Самые интересные автомобили советских знаменитостей
Самые известные авто советского кино (14 фото)
Среди героев картин зачастую можно встретить и автомобили. Без них атмосфера фильма полностью теряется, они становятся символом эпохи, главным атрибутом картины. Давайте вспомним такие самые известные машины из любимых советских фильмов.
1. Москвич-412, «Гонщики», 1972 г., режиссер И. Масленников. Немудреный, в общем-то, фильм смотрят до сих пор. Я счет своим просмотрам потерял давно. Картина отразила эпоху расцвета советского ралли, когда наши машины и гонщики неплохо выступали даже за рубежом. За рулем на съемках сидели ведущие советские спортсмены. А главным автомобилем фильма стал, конечно, Москвич-412. Он к моменту появления фильма уже неплохо показал себя в многокилометровых марафонах, а впереди еще были успехи в ралли «Тур Европы». А, в общем-то, фильм говорил о простых вещах: умении с честью проигрывать и выигрывать, порядочности. Может, потому его до сих пор и смотрят?
2. Horch 853A, «Щит и меч», 1968 г., режиссер Владимир Басов. Не буду распинаться о сомнительных художественных достоинствах романа Вадима Кожевникова. Хорошие режиссер и замечательные актеры сделали все, что могли. Но этот сериал для мальчишек конца 1960-х — начала 1970-х стал еще и энциклопедией автомобилей 1930-х годов. Самым удивительным и величественным из них был, конечно же, Horch 853, в который многие влюбились именно после этого фильма, и — навсегда. Машина, снимающаяся в сериале, — очень известная. Принадлежала Александру Алексеевичу Ломакову — коллекционеру, которого в 1970-е знали все, кто интересовался ретротехникой. Horch снялся во многих фильмах, жив, к счастью, и сегодня.
3. ГАЗ-ММ, «Счастливый рейс», 1949 г., режиссер В. Немоляев. Действие бесхитростное, но назидательное, в стиле того времени (версия для стереокино называлась «Машина 22-12») разворачивалось на фоне жизни гаража. В фильме играли ЗИС-101 и ЗИС-110Б, но главный автомобильный персонаж — старенькая, замученная жизнью (двери, скажем, обшиты дощечками) полуторка. Ее водитель, сыгранный Николаем Крючковым, трудолюбив и честен, а потому в финале едет с любимой девушкой в открытом ЗИСе. Каждому по труду!
4. МАЗ-514, «Мировой парень», 1971 г., режиссер Юрий Дубровин. Белорус на МАЗе (самая продвинутая на тот момент модификация с третьей подъемной осью) в некой азиатской стране борется на гонках с прожженными западными «акулами» автомобильного бизнеса. Исход борьбы, конечно, предрешен. А лучшие эпизоды фильма, вероятно, те, в которых в «акулах» режиссер вдруг все-таки робко вселяет нечто человеческое. В начале 1970-х мальчишки от фильма были в восторге! А такой МАЗ теперь, наверное, и не найти.
5. ГАЗ-М20 Победа, 1956 г., «Дело № 306», режиссер Анатолий Рыбаков. Оттепельный детектив, очень неплохо снятый по всем канонам жанра. Кто преступник действительно догадывались не сразу. Победа — орудие преступления, совершенного хорошо законспирированной шпионкой! Наивные наводчики-подельники выдают про нее сакраментальное: «Сука!». Помимо обычной Победы в эпизоде засветилась и версия с открытым кузовом.
6. ЗАЗ-965, «Три плюс два», 1963 г., режиссер Г. Оганесян. Знаменитая отпускная комедия про отношения полов разделила героев и в автомобильном плане. Мужчинам — солидная Волга, девушкам — неказистый, но милый Запорожец. Отношение к ЗАЗ-965 во многом сформировал именно этот фильм. А еще он побудил нас несколько лет назад, знакомясь с Запорожцем, соорудить на тему той старой комедии стилизацию.
7. Mercedes-Вenz 230 (W 143), «Семнадцать мгновений весны», 1973 г., режиссер Т. Лиознова. «Мерседес, как у Штирлица» — фраза, вошедшая и в наш быт, и в наш фольклор. В романе Максим Максимыч ездил на Хорьхе, но для фильма (еще одна мальчишеская энциклопедия старых иномарок) логично выбрали более массовый и простой (в картине снимали несколько машин) Mercedes-Benz семейства W 143. Не только во времена съемок фильма, но и позже таких седанов и в ГДР, и у нас еще было довольно много. До 1980-х на них ездили как на обычных машинах. Теперь в Россию завозят все больше пафосные, дорогие модели. Но и Мерседесы, «как у Штирлица», к счастью, все же сохранились.
8. Pontiac Grand Ville, «Мираж», 1983 г., режиссер Алоиз Бренч. Из приключенческого романа Д. Чейза известный в советские времена детективами латышский режиссер Бренч извлек, в основном, социальную начинку. Фильм снимали в Латвии и в Крыму. С иномарками в те времена было сложно. Поэтому роль банковского броневика играла неважно закамуфлированная Нива. Но Pontiac абсолютно настоящий! Автомобиль сохранился и сейчас мирно живет в Латвии.
9. ГАЗ-21 Волга, «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Э. Рязанов. Конечно, Волга засветилась во множестве фильмов, скажем, «Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон». Но в первую очередь с Волгой ассоциируется все-таки культовая, как теперь говорят, комедия Эльдара Рязанова про честного угонщика, порядочного следователя и примитивных и трусливых советских жуликов. Даже в СССР Волги попадали и в руки нечестных граждан, но добром это для них не кончалось!
10. Москвич-402, «К черному морю», 1957 г., режиссер А. Тутышкин. В этой простенькой комедии эпохи бурного развития автотуризма дебютировала Волга, на которой ездил отрицательный (опять!) персонаж. А главный автомобильный герой все же — не пафосный, но добрый и надежный Москвич-402 — самый доступный на то время (Запорожцев еще не было) отечественный автомобиль. В хороших руках такие Москвичи, переходя от предков к потомкам, жили в семьях десятилетиями. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь они станут предметом коллекционирования!
11. Москвич-407, «Зеленый огонек», 1964 г., режиссер В. Азаров. Следующий Москвич сыграл роль в доброй и наивной комедии про последний рабочий день в такси замученной нелегкой жизнью малолитражки и первый — молодого водителя. В последние годы стало модно делать стилизации на тему той машинки. Здорово!
12. Ford Prefect, «Сердца четырех», 1941 г., режиссер К. Юдин. Беззаботная комедия, снятая перед самой войной, послужила поводом для исследований и споров про маленький открытый автомобиль, который по фильму находится в военной части на испытаниях. В юности я сам считал, что это открытый КИМ-10-51. На самом деле это его предок — британский Ford Prefect 93А c левым рулем. Где та машина, никому не ведомо. А вообще, модификация довольно редкая.
13. ЗИС-8, «Место встречи изменить нельзя», 1979 г., режиссер С. Говорухин. Зеленый автобус по прозвищу «Фердинанд», управляемый немногословным шофером Копытиным, в нашем фольклоре занимает место, вполне сравнимое с Мерседесом Штирлица. Хорошо, что автобус жив до сих пор, по-прежнему работает на Мосфильме. Правда, таких вершин в карьере, как в сериале Говорухина, у него уже больше не было.
Автомобили советских актёров: на чём ездили Миронов, Высоцкий и Михалков
Сейчас новой машиной уже никого не удивить, а в советское время позволить себе такое дорогое приобретение могли только очень обеспеченные люди. Среди них встречались не только политики, но и знаменитости, как правило, музыканты, балетные танцоры и, конечно, актёры. Автомобили некоторых из них были очень роскошными.
Валентина Серова
В послевоенные годы в СССР появилось много трофейных машин. Легендарную звезду театра и кино начала 1940-х годов Валентину Серову частенько видели за рулём элегантного родстера Opel Super 6 от известного немецкого ателье Glaser.
Кабриолет с задним приводом и механической КПП мог разгоняться до 90 км/ч. В Германии эта модель предназначалась для представителей среднего звена. В Советском Союзе легковая машина иностранного происхождения была признаком высшего класса.
Андрей Миронов
Популярный кумир советской публики Андрей Миронов в 1985 году стал обладателем статусного BMW E28 тёмно-серого цвета. Это была первая в истории фирмы модель с дизельным двигателем. Судя по отзывам друзей, артист души не чаял в своём автомобиле и любил прокатить на нём близких.
На таком авто можно было проехать на скорости 180 км/ч. Для сравнения: «Копейка» (ВАЗ-2101) имела максимальную скорость 140 км/ч. Кстати, в 80-е годы BMW E28 использовались для служащих советской милиции из-за скоростных характеристик и отличной маневренности.
Никита Михалков
У Никиты Михалкова в 1979 году появился шикарный синий «Мерседес» W115. Элегантный и компактный автомобиль относится к первой массовой серии легковушек бизнес-класса от бренда Mercedes-Benz.
В 1989 году Никита Сергеевич пересел на полноприводную модель Mercedes W124.
В период рассвета творческой карьеры Михалков предпочитал престижные модели, а сейчас ему больше по душе машины с повышенной проходимостью.
Владимир Высоцкий
О любви Высоцкого к красивым автомобилям знали все его друзья и знакомые. Достать редкие экземпляры из-за границы советскому артисту помогала его третья жена Марина Влади.
Первым автомобилем Высоцкого стал популярный семейный хетчбэк Renault 16TS.
В 1974 актёр привёз из-за границы BMW 2500. Менее чем за 11 секунд седан набирал сотню км/ч.
В 1976 году Высоцкий приобрёл солидный Mercedes серии W116 модели 350SE с механической коробкой передач. Транспортное средство с номером 71–76 ММУ могло разогнаться до 205 км/ч. Артисту пришлась по нраву быстрая езда, но вскоре он разбил эту машину, протаранив трамвай на большой скорости.
Следующей машиной Высоцкого стал Mercedes 450SLC в 107-ом кузове. Он разгонялся до 100 км/ч за 8,8 секунд.
Эльдар Рязанов
На дорогах в СССР даже в столице иномарки очень выделялись. При виде зарубежного авто сразу становилось понятно, что едет кто-то из знаменитостей. Такая же машина была и у Эльдара Рязанова, выдающегося актёра и режиссёра.
Эльдар Александрович, как и многие его коллеги, ценил модели от немецкого производителя.
Машины советского автопрома не отличались разнообразием, поэтому обеспеченные артисты стремились достать из-за границы дорогой и престижный автомобиль. Их не останавливало даже то, что для езды на иномарке требовалось получить специальное разрешение.
digree › Блог › Автомобили звезд СССР
Всем нам вряд ли уже доведется испытать те чувства и эмоции, к-рые ощутили люди, купившие иномарку в СССР. Я примерно представляю, что творилось у них на душе, так как сам не раз был свидетелем подобных покупок в конце 80-х.
Первый раз я увидел иномарки в Новороссийске. Было мне три года. Не удивляйтесь — я прекрасно помню себя и происходившее вокруг с двух лет. Отец мой пришел из рейса и мы с Мамой прилетели к нему в гости. Помню, стояли на палубе, а рядом пришвартовалось небольшое судно, вроде парома, на к-ром стояли два неизвестных мне автомобиля. Это были малолитражки. Рядом с ними находились люди, видимо хозяева. Отец был с ними знаком и обменялся приветствиями. Потом я спросил, что это за машины? Отец ответил, названия я уже не помню. А еще сказал, что через год-два тоже купит себе такую. То есть уже в начале 80-х моряки потихоньку начали ввозить автомобили иностранного производства в страну.
Прокатился на иномарке я гораздо позже. В июне 1989 года к нам в гости приехали друзья на Форд Таунус 1979 г.в. Они служили в Германии и вернулись на этом автомобиле. Купили его за 2000 марок. Машина выглядела как новая — сверкала золотистым металликом и впечатляла богатым велюровым салоном. Кузов седан, мотор 1,6 литра, механическая коробка. Друзья сдували с него пыль и дрожали как над новорожденным. Тем не менее, мы отправились на нем в лес на пикник. Я ехал на заднем сиденье и не мог поверить своему счастью. Как тихо и комфортно плыл автомобиль по трассе! Совсем не так как Жигули. А впереди ехали друзья на ВАЗ 2106. Дядя Сережа, хозяин шестерки, тоже служил в Германии, но имея дома ВАЗ, все деньги потратил на крутую аудио-аппаратуру фирмы Technics. А теперь его видимо задушила жаба и он решил показать всем, что чхать он хотел на Таунус с выхлопной трубы — всю дорогу он выжимал из шестерки все соки и шел первым. Хозяин Форда спокойно держал 120 и не пытался обогнать сбесившийся белый Жигули. Мол, на него запчасти стоят копейки, а Форд беречь надо 🙂 К слову, за Таунус предлагали и новый ВАЗ 21093, и годичный ГАЗ 2410. Но хозяин Форда был непоколебим. Как оказалось, зря. Таунус через несколько лет превратился в недвижимость — кончился мотор и устал кузов. В итоге был продан как металлолом с документами.
Но еще сильнее впечатлил дядя, купивший в том же 1989 году Citroen CX —
В августе он встречал нас в аэропорту Мариуполя и мне показалось, что я оказался в кабине космического корабля. А представьте, что чувствовал дядя, оказавшись его хозяином после ВАЗ 2103 🙂 Потом отличился муж папиной сестры, купив черный БМВ 320 е21 с оригинальным пробегом около 70000 км и автоматической коробкой передач. Машина срывалась с места так, что дух захватывало!
И в этом же году я катался на роскошной, праворукой Mazda Luce, к-рый приобрел муж маминой подруги.
На Мазде я все не мог наиграться электрическими стеклоподъемниками 🙂 В общем, год был богат на впечатления, и я хорошо помню, какой эффект вызывали эти автомобили на улицах советской Украины.
А на чем ездили звезды Страны Советов?
Ярче всех в автомобильном плане блеснул Владимир Семенович Высоцкий — 8 июля 1976 года на его имя был зарегистрирован Мерседес 350 W116 1974 г.в., под гос. номером 71-76ММУ. В те годы подобное находилось за гранью реальности советских граждан, и конечно же вызывало зависть, злобу и раздражение коллег. Наверное, сегодня иметь личный самолет не столь круто, как тогда Мерседес 350 🙂 Ведь, подобным личными транспортом в Москве мог похвастать разве что генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Правда, в 1977 появился третий — чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов выиграл Мерседес 350 на турнире в Германии.
Шикарный автомобиль Высоцкого явно стимулировал амбициозных представителей советской богемы стремиться к такой вершине. Быстрее всех до этого пика добрался Никита Михалков — в 1979 году он приобрел синий Мерседес W115 1976 г.в. под гос. номером 23-77МНМ.
И это было круто, так как Михалков не имел жены-француженки и не выезжал так часто за кордон как Высоцкий. Отец Никиты — известный детский писатель, автор гимна СССР, Сергей Владимирович Михалков был более скромным.
Поэтому, автомобиль с трехлучевой звездой он приобрел на три года позже сына-режиссера. В 1982 году на его имя был зарегистрирован Мерседес модели 280S 1974 г.в.
Никита Сергеевич Михалков явно остался доволен W115, так как 4 января 1989 года вновь стал счастливым обладателем Mercedes. Теперь уже W124 1988 г.в. Обратите внимания на номера — Н7723МК. Кстати, его Мерседесы 80-х засветились в фильме «Анна: от 6 до 18»:
W115 — 17:00
W124 — 1:24:20
Немного позже к этой звездной компании подтянулся один из самых высокооплачиваемых музыкантов Юрий Антонов —
В 1984 году он стал владельцем НОВОГО Volvo 244! И уже тогда прослеживалась страсть наших граждан к понтовым номерам — данная Volvo имела номерной знак Ю3333МО.
Всеми любимый, мега-популярный Андрей Миронов в 1985 году приобрел БМВ е28
Автомобиль был 1982 г.в., темно-серого цвета и катался с номерами Ю1198МТ. Судя по отзывам коллег и друзей Миронова, души он в нем не чаял. А в 1986 году к владельцам статусных автомобилей приобщился знаменитый режиссер Эльдар Рязанов — у него появился Мерседес 200 в кузове 123, 1983 г.в., и Алла Пугачева —
Ее 123-й был мощнее Рязановского, но старше. В том же 1986 году она стала хозяйкой Мерседес 230 1979 года. Ее машина имела номера Г5525МК. Видимо, на четвертую пятерку денег не хватило 🙂 А вот Юрий Антонов не поскупился.
Популярный эстрадный певец Иосиф Кобзон в середине 80-х ездил на ГАЗ 2410 с номерами И5000ММ. А в 1989 он, вслед за Михалковым, пересел на W124 1987 г.в. Хотя на тот момент уже имел иномарку — Тойоту 1984 г.в. Чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров купил Мерседес на год позже. Это был W124 1988 года с красивым номерным знаком е3113МТ.
А вот музыкант и основатель группы «Машина времени» Андрей Макаревич в 1989 году ездил на скромной праворукой Хонда Сивик 1980 г.в., к-рую он приобрел во Владивостоке. Но уже в 1990 будучи на гастролях в Германии присмотрел себе BMW 316 е30 1987 года — купе, темно-синий металлик.
Вообще, в конце 80-х был какой-то бум на Мерседес среди артистической элиты. Известный комик Геннадий Хазанов в 1989 году тоже стал владельцем Мерседес 1984 г.в. с блатным номером Р4000ММ. Интересно, что за неделю до этого он приобрел новенький ГАЗ 2410, гос. номер Т2002ММ. Знаменитый художник-живописец Илья Глазунов в 1988 купил в комиссионке годичный Мерседес 230Е в кузове 124, номера И7080ММ. А через год купил еще один — новенький 1989 г.в., и номера взял более козырные — А0003МТ 🙂
Интересна судьба этих «звездных» автомобилей. Как они себя чувствуют сегодня?
Какие автомобили были у знаменитых советских актёров
Приобрести во времена СССР машину было редкостной удачей. А для того чтобы обзавестись иномаркой, и вовсе требовалось получить разрешение Министерства торговли. Не удивительно, что автомобиль тогда был не только средством передвижения, но и считался роскошью, демонстрирующей статус человека. Владельцами машин становились дипломаты, представители власти и, конечно, всегда привлекали к себе внимание автомобили советских актёров, особенно если кумир публики предпочитал сам находиться за рулём.
Евгений Евстигнеев
Признанный мэтр российского кино Евгений Евстигнеев был прекрасным водителем. Но за руль своей первой машины — «четвёрки», он сел довольно поздно, в сорок лет. Позже актёр купил подержанный голубой «Мерседес», без которого не представлял своей жизни. Даже в булочную за хлебом он предпочитал ездить на автомобиле.
Андрей Миронов
Андрей Миронов в 1985 году приобрёл статусный BMW E28 тёмно-серого цвета — первую в истории компании модель автомобиля с дизельным двигателем. На этой машине актёр очень любил катать своих родных и близких.
Никита Михалков
Никита Михалков в 1979 году купил роскошный по тем временам синий «Мерседес» W115. Компактный и элегантный автомобиль вошёл в первую массовую серию легковушек бизнес-класса Mercedes-Benz. Спустя десять лет Никита Сергеевич сел за руль полноприводной модели Mercedes W124.
Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий не скрывал своего особого отношения к красивым автомобилям. Его первой машиной стал хетчбэк Renault 16TS, а в 1974 году с помощью своей жены Марины Влади актёр привёз из-за границы седан BMW 2500. Спустя два года Высоцкий стал обладателем Mercedes W116 модели 350SE, который он немногим позже разбил, протаранив трамвай на большой скорости. Впрочем, актёра это не остановило, и вскоре в его коллекции появился Mercedes 450SLC.
Александр Абдулов
Первым автомобилем Александра Абдулова была жёлтая «копейка» с третьим двигателем, благодаря которой артист полюбил скоростную езду. В 1994 году он купил новый BMW 735i е38.
Евгений Жариков
Евгений Жариков стал обладателем второй модели «Жигулей» в 1977 году. Через два года он сменил её на ВАЗ-2011, которую после аварии пришлось продать и купить «Жигули» третьей модели.
Олег Басилашвили
Олег Басилашвили обзавёлся «шестёркой» в начале 90-х. Как признаётся актёр, в ней постоянно что-то ломалось, и когда владельцу это надоело, он заменил «Жигули» на «Škoda Felicia».
Ролан Быков
В 1994 году в гараже у режиссёра и актёра Ролана Быкова появилась новенькая BMW 318 е36. К этому времени у Быкова уже был «ВАЗ 2104» с салоном от «семёрки» и кузовом от «четвёрки». Но передвигаться Ролан Антонович предпочитал на «Волге» с водителем.
Александр Ширвиндт
Александр Ширвиндт, как и многие его коллеги, в качестве первого авто получил «Москвич-401». Александр Анатольевич вспоминает, что эта машина ездила при любых условиях, даже когда в ней происходили серьёзные поломки. «Москвич» сменила «Победа», а в 90-х годах у актёра появилась возможность приобрести Jeep Cherokee 1993 г.в.
Юрий Никулин
Юрий Никулин научился водить довольно поздно, уже после 30 лет. Зато он стал обладателем довольно редких в СССР универсалов ГАЗ-22 и ГАЗ-2402. Купить их обычному человеку в те времена не представлялось возможным.
Вячеслав Тихонов
После легендарной роли Штирлица Вячеслава Тихонова все представляли за рулём Мерседеса. Но на самом деле его первым автомобилем стал «Москвич-407». Впоследствии Вячеслав Михайлович подарил этот автомобиль отцу, мечтавшему, чтоб сын талантом заработал деньги на покупку хотя бы мотоцикла для совместных поездок на рыбалку.
Армен Джигарханян
Армен Джигарханян начал свою водительскую карьеру с 21-й «Волги». Обосновавшись в Москве, купил 421-й «Москвич», на котором ездил не только по дорогам СССР, но и по странам Восточной Европы.
Алексей Баталов
Первой машиной Алексея Баталова, которому в процессе съёмок не раз пришлось сидеть за рулём автомобиля, стал 400-й «Москвич». Деньги на него ему подарила Анна Ахматова. За ним последовал бело-зелёный «М-407». Но больше всего Баталов любил «Волгу». Обзавестись ею ему помог Союз кинематографистов СССР.
Павел Кадочников
Один из первых «Москвичей-400», появившихся на улицах Ленинграда, принадлежал Павлу Кадочникову. Ездил актёр на нём аккуратно, хотя и без прав. Но инспекторы, остановив машину известного артиста и узнав его, никогда не спрашивали у него водительского удостоверения.
Савелий Крамаров
Савелий Крамаров в 26 лет купил подержанный «Москвич», деньги на который он одалживал у друзей и знакомых. Когда же пришла востребованность в профессии, Крамаров приобрёл Volkswagen, ранее принадлежавший одному из высокопоставленных дипломатов.
Анатолий Папанов
Дочь Анатолия Папанова вспоминала, что Анатолий Дмитриевич вначале сел за руль «Победы», списанной из воинской части, затем водил 21-ю и 24-ю модели «Волги», после чего у него появились «Жигули».
Иннокентий Смоктуновский
До 1973 года Иннокентий Смоктуновский ездил на «Волге» ГАЗ-21 1966 г.в. После того как актёр продал машину родному брату Аркадию, она прослужила ещё 30 лет.
Михаил Боярский
Первой машиной Михаила Боярского стали «Жигули» модели 21011, за ними последовали две «Волги»: чёрного и белого цвета.
Николай Караченцов
Николай Караченцов в начале 70-х годов купил тринадцатую модель «Жигулей», а позже в его гараже появился купленный по случаю южнокорейский джип «Саньен-Корандо-Фэмили».
Василий Ливанов
Признанный Шерлок Холмс советского кинематографа Василий Ливанов ездит за рулём уже сорок лет. Его первой машиной стала «Волга» с оленем на капоте, за ней поочерёдно появились: «Победа», «Жигули» первой и одиннадцатой моделей, «Нива» и любимая актёром «Вольво».
Машины советского автопрома не отличались разнообразием, но для каждого они остались в жизни приятным воспоминанием.
5 иномарок, на которых ездили советские знаменитости
1. Андрей Миронов
В 1985 году жена Миронова Лариса начала буквально забрасывать Министерство торговли заявлениями с просьбой разрешить их семье получить автомобиль Mersedes, который в то время находился в распоряжении Главторга. В своих стараниях она почти добилась успеха: автомобиль выделили, однако достался он не популярному актеру, а одному из высокопоставленных военных адвокатов. Позднее Андрей Миронов все же смог получить иномарку. Это был 2-дверный BMW З-ей серии.
2. Владимир Высоцкий
О Высоцком все знали, что он любит и ценит красивые машины. Помогала их доставать З-я жена актера Марина Влади. Первой машиной Владимира был простенький RENAULT 16TS, а уже в 1974г. из Франции актер привез машину более серьезную. Серо-голубой седан BMW 2500 – это солидная машина, которая считается прототипом первого авто 7-ой серии в 23-м кузове (двигатель 2,5л, мощностью 150л.
с.). Автомобиль мог разгоняться до скорости 100 км/ч за менее чем 11 секунд, и развивать максимальную скорость до 196 км/ч.
Интересно, что у Высоцкого была еще одна точно такая же машина, только бежевого цвета, которую он приобрел в комиссионном магазине. В 1976г. актер купил на выставке в Мюнхене роскошный Mersedes W116 модели 350SE с механической КПП, который обладал 8-цилиндровым мотором, объемом 3,5л и мощностью 200л.с. Автомобиль мог разгоняться до скорости 100 км/ч за 9,5 секунд, и развивать максимальную скорость до 205 км/ч.
На этом авто Высоцкий просто «летал» по пустым дорогам того времени и, как результат, разбил его в гололед 1 января 1980г. (на большой скорости авто протаранило трамвай). Примерно в тот же период Высоцкий стал обладателем купе Mersedes 450SLC в 107-ом кузове (актер купил его у одного из своих друзей из Германии), который обладал двигателем V-8, объемом 4,5л и мощностью 225л.с. Автомобиль мог разгоняться до скорости 100 км/ч за 8,8 секунд.
3. Александр Иншаков
Актер всегда испытывал слабость к хорошим машинам и старался менять их по мере возможностей. Первой его иномаркой стал простенький WV 1600 Variant. В 70-х годах ХХ века эта машина на европейских дорогах смотрелась заурядной, однако для советских автолюбителей казалась настоящим чудом. Позднее (в начале 90-х) Иншаков приобрел купе Mersedes в 126-ом кузове.
Доработкой этого авто занималась немецкая компания Zender, которая сделала салон машины по-настоящему неповторимым, а также установили актуальный в те времена обвес, поработали над двигателем, тормозной системой и подвеской. Интересно, что именно этот автомобиль фигурирует в фильме «Крестоносец», который был снят в 1995г.
4. Отец и сын Михалковы
В 1979 году молодой тогда еще актер Никита Михалков стал обладателем Mersedes W115 выпуска 1976 года (госномер 23-77 МНМ).
Отец Никиты Михалкова (популярный детский писатель и автор слов всех советских гимнов, а также российского) в 1982 году приобрел Mersedes 280S 1974 года выпуска. Двигатель – рядная шестерка М110, мощностью 160 л.с. Автомобиль мог разгоняться до скорости 100 км/ч за 11,5 секунд, и развивать максимальную скорость до 190 км/ч.
5. Алла Пугачева
В 1986г. Пугачева приобрела свой первый Mersedes 230, выпуска 1979г. По тем временная это была просто роскошная машина. Седан певицы был в надежном 123-м кузове, а двигатель, мощностью 109 л.с. Автомобиль мог разгоняться до скорости 100 км/ч за 13,7 секунд, и развивать максимальную скорость до 170 км/ч. Следует отметить, что во второй половине 80-х на 124-ом кузове Mersedes (на разных моделях) ездили многие знаменитости.
Такие машины были у Эльдара Рязанов, Геннадия Хазанова, Иосифа Кобзона и др.
Из общей массы любителей Mersedes смог выделиться Юрий Антонов, который купил в 1984г. VOLVO 244 и получил на него модный госномер Ю33-33МО. Эта машина представляла собой достаточно крупный седан, но сведений о том, каким именно мотором был он оснащен, не сохранилось.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Самые интересные автомобили советских знаменитостей: ТОП-7
Статья о наиболее интересных автомобилях советских знаменитостей: интересные подробности, характеристики. В конце статьи — видео о машинах советских звезд.
Содержание статьи:
- Сергей Лемешев
- Юрий Гагарин
- Владимир Высоцкий
- Андрей Миронов
- Сергей Михалков
- Никита Михалков
- Алла Пугачева
- Видео о машинах советских звезд
Во времена Советского Союза приобрести в нашей стране иномарку было практически невозможно. Для того, чтобы получить возможность сесть за руль новенького «Мерседеса» или «BМW», необходимо был получить индивидуальное разрешение Министерства торговли, в чьём ведении находился торгующий иномарками Главторг.
Неудивительно, что в такой ситуации иномарка, опровергая расхожую поговорку, очень быстро стала не «средством передвижения», а именно «роскошью», лакмусовой бумажкой особого статуса для советских знаменитостей и представителей власти.
Сергей Лемешев
Народный артист Сергей Лемешев любил американские автомобили. Он владел моделью Plymouth Savoy 1959 года выпуска — неброский седан чёрного цвета, который отличали вертикальный «акульи» плавники по обе стороны багажника.
Машина была достаточно мощной для тех времён – восьмицилиндровый двигатель выдавал до 230 лошадиных сил. Но великий тенор не водил автомобиль самостоятельно.
Юрий Гагарин
Первый космонавт Земли, посетив Францию, обратил внимание на небольшое спортивное купе Marta-Bоnnеt 1965 года выпуска. Будучи человеком скромным, Гагарин проявил сдержанный интерес к автомобилю, но этот интерес не остался незамеченным представителями страны.
Когда Гагарин вернулся домой, его ждал подарок из Франции: понравившийся ему автомобиль ярко-синего цвета. Машина была оснащена двигателем в 105 лошадиных сил и могла разгоняться до скорости свыше 200 км/ч.
Владимир Высоцкий
Владимир Семёнович никогда не скрывал, что питает слабость к красивым автомобилям. Третья супруга поэта и актёра, француженка Марина Влади помогала мужу «доставать» зарубежные авто.
Седан голубовато-серого цвета с мотором 2,5 л, выдающим 150 лошадиных сил, купленный Владимиром Семёновичем в 1974 году, являлся прототипом известной седьмой серии. Максимальная скорость авто достигала 196 км/ч, а до 100 км/ч машина разгонялась за неполные одиннадцать секунд.
В самом деле, по тем временам – автомобиль мощный и серьёзный, не говоря уже о том, что сама по себе «иномарка» поднимала престиж владельца.
После ВМW Высоцкий проявил интерес к детищу автоконцерна Меrсеdеs. В 1976 году в Мюнхене проходила Международная автомобильная выставка. Там Владимир Семёнович приобрёл великолепный Меrсеdеs – W116. Данная модель 350 SЕ была оснащена механической коробкой передач, мотор в 8 цилиндров и объёмом три с половиной литра обеспечивал мощность в 200 лошадиных сил. Максимальная скорость модели составляла 205 км/ч, а скорости в 100 км/ч автомобиль достигал за неполные десять секунд.
К сожалению, проездить долго на этом автомобиле актёру не довелось. Его любовь к высоким скоростям привела к тому, что, привыкнув носиться по сравнительно пустым дорогам Москвы семидесятых, 1 января 1980 года в гололедицу Высоцкий умудрился протаранить на своём Мерседесе трамвай.
Незадолго до этой аварии у актёра появился ещё один «немец» — Меrсеdеs-450SLС, который актёру продал один из его немецких друзей. Машина была ещё более «резвой», чем попавший в аварию Мерседес, развивая 100 км/ч за 8,8 секунды и обладая восьмицилиндровым двигателем объёмом в четыре с половиной литра и мощностью 225 лошадиных сил.
Андрей Миронов
О собственном авто Андрей Миронов мечтал всегда. Его первым автомобилем стала «Волга» ГАЗ-21. Актёр приобрёл автомобиль в 1969 году, причём своих средств на покупку у него на тот момент не хватало, и Миронов занял недостающие средства у приятеля семьи Александрова, в то время – востребованного московского реставратора.
Примечательно, что первая машина Миронова являлась такой же, как в фильме «Берегись автомобиля». В 1966 году, когда шли съёмки этой комедии, Миронов попытался взять несколько уроков вождения авто, но в первый же раз умудрился, сдавая задним ходом, врезаться в торговые палатки. На счастье актёра, пострадавших в этом ДТП не оказалось.
Любимец советских кинозрителей и театралов, актёр театра и кино Андрей Миронов не был замечен в слишком большой любви к иномаркам, но его супруга, Лариса Голубкина, была иного мнения на этот счёт. В 1985 году она регулярно отсылала в соответствующую инстанцию письменные заявления с просьбой разрешить её супругу приобрести машину марки Меrсеdеs.
Добиться исполнения своей просьбы актрисе удалось далеко не сразу: автомобиль указанной марки Главторг согласился выделить, но… не тому. На «выстраданном» Голубкиной Мерседесе стал ездить занимающий высокий чин юрист военного ведомства. Впрочем, позднее иномарку Миронов всё-таки получил, правда, это уже был не Мерседес: актёр ездил на двухдверном ВМW третьей серии.
Сергей Михалков
Автор известных каждому с детства стихотворений и басен, человек, написавший слова трёх редакций государственного гимна, Сергей Владимирович Михалков очень любил хорошие автомобили.
До сих пор любители «автомобильных историй» спорят на тему, у кого из знаменитостей – Михалкова или Высоцкого – первым появилась машина марки «Мерседес». Либо они приобретали свои иномарки примерно в одно и то же время, либо Михалков опередил Владимира Семёновича.
Сергей Владимирович очень ценил свою модель 280S, выпущенную в 1974 году. Автомобиль с шестицилиндровым двигателем и мощностью в 160 лошадиных сил выдавал 100 км/ч за неполные 12 секунд и мог двигаться с максимальной скоростью 190 км/ч.
Никита Михалков
Сын Сергея Михалкова, Никита Сергеевич, стал владельцем первого «Мерседеса» в 1979 году. Модель W115 1976 года выпуска – первая серия легковых авто, которые концерн Мерседес выпускал действительно в массовом масштабе.
Эти машины отличаются высокой надёжностью и долговечностью. Чего только стоит тот факт, что в настоящее время в музее Меrсеdеs-Веnz находится экземпляр W115 с автопробегом в 4,6 млн км. За всё время эксплуатации на этой машине лишь однажды была произведена замена двигателя.
Симпатия к Мерседесам у Никиты Сергеевича вылилась в последовательное приобретение нескольких автомобилей этого производителя. Мерседесы восьмидесятых годов, которыми владел Михалков, были засняты в фильме «Анна: от 6 до 18».
Алла Пугачёва
Первым автомобилем Аллы Пугачёвой стал обычный «Жигулёнок» третьей модели. Певица купила его на свой первый значимый гонорар за выступления. С той поры певица сменила много машин и сейчас известна как страстная поклонница лимузинов. Впрочем, сама певица утверждает, что сама она не стала бы так увлекаться шикарными автомобилями, но ей постоянно дарят их поклонники.
Свой первый Меrсеdеs эстрадная дива купила в 1986 году. Это был седан 230 1979 года выпуска – надёжный, мощный, роскошный автомобиль. При максимальной скорости в 170 км/ч до отметки 100 км/ч это авто доходило за 13,7 секунды. Мощность двигателя модели составляла 109 лошадиных сил.
Впрочем, любовь к автомобилям марки «Мерседес» у советских звёзд – это почти что диагноз: любимым автомобилем певицы, по её собственным словам, остаётся Меrсеdеs Рullmаn нежно-золотистого цвета, который Алле Брисовне подарил экс-мэр Москвы Юрий Лужков.
В кузове «лимузин» также решён и белоснежный Хаммер, на котором певица ездит на дачу. Есть в коллекции автомобилей Пугачёвой и Бентли Arange (подарок Максима Галкина), и Роллс-Ройс от поклонников её искусства.
По словам примадонны, как правило, мужчины дарят ей лимузины. Возможно, поэтому у неё много любимых автомобилей этого типа.
Заключение
Советская элита испытывала слабость к автомобилям марки «Мерседес» 80-х годов. Иметь данный автомобиль было своеобразным «мастом», знаком успешности и состоятельности. С годами интересы и пристрастия у знаменитостей изменились, и годы девяностые принесли с собой совсем другие стандарты, но это уже была и совсем другая страна…
Видео о машинах советских звезд:
Самые необычные автомобили в советском кино
В отличие от цивилизованных стран, в СССР автомобили никогда не были приоритетом. Поэтому автомобильная культура на «одной шестой части суши» была уделом энтузиастов-одиночек.
Возьмем, например, кинематограф, который вождь мирового пролетариата называл «важнейшим из искусств». Однако, можно по пальцам пересчитать советские фильмы, в которых автомобиль занимает сколько-нибудь значимое место.
Самыми известными из них, безусловно, являются комедии «Берегись автомобиля» и «Королева бензоколонки». Криминальные таланты «вора, но бескорыстного, честного человека» Юрия Деточкина всем хорошо известны, а 21-я «Волга» показана во всей своей красе.
Поэтому перейдем к значительно более интересному во всех отношениях фильму, снятому режиссером Николаем Литусом на киностудии им. Довженко .
«Королева бензоколонки»
Комедия с Надеждой Румянцевой в главной роли была создана в 1962 году, на 4 года раньше «Берегись автомобиля». Для съемок рядом с действующей бензоколонкой в Пирятине была построена бутафорская АЗС.
В фильме можно увидеть много интересных автомобилей 50-х – начала 60-х годов, от первого «Запорожца» ЗАЗ-965, производство которого началось в 1960 году, до роскошного седана Cadillac Series 62 de Ville Sedan 1956 года. Но наиболее интересными являются опытные образцы советской техники.
Один из них – 27-тонный карьерный самосвал «БелАЗ-540». Первый экземпляр гиганта был изготовлен осенью 1961 года, а годом спустя несколько опытных машин отправились на испытания.
От более поздних серийных моделей они отличались оригинальным дизайном, в том числе, 4-мя фарами, которые хорошо видно на кадрах кинофильма.
Но если «БелАЗу» все-таки удалось отправиться в серийное производство, пусть и в упрощенно виде, к экспериментальному автобусу «ЛАЗ-Украина-1» фортуна оказалась не столь благосклонной. Он был построен в 1961 году и получил авангардный облик, который не уступал зарубежным аналогам. Автобус имел дюралевую обшивку кузова, а в движение его приводил 150-сильный V8 от ЗиЛ-130.
В комфортабельном салоне установили 36 анатомических кресел с индивидуальной подсветкой. Большая площадь остекления обеспечивала отличную обзорность водителю и пассажирам.
Автобус был изготовлен в единственном экземпляре и до наших дней не сохранился, но, к счастью, он останется в памяти благодаря этому доброму и наивному фильму.
«Как стать счастливым»
В 1986 году на телеэкраны выходит фильм Юрия Чулюкина киностудии «Мосфильм». В фантастической комедии с участием многих известных актеров зрители могли увидеть, хоть и мельком, множество концептальных моделей завода АЗЛК 70-х годов.
Здесь можно разглядеть «Москвич-3-5-6» (1973), внедорожник «Москвич-2150» (1974), хэтчбеки «Москвич-С1» (1975), «Москвич-С-3» (1976), а героиня Татьяны Ивановны Пельтцер садится за руль прототипа будущего «Москвич-2141», получившего шутливое прозвище «Максимка».
Кроме того, в кадре несколько раз появляется самодельный автомобиль «Юна» Юрия Алгебраистова, который продолжит наш обзор.
Самостоятельное изготовление автомобилей в СССР было вынужденной мерой. Не у всех хватало терпения ждать очереди на покупку авто 7-8 лет, да и потребительские качества советских машин приходились по душе далеко не каждому.
В начале 60-х годов под эгидой популярного журнала «Техника молодежи» состоялся первый в СССР парад-конкурс любительских автоконструкций. С каждым годом движение «Самавто» набирало обороты и к середине 80-х достигло своего апогея. Наиболее яркие из них стали появляться на советских киноэкранах.
Кинодебют «Юны» состоялся в фильме «Как стать счастливым» (1986 г.). Годом спустя Олег Бийма снимает на студии «Укртелефильм» драму «Испытатели» о буднях автозавода и КБ. Интересно, что в фильме участвовали обе машины, построенные братьями Юрием и Станиславом Алгебраистовыми.
Первая увидела свет в конце 70-х, а «Юна» появилась в начале 80-х. Автомобиль сделан на агрегатах ГАЗ-24 «Волга». В разработке внешнего вида принимали активное участие профессиональные художники, братья Щербинины, которые уже имели собственный опыт строительства «самоделок».
«Путешествие будет приятным»
Купе «Юна» Юрия Алгебраистова была отнюдь не первой «самоделкой», которая стала киногероем советского кино. В 1982 году Свердловская киностудия представила мелодраму «Путешествие будет приятным», в которой важную роль сыграла автомобиль-амфибия «Ихтиандр» Игоря Рикмана и Алексея Ревякина.
Дюралевый корпус машины для обеспечения лучшей герметичности лишен дверей. Доступ в салон обеспечивает сдвижной колпак. Обводы днища выполнены по образцу катера «Кама», а для улучшения плавучести внутренняя часть корпуса оклеена пенопластом. Кузов разделен на три водонепроницаемых отсека.
В движение по дороге амфибию приводил мотор от ВАЗ-2103, соединенный переходным фланцем с коробкой передач от «Запорожца». А на воде в дело вступает гидрореактивный осевой водомет, который подключен к «вазовскому» двигателю со стороны пусковой рукоятки.
Интересно, что съемки совпали с очередным автопробегом самодельных авто, и в фильм попала хроника парада. Среди участников оказался еще один герой нашего обзора.
«Семь стихий»
Завершает наш обзор самых необычных авто в советском кинематографе стильный и элегантный спорт-универсал «Панголина», созданный талантливым инженером из Ухты Александром Кулыгиным. Автомобиль был построен в 1980 году, а спустя год автор со своим детищем приехал в Москву на традиционный слет «Самавто».
Автомобиль вызвал неподдельный интерес не только своим эффектным дизайном, но и обилием оригинальных конструктивных решений. Например, вместо дверей «Панголина» получила стеклопластиковый колпак, поднимающийся на пневмоцилиндрах, а вместо зеркал заднего вида использовался… перископ. Не менее футуристично выглядел и салон машины.
Не удивительно, что яркий автомобиль привлек внимание кинематографистов. В 1984 году Кулыгина пригласили в киностудию им. Горького на съемки фильма «Семь стихий» по мотивам одноименного фантастического романа Владимира Щербакова. Режиссером картины был Геннадий Иванов. «Панголина» стала машиной главного героя – журналиста Глеба в исполнении Игоря Старыгина.
После съемок «Панголина» стал постоянным участником пробегов самодельных авто. В 1985 году она была модернизирована и получила новую окраску. После развала Советского Союза Талантливый инженер эмигрировал в США. Там Александр даже организовал небольшую фирму по производству кит-каров, но в 2004 году его жизнь трагически оборвалась в автокатастрофе.
Самые интересные автомобили советских знаменитостей
Но только два Rolls Royce, которыми пользовались в 1922-1924 годах, дожили до наших дней. Первый Rolls Royce модели Silver Ghost для Ленина купили в 1922 году за 1850 фунтов стерлингов. Владимир Ильич катался на ней до 1924 года.
Второй Rolls Royce имел уникальную комплектацию – вместо задних колес у этого Rolls-Royce – резиновые гусеницы. Передние колеса поставлены на широкие, обитые металлом лыжи. Этой машиной Ильич пользовался для поездок в Горки зимой. Этот Rolls Royce переделали в русские сани для наших сугробов на Путиловском заводе по подобию Delaunay Belleville доставшегося Ильичу от царя. Скорость машины после такого «тюнинга» составила 20 км/час, но Ленин остался доволен.
Автомобили Сталина.
Первым, кто решил применять особый подход к выбору автомобиля, был Сталин. Навязчивый страх перед возможным покушением стал причиной того, что ЗИС (Завод имени Сталина) с 1933 года начал производить суперзащищенную модификацию американского Packard. В 1948 году Alfa Romeo подарила Сталину на его день рождения суперсовременную 6С2500, но миланское сокровище так и не смогло вытеснить более надежный ЗИС. Первый бронированный автомобиль высшего класса для советской партийно-правительственной элиты был построен в конце 1940-х годов на автомобильном заводе имени Сталина, позднее переименованном в завод имени Лихачева.
Первый бронированный автомобиль высшего класса для советской партийно-правительственной элиты был построен в конце 1940-х годов на автомобильном заводе имени Сталина, позднее переименованном в завод имени Лихачева.
Бронированный автомобиль ЗИС-115, изначально получивший индекс ЗИС-110С, был подготовлен в 1946-1947 годах. Таких лимузинов, по разным оценкам, было сделано около 32 экземпляров.
На ЗИС-115 была применена особая система бронирования – бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Бронекорпус выпускался на военном подмосковном заводе под Подольском и имел секретное обозначение «Изделие №100». Производство этих корпусов было строго индивидуальным. На каждой, даже самой маленькой детали кузова, был выбит номер машины. Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне. Сборка машин происходила в специальном боксе легкового сборочного цеха ЗИСа с отдельной пропускной системой.
Tatraplan для Сталина.
В 1948 году ЦК компартии ЧССР принял решение преподнести Сталину к юбилею автомобиль, сделанный персонально для него. Выполнить почетный заказ предстояло кузовной компании Sodomka, которая специализировалась на заказных автомобилях для политической элиты. За дело взялись четыре Йозефа: сам Содомка и его помощники – Янза, Клейх и Ржиха. Прежде всего, им предстояло выбрать базовую модель. Автомобиль должен был быть чехословацкого производства, но ни Skoda, ни какая-либо другая фирма не могли предложить достаточно мощное шасси. Нужна была современная модель, вобравшая в себя все последние достижения автомобильной промышленности, а такая была только одна – Т 600 Tatraplan, которая встала на конвейер годом раньше.
Специально для подарочного кабриолета фирма Tesla изготовила многодиапазонный радиоприемник, недоступный по цене обычным автолюбителям.
Премьера подарочного кабриолета состоялась летом 1949-го на национальной автомобильной выставке в Праге. Затем он перекочевал в Женеву, где открывал экспозицию Чехословакии на очередном автосалоне. Летом машина возвращается в город Высоке Мыто и после небольшой доводки вновь едет в Прагу. Здесь 7 октября 1949 года происходит ее торжественная передача представителям ЦК КПЧ, и начинается ее переезд в Москву.
Кабриолет разобрали и погрузили в четыре(!) товарных вагона специального поезда, в котором в Москву отправился Президент ЧССР Антонин Запотоцкий. 22 декабря 1949 года на специальном митинге он передал кабриолет «Татраплан» представителям юбилейного комитета. После торжеств, среди прочих подарков Сталину машина была выставлена в залах Музея революции. Подарок не нашел практического применения.
Отношения Хрущева с автомобилями было простым. Представитель простого «народа» был скромнее в требованиях.
Никита Хрущев предпочитал модификацию ЗИС-110 с кузовом кабриолет.
Следующий генсек отличался большой любовью к авто и к вождению. Поэтому его автопарк был большой и разнообразен.
Одна из жемчужин коллекции Брежнева — «восточная красавица» – Nissan-President, доставленная в Москву в 1974 году.
Это «официальный» автомобиль Брежнева ЗИЛ-115. В таком «членовозе» перемещался Леонид Ильич Брежнев.
Основой коллекции Ильича стал Maserati Quattroporte, подаренный Леониду Ильичу руководством итальянской компартии. В 1968 году Maserati Quattroporte был одним из самых дорогих и скоростных 4-дверных седанов в мире, он имел V-образную «восьмерку» мощностью 290 л. с. и выдавал максимальную скорость около 230 км/ч.
Очень редкая модель черного Mercedes 600 1969 года была подарена канцлером ФРГ. В мире их было всего семь, а шестидверных с кузовом «пульман-лимузин» (как у Брежнева) – две. Вторая была подарена императору Японии.
Еще один подарок друга Ричарда. В 1973 году Брежнев стал обладателем шикарного Lincoln Continental голубого цвета, с черным виниловым верхом. Автомобиль был подарен Ричардом Никсоном в Кэмп-Дэвиде, и именно на нем состоялась знаменитая поездка двух лидеров государств.
Но на работе катался исключительно на советских авто.
А в личных целях не чурался и «Волги».
Полноприводные ГАЗ-24-95 обслуживали лично «главного охотника СССР» Леонида Ильича. Забавно, что эмблема с оленем на носу этих машин была не красная, а зеленая.
Последним экспонатом автомобильной коллекции Леонида Ильича стала опять-таки черная – он всегда тяготел к этому цвету – «Волга» модели 3102, подаренная ему Горьковским автозаводом к 9 мая 1982 года. В этом году ГАЗ-3102 пошел в серийное производство, и первый экземпляр решили вручить генсеку. Машина имела улучшенную отделку, «восьмерку» под капотом, спицованные колесные колпаки, смотревшиеся несколько странно, и номерной знак А 00 01 МО.
5 самых роскошных советских автомобилей
Коммунистические машины представительского класса, вызывавшие зависть даже у капиталистов!
К 30-м годам прошлого столетия в Cтране Cоветов не было решено множество вопросов, а вот вопрос с организацией производства автомобилей решили. Например, автомобиль ГАЗ-А выпускали в Нижнем Новгороде, и он был лицензионной копией Ford-A. С конца 1932 года отечественный аналог Ford ушел с молотка в массы. Всего на Горьковском автомобильном заводе (а позже — на московском заводе имени КИМ) было наштамповано более 40 000 машин.
ГАЗ-А, разумеется, прикупили и для сотрудников партийных и государственных органов. Но так как автомобиль среднего класса не удовлетворял требованиям всех представителей власти, было принято решение о разработке авто для высшего звена. Сию задачу доверили ленинградскому заводу «Красный путиловец».
Уже в марте 1933 года увидел свет «Ленинград-1» (Л-1). Производители не скрывали, что создают «советский бьюик»: за основу был взят Buick-32-90 модели 1932 года.
За месяц «Красный путиловец» собрал шесть машин, которые приняли участие в первомайской демонстрации, став предметом всеобщей гордости. А 19 мая эти машины приняли участие в пробеге до Москвы и обратно.
В целом партия в лице руководителя Наркомтяжпрома Г. К. Орджоникидзе осталась довольна творением ленинградского завода. Был поставлен план на следующий год: 2000 автомобилей. В идеале планировалось выпускать 20 000 машин марки Л-1 в год. Но этим планам не суждено было сбыться.
«Ленинград-1» был недоработан. Разработчикам не хватило опыта разработки столь сложной техники. Пробег между двумя столицами выявил ряд технических неполадок, не все автомобили преодолели это расстояние без поломок. В итоге производство автомобилей для первых лиц было перенесено в Москву. Разработкой занялись на ЗИСе. И директор ЗИСа И. А. Лихачев не подвел.
ЗИС-101
Инженеры под руководством Е. И. Важинского, в отличие от ленинградских предшественников, не стали копировать, а занялись производством собственного автомобиля. И в 1936 году завод им. Сталина выпустил ЗИС-101.
Было бы не совсем верно сказать, что ЗИС-101 не позаимствовал ничего у своих конкурентов.
Восьмицилиндровый верхнеклапанный мотор перекочевал из Buick, рулевое управление и задняя подвеска позаимствовали у Packard. Внешний вид поручили разработать американскому кузовному ателье The Budd Company. И американцы со своей задачей справились. Машина получилась не по-коммунистически элегантной.
Первые экземпляры выехали в мир весной 1936 года и были представлены Иосифу Виссарионовичу, который остался доволен разработкой. И вот с начала 1937 года ЗИС запустил конвейерную сборку.
Характеристики
Длина — 5750 мм; ширина — 1890 мм; высота — 1870 мм; дорожный просвет — 190 мм; масса — 2550 кг (полная — 2970 кг); объем двигателя — 5750 куб. см; объем бака — 85 л; расход топлива — 20 л на 100 км.
Впервые в истории отечественного автомобилестроения салон автомобиля отапливался. Некоторые машины даже были оснащены радиоприемником. ЗИС-101 развивал мощность около 110 л. с. и скорость 115 км/ч.
Модернизация 101-го
Несмотря на то что творение завода им. Сталина приняли тепло, у ЗИСа был ряд недостатков. Машина была тяжелее конкурентов примерно на полтонны; мотор по сравнению с аналогами не впечатлял. К тому же завод столкнулся как с финансовыми, так и с кадровыми проблемами: Важинского, руководителя проекта, арестовали, а в 1938 году, согласно жестокому контексту эпохи, расстреляли.
Невзирая на сложности, конструкторы умудрились выжать из проекта максимум. В августе 1940 года выпустили ЗИС-101А. Дерево больше не использовалось в производстве кузова. Карбюратор — с падающим потоком. Мотор в модернизированном ЗИСе имел мощность 116 л. с.
Одновременно выпустили ЗИС-102 с кузовом «кабриолет».
На заводе понимали, что прогресс не остановить и что произведенный автомобиль уступает времени. Исходя из этого было принято решение «ударить дуплетом». На заводе готовились сразу две модернизированные версии: ЗИС-101Б и ЗИС-103. Первая отличалась выступающим багажником, отличием второй была независимая передняя подвеска. ЗИС-101Б дали жизнь в мае 1941 года. Всего было выпущено только два образца.
Примечательно, что ЗИС-101 был в распоряжении не только чиновников, но и простых людей. В Москве насчитывалось более 50 машин данной марки, причем большинство из них использовались в службе такси. Всего было выпущено почти 9000 автомобилей ЗИС-101. Производство ЗИС-101 прекратилось 7 июля 1941 года. Продолжил историю отечественного автопрома яркий ЗИС-110. Но уже после войны.
ЗИС-110
Продолжилось все в 1944 году, когда инженеры ЗИСа приступили к проектированию новой представительской модели автомобиля. Взялись за дело основательно: руководитель проекта Б. Фиттерман знал, какая ответственная задача на него возложена и каких результатов ждут в верхах.
Инженеры завода имени Сталина знали о любви Джугашвили к американским автомобилям. Поэтому за основу решено было взять Packard в 180-м кузове 1941 года выпуска. Действительно, на первый взгляд новый советский автомобиль представительского класса получился похожим на своего заокеанского коллегу. Но лишь на первый взгляд. Отечественные автомобилестроители привнесли ряд как визуальных, так и технических изменений (разрабатывалась еще и бронированная версия, но о ней ниже).
Посадочные подножки спрятаны под дверью, для запасного колеса изменили заднюю часть кузова. И да, можно сказать, что кузов нового автомобиля был полностью спроектирован и подготовлен внутри страны (до этого с дизайном советским проектировщикам помогали еще на тот момент друзья из Америки).
Так как за проектом следил лично Сталин, разработка велась весьма резво. В июле на свет появился первый образец — ЗИС-110.
Характеристики
Новый ЗИС, как и его предшественник, был рассчитан на 7 посадочных мест. Восьмицилиндровый двигатель разгонял шестиметровый автомобиль до 100 км/ч за 28 секунд. Двигатель нового ЗИСа (мощность 140 л. с. при 3600 об/мин) считался самым мощным двигателем советского производства вплоть до 1950 года.
Конструкторы поработали на славу: двигатель работал тихо и плавно. Максимальная скорость — 140 км/ч. Масса — 2575 кг (полная — 3335 кг). Ширина — 1960 мм. Высота — 1730 мм. Расход топлива — 28,0 л на 100 км.
Коробка передач располагалась на рулевой колонке. Коробка механическая, трехступенчатая. На приборной панели располагался спидометр, указатель уровня топлива, термометр, амперметр, масляный манометр, контрольные лампы левых и правых указателей поворота, дальнего света, зажигания.
В салоне были радиоприемник, прикуриватель, часы, отеплитель.
Модернизация 110-го
Под нужды «Скорой помощи» был разработан ЗИС-110А. Отличалась эта модификация тем, что имела фонарь с красным крестом над ветровым стеклом, откидывавшийся наверх люк в задней части кузова, специальную аптечку, выдвижные носилки в салоне машины.
ЗИС-110Б — фаэтон со складной матерчатой крышей.
ЗИС-110В — кабриолет, выпущено всего-навсего три штуки.
ЗИС-110Ш — экспериментальный полноприводной автомобиль. Было создано четыре экземпляра, которые впоследствии были уничтожены, но дали жизнь полноценному полноприводному ЗИС-110П .
ЗИС-110Ш — штабной автомобиль.
И наконец, ЗИС-115 — правительственный автомобиль с бронезащитой.
ЗИС-115
Если внешне первый премиальный бронированный автомобиль не отличался от серийного ЗИС-110 (разве что не было белых полос по бокам, шины большего диаметра да мощной противотуманной фары, установленной в середине переднего бампера), то конструкция изменилась радикально.
Все агрегаты шасси были усилены в связи с массой (шутка ли, 7 тонн!). Также реконструкции подверглись сцепление, коробка передач, задний мост, передняя и задняя подвески (по той же причине). На ЗИС-115 был более мощный (162 л. с.) двигатель с двумя карбюраторами.
Броню изготовлял один из оборонных заводов. Все броневые панели подвергали испытательному обстрелу. Так как бронированных ЗИСов было мало (каких-то 32 экземпляра), то на всех деталях кузова выбивался индивидуальный номер автомобиля.
Приобрести эти автомобили было невозможно (в силу специфики времени), можно было только заслужить.
Например, один из таких автомобилей был подарен главой атеистического государства патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому с формулировкой «За помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Также дослужились до ЗИСа Игорь Курчатов (отец советской атомной бомбы) и Ким Ир Сен (основатель северокорейского государства, если что).
Всего выпущено 2072 экземпляра. Производство прекратилось в 1958 году. Передав пальму первенства ЗИЛу, ЗИС-110 отправился на покой.
ЗИЛ-111
В июле 1956 года Московский завод имени Сталина был благополучно переименован в Завод имени Лихачева. Но на смене названия модернизация завода не прекратилась. К началу 50-х стало ясно, что флагман советского автопрома ЗИС-110 безнадежно устарел.
Первый образец нового автомобиля «не для всех» был показан на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ныне ВДНХ) в 1956 году. Автомобиль под кодовым названием ЗИС-111 «Москва», как и его предшественники, был стилистически похож на американские модели высшего класса первой половины 50-х годов. Но вот ведь незадача: внешнее оформление американских моделей изменилось кардинальным образом к 1955 году. На их фоне отечественный аналог выглядел невыразительно. «Москву» в Москве встретили прохладно.
К проектированию дизайна был привлечен Лев Еремеев с ГАЗа. Для вдохновения и изучения партией постоянно закупались американские автомобили высшего класса: Cadillac Fleetwood-75, Chrysler Imperial Crown, Packard Executive Patrician, Packard Executive Caribbien, Packard Executive Caribbien. Следствием было подчас прямое заимствование как технических, так и стилистических решений американского автомобилестроения. Роберт Тернквист в своей книге «История Packard» заявляет, что ЗИЛ-111 — копия Packard Caribbien.
И он не так уж далек от истины: ЗИЛ-111 и правда схож с Packard Patrician 1956 года выпуска. Обводы кузова повторяют Chrysler Imperial Crown, а механическая часть и интерьер идентичны Cadillac Fleetwood-75.
Характеристики
Конструкция ЗИЛ-111: рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, V-образная «восьмерка», автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников, антенны, мягкий верх и кондиционер, а на внешней части кузова — изобилие хромированных декоративных деталей. Все это было и у американских аналогов, но ЗИЛ отличался габаритами, да и казался более тяжелым.
Автомобиль был длиннее своего предшественника (6 м 14 см) и шире (2 м 4 см). Имел верхнеклапанный двигатель V8 объемом 5,969 л и мощность 220 л. с. Двигатель разгонял автомобиль до 100 км/ч за 23 секунды. Максимальная скорость — 170 км/ч. Расход топлива — 29 л на 100 км. Но благодаря объемному баку (120 л) 111-го дальность хода также была велика. Передняя подвеска — пружинная, задняя — рессорная.
Модернизация
Тут Завод имени Лихачева впервые столкнулся с немыслимым — конкуренцией, причем внутри Союза. ГАЗ-13, в народе более известный как «Чайка», по всем характеристикам приблизился к флагману. Выходом из сложившейся ситуации была лишь срочная модернизация.
Результатом такой модернизации стал ЗИЛ-111Г. Он имел четырехфарную систему головного света, круглые задние фонари и стреловидные боковые молдинги. Кондиционер появился отныне на всех автомобилях. В результате изменений автомобиль стал длиннее (на 50 мм) и тяжелее (на 210 кг). Все визуальные изменения переняли с моделей Cadillac 1961 года (говорят, что согласно пожеланиям самого Хрущева). ЗИЛ-111Г выпускался с 1962 по 1966 год.
Кроме того, на базе ЗИЛ-111Г построено несколько фаэтонов. Если модель с открывающимся кузовом назвали ЗИЛ-111В, то новый фаэтон назывался ЗИЛ-111Д.
ЗИЛ-111, в отличие от ЗИС-110 и 101-го, не был массовым. Всего было собрано лишь 112 автомобилей всех модификаций.
Открытый ЗИЛ был подарен Фиделю Кастро от имени Хрущева в 1963 году, когда завод посетил высокий гость с Острова свободы.
Вплоть до 1968 года ЗИЛы были неотъемлемым элементом всех парадов. В это же время на заводе собрали первую партию совершенно новых легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ-114, отличавшихся строгим дизайном и отделкой. Примечательно, что новые автомобили хоть и сохраняли отдельные американские черты, но в целом (наконец-то!) не были похожи ни на одну из американских моделей.