3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система смазки двигателя ВАЗ 2110

Система смазки деталей двигателя

Система смазки предназначена для смазывания трущихся деталей, для отвода продуктов трения, для предохранения деталей двигателя от коррозии и для охлаждения этих деталей. Система смазки состоит из масляного насоса, масляного фильтра и необходимого количества хорошего масла. Для водителя существенное значение имеет и мерная линейка — щуп, который может многое рассказать про работу его «друга».

Масляный насос «десяток» имеет индекс 2112. Он отличается от масляного насоса 2108 оригинальной крышкой из алюминия, в которой находятся бобышка и отверстие для крепления датчика положения коленчатого вала. Шестерни и чугунный корпус такие же, как и в двигателе 21083.

Масляный фильтр вбирает в себя как частицы износа трущихся деталей, так и продукты сгорания рабочей смеси, дополняя их при этом элементами собственного сгорания. Для «десяток» подходят масляные фильтры 2108. Внутрь масляного фильтра не заглянешь, но качество фильтрации играет существенное значение. Об этом будет сказано ниже. Поэтому можно предложить фильтр немецкой фирмы SCT-SM-101.

Проверять уровень масла нужно регулярно, если расход масла маленький — реже, а если большой, то чаще. Во время проверки обратите внимание на цвет масла. На мерной линейке буквы и метки должны хорошо просмаливаться через масло. Уровень масла должен быть между метками «max» и «min». Летом уровень можно держать выше середины: когда большое количество масла, охлаждение двигателя лучше. Зимой, наоборот, уровень масла должен быть ближе к «лип», ускоряет разогрев.

Есть много причин быстрого снижения качества масла и увеличения его расхода. Но главная причина — это с какой скоростью ездит водитель, количество ускорений и торможений.

Масло для «десяток» должно хорошо мыть, очищать и смазывать зимой и летом

Первое и самое главное правило для владельцев «десяток» — ваш «друг» не любит плохое масло. И вот почему. В исправном, нормальном двигателе небольшая часть масла попадает в цилиндр и сгорает там. А особенно в низкосортном (т. е. дешевом) масле содержится большое количество примесей, в основном фосфора, которые с выхлопными газами попадают на поверхность датчика кислорода и разрушают двуокись циркония; показатели датчика будут ненормальные. Эти примеси также отрицательно влияют на работоспособность нейтрализатора. Поэтому владельцы десяток, особенна на которых установлены датчики кислорода и нейтрализатор, должны забыть о дешевых маслах. Сразу после покупки автомобиля лучше заменить масло. Ждать 2000 километров пробега до первого ТО не стоит. Плохое масло или не очень чистый поддон картера могут через 100 километров повлиять на работу этих приборов.

В настоящее время выбор масел огромен, и современный технический уровень автомобильной техники требует применения смазочных материалов нового поколения, способных обеспечивать наивысшую работоспособность вашего «друга». Значительное влияние на срок службы двигателя и расход горючего, особенно многоклапанного с впрыском, оказывает качественный уровень моторного масла. К сожалению, многие водители не могут правильно выбрать для своего автомобиля масло и не имеют достаточных знаний, чтобы определить, что за масло в их канистре.

Какое масло и как его надо выбирать для «десяток»

Современные отечественные масла вполне выдерживают сравнение с зарубежными аналогами. Они в настоящее время маркируются, так же как и по международным стандартам, SAE и API. В первую очередь масла должны подбираться по уровню их эксплуатационных свойств, обозначаются эти масла в соответствии с системой API двумя буквами. Первая буква S означает: для 4-тактных бензиновых двигателей. Если первая буква С, то для дизельных двигателей. Вторая буква может быть от А до Z (девять букв), указывает на класс качества. Чем дальше буква в латинском алфавите от его начала, тем выше качество. Для вашего «друга» нужно качественное масло. Группы качества SG, SH, SJ рекомендуются для двигателей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112. Зарубежные масла класса SG сейчас встречаются реже. Они ориентируются на выпуск масел качества SH, SJ стандарта API.

Отечественные минеральные масла, относящиеся к категории SG, также могут относиться к высшей группе качества. К этим маслам относятся отечественные масла «Лукойл-Стандарт», «Спектрол» и др. Минеральные масла с синтетическими добавками (полусинтетика) категории качества SG, SJ имеют больше присадок, степень очистки выше. К таким маслам относятся «Лукойл-Люкс», «Esso-Ultra», «Лукойл-Супер» и др.

У синтетического масла категории качества SJ значительно расширен температурный диапазон, оно лучше очищает каналы и дольше сохраняет моющие свойства. К ним относятся «Лукойл-Синтетик», «Mobil 1» и др.

В этих высокоэффективных маслах нового поколения базовые масла (в полусинтетических или в полностью синтетических) заменены высококачественными искусственно синтезированными базовыми маслами. Химические и физические показатели синтетического масла являются более однородными, чем у минерального. Эта однородность обеспечивает отличную смазку при низкотемпературном запуске и отличную защиту его на всех, в том числе экстремальных режимах эксплуатации. Поэтому, независимо от того, заводите ли вы автомобиль холодным зимним утром или на большой скорости мчитесь по загородному шоссе, полусинтети-ческое, а еще лучше синтетическое обеспечит вам ту надежность, на которую вы хотите рассчитывать, приобретая эти масла.

Другим критерием для выбора масла является его вязкость. Надо исходить из требований двигателя и температуры окружающей среды. Вязкость является основным свойством масла и одним из главных показателей при выборе масла. Увеличение вязкости стабилизирует давление в системе смазки. Масло будет поступать в нужном количестве к трущимся деталям и удерживаться (самое главное) между ними. Чем выше вязкость, тем прочнее масляная пленка. Кроме того, снижается расход масла на угар. А мы уже сказали, что для «десяток», особенно с нейтрализатором, угар масла вреден. Например, масло средней вязкости при движении в городском цикле почти не расходуется. Но работа двигателя на загородной дороге на больших оборотах (при большой скорости) приведет к большому расходу масла. Любителям быстрой езды необходимо иметь масло класса 50 или даже 60, у которых вязкость самая большая, до 26 сантистоксов при температуре 100°С. Но увеличение вязкости приводит к увеличению расхода топлива.

Как минеральное масло может иметь вязкость класса 50, так и синтетическое — класса 60. У последних самая большая вязкость.

Международная классификация SAE соответствует вязкостно-температурным свойствам масел. Она подразделяет масла на зимние, летние и всесезонные. Например, зимнее SAE 10W, летнее SAE 40, всесезонные SAE 15W-40. Цифры обозначают класс вязкости. Буква W первая буква в слове Winter — зима.

Опыт эксплуатации семейства «десятых» моделей говорит, что по вязкости лучше всего во время обкатки применять масло 5W-30. В дальнейшем можно применять всесезонные масла 10W-40 или 5W-40. Минеральное, полусинтетику или синтетику выбирайте сами, их отличия были рассмотрены.

Температурный интервал моторных масел по классификации SAE

Основные моторные масла, которые завод рекомендует для системы смазки двигателей, — 2110, 2111 и 2112:

  • «Лукойл Люкс» SJ 5W-40, J0W-40, 15W-40
  • «Лукойл Супер» SG 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40
  • «ESSO ULTRA» SJ/SH10W-40
  • «SHELL HELUXSUPER» SG 10W-40

Полный перечень моторных масел, которые рекомендует завод для «десятки», имеется в руководстве по эксплуатации.

Когда надо менять масло

Мы уже рассмотрели необходимость первой замены масла сразу после покупки. По истечении времени обкатки, т. е. по истечении пробега 2000 километров, нужно второй раз поменять масло. Затем условия технического обслуживания требуют, чтобы через каждые 10 000 километров масло заменялось. Одно из преимуществ хорошего синтетического масла — срок службы его больше и менять его можно реже.

Обратите внимание, что при работе двигателя на некоторых автомобилях из выхлопной трубы идет дым синего цвета и расход масла увеличен, значит, двигатель работает как на бензине, так и на масле. Оно сильно угорает, это зависит как от самого масла, так и от неисправности автомобиля и стиля его вождения. Мерная линейка показывает, что масло сильно загрязнено и разбавлено топливом, так как сильно изношена поршневая группа. Следовательно, есть необходимость замены масла раньше срока на более вязкое.

В настоящее время разработаны и на импортных автомобилях применяют датчики состояния масла. Эти датчики подают сигнал на щиток приборов. По мере ухудшения свойств масла, наличия в нем примесей и т. д. загораются лампочки или, наоборот, горящих лампочек становится меньше. Это сигнал, что надо менять масло. Некоторые автомобили имеют индикаторы, которые показывают, сколько километров осталось до замены масла.

Пока на наших автомобилях таких датчиков нет — поэтому следите за состоянием и расходом масла сами.

Почему регулярно надо промывать систему смазки и топливную систему

Мы рассмотрели вопрос, как влияет работа си-стемы смазки на показатели работы двигателя. И простая замена одного масла на другое практически не улучшит эти показатели, если не промывать систему смазки.

После промывки системы смазки специальными маслами повышается компрессия и восстанавливаются тепловые зазоры клапанов. Это нормализует работу двигателя, улучшаются процесс смешивания компонентов рабочей смеси и продувка цилиндров. Увеличивается срок службы деталей газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.

Во время промывки топливной системы удаляются смолистые отложения в форсунках, при этом нормализуется работа форсунок, что приводит к более полному сгоранию топлива, устраняется детонация и снижается токсичность выхлопных газов, увеличивается срок службы двигателя, особенно с системой питания с впрыском топлива.

Прежде чем поменять масло и масляный фильтр, промойте систему смазки, а лучше и систему впрыска.

система смазки двигателя ваз 2110 | ваз 2111 | ваз 2112

Особенности устройства

Устройство системы смазки показано на рис. 2-69.

Рис. 2-69. Система смазки двигателя ваз 2110 || ваз 2112:
1 — канал в блоке цилиндров подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 — канал в головке цилиндров; 3 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 — крышка маслоналивной горловины; 5 — патрубок вытяжного шланга; 6 — патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 7 — масляная магистраль в головке цилиндров; 8 — распределительный вал; 9 — канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 — датчик указателя давления масла; 11 — редукционный клапан; 12 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 — ведущая шестерня масляного насоса; 14 — ведомая шестерня масляного насоса; 15 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 — противодренажный клапан; 17 — фильтрующий картонный элемент; 18 — масляный картер; 19 — маслоприемник; 20 — сливная пробка; 21 — перепускной клапан; 22 — масляный фильтр; 23 — канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 — главная масляная магистраль
Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием — стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов. Масляный насос (рис. 2-70) шестеренчатый, с шестернями 2 и 3 внутреннего зацепления располагается на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня 2 масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник 19 (см. рис. 2-69) крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и к корпусу масляного насоса. Масляный фильтр 22 полнопоточный, неразборный, с перепускным 21 и противодренажным 16 клапанами.

Замена масла в ваз 2110 || ваз 2112

Заменять масло необходимо на горячем двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия сливного отверстия. Заменяя масло, следует заменить и масляный фильтр, который отвертывается с помощью приспособления А.60312 (рис. 2-15). При установке фильтр завертывайте вручную.

Рис. 2-15. Снятие масляного фильтра приспособлением А.60312
Масляный насос

Разборка и сборка. Осторожно закрепите масляный насос в тисках, чтобы не повредить крышку 9 (см. рис. 2-70). Выверните винты крепления корпуса 1 насоса и крышки 9, выньте корпус, ведомую 2 и ведущую 3 шестерни. Отверните пробку 6 редукционного клапана 4 и выньте пружину 5 с клапаном. Выпрессуйте из крышки 9 насоса самоподжимной сальник 8 коленчатого вала. При сборке насоса смажьте наружный диаметр сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку 9 до упора. Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 1 и заверните винты крепления корпуса и крышки. Вставьте редукционный клапан 4, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 7 толщиной (1,5±0,2)мм.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо 10 трубки маслоприемника 11 и редукционный клапан.

После сборки насоса при проворачивании шестерен рукой они должны вращаться плавно, без заеданий и рывков. Проверка технического состояния деталей. После разборки все детали промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и проверьте их состояние. Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской. При заметных износах зажмите крышку в точках 2 (рис. 2-71) и профрезеруйте поверхности X и Y до размера (13,5±0,3) мм. Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм. Сальник 1 коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора. При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника. Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин. Предельный размер гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,10 мм (рис. 2-72). Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм. Основные размеры новых деталей насоса показаны на рис. 2-73. Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры (рис. 2-74), которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой — 0,15 мм. Если зазоры превышают предельные значения, замените шестерни. Предельные износы шестерен даны на рис. 2-75. Если их размеры превышают предельные значения, также замените шестерни. Проверьте упругость пружины редукционного клапана и сравните полученные данные с приведенными на рис. 2-76. Редукционный клапан 1 (рис. 2-77) и отверстие под клапан не должно иметь продольных рисок. Предельные размеры клапана и отверстия при износе показаны на рис. 2-77.

Рис. 2-70. Детали масляного насоса ваз 2110 || ваз 2112:
1 — корпус насоса; 2 — ведомая шестерня; 3 — ведущая шестерня;
4 — редукционный клапан; 5 — пружина редукционного клапана;
6 — пробка; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — передний сальник коленчатого вала;
9 — крышка насоса; 10 — резиновое уплотнительное кольцо; 11 — маслоприемник

Читать еще:  Автомобили с большим багажником

Рис. 2-71. Точки крепления крышки масляного насоса при фрезеровании плоскостей:
1 — сальник коленчатого вале; 2 — точки крепления крышки;
3 -пробка редукционного клапана. X, Y — обрабатываемые плоскости

Рис. 2-72. Предельные износы корпуса масляного насоса

Рис. 2-73. Основные размеры новых деталей масляного насоса

Рис. 2-74. Замер осевых зазоров шестерен масляного насоса:
1 — ведущая шестерня; 2 — ведомая шестерня; S — осевой зазор

Рис. 2-75. Предельные износы шестерен масляного насоса:
а — ведущая шестерня; б — ведомая шестерня

Рис. 2-76. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана масляного насоса

Рис. 2-77. Предельные износы редукционного клапана масляного насоса и отверстия под клапан:
1 — редукционный клапан; 2 — крышка масляного насоса
Промывка деталей вентиляции картера Для промывки снимите шланги 6 (рис. 2-78) 8 и 10, отверните гайки крепления и снимите крышку головки блока цилиндров. Отверните два болта крепления корпуса маслоотделителя, снимите корпус и сетку 9. Промойте снятые детали бензином или ацетоном и поставьте их на место в обратной последовательности. У карбюратора очистите и промойте бензином штуцер шланга 8 отвода картерных газов.

Рис. 2-78. Схема вентиляции картера двигателя:
1 — масляный фильтр; 2 — впускная труба; 3 — дроссельная заслонка первой камеры карбюратора; 4 — карбюратор; 5 — воздушный фильтр; 6 — верхний вытяжной шланг; 7 — патрубок отвода картер-ных газов в задроссельное пространство карбюратора; 8 — шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 9 — сетка маслоотделителя; 10 — вытяжной шланг; 11 — указатель уровня масла; 12 — масляный картер

Система смазки двигателя ВАЗ

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает:

  • уменьшение трения и повышение механического КПД двигате­ля;
  • уменьшение износа трущихся деталей;
  • охлаждение деталей двигателя;
  • вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя.

Система смазки двигателя ВАЗ — комбинированная, т.е. смазывание происходит одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85 °С и частоте вращения коленвала 5600 мин-1, давление в системе смазки составляет от 3,5 до 4,5 кгс/см2. При минимальной частоте вращения коленчатого вала (от 850 до 900 мин-1) минимальное давление должно составлять не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.

Рис. Схема системы смазки двигателя ВАЗ:
1 — масляный насос; 2 — масляный картер: 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 — канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — передний сальник коленчатого вала; 8 — канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 — канал для стока масла; 12 — канал в кулачке распределительного вала; 13 — магистральный канал в распределительном валу; 14 — канал в опорной шейке коленчатого вала; 15 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 — крышка маслоналивной горловины; 17 — наклонный канал с головке цилиндров; 18 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 — масляная магистраль; 20 — датчики давления и контрольной лампы давление масла; 21 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — указатель уровня масла; 24 — масляный фильтр; 25 — перепускной клапан масляного фильтра; 26 — противодренажный клапан

Система смазки двигателя ВАЗ состоит из следующих элементов:

  • масляный картер 2;
  • указатель уровня масла 23;
  • масляный насос 1;
  • приемный патрубок насоса с мелкой фильтрующей сеткой;
  • полнопоточный масляный фильтр 24;
  • редукционный клапан;
  • указатель давления масла;
  • датчики 20 давления масла;
  • контрольной лампы недостаточного давления масла в системе;
  • каналы подвода масла.

Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов, подшипник шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

Циркуляция масла в системе обеспечивается масляным насосом. Насос засасывает масло из картера и по каналу 3 в блоке цилиндров подает его в полнопоточный фильтр 24. Очищенное масло из фильтра, через главную масляную магистраль 19 и каналы 21 в блоке цилиндров, поступает к коренным подшипникам и подшипникам вала привода вспомогательных агрегатов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы 22 в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. Часть масла через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается и смазывает цилиндры и детали поршневой группы двигателя. Через каналы 17 и 18 в блоке и головке цилиндров, далее через магистральный канал 13 в распределительном валу масло подается к подшипникам и кулачкам вала. Цепь привода распределительного вала смазывается маслом, выходящим из передних опор распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов.

На блоке цилиндров установлены датчик давления масла и датчик контрольной лампы недостаточного давления установлены. Датчики соединяются с главной масляной магистралью. В момент запуска двигателя зажигается контрольная лампа зажигается, поскольку давление масла в системе надостаточное. При работающем двигателе лампа должна гаснуть. В нектороых случаях лампа может гореть и при нагретом двигателе, когда он работает на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе.

Масляный насос

В картере двигателя устанавливается шестеренчатый насос с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке. Крепится насос к блоку цилиндров двумя болтами.

В корпусе насоса установлены шестерни: ведущая — неподвижно на валике насоса и ведомая — свободно на оси, запрессованной в корпус. Привод насоса осуществляется цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку вала привода вспомогательных агрегатов, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней привода масляного насоса и распределителя зажигания, которая вращается в металлокерамической втулке. На последних моделях автомобилей валик привода вспомогательных агрегатов устанавливается также в металлокерамических втулках.

Масляный фильтр

Фильтр полнопоточный, неразборный, навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и главной масляной магистралью. Для снятия фильтра используется приспособление А.60312. При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без приспособления. В стальном корпусе фильтра установлен фильтрующий элемент из специального картона. Фильтр имеет противодренажный и перепускной клапаны. Противодренажный клапан не позволяет стекать маслу из системы при остановке двигателя, перепускной — перепускает масло при засорении фильтрующего элемента из насоса в главную масляную магистраль.

Вентиляция картера двигателя

Рис. Схема вентиляции картера двигателя автомобиля ВАЗ: 1 — трубка; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка; 4 — шланги; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент; 8 — шланг; 9 — ось дроссельной заслонки; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.

Вентиляция картера двигателя ВАЗ — принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. Осуществляется за счет разрежения в цилиндрах двигателя.

Система вентиляции картера включает в себя:

  • шланг 4;
  • маслоотделитель 2;
  • вытяжной коллектор 6, размещенный снизу воздушного фильтра.

Картерные газы при работе двигателя отсасываются в вытяжной коллектор через маслоотделитель 2 с крышкой 3, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 1. В шланге 4 установлен пламегаситель 5, не допускающий прорыва пламени в картер при «хлопках» в карбюратор.

Из вытяжного коллектора газы далее могут проходить двумя путями:

  • в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 7, и через карбюратор в цилиндры двигателя с горючей смесью;
  • через шланг 8 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала и состоит из золотника 10 на оси 9 дроссельной заслонки первой камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.

При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 8 через калиброванное отверстие 12 в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11. Газы отсасываются как по шлангу 8, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

При высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Смазочная система двигателя ВАЗ-2110

Система ВАЗ-2110 (рис. 6.5) состоит из масляного картера 19, масло- приемника 14, масляного насоса с редукционным клапаном 11, полнопоточного масляного фильтра с фильтрующим картонным элементом 20, перепускным 21 и противодренажным!7 клапанами, маслоналивной горловины на крышке головки цилиндров, указателя уровня масла в картере, а также каналов 1, 7,15,16,22,23,24 и 25 в блоке и головке цилиндров.

Давление масла контролируется датчиком 8, ввернутым в отверстие масляной магистрали 2 в головке цилиндров, соединенной с главной масляной магистралью в блоке цилиндров.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос, расположенный на переднем конце коленчатого вала, засасывает масло через фильтрующую сетку маслоприемника 14, приемную трубку, канал в масляном насосе и подает его по каналам 15 в блоке цилиндров к полнопоточному масляному фильтру. В фильтре масло очищается от механических примесей и смолистых веществ. Отфильтрованное масло по каналу 16 поступает в главную масляную магистраль 24, проходящую вдоль блока цилиндров, а оттуда по каналам 23 в перегородках блока цилиндров подводится к коренным подшипникам коленчатого вала.

Во вкладышах коренных подшипников имеются отверстия, через которые масло проникает в кольцевые канавки на внутренней поверхности верхних вкладышей. Из этих канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников коленчатого вала, а другая часть — по каналам, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к подшипникам нижних головок шатунов. Нижние вкладыши коренных подшипников, а также верхний вкладыш третьей опоры коленчатого вала не имеют кольцевых канавок.

Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным поршневым кольцом, через отверстия в канавке поршня отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня.

Из главной масляной магистрали 24 масло по вертикальному каналу 25 подводится в масляную магистраль 2 головки цилиндров, а оттуда — по каналам к подшипникам распределительного вала.

Вытекающим из подшипников распределительного вала маслом смазываются рабочие поверхности кулачков, толкателей и стержней клапанов.

Масло, собирающееся под крышкой головки цилиндров,стекает к левой стороне двигателя и через окна в головке и каналы в блоке цилиндров сливается в картер.

Рис. 6.5. Смазочная система ВАЗ-2110:

  • 1 — маслосливная пробка; 2 — маслоприемник; 3 — масляный поддон;
  • 4 — полнопоточный масляный фильтр; 5 — противодренажный клапан;
  • 6 — канал подачи мала от насоса к фильтру; 7 — ведомая шестерня масляного насоса; 8 — ведущая шестерня масляного насоса; 9 — канал подвода масла из фильтра в главную масляную магистраль; 10 — редукционный клапан;
  • 11 — датчик контрольной лампы давления масла; 12 — канал подвода масла к подшипникам распределительного вала; 13 — распределительный вал;
  • 14 — масляная магистраль подвода масла в головку цилиндров; 15 — патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство; 16 — патрубок вентиляции картера; 17 — крышка маслозаливной горловины; 18 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 19 — канал подвода масла в головку цилиндра; 20 — канал подвода масла в масляную магистраль головки; 21 — главная масляная магистраль; 22 — каналы подвода масла к коренным подшипникам; 23 — каналы подвода масла к шатунным подшипникам;
  • 24 — корпус масляного фильтра; 25 — перепускной клапан

Фильтрация масла, поступающего на смазку двигателя, осуществляется в сетчатом фильтре маслоприемника, в полостях шатунных шеек под действием центробежных сил и в специальном полнопоточном масляном фильтре.

СИСТЕМА СМАЗКИ ВАЗ 2110

Смазка двигателя — комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, пары «опора — шейка распредвала». Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к паре «кулачок распределительного вала — толкатель» и стержням клапанов. Остальные узлы смазываются самотеком. Масляный насос — шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления, редукционным клапаном. Смонтирован на передней стенке блока цилиндров (со стороны коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, -3,40 мм. Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм — для ведомой. Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами. На внутренней поверхности втулок для смазки сделаны канавки, напоминающие резьбу: у втулок впускных клапанов — на всю длину, у выпускных — до половины длины отверстия (продольный разрез) 1 — шкив привода генератора (демпфер); 2 — масляный насос; 3 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 — шатун; 5 — поршневой палец; 6 — натяжной ролик; 7 — зубчатый шкив распределительного вала; 8 — передняя крышка привода механизма газораспределения; 9 — ремень привода механизма газораспределения; 10 — задняя крышка привода распределительного вала; 11 — сальник распределительного вала; 12 — крышка головки блока цилиндров; 13 — распределительный вал; 14 — передняя крышка подшипников распределительного вала; 15 — сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 16 — задняя крышка подшипников распределительного вала; 17- крышка маслозаливной горловины; 18 — топливный насос; 19 — распределитель зажигания; 20 — корпус вспомогательных агрегатов; 21 — отводящий патрубок рубашки охлаждения; 22 — толкатель; 23 — пружина клапана; 24 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 25 — клапан; 26 — головка блока цилиндров; 27 — блок цилиндров; 28 — поршень; 29 — маховик; 30 — держатель заднего сальника коленчатого вала; 31 — задний сальник коленчатого вала; 32 — коленчатый вал; 33 — крышка коренного подшипника; 34 — поддон картера; 35 — приемник масляного насоса; 36 — крышка шатуна; 37 — передний сальник коленчатого вала; 38 — зубчатый шкив коленчатого вала; 39 — пробка сливного отверстия поддона картера; 40 — масляный фильтр; 41 — насос охлаждающей жидкости; 42 — выпускной коллектор; 43 — впускной коллектор; 44 — карбюратор; 45 — регулировочная шайба клапана; 46 — шланг вентиляции картера; 47 — сухарь клапана; 48 — направляющая втулка клапана; 49 — масляный щуп. Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с поперечным расположением, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания — карбюраторная. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет — от шкива коленчатого вала.

Читать еще:  Битая ли машина?

Рисунок 1. Двигатель ВАЗ 2110

Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем). Слева расположены: датчик-распределитель зажигания (трамблер), термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа). Сзади: впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр, датчик давления масла, а также бензонасос, карбюратор и корпус воздушного фильтра (в верхней части). Двигатель модели 2110 пришел на смену двигателю 21083-80, который устанавливался на автомобили ВАЗ-2110-011 и ВАЗ-21111-011. 0т двигателя 21083-80 модель 2110 отличается распределительным валом 2110, обеспечивающим заданную мощность двигателя при работе на бензине АИ-91. В настоящее время двигатель 21083-80 не производится. На базе двигателя 2110 создана модель 2111.

Система смазки двигателя ВАЗ 2106 2110 2114 2115 2112 2107

Система смазки двигателя ВАЗ 2106 2110 2114 2115 2112 2107 необходима для оптимальной работы двигателя автомобиля. Она уменьшает трение между работающими деталями, снижает температуру деталей двигателя, удаляет нагар, уменьшает износ, защищает от воздействиям коррозии.

Система смазки двигателя ВАЗ 2106 2110 2114 2115 2112 2107 состоит из поддона картера силового агрегата, масляного насоса, фильтра, радиатора, датчика давления масла, клапан редукционный, а также магистрали и каналы для поступления масла к деталям.

1 – масляный насос 2 – пробка сливного отверстия картера 3 – маслоприемник 4 – редукционный клапан 5 – отверстие для смазки распределительных шестерен 6 – датчик контрольной лампы 7 – датчик указателя давления масла 8 – кран масляного радиатора 9 – масляный радиатор 10 – масляной фильтр

Поддон картера двигателя, входящий в систему смазки двигателя ВАЗ, необходим для хранения масла. По щупу можно определить уровень масла двигателя. Масляная отметка должна быть между метками MIN и MAX.

Датчик уровня масла также контролирует уровень масла в двигателе. При недостатке масла датчик выдает сигнал на контрольную лампочку, сигнализирующая о недостатке уровня масла. В о многих современных автомобилях, не автомобилей ВАЗ, при недостаточном давлении, система управления может отключить двигатель, предотвращая выход его из строя.

Масляный насос, в системе смазки двигателя ВАЗ 2106 2110 2114 2115 2112 2107, служит для заполнения всей системы маслом. Масляной фильтр предназначен для очищения масла от механических примесей. В системе смазки двигателя он стоит после масляного насоса, и он подлежит замене одновременно с заменой масла двигателя. Редукционный клапан предназначен для того, чтобы давление в системе смазки было постоянным.

В более современных автомобилях система смазки двигателя применяется комбинированной. Некоторые детали получают масло под давлением, а другие разбрызгиванием.

Система смазки двигателя ваз 2110

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Легковые автомобили классифицируются по рабочему объему цилиндров двигателя (литражу). Особо малый класс — до 1,2 л, малый класс — 1,8 л, средний класс — свыше 1,8 до 3,5 л, большой класс — свыше 3,5 л. В соответствии с этой классификацией каждой новой модели в настоящее время присваивается четырехзначный числовой индекс, в котором две первые цифры указывают на класс, а последующие на его модель. Модификации моделей имеют пятую цифру — порядковый номер модификации. Около цифрового индекса ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. Первые две цифры указывают: 11—особо малый класс, 21—малый класс, 31—средний класс, 41 — большой класс.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Гера.doc

В 1983 году началось проектирование седана на базе хэтчбэка ВАЗ-2108. Проект получил название ВАЗ-2110. Однако конструкторами было внесено слишком много изменений, в том числе удорожающих машину. Поэтому в 1987 году этот проект отделили от проекта простого превращения ВАЗ-2108 в седан (получившего теперь название ВАЗ-21099).

Первый опытный экземпляр ВАЗ-2110 появился в июле 1989 г. В ноябрьском номере журнала «За рулём» за 1990 год были опубликованы шпионские фото предсерийной модели, снятые на полигоне фирмы Porsche.[1] Серийный выпуск ВАЗ-2110 планировалось начать с 1992 г., однако из-за наступившего экономического кризиса эти планы сдвинулись на несколько лет.

ВАЗ-2110 — переднеприводный автомобиль нового поколения с кузовом седан Волжского автозавода.

Первые ВАЗ-2110 были выпущены 27 июня 1995 г. в опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа, серийное производство развернуто с 1996 г. К тому времени технологии в мировом автомобилестроении вышли на новый уровень, и прорывную для конца 80-х модель уже нельзя было назвать абсолютной новинкой. Однако несмотря на это, а также на традиционные для продукции АВТОВАЗа претензии к качеству, для отечественного автопрома она всё равно стала шагом вперёд. В отличие от «жигулей» и «самар», ВАЗ-2110 позиционировался как автомобиль более высокого класса, вполне современный и конкурентоспособный как внешне, так и внутренне. В частности, на машине были установлены электронная система управления двигателем и диагностический блок (бортовой компьютер), была предусмотрена возможность установки гидроусилителя руля и электрических стеклоподъемников, в деталях кузова использовался оцинкованный металл, была применена новая технология окраски кузовов и т. п. Появление «десятки» ознаменовало собой новый этап в развитии отечественного автопрома.

Наиболее близкими зарубежными аналогами «десятки» являются Opel Astra первого поколения, Opel Kadett E, Audi 80 третьего и четвертого поколения, Daewoo Nexia

В отличие от предыдущих моделей в автомобиле ВАЗ-2110 заложены новые оригинальные разработки: применение оцинкованного металла для деталей кузова, наиболее подвергающихся коррозии, крепление капота на газовых упорах, регулируемая рулевая колонка, бортовая система контроля, иммобилизатор, система улавливания паров бензина, вентилируемые тормозные диски и ряд других новшеств. Предусмотрена возможность установки кондиционера, которым серийно комплектуется часть машин. По своим ценовым характеристикам автомобили относятся к верхнему сегменту ценового диапазона автомобилей ВАЗ.

«Десятку» вначале комплектовали только короткоходными карбюраторными 1,5-литровыми 69-сильными двигателями ВАЗ-21083, что в совокупности с высокой степенью унификации по ряду узлов и агрегатов (к сожалению, далеко не всех) с уже выпускаемыми автомобилями несколько упрощало владельцам первых «десяток» их эксплуатацию и обслуживание. Хотя проблем с «оригинальными», а потому дефицитными запчастями (например, расширительного бачка, передних стоек и др.) было не мало. Зато эксплуатационные характеристики: максимальная скорость 162 км/ч и средний расход топлива 7,5 л/100 км значительно улучшены (на 12%) по сравнению с моделью 21099, в основном за счет уменьшения коэффициента аэродинамического сопротивления. В настоящее время карбюраторный двигатель уступил место под капотом новому поколению двигателей с распределенным впрыском топлива и электронным управлением.

Модель с 8-клапанным 79-сильным двигателем рабочим объемом 1,5 л с распределенным впрыском топлива имеет индекс ВАЗ 21102. Такой двигатель обеспечивает достаточные показатели по мощности (56 кВт) и крутящему моменту (118 Нм), при умеренном расходе топлива. Максимальная скорость такого автомобиля достигает 170 км/ч, а разгон до «сотни» занимает 14 секунд. Автомобили с таким двигателем, благодаря его высокой эластичности и тяговитости, особенно хороши при поездках в условиях интенсивного городского движения.

Для более активных водителей на базе этого двигателя была разработана 16-клапанная версия с бензиновым двигателем рабочим объемом 1,5 л. мощностью 94 л.с., с двухвальной головкой цилиндров, обеспечивающий повышенные показатели по мощности (69 кВт) и крутящему моменту (130 Нм), позволяющими иметь автомобилю улучшенные динамические качества. Автомобиль, оборудованный таким мотором, имеет индекс ВАЗ 21103, максимальная скорость составляет уже 185 км/ч, а разгон до «сотни» занимает всего 12,5 сек. Эти модификации на дорогах встречаются все чаще, а также 2-литровые 150-сильные версии ВАЗ-21106 СTi-достаточно экономичные, экспрессивные и дорогие. Еще бы, ведь двигатель Opel X20XEV с двухвальной 16-клапанной головкой цилиндров и системой точечного впрыска позволяет разгоняться до 205 км/ч. С ним стокилометровый барьер преодолевается всего за 9,5 с. Существует еще и боевой 240-сильный (!) ВАЗ-21107 «Ралли» 2.0 V16 со специальным трубчатым каркасом безопасности, встроенным в кузов. Его максимальная скорость — 220 км/ч, а время разгона до 100 км/ч занимает всего 7 с! Но изготовляют его поштучно, лишь по заказам спортсменов, а стоит он — как зарубежные раллийные автомобили: дорого (22 тысячи долларов). Надо сказать, что некоторые отечественные тюнинговые фирмы создают (даже без применения дорогих импортных компонентов) вполне удачные скоростью или, напротив, комфортные версии «десятки», динамика, управляемость которых при езде значительно улучшены. Существуют и полноприводные версии «десятки» спортивной или вездеходной направленности, но они или экспериментальные, или мелкосерийные, а потому — дорогие.

Современный дизайн интерьера (который все же не так аккуратен, как у зарубежных аналогов), хорошая аэродинамика, вместительный багажный отсек (480 л) с широкими возможностями трансформации (люк в заднем сиденье и крышка багажника, доходящая до бампера, позволяют перевозить длинномерные грузы), высокая степень ремонтопригодности — все это в пользу ВАЗ-2110 .

Переднеприводное «десятое» семейство из Тольятти, спроектированное с листа, это, конечно, новое слово в отечественном автомобилестроении. Возросла по сравнению с предшествующими моделями ВАЗа мягкость, плавность и устойчивость хода (за что пришлось заплатить большей «ватностью» рулевого управления, что, впрочем, допустимо для более высокого класса, в который вошла «десятка»). Улучшена экономичность. Но при этом — отсутствие опций, некомплектность, некачественные комплектующие. До «мирового уровня» еще ой как далеко! К тому же по причине «мягкой» подвески и 13-дюймовых колесных дисков автомобиль постоянно цепляет дорогу недостаточно прочной заводской защитой поддона двигателя. Все указывает на то, что идеальный баланс между комфортом при езде и управляемостью для отечественного автомобиля еще не найден.

В модельном ряду АО «АВТОВАЗ» 2002 г. представлены модификации ВАЗ-21102 и ВАЗ-21103. Предусмотрены следующие варианты исполнения — «стандарт» (ВАЗ-21102-00), «норма» (ВАЗ-21102-01 и ВАЗ-21103-01) и «люкс» (ВАЗ-21102-02 и ВАЗ-21103-02).

Отличительные особенности: современный дизайн и интерьер автомобиля, улучшенные эксплуатационные характеристики ВАЗ-2110 удовлетворяющие новым повышенным требованиям автомобильного рынка. Дополнительно к стандартной комплектация «норма» включает электрические стеклоподъемники, окраску кузова эмалями типа «металлик», велюровую обивку сидений и дверей, подголовники на заднем сидении. Автомобили в комплектации «люкс» дополнительно оснащаются литыми колесными дисками размерности 14 дюймов, бортовым компьютером, системой обогрева передних сидений, наружными зеркалами заднего вида с электроприводом и обогревом, противотуманными фарами.

Кроме основных массовых моделей выпускаются мелкосерийные: «заряженный» седан ВАЗ 21106, седан-стрейч 21108 Премьер, лимузин 21109 Консул. Разнообразные модификации предлагают и дочерние фирмы ВАЗа, так фирма Бронто выпускает бронированные модификации седана и стрейча. В единичных экземплярах выпускаются купэ 21106К и полноприводные 4х4 универсалы ВАЗ 2111х Лада Тарзан 2. Тюнинговые фирмы предлагают оригинальные комплекты навесного оборудования для тюнинга кузова: Лада-Леди, Ника, Кураж, Торнадо, Спринт, Лада БИС.

В ближайших перспективах «десятого» семейства числится обновление внешнего вида (рестайлинг). Так уже сейчас ОПП ВАЗа выпускает модернизированные седаны под условными обозначениями: 2110М и 2110Т.

Классификация и общее устройство автомобиля. Легковые автомобили классифицируются по рабочему объему цилиндров двигателя (литражу). Особо малый класс — до 1,2 л, малый класс — 1,8 л, средний класс — свыше 1,8 до 3,5 л, большой класс — свыше 3,5 л. В соответствии с этой классификацией каждой новой модели в настоящее время присваивается четырехзначный числовой индекс, в котором две первые цифры указывают на класс, а последующие на его модель. Модификации моделей имеют пятую цифру — порядковый номер модификации. Около цифрового индекса ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. Первые две цифры указывают: 11—особо малый класс, 21—малый класс, 31—средний класс, 41 — большой класс. Легковой автомобиль состоит из: 1. Кузов 2. Шасси 3. Двигатель Двигатель представляет собой агрегат, преобразующий тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива, в механическую, используемую для движения автомобиля. Двигатель располагается в передней части автомобиля, но может располагаться и сзади (автомобили ЗАЗ и другие). Шасси включает механизмы, обеспечивающие движение и управление автомобилем, и состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. Трансмиссия изменяет величину и направление крутящего момента и передает его от двигателя на ведущие колеса авто, состоит из сцепления, коробки передач, карданной, главной передачи, дифференциала и полуосей. Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущему мосту. К ходовой части легкового автомобиля относятся подрамник, конструкционно совмещенный с основанием кузова, балки переднего/заднего мостов, передняя и задняя подвески и колеса. Механизмы управления включают рулевое управление, необходимые для изменения направления движения автомобиля, системы, обеспечивающие замедление движения авто, аварийную остановку и удержание в неподвижном состоянии. Сцепление служит для разделения двигателя и коробки передач во время переключения передач и плавного соединения двигателя с коробкой передач, не допуская резкого увеличения нагрузки, что обеспечивает плавное трогание автомобиля с места и его остановку без остановки двигателя. Кузов легкового автомобиля предназначается для размещения рабочего места водителя, пассажиров и багажа. Большинство машин имеют несущий кузов, к которому крепятся все агрегаты и механизмы автомашины. Двигатель ВАЗ 2110.

система смазки двигателя ваз 2110 | ваз 2111 | ваз 2112

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает:

  • уменьшение трения и повышение механического КПД двигате­ля;
  • уменьшение износа трущихся деталей;
  • охлаждение деталей двигателя;
  • вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя.

Система смазки двигателя ВАЗ — комбинированная, т.е. смазывание происходит одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85 °С и частоте вращения коленвала 5600 мин-1, давление в системе смазки составляет от 3,5 до 4,5 кгс/см2. При минимальной частоте вращения коленчатого вала (от 850 до 900 мин-1) минимальное давление должно составлять не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.

Читать еще:  В чем разница между бензиновыми и дизельными двигателями: плюсы и минусы

Рис. Схема системы смазки двигателя ВАЗ: 1 — масляный насос; 2 — масляный картер: 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 — канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — передний сальник коленчатого вала; 8 — канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 — канал для стока масла; 12 — канал в кулачке распределительного вала; 13 — магистральный канал в распределительном валу; 14 — канал в опорной шейке коленчатого вала; 15 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 — крышка маслоналивной горловины; 17 — наклонный канал с головке цилиндров; 18 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 — масляная магистраль; 20 — датчики давления и контрольной лампы давление масла; 21 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — указатель уровня масла; 24 — масляный фильтр; 25 — перепускной клапан масляного фильтра; 26 — противодренажный клапан

Система смазки двигателя ВАЗ состоит из следующих элементов:

  • масляный картер 2;
  • указатель уровня масла 23;
  • масляный насос 1;
  • приемный патрубок насоса с мелкой фильтрующей сеткой;
  • полнопоточный масляный фильтр 24;
  • редукционный клапан;
  • указатель давления масла;
  • датчики 20 давления масла;
  • контрольной лампы недостаточного давления масла в системе;
  • каналы подвода масла.

Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов, подшипник шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

Циркуляция масла в системе обеспечивается масляным насосом. Насос засасывает масло из картера и по каналу 3 в блоке цилиндров подает его в полнопоточный фильтр 24. Очищенное масло из фильтра, через главную масляную магистраль 19 и каналы 21 в блоке цилиндров, поступает к коренным подшипникам и подшипникам вала привода вспомогательных агрегатов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы 22 в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. Часть масла через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается и смазывает цилиндры и детали поршневой группы двигателя. Через каналы 17 и 18 в блоке и головке цилиндров, далее через магистральный канал 13 в распределительном валу масло подается к подшипникам и кулачкам вала. Цепь привода распределительного вала смазывается маслом, выходящим из передних опор распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов.

На блоке цилиндров установлены датчик давления масла и датчик контрольной лампы недостаточного давления установлены. Датчики соединяются с главной масляной магистралью. В момент запуска двигателя зажигается контрольная лампа зажигается, поскольку давление масла в системе надостаточное. При работающем двигателе лампа должна гаснуть. В нектороых случаях лампа может гореть и при нагретом двигателе, когда он работает на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе.

Масляный насос

В картере двигателя устанавливается шестеренчатый насос с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке. Крепится насос к блоку цилиндров двумя болтами.

В корпусе насоса установлены шестерни: ведущая — неподвижно на валике насоса и ведомая — свободно на оси, запрессованной в корпус. Привод насоса осуществляется цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку вала привода вспомогательных агрегатов, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней привода масляного насоса и распределителя зажигания, которая вращается в металлокерамической втулке. На последних моделях автомобилей валик привода вспомогательных агрегатов устанавливается также в металлокерамических втулках.

Вам снятся лазурные моря, величественные горы, шумные города со старинной архитектурой и заграничная экзотика? Горячие туры и доступные путевки ждут вас — прямо сейчас — в туристическом агентстве Turistem! Через нас вы можете заказать рекордно дешевую путевку в Египет, отправиться в страны Азии в обычные и новогодние туры. Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках. Вместимость системы смазки 3, 75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе 5. Нормальное давление масла 0, 35-0, 45 Мпа (3.5-4, 5 кгс/см*) при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Минимальное давление должно быть не менее 0,08 МПа (0.8 кгс/см’) В систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр 6, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, датчики 29 указателя и контрольной лампы давления масла. Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам, просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников распределительного вала. В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки. В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 2. просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. С 1990г. шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от нее на стенки цилиндра не подается. Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала. Масло от первого подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 13 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком. Масляный насос (см.рис.4) — шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус масло- приемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется. Масляный Фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет противодренажный клапан 9, предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 7, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 28. Фильтрация масла производится бумажным элементом 8. Вентиляция картера двигателя. Вентиляция картера закрытая, принудительного типа, не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти двумя путями: непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси дроссельной заслонки в задроссельное пространство карбюратора. С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.

Масляный фильтр

Фильтр полнопоточный, неразборный, навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и главной масляной магистралью. Для снятия фильтра используется приспособление А.60312. При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без приспособления. В стальном корпусе фильтра установлен фильтрующий элемент из специального картона. Фильтр имеет противодренажный и перепускной клапаны. Противодренажный клапан не позволяет стекать маслу из системы при остановке двигателя, перепускной — перепускает масло при засорении фильтрующего элемента из насоса в главную масляную магистраль.

Вентиляция картера двигателя

Рис. Схема вентиляции картера двигателя автомобиля ВАЗ: 1 — трубка; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка; 4 — шланги; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент; 8 — шланг; 9 — ось дроссельной заслонки; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.

Вентиляция картера двигателя ВАЗ — принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. Осуществляется за счет разрежения в цилиндрах двигателя.

Система вентиляции картера включает в себя:

  • шланг 4;
  • маслоотделитель 2;
  • вытяжной коллектор 6, размещенный снизу воздушного фильтра.

Картерные газы при работе двигателя отсасываются в вытяжной коллектор через маслоотделитель 2 с крышкой 3, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 1. В шланге 4 установлен пламегаситель 5, не допускающий прорыва пламени в картер при «хлопках» в карбюратор.

система смазки двигателя ваз 2110 | ваз 2111 | ваз 2112

Особенности устройства

Устройство системы смазки показано на рис. 2-69.

Схема системы смазки 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112

Каждый водитель знает, что двигатель ВАЗ-2112 содержит масло, и что при помощи его происходит смазка всех узлов. Это нужно для того, чтобы детали, которые находятся в основном силовом агрегате — меньше изнашивались. Но, со временем масло имеет свойство терять свои полезные качества. Не каждый автолюбитель знает, как происходит сам процесс смазки. Именно поэтому, в данной статье повещается, как происходит процесс смазки и замена масла своими руками.

Схема и устройство двигателя

Многие автомобилисты знают устройство главного силового агрегата, но не все его помнят. Для того чтобы понять, как происходит сам процесс напомним, как устроен двигатель.

Схема устройства двигателя

1 — канал в блоке цилиндров подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 — канал в головке цилиндров; 3 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 — крышка маслоналивной горловины; 5 — патрубок вытяжного шланга; 6 — патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство; 7 — масляная магистраль в головке цилиндров; 8 — распределительный вал; 9 — канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 — датчик указателя давления масла; 11 — редукционный клапан; 12 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 — ведущая шестерня масляного насоса; 14 — ведомая шестерня масляного насоса; 15 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 — противодренажный клапан; 17 — фильтрующий картонный элемент; 18 — масляный картер; 19 — маслоприемник; 20 — сливная пробка; 21 — перепускной клапан; 22 — масляный фильтр; 23 — канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 — главная масляная магистраль

Как происходит смазка двигателя (схема и пояснение)

Схема циркуляции смазки по двигателю

Итак, когда рассмотрен вопрос устройства двигателя, можно перейти непосредственно к рассмотрению смазки. Сама система считается комбинированной.

При помощи давления смазываются: коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, распредвальные опоры, стенки цилиндров (при помощи разбрызгивания), поршни и маслосъёмные кольца, непосредственно распредвал, клапана и толкатели.

Масляный насос расположен внутри двигателя, и сверху видна только закрывающая крышка. Привод маслонасоса – механический, принудительный.

Схематическое изображение циркуляции масла

Замена смазочной жидкости

Для того чтобы заменить масло потребуется инструмент, 5 литров масла (о выборе масла здесь) и масляный фильтр.

Масло «Шел Хеликс» рекомендованное для заливки в двигатель 10 серии Лады

Итак, рассмотрим, непосредственно последовательность действий:

  1. Снимаем нижнюю защиту двигателя (если, она конечно есть).
  2. Выкручиваем сливную пробку поддона масла.

При помощи ключа откручиваем сливную пробку картера

Проводим демонтаж старого фильтра при помощи специального съемника

Для этого, при помощи специального инструмента откручиваем фильтрующий элемент. В новый фильтр, необходимо немного налить масла и закрутить на место старого. Стоит обратить внимание, что между мотором и фильтром есть медное уплотнительное кольцо, которое также подлежит замене.

Заливаем масло в фильтр

Откручиваем заливную пробку

Проверяем уровень масла на щупе

Выводы

Схема смазки двигателя ВАЗ-2112 достаточно простая. Стоит вспомнить, как устроен двигатель, и вопрос смазки становится понятным. Особое внимание, стоит уделить свойствам масла и своевременной замене. Так, при выборе смазочной жидкости необходимо руководствоваться рекомендациям завода изготовителя.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector