0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает бортовой компьютер автомобиля

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

  1. Функции бортового компьютера
  2. Виды БК
  3. Универсальный
  4. Маршрутный
  5. Сервисный
  6. Управляющий
  7. Как считает расхода топлива
  8. Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Функции бортового компьютера

Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.

Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.

Бортовой компьютер автомобиля

Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.

Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:

  • текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
  • время в пути, общий и текущий пробег;
  • управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
  • заданный маршрут поездки (навигатор);
  • неисправности различных систем автомобиля.

При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.

Функции бортового компьютера

В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

  • универсальные;
  • маршрутные;
  • сервисные;
  • управляющие.

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача – это показывать данные о поездке:

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием;
  • форсунками;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Сервисный БК

Как считает расхода топлива

Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.

Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.

Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.

Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.

Для чего нужен бортовой компьютер в автомобиле и как он считает расход топлива

Современный автомобиль располагает большим количеством датчиков, установленных в разных системах, к показаниям которых не всегда есть мгновенный доступ на приборной панели. Для того чтобы водитель все же смог получать информацию связанную с расходом топлива, крутящим моментом, навигацией, техническим состоянием и др. в машине может быть установлен бортовой компьютер.

Зачем в машине нужен бортовой компьютер

Показания датчиков обрабатываются электронными блоками управления автомобиля в виде электрических сигналов, которые даже после оцифровки сложны для понимания.

Бортовой компьютер (БК) служит для создания простого в понимании интерфейса машина-человек, предоставляя информацию в максимально дружелюбном виде, как цифровом, с расшифровкой сообщений, так и более наглядном графическом.

Функции

Выполняемые функции можно подразделить на прямую индикацию сигналов и на демонстрацию косвенных показателей, получаемых после обработок и расчётов данных сразу от многих датчиков.

В том числе анализе данных, произведённых электронными блоками автомобиля, двигателем, коробки передач и других систем.

Конкретный набор функций зависит от модели БК, его стоимости, а также от возможностей самого автомобиля. Но за исключением совсем уж экзотических, можно выделить ряд базовых способностей, которые имеются практически в каждой машине:

  • отображение данных на дисплее в цифровой, текстовой и графической формах, выдаче звуковых и голосовых сообщений, управление голосом;
  • обслуживание всего, что связано с расходом топлива, мгновенное потребление, текущее, среднее, а также оставшийся запас по пробегу в данном режиме движения;
  • маршрутные данные, время, скорость, пробег;
  • навигация, что поддерживается далеко не всеми приборами;
  • контроль за техническим состоянием автомобиля, параметры двигателя и агрегатов, возникающие ошибки, возможность на уровне сканера разобраться с проблемами;
  • защиты от детей, информация по техническому обслуживанию;
  • работа с парктрониками, осциллоскопия, ведение журналов.

Таким образом, БК может не просто помогать водителю более тесно общаться с автомобилем, но и предоставлять множество опций по контролю и изучению данных в ходе работы автомобиля.

Принцип работы

Бортовой компьютер представляет собой типичный цифровой вычислитель, имеющий все признаки микропроцессорного устройства для обработки данных:

  • интерфейсы работы с датчиками и внешними электронными блоками;
  • быстродействующий многоразрядный процессор;
  • оперативную, постоянную и энергонезависимую память,
  • устройства визуального, сенсорного и звукового управления и выдачи информации;
  • сложное программное обеспечение, допускающее обновление и прошивку новых опций, а также калибровку датчиков.

Получив информацию от внешних устройств, БК производит вычисления по заложенным в программу алгоритмам, после чего выводит данные на дисплей в удобной для считывания форме.

Например, зная мгновенный расход топлива в каждый момент времени, компьютер может усреднить эти показания, вывести расход за поездку и даже предсказать оставшийся пробег до заправки, поскольку количество топлива в баке ему тоже известно.

Виды бортовых компьютеров автомобиля

Все БК можно подразделять по функциональному набору или по ориентации на определённые модели автомобилей. Унификация программного обеспечения позволяет упоминать последний фактор в основном по дизайну и установочным габаритам, но иногда это имеет и определяющее значение.

Универсальный

Именно понятие универсальности трактуется в двух вариантах. Универсальными можно считать БК, которые максимально полно выполняют функции, доступные для такой аппаратуры.

Однако не менее часто под универсальностью подразумевают мультисистемность, то есть такие аппараты совместимы с любыми моделями автомобилей, включая дизельные и газовые модификации. Но такой подход чаще наблюдается у производителей.

Среди потребителей универсальными считаются достаточно сложные аппараты, имеющие возможности контроля топлива, навигацию и дополнительные функции.

Как правило работают с чтением кодов ошибок, выводят в графическом виде самую разнообразную информацию, имеют развитый интерфейс для работы со штатными системами мультимедиа, а в последнее время и внешними интерфейсами типа Bluetooth, Wi-Fi и операционными системами мобильной аппаратуры.

Они хорошо дополняют даже развитые штатные БК, которыми комплектуют автомобили с завода.

Маршрутный

Маршрутные БК значительно проще и дешевле, они работают лишь с функциями пробега, расхода топлива, скорости, иногда включают в себя навигатор.

Подобные устройства во многом дублируют штатные, тем не менее могут хорошо их дополнить за счёт более внятного и дружелюбного интерфейса, а при отсутствии встроенного оборудования становятся практически необходимыми в современных условиях.

Диагностический (сервисный)

Довольно узко специализированный прибор, представляющий собой стационарно установленный в машине программно-аппаратный сканер, позволяющий отображать на дисплее данные, имеющиеся в электронной системе управления двигателем (ЭСУД), а также других блоках, работающими с ЭСУД по общей шине данных.

С помощью такого прибора можно оперативно контролировать состояние агрегатов, их текущие параметры и вовремя дешифровать возникающие коды ошибок. Такие БК берут информацию с сервисного интерфейса автомобиля, обычно подключаясь через разъём OBD.

Управляющий

Узко специализированный тип БК, позволяющий не только отображать данные из ЭСУД, но и модифицировать их, взяв на себя часть функций по управлению агрегатами.

С помощью таких приборов водитель может более тонко настраивать под себя работу автомобиля, выбирая различные режимы работы двигателя, коробки передач, подвесок и дополнительного оборудования.

Возможна реализация пакетных режимов, таких как спортивный, экономичный, гоночный или комфортный.

Как БК считает расход топлива машины

Первые бортовые компьютеры располагали собственным расходомером – устройством, размещённом в топливопроводе и измеряющим мгновенный расход бензина (диз. топлива) в единицу времени.

Сейчас в этом нет необходимости, поскольку данные о количестве впрыскиваемого топлива за один цикл работы цилиндра имеются в памяти ЭСУД вместе с введёнными поправками.

В отличие от ЭСУД, бортовой компьютер получает также сигнал от датчика уровня топлива в баке. Поэтому он может оценить не только расход, но и остаток пути до появления необходимости заправиться.

Вычисление начинается со считывания времени открытия форсунок. Производительность инжекторов известна, давление на них поддерживается стабильным, поэтому остаётся только пересчитать время в массовый цикловой расход и умножить на количество циклов в единицу времени, то есть на величину, однозначно связанную со скоростью вращения коленчатого вала.

Эта информация также непрерывно считывается ЭСУД с датчика коленвала, а уж считать компьютеры умеют прекрасно.

Остаётся только связать полученный результат расхода по времени со скоростью движения автомобиля, чтобы получить, после несложных расчётов количество литров бензина, потраченных на 1 км. пути или на 100 км., компьютеру всё равно, а водителю так понятней.

Далее информация выводится на экран, выбрав один из желаемых параметров, мгновенный расход, усреднённый на определённый пробег или средний расход за последний календарный период.

Данный способ обладает врождёнными погрешностями. Производительность форсунок может отличаться от заявленной за счёт производственных отклонений или изменения свойств во времени, давление тоже точно проконтролировать невозможно, а указатель уровня топлива в баке скорей можно назвать приблизительным индикатором, чем точным измерительным прибором.

Поэтому обычно в БК вводится функция калибровки, когда водитель может ввести поправки, например, по данным куда более точных измерителей заправочных колонок и уточнив скорость, взяв её не со штатного спидометра, а с приёмника GPS.

После введения поправочных коэффициентов БК начинает измерять параметры расхода с достаточно высокой точностью, а естественный износ компенсировать, проводя периодические поверки по приведённой в инструкции методике.

Автомобильный бортовой компьютер для автомобиля ВАЗ

Бортовые компьютеры в недалеком прошлом устанавливали лишь на дорогие автомобили представительского класса. Однако время не стоит на месте, и эти устройства уже серийно ставят на отечественные Лады (Калины, Приоры, Гранты). Что же такое бортовой компьютер и зачем он нужен в автомобиле ВАЗ?

В наше время бортовыми компьютерами оснащено большинство автомобилей, оборудованных двигателями с электронной системой впрыска топлива (инжектором). Однако, если в вашей машине такой компьютер по какой-либо причине отсутствует, его можно приобрести и установить дополнительно.

Например, цена на бортовой компьютер Multitronics (Мультитроникс) для автомобилей ВАЗ 2110 или ВАЗ 2114 с установкой составит примерно 60-150 долларов США, в зависимости от функционала.

Функции бортового компьютера

С помощью бортового компьютера можно с высокой точностью получить следующую информацию:

  • скорость движения автомобиля,
  • температура воздуха за бортом,
  • температура охлаждающей жидкости,
  • частота вращения коленвала,
  • напряжение в автомобильной бортовой сети и др.

Не секрет, что точность штатных автомобильных приборов далека от истины, а некоторые шкалы и вовсе не оцифрованы. Таким образом, по ним можно лишь приблизительно определить нахождение тех или иных параметров в допустимых пределах, а узнать, к примеру, точную температуру срабатывания датчика вентилятора в системе охлаждения двигателя практически невозможно.

Опыт показывает, что расхождение в показаниях штатных приборов автомобиля и данных бортового компьютера могут достигать огромной цифры – 30%. Мало того, функции бортового компьютера гораздо шире. Например, бортовой компьютер способен измерять не только общий расход топлива, но и мгновенный расход, как во время движения, так и на холостом ходу (советы как уменьшить расход топлива). Также по ходу маршрута можно вычислить время в пути, расстояние и среднюю скорость движения.

В бортовых компьютерах, например, универсальных Multitronics TC 750 или Multitronics RC-700 (ниже смотрите видео-инструкцию по установке), подходящих практически ко всем современным автомобилям ВАЗ семейства Лада (Калина, Приора, Гранта) кроме основного набора функций присутствуют также часы с будильником и календарь. Кроме того, в них есть сигнализаторы, предупреждающие о критическом уровне топлива, или, например, о превышении порога скорости, заранее установленного водителем.

Преимущества эксплуатации бортового компьютера

Кроме широкого набора измерительных функций, большинство бортовых компьютеров обладают и средствами диагностики систем автомобиля, позволяющими считывать коды неисправностей без подключения какой-либо дополнительной аппаратуры. Как правило, расшифровка этих кодов содержится в сопроводительной документации к бортовому компьютеру.

Такой функционал, кроме чисто экономической выгоды в виде экономии на диагностике двигателя в сервисном центре, позволяет водителю принять решение об устранение неполадок на их первоначальном этапе, не допуская более серьезных поломок машины.

Также к преимуществам бортовых компьютеров можно отнести наличие световой и звуковой сигнализации, информирующей о неполадках в бортовой сети или, например, перегреве двигателя автомобиля.

Установка бортового компьютера Multitronics RC-700 на автомобиль ВАЗ-2170 (Лада Приора)

Как работает бортовой компьютер автомобиля

Статья о работе бортового компьютера в машине — виды компьютеров, особенности функционирования. В конце статьи — видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин.

Содержание статьи:

  1. Виды бортовых компьютеров автомобиля
  2. Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров
    • Универсальный
    • Маршрутный
    • Сервисный
    • Управляющий

  3. Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин

Современный автомобиль, «нафаршированный» всевозможной электроникой, с полной уверенностью можно назвать «компьютером на колесах». Различные микропроцессоры, программы и датчики призваны свести к минимуму так называемый «человеческий фактор» (ошибки человека-водителя) и сделать максимально удобным и комфортным эксплуатацию автомобиля.

И основная роль в электронном управлении автомобиля отведена «бортовому компьютеру», который является вычислительным устройством для считывания и обработки данных о работе основных систем и узлов автомобиля с последующим выводом результатов на экран монитора (или ЖК-дисплея).

Было время, когда бортовыми компьютерами оснащались только дорогие авто премиум-класса. Но технический прогресс не стоит на месте, и подобные устройства уже устанавливают серийно даже в недорогих автомобилях. Кроме того, в некоторых моделях, где «бортовик» не установлен заводом-изготовителем, его можно установить дополнительно. Ниже мы рассмотрим, какие бывают бортовые компьютеры, на что они способны и как они работают.

Виды бортовых компьютеров автомобиля

При разделении автомобильных «бортовиков» на виды, учитывается их назначение и функциональность, улучшающая работу систем автомобиля, и комфортность при его эксплуатации.

В соответствии с этим, бортовые автокомпьютеры могут быть:

  • Универсальными (карпьютеры).
  • Сервисными.
  • Маршрутными.
  • Управляющими.

Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров

Универсальный компьютер автомобиля (карпьютер)

Этот бортовой компьютер (карпьютер) является неким гибридом и включает в себя следующий функционал:

  • персональный компьютер РС;
  • GPS-навигация через спутник;
  • телевизор;
  • плеер DVD.

Кроме того, в карпьютер может быть внедрен дополнительный функционал:

  • система датчиков с исполнительной механикой для работы парктроника;
  • система регулировки форсунок и опережения зажигания (для регулирования мощности и экономии топлива);
  • управление двухсторонней радиосвязью.

Универсальные бортовые автокомпьютеры (карпьютеры) управляются через сенсорные ЖК-экраны размером от 7 до 15 дюймов. В качестве дополнительной опции, к универсальному компьютеру возможно подключение присоединяемой клавиатуры.

На данный момент конструкции бортовых карпьютеров не стандартизированы (за исключением ЖК-мониторов: 1DIN, 2DIN, 1/2DIN). Вследствие этого конструкция системных блоков карпьютеров может различаться. Чаще всего, универсальный «бортовик» устроен так же, как и обычный персональный компьютер, с такими же основными узлами.

Разница только в том, что в «бортовиках» системный накопитель состоит из электромеханических винчестеров в формате 2.5 дюйма. Также в них используются твердые SSD-накопители или микросхемы с электронной флеш-памятью (в старых моделях).
Карпьютер, изъятый из своей автомобильной ячейки, может быть использован как обычный ПК, от источника электропитания 12В.

Универсальный «бортовик» несложен в эксплуатации и легко устанавливается как в простой инжекторный автомобиль, так и в дизель, а также с турбонаддувом. Еще одним плюсом этого универсального устройства является то, что при смене автомобиля не нужно приобретать новый бортовой компьютер, а для успешной переустановки старого «бортовика» потребуется только обновить программное обеспечение.

Маршрутный бортовой компьютер

Узкоспециализированные (с минимальным набором функций) «бортовики-маршрутники» появились намного раньше, чем серийные автомобильные компьютеры «CarPC» от американской фирмы «Tracer», вышедшие на рынок в 2000 году. В то время, как узкоспециализированные «маршрутники» начали устанавливать на раллийных авто еще в 70-х годах прошлого столетия, в 90-х годах они уже прочно заняли свое место в серийной стандартной комплектации многих легковых автомобилей.

Кроме того, «маршрутник» оснащен графическим дисплеем с возможностью отображения на нем не только маршрутных данных, но и географической карты с указанием на ней месторасположения машины. При этом число отображаемых на дисплее параметров может быть увеличено.

Маршрутный компьютер считает, обрабатывает и выводит на экран следующие данные:

  • средний показатель скорости за конкретное время движения и за все время пути;
  • среднее потребление топлива;
  • продолжительность пути;
  • плановое время прибытия в указанный пункт;
  • сколько километров проехал автомобиль за все время поездки;
  • время простоя;
  • стоимость топлива, которое было израсходовано на передвижение;
  • потребление топлива в различных режимах передвижения (набор скорости, движение по инерции, торможение) и другие параметры.

Полученные и обработанные маршрутным «бортовиком» данные выводятся на символьный ЖК-дисплей или OLED-индикатор. Маршрутные «бортовики» для опциональной установки (в качестве дополнительной опции) имеют меньшую функциональность, чем уже установленные в серийно производящихся автомобилях. Чаще всего «маршрутники» работают совместно с управляющими и сервисными «бортовиками».

Сервисный бортовой компьютер

Довольно часто сервисный бортовой автокомпьютер называют «диагностическим». Данный «бортовик» является клиентским блоком общей диагностической системы, выявляющей системные и узловые неисправности, что существенно облегчает их устранение в сервисных ремонтных центрах.

В качестве самостоятельного устройства сервисный «бортовик» используется крайне редко. Как правило, диагностические функции выполняет системный компьютер, под управлением которого находятся узлы и механизмы автомобиля (по принципу работы маршрутного автокомпьютера).

Сервисный «бортовик» выполняет следующую работу:

  • диагностирует двигатель и сохраняет в электронной памяти код обнаруженной ошибки;
  • отслеживает состояние тормозов;
  • контролирует наличие масла в главных системах и узлах;
  • диагностирует электрическую сеть автомобиля.

При ремонте машины на СТС находящиеся в памяти автокомпьютера коды ошибок считываются сервером ремонтно-диагностической системы. После чего на основе считанных кодов принимается решение о целесообразности ремонта или настройки узлов и агрегатов.

Управляющий бортовой компьютер

Управляющий «бортовик» является главным блоком в системном электронном управлении. Самая распространенная конфигурация управляющего бортового компьютера – единая система с множеством разветвлений и цифровым специализированным функционалом. Реже встречаются варианты с несколькими независимыми цифровыми вычислительными блоками, с датчиками и исполнительной механикой.

Основная работа управляющего «бортовика» заключается в управлении:

  • форсунками;
  • зажиганием;
  • тормозной антиблокировкой;
  • автоматической коробкой передач;
  • скоростным режимом (круизный контроль);
  • климат-контролем.

Кроме того, управляющий бортовой компьютер контролирует рабочие показатели двигателя (охлаждение, число оборотов коленвала, давление масла), осуществляет корректировку напряжения в элекрической сети машины и зарядного тока для аккумулятора. Это устройство также аварийно сигнализирует о перегревании двигателя, перегрузках в электросети, превышении заданного скоростного режима, движении без фиксации ремней безопасности и т. п.

Управляющий «бортовик» устанавливается в автомобилях с бензиновыми моторами инжекторного типа, а также с дизельными агрегатами, кроме ДВС с карбюраторами.

Заключение

Бортовой автокомпьютер – это, прежде всего, полезная необходимость, которая повышает безопасность и дает возможность водителю своевременно выявлять возникшие неполадки и нештатные ситуации. Полезность данного устройства трудно переоценить, так как оно позволяет избежать множественной цепной поломки нескольких деталей и узлов, что сэкономит не только средства, но и время.

Что же касается сложности работы с автомобильными компьютерами, то здесь, конечно же, будет намного легче тем, кто знаком с работой обычного домашнего персонального компьютера. Другим водителям, не имеющим опыта работы с ПК, придется немного потрудиться и потратить некоторое время на изучение «матчасти».

Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин:

IT News

  • Новости науки
  • Новости игр
  • Новости IT
  • Другие новости
  • Физика
  • Погода и климат
  • Человеческое тело
  • Подводный мир
  • Все о транспорте

Last update Вс, 29 Янв 2017 11pm

Как работает бортовой авто компьютер

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Дата Категория: it

Компьютеры стали обычным явлением в каждом современном автомобиле. Бортовые компьютеры контролируют существенные аспекты функционирования автомобиля, включая торможение и рулевое управление.

Они также отвечают за подвеску, приборы и работу мотора. Водитель и пассажиры не могут управлять установленными в машине компьютерами; их программы хранятся в ПЗУ(постоянных запоминающих устройствах) и не могут быть изменены.

Сначала компьютеры устанавливались в автомобилях, чтобы снизить загрязнение воздуха, после того, как правительство [США] выпустило законы, устанавливающие нормы выбросов выхлопных газов в атмосферу. Сенсоры в выхлопной трубе анализируют выбросы и передают информацию в микропроцессор. Микропроцессор, в свою очередь, регулирует эффективность сжигания топлива для снижения уровня вредных выбросов.

Сенсоры, где бы они ни устанавливались, собирают информацию о состоянии колес, тормозов и подвесной системы, чтобы обеспечить безопасную мягкую езду. Компьютеры могут осуществлять десятки мельчайших исправлений в секунду, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям. Они предотвращают скольжение колес перед торможением. Компьютер регулирует уровень тормозной жидкости с тем, чтобы колеса продолжали вращаться. Компьютеры помогают смягчить тряску на неровной дороге, направляя давление на амортизаторы. Кроме того, компьютеры позволяют усовершенствовать автомобиль при помощи нововведений, таких как четырехколесное управление и бортовая навигация, которая осведомляет водителя о месте eft) нахождения и предлагает кратчайший путь в пункт назначения.

Контроль двигателя

Чтобы двигатель автомобиля заработал, в цилиндре смешиваются воздух и горючее, а затем смесь под давлением сжигается, выделяя энергию. Компьютер, используя данные о потоке воздуха, горючем, температуре в моторе и выхлопах, определяет наиболее эффективную смесь и количество горючего. Свечи зажигания тоже контролируются компьютером, который обеспечивает правильное таймирование. Компьютер делает постоянные поправки для каждой свечи и цилиндра, обеспечивая тем самым максимальную эффективность работы двигателя.

Контроль скольжения

Когда водитель нажимает на тормоз при скользкой дороге, неожиданное давление тормозов может вызвать стопорение одного или двух колес, то есть они перестают вращаться, хотя машина продолжает двигаться. Тяга прекращается, и водитель может потерять контроль управления. Сенсор вращения определяет, когда колеса должны застопориться. Компьютер при помощи насоса давит на тормоза со скоростью 10 раз в секунду, что ослабляет давление и позволяет колесам вращаться, тем самым предотвращая скольжение.

Амортизация ударов

Вес машины поддерживается колесами, пружинами и амортизаторами. Во время движения машину трясет, причем чем неровнее местность, тем сильнее толчки и удары. Сенсоры отмечают движения амортизаторов и регулируют давление с тем, чтобы обеспечить плавную езду. Когда груз в автомобиле не сбалансирован, к примеру, перегружен багажник, компьютер обеспечивает подачу воздуха в то место, куда это необходимо, чтобы поддержать уровень шасси.

Панель управления

Дисплеи компьютерных приборов придают автомобилю сходство с реактивным самолетом. Стрелочные приборы уступили место жидкокристаллическим дисплеям. Эти дисплеи проецируют данные прямо на лобовое стекло, освобождая водителя от необходимости отводить глаза от дороги.

Volvo 480 1.8 Turbo › Бортжурнал › Как работает бортовой компьютер на машине 1988 года выпуска? +О комплектациях

Первое что стоит усвоить — машина 1988 год выпуска (!). Чтобы понять, с чем имеем дело: в различных комплектациях были: Кондиционер, АКПП, электро-люк, подогрев сидений, кожаные сиденья с боковой поддержкой, бортовой компьютер, электронные часы с секундомером (вместо них бывают обычные аналоговые), «кнопочное-пневматическое» переключение режимов печки (на видео видно, только вместе с кондиционером ставилось).

В любой комплектации было: Гидроусилитель, центральный замок, обогрев зеркал (и заднего стекла, логично), электростеклоподъемники, электрорегулировка зеркал, открытие бензобака и багажника из салона, «провожающие» до дома фары, подсветка замочной скважины на двери (когда дергаешь ручку закрытой машины, включается зеленая подсветка, показывающая куда тыкать ключ).
Если включены передние дворники, то при включении задней передачи автоматически включается задний дворник. 2 режима работы обогрева зеркал и заднего стекла: простое нажатие — подогрев отключается через 12 минут автоматически. если 2 секунды держать кнопку — обогрев будет работать пока водитель не отключит его, либо пока не заглушит автомобиль.
Штатные датчики давления турбины, давления масла и напряжения бортовой сети. После этой машины 88 года новенькая Лада Гранта смотрится немного «устаревшей», не правда ли?

В данной машине присутствует (кроме стандартного оборудования): Обычный люк, ручной (он намного меньше электрического), кондиционер, бортовой компьютер, часы электронные с секундомером, «кнопочное» переключение режимов печки.

Борт компьютер, справа налево:
Температура за бортом, температура двигателя, температура масла, расстояние до пустого бака, средняя скорость, средний расход, текущий расход.
По центру показометр сколько бензина в баке осталось.
При заводе автомобиля идет диагностика всех систем, если все в порядке, то в окошке под остатком бензина пишет OK, если что-то не то, то показывается пункт меню, с которым проблема (например раздел температура масла — значит что-то с маслом не то), и сообщение (Check — проверить уровень масла вручную, впринципе можно ехать, Fill — долить, ехать нельзя). При заводе холодного двигателя вместо температур масла и двигателя написано «Cold», пока не появятся циферки ехать надо медленно и аккуратно (40+ градусов показывает, стандартная температура прогретого двигателя — около 85-95. Много еще чего умеет компьютер говорить. Если большая температура — HOT, если очень большая, и ехать дальше нельзя, то попеременно «HOT» и «STOP» и пункт меню, с которым проблема (масло/антифриз). В общем, бортовой компьютер отличный и интересный

Печка тоже полностью электронно-пневматическая, управляется забавно щелкающими (на видео выше) кнопками
ACMAX — максимальное охлаждение (обдув везде идет, включается рециркуляция и идет самый холодный воздух, кондиционер)
AC — кондиционер вкл/выкл
B/L — ноги/лицо
Vent — воздух на лицо
Floor — воздух на пол
Пиктограмка стекла — соответсвенно, обдву идет на стекло (+на боковые стекла из специальных щелей)
OFF — полностью отключить
REC — ручное включение рециркуляции (вкл/выкл).

Одновременно может быть нажата только одна кнопка (кроме REC и AC). На видео видно — я пощелкал их.

Бортовой компьютер – что это такое, для чего нужен, плюсы и минусы, особенности разных видов

Электроника плотно вошла в нашу жизнь, современные автомобили оснащены мини ПК, которые носят название бортовой компьютер. С его помощью можно не только рассчитать расстояние и скорость передвижения, но и узнать о проблемах в работе автомобиля. Главное, правильно его выбрать и установить.

Что такое бортовой компьютер?

«Мозг» автомобиля представляет собой электронное устройство небольшого размера, которое может регистрировать и контролировать все процессы, происходящие внутри. Бортовой компьютер – это важный прибор, имеющий дисплей, на котором отображается разная информация о текущем состоянии автомобиля. Информация этого устройства на СТО поможет мастеру быстрее, и точнее выявить причину проблемы, что сэкономит время и деньги. Некоторые видели такое устройство как бортовой компьютер на велосипед. Внешне он напоминает БК для авто, но имеет меньше функций.

Для чего нужен бортовой компьютер?

Устройство является важным элементом современных автомобилей. Для того чтобы подтвердить эту информацию, нужно понимать что показывает бортовой компьютер. К основным параметрам можно отнести:

  • расход топлива;
  • скорость передвижения;
  • температура жидкости охлаждения;
  • уровень давления масла;
  • температура внутри авто и на улице, другое.

Многие из параметров можно вычислить самостоятельно, но для тех, кто хочет оперативно отслеживать показатели как раз, и существуют подобные компьютеры. При появлении даже малейших сбоев бортовой компьютер оповестит водителя, что поможет легко и быстро ликвидировать проблему. В современных моделях есть данные, которые не являются критически необходимыми, но их использование поможет скорректировать стиль вождения и улучшить показатели экономичности топлива.

Плюсы и минусы бортовых компьютеров

Устройство имеет положительные и отрицательные стороны. К достоинствам бортового компьютера можно отнести получение некоторых возможностей:

  • проверку степени опасности поломки в автомобиле;
  • определение качества залитого топлива;
  • проверку количества топлива;
  • способность просчета маршрута;
  • информирование водителя о надобности использования ремня безопасности;
  • совместную работу с камерой заднего вида.

Бортовые компьютеры для автомобилей имеют и некоторые недоработки производителей, которые можно отнести к недостаткам. Среди часто встречающихся минусов можно выделить:

  • недостаточную освещенность дисплея;
  • плохой шрифт текста;
  • порой некорректную работу прибора;
  • сложность настройки.

Виды бортовых компьютеров

Благодаря популярности в настоящее время на рынке можно найти бортовые компьютеры для следующих видов авто:

  • карбюраторных;
  • дизельных;
  • инжекторных.

Первый вариант самый простой, а вот последний имеет наибольшее количество функций. Кроме этого, бортовой компьютер-навигатор и другие виды разделяют на такие категории:

  1. Универсальные. Подходят для любых авто. Их устанавливают на переднее стекло или на кронштейне заднего.
  2. Типовые. Их изготавливают под определенный вид автомобиля.

Маршрутный бортовой компьютер

Подобные устройства наделены меньшей функциональностью, если сравнивать с современными бортовыми системами. После установки происходит синхронизация со штатным сервисным прибором. Изначально маршрутный компьютер использовался, чтобы получить параметры авто во время движения, а уже более современные версии имеют систему спутниковой навигации GPS. Устройство имеет простой графический дисплей, на котором кроме маршрута и карт местности выводятся некоторые параметры:

  • скорость перемещения;
  • мгновенный и средний расход топлива;
  • расход в разных режимах движения;
  • время в пути и пройденный километраж;
  • текущая дата, время и температура.

Сервисный бортовой компьютер

Как полностью самостоятельная система диагностический вариант – редкость. Представляет он собой устройство, используемое для диагностики и определения проблем в функционировании узлов и механизмов. Во время эксплуатации авто все данные занесенные на сервер прибора и читаются диагностической системой, которая уже определяет необходимость ремонта. Показания бортового компьютера этого вида позволяют получать информацию об:

  • функционировании двигателя;
  • состоянии тормозной системы;
  • уровне масла в разных узлах;
  • состоянии электросистемы.

Управляющий бортовой компьютер

Прибор соединяет в себе возможности компьютера и навигатора. Его оснащают датчиками и механизмами, выполняющими разные функции, например:

  • управление зажиганием;
  • контроль траты топлива;
  • слежение за функционированием коробки передач;
  • управление двухсторонней связью;
  • расчет давления масла;
  • отслеживание напряжения сети;
  • управление круиз- и климат-контролем;
  • голосовое сообщение о корректировке движения;
  • чтение и сброс ошибок ЭБУ.

Бортовое устройство может иметь еще более расширенный функционал, все зависит от модели. Все варианты оснащены ЖК-дисплеем с сенсорным или обычным экраном. Часто качественные приборы практически не отличаются от ПК, потому что имеют накопитель и микросхемы для флэшки.

Универсальный бортовой компьютер

Это устройство соединяет в себе все предыдущие варианты. Универсальный автомобильный бортовой компьютер наделен функциями:

  • маршрутными;
  • диагностическими;
  • управляющими и другими.

Проблемой является то, что при поломке подобного бортового компьютера, могут пострадать другие электронные механизмы, взаимодействующие с ним. Ценовой диапазон этих приборов зависит от количества функций. В большинстве случаев универсальные устройства устанавливают на автомобилях люкс-класса. Представленный на рынке ассортимент позволяет подобрать такой компьютер для авто любого вида и года выпуска.

Как выбрать бортовой компьютер?

Для того чтобы устройство работало корректно, важно подобрать подходящий под модель автомобиля вариант, потому что каждый имеет свои параметры. Вычислительное устройство выбирается следующим образом:

  1. Нужно найти под капотом автомобиля название блока управления.
  2. Определить тип двигателя и какие параметры нужны от компьютера.
  3. Понять какой тип установки подходит: специальный под определенный вид авто или универсальный для крепления на панель или стекло.
  4. Рабочая температура прибора должна быть в пределах региона, где будет находиться авто.

Функции бортового компьютера

Для приобретения подходящего устройства, важно знать модель блока управления, благодаря этой информации подобрать подходящий прибор не составит труда. Самый простой бортовой компьютер на машину должен быть оснащен следующими функциями:

  • измерение расхода топлива на 100 км;
  • показ температуры двигателя;
  • измерение пройденного расстояния;
  • показ количества оборотов двигателя за минуту.

Помимо этого могут присутствовать и следующие функции:

  • контроль уровня масла;
  • уровень заряда аккумулятора;
  • расчет скорости и времени движения;
  • просмотр видео и прослушивание музыки.

Рейтинг бортовых компьютеров

На рынке есть много разных производителей этой техники. Современный рейтинг выглядит так:

  1. Multitronics MPC-800. Бортовик без дисплея. Крепление универсальное, информация показывается на экране синхронизированного смартфона или планшета.
  2. Штат X1-G. Многофункциональный минимализм. Рассчитан на модели ВАЗ. В наличии только самые важные функции. Устанавливается вмето заглушки на панели.
  3. Multitronics RIF-500. Многофункциональный бортовой компьютер, подходящий для многих современных авто. Можно установить в гнездо 1DIN магнитолы.
  4. Орион БК-135. Современный дизайн, устройство наделено графическим экраном. Благодаря небольшой толщине, есть много мест где его можно разместить. Считается диагностическим сканером.
  5. Multitronics CL-590. Благодаря уникальному дизайну монтируются в дефлекторы автомобиля. Имеет ЖК дисплей и легкость настройки. Подходит для многих авто.
  6. Multitronics VG1031UPL. Золотая середина в соотношении цены и качества. Экран небольшого размера, информация – основная.
  7. Престиж V55-CAN PLUS. Имеет широкий спектр возможностей при небольших размерах. Бортовой ПК, в котором совмещается малогабаритный корпус с информативным экраном.

Как пользоваться бортовым компьютером?

Для того чтобы использовать функции этого устройства, нужно знать как:

  1. Подключить диагностический компьютер.
  2. Настроить прибор.
  3. Использовать по назначению БК.

Как подключить бортовой компьютер?

Прибор предназначенный для считывания информации и передачи ее на дисплей монтируется просто. Установка бортового компьютера включает этапы:

  1. При отсутствии заводского компьютера нужно найти, где располагается диагностическая колодка.
  2. Подключают в него напрямую устройство или делают это через переходник.
  3. Помимо этого можно сделать простое соединение. Для этого находят пару контактов для питания и линию, отвечающую за диагностику.

Как настроить бортовой компьютер?

После подключения важно разобраться, как правильно ввести нужные параметры. Большая часть маршрутных компьютеров работает в двух режимах:

  • пользователь;
  • установка.

Настройка бортового компьютера осуществляется с помощью второго режима. Происходит это следующим образом:

  1. Выясняют тип используемого блока управления. Исходя из этого, выбирают ручной или автоматический вариант.
  2. Нужно понять, как включить бортовой компьютер. Для этого следует нажать на самую большую кнопку на панели.
  3. После этого в настройку вносят режим для определения количества горючего и его расхода.
  4. При осуществлении перехода в режим пользователя, нужно определиться, какие данные должны выводиться на дисплей.
  5. Важно установить правильную температуру для активации вентилятора системы охлаждения двигателя.
  6. Следует настроить яркость, дату и время на БК.

Как убрать ошибки с бортового компьютера?

Проблемы в работе устройства могут появиться по разным причинам. Перед тем, как искать способ их устранения, нужно разобраться, почему они появились. Без необходимости «мозги» автомобиля не рекомендуется обновлять. Управление бортовым компьютером обнуляется так:

  • двигатель прогревают до рабочей температуры;
  • от аккумулятора отсоединяется плюсовая клемма;
  • ждут 15 мин.;
  • возвращают клемму на место;
  • ключ размещают в замке зажигания;
  • проводят его поворот до включения всех указателей на приборной доске;
  • оставляют на 2 мин.;
  • возвращают в исходное положение;
  • запускают двигатель и оставляют его работать на холостых оборотах;
  • при надобности все действия повторяют еще несколько раз.

Бортовой автомобильный компьютер — лучший помощник по контролю важных параметров

Бортовой автомобильный компьютер или «мозги» автомобиля — это важнейший элемент управления и мониторинга работоспособности всех основных узлов транспортного средства. БК ставится сегодня на все современные авто. Подробнее о принципе работы и разновидностях вы сможете узнать из этого материала.

Описание бортового компьютера

Что такое бортовой компьютер в автомобиле и какие задачи он выполняет? Для начала давайте разберемся в некоторых теоретических моментах. БК представляет собой электронный узел, позволяющий реагировать и управлять различными процессами в работе разных систем авто. То есть благодаря БК водитель всегда сможет получать данные о работе тех или иных компонентов. Что такое бортовой компьютер, мы разобрались, теперь расскажем о его назначении.

Что показывает бортовой компьютер:

  • устройство демонстрирует расход бензина при разных режимах движения;
  • позволяет управлять форсунками, а также системой зажигания транспортного средства;
  • производит контроль работы трансмиссии;
  • может управлять различными дополнительными системами двухсторонней связью, к примеру, камерой заднего вида, датчиком парковки и т.д.;
  • позволяет определить уровень давления моторной жидкости, температуры антифриза;
  • регулирует уровень напряжения в электроцепи авто, контролирует заряд аккумулятора;
  • если транспортное средство оборудовано системой климат-контроля, то БК управляет и ей;
  • одна из основных опций — бортовой компьютер для авто позволяет при необходимости считывать коды ошибок и показать их на дисплей, чтобы водитель мог их расшифровать и узнать, где искать поломку.

БК с дисплеем в центральной консоли

Принцип работы

Принцип функционирования автомобильного БК для карбюраторных двигателей или инжекторных вариантов не особо сложный. Устройство подключается к цепи контроллеров и регуляторов, производит считывание необходимых данных, после чего обрабатывает полученную информацию. Для обработки используется специальное программное обеспечение. К примеру, если БК по схеме получает данные о расходе горючего, то ПО позволит рассчитать возможный пробег на оставшемся объеме бензина.

Все данные выводятся на экран, установленный в салоне транспортного средства. Сам дисплей может быть цифровым, монохромным, цветным либо четырех- или трехразрядным. Как показывает практика, монохромного экрана диагональю 2 дюйма вполне достаточно для того, чтобы показать водителю более десяти параметров. Более современные варианты БК сегодня оснащаются жидкокристаллическим экраном большой точности.

Схема для изготовления БК на микроконтроллере

На сегодняшний день различаются несколько видов БК:

  1. Универсальный вариант, такое устройство сочетает в себе различные опции дает автовладельцу возможность не только управлять машиной, но и серфить интернет. Основным предназначение такого устройства является повышение комфорта для автовладельца во время езды. Обычно универсальный бортовой компьютер имеет экран диагональю 6-14 дюймов, к более новым моделям можно подключать клавиатуру. Следует отметить, что по своей конструкции такие БК очень похожи на обычные компьютерные ПК, но одной из особенностей устройств является низкая степень игтеграции с электросистемой авто.
  2. Маршрутный. Маршрутный бортовой компьютер позволяет определить параметры езды автомобиля, при этом его не обязательно подключать по GPS к спутнику. Тем не менее, более новые модели в любом случае оснащаются GPS-приемниками. С помощью такого устройства водитель сможет определить среднюю скорость машины, расход горючего, оставшееся расстояние до того или иного пункта, пройденный километраж и т.д. Кроме того, в зависимости от модели, которую вы установите в свой автомобиль, устройство может иметь функцию рассчета расхода горючего при экстренном торможении либо быстром ускорении. Обычно БК этого вида устанавливаются в контрольный щиток.
  3. Управляющий и сервисный БК. Предназначение таких компьютеров заключается в определении поломок основных агрегатов транспортного средства и предупреждении об этом автовладельца. Как правило, такой БК – это составляющая часть системы управления машиной, но в зависимости от модели, это может быть и самостоятельный девайс в обширным функционалом. При проверке автомобиля все комбинации ошибок хранятся в памяти устройства и будут там находиться до того момента, пока ошибка не будет исправлена, а память – обнулена (автор видео — канал AvtoGSM).

Настройка БК

Сделать бортовой компьютер своими руками – задача трудно осуществимая в домашних условиях. Для изготовления устройства вам потребуется множество различных элементов, в том числе дисплей, микросхема, кнопки и т.д. Сделать компьютер своими силами без опыта сборки подобных устройств – невозможно, поэтому если вы хотите, чтобы девайс работал правильно, то лучше заказать эту процедуру или купить новый БК.

Если вы решите поставить на свое авто бортовой компьютер для карбюраторных или инжекторных двигателей, то вам необходимо знать, как правильно настраивается девайс:

  1. При необходимости всегда можно активировать опцию автоматической настройки – тогда девайс сам примет необходимую конфигурацию.
  2. Если такой вариант вам не подходит, то зайдите в меню настройки – найдите нужный блок и выберите его. Следует отметить, что в данном случае БК должен быть настроен в качестве основного девайса. Одну из важных ролей в настройке определяет выбор режиме, благодаря которому будет осуществляться фиксация затрат горючего.
  3. Выставляя этот параметр, у вас есть несколько вариантов. Один из них – это линейная зависимость, в этом случае параметр будет всегда зависеть от блока управления. Если вы решите произвести настройку вручную, то для начала вам нужно будет сделать таблицу по расходу горючего. Учитывая эту информацию, БК будет осуществлять расчеты и выводить соответствующие параметры на экран.
  4. Помимо этого, понадобится определить параметры, которые начнет демонстрировать экран, в зависимости от модели их количество может быть разным. Отдельно следует выделить параметр, отвечающий за температуру активации вентилятора охлаждения мотора.

Цена вопроса

Минимальная стоимость БК от компании Мультитроникс составит в районе 130 рублей. Более дорогие варианты могут стоит 7500 рублей.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как сделать БК своими руками»

Подробная инструкция по изготовлению схемы представлена на видео (автор — канал libral1973).

Виды бортовых компьютеров

Дата публикации: 20 января 2016 .
Категория: Автотехника.

Раньше автолюбителям приходилось держать в голове кучу данных, касающихся автотранспортного средства. Сегодня показатели скорости, расхода и количества оставшегося топлива, смены масла и прочую информацию можно получить, взглянув на бортовой компьютер (также его называют бортовиком или маршрутным компьютером), которым комплектуются практически все современные автомобили. Это устройство значительно облегчает жизнь шоферов. При этом бортовик может выполнять до нескольких десятков функций и сотни самых разнообразных задач.

Штатные индикаторы, по сравнению с бортовыми компьютерами не отличаются точностью данных, кроме этого, они не указывают где именно произошла поломка, поэтому автолюбителям практически приходится играть в «угадайку» после того как загорелась красная лампочка. БК же позволяет корректировать информацию в зависимости от любых изменений. Например, после установки колес другого радиуса вы можете указать новые параметры в системе, которая автоматически выполнит перерасчет. Стоит отметить, что устанавливаются такие устройства практически на любой автомобиль, например, вы можете без труда найти бортовой компьютер на «Калину», «Приору» и другие модели отечественного автопрома. Для того чтобы приобрести нужную модель БК необходимо в первую очередь определиться с типом системы.

Виды бортовых компьютеров

Есть два типа бортовиков:

  • для автомобилей карбюраторного типа;
  • для машин дизельного типа;
  • для авто инжекторного типа.

Первая категория не отличается широким модельным рядом. Кроме этого, БК такого типа обладают минимальным функционалом, что делает такую покупку необоснованной. Если же речь идет об инжекторном типе, то для таких автомобилей существует самый большой выбор БК.

Кроме этого, бортовики можно условно разделить еще на несколько категорий:

  • Универсальные мультисистемы. Такие бортовики подходят для любых машин. Например, бортовой компьютер на ВАЗ 2110 относится именно к таким «универсалам». В этом случае прибор устанавливается на переднее стекло или на кронштейн на заднее.
  • Типовые (модельные). Электронно-бортовые устройства (ЭБУ), произведенные для конкретного вида авто.

В случае если вы решите продать автомобиль с модельным БК, переустановить полезный гаджет на новую машину вы не сможете, а вот универсал можно смело «переселять», для этого понадобится только обновить программное обеспечение.

Какой БК выбрать

Ответить на этот вопрос однозначно сложно, так как выбор БК зависит от того какие задачи вы хотите чтобы он выполнял. Стоимость устройства варьируется исходя из количества функций прибора. Например, выбирая бортовой компьютер на «Приору», следует уточнить:

  • сумму, которую вы готовы потратить;
  • куда вы планируете установить бортовик;
  • характеристики монитора устройства: функциональность, цветность и прочее;
  • возможность смены программного обеспечения.

Самые простые модели БК умеют определять расход топлива на 100 км, показывают температуру двигателя, пройденное расстояние и количество оборотов в минуту. Более дорогие компьютеры объединяются с приборной панелью автомобиля, что позволяет водителю «мониторить» все части авто, снизить расход топлива до 0,5 литров, подключить к системе парктроник и многое другое. Кроме этого, современные БК выполняют функцию сушки свечей.

Важно! Перед покупкой бортового компьютера загляните под капот машины и найдите блок управления. В зависимости от его производителя необходимо подбирать и БК.

Также стоит учитывать рабочую температуру прибора, так как автотранспортное средство будет находиться на улице как при низких температурах зимой, так и в жаркую погоду летом.

Основной критерий выбора БК – это стоимость устройства и его производитель.

Самые популярные модели БК

Как правило, дорогие иномарки комплектуются БК уже на заводе, но производители полезной электроники не забывают и о владельцах машин остальных классов. Поэтому сегодня автолюбители могут приобрести для отечественных или импортных авто следующие модели бортовых компьютеров, пользующихся наибольшей популярностью:

БК Multitronics

Бортовой компьютер «Мультитроникс», инструкция к которому позволяет установить прибор самостоятельно, представляет собой высокотехнологичное устройство, признанное лучшим среди автомобилистов. Самые «ходовые» модели – это:

  • Multitronics МС730. БК универсального типа оснащен цветным дисплеем и контролирует около 30 параметров. ПО обновляется автоматически. Стоимость устройства составляет порядка 5 500 рублей.
  • Multitronics CL550. Прибор стоимостью 4 800 рублей позволяет подключить к нему 2 парковочных радара.

БК Орион

Бортовики Орион позволяют выявить скрытые угрозы и вовремя отремонтировать автомобиль. По сравнению с предыдущим вариантом этот БК отличается простотой, что, тем не менее не сказывается его работе и функционале. Среди широкого модельного ряда Орион стоит выделить следующие бортовики:

  • Орион БК 06. Прибор для инжекторных автомобилей обязательно требует наличие электронного блока управления. Оснащен термометром. Стоимость устройства составляет 630 рублей.
  • Орион БК 08. Также оснащен датчиком температуры, стоит немного больше – 780 рублей.
  • Орион БК 21. Универсальный бортовик, стоимостью 2 600 рублей, подходит как для дизельных, так и для карбюраторных моделей с W-выходом.

Все перечисленные модели устанавливаются на торпедо автомобиля.

БК Гамма

Бортовой компьютер Гамма популярен у владельцев автомобилей ВАЗ. Среди всех моделей стоит выделить:

  • Гамма GF115T. БК оборудован двухстрочным дисплеем с подсветкой и 4 кнопками управления. Стоимость прибора составляет 3 000 рублей.
  • Гамма GF511. БК, разработанный специально для автомобилей LADA 2110, который оснащен дисплеем разрешением 128х64 точки на дюйм. Стоимость 5 500 рублей.

В заключении

Как видите, стоимость БК может сильно варьироваться, поэтому при выборе гаджета в первую очередь определитесь, какие функции он должен выполнять, и вы обязательно найдете модель самого подходящего портативного помощника.

Читать еще:  Как улучшить работу дизельного мотора
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector