1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как бороться с заносом автомобиля снегом

MaxBes › Блог › Борьба с заносом

Постигаем теорию перед праздничным гололедом

Скользко — это не только гололед, причины появления которого известны всем (и который, вполне возможно, ожидает нас в ближайшее время). Поскользнуться автомобиль может и на свежем снегу, и на излюбленной нашими властями снежной каше вперемешку с реагентами, и на тонком слое жидкой грязи, покрывающей асфальт в межсезонье. В общем, одна из главных проблем для водителя — неуправляемый занос — может возникнуть совершенно неожиданно.

Скользкое покрытие — лишь фон для развития неожиданного заноса. Как правило, причиной его становится сам водитель, самонадеянно не снизивший скорость перед входом в поворот, склонный к опасным и агрессивным перестроениям либо любящий резкие торможения (особенно в повороте) или не менее резкие старты. Конечно, выбросить машину из полосы может и подвернувшаяся под колеса обледенелая колея, что изредка встречается даже на основных магистралях, но и в этом случае главный союзник водителя — осторожность и трезвая оценка ситуации.

Самая естественная реакция водителя на занос — сброс газа — действительно может оказать благотворное действие, но только на ранних стадиях развития заноса

Еще одна часто встречающаяся причина зимней потери управляемости — это неправильный выбор резины. Как говорят специалисты, использование изношенных покрышек со стершимся протектором, не той размерности или просто не соответствующих сезону, может серьезно повысить риск неожиданно попасть в занос. И уж в этом случае обвинить кого-то постороннего в собственных неприятностях точно не получится. Зима в целом — достаточно стрессовое время для водителя, поэтому появление на дорогах снега и льда следует воспринимать как намек на необходимость быть особенно внимательным.

Но что делать, если нештатная ситуация все же возникла, автомобиль несет куда-то по его собственной воле, а отбойник или кювет неотвратимо приближаются? Универсальный совет для автомобиля с любым типом привода состоит в оперативном повороте руля в сторону заноса и минимальных манипуляциях с педалями. Основное, чего специалисты не рекомендуют делать во время развития заноса — это резко тормозить: манипуляции с педалями могут лишь усугубить ситуацию и увеличить вероятность разворота автомобиля поперек дороги. Впрочем, если речь идет о переднеприводном автомобиле, то манипуляции с педалью газа могут и помочь.

«Это очень сложно, противоестественно для человека — когда машина несется боком, человеку страшно и очень хочется затормозить. Но тормозить в такой ситуации нельзя, потому что это приведет к развороту. Наоборот, надо заставить себя нажать газ, что ускорит стабилизацию автомобиля. Иногда даже можно не выворачивать руль, достаточно просто как следует «поддать газу», чтобы спровоцировать пробуксовку ведущих колес, и автомобиль выпрямится. Заставить себя сложно, и этот маневр без практики с первого раза выполнить не получится. Лучше заранее где-то в безопасном месте потренироваться.»

Специфика переднеприводного автомобиля — расположение ведущих колес, благодаря которому такой автомобиль способен вытягивать из заноса сам себя, словно Мюнгхаузен из болота. Но водителю, попавшему в подобную ситуацию, придется сделать над собой значительное усилие, так как от него потребуется проявить не только характер, чтобы не утопить педаль тормоза, но и скорость реакции, чтобы исключить риск циклического заноса. За несколько мгновений до стабилизации автомобиля придется оперативно повернуть руль в такое положение, при котором управляемые колеса встанут прямо — в этом случае повторного заноса в обратную сторону можно избежать.

Переднеприводный автомобиль можно в некоторых случаях вытащить из заноса и просто, резко добавив газу и не доворачивая руль

Специалисты говорят, что новичку, не бывавшему в таких передрягах, с первого раза среагировать правильно бывает очень сложно. Идеальный вариант — предварительные тренировки в безопасных местах до того уровня, чтобы нужные навыки превратились в рефлексы. Обучение подобным маневрам сродни изучению боевых искусств: и там, и там верные движения доводятся до автоматизма, когда их запоминает уже не мозг, а непосредственно мышечная система и вестибулярный аппарат.
Задний привод

Все вышесказанное в известной степени справедливо и для полноприводного автомобиля, большинство из которых, к слову, сейчас в тепличных условиях имеют привод на переднюю ось. А вот у заднеприводных машин, которых на наших дорогах тоже немало, есть своя специфика — ведь их колеса не «тянут» автомобиль за собой, а «толкают» его. Соответственно, в этом случае неаккуратная работа с газом может спровоцировать занос буквально на ровном месте — при чересчур активном старте со светофора, например.

Задняя ось заднеприводного автомобиля может начать обгонять переднюю и при чересчур резком старте на скользком покрытии

Соответственно, если общие и универсальные правила борьбы с заносом для заднеприводного автомобиля будут аналогичными — руль в сторону заноса и никаких торможений — то манипуляции с педалью газа только усилят стремление машины развернуться поперек дороги.

«На заднем приводе бороться с заносом сложнее всего, так как в этом случае противодействовать можно только рулем — общеизвестный поворот руля в сторону заноса и ожидание момента, пока не прекратится скольжение. При этом очень важно в нужный момент быстро и вовремя поставить управляемые колеса прямо. Если этого не сделать, на высокой скорости один занос может перейти в другой, и мы получим так называемый «ритмический» занос с увеличивающейся амплитудой. Погасить его гораздо сложнее.»

Заноса проще избежать, чем с ним бороться. Поэтому универсальные рекомендации специалистов состоят в разумном выборе резины и скорости

Интересно, что в состоянии заноса на скользком покрытии автомобиль воспримет, как команду «вильнуть хвостом» любое торможение — будь то педалью или двигателем. Резкий сброс газа в повороте, когда двигатель работает на высоких оборотах, будет понят автомобилем точно так же, как и удар по педали тормоза. Поэтому еще один универсальный совет по управлению автомобилем на скользком покрытии — максимально плавные действия. Стоит избегать любых резких движений. Конечно, может быть, что к собственной безопасности водитель относится спустя рукава, но в этом случае ему все же стоит подумать о тех, кто движется по дороге рядом с ним.

Как бороться с заносом автомобиля снегом

В борьбе с зимними последствиями различные компании и производители предлагают широкий выбор реагентов против льда и снега. Важно сделать правильный выбор, чтобы материал был не только эффективным, но и безопасным.

Снежные заносы

Основная мера по борьбе со снежными заносами — это расчистка территории. Как правило, снежные заносы появляются, когда снег переносится порывами сильного ветра. Дополнительным отрицательным качеством снежного заноса является сильный мороз. Метель и порывистый ветер способны парализовать работу транспортных средств, осуществляющих перевозку людей. Сильные заносы могут полностью отрезать населенные пункты от снабжения коммуникаций, поэтому очистка дорог от снега проходит в кратчайшие сроки.

Читайте также:

Процесс не должен мешать непрерывному и безопасному движению потока машин. Для решения этой задачи осуществляют патрульную чистку, удаление валов и заносов. Патрульная очистка начинается с началом снегопада и осуществляется по участкам в течение всего времени. Для удаления снега снегоуборочные машины должны двигаться со скоростью не менее 30 км/ч, чтобы не образовывались завалы.

В зависимости от погодных условий и ширины дороги применяются разные способы очистки. Возможно как единичное использование снегоочистителя, так и отрядом. Если снегопад интенсивный и быстро образует заносы на дорогах, интенсивное движение транспорта может привести к закатыванию осадков. В таких случаях работает отряд снегоочистителей, удаляя снег с дороги и препятствуя снеговетровому потоку. Реагенты распределяются после окончания снегопада.

Требования к реагентам

Каждый реагент, предлагаемый для борьбы со снегом, имеет свои плюсы и минусы. Однако любой из них обязательно должен иметь сертификат безопасности и соответствовать определенным нормам. Взвешивая все «за» и «против», нужно руководствоваться следующими советами:

  • В составе антигололедных реагентов не должно быть компонентов, разрушающих окружающую среду.
  • Для производства реагентов должны использоваться только безопасные технологии.
  • Все реагенты должны иметь низкие показатели коррозийной активности для конструкций из бетона и металла.
  • После применения реагентов дорожное покрытие не должно стать более скользким.
  • Вещество должно быстро реагировать и расплавлять снег и лед, не повреждая дорожное покрытие.

Не стоит забывать о точном соблюдении гигиенических норм и технических условий. Важно точно соблюдать дозировку и следить за концентрацией материала в почвенной и водной среде. При их использовании нужно учитывать токсичность и соблюдать применять по назначению в тех местах, для которых они созданы.
Лабораторные исследование показали, что неправильное применение способно нанести вред здоровью человека и окружающей среде. Поэтому необходимо минимализировать воздействие вредных элементов, точно соблюдая технические нормы. Зачастую вред наносит именно отклонение от инструкции при использовании реагентов.

Как поезда справляются с метелями, обледенением и снежными заносами

Снежные заносы представляют опасность для людей и техники. Они приносят неудобства во многие сферы жизни. Достаточно остро это ощущают работники железнодорожного сообщения. В России ж/д пути проходят через несколько сменяющихся климатических зон. Поэтому наши поезда сталкиваются с разными видами заносов. Они делятся на 3 группы:

  1. Снегопад – интенсивное выпадение снега без ветра.
  2. Мокрый снег – снегопад при плюсовой температуре воздуха.
  3. Метель – падающий или уже выпавший снег с сильным ветром. В первом случае такое явление природы называется верховым, во втором – низовым или поземкой.

В особо сложных условиях снегопад может сочетаться с метелью. Возникает ощущение, будто снег летит сразу со всех сторон. Такое явление называется двойной метелью.

В каждой из групп выделяются подвиды природных явлений – умеренное, значительное и сильное. Они, в свою очередь, соответствуют трем классам опасности:

  • опасное;
  • очень опасное;
  • сверхопасное.

Выпавший на пути снег затрудняет движение поезда – скорость состава неизменно снижается. А если образовался занос высотой, превышающей головку рельса более чем 0,2 м, ситуация характеризуется как аварийная.

Еще один опасный момент – спрессованный снег. Если он попадет между подошвой рельса и подкладкой, целостность рельсовой нити будет нарушена, что чревато сходом поезда с пути.

Как борются с заносами на путях

Обычно метеорологи заранее предупреждают транспортные предприятия о надвигающейся опасности. Получив сообщение, сотрудники железной дороги принимают экстренные меры по подготовке снегоочистительной техники и переводу станции или узла в режим работы в особых условиях.

От ожидаемого типа снежного заноса зависит последующая реакция ж/д работников. Например, снегопад, мокрый снег и метель умеренной интенсивности требуют особой бдительности в ночное время. Все остальные угрожают безопасности движения и днем.

Для борьбы со снежными заносами на железнодорожных путях могут быть приняты следующие меры:

  • выделены дополнительные рабочие силы для расчистки рельсов;
  • задействованы стационарные очистительные механизмы;
  • привлечена снегоуборочная техника;
  • запущены специальные снегоуборочные поезда.
Читать еще:  Как проверить штрафы по номеру автомобиля

Чем крупнее станция, тем больше ресурсов выделяется на преодоление заносов на ней.

Техника для расчистки путей

Обычно железные дороги защищаются от снежных заносов естественными преградами, такими являются лесонасаждения с различным количеством полос. Если это не спасает, сугробы расчищают специальной техникой и вручную. Так, например, работники Западно-Сибирской железной дороги минимум раз в два года видят сугробы выше 0,25 м, когда вручную справиться трудно.

Тогда на помощь приходит снегоуборочная техника:

  • снегоочистители, работающие в основном на станциях и узлах;
  • специальные машины для уборки спрессованного снега;
  • пневмообдувочные машины для стрелочных переводов;
  • путевые струги, расчищающие ж/д полотно.

Особого внимания заслуживают так называемые снегопоезда. Это несколько вагонов, движимые локомотивом, предназначенные для уборки снега. Они оснащаются щетками, ножами, колющими лед механизмами. Летом снегопоезда отправляются на уборку мусора с путей.

Кто отвечает за расчистку путей

Все структурные подразделения транспортных компаний получают инструкции по подготовке к работе в условиях, сопровождаемых снегопадами и метелями. Разрабатываются такие документы компетентными органами, специалисты которых тщательно исследовали местные погодные условия (например, региональным филиалом «РЖД»).

Для своевременного оповещения о надвигающихся природных катаклизмах в Министерстве путей сообщения работает Департамент пути и сооружений. У него есть геофизическая станция, на которой трудятся метеорологи.

Получаемая ею информация распространяется через заместителей начальников железной дороги в каждой точке. Они же должны будут впоследствии отчитаться перед Департаментом о проделанной работе.

Как избежать заноса зимой?

Конечно, лучше изначально не попадать в аварийную ситуацию, но если занос уже вас настиг, главное не паниковать, а предпринять ряд активных действий.

Зимой для водителей существует большой риск попасть в снежный занос. Для этого достаточно допустить всего лишь одно неосторожное действие, — и как результат ДТП. В этом плане более подвержены опасности машины с задним приводом, хотя такая ситуация может возникнуть и с передним приводом. Конечно, лучше изначально не попадать в аварийную ситуацию, но если занос уже вас настиг, главное не паниковать, а предпринять ряд активных действий. Особенно следующие советы актуальны во времена суровых холодов, которые уже целиком и полностью сковали наш город.

Если вы не загоняете своего «железного коня» на стоянку, а оставляете его под открытым небом, то выбирайте наиболее ровное место с простором для выезда. В противном случае утром можно попасть в снежную ловушку и выезжая с неровности, даже шипованные колеса могут закопаться в снег. Решением такой ситуации послужит лопата для расчистки снега и небольшой пакет песка. Также учитывайте, что снегоочистительная техника часто сгребает снег на обочину, на которой образуются высокие сугробы, а как раз за ними располагаются автомобили. Здесь тоже без лопаты не обойдешься.

Еще необходимо знать о двух полезных «штучках», которые становятся волшебной палочкой водителей в заснеженных и горных районах — это цепи противоскольжения и противобуксовочные ленты. Последняя является отрезком эластичной ленты со сложным профилем — крупные острые шипы с внешней стороны и мелкие зацепы для протектора колес с внутренней. Когда автомобиль буксует необходимо подложить ленты под ведущие колеса машины в направлении желаемого направления движения. После чего следует начать плавно двигаться и тогда колеса затащат ленты под себя. Когда лента крепко сцепится с поверхностью под весом машины, можно спокойно выехать из проблемной зоны.

Цепи противоскольжения представляют собой дорожку, которая надевается на поддомкраченное колесо или раскладывается на земле, затем автомобиль наезжает на лежащую дорожку и цепи фиксируются. Цепи следует надевать перед движением на сложном участке. Как правило, их эксплуатируют при скорости не выше 50 км/ч, хотя все индивидуально и зависит от фирмы и качества самой цепи.

Что делать, чтобы не попасть в занос?

  1. Старайтесь двигаться с максимальной плавностью. Слишком высокая скорость и резкое торможение могут быть причиной заноса. Одна из наиболее распространенных ошибок, которую допускают новички — это торможение на поворотах. Лучше всего тормозить при помощи двигателя. В поворот следует входить с включенным сцеплением, с заранее пониженной передачей, но при самом заносе никогда не нажимайте на педаль тормоза.
  2. На снежной дороге всегда следует ожидать ошибок других водителей или экстренного торможения, поэтому всегда держитесь на дистанции до впереди двигающегося транспорта. Также выбирайте позицию в потоке, в которой поблизости слева и справа от вас нет соседних автомобилей. В случае опасности это позволит вам быстро перестроиться в соседнюю полосу или же наоборот даст дополнительное пространство для маневра при потере управления.
  3. Водители со стажем в курсе того, что в метель довольно часто левая полоса больше очищена от снега, в отличие от правой. Но при этом не забывайте, что при движении по левой полосе у вас намного больше шансов вылететь на «встречку».
  4. Со светофора старайтесь двигаться плавно с минимальными оборотами двигателя, не спеша отпускайте педаль сцепления, в противном случае может возникнуть пробуксовка колес. При очень скользком покрытии можно трогаться на второй передаче. Водителями заднеприводных машин можно немного поджать при начале движения стояночный тормоз, чтобы исключить возможность пробуксовки.

Что делать, если вас уже занесло?

При переднем приводе руль вращается в направлении заноса и немного добавляется газ. Здесь важно работать рулем, передачи не менять и совсем не использовать тормоз. Причем руль крутится плавно без резких рывков и движений. Ручник дергать категорически воспрещается, так как это лишь усилит занос, машина развернется, и вы можете столкнуться с другими участниками движения.

При заднем приводе следует крутить руль в направлении заноса, на газ не давить, в зависимости от скорости движения, либо совсем отпустить, если скорость маленькая. Передачу, также как и при переднем приводе не меняем, сцепление, ручник и тормоз не трогать.

При полном приводе выйти из заноса сложнее всего и, наверное, самым оптимальным выходом в этой ситуации будет — это подождать, пока автомобиль остановится сам. Единственное, что вы можете сделать, так это немного плавными движениями повернуть руль в сторону заноса, а также держать педали газа в том же положении, что и перед заносом.

Если все сделать правильно, машина займет первоначальную траекторию. Когда вы почувствуете, что авто выходит из заноса, поверните руль в позицию для движения прямо, иначе автомобиль может занести в другую сторону.

Попасть в занос на снежной трассе никому не пожелаешь, однако от этого никто не застрахован.

Никто не застрахован от попадания в занос на снежной трассе. Однако водитель, который не превышает скорость и соблюдает правила движения на скользкой трассе, заметно меньше подвержен этому риску. Будьте осторожны и внимательны на зимних дорогах!

Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

Читать еще:  Mercedes представил концепт пикапа X

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

Как правильно и без паники выйти из заноса

С наступлением холодного времени года дорожные условия значительно усложняются. В это время количество осадков увеличивается. Температура перескакивает через нулевую отметку то в сторону повышения, то понижения. Из-за таких комплексных природных воздействий на поверхности дороги образуются скользкие участки. Зачастую дорога попросту покрывается ледяной пленкой, ездить по которой нужно предельно осторожно.

Причины заноса

Одной из главных проблем езды в непогоду является неконтролируемый занос на скользкой дороге. Передвигаясь по дорожному покрытию с укатанным снегом, наледью, гололедом или даже в дождь, нужно стараться максимально избегать любых резких движений. Нельзя сильно нажимать на газ, тормоз или интенсивно крутить рулем. Из-за ослабленного сцепления с асфальтом попасть в занос при таких обстоятельствах очень легко.

Особенно трудно удержать автомобиль с задним приводом. Для этого нужно обладать определенными навыками и умениями, доведенными до автоматизма.

Можно выделить следующие причины, которые напрямую провоцируют занос автомобиля:

  • дефекты протекторов, их неравномерный износ;
  • неисправность подвески;
  • неправильное использование сцепления;
  • резкий сброс газа или сильное торможение;
  • низкое или чрезмерное давление в шинах;
  • плохое сцепление колес с дорогой;
  • быстрые резкие повороты рулевого колеса;
  • изменение в процессе эксплуатации углов установки колес;
  • превышение допустимой грузоподъемности конкретного авто.

Описанные выше причины зависят как от технического состояния автомобиля, так и от практических умений водителя. Поэтому сразу после получения водительского удостоверения каждому новичку нужно формировать правильные модели поведения при попадании его авто в занос.

Как действовать

Важно сформировать привычку тормозить преимущественно на ровных участках дороги. Сразу после выхода из поворота резко нажимать на газ категорически не рекомендуется. По возможности нужно чаще использовать торможение двигателем, вспоминая о педали сцепления только в конце процесса замедления движения авто.

Нужно приучиться использовать прерывистое торможение, а не нажимать на педаль тормоза со всех сил. Тормозной путь во втором случае увеличивается практически вдвое.

Если машину заносит на скользкой дороге, то не нужно спешить давить на тормоза. Скорее всего, такие действия приведут к потере контроля над автомобилем.

Алгоритмы действий при заносе машины с передним, задним или полным приводом существенно отличаются:

    Когда автомобиль с задним приводом заносит при нажатии на педаль акселератора, следует сразу же сбросить газ. Если на ледяном спуске машина начала тормозить двигателем и тут ее заднюю часть с ведущим мостом уводит в сторону, то нужно слегка добавить газа с переходом на более высокую передачу. Во время этого руль следует поворачивать в сторону заноса.

Главная цель таких действий – максимально восстановить сцепление колес с дорогой. Важно, чтобы они не проскальзывали. Чаще всего при заносе авто, у которого ведущие колеса – задние, следует поворачивать руль в сторону заноса, убирать «газ», а тормоз, сцепление или ручник лучше не трогать.

Как только авто начнет выравниваться, следует ослабить давление на педаль акселератора. Здесь главное – не давить на тормоз, не использовать ручник. Использование последнего может вызвать полный разворот авто.

  • На автомобиле с полным приводом выйти из заноса сложнее всего. Все, что можно сделать здесь, это слегка повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Педаль газа лучше не трогать, сохраняя ее предыдущее положение.
  • Таким образом, чтобы обеспечить безопасность поездок в непогоду, нужно заранее подготовить автомобиль. Проверить ходовую часть, поменять резину, отрегулировать развал-схождение. Кроме того, желательно поменять моторное масло, технические жидкости.

    При управлении авто нужно забыть о любых резких движениях, и, наоборот, стараться двигаться максимально плавно. Также нужно соблюдать осторожность, скоростной режим, придерживаться безопасной дистанции.

    Если занесло: как справиться с заносом автомобиля на заснеженной дороге?

    Собрались за город, в настоящую зиму, но страшновато? Ведь заснеженные просёлки или плохо убранная коммунальными службами трасса – серьёзное испытание для водителя.

    Тем более, что на загородных трассах, как правило, очень много поворотов. И основная опасность, которая поджидает на повороте – это неожиданный занос автомобиля.

    С этим нужно уметь справляться. Рассмотрим, как это делать на заднеприводных моделях авто.

    Внимание! На настоящей дороге тренироваться опасно. Делать это лучше на полигоне. А теперь к делу.

    Как бороться с заносом на заднеприводном или полноприводном автомобиле?

    Занос на повороте может произойти как от нажатия на газ, так и от сброса. Это различные ситуации и с ними нужно бороться по-разному.

    Что случилось?Как справляемся с заносом?
    Ситуация первая. На повороте вы резко нажали на педаль акселератора. Что происходит – вы вылетаете с дороги.Что же делать? При заносе резко поворачиваем руль в сторону заноса, сбрасываем газ на 2/3 и возвращаем автомобиль.
    Ситуация вторая. В повороте вы резко сбросили газ и машину сорвало в занос.Как избежать неприятных последствий? Поворачиваем руль в сторону заноса и плавно добавляем газ. Тем самым мы вытягиваем автомобиль из заноса.

    И в конце напомним общее правило езды по зимним дорогам: по возможности никаких резких движений, всё делаем плавно. Удачи на дорогах!

    Надеемся, что наш совет поможет Вам справиться с любым заносом. А наши арендные машины всегда будут слушаться Вас беспрекословно!

    Контактная информация

    Москва, Пятницкое ш., 24

    Тел./факс: +7 (495) 979-20-28

    Также можете связаться с нами через форму обратной связи

    Автошкола –
    «Против заноса. Особенности управления автомобилем на снегу и льду»

    В особенности поведения на гололедице автомобилей с разными типами привода, а также в другие нюансы безопасной езды в зимних условиях читателей “Клаксона” посвящает раллист, шеф-инструктор школы водительского мастерства “quattro” Евгений Васин.

    Главный тренер школы “quattro” Евгений Васин:

    “Не стесняйтесь тормозить”

    Встречают по одежке..

    НЕМАЛО аварий происходит из-за того, что водитель неправильно… одет. Например, в пальто или дубленке садиться за руль вообще нельзя. В них вы скованны и при необходимости не сможете быстро работать рулем. То же можно сказать и про огромные пуховики. В них в машину-то тяжело влезть, не то что говорить о грамотном управлении.

    Одежду надо подобрать так, чтобы она не мешала вести автомобиль. Лучше для этого подходят куртки, желательно спортивного типа, по пояс. Если вы все же предпочитаете пуховик, то надо помнить об элементарных правилах безопасности. Когда пристегиваетесь – расстегните куртку и проведите ремень под ней. Дело в том, что пуховик служит дополнительным буфером между телом и ремнем безопасности. В результате ремень прилегает к телу неплотно, и при ДТП вы рискуете повредить грудную клетку.

    Противоположность – жара – также плохо, так как это расслабляет, притупляется реакция. Температура в машине должна быть ниже домашней. То есть тепло, но так, чтобы не было желания раздеться до майки.

    Необходимо правильно выбирать и обувь. Ботинки могут быть теплыми, но желательно с тонкой подошвой. Ведь толстая подошва не позволяет чувствовать педали. Я не говорю о мягкой педали газа, даже тормоз в ботинках с “грузовым протектором” не чувствуется. А от умения дозированно притормаживать и разгоняться зависит ваша безопасность.

    Не стоит управлять машиной в обычных перчатках. Если они шерстяные, то руки будут просто скользить по рулю. Кожаные перчатки на меху – тоже не лучший вариант, так как в этом случае ухудшается чувствительность. Иное дело – специальные водительские перчатки. В них рукам не холодно, и контакт с рулевым колесом идеальный.

    Старт-стоп

    УСКОРЕНИЕ с места зимой во многом зависит от типа привода, покрышек и, конечно, дорожного полотна. Понятно, что полноприводный автомобиль тронется с места увереннее, чем передне- или заднеприводный, а машина на шипованной резине на льду стартует лучше, чем на обычной. Однако главная ошибка для всех типов автомобилей – резкий старт.

    Даже в автоспорте на полноприводных машинах пилоты не жмут на газ с самого старта. Это приводит лишь к пробуксовке. А в случае, если на машине стоит система стабилизации, – к заторможенному разгону, так как эта система “душит” двигатель. Сначала необходимо плавно сдвинуть автомобиль с места, а уже после набирать обороты. Пробуксовки все равно не избежать, но машина будет уже в движении и быстрее наберет желаемую скорость.

    Читать еще:  Рейтинг лучшего автомобильного синтетического моторного масла 5w-40 для бензиновых двигателей

    С торможением проще. Большинство современных машин оснащено системами АБС, поэтому привод роли не играет. Причем в экстренных ситуациях я рекомендую тормозить в пол с такой силой, как будто ты хочешь сломать педаль, так как АБС позволяет продолжать контролировать автомобиль, не блокируя колеса.

    При этом торможение двигателем необходимо исключить и замедляться на нейтральной передаче. Дело в том, что двигатель, особенно на небольших скоростях, создает дополнительное препятствие для антиблокировочной системы и длина тормозного пути только увеличивается. А понижать передачи по-спортивному умеют далеко не все. Да и опять же необходимости в этом нет.

    Если же АБС отсутствует, то, конечно, без торможения мотором (понижая передачи) не обойтись, так как такой способ позволяет быстрее замедляться и не блокировать колеса. Но здесь необходимо учитывать тип привода. Резко понизите передачу на заднем – машина может уйти в занос, на переднем – в снос. Так что переключаться необходимо плавно. Кроме того, сам водитель может имитировать систему АБС. Прерывистые удары по педали тормоза позволяют эффективно замедляться, и колеса опять же не блокируются, что дает возможность направлять машину туда, куда вам необходимо.

    Приводные доводы

    АВТОМОБИЛИ с задним приводом более подвержены заносу. Чтобы этого избежать при прохождении виражей, необходимо очень аккуратно работать с педалью газа. Он должен быть ровным. Чуть-чуть переборщили – задняя ось начинает соскальзывать. Тот же эффект будет и если вы резко сбросите газ на заднеприводном автомобиле.

    Если избежать заноса не удалось, необходимо применить контрруление – то есть повернуть баранку в сторону заноса. Но кратковременно, сразу вернув колеса в исходное положение. Дело в том, что если затянуть с контррулением, возможен повторный занос, машину раскачает, и справиться с ней уже будет гораздо сложнее.

    Машины с передним приводом, напротив, более склонны при неграмотном управлении к сносу передней оси. Он происходит по двум причинам: в повороте вы слишком переборщили с газом, ведущие колеса начинают пробуксовывать, машина скользит и ее выносит с траектории. Вторая причина – входя в вираж, вы слишком сильно повернули руль, колеса потеряли сцепление с дорогой и пошел снос.

    Если в повороте ваш переднеприводный автомобиль начал соскальзывать, необходимо сбросить газ, но не полностью, чуть-чуть уменьшив давление на педаль. Руль надо немного выпрямить, чтобы машина зацепилась за покрытие. Если этого оказалось недостаточно, то можно еще больше сбросить газ. В этом случае по инерции задняя часть машины начнет поворачивать, и вы сможете войти в поворот. Правда, автомобиль при этом может немного занести. Но, применив контрруление и добавив газ, вы сможете быстро стабилизировать машину.

    Автомобили с полным приводом – самые надежные с точки зрения управляемости, но и самые коварные. Люди, пересаживающиеся с задне- или переднеприводных машин на автомобили с колесной формулой “4×4”, заметно увеличивают скорость движения зимой, в том числе при прохождении виражей. Почему? Да потому, что полный привод позволяет в полтора раза быстрее проходить повороты. А чем выше скорость – тем сложнее справиться с машиной.

    Современные легковые полноприводные автомобили ведут себя преимущественно как заднеприводные. Так как соотношение тяги у них распределяется, как правило, 40:60.

    Чтобы не возникло никаких внештатных ситуаций, проходить виражи необходимо на ровном газу. Это залог успеха.

    Если вы переборщили со скоростью на входе в поворот и машина начала соскальзывать, немного сбросьте газ, при необходимости чуть-чуть верните руль в исходное положение, потом снова добавьте газа – автомобиль довернет за счет заднего привода, а благодаря тяге спереди не уйдет в занос.

    В случаях заноса задней оси (такое часто случается на полно-приводных автомобилях) необходимо совсем немного ослабить усилие на педали газа и совершить контрруление – повернуть баранку в сторону заноса. Причем в отличие от чисто заднеприводных машин автомобили “4×4” позволяют допускать незначительные ошибки.

    Немного другое дело – полноприводные кроссоверы, особенно не самых новых моделей. В большинстве своем это переднеприводные машины с подключаемым задним приводом при пробуксовке передних колес. Вот только подключается он зачастую в самый неподходящий момент. То есть вы едете как на машине с ведущими передними колесами, и вдруг начинает грести и задняя ось. Главное здесь – не паниковать и не пытаться что-то предпринять. Да, машина немного уйдет в занос, но стабилизируется, ведь вас тянут передние колеса.

    Но лучше не доводить автомобиль до сносов и заносов. И не важно, есть у машины система стабилизации или нет. Если она начала работать – значит, вы уже что-то сделали неправильно. Не стесняйтесь тормозить – это лучший способ быстро, но безопасно пройти любой вираж.

    Как справиться с заносом — инструкция «За рулем»

    Чаще всего аварийные ситуации возникают из-за сноса или заноса автомобиля. Для начала определимся в понятиях. Занос — это нарушение движения автомобиля вдоль продольной плоскости колес. То есть когда начинает «гулять» задняя ось. А снос — это когда корректировки требует уже передняя ось машины.

    Задний привод

    Это классика. Ведущие колеса сзади, они толкают машину вперед, а поворачивают передние. Вот почему в повороте, как только водитель поворачивает руль, чтобы зайти в вираж, и резко нажимает газ, ведущие колеса срываются в пробуксовку и задняя ось стремится обогнать переднюю. Так и возникает занос. Бороться с ним нужно прежде, чем машину развернет на 180 градусов. Для этого поворачиваем руль в сторону заноса и плавно убираем тягу, то есть отпускаем педаль газа.

    И ни в коем случае не жмем на тормоз! Это только усугубит ситуацию.

    Главное здесь — не замешкаться, работать рулем с опережением. Иначе автомобиль не стабилизируется после заноса, а пойдет в другой, потом в третий. Это называется ритмический занос. С каждым разом его амплитуда возрастает, и отловить машину становится все труднее. Особенно, как несложно догадаться, в зимнее время. Кончается это, как правило, плачевно — в кювете или на встречке.

    Вот так ритмический занос выглядит в теории.

  • А вот так — на практике.

  • Чтобы снизить риск возникновения заноса на зимней дороге, необходимо соблюдать скоростной режим, тормозить до поворота и загодя выбирать передачу, на которой вы этот поворот хотите проехать. Если дорога скользкая, лучше предпочесть передачу пониже, а автоматическую коробку перевести в ручной режим и выбрать, скажем, третью или вторую передачу.

    Работать педалями нужно плавно, но если необходимо быстро сбросить скорость перед поворотом, жмите на тормоз энергично и смело. Система ABS не даст колесам заблокироваться. Антиблокировочная система не сокращает тормозной путь, как это нередко ошибочно утверждают, но позволяет сохранить контроль над автомобилем. А значит есть шанс, повернув руль, уйти от препятствия или встречного автомобиля. Сократить тормозной путь способна система Brake Assist — усилитель экстренного торможения. Электроника увеличивает давление в тормозной системе, не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет начать торможение чуть раньше, причем с максимально возможной интенсивностью.

    На многих современных машинах независимо от типа привода есть и система курсовой устойчивости ESP. Она препятствует развитию заноса или сноса автомобиля. Безусловно, система полезная и поможет в трудной ситуации, но, увы, не панацея от всех бед. Если водитель перебрал со скоростью на входе в поворот, электроника сначала подтормозит ведущие колеса, а затем уменьшит подачу топлива, и вывести автомобиль из заноса газом окажется невозможно. Водитель превращается в зрителя.

    В большинстве современных машин есть функция отключения системы ESP. Либо кнопкой, либо через меню борткомпьютера. Как правило, отключается при этом не сама система стабилизации, а противобуксовочная система ASR. Последняя работает совместно с ESP, ABS и прочими электронными помощниками. Отключать ASR надо, если машина застряла в сугробе или не может заехать в скользкий подъем. Тогда электроника не будет подтормаживать ведущие колеса, и преодолеть подъем будет проще.

    Передний привод

    Этот тип привода самый популярный. Занос на переднеприводной машине возникает по той же причине, что и на заднем приводе. Резко дернул руль или затормозил — добро пожаловать в кювет!

    Тянут и поворачивают машину тут передние колеса, потому главное правило — ни в коем случае не бросать газ. Даже если корма «пошла гулять» куда-то вбок — не страшно. Передние ведущие вывезут как на прямой, так и в повороте. И вновь важное правило — не трогайте тормоз, развернет!

    На выходе из поворота, если перебрали с газом, переднюю ось может начать сносить на внешнюю часть виража. Пугаться не надо: на краю дороги снег, и шины за него зацепятся, остановив скольжение. Но лучше до этого не доводить, а поднять ногу с педали газа. Таким образом, водитель загружает передок автомобиля и повышает прижимную силу и, как следствие, сцепление за счет «торможения двигателем». Это позволяет стабилизировать машину и уменьшает вероятность сноса передней оси. Помните: чем меньше скольжений, тем стабильнее машина и безопаснее движение.

    Полный привод

    У полноприводных автомобилей множество вариантов конструкций, которые в той или иной степени влияют на управление. Скажем, на машинах с подключаемой передней осью (таких как Volkswagen Amarok, Toyota Fortuner, Isuzu D-Max) можно воспользоваться приемами, актуальными для заднеприводных машин. Автомобили с вискомуфтами (Toyota RAV4, Honda CR-V, Ford Kuga) позволяют остановить задние колеса стояночной тормозной системой и воспользоваться некоторыми приемами для вождения переднеприводной машины. Есть и общие приемы управления: про тормоз в скользком повороте вновь забываем, поворачиваем руль в сторону заноса и держим газ. Отпустите педаль — и машина тут же заскользит наружу поворота всеми четырьмя колесами.

    Полноприводный автомобиль до последнего цепляется за дорогу. Он самый стабильный из всех трех типов привода. Но срыв в скольжение происходит резко, и это надо учитывать. Работать газом в любом случае нужно плавно. При достаточной тяге машина останется управляемой.

    Приемы контраварийного вождения применяют для исправления ошибки, которую водитель уже совершил. Не доводите до нее, прогнозируйте ситуацию наперед. Если зимняя дорога плохо очищена/освещена/просматривается или на ней лед, а впереди крутой поворот- заранее сбавьте скорость и будьте внимательны. Удачи на дорогах!

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    ×
    ×