Какие повреждения автомобиля не починят по страховке
Возмещение ущерба нанесенного автомобилю без ДТП в 2018 году
Объективная реальность такова, что получить ущерб автомобиль может, даже не участвуя в дорожном движении (например, просто дожидаясь хозяина на парковке). Что делать, если автомобилю нанесен ущерб третьими лицами (без участия в ДТП)? Каков порядок действий автовладельца? Можно ли получить компенсацию за повреждение автомобиля, не связанное с ДТП? Кто обязан возместить ущерб автомобилю в случае, если страховой полис есть и когда полиса нет? Дадим ответы на эти вопросы в данной статье.
Порядок действий после обнаружения повреждений
Полис ОСАГО не предполагает возмещение ущерба, который автомобиль получил не в дорожно-транспортном происшествии, а таковым считается любое столкновение или соприкосновение с другим транспортным средством или пешеходом во время движения. Если же кто-то намеренно, например, поцарапал кузов или разбил стекло, возместить ущерб почти нереально, ведь для этого нужно как минимум найти виновника. Тем не менее знание своих прав значительно увеличит шансы на получение компенсации. В общем и целом стоит придерживаться следующего алгоритма:
- Зафиксировать весь причиненный урон (лучше сфотографировать, но сойдет и запись на бумаге) — это нужно для того, чтобы впоследствии, если работники правоохранительных органов не заметят вмятину или царапину, можно было быстро сориентироваться и указать им на данный факт. Но трогать сам автомобиль, а уж тем более пытаться устранить какие-либо дефекты, ни в коем случае не стоит.
- Вызвать ГИБДД или полицию, при наличии полиса КАСКО заодно и известить страховую компанию.
- Не отступать от своих требований и претензий, когда на место инцидента прибудет полиция. Зачастую представители этого ведомства не хотят заводить малоперспективное дело, настаивая на том, что ущерб несущественен, и вероятность найти нарушителя ничтожна.
- Обратиться в отделение полиции после осуществления полицейскими первичных следственно-оперативных действий (желательно в то, к чьей юрисдикции относится место происшествия) и написать там заявление о факте причинения вреда транспортному средству.
По итогам общения с правоохранительными органами желательно иметь на руках такие документы, как копия написанного заявления, талон-уведомление, который служит подтверждением регистрации заявления в ОВД, справку о фиксации факта противоправных действий, в которой содержатся сведения о месте преступления, список повреждений, предполагаемое время и т.п., а также постановление о возбуждении административного (либо уголовного) дела или отказ в таковом.
От кого требовать компенсации?
После выполнения всех вышеописанных действий нужно в кратчайшие сроки (наиболее оптимальное — на следующий же день) обратиться к страховщику и написать в его офисе заявление на получение возмещения и предоставить требуемые документы (точный список лучше уточнить в самой СК). Их стоит заблаговременно отксерокопировать и передавать уже заверенные подписью копии, а не оригиналы (вдруг что-либо внезапно потеряется и т.п.). Далее все будет зависеть от типа полиса.
Если речь идет о КАСКО, то останется лишь дождаться, пока представители страховой компании осмотрят поврежденный автомобиль и посчитают итоговую сумму ущерба. В том случае, когда она не совпадает с реальной стоимостью ремонта, заказывается проведение независимой экспертизы и на основе ее результатов следует написать претензию в СК или сразу подать заявление в суд. Но полисы КАСКО некоторых компаний не покрывают подобные виды причинения вреда (повреждение ТС, не связанное с ДТП) — об этом можно узнать, внимательно изучив страховое соглашение.
Если авто было застраховано только по ОСАГО либо полиса нет в принципе (бывает и такое), то рассчитывать на выплату компенсации от СК не стоит. В то же время никто не запрещает гражданину требовать возмещения убытков непосредственно с лица, причинившего ущерб (в досудебном или судебном порядке в соответствии со ст. 1064 ГК РФ). Но дело, вероятней всего, значительно затянется, поскольку будет необходимо вначале найти виновника (ждать, пока с этим справится полиция).
Заключение
В случае причинения автомобилю вреда третьими лицами получить возмещение будет достаточно непросто, особенно если виновник содеянного незаметно скрылся с места преступления. Потерпевшему повезет, если у него оформлен полис КАСКО, а договором предусмотрено покрытие такого ущерба. В ином случае получить компенсацию можно будет только в судебном или осудебном порядке от лица, совершившего правонарушение.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Есть повреждения от старых ДТП – как производится возмещение по ОСАГО?
- Порядок возмещения повреждённых деталей, которые до этого были не в идеальном состоянии, зависит от того, что именно требуется для их восстановления после последнего ДТП и требовалось ли это же до аварии.
- Страховая достаточно точно и легко может узнать о старых повреждениях, не соответствующих последнему ДТП.
- Судебная практика существенно различается от случая к случаю, поэтому стандартных ответов на вопрос, выплачивает ли страховщик по ранее повреждённым деталям, нет.
- Если деталь имеет следы сквозной ржавчины, её цвет не совпадает с цветом кузова или ЛКП повреждено более чем на 25%, то покраску вам по закону 2020 года не посчитают.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, потерпевшее лицо вправе рассчитывать на полное возмещение вреда до такого состояния автомобиля, которое было бы, если бы аварии вовсе не было. Поэтому возмещению подлежит любой вред, застрахованный по ОСАГО. Но как производится выплата или ремонт деталей, если на них были повреждения от старых ДТП ранее, но они ещё хуже пострадали от последней аварии. Законен ли отказ в выплате, если автомобиль раньше попадал в ДТП и не был отремонтирован? Во всех этих вопросах постараемся разобраться!
Если деталь была повреждена до ДТП – что говорит закон 2020 года?
Здесь достаточно просто и сложно в то же время. Дело в том, что законодательство никак не регулирует вопрос восстановления машины, которая пострадала в тех частях, которые уже были повреждены ранее.
- Федеральный закон Об ОСАГО (ФЗ-40) регулирует общий порядок и принципы страхового возмещения в виде выплаты или ремонта, но не устанавливает последовательность восстановления, если есть старые повреждения от других ДТП,
- Правила страхования решают данные вопросы более детально: документы, бланки и прочее, но также не предписывают, как рассчитывается выплата в случаях, когда детали имели сколы, трещины, отломы ранее.
Таким образом, ответа на данный вопрос в законодательстве 2020 года вы не найдёте.
Как на практике?
А вот на практике всё достаточно логично, но традиционно не всегда в пользу потерпевшего в ДТП.
На деле расчёт возмещения по ОСАГО производится за вычетом ранее полученных повреждений, но и здесь есть ряд тонкостей.
Для примера возьмём автомобиль, у которого на бампере есть царапины краски с левой стороны. В таком случае порядок выплаты или ремонта его повреждения в зависимости от характера последующего ДТП рассчитывается нижеследующим образом.
Если деталь поцарапалась
Если ранее повреждённый бампер пострадал также царапинами в других местах, то положено полное возмещение, за исключением исключений.
Единая методика расчёта ссылается на технологию покраски конкретного автомобиля в автосервисе. Между тем, практически любой сервис будет красить элемент полностью – в 2020 году локально ничего не подкрашивается, если речь не идёт о совсем мелких потёртостях.
Но и чётких критериев, когда деталь будут красить полностью при царапинах, а когда – частично, нет.
Таким образом, ранее полученные царапины детали не будут учитываться в случаях, когда:
- пункт СТО, в который вас направляют на ремонт, может окрасить деталь локально (это возможно только при неглубоких царапинах и небольших потёртостях),
- лакокрасочное покрытие детали уже повреждено более чем на 25%,
- на ней имеется сквозная ржавчина (не относится к бамперам, если они пластиковые),
- цвет детали отличается от основного цвета кузова машины (здесь и выше пункт 1.6 Единой методики, цитата ниже).
Если на момент дорожно-транспортного происшествия на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25% её наружной поверхности, либо цвет окраски повреждённой детали не соответствует основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления), окраска такой детали не назначается.
Вот пример судебного решения, когда потерпевшему в ДТП судом было отказано в возмещении повреждений фары за то, что те относятся к элементам безопасности и имели следы некачественного ремонта до этого.
Если поцарапанная деталь повредилась
А вот если бампер повредился полностью и ранее был только поцарапан, то в этом случае выплата или ремонт должны быть произведены в полном объёме безо всяких вычетов.
Тем не менее, на практике страховщики по ОСАГО нередко пытаются вычесть стоимость покраски из стоимости замены. Для бампера такой расчёт может выглядеть таким образом, как выплата новой детали (причём, с учётом износа), стоимости её замены, но без окраски.
Если повреждённая ранее деталь снова повредилась
А вот в этом случае такая деталь уже не оплачивается в качестве восстановительного ремонта по ОСАГО. И это тоже логично, ведь повредилась деталь, для которой уже требовалась замена – то есть либо по вине самого потерпевшего в ДТП, либо, если не по его вине, то возмещение ущерба должно было быть ему уже произведено, а если страховщик ещё раз заплатит за этом бампер, то будет неосновательное обогащение.
Как страховщик узнает о ранних повреждениях?
Есть ситуации, когда ранее полученные повреждения очевидны. Например:
- удар пришёлся в левую сторону бампера, а царапины есть на правой стороне – то есть характер повреждений не соответствует последнему ДТП, по которому вы обращаетесь,
- старые повреждения на металле, как правило, покрываются коррозией, окисляются.
Но есть и различные методики определения таких повреждений:
- стандартная экспертиза ОСАГО – здесь в общем-то и определяются вышеуказанные ранее полученные повреждения на глаз «эксперта», а заключается такая экспертиза лишь в расчёте стоимости и более глубоком, чем при осмотре страховой, определении количества и качества пострадавших элементов,
- автотехническая экспертиза позволяет определить относительный возраст повреждений и сопоставить их с новыми,
- трасологическая определяет более точно, каков был характер удара (например, с какой стороны пришёлся удар, чем именно, какой силой и в каком направлении), что позволяет очень точно отделить старые повреждения деталей от новых.
Как правило, при обращении за возмещением сначала всегда проводится осмотр транспортного средства безо всяких специальных экспертиз. Осмотрщик страховой компании просто визуально фиксирует повреждения. На данном этапе у него могут только появиться подозрения в том, что какие-либо элементы кузова или их отдельные локации пострадали ранее и не относятся к этому ДТП. Если такие подозрения есть, инициируется экспертиза, которая уже подтверждает или опровергает мнение осмотрщика.
Но могут быть ситуации, и когда уже после осмотра страховая пытается вычесть некую сумму возмещения, мотивируя это тем, что повреждения получены ранее.
Поэтому оптимальный вариант для вас при наличии повреждений до ДТП – настоять на том, что их нет, при осмотре. В этом случае страховщик будет проводить экспертизу. Она для вас бесплатна во всех случаях. А если наличие ранних повреждений подтвердится в рамках такой экспертизы, то спорить уже не следует, но только если вы заранее знаете, что правда не на вашей стороне.
Незаконный отказ в выплате за старые повреждения
Если же страховщик пытается вычесть то, что не положено к вычету либо вовсе отказывает в возмещении по ОСАГО, обосновывая это на том, что они получены ранее, то отстаивать свою правоту можно и нужно.
Прежде всего, вам нужно будет потратиться на независимую экспертизу. Эксперту необходимо будет указать на то, по какой причине она проводится – в этом случае он дополнительно сделает автотехническую экспертизу. Она платная, но при выигрыше в суде деньги за неё вам вернёт страховая организация.
На основании расчёта вам следует подать досудебную претензию на юридический адрес страховой компании. Она пишется в свободной форме с изложением сути. Но есть необходимые данные, которые должны быть в ней указаны, они перечислены в пункте 5.1 Правил страхования. В претензии даётся разумный срок на удовлетворение требований – 10-15 дней.
При непоступлении возмещения либо игнорировании страховщиком такой претензии следует подавать исковое заявление в суд. На этом этапе (а можно и ранее) лучше обратиться к независимому юристу-эксперту, который сможет правильно составить исковое заявление в суд и последовательно уже в зале заседания изложить необходимые нормы закона и факты по делу.
Главное – помнить, что отстаивать нужно только правду, а не пытаться увеличить сумму выплаты необоснованно. В суде страховая может ходатайствовать о судебной экспертизе, которая подтвердит обман, и в этом случае расходы на такую экспертизу в случае отказа в удовлетворении иска повесят на истца.
Автомобиль восстановлению не подлежит. Вся правда про тотал и абандон по договору КАСКО
Нередко страховые компании признают конструктивную гибель автомобиля ради собственной выгодны, а отнюдь не из-за технического состояния машины. При этом менеджеры уповают на юридическую безграмотность клиента, ведь такие действия противозаконны. В каких случаях можно оспорить решение страховой компании?
Когда страховщик вправе признать «тотал»?
Каждая страховая компания самостоятельно решает, в каких случаях можно признать конструктивную гибель автомобиля. Однако в правилах КАСКО большинства компаний указано, что тотальная гибель машины наступает в следующих случаях:
- Если стоимость ремонта превышает определенный процент от страховой суммы (обычно 70-80 процентов).
- Если нет технической возможности отремонтировать автомобиль.
Фактически оба пункта обозначают одно и тоже, ведь сложно представить ситуацию, когда при стоимости ремонта 40-50 процентов от страховой суммы нет технической возможности восстановить машину.
Отдельные компании предпочитают указывать в правилах КАСКО, что конструктивная гибель автомобиля может быть признана только по решению экспертной организации.
Это условие крайне обременительно для автовладельца. В таком случае именно страховая компания решает, какой фирме доверить проведение экспертизы. Нет никаких гарантий, что эксперт будет объективен в своей оценке.
Варианты выплаты
В случае тотальной гибели машины автовладелец вправе решить, что делать с годными остатками автомобиля. Неповреждённые детали можно передать страховой компании или оставить себе.
В первом случае возмещение выплачивается в размере страховой суммы. Если автовладелец решит воспользоваться вторым вариантом, страховщик вычтет стоимость годных остатков из выплаты. В обоих случая выплата уменьшается на процент износа, указанный в правилах КАСКО .
Некоторые страховые компании имеют партнёрские отношения с посредниками, занимающимися реализацией аварийных автомобилей. Такой страховщик может предложить клиенту ещё один вариант урегулирования страхового события. А именно, автовладелец продаёт годные остатки через посредника, а страховщик выплачивает возмещение за минусом их стоимости.
Если решите воспользоваться этим вариантом, стоит поинтересоваться репутацией посредника. Иногда страховые компании сотрудничают с довольно сомнительными фирмами, потому нельзя судить о благонадёжности посредника по репутации страховщика. На какой бы вариант выплаты ни пал выбор, речь пойдёт о крупной денежной сумме.
Не стоит удивляться, если страховая компания будет настаивать на безналичном расчёте. Удобнее выплачивать крупные суммы именно в безналичной форме.
Срок выплаты
Каждый страховщик устанавливает свой срок урегулирования убытка по «тоталу». Чаще всего страховые компании указывают в правилах КАСКО , что решение по выплатному делу должно быть принято в течение тридцати дней. После этого у компании есть еще порядка десяти дней на перечисление денег. Однако указанные сроки могут сильно отличаться от компании к компании, поэтому клиенту следует заранее выяснить, когда именно ждать выплату.
А вот с датой начала срока урегулирования убытка всё обстоит несколько проще. Любая компания начинает отсчёт с момента, когда заявитель предоставил последний необходимый документ. Следует попросить у менеджеров копию акта приёма-передачи документов, иначе не удастся обжаловать действия страховщика в случае нарушения сроков выплаты.
В некоторых случаях урегулирование убытка может быть приостановлено до момента заключения дополнительного соглашения о выплате. Нередко автовладельцы отказываются подписывать этот документ, так как их не устраивают отдельные пункты соглашения. Это даёт страховщику законный повод для задержки выплаты. Разрешить подобную конфликтную ситуацию можно при помощи абандона.
Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
Что такое абандон?
Этот термин обозначает право автовладельца отказаться от поврежденной машины в пользу страховой компании. Для этого необходимо подать в страховую компанию письменное заявление. После получения такого заявления страховщик обязан выплатить возмещение, а автовладелец может рассчитывать на выплату в размере страховой суммы.
Особенность абандона заключается в том, что собственнику машины не требуется согласие страховщика на выплату. В случае судебного разбирательства достаточно доказать факт передачи заявления менеджерам страховой компании. Как правило, страховщики предпочитают решать вопросы по абандону через суд, потому автовладельцу лучше запастись терпением.
Как оспорить «тотал»?
Довольно часто решение страховщика о признании полной гибели машины вызывает у автовладельца негодование. Это неудивительно, особенно если после аварии машина осталась на ходу. К тому же нередко менеджеры страховой компании специально завышают стоимость ремонта, чтобы заполучить повреждённый автомобиль. Обычно в подобных аферах участвуют и работники СТОА.
Для полной уверенности в том, что стоимость ремонта была завышена, стоит обратиться к одному из официальных дилеров машины нужной марки. Желательно, чтобы такая СТОА не сотрудничала со страховой компанией, в которой оформлен полис. Специалисты дилерской сервисной станции определят стоимость работ в соответствии с технологией ремонта завода-изготовителя.
Также автовладелец может обратиться к независимому эксперту. Его заключение и мнение специалистов дилерской СТОА помогут объективно оценить обоснованность решения страховщика о признании конструктивной гибели машины. Если автовладелец уверен, что страховая компания пытается его обмануть, следует обращаться в суд.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
avto-advokat › Блог › Направление на ремонт по ОСАГО – сроки, что делать дальше?
В апреле 2017 года форма страхового возмещения претерпела существенные изменения, и страховые компании теперь в 2019 году могут вместо выплаты возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – дать направление на ремонт в автосервисе. Между тем, чёткость регулирования законодательством в вопросе компенсации за аварию по ОСАГО ничуть не ослабела. Страховые компании всё также обязаны соблюдать сроки выдачи направления, а за нарушение этих сроков их ждёт штраф и неустойка. Правила выдачи этого документа, а также что делать после его получения мы и выясним в этой статье!
Что такое направление на ремонт в ОСАГО?
Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.
Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:
во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы при ущербе,
во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2019 году есть некоторые законодательные ограничения.
Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:
Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.
Что можно, а что нельзя делать при получении направления?
Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.
Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:
согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.
Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.
Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?
20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.
Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.
А полный пакет документов включает в себя:
заявление о страховом возмещении,
заполненное извещение о ДТП,
паспорт собственника машины,
свидетельство о регистрации авто,
страховой полис ОСАГО,
постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.
Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление.
Что будет за несоблюдение срока?
Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО.
Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если Вы подали документы 1 марта 2019 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.
Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.
Выдали направление на ремонт в СТОА – что дальше?
А дальше Вам необходимо предоставить автомобиль в сервис для восстановления. Эта процедура проста и понятна… По закону. На практике же Вам может предстоять ряд дополнительных согласований и оценок, а также отказ от подписи указанных выше документов, которые подписывать не нужно.
Какой срок обращения?
Срок действия направления на ремонт не регламентирован никакими правовыми актами. Но часто время обращения указано в самой бумаге, и оно, как правило, составляет 7-20 дней – это зависит от самой страховой компании.
Если вы пропустили этот срок, ничего страшного – вам просто следует обратиться в страховую за новым направлением. Отказать в выдаче вам не имеют права, так как это уже есть ни что иное как отказ от страхового возмещения – то есть неисполнение обязанности страховщиком по ОСАГО.
Если данный срок не указан в направлении, то тогда здесь следует руководствоваться разумностью и не злоупотреблять своим правом. Шутка ли, но понятие «разумного срока» прописано в Гражданском кодексе, хотя и в разрезе исполнения обязательств (что к нашему случаю не относится) и составляет 7 дней.
Какой срок ремонта?
30 рабочих дней. Вообще, для Вас в вопросе возмещения ущерба от аварии должны интересовать только 2 временных интервала:
срок 20 дней для выдачи направления на ремонт,
30 дней для непосредственно восстановления.
Любые другие сроки в виде дополнительных согласований, ожидания запчастей и деталей авто, очереди в сервисе Вас волновать не должны, так как они включены в указанные выше два периода. Это предписывает 12 статья ФЗ Об ОСАГО. Ниже мы рассмотрим такие случаи затягивания срока и что делать в таких случаях.
Обратите внимание, что здесь уже 30 рабочих дней, в отличие от срока для выдачи направления. Таким образом, считаются по порядку все дни, кроме выходных субботы и воскресенья, а также все праздничные дни, утверждённые Минтрудом в качестве выходных.
Если требуют доплату
Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:
— либо доплатить из своего кармана,
— либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.
Это на 2019 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.
Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.
При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:
«срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта)».
Если просят подписать допсоглашение
Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.
Помните, что законодательство 2019 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.
Если сервису требуется дополнительный осмотр
Чаще всего имеется в виду осмотр на скрытые повреждения с калькуляцией по увеличению стоимости ремонта, так как страховая не посчитала эти скрытые повреждения. Вам ничего не мешает дать разрешение на такой осмотр, но опять же, не в рамках увеличения срока ремонта. Автомобиль Вы предоставили, что с ним будут делать дальше – не Ваше дело и проблемы. По результату 30 рабочих дней Вам должны выдать машину в состоянии, какой она была до ДТП.
Если приглашают составить смету
Аналогично допосмотру, составление разного рода смет, актов работ и прочих документов – не Ваши проблемы. И не подписывайте их ни в коем случае.
Повторю в очередной раз, Ваша задача – предоставить автомобиль и иметь подтверждение этому.
Что будет за нарушение срока ремонта?
Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.
Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.
Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой «адекватной» на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.
Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные «бонусы» от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).
Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.
Компенсация за элемент автомобиля, поврежденный до аварии
Неприятная ситуация для водителя: произошло ДТП, имеются повреждения и отказ в страховой выплате. Нередко отказ бывает правомерным со стороны страховой компании и ремонтировать деталь придется за свой счет.
- Почему страховая компания отказала в выплате
- Страховая компания может отказаться проводить ремонт как частично, так и полностью
- Получит страхователь компенсацию или нет — зависит от степени повреждений
Почему страховая компания отказала в выплате
Практически каждый автомобиль сроком эксплуатации более 2 лет имеет незначительные повреждения. Многие из них не связаны с авариями на дороге, а обусловлены бытовыми ситуациями: результат контакта с веткой, бордюром и т.д. Мало какой водитель сразу поедет ремонтировать легкое повреждение. Однако, при возникновении страхового случая, каждый второй потребует компенсации.
Страховая компания может отказаться проводить ремонт как частично, так и полностью
Причина — повреждение элемента, который имел дефекты до ДТП. Страховщик отвечает за конкретный случай с конкретным ущербом.
Если страхователь получит полную замену детали, получается, что СК оплачивает ремонт дефекта, полученного ранее, чего делать не обязана. В таком случае пострадавший получает выгоду.
Страховщик может закрыть глаза на повреждения, полученные автомобилем ранее, если у клиента есть КАСКО. Однако, по страховке ОСАГО не стоит рассчитывать на щедрость страховой компании.
При осмотре машины эксперт зафиксирует все дефекты, полученные в результате ДТП. Логично, что при контакте с левой стороной кузова, вмятина на правой стороне не будет относится к конкретной аварии. В более сложных ситуациях проводится экспертиза (например, если вмятина от аварии оказалась поверх крупной царапины).
Получит страхователь компенсацию или нет — зависит от степени повреждений
Например, при аварии был поцарапан бампер автомобиля, а до этого на нем же были замечены серьезные дефекты (трещины, сколы и т.д.). В таком случае, страховая компания может предложить только краску для маскировки царапины, полученной при ДТП.
Рассчитывать на частичную выплату можно, если на детали автомобиля была царапина сопоставимая по размеру с раннее полученным повреждением. В таком случае, СК платит за часть, поврежденную в результате аварии, а страхователь оплачивает покраску ранее полученной царапины. Конкретная сумма вытекает из методики расчета.
Рассчитывать на получение страховой выплаты бесполезно, если машина находится на гарантии и ремонт должен осуществляться официальным дилером.
Стоит учитывать, что уменьшение суммы компенсации по ОСАГО обусловлено не только повреждениями, полученными ранее, но и следами некачественного ремонта.
Соответственно, отказ в полной или частичной выплате является абсолютно законным. В минусе находятся водители старых, потрепанных автомобилей.
Можно ли оформить по ОСАГО повреждения машины от камней?
Нередко из-под колес грузовиков и внедорожников вылетают небольшие камушки, которые врезаются в другие автомобили и причиняют ущерб транспортным средствам. Можно ли оформить эти повреждения как ДТП и оплатить ремонт с помощью автогражданки виновника происшествия?
Часто весной автовладельцам приходится чинить мелкие сколы на лакокрасочном покрытии или даже менять треснувшие лобовые стекла. Эти повреждения были причинены в результате «неявных» ДТП.
Разбитый асфальт или некачественный песок, используемый дорожниками для подсыпки скользких участков дорог, содержит небольшие камушки, которые цепляются протектором колес, застревают в нем, а затем на большой скорости под действием центробежных сил, вылетают, как пули, и рискуют попасть в машины сзади. Ремонт от таких попаданий недешев и очень печалит автовладельцев. Можно ли считать такие дорожные происшествия полноценными ДТП и есть ли смысл догонять стреляющуюся камнями машину, чтобы потребовать у ее владельца оформления повреждений по ОСАГО? Ситуацию комментирует заместитель начальника Управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.
ОСАГО нет, только КАСКО
Эти ДТП действительно можно назвать «неявными». Не всякий водитель, да и юрист может уверенно доказать наступление ответственности водителя за вылет камня из-под колес его автомобиля. Нельзя достоверно определить, какая машина подцепила с дороги камень. Человеческий глаз и видеорегистратор не могут точно отследить траекторию.
Однако даже когда впереди находился только один автомобиль, то и в этом случае нельзя точно сказать, что его водитель виноват в причинении ущерба попутчикам. Ведь он не нарушал правил и ехал на штатной, утвержденной производителем резине. Он не мог предполагать, что на дороге окажутся камни, и не мог точно оценить, насколько близко к нему подберется задний автомобиль.
А если нет ответственности, то нет и страхового случая по ОСАГО. Можно, наверное, указать водителю на то, что он, видя камни на дороге, должен был сбавить скорость, но сложно сказать, как могло бы выглядеть извещение о ДТП, оформленное по такому случаю и, главное, подписанное обоими водителями. Поэтому возместить ущерб от камней можно по обычной страховке КАСКО.
Сложный случай
Иное дело — воздействие предмета, выпавшего из открытого кузова автомобиля или с багажника на крыше. Конечно же, водитель отвечает за то, чтобы груз, который он везет, был надежно упакован, не разваливался, не рассыпался.
В законе об ОСАГО есть оговорка о том, что «причинение вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования», не относится к страховому риску по ОСАГО.
Упомянутая оговорка содержится в пункте « д » статьи 6 закона об ОСАГО. Соответственно, если вред причинен выпавшим перевозимым грузом, риск причинения вреда которым подлежит обязательному страхованию ответственности, то платит страховщик ответственности.
Что касается оформления документов о таком ДТП, то здесь «европротокола» быть не может. В законе об ОСАГО ясно сказано, что эта процедура работает, если ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств. При выпадении из машины постороннего предмета, груза или даже мусора из контейнера мусоровоза, не закрепленного надлежащим образом, прямого взаимодействия автомобилей нет. Такие ДТП необходимо рассматривать в особом порядке. Поэтому ДТП следует оформлять с участием ГИБДД и затем передавать документы в страховую компанию. После изучения всех обстоятельств дела будет приниматься решение о возмещении ущерба.
Правила дорожного движения ясно указывают на то, что нужно делать после ДТП, если движению других транспортных средств создается препятствие. Вначале надо зафиксировать любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Если этого не сделать, то страховая компания не сможет понять обстоятельства причинения ДТП, установить, кто же из водителей является ответственным за причинение вреда, а без этого урегулирование по ОСАГО невозможно.
Какие повреждения автомобиля не починят по страховке
Статья о том, какие повреждения машины подпадают под страховые выплаты, а какие — нет. Разъяснения, советы и рекомендации. В конце статьи — интересное видео о выплатах по страховке.
Содержание статьи:
- Что такое страховой случай
- Нестраховые случаи, не подлежащие оплате
- Нестандартные ситуации
- Видео о выплатах по страховке
Автомобиль может получить повреждения разной степени не только в дорожных авариях. Иногда причинами этого становятся погодные условия, действия хулиганов и прочее. Совсем не любой из этих случаев могут признать страховым, и получить выплату можно далеко не всегда. Некоторые автолюбители не знают, какие происшествия будут компенсироваться страховщиками, а какие — нет. Данный вопрос стоит того, чтобы в нем разобраться.
Что такое страховой случай
Происшествие с автомобилем происходят не только в пути. Представьте, что одному из ваших соседей вздумалось бросать с балкона бутылки, и одна из них угодила в вашу машину. Хулиганы могут нацарапать на капоте веселое слово. На ваше авто могло свалиться дерево или рекламный щит. Этот список можно продолжать очень долго, но у страховых компаний все эти случаи четко классифицированы. Страховые полисы КАСКО и ОСАГО имеют свои особенности. Здесь мы постараемся осветить их отличия.
ОСАГО
Для признания происшествия страховым случаем должны быть соблюдены определенные условия:
- По ОСАГО, если вы врезались в фонарный столб или «поцеловались» с деревом, этот случай не признают страховым. Дело в том, что в этом происшествии вы будете единственным участником происшествия, а их должно быть как минимум двое. А вот если вы во время движения столкнетесь с другой машиной, то это обязательно признают страховым случаем. Гражданская ответственность в этом случае ляжет на плечи виновника, а пострадавшая сторона получит право на получение компенсации.
При получении автомобилем повреждений, связанных с хулиганскими действиями третьих лиц, (например, машина была поцарапана острым предметом), его хозяин не получит компенсацию. Это объясняется тем, что установить виновника происшествия в этом случае не получится, а значит, и взыскивать компенсацию будет не с кого. Если же урон вашему авто нанес установленный владелец другого автомобиля, то это уже страховой случай. Отсюда вывод: случай признают страховым, если в нем участвуют 2 машины.
КАСКО
Страховые тарифы КАСКО бывают двух видов: частичный и полный. После вашего обращения проверка будет осуществляться с учетом этих тарифов. Вот от чего может защитить полная версия страховки:
- Практически от всех повреждений, которые может получить автомобиль;
- От последствий, вызванных природными катаклизмами (ураган, выпадение града, молния, попадание кусков льда, взрыв и прочее);
- От проваливания автомобиля под лед или попадания его в воду.
- От механических повреждений, которые были нанесены автомобилю хулиганами.
- От угона автомобиля или кражи некоторых его частей.
Частичное страхование предусматривает самостоятельный выбор пунктов владельцем автомобиля. Обычно частичная страховка предусматривает повреждения корпуса — как правило, угон сюда не входит. Отказываясь от части пунктов, водитель выигрывает в цене, но его риски при этом значительно возрастают.
Нестраховые случаи
Сейчас опять речь будет идти о двух видах страхования. Это нужно, чтобы разъяснить позиции обоих страховых полисов, так как они могут значительно разниться. Одинаковые случаи могут трактоваться по-разному.
ОСАГО
Закон об ОСАГО не считает страховыми следующие случаи:
- Если имеющий страховку водитель эксплуатировал не свой автомобиль;
- Не будет компенсироваться упущенная выгода, которую владелец машины мог бы получить, если бы не произошло ДТП. Не компенсируется и моральный ущерб. К моральному вреду может быть отнесено переживание по причине гибели близких людей, утрата способности исполнять профессиональные обязанности и прочее;
- Если владелец авто участвовал в гоночных соревнованиях, если он обучал вождению других людей;
- Страховка не будет выплачена, если автомобиль поврежден от груза, который на нем перевозится;
- Когда участники ДТП во время аварии исполняли свои служебные обязанности;
- Если вред машине был нанесен по вине водителя застрахованного ТС;
- Когда автомобиль передвигался по территории завода, другого предприятия или производились разгрузочно-погрузочные работы.
- Если застрахованный автомобиль повредил памятники архитектуры. Окончательное решение по этому вопросу будет принято судом.
Есть и еще кое-какие случаи, которые никогда не происходят или случаются очень редко. Речь идет о боевых действиях и применении ядерного оружия. Трудно представить, что после ядерной атаки водитель сразу же бросится за компенсацией, да и не предусмотрены такие случаи в ОСАГО страховыми.
КАСКО
КАСКО не сможет быть для вас полезным в следующих случаях:
- Машина была повреждена по вине ее владельца;
- Водитель управлял транспортом, находясь под воздействием алкоголя, наркотиков или психотропных средств;
- Во время аварии машиной управляло третье лицо, чье имя не прописано в договоре;
- Машина во время движения находилась в неисправном состоянии, и водитель об этом знал.
- Талон технического осмотра был просрочен или же его не было совсем;
- Случай был страховым, но произошел он вне зоны страхования;
- Автомобиль использовался для участия в гоночных соревнованиях или для обучения водительским навыкам;
- Во время аварии машина транспортировалась другим автомобилем;
- Боевые действия и атака террористов;
- Автомобиль был изъят у владельца по решению суда;
- В салоне авто находился источник открытого огня, что стало причиной его порчи или полного уничтожения;
- Утрата машины в результате вымогательства или мошенничества третьих лиц;
- Повреждения, полученные на станции техобслуживания;
- Электротехника автомобиля была неисправна, в результате чего произошло его уничтожение или был нанесен вред;
- Машина была передана в лизинг и не была возвращена;
- Определенные повреждения получили только декоративные элементы автомобиля. Остальные его детали при этом не пострадали;
- Декоративные элементы или колеса были украдены;
- Царапины или вмятины на кузове являются незначительными;
- Машина износилась, в результате чего потеряла товарный вид;
- Моральный ущерб компенсации не подлежит. То же касается и выгоды, которая была упущена водителем транспортного средства в результате аварии;
- Была повреждена автомобильная радиоаппаратура. Исключение составляют случаи, когда на нее была оформлена отдельная страховка;
- Автомобиль эксплуатировался с нарушением правил.
Нестандартные ситуации
Автолюбители России всегда находились под защитой закона. ОСАГО регламентирует все действия, касающиеся страхования. Для того, чтобы в полной мере понимать, что дает водителю полис ОСАГО, нужно знать детали законодательной базы.
Чтобы получить право на получение компенсации, повреждения должны быть нанесены машине при движении. Представим себе такой случай: экскаватор проезжает мимо стоящего на стоянке автомобиля и повреждает его. Здесь, конечно же, имеет место страховой случай, так как экскаватор совершал движение. А если он копал яму рядом со стоящим автомобилем и во время этого повредил машину, то на получение страховки здесь рассчитывать не приходится, ведь ни одно транспортное средство в это время движения не совершало.
Большое значение имеет и место, где произошла авария. Например, если водитель решил срезать путь и проехаться по полю, где и столкнулся с трактором, то этот случай не будет являться страховым, так как произошел он вне дорожной сети.
Безусловно, ОСАГО может быть во многих случаях очень полезным, но стоит учитывать и некоторые нюансы. Если в бампер вашего автомобиля въехала другая машина, и произошло это не по вашей вине, но при этом бампер был переделан по последнему писку моды и это не было нигде зафиксировано, то платить за эту аварию страховая компания не будет не будет. Поэтому обязательно следует регистрировать все изменения в облике вашего автомобиля, в противном случае это может стать причиной того, что в выплате компенсации вам будет отказано.
ДТП обязательно следует зарегистрировать, иначе водитель не получит компенсации. От других рисков, к которым можно отнести угон, пожар, природные катаклизмы и прочее, можно оформить КАСКО. Но дополнительные услуги могут предложить и страховые компании. Воспользовавшись ими, водитель также может рассчитывать на компенсацию ущерба при аварии, совершенной при нестандартной ситуации.
Заключение
Все нестраховые случаи определены на законодательном уровне. Перед заключением договора со страховой компанией документ должен быть внимательно изучен. Обычно страховщики навязчиво предлагают дополнительные услуги, и некоторые из них могут быть очень полезными. Соглашаться на них или нет — это личное дело каждого водителя.
Видео о выплатах по страховке:
Какие повреждения автомобиля не починят по страховке
Автомобили чаще всего повреждаются в дорожно-транспортных происшествиях, но это далеко не единственный случай, когда машина может быть повреждена. Причиной тому могут быть действия хулиганов, погодные условия или иные неприятности. При этом важно, согласится ли страховая компания оплачивать ремонт транспортного средства по имеющему полису. Это зависит от того, является ли случай, вызвавший повреждение машины страховым.
Считается страховым случаем?
Происшествия могут произойти не только на дороге. Будут ли они считаться страховым случаем, или же нет, зависит, прежде всего, от выбранного типа страхового полиса – ОСАГО или КАСКО.
По ОСАГО нельзя починить:
- Повреждения от ДТП, в которым вы и виновник, и единственный участник. Другими словами, если вы въехали в забор или столб, случай страховым признан не будет. При этом аналогичные повреждения, полученные от столкновения с другой машиной, будут устранены по страховке.
- Если машина повреждена хулиганами – поцарапана, повреждены стекла или фары и т.д. – компенсация по страховому полису не выплачивается. Причиной этого будет невозможность установить виновных и взыскать с них компенсацию. Если же машине нанесен урон другим водителем в конфликтной ситуации, ремонт можно провести по полису.
- Если автомобиль был поврежден на стоянки. В этом случае случай не признается страховым. Если же повреждения получены на дороге, страховка поможет восстановить авто.
Обобщая, можно сказать, что для ремонта по полису ОСАГО в происшествии должны участвовать две машины и местом «преступления» должна быть дорога. КАСКО бывает двух видов, частичный и полный. Полная версия страхового полиса помогает решить практически любые проблемы с автомобилем: последствия природных бедствий – град, ураган, попадание молнии и т.д., попадание автомобиля под воду или под поверхность льда, действия хулиганов – любые повреждения, нанесенные посторонними лицами, кража, угон и последующие за ними повреждения в случае обнаружения автомобиля.
Важно отметить, что все указанные случаи будут подпадать под действие страхового полиса, только если вы купите полный КАСКО. Во всех остальных случаях список происшествий, которые будут считаться страховыми случаями, определяется индивидуально в каждом оформляемом полисе.
Нестраховые случаи
Существуют случаи, при которых даже полный полис КАСКО не поможет получить ремонт по страховому случаю. Прежде всего, страховка не может быть выплачена, если автомобилем управлял человек, находившийся в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического. Не оплачивается ремонт и в том случае, если водитель не был указан в страховом договоре. Если автомобиль неисправен и владелец об этом знал, ремонт также не будет оплачиваться – хотя этот случай доказать несколько сложнее. Полный список нестраховых случаев определен законодательно. Чтобы расширить его, страховщики предлагают дополнительные услуги.
Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Накануне.ru, Екатеринбург, 3 ноября 2010 г.
Коваль сделал предупреждение страховщикам
В Екатеринбурге накануне состоялась всероссийская конференция, на которую приехали главы отраслевых страховых объединений и Всероссийского союза страховщиков, а также глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль. В настоящее время власти разрабатывают новые способы, благодаря которым недобросовестные компании можно будет «удалять» с рынка, о чем и предупредил страховщиков Коваль. Так, банкротство в этой сфере может приобрести массовый характер. Подробности – в материале Накануне.RU.
Аргументы и факты , 11 апреля 2016 г.
Дерево, шлагбаум, птицы. Какие повреждения авто не починят по страховке?
Эксперт рассказал «АиФ» при каких необычных случаях повреждений автомобиля страховщики обязаны возместить ущерб, что для этого нужно сделать и какие случаи страховыми не являются.
Громкий резонанс вызвал случай, произошедший в Москве на набережной Тараса Шевченко. Там дерево упало на проезжавший мимо, а не припаркованный автомобиль. Страховым случаем эту ситуацию не признали.
Повреждения машин по нестандартным причинам происходят часто, но далеко не все водители знают, в каких случаях за ремонт заплатит страховая компания, а в каких — тратиться придется вам, несмотря на наличие КАСКО и ОСАГО. Помогает разобраться Сергей Ефремов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.
Заплатит ли страховая, если.
1) . на едущую машину падает дерево (рекламный щит, антенна и все что угодно)?
Это страховой случай, который покрывается только КАСКО (в ней прописан подобный риск — падение предметов). Пострадавший должен предоставить справку из Гидрометцентра (о стихии) или вызвать участкового и получить справку у него (если дерево упало из-за ветхости).
2) . я сам повредил свою машину снаружи, например, врезался в нее продуктовой тележкой на парковке у супермаркета? Или кто-то другой бросил тележку, а она покатилась и врезалась в мою машину?
Если вы сами повредили свой автомобиль и это не связано с дорожно-транспортным происшествием, то ни по ОСАГО, ни по КАСКО вы возмещения не получите. Риска, по которому покрывается данная неаккуратность, просто нет. Когда же в ваш автомобиль ударяется тележка другого человека, то это можно рассматривать как противоправное действие третьих лиц, что попадает под риск КАСКО.
3) . я уронил при погрузке стиральную машину и повредил обшивку (стекло и т.д.) моей машины?
Это не страховой случай — погрузо-разгрузочные работы не покрываются КАСКО и тем более ОСАГО.
4) . мой ребенок поцарапал мою машину велосипедом. А если это чужой ребенок, который уехал в неизвестном направлении?
Если автомобиль поцарапал ваш несовершеннолетний ребенок, то риск КАСКО и ОСАГО не покрывается. Когда автомобиль поцарапан чужим ребенком, то это противоправные действия третьих лиц и этот случай покрывается КАСКО. Вам необходимо получить справку в полиции (обычно ее берут у участкового).
5) . я помял машину, задев столб при выезде из подземного гаража?
Если повреждение автомобиля произошло в движении, то это ДТП, ущерб покрывается КАСКО, при этом вызов сотрудника ГИБДД обязателен, так как нет второго участника движения.
6) . шлагбаум помял крышу моей машины?
В данном случае вы имеете дело с риском противоправных действий третьих лиц. Поэтому повреждение покрывается КАСКО.
7) . я врезался в препятствие, находящееся не на дороге, а на газоне (на дачном участке, в поле, на тротуаре)?
Любые повреждения автомобиля, полученные во время движения, относятся к ДТП и покрываются КАСКО.
8) . едущую или стоящую машину повреждает животное или птица?
У ряда страховых компаний риск повреждения автомобиля животными относится к КАСКО. Но нужно смотреть правила страхования и риски в вашем конкретном договоре.
9) . мне прокололи колеса?
Это противоправные действия третьих лиц, данный риск покрывается КАСКО. Необходимо вызывать полицию для составления документа для страховой компании.
10) . мне разрисовали краской (маркером) дверцу или стекло?
Относится к противоправным действиям третьих лиц, покрывается КАСКО. Нужно вызывать полицию и подробно зафиксировать в протокол все «художества».