6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобильные смазки и их виды

Смазочные материалы — виды, назначение, производители

Смазочные материалы – это вещества с высокими антифрикционными свойствами, которые наносятся на контактирующие поверхности с целью облегчения их взаимного перемещения и уменьшения износа.

Общие сведения о смазочных материалах

Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.

По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения. Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д., инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах.

Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:

  • надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
  • при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
  • используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
  • герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.

Виды, назначение и классификация смазочных материалов

Основными видами смазочных материалов, используемых в промышленности для обслуживания станков, являются жидкие и консистентные индустриальные смазки на базе минеральных масел.

Спектр автомобильных смазочных материалов гораздо шире (Рис.1). Кроме того, их дополнительно классифицируют по сезонности использования на летние, зимние и всесезонные.


Рис.1

Синтетические смазочные материалы для автомобилей стоят в 2 – 3 раза дороже минеральных, но имеют настолько высокие эксплуатационные показатели (Таблица 1), что владельцы автотранспорта массово переходят на их использование.

Таблица 1

Основные характеристики разных видов смазочных материалов

Жидкие

Основными эксплуатационными характеристиками жидких смазочных материалов (масел и смазочно-охлаждающих жидкостей) являются:

  • маслянистость – способность создавать на контактирующих поверхностях разделительную пленку требуемой прочности;
  • вязкость и плотность – от этих показателей зависит несущая способность смазывающей пленки (их значения необходимо учитывать при нормальной, максимальной и минимальной рабочей температуре);
  • индекс вязкости – чем он выше, тем шире температурный диапазон их применения;
  • термоокислительная стабильность – устойчивость к окислению при нагреве до максимальных рабочих температур;
  • температуры застывания, воспламенения, вспышки – это важно для обеспечения легкости холодного пуска механизмов, пожаро- и взрывобезопасности производства;
  • кислотное число – определяет антикоррозионные свойства.

    Если масло или СОЖ используется в качестве охлаждающей среды, следует обращать особое внимание на теплоемкость – с ее увеличением возрастает эффективность охлаждения.

    Консистентные

    К основным характеристикам консистентных смазочных материалов относятся:

  • вязкость – определяет возможность заправки смазки в узлы и механизмы, холодного пуска машин, потери мощности на трение;
  • предел прочности на сдвиг – наименьшая механическая нагрузка, при которой смазка начинает переходить из пластичного состояния в текучее;
  • температура каплепадения – минимальная температура, при которой смазка начинает переходить в жидкое состояние (определяется в момент падения первой капли);
  • число пенетрации – характеризует степень густоты смазки, от чего напрямую зависят ее вязкость, предел прочности на сдвиг и тиксотропные свойства.

    Твердые

    Основные требования, предъявляемые к твердым смазочным материалам:

  • малый коэффициент трения;
  • высокая адгезия к контактирующим поверхностям;
  • термичесая и термоокислительная устойчивость;
  • устойчивость к истиранию (определяется по времени работы пары трения до истирания смазывающего слоя).

    Советы по выбору смазочных материалов

    Прежде чем выбирать смазочные материалы, нужно четко определиться с тем, для чего они нужны. Так, если их главной задачей является снижение коэффициента трения при умеренных рабочих температурах и давлениях, основной технической характеристикой будет смазывающая способность. Для компрессорных и моторных масел важнейшее значение имеют охлаждающие, моющие, антикоррозионные и противозадирные свойства, устойчивость к карбонизации.

    Выбор вида смазочных материалов для технологического оборудования и способ их применения зависит от конструкции и условий работы (нагрузка, скорость, рабочая температура) узла трения. Например, пластичные смазки отлично подходят для высоконагруженных тихоходных механизмов, а жидкие – для смазывания скоростных трущихся пар с малой нагрузкой. Твердые смазочные материалы используются при невозможности подвода к узлу трения жидких и пластичных смазок и в тех случаях, когда он работает в условиях экстремальных температур и/или нагрузок, вакуума, радиации, в агрессивных средах.

    Назначение и область применения жидких смазочных материалов легко определить по их маркировке. К примеру, индустриальные масла согласно ГОСТ17479.4-87 маркируются четырьмя группами знаков, где первая прописная буква (И) обозначает их принадлежность к индустриальным смазкам, вторая (Л, Г, Н или Т) – группу по назначению, третья (А, В, С, Д или Е) – подгруппу по эксплуатационным свойствам, а цифры – класс кинематической вязкости. Чтобы узнать, какое из них подойдет для конкретного механизма, следует воспользоваться таблицами 2, 3, 4:

    Таблица 2

    Таблица 3

    Таблица 4

    Правильно выбрать пластичную смазку по маркировке поможет ГОСТ 23258-78: первой прописной буквой обозначается группа (подгруппа) по назначению, следующими буквами – вид загустителя. Далее следует дробь, где числитель и знаменатель представляют собой значения самой низкой (без знака минус) и максимальной температуры использования, уменьшенные в 10 раз (к примеру, 2/8 означает, что данный смазочный материал можно применять при рабочих температурах от -20 до +80°С). По одной или нескольким строчным буквам после дроби можно получить информацию о виде дисперсионной среды, последние цифры – это класс консистенции.

    Кроме буквенно-цифровой маркировки консистентной смазки, в технической документации указывают ее название (Литол, Фиол, Зимол, Графитол и т.д) состав, эксплуатационные характеристики (они носят рекомендательный характер, поскольку зависят от конкретных условий работы узла трения).

    Условия хранения смазочных материалов

    Для того чтобы смазочные материалы дольше сохраняли свои эксплуатационные свойства, их нужно правильно хранить, а именно:

    соблюдать температурный режим, указанный производителем;

    не допускать резких колебаний температуры, попадания на емкости прямых солнечных лучей;

    • герметично закрывать наливные отверстия.

    В соответствии с ГОСТ 1510 и СНиП 2.11.03 на производстве смазочные материалы должны храниться в сухих складах с хорошей вентиляцией, на стеллажах. Допускается их кратковременное хранение вне помещений – в этом случае емкости необходимо ставить на поддоны и защищать от осадков и солнца навесом.

    Наиболее популярные производители смазочных материалов в России

    Неизменными лидерами по производству смазочных материалов в России являются ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть». Их доля на рынке составляет соответственно 45%, 20% и 14%.

    В розничной продаже пользуются спросом продукты авторитетных зарубежных брендов Elf, Shell, Total, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil и Motul, но с полок магазинов их все увереннее вытесняют бюджетные марки, среди которых — ADWA и ORLEN OIL (Польша), WEGO (Чехия).

    С 2014 года в промышленности наблюдается устойчивая тенденция к отказу от дорогих импортных смазок в пользу продуктов производства России, Беларуси и Казахстана. Немалую роль в этом сыграл Технический регламент Таможенного союза ТР ТС — 030 – 2012, установившего общие требования к безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей при их производстве, транспортировке, хранении, реализации и утилизации, и обязавшего производителей предоставлять на каждую партию продукции паспорт качества.

    Виды смазок

    Смазка для суппортов и направляющих позволяет облегчить эксплуатацию деталей тормозной системы, поскольку они работают в сложных условиях. Существует несколько типов смазок. Попытаемся систематизировать информацию, и ответить на ряд вопросов интересующих владельцев авто.

    Сразу стоит указать, что производители разделяют смазку на два типа — пасту и спрей. Перед тем как перейти к перечислению их видов и марок, необходимо определиться, какими характеристиками должна обладать смазка суппорта. При агрессивном стиле вождения или езде по горным серпантинам температура суппорта может достигать +300°С, а в городских условиях он может разогреться до +150°С…200°С. Кроме этого, на суппорт воздействует влага, грязь, реагенты, которыми посыпают дороги. Поэтому смазка для суппортов и его направляющих должна быть:

    • неагрессивной по отношению к резиновым и пластмассовым деталям машины;
    • не терять своих свойств при воздействии воды, тормозной жидкости либо других веществ, которые могут ее вымыть или растворить;
    • высокотемпературной, то есть, не терять своих температурных свойств при +180°С и более;
    • не должна терять своих физических свойств при значительных морозах (от -35°С и ниже).

    Повсеместно используемые дешевые смазки не обеспечивают описанных условий. Речь идет о графитовой пасте, литоле, нигроле и их прочих аналогах. То есть, для нормальной работы тормозной системы, и в частности суппорта, необходимо пользоваться современными разработками.

    В настоящее время производителями выпускаются следующие группы смазок для суппортов:

    Первая группаминеральные или синтетические пасты с использованием металлов. Они относятся к типу высокотемпературных противозадирных. Их рабочий диапазон очень широк, и составляет приблизительно -185°С…+1100°С (каждая смазка имеет свой рабочий диапазон).

    В основе субстанции лежит синтетическое или минеральное масло, в состав которого добавлены загустители, а также частички металла (меди или молибдена). Сюда относятся следующие подтипы:

    • комплексные пасты, в состав которых входит порошок меди, алюминия и графита;
    • медные, имеющие в своем составе порошок меди и графита;
    • пасты без металлических частиц, вместо которых используются силикат магния и керамика;
    • смазки на основе меди или дисульфида молибдена.

    Примеры конкретных марок смазок такого типа:

    • комплексные пасты — HUSKEY 2000 Lubricating Paste and Anti-Seize Compound for High Temperature, Loctite №8060/8150/8151, Wurth AL 1100;
    • медные пасты — HUSKEY 341 Copper Anti-Seize, LIQUI MOLY Kupfer-Paste, Mannol Kupfer-Paste Super-Hafteffekt, Marly Cooper Compound, Molykote Cu-7439 Plus Paste, Motip Koperspray, Permatex Copper Anti-Seize Lubricant, Pingo Kupfer-Paste, Valvoline Cooper Spray, Wurth SU 800;
    • пасты без содержания металлов — HUSKEY 400 Anti-Seize, TEXTAR Cera Tec, LIQUI MOLY Bremsen-Anti-Quietsch-Paste;
    • пасты с дисульфид молибденом — HUSKEY Moly Paste, Assembly Lubricant & Anti-Seize Compound, Loctite №8012/8154/8155.

    Пасты, относящиеся к этой группе, могу наноситься на НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПАЛЬЦЫ тормозных суппортов и любые высоконагруженные поверхности трения, кроме рабочих поверхностей тормозных колодок!

    Вторая группаПасты на основе минерального масла. В их состав входит бентонит, выступающий в роли загустителя. Кроме этого сюда добавлены металлические частицы и жирные кислоты. Основное преимущество смазки на минеральной основе — устойчивая работа в температурном диапазоне от -45°С…+180°С. То есть, паста не вытекает и не теряет своих свойств. Таким образом, она отлично подходит для смазывания направляющих суппортов автомобиле эксплуатируемых в щадящих условиях. Пример смазки такого типа — Teroson VR500.

    Третья группасмазки на основе синтетического масла. Это наиболее универсальные составы, поскольку подходят не только для смазки суппортов, но и других элементов тормозной системы автомобиля. Смазки изготовлены из очищенного синтетического масла, а также присадок, имеющих антикоррозионные, антиокислительные, противоизносные качества. Также в состав входит загуститель. Смазки на основе синтетического масла обладают отличными характеристиками. Они не растворяются в воде, тормозной жидкости, щелочах и кислотах, не испаряются, а также обладают диэлектрическими свойствами. Диапазон рабочих температур составляет приблизительно от -40° до +300°С.

    Примеры смазок — Molykote AS-880N Grease, Permatex Ultra Disk Brake Caliper Lube, SLIPKOTE 220-R Silicone Disc Brake Caliper Grease and Noise Suppressor, SLIPKOTE 927 Disc Brake Caliper Grease.

    Область их использования широка. Они применяются для смазки подшипников скольжения и качения, а также других деталей, работающих в условиях высокой температуры и значительного давления.

    Одними из наиболее популярных видов паст и спреев для суппортов и направляющих являются медные смазки, которые относятся к типу смазок с использованием металла. Вкратце остановимся на ней.

    Она, как и другие смазки для суппортов, относится к типу высокотемпературных. То есть, способны выдерживать значительные температурные перегрузки при эксплуатации тормозной системы.

    Медные смазки состоят из трех основных веществ — измельченная мелкодисперсная медь, масло (минеральное и синтетическое), а также некоторые вещества, которые предназначены для противодействия коррозии. Реализуются смазки в виде пасты или спрея. Они имеют большую вязкость, поэтому проникая в зазоры, не вытекают оттуда.

    Преимущества медных смазок заключается в широком температурном рабочем диапазоне, снижение сил трения, отсутствие испарения и точки росы. Если вы примите решения воспользоваться медной смазкой, вам необходимо обязательно соблюдать условия ее нанесения. Во-первых, рабочая поверхность детали должна быть тщательно очищена. Во-вторых, наносить смазку нужно аккуратно, чтобы вместе с ней на деталь не попал мусор. В-третьих, излишки смазки удалять не нужно.

    Если суппорт вашего автомобиля выполнен из алюминия, то медную смазку использовать нельзя, потому что произойдет контактная коррозия алюминия (так как два эти металла “не дружат” между собой)

    Molykote Cu-7439 Plus

    Molykote Cu-7439 Plus. Производится в Соединенных Штатах, сделана на основе мелкодисперсного медного порошка и полусинтетического масла. Одна из наиболее популярных и востребованных в настоящее время смазок для суппортов, поскольку к ее преимуществам относится:

    • температурный рабочий диапазон — -30°С…+600°С;
    • устойчивость к давлению;
    • крайне низкая испаряемость;
    • полное отсутствие смываемости и растворимости.

    Кроме этого, смазка Molykote Cu-7439 Plus не только высокотемпературная, но и отлично защищает элементы тормозной системы от коррозии, закисания и прикипания. Рекомендована к применению такими ведущими мировыми автопроизводителями как Land Rover, Nissan, Honda, Subaru.

    Смазка для суппортов МС-1600, сравнение с аналогами.

    Обзор смазки Molykote Cu-7439 Plus

    МС-1600 российского производства. Среди отечественных продуктов стоит выделить популярную ныне смазку из ряда универсальных высокотемпературных паст. Ее рабочий диапазон составляет -50°С…+1000°С. Как и ее аналоги, смазка устойчива к воздействию различных реагентов, кислот, щелочей, воды. Кроме этого, она не оказывает пагубного влияния на резиновые и пластмассовые детали тормозной системы автомобиля, обладает антикоррозионными и антипригарными свойствами. По инструкции производителя эта белая паста подходит для смазывания нерабочих и торцевых поверхностей колодок, направляющих и обработки поршня суппорта.

    МС-1600 не взаимодействует с тормозными жидкостями классов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Цена тюбика смазки MC1600 весом 100 граммов составляет около 6-8$, но удобно то, что можно купить всего 5-ти граммовый стикер, которого хватит на замену одного комплекта колодок, всего за 60-80 руб.

    Обратите внимание что МС-1600 нельзя использовать одновременно с тормозной жидкостью класса DOT 5.0

    XADO VeryLube. Более бюджетный вариант смазки для суппортов. Применяется для предотвращения заклинивания и заедания тормозных колодок на направляющих суппорта. Продается в виде спрея (зеленого цвета), в баллончике объемом 320 мл. Рабочая температура составляет -35°С…+400°С. Нейтральна к резинотехническим материалам. При эксплуатации необходимо нанести до 5 слоев смазки, дав при этом каждому из них высохнуть. Отличный вариант для тех, кто не хочет переплачивать и получить качественный товар, хотя и расход чуть больше обычного. Цена баллончика смазки — 3…4$. Номер для заказа литиевой универсальной смазки-спрей Хадо ВериЛюб — XB40019.

    Читать еще:  Замена тормозной жидкости на автомобиле своими руками

    SLIPKOTE 220-R DBC

    SLIPKOTE 220-R DBC (Silicone Disc Brake Caliper Grease and Noise Suppressor). Также отличная смазка для суппортов, и что интересно, имеет еще допуск для применения в системах питьевого водоснабжения. По отзывам многих автолюбителей это одна из лучших паст для смазки направляющих. Однако для многих сложность заключается в ее покупке. Оптимальное решение — заказ из-за рубежа. Температурный рабочий диапазон — -46 до +299°С. Она выполнена на основе очищенного синтетического масла, загустителя и присадки, которые придают ей антикоррозионные, антиокислительные и противоизносные свойства.

    Производитель поставляет смазки под торговой маркой SLIPKOTE на автомобильные заводы. В рознице продукцию реализуют компании Pennzoil, Loctite, Permatex, TRW Autospecialty, Toyota. По каталогу, для заказа, идет как HUSKEY 72983 или если тойотовская, то 0888780609. При всех достоинствах смазки она обладает единственным недостатком — высокой ценой. Один тюбик массой 85 грамм обойдется вам приблизительно в 20$.

    Обратите внимание! На автомобиле с барабанными тормозами нельзя применять SLIPKOTE 220-R DBC.В этом случае можно воспользоваться, например, Huskey 2000 Anti-Seize.

    LIQUI MOLY Bremsen-Anti-Quietsch-Paste

    LIQUI MOLY Bremsen-Anti-Quietsch-Paste, данной смазкой НЕ рекомендуем вам пользоваться. Несмотря на заявленные производителем температурные характеристики — -40°С…+1200°С она имеет ряд недостатков. Дело в том, что изначально она действительно позиционировалась как смазка для направляющих суппорта. Однако через некоторое время у потребителей начались проблемы, вызванные ее эксплуатацией. И производитель принял решение о понижении ее статуса до противоскрипной. Даже на официальном сайте есть информация о том, что “Не рекомендуется применять для смазки направляющих пальцев суппорта и закладки в пыльники”. Однако в настоящее время многие интернет-магазины и недобросовестные продавцы по незнанию или нарочно продолжают продавать ее как смазку для суппортов. Но это не значит что в Ликви Моли нет хорошей смазки для суппортов, другие модели вполне прекрасно себя зарекомендовали.

    Какая смазка для суппортов лучше?

    Подведем итог о том, какой же смазкой для суппортов лучше всего пользоваться. При выборе необходимо руководствоваться следующими соображениями: условиями эксплуатации автомобиля, интенсивностью износа тормозной системы, маркой машины, ценой смазки.

    Если вы являетесь обладателем среднестатистического легкового автомобиля и придерживаетесь умеренного стиля езды, то вам нет смысла переплачивать и покупать дорогие смазки. Например, купите популярную ныне российскую марку МС-1600 или смазку для суппортов XADO Very Lube.

    Температурный тест смазок для суппортов

    Если же вы являетесь обладателем дорогой машины, или подвергаете тормозную систему значительным нагрузкам (участвуете в гонках, ездите в горах), то в таком случае имеет смысл купить более дорогую смазку. Например, Slipkote® 220-R DBC или Molykote Cu-7439 Plus. Они работают в широком температурном диапазоне и надежно защищают суппорт и тормозную систему в целом. Поэтому зачастую решающим фактором в вопросе выбора играет цена. Надеемся, что приведенные ниже отзывы о некоторых марках смазок помогут вам определиться с выбором.

    Смазка суппортов отзывы

    Собрав советы и реальный опыт использования популярных смазок автовладельцами, мы предоставляем отзывы, на основе которых вы сможете оценить все достоинства и недостатки каждой из них.

    Смазки для грузового автотранспорта

    Движущие части грузового автотранспорта подвержены быстрому физическому износу, поэтому важно обеспечить их защиту от трения, агрессивного воздействия внешней среды: пыли, влаги, химических загрязнений. Справиться с задачей повышения срока эксплуатации грузового автотранспорта помогут пластичные и сухие смазки для бортовых автомобилей, тягачей, фургонов. Они защищают детали, которые невозможно снабдить автоматическими системами подачи смазочного материала.

    Типы смазок

    Пластичные (консистентные) смазки являются вязкими дисперсиями, состоящими на 85-90% из базы — масел органического, синтетического, минерального происхождения, и на 15-10% — из загустителей и присадок. Пластичные составы сочетают преимущества масел, однако выгодно от них отличаются усиленными положительными качествами:

    1. Механической стабильностью. Узлы грузового автотранспорта испытывают повышенные нагрузки, вибрации. При усилении разрушающих воздействий пластичная смазка разжижается, а затем, как только нагрузка устраняется, дисперсия восстанавливается, не теряя первоначальных свойств.
    2. Вязкостью. Используемые для грузового транспорта смазки отличаются плотностью, не стекают. Некоторые из них наносятся в виде аэрозоля, а после — застывают, защищая детали авто от пыли и прочих загрязнений.
    3. Термостабильностью. Смазки проявляют стабильность при значительном повышении температуры деталей.
    4. Антикоррозийностью. Грузовой автотранспорт, снабженный прицепами, цистернами, используется в строительных работах, на карьерах, и на бездорожье. Защита от влаги предотвратит коррозию механизмов, последующие заклинивания и засоры.

    Применение

    Плотными консистентными смазками в грузовом автотранспорте обрабатывают:

    • ступичные и игольчатые подшипники;
    • помпы;
    • шкворни поворотного кулака;
    • рулевые тяги;
    • шарниры равных угловых скоростей;
    • кардан;
    • кулису переключения передач;
    • крепления амортизаторов.

    Для смазывания каждый из узлов оснащен тавотницами (масленками).

    В частой обработке (не реже 2 раз в месяц) нуждаются механизмы, наиболее подверженные загрязнениям, например, рулевые тяги. Остальные узлы достаточно покрывать свежей дисперсией 1 раз в месяц.

    Наиболее уязвимее места — шкворни. Несвоевременная очистка механизма, некачественная обработка приведет к порче и, как следствие, дорогостоящему ремонту.

    Для большинства деталей и узлов подходит смазка Литол-24, однако места, наиболее подверженные износу, желательно обрабатывать более плотными консистентными составами (например — Shell Gadus).

    Состав и емкость

    В условиях экстремальной работы применяются смазки синтетического происхождения, но именно загустители и присадки придают материалу нужные свойства.

    Дисперсионные составы для грузового автотранспорта имеют в структуре компоненты:

    • графит;
    • тальк;
    • слюду;
    • нитрит бора.

    Эти вещества максимально защищают детали от трения.

    В качестве загустителей также добавляют мыла — соли высших карбоновых кислот. Наряду с мылами Са, Al, Ba, Zn, Pb, используется литиевое (Li) мыло. Последнее наиболее часто применяется для обработки грузового автотранспорта, поскольку данный загуститель придает маслам высокую механическую стойкость, термостойкость и влагозащищенность.

    Оптимальный выбор — многофункциональные смазки, совместимые с различными материалами и выполняющие требования обеспечения сохранности оборудования.

    В местах частого соприкосновения с влагой используются сухие смазки. Они образуют тонкое, но при этом прочное пленочное покрытие. Они не вытекают, предотвращают налипание пыли и грязи.

    Характеристики

    Пластичные смазки для грузовых авто различаются по степени густоты. Согласно классификации Американского национального института пластичных смазок (NLGI), выделяют категории:

    • 000, 00 — полужидкие. Они приближены к консистенции масла.
    • 0,1 — годятся для использования в централизованных системах промышленного оборудования, узлов грузовых автомобилей.
    • 2,3 – вязкие, используемые для легкового автотранспорта.
    • 4-6 — твердые.

    Характеристики продукта можно определить по маркировке, обозначения которой соответствуют стандарту DIN 51502. Маркировка буквами позволяет определить назначение дисперсии, ее основу, стойкость к вымыванию, рабочие температуры.

    Например, Литол-24 производится согласно ГОСТ 23258-78, при этом соответствует допуску DIN 51502 К3К-40/NLGI-3. Расшифровка будет следующей:

    • К — консистентная, пригодная для подшипников, поверхностей трения.
    • 3 — класс консистенции (220-250 Х 10-1мм);
    • К — температура применения до 120°С, не претерпевает изменений при температуре +90°С.

    Смазки для грузовых авто зачастую содержат твердые добавки, и тогда в маркировку включается буква «F». Наличие присадок, препятствующих истиранию и износу в условиях повышенных нагрузок, обозначается буквой «P».

    Существует и иная классификация NL GI по категориям качества. Согласно ей, консистентные эмульсии соответствуют 1-й из групп:

    Категория NLGI

    Направления использования

    LA

    Элементы ходовой части и шарнирные соединения транспорта, не подверженного быстрому износу и большим нагрузкам

    LB

    Ходовая часть и шарнирные соединения автотранспорта (в том числе грузового) при работе в легком и тяжелом режимах. Смазка защищает узлы оборудования от сильных загрязнений, поломки в случае интенсивной вибрации и трения. Рабочая температура — не менее -30…+120°С. Применяется при больших интервалах между техобслуживаниями грузового автотранспорта

    GA

    Подшипники колес легкового и грузового транспорта, работающего в легком и умеренном режиме при условии частой смены смазки и температуре до 70°С

    GB

    Подшипники колес грузовиков и прочего автотранспорта. Пригодно при работе в умеренном режиме. Диапазон рабочих температур составляет -40…+120°С, проявляет водостойкость и механическую стабильность

    GC

    Подшипники колес различного вида транспорта, работающего при больших нагрузках. Смазка GC стабильна при высоких температурах (до 200°С), сохраняет свойства в случае тяжелого торможения

    Наибольшая защита достигается при использовании смазок GC, GB, LB.

    При необходимости замены одного вида смазки на другой необходимо учесть параметры совместимости. Перед закладкой новой эмульсионной смеси предыдущую необходимо устранить, однако после 3-4 смазываний удалить продукт окончательно зачастую не удается. Смешение разных смазок приводит к ухудшению их защитных свойств, однако если правильно подобрать продукт, негативных последствий можно избежать.

    Относительно бюджетными и эффективными являются смазки для грузового авто на 12-гидрокситеарате лития. Более «выносливые» изготавливаются путем добавления литиевого мыла.

    Сухие смазки, также используемые при обслуживании грузового транспорта, содержат вещества:

    • фторопласт;
    • медь, олово, цинк;
    • оксиды, фториды металлов;
    • полиамиды.

    Они отличаются слоистостью, и при воздействии внешних сил атомы слоев смещаются, не разрушая основные структурные связи.

    Пластичные смазки продаются в таре емкостью 0,375 кг, 0,8 кг, 9 кг, 17 кг и более. Сухие смазки выпускаются в виде аэрозолей.

    Топ-5 смазок

    Среди смазочных материалов, приобретаемых для обслуживания грузовых авто, превалирующее большинство составляют дисперсии импортного производства. Причина проста: в России упор делается на изготовление смазочных материалов с кальциевыми и натриевыми загустителями, которые немного уступают по качеству. Наиболее востребованными считаются следующие смазки:

    EFELE MG-221

    Российская компания «Эффективный элемент» предлагает широчайший выбор качественных смазочных материалов, в частности — EFELE MG-221. Дисперсия пластичной консистенции включает минеральное масло и комплекс на основе сульфоната кальция в качестве загустителя. Продукт применяется на подшипниках качения, скольжения, направляющих скольжения и качения, шлицевых шпоночных соединениях.

    Смазка отличается широким рабочим диапазоном температур (-30…150°С), каплепадение происходит при температуре от 300°С. EFELE MG-221 устойчива к смыванию водой, имеет 1-2 класс густоты по NL GI.

    Смазкой EFELE MG-221 обрабатываются ходовые бульдозеров, погрузчиков и прочих транспортных средств, работающих в условиях повышенных нагрузок.

    Литол-24

    Пластичная смазка от «Газпромнефти» Литол-24 изготовляется на основе смеси нефтяных масел с добавлением литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты. Многоцелевая по назначению, она подходит для обработки подшипников скольжения и качения, на узлах трения легкового и грузового автотранспорта.

    Рабочая температура Литол-24 составляет -40…+120°С, а температура каплепадения — 185°С. Испаряемость дисперсии невелика — до 6% при температуре 120°С. Вода полностью отсутствует, что указывает на высокие антикоррозионные свойства.

    Показатель пенетрации — 220-250мм-1 при 25°С.

    Смазка может использоваться для обслуживания грузовых авто в качестве универсальной.

    Molykote D-321R

    Сухая смазка немецкого производства Molykote D-321R разработана специально для защиты от трения сильно нагруженных направляющих, имеющих невысокую скорость скольжения. Продукт незаменим при обслуживании механизма штор грузовых авто. Благодаря обработке подшипников и направляющих штор, их движение становится плавным.

    Смазка стабильна при температуре -180…450°С. Уже при 23°С дисперсия после нанесения застывает в течение 5 мин., превращаясь в прочную пленку, а детали становятся совершенно сухими на ощупь. С Molykote D-321R механизмы надежно защищены от пыли и влаги.

    Продукт можно приобрести в виде спрея или смазки, фасованной в капсулы по 200 г, банки весом 600 г или ведра по 4,5 кг.

    Abro Heavy-Duty Lithium Grease «Литол»

    Минеральная литиевая смазка производства США Abro Heavy-Duty относится к категории универсальных. Состав обеспечивает антикоррозионную защиту, отличается механической стабильностью и термостойкостью, предотвращает износ при воздействии вибраций и высокой скорости вращения.

    Дисперсией плотной консистенции обрабатываются шариковые и роликовые подшипники, подвески, механизмы рулевой системы, шасси, которые функционируют при повышенных нагрузках на открытом воздухе. Abro Heavy-Duty безопасна для уплотнителей, сальников и пыльников.

    MODENGY 1001

    Сухая смазка MODENGY 1001 изготавливается на основе дисульфида молибдена и графита. Попадая на детали, она образует тончайший защитный слой. Ее использование решает ограниченный круг задач, при этом идеально подходя для обработки деталей, работающих при повышенных нагрузках: ШРУСов, подшипников, шаровых и U-образных шарниров.

    Смазка имеет рабочую температуру -180…+440°С, устойчива к воздействию влаги, имеет длительный срок службы и годится для работы в запыленной среде.

    Использование пластичных и сухих смазок для грузового автотранспорта позволит избежать поломок и дорогостоящего ремонта, продлить срок безупречной работы машин.

    5.2. Пластичные смазочные материалы (характеристики)

    Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. – Донецк: Юго-Восток, 2011. – 238 с.

    Пластические смазки состоят из двух компонентов: жидкой основы (минеральные, растительные, синтетические и другие масла) и загустителя (твёрдые углеводороды, различные соли высокомолекулярных жирных кислот – мыла, высокодисперсные силикагели и бентониты, другие продукты органического и неорганического происхождения). В своём составе содержат присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики. В состав смазок вводят различные наполнители: графит, дисульфид молибдена, порошкообразные металлы или их окислы, слюду и др. Мыла – это соли высших жирных кислот, включающие ионы щелочных металлов (кальция, натрия).

    Работа пластичной смазки

    Загуститель – металлическое мыло, образует ёмкость для масла. Мыло образует решётчатый волоконный каркас, заполненный маслом. Выдавливание масла из этой губки происходит под воздействием механических сил и температур. Благодаря наличию структурного каркаса пластичные смазки ведут себя при небольших нагрузках как твёрдые тела (под действием собственного веса не растекаются, удерживаются на наклонных и вертикальных плоскостях), а под воздействием нагрузок, превышающих прочность структурного каркаса, текут подобно маслам. Однако, при снятии нагрузки, течение смазки прекращается и она вновь приобретает свойства твёрдого тела.

    Преимущества пластичных смазок:

    • способность удерживаться в негерметичных узлах трения;
    • работоспособность в широких температурном и скоростном диапазонах;
    • лучшая смазывающая способность;
    • более высокие защитные свойства от коррозии;
    • работоспособность в контакте с водой и другими агрессивными средами;
    • большая экономичность.

    Недостатки пластичных смазок:

    • плохая охлаждающая способность;
    • более высокая склонность к окислению;
    • сложность подачи к узлу трения.

    В зависимости от загустителя различают:

    • кальциевые;
    • натриевые;
    • литиевые;
    • синтетические.

    В зависимости от температуры каплепадения различают:

    • низкотемпературные;
    • среднетемпературные;
    • высокотемпературные.

    По назначению пластичные смазочные материалы бывают:

    • антифрикционные;
    • защитные;
    • уплотнительные.

    Характеристики пластичных смазок:

    1. Температура каплепадения – это температура, при которой от смазки, нагретой в стандартных условиях, выделяется первая капля масла. Эта температура должна быть больше на 10…20 °С температуры узла трения. Диапазон работы традиционных пластичных смазочных материалов – от -30 °С до +140 °С. Температура каплепадения: литиевых смазок – +170…+200 °С, комплексных кальциевых и бариевых – +230…+260 °С. Верхний температурный предел работоспособности литиевых смазок лежит в пределах +110…+130 °С, а комплексных кальциевых – +150…+160 °С.
    2. Консинстенция характеризует степень жёсткости пластичных смазок. Её измеряют стандартными пенетрометрами, погружая в смазочный материал тарированный конус. Глубина погружения (в сотых долях сантиметра) за 5 секунд при температуре +25 °C называется числом пенетрации. Чем больше это число, тем меньше консистентность смазки. Высокое число пенетрации – смазка мягкая, низкое число – смазка жёсткая. С повышением температуры плотность пластичных смазок уменьшается. Чтобы установить характер такого изменения, число пенетрации определяют при +25 °С, +50 °С, +75 °С. Для работы в узлах трения со значительными тепловыми колебаниями выбирают материал с более пологой кривой пенетрации. Этот показатель можно использовать при оценке единообразия различных партий смазки.
    3. Вязкость характеризует течение смазки после нарушения связей в её структурном каркасе в результате приложения критической нагрузки. Вязкость смазок зависит от температуры и от условий течения, то есть скорости деформации. С повышением температуры и увеличением скорости деформации вязкость смазок уменьшается. Особенно чувствительна вязкость смазок к изменению скорости деформации. Вязкость смазки определяет условия заправки в узлы трения при низких температурах, влияет на пусковые и установившиеся моменты сдвига подшипников, характеризует прокачиваемость по мазепроводам.
    4. Наличие воды в смазке приводит к коррозии деталей узлов трения. Максимальное наличие воды: в кальцевых смазках – не выше 4%, в натриевых – не выше 0,5%, в защитных – наличие воды не допускается.
    5. Испаряемость определяется в процентах улетучившегося масла при заданной температуре в строго регламентированное время. Потеря масла из-за испаряемости приводит к относительному повышению содержания загустителя в смазке и увеличению предела прочности, вязкости, а также изменению других эксплуатационных свойств смазок.
    6. Водостойкость – способность смазок не растворяться в воде, не поглощать её из окружающей среды, не смываться и не изменять значительно своих свойств при контакте с ней. Стандартного метода определения водостойкости нет. При необходимости, в каждом отдельном случае в нормативно-техническую документацию записывают определённую методику (кипячение в горячей воде, смываемость с вращающегося подшипника или пластины).
    7. Несущая способность смазывающей плёнки учитывает критическую температуру разрушения смазывающей плёнки, критическое давление, пластифицирующее действие и адгезионные силы, антифрикционные и противоизносные свойства, противозадирные и другие характеристики. Смазки в своем составе содержат поверхностно-активные вещества, поэтому их смазочная способность значительно выше, чем масла наполнителя. Несущую способность смазывающей плёнки смазок в граничном слое оценивают по результатам испытаний на трение и износ, к числу которых относится также метод оценки противоизносных и противозадирных свойств на четырехшариковой машине трения.
    8. Антикоррозионные свойства характеризуют коррозионное действие смазки на металлы. Определяют методом погружения металлических пластин в смазку, выдержку в ней при заданной температуре с последующим визуальным определением наличия на пластине следов коррозионного воздействия. Появление коррозионных пятен на пластинах, значительное их потемнение, изменение цвета и внешнего вида смазки в зоне контакта с пластинами указывает на недостаточную антикоррозионную стабильность смазки.
    9. Механические примеси при эксплуатации пластичных смазочных материалов не допускаются.
    10. Наличие кислот и щелочей. Наличие кислот не допускается. Оптимальным является нейтральный состав. Щёлочь (до 0,2%) в смазке допускается для связывания кислот, образующихся при эксплуатации.
    Читать еще:  Топ-5 доступных внедорожников с самым высоким клиренсом

    Типы пластичных смазок

    Кальцевые (солидолы) – влагостойкие, могут содержать до 4% влаги, имеют хорошую механическую стабильность, имеют низкий коэффициент внутреннего трения, смешиваясь с водой, не образуют эмульсии. Используются в условиях высокой влажности при температуре -30…+55 °С. Расплавляясь, теряют содержащуюся в них воду, после охлаждения не восстанавливают свои физико-химические свойства.

    Натриевые – чувствительны к влаге, соединяясь с водой, образуют эмульсию и выделяют коррозирующие щелочи и кислоты. Применяются при отсутствии контакта с водой при температуре -30…+150 °С. Обладают хорошей маслянистостью, хорошими уплотняющими свойствами и восстанавливают свои характеристики после расплавления.

    Кальциево-натриевые – по влагостойкости и температурному диапазону занимают промежуточное место. Они эффективны для применения в условиях небольшой влажности при температуре 0…+110 °С.

    Литиевые – в основе лежит литиевое мыло, имеющее положительные свойства кальциевых и натриевых смазок, но без их недостатков. Имеют хорошую маслянистость, отличную температурную устойчивость. Применяются при температуре -50…+150 °С при возможности проникновения воды.

    Смазки с синтетическими маслами – в качестве масла используют полиальфаолефины эфирных и силиконовых масел, которые отличает большая устойчивость против старения, чем у минеральных масел. Загустители – литиевое мыло, бентонит. Имеют очень малые потери на трение и работают при температуре -70…+150 °С.

    Краткий ассортимент пластичных смазок приведен в таблице 5.2.

    Таблица 5.2 – Ассортимент пластичных смазок
    НаименованиеЗаменаОбласть применения
    Смазка индустриальная ИП-1ИП-1-Л, ИП-1-ЗДля централизованной смазки подшипников скольжения и качения, направляющих и других узлов трения, для закладной смазки зубчатых муфт.
    Солидол синтетический УСС-1УСС-2Для смазки под давлением подшипников скольжения и качения в холодное время года в условиях повышенной влажности, для смазки пресс-маслёнками.
    Консталин УТС-1УТС-2Для смазки подшипников скольжения и качения, для цепных передач в условиях, полностью исключающих контакт смазки с водой, для механизмов доменного оборудования: втулок барабанов лебёдки управления конусами, подшипников и шарниров направляющих устройств, подшипников качения скиповой лебёдки, для кузнечно-прессового оборудования.
    Индустриально-металлургическая №10Для смазки бронзовых подшипников скольжения, рабочих валков прокатных клетей и для других узлов трения, работающих при повышенных нагрузках и средних скоростях.
    Графитная УСС-АДля смазки тяжелонагруженных открытых зубчатых передач, централизованной смазки высоконагруженных мест трения. Для цепей лебёдки управления конусами.
    ЦИАТИМ 201, 202Для смазки подшипников скольжения и качения (со скоростью вращения до 3000 об./мин. – 201; со скоростью вращения до 30000 об./мин. – 202).
    Литиевая 203, 208Для смазки узлов трения в условиях высоких удельных давлений (до 500 МПа – 203; до 2400 МПа – 208).
    КанатнаяДля смазки стальных канатов.

    Присадки к пластическим смазкам

    Антикоррозийные – используют при работе во влажной среде, при консервации и при хранении.

    Антиокислительные – замедляют окисление при высокой температуре.

    Антизадирные – соединения фосфора, хлора и серы повышают несущую способность смазочного слоя, иногда отрицательно влияют на подшипниковую сталь.

    Маркировка пластичных смазок

    Маркировка пластичных смазок обозначается буквами в следующем порядке:

    1. Область применения:
      • У – универсальная;
      • И – индустриальная;
      • П – прокатная;
      • А – автотракторная;
      • Ж – железнодорожная;
    2. Наименование группы (для универсальных смазок):
      • Н – низкотемпературная;
      • С – среднеплавкая;
      • Т – тугоплавкая;
    3. Марка и специфические свойства:
      • М – морозостойкая;
      • В – влагостойкая;
      • З – защитная;
      • К – канатная.

    Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости

    Пластичные смазки по консистенции занимают промежуточное положение между моторными маслами и твердыми смазочными материалами (графитами). Современные пластичные смазки представляют собой многокомпонентные структуры, отвечающие разнообразным, зачастую противоречивым требованиям, которые выдвигает специфика работы различных узлов автомобиля.

    Пластичные смазки применяемые в автомобиле, назначение, состав, основные показатели качества, классификация.

    Пластичные смазки используют для уменьшения трения и износа узлов, в которых создавать принудительную циркуляцию моторного масла нецелесообразно или невозможно. Легко проникая в зону контакта трущихся деталей, пластичные смазки удерживаются на трущихся поверхностях, не стекая с них, как это происходит с моторным маслом. Пластичные смазки применяются также в качестве защитных или уплотнительных материалов.

    К достоинствам пластичных смазок следует отнести способность удерживаться, не вытекая и не выдавливаясь из негерметичных узлов трения, и более широкий, чем у масел, температурный диапазон применения. Перечисленные достоинства позволяют упростить конструкцию узлов трения. Следовательно, уменьшить их металлоемкость и стоимость. Некоторые пластичные смазки обладают хорошей герметизирующей способностью и консервационными свойствами.

    Основными недостатками являются удержание продуктов механического и коррозионного износа, которые увеличивают скорость разрушения трущихся поверхностей, и плохой отвод тепла от смазываемых деталей.

    Состав пластичных смазок.

    Масло является основой смазки, на него приходится 70—90 % ее массы. Свойства масла определяют основные свойства смазки. Загуститель создает объемный каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Масса загустителя составляет 8—20 % от массы смазки. Для улучшения эксплуатационных свойств в состав смазок входят различные добавки.

    Присадки — преимущественно те же, что используются в моторных и трансмиссионных маслах. Представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества. Их содержание составляет 0,1—5 % от массы смазки.

    Наполнители улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.). Их содержание составляет 1—20 % от массы смазки. Модификаторы структуры способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.). Их содержание составляет 0,1—1 % от массы смазки.

    Основные показатели качества пластичных смазок.
    Пенетрация (проникновение).

    Характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.

    Температура каплепадения.

    Температура падения первой капли смазки, нагреваемой в специальном измерительном приборе. Практически характеризует температуру плавления загустителя, разрушения структуры смазки и ее вытекания из смазываемых узлов. Определяет верхний температурный предел работоспособности некоторых смазок.

    Предел прочности при сдвиге.

    Минимальная нагрузка, при которой происходит необратимое разрушение каркаса и смазка начинает вести себя как жидкость.

    Водостойкость.

    Применительно к пластичным смазкам обозначает несколько свойств:

    — Устойчивость к растворению в воде.
    — Способность поглощать воду.
    — Проницаемость смазочного слоя для водяных паров.
    — Смываемость водой со смазываемых поверхностей.

    Механическая стабильность.

    Характеризует тиксотропные свойства, т. е. способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас) после выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей. Благодаря этому уникальному свойству пластичные смазки легко удерживаются в негерметизированных узлах трения.

    Термическая стабильность.

    Способность смазки сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур.

    Коллоидная стабильность.

    Характеризует выделение масла из смазки в процессе механического и температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.

    Химическая стабильность.

    Характеризует устойчивость смазок к окислению.

    Испаряемость.

    Оценивает количество масла, испарившегося из смазки за определенный промежуток времени при ее нагреве до максимальной температуры применения.

    Коррозионная активность.

    Способность компонентов смазки вызывать коррозию металла узлов трения.

    Защитные свойства.

    Способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия коррозионно-активной внешней среды (вода, растворы солей и др.).

    Вязкость.

    Определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.

    Классификации пластичных смазок.

