0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое турбояма и почему она возникает

Турбояма: что это такое и как от нее избавиться

Многие современные автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями попадают в турбояму. А все происходит только из-за того, что с целью увеличить эффективность, мощность авто, моторы оборудуются специальными турбинами. Благодаря им повышается уровень подачи воздуха в камеру, вследствие чего происходит полное сгорание топлива и, тем самым, повышается эффективность работы транспортного средства. Но именно из-за неправильной работы турбины образуется турбояма.

Это устройство весьма простое, но польза от него ощутима. Оно снижает уровень расхода топлива, и увеличивает полезность использования получаемой энергии.

Но во всем этом есть небольшой нюанс. Именуют его турбоямой, когда на некоторый период пропадает возможность повышения эффективности работы, где установлен турбокомпрессор. Происходит это, когда водитель пытается резко увеличить скорость.

Немного о принципе работы турбокомпрессора

Прежде чем начинать подробно рассматривать турбоямы, целесообразно разобраться, как же работает этот самый компрессор. Почему это явление становится возможным. По сути, вся конструкция компрессора состоит с двух цириндров с крыльчатками, подсоединенных с одной стороны к системе выхлопного тракта, а с другой — к системе нагнетания воздуха. Камеры герметичны, но крыльчатки находятся на одной оси.

Принцип работы компрессора весьма прост. Горячие выхлопные газы, выталкиваемые с компрессора, попадают на крыльчатку, заставляя ее вращаться, тем самым запуская механизм принудительной подачи воздуха с другой стороны.

Чем быстрее осуществляется воспламенение топлива и раскручивается «выхлопная» сторона крыльчатки, тем больше воздуха подается в камеру сгорания. Чтобы не превысить порог максимального уровня оборотов, куда попадают выхлопные газы, предусматривается дополнительный стравливающий клапан, благодаря которому есть возможность поддерживать оптимальный уровень оборотов турбокомпрессора.

Почему возникают турбоямы

Теперь немного о том, почему же возникает турбояма на дизеле или бензиновом моторе. Причин не так уж и много. При резком нажатии на педаль газа и увеличении подачи топлива, до момента его полного сгорания и попадания выхлопных газов в увеличенном количестве на крыльчатку, чтобы запустить ее в более высокий оборотный режим, проходит некоторое время. Именно оно именуется турбоямой.

Длительность «нерабочего» периода, в зависимости от регулировки силового агрегата, его марки, модели, может находиться в пределах нескольких долей секунд.

Возникновение турбоям и их продолжительность не влияет на то, каким типом двигателей оснащен автомобиль. Они оба подвержены этому.

Как избавиться от турбоям

Итак, как убрать турбоямку двигателя. Сегодня существует три основных способа борьбы с этим неприятным явлением:

  • чип-тюнинг;
  • установка специальной турбины с изменений геометрией;
  • установка дополнительной (второй, большего размера) турбины.

Первый случай предусматривает регулировку параметров работы движка. Является наиболее дешевым, но весьма эффективным способом снижения уровня пагубного воздействия турбоям.

Второй способ может практически полностью избавить автовладельца от возникновения неприятного провала. Но ему придётся влететь в солидные затраты, ибо установка таких деталей весьма дорогое занятие. Но устранение турбоямы уж точно не понадобиться, так как ее просто не будет.

То же касается и третьего способа. Хотя наличие второй турбины гарантирует обеспечение постоянного уровня мощности подачи газовой смеси, даже при условиях резкого увеличения скорости движения транспортного средства. Это позволяет уменьшить возможность появления проблем.

Что такое турбояма и как от нее избавиться

Малый провал, который возникает при работе в автомобилях, оснащенных турбинами, принято считать турбоямой. Такое явление возможно обнаружить при условии, что обороты двигателя низки и всего лишь колеблются от 1000 до 1500. Самое большое влияние возможно увидеть на моторах, работающих на дизеле.

Содержание:

В основном все это происходит от того, что турбины в основном работают на высоких оборотах, чего нельзя сказать о низких. Именно с этим связано то, что если в дороге резко увеличить скорость, то машина отреагирует лишь через некоторое время. Автолюбителям рекомендуется привыкнуть к таким явлениям, так как при перестроении из ряда в ряд необходимо быть предельно внимательным.

Виды двигателей и проявление в них турбоямы

В связи с тем, что турбоямы возникают, в народе принято считать, что такие явления могут сопровождаться исключительно в дизельных двигателях. Однако такие суждения не являются исконно верными. Дизель на самом деле является низкооборотистым типом внутреннего сгорания, однако в основном рабочие обороты достигают всего лишь 3000. Именно поэтому наиболее заметно явление турбоямы на этих двигателях.

Бензиновые моторы также не являются исключением из правил, турбояма возникает и у них.

Как на дизельном, так и на бензиновом двигателе холостые обороты колеблются от 800 до 1000 оборотов. Именно в связи с этим если резко ускориться в движении, то турбояма возникнет и в том, и в другом случае. Наиболее страдают от турбоямы двигатели с турбинами, которые приводятся в действие при помощи энергии выхлопных газов, но существуют и иные типы.

Компрессоры двух видов

Механический компрессор наиболее распространен среди американских производителей. В основном на таких автомобилях явление турбоямы неизведанно. Такого рода компрессор не зависит от выхлопных газов, в рабочее состояние заводится благодаря вращениям коленчатого вала. Чем выше скорость вращения у вала, тем выше компрессорное давление воздуха.

Такой популярности не имеет электрический компрессор, как иные виды, но также используется в мировых брендах. В таком случае также отсутствует привязка к выхлопным газам, работа такого компрессора осуществляется от электроэнергии, что позволяет значительно увеличивать давление «внизу» и «вверху». Именно такая конструкция помогает избавиться от существенных недочетов в оборотах.

В связи с чем возникает проблема турбоямы?

Турбина, которая приводится в работу при помощи энергии отработанных газов, выглядит как две почти похожих крыльчатки. Они закреплены с одним валом, но находятся на разных камерах, поэтому нет соприкосновения друг с другом, а также находятся в полной герметизации. Одна из крыльчаток является ведущей, вторая же ведомой.

Ведущая крыльчатка раскручивается при помощи выхлопного газа, который выходит из мотора, при ее вращении передается энергия ведомой крыльчатке, которая, в свою очередь, также вращается. Ведомая крыльчатка в свою очередь начинает процесс засасывания уличного воздуха, который подается под высоким давлением в двигатель.

И первая, и вторая крыльчатка набирают приличное количество оборотов, число которых достигает до 50 тысяч, а бывает и выше. В таком случае давление, которое входит в систему, достигает максимальных показателей. Количество оборотов непосредственно зависит от потока выхлопа, чем выше его показатели, тем выше количество оборотов на турбине.

Многие системы оснащены специальным клапаном, который выполняет функцию «сброса давления», который называют по-иному «байпасным» клапаном. Именно данный клапан сделан таким образом, что отвечает за сброс и полный контроль лишнего давления. Если же не будет таких действий, то система подачи смеси топлива может быть повреждена. Двигатель также может выйти из строя. Если обороты высоки, то система будет отличаться особой производительностью, именно в этом случае поток выхлопа увеличивается в разы. Однако в низах ситуация будет обстоять не так хорошо.

Если обороты холостые, то при ускорении, водитель жмет педаль газа и ожидает моментальной реакции, однако его ожидание не оправдывается. Такое ожидание продолжается до 3 секунд. После этого машина делает характерный выстрел, который и называют турбоямой.

Ситуация обстоит в следующем. Когда идет нажим на педаль газа, то топливная смесь проходит в цилиндры, после этого она сгорает в качестве выхлопа выходит наружу, что приводит в действие турбину. Если обороты слабые, то поток выхлопных газов снижается, что приводит к замедлению крыльчаток.

Турбояму можно охарактеризовать, как задержку мощности, которая заметна при нажатии на педаль. Если нажимать на педаль постоянно, то выхлоп будет идти на полную мощность, что исключает появление турбоямы.

Как убрать данный эффект?

Неоднократно производители задумывались над решением данной проблемы. Для того чтобы избавиться от турбоямы, необходимо устанавливать дополнительную турбину. Зачастую дополнительная турбина является механической, реже – электронной. Такого рода двигатели принято называть с двойным наддувом.

Принцип действия такого двигателя предельно прост – низкие обороты приводят в действие механическую или же электронную турбину, именно это дает давление, что ускоряет автомобиль даже с холостых оборотов. После этого включается обычная турбина и это избавляет автомобиль от турбоямы.

Видео

Что такое «турбояма» и почему она возникает

Некоторые автомобилисты могли слышать такой термин, как «турбояма», а некоторые даже самостоятельно сталкивались с этим во время движения. Турбояма — это эффект, возникающий в тот момент, когда автомобилист выжимает педаль газа, чтобы быстро набрать скорость, но получает провалы в оборотах. Как правило, такое встречается на турбированных силовых установках.

Турбояма — совсем неприятное явление, которое возникает на дизельных и бензиновых моторах, оснащенных турбиной. Главная проблема такого явления заключается в нарушении динамики. Соответственно, водитель сталкивается с задержкой при разгоне транспортного средства. Но почему такое происходит? Дело в том, что во время подачи топлива в большем количестве, двигатель начинает растить мощность. В случае, если возрастает только подача топлива, это приводит к частичному сгоранию — в итоге, вместо роста водитель получает обратный эффект. В подобных ситуациях топливо не догорает полностью из-за того, что наблюдается недостаточное количество кислорода, который является неотъемлемым компонентом в этом процессе. Так специалисты придумали турбину, которая обеспечивает топливо необходимым количеством воздуха.

Выхлопные газы способы доводить турбину до 150 тысяч оборотов в минуту. Чем больше в системе выхлопных газов, тем больший объем воздуха будет проходить в камеру сгорания. Чтобы контролировать подачу воздуха, специалисты придумали байпас. Он выполняет очень важную задачу — скидывает некоторое давление выхлопных газов, чтобы силовая установка не работала на износ. Однако, у такой конструкции есть некоторые недостатки. Представим ситуацию — едет водитель по дорогу на медленной скорости и решает резко ускориться. Жмет до упора педаль газа, а в ответ получает падение оборотов и больше ничего. Вот это и называется турбоямой, которая вызывается задержкой турбины.

Читать еще:  Обзор Chevrolet Blazer 2019

Дело в том, что когда водитель резко нажимает на газ, возрастает количество топлива, подаваемого в систему. Однако, для большего забора воздуха не хватает выхлопных газов, потому что для их возникновения нужно разгоняться постепенно. Выходит замкнутое колесо. Большой объем топлива требует больше воздуха, подачей которого занимается турбина. А последняя требует больше выхлопных газов, которые могут накопиться только после сгорания того самого большего количества топлива. Кто-то скажет, что это полный бренд, но на самом деле так оно и есть. Если водитель не задумывается и выжимает газ до упора, он получит турбояму и ничего больше, так как ускорение у таких двигателей допустимо только при постепенном увеличении всего, что нужно в процессе.

Есть ли решение проблемы. Частично этот дефект можно назвать решенным. Специалисты придумали турбину, которая может менять геометрию. Другие инженеры решили применять отдельную турбину, которая сохраняет определенный запас воздуха на экстренный случай, чтобы не возник эффект турбоямы.

Итог. Некоторые водители могут сталкиваться необычным явление во время движения — выжимаешь газ до упора, а вместо ускорения падают обороты и машина никак не реагирует. Этот эффект известен как «турбояма». Специалисты находят весьма доходчивое объяснение его появления.

Что такое турбояма? Как с ней бороться?

Турбояма является последствием инерционных процессов происходящих в турбомеханизме. Ее проявление характеризуется провалом в ускорении после нажатия на педаль газа, сопровождающимся последующим рывком. Это влияет на комфорт управления автомобилем не в лучшую строну. Особо заметно ощущение турбоямы при выполнении обгона, когда задержка в реакции машины на педаль газа может привести к аварийной ситуации.

Причины проявления турбоямы

Наиболее яркое проявление турбоямы происходит при динамическом стиле езды. Водитель вдавил педаль акселератора в пол, а ускорение начинается только после выхода турбины на рабочее давление. Данный эффект присутствует как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.

При подаче большого количества бензина или солярки в камеру сгорания, мощность двигателя должна возрасти. Произойдет это только при полном сгорании топливовоздушной смеси. В турбированных моторах при подачи горючего, не хватает кислорода, что снижает крутящий момент.

Обеспечивать достаточное количество воздуха возложено на турбину. В классическом исполнении она представляет собой две крыльчатки, закрепленные на едином валу и расположенные в двух раздельных камерах. Первая крыльчатка вращается от выхлопных газов, приводя в действие вторую. Та, в свою очередь, захватывает воздух и под давлением подает его в камеру сгорания. Чем больше выхлопных газов вращает крыльчатку, тем больше свежего воздуха турбина подает в цилиндры.

При нажатии на педаль газа происходит моментальное увеличение подачи топлива. После его сгорания газы попадают на крыльчатку, но повышение оборотов турбины происходит с определенной инерцией. Это не дает двигателю развить полную мощность. Лишь при достижении турбиной необходимых оборотов происходит ожидаемое ускорение автомобиля.

Методы борьбы с турбоямой на дизеле

Одним из наиболее популярных способов уменьшения эффекта турбоямы на дизеле является установка системы улиток с различным сечением. Это позволяет подавать газы через каналы с отличающимися диаметрами, ускоряя турбину постепенно. Соответственно турбояма и рывок пропадают.

На оборотах, близких к холостому ходу, в работе находится преимущественно меньшая улитка. При увеличении воздействия на педаль газа подключаются поочередно каналы, большего сечения. Количество улиток и их конфигурация у каждой модели авто может отличаться.

Особенности устранения турбоямы на бензиновом моторе

Бензин при сгорании образует меньшее количество выхлопных газов. Это также влияет на скорость изменения частоты вращения турбомеханизма. Для того, чтобы автовладелец не узнал, что такое турбояма, автопроизводители разрабатывают всевозможные конструктивные решения. Появление нагнетателя, позволило избавится от зависимости объема подаваемого воздуха в камеру сгорания от количества выхлопных газов.

Для высокодинамичных машин используется измененная компоновка радиатора, который располагается под углом. Недостатком ухода от фронтального размещения является снижение поступления воздуха, охлаждающего двигатель. При этом воздушный поток раскручивает турбину, создавая давление на крыльчатке турбомеханизма.

Нивелирование эффекта турбоямы

Для того, чтобы избавиться от неприятного эффекта, которым обладают двигатели с турбонаддувом, рекомендуется переходить перед обгоном на низшую передачу. Это позволяет убрать турбояму, но мотор начинает потреблять больше топлива. Дискомфорт может доставить и необходимость работать рычагом КПП.

Турбояма может быть уменьшена чип-тюнингом. Эффективность зависит от мастерства специалиста. Необходимо учитывать, что если владелец удалил турбояму, перепрошив ЭБУ, автомобиль может потерять гарантию.

Автопроизводители постоянно совершенствуют конструкции силовых установок, в результате чего турбояма становится менее заметной. Полное ее устранение до сих пор достичь не удалось, поэтому ее наличие важно учитывать при вождении авто с турбонадувом.

Что такое турбояма и почему она возникает

Статья о турбояме — что это такое, почему она возникает, особенности явления. В конце статьи — видео о турбоямах.

Содержание статьи:

  • Суть процесса
  • Как и почему возникает турбояма
  • Некоторые особенности
  • Видео про турбояму

«Турбояма» (или «турболаг») – это кратковременный провал (задержка) при наборе скорости и оборотов турбодвигателя после резкого нажатия на педаль «газа» (акселератора).

Как правило, это явление возникает при работе турбодвигателя на низких оборотах (1000 – 1500 об/мин) и связано с инерционностью турбосистемы, когда для раскрутки ведущей крыльчатки турбины потоком выхлопных газов требуется некоторое время (2-3 сек). В результате автомобиль ускоряется не плавно, а «скачком». турболаг может ощущаться как на «дизеле», так и на бензиновом турбодвигателе. Просто, на «дизеле», в силу его конструктивной особенности, турболаг ощущается сильнее.

Суть процесса

В турбине турбодвигателя установлены 2 крыльчатки – «ведущая» и «ведомая», с жестким креплением к общему валу и расположением в отдельных герметизированных камерах.

В силу того, что обе крыльчатки (ведущая и ведомая) жестко прикреплены к одному общему валу, ведомая крыльчатка тоже начинает вращаться и нагнетать атмосферный воздух в камеры сгорания цилиндров. Крыльчатки турбины способны вращаться со скоростью более 150 000 об/в минуту. И чем сильнее поток выхлопного газа будет давить на ведущую крыльчатку, тем быстрее будет вращаться ведомая крыльчатка и, соответственно, тем мощнее будет нагнетаться воздух в камеры сгорания цилиндров.

На раннем этапе эксплуатации в описанном выше технологическом процессе существовала опасность так называемого «разноса мотора», когда обороты мотора начинали бесконтрольно (независимо от водителя) расти, а с ними (при включенной передаче) начинала бесконтрольно увеличиваться и скорость. Мотор как бы выходил из-под контроля и «шел в разнос», буксуя на месте, бесконтрольно разгоняясь и выдавая из выхлопной трубы черный или белый густой дым с языками пламени и сильным шумом. Чем и как плохо это могло закончиться, представить себе не трудно…

Чтобы ограничить число оборотов турбины и спасти мотор от «разноса», в конструкции турбодвигателя стали применять перепускной клапан для сброса некоторой части выхлопного газа (точнее, сброса его давления). Однако такой способ спасения от «разноса» принес и недостаток – эффект турбоямы.

«Замкнутый круг» (или как и почему возникает турбояма)

Чтобы увеличить скорость движения, необходимо нарастить обороты двигателя, для чего требуется нажать на педаль «газа».

Как уже говорилось выше, при нажатии на педаль «газа» в цилиндры двигателя начинает поступать топливо, и чем сильнее водитель жмет на «газ», тем большее количество топлива поступает в цилиндры. Но для увеличения оборотов и скорости, топлива в цилиндрах должно быть не только больше, но оно должно еще и полностью и быстро сгорать. А чтобы топливо горело, требуется воздух, и чем большее количество топлива подается в цилиндры, тем больше требуется воздуха для его сгорания.

Как говорилось выше, за доставку воздуха в камеры сгорания цилиндров отвечает вторая (ведомая) крыльчатка, и чем больше будут ее обороты, тем большее количество воздуха она сможет нагнетать в цилиндры. Однако ведомая крыльчатка жестко связана на общем валу с первой крыльчаткой (ведущей), поэтому количество оборотов ведомой крыльчатки зависит от количества оборотов ведущей. Чем больше будет оборотов у ведущей крыльчатки, тем больше будут обороты ведомой.

Но для сгорания повышенного количества топлива требуется повышенное количество воздуха, который нагнетается второй (ведомой) крыльчаткой. И пока ее обороты не увеличатся, топливная смесь будет переобогащенной, с недостатком воздуха. Соответственно, топливо будет хуже и медленнее сгорать, а поток отработанного газа также будет увеличиваться медленнее.

В итоге, получается «замкнутый круг», когда после резкого нажатия на педаль «газа» повышенное количество топлива в цилиндре не может быстро сгореть, пока вторая (ведомая) крыльчатка не нагонит достаточного количества воздуха. А первая (ведущая) крыльчатка не может быстро раскрутить вторую (ведомую) из-за еще слабого потока отработанного газа (а часть «запасного» давления газа сбрасывает перепускной клапан, в целях безопасности и не допущения «разноса»). В результате мы имеем следующее:

    Воздуха для сгорания топлива не будет достаточно до тех пор, пока не будет необходимого давления от потока отработанного газа, чтобы ведущая крыльчатка раскрутилась сама и смогла раскрутить ведомую, которая нагнетает воздух. (Часть «запасного» отработанного газа, способного поддержать обороты ведущей крыльчатки на должном уровне, сбросит перепускной клапан).

Читать еще:  Стали ли российские дороги безопаснее

А достаточного давления от потока выхлопного отработанного газа для ведущей крыльчатки не будет до тех пор, пока быстро не сгорит все топливо и не выделит выхлопной отработанный газ.

А топливо не сгорит быстро до тех пор, пока не будет достаточного нагнетания воздуха ведомой крыльчаткой, обороты которой зависят от ведущей.

И так далее, по кругу.

Таким образом, образуется переобогащенная топливная смесь, и имеет место временной «лаг» при замедлении сгорания переобогащенного топлива. Что и приводит к эффекту – «турболаг» («турбояма»).

Любой процесс требует строгого соблюдения последовательности технологической цепочки, а для этого требуется время (пусть даже и небольшое, 2-3 сек). Нельзя сначала быстро сжечь нужное количество топлива в цилиндре, а потом добавить туда воздуха, чтобы лучше горело!

Некоторые особенности процесса

Эффект турбоямы является характерным для турбодвигателей, в которых используется энергия выхлопных газов. Однако есть и другие виды турбодвигателей, в которых для нагнетания воздуха в цилиндры используется не энергия выхлопных газов, а механический или электрический компрессоры. В таких турбодвигателях эффект турбоямы встречается редко или отсутствует вовсе.

    Механический компрессор – популярен у американских производителей. В двигателях с таким компрессором сила нагнетания воздуха в цилиндры зависит от вращения коленчатого вала. Чем больше будут обороты коленвала, тем больше воздуха будет нагнетать механический компрессор.

  • Электрический компрессор – менее распространен и используется в некоторых немецких авто. Как понятно из названия, он работает на электричестве и способен подавать воздух как при низких, так и при высоких оборотах турбодвигателя. Это позволяет избегать эффекта турбоямы при любом диапазоне оборотов.
  • Также следует отметить, что эффект турбоямы не остался без внимания производителей, работающих с газотурбинными моторами. Поэтому сегодня данный эффект можно встретить не на всех турбодвигателях, использующих энергию отработанного газа.

    Например, для устранения эффекта турбоямы компания «Volvo» применяет баллон со сжатым воздухом. При резком нажатии на педаль «газа» баллон открывается и отправляет воздух из баллона к цилиндрам по кратчайшему пути, чтобы не допускать переобогащения топлива и исключить временной «лаг» при его сгорании.

    Некоторые производители решают проблему турболага с помощью дополнительной турбины (чаще — механической, реже – электронной). Турбодвигатели с такими турбинами имеют название – «TWIN TURBO» (с двойным наддувом). В подобных моторах при низких оборотах сначала задействуется механический (или электронный) вариант турбины, создающий давление для набора оборотов и скорости с «холостого старта». А потом вступает в работу обычная турбина, работающая с выхлопным газом. Такой алгоритм работы позволяет достаточно эффективно предотвращать образование турбоямы.

    Другой вариант – установка турбины с измененной геометрией сопла.

    Исключительно в «турбодизелях» устранить турболаг при небольших оборотах мотора можно с помощью установки специального устройства «пауэр бокс — Smart Diesel», с подключением его к датчику топлива. Данное устройство будет адаптировать работу турбодвигателя в соответствии с командами, поступающими из блока управления.

    Заключение

    Такое явление, как турбояма (турболаг) не принято считать серьезной неисправностью, которую обязательно и сразу нужно устранять. Для многих водителей это явление уже давно стало привычным и считается очередной особенностью вождения, которую просто нужно учитывать и к которой нужно привыкнуть. Например, как особенность вождения заднеприводных и переднеприводных автомобилей, когда при заносе заднеприводного нужно сбрасывать «газ», а при заносе переднеприводного, наоборот – надо «давить на газ».

    Если же вы все-таки решили устранить эффект турболага, то для этого вовсе не обязательно сразу покупать новую турбину. Для решения этой проблемы можно обратиться в специальное «тюнинговое ателье» (или автосервис), которых сейчас предостаточно. Там специалисты легко подберут оптимальный вариант для вашего турбодвигателя и по техническим параметрам, и по стоимости.

    Видео про турбояму:

    В чем причины появления турбоямы? Как исправить положение?

    Для владельцев автомобилей с турбированным двигателем данная ситуация не является новостью, большинству она очень хорошо знакома. Многие уже догадались, что в статье пойдет речь о турбояме, иногда появляющейся во время эксплуатации авто. Рассмотрим процесс образования данного явления, определим причины и установим, как правильно исправить положение.

    Что такое турбояма?

    Если все объяснить более простым языком, то турбояма представляет собой обычный сбой в работе двигателя, выраженный в нарушении, при увеличении оборотов автомобиля, причиной которого стали явления инерции турбоустановки. Простым примером является следующая ситуация. Нажимая на педаль газа, в целях повышения скорости, автомобиль разгоняется на доли секунд позже положенного. В результате наблюдается некий скачок оборотов, именуемый в среде автолюбителей турбоямой.

    Ситуация заключается в следующем. Приводя в действие педаль акселерации, происходит процесс повышения подачи топливной смеси. Если данная субстанция обделена должным количеством кислорода, то определенная часть просто не прогорит, что приводит к снижению мощности двигателя. Здесь, в качестве средства разбавления горючего с воздухом, выступает турбокомпрессор, монтируемый в моторный отсек.

    Механизм подразумевает пару устройств соединенных с валом, но имеющих собственные камеры. Эти устройства именуются крыльчатками. Одна из них, являясь основной, запускается за счет выхлопных газов, поступающих в нее, а вращается она в результате импульсов вращения другой крыльчатки, вследствие плотного соединения с валом. Главная задача последней, нагнетать потоки воздуха, предназначенных для цилиндров ДВС.

    Процесс образования

    Функционирующая турбина способна развивать скорость свыше 140 тысяч об/м. Интенсивность деятельности двигателя прямопропорциональна количеству выхлопов, способствующих раскрутке крыльчаток. Чем она выше, тем больше продуктов выхлопа. Для обеспечения безопасности имеется клапан, расположенный внутри системы. В случае возникновения повышенных значений скорости вращения турбины, клапан срабатывает, снижая давление газа. Из этого следует, что небольшое устройство, страхует не только турбину, но и двигатель автомобиля целиком.

    Появление турбоямы обусловлено несоответствием процесса сгорания топлива. Турбина должна вступать в работу после прогорания увеличенной горючей смеси. Турбояма возникает именно в результате задержки сгорания топлива.

    Как устранить данное явление?

    На данный момент известны следующие способы исправления ситуации:

    Монтаж пауэрбокса. Здесь подразумевается установка, подключаемая к датчику топлива. Функция датчика изменять режим деятельности двигателя в соответствии с сигналами. Устройство достаточно эффективно, в результате его деятельности снижается потребление топлива, эффект турбоямы устраняется;

    Чип-тюнинг. Основным направлением данной манипуляции является создание условий для минимизации времени задержки, по средствам изменения настроек. Перестройке подвергается блок управления двигателя. Используя компьютер, настройки по умолчанию, задаются в соответствии с нормальной работой. Произвести подобный тюнинг не сложно, тип двигателя не имеет значения. Услуги, как правило, не самые дорогие.

    Способы устранения проблемы указаны именно для автолюбителей являющиеся хозяевами автомобилей с турбинами старого образца. Производители транспортных средств не стоят на месте, разные компании изобретают свои собственные способы решения проблемы турбоямы. В некоторых случаях происходит это за счет установки дополнительной турбины, либо дополнительного компрессора.

    Турбояма — причины появления и методы избавления

    Ситуация, о которой бы мы хотели рассказать в нашей сегодняшней статье, знакома большинству автолюбителей, обладающих машинами с турбированными силовыми агрегатами. Речь о турбояме, периодически возникающей в процессе поездки. Давайте разберемся, что собой представляет турбояма, каковы причины её возникновения, а также какие методы помогут избавиться от этого неприятного явления.

    Что представляет собой турбояма?

    Выражаясь простым языком, турбоямой можно назвать провал, возникающий во время наращивания двигателем автомашины оборотов из-за инерционных явлений турбоустановки. На практике это выглядит очень просто: водитель нажимает на газ, желая увеличить скорость, но его автомобиль начинает разгон не сразу, а лишь спустя некоторые доли секунды. Этот скачок оборотов и принято называть турбоямой.

    Дело в том, что нажимая на акселератор, автолюбитель подает увеличенное количество горючего. Если закачивающаяся в двигателе смесь будет недостаточно богата кислородом, то она будет прогорать не полностью, вызывая одновременное падение мощностных характеристик силового агрегата. Чтобы этого не происходило, мотор оборудуется турбокомпрессором, который призван «разбавлять» увеличенное количество горючего дополнительным воздухом. Такая турбо-система представляет собой пару крыльчаток, прикрепленных к общему валу, однако разграниченных отдельными камерами. Ведущая крыльчатка приводится в действие благодаря поступающему потоку выхлопных газов, а вращение происходит из-за передачи поступающих вращательных импульсов от первой крыльчатки, посредством жесткого соединения с общим валом. Она тоже приводится в действие, главная задача которой состоит в нагнетании воздушного потока, подаваемого в цилиндры двигателя.

    Как возникает турбояма?

    Скорость вращения работающей турбины может достигать 150 тысяч оборотов в минуту. Чем выше интенсивность работы мотора, тем большее количества выхлопа, раскручивающего систему крыльчаток, он производит. Чтобы рост оборотов не приводил к запредельным значениям скорости вращения турбины, внутри неё устанавливается специальный перепускной клапан, позволяющий сбросить избыток газового давления. Тем самым клапан спасает от выхода из строя не только саму турбину, но и непосредственно силовой агрегат автомобиля.

    Основной причиной появления турбоямы служит тот факт, что включение турбины в работу должно происходить только после того, как увеличенная порция топлива прогорит и выделит соответствующее количество выхлопных газов. На практике именно задержка, связанная со сгоранием горючего после нажатия водителем на педаль газа, и является той самой причиной появления турбоямы.

    Читать еще:  Особенности эксплуатации ремня генератора

    Можно ли избавиться от турбоямы?

    Избавиться от явления турбоямы, разумеется, возможно. Существует два метода, эффективно применяющихся на практике.

    • . Чип-тюнинг. Главный смысл этого способа состоит в изменении параметров работы мотора, делающих возникающую задержку минимальной. Процесс чип-тюнинга представляет собой изменение настроек, «зашитых» в блок управления моторным агрегатом. При помощи специального компьютера настройки, установленные по умолчанию, изменяются, после чего движок начинает ориентироваться на заданные параметры. Сделать чип-тюнинг не составит труда как на бензиновых силовых агрегатах, так и на дизельных. Стоимость подобной услуги невысока.
    • Установка пауэрбокса. Второй метод заключается в подключении к датчику топлива специального электронного устройства, изменяющего режимы работы мотора в соответствии с поступающими сигналами. Применение пауэрбокса является более эффективным, так как его наличие не только полностью нейтрализует эффект турбоямы, но и способствует снижению топливного потребления.

    Подведем итоги

    В настоящее время инженеры крупнейших автомобильных производителей избавились от разбираемого нами силового провала. Некоторые компании стали использовать турбирующие установки, обладающие изменяемой геометрией, другие установили вторую турбину, имеющую механический привод, третьи поставили дополнительный компрессор, создающий требующееся для резкого ускорения автомобиля давление воздуха. Для автолюбителей, обладающих турбинами старого типа, прекрасным бытовым решением проблемы турбоямы станет один из способов, описанный нами в статье.

    Ниже вы можете просмотреть видео о том, как работает двигатель автомобиля с турбиной и компрессором.

    Что такое турбояма при движении авто и как ее убрать

    Почти все двигатели внутреннего сгорания, оборудованные турбонадувом, имеют так называемую турбояму (турбо-лаг). Этот эффект обусловлен конструкцией самой турбины.

    Турбояма проявляет себя при небольших оборотах двигателя, когда водитель резко нажимает на акселератор, а двигатель выдает мощность с задержкой.

    Как это работает

    Этот эффект возникает из-за инерции деталей турбины. Турбина состоит из двух улиток – горячей и холодной. В каждой из них крутится крыльчатка, соединенная одним общим валом. Выхлопные газы, попадая в горячую улитку, раскручивают крыльчатку, которая через вал передает усилие на соседнюю крыльчатку, находящуюся в холодной улитке. Таким образом создается давление надува. Скорость турбин очень высокая, до 150 тыс. оборотов в минуту.

    Проблема в том, что крыльчатки и вал имеют собственную массу. Чем она больше, тем больший момент инерции, и тем дольше времени занимает раскрутка турбины. Большие турбины имеют больший турбо-лаг, но способны давать большее давление и большую производительность. Маленькие турбины с легким валом и крыльчатками, имеют меньший момент инерции и, соответственно, меньшую турбояму. Но давление и производительность у них также меньше.

    Как инженеры решают эту проблему

    На самом деле, существует очень много путей решения этой проблемы. От установки отдельной системы подачи топливной смеси непосредственно в горячую улитку турбины – до отдельного бака с запасом сжатого воздуха (который пополняется при работе турбины на максимальных оборотах) для подачи его во впускной тракт. Но такие решения на серийных машинах не прменяют.

    Распространенная практика – установление нескольких нагнетателей. Механического или электрического для низких оборотов и, собственно, турбины для высоких оборотов. Также кое-кто из автопроизводителей устанавливает последовательно большую турбину для высоких оборотов и маленькую – для низких.

    Уменьшает турбояму и изменение длины и объема впускного тракта. Большое значение имеет расположение собственно турбины (чем меньше расстояние от выпускных клапанов до горячей улитки – тем меньше турбояма). В целом же на турбому влияет огромное количество факторов.

    В реальной жизни

    У подавляющего большинства «гражданских» стоковых автомобилей, предназначенных для дорог общего пользования, ощутимых проблем с турболагом не возникает. Это достигается сбалансированными заводскими настройками системы управления двигателем и автоматической коробки передач.

    Как правило, значительно ощутимее эффект турбоямы становится при не очень удачных попытках чип-тюнинга. В большинстве случаев мощность двигателя возрастает на высоких оборотах, а на низких наоборот – уменьшается. После таких модернизаций автомобиль становится более динамичным, но менее комфортным.

    Рекомендации Авто 24

    Как правило, четко выраженный эффект турбоямы присущ мощным спортивным автомобилям. Он заставляет пилота постоянно держать высокие обороты двигателя, раскручивая турбину. Те, кто хочет увеличить мощность своего стокового авто методом чип-тюнинга или установкой более производительной турбины, должны быть к этому готовыми.

    Сочетание спорта с комфортом – очень сложная задача, справиться с которым могут разве что целые инженерные отделы крупных автопроизводителей. Небольшим тюнинговым ателье это удается далеко не всегда.

    Что такое турбояма и как избавиться от нее

    Из статьи вы узнаете:

    • Что такое турбояма;
    • как с ней пытаются бороться различные автомобильные производители.

    Если оперировать простыми, понятными обыкновенному автолюбителю понятиями, то турбояма — это явление, когда давления наддува (обычно выхлопных газов), подаваемого на лопасти турбины двигателя, не хватает для того, чтобы раскрутить ротор на полную силу.

    Проходит некоторое время, пока давление газов в так называемой «улитке» (это система выхлопных труб, по которым сжатые газы поступают на крыльчатку ротора) возрастет до необходимой нормы.

    Все это время (обычно несколько секунд, которые длится турбояма) мотор, предусмотренный к штатной работе при помощи турбо-нагнетателя, работает в режиме обычного дизель — атмосферника. То есть выдает на порядок меньше мощности, и не дает возможности резко разогнаться, нарастив мощность.

    1. Причины появления турбоямы
    2. Как пытаются избавиться от турбоямы производители
    3. Турбояма возможна не только на дизеле
    4. Турбояма и радиатор

    Причины появления турбоямы

    Особое внимание – современным турбированным дизелям.

    Особенно подвержены, такому нежелательному явлению как турбояма, современные автомобильные дизель — двигатели, на которых турбина предусмотрена изначально для того, чтобы нейтрализовать более поздние (по сравнению с бензином) воспламеняющие свойства.

    И вот именно на дизелях, которые возможно спроектировать высокооборотными, исключительно с применением турбо-ускорителя, и наблюдается такое явление, как турбояма.

    При изменении режима работы двигателя вероятность возникновения турбоямы возрастает.

    Правда, у современных автомобильных концернов различные подходы. Есть огромное количество производителей, выпускающих бензиновые двигатели с турбинным ускорителем. И они, кстати, тоже не защищены от турбоямы, поскольку проблема все та же.

    При резком изменении режима работы двигателя, со спокойного на усиленный, интенсивный режим, турбине требуется время (от долей секунды до нескольких). Необходимо это для того, чтобы в камере и выпускной системе накопилось давление отработанных газов. Чтобы оно (давление) дошло бы до той точки, когда газы смогут резко раскрутить крыльчатку ротора.

    Как пытаются избавиться от турбоямы производители

    Система “улиток” с различным сечением – один из вариантов борьбы с турбоямой. Вообще, автоконструкторские бюро во всем мире, тратят неимоверное количество усилий на то, чтобы избавиться от этого нежелательного, особенно для опытных водителей, явления. Ведь машина перед рывком словно бы притормаживает на долю секунды (если дизель — то и больше) на манер «подвисающего» компьютера.

    И у каждого производителя — своя, особая методика борьбы, искоренения такого явления, как турбояма при работе двигателя. В последние годы, вполне реальным и эффективным методом стал так называемый метод развода подачи давления на крыльчатку при помощи двух и больше «улиток» разных размеров.

    Идея в том, что благодаря разному сечению труб (улиток), из которых состоит система подачи газов, из коллектора на турбину, они “встраиваются” в работу дизель — двигателя по очереди.

    Комплекс улиток обеспечивает широкий диапазон нормальной работы.

    На малых оборотах функционирует «улитка» меньшего диаметра, которой необходимо меньше газа из-за малого общего объема. Чуть увеличил дизель обороты — в дело вступает «улитка» потолще. Затем — еще одна, и так по восходящей.

    Хотя обычно, в подавляющем большинстве случаев, стараются использовать компоновку турбо-наддува дизель — двигателя с двумя «улитками». Обычно (если автомобиль не готовится для спортивных гонок) диапазона спаренной разнокалиберной “улитки” вполне хватает для того, чтобы такого явления, как турбояма в работе двигателя не наблюдалось.

    Разве что, на самых критических режимах езды, когда дизель раскручивается на максимально высокие обороты.

    Турбояма возможна не только на дизеле

    К бензиновым турбированным двигателям подход особый. Особенно настойчивы в борьбе с такой проблемой, как турбояма дизель японские и итальянские производители (те же Субару, Мазда, Альфа — Ромео и Фиат).

    Впрочем, в случае с итальянцами более актуален такой подход, что турбояма случается и у бензиновых двигателей с турбированием. Правда, в этом случае стараются использовать не столько возможности выхлопных газов, а всякого рода нагнетатели.

    Ведь бензин, в отличие от дизельного топлива, не дает такого количества выхлопа при сгорании, и достичь необходимого для резкой раскрутки крыльчатки турбины давления (в случае с бензиновым двигателем) труднее.

    Поэтому современная автомобильная промышленность ищет принципиально новые подходы, проектирует нагнетатели, принцип действия которых зависит не только от количества выхлопных газов, образовавшихся при сгорании топлива в двигателе внутреннего сгорания.

    Турбояма и радиатор

    Особая компоновка радиатора – эффектное решение для высокоскоростных спортивных машин. Например, одним из эффективных ответов на вопрос, что такое турбояма и как избавиться от ее проявлений во время работы двигателя спортивного автомобиля в экстремальном режиме, можно считать особую компоновку радиатора на спортивных автомобилях (так называемая система V — маунт).

    Радиатор располагается под углом, а не фронтально, и только часть поступающего воздуха (до 25 процентов), используется для охлаждения двигателя. А основной поток также «работает» на раскрутку турбины, создавая избыточное давление на крыльчатку ротора турбо-ускорителя.
    » alt=»»>

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector