1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С чем связан рост цен на бензин?

Рос, растет и будет расти: бензин выходит из карантина с новыми ценами

Очередное подорожание бензина в России вряд ли связано со стремлением топливных операторов компенсировать убытки, понесенные ими во время коронавирусного карантина. Представители топливной розницы и ряд экспертов рынка заявляют, что для снижения цен на горючее необходимо прежде всего упразднить демпфирующий механизм сдерживания его стоимости, который вводился в иных реалиях, когда цены на нефть были достаточно высоки, а теперь подталкивает стоимость горючего вверх. Также, уверены игроки рынка, необходимо отменить другие регуляторные меры, способствующие росту стоимости топлива. Напротив, Минэнерго РФ настаивает, что рост цен на топливо в оптовом звене является «нормальной рыночной реакцией» и объясняется в том числе восстановлением спроса на него после снятия ограничений.

18 июня в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) был установлен абсолютный рекорд цены бензина «Премиум-95» — 57 314 рублей за тонну, до этого он подорожал за неделю на 2,3%. Биржевая цена бензина «Регуляр-92» выросла на 2,4%, до 50 881 рубля за тонну, добравшись до уровня января 2019 года, хотя до рекордной отметки мая 2018 года — 55 434 рубля за тонну — ей еще далеко. По состоянию на 22 июня, по данным портала независимого агентства «Аналитика товарных рынков», индекс бензина «Премиум-95» в Московском регионе достиг отметки 59 154 пункта, индекс «Регуляра-92» добрался до 54 755 пунктов, тогда как в начале месяца значение этих индексов находилось на уровне соответственно 54 935 и 52 487 пунктов.

Этим событиям предшествовала серия заявлений антимонопольных органов, которые в очередной раз заверили общественность, что готовы пресекать любые попытки топливных операторов сыграть на повышение.

В частности, несколько дней назад ФАС вынесла предостережение в отношении руководителя одной из крупнейших топливных сетей Крыма «ТЭС» Сергея Бейма после того, как тот сообщил для СМИ, что его компания намерена поднять цены на все виды нефтепродуктов, добавив, что похожая ситуация наблюдается не только в Крыму, но и в Краснодарском крае. По утверждению представителя топливной розницы, это связано с тем, что на петербургской бирже за месяц цены в среднем поднялись до 20%. «Ждали, что биржа одумается и опустит для своего народа цены, но этого не произошло. Поэтому будем вынуждены поднимать цены на нефтепродукты на своих заправках в пределах 10−12%, а может, даже и до 15%», — сообщил Бейм.

«Нельзя подстрекать рынок публичными заявлениями непроверенной информации, обнародованием каких-то своих внутренних ощущений. Подобные неправильные импульсы в конечном итоге приводят к хаосу. Такие заявления всегда пресекались ФАС России раньше и будут пресекаться впредь. Рынок нефтепродуктов сейчас стабилен, и поводов для беспокойства нет», — отреагировал на это высказывание глава управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС РФ Армен Ханян.

Аналогичные меры были приняты в отношении вице-президента Российского топливного союза, председателя Топливного союза Республики Башкортостан и генерального директора АО «Компания Уфаойл» после появления в прессе их комментариев о возможном взлете цен на АЗС. Антимонопольщики сочли, что подобные заявления по своей сути являются координацией экономической деятельности и противоречат антимонопольному законодательству.

По тому же принципу антимонопольщики действовали и после того, как федеральные СМИ опубликовали высказывания руководства Независимого топливного союза (НТС), объединяющего мелкие сети АЗС. В конце мая эта организация выступила с обращением о ситуации на топливном рынке к министру энергетики России Александру Новаку и руководителю ФАС Игорю Артемьеву. В этом документе говорилось о том, что в ряде регионов происходит существенный рост цен на топливо в мелкооптовом звене, а также наблюдаются проблемы с приобретением нефтепродуктов.

Основная причина этой ситуации, утверждают в НТС, имеет регуляторный характер и связана с активным вмешательством правительства в работу рынка. По утверждению ассоциации, введение в прошлом году демпфирующего механизма, призванного сглаживать влияние внешних условий на внутренние цены на горючее, обернулось убытками для нефтепереработки. Для преодоления этой проблемы в условиях временного падения спроса на топливо были снижены обязательные объемы реализации нефтепродуктов через биржу, а также был введен запрет на импорт горючего, что привело к росту крупнооптовых цен. По мере восстановления спроса этот процесс ускорился и транслировался в мелкооптовый сегмент.

В связи с этим НТС предложил правительству четыре меры: приостановить действие демпфирующего механизма, вернуть прежние нормативы биржевой реализации топлива, отменить введенный до 1 октября импорт горючего (прежде всего из Белоруссии) и отказаться от правила «инфляция минус», которое предполагает, что динамика цен на горючее не должна превышать темпы роста инфляции. Еще в прошлом году глава НТС Григорий Баженов в одной из своих публикаций пояснял, что именно это правило не позволяет стоимости топлива в России колебаться вместе с ценой нефти — после его введения в 2009 году цена горючего только росла. Логика в данном случае выглядит так: если регулятор предписал цене рост, пусть и в границах инфляции, то этот рост и будет происходить.

Тем не менее антимонопольщики расценили комментарии публичных представителей НТС как очередную попытку воздействовать на рынок. «Такого рода высказывания могут привести к панике и, впоследствии, к спекуляциям на рынке, спровоцировать необоснованный рост цен. Сообщение было сделано должностным лицом союза, членами которого является большое количество хозсубъектов, что абсолютно некорректно, тем более в такой сложный период», — заявил Армен Ханян.

После публикации обращения НТС к руководству Минэнерго и ФАС на российском топливном рынке произошло еще несколько событий. В начале июня по итогам совещания под председательством заместителя министра энергетики Павла Сорокина с участием представителей рынка стало известно, что нефтяные компании уже в июне должны переориентировать экспорт нефтепродуктов на внутренний рынок «в существенной мере». Представители нефтяных компаний подтвердили готовность выполнить рекомендации Минэнерго России в полном объеме, сообщила пресс-служба министерства.

Однако нефтяные компании, несмотря на увеличение объемов производства бензина, поставок на внутренний рынок при параллельном обнулении экспорта, не нашли повода добавить ресурса нефтепродуктов для биржевой площадки, удерживая рынок на «сухом пайке», утверждает независимый топливный эксперт Виктор Костюков, комментируя ход торгов на СПбМТСБ 15—19 июня. Что и привело к дальнейшему росту биржевых цен на горючее, отмеченному на прошлой неделе.

«Владельцы независимых сетей подсчитывают убытки. Маржа от реализации бензина опустилась до 2,5−2,7 рубля за литр, что уже не восполняет операционные затраты бизнеса. Естественно, что громы и молнии от пострадавшей стороны летят в адрес нефтяных компаний, искусственно поддерживающих дефицит на торговой площадке, включая регуляторов рынка (Минэнерго, ФАС) с их запоздалыми мерами по двукратному снижению норм биржевых продаж и закрытию импорта из Белоруссии», — продолжает Костюков.

Но главной причиной роста цен на горючее, по его мнению, является именно демпфер. Производители, напоминает эксперт, склонны устанавливать внутреннюю цену товара (нефтепродуктов) по критерию равной доходности с экспортом — так называемому экспортному нетбэку. Прежде формула нетбэка включала такие параметры, как ставки акцизов, налогов (НДС), пошлин и курсовую стоимость рубля, однако с начала прошлого года к ним добавилась еще и демпфирующая составляющая. Последняя в зависимости от ценовой ситуации на рынке нефти может приобретать положительные и отрицательные значения. Если демпфер положительный, то производители топлива получают субсидию из бюджета в виде вычета по акцизу и потенциально могут снижать цены, а если демпфер отрицательный, то им, наоборот, придется выплачивать в бюджет дополнительные средства и повышать внутренние цены на топливо.

По замыслу правительства, демпфер должен был защищать внутренний российский рынок от колебаний цен на нефть, и после того, как мировые цены на нефть в марте попали в «идеальный шторм», это незамедлительно отразилось и на стоимости бензина в России, поскольку значения демпфера стали отрицательными. «Если демпфер принимает отрицательное значение, то производители ужимают продажи и мотивируют рынок к росту цены, из которой впоследствии выплатят в бюджет обязательства по демпферу», — поясняет Виктор Костюков поведение российских цен на бензин в последние два месяца. В апреле отрицательная ставка по демпферу поднималась до 19 тысяч рублей за тонну бензина, теперь же она снизилась до 6−8 тысяч рублей.

Как показывает график, приведенный в последнем биржевом анализе Костюкова, до середины марта значение экспортного нетбэка без демпферной составляющей и с ней почти совпадали, однако после резкого падения нефтяных цен два графика резко разошлись, достигнув максимального разрыва в апреле. В мае он несколько сократился, но вместе с восстановлением цен на нефть пошли вверх и «классический» нетбэк и нетбэк вместе с демпфером, а вместе с ними и базовый биржевой индекс бензина «Регуляр-92». Еще в середине апреля он составлял около 36 тысяч рублей за тонну, но к середине июня преодолел отметку 50 тысяч рублей — максимальное с начала года.

При таких ценах в опте независимая розница через два-три месяца «проест» собственные оборотные средства — тенденция очень опасная, комментирует основатель сервиса по онлайн-оплате топлива на АЗС Benzuber Артем Скворцов. По его словам, спрос на топливо на российских АЗС уже восстановился на докризисном уровне и рост цен обусловлен в том числе ограниченным предложением горючего. Иными словами, самое сложное ждет топливных операторов на выходе из карантина. В период действия ограничений, отмечает Скворцов, они столкнулись со снижением реализации примерно до 50%, но это все равно не была полная остановка, как в туризме или общепите, то есть влияние карантина было не настолько губительным, чтобы вызвать массовое банкротство сетей АЗС. «Регуляторы довольно успешно предпринимают меры по сдерживанию роста цен на горючее, но ситуация с коронавирусом нетипичная и требует особого подхода на топливном рынке», — добавляет Скворцов.

Приведенные выше аргументы существенно отличаются от позиции Минэнерго РФ, которое на днях заверило, что дефицита топлива на рынке нет. «Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения с учетом экспортной альтернативы (цена на нефтепродукты на мировых рынках за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины), а также действующей налоговой политики (акцизы, НДС)», — пояснили в министерстве. Как видно, демпферная составляющая в этой формулировке отсутствует, хотя в сообщении Минэнерго указано, что ожидаемое восстановление маржи НПЗ в Европе — на ключевом экспортном рынке российской нефти — приведет к снижению «отрицательного демпфера», который в настоящее время включен в оптовую цену и оплачивается НПЗ по аналогии с акцизом.

Наблюдаемый в настоящее время рост цен на бензин в оптовом сегменте, по утверждению Минэнерго, не представляет собой значительных рисков для потребителя и является нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление экономики после снятия ограничительных мер на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках. Также важно учитывать то, что в это время традиционно наблюдается сезонный рост спроса на нефтепродукты, добавили в министерстве.

«В настоящее время можно сказать о достаточности уровня запланированного производства и отгрузок для создания профицитного предложения на внутреннем рынке автомобильного бензина, что позволит в том числе стабилизировать ценовую ситуацию в оптовом сегменте», — заявил 18 июня Павел Сорокин. За первую половину июня среднесуточный объем производства бензина, по данным Минэнерго, вырос по сравнению с маем уже на 28,7%, отгрузка на внутренний рынок увеличилась на 40,9%, при этом экспорт снизился в два раза. Ежесуточное производство бензина превысило 100 тысяч тонн в сутки, а суммарный уровень производства бензина в июне планируется на уровне не ниже июня прошлого года, когда спрос был выше.

С чем связан рост цен на бензин?

Статья о том, почему столь стремительно растут цены на бензин в России — кто виноват и что делать? В конце статьи — видео о ценах на топливо в России и в США.

Содержание статьи:

  • Что влияет на топливные цены
  • Падение объемов поставок топлива
  • Кто виноват и что делать
  • Видео о стоимости бензина в США и в России

Автомобилистов предупредили – рост цен на топливо не планируется останавливать, что наглядно продемонстрировали феноменально высокие оптовые показатели на бирже весной 2018 года. И депутаты Госдумы, наконец, нашли причину всех бед – оказывается, в России слишком много автозаправочных станций.

Что влияет на топливные цены

Сразу следует признать, что только в России не одно десятилетие существует настолько парадоксальная ситуация, когда при рекордно низкой стоимости нефтепродуктов бензин дорожает стремительно и неконтролируемо. Из чего же складывается цена на горючее?

Добыча нефти не является процессом особо трудоемким или прибыльным. В этой сфере Россия лидирует достаточно давно и прочно. А вот получение из сырья качественного продукта, в том числе бензина, уже относится к принципиально иному виду деятельности. Поэтому затраты на добычу нефти в конечном продукте составляют не более 4% в сравнении с 13% за выработку горючего на нефтеперерабатывающем заводе. Следовательно, любые колебания, позитивные и негативные, на мировой бирже сырья никоим образом не должны отражаться на цене российского бензина.

Значит, следует винить не внешние, а внутренние факторы, например, существующую налоговую базу. Рассмотрим долю налогов в стоимости бензина в других странах: в Америке – 20%, в Канаде – 32%, в Японии – 41%, а вот в России – все 60%. Акцизы правительство стабильно повышает по 2 раза в год, платить которые обязаны все предприятия и индивидуальные предприниматели, а также прочие лица, занимающиеся организацией перевозки горючего через российский таможенный контроль.

Читать еще:  В чем отличия КАСКО от ОСАГО

Себестоимость добычи нефти напрямую зависит от размера нашей страны. Если бы месторождения располагались в европейской части, а не в Сибири, то она обходилась бы намного дешевле. Поэтому страшно представить, что будет, когда сибирские недра истощатся, и придется срочно переносить добывающее производство в Арктику.

Далее, надо помнить о налоге на добавленную стоимость, доля которого превышает 18% в каждом литре бензина. Вместе с акцизами и НДС набегает уже около 25 рублей, тогда как, к примеру, в Латинской Америке полный литр бензина стоит всего 20 российских рублей.

Наконец, прибыль оптовых продавцов, составляющая около 9%, которую как раз забирают себе автозаправочные станции.

Падение объемов поставок топлива

Оптовые цены на АИ-95 только за март выросли на 706 рублей за одну тонну и на 541 рубль на АИ-92. Лишь дизель демонстрировал приятную кошельку стабильно низкую стоимость.

Ситуация заинтересовала ФАС, которая уличила сразу четыре нефтяные компании в намеренном снижении объемов поставок бензина на внутренний рынок. Своими действиями они затруднили его покупку участниками рынка и вызвали несоответствие уровня спроса к предложению. Учитывая скорое начало сельскохозяйственного сезона, потребность в дизельном и бензиновом топливе будет высокая, что позволит нефтяным компаниямреализовать достаточные объемы продукта.

Вот только при наличии прямой связи между курсом доллара и экспортом бензинапоставки на внутренний рынок становятся менее привлекательными для нефтяников. Поэтому если государство не будет тщательно отслеживать и контролировать количество топлива на внутреннем рынке, то может возникнуть настоящий дефицит и, соответственно, мгновенный взлет цен.

Сами нефтеперерабатывающие заводы пытаются оправдать ежегодное весеннее подорожание плановыми работами на своих производствах, а потому вынужденным сокращением объема поставок. Трейдеры же используют такие работы в свою пользу, как это произошло с московским переработчиком «Газпром-нефть», приостановившим работу без уведомления о том Минэнерго. Реакция биржевых участников оказалась мгновенно и посодействовала скачку цен.

Кто виноват и что делать

Евгений Москвичев из Комитета по транспорту и строительству назвал количество заправочных станций чрезмерным при текущем спросе на бензин.Представители независимых АЗС обвинили в скачке цен рост акцизов и стоимости нефти, что в итоге привело к нулевой прибыли от продажи закупленного на бирже топлива.

Причем эксперты заявляют, что это далеко не предел, и стоимость в самое ближайшее время может вырасти еще на 20-50 копеек и даже до 5 рублей уже к лету.

Однако думский комитет почему-то не учитывает эти факторы, а также недавнее нарушение естественного ценообразования перед президентскими выборами. Тогда регуляторы рынка попросили производителей увеличить продажи, тем самым обрушив оптовые цены. Их указание выполнили, что привело к падению индексов на бирже на 12-13%, росту розничных цен и предбанкротному состоянию находящихся в регионах АЗС.

Эксперты же не могут найти связь между расположенными каждые 3-4 километра заправками и ростом цен на бензин. Российский нефтегазовый комплекс располагается в 11 часовых поясах, требует постоянного поддержания работоспособности и вложения средств. Он уникален по своему размеру и географическому положению, а потому оправдывает требуемые на себя средства.

Кроме того, даже при относительной стабилизации цен на ресурсы у страны имеются большие внутренние долги за газопотребление. С учетом новых стратегий и проектов Газпрома опять таки требуются большие капиталовложения, которые откуда-то следует брать. Почему бы не у автовладельцев? Раз размер транспортного налога недостаточно велик, значит, следует воздействовать на топливные цены.

Кроме того, акцизы являются важной составляющей дорожных фондов регионального и федерального уровней. А так как Минфин сейчас старается активно стимулировать развитие инфраструктуры регионов, все вырученные средства напрямую отправятся на строительство дорог В Калининграде, Крыму и на Дальнем Востоке.

Возможно ли урегулировать колебания бензинового рынка в России? Совет по товарным рынкам предлагает вполовину от общего объема внутреннего потребления повысить норму реализации горючего на бирже и остановить рост акцизов. Однако в контексте последнего фактора аналитики признают данное развитие событий фантастическим. Правительство никогда не решится на снижение акцизов, разве что перенесет их с нефтеперерабатывающих предприятий на автозаправочные станции.

Специалисты СПТР уверены, что только стабилизация ценообразования сможет решить проблемы и не допустить банкротства частных заправок, которых в стране насчитывается 63%.

Полную беспомощность показывает Антимонопольная служба, которая беспрестанно последние месяцы выносит предупреждения, однако никого не наказывает и не приносит результата. Нужно жесткое регулирование норм реализации топлива на бирже, пересмотр системы налогообложения с целью освободить автовладельцев от большого фискального, а также создание правил и контроля на мелкооптовом рынке.

Пересмотр налогов окажется полезным еще и тем, что поможет в борьбе с фальсификатом. Как показывают проверки Федерации автовладельцев, за противоправными действиями замечены именно небольшие частные заправочные станции, которые вынуждены терпеть убытки, а потому идти на разбавление топлива или закупку более дешевого некачественного продукта.

Потребительские топливные цены в России более чем в два раза, по данным Росстата, превышают отпускные расценки производителей. ФАС и Центробанк предупреждают, что налоговая нагрузка не только не спадет, но и на протяжении 2018 года еще вырастет при самых оптимистичных прогнозах минимум на 3-4 рубля.

Видео о стоимости бензина в США и в России:

Мишустину пожаловались на удорожание бензина

Российский топливный союз (РТС, объединяет частных трейдеров и владельцев АЗС) направил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину письмо о тяжелой ситуации с ценообразованием, в которой оказались независимые АЗС.

Как пояснил глава РТС Евгений Аркуша, с середины мая потребительский спрос на моторное топливо начал резко восстанавливаться, «и сегодня его уровень выше, чем в аналогичный период прошлого года, что можно объяснить отсутствием у россиян возможности выезда за рубеж в отпускной период и более активным использованием личного автотранспорта», сообщает «Интерфакс».

Проблему в союзе видят в том, что производство топлива не восстановилось до уровня 2019 года и не удовлетворяется спрос на внутреннем рынке.

«В результате недостатка предложения и неудовлетворенного спроса не только в оптовом звене на биржевых торгах, но и в мелкооптовом сегменте, значительно выросли оптовые биржевые, а вслед за ними и мелкооптовые цены. Особенно ситуация критична по автомобильному бензину, оптовые цены на который практически сравнялись с розничными, а в ряде регионов даже превысили их», — указывается в обращении.

Напомним, что, по оценкам Росстата, потребительские цены на бензин в среднем по России с 7 по 13 июля повысились на 0,4% после подъема на 0,2% на предыдущей неделе.

При этом ведомство зафиксировало удорожание топлива в 77 центрах субъектов РФ, а сильнее всего цены выросли в Махачкале и Южно-Сахалинске на 2,8% и 2,3% соответственно.

В целом, указывает Росстат, к 13 июля средняя по стране потребительская цена 1 литра бензина увеличилась на 20 копеек (в сравнении с 6 июля) до 45,47 рубля.

За отчетный период розничная стоимость бензина АИ-92 повысились на 19 копеек до 42,97 рубля. Цена бензина марки АИ-95 подскочила на 23 копейки до 46,61 рубля. Бензин марки АИ-98 подорожал на 16 копеек до 52,53 рубля.

Литр дизельного топлива по данным на 13 июля в среднем стоил 48,02 рубля — по сравнению с 6 июля его цена увеличилась на 8 копеек.

Добавим, что за отчетный период в стране было выпущено 807,9 тыс. тонн автомобильного бензина (рост на 2,6% к предыдущей неделе). Кроме того, произведено 1 млн 456 тыс. тонн дизельного топлива (минус 2,2%).

Эксперт прокомментировал подорожание бензина АИ-95

Эксперт Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович объяснил в среду, 17 марта, в беседе с газетой «Вечерняя Москва» подорожание бензина АИ-95, цена которого на бирже достигла 56,7 тыс. рублей за тонну.

Митрахович отметил, что Россия для поддержания российских нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий в кризис закрыли ввоз топлива из-за границы, а импортный бензин с учетом налогообложения был бы дешевле.

Министерство финансов России, добавил эксперт, повысили налог на добычу полезных ископаемых, тем самым увеличив нагрузку на переработку отечественной нефти.

«К тому же цены на все импортные товары, в том числе и на комплектующие для промышленного оборудования, также выросли. Все это делает нефть дороже», — пояснил он.

По словам специалиста, демпфирующие надбавки, которые выплачиваются нефтяникам как стимул к поставке нефтепродуктов на внутренний рынок, после падения цен на нефть «превратились в дополнительный налог».

Однако Митрахович считает, что, если убрать демпфер и сократить акцизы, бензин станет дешевле, однако это отрицательно скажется на бюджете страны. «А это пенсии, армия, дороги и всё остальное. Нефтяные компании тоже не хотят убытков. Это — «Тришкин кафтан». Все довольны не будут. В данном случае платить будет потребитель, — заявил эксперт.

При этом он заметил, что в России средние мировые расценки на топливо.

По мнению Митраховича, по окончании пандемии спрос на бензин вырастет, что приведет к его подорожанию.

Ранее в среду стоимость бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла абсолютного рекорда. Согласно данным торговой площадки по итогам торгов 17 июня, цена Аи-95 по национальному индексу выросла до 56,7 тыс. рублей за тонну. При этом ее предыдущее максимальное значение — 56,3 тыс. рублей, было достигнуто в 2018 году.

Стоимость 95-го бензина растет с апреля, за это время она повысилась более чем на 50%.

Бензиновые войны: когда прекратится рост цен на топливо?

После выборов президента в России началось резкое подорожание бензина и дизельного топлива. И, несмотря на обещания правительства о принятии мер для остановки роста цен, их повышение пока продолжается.

Подорожание объясняют разными факторами. Например, представители Центрального банка РФ главными причинами называют рост цен на нефть на международном рынке и увеличение акцизов. Однако стоит вспомнить, что в период резкого падения цен на «черное золото» топливо в России тоже дорожало. Эксперты Института права и национальной безопасности констатируют, что экспорт сырья для нефтяных компаний значительно более выгоден, чем продажа на российском рынке, и это также приводит к росту внутренних цен.

Есть и другой взгляд на проблему. Президент Московской топливной ассоциации заявил, что ранее рост цен на нефть приводил к тому, что рубль укреплялся. Сегодня же рубль отвязан от нефти, и государство заработало огромные суммы на экспорте в период ослабленного рубля. Главной причиной эксперт считает резкий и ничем не обоснованный рост оптовой цены, который на данный момент составил в среднем около 25%.

Весной Российский топливный союз направил обращение президенту и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по поводу цен на топливо. В ответ от руководителей ФАС поступило заявление о том, что предпосылки для повышения цен отсутствуют - и нефтяные компании будут оштрафованы. Тем не менее после того, как цены на бензин пошли вверх, в ФАС посчитали подобный рост обоснованным условиями рынка. В Минэнерго прокомментировали, что ситуация вполне тривиальная и ничем не отличается от прошлогодней.

Однако, по мнению представителей Московской топливной ассоциации, с рыночными факторами повышение цен связать нельзя: себестоимость добычи, логистика и налоги не изменились. По их словам, механизм формирования цен на оптовом рынке привязан к биржевой торговле, а некоторые компании искусственно управляют биржевыми индикаторами за счет совершения сделок через подставные компании. Эту точку зрения подтверждают и представители объединения независимых трейдеров нефтепродуктов. По их информации, наблюдается искусственное ограничение предложения топлива на бирже, за счет которого формируется дефицит и провоцируется рост цен на всех этапах продаж — от биржи до конечного потребителя.

Рост оптовых цен неизбежно приводит к тому, что игроки розничного рынка находятся в условиях жесткой конкуренции, а значит, вынуждены сдерживать цены для конечного покупателя, работая в убыток. Крупные компании могут позволить себе подобное сдерживание, поскольку убытки перекрываются доходами от добычи, переработки и экспорта. Но мелкие фирмы не способны длительное время выдерживать подобную конкуренцию и в скором времени могут уйти. В итоге рынок будет разделен между тремя—четырьмя крупными компаниями.

Ситуация требует глобальных мер для урегулирования — в частности, изменения налоговой политики. Кроме того, остановке роста цен на топливо может способствовать увеличение производства, поставок на внутренний рынок и торговли на нефтяной бирже. Это приведет к выравниванию спроса и предложения.

Несмотря на заявление главы Минэнерго, который во время прямой линии с президентом сказал, что с конца мая цены на топливо для конечных покупателей не растут, простые автовладельцы наблюдают обратную картину. В данный момент Правительство РФ совместно с ФАС и нефтяными компаниями рассматривает пути снижения акциза, что должно стабилизировать цены на горючее. Однако эти меры начнут действовать не ранее чем в середине лета.

А пока бензин и дизтопливо продолжают дорожать. По оптимистичным прогнозам аналитиков, замедление случится, только когда цены на заправках достигнут следующих показателей: АИ-92 — 52 рубля, АИ-95 — 53,4, дизтопливо — 53,2 рубля за литр.

45+. Почему бензин резко подорожал и что будет дальше

В России резко выросли розничные цены на бензин и дизтопливо. По данным Росстата, на 14 мая средняя розничная цена бензина в России достигла 41,28 руб. за литр, и продолжает расти примерно на 1-1,5% в неделю. На многих заправках стоимость 95-го бензина уже достигла отметки 45 руб. за литр.

Читать еще:  Как сделать шумоизоляцию автомобиля правильно

Первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева, выступая на заседании межкомитетской рабочей группы в Госдуме, объяснила повышение цен ростом цен на нефть на международном рынке, а также увеличением акцизов.

«В этом году выросли международные цены, выросли акцизы — это два фактора, которые внесли свой вклад. Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше. Их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен», — объяснила она.

Экспорт сегодня нефтяникам гораздо интереснее, подтверждает доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов: «С учетом тарифов и пошлин на экспорт нефтепродуктов оказывается, что продавать за рубеж гораздо выгоднее, чем продавать внутри».

Однако экспортный паритет — лишь одна из причин повышения цен, утверждает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша: «Раньше рост нефти всегда приводил к укреплению рубля, сегодня рубль отвязан от нефтяных цен. Государство заработало триллионы рублей на экспорте нефти при слабом рубле».

Основной причиной эксперт называет беспрецедентный и необоснованный рост оптовых цен в России, который произошел сразу после окончания выборов президента. По данным специалиста, оптовые цены по отношению к прошлому году выросли в среднем на 20%.

«На 92-й бензин цены подскочили на 28%, на 95-й — на 23%, дизтопливо подорожало на 16%. Нас удивляет, что регулятор считает рост рыночным и соответствующим инфляции», — сказал президент Московской топливной ассоциации, добавив, что розница выросла уже на 7%, что значительно превышает инфляцию.

В начале апреля Российский топливный союз (РТС) уже обращался к президенту России и ФАС по поводу роста цен, но в ответ руководители ведомства заявили об отсутствии предпосылок для увеличения цен и пообещали строго штрафовать нефтяные компании. Однако после того, как цены действительно пошли вверх, ФАС посчитал этот рост рыночно обоснованным. В аналогичном ключе высказались в Минэнерго, заявив, что ситуация ничем не отличается от прошлогодней.

«Рыночным такой рост признать нельзя, потому что в стране ничего не изменилось — ни себестоимость добычи, ни налоги, ни логистика. Ничего не произошло, что должно было увеличить цены, кроме роста внешних цен и экспортной альтернативы», — уточнил Евгений Аркуша.

Механизм формирования оптовых цен, объяснил эксперт, завязан на биржевую торговлю нефтью: «Мы работаем в неких придуманных критериях биржевых индикаторов. Они формируются в ходе торгов и являются ориентирами для оптовых цен на рынке, если определенный объем топлива продается через биржу. На сегодня ряд компаний научились управлять этими биржевыми индикаторами, совершая сделки между собой через подставные фирмы».

В объединении независимых трейдеров нефтепродуктов также заявили, что нефтяные компании искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на бирже и, как следствие, на АЗС для конечных потребителей.

В итоге рост цен, по словам Аркуша, все-таки обеспокоил власти, но в правительстве не спешат принимать административные решения. «Две недели назад поднимался вопрос о том, что пошлины на нефтепродукты неадекватны ситуации, но никаких мер не было принято», — подтвердил доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов.

Рост оптовых цен создает угрозу для розничного рынка, который в условиях сильной конкуренции вынужден сдерживать цены, что приводит к убыткам продавцов.

«Маржинальная доходность розничного бизнеса АЗС в Москве около 1,5-2%, и это значит, что мы работаем с убытками. Необходимая доходность АЗС — около 10%. Поэтому на рынке начинаются разные криминальные явления», — рассказал Евгений Аркуша.

Большие компании могут позволить своим АЗС работать в убыток, потому что убытки перекрывает деятельность по добыче, переработке и оптовой торговле.

Мелкие продавцы, по мнению президента Московской топливной ассоциации, могут уйти с рынка, не выдержав конкуренции. «Процесс вымывания мелких игроков идет уже давно. Выживают за счет сопутствующей торговли, но многие переходят на суррогаты или полупродукты», — рассказал Аркуша.

Павел Грибов полагает, что при низкой рентабельности розницы существует угроза того, что в итоге рынок поделят три-четыре игрока, которые и будут определять правила игры.

Для того, чтобы снизить оптовые цены, Аркуша предлагает увеличить производство, объемы поставок на внутренний рынок и торговли на бирже, чтобы выровнять баланс спроса и предложения. Кроме того, нужно не снижать, а увеличивать экспортные пошлины.

«С большим экспортным паритетом сокращают производство высококлассных бензинов, снижается объем поставок на внутренний рынок», — отметил эксперт.

А вот влияние акцизов на рост топлива эксперты рынка считают не слишком значительным. «Акцизы повышаются каждый год, последний раз — с 1 января. Но нынешний рост не имеет к ним отношения. Это лишь желание нефтяных компаний добиться увеличения прибыли», — объяснил Евгений Аркуша.

Ранее министр финансов России Антон Силуанов обещал повышение акцизов на бензин и дизтопливо 1 января и 1 июля — каждый раз на 50 коп. за литр. По расчетам чиновников, при повышении акциза на 50 копеек за литр стоимость топлива в рознице может увеличиться примерно на 60 копеек, а дополнительный доход государства при двух повышениях составит не менее 40 млрд рублей.

Летнее увеличение акцизов может привести к новому росту цен, говорит Павел Грибов, но необходимости в этом нет. «При нынешней цене на нефть и выхода бюджета на профицит, возможно, удастся избежать этой меры, и рост цен остановится», — предположил специалист.

До тех пор, пока акцизы составляют больше половины розничной цены топлива, ничего не изменится, считает Павел Грибов. Требуются глобальные меры, включая изменение налоговой политики, что затрагивает значительные макроаспекты экономики. При нынешнем положении дел изменение вряд ли возможно.

KIA Rio 1.6 AT Prestige › Бортжурнал › Почему растут цены на бензин?

Так на что же реально стоит обратить внимание?
1. Особенность ценообразования на топливо у нас, заключается в том, что нефтеперерабатывающим компаниям намного выгоднее произведённое топливо продавать в Европу — там закупочные цены ощутимо выше. Вследствие этого на «невыгодном» Российском топливном рынке — непрекращающийся дефицит. Этот дефицит и подстёгивает рост цен на бензин/дизель, и особенно это выражено в межсезонье.
В такой ситуации, по идее, помогли бы пошлины на экспорт топлива, но это назло маме уши отморозить — упадут прибыли нефтяных компаний, упадёт нефтегазовый сектор экономики, упадёт экономика, в которой это значительный сектор национального дохода. Поэтому проще на народ забить с их жалобами, чем терять прибыль от торговли с Европой. Остановить рост цен правительство не способно. Оно может, конечно, но вот выгоды ему в этом нет.
2. Тезисно причины возможных повышений цен на топливо в наших реалиях можно сформулировать следующим образом:
— растут цены на мировых рынках: цена внутри страны тоже растет, т.к. приводится к общемировой;
— снижаются цены на мировых рынках: цена внутри страны растет, т.к. нефтяники стремятся компенсировать потери на внешних рынках за счет внутреннего;
— сезонное повышение цен: зимой в связи с холодами, весной в связи с началом посевной, летом в связи с массовым потреблением транспортом, осенью в связи с началом уборочной.
И эти мантры просто зацикливаются и вливаются нам с вами в уши. (к слову данные «три правила» были сформулированы одним товарищем с bash.org ещё в 2012 году, но как же чётко передают действительность).

«Забавный» факт ещё кроется в том, что помнится в 2011 году Владимир Владимирович будучи премьер-министром обещал, что после повышения акциза, он инициирует отмену транспортного налога, что бы не было двойного налогообложения. Но кажется что-то пошло не по плану, акциз поднимают, но ТН не отменили. И спрашивает его корреспондент на Прямой Линии, что ТН не отменили, а он на голубом глазу говорит, это регионы были против, так как не хватает денег на дорожное строительство.
Ведь изначально идея то здравая, замена ТН акцизами на бензин, привязанными к фактическим объемам расходуемого топлива, позволила бы значительно повысить эффективность налоговой политики государства: с одной стороны, платежная нагрузка на относительно пассивных владельцев машин снизилась бы, а сборы с относительно активных автолюбителей были бы пропорциональны интенсивности пользования ими транспортными средствами.

Знаете, что для меня самое печальное в этой ситуации? У меня нет никаких идей, как народ может повлиять на ситуацию…
Что мы имеем, и что объективно нас ждет?
Цены на топливо неумолимо ползут вверх и к 2024 году очевидно преодолеют отметку в 60 рублей за литр.

К чему мы идем? Какое настроение в регионах? Мне очень интересно почитать ваше мнение на этот счет, а также услышать, сколько вы тратите на бензин ежемесячно? (В моем случае это порядка 10.000-11.000 рублей.)

И напоследок ещё одна мысль:
У нас просто гигантская пропасть между властью и народом, которая с каждым годом всё увеличивается, вместе с растущими доходами элиты, сверхприбылью, увеличивающимся числом миллиардеров вместе с падающими доходами населения, они никогда не поймут наших проблем, так как хоть мы и живём вроде в одной стране, ходим по одним улицам, дышим одним воздухом, но находимся в разных измерениях. И пока эта ситуация не изменится и пока «они» не будут ментально жить в этой стране, а не скупать недвижку там, платить налоги там, учить детей там, хранить накопления там, им вообще абсолютно всё равно что тут у нас с вами происходит…

А это то, о чем я расскажу вам в следующей записи 🙂

Трейдеры увидели риски роста цен на бензин

Трейдеры и владельцы АЗС увидели риски роста оптовых цен на бензин и дизельное топливо из-за снижения производства на треть и сокращения нормативов его продаж нефтеперерабатывающими компаниями на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Владельцы независимых АЗС закупают более половины топлива на бирже, а теперь после снижения властями биржевых нормативов опасаются его дефицита.

Производство бензина в России в апреле, по данным ЦДУ ТЭК, упало на 33,5% к уровню марта, до 2,28 млн т, а дизельного топлива — на 16,5%, до 5,46 млн т. Поставки на внутренний рынок снизились еще больше: по бензину — на 37,4%, до 1,8 млн т, дизельного топлива — на 23%, до 2,55 млн т.

Одновременно с падением производства Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго 30 апреля подписали совместный приказ о снижении нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже для их производителей. Норматив продажи бензина на период до 30 июня будет снижен с 10 до 5% от объема его производства, дизельного топлива — с 6 до 3%. В ФАС сочли, что временное снижение нормативов продаж позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить баланс спроса и предложения на рынках нефтепродуктов.

Документ начал готовиться, когда из-за падения спроса на топливо, вызванного введенным во многих регионах режимом самоизоляции, биржевые цены на него упали. Как подсчитывали эксперты «Аналитика товарных рынков», в результате нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток. Так, с 1 по 20 апреля АИ-92 подешевел в европейской части России на 14,1%, до 35,7 тыс. руб. за т на СПбМТСБ, привел расчеты гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.

Однако только в ожидании введения запрета на импорт топлива и решения властей по снижению обязательных биржевых продаж с 21 по 28 апреля бензин АИ-92, по расчетам Турукалова, подорожал на 12,8%, до 40,4 руб. за т. Из-за снижения нормативов реализации топлива на бирже, как говорит глава «Аналитики товарных рынков», на рынке может возникнуть его недостаток уже к июню. «Если май российский рынок в принципе может пройти более-менее спокойно за счет имеющихся запасов, то в июне принятые решения могут привести к скачку цен на топливо на фоне восстановления уровня спроса», — отмечает Турукалов.

«Даже плавный рост оптовых цен на топливо на бирже сейчас бьет по экономике розницы, снижая ее маржинальность, что в условиях упавших объемов продаж весьма неблагоприятно», — отмечает глава Независимого топливного союза Павел Баженов (объединяет владельцев АЗС и трейдеров).

«Если нефтяники будут придерживаться нормативов и кратно снизят продажи, мы столкнемся с дефицитом предложения и скачком оптовых цен на фоне повышенного спроса», — сказала РБК совладелица сети АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерина Савкина, добавляя, что рост оптовой цены бензина через две недели отражается на его стоимости на заправке. Она отметила, что ее сеть покупает 70% топлива на бирже. «Дисбаланс спроса и предложения уже налицо. В Саратовской области, где режим изоляции менее жесткий, чем в Москве, спрос на бензин и дизель упал всего на 20% по сравнению с уровнем до карантина, а нормативы продаж на бирже снизились вдвое», — указывает она.

РБК направил запросы в ФАС и Минэнерго.

Президент Российского топливного союза (объединяет владельцев АЗС) Евгений Аркуша заявил РБК, что решение о снижении вдвое нормативов биржевых продаж на фоне значительного падения производства могло бы привести к нарушению баланса спроса и предложения на биржевых торгах и росту оптовых цен. Но последние рекомендации регуляторов о необходимости сохранения объемов продаж на прежнем уровне позволяют рассматривать снижение нормативов как устранение возможности возникновения антимонопольных рисков на фоне падения спроса, добавил он. Антимонопольные риски могли возникнуть из-за того, что, например, какой-нибудь НПЗ ввиду снижения спроса поставил бы на биржу меньше 10% от объема производства бензина, за что его могла оштрафовать ФАС.

Читать еще:  Как растаможить автомобиль из США выгодно

В среду, 29 апреля, на совещании по вопросам развития топливно-энергетического комплекса президент Владимир Путин заявил, что нельзя допустить дефицита топлива на внутреннем рынке. «Нельзя ни в коем случае допустить дефицита топлива на внутреннем рынке», — сказал он.

По данным Московской топливной ассоциации, цены на столичных АЗС с начала апреля не росли и не падали. Средняя цена АИ-92 27 апреля составила 43,05 руб. за литр, АИ-95 — 47,11 руб. за литр, 47,6 руб. стоил литр дизельного топлива.

Меры самоизоляции в большинстве регионов России действуют с 28 марта и продлены до 11 мая. В Москве они включают пропускной режим для передвижения на транспорте. По данным аналитиков банка ВТБ, объем покупок бензина в России с 30 марта по 19 апреля снизился в среднем на 31% по сравнению со средними значениями марта.

2 апреля министр энергетики Александр Новак прогнозировал снижение спроса на топливо в России до 40%, тогда как в Европе на фоне коронавируса его потребление уже упало к тому моменту на 70%. Чтобы не допустить падения цен на топливо на фоне снижения спроса, правительство приняло решение о запрете на полгода импорта дешевого бензина в Россию (пока не вступило в силу).

Из чего складывается цена на бензин и почему топливо резко подорожало

ФАС продолжает разбираться с нефтяниками, а эксперты предрекают новую волну роста.

Тема роста цен на бензин продолжает быть одной из обсуждаемых в стране. С начала этого года повышается ценник на все виды топлива. К примеру, средняя розничная цена за литр 95-го с 8 марта по 8 июня выросла с 41,18 рубля до 45,28 рубля (данные ресурса petrolplus.ru). Особенно быстро цены поползли вверх в мае: в первый день месяца все тот же АИ-95 стоил 41,88 рубля, а уже 31 мая — 44,99 рубля.

Для стабилизации ситуации на рынке правительство России решило снизить акцизы на топливо, но эти меры были призваны скорее замедлить рост цен, нежели их снизить.

Недовольство населения растет. Главный аргумент обычного автомобилиста звучит примерно так: Россия — нефтяная держава, цены на нефть растут, а бензин в стране все равно дорожает. Тут нужно понимать, из чего складывается цена на бензин. Ценник включает в себя показатели себестоимости добычи, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизы, НДС, расходы на переработку и транспортировку, затраты на содержание автозаправок, а также прибыль производителей, транспортировщиков и владельцев АЗС.

При снижении цены на нефть российские власти повышают акцизы, чтобы восполнить недостающие средства в бюджете. Именно из-за этого дорожает бензин. Доллар и нефть напрямую влияют разве что на НДПИ.

Что касается тезиса про «нефтяную державу», то, к примеру, в Бразилии (один из мировых лидеров по добыче нефти) цена за литр бензина на начало июня равняется 1,23 доллара — это около 76 рублей (данные ресурса globalpetrolprices.com). Конечно, обратным примером может служить Венесуэла, где бензин наливают почти даром, или Кувейт (21 рубль за литр), но эти случаи стоит рассматривать отдельно, учитывая специфику государственного регулирования.

«Неточное регулирование в сфере энергетики»

Один из первых вопросов, которые задали президенту России Владимиру Путину в ходе «Прямой линии», касался цен на бензин. Глава государства ответил, что такое положение дел — результат «неточного, мягко говоря, регулирования в сфере энергетики».

— Что было сделано: правительство пересмотрело некоторые налоговые меры по наполнению бюджета. Не буду вдаваться в детали, но это привело к вывозу за границу сырой нефти, — подчеркнул президент.

Путин заявил, что вслед за бензиновыми ценами на мировом рынке взлетели и российские цены. Тут же по видеосвязи министр энергетики России Александр Новак отчитался перед президентом: «Действительно, на 5,6% выросли цены в мае по отношению к апрелю. Это выше инфляции. На данный момент рост цен остановлен. С 1 июня снижены акцизы на дизельное топливо. С 30 мая цены не растут», — заявил глава ведомства, отметив, что это результат договоренностей с нефтяными компаниями.

Статистика — вещь упрямая и слова Новака не подтверждает — цены на бензин в России росли и после 30 мая (к примеру, АИ-95 вырос на 60 копеек).

В ходе той же прямой линии вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве вопросы топливно-энергетического комплекса, по все той же видеосвязи заявил, что Кабмин РФ готовится внести в Госдуму законопроект по сдерживанию экспорта топлива. Документ будет уравновешивать цены на бензин за границей и в России, с помощью него власти смогут повышать экспортную пошлину на топливо.

В Татарстане за месяц цены на бензин поднимали три раза

Общероссийский тренд отразился на ценах на заправках Татарстана. В конце мая на заседании рабочей группы управления ТЭР при кабинете министров РТ рассматривали вопрос о повышении цен на бензин. Представители «ТАИФ-НК АЗС», «Татнефть-АЗС Центр», и «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» мотивировали необходимость повышения розничного прайса резким ростом цен на оптовом рынке и на заводах-изготовителях.

В результате цену АИ-95 подняли на 1,3 рубля — до 43,1 рубля, АИ-92 — до 40,5 рубля (плюс 1,3 рубля), АИ-80 — до 39 рублей (плюс 1,7 рубля), дизельное топливо — до 42,9 рубля (плюс 1,3 рубля). Отметим, что в течение предыдущего месяца цены на бензин в Татарстане повышали дважды.

При этом еще в апреле Федеральная антимонопольная служба вынесла предупреждения трем российским нефтяным компаниям. В том числе ОАО «ТАИФ-НК», которое, как считает ФАС, в марте 2018 года увеличило поставку автомобильного бензина и дизельного топлива на экспорт при одновременном сокращении поставок на российский рынок. Антимонопольщики полагали, что татарстанский нефтяной гигант решил сделать ставку на более выгодные сделки с зарубежными партнерами. Это привело «к ограничению предложения объемов товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка, созданию дисбаланса спроса и предложения и оказало существенное влияние на увеличение цены товара».

В официальном сообщении, опубликованном на сайте ФАС России 9 апреля, ведомство призвало «ТАИФ-НК» устранить нарушения и в целях исправления ситуации привести биржевую торговлю в соответствие с нормами четырехстороннего соглашения и российского законодательства. То ли нижнекамская компания не предприняла необходимых действий, то ли эти действия антимонопольщиков не устроили, но спустя месяц Татарстанское УФАС России возбудило в отношении ОАО «ТАИФ-НК» дело по признакам нарушения пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции на товарном рынке нефтепродуктов, в том числе сокращении поставок на внутренний рынок и (или) ущемлении интересов покупателей нефтепродуктов.

— Мониторинг проводился по состоянию на март, сравнивали с аналогичным периодом прошлого года. ОАО «ТАИФ-НК» увеличило объем производства автомобильного бензина, при этом сократило отгрузки на внутренний рынок. Также приведены данные по санкт-петербургской бирже, где показан рост цен на бензин определенных марок. Учитывая, что компания занимает доминирующее положение на республиканском рынке автомобильного бензина, она стала участником антимонопольного производства, — заявила KazanFirst пресс-секретарь УФАС по РТ Оксана Ефимова.

Подобные действия могли привести к дисбалансу спроса и предложения и повысить цену бензина, считают антимонопольщики.

Рассмотрение дела проходило в закрытом от прессы режиме. Об этом ходатайствовали представители «ТАИФ-НК». Свои действия они мотивировали риском раскрытия коммерческой тайны. Отметим, что другими участниками дела стали АО «ТАНЕКО» и ПАО «Татнефть» им. В. Д. Шашина.

В Федеральной антимонопольной службе отмечают, что нынешняя ситуация с ценами на бензин более сложная, чем в предыдущие годы. За 2017 год цена на автомобильные бензины марок АИ-92 выросла на 9,53%, АИ-95 — на 7,20%, на дизельное топливо летнее — на 5,47% и на авиационный керосин — на 18,22%. При этом в 2016 году цены на нефтепродукты существенно отставали от темпов инфляции. За прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствует уровню инфляции.

По данным Росстата, за период с 31 декабря 2017 года по 14 мая 2018 года цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 3,5%, Аи-95 — на 3,4%, на дизельное топливо летнее — на 4,17%, при росте инфляции на 1,2%.

В ФАС России основными причинами роста цен на топливо считают рост налогов, мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах. Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60%, отметили в ведомстве.

В официальном сообщении антимонопольной службы также говорится, что ведомство совместно с Минфином России, Минэнерго России и нефтяными компаниями обсудило меры по снижению акцизов на бензин и дизельное топливо, являющиеся наиболее значимыми и действенными для стабилизации ситуации.

Результаты этой работы в ближайшие недели можно будет наблюдать на электронных табло около каждой заправки.

Бензин перегрузили налогами

Эксперты KazanFirst озвучили свои варианты развития событий «бензиновой истории», высказав мнение и о причинах упомянутого президентом «неточного регулирования» топливного рынка.

— В мае инфляция потребительских цен в России выросла на 0,4%. Сенсации не произошло, поскольку такие же темпы роста цен имели место в апреле. Основным драйвером инфляции в мае стал рост цен на непродовольственные товары (0,9%), в первую очередь на бензин (5,6%), а также на услуги (0,4%), при этом цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции выросли только на 0,1%, а с учетом овощей и фруктов даже снизились на 0,1%, — рассказала KazanFirst замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

Собеседница отметила, что инфляция в России в мае немного прибавила темпы. Если в апреле этот показатель рос только на 1,2%, то в мае рост ускорился до 1,6%. Цены на автомобильный бензин, несмотря на повышение акциза с 1 января, выросли всего на 0,1%. Так, по данным «Альпари», цены на бензин в мае 2018 года, по сравнению с декабрем 2017 года, выросли на 7,2%, в то время как в апреле, по сравнению с декабрем 2017 года, их рост составлял только 1,5%. Эксперт связывает это с тем, что после инаугурации президента России в мае прекратил действовать предвыборный фактор сдерживания цен на бензин и другие виды ГСМ. Ведь еще в декабре прошлого года в ряде регионов возмущенные граждане, столкнувшись с резким подорожанием бензина и дизельного топлива, писали письма в Кремль с просьбами ограничить рост цен на бензин и дизтопливо.

— Скорее всего, рост цен на бензин сдерживался региональными властями в преддверии выборов, в мае цены отпустили на свободу, что внесло свой вклад в рост инфляции потребительских цен. Однако рост цен не был слишком сильным: как видим, рост цен на топливо на 5-6 процентных пунктов увеличил темпы годовой инфляции на 0,4 процентного пункта. Это небольшой рост, но до тех пор, пока рост цен на бензин не вышел из-под контроля, — заявила Наталья Мильчакова.

Если майские темпы роста цен на бензин сохранятся и в последующие месяцы, то годовая инфляция в России по итогам 2018 года может превысить целевой уровень правительства в 4% и составить 4,4-4,5% за год. В августе и сентябре сезонное снижение цен на овощи и фрукты частично может нивелировать подорожание бензина, так что взрывного роста инфляции в текущем году ожидать не стоит, если только, конечно, цена на нефть не упадет до заложенного ранее правительством в бюджете уровня — 40 долларов за баррель. При этом вклада ужесточения американских санкций в рост инфляции в России и апрельского краткосрочного обвала рубля пока не заметно.

— Власти говорят, что договорились с основными нефтекомпаниями о росте поставок в розницу, что не позволит создать дефицит предложения топлива и удержать цены в разгар лета. Сейчас правительство явно переходит к ручному регулированию, что, с одной стороны, снимет с рынка часть напряженности. С другой — рыночные здоровые механизмы перестанут работать, что в будущем способно привести к масштабным трудностям. В моменте проблемы будут решены, потребители перестанут с ужасом наблюдать за изменением ценников на АЗС, но дальше зависимость от глобального курса только усугубится, — отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

По мнению эксперта, цены на заправках сейчас перестанут меняться с молниеносной скоростью, а основная борьба за доход в нефтекомпаниях переместится в плоскость, невидимую россиянам. Средняя стоимость литра АИ-92 стабилизируется в пределах 43-45 рублей в зависимости от региона, АИ-95 — около 47 рублей. Новая волна роста цены может быть заметна в начале осени. Бензин перегрузили налогами. Если изменения цен на заправках нет, это не значит, что все спокойно, а это значит, что прибыль просто извлекается на других этапах работы.

— Уже сейчас начали дорожать все группы товаров, включая сезонные. К началу осени россияне ощутят новую волну инфляции. Реальная инфляция будет находиться в диапазоне 10-12%, а официальная на отметках 4,2-4,5%, — заключила Бодрова.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector