1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Помогут ли штрафы АЗС улучшить качество топлива?

Штрафной удар: объем взысканий за некачественное горючее резко вырос

В России резко вырос объем выписанных оборотных штрафов за некачественное топливо на АЗС. Только за девять месяцев этого года нарушителям начислили 47 млн рублей, сообщили «Известиям» в Росстандарте. Цифра сопоставима с объемом взысканий за весь 2018-й –– 50 млн рублей. Средняя сумма штрафа составила 580 тыс. рублей. В этом году контролирующие органы увеличили количество проверок АЗС — с этим связан и рост числа взысканий, отмечают эксперты. Однако владельцы заправок нередко добиваются снижения штрафов через суд.

Взяли в оборот

Штрафовать заправки, которые торгуют топливом, не соответствующим требованиям техрегламента, Росстандарт начал в конце января прошлого года, когда вступил в силу соответствующий закон. Средняя сумма взыскания составляет 580 тыс. рублей, пояснили «Известиям» в федеральном агентстве, максимальный штраф в первом полугодии 2019-го превысил 2 млн рублей.

В этом году основной объем штрафов пришелся на III квартал — около 24,6 млн рублей. По итогам первых двух было выписано 22,4 млн рублей. В Росстандарте пояснили, что увеличение количества штрафов в конце лета и начале осени связано с накопительным эффектом. Объем взысканий за первую половину года всегда будет меньше, чем за вторую, добавили в агентстве. Там также отметили, что рост количества штрафов связан с более эффективными точечными проверками организаций-нарушителей.

Общий объем взысканных оборотных штрафов в 2019 году составил более 18 млн рублей — то есть в 2,5 раза меньше начисленных 47 млн. С исками в суд обратились примерно две трети организаций, уличенных в реализации фальсифицированного топлива. Все такие обращения сейчас находятся на различных стадиях обжалования, добавили в Росстандарте. За повторное нарушение было выписано всего два штрафа — оплачен пока один из них, уточнили в агентстве.

Денежное наказание для АЗС за некачественное топливо составляет 1% выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. рублей. При повторном нарушении он возрастает до 3% с оборота, но не менее 2 млн рублей, или работа АЗС приостанавливается на срок до 90 дней. За нарушения маркировки или несоответствия в документации штрафы ниже — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, сообщили «Известиям» в Минпромторге.

В ведомстве отметили, что особенность этой нормы — в уравнивании ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ранее максимальный штраф для ИП составлял 40 тыс. рублей.

В министерстве добавили, что уже зафиксировали эффект от внедрения оборотных штрафов. Общая доля фальсифицированного и некачественного горючего снизилась, топливный рынок очищается от недобросовестных участников.

Как ранее писали «Известия», с января по сентябрь этого года специалисты Росстандарта проверили 920 АЗС и обнаружили несоответствие физико-химических показателей топлива на 81 заправке (8,8%). При этом среди сетевых АЗС доля нарушений составила 5%, среди независимых — 13%. За весь 2018 год было проверено 1010 АЗС и в 90 случаях (9%) обнаружено некачественное горючее.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает, что в этом году ситуация с качеством топлива лучше, чем в 2018-м. Сейчас у АЗС нет стимула торговать суррогатным горючим, они боятся получить серьезное денежное наказание, сказал он «Известиям».

Эксперт пояснил, что теоретически у крупных заправок размер штрафа с оборота может доходить до 10 млн рублей, но случаи, когда бы начислялись такие штрафы, ему неизвестны. Обычно платят минимальные 500 тыс. рублей или даже меньше, отметил он.

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что причиной роста объема штрафов стала повышенная активность проверяющих органов.

— В этом году у Росстандарта было много выездов. Могло сказаться и желание ведомства показать эффективность механизма оборотных штрафов, чтобы пролоббировать их введение еще и за недолив топлива, — сказал он.

Как писали «Известия», недолив топлива с начала 2019 года был обнаружен на 19% проверенных Росстандартом АЗС.

В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос «Известий» о том, какая работа по снижению количества нарушений на АЗС проводится с участниками рынка.

Штрафы пополам

Общую динамику подтверждают и данные общественников по регионам. Так, по итогам проверок межрегиональной общественной организации «Народный контроль» во Владимирской области за девять месяцев было выписано 1,8 млн рублей оборотных штрафов за некачественное топливо. При этом за весь прошлый год объем взысканий составил 2 млн рублей, сообщил «Известиям» председатель правления «Народного контроля» Алексей Смирнов.

По его словам, результаты проверки организация направляет в Росстандарт, который принимает решение о штрафах. Он добавил, что во Владимирской области была проверена треть всех заправок. Инспекция показала, что количество АЗС, торгующих некачественным дизелем, в этом году снизилось, а суррогатным бензином, напротив, возросло — с 8% в прошлом году до 17% в 2019-м.

Алексей Смирнов отметил, что основной всплеск продаж контрафактного горючего пришелся на период с апреля по июнь. В это время оптовые цены на топливо практически сравнялись с розничными, и предприниматели, чтобы не нести убытки, стали торговать некачественным бензином. С июля всё опять вернулось в нормальное состояние, заверил эксперт.

В свою очередь, в Роскачестве сообщили, что провели совместно с Росстандартом проверку дизельного топлива на 71 АЗС в Свердловской области, нарушения были выявлены на 26 заправках (36%). Все АЗС были несетевыми и принадлежали преимущественно ИП.

Алексей Смирнов добавил, что штрафы, выписанные по материалам проверок его организации, оспаривают все владельцы АЗС. Ни одно взыскание пока не отменили, но сумму часто уменьшают, рассказал эксперт.

— Так как АЗС относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно КоАП, они имеют право на штраф ниже минимально установленной отметки. Предприниматели пишут заявления, что у них небольшой оборот и денежное наказание для них слишком велико. Суд идет им навстречу, не учитывая экономический эффект от обмана при продаже некачественного топлива. Во Владимирской области суды в том числе принимали решение наложить 50% от начисленного штрафа, — пояснил он.

Сложно говорить об улучшении качества топлива на АЗС, если выписано почти 50 млн рублей оборотных штрафов, отметил руководитель Федерации автовладельцев России, член общественного совета Росстандарта Сергей Канаев. По его словам, мониторинг ФАР в Московском регионе показал, что проблемы есть на трети АЗС.

— Розничная цена у нас ограничена. Поэтому независимые сети в попытке заработать могут либо недоливать, либо продавать некачественное топливо, — полагает он.

В пресс-службе сети заправок «Газпром нефть» сообщили, что в 2019 году компания не получила ни одного штрафа по качеству нефтепродуктов на станциях сети. В других крупных компаниях на момент публикации не ответили на запросы «Известий».

Помогут ли штрафы АЗС улучшить качество топлива?

Статья о том, улучшится ли качество топлива при введении штрафов, насколько эффективны меры по борьбе за чистоту топлива. В конце статьи — видео про качество бензина.

Содержание статьи:

  • Борьба за чистоту топлива
  • От нефтебазы до АЗС
  • Ожидаемый результат
  • Видео про качество бензина

В январе 2018 года Государственная Дума утвердила новый закон, предусматривающий штрафные санкции за продажу на АЗС некачественного топлива. Рассчитываться они будут в процентном отношении к выручке заправки за истекший год и зависеть от частоты правонарушений.

Борьба за чистоту топлива

Стартом для работы над законом стали глобальные проверки заправочных станций Росстандартом, состоявшиеся в 2015 году. Их результаты ужасали – каждая пятая станция заправляла автотранспорт не просто не соответствующим требованиям топливом, а попросту опасным для окружающей среды и автомобиля.

Получают такой продукт еще на нефтебазах путем смешивания нормального топлива от большого нефтеперерабатывающего завода с контрафактной продукцией от мелкого НПЗ. Происходит это потому, что мелкие заводы, которых по стране более двух сотен, имеют возможность уйти от контроля качества. Если они называют свою продукцию «экспортной», то она не подлежит техническому регламенту. А при отправке на АЗС полученная смесь комплектуется паспортом качества и декларацией соответствия производителя.

Данная схема безотказно работает десятилетиями, а мелкие НПЗ и нефтебазы остаются безнаказанными.

Хотя первоначально речь шла о драконовских мерах в виде наказания в размере 10-15% от годовой выручки, в итоговый вариант закона попала цифра в 1% в случае первого нарушения и 3% после повторного обнаружения контрафакта. Если взять даже примерный оборот средней АЗС, колеблющийся в пределах от 50 млн. рублей и выше, то подобные штрафы существенного пополнят государственную казну. Кроме того, неблагонадежная заправка, вторично попытающаяся реализовать некачественный продукт, может получить уведомление о приостановке деятельности на период до 90 дней.

Параллельно Росстандарт обяжет нефтебазы вписывать в паспорт качества обязательную информацию о тестах реализуемого топлива, проведенных в аккредитованной лаборатории. Несмотря на то, что каждая нефтебаза отвечает за конечный состав отпускаемого продукта, как показывает практика, в реальности она просто хранит привозимое топливо.

Таким образом, отпуск продукции с приложением только заводской сопроводительной документации не является правомерным. Нефтебаза может неправильно хранить топливо, не иметь возможности разделять разные его виды, а также смешивать его или разбавлять в незаконных целях. Поэтому, отправляя топливо на АЗС, она обязана подкреплять его качество и состав соответствующим документом.

От нефтебазы до АЗС

Нефтебазы ежедневно получают по несколько разнообразных марок бензина, а также дизельное топливо. Даже полученное от разных поставщиков и заводов, оно в итоге сливается в единые резервуары, разделяясь только по октановому числу. При необходимости на данном этапе добавляются улучшающие функциональные качества присадки, которые затем позволят продавать топливо как «улучшенное». Вот только они не должны принципиально изменять характеристики жидкости и его октановое число, что является незаконным и противоречащим техническому регламенту.

Контроль качества в аккредитованной Росстандартом лаборатории обойдется нефтебазе примерно в 20 000 рублей за 700 тонн, поэтому далеко не все пойдут на неукоснительное соблюдение новых требований. Благо, любой документ с любым заключением и «нужной» печатью можно приобрести за существенно меньшую стоимость.

Ожидаемый результат

Алексей Абрамов, руководящий Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сообщает, что вопрос об оборотных штрафах был проработан очень тщательно. Агентством были получены подробные расчеты деятельности различных АЗС, находящихся в разных регионах и населенных пунктах, с разными тарифами, плотностью населения и проходимостью автотранспорта. Лишь после этого было принято единогласное решение именно не о предельно высоких штрафах, а о получении процента с выручки.

Читать еще:  Кроссовер Luxgen7 SUV

Уголовное законодательство имеет немало примеров крупных штрафных санкций, делающих экономически невыгодными некоторые виды преступлений. Поэтому этот опыт решили перенять в контексте административной практики. Оборотные штрафы должны стать оптимальным средством для применения в самых разнообразных областях деятельности, где существует вероятность появления и распространения контрафактной продукции.

С точки зрения предпринимателей, новое законодательство значительно увеличит нагрузку на их бизнес, что повысит стоимость конечного продукта. Хотя фактически расходы на проведение лабораторного тестирования качества повысят стоимость литра топлива не более, чем на 3 копейки. Поэтому ужесточение требований никоим образом не ущемит интересы бизнесменов, если только сами предприниматели не преследуют незаконные цели.

Некачественным топливом, как правило, грешат несетевые станции, так как респектабельные АЗС не станут из-за сомнительной прибыли рисковать своей репутацией. По частным же заправкам, имеющим суррогатное топливо, штрафы ударят серьезно и очень больно, приведя к закрытию нерентабельного предприятия. С другой же стороны, угроза столь сурового наказания может как раз привести к большей ответственности предпринимателей за реализуемый продукт.

Если по итогам проверок в 2014 и 2015 годах было обнаружены нарушения на 42% заправочных станциях, в 2016 году – на 21%, а в 2017 году – уже на 18%.

Кстати, те АЗС, на которых суррогатные продукты появляются с завидной регулярностью, будут получать от проверяющих органов особую маркировку. Те владельцы, которые не захотят получить подобное «клеймо», по мнению чиновников, сами захотят улучшить качество своего топлива.

Отдельно упоминается в законе ответственность за реализацию продукта, не соответствующего физико-химическому составу. За нарушение требований к маркировке и ложную информацию о функциональных свойствах горючего продавцам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

Наконец, свою лепту в крупномасштабную борьбу с суррогатом на автозаправочных станциях ведут с применением налогового метода. Особенно это касается дизельного топлива, в который часто добавляют опасные морозостойкие фракции.

С 2015 года действует акциз на средние дистилляты – дешевые нефтепродукты, выдаваемые за дизель. Данная мера уже позволила обнаружить порядка 6 млн.тонн суррогатного топлива, применяемого на транспорте. Хотя Минфин и исследовательские группы подсчитали, что ежегодно на российском рынке обращается не менее 7,7 млн.тонн некачественного дизельного топлива.

Приведет ли ужесточение ответственности предпринимателей и уплата оборотных штрафов к кардинальным изменениям в плане изобилия контрафактного топлива? Юрий Станкевич из Комитета РСПП по энергетической политике и Дмитрий Липявко из совета директоров нефтетрейдера «Роза Мира» считают, что законодательство будет эффективно только в комплексе с иными государственными механизмами регулирования.

Одно лишь повышение штрафных санкций не улучшит ситуацию, особенно при наличии «серых» производителей, преднамеренно выпускающих некачественный продукт и не боящихся никаких наказаний.

Общество по защите прав потребителей озвучивает цифры в 100 000 автомобилей, ежегодно подлежащих ремонту из-за заправки некачественным топливом. И это статистика только по Москве и ближайшему Подмосковью. Виной тому — столь популярные присадки, изменяющие октановое число и превращающие 92-й бензин в 95-й. Причем они совершенно открыто продаются на разнообразных химических предприятиях, частично являясь безвредными, но большей частью наносящими серьезный ущерб автотранспорту.

Станкевич также добавляет, что столь большое количество суррогата во многом вызвано фискальной политикой Минфина, методично снижавшей рентабельность изготовления и реализации топлива. Поэтому сейчас государственным органам, особенно ФАСу и Росстандарту, получившим дополнительные рычаги воздействия, нельзя переусердствовать в наложениях штрафов.

Видео про качество бензина:

Почему на АЗС резко снизился недолив топлива, но выросли цены

Так, например, на московских бензоколонках средний недолив топлива снизился практически в два раза. А вопросы к качеству бензина возникли лишь на 19% АЗС — это тоже самый низкий показатель с момента старта общественного мониторинга рынка топлива в июле этого года (тогда некачественное топливо эксперты нашли на 26% заправок). При этом серьезные претензии к качеству возникли лишь на двух заправках из 100 протестированных. Это выяснили активисты ОНФ во время совместных рейдов с сотрудниками АНО «Мониторинг АЗС».

По итогам мониторинга за октябрь 2020 г. сократилось число автозаправок, на которых клиентам регулярно недоливают бензин. Это выяснили активисты ОНФ во время совместных рейдов с сотрудниками АНО «Мониторинг АЗС». Если в сентябре этого года они обнаружили 23% таких недобросовестных заправок, то в октябре их доля снизилась до 13%. Серьезные претензии к качеству топлива возникли лишь на 2 АЗС из 100 протестированных, что также является самым низким показателем за время работы проекта.

– Является ли это случайной флуктуацией в ходе исследования или системным переломом в лучшую сторону мы увидим в ближайшие месяцы, — прокомментировал ситуацию порталу «АвтоВзгляд» руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — А в целом, такие проекты как наш позволяют проводить масштабный независимый контроль за потребительскими характеристиками на рынке автомоторного топлива. Иначе говоря, несут безусловное благо для автовладельцев, а позитивная реакция контролирующих органов на данную работу дает надежду, что постепенно все те, кто привык работать нечестно и обманывать людей, уйдут с рынка…

Напомним, что за все время работы проекта активисты провели более 400 тестов, что делает данное исследование самым масштабным исследованием регионального рынка топлива за последние годы. При этом все полученные в ходе исследований данные направляются в Росстандарт для дальнейшего изучения.

Но есть и не очень приятные новости. В частности, мониторинг цен на топливо показал, что стоимость бензина марки Аи-92 увеличилась в столичном регионе в среднем на 31 копейку (+0,7%) при том, что все лето цена на топливо была стабильной. Участники мониторинга связывают такое увеличение с сезонными колебаниями цен. Тем не менее, стоит отметить, что наблюдаемое увеличение стоимости литра бензина не является критичным и укладывается в показатели инфляции, публикуемые ЦБ РФ.

​Росстандарт пояснил, как пожаловаться на недолив и качество топлива

В середине марта Росстандарт на официальном сайте опубликовал памятку для владельцев АЗС и тех, кто заправляется

В разделе «Регулирование» авторы подробно перечислили все законы, ГОСТы и нормативные акты, на которые могут опираться пользователи заправок. Среди них большинство — о качестве топлива. Вот, кстати, карта качества которую сделали в ведомстве.

Вероятность заправиться некачественным топливом, в процентах. Источник: gost.ru

Сколько недоливают

Член общественного совета Росстандарта Сергей Канаев рассказал «Известиям»,что уменьшение заливаемого в бак бензина обеспечивает программа, настроенная так, что может недолить и 3%, и 5%, а может залить и правильный объем. При этом, чтобы переключить программу и скрыть недолив, достаточно 30 секунд — проверяющие могут ничего не обнаружить.

— В ходе одной из проверок АЗС мы купили дизеля на 500 рублей. Выяснилось, что недолили 2 л 180 мл –– почти 12%. Топливо стоило 44,9 рубля за 1 л, а нам с учетом недолива обошлось в 55,8, –– рассказал новостному изданию Сергей.

В среднем, АЗС недоливают 330 мл на каждые 10 л бензина. При средних продажах — около 4-5 т. в сутки, общий объем «недолива» доходит до 140 литров. В рублях это примерно 6800 рублей. Итого в месяц АЗС получает «сверхприбыль» — около 200 000 рублей.

В среднем, в месяц на бензин уходит около 4500 рублей — это 93 литра Аи-95. В год недобросовестная АЗС недоливает почти 37 литров. В деньгах это 1775 рублей. Вот такую сумму в год теряют автовладельцы, заправляясь на таких АЗС.

Можно ли самостоятельно определить «недолив» ?

Эксперты из Росстандарта, считают, что нет. Дело в том, что топливный бак и датчик не являются средствами измерения, которые регламентирует ГОСТ. Уровень топлива может уходить как в большую, так и в меньшую сторону из-за объема горловины для заливки и трубопроводов. Если сомневаетесь в количестве топлива, попросите сотрудника АЗС взять гостированный мерник и измерить, сколько топлива у вас в баке. Если отказывается — оформляйте жалобу.

Как пожаловаться

В свободной форме опишите ситуацию, приложите доказательства и отправьте в Росстандарт или его филиалы. Вот как это сделать и что писать если топливо плохого качества:

«Я Иванов Иван Петрович 10.03.2020 заправился на АЗС по адресу Крисанова, 19а. После заправки 95-м бензином двигатель начал работать нестабильно. В автосервисе подтвердили, что неисправность связана с плохим качеством топлива. Прошу принять меры. Чек и заключение из сервиса прилагаю».

А вот как пожаловаться на «недолив»:

«Я Иванов Иван Петрович 10.03.2020 заправился на АЗС по адресу Крисанова, 19а. Попросил залить „полный бак“. По чеку мне залили 49 литров, при том, что полный объем бака 51 литр. В баке на момент заправки было около 7 литров. Сотрудник АЗС проверить количество залитого топлива с помощью мерника отказался. Прошу провести проверку данной АЗС. Чек прилагаю».

Штраф за некачественное топливо грозит владельцам АЗС

Бороться с владельцами АЗС, которые торгуют некачественным бензином теперь будут радикальными методами. Штраф будет составлять от 10 до 15 процентов всей выручки недобросовестног о владельца предприятия за предыдущий год. Примерная сумма по московским мерка будет составлять порядка 10 миллионов рублей, а в небольших населенных пунктах порядка 1.5 миллионов рублей.

Если нарушитель будет повторно замечен за аналогичным преступлением, при этом не обязательно на всей сети, а хотя бы на единичной заправке, то ему грозит полная приостановка деятельности всех АЗС. Максимальный срок закрытия бизнеса 90 дней. В ближайшее время появится законопроект со всеми поправками в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

По статистике Росстандарта порядка 21 процента заправочных станций пренебрегают требованиями техрегламента по свойствам топлива. Чаше всего нарушения происходят на независимых АЗС, но, тем не менее, около 7 процентов нарушителей относятся к сетевым заправкам. В нынешнее время суммы штрафов постоянно растут, но это нисколько не пугает владельцев АЗС. Так, за 2014 год суммарно было начислено почти 13 миллионов рублей штрафов, а за текущий год общая сумма уже сейчас превышает 60 миллионов рублей.

Нарушения при продаже некачественного бензина регулируются статьей КоАП о нарушении требований техрегламентов. Согласно статье штраф 10-20 тысяч рублей грозит должностным лицам, штраф 20-30 тысяч рублей грозит индивидуальным предпринимателям . А юридические лица платят 100-300 тысяч рублей. Законопроект рассматривает введение новой статьи в КоАП, которая будет регулировать физико-химически е свойства топлива.

Читать еще:  Немецкие амортизирующие подушки IMPACT PROTECTION

В настоящее время уже существует наказание в виде приостановки деятельности на три месяца, оно грозит тем предпринимателям , которые повторно замечены в нарушении, при котором доказан вред или угроза вреда жизни либо здоровью. Но практически невозможно доказать связь между физико-химически м составом топлива и вредом здоровью, поэтому данная мера наказания не используется в настоящее время.

Для того чтобы на заправку поступило некачественное топливо, на нефтебазе смешивают нормальный продукт, полученный с крупного нефтяного завода с топливом непонятного происхождения, при этом получается партия некачественного топлива, а документы на нее создаются как на полноценную партию. В будущем планируется введение техрегламента по декларированию топлива, которое обрабатывается на нефтебазах и вывозится на реализации.

Видео: За бензин взялись серьезно

Улучшение качества топлива

К сожалению, более 50 % реализуемого топлива в России не соответствует высоким стандартам качества. И совсем неважно, в каком месте вы заправляете авто. Это может быть самая обыкновенная автозаправка или известная АЗС. Получить порцию некачественного бензина или дизеля можно везде. Именно поэтому сегодня практически каждого автолюбителя волнует такой вопрос, как улучшение топлива.

Проблему улучшения качества топлива можно разделить на 3 направления:

  1. Для владельцев (как частных лиц, так организаций) автотранспорта, тепловозов, или генераторов
  2. Для энергетических предприятий (котельные, ТЭЦ, ГЭС)
  3. Для нефтеперерабатывающего завода

Ниже подробно рассмотрено каждое из направлений.

Многие автомобильные издания, независимые лаборатории постоянно проводят тесты, закупая топливо не только в Центральной России, но и в «глубинке», на безымянных не сетевых и не брендовых АЗС. Все они отмечают, что качество отечественного топлива в последнее время заметно улучшилось, по сравнению даже с первым десятилетием этого века. Так, например, некачественное дизельное топливо вместо

50% (в начале века), в 2015г. было обнаружено «лишь» на 35% АЗС. Процент бензина, не соответствующего требованиям того же ГОСТ Р 54283-2010 также снизился – в качество ЕВРО-3 укладываются теперь практически все бензины, продающиеся на российских АЗС, а более половины – даже ЕВРО-4.

Но, тем не менее, риск заправиться некачественным топливом, особенно, если заправлять автомобиль на безымянных АЗС, все еще велик. Нужно учесть также следующее:

  • Даже топливо, вполне законно продающееся на АЗС и укладывающееся (или почти укладывающееся) в рамки ГОСТов и отраслевых нормативов, может это делать «по нижней границе» требований – стремление к максимальной рентабельности производства на НПЗ и нефтебазах никто не отменял. Достаточное количество удаленных от магистралей АЗС, торгуют топливом с параметрами «нагнанными» избыточным количеством присадок, причем не всегда разрешенных к применению. Такие меры могут запросто привести к выходу двигателя из строя.
  • «Брендовые топлива», имеющие броские названия – «ультра», «экстра», «супер» и т.д. при более внимательном рассмотрении оказываются тем же базовым топливом с добавкой моющей присадки, которая работает «мягко», т.е. подходит для постоянного применения.
  • Чем выше класс топлива, тем меньше примесей, в том числе и серы. Вроде бы отлично: меньше серы – меньше выбросы. Но у всего есть обратная сторона: меньше серы — хуже смазывающие свойства топлива, выше трение в узлах ЦПГ и ниже ресурс двигателя.

По большому счету только владелец заинтересован в том, чтобы его транспортное средство (или генератор) работало долго и беспроблемно.

Что должно быть под рукой, если вам залили некачественного топлива?

  1. Очищающая присадка для топлива – в равной мере это относится и ДТ и к бензинам. Может помочь и в случае, когда Вы заправили автомобиль топливом с избыточным количеством октаноповышающих присадок, которые могут вызвать значительное нагарообразование в ЦПГ двигателя.
  2. Октано- или цетаноповышающая присадка – с максимальным индексом, причем не написанным на этикетке, а проверенным в результате тестов независимых экспертов (статей с такими отчетами достаточно много в сети).
  3. Депрессорные и депрессорно-диспергирующие присадки (на переходной и зимний периоды) – для владельцев дизельных автомобилей.
  4. Состав для облегчения запуска двигателя. Порой выручает в сложных ситуациях.
  5. Осушающие или эмульгирующие (связывающие воду) присадки. Помогают, как в случае конденсата в баке, так и при попадании в топливо воды. Иногда входят в состав моющих и депрессорно-диспергирующих присадок.

В качестве дополнительной защиты для двигателя можно использовать универсальные присадки, которые улучшат сразу несколько параметров топлива. На рынке они известны также под названием «кондиционеры топлива»:

  • Для дизельного топлива – это присадка FP4000, производства Белоруссии. Она уже зарекомендовала себя, как присадка, обеспечивающая улучшение качества сгорания ДТ, снижение выбросов, уменьшение удельного расхода, с умеренным очищающим эффектом.
  • Для снижения удельного расхода дизельного топлива и улучшения его качества — присадка TIL-505, увеличивающая смазывающие способности современных дизельных топлив с низким содержанием серы и других средних дистиллятов, обладающая мощными моющими, каталитическими, антиоксидантными свойствами.
  • Для улучшения качества бензинов — присадка ECON 300/500- она содержит ингибитор коррозии, существенно снижает предрасположенность топлива к пенообразованию, улучшает смазывающую способность, стабильность топлива. Повышает октановое число на 3-5 единиц.
  • Для улучшения качества сжиженного газа — многофункциональная присадка CC-G01 (GB8810) , повышающая его эксплуатационные свойства и используемая в сжиженном углеводородном газе.

Все перечисленные присадки совместимы со всеми применяемыми присадками других производителей и с материалами, из которых изготовлен двигатель и система топливоснабжения автомобиля.

Топлива, использующиеся на энергетических предприятиях, как правило, имеют меньшую теплотворную способность, чем автомобильные топлива. Это мазуты, СНО, и даже продукты VIS-брекинга. Для них улучшение включает в себя, помимо улучшения эффективности его горения, важнейший фактор- снижение его вязкости, улучшающее распыл топлива горелкой (форсункой) и полноту сгорания.

Крайне мало присадок, применяемых на установках/печах, работающих на жидком топливе, обладают эффектом снижения вязкости. Во многом это обусловлено различным составом этих топлив, в том числе и компонентов, вызывающих высокую вязкость (асфальтены, окиси ванадия, парафины, и т.д.). Сложно создать универсальный состав, работающий для всех составов таких высоковязких топлив. Примерами таких присадок могут быть: FP10000, АВ-12, МАВ-Н и т.д.

Улучшение качества топлива, производимого на НПЗ зависит от многих факторов – качество оборудования, уровень технологий, качество сырья и т.д. С помощью присадок можно повысить эффективность переработки исходного сырья – нефти. Экономическая эффективность переработки нефти зависит от нескольких факторов. В число основных входят глубина переработки и удельная энергоемкость.

В качестве топлива на НПЗ используются те же самые мазуты и остатки VIS-брекинга, поэтому использование присадок для улучшения эффективности сжигания нефтей и тяжелых топлив (п. II), поможет снизить количество сжигаемого топлива, а главное снизить издержки на ППР и обслуживание.

Присадки, влияющие на глубину переработки нефти:

  • АВ-К — комплекс синергетически работающих активных ПАВ
  • АВ-25 и ее другие модифицированные торговые марки, на основании ее высоких конкурентных преимуществ перед зарубежными аналогами, применяется или проходит предконтрактную апробацию по различным секторам (проектам) ее применения, в таких компаниях как ПАО «Лукойл», ОАО «ТАТНЕФТЬ», ПАО«РОСНЕФТЬ», ОАО«РНГ», ПАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ», ПАО «Транснефть» и др.

Штрафы за некачественное топливо начали выписывать автозаправщикам

Документы для выставления первого оборотного штрафа АЗС подготовят до конца марта 2018 года.

За продажу некачественного автомобильного топлива, не соответствующего требованиям техрегламента, впервые с помощью оборотного штрафа будет наказан владелец АЗС. Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на представителя Росстандарта, требуемые документы подготовят до конца текущего месяца.

Первый оборотный штраф в соответствии с новым законом будет зафиксирован во Владимирской области (Центральный федеральный округ). При этом издание отмечает, что нарушения на заправках чаще всего наблюдаются в Южном, Северо-Западном округах, а также в Сибири. В таких ФО некачественный бензин встречается в 30-40% проверок, показатель ЦФО – менее 17%.

Норма, благодаря которой были введены оборотные штрафы за продажу «палёного» бензина, вступила в силу 29 января 2018 года. Согласно этому закону, первое выявленное нарушение карается материальным взысканием в размере 1% от выручки АЗС за прошедший календарный год. В случае рецидива штраф составит 3%, а также работа заправки будет заморожена на срок до 90 дней.

По данным Центрального межрегионального территориального управления (ЦМТУ), наибольшее количество мошенничеств с топливом приходится на независимых участников рынка: каждая третья такая автозаправка в стране работает с нарушениями.

Эксперты отмечают, что показатель сетевых АЗС в среднем составляет примерно 8%, результат нефтебаз – 11%. При этом на нефтеперерабатывающих заводах нарушений нет вовсе, из-за чего можно сделать вывод о том, что примеси попадают в баки по вине мошенников на нефтебазах и в рознице, где «промышляют» разбавлением автомобильного топлива.

По словам руководителя ЦМТУ Марины Калинниковой, доля «серого» оборота на российском рынке топлива в общей сложности составляет примерно 30%. Так, содержание серы в некоторых видах суррогатов в сотни тысяч раз превышает нормативы. Чтобы решить проблему с нефтебазами, Росстандарт предлагает обязать их проводить испытания горючего в лабораториях и заносить результаты в паспорт качества, однако, для этого потребуются изменения техрегламента.

Весной прошлого года стало известно о том, что горючее несоответствующего качества обнаружено на каждой восьмой АЗС в РФ. Тогда эксперты сообщали о том, что ежегодный оборот контрафактного автомобильного топлива в стране может достигать 10 000 000 тонн.

Ранее стало известно о том, что бензин в России подорожал в январе 2018 года, причём цены увеличились в большинстве регионов страны. Наиболее заметный прирост был зафиксирован в республике Крым и городе Севастополе (на 1,6%), а также в Оренбургской и Еврейской автономной областях (на 1,4%).

Россиян защитят от поддельного топлива на АЗС

Новые правила для заправок, исключающие реализацию суррогата, могут вступить в силу 1 января 2021 года.

В России намерены запретить торговлю всеми видами неавтомобильного топлива на АЗС, в том числе судовым и печным. Минпромторг при участии Росстандарта разработал проект постановления правительства, разрешающий c 1 января 2021 года продажу на АЗС только автомобильного бензина и дизельного топлива. «Известия» ознакомились с документом. Сейчас подобных ограничений в стране нет. Водители зачастую знают, что заправляются судовым топливом, но делают это в целях экономии. Из-за высокого содержания в нем серы они наносят урон окружающей среде и приводят в негодность двигатели. Правда, в некоторых случаях автомобилисты попадаются на удочку мошенников, продающих суррогат под видом обычного дизеля.

Читать еще:  Новые подробности Toyota Supra 2019

Пока всё можно

Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга, сейчас в России отсутствует прямой запрет на продажу судового и печного топлива на АЗС. Правила розничной торговли в РФ регулируются постановлением правительства от 19 января 1998 года, оно утрачивает силу 1 января 2021 года. В документе не были указаны правила торговли топливом, они пояснялись сначала в нормах технической эксплуатации АЗС, разработанных Минэнерго, а позднее в требованиях ГОСТа (58404−2019), который носит рекомендательный характер. В связи с этим на данный момент АЗС могут открыто продавать неавтомобильное топливо, а в некоторых случаях они выдают его за дизель, обманывая автовладельцев.

Теперь же регулирование могут ужесточить. Минпромторг подготовил новый проект постановления правительства, вскоре он может быть рассмотрен кабмином. С документом ознакомились «Известия». Среди прочих положений в нем указано требование к торговле на АЗС, согласно которому на заправках «допускается продажа только автомобильного бензина и дизельного топлива». Таким образом, будет запрещена реализация судового, печного топлива и иных нефтепродуктов, не относящихся к категории автомобильного бензина и дизельного топлива.

В Росстандарте сообщили «Известиям», что поддерживают инициативу и считают ее необходимой и своевременной.

«Предложение в первую очередь направлено на защиту от деятельности недобросовестных организаций», — объяснили в федеральном агентстве.

В Росстандарте подчеркнули, что зачастую на АЗС судовое маловязкое или печное топливо и разного рода суррогат реализуются под видом жидкого автомобильного топлива.

Об этом же говорит и вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев. По его информации, некоторые недобросовестные предприниматели идут на мошеннические схемы, подделывают документацию на нефтебазах и продают неавтомобильное топливо под видом дизеля.

«В итоге государство теряет неуплаченный акциз, а потребитель рискует своим автомобилем», — отметил Дмитрий Гусев.

По результатам государственного контроля в первом полугодии 2020-го факт реализации топлива на АЗС, не соответствующего регламенту, установлен в 42 случаях, сказали «Известиям» в Росстандарте. Общий объем фальсификата и не соответствующего нормам топлива за этот период составил 9%. Большая доля нарушений у независимых АЗС — 13%, у сетевых — 3%. Общая сумма наложенных по итогам проверок штрафов составила 18,2 млн рублей. Денежное наказание для АЗС за некачественное топливо составляет 1% выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. рублей. При повторном нарушении оно возрастает до 3% с оборота, но не менее 2 млн рублей, или работа АЗС приостанавливается на срок до 90 дней.

При использовании судового и печного топлива возможен выход из строя и поломка автотранспорта, а автовладельцы вынуждены нести дополнительные материальные издержки. Оборот «заменителей» автомобильного топлива также негативно отражается на добросовестных игроках, добавили в Росстандарте.

Несмотря на то что случаи реализации на АЗС судового топлива сейчас фиксируются всё реже, проблема по-прежнему сохраняется. Например, во Владимирской области и в отдельных субъектах Уральского федерального округа, отметили в ведомстве. «Известия» направили запрос в аппарат губернатора Владимирской области.

Разнообразный суррогат

Судовое топливо отличается от дизельного (ДТ) прежде всего более высоким содержанием серы, пояснил «Известиям» генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов.

Эксперт отметил, что на рынке дизеля помимо судового топлива представлена целая линейка замещающих видов, которые могут продаваться в качестве фальсификата либо под своими собственными наименованиями: судовое маловязкое топливо, печное топливо, дистиллят газового конденсата и т. п.

«Честные» суррогаты сознательно приобретаются определенными группами конечных потребителей вместо регламентного топлива — ДТ класса 5, поскольку их устраивает не только более низкая цена (литр в среднем стоит 35 рублей. — «Известия»), но и потребительские характеристики этих заменителей», — объяснил Иван Хомутов.

Спрос на рынке ДТ на 56% различными автотранспортными средствами — от легковых машин до фур и тракторов. При этом только 11% из них соответствует нормам Евро-5. Следовательно, по словам эксперта, 89% в топливе такого стандарта пока не нуждается. Более того, около половины автотранспортных средств соответствует стандарту Евро-2 и ниже, а это потенциальные потребители суррогатного топлива.

«У владельцев этих автомобилей нет явных резонов заправлять их дорогим топливом высшего экологического класса», — отметил эксперт.

В итоге сегодня суррогаты занимают около 20% рынка дизтоплива — это 7−7,5 млн т в год. На практике суррогаты есть практически везде. Особенно их много в Приволжском и Центральном ФО — Владимирской и Нижегородской областях, Чувашии, Мордовии и Марий Эл, заключил эксперт.

Как рассказал «Известиям» председатель правления межрегионального общественного движения «Народный контроль» Алексей Смирнов, из-за того, что судовое топливо содержит большое количество серы, сгорая при движении автомобиля, оно существенно загрязняет окружающую среду.

Врач-пульмонолог клинической больницы «РЖД-Медицина» им. Н. А. Семашко Вячеслав Овечкин уточнил в беседе с «Известиями», что при повышенной концентрации серы в воздухе в первую очередь будут страдать люди, имеющие хронические заболевания легких.

«Диоксид серы в повышенной концентрации может вызывать обострение, усугублять течение астмы. Также при продолжительном длительном воздействии возможно развитие хронического бронхита, трахеита», — заключил он.

По словам Алексея Смирнова, зачастую на стеле АЗС не отображена информация о реализуемом дистилляте, лишь получив чек, можно узнать, что автомобиль заправлен судовым топливом.

Как объяснил «Известиям» эксперт, в основном таким топливом заправляются дальнобойщики, которые не беспокоятся о состоянии двигателя чужого автомобиля, либо владельцы старых машин, которым не нужно топливо 5-го класса.

По словам автоэксперта Петра Баканова, в отличие от старых дизельных двигателей новые автомобили могут сильно пострадать в случае заправки таким суррогатом — система очистки забьется и придет в негодность.

Качество топлива на АЗС: новый подход к проблеме

Проблема суррогатов моторных топлив в России имеет хронический характер. За последние 10 лет были испробованы всевозможные способы борьбы с фальсификатом разной степени эффективности. Но полностью решить задачу так и не удалось, контрафакт до сих пор обращается на внутреннем рынке в значительных объемах.

Новая инициатива Росстандарта, заключающаяся в проведении экспресс-оценки качества топлива на АЗС (вместо используемых сегодня длительных лабораторных тестов) и моментальной остановке ее деятельности в случае выявления нарушений, направлена на радикальное устранение этой проблемы. Окажется ли эта мера эффективной, или недобросовестные продавцы с легкостью переступят через новую преграду?

Двойной ценник на дизтопливо

Лучший способ понять масштабы и специфику проблемы суррогатов – выехать за пределы города и, двигаясь по крупной магистрали, внимательно смотреть на стеллы АЗС. По мере удаления от города помимо фирменных заправок крупных компаний начнут встречаться «безымянные» заправки, на стеллах которых будут фигурировать две марки дизельного топлива (ДТ) с разницей в цене 5-10 рублей за литр. Более дешевый продукт и есть неподакцизный субститут дизтоплива.

Интересно, что не только продавцы, но и покупатели прекрасно это понимают. Такие АЗС отнимают долю рынка у честных игроков, а потребители экономят на топливе порядка 20%. Можно сказать, что рынок фальсификата полностью прозрачен и удобен для всех, кроме государства и добросовестных производителей. Именно заинтересованность столь широкого круга участников рынка делает такой сложной борьбу с нелегальной деятельностью по реализации низкокачественных моторных топлив.

Снижение цен на нефть и налоговые маневры поставили существование «простых» НПЗ, неспособных производить качественное топливо, под угрозу, и только прибыльная реализация суррогатов на внутреннем рынке позволяет им держаться наплаву. Такие заводы являются источником проблемы, и дабы ликвидировать ее в корне, в 2016 году был введен акциз на все используемые вместо ДТ среднедистиллятные топлива, равно как и в 2006 году был введен акциз на широко используемый в то время прямогонный бензин – субститут автомобильного.

Подразумевалось, что НПЗ не смогут продавать свое дизтопливо под другим именем, например, печное или судовое маловязкое топливо, и будут вынуждены уплачивать акциз при реализации продукции на внутреннем рынке. Так и вышло, но лишь наполовину – объем суррогатов дизтоплива сократился с 9,1 млн т в 2015 году до 4,5 млн т в 2016 году. Часть заводов «расширила» номенклатуру выпускаемой продукции и продолжает продавать субститут дизтоплива под названием, например, дистилляты газового конденсата средние, уклоняясь от уплаты акцизов.

Что касается суррогатов бензина, его объемы на рынке сейчас минимальны, поскольку это достаточно сложный в производстве продукт и простые НПЗ неспособны сделать что-то даже отдаленно его напоминающее. В этом смысле прямогонный и качественный дизель класса 5 не имеют существенных отличий, особенно если речь идет об их применении в несовременных автомобилях, которых на наших дорогах большинство.

Суррогаты и «цена» проверок АЗС

«Налоговый» удар по НПЗ оказался эффективным, но не решающим – текущая доля неподакцизных суррогатов на российском рынке все еще составляет около 10%. Продолжить борьбу за лишение НПЗ каналов сбыта контрафакта на днях решил Росстандарт, выступив с инициативой ускорения процедуры проведения проверки и закрытия АЗС при выявлении нарушений. Звучит обнадеживающе, но сработает ли на деле?

Проблема в том, что на огромном количестве АЗС в явном виде представлено суррогатное топливо. Как указано выше, чтобы установить наличие фальсификата, не нужно никаких тестов, достаточно просто посмотреть на цену топлива на стелле. Если она заметно ниже рыночной, значит топливо реализуется незаконно. Невозможно безубыточно продавать топливо по цене четверть ниже средней по рынку, только если акциз не был уплачен. Такие АЗС работают бесперебойно годами, и никакие проверки для них не являются преградой, хотя даже текущие механизмы контроля должны были бы работать эффективно. Залог успеха таких заправок скорее всего кроется в финансовом стимулировании проверяющих.

Новая практика моментальных проверок скорее всего только увеличит «цену успешно пройденной проверки» и не станет радикальным решением проблемы. Хотя ожидать некоторого положительного эффекта все же стоит.

Есть ли все-таки какое-то радикальное средство борьбы с суррогатами? На наш взгляд, легче контролировать считанные НПЗ, чем тысячи АЗС. Существуют несложные аналитические способы, позволяющие точно определить заводы, уклоняющиеся от уплаты акцизов при реализации субститутов дизтоплива.

Для их внедрения и реализации не требуется отдельных контролирующих органов, специальных средств проверки и огромных бюджетов. Достаточно лишь внимательно следить за отчетностью заводов и делать правильные выводы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector