0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От чего зависит цена на бензин в России

Как формируется стоимость бензина в России, и кто виноват в росте цен на самом деле

С начала года в России бензин по данным Росстата подорожал на 5.3 процентных пункта. Происходит это главным образом из-за подорожания нефти, которая теперь стоит порядка 77.3 долларов за баррель, вместо 47.9. Однако, если разобраться в цене на бензин, то станет очевидно, что от цены нефти здесь мало что на самом деле зависит. Самая большая часть ценообразования – это акцизы и налоги, которые взымает государство.

Например, в мае 2018 года в цене бензина АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимал 38.1 процент стоимости. На акцизы в цене приходилось 19.1 процента. На НДС и прочие налоги еще 16.54 процента стоимости. Если все посчитать, то получится, что 73.8% цены бензина водитель, по сути, платит не перерабатывающей компании и АЗС, а государству.

Для перекрытия себестоимости нефти от стоимости берется только 8.26 процентов, за транспортировку, переработку, хранение и отвалку – 10.36 процентов, а за содержание АЗС – 7.37 процентов. Таким образом, цена на горючее фактически не зависит от нефтяных компаний. Она напрямую регулируется государственной налоговой политикой.

Секрет в том, что формула расчёта стоимости не бензин включает в себя такие параметры, как курс доллара и котировки на нефтяных рынках. При этом в российских реалиях между курсом доллара и нефтяными котировками прямая взаимосвязь – чем дешевле нефть, тем слабее рубль.

Иронично, что нефть при этом перерабатывается в России, а значит, расчёт ведется все-таки в рублях. Несмотря на это, при каждом падении цен на ресурсы власти сразу же повышают акцизы на топливо. Делается это с одной простой целью – компенсировать недостающие доходы за счет подорожания топлива.

Но почему же цена на бензин растет, когда дорожает нефть? Здесь все еще проще. Так как торговать нефтью становиться выгодно, компании стремятся продать ее как можно больше, сокращая тем самым запасы для внутреннего потребления и закономерным образом повышая тем самым их цену.

Пока же российские власти объявили крайний срок, до которого будут удерживать текущие цены на топливо, как после этого изменится стоимость бензина — не известно, но скорее всего снова выростет.

От чего зависит цена на бензин в России

Росстат свидетельствует о том, что бензин в стране, начиная с января, подорожал, если усреднить подорожание разных марок топлива, на 0,3%.

Содержание статьи:

  • Почему растет цена на бензин
  • От чего зависит цена на топливо
  • Разные подходы к прогнозам и вычислениям бензиновых цен

Такое явление экономисты объясняют тем, что акцизы с начала годы выросли в два раза. 1 литр в среднем стал дороже на 2 рубля. Сказалось и то, что бензин подорожал на биржевом рынке.

Логические парадоксы в действии

Казалось бы, связь двух величин, «стоимость сырой нефти» и «цена на бензин», находится на уровне задачки по формальной логике для младших классов. Если нефть дешевеет, то и бензин, из которой его производят, тоже должен дешеветь. Но это в идеале и «без поправки на ветер». Хотя на официальном уровне, вроде бы, именно так и понимают эту взаимосвязь. Во всяком случае, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов считает, что повышение акцизов принесет в бюджет дополнительные 90 млрд. рублей дохода, но при этом владельцы автомобилей подорожания не ощутят, ведь «нефть дешевеет, будет дешеветь и бензин».

Так почему же все-таки бензин дорожает и дорожает, меняется лишь скорость, с которой растут ценники?

Начнем с того, что сомнительной кажется и прибыль бюджета в 90 млрд. рублей. Действительно, рост акцизов должен дать прямую прибавку к поступлениям в бюджет. При этом акциз напрямую плюсуется к цене бензина. Однако вышеприведенная цифра получается в том случае, если потребление бензина остается на прежнем уровне. На сегодняшний день действуют факторы, которые могут изменить ситуацию. В частности, платежеспособный спрос. В настоящее время у населения, предпринимателей и у компаний этот спрос практически исчерпан. Увеличатся цены, но при этом произойдет падение спроса. Причем последний упадет больше, чем вырастет цена на топливо. Повышение акцизов в результате уменьшит поступления в бюджет, параллельно вызвав падение производства в стране.

Теперь вернемся к постоянному подорожанию бензина. Раньше его в основном объясняли тем, что нефть на мировом рынке стоит дорого, поэтому нефтедобывающим компаниям невыгодно реализовывать ее внутри страны по низким ценам. Мол, работают законы свободной экономической модели, и с этим ничего не поделаешь. Но теперь-то нефть падает в стоимости на мировых рынках. А цены в России на бензин продолжают идти вверх.

Теперь уже чиновники не любят ссылаться на ситуацию на мировом рынке, а указывают иные причины, часто довольно неубедительные, что не может не раздражать потребителей, не до конца понимающих, за что они платят деньги. Россия – один из мировых лидеров по добыче нефти, а бензин для внутреннего покупателя дорожает. Но для этого парадокса существует объяснение – верное, или не совсем верное, это уже другой вопрос. И звучит оно на первый взгляд достаточно парадоксально – цена бензина практически не зависит от цены сырой нефти.

Цена бензина как сумма составляющих

Любая цена складывается путем суммирования. И стоимость сырья не всегда является определяющей. Цена топлива во многом зависит от величины различных налогов, расхода средств на производство, прибыли нефтеперерабатывающих заводов, владельцев заправок. Специалисты утверждают, что стоимость нефти составляет лишь около 7% цены бензина, которую за него платит потребитель, заливая в бак машины. А вот разного вида налоги, акцизы, НДС влияют на величину 60% стоимости литра автомобильного топлива в РФ. И это не чисто российский феномен, а общемировая практика. Так, в США налоговая составляющая стоимости бензина – 50%. При этом иногда приводят неправильную цифру в 12%. Но это лишь часть налогов, которыми облагается бензин. Необходимо добавлять еще и налоги, которыми облагается сама добыча нефти и экспортные налоги в странах, поставляющих свою добытую нефть на американский рынок. Вот и выходят в результате усредненные 50%.

В российских реалиях рост цен на бензин обусловлен еще и тем, что теперь нефтяники стараются компенсировать за счет внутреннего рынка свои убытки на внешних рынках.

С таким ходом мысли согласны некоторые видные эксперты. Таково, например, мнение директора Института энергетической политики Владимира Милова. Он уверен, что причина роста цен на бензин – раздувание маржи, которое стало возможной из-за того, что вся нефтяная отрасль страны, включая переработку и сбыт, чрезмерно олигополизирована. А объяснения нанятых «экспертов» о большой составляющей налогов — это уловка, уводящая от истинного положения вещей. При этом В. Милый все же считает, что бензин не может стать дешевле в разы. Производители должны получать прибыль. Но если бензин дорожает на фоне дешевеющей нефти, то это признак нездоровой ситуации во всей цепочке от нефтедобычи до сбыта топлива.

Считать можно по-разному

В прошлые «тучные» годы даже на государственном уровне нередко было принято озвучивать цифры в двух выражениях — сначала в национальной валюте, а потом отдельно в долларах США. С того момента, как рубль пошел на понижение, долларовый эквивалент на уровне озвучивания доходов и размеров поддержки по госпрограммам приказал долго жить. Однако когда речь заходит о стоимости бензина, то нередко озвучивается утверждение, что бензин на самом деле и не подорожал, ведь если пересчитать его цену в долларах, то получится совсем другая тенденция. Такой подход не то, чтобы совсем лишен смысла, но строго говоря, является передергиванием фактов. Долларовая составляющая в производстве автомобильного топлива несомненно есть — это импортное оборудование для нефтедобычи, переработки нефти. Но львиная доля приходится на оплату труда российских граждан, занятых в нефтяной отрасли, и на налоги и акцизы, измеряющиеся в рублях.

Вопрос цен на бензин в объяснении чиновников разных российских ведомств во все времена являлся и является какой-то головоломкой. Никогда не имелось четкого ответа, прогноза на стоимость одного литра. Потребитель уже привык не доверять таким прогнозам, поскольку у представителей разных ведомств могут отличаться в разы не только цифры, но и направление – подорожание, удешевление.

Кажется, что математика здесь ни при чем, это, скорее, гадание. Так, на парламентских слушаниях замминистра финансов говорил о росте цен на бензин в пределах 5%. Но тут же заместитель министра энергетики назвал уже другую цифру – 10%. Вот и весь прогноз. Для покупателя бензина такая разница в прогнозах существенна, исходя из цены приходится планировать семейный бюджет или бизнес. Но с таким же успехом мог прозвучать и другой прогноз. Никто не отвечает впоследствии за предсказание, потом все привычно сваливают на изменение загадочной и не слишком определенной экономической конъюнктуры. При этом все уже знают, что эта конъюнктура почему-то всегда работает против потребителя автомобильного топлива и никогда не складывается в его пользу. За тот период, когда нефть в мире подешевела на 20%, бензин для покупателя в России стал дороже на 5%.

Этот парадокс нельзя объяснить с позиций большой налоговой составляющей в стоимости топлива. Если рассматривать цену как сумму, то уменьшение одной составляющей при неизменности остальных может привести только к уменьшению цены одного литра топлива. Объяснять, как такое происходит, используя арифметику, чиновники почему-то не спешат, предпочитая пространные рассуждения и способ гадания относительно прогнозов. При этом о прошлых предсказаниях вспоминать не спешат. Создается впечатление, что рост цен на топливо – это какой-то природный, неизбежный процесс, которому невозможно противостоять на государственном уровне, а чиновники лишь оправдывают его. Но экономика рукотворна, хоть и подчиняется жестким законам, это не цунами и не землетрясение. В сохранении высоких цен на бензин и определенной привязке их к курсу доллара заинтересованы нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Если велика налоговая составляющая цены, то ее можно уменьшить, и это не обязательно приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

Подешевевший бензин может стать двигателем для роста экономики страны. Мгновенно снизятся расходы населения и бизнеса на транспорт. Транспортная составляющая в ценах всех продуктов станет меньше. Освободившиеся средства пойдут на потребление, в том числе, и на покупку новых машин, на инвестиции. Произойдет оживление в реальном секторе экономики. Не в последнюю очередь снизятся цены на сельскохозяйственную продукцию, расширится ее производство. Инфляция приостановится. Отсюда и новые поступления в бюджет, и постепенный рост благосостояния граждан.

Сиюминутное наполнение бюджета — вещь нужная. Однако средство не должно превращаться в цель. Налоговую нагрузку в цене бензина необходимо снижать, хоть на первых порах это и будет болезненно для бюджета. Специалисты считают, что эту составляющую реально снизить вдвое. Но для этого необходима политическая воля. Если Россия в прошлом оказалась подсаженной на нефтяную иглу, что во многом привело к сегодняшнему кризису, то эту зависимость неплохо бы использовать во благо развития экономики в наши дни, но уже по другой схеме. Кризис приходит и уходит, а нефть остается в недрах, она никуда не ушла.

Вот интересное видео о росте цен на бензин — смотрим!

От чего зависит цена на бензин в России?

Общеизвестно, что расходы на топливо составляют до 70% всех затрат при эксплуатации автомобиля. Неудивительно, что сегодня многие автовладельцы задумываются о ценообразовании бензина и солярки, недоумевая по поводу того, что с существенным уменьшением стоимости нефти на мировых рынках бензин и дизтопливо только дорожает. Поговорим поподробнее о том, из чего же складывается стоимость топлива.

Читать еще:  Как установить шумоизоляцию автомобиля

Технология производство автомобильного топлива

Бензин и солярка сегодня производятся по специальной технологии путем глубокой переработки нефти. Использование современного нефтеперерабатывающего оборудования позволяет получить высокооктановый бензин, в котором практически не содержится сера. Трудоемкость и себестоимость переработки такого топлива сегодня чрезвычайно высока, что неизменно сказывается на общей стоимости бензина и дизеля на заправках.

Если бензин делают из нефти, то почему при почти более чем двукратном падении цен на черное золото стоимость автомобильного топлива только увеличивается. Цены на высокооктановый бензин вот-вот станут выше 40 рублей за литр, тогда как при цене нефти в 110 долларов за баррель литр стоил порядка 30 рублей. Дело в том, что основную составляющую стоимости автомобильного топлива составляют прямые и косвенные налоги. Специалисты Российского топливного союза отмечают, что в стоимость литра бензина доля нефти минимальна и составляет порядка 4%. Поэтому даже такие серьёзные колебания цен на сырье не способны повлиять на стоимость автомобильного топлива.

На цену топлива на российских заправках в первую очередь влияют внутренние факторы. Следует учитывать налоговую политику и присутствующие в стоимости бензина и солярки прямые и косвенные налоги. По словам специалистов, в настоящее время около 60% стоимости автомобильного топлива – это прямые и косвенные налоги. Это акциз, налог на добычу полезных ископаемых и других платежей, которые закладываются в топливо, и в последующем идут в бюджет.

Не следует удивляться столь большой доле налогов в стоимости автомобильного топлива. Можно сказать, что 60% — это среднеевропейский показатель. Во Франции такая доля налогов в стоимости бензина составляет 58%, в Британии 59%, а в Германии 61%. Несколько выбивается из этого контента Северная Америка, где доля налогов существенно ниже. Так, например, в Канаде только 32% налогов в стоимости топлива, а в США этот показатель не превышает 20%. Это и позволяет существенно снизить стоимость бензина в этих странах, где он сегодня дешевле российского.

В цене автомобильного топлива также следует учитывать и затраты на транспортировку, как самой нефти, так и в последующем уже готового топлива от перерабатывающих заводов непосредственно на автомобильные заправки. Основными нефтедобывающими регионами в России является Сибирь, соответственно, чтобы доставить сырье в центральную часть страны требуется использовать соответствующие нефтепроводы, перекачка по которым имеет высокую стоимость. Также следует понимать, что в России сегодня функционирует лишь несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов, соответственно в последующем затраты на перевозку уже готового топлива будут чрезвычайно высоки.

Перспективы цен на бензин в России

Эксперты предрекают дальнейшее увеличение цен на бензин и дизтопливо в России. Объясняется это неизменным увеличением акцизов и других косвенных налогов. Сегодня в кризис правительство столкнулось с нехваткой средств и пытается пополнить бюджет за счёт различных способов, в том числе увеличением акциза, перекладывая проблему уже на автомобилистов.

Так, например, совсем недавно стало известно о том, что в 2018 году акцизы будут повышены дважды, что приведет к увеличению цен на бензин и солярку на два рубля за литр. В итоге стоимость высокооктанового бензина превысит отметку в 40 рублей за литр.

В условиях резкого падения цен на нефть многие нефтедобывающие компании столкнулись с определенными сложностями, ряд компаний даже несут убытки, так как стоимость добычи и переработки нефти фактическим равняется ее цене на международных рынках. Увеличивая цену бензина в России правительство стремится компенсировать убытки нефтяников на внешних рынках.

Важную роль в формировании цен на бензин играет транспортный фактор. В ближайшее время железнодорожные тарифы на перевозку нефти и продуктов нефтепереработки в России вырастут приблизительно на 10%, что, в конечном счёте, прибавит порядка 30 копеек к литру бензина на автозаправочных станциях.

В ближайшей перспективе российским автовладельцам следует готовиться к цене автомобильного топлива на уровне 50 рублей за литр. В докризисные времена литр бензина в России в перерасчете на доллар стоил около 75-80 центов. В ближайшие несколько лет стоимость топлива вырастет до 75 центов, что на сегодняшний день составляет около 50 рублей за литр.

Новости oilru.com

«Нефть России», 12.12.14, Москва, 10:26 Его стоимость часто не совпадает с ценой на нефть. Цена на «черное золото» на мировой бирже продолжает устанавливать антирекорды последних лет. Еще летом за баррель давали $115, а теперь вдвое меньше — $65. Литр бензина с начала года подорожал на 10% — до 33,5 рубля. Что происходит?

ДОЛЯ ГОСУДАРСТВА — 60%

Для начала давайте разберемся, из каких же составляющих складывается цена на бензин в России. Как заявляют в Российском топливном союзе, доля нефти в конечной стоимости бензина чисто символическая — 4%. Поэтому любые, даже самые серьезные колебания на мировой сырьевой бирже мало влияют на стоимость бензина внутри нашей страны. На это действуют другие факторы. Так, до 60% в стоимости литра горючего — это налоги: акциз на бензин и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который обязаны платить государству все компании, разрабатывающие недра, в том числе флагманы отрасли — «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть» и другие. Естественно, в цену закладываются и другие издержки (подробнее — см. графику). И при этом цена на бензин сравнительно невысокая. Тут можно привести в качестве контраргумента примеры других экспортеров нефти, например Венесуэлы. Мол, там заправить полный бак можно за 20 — 30 рублей. Но хорошо ли это? Такая щедрость происходит лишь благодаря субсидиям государства. Венесуэла тратит на это $12 млрд. в год.

ПОЧЕМУ В США ДЕШЕВЛЕ?

В последние годы часто складывалась парадоксальная ситуация. В России, которая на одном из первых мест по экспорту нефти, бензин зачастую был дороже, чем в Америке, которая, наоборот, до недавнего времени являлась одним из главных импортеров сырья в мире. В чем причина? Ценообразование на топливо в США происходит по-другому. Там около 50% в цене бензина — это стоимость сырья. Ведь обычно везут нефть танкерами через полмира — из арабских стран. Собственная сланцевая нефть — тоже не дешевая. Переработка на местных НПЗ забирает около 20%, а транспортировка и продажа на территории Штатов — еще 10%. В итоге на налоговое бремя остается всего 20%. То есть втрое меньше, чем в России. При этом надо понимать, что США — исключение из правил. Штаты — исторически автомобильная держава. К цене бензина у местных избирателей очень трепетное отношение. Совсем другая ситуация в Европе. Там доля налогов в цене топлива — примерно как в России (около 60%). Тем не менее литр топлива в ЕС и даже в Турции, которая в экономическом плане очень похожа на нас, — в два-три раза дорожее, чем в России. литр будет дорожать

Несмотря на макроэкономические трудности, в целом по году подорожание бензина сопоставимо с уровнем инфляции в стране. Но были и всплески роста стоимости. Один из главных факторов — повышение акцизов на бензин. Они будут расти и дальше. Это заложено в бюджете на ближайшие три года и нашло отражение в «налоговом маневре» для нефтянки (рост сборов на 10 — 15% в год). Также большую роль играет транспортный фактор. Например, тарифы на ж/д перевозки нефтеналивных грузов в России вырастут на 10%. По оценкам, это прибавит около 30 копеек к цене литра топлива на АЗС. Оказывают давление и биржевые спекулянты. Агрессивные бензиновые трейдеры заточены лишь на взвинчивание цен. С 1 июля этого года спекулянтов должны демотивировать штрафами. Но власти планируют и налоговые послабления. Тем, кто добывает нефть в сложных условиях Восточной Сибири или шельфа Арктики, обещан льготный НДПИ. Вложения в добычу там значительно выше. Если это произойдет, цены на топливо будут на приемлемом для населения уровне.

Почему в России такой дорогой бензин? Разбираемся с ценообразованием

Цены на бензин — больная тема для российских автомобилистов. Постоянный рост цен на фоне добычи нефти смущает людей. Ещё больше в ступор вводят цены других стран, многие из которых экспортируют нефть. При этом не все понимают, как устроено ценообразование в этой отрасли, а оно действительно странное.

Журнал Reconomica изучает цены на бензин на российских заправках, подсчитывает прибыль продавцов и сравнивает стоимость нефтепродуктов в разных странах.

Сколько стоит бензин в России

По данным Яндекса, средняя стоимость бензина АИ-95 составляет 46 рублей 37 копеек — это на 40 копеек больше, чем в самом начале года. Начиная с мая 2009 года, цены постоянно растут. В тот момент литр АИ-95 стоил 19,77 рублей — за 11 лет цены выросли более, чем в два раза. Самый большой скачок случился в первой половине 2018 года, когда с марта по май цены подскочили на 4 рубля.

Себестоимость бензина

Во-первых, для производства бензина нужна нефть. Её цена зависит не только от месторождения, но и от транспортировки. Эксперты считают, что на производство одного литра бензина затрачивается около 10 процентов от его розничной цены. Однако большую часть затрат берут на себя следующие налоги:

  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 16,9 %;
  • акцизы на нефтепродукты — 12 %;
  • налог на добавленную стоимость — 15,3 %;
  • налоги на прибыль — 4,8 %.

Это самые минимальные цифры. Если учитывать минимальные значения, то стоимость бензина на 49 процентов состоит из отчислений в налоговую. Если добавить к этому затраты на производство и транспортировку, то получится 59 процентов.

Отдельные статьи расходов связаны с более привычными для любого бизнеса затратами: зарплаты работникам, реклама, покупка и ремонт оборудования. Если брать для расчёта стоимость литра бензина в 45 рублей, то 27-30 рублей составят затраты продавца, всё остальное — его прибыль.

Содержание автозаправки — затратное и рискованное дело. Никто не будет заниматься этим бизнесом ради маленькой прибыли — следовательно, делать “накрутку” в размере 3-5 рублей с литра никто не собирается.

Подорожание бензина беспокоит россиян не первый год.

Из-за чего могут уменьшиться цены

  1. Снижение налогов. Учитывая то, что их несколько, какой-либо из них в определенный момент могут убрать. Очевидно, что это сильно ударит по отчислениям государству, так что особой выгоды в этом решении нет.
  2. Вмешательство государства в рынок и ограничение цен. Вряд ли это поможет автовладельцам, скорее всего, это повлияет на качество продукта, а небольшие автозаправки просто закроются из-за слишком низкой прибыли.

Сколько стоит бензин в других странах

В США бензин продаётся в галлонах (3,7 литра). Совсем недавно в штате Кентукки была зафиксирована рекордная для страны цена — 99 центов за галлон. В пересчёте на рубли, выходит стоимость менее 20 рублей за литр.

Средняя цена в США составляет 2,14 долларов за галлон (0,57 доллара за литр). В каждом штате свои цены, в некоторых бензин стоит дороже, чем в России.

Цены на нефть влияют на экономику России.

Самые высокие цены в Гонконге — там литр бензина стоит более 2 долларов. В Нидерландах стоимость литра составляет 1,8 доллара, во многих европейских странах цены держатся на уровне 1,6 доллара за литр. Иран, Судан и Ангола продают бензин по ценам в районе 10-20 центов за литр.

Читать еще:  Acura RDX 2017

Российский бензин и доллары

Конечно, цены на бензин в России тяжело переводить в доллары. Если средний класс (по словам Путина) зарабатывает в районе 200 долларов в месяц, то придётся забыть про бензин — 55 центов за литр сильно бьёт по карману. Зато сравнения с другими странами выглядят так, словно в России дешевый бензин.

Условно говоря, средняя зарплата в США составляет 3 900 долларов в месяц. В России она явно меньше 1000 долларов, зато бензин в России на пару центов дешевле.

Если показывать статистику без учёта зарплат, то российские цены будут более привлекательными. Это один из классических способов манипуляций с цифрами.

В США бензин продается галлонами.

Почему цены везде снижаются

Из-за эпидемии коронавируса снизилось мировое потребление нефтепродуктов. Это вызвано изоляцией людей и снижением туристических поездок. Следовательно, бензин расходуется меньше, стоимость нефти падает — в конечном счёте цены на разницу тоже снижаются. Многие эксперты считают, что этот процесс может надолго закрепить нефть на низком уровне, что негативно скажется на экономике России. Снизится ли стоимость бензина в России — сложная тема, хотя депутаты Госдумы уже поднимали этот вопрос.

Почему цены на бензин в России всегда растут, даже если нефть дешевеет

После произошедшего 8-9 марта падения стоимости нефти и скачка курса валют Юга.ру выяснили мнение экономиста Александра Полиди о том, как происходящее повлияет на жизнь обычных людей. Что касается цены бензина, вопрос о которой возникает в таких ситуациях в первую очередь, об этом в своей колонке рассуждает Евгений Мельченко.

— Очередной обвал рубля, очередной кризис и все прочие интересные экономические «радости» российского мира больших и малых денег оставим на откуп и холивары экономистам. Тем, которые до мозга костей шарят в экономических процессах и знают, что именно нужно для того, чтобы у нас было, «как в Америке», и даже лучше.

А мы поговорим немного о бензине. Каждый подобный скачок вызывает очередной девятый вал возгласов и удивления, мол, почему ценник на нефть падает, а бензин в России дорожает. Вон в клятой Америке Трамп написал, что плюс падения цен на нефть в падении цен на бензин для потребителя. У них так, а у нас как?

Почему цены на бензин не падают

В том-то и дело, что у нас не так, совершенно не так, как в Америке. Дело в том, что там, в «нормальных» странах, есть производство, промышленность и малый/средний бизнес, который наполняет бюджет необходимыми средствами для того, чтобы у них было не так, как у нас. Ведь даже человеку, далекому от экономики, как Вашингтон от Москвы и рубль от доллара, ясно, что экспорт ресурсов огромного процента в бюджет не приносит. Основу государственных доходов составляют все же налоги и пошлины, а также акцизы.

И стоимость бензина в России — это не стоимость нефти, и от нефти зависит лишь в малой степени. Нефтепродукт в конечной цене бензина на автозаправочных станциях «весит» не более 7%. То есть стоимость нефти на мировых и внутреннем рынках — это пшик в ценнике бензина на АЗС. На цифры, которые мы видим на въезде, а затем и в чеке после заправки, влияют несколько факторов, и вот их соотношение (по данным Топливного союза России).

Из чего складывается ценник на топливо на АЗС:

Налог на добычу полезных ископаемых

Переработка, транспортировка и хранение

Как видим, 69,14% стоимости бензина складывается только из налогов. И пусть вас не удивляет «минус» в работе АЗС. Они реально давно работают в минус по бензину. Прибыль приносит лишь сопутствующая продукция. Да, именно: кафешка на АЗС приносит больше, чем бензин. Для примера: в 2018 году на АЗС «Роснефти» было реализовано стаканчиков кофе на общую сумму примерно в 4 млрд рублей. Такие дела.

Стоит учитывать и еще один немаловажный аспект. Дело в том, что при падении цен на нефть государство обязывает нефтяные компании сохранять долю в бюджете от продажи углеводородов, то есть компенсировать эти потери. А единственный способ компенсировать потери — заработать больше на внутреннем рынке. Можно вспомнить, что в 2019 году на внутреннем рынке после налогового маневра потери нефтяникам компенсировало государство, но это, как оказалось, очень дорого и не очень эффективно.

Исходя из этого, можно успокоить всех, кто выражает негодование от того, что цены на нефть падают, а стоимость бензина растет. Если это, конечно, может успокоить. Стоимость топлива вырастет, если вырастут цены на нефть. Стоимость топлива вырастет, если цены на нефть останутся неизменными. И конечно же, стоимость топлива вырастет, если цены на нефть упадут. Бюджет надо наполнять, а наполняем его мы, заправляя свой автомобиль. Это неизбежно, так есть ли смысл негодовать.

Вот, кстати, на что этот бюджет планируют тратить в 2020 году. Источник здесь.

Расходы бюджета РФ образца 2020 года, трлн рублей:

Правоохранительная деятельность (с учетом закрытой части)5,846
Социальная политика4,999
Национальная экономика2,551
Национальная безопасность1,455
Государственный аппарат1,455
Национальная оборона1,068
Субсидии субъектам РФ1,008
Здравоохранение0,990
Обслуживание госдолга РФ0,896
Образование0,886

Самая затратная статья расходов вызывает некую озабоченность происходящими в стране процессами, но это уже совсем иная история.

От чего на самом деле зависит цена на бензин

От чего на самом деле зависит цена на бензин

Из чего состоит цена бензина в России? Почему цена литра топлива растет независимо от того, дорожает или дешевеет нефть? И насколько реальна взаимосвязь цены на нефть и на бензин? Попробуем разобраться.

Бензин, как и другое топливо, производится из нефти. Но доля стоимости сырой нефти в конечной цене бензина составляет от 4 до 7%. Поэтому график роста цен на бензин в России в 2018 году мало зависит от цены на нефть.

Стоимость бензина определяют также затраты на производство, транспортировку, налоги и прибыль участников процесса. Ведь сначала нужно разведать и оснастить месторождение, затем добыть нефть, переработать ее на НПЗ и доставить на АЗС, где потребитель сможет купить топливо по пути в удобное время.

Итак, разберем подробно, как складывается цена топлива в РФ?

1. Разведка месторождений и добыча нефти

Крупные месторождения нефти в РФ находятся по большей части в отдаленных северных районах. Да, остались скважины на Кавказе и в предуральских краевых прогибах, но они постепенно исчерпывают себя. Основная часть сосредоточена сегодня на шельфе Арктики, в Ханты-Мансийском автономном округе и в северных морях. В холодных условиях добыча дается сложнее, техника выходит из строя раньше, зарплату персоналу нужно платить выше.

Но даже несмотря на все сложности и издержки процесса получения нефти, затраты на них составляют всего 10% от цены на бензин.

2. Доставка нефти к местам переработки

Нефть транспортируется к местам переработки разными способами: по нефтепроводам, танкерами, железнодорожными цистернами. Транспортировка нефти, даже нефтепроводом, тоже повышает стоимость топлива, ведь и эти каналы доставки нужно обслуживать. В зависимости от способа доставки нефти на НПЗ транспортные расходы составляют 1-1,5% в цене топлива.

3. Переработка нефти

Превращение нефтяного сырья в бензин, дизельное топливо, керосин и прочие нефтепродукты осуществляется на НПЗ. Заводы – это сложные промышленные объекты, обслуживаемые множеством сотрудников, но, несмотря на это, расходы на переработку нефти составляют не более 6% от стоимости бензина.

4. Расходы на АЗС

Строительство и обслуживание сети автомобильных заправок – тоже довольно затратный процесс, для начала нужно выбрать место, установить оборудование, подвести дороги и коммуникации, а затем постоянно оплачивать работу персонала и содержание оборудования. Но даже расходы на АЗС составляют всего 11% от цены топлива и мало влияют на прогноз роста цен.

5. Совокупная прибыль

Это маржа всех участников процесса, чтобы добыча, транспортировка, переработка и реализация нефтепродуктов не осуществлялась в убыток. Иногда всю цепочку выполняет одна компания, например «Роснефть», иногда это осуществляется на разных предприятиях. Расходы на совокупную прибыль составляют примерно 23% от цены на бензин.

Желание нефтетрейдеров извлекать постоянную прибыль, несмотря на изменение цены на нефть, часто является ответом на вопрос: почему бензин дорожает? Когда нефть снижается в цене, они стремятся окупить издержки на внутреннем рынке нефтепродуктов, повышая цены на топливо. Когда нефть дорожает, повышение стоимости топлива становится закономерным результатом.

Налоги

Что же тогда определяет рост цен на бензин? Какая часть составляет свыше половины его стоимости? В нашей стране это налоги на бензин, и их в цене топлива целый ряд:

  • налог на прибыль,
  • акцизы на бензин,
  • НДС,
  • НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).

Это наиболее крупная статья расходов, которая составляет примерно 50% от конечной цены топлива. И повышение акцизов в РФ напрямую влияет на динамику роста цен на бензин.

В последнем обзоре Центробанка РФ прогнозируется снижение акцизов на бензин в 2018 году с июля. И вслед за устранением главной причины роста цен потребители ждут снижения стоимости бензина. Надеемся, что это не заставит себя ждать.

От чего зависят цены на бензин и какими они будут в России в 2019 году: прогнозы чиновников и экспертов

Цена топлива напрямую влияет на уровень жизни населения. Если стоимость горючего растет, то дорожают услуги и товары, увеличиваются расходы на использование личного транспорта, а также на проезд в общественном и т. д. Наши эксперты изучили текущие экономические реалии и прогнозы экспертов в отношении того, какими будут цены на бензин в 2019 году.

Как формируются цены на бензин в России

На ценообразование топлива в РФ влияют две группы факторов:

  1. Макроэкономические, т. е. общемировые.
  2. Локальные, связанные с особенностями нефтеперерабатывающей отрасли и внутренней политикой властей по наполнению госбюджета России.

Рост себестоимости горючего эксперты объясняют:

  • государственным вмешательством в регулирование цен на внутреннем рынке;
  • изменением процентной ставки по акцизу;
  • колебаниями нефтяных котировок;
  • сезонными колебаниями.

Цены на нефть и бензин в Европе 2014-2018

Чтобы понимать особенность ценообразования на топливо в России, стоит взглянуть на следующую диаграмму, отображающую стоимость нефти и цен на бензин в европейских странах в период 2014-2018 годов.

Цены на нефть и бензин в России

График демонстрирует прямую зависимость между ценой черного золота и топлива. Однако в России ситуация выглядит иначе:

Очевидно, что при падающей нефти цена бензина в РФ стабильно шла вверх. Причина такого несоответствия заключается в том, что стоимость черного золота – лишь один из факторов, влияющих на ценообразование топлива в нашей стране, а кроме этого, не менее сильное воздействие оказывают:

  • погодные условия;
  • уровень инфляции;
  • обменный курс рубля;
  • транспортные расходы;
  • геополитические риски;
  • объем нефтеперерабатывающих мощностей;
  • внешняя политика государств, входящих в ОПЕК.

Полная цепочка факторов, определяющих цену бензина выглядит так: расходы на добычу нефти + транспортировка + переработка + доставка до розничных точек + НДС + Акциз + НДПИ + доход добытчиков и переработчиков = цена 1 л бензина.

К тому же в 2018 прекратили работу 3 компании, занимавшиеся нефтепереработкой, а это снизило предложение при возросшем спросе, что стало дополнительной причиной роста цен. Ситуация к началу 2019 году не улучшилась, и эксперты объясняют, почему стоимость бензина продолжит подниматься.

Почему дорожает топливо на заправках

С 1 января 2019 в рамках планового повышения был поднят размер акцизного сбора. Теперь производители топлива будут платить налог в 1,5 раза больше, чем раньше. Рост таких затрат заложат в цену, по которой бензин попадет оптовикам. Посредники будут вынуждены скорректировать свои расходы и прибыли, связанные с поднятием акциза, и тоже увеличат конечную стоимость продукта.

Читать еще:  Основные достоинства и недостатки АКПП

Кроме акциза, государство подняло НДПИ – налог на доходы от полезных ископаемых, а заодно снизило пошлину на экспорт нефтепродуктов. Это сделало продажу нефти и ГСМ за рубеж для производителей более выгодной, чем реализацию добытого черного золота на внутреннем рынке РФ.
При такой схеме, которая уже реализуется, страдает розница. На АЗС не могут увеличивать стоимость бензина, согласно новым реалиям, т. к. государством на это наложен запрет. Из-за искусственного сдерживания цены АЗС несут убытки, часть из них закрывается.

Ситуацию усугубляет растущая инфляция. ЦБ России уже скорректировал прогнозные значения в отношении инфляционных ожиданий, заявив, что удержать обесценивание рубля на уровне 4% в год не удастся. Поэтому вопрос о том, будет ли дорожать бензин в 2019, уже не стоит. Сейчас граждан и представителей бизнеса волнует, насколько сильным будет повышение цен. В таблице приведены цены на топливо по состоянию на февраль 2019.

МаркаМаксимальная ценаМинимальная ценаМаксимум по столице
Дизтопливов Красноярске 50,8в Саратове 45,249
АИ 98в Краснодаре 50,9в Омске 47,353,7
АИ 95в Краснодаре 46,7в Казани 43,149,3
АИ 92в Краснодаре 43,2в Казани 40,543,2

Каких цен на бензин ожидать в 2019 году

Прогнозы в отношении стоимости бензина на текущий год делятся на две категории:

  1. Осторожные сценарии от государственных ведомств.
  2. Резко негативные прогнозы от независимых экспертов.

Чиновники считают, что сумеют сдержать повышение цен, а независимые аналитики уверены – сделать это государству уже не под силу.

Что говорят чиновники

Представители государственного аппарата высказывают прогнозы, в которых они обещают искусственно сдержать рост цен на топливо. Например, в Федеральной антимонопольной службе сообщили, что поднятие акциза не скажется на розничной стоимости бензина. При этом сотрудники ФАС согласны, что в 2019 подорожание остановить не удастся, но уверены, оно не превысит ожидаемого Центробанком уровня инфляции в 4,3%. Такое же мнение высказывают в Минфине, заверяя, что рост розничных цен будет связан исключительно с темпами инфляции.

«Правительство понимает опасность повышения цен на топливо и предусмотрело меры для компенсации возросшей финансовой нагрузки. Поэтому населению не нужно ожидать поднятия стоимости на бензин и дизель сверх ожидаемого ослабления рубля в пределах 4-4,3%».
Антон Силуанов, Министр финансов РФ.

Если верить таким прогнозам, то 1 литр 95-го поднимется в 2019 на 1,5-2 рубля. Однако независимые аналитики считают, что подорожание окажется более внушительным.

Что говорят независимые эксперты

В худшем сценарии развития событий от независимых экспертов проскакивают цифры в 100 рублей за 1 л бензина в 2019. Однако большая часть прогнозов более осторожна, хотя аналитики ждут, что рост цен не ограничится 4-4,3%.

«В январе бензин уже поднялся на 2%, превысив прогнозируемый правительством порог в 1,7%. Инфляция растет резкими скачками, а не плавно и постепенно, как думали в ЦБ России. Поэтому ожидаем, что к марту 2019 топливо уже подрастет на 3-5%».
Антон Покатович, главный аналитик BCS.

Трейдеры считают, что рост цены топлива ожидается на уровне 10%.

«С 1 января НДС подняли на 2%, т. е. прогнозируемое правительством увеличение цен на топливо до 1,7% – нереальная отметка, поскольку она делает реализацию нерентабельной. В сочетании с поднятием акциза думаю, что до конца 2019 бензин подорожает минимум на 10%».
Михаил Мащенко, аналитик соцсети для трейдеров eToro.

Исходя из наиболее осторожных прогнозов, россиян в 2019 ждет повышение цен на бензин в пределах 4,3-10%. Если же искусственные меры по сдерживанию окажутся неэффективными, то топливо может подорожать на 50-100%.

Себестоимость бензина

На автозаправках продают топливо, которое стоит в несколько раз больше, чем стоимость исходного сырья. Каждый владелец транспортного средства, при новом подорожании задумывается о том, какова себестоимость бензина на самом деле. Это связано с тем, что цена топлива не сопоставима с доходом среднестатистической российской семьи.

Из чего складывается себестоимость бензина

Бензин любой марки производят из нефти. Чтобы получить черное золото, нужно найти и разработать месторождение. Доставить на переработку, где произведут бензин. Транспортировать топливо на автозаправку. После чего, автомобилист сможет купить топливо и заправить автомобиль. Каждый участник процесса должен заплатить налог и акциз.

Ценообразование себестоимости 1 литра бензина складывается из совокупности затрат всех участников производства:

  • себестоимость затрат добычи нефти;
  • транспортные расходы на доставку;
  • стоимость переработки нефти;
  • расходы на розницу;
  • налог на прибыль;
  • акцизный сбор;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог недропользователей;
  • совокупная прибыль каждого участника.

Самый сложный — процесс разработки месторождения и добычи черного золота. Правильно организованные процессы переработки и доставки не представляют технических сложностей. Остальное в стоимости топлива — разного вида налоги.

Разведка, добыча нефти

Процесс добычи нефти начинается с геологической разведки местности. Применяются современные технологии анализа местности, аэрофотосъемка, сейсмическая разведка. Проверяют глубину залегания, анализируют структуру почвы. Проводят различного рода экспертизы. Для этого требуются значительные инвестиции.

Установка буровой и бурение скважины, даже на небольшую глубину, потребует затрат на сумму более 1,5 млрд рублей. В случае незначительной ошибки убытки оказываются велики. Чтобы проект окупился необходимо понимать объемы месторождения и его доступность для разработки.

На первом этапе используют проверочные скважины для выемки проб, которые отправляют на экспертизу. До применения георазведки примерно 70 % предварительных скважин приходилось запечатывать. Технологии ускоряют процесс и минимизируют расходы добывающих компаний.

Буровые установки находятся в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в южном регионе, которым требуется рабочий персонал. Затраты на обслуживание буровой установки и оплаты труда персонала окупаются быстро. Единожды разработанное месторождение позволяет качать качественную нефть долгие годы. В России, себестоимость добычи в стоимости 1 литра бензина составляет около 10 %.

Транспортировка

Прибыльная работа разработанных месторождений по территории всей страны невозможна без транспортировки продукта к месту переработки. До того как сырую нефть транспортируют к месту переработки, она поступает в сепараторы, которые обеспечивают ее очистку от примесей и газов.

Транспорт обеспечивает регулярность поставок, которые не зависят от погодных условий. Осуществляют транспортировку несколькими способами:

  • железнодорожный, в цистернах;
  • автомобильный, в цистернах;
  • водный, в танкерах;
  • трубопроводный.

Какова будет себестоимость бензина зависит от вида транспортировки. Автомобильные перевозки имеют высокую себестоимость, несмотря на широкую сеть дорог по стране. Грузоподъемность автомобильной цистерны имеет ограничения. Поэтому целесообразно их применение только для коротких расстояний.

Морские перевозки имеют ограничения по месту расположения скважины. Они применимы для месторождений, находящихся на море. Некоторые маршруты доступны только в летний период.

Железнодорожный транспорт применим на разные расстояния и не зависит от погодных условий. Чем больше вагонных цистерн будет в составе, тем ниже себестоимость перевозки.

Самая низкая себестоимость транспортировки — по трубопроводу. Таким способом перекачивают до 90 % объема добываемой нефти от буровой на перерабатывающие предприятия.

В сумму входит много факторов, влияющих на цену, в том числе зарплата водителей, топливо для транспортировки.

Затраты на транспортировку занимают 1,2 % в стоимости литра топлива.

Переработка

Технологический процесс переработки заключается в разделении на фракции. В результате получают готовый продукт:

  • керосин;
  • дизель;
  • бензин;
  • моторные масла;
  • битум;
  • сжиженные газы;
  • мазут;
  • различные вещества и химические соединения.

В зависимости от технологии перерабатывающий завод может давать от 5 до 40 производных нефтепродуктов, которые применяются в промышленности, для производства пластика и тканей.

Производство и переработка нефтепродуктов в себестоимость литра бензина ложатся в размере 6 %.

Готовая продукция отправляется на хранение или на продажу оптом. Перерабатывающие предприятия либо подрядные организации обеспечивают транспортировку. С оптовых баз поступает в розничную торговлю.

Расходы на розницу

Розничную торговлю бензина осуществляют через заправочные станции. Для постройки АЗС необходимо найти место, разработать проект, получить разрешения на строительство. Построить заправочную станцию в соответствии со всеми стандартами безопасности, подвести дороги. Организовать работу и нанять персонал, которому нужно платить заработную плату и социальные выплаты.

Теперь можно продавать топливо в розницу автомобилистам. Затраты на розницу в себестоимости топлива находятся на уровне 11 %.

Совокупная прибыль

Этот термин означает общую сумму прибыли, которую получат все участники цепочки производства бензина:

  • разведка месторождений и добыча нефти;
  • транспортировка;
  • переработка на НПЗ;
  • реализация на АЗС.

Каждое предприятие закладывает в конечную стоимость своего продукта прибыль, которая необходима для развития и модернизации. Прибыль является важным показателем эффективной работы каждого предприятия занятого в процессе изготовления бензина.

Эти совокупные затраты в себестоимости литра российского бензина занимают около 23,3 %.

Если разбить совокупную прибыль на четырех известных участников, то выходит, что каждый из них получит чистую прибыль 5-6 %.

Налоги на бензин

Наибольшую часть в цене бензина занимает налог взимаемый государством. Эта часть состоит из нескольких:

  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере — 16,9 %.
  • Ставка акцизов на нефтепродукты — 12 %.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере — 15,3 %.
  • Налоги на прибыль, которые берут с оплаты труда и других — 4,8 %.

Эти налоги оплачивают добывающие и перерабатывающие предприятия. Соответственно они заложены в цене для конечного потребителя. Проценты указанных налогов ориентировочны, поскольку их соотношение и розничная цена бензина не является постоянной величиной и меняется по нескольку раз в год.

Общий процент налоговой нагрузки в стоимости составляет около 49 %.

Подсчет себестоимости 1 литра бензина

Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:

  1. Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
  2. Совокупная прибыль = 23,3 %.
  3. Общий процент налогов = 49 %.

Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.

В рублевом выражении получаем:

  1. Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
  2. Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
  3. Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.

Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:

41,53 – 20,35 = 21,18 рубля

В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:

41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля

За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.

Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:

6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля

В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.

В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector