0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужны ли ПДД для сегвеев и гироскутеров?

Сегвеи, гироскутеры, электросамокаты и моноколёса – какой у них статус по ПДД и нужны ли права для них?

  • 1 К какой категории по ПДД относятся сигвеи, моноколеса и гироскутеры?
    • 1.1 Сигвеи и гироскутеры
    • 1.2 Моноколеса
  • 2 Кем считаются водители сигвеев, гироскутеров и моноколес на практике?
    • 2.1 Необходимо ли иметь водительские права?
  • 3 Штрафы для владельцев сигвеев, гироскутеров и моноколес
  • 4 Новый законопроект о средствах индивидуальной мобильности
  • 5 Заключение
  • 6 Видео по теме:

Сигвеи, гироскутеры и моноколеса стали распространятся по России совсем недавно, а сейчас на улицах больших городов уже нередко встречаются люди, которые используют эти устройства, как полноценное средство передвижения. На своих «миниэлектромобилях» они ездят как по тротуарам, так и по проезжей части, иногда даже создавая аварийную обстановку или опасность для водителей или пешеходов. Однако до сих пор не ясно, какой же статус по ПДД имеют сигвеи и прочие современные электрические устройства передвижения.

К какой категории по ПДД относятся сигвеи, моноколеса и гироскутеры?

Чтобы понять, чем данные устройства считаются с точки зрения ПДД, нужно обратиться к пункту 1.2 Правил. Именно в нем даны определения всем понятиям и терминам автодорожного права.

Согласно данному пункту сигвеи, гироскутеры и моноколеса являются транспортными средствами, так как они предназначены для перевозки людей. Более того, они приводятся в движение не за счет мускульной силы, а за счет энергии двигателя, значит являются механическими ТС.

Однако ни сигвеи, ни гироскутеры, ни другие подобные электрические устройства не имеют ПТС. А в ПДД нет четкой категории для этих транспортных средств. Их можно отнести как к спортивному инвентарю, так и к некоторым транспортным средствам.

Сигвеи и гироскутеры

Чтобы установить категорию ТС, нужно выделить значимые для классификации характеристики сигвеев и гироскутеров: они имеют 2 колеса и приводятся в движение электродвигателем небольшой мощности. Согласно приведенным параметрам, данные устройства близки к категориям велосипедов, мопедов и электромобилей.

По определению велосипеда, он должен иметь от 2 колес и может иметь электродвигатель мощностью до 250 Вт в режиме постоянной нагрузки. Несмотря на то, что конструктивно сигвеи и гироскутеры сильно отличаются от велосипедов, по обеим характеристикам они подходят под эту категорию.

Мопедом сигвеи и гироскутеры признаваться не могут, так как пиковая мощность их двигателя обычно находится на уровне 350-450 Вт. В таком случае, в режиме постоянной нагрузки такие двигатели однозначно не будут дотягивать до параметра 250-4000 Вт, определяющего принадлежность к мопедам. Однако очень мощные модели сигвеев могут технически подойти под эту категорию.

Ну и последний возможный вариант – электромобиль. Определение этого термина самое расплывчатое, так как электромобилем признается любое ТС, приводимое в движение исключительно электродвигателем. То есть теоретически водители сигвеев или гироскутеров могут быть признаны водителями электромобилей. На практике же никто не будет рассматривать эти устройства как электромобили из-за их незначительных скоростных показателей и веса.

Моноколеса

Моноколеса довольно близки к гироскутерам, однако имеют существеннее отличие: количество колес. Из-за несоответствия данного критерия моноколесо не может приравняться к велосипеду, который должен иметь, как минимум, 2 колеса. В таком случае моноколесо можно отнести только к одной категории – электромобилям, как бы абсурдно это не звучало.

Кем считаются водители сигвеев, гироскутеров и моноколес на практике?

А вот на практике сигвеи и прочие подобные электрические устройства передвижения приравниваются к конькам и самокатам, несмотря на наличие двигателя. Ключевым фактором в определении категории транспорта ГИБДД считает не технические, а эксплуатационные характеристики. Стоит заметить, что в ПДД нет определения понятиям коньки и самокаты, но они встречаются при объяснении термина «пешеход». Согласно этому определению, все лица использующие роликовые коньки или самокаты признаются пешеходами.

Следовательно, если сотрудник ГИБДД остановит человека на гироскутере или сигвее, то будет относится к нему, как к пешеходу. Из этого вытекает необходимость соблюдать следующие правило: передвигаться на таком устройстве по проезжей части нельзя. Ехать нужно по тротуару, а в случае его отсутствия по обочине или краю дороги. Зато владельцы сигвеев, гироскутеров и моноколес, в отличие от велосипедистов, могут не сходить со своих устройств на пешеходном переходе.

Необходимо ли иметь водительские права?

Так как лица, передвигающиеся на моноколесах, сигвеях и т.д. являются пешеходами, то и никаких прав для управления ими получать не нужно. Более того, владельцам этих устройств вообще не требуется иметь с собой никаких документов на них, в том числе каких-либо подтверждений технических характеристик.

Штрафы для владельцев сигвеев, гироскутеров и моноколес

Как уже было установлено выше, владельцы подобных электронных устройств являются пешеходами. Соответственно, и санкции на них накладываются, как на пешеходов, например, следующие штрафы:

  • 500р (или письменное предупреждение) за любое нарушение ПДД (ст. 12.29);
  • 1000р за нарушение, создавшее проблемы в движении ТС (ст. 12.30);
  • 1000-1500р за нарушение, причинившее легкий или средний ущерб здоровью другого лица (также ст. 12.30).

Новый законопроект о средствах индивидуальной мобильности

Создать законы, регулирующие движение электросамокатов, сигвеев и подобных средств передвижения, уже пытались Московская городская Дума и Общественная палата РФ. Помимо этого, на данную проблему публично обращал внимания и Игорь Шувалов еще в 2017 году. Однако конкретные шаги были сделаны лишь в 2019: Министерство транспорта предложило ввести новое понятие «Средства индивидуальной мобильности», включающее в себя как стандартный личный транспорт (по типу самокатов или скейтбордов), так и их электрические версии (сюда и нужно отнести сигвеи, гироскутеры и моноколеса). Проект федерального закона, вносящего правки в ПДД, уже выложен на Федеральном портале.

Существенных изменений он не внесет. Управляющие сигвеями, моноколесами и т. д. также будут считаться пешеходами, однако у них появятся новые обязанности:

  1. Люди, использующие СИМ, должны будут передвигаться по велосипедной дорожке при ее наличии.
  2. Скорость движения в любом случае не должна превышать 20 км/ч.
  3. Также отдельно оговаривается запрет на езду на СИМ, оборудованных системой стабилизации (гироскутеры, моноколеса и сигвеи), по проезжей части, предназначенной для движения автомобилей.
  4. И последнее существенное нововведение: лица, использующие СИМ, должны будут пропускать обычных пешеходов.

Заключение

На данный момент конкретного статуса или категории по ПДД сигвеи, гироскутеры и моноколеса не имеют. По техническим характеристикам они ближе всего к велосипедам, однако на практике сотрудники ГИБДД считают их владельцев пешеходами. Ситуация может измениться при вступлении в силу законопроекта о средствах индивидуальной мобильности, который исправит недочеты ПДД, определит правовой статус этих устройств и урегулирует их движение в общественных местах.

Минтранс разработал ПДД для самокатов, гироскутеров, моноколес и сегвеев

Лента новостей

  • 21:20 Уровень угрозы терактов в Великобритании повышен до четвертого из пяти
  • 20:49 Лукашенко уволил посла, поддержавшего протесты
  • 20:21 Марадону после недели грусти госпитализировали с депрессией
  • 19:50 В РПЦ призвали россиян не заниматься изгнанием бесов
  • 19:25 Суд арестовал подозреваемого в убийстве «колбасного короля»
  • 19:21 Обвиняемый по делу о сбитом Boeing дал показания в суде
  • 18:51 У Александра Поветкина обнаружили коронавирус
  • 18:20 Минздрав обеспокоен ростом потребления антибиотиков при коронавирусе
  • 17:49 Пик заболеваемости коронавирусом может прийтись на середину ноября
  • 17:19 Сбербанк требует от Ozon миллиард рублей за расторжение договора
  • 16:50 МГУ поднялся в рейтинге лучших вузов мира
  • 16:21 «Пикабу» и «ЯПлакалъ» обязали хранить и передавать данные силовикам
  • 15:50 Умер один из создателей мультфильмов о Незнайке Владимир Шафранюк
  • 15:20 Объявлен кастинг актрис на космическую роль в фильме «Вызов»
  • 14:50 В России будет создан Федеральный центр по лекарственному обеспечению граждан
  • 14:20 Этери Тутберидзе утверждена тренером Евгении Медведевой
  • 13:50 В Новосибирской области приостанавливают медпомощь нековидным больным
  • 13:26 Полковника Черкалина оставили в СИЗО до конца января 2021 года
  • 13:20 «Вектор» подготовил две серии вакцины от COVID-19 для пострегистрационных испытаний
  • 13:09 Российский турист утонул у берегов Антальи
  • 12:50 Суд арестовал отставного полковника МВД за мошенничество на сумму 10 млн рублей
  • 12:50 Спецслужбы выявили легализовывавшую мигрантов ОПГ
  • 12:20 Оператор маркировки лекарств сделал ее в условиях пандемии бесплатной
  • 12:04 В Сочи пропал сооснователь проекта Skillbox Игорь Коропов
  • 11:46 В ночных заведениях Москвы будет проведена проверка QR-кодов
  • 11:12 Путин выразил соболезнования президенту и канцлеру Австрии в связи с терактом в Вене
  • 10:49 В России за сутки выявлено 18 648 заболевших COVID-19
  • 10:38 Россияне определили лучшие и худшие города для карьеры на удаленке
  • 10:04 Правительство упростило систему маркировки лекарств
  • 09:30 Палата представителей конгресса готова выбрать президента США при спорном голосовании
  • 08:56 Белоруссия на первом этапе планирует закупить 100 тысяч доз российской вакцины от COVID-19
  • 08:22 Twitter вновь отметил пост Трампа пометкой о возможной дезинформации
  • 07:48 Россия соболезнует Австрии в связи с терактом в Вене
  • 07:14 Правительство направит более 730 млн рублей на создание новых мест в школах
  • 06:40 Террористы в Вене совершили нападения в шести разных местах
  • 03:06 Террор в центре Вены: несколько человек погибли, многие получили ранения
  • 01:36 Федеральный канцлер Себастьян Курц осудил ужасные события в Вене
  • 01:25 Берлин призывает не поддаваться ненависти
  • 01:15 Макрон: «Мы, французы, разделяем боль австрийского народа»
  • 00:57 Две трети населения Словакии проверились на коронавирус за два дня
  • 00:45 Центральная часть Вены оцеплена
  • 00:39 Информация о захвате заложников в Вене не подтвердилась
  • 00:25 Министр внутренних дел Австрии подтвердил факт террористического акта в Вене
  • вчера, 23:57 Перед выборами в США магазины в нескольких городах забаррикадировались
  • вчера, 23:28 Мишустин отправил в отставку главу мусорного оператора Гудкова
  • вчера, 23:03 В Москве умерли 63 пациента с коронавирусом
  • вчера, 22:47 Модуль «Наука» запустят к МКС в апреле 2021 года
  • вчера, 22:27 Убивший прихожан в Ницце оказался заражен COVID-19
  • вчера, 22:18 В Минэнерго не увидели рисков падения цены на нефть до $10 за баррель
  • вчера, 21:55 В МВФ описали экономическую ситуацию в мире русскими буквами

Все новости »

Средствами индивидуальной мобильности запретят пользоваться в нетрезвом виде, а скорость передвижения в пешеходных зонах ограничат до 20 километров в час

Фото: Михаил Метцель/ТАСС —>

Обновлено 15 сентября в 10:05

Минтранс подготовил ряд поправок в ПДД, в которых оговариваются условия передвижения средств индивидуальной мобильности (СИМ): самокатов, гироскутеров, моноколес, сегвеев, роликовых коньков и скейтбордов. С проектом поправок ознакомился «Коммерсантъ».

В документе отмечается, что подростки старше 14 лет и взрослые должны ездить на СИМ по велодорожкам и тротуарам. На пешеходных дорожках скорость передвижения не может превышать 20 километров в час. При отсутствии пешеходных и велосипедных зон СИМ могут ехать и по краю дороги со скоростью не более 60 километров в час. Само средство индивидуальной мобильности при этом должно иметь тормоза, фонарь и катафоты.

Продюсер Business FM Анна Моргунова, которая ездит на электросамокате, говорит, что такие правила очень нужны.

— Пешеходы особенно недолюбливают тех, кто ездит на электросамокатах или на моноколесе, потому что они мешают. Пешеходы говорят: выезжайте на дорогу. А на дороге, соответственно, говорят, что надо ездить там, где пешеходы. Поэтому какие-то правила, конечно, нужны. В принципе, я и так езжу как написано в этих правилах: в приоритете пешеходы на пешеходной части, не превышаю скорость 20 километров в час. Особенно ничего не меняется, но по крайней мере ты уверен, что ты не должен был выезжать на проезжую часть, чтобы не мешать толпе людей. Я просто схожу с самоката и иду пешком, например. Но кто-то задевает самокат, возмущается, что я иду с самокатом по пешеходной части, хотя я рядом с собой его качу. В поправках написано, что я уже считаюсь пешеходом, если качу самокат рядом.

— Кто будет контролировать соблюдение этих ПДД? Реально ли сотруднику ГИБДД или полицейскому пешком как-то задержать человека на электросамокате?

— Зависит от того, на какой скорости он будет ехать, чтобы полицейский, который стоит на месте, мог подать сигнал о том, что он что-то хочет от человека, который едет на самокате.

Председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов считает, что предлагаемые Минтрансом правила не повысят безопасность дорожного движения.

Владимир Соколов председатель движения «Союз пешеходов» «Поправки, в сущности, создают нового привилегированного участника дорожного движения. При этом все средства, включая электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи, не признаются транспортными средствами, хотя в развитых странах мира, где эта проблема уже давно возникла, они признаны или транспортными средствами, или механическими транспортными средствами, в зависимости от мощности двигателя. Электросамокат с мощностью двигателя более 250 ватт является мопедом, но при этом водитель мопеда имеет номер, предусмотрена ответственность, если он наехал на пешехода или нанес вред имуществу, водителю, а лицо, которое управляет средством индивидуальной мобильности, ни за что не отвечает. В 2019 году эти самокаты совершили 140 наездов на пешеходов, не знаю с какими последствиями. Никаких исследований не было проведено: ни краш-тестов, ни исследований остановочного пути. А мы провели. И выяснилось, что для того, чтобы остановиться на скорости 20 километров в час, нужно проехать или самокатом, или велосипедом, не говоря уже о гироскутерах, 6,5-8,5 метра. Кроме того, ограничение 20 километров в час мало того, что это опасная скорость, но ее еще невозможно контролировать. Спидометр на гироскутере или моноколесе не поставишь. Это нереализуемое ограничение скорости, которое невозможно замерить ни водителю, ни полицейскому. При этом оно включается в серьезный документ — в ПДД».

Если под колеса попадет человек, это не будет считаться ДТП, пострадавшему придется в суде доказывать свое право на компенсацию вреда. О правовой дыре говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Если он попадает под колеса автомобилиста, то автомобилиста ждет масса негативных последствий. Если он сам кого-то сбивает, то обычно инспекторы разводят руками со словами «ну извините». Мы считаем, что можно приравнять электросамокаты, сегвеи и все остальные подобные транспортные средства к мопедам, чтобы их водители должны были получать обязательно права категории М, обязательно носить шлемы, не допускать движения по тротуарам, а двигаться, например, по велодорожкам».

Поправки вызвали критику и в Общественной палате России. Вот что сказал Business FM зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты, вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов.

Александр Холодов зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты, вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев «Текст никуда не годится, потому что очень сложный для понимания, много всяких «но», много всяких «если», много всяких сложных терминов и, на мой взгляд, много глупостей в тексте. Там элементарно есть даже смешные моменты, когда в случае опасности столкновения с пешеходом нужно спешиться, а как спешиться на роликовых коньках, я не понимаю, если у нас роликовые коньки точно так же попадают в те же СИМы. Таких всевозможных ляпов там большое количество».

Эксперты отмечают, что проект поправок сырой. И пока неясно главное — какие административные меры ждут нарушителей предполагаемых ПДД.

Как отмечает «Коммерсантъ», в начале сентября проект поправок в ПДД был направлен в аналитический центр при правительстве. Сейчас документ изучает профильная рабочая группа.

Читать еще:  Обновленный Ford Mustang шестого поколения

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про электрические транспортные средства, которые получили широкое распространение за последние несколько лет.

Указанному электротранспорту присваивают разнообразные названия: гироскутер, моноколесо, сегвей и другие. Они соответствуют различным типам конструкции. Однако объединяет их одна общая черта. Все эти транспортные средства предназначены для передвижения только одного человека.

В связи с этим сложилось впечатление, что гироскутеры представляют собой игрушки, которыми могут пользоваться даже дети. Рассмотрим, чем является сегвей с точки зрения ПДД и нужны ли для его использования водительские права. Приступим.

Сегвей, гироскутер, моноколесо

В первую очередь рассмотрим, что представляют собой электрические транспортные средства:

А. Сегвей — двухколесное транспортное средство, для управления которым используется руль, похожий на велосипедный.

Б. Гироскутер — двухколесное транспортное средство, не имеющее руля. Управление происходит путем переноса массы тела.

В. Моноколесо — транспортное средство с единственным колесом. Управляется переносом массы тела.

Все перечисленные транспортные средства имеют электрический двигатель, а также оснащены специальными датчиками, которые автоматически поддерживают равновесие. Т.е. управлять перечисленным транспортом довольно просто, обычно с этим без проблем справляются дети 10-12 лет. Минимальная стоимость указанных транспортных средств сравнима со стоимостью велосипеда.

Электрические транспортные средства в первую очередь предназначены для быстрого передвижения по городу, они имеют запас хода в несколько десятков километров. Величина зависит от конкретной модели. Скорость передвижения составляет несколько десятков километров в час.

Сегвей, гироскутер, моноколесо с точки зрения ПДД

Итак, с точки зрения ПДД перечисленные транспортные средства могут быть отнесены к велосипедам, мопедам и мотоциклам:

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

В первую очередь хочу обратить Ваше внимание, что все перечисленные типы транспортных средств предусматривают наличие как минимум двух колес. Поэтому моноколесо с точки зрения ПДД ни в одну из перечисленных категорий не попадает.

Не знаю, радоваться или нет обладателям моноколес. Они не попадают ни в одну из перечисленных категорий, поэтому должны соблюдать общие правила дорожного движения, предназначенные для всех транспортных средств. Т.е. моноколеса должны ездить исключительно по проезжей части.

Перейдем к рассмотрению сегвея и гироскутера. Указанные транспортные средства имеют 2 колеса, поэтому в зависимости от своих характеристик могут считаться и велосипедами, и мопедами, и мотоциклами.

1. Гироскутер является велосипедом, если мощность его двигателя не превышает 0,25 кВт, а максимальная скорость не превышает 25 км/ч.

2. Сегвей является мопедом, если мощность его двигателя составляет от 0,25 до 4 кВт, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

3. Сегвей является мотоциклом, если его максимальная скорость превышает 50 км/ч.

Как видите, в данном случае решающее значение имеет мощность электрического двигателя сегвея или гироскутера. На практике подобные транспортные средства продают через интернет и мощность двигателя на странице зачастую не указывают. Это ведет к тому, что только получив товар его счастливый владелец обнаруживает, что мощность электродвигателя составляет в районе 500 Вт, т.е. транспортное средство относится к мопедам. Это вполне стандартная ситуация, т.к. большинство гироскутеров и сегвеев на практике действительно относятся к мопедам.

Кроме того, есть некоторые модели, которые способны развивать скорость более 50 км/ч. Они вообще относятся к мотоциклам.

Нужны ли права на моноколесо?

Поскольку моноколесо не попадает ни в одну из существующих категорий транспортных средств, водительское удостоверение для управления им не нужно.

Нужны ли права на гироскутер и сегвей?

Большинство гироскутеров и сегвеев по техническим характеристикам относятся к мопедам, т.е. для управления ими потребуется водительское удостоверение категории М или любой другой категории.

К сожалению, многие участники дорожного движения не понимают, что покупают мопед. Управление гироскутером или мопедом лицом, не имеющим прав, повлечет штраф в размере 5 000 — 15 000 рублей. Если же родители передают управление гироскутером ребенку, не имеющему прав, они получат штраф в размере 30 000 рублей. Так что имейте это в виду.

Пока что никто из читателей о наложении штрафа за управление гироскутером или сегвеем не писал, однако это дело времени. В ближайшее время сотрудники ГИБДД доберутся и до сегвеев.

Кроме того, хочу отметить, что водители сегвеев и гироскутеров должны соблюдать требования ПДД для мопедов. Т.е. они могут двигаться исключительно по проезжей части, и в некоторых случаях по обочине. По тротуарам и пешеходным дорожкам гироскутерам ездить нельзя.

Примечание. Выше рассматривались модели гироскутеров, имеющие мощность двигателя более 0,25 кВт. Если на практике Вам попадется модель, имеющая меньшую мощность, то использовать ее будет нужно в соответствии с ПДД для велосипедистов. Соответственно, для управления гироскутером малой мощности водительское удостоверение не потребуется.

В заключение хочу еще раз отметить, что самая большая проблема гироскутеров и сегвеев заключается в том, что покупатели зачастую не знают, что они покупают электрический мопед, для управления которым требуется водительское удостоверение. При этом езда на подобных транспортных средствах по правилам (по проезжей части) может быть весьма опасной. Однако продавцы об этом умалчивают, а гироскутеры, сегвеи и моноколеса тем временем получают широкое распространение.

Нужны ли ПДД для сегвеев и гироскутеров?

Статья о новых мобильных средствах передвижения — нужно ли регулировать их использование правилами дорожного движения. В конце статьи — видео о «дорожных гаджетах» и ПДД.

Содержание статьи:

  • Новые средства передвижения
  • Права и обязанности
  • Мировая практика
  • Видео о «дорожных гаджетах» и ПДД

Улицы всех крупных городов наводнили многообразные транспортные средства: электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи. Так как особых правил движения для них не существуют, граждане ездят на них как по тротуарам, так и по проезжей части.

Еще в начале года депутат Госдумы Александр Васильев поднимал данный вопрос, предлагая ГИБДД приравнять хотя бы сегвеи к полноценному транспортному средству. Васильев считает, что нельзя именовать «пешеходом» того, кто может передвигаться со скоростью в 25 км/ч.

Сотрудники ГИБДД в ответ предложили внимательнее перечитать ПДД, которые вполне доходчиво объясняют, что граждане на роликовых коньках, самокатах и прочих аналогичных средствах считаются пешеходами. А по характеристикам и эксплуатационным особенностям моноколеса, гироскутеры и сегвей в полной мере можно причислить к указанному в правилах транспорту.

Госавтоинспекция не хочет относить современные устройства к классическому транспорту именно по техническим показателям: отсутствию двигателя внутреннего сгорания, объему имеющегося электрического двигателя, а также максимальной скорости. А как смотрят на этот вопрос официальные правила дорожного движения?

Новые средства передвижения

Электрические транспортные средства в последние годы обрели в России широкую популярность и массовое распространение. Они обладают разными конструкциями, имеют разное наименование, но объединяет их одно – каждый гаджет может перевозить на себе лишь одного человека. Речь идет о следующих наиболее часто встречающихся средствах передвижения:

    Сегвей – это двухколесная конструкция, внешне напоминающая модернизированный самокат, управлять которым необходимо с помощью похожего на велосипедный руля. Это наиболее быстроходное средство, которое может разгоняться до 50 км/ч.

Гироскутер – по принципу управления его можно сравнить с электрическим скейтбордом, способным развивать скорость до 25 км/ч. Это доска с расположенными по бокам колесами, которое маневрирует благодаря переносу массы тела своего владельца.

  • Моноколесо – еще этот гаджет называют моноциклом или гироциклом. Оно представляет собой одно единственное колесо, оснащенное боковыми подножками. Для его управления требуется грамотная балансировка, так как оно чутко реагирует на перенос тела находящегося на нем человека. Максимальная скорость передвижения составляет около 35 км/ч.
  • Все указанные средства оснащены электрическим двигателем и специальными датчиками, помогающими «водителю» удерживать равновесие. Таким образом, каждый из них достаточно прост в управлении и часто приобретается для детей от 7 лет.

    Такая простота и доступность вызывает впечатление, что новомодный девайс является игрушкой и не представляет опасности. Однако при запасе хода в несколько десятков километров, немалом весе и приличной для «игрушки» скорости каждый из электрических гаджетов становится вполне серьезным средством передвижения, падение с которого или наезд на пешехода может привести к тяжелым последствиям.

    Депутат Александр Васильев, предлагающий официально признать электрические гаджеты настоящим транспортным средством, видимо, рассчитывает отнести их к категории велосипедов, мопедов и мотоциклов. В ПДД имеются следующие определения:

    • велосипед – это двухколесный транспорт, приводимый в движение мускульными усилиями своего водителя, а также педалями и рукоятками. Он может быть оснащен электродвигателем и развивать скорость в пределах 25 км/ч;
    • мопед – это двух- или трехколесный транспорт, имеющий двигатель внутреннего сгорания и максимальную скорость не более 50 км/ч.,
    • мотоцикл – двухколесный транспорт с двигателем ДВС или любым другим и скоростью не более 50 км/ч.

    Какие выводы можно сделать из данных терминов? Во-первых, представитель каждой категории должен иметь как минимум два колеса, что автоматически исключает из сферы действия ПДД моноколесо. Таким образом, водители данного гаджета должны придерживаться общих правил дорожного движения и передвигаться по проезжей части.

    Что касается оставшихся представителей, в зависимости от мощности двигателя их можно отнести как к мопеду, так и к мотоциклу — при определении максимально допустимой скорости электроустройств важна информация, указанная в паспорте на техническое средство.

    Соответственно, обладателей сегвеев и гироскутеров вполне можно обязать получать водительские права на управление ими.

    Права и обязанности для водителей сегвеев и гироскутеров

    Сразу следует оговориться, что пока речь не идет о каких-либо запретах для любителей нестандартных видов транспорта. Инициатива, идущая от правительства, направлена на обеспечение соответствующего уровня безопасности для всех участников движения. Следует законодательно определить их степень ответственности, права и обязанности в условиях нового времени и заполнения улиц новыми устройствами.

    На данный момент эксплуатация таких транспортных средств никак не регулируется, хотя они выступают активными участниками движения. Органами правопорядка уже зарегистрировано несколько несчастных случаев, связанных с электрическим транспортом. Владельцы таких гаджетов не надевают каких-либо средств защиты, а благодаря маневренности их транспорта они могут в равной степени оказаться опасными для пешеходов и для автомобилей.

    Александр Васильев настаивает на полной ответственности: регистрации каждого устройства, получения прав на управление им, даже страховании ответственности.

    С одной стороны, если посчитать среднюю скорость обычного спортсмена-бегуна, преодолевающего стометровку за 10 секунд, то она составляет около 36 км/ч. Примерно с аналогичной скоростью передвигается среднестатистический сегвей. Если же взять самокат, скейтборд или даже роликовые коньки, их владелец способен развить даже намного большую скорость, однако к ним государство не имеет претензий и не пытается заставить получить права.

    С другой стороны, если отнести гироскутеры и сегвеи к мотоциклетному транспорту, то помимо наличия водительского удостоверения, соблюдения всех дорожных правил, их владельцы должны будут и за нарушения отвечать по всей строгости закона. Например, отсутствие прав на них должно наказываться штрафом от 5 до 15 тысяч рублей. При управлении таким устройством несовершеннолетним лицом его родители должны будут заплатить штраф в размере 30 тысяч рублей.

    Чтобы избежать сложностей, изобретательные русские люди будут приобретать компактный транспорт с такой мощностью и скоростью, чтобы не попасть под действие ПДД. Таким образом, проблема, волнующая московские власти, никоим образом не урегулируется.

    Мировая практика ПДД для сегвеев и гироскутеров

    Потенциальное изменение в законодательстве с обязанностью регистрировать такие дорожные гаджеты обернется глобальной бюрократизацией всего, что с ними связано. Автоинспекции придется продумать систему регистрации такого транспорта и присвоения им государственного номера. Страховым компаниям надо будет разработать тарифы на страхование ответственности владельцев и самих средств передвижения. Правительству — внести соответствующие поправки в ПДД с подробным описанием всех прав и обязанностей, а также штрафных санкций для новых участников дорожного движения.

    Считать или не считать новомодные девайсы транспортным средством, опасным для участников дорожного движения? Пожалуй, в данной ситуации большую роль играет культура самих людей. Катаясь в свое удовольствие, следует помнить, что не надо гонять с максимальной скоростью по оживленным улицам. Нужно быть осторожными в парках, где гуляют дети, а при пересечении улицы или подземного перехода безопаснее нести переносное устройство в руках, а не находиться на нем. Элементарное взаимоуважение и сознательность избавят от необходимости перекраивать все правила и раздувать штат государственных чиновников.

    Видео о «дорожных гаджетах» и ПДД:

    Штрафы ГИБДД

    Полная информация о сроках и размерах наказания за нарушения ПДД
    • Статьи

    Сегвеи, гироскутеры и моноколёса какой статус по ПДД в России

    • 1 Что такое сегвеи, моноколеса и гироскутеры согласно ПДД
      • 1.1 Сегвей
      • 1.2 Гироскутер
      • 1.3 Моноколесо
    • 2 Практика 2020 года
      • 2.1 Требуются ли права?
    • 3 Какие штрафы предусмотрены
    • 4 Будут ли изменения в Правилах?

    Сегвеи, гироскутеры и моноколеса по состоянию законодательства на 2020 год являются транспортными средствами. Однако обязанности водителей таких агрегатов вызывают немало вопросов. В правилах нет четкого регламента поведения собственников таких средств передвижения. Также не понято: являются эти участники движения пешеходами или все же водителями. Необходимо изучить Правила и ознакомиться с особенностями эксплуатации указанных агрегатов, чтобы не допустить нарушений в использовании.

    Что такое сегвеи, моноколеса и гироскутеры согласно ПДД

    Действующие правила дорожного движения предполагают, что сегвеи, гироскутеры и моноколеса являются механическими транспортными средствами. Данное утверждение подтверждается положением 1.2, в котором зафиксированы определения:

    • ТС согласно ПДД представляет собой особое устройство для транспортировки водителя и пассажиров, различных предметов и оборудования.
    • Механическое ТС — это агрегат, приводимый в действие с помощью мотора. К данному определению относятся также трактора и все остальные самоходные ТС.

    Учитывая, что Правила определяют тротуары и пешеходные дорожки полноправными элементами дороги, сегвеи, моноколеса и гироскутеры можно было бы считать транспортными средствами за счет присутствия в устройстве двигателя. Однако существует один нюанс.

    На текущий момент на обсуждаемые виды средств передвижения не нужно получать ПТС. Следовательно, такая техника официально не попадает в категорию полноправных транспортных средств. Сегвеи, гироскутеры и моноколеса можно считать только спортивным инвентарем наравне с питбайками.

    Читать еще:  Красим литые диски

    Действительные на 2020 год правила не содержат в себе информации о том, чем именно являются моноколеса, гироскутеры и сегвеи. Остается самостоятельно «додумывать» что это такое, подгоняя особенности техники под зафиксированные в ПДД определения.

    Сегвей

    Среди особенностей этого агрегата можно выделить наличие двух колес, рулевого механизма и двигателя (чаще всего – электродвигателя).

    Схожие характеристики можно отметить у следующих видов средств передвижения:

    1. Велосипед. Считается транспортным средством с двумя колесами, которое приводится в движение благодаря усилиям человеческих мышц. Человек использует для управления педали и рулевой механизм. Велосипеды могут иметь электрический двигатель с мощностью до 0,25 кВт, который самостоятельно выключается при скорости более 25 км/ч. Стоит заметить, что инвалидные кресла имеют аналогичные характеристики, но не попадают в данную категорию.
    2. Мопед. Представляет собой механическое ТС с двумя или тремя колесами. Максимальная скорость данного средства передвижения не может превышать 50 км/ч. При этом показатель мощности не должен превышать 50 кубических сантиметров. Допустимо наличие электродвигателя с мощностью менее 4 кВт, но более 0,25 кВт. В данную категорию попадают и квадрициклы со схожими показателями.
    3. Электромобиль. Считается транспортным средством с электрическим двигателем. Заряд такой техники производится за счет внешнего источника питания.

    Исходя из данных определений, можно судить о принадлежности сегвея к какому-либо понятию. Сегвей не может относиться к велосипедам, так как определение подчеркивает, что данные средства передвижения преимущественно приводятся в движение человеческими усилиями. Двигатель в этой категории является скорее исключением из правил.

    Сегвей больше относится к мопедам из-за аналогичных характеристик мощности, количества колес и показателя максимальной скорости. Хотя определение электромобиля также полностью описывает особенности данного агрегата.

    Гироскутер

    Гироскутер отличается от сегвея только отсутствием в конструкции руля. Однако данным устройством, конечно, можно управлять. Так как Правила дорожного движения не содержат деления транспортных средств на ТС с рулем и без него, определение гироскутера не будет отличаться от определения сегвея.

    Моноколесо

    Главная особенность этого средства передвижения заключается в наличии только одного колеса. Следовательно, это уже не велосипед и не мопед. Моноколесо подходит только под определение электромобиля.

    Из всего перечисленного можно сделать справедливый вывод о том, что ПДД необходимо доработать в связи с появлением новой техники. Характеристики новых средств передвижения порой позволяют отнести их к полноценным транспортным средствам. В последнее время это нередко приводит к путанице.

    Практика 2020 года

    Практика заметно отличается от теоретической части вопроса. Хотя данную технику вполне можно отнести к ТС, сотрудники Госавтоинспекции приравнивают владельцев гироскутеров и прочих схожих агрегатов к пешеходам. Такую логику можно считать довольно странной, учитывая определения понятия «пешеход».

    ПДД определяет пешехода как гражданина, который передвигается по отведенной зоне дороги вне транспортного средства.

    Пешеходами являются:

    • взрослые с колясками для детей;
    • лица на необорудованных двигателем инвалидных колясках;
    • граждане, ведущие двухколесный транспорт;
    • лица, передвигающиеся на роликах, самокатах и иных аналогичных средствах;
    • граждане, везущие сани или тянущие тележку.

    При всем желании отнести граждан на гироскутерах, сегвеях и моноколесах к пешеходам нельзя. Правила четко регламентируют, что пешеходы передвигаются вне ТС. Владельцы обсуждаемой техники передвигаются именно НА ней.

    Порой инспекторы приравнивают гироскутеры, сегвеи и моноколеса к самокатам или роликовым конькам. Это противоречит закону, так как эти средства передвижения отличаются наличием двигателя. Однако такая логика защищена мнением сотрудника Бугаева, который ответил на предложение о внесении новых средств передвижения в Правила дорожного движения.

    Уполномоченный гражданин – представитель ГУОБДД МВД РФ – официально заявил, что лица, которые передвигаются с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколес и электрических самокатов, являются пешеходами. Это предполагает выполнение данными участниками требований, предъявляемых пешеходам.

    Следовательно, пользователи такой техники должны помнить о следующих правилах:

    • На обсуждаемых средствах передвижения запрещено находится на проезжей части. Допускается только движение по обочине или у края ПЧ (если вблизи отсутствуют зоны для пеших граждан).
    • Сходить со средства передвижения при пересечении перекрестков не обязательно. Вне зависимости от положения лица относительно агрегата, гражданин будет расценен как пешеход.

    В некотором смысле последнее правило даже облегчает передвижение лиц на сегвеях, моноколесах и гироскутерах, так как им не придется совершать лишних движений на пешеходных переходах.

    Требуются ли права?

    Водители таких средств приравниваются к пешеходам — им не нужны права. Также нет необходимости в оформлении страховки.

    Какие штрафы предусмотрены

    Как пешеходы собственники маломощных средств передвижения могут быть привлечены к административной ответственности по двум статьям:

    • Согласно части первой статьи 12.29 участник движения получит штраф 500 рублей за совершение любого проступка на дороге.
    • Часть первая статьи 12.30 регламентирует, что лицо будет привлечено к материальному взысканию в размере тысячи рублей за создание помех участникам движения.
    • Часть вторая статьи 12.30 обязывает гражданина внести штраф в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей за причинение вреда здоровью посторонним лицам.

    Кроме указанных мер воздействия к собственникам новой техники не могут быть применены другие наказания.

    Будут ли изменения в Правилах?

    Требования о внесении поправок неоднократно поступали в правительство с целью предотвращения несчастных случаев на дороге. Многие понимают необходимость срочной идентификации новых видов транспортных средств, чтобы четко и точно определить статус собственников гироскутеров, сегвеев и моноколес.

    Пока что были приняты две попытки внесения нововведений:

    1. В 2017 году депутат озвучил идею об обязательной регистрации обсуждаемого транспорта, а также оформлении владельцами полисов страхования. Было также отмечено предложение ввести права на данный транспорт. Однако Госавтоинспекция предложение отклонила.
    2. Второй инициатор настоял на проработке действующих Правил с учетом новых видов средств передвижения.

    Не трудно догадаться, что никаких изменений не последовало. Водители гироскутеров, моноколес и сегвеев все так же считаются пешеходами и имеют соответствующие данному статусу обязанности.

    Гироскутеры, сигвеи и моноколеса — имеют ли преимущество по ПДД

    Такие электрические устройства, как сигвеи, моноколеса и гироскутеры, сегодня по ПДД считаются транспортом. Но в Правилах нет прав и обязанностей для их водителей. Скутеристов нельзя считать велосипедистами, пешеходами или мотоциклистами. Однако, сами инновационные устройства считаются механическими средствами передвижения, то есть, транспортом. Давайте разберемся, нужно ли иметь права, чтобы на них ездить, как ставить на учет и какие места определены для движения.

    Как определяют ПДД новый транспорт

    Из текста документа можно понять, что гироскутер, сигвей и моноколесо – это механические транспортные средства. Они служат для перевозки людей. Это указано в пункте 1.2, где разъясняются названия терминов.

    Но вопрос в том, что у таких устройств нет ПТС, они больше подходят под понятие спортивного инвентаря. ПДД точно не определяют, что такое сегвеи, моноколеса или гироскутеры. Поэтому разные специалисты имеют по этому вопросу свои точки зрения.

    Сигвей

    Его краткая характеристика:

    1. Два колеса – схоже с мопедом и велосипедом.
    2. Руль – то же самое.
    3. Электрический двигатель.

    Изучив Правила дорожного движения, можно сказать, что сигвей не подходит по характеристикам под велосипед. На нем есть электродвигатель, а велосипед движется от усилия человека. Ему ближе понятие мопеда, так как есть 2 колеса, похожая скорость и мощность. Кроме того, сегвей даже можно считать электромобилем, так как движется он от электрической тяги.

    Гироскутер

    Такое устройство отличается от предыдущего тем, что у него нет руля. Как тогда им управлять? А очень просто – скутерист, находящийся на нем, удерживает равновесие за счет гироскопического момента. Если хотите узнать подробнее, что такое гироскоп, то переходите по ссылке. Отсюда и название транспорта. А управление происходит ногами.

    По ПДД транспортные средства не классифицируются по наличию руля. Поэтому гироскутеры можно считать таким же транспортом, как и сигвеи.

    Моноколесо

    А такую «игрушку» сложно считать даже велосипедом, и тем более мопедом, так как колесо всего одно. Но электромобилем его назвать все-таки можно – моторчик ведь электрический.

    Изучив новый электрический транспорт, становится очевидно, что ПДД нуждаются в изменениях. Гироскутеры, моноколеса и сегвеи вполне заслуживают звания «транспорта». Это нужно включить в текст Правил. После внесения поправок потребуется получение водительских прав определенной категории. Хотя вряд ли скутеристы, водители моноколес и им подобных электрических устройств хотят таких изменений.

    Отношение ГИБДД

    Сотрудники полиции, а именно инспекторы Госавтоинспекции относятся к этому вопросу так, что это противоречит ПДД. В чем это выражается?

    Они считают, что скутеристы, водители сигвеев или моноколес – это обычные пешеходы. Но если внимательно прочитать Правила, то пешеход должен находиться на дороге, а не на транспортном средстве. Двигателя вообще не должно быть.

    Также инспекторы ГИБДД приравнивают моноколеса и гироскутеры к самокатам или конькам на роликах. Однако, у последних нет никакого двигателя. Поэтому по закону такое утверждение неверно. Но если на дороге вас, едущего на гироскутере, остановит сотрудник ДПС, то будет считать пешеходом. Поэтому вам нужно заранее изучить и соблюдать Правила для пешеходов.

    У них если следующие обязанности:

    1. Запрещено ходить по дороге. Можно передвигаться только по тротуару, пешеходной дорожке, либо по обочине.
    2. При пересечении дороги на сигвее, моноколесе или гироскутере вы можете ехать, не слезая с него, так как вы, согласно утверждениям сотрудников ГИБДД, считаетесь пешеходом.

    Вот такой абсурд иногда получается в нашем законодательстве.

    Нужно ли водительское удостоверение

    Нет, права для таких водителей, как скутеристы, не требуются. Ведь инспекторы ГИБДД видят в вас пешеходов. Поэтому никаких удостоверений или полисов ОСАГО иметь при себе не нужно.

    Штрафы для водителей гироскутеров, моноколес и сегвеев

    Штрафные санкции накладываются только по 2-м статьям КоАП:

    1. 500 рублей – за все нарушения ПДД (ст. 12.29 ч. 1).
    2. 1000 рублей – при создании помех другим водителям (ст. 12.30 ч. 1).
    3. От 1000 до 1500 рублей – при причинении вреда здоровью (ст. 12.30 ч.2).

    Других мер взыскания по административному законодательству не предусмотрено. Лишить прав вас не могут, так как такой документ не предусмотрен по закону. Забрать гироскутер на штрафстоянку или увезти на эвакуаторе – также не могут.

    Когда в ПДД появятся гироскутеры

    Предложения в правительство РФ с инициативой о включении в Правила таких устройств уже были. Транспортные средства новые, нужно срочное изменение ПДД. Формально водители рассмотренного транспорта не подходят под понятие пешехода. Но для инспекторов ГИБДД это удобнее при практической работе.

    Однако попытки сделать изменения в законе по таким электрическим гаджетам уже делались. В 2017 году депутаты предлагали ввести права для водителей моноколес, сегвеев и скутеристов. Также оговаривалось оформление договора ОСАГО, постановка на учет в ГИБДД. Было даже предложение устанавливать государственные номера. Но Госавтоинспекция официально ответила, что таких лиц нужно считать пешеходами, и отказала во внесении изменений.

    Другие попытки о проработке Правил для нового электротранспорта для снижения аварийности на дорогах также не увенчались успехом. До сих пор никаких изменений на этот счет в ПДД нет. Надеемся, что наши правители в скором будущем примут правильное решение.

    Нужны ли права на гироскутер в России

    Ставший популярным электротранспорт называют по-разному: сигвей, гироскутер и т.д. Они могут отличаться по конструкции, но схожи в одном – передвигаться на них может лишь один человек. Поэтому многие воспринимают их как несерьезные средства, допустимые даже для детей. Из-за этого возникает вопрос: какие права нужны на гироскутер, и что представляет собой этот транспорт с позиции ПДД.

    Что такое гироскутер

    Это транспортное средство, не оснащенное рулем, имеющее два колеса. Для поездки на нем требуется обеспечивать движение за счет переноса массы тела. Средство обладает электродвигателем и датчиками, поддерживающими равновесие автоматически. Поэтому управление им происходит настолько легко, что этим занимаются даже дети.

    Стоимость гироскутера примерно аналогична расценкам на качественные велосипеды. Предназначен данный электротранспорт для ускоренного передвижения в городских условиях. Запас хода, как правило, составляет до 30 километров. Двигаются эти устройства со скоростью около 10 километров в час.

    Определение с точки зрения ПДД

    Как следует из ПДД, транспортное средство, оснащенное двумя колесами и приводимое в движение управляющим лицом при помощи мускульной силы, в том числе имеющее электродвигатель не мощнее 0,25 кВт и предельную скорость до 25 км/ч, является велосипедом. В качестве исключения, не подпадающего под данное определение, указаны инвалидные коляски.

    Если мощность электродвигателя находится в пределах 2,25-4 кВт, а предельная скорость передвижения составляет 25-50 км/ч, то транспортная единица представляет собой мопед.

    Таким образом, большинство гироскутеров – это велосипеды, с точки зрения дорожных правил. Однако при их продаже, особенно через интернет, мощность двигателя не указывается. Поэтому нередки ситуации, когда после покупки выясняется, что гироскутер технически является мопедом.

    Нужны ли права на это средство

    Нужны ли права на гироскутер с учетом изложенного? Если он является мопедом, исходя из характеристики двигателя, для его управления необходимо наличие водительского удостоверения, как минимум категории М. Многие обладатели гироскутеров не знают об этом. За управление этим средством при отсутствии прав может быть наложен штраф в сумме от 5 до 15 тысяч рублей. В случае, если гироскутером управляет ребенок, родители могут быть оштрафованы на 30 тысяч рублей.

    На сегодняшний день сотрудники ГИБДД массово не проверяют, имеются ли у участников движения права на гироскутер. Но это вопрос времени, поскольку электротранспорт встречается на улицах все чаще.

    На что еще нужно обратить внимание

    • Если гироскутер относится к категории мопедов, при управлении им следует соблюдать ПДД, предназначенные для данного вида транспортных средств.

    Это означает, что передвигаться можно только по проезжей части, в оговоренных ситуациях – по обочинам дорог. Движение по велосипедным дорожкам и тротуарам запрещается.

    • Это касается всех модификаций гироскутеров, двигатель которых имеет мощность свыше 0,25 кВт.

    При покупке транспортной единицы с меньшим значением, потребуется соблюдать требования ПДД, разработанные для велосипедистов. В данном случае права на гироскутер в России не требуются.

    • Самая значительная проблема, связанная с электротранспортом, состоит в том, что при покупке большинство людей не подозревают о том, что фактически приобретают электрический мопед (и, соответственно, не знают о необходимом наличии водительского удостоверения для его использования).

    Но даже в том случае, если покупатель предупрежден, он должен помнить, что передвигаться ему разрешено только по проезжей части. Такое движение может быть довольно опасным, особенно при отсутствии значительного опыта управления гироскутером. К сожалению, большинство продавцов умалчивают о данном факте.

    Чтобы избежать неприятной ситуации, следует изучить все характеристики гироскутера перед приобретением.

    Желательно выбрать средство с менее мощным двигателем, чтобы при передвижении быть приравненным к велосипедистам. Этого будет достаточно, поскольку при поездке по тротуарам и пешеходным зонам вряд ли получится разгоняться сильнее 15 км/ч.

    Изменения в ПДД для моноколес, гироскутеров, сегвеев и электросамокатов

    Новые правила для средств индивидуальной мобильности в ПДД

    Знаете, что такое «средства индивидуальной мобильности», они же СИМ? Навряд ли, ведь этот термин пока слишком молод и мало кому известен. Его Министерство транспорта только-только планирует внедрить во всеобщие Правила дорожного движения; соответствующие обсуждения начались на сайте нормативно-правовых актов (текст проекта), где обнародован проект изменений в ПДД. Документ разрабатывался в тесной кооперации с Госавтоинспекцией.

    Читать еще:  Обзор Citroen C1 2018

    Давайте немного покопаемся в гуще законодательных событий и выберем самые важные изменения, которые вводятся в ПДД, в нашем любимом формате «Вопрос/Ответ».

    ВОПРОС/ОТВЕТ

    Термин СИМ что это такое?

    «Средство индивидуальной мобильности» – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

    Как видно, в категорию средств, улучшающих мобильность, попадают не только электросамокаты, разнообразные сигвеи с гироскутерами, но и вполне привычные нам обычные роликовые коньки, самокаты и скейтборды, то есть транспортные средства на мускульной тяге.

    Велосипеды тоже подпадут под термин «СИМ»?

    Нет, как мы видим в пояснительной записке к проекту, в которой расшифровывается новый вводимый термин, велосипеды не подпадают под это определение. Их законодатели решили не трогать, поскольку в Правилах уже есть подробное объяснение, что такое велосипед:

    «Велосипед» транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

    Инвалидные коляски, как видно, также не входят в понятие «СИМ».

    Зачем вводится новое понятие?

    Для порядка. Думаем, только очень невнимательный человек не видел в Сети и в СМИ темы с обсуждением аварий и происшествий с участием гироскутеристов и другой электрической братии.

    Людей сбивают, люди калечатся, получают травмы и становятся участниками судебных разбирательств. В суды подают как автомобилисты, с которыми сталкиваются электросамокатеры, так и пешеходы, на которых нет-нет да наезжает двухколесная братия и сами скутеристы.

    Но самое прискорбное в том, что как такового участника дорожного движения «водитель электросамоката или моноколеса» пока в законодательной природе просто не существует! Это большой пробел. Это путает суды, в результате чего выносятся неточные решения и затягиваются разбирательства.

    Решение заключается в проработке нюансов использования подобных средств передвижения.

    Смогут ли ездить электросамокаты по тротуарам?

    Да, смогут. Но при этом устанавливается преимущество пешеходов во всех случаях совмещенного движения с лицами, использующими для передвижения СИМ.

    С какой максимальной скоростью можно будет передвигаться по тротуару на СИМ?

    Законодатель ограничивает максимальную скорость таких средств 20 км/ч во всех случаях передвижения по тротуару и других местах, где присутствуют пешеходы. Также предложено установить максимальную скорость движения не более 20 км/ч в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

    То есть разгоняться более 20 км/ч будет нельзя?

    Если это не запрещено знаками, то можно. Например, по правому краю проезжей части дорог.

    Если за рулем электросамоката ребенок, как он должен вести себя, где ехать?

    Все зависит от возраста ребенка. Законодатель разделил водителей на три возрастные группы:

    дети в возрасте до 7 лет;
    дети и подростки от 7 до 14 лет;
    лица старше 14 лет.

    В первом случае дети могут передвигаться на велосипедах и СИМ по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам;

    Во втором – должны двигаться по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения велосипедистов), если едут на электрическом транспортном средстве:

    В третьем – установлено:

    что лица старше 14 лет, использующие для передвижения СИМ, должны двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон; при отсутствии указанной инфраструктуры возможно движение по тротуарам и пешеходным дорожкам; при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек разрешается движение по обочине; движение по правому краю проезжей части дорог допускается только на дорогах, имеющих ограничение максимальной скорости 60 км/ч, и для средств индивидуальной мобильности, соответствующих определенным техническим требованиям

    Что это за технические требования для выезда на проезжую часть?

    СИМ должен быть оборудован электродвигателем, тормозом, звуковым сигналом. Для выезда на проезжую часть у электросамоката должны быть световозвращатели: белого цвета – спереди, оранжевого или красного цвета – с боковых сторон, красного цвета – сзади, а также фара белого цвета спереди, которую нужно включать или выключать в сумерках или в темноте.

    Можно ли выезжать на дорогу далее обочины или правой части полосы?

    Нет, нельзя. Повторим, что движение разрешено по правому краю проезжей части дорог и допускается только на дорогах, имеющих ограничение максимальной скорости 60 км/ч. То есть на полосу и в междурядье заезжать на скутерах нельзя.

    На электроскутерах – только по городу?

    Да. Часть дорог, кроме дорог районного значения, улиц и дорог местного значения, а также проездов закрыта для скутеристов. На автомагистралях и дорогах вне населенных пунктов (там в основном ограничение 90 км/ч) на СИМ ездить по закону будет нельзя.

    Вернее как, если есть на участке ограничение в 60 км/ч – можно, если нет – уже нельзя. Вот и предполагается, что на скутерах будут рассекать по городам, по спальным районам – там безопаснее. Впрочем, это и логично: кто на электросамокате поедет за город по грибы?

    А если выпил — за руль самоката на электричестве — ни-ни?

    Да, это запрещено!

    «24.12. Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.».

    Какие-то новые дорожные знаки будут вводиться?

    Это тоже предусмотренно законодателем. Из новых дорожных знаков появятся:

    3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено»;

    новые дорожные знаки (таблички) 8.27 «Лица на средствах индивидуальной мобильности», 8.28 «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».

    Штрафы новые будут для водителей сигвеев, гироскутеров и электросамокатов?

    Пока о штрафах речь не идет. Лишь о внесении изменений в ПДД и фиксации в законе нового типа транспорта.

    Сегодняшняя редакция ПДД приравнивает пользователей таких устройств к пешеходам, максимальное наказание для которых – 1,5 тыс. руб. за нарушение ПДД в состоянии опьянения.

    Необходимо ли одевать защитную экипировку?

    Об этом в поправках ничего не сказано собственно как и не сказано в законе относительно необходимости одевать шлем велосипедистам. Штрафа за это не будет, а зря!

    Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по ПДД и могут ли они иметь преимущество?

    По состоянию на 2018 год моноколёса, сегвеи и гироскутеры подпадают под определение транспортных средств в ПДД, но тонкость заключается в том, что нет чётких обязанностей и прав передвигающихся на таких устройствах «водителей». Это ни пешеходы, ни велосипедисты, ни водители мопедов. В то же время, сами устройства удовлетворяют определению механическими транспортных средств и просто транспорта. Что же говорят ПДД на сегодняшний день по данным видам новшеств, нужно ли получать на них права, регистрировать их где-либо и где можно передвигаться?

    Чем считается сегвей, моноколесо и гироскутер по ПДД?
    Итак, согласно Правилам, гироскутер, моноколесо и сегвей – это транспортные средства, причём, механические. Об этом говорят непосредственно одноимённые определения терминов в пункте 1.2:

    Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

    Механическое транспортное средство – приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

    Обратите внимание, дороги по ПДД включают в себя также тротуары и разного рода пешеходные и иные дорожки. А гироскутеры, сегвеи и моноколёса приводятся в движение именно двигателем.

    Но тонкость здесь заключается в том, что для того, чтобы считаться транспортом, у этих устройств нет паспорта транспортного средства – это спортинвентарь, такой же как питбайки и подобные.

    Но чёткого определения сегвеев, гироскутеров и моноколёс по ПДД на 2018 год нет. Их можно отнести сразу к нескольким видам ТС и в то же время нельзя отнести ни к одному.

    Давайте отдельно рассмотрим каждый их этих устройств!

    Сегвей
    Итак, в контексте ПДД для нас могут быть интересны следующие характеристики сегвеев:

    — у него 2 колеса, что по ПДД приравнивает сегвей к велосипеду или мопеду,
    — у него есть руль,
    — он имеет двигатель (электродвигатель почти всегда).

    Вот так он выглядит:

    Мы уже выяснили, что сегвей подпадает под определение транспортного средства. Теперь обратимся к конкретным их типам в ПДД!

    Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере 2 колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

    Мопед – 2- или 3-колёсное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

    Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

    Что же, под понятие велосипеда сегвей точно не подходит, потому что последний приводится в движение только электродвигателем, а в определении велосипеда же указано, что он, как правило, должен приводиться в движение мышцами человека, а уже как дополнительное оборудование может иметь двигатель.

    А вот мопедом сегвей вполне может быть, потому что большинство этих гаджетов подходят по мощности, все они имеют 2 колеса, а скорость редко превышает 50 км/ч. Если мощность выше 4 кВт или скорость выше 50 км/ч, то это уже даже мотоцикл.

    Также сегвей подходит под понятие электромобиля.

    Гироскутер
    Мы не зря первым рассмотрели сегвей. Главное отличие гироскутера от него – это отсутствие руля. Но, как видим, по определениям ПДД нет разделения транспортных средств на те, что с рулевым колесом и те, что без него. Поэтому для гироскутера подходят все те же определения, что и для сегвея.

    Моноколесо
    А вот с моноколесом всё немного сложнее. Он также не может быть велосипедом, так как, помимо прочего, у него всего одно колесо. Мопедом моноколесо не является по той же причине. А вот под определение электромобиля подходит.

    Как видим, ПДД 2018 года требуют серьёзной доработки, потому что по букве этого подзаконного акта такие устройства могут быть полноценными механическими транспортными средствами, а для них нужны права соответствующей категории, и есть свои обязанности.

    Как на практике?
    А вот практика безжалостна к логике ПДД. Несмотря на то, что последний нормативный акт более или менее определяет гироскутеры, моноколёса и сегвеи под определённые типы ТС, у ГИБДД на этот счёт своё мнение, идущее в абсурдный разрез с Правилами.

    Итак, по ПДД все эти устройства ГИБДД приравнивают к пешеходам. Взглянем на официальную трактовку этого понятия:

    Как можно заметить, здесь есть главное «но» – если всё это является транспортными средствами, то пешеходом их водитель никак являться не может, потому что для этого он должен находиться вне ТС, а у сегвеев, гироскутеров и моноколёс водитель находится на них.

    Кроме того, в данном контексте сотрудники ГИБДД приравнивают устройства к роликовым конькам, самокатам, но важное отличие заключается в наличии у последних двигателя. Впрочем, и логика понятна – но логика обывателя, а не буквы закона.

    Ниже приводим цитату ответа исполняющего обязанности главного инспектора Бугаева в отношении данного вопроса при подаче инициатора предложения по введению изменений в ПДД в связи с появлением новых видов транспорта:

    ГУОБДД МВД России в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение по вопросу внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации с целью регламентации движения лиц, передвигающихся с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколёс, электрических самокатов.

    С точки зрения Правил лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты) являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования.

    Таким образом, если Вас инспектор ДПС остановит на гироскутере, сегвее или моноколесе, то для него Вы будете пешеходом. Следовательно, и все Правила относящиеся к пешеходам Вы обязаны знать и соблюдать. Среди таких обязанностей такие:
    — Вам запрещено передвигаться по дороге, только по обочине или краю проезжей части при отсутствии пешеходных дорожек, тротуаров и прочих,
    — при переходе переезде дороги на гироскутере, моноколесе или сегвее Вам не обязательно спешиваться, так как Вы уже пешеход.

    Нужны ли права?
    Нет. Так как на практике инспекторы приравнивают водителей этих устройств к пешеходам, то ни право управления, ни водительское удостоверение, ни страховка ОСАГО такой категории участников дорожного движения не нужна.

    Какие штрафы для лиц на сегвее, гироскутере и моноколесе?
    Согласно сложившейся практике считать таких лиц пешеходами, штрафы на них налагаются всего по двум статьям КоаП:
    — часть 1 статьи 12.29 предусматривает штраф для «водителя» гироскутера, сегвея или моноколеса 500 рублей за любое нарушение им ПДД,
    — если таким нарушением лицо создало помеху другим участникам движения, то оно может быть привлечено по ч.1 ст. 12.30 КоАП со штрафом 1 000 рублей,
    — если таким нарушением лицо причинило вред здоровью третьих лиц, то штраф вырастает до 1 000-1 500 рублей по части 2 той же статьи.

    Более никаких других мер обеспечения и наказания по административному праву «водителям» таких устройств применено быть не может – ни эвакуации на штрафстоянку, ни лишения водительских прав (при их наличии).

    Включат ли сегвеи, гироскутеры и моноколёса в ПДД в будущем?
    Такие инициативы уже поступали в правительство России, и не раз. Вид транспорта новый, и подпадает под целый ряд определений в ПДД, поэтому требует срочных изменений, потому что, как мы выяснили выше, и под определение пешеходов формально водитель ни гироскутера, ни моноколекса, ни сегвея не подпадает, просто сотрудникам ГИБДД на практике так удобнее.

    Но попытки продвинуть изменения в ПДД в отношении этих гаджетов были:
    — ещё в начале 2017 года один из депутатов предложил ввести права для гироскутеров, сегвеев и моноколёс, а также обязать их приобретать полис ОСАГО и даже регистрировать гаджеты в ГИБДД и получать номера; в ответ ГАИ ответили отказом и продолжили считать таких лиц пешеходами,
    — другой инициатор потребовал проработать ПДД для этой категории транспорта в целях снижения аварийности; результат налицо – Правила не изменились в этом отношении до сих пор.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    ×
    ×