4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли прощать АвтоВАЗу многомиллионные долги

Прощение долга контрагенту: правомерность и налоговые последствия для сторон

На правах рекламы

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

Прощение долга нередко практикуется во взаимоотношениях между коммерческими организациями, и причины тому могут быть разные. Однако в любом случае возникают два ключевых вопроса: правомерно ли прощение долга в принципе и какие налоговые последствия повлечет эта операция для сторон? Рассмотрим подобную ситуацию на примере операций по поставке товара.

Правомерность заключения соглашения о прощении долга

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (п. 1 ст. 516 ГК РФ).

Напомним, ГК РФ допускает прекращение обязательства (в том числе и по договору поставки) не только его исполнением (п. 1 ст. 407 ГК РФ). Так, одним из оснований прекращения обязательства является прощение долга, при котором кредитор освобождает должника от возложенных на него обязательств (ст. 415 ГК РФ). Прощение долга возможно только в случае, когда это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. Иных ограничений положения ГК РФ о прощении долга не содержат.

Однако необходимо отметить, что в ряде случаев суды квалифицируют прощение долга контрагенту как дарение. Так, ВАС РФ в 2005 году отметил, что отношения кредитора и должника по прощению долга считаются дарением, если судом будет установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств»). В таком случае прощение долга должно подчиняться запретам, установленным ст. 575 ГК РФ, п. 4 которой не допускает дарение в отношениях между коммерческими организациями.

Таким образом, для того чтобы обосновать правомерность прощения долга контрагенту, кредитору необходимо подтвердить экономическую обоснованность совершенной сделки, то есть показать взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству между ним и должником (в качестве аргументов можно привести получение кредитором суммы задолженности в «непрощенной» части без обращения в суд, расчет на продолжение совместной коммерческой деятельности и т. д.).

Формы сделки по прощению долга

Гражданское законодательство не содержит специальных норм о форме сделки по прощению долга, поэтому сторонам следует руководствоваться общими нормами (ст. 158-165 ГК РФ).

На практике прощение долга оформляется либо заключением соответствующего соглашения (двусторонней сделки), либо направлением должнику уведомления о прощении долга (односторонняя сделка).

В соглашении или в уведомлении, направляемом должнику, должно быть определено:

  • какой долг прощается;
  • основания возникновения долга;
  • сумма прощаемого долга.

Для подтверждения сторонами размера задолженности, указываемого в соглашении (уведомлении) о прощении долга, целесообразно предварительно провести сверку расчетов.

Рассмотрим теперь особенности налогообложения прибыли у кредитора и должника при совершении такой сделки.

Налоговый учет у компании-кредитора


Формы сделки по прощению долга

Доходы кредитора от реализации товаров

Для кредитора, применяющего метод начисления, прощение долга по оплате реализованных товаров не влечет корректировки выручки от их реализации, ранее признанной в целях налогообложения (п. 1-3 ст. 271 НК РФ). Если же используется кассовый метод, при котором датой получения дохода признается день поступления налогоплательщику денег или имущества, то вопрос о корректировке, конечно, не возникает.

Убытки кредитора, образовавшиеся в результате списания задолженности

Сумма добровольно прощенной и списанной дебиторской задолженности должника перед кредитором не является безнадежным долгом в понимании п. 2 ст. 266 НК РФ, следовательно, учесть убытки в составе внереализационных расходов на основании подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ не представляется возможным.

В отношении учета для целей налогообложения прибыли долга, добровольно прощенного должнику, возможны следующие варианты.

Списание дебиторской задолженности за счет чистой прибыли кредитора.

По мнению Минфина России, организация не может учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль часть задолженности, списанной на основании соглашения о прощении долга, так как данные затраты не могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов в соответствии со ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 4 апреля 2012 г. № 03-03-06/2/34, письмо Минфина России от 18 марта 2011 г. № 03-03-06/1/147, письмо Минфина России от 21 августа 2009 г. № 03-03-06/1/541, письмо Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/728).

Специалисты ФНС России по вопросу определения налоговых последствий прощения долга придерживаются следующей точки зрения: прощение долга в целях налогообложения прибыли должно рассматриваться как безвозмездная передача имущественных прав, вследствие этого ухудшение положения кредитора не уменьшает его налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 16 ст. 270 НК (письмо ФНС России от 22 ноября 2004 г. № 02-5-11/173@, письмо ФНС России от 22 мая 2009 г. № 3-2-13/76).

Соответственно, следуя позиции Минфина и ФНС России, списание образовавшейся дебиторской задолженности необходимо производить за счет чистой прибыли компании-кредитора.

Признание дебиторской задолженности внереализационными расходами кредитора и уменьшение налогооблагаемой базы.

Перечень внереализационных расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям обоснованности и документальной подверженности (п. 1 ст. 252 НК РФ) и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ («Расходы, не учитываемые в целях налогообложения»).

Нормы ст. 270 НК РФ прямо не запрещают учитывать при расчете прибыли, подлежащей налогообложению, расходы в виде суммы прощенного покупателю долга.

Соответственно, в ряде случаев суды допускают возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли организации-кредитора на сумму прощенной покупателю задолженности. Так, по мнению Президиума ВАС РФ, налогоплательщик, предпринимавший меры по взысканию задолженности в судебном порядке и урегулированию взаимных требований путем достижения мирового соглашения, заключенного на условии прощения долга, не может быть поставлен в худшее положение, по сравнению с налогоплательщиком, не предпринимавшим указанные меры и сохраняющим в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ право на учет суммы непогашенной задолженности в составе внереализационных расходов в момент истечения срока исковой давности. При этом при прощении долга налогоплательщик должен представить доказательства направленности этих действий на получение дохода, о чем может свидетельствовать наличие у кредитора, освобождавшего должника от лежащих на нем обязанностей, коммерческого интереса в прощении долга. Такой интерес может выражаться, в частности, в достижении соответствующего мирового соглашения, направленного на урегулирование взаимных требований (Постановление ВАС РФ от 15 июля 2010 г. № 2833/10).

В то же время в судебных спорах, возникающих по поводу правомерности включения в состав расходов сумм по соглашениям о прощении долга, судебные органы часто выносят и отрицательные решения. Так, например, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что ни в ходе проведения проверки, ни в ходе судебного разбирательства налогоплательщик не представил доказательств направленности своих действий на получение дебиторской задолженности и не предпринимал действия по взысканию задолженности в судебном порядке. Срок исковой давности взыскания задолженности на момент прощения долга не истек. Оценив совокупность этих обстоятельств, суд указал, что налогоплательщик не представил доказательства невозможности взыскания спорной дебиторской задолженности (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2013 г. № 15АП-13132/13). Аналогичной позиции придерживаются и другие суды (постановление ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КГ-А40/11632-08, постановление ФАС Московского округа от 19 марта 2012 г. № Ф05-1607/12, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2013 г. № 17АП-14381/13, постановление ФАС Поволжского округа от 1 августа 2013 г. № Ф06-6672/13 по делу № А55-27138/2012, Определение ВАС РФ от 18 марта 2011 г. № ВАС-2662/11).

Таким образом, использование кредитором данного варианта учета для целей налогообложения прибыли долга, добровольно прощенного компании-должнику, возможно только при условии наличия у кредитора доказательств направленности прощения долга на получение дохода. Отметим, что сам факт направления должнику уведомления о прощении долга при отсутствии у кредитора коммерческого интереса таким доказательством не является.

Во избежание претензий со стороны налоговых органов при отсутствии доказательств наличия коммерческого интереса списание «прощенной» дебиторской задолженности кредитору следует производить за счет чистой прибыли компании-кредитора.

НДС

Прощение долга покупателю не влечет для кредитора каких-либо последствий по НДС, поскольку к моменту прощения долга налоговая база со стоимости отгруженных товаров уже была определена и оснований для корректировки исчисленной суммы НДС нет (п. 1 ст. 154, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Данная позиция подтверждается арбитражной практикой (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2013 г. № 09АП-28974/13).

Прощение долга также не подпадает и под закрытый перечень случаев, при которых необходимо восстановить НДС (п. 3 ст. 170 НК РФ). Арбитражная практика по вопросу восстановления НДС при прощении долга пока не сформировалась.

Налоговый учет у компании-должника

Налог на прибыль

Доходы, образовавшиеся в результате прощения задолженности

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Анализ позиции Минфина России позволяет сделать вывод, что товары, полученные по договору поставки и не оплаченные организацией в результате соглашения с поставщиком о прощении долга, необходимо рассматривать для целей налогообложения как безвозмездно полученные (письмо Минфина России от 25 августа 2014 г. № 03-03-06/1/42281, письмо Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-11-06/1/41). Аналогичная позиция выражена в письме ФНС России от 22 ноября 2004 г. № 02-5-11/173@, а также в письме УФНС России по г. Москве от 29 декабря 2008 г. № 19-12/121854.

Минфин России подчеркивает, что при прощении долга внереализационный доход признается на основании п. 18 ст. 250 НК РФ как списанная кредиторская задолженность (письмо Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/40367).

Расходы на приобретение товара

Если должник применяет метод начисления, то при прощении долга порядок налогового учета расходов в виде стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) не корректируется, поскольку указанные расходы признаются независимо от факта оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

НДС

После принятия к учету приобретенных по договору поставки товаров при наличии правильно оформленного счета-фактуры поставщика покупатель вправе принять сумму НДС к вычету при условии, что приобретенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Прощение долга не предполагает какой-либо корректировки суммы налогового вычета.

Перечень случаев, при которых налогоплательщик обязан восстановить (полностью или частично) НДС, ранее правомерно принятый к вычету, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ. Данный перечень имеет закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит (постановление ФАС Московского округа от 11 мая 2011 г. № Ф05-3483/2011, постановление ФАС Уральского округа от 29 декабря 2010 г. № Ф09-10952/10-С3, постановление ФАС Центрального округа от 10 марта 2010 г. по делу № А35-8336/08-С8).

Указанным перечнем не предусмотрено восстановление НДС, ранее принятого к вычету по поставленному товару, при списании кредиторской задолженности перед поставщиком в случае прощения долга.

Таким образом, по нашему мнению, оснований для восстановления НДС в рассматриваемой ситуации нет. Правоприменительная практика по данному вопросу не сложилась.

Нужно ли прощать АвтоВАЗу многомиллионные долги

Статья-рассуждение о том, стоит ли прощать российскому АвтоВАЗу огромные долги. Почему предприятие не может эффективно развиваться? В конце статьи — видео о неизвестных машинах «АвтоВАЗа».

Содержание статьи:

  • Убытки предприятия
  • Списания долгов
  • Хитрое распределение денег
  • Россияне оплатят долги «АвтоВАЗа»
  • Кто виноват и что делать
  • Видео о неизвестных автомобилях «АвтоВАЗа»

Сколько анекдотов и шуток было придумано о продукции «АвтоВАЗа». Казалось бы, в России есть крупный автопроизводитель, и машины новые появляются, а выйти на прибыль завод не может. Мало того, долги ежегодно накапливаются и их периодически списывают. Вот и сейчас решено списать 20 млрд. рублей долга. Что это даст? Улучшит ли это работу автоконцерна? Что вообще делать с этим заводом, чтобы он стал прибыльным?

Ситуация аховая, убытки колоссальные

За прошлый год консолидированный чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился втрое (до 73,8 млрд. рублей). Это новый антирекорд. При этом доход снизился на 8% — до 176 млрд. рублей (если сравнивать показатели с 2014 годом). К тому же «АвтоВАЗ» не смог выполнить важные условия кредитных банковских договоров. Речь идет о коэффициенте финансового рычага, размере EBITDA, ликвидности и рентабельности. Задолженность по кредитам превышает 36 млрд. рублей.

Аудиторы Ernst&Young уточнили, что существует реальная возможность приостановки деятельности автопредприятия. Автогигант ведет переговоры с целью списания имеющегося долга и привлечения дополнительных средств.

Финансовая яма, в которой оказался российский автопроизводитель, сформировалась не вчера. Деятельность «АвтоВАЗа» является убыточной уже многие годы. Но предприятие сильно подкосило уменьшение спроса на автомобили в связи с кризисом. В прошлом году на заводах Тольятти и Ижевска было выпущено всего 468,5 тысячи авто четырех брендов (Lada, Datsun, Nissan, Renault). Это на 19% меньше показателя 2014 г. Эксперты утверждают, что в 2016 году производство «АвтоВАЗа» упадет еще на 13 процентов (до 405,5 тысяч машин).

Renault (ключевой акционер «АвтоВАЗа») за прошлый год получил 620 млн. евро убытка от участия в российском автопредприятии. Но все акционеры заявляют, что попытаются докапитализировать «АвтоВАЗ».

Долги спишут

На днях гендиректор «Ростеха» Сергей Скворцов заявил, что ОАО «АвтоВАЗ» задолжал «Ростеху» 51 млрд. рублей. При этом он предложил простить автогиганту 20 миллиардов рублей, а остальные 31 миллиард конвертировать в капитал автоконцерна.

Следует отметить, что государственному «Ростеху» принадлежит блокировочный пакет акций «АвтоВАЗа». Также акционером российского автопроизводителя является альянс Renault-Nissan.

Читать еще:  Замена ремня ГРМ на Шевроле Ланос своими руками

Окончательное решение о списании долга должны принять российское правительство и альянс Renault-Nissan. Это произойдет не раньше сентября. По словам Скворцова, бюджет РФ в нынешних условиях не может оказать адресную помощь автоконцерну. Поэтому рассчитывать на большие поступления не следует. Если правительство и решит помочь, то это будет касаться всего автопрома, и доля «АвтоВАЗа» в этом случае будет зависеть от его доли рынка.

Также Скворцов отметил, что «Ростех» и дальше готов оказывать финансовую помощь автогиганту. Аналитики считают, что до 2018 года роста спроса на автомобили точно не предвидится. Возможно, только с 2020 года автопредприятие сможет выйти на прибыльную работу.

Деньги распределяются по-хитрому

23 июня 2016 года состоялось ежегодное собрание акционеров автокомпании. Сначала обсудили технические моменты, а потом перешли к финансовым вопросам. И тут, надо сказать, прозвучало много интересных предложений.

Изначально акционеры планировали одобрить получение кредита от альянса Renault–Nissan на сумму (тут внимание!) 20 миллиардов рублей. Эти деньги должны были пойти на расчеты с основными поставщиками предприятия. Поражает тот факт, что параллельно с этим госкомпания «Ростех» списала 20 млрд. руб. с «АвтоВАЗа», а 31 миллиард, как было сказано выше, направила на докапитализацию предприятия.

У каждого здравомыслящего человека возникнет резонный вопрос: зачем надо было прощать часть долга, если эти деньги можно было направить на докапитализацию, заставив других акционеров, которые не хотят размывать свою долю, поступить точно так же, т.е. увеличить сумму собственного вклада? Это улучшило бы работу завода, который сейчас сильно нуждается в реальных деньгах. Если бы альянс отказался от пропорциональной докапитализации, «Ростех» увеличил бы свою долю в акционерном капитале. Причем без дополнительных вложений!

Интересен и другой факт. «АвтоВАЗ» кредитовался у ВЭБа под 11 процентов годовых. Альянс Renault–Nissan дает 20 миллиардов под 11,5%. Почему автоконцерн идет на это? Тоже очень странно!

Лучше было бы договориться с ВЭБом о продлении кредитной линии. Причем никаких сложностей не возникло бы, банк выделил бы деньги, так как «АвтоВАЗ» находится под государственными гарантиями, а ВЭБ — госбанк. В этом случае автопроизводитель смог бы сэкономить до 100 миллионов рублей в год. Неужели эти деньги помешали бы «АвтоВАЗу»?

Но и на этом неожиданности не заканчиваются. Как было сказано выше, альянс Renault–Nissan выдает кредит для погашения задолженности перед… собственными поставщиками! Перед теми компаниями, которые поставляют детали для сборки Nissan Almera, Renault Logan, Largus и Lada XRay. Согласитесь, довольно хитрая схема. Скорее всего, альянс просто стремится переложить на российский автоконцерн тот долг, который он мог бы сам погасить, будучи контролирующим акционером автопроизводителя.

Нужно ли списывать долги?

На этот вопрос должен ответить каждый россиянин самостоятельно. Да, именно так. И причина тут проста. «Ростех» — это государственная компания, таким образом долги компании автоматически ложатся на плечи налогоплательщиков.

Списание долгов перед госкомпанией означает, что каждый житель страны из своего кармана заплатит конкретное количество денег. Если 20 миллиардов разделить на всех жителей России, то получится примерно 150 рублей. Казалось бы, сумма небольшая, но ведь и госкомпаний у нас много, и многим из них списывают долги.

Наверное, многие россияне готовы заплатить эти деньги. Но при этом важно понимать, что они получат взамен. Гордость отечественного автопрома с многомиллиардными долгами, которые через пару лет снова придется списывать? Ведь кто может гарантировать, что с 2020 года деятельность «АвтоВАЗа» станет прибыльной? Кто может пообещать, что российский автопроизводитель не будет постоянно тянуть деньги из карманов обычных налогоплательщиков, а станет приносить прибыль и развивать свою страну?

На данный момент есть только колоссальные убытки и массовые сокращения, которые могут привести к социальному взрыву. В 2014 г. под сокращение попали 14 тысяч работников, в прошлом году уволили еще 2 тысяч, в этом собираются сократить примерно столько же. Мало того, в январе 2016 года была на 20% уменьшена зарплата на заводе.

Сейчас персонал «АвтоВАЗа» составляет 43 тысячи сотрудников. В Тольятти проживает 700 тысяч человек. Если завод закроют, в регионе будет массовая безработица. Это сильно накалит градус социального негодования, который и так достаточно высок.

Таким образом, и закрывать убыточное предприятие нельзя, но и работать все время в убыток – это безумие. В какой-то момент это все равно приведет к коллапсу.

Что же делать?

Это извечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Создаются хорошие программы развития предприятия, приглашаются иностранные специалисты, государство выделяет огромные деньги. Мало того, сам президент периодически совершает маркетинговые ходы в поддержку отечественного автопрома, но почему-то воз и ныне там.

Следует отметить, что многие люди действительно прилагают огромные усилия, чтобы российские автомобили смогли на равных конкурировать с иномарками. Но существуют многочисленные проблемы, которые не дают этого сделать.

Какие же шаги можно предпринять для улучшения работы «АвтоВАЗа»?

  1. Следует увеличивать объем продаж авто. Причем как по новым моделям, так и по тем автомобилям, которые давно производятся. В кризис это сложно сделать, но нет ничего невозможного. Необходимо предлагать более гибкую ценовую политику, активнее работать с покупателями и дилерами, правильно пиарить новые бренды, повышать имидж завода и каждой марки выпущенного авто.
  2. Следует по возможности заменить зарубежных поставщиков на отечественных. В новых моделях (Vesta, XRay) используется очень много иностранных комплектующих. Но тут нужно действовать грамотно. Казалось бы, наличие иностранных комплектующих повышает стоимость машин, ведь все детали закупаются в валюте, но при этом автомобили на зарубежных деталях отвечают европейским стандартам качества. Нужно понимать, что локализация производства – это очень трудная задача, требующая много времени. Но в перспективе она принесет свои плоды.
  3. Следует активно продвигать отечественные автомобили за рубежом. Это сложная задача, так как конкуренция огромная, но вполне посильная.
  4. На заводе можно производить компоненты для автомобилей других производителей. Мощности и кадровый потенциал позволяют это делать.
  5. Необходимо оптимизировать издержки. Без этого, увы, никуда. Только весь процесс оптимизации не должен сводиться к массовым увольнениям и сокращению продолжительности рабочей недели.

Сделать работу автоконцерна прибыльной пытались все его руководители. Но по разным причинам они не смогли этого сделать. Помимо явных проблем, есть еще и скрытые. Автомобильная промышленность в нашей стране сильно коррумпирована. По слухам, причиной увольнения Андерссона стали его попытки убрать коррумпированных поставщиков, которые только наживались на работе автозавода.

Многие эксперты утверждают, что одной из основных проблем «АвтоВАЗа» являются закоренелые преступные структуры. Еще со времен СССР определенные люди контролировали весь процесс (от продажи деталей до реализации авто). Причем с этими людьми никто не хотел связываться. Сейчас ситуация фактически не изменилась. Бу Андерссон решил бороться с криминалитетом.

Эту проблему тоже нужно решать, иначе коррупция никогда не позволит автопроизводителю стать прибыльным.

Новый директор автогиганта Николя Мор придумал изящное решение, как увеличить объемы продаж в России. Он понимает, что финансовое положение россиян не очень хорошее, поэтому хочет выпускать на «АвтоВАЗе» автомобили стоимостью 3500 евро. По мнению руководителя автоконцерна, такие доступные и качественные машины – это именно то, что нужно отечественному потребителю в кризис.

Речь идет об ультрадешёвом хэтчбеке Renault Kwid, который был сделан в Индии. Такой автомобиль стоит всего 3500 евро, поэтому его сможет купить каждый россиянин. Вполне вероятно, что скоро подобные машины начнут собираться на российском заводе.

Николя Мор осознает всю сложность сложившейся ситуации, но надеется, что сможет вывести автозавод на стабильную прибыль.

Долг в 20 миллиардов, скорее всего, спишут. Однако хочется верить, что при этом будет проведена серьезная работа по модернизации производства, оптимизации издержек, улучшению качества продукции при сохранении низкой цены. Только в этом случае «АвтоВАЗ» станет флагманом российского автопрома, который будет прославлять Россию во всем мире и приносить деньги в бюджет. Пока же, увы, он только их забирает…

Видео о неизвестных автомобилях «АвтоВАЗа»:

«АвтоВАЗу» могут простить часть долгов

В ноябре 2009 г. премьер Владимир Путин пообещал выделить «АвтоВАЗу» 50 млрд руб., из которых 38 млрд руб. должны были пойти на реструктуризацию долгов компании перед банками и держателями облигаций — объем этой задолженности также составлял 38 млрд руб. Однако после этого Минфин предложил дисконтировать долг «АвтоВАЗа», рассказал Reuters чиновник министерства.

Перед банками и «АвтоВАЗом» была поставлена задача дисконтировать долг компании, подтвердил «Ведомостям» чиновник, участвующий в обсуждении проблемы: «Сейчас по этому поводу банки ведут с “АвтоВАЗом” переговоры». То же самое сказал источник, близкий к одному из акционеров компании. Эта идея появилась еще в прошлом году на комиссиях первого вице-премьера Игоря Шувалова, вспоминает чиновник. «Банкам неинтересно дисконтировать кредит, но это часть их рисков», — отмечает он. Размер дисконта чиновник не назвал, сказал только, что это предмет переговоров. «25-30% будет считаться хорошим результатом», — добавил он.

В конце декабря прошлого года правительство одобрило выделение «Ростехнологиям» для передачи «АвтоВАЗу» лишь 28 млрд руб. Почему сумма такова, чиновники не объясняли.

Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сказал, что ему ничего не известно о решениях или договоренностях о дисконте долгов «АвтоВАЗа». Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков напомнил лишь, что окончательно схема реструктуризации долга должна быть утверждена после одобрения бизнес-плана компании в марте этого года, отказавшись от дальнейших комментариев. Крупнейшими кредиторами «АвтоВАЗа» являются Сбербанк (14,2 млрд руб.), ВТБ (10,2 млрд руб.), «Глобэкс» (3,5 млрд руб.) и Газпромбанк (2,4 млрд руб.). Представители всех банков также не стали комментировать ход переговоров о реструктуризации. Против дисконтирования уже выступил президент Сбербанка Герман Греф, передало Reuters со ссылкой на одного из кредиторов завода.

Позиция Минфина понятна: он хочет сократить траты бюджета, отмечает аналитик «Атона» Юлий Матевосов. В ходе реструктуризации банкам часто приходится идти на уступки кредиторам, это их нормальный коммерческий риск, отмечает он. Но банкам наверняка удастся добиться не списания части долга, а его реструктуризации на более долгий срок, взамен получив какие-либо преференции от Минфина, полагает он.

Сможет ли Авто Ваз?

Очень бы хотелось этого, но в ближайшее время, боюсь, что нет. Наш автопром забуксовал ещё во времена СССР, когда считалось, что автомобиль это неслыханная роскошь, и не стоит слишком большое внимание уделять этой отрасли. Хорошие автомобили появляются вследствии конкуренции нескольких марок, а при командной системе экономики особо не поконкурируешь. Европейцы, американцы и японцы десятилетиями экспериментировали с различными моделями, доводили технологию производства до максимально эффективной. Конкурируя между собой, они стремились повышать качество, при минимальноый цене. И когда Авто Ваз вышел на мировой рынок в начале 90-х, то оказалось, что наши машины проигрывают довольно сильно своим иностранным оппонентам. Авто Ваз пытается конкурировать, создавая новые и новые образцы машин, и, на мой взгляд, довольно успешно, но в полной мере противопоставить свои машины зарубежным пока не может. Будем надеяться, что рано или поздно это произойдёт и уже японцы будут переделывать наши.

Как-то задумался, а почему бы автовазу не сделать не совсем доступный авто? Ведь по мимо отечественных автомобилей много и иномарок, в том числе так называемых бюджетных или сделанных спец. Для нашей страны (и др. Подобных стран). Всякие пол, солярисы. Конечно цена привлекательная, но машина будет голой, поскольку рекламируют в основном более оснащенные комплектации (как пример с солярисом, POLO может чуть ближе к истине. Да и покупают по минимальной цене не многие. Так может и ВАЗу собраться и сделать нормальный автомобиль, вдруг покатит. А то их продукция это разработки прошлого века, либо вообще чужие. Неужели в нашей стране не найдётся пара дизайнеров, пусть не Джуджаро, но которые смогут дать стиль, какую-то черту присущую марке. Неужели нельзя собрать всё это аккуратно. Или у нас действительно на счёт авто руки в мягком месте, и все эти затеи напрасны. Может нам пора пересаживаться на Т-90? По крайней мере это одно из лучшего что у нас.

АвтоВАЗ – самый крупный автопроизводитель России на текущий момент. За последние годы им был расширен модельный ряд выпускаемой продукции, что сказалось на увеличении популярности бренда среди населения: к уже ставшими давно узнаваемыми Kalina и Priora добавились Vesta и Granta, на которые довольно быстро нашелся свой покупатель. Но на достигнутом автопроизводитель останавливаться не собирается: ВАЗ готовит к выпуску обновленный внедорожник LADA 4×4, периодически сообщая новые подробности о том, каким будет значительно модернизированный автомобиль.

Окончательный вариант дизайна машины пока не утвержден. Точно известно одно: в основу автомобиля ляжет платформа BO, созданная французскими инженерами. Именно на ней были созданы некоторые бюджетные и хорошо продаваемые автомобили марок Nissan и Renault.

По неофициальной информации обновленный отечественный внедорожник будет оснащен 1,8-л мотором. Предполагается, что обновленная модель будет выпускаться параллельно.

Как ВАЗ у Ижевского завода отобрал первенство изготовления легковушки для села

В конце шестидесятых годов в главном исследовательском институте страны в области машиностроения (НАМИ) решалась судьба легковых авто следующего десятилетия.

Специалисты сошлись во мнении, что Стране Советов нужен автомобиль, способный перевозить как пассажиров, так и грузы, то есть довольно мощный и вместительный. Были определены основные параметры: кузов металлический неразъёмный «Универсал», силовой агрегат от хорошо зарекомендовавшего себя автомобиля «Москвич-3-5», привод на каждое из колёс. Согласовано было место изготовления – Ижевский автозавод, и объём годового выпуска – двести двадцать тысяч единиц.

Перспективы автомобилестроения, в том числе и принятые в НАМИ решения, широко обсуждались в средствах массовой.

Cпортивная модификация высокого хэтчбека Lada XRAY под названием Sport получит серийную версию.

В Сеть попали первые снимки серийного универсала Lada Vesta

В интернете появились первые изображения серийной версии универсала Lada Vesta.

На улицах Тольятти заприметили уникальнейший концепт Lada

В российском Тольятте очевидцы сфотографировали уникальную Ладу.

Lada Niva Taiga оказалась самым медлительным автомобилем на рынке Германии

Российский внедорожник Lada Niva попал в своеобразный рейтинг европейского делового журнала Focus.

АвтоВАЗ разработал систему дистанционного управления автомобилем

Российская компания АвтоВАЗ представила на Московском международном автосалоне свою новую разработку – систему дистанционного управления Lada Connect, которая призвана значительно упростить жизнь водителя.

Вседорожный вариант Lada XRay станет серийным в 2018 году

[Свежие записи][Архив][Друзья][Личная информация]

Они никогда не выйдут на такие объемы.
Сначала потому что у людей нет денег, тупо нет.
А когда деньги появятся, то люди будут покупать что угодно, только не ВАЗ.
Единственное спасение завода — реанимировать автомобиль ОКА или создать аналогичный и продавать его за 200-250 тысяч как максимум.
Сделать просто шарабайку-жоповозку, которая мало жрет и возит на работу или в магазин 2 человек и 4 сумки.

Но завод это делать не собирается, поэтому будет приносить убытки пожизненно.

«Убытки» это не показатель — официально сейчас всё убыточно, кому же охота деньги платить.
Мне вообще непонятно, как компания с таким объём вторичного рынка может не получать кучу денег хотя бы за счёт «оригинальных запчастей».

Читать еще:  Выбираем трансмиссионное масло

ну так значительная часть этих самых запчастей вазом не делается и деньга ему не попадает.

Откуда вообще появился товарищ со «сказочной» фамилией Андерссон? Биография этого человека достойна отдельного пересказа. В 1987 году 32-летний майор, выпускник Военной академии Швеции бросает армейскую службу и отправляется на «гражданку», причём новым местом работы отставного вояки становится концерн GM, где Андерссон отвечает за взаимодействие со шведской же компанией Saab. Уже скоро, в 1990-м, швед станет вице-президентом Saab по закупкам, а к 2007-му, последовательно сменив несколько руководящих должностей, займёт пост вице-президента GM Group по глобальной политике закупок.

В 2009 году «списанный по возрасту» Андерссон назначен президентом «Группы ГАЗ». Встав во главе группы компаний, основной из которых является Горьковский автозавод, «дядюшка Бу» начинает творить настоящие чудеса. За полгода готовит радикальное обновление «Газели» (притом силами существующей газовской команды, которая по мнению Бу оказалась достаточно профессиональной), вместо убыточного проекта.

Нужно ли прощать АвтоВАЗу многомиллионные долги Статья-рассуждение о том, стоит ли прощать российскому АвтоВАЗу огромные долги. Почему предприятие не может эффективно развиваться? В конце статьи — видео о неизвестных машинах «АвтоВАЗа».
Содержание статьи:

Сколько анекдотов и шуток было придумано о продукции «АвтоВАЗа». Казалось бы, в России есть крупный автопроизводитель, и машины новые появляются, а выйти на прибыль завод не может. Мало того, долги ежегодно накапливаются и их периодически списывают. Вот и сейчас решено списать 20 млрд. рублей долга. Что это даст? Улучшит ли это работу автоконцерна? Что вообще делать с этим заводом, чтобы он стал прибыльным?

Ситуация аховая, убытки колоссальные

АвтоВАЗ объявил цены на новую модель — хетчбэк Lada Xray. Вместе с запущенной в декабре 2015-го в продажу Lada Vesta новинка должна стать локомотивом автозавода и позволить ему занять 20% российского рынка. Автодилеры полагают, что это реально.

Новинка АвтоВАЗа, переднеприводная Lada Xray, будет стоить от 589 тыс. до 723 тыс. рублей, говорится в сообщении автозавода. В продажу новый автомобиль поступит 14 февраля. «ДП» выяснил технические характеристики новинки и поинтересовался у участников рынка, сможет ли новая модель стать локомотивом АвтоВАЗа.

В базовой комплектации Optima за минимальную цену Xray будет оснащаться 106-сильным мотором и механической коробкой передач, двумя фронтальными подушками безопасности, системой курсовой устойчивости ESC, а также системой экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС.

Xray с более мощным двигателем (110 л. с.) и пакетом оборудования Comfort, который включает в себя подогрев передних.

Он также считает, что планы о выходе на европейский рынок являются последовательными и вполне реалистичными. Это решение, по словам президента автоконцерна, основано на росте экспорта автомобилей в соседние страны за текущий год на 20 процентов.

АвтоВАЗ набирает обороты

Итак, АвтоВАЗ намеревается освоить зарубежные рынки. Это вовсе не значит, что произойдет полная переориентация. Представители автозавода отмечают, что нельзя забывать о ближайших соседях, Украине и Казахстане, которые дают хорошие экспортные показатели. Но в то же время АвтоВАЗ не собирается ограничиваться только странами СНГ. Грезы о зарубежных рынках начинают претворяться в жизнь.

Итоги текущего года таковы, что АвтоВАЗ экспортировал более 42 тысяч единиц продукции, что на 30 процентов больше по сравнению с прошлым годом. При этом экспортным бестселлером 2011 года стал автомобиль Lada Samara. С января по октябрь этого года было поставлено на экспорт более 12 тысяч экземпляров модели, что.

Простят ли россиянам все кредиты и займы

Россиянам необходимо продление кредитных каникул, решили депутаты Госдумы. А в будущем жителям страны потребуется полноценная кредитная амнистия.

Об этом заявил глава думской фракции «Справедливой России» Сергей Миронов.

По его словам, долги россиян из-за кризиса составляют триллионы рублей и продолжают расти.

Миронов также отметил, что подобное положение вещей может обвалить и социальную стабильность, и кредитно-денежную систему.

Есть только один способ избежать взрыва — кредитная амнистия, полное списание долгов для тех, кто по объективным причинам не способен их вернуть, считает политик.

Он также сравнил итоги текущей финансовой госполитики с дефолтом в 1998 году. Государство несет ответственность за эту ситуацию и должно своим гражданам каникулы как минимум. То есть чиновники должны продлить их хотя бы до конца года, так как кризис продолжается.

Миронов напомнил, что «Справедливая Россия» предлагала сделать кредитную амнистию перед пандемией, тогда в стране была бы совершенно другая ситуация. Отметим, что россияне стали массово жаловаться на банки, которые необоснованно отвергают заявки на кредитные каникулы.

В паблике «Банкста» по этому поводу пишут, что российские банкстеры готовятся к окончанию кредитных каникул и кризису неплатежей. С дефолтом по кредиту может выйти каждый пятый заемщик. Осенью российские банки ждут дефолт 20-30% заемщиков, прогнозируют всплеск неплатежей и просрочек должников.

Причина — заканчивается срок действия программы антикризисных кредитных каникул. Экономисты напоминают, что «многие клиенты, которые нуждались в кредитных каникулах весной, так и не смогли официально подтвердить снижение дохода».

Ранее НАФИ выяснила, что более 72% российских семей увязли в кредитах и микрозаймах.

По данным экспертов, 93% кредитов взято на покупку товаров и услуг не первой необходимости.

«Не на еду, одеть детей в школу, медицину или срочно поменять сломавшийся холодильник, а на гаджеты, дорогой смартфон, на иномарку, на телевизор во всю стену, на шубы и куртки, на путевки за границу, на жизнь и праздники «чтобы соседи не осудили», — заявил эксперт Национальной банковской ассоциации В. Алексеев.

При этом приставы уже заявляли, что ждут «убойной осени» по взысканиям долгов. Разумеется, за этим направлением тоже предлагается наблюдать и вмешиваться государству.

Ранее российский президент Владимир Путин уже высказывался в том духе, что необходимо брать под жесткий контроль деятельность любых коллекторов — «то, с чем люди иногда сталкиваются, иногда переходит всякие границы». Так что осень будет как минимум интересной.

Проблема в том, что кредитные каникулы из-за коронавируса не помогли: 90% невыплаченных в этот период кредитов перейдут в потенциально невозвратные долги. Людям неоткуда брать деньги и негде их зарабатывать впоследствии.

А вот эксперты предложили властям распечатать кубышки и раздать напрямую народу и бизнесу 6-10 триллионов рублей, иначе страну захлестнут (уже начинается) безработица и бедность.

Вот только власти не торопятся начать такую раздачу — говорят, высоки риски, что деньги просто потратят без эффекта для экономики: «закроют кредиты или пропьют». Да и деньги не бесконечные, по мнению властей…

Напомним, что долги россиян стали рекордными с 1999 года: банкам и МФО граждане страны должны более 280 миллиардов долларов США.

«На 1 июля, общий размер задолженности достиг 19,909 трлн. рублей. Это следует из статистики ЦБ. И это при том, что банки резко сокращали выдачу кредитов в период пандемии, а также вдвое срезали средний лимит по кредитным картам», — пишут СМИ.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Нужно ли прощать долги

Нужно ли прощать долги

Многие люди в качестве способа защиты от переживаний прощают долги тем, кто их не вернул. В принципе это неплохой способ – конечно, если вы можете его себе позволить. Если же вы отдали свои последние деньги партнеру для развития бизнеса, а он не собирается их возвращать, то до прощения тут далеко.

Когда же прощение долга является лучшим выходом? Как нам представляется, в двух случаях.

Во-первых тогда, когда вашего должника нет в пределах досягаемости (умер, скрылся) или когда он гол как сокол. То есть его можно видеть и с ним можно разговаривать, но у него нет ничего, кроме жены и двух-трех голодных детей. А если взять у него нечего и ожидать возврата долга в обозримом будущем не приходится, то зачем переживать (по поводу его нищеты или собственной глупости, все равно)? Переживаниями делу не поможешь, скорее наоборот.

Лучший выход в такой ситуации – простить долг этому человеку и забыть про свои деньги. Считайте, что вы пожертвовали свои деньги этому неудачнику, то есть совершили милосердный поступок. Или посчитайте, что вы своими деньгами оплатили урок, который дала вам Жизнь. А суть урока состояла в «излечении» вас от избыточной доверчивости, идеализации своих способностей, склонности поддаваться на уговоры других людей и так далее. В общем, постарайтесь по максимуму извлечь уроки из той ситуации, в которой вы оказались. А ваши деньги есть плата за полученный урок. И впредь постарайтесь не попадать в подобные ситуации.

Во-вторых, когда вы идеализируете отношения между людьми и требовать возврата долга для вас значительно тяжелее, чем проститься со своими деньгами. Это тоже достойная позиция, но она часто приводит к финансовым потерям. В таком случае, отдавая деньги в долг своим знакомым, нужно мысленно попрощаться со своими деньгами и не ждать, что вам их вернут. Ведь требовать свои деньги назад вы все равно не будете – вам это крайне неприятно. В результате вы можете потерять дружбу с дорогим для вас человеком – стоят ли деньги такой потери? Считайте, что вы инвестировали свои деньги в хорошие отношения с близким человеком – это очень полезное и долговременное вложение. Только впредь постарайтесь его не повторять.

А если кто-то все же вернет вам долг, то воспринимайте это как приятный и неожиданный подарок и от всей души порадуйтесь ему. Тогда вместо негативных переживаний вы будете получать только положительные эмоции: сначала – когда вы окажете помощь ближнему, а потом – при неожиданном возврате вам занятых денег. И чем больше вы будете им радоваться, тем чаще они будут к вам возвращаться. Но вы не должны ожидать такой зависимости, иначе у вас легко может возникнуть идеализация цели: «Я сейчас порадуюсь возврату одного долга, так пусть Жизнь быстренько вернет мне следующий!» К сожалению, такой торг с Жизнью никогда не проходит. Ваша радость по поводу возвращения ваших же денег должна быть искренней и бескорыстной.

В общем, долги прощать можно, но только когда это доставляет вам радость или ничего больше не остается делать. Во всех остальных случаях нужно требовать возврата долга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Налоговая амнистия. Кому и какие долги простит государство?

  • Что случилось?

Замминистра финансов Илья Трунин пояснил, что долги спишут физическим лицам по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам. Эти долги депутаты признали безнадёжными. Для индивидуальных предпринимателей предполагается то же самое списание по всем налогам, кроме налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов за перемещение товаров через границу.

– Речь идёт о задолженности, которая образовалась на 1 января 2015 года, включая задолженность по пеням, которая образовалась с тех пор, — рассказал Илья Трунин.

Но как нам пояснил юрист Ян Чеботарев, все эти безнадёжные долги были бы списаны в любом случае без всяких поправок в Налоговом кодексе:

– Есть давность взыскания налогов — 3 года. 1 января 2018 налоговая просто утратит возможность взыскать эти долги, которые образовались до января 2015 года.

Кроме налоговых долгов было предложено списать недоимки по взносам во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд ОМС и Фонд социального страхования. Эти долги «простят» по взносам до 1 января 2017 года, а также штрафы и пени по ним. Это касается физлиц, ИП, адвокатов, нотариусов и тех, кто занимается частной практикой.

– Это, пожалуй, чуть ли не единственный положительный момент во всех этих поправках и изменениях, и тут речь идёт уже о действительно крупных суммах, — говорит Ян Чеботарев.

Ещё трём миллионам россиян спишут около 22 млрд руб. подоходного налога на условный доход граждан. Этим людям был начислен НДФЛ за списание их долгов перед банками, телефонными операторами и другими организациями. Президент назвал такие действия налоговиков бессмысленными.

Однако и здесь не обошлось без подводных камней.

– Списание такого рода долга возможно только при одновременном выполнении нескольких условий. Во-первых, долг должен образоваться в незначительный промежуток времени: с января 2015 по январь 2017. Во-вторых, это касается только НДФЛ. И в-третьих, это относится только к тому налогу, который был задекларирован, — поясняет юрист.

Не забыло государство и о пенсионерах: их избавили от уплаты земельного налога на маленькие участки. Ранее льготные категории граждан имели право на денежный вычет в 10 тысяч рублей. Теперь же эту льготу немного изменили: из налоговой базы предложили вычитать 6 соток земельного участка и добавили к списку льготников пенсионеров по возрасту. Эту льготу можно получить только на один земельный участок. Уведомить налоговый орган надо в период до 1 ноября.

– Это второй — и последний — положительный фактор в грядущей амнистии, — отмечает юрист. — Тут речь идёт не только о совсем маленьких участках. Если у бабушки, скажем, участок в 10 соток, то из его кадастровой стоимости будут вычитаться эти «амнистированные» 6 соток, и налоги она будет уже платить с этой разницей.

Если с безнадёжными долгами всё предельно ясно — они спишутся автоматически, то с амнистией по недоимкам во внебюджетные фонды возникает ряд вопросов.

Судя по законопроекту, задолженность по налогам будут списывать налоговые инспекции по месту жительства или месту нахождения имущества должника. Основанием для списания должны стать сведения о сумме задолженности человека из налоговой или внебюджетного фонда. Участие самого должника, согласно документу, не требуется. Все долги должны быть списаны автоматически во внесудебном порядке.

Однако о том, что какие-то суммы по налоговым задолженностям были сформированы, государство никого уведомлять не будет. Предпринимателю же в любом случае нужно будет получить какую-то информацию о том, что такая операция была произведена, чтобы вести свой бухучёт в соответствии с изменениями. То есть бухгалтер всё равно должен будет провести сверку с бюджетом и узнать точно, как эти изменения повлияют на его взаиморасчёты с бюджетными или внебюджетными фондами.

Нет. Подобный случай был шесть лет назад — в ноябре 2011 года. Владимир Путин, который тогда занимал пост премьер-министра, объявил, что в первом квартале 2012 года налоговые органы «простят» долги по налогам, накопившиеся до 1 января 2009 года. Тогда списать предполагалось около 36 млрд рублей. Кстати, в тот раз налоговая амнистия тоже предшествовала президентским выборам.

Кроме того, в 2015 — 2016 гг. проводилась «амнистия капиталов», когда гражданам предлагалось подавать специальные декларации, освобождающие от уголовной ответственности за имущество в офшорах, счета в зарубежных банках, в том числе и на подставных лиц, и владение долями в иностранных компаниях.

Почему Минфин все-таки отменит налог на прощенные долги

Абсурдной нормой, наконец, решили занять на законодательном уровне.

Минфин в конце апреля 2019 подготовил законопроект об отмене налога с прощенных долгов. Суть его в том, что гражданам, чей долг простили, не придется платить 13% от прощённой суммы. Да, сейчас есть такой парадокс: с должника, который и так не может платить и которому даже банк прощает безнадёжную задолженность, ФНС пытается содрать ещё и налог.

Читать еще:  Scion iM 2016

Вопрос о данной проблеме уже поднимался и не раз. Скажу больше, в 2015 году, было поручение президента и Дума оперативно приняла поправки в ст. 217 Налогового кодекса. Эти поправки предусматривают запрет на налоги с продажи имущества тех, в отношении кого прошла процедура банкротства, а также не подлежат налогообложению суммы которые банк простил либо реструктуризировал в ходе исполнения заёмщиком своих обязательств по ипотечному кредиту.

Но уже в январе 2016 ФНС продавила свою поправку в тот же Налоговый кодекс. И банки в соответствии со пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ, стали информировать налоговиков о всех долгах своих клиентов, которые были признанные безнадежными к взысканию и списанные, а ФНС, получив такую информацию, тут же начала выставлять требования об уплате НДФЛ к гражданам, с которых банк не смог получить долг и простил. По мнению налоговиков: списанный долг считается доходом на основании того, что должник получает выгоду «в виде экономии на расходах по возврату долга».

Только Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк исходя из их отчётности по МФСО за 2016 г. совокупно списали различных безнадёжных ссуд на 147 млрд руб. Несложно подсчитать, что 13% от этой суммы составляет порядка 19 млрд руб.

С третьего раза, Минфин всё-таки решился сделать надлежащим образом то, что требовалось ещё в 2014 году. А именно: наконец-то решено внести поправки и в ст. 217 и в ст. 223, так чтобы они не противоречили друг другу по своей сути. Для этого любые доходы, которые возникли или могли возникнуть в связи с невозвратом суммы полученного кредита (не важно какого), предлагается освободить от обложения НДФЛ.

При этом, Минфин не забыл и про банки, которым теперь не надо будет заниматься бессмысленной писаниной и оправдываться что не смог взыскать задолженность и понёс убытки, а значит появится стимул чаще прощать долги.

Вроде бы так просто: заёмщик и так не смог расплатиться по кредиту, как же он заплатит ещё и налоговые поборы? Но чиновникам понадобилось пять лет, чтобы это наконец признать. Впрочем, пока, не смотря на увещевания Путина и на очевидную бессмысленность НДФЛ на прощённые долги, закон ещё не принят и даже не внесён на рассмотрение в Думу.

То есть, на сегодняшний день, гражданам, которые и так находятся в трудной жизненной ситуации и с которых и взять нечего, поэтому и банки списали долг, всё равно приходится доказывать, ФНС что платить они не могут. А чиновники, как обычно, никуда не торопятся.

Россия опять простила миллиарды долгов. Что можно было сделать на эти деньги?

Россия опять простила миллиарды долгов. Что можно было сделать на эти деньги?

Россия в 2016-2017 годах списала долги четырем странам – Киргизии, Мозамбику, Узбекистану и Монголии – почти на 1,4 миллиарда долларов (около 80 миллиардов рублей). При этом собственный еще не закрытый общий внешний долг страны за 2017 год вырос на 23,3 миллиарда долларов (4,5 процента) и по состоянию на январь нынешнего года составил 529,1 миллиарда долларов.

В 2017 году Россия в рамках «официальной помощи развитию» Киргизии списала республике 240 миллионов долларов долга. Вообще это обычная для двух стран практика: между 2005-м и 2016 годом российская сторона простила киргизской около 703 миллионов долларов задолженности, в том числе 30 миллионов в 2016-м. Таким образом, за последние 12 лет сумма прощенных долгов составила примерно миллиард долларов.

В 2016 году Россия списала долг в размере 865 миллионов долларов (около 95 процентов задолженности) другой «братской республике» – Узбекистану. В результате почти 900-миллионный долг страны, по которому только проценты составляли 388 миллионов, сократился до 25 миллионов. Как пояснили российские власти, Узбекистану был списан долг по просроченным кредитам, которые были выданы еще в 1992-1993 годах. При этом соглашение сторон предусматривало не только списание задолженности – оно фактически означало отказ Москвы и Ташкента от финансовых претензий друг к другу, которые могли возникнуть после распада СССР. В частности, Узбекистан отказался от притязаний на долю в Алмазном фонде бывшего СССР, которую оценивал в 1-2 миллиарда долларов.

В 2016 году Россия также списала 170 миллионов долларов долга Монголии – это 97% от всей суммы задолженности. После этого стране осталось выплатить всего 3,8 миллиона долларов, которые, по условиям соглашения, Улан-Батор должен был вернуть Москве в течение 30 дней после вступления документа в силу. Долг Монголии возник еще в 90-х годах из-за невыплаты кредита времен СССР на оплату участия монгольской стороны в совместном предприятии «Монголросцветмет». Российские власти отметили, что задолженность сдерживала развитие инвестиционного сотрудничества – например, реализацию российскими компаниями крупных проектов в транспортной и горнорудной отраслях на территории Монголии.

Это тоже не первый долг, списанный этой стране: в 2003 году Россия простила Монголии 11,1 миллиарда долларов задолженности, образовавшейся в советское время, при общем размере кредита в 11,4 миллиарда. Монголия сразу выплатила оставшиеся 300 миллионов.

В прошлом году Россия простила 40 миллионов еще и Мозамбику – списание долга стало самым масштабным в истории Всемирной продовольственной программы. Решение, по всей видимости, носило «гуманитарный» характер. После этого исполнительный директор организации Дэвид Бисли сказал, что шаг России позволит направить средства на обеспечение питанием 150 тысяч школьников Мозамбика. Денег должно хватить на пять лет, добавил он.

В 2017 году президент России Владимир Путин напомнил, что Москва простила странам Африки долгов более чем на 20 миллиардов долларов – страны и сроки не уточнялись. Однако речь, по всей видимости, шла о долгах, списанных еще в период с 2008-го по 2012 год. До этого Россия списала африканским странам долги еще на 16 миллиардов долларов.

Россия, на плечи которой легли все 100 процентов долга, доставшегося от СССР, в 2017 году закрыла собственный гештальт, расплатившись с Боснией и Герцеговиной. Первоначально Россия, как преемница РСФСР, должна была выплатить 61,34 процента долга, остальные обязательства были распределены между бывшими союзными республиками: например, Киргизия должна была заплатить 0,95 процента, а Таджикистан – 0,82 процента. Однако Россия в 1993 году взяла на себя обязательства по выплате долга СССР в полном объеме в обмен на отказ бывших республик от долей в зарубежных активах Советского Союза – они могли претендовать на части «наследства», эквивалентные размерам долга, доставшегося им от СССР.

Сколько вы весите

Россияне сетуют, что при внушительном внешнем долге наша страна с завидным постоянством прощает финансовые обязательства другим странам. По мнению российских граждан, деньги могли быть направлены на пенсии и развитие инфраструктуры в собственной стране. «Лента. Ру» подсчитала, сколько можно построить школ и больниц на 1,4 миллиарда долларов, и сколько денег не вернулось России в килограммах.

Если бы средства, которые были прощены в 2016-2017 годах, направили на строительство школ, удалось бы возвести сотни объектов. Так, согласно данным портала госзакупок, строительство школы, например в Хабаровском крае, обойдется в 330 788 670 рублей. Таким образом, на 80 миллиардов рублей можно построить 241 здание. В такую же сумму обошлось бы строительство 1333 больниц в сельской местности – например, участковая больница в Чечне стоит около 60 миллионов рублей.

Сумму в 80 миллиардов рублей с таким же успехом могли направить на выплаты пенсионерам. На эти средства единовременные выплаты (например, в 5 тысяч рублей, как это было сделано в начале 2017 года) можно было перечислить 16 миллионам пенсионеров.

Если бы прощенные средства направили, например, на строительство крупных объектов в России, их хватило бы на два стадиона «Санкт-Петербург» («Зенит-Арена») – его стоимость оценивается в 43 миллиарда рублей; на три реконструкции «Лужников» к чемпионату мира по футболу 2018 года (работы обошлись в 24 миллиарда рублей), а также на треть проекта строительства Керченского моста в Крым, стоимость которого оценивается в 223 миллиарда рублей.

Наконец, если бы все должники вернули России средства наличными в купюрах по пять тысяч рублей, а каждая весит около грамма, то буквальный вес этой суммы составил бы 16 тонн.

Сложившаяся общемировая практика такова, что если государство не может отдать долг деньгами, есть перспектива не отдавать его вообще. Однако, прощая задолженность, кредитор может рассчитывать на политическую благосклонность должника, как это происходило, например, с Россией и странами, прежде входившими в состав СССР, или на экономическую выгоду, поскольку теперь уже бывший должник готов пустить щедрого патрона на собственный рынок и предоставить выгодные контракты – так, например, происходило со странами Африки.

Россия не единственная страна, которая прощает или частично списывает партнерам долги: так же действуют США, которые являются мировым лидером по размеру собственного внешнего долга, Канада, Франция, Великобритания и др.

Всего с 2000 года Россией прощено более $140 млрд. Вот список стран, которым списали больше всего долгов.

1. Куба – $31,7 млрд

По мнению экспертов, этот долг мы бы назад все равно никогда не получили. А так – укрепили позиции под боком у США.

2. Ирак – $21,5 млрд

Долг списывали дважды — $9,5 млрд (из $10,5) в 2004 и $12 млрд (из $12,9) в 2008. Во второй раз это был уже новый долг, по кредитам, набранным уже после прощения предыдущего долга в 2004 году.

3. Африканские страны – более $20 млрд

Списаны «оптом» в период после 2008 года в порядке «братской помощи».

4. Монголия – $11,1 млрд

Списаны в 2003 году. Оставшиеся $300 млн долга Монголия вернула.

5. Афганистан – $11 млрд

Долги за поставки советской военной техники, списаны после 2006 года.

6. Северная Корея – $10 млрд

Один из самых последних «подарков», уже после 2012 года. Списали не все, $1 млрд долга за КНДР все же остался.

7. Сирия – $9,8 млрд

Списаны в 2005 году (из $13,4 млрд долга). Взамен был подписан ряд соглашений в сфере строительства, нефти и газа.

8. Вьетнам – $9,53 млрд

Первый из долгов, «прощенных» зарубежным странам уже в «путинское» время, в 2000 г. Всего вьетнамский долг на тот момент составлял $11,03 млрд, остаток должен быть выплачен к 2022 году. Правда, не напрямую, а через вложения в совместные с Россией проекты на территории Вьетнама.

9. Эфиопия – около $6 млрд

В 2001 году списано $4,8 млрд из $6 млрд долга, через четыре года – еще $1,1 млрд, то есть почти все.

10. Алжир – $4,7 млрд

Списание произошло в 2006-2007 годах. Взамен страна обязалась закупить у нас промышленных изделий на эту или большую сумму.

Зачем Россия прощает долги?

«Как будто у нас денег много», удивляются эксперты. Раньше Россия мотивировала свою позицию тем, что она является членом G20 и G8. О том, что в рамках этих организаций принято себя так вести, что это как бы правило хорошего тона, говорил еще экс-министр финансов Алексей Кудрин, при котором списание долгов было поставлено на поток. Но теперь этот аргумент не работает. Надо бы себя более рационально вести.

-По идее после каждого такого списания, будь то Куба, Никарагуа или Северная Корея, та сторона должна дать российским компаниям режим наибольшего благоприятствования, –говорит Михаил Хромов из института им. Гайдара. — Но я не могу припомнить ни одного примера, чтобы после списания долга в самом деле появлялись какие-то контракты.

Есть другой нюанс – старые советские долги как правило безнадежны. Этим объясняется списание их странам вроде Кубы или Никарагуа.

-Проще списать, чем обслуживать такие долги, – резюмирует Хромов, — Но последний списанный долг в 2014 г. Узбекистана (865 млн. долларов) – не советский, новый, и вряд ли этот сосед так уж безнадежен, как Куба.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен: «Это абсолютно антигосударственная, преступная политика, которой нет оправдания! Долги – это огромный инструмент влияния! Когда вы добровольно отказываетесь от влияния, данная страна, конечно, будет вам благодарна, но дальше подумает: отлично, а теперь мы будем обходиться без этих славных ребят. Например, когда в начале 2000-х мы простили долг вполне обеспеченному Вьетнаму, нам потом пришлось расстаться с военной базой в Камрани. Потому что раньше за неё платили процентами с долга, а теперь пришлось платить наличными. Есть ли в подобных историях коррупционный мотив? Свечку никто не держал, но представить, что можно вот так просто простить долги и никто за это никого не отблагодарит «барашком в бумажке», довольно сложно. Не могу себе представить, чтобы люди в правительстве Медведева, которые принимают соответствующие решения, были настолько глупы или настолько честны. Американцы, кстати, последний раз простили долг в 90-е годы — полякам. И то не весь, а только 50%. Потом они прощали долги разве что самым беднейшим странам Африки, причём сообща с другими мировыми державами. Наша же щедрость не имеет себе равных».

В феврале 2018 года российское великодушие взялся объяснить заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак. Он рассказал, почему Россия другим прощает, а сама отдаёт долги с процентами. Вот его объяснение:

«Это очень большая «вульгарщина» – так говорить и думать. В каждом конкретном случае и выданном займе нужно разбираться. Свои долги, обязательства, которые должным образом оформлены и номинированы в резервных валютах, — это наши обязательства. А те требования, которые были прописаны и остались нам от бывшего Советского Союза, – это экзотика».

Также он добавил, что кредиты, выданные полвека назад, выдавались по политическим соображениям.

«Принцип у России такой: что можем вернуть – возвращаем, что нельзя капитализировать – списываем или реструктуризуем, – пояснил профессор института права и национальной безопасности РАНХиГС Александр Михайленко. – Благотворительностью, поддержкой «братских народов», как это делалось во времена СССР, мы не занимаемся».

Трудно поверить в такие утверждения на фоне списания долгов на сумму более ста сорока миллиардов долларов.

Если западные государства, которые предоставляли кредиты ещё царской России, проявили вековое терпение, то почему бы у этих предприимчивых и терпеливых господ не поучиться России?

Можно поучиться у «небратских» капиталистов и кое-чему другому. Россия в финансах отчего-то традиционно ставит не на ту лошадку. Может быть, пора уже прекратить практику «щедрой души» и научиться смотреть на вещи реально?

У нас немного иная точка зрения по этому вопросу. Зная ситуацию изнутри, мы понимаем, что просто так люди у власти не станут прощать многомиллиардные долги другим государствам. Следовательно, во главе угла – личная заинтересованность! А как думаете Вы? В чем причина такого великодушия?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector