливается в посадочное гнездо.

При таком способе гильзовки обеспечивается необходимая плотность посадки втулки и нужный натяг в месте соприкосновения блока цилиндров и гильзы. Установка гильзы выполняется достаточно просто ― втулка устанавливается в посадочном гнезде под собственным весом. В некоторых случаях нужно слегка постучать по втулке молотком.

Метод запрессовки применяют при установке гильз в алюминиевый БЦ без предварительной расточки. Предварительно для этого в посадочное гнездо до запрессовки гильзы в блок наносится герметик.

При условии правильного выполнения всех действий и достижения требуемых параметров отремонтированный двигатель с загильзованным БЦ обеспечит возможность эксплуатации мотора еще не менее 100.000 км пробега. Важно только помнить, что такой пробег возможен лишь при условии своевременного технического обслуживания и эксплуатации ДВС.

Особенности по гильзовке блока цилиндров

Необходимо учитывать материал, из которого изготовлен блок цилиндров (алюминий или чугун), а также вид изделия ― с гильзой или цельный. В некоторые алюминиевые блоки цилиндров нельзя устанавливать поршни ремонтного размера. Особенность цельных БЦ, изготовленных из чугуна, ― нанесение хона на стенки цилиндров. Достаточно редко можно встретить моторы с установкой стальных гильз в чугунном БЦ. Алюминиевые блоки цилиндров обычно выпускаются с гильзами, варианты цельнолитых БЦ встречаются значительно реже.

Сегодня автопроизводители отдают предпочтение блоку цилиндров из алюминия с установленными «сухими» гильзами. На стенки гильз наносится специальное покрытие для улучшения прочностных характеристик и износостойкости втулки. Взаимодействие поршня и поршневых колец происходит именно со стенками гильзы. Выпускаются БЦ из алюминия с возможностью применения ремонтных поршней и гильзовкой.

Существует вариант блока цилиндров из алюминия, в который при ремонте нельзя поставить поршни и кольца увеличенного размера. Деталей для таких ремонтных работ изготовители просто не выпускают. Однако блоки цилиндров этого типа также гильзуют. Следует помнить, что проблемы обычно возникают при установке гильз в алюминиевые БЦ, а с блоками из чугуна сложностей нет.

Первая проблема связана с очень значительной стоимостью оригинальных гильз для двигателей с предусмотренной изготовителем возможностью гильзования. Это делает экономически бессмысленным гильзование БЦ втулками из алюминия всего блока. Прибегать к такому способу целесообразно при установке одной гильзы.

В качестве альтернативного решения применяют установку втулок из чугуна в алюминиевые БЦ. Такой метод достаточно успешно используют мастера в России и других бывших советских республиках. При выполнении ремонтных работ необходимо обеспечит правильный натяг между втулкой и БЦ. До установки гильзы требуется выполнить комплексные замеры. Особое внимание надо обратить на подбор тепловых зазоров и обеспечение нужного отвода тепла.

Необходимо учитывать нюансы, возникающие при установке гильзы в один цилиндр. Такая операция может привести к нарушению геометрии соседнего цилиндра. Специалисты также оценивают возможность использования метода запрессовки или свободной посадки. При свободной посадке охлажденная гильза устанавливается в нагретый блок цилиндров. При этом способе установки нужно использовать герметик.

В нашу компанию вы можете обратиться за гильзовкой блока цилиндров.

Что такое гильзовка блока цилиндров двигателя — описание, особенности и рекомендации

Какими бы надежными ни были двигатели внутреннего сгорания, рано или поздно их ресурс подходит к концу. Особенно это касается ДВС старых автомобилей ВАЗ. Гильзовка блока цилиндров – одна из частых операций, которая производится в ходе капитального ремонта двигателя. В чему суть данной технологии, что она дает и как делается? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

О гильзе

Это неотъемлемая составляющая любого двигателя внутреннего сгорания с чугунным или алюминиевым блоком. Гильза является съемной втулкой, что устанавливается в блок цилиндров. Она выполняет роль стенок, в которых двигается поршень.

Разновидности

Существует несколько типов гильз:

  • Сухие.
  • Мокрые.

Первый устанавливается в блок двигателя, который не имеет контакта с охлаждающей жидкостью.

Основные требования к гильзам:

  • Стойкость к механическим нагрузкам и ударам.
  • Устойчивость к перепадам температур.
  • Коррозионная защита.

При подборе данных элементов, обращают внимание на толщину стенок цилиндров, их эллипсность и конусность. Учитываются допуски под расточку гильзы после ее установки в двигатель.

Характеристика работ

Что это за операция? Гильзовка блока цилиндров – это комплект работ при капитальном ремонте, который подразумевает устранение дефектов ДВС, что образовались в процессе его эксплуатации. Еще один схожий вид работ — расточка цилиндров.

В каких случаях применяется?

Гильзовка блока цилиндров используется в тех случаях, когда глубина дефектов стенок не позволяет произвести расточку. То есть, повреждения настолько велики, что их невозможно подогнать под последний ремонтный размер. Некоторые двигатели изначально не предназначены для установки поршней ремонтного размера. В таком случае блок восстанавливается путем гильзовки.

Почему появляются задиры?

Причин этому явлению несколько:

  • Естественный износ. В данном случае задиры возникают не раньше, чем через 200 тысяч километров. Нередки случаи, когда дефекты отсутствовали спустя 500 и более тысяч километров.
  • Несвоевременная замена масла или езда с низким уровнем. В результате, теряется эластичность пленки и двигатель работает «на сухую». Кольца трутся о поверхность стенок, образовывая задиры. Специалисты рекомендуют производить замену масла каждые 10 тысяч километров.
  • Нарушение температурного режима двигателя. Это может спровоцировать не только царапины на стенках цилиндров, но и дефекты головки блока.
  • Проникновение в камеру инородных предметов. Это может быть пыль от грязного воздушного фильтра. Иногда — металлическая стружка от забитого масляного фильтра. Чтобы не допустить этого, меняйте данные расходники раз на 10 тысяч километров.
  • Использование топлива с ненадлежащим октановым числом. Может повлечь за собой детонацию, задиры и прогар клапанов.

Особенности

Процедура замены мокрых гильз на порядок проще, нежели сухих. Не обязательно менять все элементы. Достаточно заменить лишь одну поврежденную гильзу. Количество изношенных гильз и их состояние определяется нутромером.

Что касается типа материала, здесь есть свои отличия. Так, гильзовка чугунного блока цилиндров выполняется втулками из легированного чугуна. Но постепенно производители переходят на алюминиевые блоки. Ярким примером тому служит «Фольксваген» и «Шкода». Гильзовка алюминиевого блока цилиндров производится втулками на основе данного металла с добавлением дополнительных компонентов. Это позволяет создать устойчивое покрытие на стенках.

Далее переходят к гильзовке блока цилиндров. Операция выполняется «на горячую», в несколько этапов. Сначала блок цилиндров нагревают до температуры 150-160 градусов Цельсия. Затем берут гильзу и охлаждают ее. Элемент обрабатывают в жидком азоте при температуре -195 градусов. На следующем этапе гильзу покрывают спецсредством, которое не позволит конденсату образовываться на стенках. После этого охлажденную втулку помещают в горячий блок. За счет разницы температур, втулка идеально входит в свое посадочное гнездо.

Данный метод гильзовки блока цилиндров является самым быстрым и оптимальным по качеству. В результате работ удается достичь высокой плотности посадки и нужного натяга в месте соприкосновения втулки с блоком.

Альтернативная технология

Вышеописанный метод подразумевает предварительную расточку блока. Но существуют блоки (это касается алюминиевых), которые не растачиваются перед установкой гильз. Как поступают в таком случае? Гильзовка блока цилиндров сопровождается нанесением герметика в посадочное гнездо.

Сколько стоит?

Цена гильзовки блока цилиндров может существенно отличаться. Обычно в эту стоимость включают работы по расточке с хонингованием цилиндров. Так, для автомобилей марки ВАЗ весь комплект работ стоит 5 тысяч 300 рублей без учета самих втулок.

Где производится гильзовка блока цилиндров? СПб и Москва – не единственные города, в которых предлагается данная услуга. Найти хорошего мастера по гильзовке можно и в гораздо меньших населенных пунктах.

Хонингование

Ранее мы упомянули о такой процедуре, как хонинговка. Эта операция призвана уменьшить шероховатость стенок цилиндров. Благодаря хонингованию улучшается приработка поршневых колец и увеличивается ресурс отремонтированного двигателя.

  • Черновая обработка цилиндров. В данном случае мастер использует крупный абразив.
  • Финишная обработка. В ходе операции используется мелкозернистый абразив, что дает возможность получить высокую точность обработки. В качестве абразива применяются керамические или алмазные бруски. Последние отличаются высокой надежностью и долговечностью. Поэтому обработка керамическими брусками уходит в прошлое.
  • Мойка двигателя. В ходе этого этапа удаляются остатки полировочной пасты и металлическая стружка. Не заржавеет ли металл? Все элементы ДВС выполнены из высокостойких к коррозии сплавов.
  • Финишная чистка. Используется не всеми мастерами, но позволяет удалить старые впадины и углы, что образовались в процессе хонингования. Так достигается высокая гладкость поверхности цилиндров.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое гильзовка блока цилиндров двигателя и по какой технологии она производится. Расточка блока – не обязательная мера. Но благодаря ей можно идеально подогнать втулку по размерам. Поэтому многие мастера осуществляют расточку, хонингование и гильзовку в комплексе.

Гильзовка цилиндров

  • Гильза цилиндра: что это такое?
  • Когда нужна гильзовка блока?
  • Как осуществляется гильзовка?
  • Метод горячего гильзования
  • Метод запрессовки
  • Расточка: для чего нужна и когда применяется

В переводе с немецкого «гильза» означает «корпус» или «оболочка». Применительно к блоку цилиндров речь идет о съемной трубке из металла — в ней происходит перемещение поршня. Именно этой трубкой и определяется объем цилиндров ДВС. Всего есть 2 разновидности гильз: «мокрые» (пригодные для ремонта) и «сухие».

Гильза цилиндра: что это такое?

Гильза цилиндра — съемная деталь. Вставляется она прямо в блок цилиндров (БЦ) двигателя. Проще говоря, гильза — это стенка цилиндра. В ней происходит движение поршня. Объем гильзы прямо пропорционален объему цилиндра. Монтаж гильз в БЦ называют гильзированием. Перед гильзированием проводят ряд действий подготовительного характера, ведь эта процедура довольно сложная и трудоёмкая.

«Сухая» гильза — вставка в БЦ, которая при работе мотора не контактирует с рабочей жидкостью. «Мокрые» гильзы контактируют с ОЖ, поэтому имеют прокладки, выполняющие роль уплотнителей. Прокладки не позволяют попадать рабочей жидкости в цилиндры. Еще одно их предназначение — предотвращение проникновения газов из цилиндров в охлаждающую систему.

Втулки БЦ должны отвечать таким условиям:

  • повышенная устойчивость к коррозии;
  • способность выдерживать повышенные температуры, механические нагрузки;
  • долговечность и прочность.

Покупая гильзу с уплотнителем, следует смотреть на конусность детали и толщину ее стенок. А еще при выборе следует учитывать, что не все изделия можно подвергнуть расточке после монтажа.

Когда нужна гильзовка блока?

На автомобилях стоят гильзы разных типов — поэтому и обслуживать БЦ приходится по-разному. Гильзовку цилиндров выполняют в соответствии с рекомендациями производителя относительно сроков проведения процедуры. Такую информацию можно найти в сервисной книжке автомобиля.

Также гильзовка нужна, когда цилиндры вышли из строя или их стенки сильно износились. Конечно, можно сначала попробовать провести расточку цилиндров, но если стенки имеют дефекты, устранить которые при помощи расточки не получается — тогда выход только один.

Гильзирование считают капитальным ремонтом, поэтому процедуру лучше доверить мастерам автосервиса. В цилиндры некоторых двигателей нельзя поставить поршни ремонтных размеров — здесь восстановление происходит также при помощи гильзонирования.

Как осуществляется гильзовка?

Ее можно проводить на двигателе любого типа. БЦ может быть гильзонирован уже с завода. В этом случае используется «мокрая» гильза, а сносившиеся элементы просто меняют на другие. Такой ремонт не сложен — нужно только приготовить новые гильзы и поставить их на место старых. При диагностике можно обнаружить, что менять все гильзы не нужно — достаточно одного изношенного компонента. Для проверки используют нутромер.

Читать еще:  Всесезонные шины — достоинства и недостатки

Процедура сложнее, когда используется «сухая» гильза. Если речь идет о чугунных блоках, то и втулки в них должны быть чугунными (из легированного чугуна). Алюминиевые втулки вставляют в блоки из сплавов алюминия. Выбор способа установки зависит от типа гильз — это может быть запрессовка или горячее гильзование.

Предварительно нужно выполнить такие работы:

  • Расточить цилиндр, если только он не сделан из галникала. Стоит проверить форму паза.
  • Сделать хонингование пазов.

Метод горячего гильзования

Этот способ применяется в случае с сухими гильзами. БЦ нагреваем до 150 градусов. Гильзу охлаждаем при помощи жидкого азота, затем обрабатываем препаратом, который используют для предотвращения образования конденсата, когда холодная втулка вставляется в нагретый блок. Наконец, ставим втулки.

Гильзовка блока этим методом считается эффективной, ведь гильза садится плотно, в месте ее касания с блоком создается необходимое натяжение. Втулка под своим весом легко помещается в гнездо. Лишь в некоторых случаях ей приходится «помогать», слегка постучав по ней тяжелым предметом.

Метод запрессовки

Запрессовывание делают, когда блок не был предварительно расточен. Основное отличие от первого метода — в том, что в посадочное место напыляется герметик. Но прежде блок разогревается до значительной температуры, а втулка наоборот охлаждается — жидким азотом. Производится напыление герметика, и затем запрессовка втулки.

Мы не рекомендуем использовать этот метод, если речь идет о сухих гильзах, ведь допустимое натяжение не должно быть выше 0,05 мм. Есть риск, что запрессовка изменит форму гильзы, поэтому ее толщина доходит до 4 мм. Даже если искажения формы гильзы не произошло, оно может произойти позже при эксплуатации автомобиля из-за присутствия внутри остаточного напряжения.

Расточка: для чего нужна и когда применяется

Расточка позволяет восстановить геометрию. С ее помощью достигается оптимальное расстояние между поршнем и цилиндром. После выхода цилиндра из строя его подвергают растачиванию. Часто этого достаточно, чтобы мотор опять заработал нормально.

Реабилитация нужна, если размер поршневого кольца изменился. Даже если изменение составляет несколько сотых миллиметра, восстановление лучше провести. Если размеры изменились в месте касания цилиндров с поршневой юбкой, критическим считается отклонение в 3/10 мм. «На глаз» такое изменение определить не получится, поэтому во время диагностики используют специальный инструмент.

Самым опасным считают дефект в форме ступеньки. В этом случае ускоряется износ поршневой системы, во время ее работы слышится сильный шум, напоминающий стук. Двигатель вибрирует, нарушается компрессия. Топливо начинает расходоваться быстрее. Поршневые кольца могут просто развалиться, и тогда стенки цилиндра будут повреждены настолько, что им уже не поможет шлифовка. Цилиндр придется менять.

Для расточки нужен станок с вертикальной подачей. Основная задача мастера — восстановление цилиндрической формы и удаление конусности. Перед работой делают калибровку станка.

Если гильзовку блока провести качественно, с полным соблюдением технологии, двигатель будет без проблем работать в течение 150 000-200 000 км пробега. Если процедуру не провести вовремя, автомобилю может потребоваться капитальный ремонт.

Гильзование блока цилиндров

При ремонте блоков цилиндров двигателей наряду с расточкой и хонингованием довольно часто применяют установку гильз. Однако при выборе того или иного способа ремонта часто приходится учитывать не только технологические возможности авторемонтного предприятия, но и экономические факторы. Принимая во внимание, что стоимость нового блока довольно значительная (особенно для иномарок), в большинстве случаев лучше ремонт, чем покупка нового блока. Именно по этой причине гильзование, как правило, не имеет альтернативы.

Восстановление поверхности цилиндра с помощью ремонтной втулки (гильзы) обычно выполняется, когда на цилиндре образовались трещины или пробоины при разрушении поршня или обрыве шатуна. Иногда на поверхности цилиндра обнаруживается такой глубокий задир, что он не может быть устранен расточкой (не хватает ремонтного увеличения диаметра поршней). Без гильзования также не обойтись, если изношенный блок цилиндров уже был расточен в последний ремонтный размер.

Гильзование как обычная технологическая операция часто используется на целом ряде моторов, имеющих подобные гильзы в стандартном заводском исполнении (в основном это дизели с тонкостенными «сухими» гильзами из специальных износостойких чу- гунов). Многие иностранные фирмы допускают установку гильз при ремонте своих моторов и имеют в своей производственной программе довольно большую номенклатуру ремонтных гильз.

Успех гильзования зависит от целого ряда факторов, в том числе применяемого оборудования, технологии, качества самих гильз и в конечном счете от квалификации специалиста-ремонтника. Ввиду того что ремонтные гильзы могут иметь материал, отличный от материала цельнолитого блока цилиндров, то, если есть возможность расточить цилиндр в ремонтный размер, лучше все же этим и ограничиться, чтобы нечаянно не снизить долговечность отремонтированного двигателя.

Приступая к технологическому процессу гильзования, необходимо прежде всего обратить внимание на качество самих гильз.

К гильзам предъявляются следующие жесткие требования:

  • • их наружная поверхность должна быть достаточно гладкой, лучше всего — шлифованной;
  • • отклонения формы отверстия (конусность и эллипсность) не должны превышать 0,02 мм, а разностенность быть не более 0,1 мм;
  • • размеры гильз должны быть такими, чтобы припуск на последующую расточку под поршень был в пределах 0,3. 0,5 мм, а минимальная толщина стенки в окончательном виде (после запрессовки и расточки) была не менее 1,5 мм. В некоторых случаях толщину стенки можно увеличить до 2,5. 3,0 мм (когда в стенке цилиндра имеется трещина или пробоина);
  • • гильзы не должны иметь сколов и трещин.

Большое значение имеет натяг, с которым гильза будет установлена в блок. Обычно чугунные блоки цилиндров используются с натягом 0,05. 0,07 мм, который обеспечивает надежную посадку гильзы и приемлемые напряжения в ней и блоке после запрессовки.

Для ремонта цельноалюминиевых блоков иностранные фирмы рекомендуют использовать алюминиевые же гильзы. Тогда из-за равенства коэффициентов температурного расширения материалов гильзы и блока натяг можно уменьшить до 0,02. 0,03 мм.

Отечественная ремонтная практика показала, что цельноалюминиевые блоки можно гильзовать «чугуном» точно так же, как и обычные чугунные. Важно только обеспечить натяг гильзы в блоке ближе к верхнему пределу, так как алюминиевый сплав блока при нагреве во время работы двигателя расширяется заметно сильнее чугуна гильзы и гильза в таких условиях не должна потерять натяг. Такой способ позволяет без заметного ущерба для ресурса двигателя значительно снизить стоимость ремонта.

В процессе гильзования следует обратить особое внимание на операцию растачивания гнезд под гильзы в блоке. Необходимо обеспечить их перпендикулярность к оси коленчатого вала или, по крайней мере, соосность с поверхностью каждого ремонтируемого цилиндра. Допустимые эллипсность и конусность гнезда не превышают предела, указанного для самой гильзы, — 0,02 мм. Необходимо также обратить внимание на шероховатость поверхности: чем более гладкой она будет, тем лучше тепловой контакт гильзы с блоком и тем надежнее будет охлаждаться поршень в цилиндре. Расточка гнезд под гильзы выполняется на вертикально-расточном станке, как и традиционная расточка цилиндров.

В случае «перегильзования» блока при замене уже установленных «сухих» гильз старые гильзы проще всего удалить растачиванием на вертикально-расточном станке: когда толщина стенки старой гильзы станет меньше 0,2. 0,3 мм, натяг ослабнет и гильза провернется в блоке «от резца». При этом удается сохранить неповрежденным старое гнездо, что особенно важно для тех моторов, у которых «сухие» гильзы входят в комплект поршневой группы.

Перед установкой гильзы в блок проверяют состояние уплотнительных колец и нижних посадочных мест под гильзу в блоке цилиндров. Как правило, резиновые уплотнения заменяют новыми. Запрессовывают гильзы в блок легкими ударами молотка с применением ступенчатой оправки.

Важным моментом в технологии гильзования является фиксация гильзы в осевом направлении, которая осуществляется обычно двумя способами — «с буртом» или «в упор». На некоторых дизельных двигателях применяют «заводские» гильзы и без осевой фиксации, которые удерживаются в блоке только за счет сил трения при посадке в блоке с натягом. Натяг здесь много больше — 0,10. 0,15 мм, а установка такой гильзы довольно затруднительна.

При способе фиксации «с буртом» на гильзе сверху делается упорный бурт, а на верхней части гнезда — ответная выточка, препятствующая проваливанию гильзы ниже верхней плоскости блока. Основное преимущество такой схемы заключается в возможности более точно выполнить отверстие гнезда в блоке и даже отхонинговать его для обеспечения высокого качества поверхности. Поэтому при этом способе целесообразно сначала изготовить гильзу, а по ней далее расточить и отхонинговать гнездо. Недостаток этой схемы — более сложная гильза.

Гильзу можно значительно упростить, если использовать способ «в упор». Однако в этом случае усложняется обработка отверстия в блоке — его необходимо точно растачивать, причем не только по диаметру, но и по длине. В этой схеме имеется еще один недостаток. Если цилиндр после гильзования будет иметь размер, равный прежнему или меньший, фактическая его длина уменьшится на величину пояска, расположенного ниже упора гильзы (обычно это 4. 6 мм). На стыке гильзы с упором в этом случае образуется острая кромка, способная подрезать юбку поршня. Поэтому второй способ гильзования лучше не применять.

Значительные трудности могут возникать и при установке гильзы в блок цилиндров. Лучше всего это сделать, обеспечив разность температур деталей, — гильзу охладить, а блок нагреть. В этом случае вместо натяга получается зазор, обеспечивающий легкое провалива- ние гильзы в блок.

Однако создать разность температур не так просто — необходимы жидкий азот или углекислый газ для охлаждения гильзы и специальная печь для нагревадо 150. 180°С блока. Поэтому при небольших натягах порядка 0,05 мм гильзу можно устанавливать «вхолодную» на прессе.

Следует иметь в виду, что такой способ совершенно не годится для установки алюминиевых гильз в алюминиевый блок из-за «схватывания» и задира поверхностей. В этом случае создание разности температур деталей (притом — немалой) просто обязательно. Аналогично и при установке в алюминиевые блоки чугунных гильз без нагрева тоже не обойтись, так как мягкий алюминиевый сплав при запрессовке деформируется и от заданного натяга может остаться едва ли не 0,03 мм. Лучше всего, когда после запрессовки гильзы будут на 0,065. 0,165 мм выступать над плоскостью блока. Для измерения выступания гильзы над поверхностью блока цилиндров используется специальное индикаторное приспособление, которое крепится на шпильки блока цилиндров. С целью надежного прижатия гильзы к блоку цилиндров применяется винтовой съемник и призма, упирающаяся в гильзу. Для выравнивания привалочной плоскости блока можно использовать фрезерный или плоскошлифовальный станок. Затем следует обработать цилиндры в окончательный размер хонингованием, обеспечив требуемый зазор между поршнем и цилиндром.

Расточка блока цилиндров и гильзовка

Расточка блока цилиндров – задача, с которой могут столкнуться владельцы автомобилей, как при желании увеличить мощность двигателя, так и при восстановлении мотора. Сам по себе процесс расточки блока цилиндров довольно простой, и он представляет собой физическую сточку стенок цилиндров двигателя с целью увеличения их объема и восстановления идеальной формы. Несмотря на то, что звучит это достаточно просто, на деле расточка двигателя – это крайне сложный процесс, имеющий массу нюансов. На них мы и обратим внимание в рамках данной статьи, подробно рассмотрев вопрос.

Зачем нужно растачивать блок цилиндров

В настоящее время расточка блока цилиндров делается чаще из желания увеличить мощность двигателя, тогда как раньше к подобным работам приступали чаще с целью ремонта силового агрегата.

Как известно, в процессе работы все элементы мотора испытывают серьезные нагрузки. Особенно это касается цилиндров и поршней. В процессе работы поршень постоянно трется о стенки цилиндра с огромной скоростью. Несмотря на то, что стенки цилиндров выполнены из прочной стали, она все равно стирается в процессе работы поршней, а сам цилиндр деформируется, переставая быть идеальной округлой формы. Из-за изменения формы цилиндров в сторону овала, ухудшается прилегание поршневых колец, вследствие чего при детонации топливовоздушной смеси отработавшие газы попадают в картер, как и сама горючая смесь. Отсюда сразу начинает снижаться общая мощность двигателя, а мотор начинает активно потреблять масло.

Важно: Основным симптомом, указывающим на «овализацию» цилиндров и попадание отработавших газов в картер, является сизый дым из выхлопной трубы в процессе работы двигателя. Также данный симптом характерен при залегании компрессионных колец.

Причиной того, что раньше более часто к расточке блока цилиндров прибегали при необходимости ремонта, а сейчас из-за тюнинга, кроется в шагнувших вперед технологиях. Дело в том, что до конца 1990-х годов сложно было найти в продаже хорошее масло или охлаждающую жидкость. Вернее, они были хороши для тех времен, тогда как сейчас они значительно лучше и сложнее. Каждое моторное масло – это настоящий «склад химии», равно как и охлаждающая жидкость. Различные присадки позволяют значительно продлить жизнь мотора до капитального ремонта. Если раньше капитальный ремонт двигателя, в том числе и расточка блоков цилиндров по причине их «овализации», мог потребоваться уже через 50-60 тысяч пробега, то сейчас современные моторы при правильном уходе за ними достигают подобного износа к 200-250 тысячам километров пробега.

Если проводится расточка блока цилиндров с целью реанимации двигателя, здесь все довольно просто. На специальных станках избавляются от овальной формы цилиндров, стачивая «лишнее». Далее устанавливаются новые поршни большего размера, и после этого можно проехать на автомобиле еще десятки тысяч километров.

Если же проводится расточка блока цилиндров с целью тюнинга автомобиля, все проходит точно также, но изначально цилиндры имеют правильную форму, соответственно, можно выбрать степень, до которой они будут растачиваться, поскольку здесь нет необходимости избавляться от «овализации». Расточив цилиндры и установив поршни большего размера, можно добиться увеличение мощности. Это происходит, поскольку, чем больше поршень, тем больше топливовоздушной смеси удастся засосать, а чем больше сгорит топлива в процессе работы, тем больше давление при воспламенении на поршень и отсюда возникает увеличение мощности.

Все ли моторы подаются расточке

Расточка блока цилиндров – это стрессовая ситуация для двигателя, и выдержать ее может далеко не каждый мотор. Решающим фактором в вопросе «Можно ли растачивать блок цилиндров?» является материал, из которого он изготовлен.

Читать еще:  Самые продаваемые кроссоверы в России за 2016 год

Чугун. Идеальный материал для расточки. Он недорогой и крайне прочный, что важно при расточке. Мастерам достаточно будет выточить цилиндры до требуемого размера, после этого установить поршни подходящего размера, и на этом можно считать тюнинг или ремонт завершенным. Но нельзя забывать и о минусах чугуна – он очень тяжелый, плохо отводит тепло и велик риск возникновения коррозии.

Алюминий. В отличие от чугуна, алюминий гораздо легче и менее подвержен коррозии. Его часто применяют в качестве материала для блока цилиндров. При этом мастера называют такие блоки «одноразовыми». Иначе говоря, из-за мягкости алюминия мало кто решается взяться за его расточку. Дело в том, что когда на заводе отливается блок цилиндров из алюминия, внутри цилиндры покрываются специальным налетом, призванным защитить их от излишнего износа. Соответственно, если растачивать алюминиевый блок цилиндров, потребуется также покрыть внутри цилиндры этим самым налетом, что дорогостояще. Но здесь есть выход – установка специальных гильз, что тоже имеет массу нюансов, и мы поговорим подробнее об этом чуть ниже.

Как выполняется расточка блока цилиндров

Определившись с базовыми принципами расточки и некоторыми нюансами двигателей, которые могут быть подвергнуты процедуре, перейдет непосредственно к рассмотрению того, как выполняется расточка блока цилиндров. Можно выделить несколько шагов данной процедуры:

  1. Необходимо полностью разобрать двигатель и достать блок цилиндров;
  2. Далее блок цилиндров крепится на станину специального станка, при этом очень важно закрепить его по уровню;
  3. В ситуации, когда к расточке блока цилиндров пришлось прибегнуть из-за «овализации» цилиндров, потребуется сперва выполнить все необходимые измерения с помощью микрометрических приборов, чтобы определить, насколько много металла с какой стороны придется снимать;
  4. Далее на станке начинаются работы. Здесь очень важно, чтобы работы проводил квалифицированный мастер с хорошим оборудованием. Если станок не может держать требуемый размер, результаты для блока цилиндров могут быть плачевными;

  • Заключительным этапом является хонингование внутренних стенок цилиндра или «нанесение зеркала». Оба способа приемлемы, и каждый мастер выбирает более удобный для него вариант.
  • После этого двигатель собирается и устанавливается на автомобиль.
  • Как можно видеть, процесс довольно простой. Но в описанной выше процедуре не затронут вариант с гильзовкой блока цилиндров. С ним все становится несколько сложнее.

    Что такое гильзовка блока цилиндров

    В ситуации, когда просто расточить блок цилиндров нельзя по конструктивным причинам, может потребоваться выполнение гильзовки. Под гильзовкой понимается установка непосредственно в цилиндр полой гильзы, которая чаще всего выполняется из чугуна. Такая гильза имеет округлую форму и, по сути, она будет взаимодействовать с поршнем при работе мотора.

    Во время гильзовки блока цилиндров специальная гильза запрессовывается внутрь под температурой, чтобы она держалась максимально крепко. Во время работы гильза берет весь удар на себя, в чем и состоит смысл ее использования. Соответственно, когда ее ресурс работы подойдет к концу, гильзу можно будет просто достать и на ее место поставить новую. Правда, скорее всего, к этому моменту потребуется заменить и поршни с кольцами.

    Стоит отметить: Чаще всего подобные гильзы выполняются из легированного серого чугуна, даже если сам блок цилиндров алюминиевый. Но бывают исключения. В некоторых ситуациях специалисты не рекомендуют устанавливать чугунные гильзы в алюминиевый блок цилиндров.

    Зачем нужна гильзовка блока цилиндров

    “Гильзовка блока цилиндров цена” — один из самых популярных запросов в поисковых системах! У нас она достаточно демократична и начинается от 2500 тысяч рублей за 1 цилиндр.

    Что представляет собой процесс гильзовки алюминиевого блока двигателя — это установка внутренней оболочки цилиндра (Гильзы) под стандартный размер поршня.

    1. На первом этапе блок двигателя выставляется на станке — и вымеряется по горизонтальной плоскости с отклонением не более 0.02 мм.

    2. Следующим шагом является расточка блока цилиндров или вырезание старой гильзы (высверливание).

    3. Промеряется размер посадочного отверстия гильзы в блоке и диаметр, а так же длина устанавливаемой гильзы.

    4. Потом мы приступаем к установке гильзы в блок.

    5. Пятый этап — это расточка гильзы под размер нового поршня с допуском на тепловой зазор.

    6. Обязательно проводим процесс хонинговки (хонингование) новых гильз, что положительно скажется на приработке новых поршневых колец и самих поршней, для уменьшения шероховатости стенок цилиндров.

    7. Заключительным процессом гильзовки блока цилиндров — является шлифовка привалочной плоскости блока цилиндров.

    Мы осуществляем гильзовку блока цилиндров как с мокрыми так и сухими гильзами, высокое качество устанавливаемых нами гильз, такие как, высокая износостойкость, минимальная эллипсность которая не превышает 0.02 мм, а разность толщины стенки не превышает 0.01 мм. Сроки выполнения гильзовки блока бензинового двигателя, как правило, зависит от загруженности цеха по гильзовке, но не превышает 3-4 дней.

    Гильзовка блока двигателей Инфинити VK56 VQ40 VQ35 VK50VE VQ25 выполняется на современном высокоточном оборудовании. Так же Мы выполняем и другие работы по ремонту двигателей Infiniti.

    Двигатели Мерседес Рабочим объемом: 2.5 3.0 3.5 4.7 5.5 6.3 с маркировками M272 M273 M276 M278 и флагманская модель V12 S600 M275 при относительно небольшом пробеге, наблюдается разрушение стенок цилиндров и появление задира на стенках цилиндров и как следствие сизый дым из выхлопной трубы. Процесс гильзовки двигателя M272 V6 и M273 V8 достаточно прост и не трудоёмок, а по времени занимает не более 1 дня. Топовые двигатели Мерседес M278 4.7 и 5.5 литра, а так же M275 V12 страдают такими же проблемами, как и их младшие собратья, однако турбированные версии этих двигателей более высоко нагружены, что приводит к более быстрому появлению выработки на стенках цилиндров. Гильзовка блока Мерседес выполняется с гарантией на опрессовку, с соблюдением всех тепловых зазоров и заводского хонингования.

    Мы работаем со всеми регионами России и СНГ и сотрудничаем практически со всеми транспортными компаниями — Вы всегда сможете отправить двигатель в гильзовку к нам в Москву. Возможна оплата, как с НДС, так и без.

    Профессиональная гильзовка двигателя Камминз. Мы используем оригинальные гильзы высокого качества и берем в гильзовку следующие объемы двигателей Cummins: 4.0, 3.9, 5.9, 4.5, 6.7, 8.3, 8.9, 10.8, 15, 19, 23.

    Образование задиров двигателя — это Особенности конструкции двигателей обуславливают возможность образования задиров на зеркале цилиндров двигателя Porsche. При помощи гильзовки блока цилиндров двигателя Порше вы легко устраните глубокие задиры цилиндров 4.5, 4.8, 3.0, 3.6.

    Гильзовка блока БМВ включает все подготовительные работы и разбор двигателя, Мы берем в гильзовку следующие блоки BMW: N63 N42 S65 N57 N52 N62 N55 N20 N54 M62 М57 M67 B38 S85 B48.

    Сколько стоит гильзовка блока цилиндров? — Цена начинается от 2500 рублей за цилиндр и варьируется в зависимости от типа материала вашего блока двигателя «чугун» или «алюминий», а так же от количества цилиндров.

    Устранить недочеты по двигателю Тойота Ленд Крузер 200 4.5, а именно произвести Гильзовку 1VD-FTV индивидуальными гильзами, каждый цилиндр хонингуется под свой поршень.

    Стоимость гильзовки блока двигателя V8 от 30.000 рублей. В группу восьмицилиндровых двигателей входят следующие модели:

    1. Мерседес M113 M156 M278 M273 AMG M119

    2. БМВ S63 N63 N62

    3. Ауди CDR A, CEU A, BAR

    4. Тойота 3UZ 2UZ 1VD FTV

    5. Инфинити Ниссан VK50 VK56

    6. Порше Панамера Кайен 4.5 4.8

    7. Ланд Ровер Рейндж Ровер 4.4 4.2 5.0 Суперчардж

    Гильзовка блока цена зависит от марки и модели автомобиля, Мы выполняем расточку гильзовка блока для следующих автомобилией: Rover (Шкода) (Фольксваген) (Вольво) (Джип) Ровер Seat Kia (Чери) BYD (Грейт Ромео) (Шевроле) Suzuki Mini (Пежо) (Порше) (Бентли) Mazda Chevrolet Romeo (Опель) (СсангЙонг) Lexus Saab H1 Land Cadillac (Киа) Porsche SsangYong Bentley Chrysler (Ситроен) Renault Fiat Citroen Daewoo (Сеат) (Кадиллак) Jeep Subaru (БМВ) (БИД) Audi Hummer Хендай (Ровер) Infiniti Skoda (Тойота) (Дэу) Mercedes Honda Волл) Jaguar (Ягуар) Peugeot Mitsubishi (Хаммер) (Форд) Smart (Акура) (Крайслер) Volkswagen Rover Toyota (Хонда) Альфа (Мини) (Мерседес) (Мицубиси Инфинити) Volvo Daihatsu (Дайхатсу) (Додж) Acura (Субару) (Ниссан) BMW (Ленд Hyundai (Фиат) (Рено) (Сааб) (Смарт) (Лексус) (Сузуки) Opel Ford Nissan Wall Alfa (Ауди) Great Dodge Chery (Мазда).

    «Гильзовка блока Москва» – второй из популярных запросов в поисковых системах — Мы профессионально подходим к всем работам связанным с выполнением подготовительных работ по установке гильзы: расточка блока цилиндров, выставление и центрование алюминиевого блока цилиндров на гильзовочном станке, многоэтапная проверка качества выполнимых работ. Гильзовка алюминиевого блока цилиндров по сложности не отличается от гильзовка чугунного блока, но требует более высокой точности.

    Гильзовка блока Солярис 1.4 1.6 G4FA, G4FC выполняется чугунными или стальными гильзами, большинство двигателей G4KE, G4KD, G4KA, G4NC устанавливаемых на популярные модели Кия и Хендай такие как: Cerato, Optima, Sportage, Sorento, ix35, Sonata, Santa Fe, в результате износа юбки поршня получают и повреждение стенок цилиндра, что необратимо влечет гильзовку блока двигателя в Москве.

    Гильзовка блока цилиндров выполняется на современном оборудовании в короткие сроки от 1 дня с гарантией на все операции.

    Гильзы большинства размеров в наличии! Работаем ежедневно! Звоните!

    Расточка и гильзовка блока цилиндров

    Гильзовка и расточка блока цилиндров двигателя являются операциями, которые осуществляются в рамках выполнения капитального ремонта силового агрегата. Расточка цилиндра представляет собой устранение дефектов и восстановление необходимых параметров применительно к стенкам цилиндра путем снятия слоя металла с указанных стенок. Другими словами, цилиндр растачивается до определенного ремонтного размера, после чего туда устанавливается ремонтный поршень с ремонтными поршневыми кольцами. Гильзование блока цилиндров применяется в том случае, если стенки цилиндра имеют такие дефекты, глубина которых не позволяет устранить повреждения методом расточки цилиндра в последний ремонтный размер.

    Также блок гильзуют тогда, когда цилиндры уже были ранее расточены до максимального ремонтного размера. Отметим, что некоторые двигатели имеют блоки цилиндров, в которые изначально не предусмотрена установка поршней ремонтного размера. В этом случае блок также восстанавливают методом гильзования. Если с расточкой все ясно, то вопрос гильзовки для многих автолюбителей остается не до конца понятным. Далее мы рассмотрим, как осуществляется гильзовка блока цилиндров двигателя, возможна ли гильзовка алюминиевого блока цилиндров, а также что нужно знать в том случае, если планируется гильзовка одного цилиндра.

    Гильза цилиндра: что это такое

    Гильза цилиндра фактически является съемной вставкой в блок цилиндров двигателя. Если иначе, гильза выполняет функцию стенок блока цилиндра, так как именно в ней движется поршень. От объема гильзы напрямую зависит и рабочий объем цилиндра. Установка гильзы в цилиндр называется гильзованием (гильзовкой) блока цилиндров. Сам процесс монтажа такой вставки является сложным, так как требует целого ряда подготовительных работ, а также наличия специального оборудования.

    В списке основных требований к втулкам блока независимо от их типа находятся:

    • стойкость к коррозии;
    • устойчивость к механическим и температурным нагрузкам;
    • прочность материала изготовления;

    Еще для гильз, которые устанавливаются с уплотнителем, необходимо обеспечить нужные характеристики в том месте, где блок цилиндров стыкуется со втулкой. Во время подбора также обращают внимание на форму изделия (эллипсность и конусность), на толщину стенок. Также необходимо учитывать наличие или отсутствие допуска под дополнительную расточку гильзы после установки в блок.

    Как гильзуют блок цилиндров

    Гильзование цилиндров является видом ремонта, который подходит для любого мотора. Как уже было сказано выше, блок цилиндров может быть гильзованным изначально, то есть с завода. Обычно такая конструкция предполагает «мокрую» гильзу и замену изношенных втулок на новые. Такой ремонт не является сложным по сравнению с другими видами гильзования, замену можно осуществить вручную, подобрав готовые ремонтные гильзы. Также не обязательно сразу менять втулки во всех цилиндрах, так как вполне можно заменить только один изношенный элемент. Достаточно проанализировать состояние всех гильз в блоке, промерив их нутромером.

    В других случаях, когда речь идет о «сухой» гильзе для негильзованного блока, задача усложняется. В чугунные блоки устанавливаются втулки из легированного чугуна, для БЦ из алюминиевых сплавов используют гильзы на основе алюминия. В состав сплавов могут также входить различные дополнительные компоненты или же наноситься на стенки отдельно для того, чтобы создать определенное устойчивое покрытие на стенках цилиндров.

    Для запрессовки втулки сначала осуществляется расточка цилиндров, во время которой специалист добивается создания правильной геометрии посадочных гнезд под гильзы. Даже малейшие отклонения от нормы недопустимы, так как, например, эллипс в гнезде после установки проявится и на поверхности самой гильзы. Другими словами, возникнет эллипсность уже загильзованного цилиндра, что не позволит поршню и кольцам нормально работать.

    Сам процесс так называемого горячего гильзования блока цилиндров, который предполагает установку «сухой» гильзы, осуществляется следующим образом:

    • блок цилиндров нагревается до температуры около 150 градусов по Цельсию;
    • гильза перед установкой охлаждается в жидком азоте;
    • затем гильзу обрабатывают специальным средством, которое не позволяет образовываться конденсату во время установки холодной втулки в горячий блок;
    • далее втулку вставляют в посадочное гнездо;

    Такой способ гильзовки блока считается оптимальным по качеству, так как удается достичь плотной посадки и необходимого натяга в том месте, где гильза соприкасается с блоком. Втулка устанавливается легко, то есть заходит в гнездо под собственным весом или монтаж осуществляется легким постукиванием молотка.

    Добавим, что в определенных ситуациях, например, когда алюминиевый блок не растачивается перед установкой втулок, гильзы монтируют при помощи запрессовки. Главным отличием при таком монтаже является то, что в посадочное гнездо предварительно наносится герметик, после чего втулка запрессовывается в блок. Так выглядит процедура гильзования цилиндров в общих чертах. Если все операции были выполнены правильно и достигнуты необходимые параметры, качественно загильзованный блок цилиндров позволит эксплуатировать двигатель минимум 100-150 тыс. км. при условии правильного обслуживания и эксплуатации ДВС.

    Тонкости и нюансы во время гильзовки блока

    Начнем с блоков цилиндров, так как существуют чугунные и алюминиевые изделия, блоки могут быть цельными и с гильзой. Также встречаются БЦ из алюминия, которые не рассчитаны на установку поршней ремонтного размера. В цельных блоках из чугуна стенки цилиндров покрыты хоном. Редким явлением считается ДВС, когда в чугунном блоке дополнительно установлены гильзы из стали. Агрегаты с блоком из алюминия обычно имеют гильзу, намного реже встречаются цельнолитые изделия.

    Читать еще:  Лучшие видеорегистраторы с камерой заднего вида: отзывы владельцев, технические характеристики, цена

    Другой тип блоков из алюминия не предусматривает возможности поставить увеличенные поршни и кольца для ремонта, так как завод изготовитель не выпускает ремонтных деталей. При этом такие блоки также гильзуются. Если с чугунным блоком проблем не возникает, установка втулок в изделия из алюминия имеет ряд сложностей. Прежде всего, использование готовых заводских гильз для моторов, где гильзование допускается заводом, может обойтись очень дорого. Одна втулка имеет среднюю стоимость около 130-150 у.е. Если нужно отремонтировать только один цилиндр, тогда процедура имеет смысл, а вот гильзовать весь блок алюминиевыми гильзами самого завода-изготовителя ДВС получается экономически нецелесообразно.

    Также следует учитывать некоторые особенности, например, при установке втулок только в один или два цилиндра. Если гильзовать один цилиндр, тогда в соседнем будет нарушена геометрия. Не меньше внимания уделяется и способу установки гильзы, так как метод запрессовки не всегда подходит. В таком случае используется способ свободной посадки холодной втулки в предварительно нагретый блок, используется герметик и т.д. Напоследок отметим, что качественный ремонт алюминиевого блока с использованием втулок из чугуна позволяет двигателю пройти около 150 тыс. км.

    Зачем нужна гильзовка блока цилиндров

    Статья о гильзовке блока цилиндров мотора автомобиля — для чего нужна гильзовка, ее виды и проведение работы. В конце статьи — видео про гильзовку.

    Содержание статьи:

    • Что называют гильзой двигателя
    • Эволюция гильзовки на этапе производства двигателя
    • Капитальный ремонт мотора
    • При чём здесь гильзовка
    • Применение гильзовки в процессе ремонта двигателя
    • Замена «мокрых» гильз
    • Замена «сухих» гильз
    • Видео о гильзовке

    Гильзовка цилиндрового блока – это с технологической точки зрения достаточно непростой процесс, в ходе которого в цилиндровый блок устанавливаются гильзы (внутренние оболочки). Данные манипуляции могут производиться как на этапе сборки нового двигателя, так и в процессе выполнения ремонтных работ. Рассмотрим оба случая подробней.

    Что называют гильзой двигателя

    Гильза цилиндрового блока – это цилиндр из металла, представляющий собой внутреннюю оболочку (вставку) блока цилиндра. Различают два типа гильз, применяемых в автомобильных двигателях:

    • «сухие» гильзы – те, которые монтируются в блок цилиндров непосредственно на этапе изготовления нового мотора, и каналы для подачи хладагента в области расположения этой гильзы не предусмотрены;
    • «мокрые» гильзы – те, которые со своей внешней стороны соприкасаются с хладагентом, который циркулирует между гильзой и телом блока.

    Соответственно, гильзовка – это процесс установки гильз в цилиндры двигателя.

    Гильзовка цилиндрового блока может производиться в следующих случаях:

    • на этапе производства двигателя;
    • на этапе ремонта двигателя.

    Эволюция гильзовки на этапе производства двигателя

    Основной причиной, по которой инженеры-конструкторы пришли к решению гильзовать двигатель, была настоятельная потребность снизить его вес. Это стало возможным в тот момент, когда для производства блока цилиндров стали применять не чугун, а алюминий.

    Чугун для производства двигателя хорош своей недорогой себестоимостью и высокой прочностью, но его «минусы» слишком существенны:

    • он втрое тяжелей, чем алюминий;
    • чугун подвержен коррозийным процессам;
    • низкая теплопроводность чугуна требует большего количества охлаждающей жидкости для поддержания нормальных условий эксплуатации.

    Впервые алюминиевые гильзованные двигатели появились в тридцатых годах прошлого века. Устанавливались такие двигатели в основном на спортивные модели машин. В них в алюминиевый цилиндровый блок вставлялись чугунные гильзы «мокрого» типа.

    В начале семидесятых годов на смену «мокрым» гильзам пришли «сухие». Это произошло благодаря появлению новых технологий запрессовки гильз из чугуна в мягкий алюминий. Но идеального результата всё равно не получилось – различные коэффициенты расширения металлов вследствие нагрева узла до рабочих температур приводили к появлению зазора между цилиндром и гильзой. С другой стороны, вес блока был существенно снижен, и это на фоне повышения жёсткости цилиндра.

    Далее технология производства снова изменилась — от запрессовки гильз отказались, заменив её обратной операции: отливки блока вокруг самих гильз. Это открыло эпоху «одноразовых» моторов: согласно технической документации, извлечь вмонтированные таким образом гильзы для замены не представляется возможным, то есть, цилиндровый блок таких моделей официально считается непригодным для проведения ремонтных работ.

    Капитальный ремонт мотора

    В ходе работы двигателя стенки цилиндров получают большую нагрузку от постоянно трущихся поршней. Даже такая прочная сталь, которая идёт на изготовление цилиндров, неизбежно истирается от такого обращения.

    Характер нагрузки на стенки таков, что со временем цилиндры из круглых становятся овальными. Как следствие – поршневые кольца прилегают уже неплотно, формирующиеся отработавшие газы и частично горючая смесь поступают в картер. Следствие – высокое потребление масла, общее понижение мощности мотора.

    «Лечится» овализация цилиндров их расточкой, в ходе которой цилиндры возвращают к их изначальной геометрии, стачивая изнутри «лишнее» с помощью специализированных станков. В расточенный цилиндр устанавливается поршень увеличенного диаметра, и технология работы таким образом восстанавливается.

    Иногда расточка применяется не для ремонта, а для того, чтобы повысить мощность мотора. В этом случае действия производятся аналогичные, с той разницей, что изначально обрабатываемые цилиндры имеют нужное круглое сечение, задача – просто увеличить их внутренний радиус. Большие по диаметру цилиндры могут засасывать больше воздушно-топливного состава, соответственно, это даст большее давление на поршень и большую мощность.

    При чём здесь гильзовка

    Зачастую возникает ситуация, при которой расточить цилиндры двигателя не представляется возможным. Это может случиться, если толщина цилиндра слишком мала или цилиндр имеет глубокие каверны, которые также исключают расточку без риска повреждения целостности узла.

    В этом случае изначальную форму цилиндру можно вернуть, поместив в него гильзу круглого сечения. Конечно, такая гильзовка не позволит увеличить мощность агрегата, но она может стать решением в случае проведения ремонтных работ.

    Вставленная таким образом в цилиндр гильза будет принимать на себя удар поршня. Со временем она также придёт в негодность, и её можно будет, в свою очередь, заменить. Правда, здесь следует отметить, что к этому моменту по статистике уже будет требоваться замена не только гильзы, но и самого поршня и колец.

    Применение гильзовки в процессе ремонта двигателя

    Гильза цилиндра, как и любая другая деталь, изнашивается и может приходить в негодность. В этом случае проводимый ремонт требует серьёзных навыков и знаний. Ремонт может быть:

    • плановый;
    • преждевременный.

    Необходимость гильзовки может быть вызвана следующими обстоятельствами:

    • длительная эксплуатация мотора на некачественном топливе;
    • несвоевременное прохождение технического осмотра;
    • плохо проведённый ремонт, повлекший за собой выход поршневого пальца.

    Все описанные ситуации приводят к тому, что на стенках цилиндров образуются каверны, ссадины и неровности. Когда цилиндр поражён в малой степени, возможна его расточка. В случае, когда каверны слишком глубокие, расточка уже не подойдёт, и нужно применять гильзовку. В этом случае в цилиндры могут быть установлены ремонтные гильзы.

    Как правило, для гильзовки чугунного агрегата используются гильзы из чугуна. В случае алюминиевого блока также возможна гильзовка, но здесь применяют либо чугунные гильзы из тонкостенного чугуна либо гильзы из сплава чугуна и ряда особых присадок.

    Замена «мокрых» гильз

    Если блок содержит «мокрые» гильзы, процесс ремонта выглядит понятно: старую гильзу вытягивают из цилиндра и на её место вставляют новую.

    Как правило, производитель мотора предусматривает сменные гильзы для своего агрегата. Некоторые производители заявляют, что в ходе проведения ремонта менять следует не все гильзы блока, а только те, которые пришли в негодность или установлены в цилиндрах с диагностированными изъянами.

    Другие утверждают, что менять можно только те гильзы, которые признаны негодными. Решение о замене определяется по результатам измерений нутрометра.

    Замена «сухих» гильз

    В случае блока с «сухими» гильзами замена может быть проведена двумя способами:

    • холодным способом;
    • с применением термической обработки.

    Метод горячей гильзовки считается наиболее качественным. В ходе такой замены втулку обрабатывают антиконденсатным составом, блок нагревают, после чего в гнездо цилиндра помещают гильзу, предварительно охлаждённую в жидком азоте.

    Работы по замене гильзы отличаются высокой сложностью ещё и по причине требуемой высокой точности: для качественной диагностики поверхность гильзы замеряется с десятой степенью точности. От того, как точно будут произведены измерения, зависит правильный подбор гильзы на замену.

    Видео о гильзовке:

    Men’s Motors › Блог › Гильзовка. Ответы на частые вопросы.

    1. Гильзовка блока цилиндров или замена на новый двигатель («шорт-блок», блок цилиндров)?

    «Двигатель «одноразовый», ремонтировать нельзя, только менять (двигатель в сборе, «шорт-блок» или блок цилиндров)…» – чаще всего такое можно услышать про алюминиевые блоки современных двигателей «Форд», «Тойота», «Хонда», «Мазда», «Нисан», «Сузуки», «Субару», «Мицубиси», «Вольво», «Ауди», «Фольксваген», «Опель» (да и весь «Дженерал Моторс»), «БМВ», особенно про блоки цилиндров с «никасилевым» покрытием («nicasil») или «алюсилевые» («alusil») (другое название: силумалевые – «silumal»). Аргумент такой – гильзовка чугунными гильзами алюминиевого блоа цилиндров не предусмотрена заводом-изготовителем и поэтому такой блок работать не будет, гильзовка невозможна. Между тем, сами фирмы так не считают, например в «БМВ» совершенно спокойно перешли с никасилевого покрытия на двигателях серии M52 на чугунные залитые гильзы на двигателях серии M54 (и продолжают их использовать в дизельных двигателях серии N57), а на двигателях серии N52 применяют технологию заливки алюсилевого блока гильз в магниевый блок цилиндров, «Ауди», «Фольксваген» и «Хонда» также используют все эти варианты (в последнее время, кстати, все чаще применяются именно чугунные гильзы). Причины отказа от гильзвки блока чугунными гильзами: снижение стоимости изготовления и уменьшение веса, простота переработки при утилизации. На то, что при этом уменьшается ресурс (двигатель с чугунными гильзами намного жестче и дольше сохраняет геометрию цилиндров), изготовитель редко обращает внимание (кстати, переход с никасилевого покрытия на двигателях серии М52 на чугунные гильзы в двигателях серии М54 у «БМВ» был вызван именно многочисленными нареканиями на малый ресурс). Между прочим, стоит это иметь в виду при покупке контрактного двигателя б/у: прошло время чугунных «миллионников», сейчас уже хорошо, если двигатель с алюминиевым блоком выхаживает 200 тыс. километров. «Форд», «Тойота», «Хонда», «Мазда», «Нисан», «Сузуки», «Субару», «Мицубиси», «Вольво», «Ауди», «Фольксваген», «Опель» (да и весь «Дженерал Моторс») спокойно используют чугунные гильзы в алюминиевых блоках уже много лет, при этом для большинства двигателей расточка под ремонтные поршни не предусмотрена (многие даже разбирать нельзя – только замена «шорт-блока»). Между тем абсолютно все блоки можно отремонтировать при помощи гильзовки блока без ухудшения их потребительских качеств, и прилично сэкономив.

    2. Некоторые особенности гильзовки алюминиевых блоков цилиндров.

    Гильзы с буртами или без?

    Основная проблема при гильзовке алюминиевого блока цилиндров чугунными гильзами – разный коэффициент расширения алюминия и чугуна. Чтобы компенсировать ослабление посадки гильзы в блоке при нагреве двигателя до рабочих температур гильза изначально устанавливается в блок с большим натягом, а чтобы исключить возможность подвижности гильзы в цилиндре даже при больших перегревах гильза выполняется с буртом (с «шляпкой»), которая зажимается между блоком и головкой (см. рис.1). Если устанавливать гильзу без бурта (см. рис.2), то гарантировать, что она не сдвинется после гильзовки, невозможно (кстати, такое часто случалось со старыми бензиновыми двигателями V-8 «Ленд-Ровер»).
    А как с поршневыми кольцами – ведь материал цилиндра поменялся?

    Теперь о том, что касается взаимозаменяемости поршневых колец для различных блоков. Есть простые правила:
    — кольца для «никасила» не подходят для чугунных гильз (слишком мягкие, быстро стираются), требуется подбор колец от двигателей с чугунными цилиндрами (возможно, с доработкой канавок под кольца на поршнях)
    — кольца для «алюсила» вполне можно использовать для чугунных гильз.

    А что такое вообще — «никасил» и «алюсил» («силумал»)?

    Немножко подробнее о том, что такое «никасил» и «алюсил», а также общие мысли о расходе масла современными двигателями:
    «никасил» — очень твердое и тонкое (0,2…0,3 мм толщиной) гальваническое покрытие на стенках цилиндра (внешне блестящее, с рисками от хонинговки – очень похоже на обычную чугунную гильзу). Вся проблема в том, что при истирании (а такое не редкость, например, на турбодизелях 2,5 л «Фольксваген-Транспортер», «Фольксваген-Туарег») происходит моментальный прихват поршня к стенкам цилиндра и заклинивание двигателя. Кроме того, нередки случаи, когда никасилевое покрытие внешне выглядит идеально, но при этом оказывается вмятым в стенки цилиндра (особенно в верхней части цилиндра, где поршень «перекладывается»). Цилиндричность нарушается, поршни и поршневые кольца перестают нормально работать – отсюда повышенный расход масла и стуки (особенно на «холодную»). «Никасил» полностью удаляется при расточке блока под гильзы.

    «алюсил» («силумал») — специальный алюминиевый сплав, из которого сделан цилиндр (внешне матовый и гладкий). Есть два варианта: весь блок цилиндров сделан из такого сплава или же блок из более дешевого (или более легкого (например, магниевого) – смотря какие цели ставятся) материала гильзуется гильзами из «алюсила». Вся хитрость в том, что алюминий почти полностью химически удаляется с поверхности специальной пастой при окончательной обработке цилиндра, поршневые кольца скользят по микрочастичкам кремния, а в микропорах между ними задерживается масло, исключая сухое трение (в чугунных цилиндрах для этого на стенки при окончательной обработке наносят специальные риски – процесс хонингования). И здесь есть проблема – как исключить прихват поршней к стенкам цилиндров? Раньше юбки поршней подвергали «железнению» (покрытию частичками железа), можете сами проверить – к поршням таких двигателей, например, как «Мерседес-Бенц» серии М116, М117, М119, М120, «БМВ» серии М70, М72, притягивается магнит, покрытие было очень стойким к истиранию. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, поэтому используется покрытие, подобное «тефлону» (да-да, как на сковородках!). И все бы хорошо, только современные двигатели очень любят кушать масло (расход в 1.1,5 л на 1000 км уже официально считается дилерами нормой). На это тоже есть свои причины: все производители очень озабочены снижением механических потерь, поэтому усилие разжима поршневых колец делают все меньше и меньше, кольца оставляют больше масла на стенках (кстати, постоянный долив масла позволяет дилерам еще и увеличить межсервисные интервалы до его замены). Получается следующая цепочка: масло сгорает – образуется нагар – абразивные частицы нагара стирают покрытие на поршнях (так же, как стирается покрытие на сковородках) – происходит прихват поршня к стенкам цилиндра – задиры, разрушение. Например, этим страдают бензиновые двигатели 4.5/4,8 л «Порше-Кайен» (у нас были экземпляры с пробегом всего около 70 000 км).

    Если тема интересна – задавайте вопросы, постараемся ответить.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector