1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технические обслуживание системы охлаждения мотора

Dzhiper89 › Блог › Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя автомобиля требует к себе повышенного внимания как в теплое время года, так и в зимний период. Поэтому правильное и своевременное техническое обслуживание охлаждающей системы поможет вам избавится от множества проблем с машиной, возникающих чаще всего из-за несоблюдения элементарных правил.

Автомобильная система охлаждения имеет достаточно сложное устройство, надежная работа которого возможна только при исправности всех её узлов и агрегатов. В идеале, техническое обслуживание системы должно сводиться всего к двум пунктам:

Промывка – www.drive2.ru/b/469331762…dE_8WPj0v19PPFWUqKUaViIcw
Замена охлаждающей жидкости – www.drive2.ru/b/469332036…BABSHuIVogL3xHSX19h7WOzng
Но идеальных условий не бывает, поэтому в процессе эксплуатации автомобиля важно следить за герметичностью охлаждающей системы и за тем, что вы в неё заливаете. В этой статье мы расскажем на что нужно обращать внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для предупреждения возникновения неисправностей.
Подробно о том, как работает система охлаждения двигателя в автомобиле и об особенностях ее обслуживания смотрите видео внизу страницы.

Также, наверняка, вам будет полезно узнать основные причины перегрева двигателя.

Что заливать в систему охлаждения двигателя?

Для начала давайте вспомним, что залито в вашу систему охлаждения? Еще не так давно можно было довольно часто встретить автомобили с водой в системе охлаждения двигателя вместо антифриза. К счастью, в наши дни применение воды в качестве охлаждающей жидкости стало скорее исключением из правил. Обычно ее используют в аварийных ситуациях, когда что-то в систему залить нужно, а антифриза под рукой нет.

Если сравнивать характеристики воды и специальной охлаждающей жидкости (антифриза), то последняя имеет массу преимуществ – это и более высокая температура кипения, и низкая температура замерзания, и наличие в составе смягчающих и антикоррозионных присадок, предотвращающих образование накипи и ржавчины в системе охлаждения двигателя.

С этим вопросом мы определились – никакой воды в системе охлаждения двигателя! Но стоит иметь в виду, что долговечность работы системы во многом зависит и от качества охлаждающей жидкости. Не стоит покупать первую попавшуюся канистру с надписью «Антифриз» или «Тосол», отдавать предпочтение нужно только продукции надежных производителей, имеющих все необходимые сертификаты.

Большинство поддельных жидкостей содержат в своем составе агрессивные кислоты, которые со временем разъедают не только детали охлаждающей системы, но и приводят к появлению «раковин» даже в головке блока цилиндров двигателя! Поэтому экономить на антифризе мы вам не советуем.

Очень подробно о видах автомобильных охлаждающих жидкостей, об их отличии друг от друга, и о том, как выбрать антифриз для своего автомобиля мы писали в этой статье, настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Также одним из важных критериев качества охлаждающей жидкости является наличие в её составе специальных флуоресцентных добавок, которые помогают обнаруживать течи в системе охлаждения двигателя. Так как система должна быть герметичной, то течи в ней недопустимы.

Проверка системы охлаждения на герметичность

Облегчить поиск микротрещин в системе охлаждения двигателя помогают специальные флуоресцентные добавки, входящие в состав современных антифризов – благодаря им он светится в лучах ультрафиолетовой лампы.

Но, к сожалению, далеко не у каждого автолюбителя есть такая лампа. Поэтому в процессе технического обслуживания системы охлаждения двигателя рекомендуем придерживаться нескольких простых правил:

Для проверки уровня жидкости на расширительном бачке имеются отметки MIN и MAX. При холодном двигателе уровень антифриза должен находиться между этими двумя отметками.
Если в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, то это свидетельствует об её утечке, то есть о нарушении герметичности системы охлаждения двигателя.
Внимательно осмотрите ваш радиатор и патрубки на отсутствие течей и подтёков, при необходимости подтяните соединительные хомутики и убедитесь в том, что крышка радиатора закрыта до упора.
При обнаружении подтеканий антифриза в радиаторе рекомендуем изучить нашу инструкцию по ремонту радиаторов своими руками.

Наличие воздуха в автомобильной системе охлаждения (так называемые, «воздушные пробки») также способно нарушить её работу. Ниже мы раскроем вам самый простой способ, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Наличие воздуха в системе охлаждения проверяется следующим образом:

Откройте крышку расширительного бачка,
Включите обогрев салона на полную мощность и дайте мотору поработать на холостых оборотах две-три минуты,
Если в системе охлаждения есть воздух, то в расширительном бачке появятся пузырьки.
Для того, чтобы удалить воздух из системы охлаждения двигателя, автомобиль нужно поставить под наклоном, таким образом, чтобы «передок» был немного «задран» к верху. Далее последовательность действий будет следующей:

Откройте крышку радиатора и заведите машину.
Включите печку и дайте поработать двигателю несколько минут, чтобы воздух мог выйти из ситемы.
После этого мотор можно заглушить и пробку радиатора закрыть.
А теперь давайте рассмотрим еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для профилактики появление неисправностей или их устранения.

На что следует обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя

Чтобы предупредить неисправности системы охлаждения двигателя, необходимо регулярно выполнять следующие операции по ее техническому обслуживанию:

Проверка плотности охлаждающей жидкости. Плотность антифриза проверяется ареометром. При повышенной плотности, разбавьте вашу жидкость дистиллированной водой, а при пониженной – аналогичной охлаждающей жидкостью.
Натяжение приводного ремня. Одной из самых распространенных причин перегрева двигателя автомобиля (особенно с механическим приводом вентилятора) является слабое натяжение приводного ремня. Пробуксовка ремня снижает производительность помпы и, соответственно, скорость вращения крыльчатки.
Чистка системы охлаждения двигателя. Также не забывайте проверять внешнее состояние мотора и радиатора. И радиатор, и двигатель нуждаются в регулярной чистке, так как грязь и мусор мешают нормальному охлаждению мотора. Зачастую радиатор забивается грязью, пылью, тополиным пухом и прочей гадастью. Весь этот мусор легко устраняется сильной струей воды или мощным пылесосом. Потёки масла на двигателе и прилипшая к ним пыль также должны регулярно смываться.
Проверка термостата. Важным элементом системы охлаждения является термостат, благодаря которому поддерживается оптимальная рабочая температура мотора, а также быстрый прогрев двигателя сразу после запуска. Подробно о том как устроен автомобильный термостат и методах его диагностики мы писали в статье об устройстве и принципе работы автомобильного термостата.
Вентилятор системы охлаждения двигателя. Еще один элемент, требующий внимания при уходе за системой охлаждения двигателя – это вентилятор. На большинстве современных автомобилей установлены электрические вентиляторы охлаждения, которые управляются термоэлектрическим датчиком, вкрученным в радиатор. При достижении заданной температуры контакты датчика замыкаются, и вентилятор начинает работать, охлаждая поверхность радиатора.
Если при нагревании двигателя вентилятор не включается, то причина этого может крыться в датчике температуры. Работоспособность датчика определяется очень просто, для этого нужно просто замкнуть его контакты:

если вентилятор заработал, значит неисправен датчик,
если нет – причина или в электродвигателе вентилятора, или в электрической цепи его питания.

Техническое обслуживание системы охлаждения

При техническом обслуживании системы охлаждения проверяется заправка охлаждающей жидкостью, отсутствие подтеканий, проверяется и регулируется натяжение приводных ремней вентилятора, проверяются крепление радиатора, работа жалюзи, вентилятор, водяной насос, работа термостата и паровоздушного клапана, периодически удаляется из системы накипь и шлам.

Система охлаждения двигателей заполняется низкозамерзающей жидкостью, а летом может заправляться водой, система двигателя КамАЗ-740 заполняется только низкозамерзающей жидкостью «ТОСОЛ-А-40М» или «ТОСОЛ-А-65М».

При ЕТО проверяется уровень жидкости в системе, плотность соединений, нет ли подтеканий жидкости.

При ТО-1 кроме работ, предусмотренных ЕТО, проверяются крепления лопастей и кронштейна вентилятора, водяного насоса, радиатора и его облицовки, крепление и работа жалюзи, смазываются подшипники вентилятора и водяного насоса.

При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам проверяются работа термостата и паровоздушного клапана пробки радиатора, крепление распределительного бачка.

При СО промывается система охлаждения двигателя. При подготовке к зимнему периоду эксплуатации проверяется работа предпускового подогревателя и отопителя кабины.

Основными неисправностями системы охлаждения являются перегрев или переохлаждение двигателя, течь охлаждающей жидкости.

Перегрев двигателя возможен вследствие недостаточного количества охлаждающей жидкости в системе, пробуксовки или обрыва приводных ремней вентилятора и водяного насоса, заедания термостата или жалюзи радиатора в закрытом положении, отложения на стенках рубашки охлаждения большого слоя накипи.

Переохлаждение двигателя может произойти в том случае, если термостат или жалюзи полностью не закрываются, отсутствует утеплительный чехол в зимнее время.

Течь охлаждающей жидкости возможна в результате повреждения уплотнительных прокладок, ослабления затяжки болтов или гаек крепления головки блока, хомутов крепления шлангов, износа сальников, повреждения радиатора.

Уровень жидкости в системе должен постоянно проверяться и при необходимости доводиться до нормы, иначе нарушится циркуляция жидкости в системе и двигатель начнет перегреваться. Вода в радиатор заливается до обреза пароотводящей трубки, а низкозамерзающая жидкость (антифриз) — на 5-7 см ниже, так как при нагревании она увеличивается в объеме.

«ТОСОЛ-А-40М, А-65М» заливается в расширительный бачек до уровня специальных меток.

Натяжение ремня вентилятора проверяют с помощью линейки или специального приспособления (рисунок 24.2). При нажатии на ремень с усилием 3-4 кгс (30-40 Н) его прогиб должен быть 10-20 мм. На большинстве двигателей натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или натяжного ролика.

1 – шкив коленчатого вала; 2 – гайка; 3 – планка; 4 – шкив генератора; 5 – шкив компрессора; 6 – болт; 7 – шкив вентилятора и водяного насоса; 8 – ремень привода вентилятора и насоса гидроусилителя; 9 – шкала для замера усилия; 10 – шкала для замера прогиба ремня; 11 – планка приспособления; 12 – шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; 13 – кронштейн насоса гидроусилителя; 14 – болты кронштейна

Рисунок 24.2 — Проверка натяжения ремней приводов двигателя

Для проверки работы термостата его снимают с двигателя и опускают в сосуд с водой, который нагревают, замеряя температуру начала и полного открытия клапана термостата. Начинает открываться клапан у исправного термостата при 68-72 °С. Полное открытие клапана наступает при 81-85 °С.

Работу термостата можно проверить на ощупь. Верхний бачок радиатора должен начинать нагреваться лишь при температуре воды в системе охлаждения около 70 °С и выше (с момента начала открытия клапана термостата). Неисправный термостат заменяется.

Для удаления из системы охлаждения накипи, продуктов коррозии и шлама ее промывают различными растворами, смесями или водой. Если отложения накипи незначительные, рекомендуется промывать систему струей чистой воды; при этом радиатор и рубашку охлаждения блока двигателя промывают раздельно в направлении, обратном нормальной циркуляции жидкости в системе. Для предохранения радиатора от повреждений давление воды при его промывке должно быть не более 1 кгс/см 2 (100 кПа).

Если отложения накипи большие и двигатель перегревается, то применяются растворы и смеси, которые разрушают накипь, состоящую из нерастворимых солей. Систему охлаждения бензиновых двигателей, имеющих блоки или головки из алюминиевых сплавов, нельзя промывать щелочными или кислотными растворами. Для них рекомендуется использовать насыщенный раствор тринатрийфосфата (100 г тринатрийфосфата на 1 л воды), который заливают в систему из расчета 50-100 см 3 раствора на 10 л воды на два-три дня. После слива раствора через нижний шланг тщательно промывают раздельно радиатор и рубашку охлаждения чистой водой.

Для промывки системы охлаждения двигателя автомобилей УАЗ применяется раствор хромпика (4-8 г на 1 л воды). Раствор заливают в систему, и двигатель работает на нем месяц. Затем раствор сливают и систему промывают горячей водой. Необходимо иметь в виду, что раствор с концентрацией хромпика менее 3 г на 1 л воды обладает повышенной коррозионной агрессивностью.

Хромпик ядовит, поэтому раствор приготавливается в противогазе и резиновых перчатках.

Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 25177 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Обслуживание системы охлаждения

Режимы технического обслуживания системы охлаждения предусматривают выполнение следующих операций:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО):

— проверить состояние и натяжение приводных ремней (внешним осмотром);

— проверить герметичность системы охлаждения;

— проверить герметичность системы гидропривода муфты вентилятора;

— проверить по показаниям контрольных ламп и при необходимости довести до нормы: уровень жидкости в системе охлаждения;

Первое техническое обслуживание (ТО-1):

— проверить состояние приводных ремней и их натяжение (инструментально);

Второе техническое обслуживание (ТО-2):

— проверить состояние охлаждающей жидкости.

Сезонное техническое обслуживание (СТО):

— очистить радиатор (один раз в год, весной; при интенсивном загрязнении сократить интервал очистки в соответствии с потребностью);

— заменить охлаждающую жидкость (один раз в 2 года);

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ И НАТЯЖЕНИЯ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ

Проверка состояния ремней визуальным осмотром входит в обязанность водителя при выполнении ежедневного технического обслуживания. Внешним осмотром убедиться, что ремни не имеют продольных расслоений. Допускается образование поперечных трещин, рассекающих гребни микроклинов, не затрагивающие основание ремня.

При пуске двигателя не должно возникать посторонних шумов и проскальзывания ремней.

При осмотре обратить внимание на нормальное натяжение ремня, отсутствие у натяжного и направляющих роликов осевых люфтов и отсутствие следов касаний роликов о неподвижные детали.

Для замены ремня привода водяного насоса и генераторов необходимо:

— с помощью накладного гаечного ключа,установленного на винт натяжного ролика, отжать ролик, преодолевая усилие пружины натяжного устройства, и удерживать ролик в этом положении;

— снять старый поликлиновой ремень;

-установить новый ремень таким образом, чтобы

стрелки на ремне были направлены по направлению вращения ремня;

— медленно ослаблять усилие отжатия натяжного ролика, пока новый поликлиновой ремень не будет уложен в ручьи шкивов;

— проверить правильность укладки ремня в ручьи шкивов.

При установке нового ремня отрегулировать его натяжение . Запустить двигатель на 10-15 минут после чего повторить проверку натяжения ремня.

ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Выполняется водителем периодически наружным осмотром трубопроводов и аппаратов системы, а утром по наличию пятен на местах стоянки. Особенно тщательно следует проверять систему в случае падения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Следует помнить, что при недостаточном уровне охлаждающей жидкости (уровень возле нижнего края бачка), при циркуляции ее во время работы двигателя вместе с жидкостью в систему может засасываться воздух или воздушная пена, что неизбежно будет приводить к образованию воздушных пробок («завоздушиванию») в системах охлаждения и отопления, местным перегревам деталей двигателя и интенсивному кавитационном износу деталей.

При завышенном уровне жидкости излишки будут выброшены из системы после ее теплового расширения, что приводит к неоправданным потерям жидкости.

В системах охлаждения и отопления используются специальные жидкости, которые не только не замерзают при низких температурах, но и обладают целым рядом других необходимых свойств: смазочными, антикоррозионными, антикавитационными и другими. Необходимо помнить, что не все охлаждающие жидкости от различных производителей допускают свободное смешивание между собой. В ряде случаев это может привести к потере важных свойств и к выпадению нерастворимого осадка. Для долива желательно использовать ту же жидкость, которой заполнена система охлаждения.

Читать еще:  Могут ли хакеры дистанционно угнать машину?

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения следует применять всесезонно антифриз (низкозамерзающую жидкость). Выбор охлаждающей жидкости выполняется в соответствии с рекомендациями, изложенными фирмой-производителем автомобиля.

ВНИМАНИЕ: Использование воды в системе охлаждения допускается только в крайних аварийных случаях и на кратковременный срок.

В современных высокофорсированных двигателях поддерживается высокая температура в системе охлаждения — 85-98 °С. Допускается максимальное повышение температуры при значительных нагрузках на двигатель до 102-105 °С. При таких температурных нагрузках особое значение имеет соблюдение мер, предохраняющих охлаждающую жидкость от вскипания.

Если жидкость начинает кипеть или превращаться в пар, она выбрасывается через предохранительный клапан расширительного бачка. Это снижает уровень жидкости и ведёт к перегреву двигателя. В этих случаях в системе охлаждения двигателя развиваются также кавитационные процессы, приводящие к повреждению деталей.

Температура, при которой охлаждающая жидкость кипит, зависит от двух факторов: состава охлаждающей жидкости (антифриза) и давления, при котором работает система охлаждения. Этиленгликоль в составе охлаждающей жидкости повышает точку её кипения. Именно по этой причине требуется всесезонное применение антифризов, даже в тёплых зонах эксплуатации.

Температура кипения также повышается при повышенном давлении в системе. Поэтому система охлаждения спроектирована для работы под давлением (закрытая система). В связи с этим особое внимание следует уделять плотности установок крышки с паровоздушными клапанами на расширительный бачок и крышки заливной горловины.

Состояние низкозамерзающей охлаждающей жидкости необходимо регулярно контролировать при ТО-2, а также после каждого ремонта системы охлаждения, связанного с утечкой охлаждающей жидкости. Быстрое изменение цвета, прозрачности жидкости, появление взвесей и отложений на деталях системы указывают на низкое качество или неправильный выбор охлаждающей жидкости. Нельзя допускать попадание в антифриз нефтепродуктов (масел из систем смазки двигателя и АКП), которые вызывают её вспенивание.

Однако только внешних признаков недостаточно для определения способности жидкости выполнять защитную роль как при низких температурах (предохранять от замерзания), так и при повышенных температурах, предупреждая возникновение кавитационных процессов.

Относительная концентрация этиленгликоля в воде имеет решающее значение для определения того, какую защиту от замерзания и кавитации обеспечит смесь. Современные высокофорсированные двигатели требуют для предотвращения кавитации концентрации этиленгликоля в антифризе не менее 30%.

Характерная особенность этиленгликолевой жидкости заключается в сложной зависимости температуры замерзания от содержания этиленгликоля. Самую низкую температуру замерзания минус 75 °С имеет жидкость, содержащая 67 % этиленгликоля. При меньшем и большем содержании температура замерзания более высокая. Традиционно состав жидкости, а следовательно температуру её замерзания оценивают, ориентируясь на её плотность, имея в виду, что плотность этиленгликоля 1,109-1,118 г/см3. Следует помнить, что на плотность жидкости значительное влияние оказывает состав входящих в неё присадок. Поэтому жидкости различных производителей при одинаковой концентрации этиленгликоля и рассчитанные на одну и ту же температуру замерзания могут по плотности значительно отличаться.

Для более точной оценки удельного содержания этиленгликоля в охлаждающей жидкости рекомендуется использовать рефрактометр.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Антифризы на основе этиленгликоля ядовиты, поэтому при обращении с ними следует соблюдать меры предосторожности.

Технические обслуживание системы охлаждения мотора

Статья о том, как правильно осуществлять техническое обслуживание системы охлаждения двигателя автомобиля. В конце статьи — видео о промывке системы охлаждения мотора.

Содержание статьи:

  • Охлаждающая жидкость
  • Проверяем герметичность
  • Проверка радиатора
  • Важные моменты обслуживания охлаждающей системы
  • Профилактика неисправностей
  • Видео о промывке системы охлаждения двигателя

Системе охлаждения автомобильного мотора необходимо уделять внимание как зимой, так и летом. Только полное соблюдение правил техобслуживания может гарантировать корректное функционирование двигателя и поможет избежать некоторых проблем.

Структура системы охлаждения достаточно сложна. Неисправность хотя бы одного узла вполне может привести к поломке всего агрегата. Очень важно следить за своевременной заменой охлаждающей жидкости и за герметичностью системы. Из этой статьи вы сможете узнать, на что в первую очередь следует обращать внимание во время обслуживания охлаждающей системы. Также здесь будет затронут вопрос предупреждения неисправностей.

Охлаждающая жидкость

Водители старшего возраста еще помнят те времена, когда для охлаждения двигателя использовалась обыкновенная вода. Теперь такая практика является скорее исключением из правил. В наше время вода для охлаждения используется только в аварийных случаях, когда антифриза не оказывается поблизости.

Понятно, что в системе охлаждения гораздо целесообразнее использовать специальную жидкость, чем воду, но ведь и «охлаждайка» может быть разной. Лучше покупать рабочие жидкости от надежных производителей, так как долговечность их работы напрямую зависит от качества. А оно может быть разным.

Как правило, некачественные жидкости стоят дешево, поэтому за дешевизной здесь лучше не гнаться. Если говорить о российских производителях рабочих жидкостей, то здесь предпочтение отдается компании «Тосол-Синтез».

Еще одна проверенная временем российская компания — «Обнинскоргсинтез». Из иностранных производителей можно упомянуть Liqui Moly (Германия) и Motul (Франция).

Внимание! Покупка дешевых охлаждающих жидкостей может стать причиной разъедания деталей системы. Содержащиеся в них агрессивные кислоты вполне могут наделать раковин даже в ГБЦ!

Проверяем герметичность

При покупке антифриза следует смотреть на присутствие в нем флуоресцентных добавок — с их помощью происходит обнаруживаются течи в системе. Это очень важно, ведь необходимость ее герметичности ни у кого не вызывает сомнений.

Обслуживание системы охлаждения включает в себя разные этапы, и один из них — это именно проверка герметичности. Качественная герметичность не только обеспечивает сохранность рабочей жидкости, но в этом случае закипание происходит только при 130 градусах. Если же герметичность нарушена, то для закипания хватит и 108 градусов. Даже самая небольшая трещинка в системе будет способствовать закипанию жидкости.

Поэтому очень важно вовремя обнаружить трещину, чтобы успеть устранить неисправность, пока она ни привела к серьезным последствиям. Именно для этой цели и служат специальные добавки, которые включаются в состав современных охлаждающих жидкостей.

Такой антифриз будет светиться, если на него направить ультрафиолет. Но ультрафиолетовые лампы есть далеко не у всех, поэтому, эксплуатируя охлаждающую систему, нужно соблюдать определенные правила:

  • При остывшем моторе уровень «охлаждайки» должен быть между метками MIN и MAX.
  • Постоянное снижение уровня антифриза свидетельствует о том, что имеет место его утечка. Это значит, что герметичность системы нарушена.
  • Радиатор следует подвергать периодическому осмотру. При обнаружении подтеков необходимо подтянуть хомуты и удостоверится в том, что крышка закручена плотно.

Нарушению работоспособности системы могут способствовать и воздушные пробки — при наличии воздуха его обязательно нужно удалить.

Но сначала о том, как обнаружить присутствие воздуха — вот какие действия придется для этого проделать:

  • Открутить пробку расширительного бачка.
  • Салонный обогреватель необходимо включить на всю мощность и дать мотору проработать в холостую 3-4 минуты.
  • Присутствие воздуха можно будет определить по пузырькам, которые после этого появятся в расширительном бачке. Если пузырьков не будет, то это значит, что и воздуха нет.

Но если воздух все же есть, то его обязательно нужно выгонять. Для этого машину следует поставить так, чтобы ее перед был немножко задран. Затем порядок действий должен быть таким:

  • Открыть радиатор и завести автомобиль.
  • Дать проработать мотору 4-5 минут при включенном обогревателе. Таким образом воздух покинет систему.
  • После этого мотор заглушается, а радиаторная крышка закрывается.

Проверка радиатора

Иногда, проверяя радиатор, можно обнаружить, что он теплый только сверху, а его нижняя часть холодная. Это говорит о его засорении. Засориться радиатор мог ржавчиной или маслом. Из-за этого мотор вполне может перегреваться, поэтому засоренный радиатор обязательно нужно почистить.

Иногда при этом появляется необходимость его демонтажа. Для этого сначала нужно слить весь антифриз, предварительно сняв со шлангов хомуты. После этого все шланги снимаются, а провода — отключаются. Иногда радиатор снимается вместе с кожухом. В некоторых моделях автомобилей кожух приходится отсоединять.

Иногда на трубках радиатора появляются пробоины. Их устраняют путем паяния. Если запаять трубку не представляется возможным, ее заглушают. Всего допускается заглушить до трех трубок. Если поврежденных трубок будет больше, то их меняют. Иногда в этом случае приходится менять весь радиатор. Сейчас на многие автомобили устанавливают радиаторы, состоящие из алюминиевой сердцевины и пластикового бочка. Ремонтировать их бесполезно — их остается только заменить. Кстати, в такие радиаторы ни в коем случае нельзя заливать воду, так как это непременно приведет к коррозии трубок.

Важные моменты обслуживания охлаждающей системы

Есть еще некоторые моменты, на которые просто необходимо обращать внимание, занимаясь обслуживанием системы охлаждения двигателя. Для предупреждения неисправностей нужно систематически выполнять определенные действия. Но прежде давайте поговорим о самих неисправностях, которые могут стать причиной дорогостоящего ремонта. Вот их практически полный список:

  • охлаждающая жидкость все время перегревается;
  • жидкость все время переохлаждается;
  • уровень антифриза снижен (данный фактор свидетельствует о нарушении герметизации);
  • насос для подачи жидкости в режиме работы сильно шумит;
  • в антифризе возник электролиз.

А вот какие еще могут быть причины постоянного перегрева мотора:

  • система могла засориться (в этом случае чиста становится обязательной);
  • двигатель мог перегреться из-за заклинивания термостата;
  • угол опережения зажигания был выбран неверно;
  • вентиляторный привод оборвался (в этом случае без его замены не обойтись);
  • вентиляторный ремень проскальзывает;
  • неисправна вентиляторная электромуфта;
  • неисправна гидромуфта вентилятора.

Перегрева жидкости лучше не допускать, так как это вполне может стать причиной ускорения износа цилиндров и поршней. Подшипники скольжения и вкладыши в этом случае также очень быстро изнашиваются.

Профилактика неисправностей

А теперь имеет смысл поговорить о предупреждении неисправностей системы охлаждения мотора. Вот какие действия для этого нужно выполнять:

    Проверка плотности антифриза. Для этого используют специальное устройство — ареометр. Если плотность рабочей жидкости окажется слишком высокой, имеет смысл разбавить ее дистиллированной водой. При слишком низкой плотности в систему добавляется «охлаждайка».

Натяжка привода. Некорректная натяжка ременного привода вентилятора является одной из главных причин перегрева двигательной системы. Особенно это касается вентиляторов, имеющих механические приводы. Если ремень натянут плохо, то это будет способствовать снижению работоспособности помпы, что в свою очередь станет причиной снижения скорости вращения крыльчатки.

Очищение системы от грязи. Радиатор и мотор должны быть чистыми. Грязь будет сильно препятствовать охлаждению двигателя. Радиатор легко может забиться мусором — пылью, грязью, листьями и прочим. Мусор может быть легко удален — для этого можно использовать пылесос или сильную воздушную струю. Пыль и масляные подтеки с двигателя также нужно регулярно удалять.

Диагностика термостата. Термостату нужно уделять особенное внимание — его тоже следует регулярно чистить. От корректной работы этого прибора зависит качественное функционирование двигателя и температура его нагрева. Также термостат отвечает за быстрый прогрев мотора после его включения.

  • Диагностика вентилятора. Вентилятор тоже требует внимательного к себе обращения. На современных машинах производители устанавливают вентиляторы с термоэлектрическими датчиками, вмонтированными в радиатор. Когда заданный температурный режим будет достигнут, датчики замкнутся, что будет способствовать активации вентилятора и охлаждению системы.
  • Может случиться так, что мотор нагревается достаточно сильно, но вентилятор продолжает оставаться в нерабочем состоянии. Виноват в этом температурный датчик. Для проверки работоспособности датчика необходимо произвести замыкание контактов. Если после этого вентилятор начал работать, значит, датчик находится в неисправном состоянии. Если работать он «не хочет», возможно, неисправен двигатель вентилятора. Также можно проверить электрическую цепь.

    Необходимость регулярного техобслуживания системы охлаждения автомобильного двигателя вряд ли стоит доказывать. Но знать об этом — это еще не все, необходимо вовремя проводить диагностику состояния данного узла, имеющего большое значение для качественной работы двигателя.

    Видео о промывке системы охлаждения двигателя:

    Техническое обслуживание механизмов, систем охлаждения и смазки двигателя

    Исправный двигатель должен: развивать полную мощность, работать без перебоев на полных нагрузках и холостом ходу, не перегреваться, не дымить и не пропускать масло и охлаждающую жидкость через уплотнения. Неисправность можно определить путем, диагностирования по внешним признакам без разборки двигателя.

    Кривошипно-шатунный механизм имеет следующие признаки неисправности: посторонние стуки и шумы, падение мощности двигателя, повышенный расход масла, перерасход топлива, появление дыма в отработавших газах.

    Стуки и шумы в двигателе возникают в результате повышенного износа его основных деталей и увеличения зазоров между сопряженными деталями.

    При износе поршня и цилиндра, а также при увеличении зазора между ними возникает звонкий металлический стук, хорошо прослушиваемый при работе холодного двигателя. Резкий металлический стук на всех режимах работы двигателя свидетельствует об увеличении зазора между поршневым пальцем и втулкой головки.

    Нагар удаляют деревянными скребками или скребками из мягкого металла,, чтобы не повредить днище поршней или стенки камеры сгорания. Удаляя нагар, следует закрывать чистой ветошью соседние цилиндры. Нагар снимается легче, если его размягчить, положив на него ветошь, смоченную керосином.

    При установке прокладки головки цилиндров ее нужно натереть порошкообразным графитом.

    Трещины в стенках полости охлаждения блока и головки цилиндров могут Появиться при замерзании воды или заполнении рубашки охлаждения горячего двигателя холодной водой.

    Газораспределительный механизм имеет две характерные неисправности — неплотное прилегание клапанов к гнездам и неполное открытие клапанов.

    Неплотное прилегание клапанов к гнездам выявляется по следующим признакам: уменьшение компрессии, периодические хлопки во впускном или выпускном трубопроводе, падение мощности двигателя. Причинами неплотного закрытия клапанов могут быть: отложение нагара на клапанах и гнездах; образование раковин на рабочих поверхностях (фасках) и коробление головки клапана; поломка клапанных пружин; заедание клапанов в направляющих втулках; отсутствие зазора между стержнем клапана и носком коромысла.

    Неполное открытие клапанов характеризуется стуками в двигателе и падением мощности. Эта неисправность появляется в результате большого зазора между стержнем клапана и носком коромысла. К неисправностям газораспределительного-механизма следует отнести также износ шестерен распределительного вала, толкателей, направляющих втулок, увеличение продольного: смещения распределительного вала и износ втулок и осей коромысел. В двигателях ЗИЛ-130 возможно нарушение работы механизма поворота выпускного клапана в результате заедания шариков и пружин механизма поворота. Нагар необходимо удалить при помощи шабера; клапаны, имеющие незначительные раковины на рабочей поверхности, следует притереть, сломанную пружину заменить. Нарушенный зазорвосстанавливается регулировкой

    Рис.17.Проверка плотности прилегания клапанов к седлам

    Для притирки клапанов снимают клапанную пружину, под его головку прокладывают слабую пружину, на рабочую поверхность наносят слой пасты, состоящей из абразивного порошка и масла, и при помощи коловорота или притирочного приспособления клапану сообщают возвратно вращательное движение. При изменении направления вращения клапан нужно приподнимать. Притирку заканчивают, если на поверхности гнезда и рабочей поверхности клапана появляются сплошные матовые полосы шириной 2. 3 мм.

    Читать еще:  Как увеличить долговечность покрышек

    Герметичность посадки клапана после притирки проверяют при помощи прибора или керосина (рис.17). В последнем случае клапан устанавливают в седле, надевают пружину и закрепляют ее на стержне, переворачивают головку цилиндров и в камеры сгорания заливают керосин. Появление керосина на стержне и направляющей втулке свидетельствует о плохой притирке.

    Для регулировки зазора между стержнем, клапана и носком коромысла необходимо: снять клапанную крышку, удалив предварительно присоединенные к ней детали; установить поршень в конце такта сжатия (чтобы клапаны были закрыты); проверить зазор и при необходимости отрегулировать его, для чего отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая регулировочный винт, установить нужный зазор (рис. 18), затянуть контргайку и снова проверить зазор.

    Необходимое ограничение смещения распределительного вала достигается подбором толщины распорного кольца. При значительном износе деталей газораспределительного механизма двигатель подвергается ремонту.

    Система охлаждения одна из важных в двигателе, если она неисправна, то двигатель перегревается или переохлаждается. Диагностирование системы охлаждения осуществляется по внешним признакам.

    Рис.18. Регулировка клапанного зазора

    Недостаточное охлаждение двигателя, и как следствие этого, закипание охлаждающей жидкости в системе может возникнуть от недостаточного количества ее в системе охлаждения пробуксовки ремня вентилятора при слабом его натяжении или в результате замасливания, загрязнения или отложения накипи в системе и неправильной работы термостата.

    Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправной работой термостата или заеданием жалюзи в открытом положении. Зимой, при низкой температуре воздуха, если не принять предохранительных мер (прикрыть жалюзи, надеть утеплительный чехол и т. п.), также возможно переохлаждение двигателя и далее замерзание воды в системе.

    Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора при утечке ее из системы охлаждения или выкипании; Утечка охлаждающей жидкости из системы может произойти через , сальники, неплотности в соединении патрубков, сливные краники и поврежденные участки радиатора. Течь при износе сальников обнаруживают по подтеканию охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.

    При появлении этой неисправности необходимо слить охлаждающую жидкость, ослабить ремень вентилятора и снять его, ослабить хомутик, отсоединить резиновый шланг и осторожно снять водяной насос с тем, чтобы не повредить прокладку.

    Отвернув болт крепления крыльчатки, снять ее. В сальнике может быть повреждена либо резиновая манжета, либо самоподжнмная шайба: поврежденные детали нужно заменить, насос собрать и установить. В случае повреждения прокладки головки цилиндров ее заменяют. При срыве крыльчатки водяного насоса ее необходимо заменить.

    Не плотности в соединениях патрубков со шлангами устраняют затягиванием хомутиков (если резьба затяжного болта хомутика использована полностью, то под снятый хомутик подкладывают металлическую полоску), а краники, разбирают, на рабочую поверхность наносят притирочную пасту и вращательным движением притирают до появления матовой поверхности на всех рабочих частях краника.

    Поврежденный радиатор необходимо снять и сдать в ремонт.

    Правильно натянутый ремень (рис.19) прогибается на 8. 10 мм при нажатии рукой с силой 29,4. 39,2 Н. Пробуксовка может быть вызвана, кроме того, смазкой, попавшей на ремень и шкивы.

    В двигателе ЗИЛ-130 шкив вентилятора приводится в действие двумя ремнями. Натяжение одного из них регулируется перемещением генератора, а второго — перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления. В двигателе ЗМЗ-53 натяжение ремня вентилятора изменяют натяжным роликом.

    Рис. 19. Проверка натяжения ремня вентилятора: 1-деревянная линейка, 2 — масштабная линейка, 3 — шкив компрессора,

    Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 2299 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Технические обслуживание системы охлаждения мотора

    • Главная
    • Обслуживание автомобиля
    • Устройство автомобиля
    • Контакты

    Основные работы по техническому обслуживанию системы охлаждения

    ЕО. Проверить уровень жидкости в радиаторе. Уровень воды дол­жен быть на 15—20 мм ниже заливной головки.

    Заполняя систему охлаждения антифризом, нужно заливать его на 6—7% меньше, чем воды по объему, так как при нагревании он расши­ряется больше, чем вода. При испарении антифриза необходимо доли­вать воду, а при утечке — антифриз.

    Проверить, нет ли подтекания жидкости в системе охлаждения.

    ТО-1. Проверить отсутствие подтекания жидкости во всех соедине­ниях системы охлаждения; при необходимости устранить подтекание. Смазать подшипники водяного насоса (по графику смазки). Смазку нагнетают шприцем через масленку до появления ее из контрольного отверстия насоса. Дальнейшее нагнетание смазки может привести к выдавливанию сальников.

    ТО-2. Проверить герметичность системы охлаждения и при необхо­димости устранить утечку жидкости. Проверить и, если нужно, закре­пить радиатор, его облицовку и жалюзи. Проверить крепление водяно­го насоса и натяжение ремня привода вентилятора; при необходимости отрегулировать натяжение ремня и подтянуть крепление. Проверить крепление вентилятора.

    Смазать подшипник водяного насоса (по графику). Проверить дейст­вие и герметичность системы отопления, действие жалюзи. При крайнем переднем положении рукоятки пластины жалюзи должны быть пол­ностью открыты, постепенно закрываясь при перемещении рукоятки на себя.

    Проверить действие паровоздушного клапана пробки радиатора, СО. Два раза в год промыть систему охлаждения. Проверить состоя­ние утеплительного чехла (в зимнее время) и надежность его крепления. При подготовке к зимней эксплуатации проверить состояние и дейст­вие пускового подогревателя и других вспомогательных средств облег­чения пуска двигателя, установленных на автомобиле, и при необхо­димости устранить неисправность.

    При безгаражном хранении автомобилей в холодное время года после окончания работы необходимо слить воду из системы охлаждения, открыв краники на блоке и нижнем патрубке радиатора, пробку гор­ловины радиатора и краник системы отопления кузова.

    Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

    Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима работы двигателя. От технического состояния системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность работы и надежность двигателя.

    В двигателе внутреннего сгорания до 25…30 % энергии топлива поглощается системой охлаждения, моторным маслом, стенками цилиндров. При исправной системе охлаждения обеспечивается нормальный тепловой режим (85…95 °С).

    Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо, чтобы температура охлаждающей жидкости в системе поддерживалась в определенных пределах: 80…95°С для автомобилей моделей ЗИЛ; 80…98°С для автомобилей моделей КамАЗ-740; 80…90°С для автомобилей моделей 3M3. При загорании контрольной лампы — сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости двигатель должен быть остановлен для устранения причины перегрева.

    Основными неисправностями системы охлаждения являются ее негерметичность и недостаточная эффективность, заключающаяся в повышении или понижении рабочей температуры двигателя.

    Герметичность системы охлаждения оценивают визуально по наличию подтеканий из соединений, шлангов, прокладки или сальника жидкостного насоса и т.д. Также ее можно оценить методом опрессовки (рисунок 14), создавая в верхней части радиатора давление 0,06…0,1 МПа, поддерживаемое пневматическим редуктором 1.

    Если подтеканий нет, то показания прибора стабильны. При негерметичности прокладки головки блока или наличии трещин в двигателе, куда будет уходить жидкость, наблюдается колебание стрелки манометра и снижение давления.

    1 – пневморедуктор; 2 – манометр; 3 – герметизирующая насадка; 4 – радиатор

    Рисунок 14– Схема проверки системы охлаждения опрессовкой

    При изменении теплового режима проверяют натяжение ремня привода жидкостного насоса, его производительность, охлаждающую способность радиатора, исправность термостата и других деталей.

    Натяжение ремня влияет на производительность насоса и определяется по величине прогиба при нажатии на середину ведущей ветви ремня с требуемым усилием. Для легковых автомобилей нормальным считается прогиб 8…12 мм при усилии 20…30 Н, для грузовых – 10…20 мм при усилии 30…40 Н. Прогиб ремня определяется с помощью динамометрического устройства (рисунок 11). Его устанавливают с помощью захвата 7 на середину ветви ремня и нажимают на рукоятку 1 до достижения требуемого усилия, фиксируемого по шкале 2. Прогибающийся ремень воздействует на подвижные лепестки 5, закрепленные на одной оси 6, заставляя их складываться. Устройство снимают и по шкале лепестков 5 (выбирается в зависимости от межцентрового расстояния ременной передачи: 150…250 мм, 250…230 мм и т.д.) считывают величину прогиба в миллиметрах.

    1 – динамометрическая рукоятка; 2 – шкала динамометра; 3 – пружина; 4 – шток; 5 – складывающиеся лепестки; 6 – ось лепестков; 7 – захват; 8 – ремень

    Рисунок 15 – Схема динамометрического устройства для измерения натяжения ремня

    Техническое состояние термостата проверяют в случае замедленного прогрева двигателя или его быстрого перегрева. При проверке его опускают в ванночку с нагреваемой водой (рисунок 16) и фиксируют температуру. Клапан исправного термостата должен начинать открываться при температуре 75…80 °С. За температуру открытия принимается та, при которой ход клапана составляет 0,1 мм. Полное открытие (ход клапана 6…8 мм) должно осуществляться при температуре 90…95 °С. Допускается потеря хода клапана не более 20 %. Если термостат не соответствует указанным требованиям, его заменяют на новый.

    1 – кронштейн; 2 – термометр; 3 – индикатор; 4 – термостат; 5 – ванна с водой; 6 – электронагреватель

    Рисунок 16 – Схема проверки термостата

    Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начинаться после показания стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов у двигателя КамАЗ-740 — 80 0 С, у двигателей ЯМЗ, ЗИЛ, 3M3-53 – 66…70°С. Также исправность термостата и системы охлаждения можно проверить по разнице температур верхнего и нижнего резервуаров радиатора, которая должна находиться в пределах 8…12 0 С при полностью прогретом двигателе.

    Пробка радиатора (расширительного бачка) должна герметично закрывать систему охлаждения. Паровой клапан, предназначенный для предохранения радиатора от повышенного давления паров охлаждающей жидкости, должен открываться при избыточном давлении 45…70 кПа. Воздушный клапан пробки, предохраняющий радиатор от снижения давления при остывании и конденсации жидкости, должен впускать воздух в систему охлаждения при разрежении 5…10 кПа.

    В настоящее время систему охлаждения заполняют специальными незамерзающими жидкостями (антифризами), представляющими собой смесь этиленгликоля с водой (плотность раствора 1067…1085 кг/м 3 ) с добавлением антипенных и антикоррозионных присадок. Однако возможно использование и воды. Но при этом на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения образуются отложения солей Са, Мg и других металлов, содержащихся в воде.

    Накипь обладает низкой теплопроводностью и затрудняет теплообмен между водой и элементами системы охлаждения, уменьшает сечение трубок радиатора, затрудняет циркуляцию воды. Например, накипь толщиной более 1 мм способствует увеличению расхода топлива до 20…25 %, масла – до 25…30 %, снижению мощности двигателя до 10…20 %. Для уменьшения этой накипи в систему охлаждения заливают «умягченную» воду с малым содержанием солей. Ее получают электромагнитной обработкой воды, когда она многократно прокачивается через силовое магнитное поле в направлении, перпендикулярном силовым линиям. При этом вода приобретает новые свойства: содержащиеся в ней соли не образуют накипи и выпадают в виде шлама. Кроме того, она способствует растворению ранее образовавшейся накипи, превращая ее в легко смываемый порошок. Смягчать воду можно также кипячением, добавлением соды, извести, нашатырного спирта или очисткой воды от солей пропусканием ее через минеральные, глауконитные или натрий-катионовые фильтры.

    Если накипь все же есть, то ее удаляют специальными веществами. Они подразделяются на щелочные и кислотные. Основу щелочных составов составляет каустическая или кальцинированная сода (1 кг соды и 0,15 кг керосина на 10 литров воды). Их заливают в систему на 5…10 часов, затем запускают двигатель на 15…20 минут и раствор сливают. После этого целесообразно провести промывку системы охлаждения водой, так как щелочные растворы вызывают коррозию цветных металлов: алюминиевых сплавов головки цилиндров, латунных элементов радиатора и мест их спайки.

    В качестве кислотных используют 5…10 % водный раствор соляной кислоты с добавкой 3…4 грамма на литр утропина для предохранения черных металлов от коррозии. Шлам смывают водой, пропуская ее в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости.

    При заливке охлаждающей жидкости в систему необходимо открыть кран контроля уровня на расширительном бачке, пробку радиатора, сливные краны радиатора и блока цилиндров и закрыть их после появления из них жидкости. В радиаторе уровень охлаждающей жидкости должен достигать нижнего торца его горловины.

    После пуска двигателя и его работы на режиме холостого хода около 1 минуты, нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.

    Если необходимо слить жидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпускового подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны следует оставить открытыми. При замерзании кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

    Негерметичность соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотность соединений фланцев патрубков, негерметичность сливных пробок и крана отопителя, повреждения шлангов, трещины в бачках и сердцевине радиатора, износ сальникового уплотнителя жидкостного насоса вызывают подтекание, утечку охлаждающей жидкости. Жидкостные насосы проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие.

    Для поддержания жидкостного насоса в исправном состоянии необходимы его своевременный осмотр и обслуживание. Техническое обслуживание жидкостного насоса заключается в своевременной регулировке натяжения приводного ремня, смазке шариковых подшипников, замене деталей уплотнения крыльчатки насоса. У некоторых автомобилей, чтобы избежать поломки корпуса жидкостного насоса, при его разборке необходимо пользоваться специальным съемником. Крыльчатку жидкостного насоса нельзя снимать съемником, который применяют для снятия приводных шкивов или ступиц, иначе она будет повреждена или выведена из строя, так как изготовлена из пластмассы или чугуна и легко ломается.

    Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса, заменяют текстолитовую шайбу и резиновые манжеты или сальник. Сальник жидкостного насоса, прокладки и зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при ремонте насоса нужно заменить. Производить разборку и сборку насоса с применением ударов молотка нельзя. Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно удалить, так как оно может попасть на приводной ремень.

    Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров.

    Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок головок блоков и короблению головок блоков цилиндров.

    При СО (сезонном техническим обслуживанием автомобиля) для удаления шлама (если в системе охлаждения использовалась вода) систему охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15—0,2 МПа (при снятом термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а потом радиатор) в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют до появления чистой воды.

    В качестве охлаждающей жидкости применяется водный раствор этиленгликоля (антифриз Тосол-40, Тосол-65 и др.). Важно учитывать, что антифриз – как и любая жидкость при нагреве имеет свойство расширяться, поэтому не следует заполнять систему так, чтобы в бачке ее уровень был «под завязку». Обычно на бачке имеется метка максимального заполнения бачка, если таковой нет, его не следует заполнять более чем наполовину. Уровень в бачке должен соблюдаться уже после полного заполнения системы. Периодичность замены антифриза во многом зависит от химического состава и присадок. Некоторые жидкости способны отработать 250 тыс. км. В целом же считается, что ресурс жидкости составляет 100-200 тыс. км. В случае если в процессе использования жидкость изменила цвет и приобрела красновато-коричневый, ржавый оттенок — это является сигналом срочной замены антифриза. Жидкость в таком состоянии принимает не только агрессивный вид, но и разрушает изнутри систему охлаждения.

    Читать еще:  Как расторгнуть договор КАСКО

    Техническое обслуживание системы охлаждения автомобиля

    Для корректной работы двигателя необходимо соблюдение теплового режима. Двигатель по своей конструкции не обладает способностью к саморегулированию температуры, что в процессе работы может вызвать перегрев или переохлаждение всей системы. Перегрев двигателя может привести к повышенному угару масла, образованию нагара и быстрому износу цилиндров. Регуляция температурного двигателя осуществляется с помощью специальных жидкостей (антифриза).

    Что заливать в систему охлаждения

    Раньше для регулировки температурного режима двигателя в систему охлаждения заливали обычную воду, вместо специальных растворов. Практика на сегодняшний день вынудила отказаться от этого метода охлаждения в виду его неэффективности. Стоит отметить, что вода не подходит для охлаждения системы, в первую очередь, из-за низкой температуры кипения – 100%, при том, что работа двигателя происходит при более высоких температурах, вода попросту начинает закипать и перестает выполнять свою функцию. Охлаждающая жидкость (антифриз) имеет более высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания, что в свою очередь очень актуально в зимний сезон. Еще одним достоинством можно выделить, что антифриз исключает образование накипи и ржавчины в системе охлаждения, в отличие от воды. Но стоит отметить, что для долговечности и правильной работы двигателя имеет большое значение качество самой охлаждающей жидкости. Антифриз следует покупать только известных марок, при наличии всех необходимых сертификатов.

    СПРАВКА! В большинстве сомнительных охлаждающих жидкостей имеются агрессивные кислоты, которые могут разъедать систему охлаждения и в конечном итоге приводят ее в негодность.

    Качественные антифризы имеют в своем составе флуоресцентные добавки, которые позволяют выявить течи в системе охлаждения, если она не герметична.

    Состав концентрата антифриза следующий:

    • Этиленгликоль – 90%;
    • Присадки – 5-7%
    • Дистиллированная вода – 3-5%.

    Все антифризы схожи по своему составу и на 90% состоят из этиленгликоля и 3-5% воды, отличия составляют лишь присадки.

    Проверка систем охлаждения на герметичность

    Признаками неисправности системы охлаждения является протекание охлаждающей жидкости, что приводит в конечно итоге к перегреву мотора. Причин протекания антифриза может быть много, например, таких как:

    • Плохое соединение шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками;
    • Не герметичность краника отопителя и спускных пробок;
    • Слабое соединение фланцев патрубков;
    • Трещины на шлангах;
    • Повреждения в бачках или в радиаторе;
    • Неисправность самоподжимного сальникового устройства.

    Если вы замечаете снижение уровня антифриза в бачке ниже норм, то первым делом следует проверить, герметична ли система охлаждения. Антифриз в герметичной системе кипит при температуре 130 градусов, а в обычных условиях, при нормальном давлении закипает уже при 103 градусах Цельсия. Пробои в герметичности могут выявить специальные добавки, входящие в антифриз – благодаря им малейшие трещины можно выявить ультрафиолетовой лампой. Проверка герметичности осуществляется специальным прибором, который устанавливается вместо пробки расширительного бачка, и создает избыточное давление в системе охлаждения равное примерно 0,05-0,07 МПА. При таком давлении, в исправной системе охлаждения, протекание жидкости невозможно. При неисправности уровень охлаждающей жидкости начинает падать, а по наличию мокрых следов обнаруживается место утечки. В случае не герметичности соединений шлангов и фланцев патрубков, следует подтянуть их крепления. Если же причина утечки происходит из-за повреждения краников, пробок и шлангов, то следует их заменить. Трещины в баке или радиаторе можно запаять. Протекание жидкости в радиаторе можно устранить специальным герметическим веществом, который добавляется в радиатор, но стоит помнить, что герметик временно устраняет протекание и в дальнейшем оказывает вредное влияние на всю систему в целом. Утечка через дренажное отверстие жидкостного насоса устраняется его ремонтом или заменой. Так же эта проблема может возникнуть во время обкатки автомобиля после покупки, это может быть следствием незаконченной приработки деталей уплотнения, обычно в таких случаях протечка устраняется сама по себе через определенное время.

    ВАЖНО! Запрещается устранять протечку путем закрытия дренажного отверстия, так как это может привести к попаданию антифриза в подшипники насоса и разрушению их в дальнейшем.

    По регламенту, каждые 60 тысяч пробега или через два года рекомендуется проводить полную замену тосола.

    На что следует обратить внимание при обслуживании системы охлаждения

    От правильного технического обслуживания системы охлаждения зависит экономичность работы и исправность двигателя. Необходимость ремонта может возникать в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости, снижения ее уровня или возникновение шума при работе жидкостного насоса. В первую очередь следует знать, из каких составляющих состоит система охлаждения у разных типов моторов:

    • Рубашка охлаждения – канал для прохода охлаждающей жидкости;
    • Радиатор – устройство, состоящее из множества изогнутых трубочек и предназначенное для рассеивания тепла в окружающую среду;
    • Вентилятор – включается при срабатывании температурного датчика и усиливает воздушный поток для охлаждения;
    • Жидкостный насос (помпа) – обеспечивает постоянное движение охлаждающей жидкости в системе. Привод помпы осуществляется с помощью ремня или шестерней;
    • Термостат – узел, который регулирует поток антифриза, установлен между входным патрубком радиатора и двигателя;
    • Радиатор отопителя – схожий с основным радиатором и расположен в салоне авто, отличие заключается в том что он передает тепло в салон, а не отводит в атмосферу как основной.

    При доливании жидкости нужно использовать тот же антифриз, который в ней находится, это во многом зависит от нормальной работы двигателя при низкой температуре. При диагностике системы охлаждения следует обратить внимание на следующее:

    • Уровень антифриза. Контролировать уровень жидкости следует только при холодном состоянии мотора, если уровень находится ниже отметки «MIN», следует добавить антифриза. На современных автомобилях имеется система контроля охлаждающей жидкости, которая оповестит вас о ее снижении специальным сигналом на панели приборов;
    • Перед подливанием антифриза крышку расширительного бачка следует открыть вначале на один оборот, чтобы сбросить давление, и только после этого крышку можно полностью выкручивать и снимать, заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как из-за резкого перепада температуры рубашке охлаждения блока цилиндров могут возникнуть трещины;
    • Во время замены охлаждающей жидкости нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны на нем, пробку блока цилиндров и отопителя, при его наличии, и пробку насосного агрегата. Сливаемая жидкость очень токсична, ее следует сливать в отдельную емкость для дальнейшей утилизации, и категорически запрещено сливать в водоемы или почву. Отработанный антифриз для повторного применения не допускается. Перед заливкой нового антифриза, систему следует промыть от накипи и ржавчины специальным средством. После залива жидкости закрывается крышка бачка и заводится двигатель, при холостых оборотах проверяется герметичность системы охлаждения. Запрещается запуск и работа двигателя сразу после слива антифриза, так как это приводит к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению клапанов и прогоранию прокладок;
    • При проверке технического состояния должное внимание следует уделить герметичности и тепловому балансу. Герметичность проверяю специальным прибором за счет создания избыточного давления. О тепловом балансе судят при поддержании в двигателе нормальной температур во время эксплуатации, и производится с помощью указателя температуры на панели приборов;
    • Проверка работоспособности термостата. Термостат служит для автоматической регулировки температуры жидкости в системе охлаждения и ускорения прогрева после запуска. Для этого необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры и проверить температуру отходящего патрубка радиатора, если патрубок и радиатор нагреваются медленно, это может быть следствием заклинивания термостата. Исправный термостат должен автоматически отключать радиатор при температурах до нижнего предела охлаждающей жидкости;
    • Жидкостные насосы и гидромуфта вентилятора. Обслуживание насоса заключается в регулировке натяжения привода ремня, смазывании подшипников и замене деталей уплотнения крыльчатки насоса. Разборка и сборка насоса не допускается проводить с помощь ударов молока;

    Ремонт системы охлаждения следует проводить, если возникают следующие сбои:

    • Постоянный перегрев антифриза;
    • Снижение уровня охлаждающей жидкости;
    • Посторонние шумы во время работы жидкостного насоса;
    • Возникновение электролиза в антифризе;
    • Засорение системы накипью или ржавчиной;
    • Заклинивание термостата;
    • Обрыв ремня привода вентилятора;
    • Пробуксовка ремня привода вентилятора;

    При перегреве двигателя из-за проблем с системой охлаждения нарушается процесс горения топливно-воздушной смеси, увеличивается расход топлива и снижается мощность двигателя. Поэтому важно, особенно перед длительной поездкой, проверять исправность охладительной системы.

    Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

    У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.

    Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

    Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке через определенный пробег автомобиля. Оно предназначено для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, а также для выявления отказов и неисправностей с целью их своевременного устранения.

    Операции ТО или ремонта проводят с предварительным контролем или без него. Основным методом контроля является определение технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов.

    Техническое обслуживание подразделяют по периодичности, выполняемым операциям и трудоемкости на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное обслуживание (СО).

    Техническое обслуживание включает в себя следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические. Крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при ТО нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

    При ЕО (ежедневном обслуживании) системы охлаждения после пуска двигателя и его работы в режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.

    Ежедневно необходимо проверять натяжение ремня привода жидкостного насоса и генератора, отсутствие подтеканий.

    Во время работы двигателя и сразу после его остановки уровень жидкости повышен в связи с ее расширением при нагреве. Поэтому контроль уровня охлаждающей жидкости следует производить на холодном двигателе (желательно при температуре около 20С). Уровень охлаждающей жидкости должен быть на автомобилях ВАЗ на 2…3 см выше риски с отметкой «MIN» в расширительном бачке.

    При использовании в качестве охлаждающей жидкости водные растворы Тосола-АМ, необходимо доливать дисцилированную воду.

    При перегреве охлаждающей жидкости надо открывать пробки радиатора и расширительного бачка осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей жидкости из горловины. Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров.

    В летнее время нужно следить за чистотой сердцевины радиатора. При засорении ее следует прочистить струей воды или сжатого воздуха, направленного на сердцевину со стороны вентилятора.

    При То-1, кроме работ по ежедневному техническому обслуживанию, проверить и при необходимости подтянуть крепления всех деталей системы охлаждения двигателя (радиатора, жидкостного насоса, вентилятора, жидкостных патрубков и шлангов).

    Смазать трущиеся детали жидкостного насоса, вентилятора с помощью нагнетательного насоса через пресс-масленки (если это предусмотрено техническими условиями).

    Если требуется слить жидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпускового подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. При замерзании кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда она потечет из кранов. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

    При ТО-2, кроме работ по первому техническому обслуживанию, необходимо закрепить радиатор, жидкостный насос и при необходимости заменить детали крепления. Проверить натяжение ремня жидкостного насоса, а также его состояние (на его поверхности не должно быть порезов, расслоений, обрывов нитей корда). Также, если это необходимо — проверить производительность насоса на стенде.

    При СО (сезонном обслуживании) промыть систему охлаждения для удаления из нее накипи, ржавчины, осадков.

    Сначала нужно промыть двигатель, а затем радиатор, направляя поток промывочной воды обратно циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе. Перед этим с двигателя снять термостаты, вывернуть из блока цилиндров и радиатора сливные краны, отсоединить трубопроводы, идущие к расширительному бачку, и закрыть отверстия пробками.

    Промывать двигатель следует до тех пор, пока сливаемая вода не станет совершенно чистой. Затем устанавливают трубопроводы, соединяющие двигатель с радиатором и расширительным бачком. После этого направляют из шланга воду под сильным напором в отверстие патрубка термостата и прекращают подачу лишь после того, как из отверстий сливных кранов потечет чистая вода, без примесей. Перед установкой сливные краны прочистить, промыть и проверить их исправность.

    Радиатор нужно промывать, пользуясь шлангом, под сильным напором воды, через нижний патрубок радиатора, чтобы вода выливалась через верхние патрубки. Для отвода воды надеть шланги на верхние патрубки радиатора.

    Если вода жесткая, то перед заливкой в систему охлаждения ее необходимо смягчить, т.е. удалить соли кальция (прокипятить, добавить в воду специальные добавки и др.).

    Для удаления накипи применяют раствор каустической соды — 0,8 кг, 0,5 л керосина на 10 л воды — для двигателей с чугунными головками цилиндров. Для двигателей с чугунными и алюминиевыми головками блока применяют 4-ный раствор ингибированной соляной кислоты.

    Перед заливкой соляной кислоты систему охлаждения промывают холодной водой в течение 5-10 мин, после чего заполняют раствором, пускают двигатель и прогревают его, пока температура не поднимется до 40С. Раствор сливают через 5 мин. Для нейтрализации соляной кислоты заполняют систему специальным раствором и прогревают до температуры 60С. После этого слить раствор и промыть систему водой.

    При использовании воды для охлаждения двигателя независимо от продолжительности предпочтительнее применять дождевую или снеговую воду, так как в ней нет солей.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    ×
    ×