2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контрольные лампы охлаждающей жидкости и износа тормозных колодок

32leshiy32 › Блог › Самый полный гид по контрольным лампам приборной панели твоего автомобиля

Лампочек, огоньков и переключателей в машине много, а голова всего одна. Чтобы не сломать ее, пытаясь догадаться, что означает та или иная пиктограмма, наизусть вызубри вот эту шпаргалку.

И запомни вот еще что. Если на приборной панели что-то горит зеленым или желтым, то все более-менее в порядке — можешь ехать дальше. Но красная контрольная лампа, загоревшаяся во время движения, — это почти всегда плохо. Мы бы на твоем месте остановились.

1. Противотуманные фары (передние).

2. Усилитель рулевого управления (возможны неполадки системы или низкий уровень технической жидкости).

3. Противотуманные фары (задние).

4. Низкий уровень стеклоомывающей жидкости.

5. Высокий уровень износа тормозных колодок (ездить можно, но откладывать замену колодок на следующую пятилетку не следует)

6. Круиз-контроль включен.

7. Поворотники (надеемся, ты пользуешься ими).

8. Датчик дождя/света (может указывать на включенный режим, а может — на неполадки).

9. Зимний режим (обычно означает особый алгоритм переключения автоматической коробки передач).

10. Информационное сообщение (в меню борт-компьютера тебя ждет что-то интересное).

11. Свечи накаливания дизельного двигателя (не заводи мотор, пока этот индикатор не погаснет).

12. Скользкая дорога (просто будь осторожней: на трассе возможна гололедица).

13. Проблема с ключом зажигания (обратись на сервис).

14. Ключ зажигания находится вне зоны автомобиля (актуально только для машин с бесключевым запуском. Проверь, может, ключ дома на тумбочке).

15. Низкий уровень заряда батарейки брелока (смени батарейку).

16. Опасность столкновения (загорается во время движения на машинах с системой предупреждения о столкновениях. Имеет смысл посмотреть на дорогу — может, ты и впрямь вот-вот врежешься в кого-то…).

17. Выжми педаль сцепления (иначе мотор не заведется — на машинах с «механикой»).

18. Нажми на тормоз (иначе мотор не заведется — на машинах с «автоматом»).

19. Рулевая колонка заблокирована (вставь ключ в замок зажигания и поверни на один шаг, чтобы отключить эту простейшую штатную противоугонку).

20. Дальний свет включен (прямо сейчас встречные водители тебя проклинают).

21. Низкое давление в шинах (подкачай!).

22. Габаритные огни включены (все идет хорошо).

23. Не работает лампа внешних осветительных приборов.

24. Не работает стоп-сигнал.

25. Противосажевый фильтр дизельного двигателя (неисправен или требует замены).

26. Контрольная лампа прицепа (неполадки с замком буксировочного крюка или на прицепе не работают приборы освещения).

27. Неполадки пневмоподвески (звони на сервис).

28. Система удержания автомобиля в выбранной полосе движения (если горит желтым или зеленым, значит, система активирована; если красным, то сломана).

29. Каталитический нейтрализатор (проблемы с системой выпуска отработавших газов и/или датчиком кислорода. Может быть ерундой, а может — большой проблемой. Звони на сервис).

30. Ремень безопасности не пристегнут (ты знаешь, что делать).

31. Парковочные огни включены.

32. Акуммулятор (если горит при заведенном моторе, значит, на батарею не поступает заряд).

33. Система автоматической парковки (разрешается к использованию только женщинами и студентами).

34. Время пройти ТО.

35. Адаптивные фары (если режим активирован, фары сами переключаются с дальнего на ближний и наоборот).

36. Корректор фар (настраивать в зависимости от уровня загрузки — смотри инструкцию).

37. Датчик активированного антикрыла (поздравляем, у тебя спорткар!).

38. Датчик складной крыши (может указывать как на идущий прямо сейчас процесс складывания/раскладывания верха, так и на неполадки в механизме).

39. Датчик подушки безопасности (если горит после включения зажигания, лучше обратиться на сервис).

40. Стояночный тормоз (красный — значит, «ручник» включен; отключи, прежде чем трогаться с места. Также может указывать на неполадки тормозной системы).

41. Вода в топливном фильтре (ты попал, парень!).

42. Подушка безопасности отключена (работает только для фронтальной подушки переднего пассажира в случаях, когда нужно установить детское кресло спереди).

43. Ошибка (загляни в мануал, чтобы узнать какая).

44. Ближний свет включен.

45. Грязный воздушный фильтр (заменить, не дожидаясь перитонитов!).

46. Индикатор экологичного режима движения (режим для ботаников).

47. Ассистент спуска с горы (обычно встречается на внедорожниках).

48. Высокая температура охлаждающей жидкости (остановись немедленно, у тебя проблемы!).

49. Антиблокировочная система тормозов (с твоей ABS что-то не так).

50. Топливный фильтр (ехать можно, но фильтр пора менять).

51. Дверь открыта (закрой!).

52. Капот открыт (см. п. 51).

53. Низкий уровень топлива.

54. Предупреждение автоматической коробки передач (может закончиться крупным счетом за ремонт).

55. Ограничитель скорости активирован (ты не сможешь разогнаться быстрее установленного значения).

56. Проблемы с амортизаторами (ехать можно, но осторожно и лучше сразу на сервис).

57. Низкое давление масла (если горит при включенном моторе, значит, дело плохо — глуши немедленно!).

58. Обогрев лобового стекла.

59. Багажник открыт.

60. Система динамической стабилизации (или отключена или неисправна).

61. Стеклоочистители с датчиком дождя.

62. Проверь двигатель (может быть ерундой, но лучше сделать как просят — проверь его!).

63. Обогрев заднего стекла.

64. Стеклоочистители работают в автоматическом режиме.

16.12. Контрольные приборы

Комбинация приборов объединяет контрольные приборы: спидометр (со счетчиком суточного и общего пробега), тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и контрольные лампы. Контрольные лампы со светофильтром красного цвета запрещают дальнейшее движение.

На части автомобилей может устанавливаться электронная комбинация приборов. Она отличается лишь системой управления и принципом действия приборов (стрелки спидометра и тахометра приводятся шаговыми электродвигателями, при отключении аккумулятора обнуляется суточный пробег автомобиля и т.п.). В электронной комбинации приборов допускается лишь замена ламп, при прочих неисправностях комбинацию приборов заменяют целиком.

Схема соединений контрольных приборов (вид с обратной стороны)

Проверка контрольных приборов и их датчиков

Указатель температуры охлаждающей жидкости работает совместно с датчиком, ввернутым в головку цилиндров. В датчике установлен терморезистор (резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры).

Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости

Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости

Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика и соедините его с «массой».

Если стрелка отклонится, неисправен датчик. Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и соедините с «массой» левый вывод указателя температуры, соединенный со штекером 5 белой колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи «датчик-указатель». Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель или его цепь питания.

Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на «массу» или не работает указатель. Исправность последнего можно проверить, отсоединив белую колодку комбинации приборов от жгута проводов и соединив ее штекер 1 с «массой», а штекер 10 с «+» аккумуляторной батареи. При этом у исправного указателя (при включенном зажигании) стрелка должна быть в начале шкалы.

Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком, установленным в топливном баке. Датчик представляет собой реостат с резистором из нихромовой проволоки. Подвижный контакт реостата перемещается рычагом с поплавком. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы резерва топлива, когда в баке остается 4,0-6,5 л бензина.

Данные для проверки датчика указателя уровня топлива Количество топлива Сопротивление в баке датчика, Ом пустой бак 315–345 половина бака 108–128 полный бак не более 7

Данные для проверки указателя уровня топлива: Положение стрелки Сопротивление указателя датчика, (при напряжении Ом в бортовой сети 13–14 В) в начале шкалы 285–335 в середине шкалы 100–135 в конце шкалы 7–25

Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините розовый провод от датчика и соедините его с «массой». Если стрелка отклонится, неисправен датчик или цепь, соединяющая его с «массой». Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и соедините с «массой» правый вывод указателя, соединенный со штекером 10 красной колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи «датчик-указатель». Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель или его цепь питания.

Если стрелка указателя постоянно показывает полный бак, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на «массу» или не работает указатель. Исправность последнего можно проверить, отсоединив красную колодку проводов комбинации приборов. При этом у исправного указателя стрелка (при включенном зажигании) должна быть у отметки «0».

Тахометр и спидометр проверяются на специальных стендах. Как правило, нарушения в их работе связаны с окислением контактов в питающей и контрольной цепях. Спидометр работает совместно с электронным датчиком скорости автомобиля, установленным на коробке передач. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдает прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. 6 импульсов датчика соответствуют 1 м пути автомобиля.

При выходе из строя контрольных приборов или датчиков их заменяют.

Блок индикации бортовой системы контроля

Блок индикации установлен в консоли панели приборов и выдает звуковую и световую сигнализацию об открытых дверях автомобиля, непристегнутых ремнях безопасности, неисправности ламп наружного освещения или их цепей, износе передних тормозных колодок, недостаточном уровне: масла в двигателе, охлаждающей жидкости, омывающей жидкости. Блок также включает и выключает (с задержкой) освещение салона при открывании любой двери. Блок выключен, когда в замке зажигания нет ключа. Как только ключ вставлен (но еще не повернут), блок реагирует на открывание водительской двери прерывистым звуковым сигналом (зуммером) в течение 8±2 с, что означает «забытый ключ в замке зажигания». Сигнал отключается, если закрыть дверь, или вынуть ключ, или повернуть его из положения «0».

После поворота ключа в положение «Зажигание» блок переходит в режим тестирования. При этом включаются все световые индикаторы и зуммер, чтобы водитель мог убедиться в их исправности. Одновременно принимаются сигналы от датчиков уровней (охлаждающей, омывающей жидкости и масла в двигателе).

Если какой-либо датчик показывает недостаточный уровень, по окончании тестирования начинает мигать соответствующий индикатор и звучит зуммер в течение 8±2 с. После этого индикатор горит постоянно до поворота ключа зажигания в положение «0».

После запуска двигателя опрос датчиков уровней не производится. Обрабатываются только сигналы от датчика износа тормозных колодок, реле контроля исправности ламп (стояночных огней и стоп-сигнала) и концевых выключателей дверей. При возникновении неисправности «Износ тормозных колодок», «Перегорание лампы» или «Незакрытая дверь» звучит зуммер и мигает соответствующий световой индикатор. Через 8±2 с он загорается ровным светом и зуммер выключается. После закрывания двери индикатор гаснет, при других неисправностях – продолжает гореть до поворота ключа в положение «0».

Датчик уровня охлаждающей (и омывающей) жидкости состоит из пластмассовой, запаянной снизу трубки с герконом внутри и поплавка с магнитом, надетого на трубку. Датчик уровня масла – с латунной трубкой. Как только геркон попадает в магнитное поле, его контакты замыкаются. Датчики уровня охлаждающей и омывающей жидкостей имеют двухконтактную колодку, датчик уровня масла – одноконтактную (второй контакт – «масса» автомобиля).

Датчик износа тормозных колодок устанавливается в специальное отверстие в колодке переднего тормоза и соединяется с проводкой автомобиля одноклеммным разъемом. Датчики продаются в комплекте с колодками, при их замене датчик устанавливают на внутреннюю колодку.

На части автомобилей вместо часов на панели приборов может устанавливаться маршрутный компьютер, показывающий время с начала поездки, расход топлива, среднюю скорость движения, ориентировочный пробег на остатке топлива, температуру воздуха снаружи автомобиля. Кроме того, он может выполнять функции часов с будильником.

Снятие комбинации приборов

…и отсоединяем разъемы выключателей заднего противотуманного света и обогрева заднего стекла.

Устанавливаем комбинацию приборов в обратной последовательности.

Датчики износа тормозных колодок: надежный отсчет времени жизни колодок

В основе работы тормозной системы лежит сила трения — торможение производится за счет трения тормозных колодок о тормозной диск или барабан. Тормозные колодки с течением времени стираются и теряют свои качества, и очень важно вовремя их заменить. Узнать, что наступило время для установки новых колодок, помогают специальные датчики износа тормозных колодок — об этих датчиках, их устройстве, принципе работы и замене читайте в данной статье.

Для чего необходимы датчики износа тормозных колодок

Сегодня на всех наземных транспортных средствах используются фрикционные тормоза, то есть основанные на силе трения. В автомобилях это реализовано в виде встроенных в колеса тормозных механизмов, состоящих из неподвижных тормозных барабанов или дисков и подвижных тормозных колодок. При соприкосновении и трении колодок о диски или барабаны кинетическая энергия автомобиля переходит в тепловую (в нагрев колодок и дисков), он теряет скорость и останавливается.

Части колодок — фрикционные накладки — во время эксплуатации подвергаются значительному износу, их толщина со временем снижается, что изменяет характер торможения. При достижении толщины колодки 2–3 мм (предел обычно указывается производителем колодки) необходимо произвести ее замену, так как эксплуатация чрезмерно стертых колодок приводит к усиленному износу тормозного диска или барабана, а главное — к худшему торможению. Проще говоря, езда со стертыми колодками опасна, а также чревата дополнительными расходами на замену запчастей тормозной системы.

Раньше толщину колодок водитель должен был отслеживать сам, сегодня эта задача значительно облегчена использованием простых устройств — датчиков износа тормозных колодок. Эти датчики устанавливаются на колодке, и при достижении критического износа тем или иным способом сообщают о необходимости замены колодки. Использование датчиков позволяет не беспокоиться о состоянии тормозов, вовремя производить замену колодок и быть уверенным в надежности тормозной системы автомобиля.

Датчик износа тормозных колодок LAND ROVER Discovery 2 задний TRW

Датчик износа тормозных колодок VOLVO L=1560мм MERITOR

Датчик износа тормозных колодок BMW 5 (F10,F11),6 (F12,F13) задний OE

Датчик износа тормозных колодок RENAULT L=1800мм MERITOR

Датчик износа тормозных колодок VOLVO L=1560мм MERITOR

Датчик износа тормозных колодок VOLVO FH12,FM9 передний SAMPA

Датчик износа тормозных колодок BMW X5 (E70),X6 (E71) задний OE

Датчик износа тормозных колодок RENAULT L=1280мм MERITOR

Датчик износа тормозных колодок RENAULT L=1280мм MERITOR

Датчик износа тормозных колодок BMW 1 (F20,F21) (11-) передний TRW

Разновидности, устройство и принцип действия датчиков

На сегодняшний день существует два больших класса датчиков износа тормозных колодок, которые отличаются заложенными в их работу принципами действия:

  • Механические датчики;
  • Электронные датчики.

Механический датчик — наиболее простое, но довольно надежное решение, которое используется в колодках не первое десятилетие, и все еще остается крайне популярным. Конструктивно такой датчик представляет собой гнутую в виде перевернутой U стальную пружинящую пластину, которая одним концом крепится на краю колодки. Второй конец пластины нависает над тормозным диском на том уровне, на котором установлен предельный износ колодки. При истирании колодки пластина начинает тереться о тормозной диск, издавая характерный лязг и дребезг — именно по этому звуку водитель определяет о необходимости замены колодки.

Читать еще:  Как наносить красивые рисунки на кузов машины

Электронный датчик — более современное и надежное решение, которое активно используется практически на всех новых автомобилях. Датчик имеет простейшее устройство: это пластиковый корпус, в котором установлен сердечник из мягкого металла (чтобы не нанести вред тормозному диску), с обратной стороны предусмотрен провод и разъем. Датчик устанавливается на колодку, при этом контакт расположен на таком уровне, на котором установлен предел износа колодки.

Электронный датчики работает в составе простой системы, в которую также входит тормозной диск и индикатор, выведенный на приборную панель. Когда колодки имеют допустимую толщину, контакты этой цепи разорваны, и индикатор не горит. При истирании колодки контакт датчика соприкасается с тормозным диском, происходит замыкание цепи, и индикатор на приборной панели сообщает о необходимости заменить тормозные колодки.

Сейчас используется несколько различных видов электронных датчиков, а также схем их подключения. Наиболее часто применяются два типа датчиков, отличающихся по способу установки на колодку:

  • Датчики, устанавливаемые сбоку от тормозной колодки (либо в предусмотренной для этого в колодке выемке);
  • Датчики, устанавливаемые в тело тормозной колодки в предусмотренное специально для этого углубление.

Конструктивно оба типа датчиков примерно одинаковы: это непосредственно датчик, идущий от него провод и разъем для подключения датчика к системе.

Первый тип датчика наиболее прост, часто он представляет собой пластиковую пластину (с ее помощью датчик крепится к колодке), на которой закреплен стержневой контакт. Такая конструкция позволяет легко контролировать целостность датчика и быстро заменять его. Второй тип датчика тоже имеет несложное устройство — обычно это цилиндр, в одном из торцов которого расположена контактная пластина. Цилиндр запрессовывается в колодку, таким образом, контакт датчика оказывается скрытым в теле фрикционной накладки колодки.

Первый тип датчика имеет пороговое действие, то есть — он сигнализирует о необходимости замены колодки, когда она уже стерлась, и затягивать с этим ни в коем случае нельзя. Второй тип датчика позволяет реализовать функцию заблаговременного предупреждения о скором достижении критического износа — индикатор на панели сначала загорается желтым цветом, а уже после наступления критического износа — красным.

Достигается это довольно просто. Как известно, в материале, из которого изготавливаются фрикционные накладки колодок, содержится некоторое количество металлического порошка, поэтому накладка проводит электрический ток, хотя и слабо из-за высокого сопротивления. Электрическое сопротивление накладки зависит от ее толщины — именно это свойство и используется для определения скорого наступления критического износа. Система постоянно измеряет сопротивление в цепи «датчик — колодка — тормозной диск», и при снижении сопротивления до определенного уровня (то есть, при частичном истирании колодки) на приборной панели загорается индикатор желтого цвета. Данный сигнал говорит о том, что колодку еще можно эксплуатировать, но скоро износ достигнет критической величины, а значит, настало время позаботиться о покупке новых колодок, чтобы при смене цвета индикатора с желтого на красный сразу произвести замену.

Монтаж и эксплуатация датчиков износа тормозных колодок

Большинство современных колодок и датчиков продаются отдельно друг от друга, что сделано для предоставления возможности заменить одно независимо от другого (но это не мешает производителям продавать колодки с интегрированными датчиками). Однако чаще всего при установке новых колодок рекомендуется использовать и новые датчики, так как старые могут быть поврежденными или работать некорректно.

Монтаж датчиков производится с помощью крепежа, который позволяет при необходимости произвести их быструю замену — пружины, защелки, хомуты и т.д. Иногда от этого страдают механические датчики, которые могут просто-напросто отпасть под действием вибрации, грязи и других негативных воздействий.

В автомобилях может использоваться различное количество датчиков износа — от одного, установленного на одной колодке любого из передних колес, до четырех, установленных на всех колесах (при этом датчики устанавливаются только на внешние колодки). Оптимальным решением является система из двух датчиков, один из которых устанавливается на одно из передних колес, второй — на одно из задних. Порядок замены колодок и датчиков обычно указан в инструкции по эксплуатации автомобиля, хотя процедура примерно одинакова для всех автомобилей, и не отличается сложностью.

Электронные датчики, несмотря на их элементарное устройство, зачастую выходят из строя, чаще всего происходя следующие неисправности:

  • Перетирание изоляции провода датчика с их замыканием;
  • Обрыв провода датчика;
  • Потеря контакта в разъеме датчика вследствие попадания грязи;
  • Замыкание цепи вследствие попадания грязи между контактами в разъеме;
  • Коррозия контактов и проводников.

Поэтому периодически необходимо проверять колодки и целостность датчиков. Но сегодня получили распространение более сложные системы контроля износа тормозных колодок, в которых реализован контроль целостности датчиков и всей цепи. Такие системы дают наибольшую уверенность и позволяют не думать о состоянии колодок и датчиков.

Использование датчиков износа колодок в автомобиле не обязательно, но это простое и недорогое решение позволяет взять под контроль тормозную систему, а значит — сделать автомобиль более надежным и безопасным.

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.

Жидкая декоративная резина — настоящая находка для всех ценителей автомобильного тюнинга. С ее помощью можно быстро и без особых финансовых затрат изменить экстерьер автомобиля, сделать его оригинальным и запоминающимся. О положительных свойствах, преимуществах жидкой резины, особенностях ее нанесения на детали кузова автомобиля читайте в следующей статье.

Для обработки поверхности металлических и неметаллических изделий часто применяются специальные инструменты — кордщетки (или щетки-крацовки) для ручных дрелей. Все об этих щетках, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также их правильном выборе и применении — узнайте из статьи.

Все современные автомобили и иная техника обязательно имеет номерные знаки, которые должны читаться в любое время дня и ночи. Для этой цели используются специальные осветительные приборы — подсветка заднего номерного знака, о конструкции, выборе и замене которой подробно рассказано в данной статье.

Владельцы автомобилей ВАЗ часто расширяют возможности и функционал своих машин с помощью дополнительных аксессуаров, в том числе и подлокотников. О том, что такое подлокотник ВАЗ, каких типов он бывает, как устроен и для чего нужен, а также о выборе и установки данных деталей — рассказано в статье.

Контрольные лампы охлаждающей жидкости и износа тормозных колодок

Износ тормозных колодок

Износ колодок тормозной системы автомобиля зависит от интенсивности их использования, манеры вождения автовладельца, условий эксплуатации машины, качества материалов, из которых изготовлена колодка, наличия системы АБС и даже типа трансмиссии. Однако нетипичная изношенность или ее неравномерность свидетельствует о некоторых неисправностях в тормозной системе.

Контроль износа колодок необходимо проводить периодически, через каждые 2…3 тысячи километров пробега, а также при выполнении профилактических работ, например, при замене/добавлении тормозной жидкости. Степень износа тормозных колодок можно проверить двумя методами — непосредственно во время вождения автомобиля, а также при их визуальном осмотре и измерении остатка фрикционного материала.

Причины износа тормозных колодок

Тормозные колодки автомобиля, по большому счету, являются расходными материалами, и их постепенный износ — естественный и нормальный процесс. Их рабочая поверхность в процессе торможения прижимается к тормозному диску (или барабану), в результате такого воздействие от диска фрикционная часть колодки разогревается и стирается, собственно для этого и была предназначена. А вот интенсивность и равномерность такого истирания может быть вызвана различными неисправностями.

На уровень износа тормозных колодок влияют следующие факторы:

  • Качество материала фрикционных накладок. Этот параметр зависит исключительно от производителя тормозных колодок и использование им технологий производства. Как правило, дешевые колодки что изнашиваются быстро, что тормозят хуже.
  • Стиль вождения. Сюда относится частота и интенсивность торможения. Вполне естественно, что при частых и резких торможениях износ колодки будет происходить быстрее, но при этом на равномерности такая эксплуатация сказываться не должна.
  • Условия эксплуатации машины. Легкими условиями в данном случае может быть езда машины в городе. И наоборот, например, при езде по бездорожью, где много песка, пыли и воды, приближает необходимость в замене колодок на новые.
  • Исправность тормозной системы. Равномерность и интенсивность изношенности фрикционных накладок зависит от исправности рабочих цилиндров, направляющих суппортов, качества тормозной жидкости и состояния тормозных дисков. Например, при перекосе тормозных цилиндров или закисании направляющих суппорта происходит неравномерный износ тормозных колодок и/или дисков.
  • Тип трансмиссии. На автомобилях, оборудованных автоматическими и роботизированными коробками передач, колодки изнашиваются гораздо быстрее, чем на машинах с «механикой». Объясняется это очень просто. Автомобиль с АКПП водитель может остановить только при помощи педали тормоза, а на механике часто производят торможение двигателем.
  • Наличие системы АБС. Если машина оборудована антиблокировочной системы, то колодки у нее изнашиваются меньше. Объясняется это тем, что антиблокировочная система оптимизирует усилие, с которым колодка давит на тормозной диск.
  • Жесткость колодки. Мягкие тормозные колодки изнашиваются быстрее, однако они не так пагубно влияют на тормозной диск. И наоборот, твердый фрикционный материал колодки изнашивается дольше, но «убивает» тормозной диск. Так у производителя колодок часто бывает несколько серий (спорт, комфорт, классик). Они имеют разную твердость и скорость истирания.

Также колодки будут быстрее изнашиваться при эксплуатации машины в загруженном состоянии, то есть, при перевозке тяжелых грузов либо при буксировке прицепа, не оборудованного собственной тормозной системой. Аналогичные рассуждения справедливы для эксплуатации машины в горной или холмистой местности.

Как определить что произошел износ колодок

Признаки износа тормозных колодок можно условно разделить на два типа. Первыми рассмотрим те симптомы, которые можно установить при движении автомобиля, находясь за рулем автомобиля.

  • Изменение поведения педали. В частности, если при торможении педаль тормоза начала сильно проваливаться вниз, то это может указать на неисправности не только с колодками, которые безусловно нужно проверить, но и с другими элементами тормозной системы (тормозной цилиндр, уровень тормозной жидкости).
  • Вибрация при торможении. При неравномерном износе тормозной колодки либо тормозного диска во время резкого торможения может происходить вибрация, которая будет ощущаться как непосредственно на педали тормоза, так и всем кузове автомобиля. В этом случае необходимо выполнить ревизию не только тормозных колодок, но и тормозных дисков.
  • Свистящие или скрипящие звуки во время торможения. Писк при торможении может быть вызван тремя причинами. Первая — работа так называемого «скрипуна», который является индикатором износа колодок. Вторая — некачественная работа фрикционного слоя колодки с диском. Третья — проблемы в работе тормозной системы.
  • Индикатор на панели приборов. Многие современные автомобили вместо пластинчатых индикаторов оборудованы электронной системой контроля износа колодок. Поэтому при минимально допустимом износе на приборной панели загорается лампа износа колодок. Работа системы основана на использовании датчика который начинает замыкать контакт при касании об диск.

Однако проблема в том что такое оповещение может быть как ложным, когда имеется ошибка в памяти блока управления или коротком замыкании проводки датчика, так и малая информативность. Индикатор износа колодок загорается когда состояние внутренней колодки требует замены, хотя в целом можно проехать еще не одну сотню километров. Поэтому чтобы убедиться какой износ колодок на самом деле всегда необходимо снимать колесо и замерять линейкой.

  • Снижение эффективности торможения. По мере того, как накладки на колодках приходят в негодность, торможение становится менее эффективным. В частности, увеличивается тормозной путь. Однако данный факт заметить не просто.
  • Также всегда нужно следить за уровнем тормозной жидкости в системе. В случае, если в расширительном бачке ее стало мало, то тут возможны два варианта. Первый — утечка, и необходимо искать место где просачивается ТЖ чтобы устранить проблему. Второй вариант — значительный износ тормозных колодок. По мере износа колодок в исполнительном механизме (суппорте) требуется больше жидкости, чтобы высовывать рабочий поршень для передвижения колодки к диску. Поэтому в бачке уровень жидкости будет падать.

    Такой факт является прямым признаком износа колодок. Те автовладельцы, которые этого не знают, бросаются доливать жидкость вместо того, чтобы менять колодки, а потом, при замене, не получается вдавить поршень и установить колодки, так как жидкость в бачке сильно поднимается!

    Датчик износа колодок не 100% показатель

    Владельцам машин, оборудованных датчиком износа тормозных колодок, следует понимать, что ждать когда активируется значок на приборной панели не стоит. Так как на многих автомобилях электронные индикаторы стоят не на всех колесах. В зависимости от схемы тормозного контура датчик стоит на одном переднем и одном заднем колесе.

    А значит, если будут проблемы в работе суппортов и износ будет происходить неравномерно, то можно упустить момент когда толщина тормозной накладки окажется на пределе. Ошибка “износ колодок” не покажется и при неравномерно изнашиваются внешняя и внутренняя колодка на одном колесе. Соответственно, нужно выполнять профилактический осмотр состояния тормозных колодок визуально.

    Ошибка износа тормозных колодок в памяти ЭБУ с последующей активацией лампы на приборной панели может также возникнуть по причине обрыва/замыкания провода самого датчика. Многие мастера в автосервисах отмечают, что датчик корректно работает лишь в случае, если на машине используются более-менее новые тормозные диски, то есть, их толщина достаточно велика. Если же, например, с диском используется уже третий или четвертый комплект колодок, то велика вероятность, что значок износа колодок либо не засветится вовсе, либо, наоборот, отработает ложно.

    Таким образом, датчик износа является, по сути, страховочным, последним, средством, которое указывает, что колодки на машине полностью износились и надеятся на него, что он даст узнать когда нужно менять колодки не стоит!

    Чтобы лучше разобраться в проблеме предлагаем рассмотреть конкретный пример относительно автомобиля LAND ROVER Discovery. Конкретные нормы износа колодок на других автомобилях будут незначительно отличаться (± 0,5-1 мм) но суть таже.

    Итак, толщина накладки новой тормозной колодки составляет 12 мм. Автопроизводитель указывает, что минимально допустимый износ колодок на данной модели составляет 3 мм. Расстояние от края фрикционной накладки до чувствительного элемента датчика составляет 8,5 мм. Таким образом, датчик сработает, когда толщина накладки будет составлять порядка 3,5 мм. То есть, при загорании индикатора на панели выходит что уже нужно менять колодки, однако по сути какое то время можно еще поездить, но предельный износ не за горами и стоит планировать посещения сервиса или самому готовится к замене.

    Как определить износ колодок

    При техническом обслуживании автомобиля или возникновении признаков износа тормозных колодок всегда стоит самостоятельно убедится в остаточной их толщине. Однако перед тем, как выполнять соответствующую процедуру, необходимо найти в технической документации (руководстве по обслуживании и ремонту) предельно допустимый износ тормозных колодок для конкретного автомобиля.

    При проверке требуется визуально оценить состояние внешней колодки, а также непосредственно тормозного диска. Если на диске имеются царапины или темные следы, то, скорее всего, колодка уже износилась. Ориентироваться на толщину одной только внешней колодки недостаточно, всегда осматривайте, а лучше вынимайте из с суппорта обе колодки с последующим замером толщины линейкой либо штангенциркулем.

    Как проверить износ передних колодок

    Чтобы узнать износ колодок на дисковом тормозе автомобиля необходимо демонтировать колесо, поднять суппорт и оценивать толщину колодок (можно и не поднимать). Попутно обязательно проверяйте направляющие суппорта и, подняв пыльник, внейший вид рабочего поршня. При потребности используется смазка суппорта и направляющих.

    Хорошим ориентиром будет прорезь (продольная/диагональная) по фрикционной накладке что предназначена для отвода тормозной пыли. Если она еще есть, то колодка в нормальном состоянии.

    Как посмотреть износ барабанных колодок

    Колодки барабанного тормоза имеют более длительный срок эксплуатации так как на них идет значительно меньшая нагрузка поэтому они отхаживают 2-3 замены передних дисковых. Такая закономерность уже может стать показателем износа, однако чтобы точно узнать необходимо посмотреть на них наглядно.

    Контроль износа колодок в барабане часто непростая задача. Проще всего узнать износ задних колодок в барабане — посмотреть в смотровое окошко. Оно может быть как спереди барабана, так и сзади (под резиновой заглушкой). Поэтому часто это не совсем удобно, так как приходится либо ставить авто на смотровую яму, либо подлезать под машину.

    Через окошко можно увидеть лишь износ одной колодки в то время как другая может изношена больше или и вовсе плохо прижиматься. Кстати минимально допустимой толщиной фрикционных накладок в барабанах считается 1,5 мм.

    Лучше всего для визуальной оценки состояния задних барабанных колодок снять барабан. Так можно оценить еще работу механизма что разводит накладки, поршня и износ внутри барабана. При проверке необходимо обращать внимание на внутреннюю поверхность барабана. Если является блестящей и в меру изношенной, то, скорее всего, колодки работают.

    Диагностика причины по износу

    Как правило, на всех автомобилях тормозные колодки на разных колесах изнашиваются неравномерно. В первую очередь необходимо указать, что на передней оси колодки всегда изнашиваются быстрее, чем на задней. Объясняется это достаточно просто. Дело в том, что в процессе торможения перед кузова автомобиля опускается вниз, и соответственно, задняя часть поднимется вверх (автомобиль как бы «клюет носом»). Поэтому на передние колодки будет оказываться большее усилие, чем на задние. И чем более резким будет торможение (угол наклона машины будет больше) — тем усилие на передние колодки будет больше.

    На многих современных автомобилях установлена система курсовой стабилизации (сокращенно ESP). Ее задача заключается в сохранении курсовой устойчивости автомобиля на дороге при резких маневрах, то есть, предотвращение заносов. На практике работа системы реализуется в подтормаживании одного или нескольких колес в критических ситуациях. Естественно, что работа системы ESP будет сказываться и на износе тормозных колодок. Соответственно, чем чаще вступает в работу система стабилизации — тем будет выше износ колодок. Причем изнашиваться будут колодки на разных колесах неравномерно!

    В остальном же, отдельный вид неравномерного износа колодок может быть также вызван причинами что отображены в таблице.

    AUTOFIZIK.RU / авторемонт

    Контрольные приборы

    Комбинация приборов объединяет контрольные приборы: спидометр (со счетчиком суточного и общего пробега), тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и контрольные лампы. Контрольные лампы со светофильтром красного цвета запрещают дальнейшее движение.

    На части автомобилей может устанавливаться электронная комбинация приборов. Она отличается лишь системой управления и принципом действия приборов (стрелки спидометра и тахометра приводятся шаговыми электродвигателями, при отключении аккумулятора обнуляется суточный пробег автомобиля и т.п.). В электронной комбинации приборов допускается лишь замена ламп, при прочих неисправностях комбинацию приборов заменяют целиком.

    1 – контрольная лампа резерва топлива
    2 – лампы освещения комбинации приборов
    3 – контрольная лампа правого поворота
    4 – контрольная лампа левого поворота
    5 – указатель температуры охлаждающей жидкости
    6 – контрольная лампа наружного освещения
    7 – контрольная лампа давления масла
    8 – контрольная лампа стояночного тормоза
    9 – контрольная лампа заряда батареи
    10 – тахометр
    11 – контрольная лампа «Check engine»
    12 – спидометр
    13 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости
    14 – контрольная лампа аварийной сигнализации
    15 – контрольная лампа дальнего света фар
    16 – указатель уровня топлива

    Проверка контрольных приборов и их датчиков

    Указатель температуры охлаждающей жидкости работает совместно с датчиком, ввернутым в головку цилиндров. В датчике установлен терморезистор (резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры).

    Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости

    Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости

    Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика и соедините его с «массой».

    Если стрелка отклонится, неисправен датчик. Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и соедините с «массой» левый вывод указателя температуры, соединенный со штекером 5 белой колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи «датчик-указатель». Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель или его цепь питания.

    Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на «массу» или не работает указатель. Исправность последнего можно проверить, отсоединив белую колодку комбинации приборов от жгута проводов и соединив ее штекер 1 с «массой», а штекер 10 с «+» аккумуляторной батареи. При этом у исправного указателя (при включенном зажигании) стрелка должна быть в начале шкалы.

    Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком, установленным в топливном баке. Датчик представляет собой реостат с резистором из нихромовой проволоки. Подвижный контакт реостата перемещается рычагом с поплавком. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы резерва топлива, когда в баке остается 4,0-6,5 л бензина.

    Данные для проверки датчика указателя уровня топлива Количество топлива Сопротивление в баке датчика, Ом пустой бак 315–345 половина бака 108–128 полный бак не более 7

    Данные для проверки указателя уровня топлива: Положение стрелки Сопротивление указателя датчика, (при напряжении Ом в бортовой сети 13–14 В) в начале шкалы 285–335 в середине шкалы 100–135 в конце шкалы 7–25

    Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините розовый провод от датчика и соедините его с «массой». Если стрелка отклонится, неисправен датчик или цепь, соединяющая его с «массой». Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и соедините с «массой» правый вывод указателя, соединенный со штекером 10 красной колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи «датчик-указатель». Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель или его цепь питания.

    Если стрелка указателя постоянно показывает полный бак, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на «массу» или не работает указатель. Исправность последнего можно проверить, отсоединив красную колодку проводов комбинации приборов. При этом у исправного указателя стрелка (при включенном зажигании) должна быть у отметки «0».

    Тахометр и спидометр проверяются на специальных стендах. Как правило, нарушения в их работе связаны с окислением контактов в питающей и контрольной цепях. Спидометр работает совместно с электронным датчиком скорости автомобиля, установленным на коробке передач. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдает прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. 6 импульсов датчика соответствуют 1 м пути автомобиля.

    При выходе из строя контрольных приборов или датчиков их заменяют.

    Блок индикации бортовой системы контроля

    Блок индикации установлен в консоли панели приборов и выдает звуковую и световую сигнализацию об открытых дверях автомобиля, непристегнутых ремнях безопасности, неисправности ламп наружного освещения или их цепей, износе передних тормозных колодок, недостаточном уровне: масла в двигателе, охлаждающей жидкости, омывающей жидкости. Блок также включает и выключает (с задержкой) освещение салона при открывании любой двери. Блок выключен, когда в замке зажигания нет ключа. Как только ключ вставлен (но еще не повернут), блок реагирует на открывание водительской двери прерывистым звуковым сигналом (зуммером) в течение 8±2 с, что означает «забытый ключ в замке зажигания». Сигнал отключается, если закрыть дверь, или вынуть ключ, или повернуть его из положения «0».

    После поворота ключа в положение «Зажигание» блок переходит в режим тестирования. При этом включаются все световые индикаторы и зуммер, чтобы водитель мог убедиться в их исправности. Одновременно принимаются сигналы от датчиков уровней (охлаждающей, омывающей жидкости и масла в двигателе).

    Если какой-либо датчик показывает недостаточный уровень, по окончании тестирования начинает мигать соответствующий индикатор и звучит зуммер в течение 8±2 с. После этого индикатор горит постоянно до поворота ключа зажигания в положение «0».

    После запуска двигателя опрос датчиков уровней не производится. Обрабатываются только сигналы от датчика износа тормозных колодок, реле контроля исправности ламп (стояночных огней и стоп-сигнала) и концевых выключателей дверей. При возникновении неисправности «Износ тормозных колодок», «Перегорание лампы» или «Незакрытая дверь» звучит зуммер и мигает соответствующий световой индикатор. Через 8±2 с он загорается ровным светом и зуммер выключается. После закрывания двери индикатор гаснет, при других неисправностях – продолжает гореть до поворота ключа в положение «0».

    Датчик уровня охлаждающей (и омывающей) жидкости состоит из пластмассовой, запаянной снизу трубки с герконом внутри и поплавка с магнитом, надетого на трубку. Датчик уровня масла – с латунной трубкой. Как только геркон попадает в магнитное поле, его контакты замыкаются. Датчики уровня охлаждающей и омывающей жидкостей имеют двухконтактную колодку, датчик уровня масла – одноконтактную (второй контакт – «масса» автомобиля).

    Датчик износа тормозных колодок устанавливается в специальное отверстие в колодке переднего тормоза и соединяется с проводкой автомобиля одноклеммным разъемом. Датчики продаются в комплекте с колодками, при их замене датчик устанавливают на внутреннюю колодку.

    На части автомобилей вместо часов на панели приборов может устанавливаться маршрутный компьютер, показывающий время с начала поездки, расход топлива, среднюю скорость движения, ориентировочный пробег на остатке топлива, температуру воздуха снаружи автомобиля. Кроме того, он может выполнять функции часов с будильником.

    Снятие комбинации приборов

    Отсоединяем от аккумулятора «минусовой» провод.

    Крестообразной отверткой отворачиваем два нижних самореза крепления накладки панели приборов…

    …и два верхних самореза.

    Вынимаем переключатель наружного освещения и отсоединяем от него разъем.

    Отводим накладку вправо…

    …и отсоединяем разъемы выключателей заднего противотуманного света и обогрева заднего стекла.

    Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления комбинации приборов к панели.

    Пассатижами отгибаем крепежные усики комбинации приборов.

    Выводим комбинацию приборов на себя…

    …и отсоединяем две колодки проводов.


    Устанавливаем комбинацию приборов в обратной последовательности.

    Снятие часов и блока индикации бортовой системы контроля

    Отсоединяем «минусовую» клемму от аккумулятора.

    Поддеваем отверткой часы и, отсоединив разъем, снимаем их.

    Снимаем блок индикации бортовой системы контроля…

    Датчики уровня охлаждающей и тормозной жидкости, износа тормозных колодок

    В данной статье поговорим про датчики уровня охлаждающей и тормозной жидкости, износа тормозных колодок.

    Для контроля работы автомобиля нужны датчики. Например, для жидкостей – датчики уровня. Для тормозных колодок – датчики износа. Для выявления отказов ламп – реле диагностики. Вся информация сводится в блок индикации. Беда, постигшая контролируемую систему, отображается на экране – вспыхнет соответствующий символ и раздастся звуковой сигнал.

    Уровень масла в двигателе, жидкости в бачках омывателей, тормозной жидкости, охлаждающей жидкости контролируют бесхитростно. Ключевая деталь – поплавок. Остальное – не менее просто.

    На рисунке ниже показан датчик уровня жидкости в расширительном бачке. По нижней «направляющей» корпуса скользит вверх-вниз кольцеобразный поплавок, в котором размещен магнит. Внутри корпуса упрятан геркон (герметичный контакт), управляемый этим магнитом. Понизился уровень – контакты включились, цепь замкнулась – вспыхнул символ «градусник».


    Схема датчика уровня охлаждающей жидкости: 1 – геркон; 2 – магнитный поплавок; 3 – корпус.

    Датчик уровня тормозной жидкости еще проще: поплавок с плавающим «пятачком» и два контакта, которые замыкаются в случае потери жидкости.


    Схема датчика уровня тормозной жидкости: 1 – поплавок; 2 – контакты.

    Простота конструкции не всегда сродни безотказности. Например, многие жалуются на капризы датчика уровня масла: то перекосится поплавок, то залипнет… Последнее характерно и для «проверенного временем» датчика тормозной жидкости: он очень боится пыли.

    Износ тормозных колодок контролируют просто. Датчик – пластиковая вставка во фрикционной накладке, внутри нее – сердечник из мягкого металла (он не должен «царапать» тормозной диск), к сердечнику от блока индикации идет провод, на него подан «плюс». Когда , тормозной диск войдет в контакт с датчиком износа, при замыкании электрической цепи на блоке индикации вспыхнет стилизованное изображение колодок. Слабое место цепи – провод возле датчика, страдающий от грязи и коррозии.


    Схема датчика износа тормозной колодки: 1 – датчик; 2 – колодка; 3 – тормозной диск.

    Исправность ламп «габаритов» и стоп-сигнала контролирует реле диагностики (или реле «опроса»). Оно срабатывает в зависимости от величины тока, потребляемого лампами. Если хотя бы одна погасла (нет контакта или перегорела нить), уменьшается ток в обмотке реле, оно срабатывает – включает изображение перечеркнутой лампочки.

    Незакрытые двери: схемы контроля на разных моделях автомобилей могут иметь отличия, напрямую связанные с устройством электрооборудования. Проще всего было сделано на «жигулях». Концевые выключатели всех дверей запараллелены, контрольная лампочка встроена в щиток приборов. Если хотя бы один «концевик» замкнут (дверь не закрыта), вспыхнет контрольная лампа на щитке, а одновременно с нею плафон в салоне, если его выключатель находится в соответствующем положении.

    Схема контроля закрытых дверей: 1 – концевые выключатели; 2 – контрольная лампа; 3 – лампа освещения салона.

    Несколько сложнее вариант, когда концевые выключатели также соединены, но освещение салона управляется через (плафон гаснет спустя 4–5 секунд после закрытия последней двери либо немедленно после включения зажигания). Такая система может доставить немало хлопот установщикам сигнализаций.

    Самый мудреный вариант – на «десятке». От выключателя каждой двери протянута линия к блоку индикации. Преимущества очевидны: на ходу выяснить, что неплотно закрыта какая-то дверь. Остальное просто: выйти из машины и захлопнуть дверь.

    К слову, эта система усложняет монтаж сигнализации. В ней блок индикации совместно с иммобилайзером управляет салонным светом. Задержка выключения происходит только в случае, когда открыта, а затем закрыта дверь водителя.

    Что делать, если горит лампа тормозной системы

    На приборную панель автомобиля выведены датчики и сигнальные лампы, по которым осуществляется контроль работы двигателя авто и ряда иных систем, отвечающих за безопасность движения. К таким относится и сигнальная лампа тормозной системы. При включении зажигания эта лампа загорается, но после запуска мотора – гаснет, что и указывает на нормальное состояние тормозной системы.

    Но водители сталкиваются с такой проблемой, когда сигнальная лампа тормозов загорается во время движения. Причем гореть она может постоянно, миганиями (бессистемными), только при выжиме педали тормоза. А это уже может частично указать, где искать причину такого поведения сигнальной лампы.

    Почему горит индикатор тормозов?

    Но начнем с особенностей конструкции сигнализации тормозной системы. Ранее на автомобилях использовался только один датчик – уровня тормозной жидкости в системе, который и подавал сигнал на контрольную лампу. Поскольку жидкость – основной рабочий элемент системы, и ее утечка приводит к прекращению работы тормозов, то естественно, конструкторы установили датчик для контроля за уровнем.

    Дополнительно на авто имеется и стояночный тормоз, за использованием которого водитель следит обязательно. На одних моделях сигнальные лампы рабочей и стояночной систем разделены. Сигнальная лампа с восклицательным знаком в кружке отвечает за уровень жидкости, а индикатор, обозначенный буквой «Р», сигнализирует о задействованном ручнике, и отключается она после снятия авто с ручного тормоза.

    Но нередко на авто установлена только одна сигнальная лампа, к которой «привязаны» и датчик уровня жидкости, и датчик включения ручника.

    В современных авто используются схемы, в которые дополнительно включены датчики степени износа тормозных колодок и лампы стоп-сигналов. Поломка этих элементов приводит к загоранию лампы на приборной панели.

    Есть и иные нюансы конструкции, которые становятся причиной светящегося индикатора. На моделях ВАЗ 10-го семейства первых годов выпуска в схему включалось реле защиты стартера, которое принудительно отключало его после запуска мотора. В такой схеме конструкторы цепь питания лампы тормозной системы подключили к этому реле. В результате при поломке реле лампа начинает постоянно гореть. Конструктивных нюансов много. И чем сложнее схема, тем труднее выявить причину поломки.

    Из-за чего же на приборной панели загорелась или не гаснет после запуска двигателя сигнальная лампа тормозной системы? Если это произошло в движении, то лучше прекратить движение и провести диагностику. В случае же, когда лампа не гаснет после запуска мотора, то лучше не выезжать до устранения проблемы.

    Что делать, если горит лампа тормозов на панели приборов?

    Проверяем механическую составляющую

    Самостоятельная диагностика – операция простая. Делится она на две составляющие – механическую и электрическую. Первая – очень важна, поскольку оценивает состояние привода тормозной системы и определяет ее работоспособность.

    Сводится проверка механической составляющей к оценке уровня тормозной жидкости в бачке и состояния магистралей привода и компонентов системы – главного тормозного цилиндра и рабочих механизмов.

    Тормозной бачок располагается в подкапотном пространстве, справа возле заднего щита моторного отсека. Найти его несложно, поскольку к крышке бачка подходит два провода.

    При проверке отсоединяем провода и откручиваем крышку, чтобы определить уровень тормозной жидкости. На стенках бачка расположены метки, по которым и можно понять, сколько жидкости осталось. Нормальным считается уровень выше средины между метками.

    Снижение ниже отметки «Min» указывает на утечку жидкости. Поэтому следующий этап — проверка магистралей и тормозных механизмов. Для этого осматриваем колеса с внутренней стороны. Если находим утечку жидкости с механизмов, то на дисках видим подтеки.

    Для дополнительной проверки заводим авто и пару раз нажимаем на педаль тормоза, после чего откатываем машину и осматриваем поверхность земли на наличие следов вытекающей жидкости, проверяем уровень жидкости. Если она обнаружена – тормозная магистраль повреждена, при этом количество жидкости снизится.

    При утечках тормозной жидкости эксплуатация авто недопустима, поскольку машина лишена тормозов. Лучшим вариантом в этом случае является вызов эвакуатора для доставки авто к месту ремонта. Но если опыта вождения достаточно, то добираемся на СТО или в гараж самостоятельно. Тормозные системы автомобилей обычно имеют два контура, и при пробое магистрали одного из них, второй продолжает работать. Но ввиду того, что эффективность тормозов на авто с поврежденной магистралью сильно снижается, двигаться нужно на небольшой скорости и с включенной аварийной сигнализацией.

    Иногда возникает проблема с загорающейся сигнальной лампой при нажатии на педаль тормоза. Причина этого кроется в двух факторах – низком уровне жидкости в бачке и изношенных колодках дисковых тормозов. При торможении жидкость перетекает в рабочие цилиндры и количество ее в бачке падает ниже критической отметки, поэтому лампа и загорается. Лечится это установкой новых колодок и доливкой жидкости в бачок.

    Проблемы с электрической составляющей

    Если при осмотре выявлено, что магистрали и рабочие элементы системы не подтекают, то причину ищем в электрической составляющей. А поскольку она выполняет сигнальную функцию, то эксплуатация авто продолжается в обычном режиме. Но затягивать с выявлением и устранением проблемы не стоит, поскольку в этом случае сигнальная лампа не сработает при серьезной неисправности – утечке жидкости.

    А проблемы с электрической частью возникают в:

    • датчике уровня жидкости;
    • датчике включения сигнала ручника;
    • лампах стоп-сигнала;
    • датчиках степени износа тормозных колодок.

    Причиной становится и проводка, которая ведёт к перечисленным элементам.

    Неисправность датчика уровня жидкости возникает при окислении контактов, к которым подключается проводка, и в пробое поплавка (если он пустотелый). В первом случае теряется контакт между датчиком и проводкой, что и приводит к загоранию лампы. Для устранения зачищаем соединения. Во втором случае трещина в поплавке приводит к его наполнению жидкостью, из-за чего он погружается и замыкает контакты. В этом случае придется заменить крышку вместе с бачком и поплавком.

    Проверить работоспособность датчика ручника несложно. Но для этого его нужно сначала обнаружить. Для проверки ставим авто на стояночный тормоз, после чего понажимаем на выступающий шток датчика, следя за лампой. Если она при нажатии штока гаснет, причина кроется не в этом датчике.

    В процессе поиска проверяем работоспособность стоп-сигналов. Для этого просим помощника выжать педаль газа, а сами осматриваем фонари. Перегоревшая лампа запросто может стать причиной горящей сигнальной лампы.

    Что касается датчиков износа колодок, то причина обычно кроется не в них самих, а в толщине фрикционных накладок. Меняем колодки, чтобы проблема решилась.

    Напоследок отметим, что это основные причины горящей сигнальной лампы тормозной системы. Но в процессе поиска причины не лишним будет изучение схемы электропроводки, чтобы понять, что входит в схему и определить круг элементов, которые необходимо проверить.

    Видео: Загорелась аварийная лампа тормозов

    Как узнать, что пора менять тормозные колодки, не выходя из машины

    Для того, чтобы определить состояние тормозных колодок на автомобиле, не оснащённом электронным датчиком, можно произвести несколько контрольных торможений с различной скоростью. Также степень пригодности определяется обычным осмотром. Чем тоньше накладка, тем выше показатель износа. Но как узнать, что пришло время замены, не обращаясь в сервис, и даже не выходя из машины?

    Простая, но полезная деталь

    Пластиной-индикатором износа оснащаются практически все современные тормозные системы. Именно это изобретение своевременно напоминает о критическом состоянии тормозной системы. Данный механический сигнализатор, или, как его шутливо называют «скрипун», давно известен, как один из самых надежных и объективных. Его появление значительно упростило жизнь владельцам транспортных средств.

    Как работает пластина-индикатор

    Принцип работы пластины довольно прост. Накладки стираются при контакте с дисками под воздействием силы трения. Когда толщина становиться критически малой срабатывает механический датчик. Это выгнутая специальным образом стальная пластина, которая одним концом крепится с внешней стороны колодки. Второй конец расположен перпендикулярно к диску тормоза. Если толщина накладки достаточна для безопасного торможения, между пластиной и диском образуется зазор. По мере стирания, он уменьшается. Когда срок службы подходит к концу, пластина-индикатор упирается в тормозной диск.

    Как пластина подскажет, что пора менять колодки

    Это можно понять из его шуточного названия. «Скрипун» заскрипит. Водитель услышит металлический скрежет, который начинают издавать диски тормозов. Не стоит переживать о причинении ущерба деталям автомобиля. Так как износостойкость у диска гораздо выше, чем у пластины, вреда от такого «сигнала» не будет. А датчик вместе с несущей частью все равно придется менять. В то же время неприятный скрежет своевременно оповестит водителя о необходимости замены колодок.

    Пластина-индикатор, гениальное в своей простоте решение. На протяжении уже многих лет оно позволяет владельцам машин безошибочно (даже не выходя из транспортного средства) принять решение о необходимости замены. Обращайте внимание при покупке колодок на оснащение комплекта подобными индикаторами.

    Горит лампочка температуры охлаждающей жидкости: причины, диагностика, решение проблемы

    Автомобильная панель приборов с каждым годом становится все сложнее, и на ней появляется все больше различных значков, сигнализирующих водителю о той или иной неисправности. При этом значок охлаждающей жидкости не относится к числу новых, и контролировать параметр охлаждения производители автомобилей предлагают водителям давно. На это есть причины – поддержание верной температуры в двигателе необходимо, чтобы не ухудшились его тяговые характеристики. Кроме того, излишне охлажденный или перегретый двигатель несет опасность для отдельных агрегатов, которые могут выйти из строя, и их ремонт обойдется в немалую сумму.

    Как должна работать лампочка охлаждающей жидкости

    Как и большинство индикаторов на панели приборов, лампочка охлаждающей жидкости при верной работе агрегатов и отсутствии проблем с охлаждением ДВС, выключена при заведенном моторе.

    Она должна загораться в момент старта двигателя, тем самым компьютерная система автомобиля сверяет наличие связи между температурными датчиками и лампочкой на панели приборов. Если лампочка после старта мотора спустя 2-5 секунд погасла, значит, система прошла диагностику, и никаких разрывов или проблем в цепи между индикатором и датчиками не обнаружено. В том случае, когда лампочка охлаждающей жидкости не загорается при старте двигателя, следует искать неисправность непосредственно в индикаторе. Не исключено, что лампочка (светодиод) перегорела.

    Если после старта двигателя лампочка охлаждающей жидкости на панели приборов автомобиля продолжает гореть, значит, имеются проблемы с датчиком или цепью, и информация к индикатору не поступает. Также подобная индикация может сигнализировать о проблеме с одним или несколькими элементами системы охлаждения мотора.

    Обратите внимание: Современные автомобили имеют продвинутую систему индикации на панели приборов, и лампочки могут работать в нескольких режимах. Производители автомобилей часто пользуются подобной возможностью для индикатора охлаждающей жидкости, и он загорается красным в момент перегрева или синим при излишнем охлаждении.

    Почему горит лампочка охлаждающей жидкости

    Как было сказано выше, индикация о проблеме в охлаждающей системе автомобиля загорается при повышенной или пониженной температуре двигателя, то есть при любом отклонении от номинального температурного режима. Чаще всего лампочка сигнализирует о недостатке в баке охлаждающей жидкости и необходимости ее в срочном порядке долить. Смешивать антифриз можно не всегда, и следует ответственно подходить к выбору охлаждающей жидкости для автомобиля.

    Важно: Если индикатор охлаждающей жидкости загорелся на горячем двигателе, ни в коем случае не доливайте сразу антифриз. Мотору необходимо дать время остыть, иначе перепад температуры между горячими элементами двигателя и охлаждающей жидкостью приведет к появлению трещин в головке блока цилиндров.

    При этом лампочка охлаждающей жидкости может гореть на панели приборов не только в том случае, когда имеются проблемы с антифризом. Возможно, что неисправен один из элементов охлаждающей системы, и выявить проблему наиболее точно можно с помощью электронного диагностического оборудования в сервисе.

    Что делать если загорелась лампочка охлаждающей жидкости в дороге

    Проблема с охлаждением двигателя чаще всего появляется именно во время движения автомобиля, когда мотор работает на различных нагрузках в течение продолжительного периода времени. Охлаждение может перестать справляться с нагревом, и в таком случае у водителя загорится соответствующая лампочка. Если индикатор охлаждающей жидкости загорелся при движении автомобиля, необходимо сделать следующее:

    1. Включить систему отопления автомобиля до тех пор, пока не будет найдено место, чтобы остановиться. При включении отопления часть тепла отводится от мотора, тем самым водитель организует дополнительное охлаждение;
    2. Далее необходимо остановиться, но не выключать двигатель. Откройте капот и убедитесь, что вентилятор работает в штатном режиме. Если он не крутится – проблема найдена, и необходимо определить причину, по которой он вышел из строя;
    3. Убедившись, что вентилятор исправен, выключите двигатель и дотроньтесь до радиатора. Если он холодный, значит, мог выйти из строя термостат. Когда радиатор слегка теплый, проблему следует искать в нем или помпе;
    4. Проверьте натяжение ремней;
    5. При необходимости долейте охлаждающую жидкость (но не в горячий двигатель!).

    Если по первичным признакам обнаружить проблему, из-за которой загорелась лампочка охлаждающей жидкости, не получилось, необходимо завести двигатель и без резких ускорений добраться до ближайшего сервисного центра или площадки, где имеется диагностическое оборудование.

    Почему необходимо реагировать на лампочку охлаждающей жидкости

    На приборной панели автомобиля имеется масса различных индикаторов, часть из которых можно проигнорировать и заняться устранением возникшей неисправности чуть позже. Данное утверждение явно не относится к индикации охлаждающей жидкости на панели приборов автомобиля.

    При перегреве двигатель рискует получить серьезные неисправности, ремонт которых заставит водителя раскошелиться. В частности, при работе мотора на повышенных температурах, могут деформироваться детали цилиндро-поршневой группы, системы охлаждения и смазки. При возникновении трещин на стенках цилиндрах, разрыве поршневых колец или «клине» двигателя ремонт обойдется недешево.

    Если автомобильный мотор излишне охлаждается, данная проблема может стать причиной понижения мощности двигателя в результате проблем с образованием топливной смеси. Это приведет не только к потере динамических характеристик, но и ускоренному износу ряда агрегатов.

    (432 голос., средний: 4,53 из 5)

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector