0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) – это уже тема международных конференций дорожников, которые собираются не только мечтать о завтрашнем дне, но и показывать конкретные наработки. Как иностранные, так и отечественные.

На одной из таких, организованных госкомпанией «Автодор» , Оливер Брандт из австрийской компании, которая занимается внедрением «умных» систем для управления движением на трассах и в городе, говорил о необходимости организации связи автомобилей между собой и с единой управляющей системой. Машины не столкнутся, если они предупреждены в режиме реального времени о скорости и направлении движения друг друга. Они выберут правильную скорость и нужную траекторию в соответствии с организацией движения на этом участке. Им не нужен светофор, не надо блокировать движение на перекрёстке, потому что машины сами контачат между собой, учитывают движение друг друга и избегают столкновения.

— В Европе такие системы используют для обеспечения безопасности и организации движения. В России у них могут быть свои функции, – говорит Оливер Брандт . И правильно говорит. Например, погода у нас любит разгуляться. Появился негативный прогноз — система замедлила рекомендованную скорость на дороге, обеспечила автоматический выброс реагента на подъемах, предупредила всех о плохой видимости и скользком покрытии.

Главная дорога на юг — М-4 «Дон», строящаяся сейчас скоростная дорога Москва–Санкт-Петербург (трасса М-11) и недавно полностью открытый Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге (ЗСД) — это три дороги, на которых уже сейчас применяются элементы ИТС. А активным круиз-контролем, выдерживающим нужную скорость и подтормаживающим перед впереди едущим автомобилем или препятствием без участия водителя, сейчас уже никого не удивить.

Новости про беспилотные автомобили появляются каждый день. Почти со всех уголков планеты, в том числе и из нашей страны; от автопроизводителей, IT-компаний, служб такси или военных. Такое ощущение, что человек за рулем оказался слабым звеном и все подряд его хотят выбросить с водительского сиденья.

В Швеции уже запустили крупнейший в мире проект по тестированию беспилотных автомобилей под названием Drive Me. Первый этап программы пройдёт в городе Гетеборг, потом ее география расширится. На дороги уже выехал кроссовер с функцией автономного вождения, однако позже количество таких автомобилей должно увеличиться до ста.

Американские автопроизводители планируют к 2025 году наладить выпуск полностью беспилотных автомобилей для широкого круга покупателей. У машин будут отсутствовать руль и педали, поэтому водителю не понадобится брать управление транспортным средством на себя.

— Мы прилагаем все усилия, чтобы автономные транспортные средства стали доступны миллионам людей, а не только тем, кто может позволить себе тратить миллионы на роскошные автомобили, — это слова главы одного из крупнейших автопроизводителей в мире.

Пожалуйста! Сервисы такси тоже ведут переговоры с автопроизводителями по поводу беспилотного такси. Они хотят разработать систему помощи водителю, способную удерживать машину в полосе, инициировать экстренное торможение, контролировать степень усталости шофёра.

И отечественные автопроизводители уже создали прототипы, построенные на базе серийных грузовиков, которые умеют обходить препятствия, пропускать пешеходов, двигаться в колонне и справляться со сложными поворотами. Для этого у машин имеются радары, лидары (активные оптические сенсоры), видеокамеры, системы связи и прочая умная электроника (включая джойстик для дистанционного управления). Сейчас максимальная скорость автономного управления не превышает 60 км/ч, но ее собираются увеличить до 80–90 км/ч. Испытания машины пока проходят на закрытом полигоне в подмосковном Ногинске. А первые дорожные испытания автономного грузовика начнутся после будущего года. Где? Расскажем ниже.

В России, кстати, есть государственная программа по выделению бюджетных средств на разработку беспилотных автомобилей. Суммы там — закачаешься. Вот здесь мы оставляем пока в стороне машины. И вновь переходим к дорогам. Они тоже могут быть умными! Зайдём издалека.

Ездить мы любим быстро, еще классик говорил. Но где ездить? Даже в Центральной России плотность дорог примерно на уровне Индии, в целом по стране — на уровне Монголии или Танзании. В России протяженность скоростных магистралей — около 5 тысяч километров, на уровне США в 60-е годы прошлого века. Ввод дорог регионального значения — приблизительно 0,3–0,4% от общей протяженности. Если двигаться такими темпами, для достижения нормальной плотности дорог в нашей стране нужно лет 400, — такие безрадостные цифры приводит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортного планирования. И вспоминает слова Пушкина из «Евгения Онегина»:

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет через пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно…

Нам с вами явно не дотянуть, даже если напрочь отказаться от жареного мяса, соли и табака. Это настоящая фантастика. Приходится начинать с малого. И вот что мы увидим уже скоро.

Взимание оплаты не обязательно предполагает установку шлагбаума, но при нынешней привычке рассчитываться наличными это наиболее оптимальное решение

Транспортный налог, который никак не зависит от того, сколько мы ездим, но рассчитывается исходя из мощности мотора машины и региона проживания, скоро собираются заменить на покилометровый сбор. На Западе это называется словами Pay-As-You-Go — «Сколько едешь, столько платишь».

— За рельсы всегда нужно было платить, но идея введения платы за проезд по автодорогам принимается в штыки.
Автомобильные дороги традиционно воспринимаются как общественное благо. Поэтому деньги на дороги выделяются государствами, а собираются в виде налогов или топливных сборов, — объясняет Михаил Блинкин, говоря о необходимости строить, обслуживать и ремонтировать дороги.

— Постатейное перераспределение бюджетных расходов в пользу строительства нереально, особенно в нынешней бюджетной ситуации. Привлечение денег в рамках государственно-частного партнерства возможно, но не повсеместно. Остается прямое взимание платы с автомобилистов.

По словам эксперта, переход на такую схему произойдет в текущем десятилетии. Плюсы называются такие: справедливое налогообложение, нормализация для работы бизнеса (уход от «дорожного социализма») и расширение для высокотехнологичной сферы IT. Топливо опять же должно подешеветь, поскольку упразднятся акцизы.

— Нам нужно запараллелить некоторые процессы по созданию беспилотных автомобилей и интеллектуальных транспортных систем. Последовательное движение уже не позволит нам догнать зарубежных коллег. Если мы этого не сделаем, все равно ИТС у нас появятся, только это будет не резидентный бизнес, а бизнес, принадлежащий иностранным компаниям. За рубежом бизнес-модель коммерциализации ИТС и автономных автомобилей уже разработана. Россия пока не готова, чтобы ассоциироваться с этим бизнесом. Значит, на сегодняшний день мы можем рассматриваться только как рынок сбыта этих технологий. А нам очень важно создавать свой российский резидентный бизнес, чтобы не стать просто платежной системой для чужих сервисов. В горизонте 15–20 лет мы можем безвозвратно потерять этот рынок для России, сейчас этот рынок нами очень приблизительно оценивается в триллион рублей, поэтому не стоит недооценивать эту тему, — предупреждает Султан Жанказиев, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

— Сейчас автономный автомобиль не является большой технической загадкой. У меня студенты буквально на коленке способны собирать эти автомобили, которые управляются в движении дроном, могут сами ездить по техническому зрению, по заложенному маршруту, могут ехать в границах, которые определены радиочастотными коридорами, могут парковаться с точностью, которая измеряется сантиметрами. Технически это делается элементарно, речь не идет о технической проблеме. Речь идёт о том, что у нас не сформированы правовые и нормативно-технические условия, чтобы перейти к разговору об автономных автомобилях и автономном движении.

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Статья о том, какое будущее, возможно, ожидает беспилотные автомобили в Европе и в России. Примеры беспилотников. В конце статьи — интересное видео о перспективах беспилотных машин.

Содержание статьи:

  1. Беспилотные машины в Европе
  2. Российские примеры беспилотных автомобилей
  3. Как изменится жизнь с появлением беспилотников
  4. Что может помешать развитию транспорта без участия человека
    • Правовые вопросы
    • Безопасность
    • Возможность взлома автомобилей и хакерских атак
    • Отсутствие необходимой инфраструктуры
    • Высокая стоимость беспилотников

  5. Видео о том, какое будущее может ожидать беспилотные автомобили

В будущем беспилотный транспорт полностью сменит привычные всем автомобили, автобусы, поезда, управляемые человеком. Это обязательно произойдет! Вопрос только, когда именно. Многие эксперты сходятся во мнении, что это случится примерно через 20 лет. Беспилотные автомобили заменят традиционные машины, как те когда-то заменили лошадей. Что нужно сделать Европе и России, чтобы к этому подготовиться? Какие проблемы существуют и можно ли их решить?

Беспилотный транспорт в Европе

Если кто-то думает, что беспилотный транспорт можно увидеть только в фантастических фильмах, то он сильно заблуждается. Разрабатывать беспилотные авто начали еще в 80-е годы. Тогда военные специалисты из Германии опробовали микроавтобус Mercedes, оборудованный роботизированной системой управления, в основе которой были видеодатчики. Автомобиль смог разогнаться до 100 км/час. Правда, трасса была пустой. Но начало было положено.

Уже сегодня на европейских трассах можно встретить беспилотные автомобили. Пока речь не идет о массовых проектах, в основном такие машины тестируются, но их разработчики утверждают, что в скором времени смогут их выпускать серийно. А так как в эти проекты инвестируются сотни миллиардов долларов, их словам можно верить.

Вот некоторые примеры успешной работы беспилотного транспорта:

    Весной 2016 года по европейским дорогам проехали 10 грузовиков разных производителей: Daimler, MAN, Scania, IVECO, Volvo, DAF. Машины выехали из Швеции, Бельгии и Германии 29 марта, а 6 апреля приехали в Роттердам. Общая протяженность их маршрута составила 2100 километров. При этом водители в кабине были, но они не управляли грузовиками. Ими управлял искусственный интеллект с помощью беспроводного доступа.

При этом расход топлива авто снизился на 10%, поскольку грузовики ехали друг за другом на расстоянии 0,5 м., что уменьшило лобовое сопротивление. Обычные дальнобойщики не могут держать такую дистанцию, а роботы с этим справляются легко. При этом ни один автомобиль не нарушил ПДД.

Владельцы крупных транспортных компаний заинтересовались возможностью приобретения беспилотных грузовиков, так как при этом снизятся их издержки и увеличится прибыль (не придется платить зарплату водителю, и меньше денег нужно тратить на топливо).

Крупнейшие производители планируют к 2025 г. выпустить около 8 млн. подобных грузовиков.

Renault-Nissan выпустил автомобиль «Pivo 2», который может двигаться в городском потоке автомобилей без участия человека. Беспилотник обменивается данными с другими машинами и выбирает правильную дистанцию, чтобы избежать столкновений. При этом машина может ехать даже боком.

Volkswagen разработал модернизированный Passat, который оснащен видеокамерами и датчиками. Автомобиль был успешно протестирован на дорогах Берлина. Как показали испытания, автоматика быстрее человека реагирует на возникающие риски.

Audi разработал беспилотный гоночный автомобиль TTS, который безошибочно проехал 20-километровую трассу с опасными поворотами.

В Голландии работают беспилотные электрические автобусы WEpod EZ-10, которые возят пассажиров на 11-километровом маршруте. В этих автобусах установлена инновационная система GPS-навигации, радары и видеокамеры, которые позволяют избегать неожиданных препятствий. Беспилотники передвигаются по дорогам общего пользования. При этом за 6 месяцев работы не было ни одного ДТП с участием беспилотных автобусов.

Подобные автобусы работают и в греческом городке Трикала. Их разработала французская компания RoboSoft. Во многих городах Европы в метро активно используются беспилотные поезда.

Этот список можно продолжать бесконечно долго. Ясно одно, беспилотные автомобили – это уже реальность в Европе. Пока в ограниченном количестве, но все меняется.

Беспилотный транспорт в России

РФ пока сильно отстает в этом плане. Правительство ежегодно выделяет отечественным компаниям деньги на создание технологий автопилота. Автономная система управления появится примерно в 2020 году, и уже через год производители планируют серийно выпускать отечественные беспилотные машины.

АвтоВАЗ активно сотрудничает по беспилотникам с ФГУП НАМИ. Уже была протестирована работа автопилота в Lada Kalina. Группа ГАЗ демонстрировала беспилотную «ГАЗель Бизнес». Топ-менеджеры компании заявляли, что начнут выпуск беспилотных авто до 2030 года. Правда, для этого нужна господдержка.

По мнению экспертов, до 2025 года в РФ появится около 200 беспилотных машин, а к середине этого века их будет уже 11 миллионов.

Как изменится наша жизнь с появлением беспилотников

Беспилотные автомобили внесут глобальные изменения в мировую экономику. Стоит понимать, что многие фирмы и заводы перестанут существовать. Однако безопасность на дорогах существенно вырастет, а количество аварий уменьшится (на 80%). Это позволит сохранить тысячи человеческих жизней. Машиностроительная отрасль модернизируется, так как почти все беспилотные проекты работают на электричестве.

Беспилотные авто будут в массовом порядке использоваться в качестве такси. Причем стоимость проезда существенно снизится, так как пропадет человеческий фактор.

Как показали исследования, автовладельцы проводят в своих машинах только 4% времени в год, остальное время автомобиль стоит на парковке или в гараже. Это нерационально, учитывая стоимость обслуживания авто. Поэтому многие люди станут пользоваться услугами беспилотных такси. Владение личным автомобилем потеряет всякий смысл.

Со временем пропадет рынок автострахования, так как беспилотные автомобили не будут попадать в аварии. Исчезнут парковки, занимающие сейчас огромные площади возле офисов, домов и торговых центров. Беспилотные авто будут постоянно двигаться, поэтому им парковки не нужны. Профессия парковщика исчезнет.

К сожалению, многие люди лишатся своих рабочих мест. Это касается таксистов, дальнобойщиков, парковщиков, водителей общественного транспорта и так далее. Но ведь с появлением автомобилей извозчики на лошадях также лишились заработка. Таковы реалии жизни.

Что может помешать развитию беспилотного транспорта в Европе и в России

Прогрессу ничто не сможет помешать. Беспилотный транспорт рано или поздно станет обыденностью в нашей стране. Это факт, с которым нужно смириться и к которому надо подготовиться.

Однако проблемы есть, и их придется решать во всех странах. Технических вопросов практически нет. Производители доказали, что могут создать беспилотные машины, которые практически без аварий могут передвигаться по общественным дорогам. Но есть другие проблемы. Вот основные из них:

  • Правовые вопросы;
  • Вопросы безопасности;
  • Возможность взлома автомобилей и хакерских атак;
  • Отсутствие инфраструктуры;
  • Дороговизна автомобилей.

Теперь рассмотрим эти все проблемы более подробно.

Правовые вопросы

Самой главной проблемой все эксперты считают отсутствие нормативно-правовой базы. Ведь не понятно, каким юридическим статусом обладает электронная система, управляемая авто, какая на ней лежит ответственность в случае возникновения ДТП.

Дальше всего в этом плане продвинулись в США. NHTSA в некоторых штатах (Флорида, Мичиган, Невада) официально уравняло водителя, который управляет автомобилем, и робота, управляющего беспилотным авто Google. Этого решения ждали все американские производители беспилотников, так как оно устраняет ключевую проблему на пути развития таких систем.

Отдельные законодательные инициативы, касающиеся бесплотного транспорта, приняты в странах ЕС. При этом все страны обязаны соблюдать Венскую конвенцию о дорожном движении, согласно которой водитель должен постоянно контролировать свой автомобиль. А именно этот пункт Конвенции препятствует появлению беспилотных автомобилей на трассах общего пользования. Евросоюз планирует уже в этом году внести в Конвенцию специальные поправки, которые позволят активнее развивать беспилотную технологию. Страны ЕС призывают Голландию, которая председательствует в этом году, максимально ускорить процедуру внесения данных поправок.

Увы, в России пока нет законодательства, регулирующего использование беспилотников. Однако работы в этом направлении ведутся. Так, в конце марта 2016 года российские депутаты предложили разрешить применение беспилотных машин на дорогах только с водителем в салоне, чтобы тот мог при опасности взять управление транспортом на себя.

До сих пор не понятно, кто будет отвечать в случае возникновения ДТП с участием беспилотника – водитель, компания, которая разработала систему искусственного интеллекта, или автопроизводитель, который продал этот автомобиль. Пока на эту тему идут споры. На данный момент за все отвечает водитель.

Отечественным парламентариям придется вносить изменения в Уголовный и Гражданский кодексы. Но при этом они обещают все сделать к концу текущего года.

Безопасность

Вопросы безопасности относятся к ответственности разработчиков ПО. Как показали исследования, беспилотные автомобили редко попадают в ДТП. Однако редко – это не значит никогда.

Так, 14 февраля 2016 года самоуправляемое авто компании Google столкнулось с муниципальным автобусом. Это случилось, когда гугломобиль объезжал мешки с песком, которые лежали на дороге. В ДТП никто не пострадал, только был немного поврежден левый борт автобуса.

Но, увы, на счету беспилотников есть уже и человеческая жизнь. 7 мая 2016 года во Флориде авто Tesla Model S, которое работало в режиме автопилота, столкнулось с автопоездом, выехавшим на перекресток. Как сообщили в компании Mobileye, которая занимается настройкой оптических камер в Tesla, их продукция позволяет избежать попутного наезда, однако не воспринимает помехи справа или слева. Систему активно дорабатывают.

Нужно понимать, что все беспилотные автомобили настроены на безукоризненное соблюдение ПДД. При этом никто не гарантирует, что другие участники движения будут соблюдать правила, а это может приводить к авариям. Особенно в России. И примеры уже есть.

Итальянские ученые недавно организовали беспилотный пробег авто из Европы в Китай. Однако после пересечения границы РФ они столкнулись с российской культурой вождения. Они жаловались, что в Москве, где очень плотное движение, никто не соблюдает правила. В таких условиях беспилотникам работать крайне сложно.

Поэтому ДТП, конечно, возможны. Но их количество все равно существенно снизится.

Возможность взлома автомобилей и хакерских атак

Поскольку автопилот – это компьютер, то его можно взломать. Профессиональные хакеры могут с легкостью взломать даже самый совершенный автомобиль. На одной конференции хакеры взломали автомобиль Tesla.

Это очень опасно. Представьте, что может произойти, если на скорости 100 км/час будет взломан автомобиль. Мало того, этим могут заниматься террористы.

Поэтому компании тратят миллиарды долларов, чтобы защитить беспилотники от взлома.

Отсутствие инфраструктуры

Пока ни в европейских, ни в российских городах нет надлежащей инфраструктуры для развития беспилотного транспорта. Учитывая стремительность развития отрасли самоуправляемых машин, чиновники из отечественного Минтранса создали специальную межведомственную группу для решения этих задач.

Для беспилотников планируют построить магистраль из Москвы в Санкт-Петербург. При этом трасса должна иметь оборудование для постоянного поддержания связи и информирования об опасных ситуациях.

Высокая стоимость беспилотников

Поскольку беспилотные авто являются новинкой, их стоимость будет высокой. Поэтому не каждый россиянин сможет приобрести подобную машину. Естественно, со временем цена снизится.

Это ключевые проблемы, мешающие развитию беспилотного транспорта.

Подведем итоги

Дни, когда люди управляли автомобилем, сочтены. Через 20-30 лет бездушные компьютеры будут управлять транспортом вместо человека. И к этому нужно всем подготовиться уже сейчас.

Видео о том, какое будущее ожидает беспилотные автомобили:

Как беспилотные автомобили изменят наше будущее и лишат работы миллионы людей

Шесть лет назад Google удивила публику новостью о разработке самоуправляемых автомобилей. А в этом году Uber уже запустила в Питтсбурге несколько беспилотных такси. В обозримом будущем эта технология окажет огромное влияние на нашу жизнь.

Человеку запретят водить машину

Скажем прямо, люди — паршивые водители. Сама идея дать каждому взрослому человеку возможность управлять двухтонной машиной смерти довольно глупа. Ежегодно автомобили убивают более 1,3 миллиона человек Annual Global Road Crash Statistics. во всём мире.

Компьютеры могут водить гораздо лучше. Во-первых, они не пьют и не отвлекаются на переписку и другие дела за рулём. Во-вторых, множество сенсоров даёт им сверхчеловеческие способности: радары, лазеры, камеры, онлайн-навигация и вычислительная мощь для мгновенного принятия решений.

По данным недавнего исследования Self-Driving Cars Could Cut Down on Accidents, Study Says. , широкое распространение беспилотных автомобилей может сократить количество дорожных аварий на 90%. Это должно спасти тысячи людей.

Факты подтверждают гипотезы. Самоуправляемые машины компании Google проехали более двух миллионов миль Google Self-Driving Car Project Monthly Report. , что намного больше, чем средний водитель-человек проезжает в течение жизни. Пока на их счету только одна Google Self-Driving Cars Incidents. авария, виновником которой оказался компьютер. Что произойдёт, когда беспилотные автомобили будут повсюду и власти поймут, насколько они безопаснее? Законодатели просто запретят людям водить.

Илон Маск многих разозлил, когда публично допустил такой вариант развития событий. Но его критики не осознают, что возмущение ничего не решает.

Когда-то никто не хотел видеть в машине ремни и подушки безопасности. Теперь же они присутствуют во всех авто, что подтверждает приоритетность общественной безопасности над мнением индивидов.

В конце концов, аварии — это большие убытки. По подсчётам, только в США беспилотные машины позволят cэкономить более 190 миллиардов долларов в год Self-Driving Cars Could Cut Down on Accidents, Study Says. за счёт сокращения материального ущерба. А это очень весомый аргумент в их пользу.

Распространение технологии приведёт к массовой слежке

Если ввести запрос «аварии» в поиске YouTube, то сервис отобразит тысячи роликов с ужасными ДТП и близкими к ним ситуациями. Такое количество записей обусловлено популярностью видеорегистраторов, которые помогают людям защищать права в коррумпированных странах. То есть весь незаметный ранее хаос дорог выносится на всеобщее обозрение.

Появление камерофонов пролило свет на другой важный феномен — полицейский беспредел.

Недавно видео с жестоким поведением полиции по отношению к афроамериканцам вызвало повышенное внимание медиа к проблеме, которую раньше не замечали. Это привело к национальным протестам. Хотя такая жестокость присутствовала давно, камеры изменили осведомлённость о ней.

Беспилотные машины — это камеры на стероидах.

С одной стороны, ошеломляющее количество собранных данных может значительно повысить общественную безопасность. Самоуправляемые автомобили смогут обнаруживать препятствия, аварии, потенциальные угрозы и будут информировать о них нужные службы. А программное обеспечение — вычислять преступления с помощью специальных алгоритмов в режиме реального времени и сообщать о них властям.

С другой стороны, такая постоянная слежка приближает нас к тоталитарному обществу. К примеру, подключённые к интернету беспилотные авто смогут регулярно отслеживать координаты пассажиров. А технология распознавания лиц позволит сети таких машин засекать пешеходов и следить за ними.

Только представьте, какие дебаты вокруг приватности и безопасности вспыхнут в мире, который и так разгорячён откровениями Сноудена!

Понятие «личный автомобиль» перестанет существовать

Почти каждый технологический гигант, включая Google, Baidu и Uber, работает над собственной версией беспилотного авто. Вероятнее всего, эти компании запустят бизнес, работающий по той же модели, что и автономные райдшеринг-сервисы.

Это, примерно, как Uber без водителя. Самоуправляемая машина приезжает по запросу клиента и доставляет его в место назначения, а затем отправляется за новыми пассажирами.

Помимо удобства, такая система сможет предложить низкую стоимость проезда. Для этого большинство перечисленных компаний разрабатывает электрические авто.

Экономия на бензине и водителях может сделать услуги сервисов аля Uber без водителя более дешёвыми, чем проезд в публичном транспорте.

Мы получаем все преимущества наличия своего автомобиля, при этом меньше платим и перестаём волноваться о поддержке машины и местах для парковки. Если беспилотные автомобили станут такими дешёвыми и удобными, идея личного авто окажется бессмысленной.

Люди обрадуются этим переменам, если учесть, что автомобиль имеет очень низкий КПД. Среднестатистический автовладелец тратит на пользование машиной лишь 4% Autos & Auto-Related. своего времени. Это же расточительство, учитывая, что на содержание авто уходят просто гигансткие суммы. В то же время автопилот оптимизирует транспортную систему, убрав до 90% The Sharing Economy: How shared self-driving cars could change city traffic. лишних машин с дорог.

Исчезнут светофоры и пробки на дорогах

Не считая очевидных выгод для экологии, меньшее количество автомобилей на дорогах — первый шаг к устранению пробок.

В 2008 году команда исследователей Shockwave traffic jam recreated for first time. показала, как дорожные заторы могут возникать из ниоткуда. Учёные запустили 22 автомобиля на зацикленной дорожной полосе длиной 230 метров на скорости 48 км/ч. Через небольшой промежуток времени образовалась пробка.

Этот феномен называют волной трафика. Он возникает в результате снижения скорости одним из водителей в очереди машин и вызывает цепную реакцию.

Остроумно смонтированное видео ниже показывает, как мириады автомобилей неправдоподобно легко избегают столкновений на перекрёстке. Человек не может так водить машину. Но в мире, где автомобили обмениваются данными на огромных скоростях, передовые системы управления трафиком могут сделать такое движение транспорта реальным.

Подобные системы сделают ненужными и светофоры. Это ещё одна перемена к лучшему, поскольку этой технологии уже 150 лет. Сейчас она способна только грубо координировать трафик.

Плохие новости: беспилотные автомобили лишат работы миллионы людей

На этом фото сотрудник полиции оштрафовывает беспилотный автомобиль Google за слишком медленное вождение.

Эта картинка — большая метафора нашему автоматизированному будущему. В мире без водителей, парковок и светофоров для дорожной полиции останется не так уж много работы. Мысль об отсутствии штрафов звучит привлекательно, но не так привлекательно для людей, которые лишатся рабочих мест. Подумайте о сотрудниках служб такси и общественного транспорта, а также о водителях-дальнобойщиках.

Деньги — это решающий фактор для общественных перемен. Беспилотным автомобилям не нужно платить зарплату. Они могут работать 24 часа, семь дней в неделю. Используя их, работодатель может не думать о проблемах найма и менеджмента сотрудников. Всё это огромная экономия для транспортных предприятий, которой они не станут пренебрегать.

… и трансформируют экономику, к которой мы привыкли

Внедрение беспилотных авто — часть масштабного феномена под названием «автоматизация». В результате него искусственный интеллект, робототехника и другие технологии выполняют работу вместо людей. Транспортная сфера — только первая жертва, за которой последуют другие.

В автоматизации как таковой нет ничего плохого. Этот процесс длится веками. История знает много профессий, исчезнувших благодаря прогрессу. Вот и будущие поколения будут думать о водителях так же, как мы о лифтёрах и городских глашатаях.

Но сегодня на пути самоуправляемых машин всё ещё много преград. Их нужно подготовить для работы в разных погодных условиях, защитить от хакеров, научить адекватно реагировать на все дорожные ситуации. Тем не менее потенциальные преимущества перевешивают недостатки и трудности, которые ждут впереди.

Если самоуправляемый транспорт принесёт хотя бы десятую часть обещанных благ (будь то спасённые жизни, сэкономленные деньги или улучшенная экология), наш моральный долг — воплотить всё это в жизнь.

Глава Cognitive Pilot: беспилотников из фильмов про будущее придется ждать еще десять лет

Несмотря на заметные успехи российских компаний в деле развития искусственного интеллекта, рынок беспилотных автомобилей начнет формироваться лишь к 2030 году, считает Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot — совместного предприятия Cognitive Technologies и Сбербанка.

В интервью ТАСС она рассказала о преимуществах и проблемах российских разработок в сфере искусственного интеллекта (ИИ) и беспилотных технологий, об основных направлениях работы Cognitive Pilot и о том, как меняется бизнес в эпоху пандемии.

— Про искусственный интеллект уже долго и много говорят. Но что насчет России — на какой стадии развития наш искусственный интеллект?

— Сейчас у нас достаточно сильная исторически школа, заложенная еще в СССР. Последние пять лет мы отмечаем взрывной рост стартапов в этой области и их достаточно высокие результаты. Но это все касается программного обеспечения — работа на нейросетях, создание систем беспилотного управления. Мы сами специализируемся в области искусственных «мозгов» в сфере беспилотного транспорта. В части программирования российская школа сильна.

— Есть ли у нас потенциал выхода на мировые рынки?

— Конечно. На встрече с президентом России Владимиром Путиным в прошлом году отмечалась важность поддержки продвижения направления ИИ для беспилотников на мировые рынки. В этой задаче, конечно, все части важны, но более сильная позиция, когда ты владеешь «мозгом» машины и управляешь ей. Поэтому, если мы будем контролировать эти рынки, это даст России выгодную и премиальную позицию на новых площадках разделения труда в высокотехнологичной зоне.

— Но есть и проблемы?

— Да, есть очень слабая и зависимая часть — она связана с микроэлектроникой. Лидером здесь являются США, Китай, Южная Корея. Россия тут совсем не игрок, и это уязвимая точка, особенно в случае полного закрытия территории поставок. Здесь нужно принимать правильные организационные решения.

— Какова доля иностранного оборудования и комплектующих для российского ИИ?

— Для наших «мозгов» нам нужны микропроцессоры, камеры и сенсоры. То, что удалось сейчас вытащить на российское производство, — это камеры и сенсоры мирового качества. Здесь тоже заслуга советского прошлого. Сейчас мы можем говорить, что наши ИИ-решения на 50% укомплектованы российским hardware-продуктами, но в микропроцессорах нет даже проблеска.

— Государство предлагает свою помощь? Например, уже давно идет работа над созданием нового федерального проекта по искусственному интеллекту для нацпрограммы «Цифровая экономика». Участвуете ли вы в обсуждении?

— Да, с нами начались переговоры. Кризис показал, насколько актуальны и важны именно эти разработки: от производственно–промышленной стадии и до оборонных вопросов. Я очень надеюсь, что мы успеем продвинуться здесь до завершения кризиса.

— Если говорить о текущем кризисе, связанном в том числе с пандемией коронавируса, как он влияет на вас?

Будущее беспилотников: технологии больше не преимущество

Как устроен рынок беспилотных автомобилей в России и за рубежом, а также какие технологические и законодательные барьеры надо преодолеть, чтобы светлое беспилотное будущее наступило быстрее.

Сегодня отрасль беспилотных автомобилей практически закрыта: о том, что действительно происходит в сфере разработки, о готовности технологий компании не рассказывают ни журналистам, ни партнерам, ни коллегам по цеху. Слишком высоки ставки. О несовершенстве технологий никто открыто не говорит и делает это только в тех случаях, когда они дают сбой у всех на виду. Рассказываем, почему не стоит рассчитывать на появление беспилотного такси в ближайшие годы, в чем (не) правы технооптимисты и какие страны готовы к беспилотному будущему, а какие пока нет.

Кто готов? Рейтинг стран, лидирующих в развитии беспилотного транспорта

Россия занимает 22 место в рейтинге готовности стран к использованию беспилотного транспорта, соседствуя с Венгрией (21 место), Мексикой (23) и Индией (24). Об этом говорится в исследовании аудиторской компании KPMG.

При формировании рейтинга учитывались четыре показателя:

политика и законодательство;

технологии и инновации;

  • инфраструктура;
  • уровень принятия потребителями.
  • Первое место занимают Нидерланды, за ними следуют Сингапур (2 место), Норвегия (3), США (4) и Швеция (5).

    Столь высокий результат Нидерландов обусловлен тем, что они занимают лидирующие позиции в сфере реализации государственной транспортной политики среди европейских стран. Успех Сингапура связан с поразительной способностью привлекать инвестиции ведущих мировых технологических компаний.

    Нидерланды сотрудничают с европейскими странами в сегменте грузоперевозок, в планах – запуск колонн из более чем 100 беспилотных грузовиков по маршруту Амстердам – Антверпен и Роттердам – Рур. Также правительство планирует вводить аналог водительских прав для автомобилей-беспилотников.

    Занимающий второе место Сингапур построил целый город для испытаний беспилотников с необходимой инфраструктурой, а власти инициировали создание отдельного ведомства по вопросам автономного транспорта. В Норвегии введены четкие правила для поставщиков транспортных услуг и перевозчиков. В некоторых населенных пунктах разрешены испытания беспилотных общественных автобусов. Снижение налоговых ставок на 40% увеличило долю электрокаров в общем объеме продаж новых автомобилей. Многие из них оснащены системами автономного вождения.

    Почему в России не все так плохо

    Согласно исследованию, низкое место России в рейтинге обусловлено прежде всего тем, что в стране нет достаточной инфраструктуры для развития беспилотников и не хватает инвестиций, особенно долгосрочных. Но европейские аналитики уверены, что у нашей страны есть все возможности для успешного внедрения автономного транспорта.

    Интерес к развитию и поддержке беспилотного транспорта растет: правительство разрешило проводить испытания беспилотников на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане с декабря 2018 по март 2022 года. В Иннополисе запущен сервис для онлайн-заказа беспилотного такси. В декабре в Подмосковье прошел технологический конкурс для беспилотных автомобилей, претендующих на пятый, высший уровень автоматизации: в условиях русской зимы пять команд должны были за три часа преодолеть 50 км без пилота или инженера в салоне.

    Внимание и поддержка властей считаются одним из главных ресурсов развития беспилотников. На ежегодной пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин назвал их важным элементом национальной безопасности.

    «У нас машины Яндекса и КамАЗа накатали уже больше миллиона километров. Да, это пока делается на ограниченном пространстве, да, пока это не применяется активно в текущей жизни. Но это первые шаги, без которых развитие просто невозможно. Это те технологии, которые могут применяться практически во всех сферах производства и жизни. Мы считаем, что это важнейший вопрос нашего развития на перспективу, вопрос нашей национальной безопасности и выживания вообще», – отметил президент.

    По оценкам компании Яндекс, Россия не плетется в хвосте мирового беспилотного пелотона, а входит в топ-3 стран по развитию автономных автомобилей, наряду с Китаем и США.

    Только в этих трех странах число беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования исчисляется сотнями. Также только в этих трех странах работают сервисы беспилотного такси. Яндекс запустил такой сервис первым в мире. С августа 2018 года наши беспилотные автомобили перевозят жителей Иннополиса в автономном режиме в сопровождении инженера-испытателя.

    Россия точно входит в десятку стран-лидеров, считает главный конструктор инновационных автомобилей КамАЗа Сергей Назаренко. «Есть как минимум пять российских компаний, которые занимаются этой тематикой на достаточно серьезном уровне. Явной конкуренции между ними нет, поскольку каждый работает в своей нише. Каждая компания движется в своем сегменте, мы друг с другом практически не пересекаемся и не мешаем друг другу работать. Явные лидеры – Яндекс и КамАЗ. У нас ежедневно тестируется больше десятка грузовых беспилотников, мы собираем статистику, разрабатываем свои нейросети», – отметил Назаренко.

    Уже сегодня российские компании работают на мировом уровне, подтверждением тому служит прошедший в декабре финал технологического конкурса «Зимний город», уверен Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine».

    В конкурсе участвовало 13 российских команд, занимающихся разработкой технологий, имеющих реальные работающие прототипы. Пять команд вышли в финал и приняли участие в испытаниях в жестких климатических условиях. Это пять реальных беспилотников, которые готовы к зиме, скрытой снегом разметке и плохо читаемым дорожным знакам. Стоит отметить сегмент, где российские технологию работают уже в реальных “боевых” условиях наравне с зарубежными ­– карьерная и горнодобывающая техника.

    Три подхода к беспилотникам

    Большинство беспилотников, которые сегодня проходят испытания, можно разделить на два типа с точки зрения используемых технологий. Первый тип, назовем его условно подходом Tesla, состоит в том, что в беспилотниках не используются дорогие лидары, чья стоимость сегодня может доходить до нескольких десятков тысяч долларов. Это принципиальная позиция Илона Маска. Вместо них автомобиль оснащается недорогими камерами, и за счет мощной обработки данных беспилотник понимает, что происходит вокруг. Во втором подходе – его поддерживают Яндекс и Uber – ставка делается все-таки на лидары. Да, сегодня они стоят дорого, но через 5-10 лет подешевеют настолько, что уже не будут в несколько раз превышать стоимость автомобиля.

    Есть и третий подход, который ставит во главу угла не машину, а внешнюю инфраструктуру. «Умные» светофоры, дороги со встроенными датчиками, дорожные знаки, которые напрямую взаимодействуют с «мозгами» автомобиля. Для российских условий такой подход вряд ли подойдет, слишком большие расстояния и слишком плохие дороги. Поэтому развивать соответствующую инфраструктуру имеет смысл в центре крупных городов и на специальных, закрытых территориях, например, в Иннополисе. «Технология уже вполне готова к поездкам без сопровождения инженера, и мы готовы масштабировать опыт Иннополиса на подобные ему города», – рассказал Фокин.

    Для максимально эффективной и безопасной работы беспилотника сегодня следует использовать комплексные решения на основе четырех типов датчиков, считает Сергей Назаренко из КамАЗа.

    Инфраструктурой заниматься очень долго и дорого, потребуется не одно десятилетие. Уже сегодня для полноценного результата достаточно комплексного подхода. С точки зрения безопасности и полноценного движения робота в разной дорожной обстановке лучше всего задействовать все четыре типа сенсоров: радары, видеокамеры, лидары, сонары. Использование четырех систем оптимально, поскольку в разное время года и в разную погоду сенсоры работают по-разному.

    Почему преодолеть технологические барьеры проще, чем законодательные

    Основные барьеры для развития беспилотных автомобилей лежат вовсе не в технологической плоскости, как может показаться на первый взгляд, а в законодательной. Показателен пример Иннополиса: несмотря на готовность технологии и востребованность сервиса беспилотных поездок в этом городе, текущее регулирование пока не позволяет запустить полноценное роботакси даже в закрытом городе.

    К слову, в США в ноябре этого года был запущен сервис полностью беспилотного такси. Автомобили передвигаются в автономном режиме без сопровождения инженера-испытателя в пригороде Феникса, штат Аризона.

    Законодательные барьеры, отсутствие понятных крупным игрокам правил игры и несформированный рынок тормозят инвестиции в отрасль, считает главный конструктор инновационных автомобилей КамАЗа Сергей Назаренко, подтверждая тем самым правильность выводов аналитиков KPMG. «Необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Если наши законы позволят внедрять решения по роботизированной технике в серийное производство, выпускать на дороги легковые и грузовые беспилотники, автобусы, и это будет в понятном временном горизонте, скажем, через 5-7 лет, объем инвестиций в отрасль вырастет в разы, – рассказал эксперт. – Пока же, в виду непонятного горизонта инвестирования и отдачи от вложенных средств, компании вкладываются в это направление осторожно. Крупные автопроизводители занимаются беспилотным транспортом факультативно».

    Технологии быстро развиваются, и важно, чтобы регулирование не только успевало за этими темпами, но и создавало среду, способствующую их развитию. Чем больше беспилотных автомобилей ездит по дорогам общего пользования, тем быстрее они накапливают необходимый опыт вождения. А значит, процесс вывода автомобилей на дороги должен быть максимально быстрым и прозрачным.

    В конце ноября 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о старте трехлетнего эксперимента с беспилотниками на дорогах общего пользования. Спустя год большинство экспертов оценивают инициативу как удачную.

    С начала эксперимента более пятидесяти беспилотных машин компании Яндекс начали перемещаться по дорогам Москвы. В ближайшее время рынок Автонет совместно с Министерством промышленности и торговли подведет предварительные итоги и определит дальнейшую целесообразность проведения эксперимента.

    Правительство планирует расширить зону пилотирования до десяти регионов. В список разрешенных зон с дорогами общего пользования могут войти Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Нижегородская, Ленинградская и Самарская области, Чувашская Республика и Краснодарский край.

    «Мы переоценили время появления автономного транспорта»

    Еще год назад многие автопроизводители уверенно заявляли, что самые сложные технические задачи решены и в 2019 году уже в нескольких крупных городах будут запущены беспилотные перевозки. Так, компания Waymo (принадлежит Alphabet, материнской компании Google) заявляла, что купит до 62 тыс. минивенов Chrysler и 20 тыс. электрокаров Jaguar для сервиса перевозок в окрестностях Феникса. General Motors объявила, что к концу года запустит службу такси. Компании активно инвестировали в развитие беспилотников. Amazon инвестировал в стартап Aurora. Honda и фонд SoftBank – в стартап Cruise, разрабатывающий ПО для беспилотников.

    Лидеры мирового рынка прогнозируют, что даже частично перейти к беспилотному транспорту удастся не так скоро, как казалось еще год назад. «Мы переоценили [время] появления автономного транспорта», – отметил генеральный директор Ford Джим Хакетт.

    Технологические вызовы настолько серьезны, что даже крупные игроки предпочитают не решать их в одиночку. Летом 2019 года немецкий автоконцерн Volkswagen объявил, что вложит 2,6 млрд долларов в стартап-разработчика беспилотников Argo AI, чей основной акционер – Ford. О партнерстве ранее заявляли BMW и Daimler. Компании утверждают, что новый автомобиль, который они проектируют, будет соответствовать 3 и 4 уровню по классификации SAE.

    Сотрудничество в сфере разработки беспилотников позволит компаниям сэкономить на новых технологических решениях. Ford и Volkswagen планируют уже в 2021 году использовать технологии Argo AI в сервисах совместных поездок в нескольких районах Питтсбурга.

    Во всем мире эксперты сходятся во мнении, что с помощью разнообразных сенсоров автомобиль уже сегодня может достаточно легко распознавать объекты на дороге, а вычислительной мощности хватает для быстрой обработки изображений и данных. По словам исполнительного директора и соучредителя Argo AI Брайана Салески, технологически автомобиль готов к регулярному использованию на дорогах общего пользования на 80%. Камеры, радары, разнообразные датчики, распознающие объекты – все это готово не только у Argo AI, но и у большинства лидеров рынка. Однако оставшиеся 20% связаны как раз с прогностическими возможностями автомобиля: насколько хорошо он умеет предсказывать, как поведут себя пешеходы, другие водители, велосипедисты. Пока еще никто в мире не предложил работающего решения.

    Когда беспилотные автомобили появятся на дорогах

    Беспилотные автомобили на дорогах – это неотвратимое будущее, которое ждет нас уже через 5 лет. Такое громкое заявление из уст Дейва Вайсера, основателя компании онлайн-такси Gett звучит довольно правдоподобно. Современный автопром лихорадит: такие титаны индустрии как General Motors, Toyota, Volvo, Nissan и т.д. стремятся побыстрее запустить серийное производство беспилотников, ведь спрос на них прогнозируется колоссальный.

    Когда ожидается триумфальное появление беспилотников на дорогах мира?

    Даже самые пессимистичные прогнозы экспертов говорят о том, что к 2020 году количество беспилотных автомобилей в мире достигнет отметки 150 тысяч. К 2035 году число продвинутых робокаров возрастет до 21 миллиона и начнется эра беспилотного транспорта.

    Уже сегодня на дорогах мира ездят машины, оборудованные системами искусственного интеллекта, которые не только помогают водителю, но и берут на себя некоторые его функции. Например, автомобили Tesla оснащены системой автопилота 2 уровня автоматизации, то есть в определенной ситуации (чаще на прямом участке пути) возможно движение транспорта без участия человека.

    Что сдерживает распространение беспилотных авто

    По мнению экспертов, сдерживающих факторов четыре:

    • 1. Юридические. В среднем необходимо 5-7 лет для адаптации технологий к современным реалиям. То есть нужна законодательная база, которая будет регламентировать беспилотное движение.
    • 2. Технологические. Обязательным условием беспроблемной эксплуатации беспилотников являются соответствующая инфраструктура и высокоскоростная связь. Например, использование новой сети 5G позволит свести задержки передачи данных к минимальному критическому значению.
    • 3. Этические.Кто виноват в случае ДТП: производитель, владелец или пешеход? Какие жертвы считаются оправданными? Чья жизнь в приоритете – пассажиров или пешеходов? Все эти вопросы еще открыты.
    • 4. Страх. Покататься на беспилотных авто хотят все, но переходить перед ними дорогу рискнут не многие. Но это пока. Уже не раз доказана полная безопасность транспорта на автопилоте, и люди через 2-3 года поверят в эту технологию.

    Когда беспилотники «завоюют» США?

    Они это уже сделали. Сегодня в США настоящий бум беспилотных авто, и его масштабы несравнимы с тем, что происходило после появления Интернета 20 лет назад. Несколько штатов приняли соответствующие законы и разрешили беспилотникам беспрепятственно ездить на дорогах. Они просто уравняли обычные машины с беспилотными. То есть здесь вопрос «когда?» отпал – американцы уже могут пересаживаться на Гуглмобили и Теслы и доверять управление компьютеру.

    Сергей Брин, сооснователь Google пообещал в 2014 году, что в течение пяти лет каждый американец сможет протестировать беспилотный автомобиль и оценить его преимущества. Срок еще не истек, но компания движется в верном направлении: в штате Калифорния уже можно встретить на дорогах робокары с узнаваемыми Лидарами на крыше, а Google-мобили на шоссе перестали удивлять пешеходов.

    Будущее беспилотного транспорта в Европе

    Оно уже наступило и вот несколько тому доказательств:

    • Весна 2016 года. Десять грузовиков проехали 2100 километров трассы из Швеции в Роттердам под управлением искусственного интеллекта. Водители в кабине, конечно же, сидели, но только для подстраховки, они не принимали участия в управлении транспортом. Результат эксперимента: расход топлива снижен на 10%, расстояние между грузовиками на протяжении всего пути составляло строго 0,5 метров. К 2025 году планируется выпуск 8 млн таких машин.
    • Беспилотные автобусы Navya во Франции поставлены на маршрут, протяженностью 1300 метров. Этот общественный транспорт делает 5 остановок и преодолевает расстояние за 10 минут. Стоимость такого автобуса – 200 000 евро.
    • Volkswagen протестировал свой беспилотный Passat на Берлинских дорогах. Благодаря видеокамерам и датчикам машина реагировала на рискованные ситуации быстрее человека.
    • В Голландии на маршруте в 11 км курсируют беспилотные электроавтобусы WEpod EZ-10. За полгода не было зафиксировано ни одной аварии с их участием. Эти же автобусы перевозят пассажиров в греческом городе Трикала.
    • На дорогах города Ковентри (Великобритания) тестируются беспилотники Jaguar Land Rover, наблюдать за которыми можно в режиме реального времени.

    Этот список можно продолжать долго, что еще раз подтверждает тот факт, что беспилотные авто в Европе – это уже настоящее, а не будущее.

    Когда беспилотники будут ездить по российским дорогам?

    Серийный выпуск беспилотных машин отечественного производства официально планируется в 2021 году, хотя компания Камаз уже может похвастаться внушительными успехами. Грузовик самостоятельно проехал 10 километров по трассе Москва-Санкт-Петербург, а в 2018 году планируется еще одно испытание – проект «Караван». Массовое производство беспилотных Камазов прогнозируется начать с 2025 года.

    Эксперты уверены, что до 2025 года на дорогах России будет ездить 200-500 беспилотников, но к 2050 их количество вырастет до 11 миллионов.

    Что готовят главные игроки автопрома

    Peugeot-Citroen

    Отправной точкой для французского тандема станет 2018 год — рынок начнет завоёвывать DS 7 Crossback со вторым уровнем автономности. К концу 2018-го к нему на «помощь» поспешит Citroen C5 Aircross. Уже к 2020 году дуэт авто-гигантов намерены представить модели с третьим уровнем автономности, оснащенные Traffic Jam Chauffeur и системой Highway Chauffeur. Более продвинутые робокары 4-го уровня появятся в продаже не раньше 2025 года, а максимально прокаченные беспилотники наивысшего пятого уровня ожидаются только после 2030 года.

    Nissan

    Концерн планирует начать серийное производство беспилотных модулей уже в 2020 году. В планах разработчиков – революционная, доступная технология Autonomous Drive для широкого круга моделей авто. Электромобиль Nissan Leaf стоимостью 32 тысячи долларов будет усовершенствован и дополнен искусственным интеллектом, что сделает его более доступным беспилотником, чем люксовые Теслы.

    General Motors

    Вице-президент компании Ларри Бернс заявил о намерении начать продажи беспилотных автомобилей уже в 2018 году. В 2015 их беспилотники прошли первые испытания и довольно успешно, поэтому поступление на рынок робокаров уже не за горами.

    Итак, дни, когда человек был единственным, кто мог управлять автомобилем, сочтены. На дорогах уже ездят беспилотные умные машины, которые по всем параметрам превосходят водителей. Совсем скоро они станут господствовать на трассах, а нам останется только наслаждаться поездкой.

    Беспилотники в России: еще далекое будущее или уже близкая реальность

    Одна из главных сложностей внедрения беспилотников в России — слабо развитая дорожная инфраструктура, особенно это касается маленьких городов, поселков и некоторых трасс. Например, использовать автопилот в Петербурге или Москве уже сейчас возможно, так как дороги соответствуют стандартам, дорожная разметка практически на всех улицах нанесена четко, дорожные знаки установлены в соответствии предписаниям ПДД. В то же время в удаленных от мегаполисов городах наблюдается несколько иная ситуация. Беспилотный автомобиль не сможет двигаться по ухабистой дороге с плохим освещением и нечеткой разметкой.

    Кроме того, для связи со спутниками ему необходимо бесперебойная работа интернета. При этом некоторые районы России на данный момент остаются непокрытыми сетями 3G и 4G, например, малые города и села Республики Башкортостан, Новосибирской области, Ставропольского края. Пока названные проблемы не будут решены, о внедрении беспилотного транспорта в таких населенных пунктах говорить преждевременно.

    Другая проблема широкого использования беспилотников — отсутствие законодательной базы. В нормативно-правовые акты постепенно вносятся положения о беспилотных автомобилях. Тем не менее, вполне возможно, что в крупных городах они начнут свободно перемещаться в течение ближайших нескольких лет. Однако пока не понятно, кто будет нести ответственность в случае ДТП. Также остается открытым вопрос о штрафах в случае нарушения ПДД и оформлении страховки на беспилотные транспортные средства.

    Опыт зарубежных стран, например, Нидерландов и Сингапура, показывает, что для использования беспилотных автомобилей необходимо создать качественную соответствующую инфраструктуру. Дороги и шоссе Голландии, например, позволяют свободно использовать автопилоты, так как качество дорожного покрытия, а также разметки находится на высоком уровне. Кроме того, более 80% территории страны покрыты сетью 4G, что позволяет беспилотникам поддерживать качественную связь со спутниками. В Сингапуре принят закон, согласно которому тестовые беспилотные автомобили допускаются к движению на дорогах общего пользования.

    Судить о востребованности беспилотных автомобилей на потребительском рынке России, на мой взгляд, пока преждевременно, так как существует множество ограничивающих факторов. Достаточно сказать, что а данный момент Россия занимает 22 место в рейтинге готовности к внедрению беспилотного транспорта. Для использования автопилотов на дорогах общего пользования необходимо как минимум создать нормативную базу, а также обеспечить соответствующую инфраструктуру.

    Между тем, беспилотные транспортные средства могут быть широко применимы в промышленности и авиаперевозках уже сейчас. Например, в тестовом режиме предлагается начать использовать беспилотные автобусы для перевозки пассажиров и багажа в аэропортах. А уже сейчас беспилотники «Яндекс» развозят почту в Сколково. И такие проекты позволят ускорить развитие беспилотного транспорта в нашей стране.

    Будущее, которое уже настало: беспилотные автомобили

    • Ави Савар генеральный директор и управляющий партнер Dreamit

    По оценкам экспертов, через три года по дорогам мира будут ездить 10 млн беспилотных автомобилей, а Великобритания к 2050-му полностью откажется от управляемого вручную транспорта. Технология автономного вождения движется вперед семимильными шагами — новых разработок в этой сфере все больше. Сегодня уже не приходится сомневаться: будущее — за беспилотными авто, и вот почему.

    Кто выиграет гонку?

    Крупные автопромышленные компании давно занимаются беспилотниками. Проекты Navlab от Carnegie Mellon и Prometheus от Mercedes-Benz успешно тестировались еще в 80-е, но вслед за первыми триумфами наступил период затишья, и дело застопорилось на несколько десятилетий.

    С 2010 года General Motors, Volkswagen и многие другие крупные автоконцерны объявили о разработке систем беспилотного вождения, а Nissan и Volvo намерены к 2020 году выпустить самоуправляемые автомобили на широкий рынок, но справятся ли, пока не ясно.

    Как правило, традиционные автопроизводители осторожны в применении новых технологий. Система временного автопилота Temporary Auto Pilot (TAP) от Volkswagen работает на скорости до 128 км/ч и требует постоянного надзора водителя. А Nissan выпустил на рынок лишь ограниченную партию Infiniti Q50 с системой беспилотного вождения.

    По-настоящему в рыночном масштабе технологию применили игроки, не связанные с традиционным автопромом, — в первую очередь компании Google, Uber и Tesla. Последняя обещает оснастить свои автомобили системой беспилотного вождения уже в этом году.

    Google занялся разработкой самоуправляемых автомобилей еще в 2009 году, а в 2016-м создал Waymo — специальное исследовательское подразделение, которое, в отличие от конкурентов, разрабатывает инструменты для ежедневного передвижения по городским улицам с использованием технологий картографирования и обработки изображений Google.

    Uber участвует в разработке беспилотных систем лишь косвенно, но намерен со временем заменить значительную часть своих автомобилей беспилотными.

    Что будет, когда беспилотные автомобили будут повсюду?

    В принципе, мы уже давно пользуемся машинами-беспилотниками – лифт, эскалатор, некоторые поезда уже много лет ходят по заданному человеком маршруту. Между прочим, не все технологии воспринимались с восторгом и энтузиазмом. В 1898 году в Лондоне в универмаге Harrods был установлен первый в стране эскалатор. Посетители настолько боялись самоходной машины, что директор магазина поставил у выхода эскалатора специальных служителей, которые выдавали каждому смельчаку, рискнувшему своей жизнью по стаканчику бренди — для восстановления душевных сил после опасной поездки. Мы привыкли воспринимать новости о беспилотных машинах как работы писателей-фантастов, но похоже, что будущее ближе, чем мы о нем думаем. Так несколько недель назад Форбс написал о беспилотном автомобиле, проект которого создали в Яндексе. Что уж говорить об американских и европейских тестах и запусках, о которых мы постоянно читаем новости. Кажется, самое время оценить возможные эффекты того, что мир перейдет на беспилотные автомобили.

    Вначале немного статистики. Еще 30 лет назад, в 1986 году количество автомобилей, по данным wardsauto, в мире было менее 500 млн. 2009 году количество автомобилей вплотную приблизилось к 1 млрд. К 2017 году число автомобилей по разным оценкам составляет 1,2-1,3 млрд., из которых, по данным Eurostat/UNECE/ITF, почти 80% — частные автомобили.

    Пока эксперты автомобильной промышленности пребывают в состоянии оптимизма и дают оценки роста количества транспортных средств, не учитывая изменение ситуации после массового появления беспилотников, прогнозируется удвоение автопарка – 2.5 млрд. в промежутке между 2040 и 2050 годами (Источник: greencarreports).

    Почему сейчас?

    Почему многие считают, что уже сейчас нам лучше начинать готовиться и адаптироваться к новой реальности?

    Основная причина — комбинация нескольких событий и трендов на стыке ИТ и автомобильной индустрии:

    • Конкуренция. Именно конкуренция заставляет работать изо всех сил и совершать прорывные открытия (вспомните битву за контракты на освещение городов между разработчиками генераторов постоянного и переменного тока, Эдисоном и Теслой, или за космос между СССР и США). И если автопроизводители и участники рынка пока улыбаются друг другу и говорят: «Давайте не будем спешить, главное безопасность и качество», то последние новости мировых компаний говорят о том, что гонка идет во всю:
      • Audi объявила, что представит беспилотный автомобиль в 2020 году
      • NVIDIA представит новую технологию поддерживающую беспилотные автомобили в 2018 году
      • NuTonomy запустит беспилотные такси в Сингапуре в 2018 году (запуск в 10 городах ожидается в 2020 году)
      • СЕО Ford объявил, что запустит беспилотный автомобиль в 2021 году
      • Volkswagen, Baidu – 2019, Toyota – 2020, BMW, Tesla – 2021, Uber – 2030, и.т.д.
    • Готовность городов к рывку. Уже сегодня власти многих стран и муниципалитеты городов всерьез задумались над изменением существующей городской инфраструктуры с точки зрения внедрения беспилотного транспорта, например:
      • Департамент транспорта США выделил семь грантов в $100 000 городам (Сан-франциско, Остин, Денвер, Портленд, и др.) для того, чтобы они разработали проекты изменений городской инфраструктуры с точки зрения внедрения беспилотных автомобилей. В июне будет проведен конкурс, победитель получит грант в $50 млн. на реализацию изменений
      • Сингапур и Великобритания уже запустили тестовые зоны с маршрутами беспилотных автомобилей
      • Новые велодорожки – прототипы будущих выделенных полос для беспилотников, построят на 23 улицах Москвы.
    • Технологии.
    • Прорыв в машинном обучении позволил добиться качественного новых технологий в компьютерном зрении. Автомобили научились различать статические и, что еще более важно, динамические объекты на дорогах, а скорость обработки данных и качество отфильтрованного сигнала позволяют автомобилю безопасно передвигаться в условиях городской среды.
    • Развитие технологий интернет вещей (IoT) позволяет реализовывать концепцию connected car, согласно которой машины, находящиеся в движении мгновенно информируют друг друга о любых изменениях на дороге и адаптируют свое поведение в соответствие со складывающейся ситуацией. Например, на основе такой концепции в одном из проектов удалось сократить время приезда скорой помощи почти на 30%, заранее передавая сигналы о необходимости освободить полосу всем автомобилям, находящимся в той же полосе.
    • Подобная концепция будет совершенно необходима для беспилотников, т.к. вряд ли беспилотнику будет понятен завывающий сигнал, который к тому же могут издавать и машины с очень важными пассажирами
    • Привычки. Беспилотные автомобили будут достаточно дороги для покупки и использования в личных целях (во всяком случае первые 5-10 лет). Но привычки, которые создают у потребителей ко-шеринговые и райд-шеринговые компании, а также службы такси (Яндекс, Gett, Uber,Lyft) позволяют надеяться, что амортизировать стоимость приобретения беспилотного автомобиля можно будет на большое число городских «водителей/пассажиров», а значит поездка станет дешевой. Привычка отказа от личного транспорта в пользу моделей carsharing / ridesharing позволяет надеяться на продуктивное внедрение технологии беспилотных автомобилей на массовых рынках

    Как быстро все может случиться?

    Мы можем наблюдать большое количество пилотных запусков в разных городах мира. Весь вопрос в том, как быстро произойдет ролл-аут и от пробных запусков и пилотов эффекты станут видны на макро уровне?

    Может быть, мы не правы и ускоряем события, но массовое внедрение произойдет гораздо быстрее, чем мы думаем. Посмотрите на график массового внедрения новых технологических продуктов в США (источник BlackRock). Он характеризуется очень быстрым ростом функций, а с точки зрения использования беспилотных автомобилей он будет еще стремительнее расти, хотя бы потому, что населению не нужно будет инвестировать значительные средства в покупку автомобиля (спасибо Uber и Carsharing). Зачем приобретать беспилотный автомобиль в личное пользование, когда ты можешь им дешево воспользоваться?

    Доминирующее влияние на рынок беспилотных автомобилей будет оказывать не приобретение автомобилей в собственность, а совместное и служебное использование. Потребителю нужно будет только скачать мобильное приложение, прикрепить свою банковскую карту и начать пользоваться услугами.

    В разговорах со многими малыми, средними и даже крупными бизнесами авто индустрии мы часто задавали один и тот же вопрос: «Вы думали, как изменится ваш бизнес, когда беспилотные автомобили будут повсеместно?»

    Российские компании (даже те, кто вышли на международные рынки) в 95% случаев отвечали: «Это будет нескоро и у нас есть более насущные вопросы». Как бы хотелось поделиться с ними личным опытом работы в бизнесе медиа носителей, где доминировала аналогичная точка зрения. В реальности, практически полный переход на интернет-распространение музыки, кино и компьютерных игр в России произошло быстрее, чем в европейских странах и даже быстрее, чем в США. А вот европейцы, азиаты и американцы уже вовсю перестраивают свои бизнес-модели с учетом наступающей эпохи беспилотников.

    Что изменится после массового внедрения автомобилей беспилотников и какие возможности откроются?

    Читать еще:  Обзор Chery Tiggo 7 2018
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector