0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ограничения для автомобилей с евро номерами

В России вступили ограничения по экологическому классу

Пока новый закон будет работать лишь на бумаге

Александр Шаронов, фото «РИА Новости», «Коммерсантъ», autoexpress.co.uk

1 июля вступили в силу поправки в ПДД, касающиеся неэкологичного транспорта. Государство усиливает контроль над машинами со старыми моторами и вводит более жесткие ограничения. Соответствующее постановление было подписано Дмитрием Медведевым еще год назад.

Согласно мнению властей, поправки не только позволят регулировать движение транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ по территории городов, но и создадут преференции для более «чистых» машин.

Кто попал в опалу?

Ограничения затронут автомобили с двигателями класса «Евро-0», «Евро-1» и «Евро-2». Они характеризуются большим количеством вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах. В основном это достаточно старые машины или как минимум устаревшие.

Где запретят ездить?

Власти городов смогут вводить ограничения не въезд таких автомобилей в определенные районы с неблагоприятной экологической обстановкой. С этой целью вводятся новые дорожные знаки, которые будут обозначать границы таких областей.

В постановлении правительства №832 упоминается знак «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Он запрещает движение машин, чей экологический класс ниже указанного. Также появится табличка «Экологический класс транспортного средства». Дорожные власти смогут применять ее в сочетании со знаками «Движение механических транспортных средств запрещено», «Движение грузовых автомобилей запрещено», «Движение мотоциклов запрещено», «Поворот запрещен» и так далее.

Но, как это нередко бывает с нововведениями в России, пока все эти знаки существуют лишь на бумаге. Проблема в том, что технические требования к ним еще не закреплены в ГОСТах: Министерство транспорта попросту не успело подготовить новую редакцию. Это означает, что даже с учетом вступления в силу поправок в ПДД, пока все остается по-старому: ГИБДД пока не сможет устанавливать новые знаки.

Кто будет контролировать соблюдение нового правила?

Следить за соответствием экологического класса автомобиля будут дорожные камеры и инспекторы. Они смогут сверить данные о каждом транспортном средстве с информацией, указанной в базе данных МВД. Инспектор может проверить экологический класс в свидетельстве о регистрации.

Какой установлен штраф?

Еще один нерешенный вопрос связан с ответственностью водителей. Пока правительство не ввело отдельного наказания для нарушителей нового правила. Формально к ним можно применить лишь ст. 12.16 КоАП, ч. 1 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы». Штраф — 500 рублей.

Много ли в России «экологичных» машин?

Аналогичные ограничения уже давно действуют во многих городах Европы. Однако в России ситуация усугубляется двумя факторами. Во-первых, средний возраст автомобиля в нашей стране — 11 лет. Во-вторых, специфика рынка такова, что технически устаревшие модели могут десятилетиями оставаться на конвейере.

Второй аспект нивелируется тем, что производители иногда обновляют моторы. К примеру, даже «УАЗ-Хантер», являющийся слегка модернизированной версией УАЗ-469 родом из 70-х, с недавних пор оснащается мотором, соответствующим нормам «Евро-5».

Если верить данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2018 года из 42,4 миллиона легковых автомобилей в России почти треть (27 %) не соответствовала никаким ограничением (формально этот класс обозначится «Евро-0»). Еще 4,4 % пришлось на «Евро-1», 12,2 % — на «Евро-2», 14,6 % «Евро-3», 28,7 % — на «Евро-4» и 13 % — на «Евро-5».

Будут ли штрафовать совсем старые машины?

В России экологическая норма двигателя стала указываться в СТС с 2010 года. Это означает, что выпущенные ранее автомобили формально не соответствуют никакому классу, даже если в действительности они вполне современны (к примеру, произведенные во второй половине 2000-х годов иномарки могут соответствовать «Евро-4»).

Весьма неоднозначен вопрос с наказанием владельцев подобных машин. Поскольку информация об экологическом классе не внесена в автомобильные документы, то де-юро в этом случае полагается штраф. В ГИБДД пока не дали разъяснений на этот счет, но велика вероятность, что для старых машин дадут поблажку.

В этом случае сложится парадоксальная ситуация: будет выгоднее владеть старой коптящей развалюхой, чем относительно свежей машиной с «Евро-2» (а впоследствии наверняка и с более строгими нормами, в том числе «Евро-3», «Евро-4» и так далее).

Грузовикам с экоклассом ниже Евро-3 могут запретить въезжать в центр Москвы по ночам

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Грузовому транспорту с экоклассом ниже Евро-3 могут запретить въезжать в центр столицы в ночное время. Об этом сообщил во вторник в ходе пресс-конференции в ТАСС заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин.

«Грузовой транспорт находится в центре нашего постоянного внимания. Благодаря мерам по ограничению сейчас действует запрет на въезд в дневное время грузовых автомобилей с экоклассом ниже Евро-3 в пределы Третьего транспортного кольца (ТТК), и на само ТТК. А на территории от ТТК до МКАД нельзя передвигаться с экологическим классом ниже Евро-2. Вместе с тем, мы прорабатываем вопрос о возможности распространения данных ограничений на круглосуточной основе», — сказал Пронин.

Согласно постановлению правительства Москвы, въезд в центр города, который ограничен Третьим транспортным кольцом, разрешен только тем грузовикам, которые отвечают требованиям Евро-3. Для въезда на территорию от ТТК до МКАД необходимо иметь грузовик экологичностью не менее Евро-2. Данное ограничение действует с 06:00 до 22:00 ежедневно.

«Хотел бы подчеркнуть нашу нацеленность на экологичность, всех наших транспортных решений, связанных с обновлением подвижного состава, любых других инфраструктурных вопросов. Важно обозначить то, что уже делается, что достаточно, на наш взгляд, большой шаг вперед в целях снижения выбросов от воздействия транспорта на городскую среду. В числе принимаемых мер — мы ограничиваем движение грузового транспорта, в том числе в зависимости от экологического класса», — сказал Пронин.

Он также отметил, что Москва — один из первых регионов России, который запретил продажу на АЗС бензина ниже Евро-5.

«Новый транспортный потенциал Москвы, в целом, направлен на инновационные решения: открытие МЦК, МЦД, движение железнодорожного транспорта на основной территории города Москвы, обновление общественного транспорта — 88% автобусов соответствуют совершенным экологическим требованиям — не ниже экокласса Евро-4, а, в основном, это Евро-5. Средний возраст автобусов в Москве сегодня составляет семь лет. Все коммерческие маршрутки уже давно работают на новых автобусах с новыми экотребованиями Евро-5», — заключил Пронин.

Машину — на учет

До начала года у нас не было четко прописано, какой транспорт участвует в международном движении, какой должен быть зарегистрирован в России. Но с начала этого года вступил в силу закон о регистрации транспортных средств. И в итоге некоторые автовладельцы оказались вне закона. Дело в том, что они пользовались льготным законодательством соседних государств для ввоза автомобилей. Но, вот беда, не захотели действовать в соответствии с российским законодательством, хотя намеревались использовать машины именно в России.

А по закону владелец такого транспортного средства обязан зарегистрировать его в течение десяти дней со дня ввоза на территорию России на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории России.

Грубо говоря, некий российский гражданин стал собственником машины, которая стоит на учете в Армении. Казалось бы, и бог с ним, но нет. Дело в том, что до недавнего времени в этой республике действовали льготные правила растаможивания машин. Они не соответствовали международным договорам. По сути, купив за бесценок машину в Армении и поставив там ее на учет, автовладелец пользовался безграничными правами. В том числе возможностью безнаказанно проезжать под камерами фотовидеофиксации нарушений. Когда-то штраф дойдет до него. Да и дойдет ли?

Теперь Госавтоинспекция уточнила, что требования не регистрировать автомобиль в России распространяются только на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. Транспортное средство считается находящимся в международном движении, если оно принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года.

Для регистрации необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства в бумажном или электронном виде — его оформление осуществляется таможенными органами.

Таким образом, в случае, если автомобиль зарегистрирован в другом государстве — члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок на основании паспортов транспортных средств, выданных таможенными органами.

Отсутствие такой регистрации — это административное нарушение, которое влечет за собой штраф в размере от 500 до 800 рублей, а при повторном нарушении — штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев.

Но если владелец такого транспорта зарегистрирован в России и имеет доверенность на управление этим автомобилем, то предъявить к нему претензии будет очень сложно.

Можно ли законно ездить на нерастаможенной машине

На многих автомобилях в России можно увидеть регистрационные знаки других государств. Это означает, что транспортное средство не проходило процедуру стандартной таможенной очистки при пересечении границ РФ.

Отмечая тот факт, что такие авто не привлекает к себе пристального внимания сотрудников ГИБДД, многие автомобилисты задаются чисто практическим вопросом — можно ли ездить на нерастаможенной машине в России.

Требования закона в сфере таможенного оформления автомобилей

По российским законам любое транспортное средство (ТС), ввозимое из-за границы, в течение одних суток должно быть представлено на таможенный пункт для осуществления его проверки, оплаты пошлин и налогов (при необходимости) и оформления необходимых разрешительных документов. Только после этого автомобиль может законно передвигаться по российским дорогам. В противном случае — при игнорировании этих процедур — первая же встреча с сотрудником ГИБДД обернется очень неприятным сюрпризом, так как машина будет считаться контрабандным товаром.

Отечественное законодательство разрешает эксплуатацию нерастаможенного автомобиля на территории России с некоторыми временными ограничениями («сколько можно ездить на нерастаможенном авто») только двум категориям лиц:

  1. Иностранным гражданам, оформившим временное пребывание в РФ. Иностранец оформляет на таможенном посту временный ввоз автомобиля, который имеет регистрацию в другом государстве, без уплаты каких-либо таможенных пошлин и налогов. После этого он может пользоваться машиной весь срок пребывания в России, но не более 1-го года;
  2. Россиянам, купившим автомобиль, зарегистрированный в другой стране, и въехавшим на нем на территорию РФ с оформлением временного ввоза. Срок пребывания такого автомобиля в России ограничен 6-ю месяцами за 1 год, а его владелец обязан уплатить за ввозимую машину ряд таможенных пошлин и налогов.

Такой порядок ввоза автомобилей в РФ носит название «временного ввоза» и регламентируется отдельными положениями таможенного законодательства («Соглашение о порядке перемещения. » и «Инструкция о порядке совершения таможенных операций. » №311 от 18.06.2010 г.), согласованного и принятого государствами-членами Таможенного Союза.

Нюансы использования нерастаможенных авто в России

Как ездить на нерастаможенной машине в России, не нарушая установленных законом норм и правил? Для этого надо просто знать эти правила и своевременно осуществлять с ввезенным в Россию автомобилем необходимые процедуры и манипуляции. Временное разрешение на эксплуатацию нерастаможенного авто действует не более 6 месяцев. По истечении этого времени автомобиль должен получить продление срока временного ввоза в таможенном органе, расположенном по месту регистрации владельца, или же покинуть пределы РФ (пересечь границу с обязательным закрытием временного ввоза на таможенном пункте).

Читать еще:  Замена помпы на Форд Фокус 2

Информация о закрытии временного ввоза (или его продлении) в течение 15 суток предоставляется в таможенные пункты, оформлявшие ввоз. При отсутствии такой информации автомобиль попадает в таможенную базу «не вывезенных автомобилей», в отношении которых должны взиматься все установленные таможенные платежи.

Обратный въезд в Россию на вывезенном автомобиле возможен в рамках установленных законом сроков. При этом автомобиль снова подлежит прохождению процедуры временного ввоза ТС и уплате обязательных таможенных пошлин и налогов (для граждан РФ). Для совершения этих действий владелец должен предоставить таможенникам следующий набор документов:

  • личный паспорт;
  • ПТС;
  • страховой полис, полученный в стране регистрации автомобиля;
  • заполненную декларацию на временный ввоз ТС.

Безусловно, цены на подержанные автомобили в Европе намного ниже цен на аналогичные модели в России. Поэтому некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что они могут купить автомобиль за границей без оформления собственности и эксплуатировать его в России по генеральной доверенности безо всяких проблем в течение 2-х месяцев. Таким правом на самом деле обладают иностранцы, въезжающие в Россию на своих машинах. К гражданам же РФ это не имеет никакого отношения. Мало того, иностранцам запрещено выдавать россиянам генеральные доверенности на ТС, даже если сами они в это время находятся в России.

При покупке нерастаможенного автомобиля не следует забывать об имеющихся «подводных камнях» подобной операции. Одно дело, если вы осознанно совершаете этот шаг, зная, что автомобиль не может быть зарегистрирован и поставлен на госучет, а годен лишь на запчасти. Другое дело, если вы приобретаете авто для личного пользования. При попытке зарегистрировать машину вас будет ждать горькое разочарование и приличный штраф. Причем такое «мягкое» наказание (без конфискации ТС и уголовной статьи) предусмотрено, когда сделка по покупке ТС совершалась в России, а вам удалось доказать свою непричастность к ввозу на территорию страны нерастаможенного автомобиля. Предумышленное нарушение влечет куда более серьезную ответственность.

Ответственность за нарушение таможенных правил

Ответственность за нарушение правил таможенного оформления ввозимых ТС определена в следующих правовых актах:

  • Глава 16 КоАП РФ;
  • Статья 194 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

КоАП предусматривает для физических лиц административное наказание за нарушение таможенных правил в следующих случаях:

  • Нарушение установленных законом сроков уплаты обязательных таможенных платежей. Штраф для физических лиц — 500-2500 рублей;
  • Нарушение сроков подачи в таможенный орган заполненной декларации или представления положенных законом документов и сведений. Штраф для физических лиц — 1000—2500 рублей;
  • Нарушение запретов или ограничений на ввоз ТС на территорию РФ. Штраф для физических лиц — 1000—2000 руб. В определенных условиях возможна также конфискация ТС.
  • Невывоз временно ввезенных ТС физическими лицами в установленные сроки. Штраф для физических лиц — 1500—2500 руб. В определенных условиях возможна также конфискация ТС.

Уголовная ответственность для физических лиц наступает в случае уклонения ими от уплаты таможенных платежей, подпадающих под определение «крупного или особо крупного размера». По УК РФ крупным размером считается неуплата таможенного платежа, превышающего 1 млн руб., особо крупным — 3 млн руб. Учитывая сегодняшнюю стоимость легковых автомобилей премиум-сегмента, нетрудно подсчитать, что таможенная пошлина на многие модели ведущих автомобильных брендов запросто может превысить оба порога, установленных кодексом.

В случае неуплаты физическим лицом пошлины в крупном размере варианты уголовного наказания могут быть следующими:

  • штраф 100-500 тыс. руб.;
  • штраф, равный зарплате осужденного (или иного дохода), полученной им за период от 1 года до 3 лет;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • принудительные работы на срок до 2 лет (или лишение свободы до 2 лет).

При неуплате таможенной пошлины в особо крупном размере наказание может быть намного жестче:

  • штраф 300-500 тыс. руб.;
  • штраф, равный зарплате осужденного (или иного дохода), полученной им за период от 1 года до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 5 лет с дополнительными поражениями прав или без них (или лишение свободы до 5-ти лет с дополнительными поражениями прав или без них).

При пользовании нерастаможенными автомобилями в России следует строго придерживаться установленных законом сроков возможной эксплуатации и своевременно проходить необходимые процедуры для продления этих сроков или осуществления вывоза ТС за пределы РФ. Несоблюдение этих правил может привести владельца к серьезным последствиям, связанным с наступлением административной или уголовной ответственности.

Видео: Купил нерастаможенный автомобиль

Чем грозит покупка авто с иностранными номерами

Действительно, эти счастливчики не боятся нарушать ПДД перед видеокамерами, поскольку автомобили с иностранными номерами в России не зарегистрированы, а их «место прописки» находится далеко за пределами Родины. Однако экономия на штрафах — не единственное привлекательное преимущество, которым руководствуются покупатели автомобилей с иностранными номерами.

Ни для кого не секрет, что цена нерастаможенного авто существенно ниже. В этом легко убедиться, просмотрев популярные у нас литовские и немецкие сайты объявлений о продаже подержанных машин. Например, всего за 300 000—320 000 рублей там предлагаются десятилетние дизельные Mercedes-Benz C200, BMW 320 и Audi A6 в отличном состоянии.

Купив такое авто за границей, наш соотечественник может въехать на нем на территорию России с оформлением временного ввоза на строго ограниченный срок — до шести месяцев в течение одного календарного года. По истечении этого времени автомобиль должен получить продление срока временного ввоза в таможенном органе, расположенном по месту регистрации владельца, с очередной уплатой соответствующих таможенных сборов, либо обратно пересечь границу с обязательным закрытием временного ввоза на границе. Оба варианта довольно затратные.

К тому же управлять «временно ввезенным транспортным средством» имеет право только лицо, которое его ввозило в страну. Передавать руль кому-то другому запрещено. В случае утери номеров или сопутствующей документации, владельцу опять же придется возвращаться в страну регистрации авто. Еще один немаловажный нюанс — машины с иностранными номерами всегда активно останавливают сотрудники ГИБДД, поскольку по понятным причинам они чаще всего задействованы в криминальной среде.

В ПДД появится новый знак, отменяющий запрет стоянки и остановки

Чем опасна защита картера авто и для человека, и для машины

Однако не исключено, что уже в обозримом будущем после вступления в силу новых поправок в закон, эксплуатировать машину с иностранными номерами будет невыгодно. Власти намерены фиксировать весь такой транспорт при пересечении границы в специальной базе МВД, куда в дальнейшем будут стекаться сведения о всех нарушениях, зарегистрированных на каждый конкретный номер.

Кроме того, планируется наладить активный обмен данными между странами-членами Евразийского экономического союза о временно ввезенных в Россию машинах. Должников по штрафам за нарушение ПДД, эксплуатирующих машины с зарубежными номерами, просто так из России уже не выпустят. Контролировать эту сферу будет Ространснадзор, который получит право задерживать их транспорт и отправлять его на спецстоянки рядом с пограничными пунктами.

А что касается иностранных граждан, то в КоАП будут внесены поправки, которые обяжут их в случае неуплаты взыскания не только возвращать долги по штрафам, но и также дадут возможность задерживать автомобили. Не исключено, что изменения в законе вступят в силу уже в первой половине следующего года.

Старым грузовикам готовят большие налоги 14:40, 21 февраля 2020 Версия для печати

Минпромторг намерен поднять ставку транспортного налога для коммерческого транспорта класса Евро-3 и ниже. В Госдуме настроены еще радикальнее: там предлагают запретить старую технику.

Министерство промышленности и торговли намерено увеличить ставку транспортного налога на коммерческие автомобили экологического класса Евро-3 и ниже с 2021 года. В ближайшее время ведомство отправит соответствующее предложение в Минтранс. Об этом замглавы Минпромторга Александр Морозов сообщил на прошедшем вчера совещании по развитию городского электрического пассажирского транспорта.

В Минпромторге отмечают, что предложение подготовлено совместно с федеральными органами исполнительной власти для выполнения поручений правительства.

По оценкам ведомства, общая численность грузовиков и автобусов класса Евро-3 и ниже составляет примерно 3 млн штук. Чиновники уверены: такие машины наносят огромный ущерб экологии России и здоровью российских граждан. Они считают, что увеличение налогов подтолкнет предпринимателей к обновлению автопарка и сократит количество вредных выбросов.

С более решительным предложением выступил Евгений Москвичев, Глава комитета Госдумы по транспорту и строительству. Он предлагает запретить машины с экологическим классом Евро-0 и Евро-1.

— Давайте скажем «нет» автомобилям, которые работают на коммерческой основе, (с экологическим классом) Евро-0 и Евро-1, давайте мы их в историю сдадим, им по 35–37 лет, а мы покупаем, покупаем запчасти, – приводит его слова ТАСС.

«Коммерсантъ» опросил ведущих автопроизводителей и узнал их мнение о предложении чиновников. Представители КамАЗа считают запрет на использование старой техники недопустимым, но предложение Минпромторга о повышении ставки налога поддерживают. «Соллерс» также поддерживает предложение ведомства, а в группе ГАЗ отмечают, что действия министерства являются неизбежной реакцией правительства на стремительное устаревание автопарков. Еще один источник «Коммерсанта», представляющий один из концернов, считает, что

самым эффективным средством, способствующим обновлению автопарков, была господдержка, от которой Минпромторг отказался.

Предложения о запрете старых грузовиков поступали и ранее. В прошлом году с такой инициативой выступила зампред комитета Госдумы по промышленности Альфия Когогина, предложившая ввести для большегрузов предельные сроки эксплуатации. А в 2014 году Минпромторг предлагал отправить в утиль грузовики и автобусы возрастом старше 15 лет.

«Если пошлину сделают заградительной, многие перевозчики уйдут с рынка»

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает инициативу Минпромторга нецелесообразной. Он уверен: никакой логики в ней нет, и пользу экономике повышение налогов не принесёт.

Читать еще:  Лучшая автомобильная шпаклевка: какую выбрать, разновидности, особенности применения

— Обновление автопарка должно стимулироваться облегчением условий работы, возможностью зарабатывать деньги, наращивать обороты, – отмечает Валерий Войтко. – А если ставки падают и грузов нет, ничего хорошего из этого не выйдет.

— Насколько поднимут налог? На 10-15%? Это ни о чем. А если пошлину сделают заградительной, многие перевозчики просто уйдут с рынка.

Эксперт отмечает: старые машины с двигателями низкого экологического класса сегодня можно встретить где угодно. Много такого транспорта принадлежит муниципальным и обслуживающим предприятиям. В регионах муниципалы не смогут обновить автопарки из-за отсутствия средств.

— Страна огромная, условия работы везде разные. Для Москвы и Питера это может и актуально, но какие экологические требования могут быть в Сибири, на Чукотке, на зимниках? Туда еще миллион машин можно закинуть, и это будет абсолютно неощутимо.

Сама по себе проблема обновления автопарка, отмечает координатор ассоциации «Дальнобойщик», всегда упирается в доходность бизнеса грузоперевозок. Предприниматели, обеспеченные работой (например, имеющие долгосрочные договоры с предприятиями) предпочитают покупать в лизинг новые машины: они реже ломаются и не простаивают на ремонте. Но перевозчики, у которых нет постоянной работы, которым сложнее зарабатывать, чаще используют старую технику, и для многих из них повышение налогов может стать неразрешимой проблемой.

Другие эксперты также подвергли критике предложение Минпромторга. Вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов отметил, что ведомство фактически предлагает ввести экологический налог и напомнил, что люди ездят на старых автомобилях «. не потому, что так хотят портить природу». Но особенно красноречив был координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов:

— Можно запретить, например, эксплуатацию старых сморщившихся людей, они же все равно больные и экономически невыгодные,

– приводит его слова Газета.ru. – Лучшего и фактически смертельного удара по российской экономике придумать просто невозможно.

Новые требования к экологическим нормам и классам автомобилей

Еще в прошлом веке люди придумали способ, как измерять количество и объемы вредных отходов, которые получаются в результате сжигания топлива транспортных средств, такого как бензин и дизель. 100 лет назад Европа и Америка задыхались от выхлопных газов, а уровень загрязнения окружающей среды был значительно выше принятых сегодня норм.

Что такое экологический класс

Экологические классы – это категории, на которые условно разделены механические транспортные средства, такие как автомобили, поезда, плавательные суда и авиатранспорт. Каждому из них присваивается класс в зависимости от того, как много вредного вещества содержится в отработанных газах после того, как топливо проходит полный цикл сгорания и преобразования в движущую энергию. Помимо выбросов, на классовость автомобилей также влияет вредность испарений от топлива, которое оно использует.

В чем разница между экологическими классами

Ученые посчитали, что среднестатистический легковой автомобиль потребляет в течение года до 4 тонн кислорода. Взамен он выдает примерно 800 кг угарного газа, 200 кг углеродистых веществ и до 50 кг оксида азота, который имеет слабое наркотическое воздействие на организм человека и более известен как «веселящий газ».

Очевидно, что подобный набор элементов не способствует оздоровлению окружающих людей. Потому в рамках Женевского соглашения был принят ряд документов, регламентирующих разделение ТС на классы с присвоением числовых идентификаторов от 0 до 6. Чем больше число, тем более экологически чистым признается автомобиль. Итак, какие сегодня существуют стандарты и как они между собой отличаются:

  1. Евро-1. Самый первый стандарт, введенный в 1992 году. Он был предельно лояльным к автомобилистам и распространялся только на ТС, использующие в качестве горючего бензин.
  2. Евро-2. Является доработанной версией первого стандарта. Появился спустя 3 года, в 1995. Основные изменения: добавление к перечню регулируемых средств тех, что используют дизель. Требования по выбросам ужесточились в 3 раза.
  3. Евро-3. Все так же учитывает бензиновые и дизельные двигатели. Норма вредных веществ, находящихся в выхлопных газах, была снижена в сравнении с Евро-2 на 40%.
  4. В 2005 году появился следующий экологический стандарт – Евро-4. Ничего существенно не изменилось, кроме количественных норм для вредных выхлопов. Их опасность должна составлять еще на 40% меньше, чем у третьего класса. В России этот стандарт официально приняли только в 2010 году.
  5. Евро-5. До недавних пор – наивысший класс. Особенность его в том, что его приняли не одновременно для всего транспорта, а отдельно для грузовых и легковых машин. В октябре 2008 года новые правила коснулись новых выпускаемых в Евросоюзе грузовиков, а для легковых автомобилей был принят на год позже – в сентябре 2009. Для России законодательно установлен с начала 2014 года, а окончательный полноценный переход на пятый стандарт состоялся лишь в начале июля 2016 года.
  6. Евро-6. Для стран Евросоюза стандарт открыт в 2015 году. В РФ на законодательном уровне стандарт принят не был. Но с 14 апреля 2018 года на уфимском нефтеперерабатывающем заводе «Башнефть» действует производство бензина, соответствующего нормам 6-го класса экологичности.

Начиная с 4-го класса, нормы выбрасываемого оксида углерода не изменяются и составляют 0,5 г/км. В то время как допустимое количество оксида азота и прочих более сложных соединений постоянно снижается.

Экологический класс вашего авто: как узнать

Каждый порядочный автовладелец обязан знать характеристики своего транспортного средства. Как правило, объем и мощность двигателя, максимальная скорость и скорость разгона до 100 км/ч, габариты своего авто знают все. Но очень многие забывают о деталях, которые также являются значимыми. В числе их находится и экологический класс.

Существует несколько способов узнать, к какому экологическому классу принадлежит ваше авто. Самый простой из них – открыть и внимательно изучить паспорт технического средства (ПТС). Там должна быть соответствующая отметка. Стоит отметить, что непосредственно в техпаспорте указывать класс стали начиная с 2010 года. Если по каким-то причинам у вас нет возможности проверить это, можно зайти на сайт Росстандарта. Также информация об экологических классах есть в Федеральной таможенной службе (ФТС).

Всегда ли класс написан в документах на авто

Несмотря на важность экологического класса для законодательства, его не всегда можно найти в свидетельстве о регистрации ТС. Такое бывает, когда автомобиль был куплен во времена еще старых образцов документов, в которые классовость среди прочей информации не включалась. И с тех пор у него был только один владелец.

Если в вашем свидетельстве о регистрации ТС нет записи об экологическом классе, значит, пришло время заменить устаревший документ на современный. Процедура перерегистрации проводится во всех отделениях Госавтоинспекции. Однако обращаться нужно в то, по адресу которого был зарегистрирован автомобиль. Допускается обращение в другой участок, но даже если его примут, то все-равно будут перенаправлять по правильному адресу, а это лишние временные траты.

Для того чтобы получить новое свидетельство, нужно написать заявление на имя начальника местного ГИБДД прошение о признании старого документа недействительным с выдачей нового. Рассмотрение и оформление новых документов происходит в порядке живой очереди, потому точных сроков заранее знать не получится.

Когда заявление принято, нужно подготовить пакет документов:

  1. Технический паспорт ТС.
  2. Документы на право собственности. Это может быть договор купли/продажи или дарственная.
  3. Паспорт и идентификационный номер владельца авто, а также продавца или дарителя.

Стоимость нового свидетельства зависит от вида: бумажный вариант обойдется всего в 500 рублей, а за пластиковую карточку нужно заплатить 1500 рублей.

Новые дорожные знаки, введенные после 2018 года

В прошедшем 2018 году были внесены существенные изменения и поправки в правила дорожного движения. Коснулись они, в том числе, и экологических классов автомобилей.

С 1-го июля 2018 года на территории России начали действовать 4 новых дорожных знака, призванных улучшить экологическую ситуацию в стране. Они регламентируют, какие ТС могут въезжать в определенную зону и выезжать из нее.

5.35. «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Этот знак выглядит как автомобиль, расположенный на белом фоне, окруженном красным кругом. Ниже на знаке располагается зеленая окружность, внутри которой стоит число, соответствующее одному из экологических классов. Знак указывает на то, что право проезда дальше имеют только механические авто со стандартом чистоты не меньше числа.

5.36. «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей». Выглядит аналогично предыдущему знаку, но внутри изображен грузовой автомобиль. Знак запрещает движение грузовым авто, самоходным машинам и тракторам, чей экологический класс ниже заданного.

Еще два знака, а именно 5.37 «Конец зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и 5.38 «Конец зоны с ограничением экологического класса грузовых автомобилей» сигнализируют о том, где заканчивается область действия первых двух знаков. Кроме того, на участках со знаками 5.35 и 5.36, где присутствуют средства фото- и видеофиксации правонарушений, должен висеть специальный знак, предупреждающий водителей.

Важно! Вышеуказанные правила не распространяются на некоторую спецтехнику, такую как автомобили военных, полиции, газовых и спасательных служб, карет скорой помощи. Также сюда относятся почтовые авто, если они выкрашены в цвета «Почты России».

Кроме вышеперечисленных 4 знаков, которые ввели с уже имеющимися на них пометками о лимите на экологический класс автомобилей, выпускается также отдельная небольшая табличка 8.25. Она применяется не сама по себе, но совместно с другими запрещающими и разрешающими дорожными знаками.

Если знак запрещающий, запрет распространяется только на автомобили, класс которых ниже указанного на табличке. В случаях же, когда экологическая табличка используется вместе со знаком разрешающим, проехать под такой знак смогут ТС с классом равным или выше. Ниже приводится табличка 8.25 и перечень дорожных знаков, с которыми она может использоваться:

Что изменится в 2021 году

Введение знаков – первый этап изменений. Второй этап начнется 1-го июля 2021 года. Тогда новые правила начнут затрагивать не только ТС с недостаточной экологичностью, но и те машины, в техпаспорте и регистрационном свидетельстве которых класс не указан вовсе. Таким образом, с лета 2021 года абсолютно все ТС на дорогах России будут поделены на допустимые в определенных зонах и запрещенные.

Ввод в эксплуатацию новых знаков – не единственный способ борьбы с загрязнением выхлопами окружающей среды. С 2018 года в столице России в рамках экспериментального проекта ввели несколько ограничений на движение грузовых авто:

  1. Для грузовиков с экологическим классом ниже 3 введен запрет на въезд в центральную часть города, которая ограничена Третьим транспортным кольцом. Движение по кольцу тоже не допускается.
  2. Для авто, чей класс ниже 2, не разрешается въезжать на МКАД и территорию внутри него.
Читать еще:  Bridgestone сделал самые тонкие и безвоздушные шины

Если ТС с классом ниже указанного внесено в Реестр действующих пропусков, то проезд допускается, несмотря на все ограничения. Для всего остального не допускающегося транспорта данные запреты действуют круглосуточно.

Штрафы

На сегодняшний день никаких штрафов за нарушение требований экологических знаков не предусмотрено. Тем не менее, согласно статье 12.16 КоАП, штрафами облагаются нарушения требований некоторых знаков, которые идут в связке с экологическими. В частности:

  • 500 рублей штрафа полагается нарушителям во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, за проезд на грузовиках под запрещающие это делать знаки;
  • за несоблюдение тех же правил, запрещающих въезд грузовых автомобилей, в Москве и Санкт-Петербурге полагается штраф в 5000 рублей;
  • от 1000 до 1500 рублей штрафа придется заплатить за проезд налево, если вместе с табличкой об экологических классах висит знак, не разрешающий этого.

Таким же образом, начиная с 1 июля 2021 года, будут облагаться штрафами владельцы автомобилей, для которых не указан экологический класс.

Главные выводы

С 2018 года были ужесточены правила для водителей авто, которые не соответствуют европейским нормам экологической безопасности. Новые знаки не позволяют таким ТС безнаказанно передвигаться на всех участках дорог. В первую очередь знаки предполагается устанавливать в непосредственной близости к детским садам, школам и больницам. В марте 2019 года был анонсирован проект введения в Москве экологических зон.

А уже в 2021 году правила подействуют для авто без указанного класса вне зависимости от того, какой фактической опасностью с точки зрения экологии они обладают. То есть если ТС обладает характеристиками, удовлетворяющими экологическому классу, но об этом не говорится в документах, такому автомобилю въезд под знак будет запрещен.

“Ъ” подсчитал, сколько машин не пустят в центр Москвы и Санкт-Петербурга из-за грязного выхлопа

ГИБДД впервые раскрыла данные об экологических классах стоящих на учете автомобилей, что позволило “Ъ” определить, кого коснутся разрабатываемые властями планы по введению экологически чистых зон. Из всех машин, зарегистрированных в Москве и Подмосковье, до 44% не смогут без штрафа проехать в центральные районы столицы. В Санкт-Петербурге и Ленобласти запреты могут коснуться уже 73% всего автопарка. В общей сложности речь идет о 4,5–5,5 млн транспортных средств экологического класса ниже «Евро-3» и «Евро-4», подпадающих под потенциальные запреты в двух столицах. Впрочем, сам проект по введению запретных зон до сих пор находится в проработке, Минтранс занимается «анализом рисков», но конкретные сроки не называются.

ГИБДД опубликовала официальные данные о состоянии автопарка России на конец 2018 года. Годовую отчетность Госавтоинспекция, напомним, публикует частями — “Ъ” уже рассказывал о состоянии аварийности, самых популярных нарушениях и экзаменах на права. Общее число транспортных средств за год выросло на 765 тыс.— с 59,7 млн до 60,5 млн (+1,3%). В Москве количество транспортных средств за год сократилось на 5% (до 4,69 млн), в Московской области увеличилось на 2,7% (до 3,32 млн).

С этого года ГИБДД впервые начала публиковать официальные данные об экологическом классе зарегистрированных транспортных средств. Ранее такие сведения приводило только агентство «Автостат» со ссылкой на собственные источники и экспертную оценку. Наибольший интерес представляют прежде всего данные об автопарках Москвы и Санкт-Петербурга.

Напомним, в конце 2018 года вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу и другим ведомствам разработать «дорожную карту» по введению в столицах экологически чистых зон, куда запретят проезжать транспортным средствам с низким экологическим классом. Инициатива вызвала мощный общественный резонанс, так как старые автомобили по-прежнему составляют большую часть автопарка России. Тем не менее необходимые документы готовятся, но, по данным “Ъ”, недавно были отправлены на доработку. Какие-либо подробности проекта не раскрываются. В Минтрансе “Ъ” рассказали, что на данный момент «проводится работа с органами госвласти пилотных городов» (Москвы и Санкт-Петербурга). «В частности, анализируются возможные риски, готовятся предложения по разъяснительной работе с владельцами транспортных средств, прорабатывается вопрос введения компенсирующего механизма для различных групп населения»,— пояснили в министерстве.

Какие запреты готовили машинам с грязным выхлопом

В Москве и Московской области, судя по данным ГИБДД, из 7,6 млн механических транспортных средств (за исключением прицепов, легковые авто составляют 87% парка) 1,93 млн — с неустановленным экологическим классом. Напомним, что сведения о классе начали вписывать в паспорта транспортных средств в 2008–2011 годах, по более старым авто данных нет. Таким машинам проезд в «чистые» зоны почти наверняка запретят, тем более что для контроля планируется использовать автоматические камеры и базу данных МВД. 655,7 тыс. машин в Московской агломерации относятся к экологическому классу ниже «Евро-3», 1,44 млн — ниже «Евро-4». Иными словами, под планируемые запреты (в зависимости от того, для каких двигателей установят запрет) в Москве могут подпасть 34–44% транспортных средств, зарегистрированных на территории всей столичной агломерации.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области из 2,8 млн механических транспортных средств (легковые авто составляют 82% парка) предположительно 1,95 млн не смогут проехать в районы, где будут запрещены двигатели ниже «Евро-3», и 2,05 млн — в зоны, где запретят машины с двигателями ниже «Евро-4».

На фоне планируемых ограничений для неэкологичных авто интерес также представляет возрастная структура легкового автопарка. Из данных ГИБДД следует, что в Московской агломерации из всех 8 млн транспортных средств 3,16 млн — старше десяти лет. В Санкт-Петербурге и области — более 1,4 млн таких машин. В общей сложности в России зарегистрировано 4,28 млн машин возрастом до 1 года, 4,36 млн 1–3-летних авто, 4,89 млн 3–5-летних, 11,23 млн 5–10-летних, 8,36 млн 10–15-летних и 14,28 млн машин старше 15 лет.

Экологи измерили качество воздуха возле автодорог в восьми российских городах

Количество машин последней категории в последние годы росло (с 13,6 млн в 2015 году до 14,5 млн в 2017-м), но в прошлом году впервые сократилось до 14,2 млн. Усиление контроля за уплатой транспортного налога со стороны Федеральной налоговой службы могло привести к такому эффекту, поясняет источник “Ъ”, знакомый с ситуацией: граждане стали снимать с регистрации старые автомобили, на некоторых из которых уже давно никто не ездит.

«Грязные» машины не пустят в центр. А ваша — чистая?

В обращении председателя СПЧ Михаила Федотова говорится, что в Москве ограничение въезда для автомобилей экологического класса ниже Евро‑3 в пределы Садового кольца приведет к снижению выбросов СО2 на 17%. Что же стоит за этими цифрами?

Начнем с того, что первые стандарты автомобильного выхлопа появились в Европе в 1988 году. Это было связано с резко возросшим числом автомобилей, загрязняющих воздух в городах. С соответствующими требованиями столкнулись и производители топлива: для него тоже был разработан экологический евростандарт.

Россия в вопросах внедрения экостандартов шла в хвосте. Например, в Европе стандарт Евро‑5 был принят как обязательный в 2009 году, а у нас — лишь в 2016‑м. Это запоздание сыграет злую шутку с теми, кто не обращал внимания на столь важную характеристику своей машины.

Во всех странах Европы о грядущих ограничениях по линии экологических стандартов объявляют сильно загодя. Как правило, там автомобилист знает, что лет через десять эксплуатировать его экологически устаревший автомобиль будет невозможно, — и может подготовиться и продать (или утилизировать) его без спешки и особых финансовых потерь.

В России же решили нагнать Европу в кратчайшие сроки. Вполне вероятно, что уже в следующем году в Москве и Санкт-Петербурге появятся зоны с ограничением въезда по экологическому классу.

Как показывает наша инфографика, под запрет может попасть почти половина (43,6%) всех российских автомобилей, притом что далеко не все они — Евро‑0. До недавнего времени графа «Экологический класс» в ПТС при регистрации просто не заполнялась, а это значит, что, скажем, автомобиль Nissan Almera 2005 года выпуска с реальным экологическим классом Евро‑3 проходит в статистике как Евро‑0.

Уже с лета 2021 года все автомобили, у которых в ПТС не заполнена упомянутая графа, будут автоматически считаться транспортными средствами класса Евро‑0. Их владельцам придется обивать пороги ГИБДД и вносить изменения в ПТС, иначе ездить в крупных городах на таких машинах будет очень накладно, — летом 2021‑го карета превратится в тыкву.

Несмотря на отсутствие точных данных, можно предположить, что под экологические запреты подпадет примерно четверть всего российского автопарка, средний возраст которого приближается к 13 годам. В большинстве своем это самые дешевые автомобили, находящиеся во владении у не самых богатых людей. Например, под удар попадет пенсионер, который когда-то приобрел «шестерку» и теперь ухаживает за ней, не имея финансовой возможности приобрести другой, более экологичный автомобиль. Нелегко придется и трудяге, использующему недорогую старую машину, например ВАЗ‑2104, для передвижения и перемещения грузов.

Еще один сегмент автомобилистов, которые будут вынуждены расстаться со своими любимыми «ласточками», — владельцы старых японских автомобилей. Несмотря на возраст, многие «японки» дадут фору изделиям современного автопрома по части надежности, но ездить на них после вступления экозапрета в силу можно будет лишь за пределами крупных городов.

Не стоит надеяться на то, что экологические ограничения введут только в Москве и Санкт-Петербурге и что в других регионах автовладельцам можно не беспокоиться. На двух столицах система экозапретов будет опробована, а затем очень быстро аналогичные ограничения появятся и в других российских городах. Это лишь вопрос времени, относительного недолгого. Поставить сотню знаков и камер — не проблема.

Никаких компенсационных программ, например аналогичных программе утилизации, не планируется. Проблемы автомобилистов, особенно преклонного возраста, никого не волнуют. В конце концов, можно сдать свою машину на металлолом и на вырученные деньги купить велосипед. А что, весьма экологично!

Есть только одна важная нестыковка. На грузовой транспорт, особенно на автомобили, задействованные в системе ЖКХ и строительстве и входящие в когорту основных загрязнителей воздуха, этот запрет, скорее всего, распространяться не будет, они смогут получить индульгенцию в виде спецпропусков.

И обнаружится истинная цель идеологов этой запретительной программы — не экология, а борьба с пробками на дорогах с помощью давно известной формулы: нет автомобиля — нет проблемы. Опять же, с нерадивых можно штрафов настричь — тоже выгодно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×