1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тенденции на рынке автомобильного кредитования 2020

Автокредиты обновили рекорд

В III квартале средний размер автокредитов на новые и подержанные автомобили достиг 843 300 руб. Это на 11,5% превышает показатели II квартала и даже несколько выше рекордного уровня, зафиксированного в конце 2019 г. (842 600 руб.), сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).

Среди 30 регионов – лидеров по объемам автокредитования самый большой средний размер автокредита зафиксирован в Москве (1 271 333 руб.), Московской области (1 048 895 руб.), Санкт-Петербурге (1 029 883 руб.), Краснодарском крае (932 458 руб.) и Ханты-Мансийском АО (925 173 руб.). А самый маленький – в Чувашской Республике (674 128 руб.), Кировской (664 430 руб.) и Кемеровской (637 005 руб.) областях.

Больше всего средняя сумма автокредита выросла относительно аналогичного периода 2019 г. в Кемеровской (+40,9%), Новосибирской (+15,1%), Воронежской (+14,5%), Самарской (+14,0%) областях и Чувашской Республике (+11,1%). Самый скромный рост продемонстрировали Саратовская (+1,6%) и Ульяновская (+2,5%) области, а также Краснодарский край (+3,3%).

Генеральный директор НБКИ Александр Викулин констатирует, что росту показателей в первую очередь поспособствовало снятие летом карантинных ограничений в наиболее крупных и кредитно активных регионах страны, прежде всего в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. «Благодаря этому граждане смогли вновь посещать автосалоны и реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос», – отмечает глава бюро. Помимо выросшего спроса, по мнению эксперта, основными причинами активности на авторынке стало расширение условий госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», а также ожидание покупателями повышения цен на автомобили, связанного с падением курса рубля.

Почему автомобили в кредит часто обходятся дешевле, чем за наличные

Заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства Михаил Полухин среди причин спроса на автокредиты называет ослабление курса рубля и обновление многими автопроизводителями модельного ряда, что обусловливает повышение цен на автомобили. «Этот фактор, а также расширение ценового коридора по государственным льготным программам автокредитования и повышение потребительской активности после карантина могут быть основными причинами роста средней величины кредита, – считает Полухин. – В дальнейшем определяющее влияние на размер автокредитов продолжит оказывать стоимость автомобилей, которая, в свою очередь, будет сильно зависеть от динамики курса рубля по отношению к иностранным валютам. По нашим оценкам, как цены на машины, так и средний чек по кредитам будут расти».

Старший аналитик банковских рейтингов Национального рейтингового агентства Надежда Караваева тоже отмечает, что средний размер автокредита находится в прямой зависимости от курса рубля. «Кроме того, часть граждан, имеющих валютные накопления, могли воспользоваться снижением курса рубля и оформить автокредит, нивелировав тем самым удорожание автомобилей в рублевом эквиваленте», – говорит Караваева. По ее оценке, «в целом за девять месяцев рынок уже восстановился до прошлогодних показателей как по количеству выданных кредитов, так и по их объему, даже несмотря на рост среднего размера автокредита».

Руководитель управления автокредитования «Тинькофф банка» Кирилл Григорьев отмечает, что дефицит автомобилей вызвал в сентябре рост автокредитов на новые машины на 12% по сравнению с прошлогодним сентябрем. «В дальнейшем полагаем, что рост стоимости автомобилей замедлится, так как реализовался весь отложенный спрос», – заключает эксперт.

Что ждет автокредитование в 2020 году («Российская газета»)

Покупая автомобиль в кредит, теперь необязательно передавать его в залог банку. Не требуется и первоначальный взнос. Правда, максимальная сумма по такому предложению составляет 500 тысяч рублей. Ставки начинаются от 9% годовых. Купить можно новый или подержанный автомобиль или мотоцикл.

Среди других новых продуктов, которые предлагают банки в этом году, — онлайн-сервисы, позволяющие выбрать автомобиль и получить решение по кредиту, не выходя из дома.

В прошлом году россияне купили в кредит рекордное за последние шесть лет количество автомобилей — почти 950 тысяч, посчитали в агентстве «Автостат» и Национальном бюро кредитных историй. Рынок поддержала в том числе государственная программа льготного автокредитования.

«В 2019 году доля автомобилей, продаваемых в кредит, выросла с 44 до 55%. Средняя сумма кредита выросла за 2019 год более чем на 15%», — рассказал директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков. По его словам, средняя стоимость нового автомобиля составляет 1,86 млн рублей, авто с пробегом — около 825 тысяч рублей.

Сервис «Сравни.ру» по запросу автокредита на три года без первоначального взноса и при стоимости автомобиля 1,8 млн рублей выдает 14 предложений банков. Ставки варьируют от 5 до 15,9% годовых, по большинству предложений — 9,9-11,9%. Как говорят участники рынка, в течение прошлого года средние ставки по автокредитам снижались.

«Уровень ставок во многом зависит от стоимости фондирования на рынке, — указал Павел Серый, начальник управления продуктовой политики Русфинанс Банка. — По итогам третьего квартала 2019 года средняя ставка на рынке новых автомобилей в России была 13%, на рынке автомобилей с пробегом — 18,1%».

Как отметили в ВТБ, снижение средних ставок по автокредитам в этом году будет зависеть от движения ключевой ставки Банка России, макроэкономической ситуации и конъюнктуры рынка. Павел Серый полагает, что ставки будут снижаться «при благоприятных экономических условиях».

Уровень одобрения автокредитов в прошлом году снизился. При этом качество выданных займов в банках называют приемлемым. «Качество портфеля находится в прямой зависимости от реализуемых программ государственной поддержки. Как правило, клиенты, соответствовавшие критериям предыдущих программ, демонстрируют высокую платежную дисциплину», — отметили в ВТБ.

Банковский рынок рассчитывает тормозной путь автокредитования. Обзор

Москва. 18 мая. INTERFAX.RU — «Никогда такого не было, и вот опять» — так можно описать ситуацию на рынке автокредитов, который в третий раз за последние 12 лет сталкивается с кризисом и одним из первых наряду с автомобильной промышленностью принимает удар на себя. Но если раньше основными причинами снижения спроса на автокредиты были ослабление курса рубля и падение доходов населения, то в этот раз к ним добавился COVID-фактор: в апреле из-за пандемии коронавируса автосалоны закрылись на карантин, что сделало невозможным привычный способ покупки машин. Весь апрель банки в срочном порядке разрабатывали удаленный формат выдачи кредитов, но это стало слабым подспорьем для сегмента автокредитов, в котором клиенту важны личное присутствие на сделке и возможность «пощупать» покупаемую машину.

Участники банковского рынка осторожно оценивают перспективы сегмента автокредитования, увязывая глубину его падения со сроками окончания режима самоизоляции и скоростью восстановления экономики. Ясно одно — в 2020 году роста в этом сегменте ждать не приходится, а без расширения государственных программ льготного автокредитования динамика и в 2021 году будет удручающей.

Как рынок буксовал в прежние кризисы

Предкризисный 2007 год был одним из самых успешных для автокредитов, тогда каждый второй автомобиль был куплен на заемные средства. В конце 2008 года кредитный бум накрыла волна мирового финансового кризиса. Банки повысили ставки по кредитам в 2-2,5 раза и резко сократили лимиты на автокредиты, что привело к падению рынка почти на 50%. Поддержку автокредитованию оказала государственная программа субсидирования ставок на покупку машин российской сборки, которая действовала в 2009-2011 годах. По подсчетам агентства «Автостат», в 2011 году она обеспечила около трети от общего объема выдач автокредитов.

В следующие два года автокредитование росло двузначными темпами: в 2012 году, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), рост кредитов на покупку авто составил 35%, в 2013 году — 24%. Доля автомобилей, купленных в кредит, на начало 2014 года достигла 46%.

С новыми вызовами банковский сектор столкнулся в декабре 2014 года, когда ЦБ в условиях резкого ослабления рубля повысил ключевую ставку с 10,5% до 17%. Реакция банков была мгновенной: многие кредитные организации прекратили прием заявок на автокредиты или повысили ставки по ним до непосильных для заемщиков величин. Господдержка отрасли (продление программы утилизации старых авто и две новые программы — льготного автокредитования и льготного лизинга) в значительной степени смягчила падение рынка, особенно во втором и третьем кварталах 2015 года, позволив сохранить активность банков в данном сегменте розничного кредитования и поддержать продажи автомобилей

В 2018 году рынок смог приблизиться к «докризисным» цифрам: по данным НБКИ, число проданных в кредит автомобилей составило 801,3 тыс. против 823,4 тыс. в 2014 году. А по итогам 2019 года эта цифра выросла до 947,3 тыс. Рост выдачи автокредитов, как и в прошлые годы, связан с действием госпрограмм льготного кредитования для массового сегмента покупателей.

Крутой вираж

Март 2020 года, несмотря на пришедший в Россию кризис, ознаменовался бурей перед апрельским затишьем. Банки на фоне обвала рубля и паники на мировых рынках показали рекордный для марта рост розничного кредитования — 1,9%. Эксперты объясняют ажиотажный спрос на кредиты со стороны населения ожиданиями роста ставок и опасениями ужесточения кредитной политики банков. По подсчетам НБКИ, в первом квартале в РФ было выдано 218,2 тыс. автокредитов, это на 11,6% больше, чем за тот же период 2019 года, и это является рекордом за последние семь лет

А затем наступил «черный» апрель, посадивший граждан и практически весь бизнес на карантин. И хотя большинство банковских отделений продолжали работать, покупка машины в кредит стала чем-то из разряда «миссия невыполнима».

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) снижение реализации легковых и легких коммерческих машин составило 72,4%, глубина падения по всем брендам — от 29,5% до 99,5%. В апреле было реализовано рекордно малое для РФ количество автомобилей — 38,92 тыс. штук. «Российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных, собираемых АЕБ. «Черный апрель» 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости, констатировал глава комитета автопроизводителей ассоциации Томас Штерцэль, отметив, что в новой реальности всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж.

По оценке агентства «Автостат», выдача автокредитов в апреле 2020 года оказалась на 81% ниже, чем в апреле прошлого года — как в количестве, так и в рублях.

«Авторынку РФ сейчас приходится нелегко, сказывается зависимость от валютной волатильности, а также общая экономическая ситуация, вызванная пандемией коронавируса. При этом ряд регионов, в том числе Москва, Архангельск, Пенза, Нижний Новгород, Абакан, Краснодар, наиболее сильно ощутили на себе ухудшение», — сказали «Интерфаксу» в ВТБ. По итогам апреля динамика продажи автокредитов сократились более чем в полтора раза, заявили в пресс-службе банка.

«В апреле мы зафиксировали трехкратное падение как спроса на автокредиты, так и объема выдач. И это логично. Автокредитование практически встало, количество заявок находилось на минимальном уровне, и по большей части они были сформированы клиентами до карантина. Это ожидаемо, так как клиентское поведение полностью изменилось: клиенту вместо привычной жизни приходится находиться дома, все точки продаж работают в ограниченном режиме. Аналогичная ситуация наблюдается и с автосалонами, которые прекратили свою работу на время нерабочих дней», — сказал член правления, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марина Дембицкая.

По предварительным оценкам, объем рынка автокредитования снизился в шесть раз — до 12-13 млрд рублей, отмечает член правления Юникредит банка Михаил Повалий.

Нажми на кнопку — получишь автомобиль

Коронавирусная изоляция подтолкнула банки к более быстрому внедрению удаленных каналов продаж, исключением не стали и автокредиты. Правда пока, по мнению участников рынка, онлайн-кредиты не могут заменить традиционный способ выбора и покупки автомобиля в салонах продаж.

«На наш взгляд, пока ни система, ни клиенты не готовы к переходу в онлайн полностью, особенно в массовом сегменте. Здесь покупатели хотели бы лично посмотреть автомобиль, пройти тест-драйв, выбрать внутренние опции и лишь затем покупать», — сказал первый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

«Да, мы запустили возможность оформления сделки, не посещая офис. Если ранее дистанционно люди могли оформить кредит наличными или кредитную карту, и этим никого не удивишь, то сейчас можно купить автомобиль, не выходя из дома, и его даже привезут к подъезду. Это действительно новый процесс, который, как нам кажется, еще найдет своего покупателя и скоро станет достаточно массовым явлением. Пока же клиенты смотрят с интересом, но и с осторожностью. Все-таки надо понимать, что покупка автомобиля для клиентов — большая трата», — отмечает Марина Дембицкая из РГС Банка.

Кредит Европа Банк заранее вводил меры, позволяющие выдавать кредиты удаленно, в том числе и на автомобили, сказал «Интерфаксу» начальник дирекции потребительского кредитования банка Кирилл Маевский. Рынок онлайн-кредитов автомобилей развивается постепенно вместе с изменением потребительского поведения, но на текущий момент для клиентов преобладающим фактором при выборе машины являются возможность личного присутствия в автосалоне и контакта с продавцом, отметил он.

Читать еще:  Dodge Charger 2015 (23 фото)

«В нашем банке уже несколько лет действуют программы автокредитования, лимит по которым рассчитывается заранее и доступен клиенту через мобильное приложение Mobile.UniCredit. Но для получения автомобиля требуется физическое участие клиента. Мы обсуждали со многими партнерами возможность удаленной выдачи, но не зафиксировали спроса на такую услугу в период ограничительных мер», — сказал Повалий.

ВТБ уже создал полностью дистанционный способ покупки автомобиля: 27 апреля банк провел первую в России онлайн-сделку по покупке машины в кредит. В настоящее время банк пилотирует сервис и надеется, что он будет пользоваться популярностью и после окончания пандемии.

Туманное будущее

Восстановление спроса кредитов на автомобили во многом зависит от того, насколько быстро стабилизируются экономическая ситуация и кредитоспособность населения, отметил Кирилл Маевский из Кредит Европа Банка.

«Говорить о темпах роста и прогнозах на 2021 год преждевременно. Многое зависит от сроков окончания режима самоизоляции и от того, как быстро бизнес в общем смысле этого слова оправится от кризиса, связанного с пандемией», — заявил он.

«Есть два пути или сценария, к которым стоит сейчас готовиться банкам в части работы с кредитными продуктами. Первый вариант — V -существенный и резкий спад спроса на автокредиты, а потом такое же быстрое восстановление. Второй вариант — L -существенное падение спроса с его сохранением на низком уровне какой-то промежуток времени. По нашим оценкам, основной спад рынок уже прошел, и сейчас в рамках второго-третьего квартала будет обратный постепенный рост с полным возвращением к плановым значениям в четвертом квартале. То есть мы надеемся на оптимистичный сценарий», — прогнозирует Дембицкая из РГС Банка.

РГС Банк в мае ждет спрос на автокредиты на уровне января (около 50% от первоначальных ожиданий). Многие потребители, не будучи увереными в завтрашнем дне, отложат столь значимую покупку до лучших времен. Хотя часть из них, вполне вероятно, продолжит совершать покупки на фоне ожидаемого роста цен и дальнейшего падения курса рубля.

«В начале года был рост объемов кредитования по объективным причинам, в том числе из-за начала действия программ поддержки. В текущей ситуации очень сложно определить дальнейшее развитие рынка, так как ситуация меняется быстрее, чем вводятся меры реагирования. Одно можем сказать точно: рост объемов кредитования в этом году ожидать не стоит. По нашим прогнозам, падение рынка кредитования можно ожидать на уровне 25% по отношению к предыдущему году. Ввод нерабочих дней и самоизоляции существенно повлияет на поведение клиента, его продуктовую корзину и потребности», — говорит Дембицкая.

В ВТБ отмечают постепенное оживление продаж автокредитов по сравнению с началом апреля. В настоящее время их оформляют те клиенты, которые раньше планировали покупку автомобиля, особенно с учетом программ государственного субсидирования. По итогам года госбанк ожидает спада продаж автомобилей, и, соответственно, сокращения рынка автокредитов. «Анализ рынка показывает, что срок владения автомобилем увеличивается, также как и фактический срок жизни кредита. С учетом текущих экономических факторов допускаем, что доля расходов клиентов на оплату автокредита может вырасти, поскольку реальный рост доходов населения ниже, чем рост цен на автомобили», — отмечают в ВТБ.

По мере стабилизации экономической ситуации и окончания периода пандемии ВТБ ждет восстановления рынка автокредитования, однако срок прогнозировать пока достаточно сложно. «В настоящее время можно с уверенностью сказать, что пока автомобильный рынок будет двигаться в сторону цифровой трансформации. Кроме того, будут развиваться продажи автомобилей с пробегом, так как на этом направлении экономическая ситуация отражается не так сильно», — прогнозируют в госбанке.

Совкомбанк ожидает роста обращений клиентов по сравнению с показателями апреля и начала мая, заявил Хотимский.

Юникредит банк надеется на восстановление спроса на автокредиты, но многое будет зависеть не только от состояния экономики, но и от потребителей: как изменится структура их расходов с учетом всех обстоятельств, отмечает Повалий. «На текущий момент мы воздержимся от прогнозов, поскольку ограничительные меры ещё действуют и нет полного понимания их влияния на экономику в долгосрочной перспективе в будущем», — говорит он.

Надежды на господдержку

Еще до COVID-кризиса в России действовали две государственные программы поддержки для физлиц — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

В программе «Семейный автомобиль» могли принять участие родители с двумя и более несовершеннолетними детьми, в программе «Первый автомобиль» — приобретающие собственную машину впервые. Суть поддержки — субсидирование 10%-ных скидок на оплату первоначального взноса по автокредиту при покупке автомобиля (для жителей Дальнего Востока скидка больше — 25%).

«Безусловно, льготное автокредитование оказывает существенную поддержку авторынку. При этом автомобильный рынок РФ весьма разнообразен, и льготная программа автокредитования может покрыть только часть потребностей от общего потенциального спроса. С большой вероятностью доля льготных автокредитов будет продолжать рост, это существенная мера поддержки автобизнеса», — отмечает ВТБ.

Под действие этих программ сейчас подпадают автомобили стоимостью до 1 млн рублей (в частности, все модели «АвтоВАЗа» ). Минпромторг в марте заявил, что планирует увеличить максимальную стоимость машины, которую можно купить в рамках этих программ, до 1,5 млн рублей. Кроме того, программа будет расширена на семьи с одним ребенком.

«Данная мера (распространение программы на семьи с одним ребенком — ИФ) очень сильно увеличит целевую аудиторию данной программы и станет мощной мерой поддержки для стимулирования рынка автокредитования. При этом данная мера укладывается в общую концепцию, принятую на уровне правительства РФ по поддержке семей с одним ребенком», — отмечает Дембицкая.

Повышение ценового порога для автомобилей-участников госпрограмм с 1 млн до 1,5 млн рублей в сложившейся экономической ситуации — скорее вынужденная мера, вызванная повышением стоимости автомобилей, нежели расширение программы, считает она.

«Данное изменение рынок ожидает давно, так как все меньше автомобилей попадает под это ограничение. При этом Минпромторг пока не доводил информацию об изменении перечня списка ТС, которые доступны для приобретения по программам льготного автокредитования. Возможно, в программу попадут более премиальные комплектации ТС, но если изменится только комплектация автомобилей, то к существенному росту спроса по данной программе ожидать не стоит. Оптимальным, на наш взгляд, было бы не только увеличение максимальной стоимости ТС, но и включение новых марок и моделей в перечень доступных для приобретения автомобилей. Однако эта мера труднореализуемая с учетом требований от Минпромторга к автомобилям по агрегатам и узлам, произведенным на территории РФ», — говорит она.

В конце марта Минпромторг также сообщил, что финансирование программ господдержки спроса на автомобили в 2020 году будет удвоено от ранее заявленной суммы и составит 10,5 млрд рублей, а вместе с программой льготного лизинга — 12,5 млрд рублей.

Тенденции на рынке автокредитования.

автомобили
кредитование

Все больше людей прибегают к кредиту с минимальным первым взносом, или вообще «без денег» просто сдавая свой старый автомобиль в трейд-ин. Аналитический центр АВИЛОН провел анализ кредитных сделок за 2019 год и выявил несколько интересных тенденций, а также наиболее популярные модели в каждом сегменте, которые покупают в кредит. Например, только за первое полугодие 2019 года продажи новых автомобилей в кредит выросли на 12%, а подержанных автомобилей на 33%.

Эксперты связывают рост доли кредита с увеличением стоимости автомобилей, появлением на рынке более выгодных предложений при покупке автомобиля в кредит и снижением кредитной ставки на приобретение подержанного автомобиля практически в 2 раза.

Увеличилась средняя стоимость автомобилей, приобретаемых в кредит: в масс сегменте на 18,6%, в премиум на 10,6%, в люкс сегменте на 17,6%. Рост в частности вызван тем, что при покупке автомобиля в кредит клиенты предпочитают более богатое оснащение автомобиля, чем при покупке за наличные. Еще среди тенденций на рынке автокредитования можно назвать увеличение средней суммы кредита в масс и премиум сегменте на 15,4% и на 9% соответственно. Это связано с уменьшением размера первоначального взноса. Все чаще покупатели приобретают автомобиль в кредит с минимально допустимым первоначальным взносом или в счет сданного авто по программе трейд-ин. Также стоит отметить, что доля льготного кредита снизилась в 2 раза из-за ограниченного выбора автомобилей, попадающих под условия программы.

Наиболее популярные автомобили, приобретаемые в кредит в массовом сегменте: Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Volkswagen Teramont, Volkswagen Polo Sedan, Volkswagen Tiguan. В премиальном сегменте в кредит покупают чаще всего Mercedes-Benz GLC, Mercedes-Benz E-класс, Mercedes-Benz А-класс, BMW 3 серии, BMW 5 серии, BMW Х3, Range Rover Sport, Range Rover Velar, Audi Q5, Audi A4, Audi Q7. В люксовом сегменте в кредит покупают такие модели как Bentley Bentayga, Bentley Continental GT, Rolls-Royce Cullinan, Rolls-Royce Wraith и Aston Martin Vantage.

«Автокредиты продолжают оказывать основную поддержку отрасли. Активизировались как автопроизводители, так и кэптивные банки, с ними связанные. Их совместные действия позволили сохранить объемы кредитования на прежнем уровне. Но главным драйвером роста автокредитования в 2019 году стал сегмент подержанных машин», — заявил Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «АВИЛОН».

Автокредитование выбирается из провала

В сентябре рынок автокредитования начал восстанавливаться после провала в августе. Число выданных кредитов сохранилось на уровне августа, а средняя сумма выросла на 0,4%. Нового падения на рынке избежать позволили пополнившиеся склады автодилеров и опасения потребителей, связанные с ростом цен на автомобили из-за колебания курса валют. Эксперты ожидают, что до конца года спрос на автокредиты будет держаться на текущем уровне, если не случится повторения весеннего карантина.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в сентябре было выдано 87,2 тыс. автокредитов на сумму 74,83 млрд руб. Это почти столько же, сколько и в августе, и на 2,4% и 11,3%, больше, чем в сентябре прошлого года. Выросла в сентябре и средняя сумма автокредита— с 854,4 тыс. до 857,9 тыс. руб. Таким образом, начавшееся в августе падение — рынок после резкого июльского скачка сократился на 13% в количественном и на 9,7% в денежном измерении — остановилось.

После рекордного июля выдача автокредитов в августе—сентябре несколько замедлилась, но тем не менее в третьем квартале 2020 года было выдано на 5,1% больше автокредитов, чем за аналогичный период прошлого года, отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. «Откат в августе был связан с дефицитом ряда марок у автодилеров,— поясняет он.— Но по мере насыщения отложенного спроса активность на рынке автокредитования постепенно пойдет на спад». Одна из причин — ожидание покупателями повышения цен на автомобили из-за роста курса валют. «Граждане стараются как можно скорее купить автомобиль, опасаясь дальнейшего роста цен,— считает гендиректор ОКБ Артур Александрович.— Можно ожидать значительного роста автокредитования в ноябре, когда в автосалоны завезут достаточное количество машин в популярных комплектациях».

Дефицит сохраняется практически по всем маркам и моделям, отмечает гендиректор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин, указывая, что по части локальных брендов поставки ожидаются в конце октября, по импортным — уже после Нового года. Директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский считает, что помимо дефицита автомобилей на спрос сейчас влияет и обеспокоенность потребителей колебанием курса — многие клиенты решили поспешить с покупкой. До конца года спрос будет держаться на текущем уровне, прогнозирует господин Петрунин, большего ажиотажа среди клиентов не будет, так как цены на автомобили растут, ситуация с короновирусом в стране ухудшается, а отложенный спрос исчерпывает себя.

Так, «Тинькофф» выдал в сентябре 6,3 тыс. автокредитов на 3,3 млрд руб. Эти показатели на 6,8% и 1,2% соответственно больше, чем в августе. В Сетелем-банке (дочернее подразделение Сбербанка) объем автокредитов в сентябре вырос на 5% в количестве выданных кредитов и на 2% в сумме к августу. В сентябре объем выдачи автокредитов ВТБ составил свыше 7,77 млрд руб., что на 9% больше, чем в августе, указали там. Но не все банки фиксируют рост автокредитования. Так, в сентябре Русфинанс-банк (дочернее подразделение «Росбанка») выдал более 10 тыс. автокредитов, что на 4% ниже уровня августа. При этом если сравнивать сентябрь 2020 года и сентябрь 2019 года, то средний размер автокредита увеличился на 15%, приводит данные директор департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бородавин. По его словам, этот рост связан как с повышением стоимости автомобилей на рынке, так и с увеличением максимальной стоимости автомобиля в рамках госпрограмм льготного автокредитования.

Машины подорожали на 15% из-за ослабления рубля

Экспертам пока сложно давать прогнозы до конца года. «Традиционные позитивные факторы вроде повышенного спроса в четвертом квартале и выделения дополнительных бюджетов на финансирование государственных программ поддержки могут быть нивелированы дефицитом определенных моделей автомобилей и непростой эпидемиологической обстановкой»,— считает господин Бородавин. На рынке есть отложенный спрос на покупку автомобилей и есть новые интересные предложения по автокредитованию (цифровые сервисы вроде платформ «Сбера» и ВТБ). Это должно стимулировать восстановление рынка, уверен старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Денис Гаврилин. Что касается второй волны, то в случае введения ограничений по весеннему сценарию это повлияет на всю экономику, не только на автокредитование, заключает он.

Читать еще:  Suzuki SX4 2014

Карантин кончился, кризис – нет. Стоит ли покупать новый автомобиль сейчас и какова ситуация на рынке?

Автомобиль уже давно не роскошь, но постоянный рост цен, увы, приучает к обратному. Сейчас даже обычная Lada Granta в салоне начинается от полумиллиона рублей, поднимаются в цене и другие модели. Мы разобрались, почему так происходит, как можно сэкономить за счет государства и стоит ли вообще сейчас решаться на такую дорогую покупку, как новый автомобиль.

Рынок оживает, но не очень быстро

Российская автомобильная отрасль до коронавирусного кризиса показывала неплохие результаты – уже более 90% всех продаваемых в России автомобилей производились внутри страны, крупнейшие мировые производители смогли локализовать производство (пусть и с разной глубиной), а государство поддерживало не только производителей, но и банки, которые наращивали выдачу автокредитов.

С пандемией коронавируса в эту сферу, как и во многие другие, пришел кризис. По отрасли он ударил сразу с нескольких сторон:

  • остановились поставки комплектующих – сначала из Китая, потом из стран Европы (откуда некоторые производители получали машинокомплекты);
  • из-за девальвации рубля часть комплектующих стала стоить дороже – подорожали и сами автомобили;
  • остановились сами заводы – они не попали в число предприятий, которым было разрешено работать в нерабочие дни в апреле-мае;
  • остановился спрос – из-за локдауна в масштабах всей страны десятки миллионов россиян потеряли часть доходов – в том числе и те, кто планировал покупку авто.

Конечно, отрасль пыталась как-то наладить работу – например, в качестве эксперимента рассматривали онлайн-покупку авто с доставкой домой, но дальше эксперимента дело не пошло.

Как результат – по состоянию на август 2020 года продажи были на 16,9% меньше аналогичного периода прошлого года. Это оказалось не так плохо, как прогнозировали в Ассоциации европейского бизнеса (минус 23,9%), однако все равно кризис отразился на компаниях. При этом всплеск продаж был зафиксирован в июле – когда в регионах России ослабили режим самоизоляции и покупатели реализовали свой отложенный спрос. А в августе продажи были уже на 0,5% меньше августа прошлого года.

Что касается марок и моделей, то в рейтинге традиционно лидирует продукция АвтоВАЗа, который за август продал 28 621 автомобилей (из которых 10 550 – это Lada Granta). На втором месте Kia с 19 818 проданными автомобилями, затем идет Hyundai с проданными 17 462 машинами. При этом по числу проданных автомобилей зарубежные марки показали рост, тогда как АвтоВАЗ продал меньше машин, чем в прошлом году.

Наличие проблем признают в Минпромторге. Как рассказал министр Денис Мантуров, по итогам года ведомство ждет падения рынка на 25-30%, но все равно российский рынок по итогам августа показал второй результат в Европе после Германии. Кроме того, спад в легковом сегменте Минпромторг надеется наверстать полной загрузкой мощностей по коммерческому транспорту.

Госпрограммы – хорошо, но если без перебора

Один из ключевых драйверов рынка новых автомобилей – государственные программы льготного автокредитования. По сути, государство решает сразу несколько проблем – помогает автопроизводителям, населению, банкам и даже страховым компаниям (полис Каско при покупке авто в кредит – практически везде обязательное условие).

Всего программ 2:

  • «Первый автомобиль» – право на льготу имеет любой покупатель-заемщик, кто до этого момента не владел автомобилем;
  • «Семейный автомобиль» – купить машину со скидкой может заемщик, у которого есть несовершеннолетние дети (хотя бы один ребенок).

Недавно добавилась и программа для медработников.

Если заемщик подходит под эти параметры, он может купить автомобиль в кредит и получить на него скидку в размере 10% от стоимости (кроме регионов Дальнего Востока, где скидка составит уже 25%).

Правда, есть и дополнительные условия:

  • это обычный автокредит , поэтому покупатель авто должен проходить по всем требованиям банка к заемщикам (доходы, стаж работы на последнем месте, и т.д.). Правда, автокредит предполагает, что приобретаемый автомобиль идет в залог к банку, поэтому получить одобрение не так уж сложно;
  • стоимость автомобиля – не более 1,5 миллионов рублей , причем он должен быть новым. Новый автомобиль – это если ему меньше 1 года, и он еще ни разу не регистрировался за владельцем;
  • автомобиль должен быть собран в России , причем не просто собран – есть определенные требования к производителям по условным баллам локализации (то есть, машину должны не просто собирать в России, а, например, штамповать, сваривать и окрашивать кузов или производить двигатель внутри страны). Также обязательное условие – наличие специнвестконтракта с производителем;
  • по программе работает не каждый банк , это нужно уточнять на месте.

Большинство крупных автодилеров указывают цены на авто с пометкой «от…», это означает, что скидка в 10% по госпрограмме будет уже включена в стоимость. Эту сумму не выдают на руки покупателю, ее получит автодилер от банка, который, в свою очередь, получит компенсацию от государства.

Учитывая ограничения по стоимости в 1,5 миллиона рублей, под программы попадают достаточно много моделей, и не только бюджетных. Например, меньше 1,5 миллионов рублей стоит Hyundai Creta, Renault Kaptur, или Kia Optima – при том, что они попадают под критерии госпрограмм. А если стоимость авто с дополнительным оборудованием окажется выше 1,5 миллионов рублей, то некоторые автодилеры даже готовы «разделить» кредит, чтобы он прошел по программе.

Однако на практике уже есть серьезные перегибы. В одном из tg-каналов рассказали, что ряд дилеров АвтоВАЗа практически прямым текстом отказывают клиентам продавать авто не в кредит – чтобы выбрать нужный объем по госпрограммам. Другой пример недобросовестного поведения – автомобили, которые попадают в программу, растут в цене, а клиентам навязывают страхование жизни. В итоге цены на тот же Kia Seltos выросли буквально до верхней границы по госпрограмме.

В итоге клиент получает скидку от государства, которой по факту не видит – она «растворяется» в повышении цен на авто, обязательной и «навязанной» страховке.

Покупать сейчас или отложить на потом?

Из-за пандемии коронавируса российские автопроизводители на какое-то время оставались без комплектующих, а потом были вынуждены закупать их по более высоким ценам. Причина – очередная волна девальвации рубля, которая продолжается и сейчас. Если до кризиса доллар стоил около 60 рублей, летом он падал до 68, то сейчас курс достигает 79 рублей и вплотную подбирается к психологической отметке в 80.

Конечно, даже при условии 90%-ной локализации производства, девальвация все равно привела к росту цен – ведь и производимые в России узлы включают большое количество импортных комплектующих.

Поднимать цены пришлось всем, включая АвтоВАЗ – гигант из Тольятти готовится с 1 октября снова повысить цены на свой модельный ряд на 2-3% (примерно на 15 тысяч рублей на каждый автомобиль). Но проблема в том, что это повышение станет пятым в течение года – и даже без учета повышения в октябре автомобили Lada подорожали за год в среднем на 38 595 рублей (а с учетом октябрьского роста это будет более 50 тысяч рублей). Та же Granta FL, которая считалась самым дешевым отечественным автомобилем, сейчас стоит от 470 900 рублей без учета акций – то есть, на новый автомобиль нужно собирать как минимум полмиллиона.

Другие марки, соответственно, также подорожали – особенно те авто, которые импортируются в страну, а не производятся в России (на них девальвация отражается полностью).

Но на рынке новых автомобилей есть новая проблема – дефицит ряда моделей. Как рассказала нам Анна Уткина из пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр», дефицит на рынке есть практически по всем моделям:

Нехватка товарных запасов – актуальная на сегодняшний день проблема. По многим брендам доступность крайне низкая, по некоторым – ситуация катастрофическая. Автомобильные заводы возобновили свою деятельность и сейчас работают в первую очередь на наполнение складов. Автомобили локализованного производства появятся на складах уже во второй половине сентября, в октябре-ноябре ситуация более-менее стабилизируется, но по импортным брендам дефицит сохранится дольше. Рост курсов мировых валют по отношению к рублю также негативно скажется на импорте и изобилия импортируемых авто на российском рынке до конца года не предвидится. Покупательский спрос есть, но он ограничен товарными запасами.

Сейчас, когда на рынке есть дефицит фактически по всем брендам и моделям, программы поддержки автопроизводителей завершены и скидок от дилеров практически нет. Все стараются продавать автомобили с максимальной выгодой.

Клиентам можно посоветовать автомобили тогда, когда в авто есть реальная потребность, не привязываясь к сезонности или экономической ситуации в стране. Надо понимать, что дешеветь автомобили не будут. Цены будут расти и зачастую выгоднее купить автомобиль сейчас в кредит, и совершить эту покупку по текущим ценам, чем пытаться накопить в условиях, когда автомобили дорожают, а реальные доходы населения сокращаются. Если автомобиль нужен сейчас, лучше выбрать из наличия, потому что автомобили из новых поставок придут по индексированным и более высоким ценам.

Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр».

Соответственно, в условиях дефицита товара автодилерам остается только завышать цены на имеющиеся экземпляры (к тому же нужно покрыть убытки за период временного простоя), или ориентироваться на вторичный сегмент и вплотную заниматься Trade-in.

С другой стороны, как говорит эксперт, дешеветь автомобили тоже не будут – поэтому в некоторых случаях есть смысл покупать машину именно сейчас, когда на ценах еще не успела отразиться новая волна девальвации. Главное здесь – учитывать соотношение цены и комплектации, ведь чтобы заработать больше, дилеры могут заранее устанавливать дополнительное оборудование и отказываться продавать машины без него.

Смотреть на вторичный рынок?

Вторичный рынок обычно повторяет те же тенденции, что и первичных (пусть и с некоторой задержкой). Как показывает статистика, в июле-августе в России был зафиксирован всплеск сделок купли-продажи автомобилей на вторичном рынке. Это вполне логично – доходы населения упали, кто-то потерял работу, кто-то вообще остался без денег. В этой ситуации продажа неиспользуемого автомобиля может стать спасением. Для покупателя это тоже интересно – в период кризиса на новый автомобиль собрать намного сложнее.

Однако с точки зрения покупателя вторичный рынок тоже не идеальный выбор:

  • льготный автокредит недоступен, а обычный будет дороже (так как подержанный автомобиль дешевле нового);
  • риск попасть на недобросовестного продавца;
  • неизвестное точное техническое состояние автомобиля;
  • из-за нового роста числа заболевших коронавирусом есть риск, что застраховать и переоформить авто будет сложно (так как пункты ТО, страховые компании и отделения ГИБДД могут снова закрыть для посетителей).

Что касается плюсов вторичного рынка, они достаточно очевидны, и главный плюс – более низкая цена (хотя все зависит от возраста автомобиля). Еще на вторичном рынке бывает проще подобрать подходящую модель и комплектацию (а у дилера остается выбирать из того, что есть в наличии или оформлять заказ и ждать несколько месяцев).

Тем не менее, для многих автомобиль в период кризиса стал настоящим спасением – это и способ подработки (курьер, такси), и способ выехать за город на период самоизоляции. И в такой ситуации совершенно не важно, новый автомобиль у семьи или подержанный. Поэтому в кризис лучшая рекомендация – делать покупку исключительно по своим возможностям, и не забывать о некоторых обязательных расходах.

Например, при покупке нового авто нужно отложить некоторую сумму на минимальный набор дополнительного оборудования, ОСАГО и ТО-0. Покупая подержанное авто, нужно потратиться на полную диагностику и замену расходников в самых важных узлах.

Банки Финансы

Кризис и длительная самоизоляция нанесли мощный удар по автомобильному бизнесу и рынку автокредитования. Продажи машин рекордно упали, как и объемы выдачи автокредитов на их покупку. Самое значительное падение в выдачах автозаймов было зафиксировано в апреле, когда пандемия буквально парализовала все бизнес-процессы. Однако уже в мае-июне спрос начал активно восстанавливаться, превысив допандемийный уровень. О том, что ждет авторынок в будущем — медленное восстановление, бурный рост или падение по итогам года, — порталу «Волга Ньюс» рассказал Александр Мешалкин, управляющий операционным офисом «Самара» Нижегородского филиала РГС Банка.

— Как известно, этой весной спрос на автомобили и автокредиты значительно снизился. С чем это связано в первую очередь: со снижением покупательской способности или переоценкой ценностей из-за пандемии?

— Если посмотреть на продажи автомобилей в Самарской области с начала весны, то в марте они выросли по сравнению с февралем на фоне ожидаемого кризиса и попыток населения инвестировать свои накопления из-за резкого падения курса национальной валюты. Многие россияне спешили купить машины по старым ценам.

Читать еще:  Чем лучше делать раскоксовку двигателя самому: проверенное средство, самый лучший способ

Затем продажи автокредитов ожидаемо упали в апреле на фоне пандемии, карантинных мер и общего снижения экономической активности населения, но ненадолго. И уже в мае спрос начал активно восстанавливаться, почти втрое превысив показатели апреля и показав максимальные продажи по региону за 2020 год.

В июне и июле мы видим аналогичную динамику. Партнеры банка также отметили снижение спроса в апреле-мае и планомерное восстановление продаж в мае-июне.

При этом по результатам исследования предпочтений автовладельцев, проведенного РГС Банком в мае, россияне не планируют откладывать покупку автомобиля в «долгий ящик», 80% жителей готовы приобрести его в течение года.

Пандемия коронавируса, конечно, негативно сказалась на покупательской способности населения, но в то же время значительно подняла ценность индивидуального транспорта в глазах россиян. Личный автомобиль стал некой гарантией безопасности и свободы передвижений. К тому же начался сезон отпусков, и россияне, скорее всего, отдадут предпочтение внутреннему туризму и автопутешествиям, а значит, и поездкам в автомобиле.

Конечно, не исключено, что поведение автолюбителей может измениться под воздействием глобального тренда на осознанное потребление и популярности услуг каршеринга. Но пока, как показала пандемия, россияне рассматривают каршеринг как второстепенную услугу, без которой вполне можно обойтись в случае форс-мажорных ситуаций.

— Подстегнут ли рынок льготные государственные программы автокредитования и низкие ставки по кредитам на фоне мягкой денежно-кредитной политики ЦБ?

— По результатам опросов наших клиентов становится ясно, что для потенциальных заемщиков при покупке самым важным критерием пока все еще остается процентная ставка по кредиту — так отвечают 79% респондентов по России. Поэтому повышение доступности автокредитов на фоне рекордно низкой ключевой ставки ЦБ станет для многих будущих автовладельцев мощным стимулом для заветной покупки в ближайшее время.

Государственные программы льготного автокредитования, безусловно, также будут положительно влиять на динамику спроса. В 2020 году продолжается реализация госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые позволяют приобрести автомобили (в том числе и в РГС Банке) со значительной скидкой. Более того, условия по ней с начала июня стали еще лучше, в том числе теперь купить машину с ее помощью могут семьи с одним ребенком, а также медработники.

— Затронул ли «ветер перемен» рынок автокредитования? Будут ли опробованные в рамках пандемии онлайн-инструменты использоваться и далее, наряду с традиционным?

— Важно отметить, что вынужденная самоизоляция дала серьезный толчок в направлении построения новых бизнес-процессов. Банковские и автомобильные продажи вышли на новый уровень реализации продуктов и услуг через дистанционные и цифровые каналы.

Скорее всего, онлайн-продажи станут частью воронки, которая с каждым годом будет увеличиваться, вместе с традиционными инструментами они будут образовывать эффективную синергию.

Мы, в свою очередь, сделали очередной шаг в этом направлении: перевели заявки на получение и одобрение кредита в онлайн и организовали выездное оформление сделки.

— Как долго на российском автомобильном рынке продлится кризис?

— Согласно данным AEB, с января по май снижение реализации новых автомобилей в России насчитывает 25%. По рынку автомобилей с пробегом падение меньше и составило 10%. Сейчас эксперты единодушны в одном: нас ждет снижение общих продаж новых автомобилей относительно прошлого года, люфт этого снижения привязан к сценариям рынка и может составлять от 15 до 40%. На вторичном рынке тренд будет аналогичным, но менее драматичным.

Несмотря на неутешительные показатели, мы верим, что история с карантинными ограничениями уйдет в прошлое, а рынок вернется к привычному функционированию, только выиграв за счет скачкообразного развития цифровых технологий.

Если говорить о рынке автокредитования, то, по нашим оценкам, основной спад рынок уже прошел, и сейчас в рамках второго-третьего кварталов будет обратный постепенный рост с полным возвращением к плановым значениям в четвертом квартале. На восстановление рынка повлияют снижение ключевой ставки и повышение доступности кредитов, а также расширение госпрограмм льготного автокредитования.

Эксперты: россияне стали брать автокредиты почти в 1,5 раза чаще, чем год назад

МОСКВА, 9 июля. /ТАСС/. Российские банки в июне 2020 года зафиксировали серьезный рост спроса на автокредиты со стороны населения в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. Согласно данным опрошенных ТАСС кредитных организаций, рост интереса россиян к автокредитам увеличился почти в полтора раза.

«Спрос на автокредиты, который мы наблюдаем в июне 2020 года, значительно выше прошлогодних значений. Объем выданных в июне автокредитов увеличился более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года», — сообщили ТАСС в пресс-службе Сетелем банка, который входит в экосистему Сбербанка.

Серьезный рост спроса на автокредиты видят и в Тинькофф банке. Так, по словам его представителя, количество заявок в этом году на 30% больше, чем годом ранее.

После пандемии

В апреле рынок автокредитования замер из-за пандемии и закрытия дилерских центров, отметил в беседе с ТАСС президент — председатель правления РГС банка Алексей Токарев. За этот период был сформирован отложенный спрос, который начал активно реализовываться уже в мае, добавил банкир.

Значительный майский рост также отметили и в других кредитных организациях. Так, в пресс-службе ВТБ корреспонденту ТАСС сообщили, что во второй половине месяца по отношению к первой количество оформленных автокредитов возросло более чем в два раза, а сумма кредитов — более чем в 2,5 раза. Всего в мае — июне ВТБ выдал 12,9 тыс. кредитов на общую сумму 10,2 млрд рублей, а средний чек составил 790 тыс. рублей.

Рефинансирование

По данным ВТБ, спрос на рефинансирование автокредитов оказался менее подвержен влиянию самоизоляции. Такую тенденцию банк связывает с возможностью дистанционной подачи заявки на оформление этого продукта. Так, ВТБ с начала года наблюдает увеличение заявок на рефинансирование автокредитов. Например, в июне этот показатель возрос по отношению к маю в полтора раза.

Представитель Тинькофф банка, в свою очередь, заявил, что рефинансирование автокредитов не пользуется большой популярностью среди клиентов банка. По его словам, только 2% от общего количества заявок приходится именно на рефинансирование автокредитов.

РГС банк и вовсе сейчас не предоставляет услугу по рефинансированию автокредитов. «В целом такой вид рефинансирования на автокредиты, в отличие от ипотечных и потребительских кредитов, большим спросом не пользуется», — заметил глава банка Токарев.

Дальше — больше

Аналитики Сетелем банка считают, что при отсутствии так называемой второй волны пандемии коронавируса, а также еще ряда факторов, можно ожидать роста спроса на автокредиты. «Несмотря на сокращение объема розничного рынка продаж новых автомобилей, объем рынка автокредитования может приблизиться к значениям прошлого года за счет увеличения кредитной доли. Что, кстати, не является позитивным фактором, так как это означает, что все меньше и меньше людей могут позволить себе покупку нового автомобиля без использования заемных средств», — отметили в банке.

Если же ситуация на рынке будет развиваться по негативному сценарию, можно ожидать сокращения рынка автокредитования на 20-30% по сравнению с результатами 2019 года, прогнозируют в Сетелем банке.

Постепенный рост рынка прогнозирует и глава РГС банка. При этом, скорее всего, изначальные планы продаж по итогам года большинством игроков выполнены не будут, считает банкир. «Однако история с карантинными ограничениями уйдет в прошлое, а рынок вернется к привычному функционированию только выиграв за счет скачкообразного развития цифровых технологий. На восстановление рынка окажут влияние снижение ключевой ставки и повышение доступности кредитов, а также расширение госпрограмм льготного автокредитования, хотя объемы поддержки, с нашей точки зрения, требуют корректировки в сторону увеличения», — добавил Токарев.

Ожидаемый рост спроса на автотранспорт, а за ним и на кредиты, представитель Тинькофф банка связывает, в том числе, с пандемией и распространением коронавируса, так как автомобиль — более безопасный с эпидемиологической точки зрения способ передвижения, чем общественный транспорт. «В крупных городах доступ к каршерингу во время самоизоляции был ограничен, что тоже позитивно скажется на спросе на личный транспорт. Все это позволит удержать уровень спроса на автокредиты до конца года. При этом по сравнению с 2019 годом продаж новых машин будет меньше на 20-30%, поскольку в основном клиентов интересуют авто с пробегом», — считает представитель банка.

Коронавирус сегодня

С начала пандемии коронавирусом в мире заразились более 11,8 млн человек, около 544 тыс. умерли.

В России, по сведениям федерального оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, зарегистрировано 700 792 случая заражения, выздоровели 472 511 человек, умерли 10 667.

Правительство РФ запустило ресурс стопкоронавирус.рф для информирования о ситуации в стране.

Рейтинг российских автокредитных банков по итогам первого полугодия 2020 года

Банки.ру представляет рейтинг российских автокредитных банков по итогам первого полугодия 2020 года.

В материале рассмотрены автокредитные портфели банков, уровень просроченной задолженности по ним, объем и количество выдач физическим лицам по видам и типам транспорта, регионам кредитования. Также мы проанализировали величину первоначального взноса, срок кредита, средние процентные ставки и выделили наиболее популярные «кредитные» марки машин. Анкеты для участия были разосланы топ-100 банкам по объему розничного кредитного портфеля, а также предыдущим участникам рейтинга. Всего в данном рейтинге приняли участие 15 банков и две банковские группы. С полной версией рейтинга можно ознакомиться здесь.

В первом полугодии 2020 года отечественный рынок автокредитования существенно замедлил темпы своего развития. Это обусловлено двумя ключевыми факторами: во-первых, сокращением количества выдач автокредитов за период карантина более чем на 40%, а во-вторых, значительным ростом в условиях пандемии неплатежей по автозаймам, из-за чего уровень просрочки в этом сегменте рынка обновил свой максимум впервые за последние три года.

Стагнацию автокредитования подтверждают и полученные нами данные: совокупный объем портфеля автокредитов участников нашего исследования по состоянию на 1 июля остался на уровне начала года и составил 559,6 млрд рублей. При этом в годовом выражении он прибавил порядка 5%. Заметим, что для текущего исследования нам не предоставили анкеты Кредит Европа Банк, Плюс Банк и Экспобанк, — с учетом их показателей, возможно, мы могли бы зафиксировать иную динамику статистических данных по результатам первого полугодия.

Падение ключевых показателей развития рынка оказало влияние и на изменение расстановки сил на нем. Впервые за последние несколько лет первое место в нашем рейтинге по объему портфеля автокредитов, обогнав двух своих ближайших конкурентов — группу Сбербанка России и банк ВТБ, — заняла группа Societe Generale в России (включает Русфинанс Банк и Росбанк) с размером портфеля в 115,2 млрд рублей. Традиционный лидер нашего рейтинга по этому показателю — группа Сбербанка России (включает Сбербанк России и Сетелем Банк) — спустился на вторую строчку с совокупным размером портфеля в 114,7 млрд рублей. На третьей строчке разместился банк ВТБ, совокупный размер портфеля автокредитов которого составил на 1 июля 111,4 млрд рублей. Ключевой причиной подобной рокировки в тройке лидеров стало то, что группа Societe Generale меньше всех за первые шесть месяцев года потеряла в объеме своего портфеля (0,4%) и показала наибольший его прирост в годовом выражении (6,2%), в то время как группа Сбербанка России и банк ВТБ потеряли за полгода в объеме портфеля более 5% и 7% соответственно, а прирост их портфелей за год составил 0,4% и 0,6%.

Наряду с вышеназванной тройкой лидеров отечественный рынок автокредитования контролируется Совкомбанком и ЮниКредит Банком. Совокупная рыночная доля остальных участников рейтинга по состоянию на 1 июля — менее 19% (на 1 июля 2019 года составляла практически 26%), что свидетельствует о том, что уровень монополизации этого сегмента розничного кредитного рынка в РФ растет.

Состав наиболее «заавтокредитованных» банков при этом не меняется: традиционно туда входят Сетелем Банк, Русфинанс Банк, БыстроБанк и такие монолайнеры, как БМВ Банк и МС Банк Рус.

Наибольший прирост портфеля автокредитов по результатам первого полугодия отмечается у Росгосстрах Банка (более 250%), который активно развивает это направление с июля 2019 года.

Топ-10 банков по объему портфеля розничных автокредитов на 1 июля 2020 года

Место в рейтинге

Портфель автокредитов на 01.07.2020, млрд рублей

Доля в розничном кредитном портфеле на 01.07.2020, %

Портфель автокредитов на 01.01.2020, млрд рублей

Доля в розничном кредитном портфеле на 01.01.2020, %

Портфель автокредитов на 01.07.2019, млрд рублей

Доля в розничном кредитном портфеле на 01.07.2019, %

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×