В Украине подорожает бензин?
В Украине резко подорожало топливо: Каких цен ждать к ноябрю
В Украине топливо начало стремительно дорожать и останавливаться, судя по всему, не намерено. Всего за неделю цены в среднем по Украине выросли на 60 коп./л на бензины и на 45 коп./л на ДТ, а еще раньше вверх пошел автомобильный газ.
Об этом сообщает «Сегодня».
Резкое подорожание всех видов топлива наблюдается по всей Украине. Сильнее всего выросли цены в Черниговской области: на 89 коп./л по бензинам и на 82 коп./л по дизелю. Меньше всего выросли бензин в Луганской области – на 30 коп./л, и дизтопливо в Киеве – всего на 11 коп./л. В целом, самые низкие цены на топливо в среднем остаются в Сумской области, самые высокие — в Луганской.
Не отстает и автогаз, который растет в цене уже полтора месяца. За это время цена на него выросла в среднем на 55 коп./л, в отдельных регионах – почти на гривню за литр. Самый дешевый газ на Черниговщине — 12,37 грн/л (+28 коп./л), самый дорогой газ оказался в Одесской области – 12,82 грн/л (+24 коп./л). В среднем по Украине газ подорожал за неделю на 26 коп./л.
В целом, цены на топливо сейчас выглядят так:
- Средняя цена по Украине на бензин марки А-92 – 22,59 грн/л (+60 коп./л)
- Средняя цена по Украине на бензин марки А-95 – 23,66 грн/л (+62 коп./л)
- Средняя цена по Украине на дизельное топливо – 22,43 грн/л (+45 коп./л)
- Средняя цена по Украине на LPG – 12,56 грн/л. (+26 коп./л)
Эксперты говорят, что рынок «взорвался», потому что впервые за шесть месяцев сразу дважды повысила цены украинская группа «Приват». У нее более 1500 заправок, почти 30% всех АЗС в Украине. Продают они преимущественно украинское топливо. В период 18-26 октября цены росли дважды, оба раза на 1 гривну за литр, теперь на АЗС «Привата» бензин А-92 стоит 22 грн/л, А-95 и ДТ – 23 грн/л. При этом АЗС «Привата» считаются нижним ценовым сегментом, так как брендовые заправки держат цену на 3-4 грн/л выше.
«Стабильность и низкие цены у «Приват» были якорем, который удерживал рынок. Теперь приватовцы дважды их подняли в течение восьми дней, что дало толчок всем остальным розничным сетям», — рассказал изданию эксперт Геннадий Рябцев.
«Дизтопливо и бензин марки А-95 в сети «Укрнафта», «Авиас», ANP и др. (всего 1 540 станций) подорожали с 22,00 грн/л до 23,00 грн/л, А-92 — с 21,00 грн/л до 22,00 грн/л. Напомню, до этого группа прибегала к пересмотру цен еще 29 апреля. Тогда на фоне снижения мировых цен стоимость топлива в сети снизилась на 1 грн/л», — конкретизировал изданию директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Эксперты предполагают, что за эту неделю топливо в среднем вырастет на 60 коп/литр, что составит 5%-е подорожание.
«С учетом этого роста рынок может выйти на средние многолетние показатели по торговым наценкам. Возможно, в ноябре рост цен замедлится и даже остановится, если «Приват» не станет их повышать дальше», — говорит Сергей Куюн.
Напомним, ранее мы писали, что украинские АЗС начали поднимать цены на бензин и дизтопливо.
Цены на топливо в Украине 2020: прогнозы экспертов на осень
После вспышки Covid-19 в апреле-мае 2020 года стоимость нефти на мировом рынке достигла минимального значения. В связи с этим, цены на топливо упали на 22%. К сожалению, сети АЗС практически не снизили свои ценники. Виной этому — падение гривны, как отметил директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
По данным сайта CARtaUA, средняя стоимость топлива в Украине по состоянию на 17.08.2020 следующая:
- А-95+ – 25,12 грн;
- А-95 – 23,92 грн;
- А-92 – 22,81 грн;
- Газ автомобильный – 12,28 грн;
- ДТ – 23,13 грн.
Как формируется стоимость бензина
На цену бензина влияют несколько составляющие. Можно составить примерную формулу по расчету стоимости:
- 47 % – цена закупки нефти (стоимость переработки и транспортировки нефти, валовая маржа, прибыль переработчика);
- 40 % – акцизные сборы, НДС, уплата налога за розничную торговлю акцизными товарами;
- 10 % – прибыль посредников продаж нефти;
- 2-3 % – затраты на транспортирование бензина, наценка сетей АЗС.
Эксперт рынка нефти Леонид Косянчук высказал мнение по поводу ценообразования на бензин. «Валютная часть в наших ценах приближается к 90%. Это и контрактовая цена в долларах, и акцизный налог в евро. И все это умножается на тот момент, когда растамаживается, облагается в НДС, и получаем цену на границе». Поэтому, если гривна будет стабильной, то и цены на бензин будут падать», — пояснил эксперт.
Согласно данным исследования польской маркетинговой компании «PICODI», Украина вошла в топ-3 стран, в которых бензин подешевел за год больше всего. Падение цены на литр бензина составило -15,4%.
Факторы, влияющие на рост стоимости топлива в Украине 2020
Главными причинами роста цены на бензин в Украине считаются валютный курс и стоимость энергоресурсов. Так как сейчас отмечается рост курса доллара, то это отражается на рынке нефтепродуктов в нашей стране. Если стоимость американской валюты достигнет отметки в 30 гривен, то и цена за литр бензина сразу вырастет.
Сергей Куюн объяснил, как повлияла цена нефти на изменения стоимости топлива в нашей стране. «В начале карантина мы наблюдали стремительное падение цен на нефть, потом в мае и июне наблюдали троекратный рост. Этот рост только через два месяца к нам подошел. Это стало возможным потому, что украинские трейдеры сформировали огромные запасы дизельного топлива и бензина на низком рынке», — сказал он.
Что прогнозируют эксперты
Сергей Куюн предполагает, что к осени цены на топливо увеличатся на всех АЗС Украины. «Я не исключаю рост на 1-1,5 гривны для всех видов топлива», – сказал эксперт.
А вот глава комплексного Бюро анализа Сергей Дяченко отрицает существенное возрастание стоимости топлива, несмотря на определенный мировой тренд повышения цен после пандемии. «Будет и у нас небольшое повышение, но серьезного ждать не стоит. Единственное – будут сезонные повышения, они всегда есть», — объяснил эксперт.
Легче пересесть на самокат: в Украине резко подорожал бензин. Проверьте свою область
В Украине начало стремительно дорожать топливо.
Так, после довольно резкого падения цен на бензин в период карантина, цены на топливо опять начали постепенно расти. Сейчас самый дешевый бензин можно приобрести в Сумской области, а вот самый дорогой в Одесской, Житомирской и Закарпатской областях.
В среднем, стоимость бензина и дизельного топлива повысилась на 1 копейку, а вот газ подорожал сразу на 9 копеек.
Если говорить о самых популярных марках топлива, а именно А-92 и А-95, то меньше всех они поднялись в цене в Полтавской области (всего на 1 копейку). Самое большое подорожание этого вида бензина наблюдается в Харьковской области, где цены взлетели сразу на 8 копеек.
Если же говорить о бензине А-95+ то его цена практически не изменилась, кроме как в Киевской области, где он теперь стоит на 2 копейки дороже.
Эксперты отметили, что дизель больше всего подорожал в Харьковской и Сумской областях. В целом, подорожание составило 4 копейки. Газ также подорожал практически везде, кроме Волынской, Кировоградской, Тернопольской и Житомирской области. Средняя цена газа по Украине составляет около 11.05 грн.
Самыми маленькими ценами на бензин обладает Сумская область, где за литр А-92 просят 19.71 грн, за литр А-95 — 20.71 грн, за литр А-95+ — 22.32 грн. Самое дешевое дизельное топливо в Харьковской области, там за литр дизеля просят всего лишь 20.11 грн за литр. А вот самый дешевый газ для автомобилей можно найти в Черниговской области, всего за 10.59 грн.
Самый дорогой бензин марок А-92 и А-95 продают в Луганской области. А-95+ дороже всего заправляться в Житомирской и Закарпатской области. А вот самый дорогой газ для автомобилей – в Одесской области.
Аналитики рассказали и о том, на каких АЗС дешевле всего заправлять свой автомобиль. Самый дешевый бензин всех марок, как и дизельное топливо продается в сети АЗС Marshal. Бензин здесь продается в диапазоне от 16.80 до 17.80 грн за литр. А вот самый дешевый автомобильный газ можно найти на заправке WOG — 10.21 грн.
В Украине может измениться цена на автогаз и бензин: прогноз
К увеличению стоимости горючего трейдеров подталкивает девальвация, которая наблюдается уже несколько недель.
В ближайшее время в связи с ростом курса доллара в Украине может измениться цена на бензин и автогаз.
Об этом, как сообщают «Факты», заявил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Цена на нефть
По словам эксперта, в последние две недели на мировом рынке было падение цены на нефть, однако украинский рынок не успел отреагировать на снижение котировок.
«Некоторая ценовая турбулентность есть. Предыдущие две недели наблюдалось снижение мировых цен на нефть. Стоимость барреля опустилась до 38 долларов. Украинский рынок даже успел отреагировать на снижение нефтяных котировок. Цена литра бензина в мелком опте и даже в некоторых розничных сетях снизилась на 20−90 копеек», — отметил Куюн.
«С начала нынешней недели пошел обратный процесс и нефть вновь подорожала до 41 доллара за баррель. Оптовый рынок нефтепродуктов моментально отреагировал — цены начали постепенно расти. К увеличению стоимости горючего трейдеров также подталкивает ползучая девальвация, которая наблюдается уже несколько недель», — казал Куюн.
Курс валют
По словам эксперта, за этот период гривня подешевела на 50−60 копеек по отношению к доллару.
«Каждая гривня в курсе доллара — это 85 копеек в цене литра бензина. То есть если доллар подорожал на 50 копеек, то только за счет курсовых колебаний себестоимость литра бензина увеличивается на 30 копеек», — сказал Куюн
«Каждая гривня в курсе доллара — это 85 копеек в цене литра бензина. То есть если доллар подорожал на 50 копеек, то только за счет курсовых колебаний себестоимость литра бензина увеличивается на 30 копеек. Если девальвация национальной валюты продолжится, этот фактор все сильнее будет влиять на цены», — считает эксперт.
Импорт российского газа
«Что касается возможного изменения акцизов на нефтепродукты, то определенные предпосылки к перемене существующего порядка таки есть», — считает Куюн.
«У нас сейчас очень большой импорт сжиженного газа из России. Однозначно, когда в стране производится все больше бензина, то возникает вопрос: для чего мы должны импортировать автогаз из России, тем самым сдерживая потребление отечественного бензина? Да, в случае принятия предлагаемого закона привлекательность газа для потребителей резко снизится, так как выгода от его использования нивелируется», — заявил Куюн.
По его словам, именно в этом смысл предлагаемого изменения ставок акциза, чтобы газа потреблялось меньше, а бензина больше. «Даже если расходы на использование бензина и газа сравняются, то, по крайней мере, людям станет невыгодно устанавливать новое газовое оборудование на свои автомобили. То есть количество потребителей автогаза не будет расти. А значит, будет остановлено увеличение потребления этого топлива и в дальнейшем начнет повышаться потребление бензина, в том числе и производимого в Украине», — подытожил Куюн.
Акцизы
В то же время народный депутат Украины Алексей Мовчан заявил о том, что сейчас акцизы прописаны: для бензинов порядка 213 евро за 1000 л, для дизеля — 139 евро за 1000 л и для автомобильного газа — 52 евро за 1000 л.
По словам депутата, это приводит к неравенству на топливном рынке.
«Это приводит к неравенству разного вида топлива на одном рынке. Мы предлагаем использовать справедливый подход ко всем автомобилистам и ввести акцизную ставку для всех видов топлива одинаковую, — на уровне 139 евро», — сказал депутат.
Как изменится цена
«В результате цены на дизельное топливо, которое покупают потребители, никак не изменятся в результате введения новых акцизов. При этом литр автогаза подорожает на 3,0−3,4 грн, а бензин подешевеет на 2,9−3,0 грн. То есть газ может стоить 14 грн, а бензин — порядка 18 грн. Тогда потребитель будет принимать решение в пользу бензина, поскольку брать российский газ будет невыгодно», — отметил Мовчан.
«Литр автогаза подорожает на 3,0−3,4 грн, а бензин подешевеет на 2,9−3,0 грн. То есть газ может стоить 14 грн, а бензин — порядка 18 грн», — заявил Мовчан
Перспективы украинских НПЗ
По его словам, из-за сокращения потребления бензина в пользу дешевого автомобильного газа из России, украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могут закрыться.
«У нас в стране остался один нормально работающий нефтеперерабатывающий завод (Кременчугский – УНИАН), но если сохранится темп падения потребления бензина, которое происходит в стране с 2012 года, то в ближайшее несколько лет завод может закрыться. Это значит, что мы будем еще более зависимы от импорта, негде будет перерабатывать украинскую нефть, и сократятся рабочие места», — пояснил депутат.
Законопроект
15 сентября 2020 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно сбалансированности ставок акцизного налога на топливо», который позволит существенно снизить цены на бензин.
Читайте последние новости Украины и мира на канале УНИАН в Telegram
В Украине резко подорожают товары, бензин и коммуналка в 2021 году
В Украине в связи с ростом курса доллара в 2021 году произойдет тотальное подорожание и повышение цен практически на все товары.
«Сильнее всего в следующем году подорожают коммунальные услуги. И они же, в свою очередь, являются одним из основных драйверов для роста цен на другие товары», – сообщил директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко в комментарии UBR, передает OBOZREVATEL. Согласно прогнозам аналитиков, произойдет следующий рост цен:
электроника подорожает ориентировочно на 6%
продукты питания вырастут в среднем на 7%
коммунальные услуги за год подорожают в среднем на 15%
одежда и обувь поднимутся в цене на 6%
Кроме того, рост курса доллара напрямую выливается в подорожание топлива. В свою очередь подорожание бензина также отразится на конечных ценниках в магазинах.
«На бензины цена может подрасти на 1,9 грн/литр, а на дизель – на 1,35 грн/литр. В какой мере операторы рынка реализуют эти предпосылки – сказать трудно. Но, однозначно, цены подрастут», – отметил эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.
Курс доллара будет главным фактором в ценообразовании на первичном рынке недвижимости. Многие компании-застройщики уже сейчас закладывают курс в 30-31 грн/$.
Эксперты считают, что в целом в 2021 году стоит ожидать, что ЖК повышенной комфортности могут вырасти в цене в среднем на 15-20%. В остальных же сегментах рост не превысит 10-12%.
На Украине резко подорожали бензин и автогаз
Украинский рынок автомобильного топлива в очередной раз штормит. По данным экспертов и мониторинговых компаний, на многих АЗС цены на бензин подскочили сразу на 60-70 копеек, до 28,5 гривны (70 рублей) за литр. Но все рекорды побил автогаз — за неделю он прибавил в цене 3,1%, за месяц вырос на 21% и сейчас продается уже почти по 13 гривен (почти 33 рубля) за литр. По мнению экспертов, главный удар пришелся по карману тех украинцев, которые вынужденно перешли на автогаз с дорогого бензина. Корреспондент Федерального агентства новостей передает из Киева.
В апреле украинские заправщики начали массово переписывать ценники на бензин из-за повышения оптовых котировок. По данным консалтинговой компании «А-95», за первые три дня апреля бензин в опте подорожал сразу на 1 гривну за литр (4% от цены). Местные эксперты поясняют: оптовые цены на топливо штормит из-за подорожания нефти. Ведь в конце марта — начале апреля баррель вырос в цене сразу на три доллара, а с начала года подорожание нефти составило порядка 30%.
При этом «нефтяная лихорадка» продолжает нарастать. Так, на торгах 8 апреля нефть марки Brent прибавила в цене и составила 77,6 доллара за баррель — это максимальная цена с ноября 2018 года. Подорожание аналитики поясняют мировым снижением предложения «черного золота». Ведь страны ОПЕК продолжают сокращать добычу, начали действовать санкции США против Ирана и Венесуэлы, в Ливии идет гражданская война и т. д.
Президент Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук отметил, что нынешняя зависимость цен на бензин от нефти — чисто психологическая.
«Ведь нефтепродукты, которые сейчас продаются на украинских АЗС, были произведены из нефти по совсем другой цене. Тем не менее на Украине в этом году начали закупать более дорогой бензин из Европы.
По нашим данным, за первый квартал 2019 года импорт бензина из Белоруссии упал на 24,4%, а его доля на нашем рынке сократилась с 75% до 61,5%. Зато растут поставки более качественного, но и более дорогого бензина из Литвы и Польши — за первый квартал они увеличились на 46,6%».
К мировым трендам добавились и внутренние. Так, спрос на бензин в марте и начале апреля на Украине заметно вырос — стабильно хорошая погода позволяет украинцам массово выезжать на пикники и ездить в другие регионы по выходным. В то же время предложение бензина на рынке, наоборот, сократилось, считает Сергей Сапегин, глава научно-технического центра «Психея».
«Скорее всего, к концу апреля бензин на Украине подорожает еще минимум на 20-30 копеек за литр, — говорит он. — И это при условии стабильного валютного курса. Ведь каждая дополнительная гривна в курсе доллара — это плюс 60 копеек к цене бензина».
Ажиотаж на рынке автогаза тоже связан с повышенным спросом, пояснил независимый аналитик рынка Валентин Землянский. При этом эксперты напомнили структуру украинского рынка автогаза. 30% — это внутреннее производство Украины, а 70% — импорт из РФ, Белоруссии и Казахстана (при этом РФ и Белоруссия занимают примерно по 40% этого объема, а Казахстан — 20%).
Именно рынок автогаза на Украине характеризуется огромным «серым» сегментом «подзаборных» автозаправочных станций, которые почти не платят налогов и не соблюдают элементарных правил безопасности. Сейчас, после того, как их почти вытеснили из Киева, они стали массово, буквально десятками, возникать в ближайших пригородах.
«Весной традиционно растет потребление газа. Ведь зимой владельцы многих авто с газовым оборудованием ездят преимущественно на бензине, а с потеплением вновь переходят на более дешевое топливо, — указывает Землянский. — В марте-апреле спрос на газ вырос в полтора раза, что и позволило продавцам повысить цены. Сейчас растут заводские цены, опт и розница — зарабатывают все».
Аналитик Сергей Сапегин пояснил: на Украине сложился «ситуативный дефицит» автогаза, поэтому в ближайшее время цена подскочит до 13,7–14 гривен за литр.
«Запасов все меньше, но при этом цена на газ еще не достигла психологической отметки — 60% от стоимости бензина. Так что расти есть куда», — считает он.
С ним солидарен киевский энергоэксперт Геннадий Рябцев. Он предполагает, что подорожание автогаза продлится до тех пор, пока розница не отыграет рост, который наблюдается в последнее время на оптовых рынках.
«Партии автогаза, которые были закуплены в феврале, по сезонным причинам были дороже. Поэтому подорожание будет продолжаться, пока все цены в опте не отобразятся на рознице, — говорит Рябцев. — В опте произошел рост на 22%, а в рознице он составил всего 3%. Впрочем, рост цен на автогаз будет продолжаться и дальше. К лету стоит готовиться к газу по 16-17 гривен, и это если доллар не будет расти. В обратном случае автогаз может подорожать еще сильнее — до 18 гривен и выше».
Подводя итог, Валентин Землянский указывает: новое подорожание топлива оказывает колоссальное давление на украинцев, бьет по их карману. Ведь вслед за топливом в стране неизбежно дорожают и все основные товары.
«Государство сегодня отказалось выполнять свою социальную функцию по защите населения. А ведь в Конституции страны записано, что «Украина — это социальное государство». Но нам рассказывают, что «рынок сам отрегулирует ситуацию», и мы должны просто безропотно платить его монополистам. На мой взгляд, это выходит за рамки принципов функционирования европейских рынков. По сути, это банальное обворовывание украинцев», — резюмирует энергетический аналитик.
Бензин снова подорожал на АЗС
Рост цен на АЗС ускорился в октябре в большинстве регионов. Так, наиболее популярные марки топлива АИ-92 и АИ-95 дорожают на 0,1% в Центральной России. По мнению источников “Ъ”, нефтекомпании воспользовались возможностью повысить розничные цены на топливо в пределах инфляции, пока спрос окончательно не перешел к традиционному осеннему спаду. В крупных городах на спросе также отрицательно может сказаться отказ части граждан от поездок в связи с удаленной работой, хотя более жестких ограничений из-за всплеска заболевания коронавирусом власти пока вводить не планируют.
Розничные цены на бензин ускорили рост в октябре. По данным ЦДУ ТЭК, в центральной части РФ стоимость АИ-92 и АИ-95 за неделю, закончившуюся 18 октября, увеличились на 0,1%, до 43,3 руб. и 46,9 руб. за литр соответственно.
Наибольший рост цен был зафиксирован в Калмыкии, Коми и Астраханской области, где бензин подорожал на 0,6–0,7%. В Дальневосточном федеральном округе, где традиционно наиболее высокая стоимость топлива, цены остались неизменными. По данным Росстата, цены в сентябре-октябре остаются стабильными, небольшой рост наблюдался лишь в начале октября.
В начале октября на бирже СПбМТСБ бензин также стал дорожать после длительного падения цен в сентябре. C конца сентября стоимость АИ-92 и АИ-95 увеличилась на 3%, до 47,3 тыс. руб. и 49,6 тыс. руб. за тонну соответственно.
Как цены на бензин пошли вверх на бирже
Обычно розничные цены повторяют динамику оптового рынка с временным лагом. Однако по негласным договоренностям нефтекомпаний и правительства рост цен на АЗС не должен превышать уровень инфляции. По словам источников “Ъ”, компании не использовали в полной мере эту возможность в течение лета и сейчас корректируют цены в рамках допустимой динамики.
Однако большинство опрошенных собеседников “Ъ” считают, что в целом цены останутся стабильными. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов 25 октября в эфире «России 1» заверил, что «если рост и будет, мы никогда не превысим показателей инфляции».
По оценке «Петромаркета», за неделю с 9 по 16 октября чистая маржа реализации бензина АИ-92 на заправках в среднем по стране выросла на 0,4 руб. за литр (до 0,9 руб. за литр), а для АИ-95 — на 0,3 руб. за литр (до 2,9 руб.). Это произошло в основном за счет снижения цен в мелком опте, где небольшие заправки закупают товар.
Как АЗС приближались к выходу на безубыточность
Традиционно в конце октября спрос на топливо падает из-за завершения сезона отпусков и наступления холодов. В этом году в России на спрос может также оказать существенное давление фактор распространения коронавируса. Хотя власти, в отличие от весны, не вводят жестких карантинных мер, все же значительная часть трудоспособного населения сокращает поездки из-за перехода на удаленный режим работы. Весной в условиях карантина рухнувший спрос заставил нефтекомпании резко снизить производство, в мае рынок пережил шок из-за резкого увеличения спроса на фоне снятия карантинных мер. Сейчас нефтекомпании стараются найти баланс, сокращая поставки на внутренний рынок: так, с 7 по 13 октября относительно предыдущей недели отгрузки упали почти на 9% для автобензина и на 2% для дизтоплива.
«Нестабильное» топливо: почему в Украине дорожает бензин?
Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает? Почему в «богатой Америке» бензин дешевле, чем в Украине? Какие составляющие его цены в Украине и других странах? И может ли произойти снижение цены на это топливо? Ответы на эти вопросы ‒ в новом выпуске проекта Радіо Свобода «М+».
В начале 2017 года один литр бензина А-95 в Украине стоил около 24 гривен. Сейчас ‒ около 30 гривен и выше. В то же время в июле-августе цены на нефть переживают рекордное за два с половиной года падение на торгах. Но почему же бензин не дешевеет, когда дешевеет нефть?
90% цены на бензин в стране ‒ валютная составляющая
На цену бензина, кроме стоимости нефти, серьезно влияет нестабильность гривны. Ведь Украина покупает нефть за доллары США. Если курс растет на 1 гривну, то горючее дорожает на 80 копеек.
Когда цена нефти резко упала с 150 долларов за баррель до 50 ‒ обесценивалась и украинская валюта, а доллар с 8 гривен поднялся до 27.
Украинцы стали в три раза беднее ‒ и вовсе не ощутили удешевления горючего. Но если перевести цены на бензин в Украине в доллары или евро, они растут не так стремительно или даже немного падают.
Почему в некоторых странах бензин дешевле, чем в Украине?
Средняя цена на бензин в мире составляет 1,17 доллара США за литр. Так происходит, потому что ценообразование бензина в разных странах разное. Цену на бензин определяют три основные составляющие: уровень налогов, затраты АЗС и закупочная стоимость нефтепродуктов.
Кроме того, на цену влияет тот факт, субсидируются ли производство и реализация бензина в стране государством.
Какие составляющие цены на бензин в Украине и других государствах?
Украина
Закупочная цена (стоимость на границе ‒ это стоимость переработанной нефти, расходы на ее транспортировку, заработок нефтепереработчика и маржа трейдера) составляет 47% в розничной цене бензина.
Доля налогов в цене на бензин на АЗС ‒ 40% (акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, налог на розничную продажу акцизных товаров).
Еще 2-3% приходится на логистику: транспортировка, затраты АЗС (электричество, вода, охрана, инкассация, зарплата сотрудников). Операторам «белого» рынка остается до 10% торговой наценки. Эта величина сравнима с европейским уровнем, поэтому о сверхприбыли трейдеров, предлагающих качественное топливо и оплативших все налоги, речь не идет. Другое дело ‒ те, кто налоги не платит.
Россия
В соседней России цена на бензин – одна из самых низких на постсоветском пространстве. Во-первых, это добывающее государство. Во-вторых, нефтегазовая сфера России работает таким образом, чтобы сохранить низкие цены для внутреннего рынка и наполнить бюджет за счет экспортных пошлин.
Розничная цена на бензин для россиян состоит из: 4% ‒ стоимость нефти, 7% ‒ расходы на транспортировку, 13% ‒ наценка нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), 16% ‒ наценка АЗС и 60% ‒ налоги.
В США ситуация иная. Эта страна покупает нефть за свою же национальную валюту. Что уже облегчает дело. Налоги же составляют гораздо меньший процент, чем в России или Украине: в зависимости от штата – до 20%. Именно поэтому бензин в Америке сравнительно недорогой.
Для сравнения: в ЕС в среднем доля налогов на бензин ‒ 60%. В частности, в Польше ‒ 54%, а в Германии ‒ 64%.
В Украине резко изменились цены на бензин: что ждет водителей в 2020 году
Более трех недель цены на топливо в Украине падали, и вот уже несколько дней они держатся на одной отметке. Эксперты считают, что потенциал уменьшения цен уже исчерпан, однако они так и не достигли уровня, озвученного президентом Украины Владимиром Зеленским.
Почему топливо больше не дешевеет и что будет с ценами на него в ближайшее время – читайте в материале OBOZREVATEL.
Еще 23 декабря президент Украины Владимир Зеленский встретился с нефтетрейдерами и предложил им снизить цены на топливо за счет уменьшения скидок по программам лояльности. Взамен им пообещали бороться с нелегальными заправками, которые мешают здоровой конкуренции.
Рынок откликнулся и цены начали падать уже на следующий день. Обвал был постепенным и продолжался вплоть до 8 января. За все это время ключевые позиции топлива потеряли по полторы гривни в цене:
А-92: минус 1,54 грн/л. Нынешняя средняя цена – 26,14 грн/л;
А-95: минус 1,56 грн/л. Нынешняя средняя цена – 27,17 грн/л;
Дизтопливо: минус 1,46 грн/л. Нынешняя средняя цена – 26,70 грн/л.
Стоит отметить, что на встрече с Зеленским им была озвучена другая цифра – 1,1 доллар за литр бензина (26,33 грн/л). Следовательно, А-95 не добрал до озвученной отметки еще 84 копейки. Однако, по мнению экспертов, дальнейшего падения цены пока ждать не стоит.
Эксперты выделяют три основные причины того, что падение цены на бензин остановилось.
Кризис поставок нефти в Беларуси;
В конце года гривня активно укреплялась, и это называли одной из причин снижения цены. Однако в новом году доллар пошел вверх, уже достиг отметки в 24 гривни, и повлиял на остановку снижения цены на бензин.
Еще одним немаловажным фактором, по заявлению специалистов «Консалтинговой группы А-95», стала ситуация в Беларуси. Там нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) еще не достигли договоренностей с Россией по поставке нефти и были вынуждены ограничить экспорт нефтепродуктов. Из-за этого оптовое предложение в январе было ограничено одним-единственным заводом – Кременчугским.
Третий фактор – цена на саму нефть. В среднем сейчас она торгуется более чем по 65 долларов за баррель, а в период с 3 по 8 января её цена подскакивала и до $70/баррель. По словам директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, на это повлияло обострение ситуации в Иране – в частности, убийство Сулеймани, атака иранцев на американские базы и крушение украинского Boeing.
«На украинский рынок это никак не повлияло, но повлияло на цены на нефть. Учитывая, что ситуация там пока не нормализуется, то очевидно, что эти значения будут сохраняться на протяжении некоего периода», – рассказал OBOZREVATEL Марунич.
Смотрите видео по теме:
Что будет дальше?
Сейчас ситуация, по мнению экспертов, стабилизировалась, и пока цена не будет меняться ни вверх, ни вниз.
«Падение цен в декабре базировалось на укреплении гривни, профиците всех марок топлива и стабильности мировых котировок. В январе ситуация изменилась по всем пунктам, что будет диктовать трейдерам необходимость взять паузу до появления ясности с ключевыми факторами ценообразования.
Спрогнозировать сейчас можно только то, что цена расти не будет. Есть запас прочности у АЗС. В остальном все будет зависеть от массы факторов, которые невозможно предсказать», – сказал OBOZREVATEL директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Такого же мнения придерживается и Дмитрий Марунич – он уверен, что колебаний не будет, если только не произойдет что-то внезапное и глобальное.
«Скорее всего, дальнейшего снижения цен не будет. И роста пока не предвидится. Если курс нацвалюты будет относительно стабилен, не разовьется какая-то большая война на Ближнем Востоке и нефть не будет дорожать, то я пока не вижу предпосылок для роста», – сказал эксперт.