В России будут строить дороги из пластика
Росавтодору предлагают присмотреться к пластиковым дорогам
В феврале наш эксперт рассказывал о перспективных технологиях дорожного строительства, в том числе о новом типе полотна из переработанного пластика. Пилотный проект по возведению пластиковых дорог был недавно запущен в Голландии и очень заинтересовал зампреда комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова. Он считает, что Федеральному дорожному агентству стоит подумать над тем, чтобы использовать передовые недорогие и износостойкие материалы при строительстве российских дорог, мнение депутата по этому поводу цитирует агентство городских новостей «Москва»:
«В Нидерландах есть пилотный проект по строительству автодорог из пластмассы. Там идет существенная экономия за счет того, что коммуникации там прокладываются совсем иначе, и еще один плюс — это делается из отходов. Я считаю, что можно было бы Росавтодору взять этот опыт, изучить, можно сделать небольшой пилотный отрезок, посмотреть с точки зрения затрат и с точки зрения эффективности.
Я склонен верить, что в Нидерландах не зря вкладывают деньги в подобный пилотный проект».
Александр Старовойтов планирует направить свое предложение Росавтодору в письменном виде, и тот, надо думать, немедленно снарядит делегацию для командировки в Голландию для пристального изучения пластикового дорожного полотна.
- В конце марта Федеральное дорожное агентство заявило, что повышение качества дорог приводит к увеличению аварийности на отдельных участках.
- Несмотря на непростые для российской экономики времена, Росавтодор думает о будущем и готовится к внедрению всевозможных передовых технологий, в частности — к появлению беспилотных автомобилей. В конце марта Госдума приняла решение разрешить тесты беспилотников на дорогах общего пользования, а в феврале этого года Росавтодор и транспортное агентство Финляндии договорились о совместной работе над дорожной инфраструктурой для движения автомобилей-роботов.
В столице России могут протестировать дороги из пластика
Первая дорога из пластика должна появиться в Голландии, однако российские дорожники решили перенять зарубежный опыт.
Директор ГБУ «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» Виктор Егоров рассказал m24 о том, что дороги из пластмассы хотят протестировать в Москве. Он подчеркнул, что организация может самостоятельно закупить пластмассу специально для проведения испытаний в рамках проекта.
«Мы проверим ровность такой дороги, уклоны, толщину, прочность, долговечность. Основные характеристики проверим все. Вопрос, как будет вести себя пластик в жару и в холод. Можем и нагреть пластик в рамках проверки», – комментирует Виктор Егоров.
По мнению ведущего научного сотрудника Института химической физики РАН Вадима Никольского, который специализируется на дорожном покрытии и нанотехнологиям, пластмассовые трассы станут подходящей заменой асфальтовым трассам. Он предположил, что они будут долговечными, экологичными и устойчивыми к различным погодным условиям.
«Такие дороги тестируют в Голландии и других европейских странах. Но для их строительства нужно уметь правильно содержать отходы, ведь пластиковые дороги делают из них. У нас эта проблема не решена. Мы мало собираем отходы и не умеем их рассортировывать. Поэтому пока массово строить пластмассовые дороги будет затруднительно», – добавил специалист.
Поддержал проект по тестированию новых технологий в строительстве дорог также архитектор-градостроитель Илья Заливухин. Он отметил, что в ходе эксперимента нужно выяснить, насколько пластмассовая трасса сможет быть устойчивой к серьёзным нагрузкам, таким как проезд по ним тяжёлого крупногабаритного транспорта.
Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что в Нидерландах первые пластиковые дороги появятся уже в конце 2017 года. О сроках реализации российского эксперимента информации пока нет.
Сообщества › Это интересно знать. › Блог › Дорога из переработанного пластика
Уже в 2018 году в Европе могу появиться первые дороги из пластика. Голландские разработчики уверяют, что они будут куда более качественными, чем асфальтовое покрытие, экологичными, а их строительство будет обходиться гораздо дешевле.
Строительная компания VolkerWessels из Нидерландов представила свой инновационный концептуальный проект по созданию дорожного покрытия нового типа. Проект получил название PlasticRoad. Новое дорожное покрытие предлагается создать из пластмассы. Сейчас компания ведет активные испытания нового покрытия, и не исключено, что уже в скором будущем оно заменит асфальт и пешеходную плитку.
В отличие от асфальтных дорог пластиковые будут иметь широкий перечень качественных преимуществ. Первым и наиболее важным достоинством PlasticRoad станет их низкая стоимость. Создавать такие дороги и тротуары будут главным образом из вторичного пластика. Производство покрытия также станет прекрасным источником утилизации мусора.
Второе достоинство – это темпы производства и сопутствующее загрязнение. Установка пластиковых дорог будет занимать в 2-3 раза меньше времени, чем укладывание асфальтного покрытия. Производственный процесс более не будет сопровождаться выбросом паров вредных газов и шумом. Третье достоинство PlasticRoad заключается в их долговечности. Такие дороги будут существовать на 30-40% дольше, чем самые современные асфальтные.
Создатели PlasticRoad заверили, что созданный ими дорожный пластик подойдет не только для холодных стран, но и для жаркого климата. Дороги будут выдерживать температурную нагрузку до 80 градусов по Цельсию. Более того, они не будут накапливать тепло, как это делает асфальт. Внутри дорожное покрытие будет полым, что позволит проводить и ремонтировать без особого труда коммуникации.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Поделиться
Дороги из пластмассы хотят протестировать в Москве. Об этом m24.ru рассказал директор ГБУ «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» Виктор Егоров.
«Мы проверим ровность такой дороги, уклоны, толщину, прочность, долговечность. Основные характеристики проверим все. Вопрос, как будет вести себя пластик в жару и в холод. Можем и нагреть пластик в рамках проверки», – сказал Егоров.
Центр может закупить пластмассу специально для исследований, добавил он.
Первая дорога из пластика появится в Нидерландах. Ее строительство завершится в следующем году. Компания KWS в 2015 году разработала концепт изготовления дорог из переработанного пластика. Несущая способность у пластика такая же, как у асфальта, но его легче транспортировать и укладывать. Считается, что пластик несложно поддерживать в надлежащем состоянии. Кроме того, в KWS полагают, что пластиковые дороги смогут служить в три раза дольше обычных, поскольку будут устойчивыми к погодным условиям и механическому истиранию. Их монтаж можно производить на выравненной площадке из песка, причем этот процесс займет несколько недель, а не месяцев, как происходит в случае с трассами из асфальта. Структура пластиковых плит предполагает прокладку инженерных коммуникаций, что позволит сэкономить и на подготовке.
Ранее в Госдуме предлагали запустить в России пилотный проект по строительству дорог из пластмассы. По мнению депутатов, этот материал гораздо экономичнее. При этом в Калужской области построят полигон для испытаний смесей дорожного покрытия и интеллектуальных транспортных систем. Тестировать дорожное новшество собиралась также профессиональная ассоциация «Русасфальт».
Дороги из пластика будут хорошей заменой асфальтовым трассам, считает ведущий научный сотрудник Института химической физики РАН Вадим Никольский, специализирующийся на дорожном покрытии и нанотехнологиях.
«Такие дороги тестируют в Голландии и других европейских странах. Но для их строительства нужно уметь правильно содержать отходы, ведь пластиковые дороги делают из них. У нас эта проблема не решена. Мы мало собираем отходы и не умеем их рассортировывать. Поэтому пока массово строить пластмассовые дороги будет затруднительно», – заметил эксперт.
По его словам, если в Москве построят дороги из пластика с соблюдением всех технологий, они будут долговечными, экологичными и устойчивыми к разной погоде.
Архитектор-градостроитель Илья Заливухин поддержал тестирование новых технологий в строительстве дорог.
«Тестирование новой технологии в дорожном строительстве – это правильный шаг на пути развития. Но нужно начинать с небольшого количества пластика, чтобы посмотреть, как он приживается к нашим трудным погодным условиям», – отметил Заливухин.
В ходе эксперимента необходимо исследовать, насколько эта дорога будет устойчива к высоким нагрузкам – например, к проезду тяжелого крупногабаритного транспорта, добавил градостроитель.
Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский убежден, что на столичных дорогах нужно сохранить покрытие из асфальта.
«Ведь это нужно снимать асфальт, который уже лежит, по нему нормально ездят. Получается, нужно потратить на это из государственного бюджета средства и на снятие старого покрытия, и на укладку нового, а также на сам материал», – заявил специалист.
По его мнению, сейчас не лучшие экономические условия для экспериментов с дорожным покрытием.
Несколько лет назад столичные дорожники планировали добавлять в дорожное покрытие резиновую крошку от шин по примеру западных стран. Однако, как рассказал в интервью m24.ru руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин, проект дорожного покрытия с резиновой крошкой себя не оправдал. Предлагалось также заменить асфальт на материал из автомобильных шин и бетон.
В Москве сейчас активно ведется подготовка к строительству Северного дублера Кутузовского проспекта, новая дорога будет готова к 2019 году. Город освобождает площадки под возведение, в 2017 году стройкомплекс планирует приступить к строительству. В итоге Москва получит магистраль протяженностью порядка 11 километров и шириной – не менее четырех полос, от Молодогвардейской транспортной развязки на МКАД до делового центра «Москва-Сити», по данному участку будет проезжать до 40 тысяч машин в день. Планируется также строительство южного дублера Кутузовского проспекта. Проект его планировки утвердили в феврале. Трасса начнется на улице Генерала Дорохова и пойдет вдоль Мосфильмовской улицы до Третьего транспортного кольца.
Предполагается, что проезд по нему будет бесплатным. Помимо этого, дублеры могут появиться у всех крупных магистралей столицы. По словам экспертов, в первую очередь они необходимы на Волгоградском, Ленинском и Ленинградском проспектах и проспекте Мира.
Дорожное покрытие из пластика
Дороги с ямами и трещинами неотъемлемая часть суровых реалий в России. Дорожное полотно изнашивается быстрее, чем обновляется и виной этому недешевая стоимость дорожного полотна, недобросовестные подрядчики и стройматериалы, а также ограниченное, порой не поступающее в полном объеме финансирование на новое строительство, реконструкцию автодорог. В прессе и на просторах интернета периодически проскальзывают сообщения о дешевых и быстромонтируемых, обещающих сберечь природные ресурсы пластиковых дорогах. Совершить «революцию в дорожном строительстве» обещают голландцы, и их новая разработка — дорожное покрытие из пластика.
- Какими преимуществами обладает дорожное покрытие из пластика
- Технологические особенности
- Проблемы при выполнении проекта
- Пластиковые дороги в России
Какими преимуществами обладает дорожное покрытие из пластика
Дорожное покрытие из пластика – это инновационный пилотный проект, позволяющий существенно улучшить экологию и состояние дорожного покрытия. Вполне возможно, что в ближайшее столетие такие дороги вытеснят обычные асфальтобетонные покрытия и тротуары.
Справка: в состав обычных дорог входит 90 % песка, 10 % битума.
Нидерландские компании WolkerWessels и KWS Infra всерьез задумались над созданием пластиковых дорог еще с 2015 года. Проект назвали PlasticRoad, что в переводе с английского «пластиковая дорога». Это инновационный концепт дорог из полимеров, который предусматривает монтаж автотрассы с помощью замковой системы пластиковых полых панелей Watteway.
Как утверждают авторы проекта PlasticRoad будет обладать большей износостойкостью и дает возможность для проектирования совершенно новых дорог: тихие покрытия, подогреваемые покрытия или контроль скорости и скрытая видеорегистрация всех участников движения.
Технологические особенности
Дорожное покрытие из пластика обладает следующими достоинствами:
- низкая стоимость,
- высокие темпы производства,
- утилизация мусора в окружающей среде,
- плотность, износостойкость, стойкость к перепадам температур,
- легкость в уходе, долговечность,
- монтаж подземных коммуникаций,
- сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу при монтаже.
Низкая цена, утилизация отходов
Создаются такие панели в большинстве случаев из дешевого сырья: вторичный пластик и мусор. Компания заботится об экологической ситуации на планете и предлагает использовать дешевое сырье на свалках отходов и поддерживать правильную сортировку бытового и производственного мусора.
Монтаж модулей можно будет проводить на песчаном слое замковой системой, причем сроки изготовления займут недели, а не месяцы, как это происходит при послойной укладке стандартных покрытий.
Благодаря малому весу модули можно будет легко транспортировать и монтировать на любой тип почвы. Под легкостью плиты почва не проседает, а плотность и толщина дает возможность выдержать нагрузки грузового транспорта и интенсивный поток участников дорожного движения.
Инженеры позаботились о том, что такая дорога способна выдержать перепады температур от -40 градусов до +80 градусов, воздействие химических реагентов и не сможет аккумулировать тепло. Строительство такой дороги возможно в жарких и холодных странах.
Разработчики обещают, что срок эксплуатации дорог пластикового типа увеличится на 30-40% по сравнению с обычными магистралями. Дороги из пластиковых панелей станут менее чувствительны к образованию ям и сколов, коррозии. Немаловажным является тот факт, когда дорожный модуль изнашивается его можно отправить в повторную переработку.
Плита внутри полая, что дает возможность установить в конструкции датчики скорости и численности транспорта, проложить водопроводные сети, дренажные системы, электрокабели без трудозатрат на рытье траншей.
Сокращение вредных выбросов при монтаже
Каждый год в окружающую среду на планете из мировой сети дорог «улетает» 2 % от всего углекислого газа. Производство дорог из асфальтового покрытия тоже имеет свои негативные последствия и пары битума и асфальта загрязняют атмосферу. Полимерные дороги менее токсичны, что еще один плюс в их пользу.
«Совместно с Total и Wavin у нас теперь достаточно опыта, информации, и ресурсов, чтобы приступить к реальным шагам по внедрению этой инновации. Мы ожидаем, что прототип будет подготовлен уже к началу 2018 года», – отметили изобретатели полимерного дорожного покрытия Симон Йорритсма и Анне Кудстаал.
Детальная технология производства держится в строжайшем секрете, в свободном доступе ее пока нет. Но компания обещает начать реализацию проекта в Роттердаме уже в 2018 году. Городские власти уже дали согласие на реализацию проекта. Авторы проекта в поиске исполнителей и партнеров.
Если проект будет удачным, то технология начиная со стран Европы приобретет массовый оттенок.
Проблемы при выполнении проекта
К предполагаемым минусам, которые останавливают производство дорог пластикового типа можно отнести:
- скольжение во время дождя и других осадков,
- попадание воды в полость плиты и возможность заморозки и разрыва плиты,
- малая огнестойкость покрытия,
- горизонтальные сдвиги при эксплуатации.
При попадании воды на пластик сила трения уменьшается. Для решения проблемы возможно будут добавляться дополнительные компоненты в виде гравия, бетона.
Во избежание попадания воды прорабатывается система герметизации плит.
Существует множество сортов полимеров, многие из которых обладают не горючими свойствами.
Но, не смотря ни на что, проектные организации и строители решают эти вопросы и возможно сейчас внедряют тестовые дороги.
Пластиковые дороги в России
Идея пластиковых модулей не нова. Уже более 5 лет в России в военном деле используются переносные дороги. Такая дорога устойчива к тяжелой технике и артиллерии.
Пластиковые дорожные модули с антискользящим покрытием производятся на заводе стеклопластика ОАО «Тверьстеклопластик», который входит в ГК «Рускомпозит» в г. Тверь. Технология широко используется армией. Они используются для прохождения болотистых, сильноухабистых участков пути. Плиты мобильные, не полые и крепятся между собой замковой системой «штырь-отверстие». Уже существует 5 видов плиты, с тремя типами замковых систем, но, по сути, все они универсальны.
Монтаж не предполагает специальных знаний, собрать такое покрытие можно длиной в 800 км не обученному батальону за сутки. Одну плиту достаточно монтировать двумя-четырьмя людьми. После проезда транспорта плиты демонтируются и используются повторно.
Такие дороги часто используются при строительстве газо- или нефтепроводов в зоне вечной мерзлоты, на заболоченных местностях, в тайге, лесотундре или тундре.
Недавно ГК «Рускомпозит подала заявку на получение патента в изготовлении «пластиковой» дороги для массового пользования в Росавтодор.
Гражданский проект в Росавтодоре широкого использования в «масштабах страны» пока рассматривается на бумаге. На это существует ряд причин. Самая основная причина — финансирование, которого порой не хватает даже на обычный ямочный ремонт. Также для внедрения нововведения нужно большое количество вторичного полимера, но пока массовая сортировка и сборка отходов окончательно не налажена. И третья причина – это длительная подготовка нормативно-правовой базы (ГОСТы, сертификаты, СНиПы), с испытанием дорожного полотна в стране в конкретных климатических условиях.
Скорее всего, будет возможно изготовление пластиковых тротуаров, пластиковой дорожной плитки или бордюров.
В Индии в 2002 г проложена первая «пластиковая» дорога Jambulingam Street. Она пережила множество природных катаклизмов в виде муссонов, наводнений, высоких температур и является своего рода достопримечательностью страны. В 2006 г. патент на технологию производства получила компания Thiagarajar College of Engineering и направила свое предложение в Росавтодор.
В Англии инженер Тоби Маккартни потратил 1,5 года тестирования и проложил часть дороги в графстве Камбрия к своему дому с добавлением пластиковых гранул, переработанных из пластиковых отходов.
В Канаде расплавленное вещество пластика для придания большей устойчивости полотна добавляют в горячие дорожные смеси. Патент принадлежит GreenMantra, получившей из бюджета страны в 2013 г инвестиции для развития новых технологий.
В России будут строить дороги из пластика
Впервые технология строительства дорог из пластика была запатентована в Нидерландах в 2015 году. Компания KWC использовала переработанный пластик для строительства долговечный и недорогих автомобильных дорог. Оказалось, что несущая способность пластика аналогична асфальту, но при этом такой материал отличается великолепными эксплуатационными характеристиками, его проще транспортировать и в последующем укладывать на дорогу. Благодаря своим отличным эксплуатационным характеристикам данная технология стала пользоваться популярностью в различных странах света.
Преимущества строительства дорог из пластика
Проведенные лабораторные исследования позволили установить, что по показателям прочности и несущей способности пластик практически не отличается от асфальта и бетона. При этом такой материал характеризуется великолепный прочностью и износоустойчивостью. Планируется, что при соблюдении технологии работы автомобильные трассы из полимеров прослужат в несколько раз дольше, нежели чем дороги из асфальта.
Несомненным преимуществом такой технологии выполнения дорог из пластмассы является скорость обустройства дорожного полотна. Если на строительство дороги по классической технологии уходит от нескольких недель до 2-3 месяцев, то выложить поверхность пластиком будет в 2-3 раза быстрее. Также следует отметить доступную стоимость этого материала, что позволяет существенно сократить затраты на дорожное строительство.
Технология строительства таких пластиковых дорог не отличается сложностью. Сами плиты дорожного полотна изготавливаются в заводских условиях, после чего укладываются на предварительно выровненное основание. При помощи специальных установок плиты скрепляются в единое целое и дополнительно армируются для обеспечения необходимой прочности. Внутри пластиковых панелей располагаются пустоты, в которых могут располагаться инженерные коммуникации. Это позволяет избавить от необходимости последующего вскрытия дорожного полотна для ремонта коммуникаций.
В настоящее время пластиковые дороги с успехом эксплуатируются в Нидерландах, Германии, Франции, Италии и Японии. В ближайшее время в Москве будет запущен пилотный проект, в рамках которого несколько городских улиц будут выложены новым полимерным составом.
Строительство пластиковых дорог в России
Пилотный проект строительства в России дороги из пластмассы уже одобрен Росавтодором. В правительстве уже заложили средства на этот пилотный проект, а в Министерстве транспорта подчеркивают, что в том случае, если данная технология покажет себя с положительной стороны в условиях российских реалий, то в ближайшее время порядка 15-20% новых автомобильных дорог в России будет строится из переработанной пластмассы.
Основная сложность при строительстве таких пластмассовых дорог в России состоит в суровом климате и существенных перепадах температур летом и зимой. Если в Европе отрицательные температуры зимой большая редкость, то в России на протяжении 3-4 месяцев в году отмечаются холода в минус 20-30 градусов. В настоящее время неизвестно как поведет себя пластик в таких экстремальных условиях.
Ещё одна сложность состоит в использовании на российских дорогах антигололедных реагентов и соли. В Европе использования таких химикатов запрещено на законодательном уровне, тогда как в России с суровым климатом эксплуатировать дороги в зимнее время года без использования таких реагентов зачастую затруднительно. Неизвестно, сохранит ли пластик свои эксплуатационных характеристики, при длительном воздействии антигололедных реагентов.
Сами разработчики данной технологии подчеркивают, что использовать пластик для строительства дорог можно исключительно в городе, так как имеются определенные ограничения на предельно допустимую массу транспортных средств, которые могут проезжать по таким автострадам. Поэтому использование пластиковых автомобильных дорог возможно при наличии существенных ограничений на предельно допустимую массу автомобилей, которые могут ездить по таким полимерным дорогам.
В Европе сегодня весь пластик и любое другое вторсырьё перерабатывается и используется повторно. В России же, где степень экологической сознательности граждан не столь высока, появляются определённые сложности с получение материала для изготовления таких инновационных автомобильных дорог. В том случае, если пилотный проект покажет себя с наилучшей стороны и будет принято решение запустить данную технологию на конвейер, то необходимо будет организовать многочисленные приемные пункты пластика от населения, что и позволит решить проблемы с сырьем.
Альтернативы использованию пластика
Идея изготавливать автомобильное покрытие из полимерных материалов появилась еще в начале двухтысячных годов. Так, например, подобные разработки осуществлялись в Канаде, где дорожное полотно строили и успешно строят из бытовых отходов. В Ванкувере многие городские улицы выполнены из специального материала, который изготавливается из смеси асфальта и переработанных бытовых отходов. Такое дорожное полотно показало себя с наилучшей стороны, оно отличается надежностью, долговечностью и способно выдерживать существенные перепады температур. Однако назвать его полностью пластиковым всё же затруднительно. Дело в том, что доля пластмассы в нём составляет лишь 20%, а 80% — это все нам хорошо знакомый асфальт.
В США также успешно используется схожая технологии, когда дорожное полотно выполняют из переработанного полиэтилена. Фактически, такая дорога состоит из соединённых в единое целое решетчатых плит, сделанных из переработанного полиэтилена. В последующем ячейки и блоки заполняются гравием, галькой и растительностью. Однако следует понимать, что такие американские дороги из полиэтилена могут применяться лишь при условии небольшой пропускной способности. Тогда как при повышенной нагрузке они будут разрушены буквально за несколько месяцев.
Есть ли будущее у дорог их пластмассы в России
Специалисты отмечают, что перспективы данной технологии по строительству пластмассовых дорог в России в настоящее время туманны. В том случае, если пилотный проект окажется успешным, то крупномасштабное внедрение пластмассовых дорог позволило бы ежегодно экономить около 2 триллионов рублей на ремонте и обслуживании федеральных трасс. Однако в настоящее время неизвестно как поведет себя данная технологии в российских условиях, и будут ли найдены в России деньги на крупномасштабное строительство таких трасс и дорог из пластмассы.
В России будут строить дороги из пластика
Статья о том, что в России планируют перенять голландский опыт по укладке дорог из переработанной пластмассы. В конце статьи — интересное видео о пластиковых дорогах в Голландии.
Тестирование нового дорожного покрытия началось еще в 2015 году. Высокопрочный пластик предполагается создавать из переработанных отходов, получая на выходе очень надежный материал со сроком службы, превышающим долговечность асфальтного покрытия в 3 раза.
Теперь же пластик для дорог намерены всесторонне изучить московские специалисты из «Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве». Они планируют приобрести материал для тестирования на прочность, ровность покрытия, толщину и даже на реакцию на перепад температур, чтобы вынести собственное мнение.
Экология и экономия
Зарубежные специалисты намного больше российских озабочены состоянием окружающей среды и внедрением способов ее сохранения. Привычный всем асфальт состоит из гравия, песка и битума, получаемого из таких полезных ископаемых, как сланец, уголь, нефть. Все эти ресурсы из года в год все более истощаются, становясь все дороже.
При этом поля, леса и даже океаны покрываются толстым слоем твердых отходов, в том числе изобилием пластиковых. Этот факт навел химиков и технологов на идею использовать мусор во благо, очищая планету и одновременно создавая идеальные автобаны.
Plastic Road родился в очень авторитетном проектном бюро Royal VolkerWessels Stevin N.V, чьи сотрудники считаются ведущими в Европе по портовому и мостовому, спортивному и дорожному строительствам, телекоммуникациям и энергоснабжению на протяжении последних 160 лет.
Преимущества пластиковой дороги
Технология укладки дорог из пластика предполагается более упрощенной по сравнению с другими покрытиями. Для цементобетонных дорог в плитах предусматривают сквозные каналы, через которые тянут покрытые антикоррозийной смазкой стальные тросы, а напрягаемую арматуру убирают в полиэтиленовые трубки для ее свободного перемещения. Торцы между плитами заливают герметиком. Таким образом создается экономия на устройство основания для дороги.
А что же пластиковые дороги? Им не нужна такая многослойность, они отлично лягут на песочную подушку даже в регионах с весьма переменчивым климатом и разноплановыми осадками. Это делает строительство не только быстрым, но и необычайно простым и дешевым. Пластику не только не страшны осадки, но и попадание горючих веществ, автомобильных масел и электролитов. Стойкость к любому температурному воздействию, будь то +80 или -40 градусов, делает пластиковое покрытие незаменимым в российских реалиях.
Наличие полости внутри пластика даст возможность удобно разместить там любые коммуникации: газ, водопровод, линию связи, электрику. В северных регионах можно даже предусмотреть возможность подогреваемой дороги, основательно снизив аварийность в суровые зимы.
На литые дорожные панели, устанавливаемые «стык-в-стык», предполагается сразу наносить всю необходимую дорожную разметку, которая продержится существенно дольше обычной краски. А в грандиозных планах авторов этого проекта – функция изменения цвета дороги в зависимости от температуры окружающей среды для сообщения водителям, например, о наледи.
Тесты показали, что фрикционные возможности автомобильных шин на пластиковом покрытии ничем не уступают сцеплению на асфальте. Хотя пластик не является гигроскопичным материалом, эксперименты технологов вполне могут привести его к нужной степени «шершавости». А в случае осадков влагу с поверхности предполагают отводить путем большого количества маленьких отверстий, либо посредством иного способа дренажа.
Недостатки пластикового покрытия
При таком количестве неоспоримых преимуществ каковы же недостатки? Пока имеются сомнения относительно предельной массы, которую способно выдержать пластиковое полотно. Например, какова будет длительность эксплуатации крайних полос скоростных трасс, по которым курсируют междугородние автобусы и груженые самосвалы. Сможет ли выдержать пластик столь большую ежедневную нагрузку?
Найти ответы на все эти вопросы голландские проектировщики планируют решить опытным путем с помощью крупной строительной компании KWS Infra, вызвавшейся помочь в пилотном строительстве первой пластиковой дороги в Роттердаме.
Конкуренты пластиковой дороги
Канадское дорожное полотно из бытовых отходов
Канадские инженеры первыми начали экспериментировать с разнообразными дорожными покрытиями. В Ванкувере уже замостили несколько улиц усовершенствованным материалом, состоящим из сочетания асфальта с бытовыми отходами – пластиковыми стаканчиками и бутылками, молочными пакетами и прочим мусором. Смесь составлена в пропорции 80:20, что выдает в итоге вполне привычный глазу серый асфальт, чья прелесть состоит в том, что несколько его километров помогают очистить кубометры земли от мусора. Кроме того, для его производства требуется меньшая температура по сравнению с традиционным асфальтом, что ощутимо снижает энергетические затраты.
Безусловно, не обошлось и без критики в адрес нового покрытия. Скептики выдвинули предположение, что наличие в асфальтовом полотне пластика делает его более токсичным, а, значит, опасным для здоровья людей и окружающей среды.
А тот факт, что производство пластиковой дороги обходится на 3% дороже асфальтовой, вполне оправдывается экономией на утилизации огромных свалок пластикового мусора.
Американская дорога из полиэтилена
Американские технологи давно уже внедрили альтернативное покрытие EcoRaster. Удивительное водонепроницаемое полотно состоит из соединенных в единую систему решетчатых плит, созданных из переработанного полиэтилена. Ячейки блоков заполняют галькой, гравием и даже растительностью, которая спасает от эрозии почвенные покровы, а ливневые воды очищаются от загрязнения посредством природной фильтрации.
Для производства уникального покрытия пластик подвергают сильному нагреву, превращая в пасту, а затем смешивают с традиционными составляющими обычной дороги. Таким образом получается все та же асфальтовая дорога, улучшенная, более прочная и долговечная именно благодаря пластиковому компоненту. А так как срок эксплуатации возрастает, государство экономит бюджет за счет ремонтных работ.
Даже если в каких-то местах такое дорожное покрытие повредится, его ремонт займет минимум времени, сил и материальных затрат. Асфальт приходится дробить отбойным молотком, замешивать горячий гудрон и заделывать им выбоины или заливать новое полотно. А пластик всего лишь необходимо разогреть до определенной температуры и, словно детский пластин, растянуть по поврежденному участку дороги.
За время использования EcoRaster ученые провели исследование и подсчитали, что всего за один год эксплуатации уровень парниковых газов снизился на 300 тонн.
Трасса из резиновых покрышек в Аризоне
В американском же штате Аризоне применяют еще один вид асфальтового покрытия – с переработанными резиновыми покрышками. Столь необычная добавка делает дорогу быстросохнущей после осадков или случайного разлива жидкости, а также менее скользкой по сравнению с традиционной асфальтированной трассой.
Российские реалии
Если бы российское дорожное строительство начало перенимать опыт зарубежных стран, это позволило бы сэкономить колоссальные суммы на ремонте дорог. Почти миллион километров автомобильных трасс ежегодно требует вливаний, измеряющихся 1-2 триллионами рублей.
Пока в нашей стране существует единственная компания-монополист, выпускающая дорожные полимерные добавки. Однако в компании «СИБУР Холдинг» понимают, со сколькими трудностями ей придется столкнуться, и поэтому не планирует выпускать инновационный продукт. Отсутствие нормативной базы и технических стандартов по работе с полимерами для дорожного покрытия выводит проблему пластиковых дорог на законодательный уровень. Внесение изменений в технический регламент требует соответствующего ГОСТа, для этого нужно одобрение СоюздорНИИ, а ему – вышестоящего Росавтодора. А на последнего будут давить дорожно-строительные компании, отстаивающие свои интересы.
Поэтому пластиковые дороги Россия увидит еще не скоро.
Видео о пластиковых дорогах в Голландии:
Дорожное покрытие из пластика — качественные дороги и забота о природе
Переработанный пластик имеет множество сфер применения, одна из них – создание дорожных покрытий.
На планете около 40 млн км дорог, на расширение этой сети и создания новых магистралей ежегодно тратится 1,6 трлн тонн асфальта.
Одним из основных компонентов асфальтобетонной смеси является битум, содержание которого варьируется от 10 до 60%.
Частичная замена этого материала переработанным пластиком позволит решить проблему загрязнения окружающей среды и улучшит практические характеристики дорожного покрытия.
Мировой опыт
В 2002 году инженеры индийской компании KK Plastic Waste Management Ltd запатентовали технологию использования пластиковых отходов при асфальтировании дорог.
Этой фирме принадлежит завод в Бангалоре, перерабатывающий сегодня до 30 метрических тонн пластмасс в сутки.
На разработку технологии переработки ПЭТ бутылок, пластиковых стаканов и пакетов в компонент асфальтовой смеси ушло у индусов 5 лет.
Компания создала полимерную смесь KK Poly Blend, которая замещает 8% битума в составе асфальтобетонной смеси и улучшает характеристики дорожного покрытия.
Срок эксплуатации дорог, созданных на базе этого материала, увеличен в два раза. В своем штате KK Plastic Waste Management Ltd построили 2000 км дорог и переработали 8000 тонн пластиковых отходов.
Из Индии идея перекочевала в Западную Европу, один из руководителей шотландской компании MacRebur привез ее в свою страну и после 18 месяцев исследований запатентовал высокоэффективные добавки на основе переработанного пластика. Они выпускаются в виде гранул и хлопьев, которые добавляются вместе с битумом при производстве покрытия.
Модифицированная асфальтобетонная смесь становится прочнее на 60%, а полотно на ее основе служит в 10 раз дольше.
Лидерами производства пластикового асфальта в Северной Америке являются канадцы. Компания Green Mantra разработала инновационную технологию, позволяющую использовать при создании дорожного полотна до 20% переработанного пластика.
Модифицированный асфальтобетон активно используют сегодня для прокладки и ремонта дорог в Ванкувере.
Пластиковый асфальт в России
Технологии применения переработанных полимерных материалов в дорожном строительстве в России разрабатывала компания ОАО «Роснано».
Была создана программа «Инновационная дорога», в рамках которой новые покрытия должны были использованы при строительстве магистралей в Татарстане, Москве, Рязанской области.
Проект остался на стадии разработки, столкнувшись с необходимостью корректировки ГОСТов, СНиПов, технических регламентов.
В России улучшают качество покрытия для дорог с помощью пластиковых добавок, разрабатываемых компанией «СИБУР Холдинг».
Полимер-битумные вяжущие выпускаются из нефтепродуктов.
Рециклинг пластика в компании не внедряется, объясняется это высокими затратами и отсутствием в стране реализованных технологий по массовому сбору полимерных отходов.
Разрабатываются технологии, аналогичные индийским и канадским, в Ярославле и Новосибирске. Планируется использование асфальтобетонных смесей на основе переработанного пластика для ремонта дорог, а в дальнейшем – для прокладки магистралей.
Для реализации проектов требуется внедрение технологий по сбору и сортировки пластиковых отходов, изменение действующего законодательства.
Технология создания дорог: компоненты и укладка
Процесс создания строительного материала для дорожного покрытия идет в несколько этапов:
- сбор, сортировка и очистка пластиковых отходов;
- измельчение полимерных материалов;
- добавление измельченного и расплавленного пластика в битум;
- нагревание смеси и нанесение ее на заполнитель при температуре 160 градусов;
- обработка битумом;
- добавление смеси с пластиком для улучшения сцепления.
В результате получается асфальтобетонная смесь, которая укладываются на подготовленное основание классическим способом. Используются асфальтоукладчики для уплотнения и создания идеально ровного полотна.
Уникальную инновационную технологию использования пластиковых отходов разрабатывает голландская компания VolkerWessels.
Она заключается в литье из переработанного пластика пустотелых плит для дорожного полотна. В пустотах планируется прокладывать городские коммуникации. Плиты на таких пластиковых дорогах будут укладываться на подушку из уплотненного песка.
Отличительная особенность технологии – использование большого количества отходов, а также быстрый монтаж.
Российские специалисты проанализировали потенциал этой системы и пришли к выводу, что подобное дорожное покрытие из пластика можно использовать в климатических условиях нашей страны только для строительства тротуаров и парковых дорожек.
Как сделать покрытие своими руками?
Поклонники традиции все делать своими руками могут воспроизвести технологию производства асфальта из пластика.
Полученный материал можно использовать для мелкого ремонта полотна на парковке возле частного дома или дачи.
Для работы потребуется собрать пластиковые бутылки, удалить пробки и этикетки.
Измельченный пластик разогревают до температуры плавления. Воскообразную массу выливают в разогретый битум, добавляют гравий и перемешивают.
Образованную смесь засыпают в яму или трещину, нагревают горелкой для укладки наплавляемой кровли и утрамбовывают.
Плюсы и минусы
Основным преимуществом использование пластиковых отходов для создания дорожного покрытия является улучшение экологической обстановки в крупных городах.
Большой потенциал потребления пластмассы дорожными компаниями – это стабильное и постоянное избавление от мусора, загрязняющего не только большие города, но и мировой океан.
Среди преимуществ дорожного покрытия с пластиком:
- увеличенная прочность;
- высокая водостойкость;
- увеличение интервалов между ремонтными работами;
- снижение эксплуатационных затрат;
- высокая прочность на растяжение;
- эксплуатация при температурах в диапазоне от -40 до +80ºС;
- хорошее сцепление с колесами автомобилей;
- повышенная устойчивость к воздействию машинного масла и топлива;
- снижение деформации покрытия и отсутствие колеи;
- минимальное количество трещин, благодаря пластичности пластика;
- продолжительный срок эксплуатации.
Внешне покрытие не отличается от традиционного асфальтобетона.
Преимущества использования покрытия из переработанного пластика для городов:
- снижение расходов на содержание дорог;
- минимальные затраты на модернизацию асфальтовых заводов;
- стоимость асфальта ниже, чем при использовании покрытий с модифицированным битумом;
- снижение затрат на утилизацию мусора на полигонах.
Дороги с асфальтом на основе пластиковых бутылок и других отходов улучшит социально-экономический статус города.
Среди недостатков покрытия:
- стоимость выше обычного асфальтобетонного покрытия на 3%;
- ухудшение эксплуатационных характеристик при высоких температурах;
- отсутствие нормативной базы для внедрения покрытия.
Для производства требуется большой объем пластиковых отходов – нужна система раздельной утилизации отходов.
Заключение
Дорожные покрытия на основе переработанных пластиковых отходов — одно из наиболее перспективных направлений развития строительства автомобильных дорог. Не исключено, что скоро эта сфера станет одним из стабильных каналов сбыта для бизнеса на переработке пластика.
Использование инновационных материалов поможет снизить расходы на прокладку и содержание магистралей, избавить города от пластикового мусора.
Еще одна хорошая идея для дорожного строительства — асфальт с резиновой крошкой, о котором можно прочесть здесь.
Асфальт из переработанного пластика
Проблема переработка пластика является главной задачей не только государства в целом, но также каждого человека, который желает заботиться о Земном доме, в котором он живет. Совсем недавно специалисты продумали решение переработки пластика.
Шотландская компания внедрила идею. Смысл заключается в том, что пластик можно использовать в качестве укладки асфальта. Это замечательная идея, которая нашла отклик уже во многих странах. Разберем специфику переработки пластика в асфальт.
Пластиковый асфальт в России
Примечательно, что Россия одна из немногих стран, которая изъявила желание перерабатывать пластик в асфальт. Российские инженеры сразу переняли Шотландский метод, в котором пластик можно переработать в гранулы и тем самым заполнить полость дороги. Таким образом, был создан новый метод прокладки асфальта.
Первая технология переработки пластика в асфальт была применена в России в городе Татарстан. Чуть позже инновация распространилась и на Московский регион. Технология применялась при строительстве дорожных магистралей и возымела успех. Асфальт ничем не отличался от традиционного, но разработки технологии еще ведутся, чтобы корректировать инновацию под ГОСТ и регламент. В Российской Федераций первой компанией, заинтересовавшейся инновационным покрытием дорог, стал «Сибур Холдинг». Компания продолжает деятельность до сих пор и внедряет новые методы для переработки вторичного сырья.
В других регионах, например в Ярославле и Новосибирске компании разрабатывают уникальную технологию по использованию пластика для ремонта дорог. Впервые такой способ производства был использован Индией и Канадой. Пока что этот способ только начал применяться и о его успехе говорить рано. Однако производители надеются выйти в лидеры на рынке по переработке пластика.
Примечательно, что российские специалисты анализированы потенциал данного производства. Они пришли к однозначному выводу, что дорожное покрытие из пластика это лучшее решение среди российского климата. Оно будет прочным и прослужит долгие годы. Также инженеры подняли вопрос о переработке пластика для укладки тротуаров. Этот вопрос сейчас обсуждается и в скором времени будет принято решение.
Технология создания дорог: компоненты и укладка
Этапы сбора пластика и его переработки достаточно прозрачны и просты. Заводы, занимающиеся сортировкой, следуют определенным правилам, чтобы сырье получилось качественным и пригодным для укладки асфальта.
Так, вначале пластик нужно собрать, сортировать и очистить от ненужных и лишних деталей. После чего ее надо измельчить до образования гранул. Третий этап: добавить измельченные гранулы в битум. Это смолоподобный продукт, который используется для выкладки асфальта. В результате получается асфальтовая смесь. Она укладывается традиционным образом. По вязкости имеет такое же строение, как и классический асфальт. Однако ремонтники, используя пластик для покрытия дорог, вынуждены уплотнять смесь, чтобы она была ровной и служила долгие годы.
Сейчас, компания в Амстердаме продумывает инновационную технологию для переработки пластиковых отходов. Она продумывает план, по которому для асфальта будут использованы большое количество переработанного пластика. У заводов не будет необходимости отсортировывать пластик, так как все отходы будут пригодны для покрытия асфальта.
На данный момент, пластик является отличной альтернативой традиционному асфальтовому покрытию. В скором времени, возможно, все 30 млн. км.дорог будут покрыты пластиковыми отходами, тем самым Земля будет чище, а люди здоровее.
Уже в 2002 году инженеры в Индии стали перерабатывать пластик для асфальтирования дорог. Однако Шотландия переняла их опыт и дополнила его новыми технологиями. Сейчас, компания в Индии перерабатывает более 29 тонн пластика в сутки. Это значительная цифра, которая уже сейчас позволяет очищать окружающую среду от мусора.
Как сделать покрытие своими руками
Чтобы сделать покрытие своими руками нужно не так много времени и умений. Такая технология может применяться на любом участке. Например, для парковки, для дома и т.п. Чтобы сделать покрытие, потребуется собрать бутылки, удалить ненужные элементы, разогреть пластик до плавления и добавить горячую смесь в битум.
Важно соблюдать меры предосторожности. Горячая смесь может привести к ожогам, поэтому при выполнении работы следует защитить открытые участки кожи.
Таким образом, смесь выливают в яму или укладывают им асфальт. Такое покрытие будет прочным и долговечным, более того оно дешевле, что позволит сэкономить финансовые средства.
Чтобы начать укладывать асфальт, нужно обзавестись необходимой смесью. Как уже было сказано это пластик, битум, емкость для замешивания и щебень. Последнее можно не добавлять, но для улучшения сцепления все же будет полезно. Для емкости можно выбрать железную тару объемом в 100-300 литров.
Плюсы и минусы
Преимущества укладки асфальта из пластика являются очевидными. Благодаря переработки вторичного сырья улучшается состояние окружающего мира. Это главная причина, по которой была продумана разработка данной технологии. Более того потребление пластика избавляет от мусора, который является проблемой для многих стран. Среди преимуществ также выделяют:
- Долговечность и прочность смеси
- Водостойкость
- Дешевое сырье
- Минимальное количество трещин
- Улучшение экологического состояния в странах
Эксперты выделили также недостатки в использовании пластика для покрытия асфальта. Среди недостатков можно выделить:
- Нестабильный климат может разрушить структура асфальта
- Отсутствие ГОСТА и регламента
- Долгий поиск пластика
Так или иначе, переработанный пластик это перспективная инновация, которая может стать решающей в укладке дорог. Уже сейчас прослеживается положительная динамика в строительстве дорог, и, скорей всего, такая тенденция будет наблюдаться еще многие годы.