    Следует отметить, что не все перечисленные ниже классификации являются общепринятыми для отечественных и зарубежных производителей.

    Классификация пластичных смазок по типу масла-основы:

    — На нефтяных маслах (полученных переработкой нефти).
    — На синтетических маслах (искусственно синтезированных).
    — Растительные масла в качестве основы.
    — На смеси вышеперечисленных масел (в основном нефтяных и синтетических).

    Классификация пластичных смазок по природе загустителя.
    Мыльные пластичные смазки.

    Это пластичные смазки, для производства которых в качестве загустителя применяют мыло (соли высших карбоновых кислот). В свою очередь, их подразделяют на натриевые, кальциевые и алюминиевые, литиевые, комплексные (например, комплексные кальциевые, комплексные литиевые) и др. На мыльные пластичные смазки приходится более 80 % всего производства смазок.

    Углеводородные пластичные смазки.

    Смазки, для производства которых в качестве загустителя используются парафины, церезины, петролатумы и др.

    Неорганические пластичные смазки.

    Смазки, для производства которых в качестве загустителя используются силикагели, бентониты и др.

    Органические пластичные смазки.

    Смазки, для производства которых в качестве загустителя используются сажа, полимочевина, полимеры.

    Классификация пластичных смазок по области применения.

    В соответствии с ГОСТ 23258—78 пластичные смазки делятся на следующие группы.

    Антифрикционные пластичные смазки.

    Снижают силу трения и износ различных трущихся поверхностей. В свою очередь, антифрикционная группа делится на подгруппы общего назначения, многоцелевых, термостойких, низкотемпературных, химически стойких, приборных, автомобильных, авиационных и других смазок.

    В автомобилях наибольшее распространение получили антифрикционные смазки многоцелевые (Литол-24, Фиол-2М) и антифрикционные смазки автомобильные (ЛСЦ-15, Фиол-2У, ШРБ-4, ШРУС-4, КСБ, ДТ-1, № 158, ЛЗ-31).

    Консервационные смазки.

    Предотвращают коррозию металлических поверхностей механизмов при их хранении и эксплуатации.

    Уплотнительные пластичные смазки.

    Герметизируют и предотвращают износ резьбовых соединений и запорной арматуры (вентили, задвижки, краны).

    Канатные смазки.

    Предотвращают износ и коррозию стальных канатов.

    Применение пластичных смазок в узлах автомобиля.

    Автомобили смазываются в соответствии с картой смазки. Не все пластичные смазки допускают перемешивание, поэтому перед закладкой новой смазки рекомендуется тщательно удалить остатки старой. Сделать это необходимо еще и потому, что старая смазка содержит продукты износа.

    По материалам книги «Справочник автомеханика».

    Автомобильные смазочные материалы

    Автомобильные смазочные материалы получают в процессе переработки нефти. В состав автомобильных смазочных материалов входят циклоароматические, циклановые, ароматические и алканоциклоароматические углеводороды. Автомобильные смазочные масла работают в довольно агрессивных условиях: сочетание различных видов нагружения деталей, форсирование скоростных и нагрузочных режимов ДВС и т.п. приводит к повышению температуры установок и, соответственно, к интенсификации процессов старения масел.

    Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к автомобильным смазочным материалам:

    — отвод тепла от места трения и охлаждение трущихся деталей машины;

    — постоянный и легкий доступ ко всем трущимся узлам;

    — смазочный материал должен удерживаться в узле трения даже в случаях, когда трение прекращается;

    — образование масляных пленок на трущихся поверхностях и поддержание их в устойчивом состоянии;

    — защита зоны трения от воздействия вредных факторов, вынос продуктов изнашивания;

    — уплотнение существующих в агрегате щелей и зазоров;

    — стабильность смазочного материала при обводнении, окислении, механическом воздействии, т.е. большой срок службы масла;

    — широкая сырьевая база, небольшая стоимость, минимальная токсичность.

    Автомобильные смазочные материалы будут отвечать вышеописанным требованиям только в тех случаях, когда они будут обладать следующими свойствами:

    — хорошей смазывающей способностью (чтоб детали машины меньше подвергались износу);

    — определенной вязкостью, которая позволит надежно защищать детали от трения и коррозии при небольшом расходе смазочного материала;

    — находится в стабильном состоянии (не образовывать пены, осадков, эмульсий, не испаряться и т.п.);

    — иметь высокую химическую устойчивость (при контакте с другими материалами не вступать с ними в реакцию, не образовывать коррозионно-активные включения, не менять структуру);

    — высокой защитной способностью (защищать детали автомобиля от воздействия агрессивных коррозионных сред).

    Основным показателем качества автомобильного смазочного материала (масла, смазки) является его вязкость. Данный показатель оказывает сильное влияние на образование жидкостного трения. При рабочих температурах узла трения вязкость должна быть оптимальной. Т.к. при недостаточной вязкости смазки может нарушиться величина минимального зазора (он необходим для того, чтоб жидкостное трение существовало), а при повышенной вязкости смазочного материала повышается сопротивление при движении деталей.

    При помощи индекса вязкости можно охарактеризовать вязкостно-температурные свойства (зависимость изменения вязкости смазки от изменения рабочей температуры). Очень хорошо, когда этот показатель высокий. Это означает, что смазочный материал отличается хорошими вязкостно-температурными свойствами и при изменении рабочей температуры значение вязкости изменяется минимально. Чем выше индекс вязкости, тем лучше пусковые качества смазки (масла).

    Зольность масла без присадок характеризует количество в нем примесей, которые не сгорают, а зольность масел с присадками – количество присадок.

    Температура вспышки показывает наличие в масле легковоспламеняющиеся веществ, т.е. характеризует огнеопасность смазочного материала (ГОСТ 6356-75).

    Читать еще:  Схема распиновки проводов и как настроить (подключить) магнитолу Сони (Sony) в машине

    Коррозионность масла по ГОСТ 20502-75 показывает коррозионную агрессивность автомобильного смазочного материала по отношению к металлам двигателя. С увеличением коррозионности растет и негативное влияние масла на составные части агрегата. Оценить коррозионность масла можно по убыли массы пластинок из свинца марки С1 и С2, которые находятся в непосредственном контакте со смазкой (автомобильным маслом).

    Если в смазочном материале содержатся примеси бария, фосфора, кальция, цинка и др., то в состав масла входит присадка, которая содержит данные вещества.

    «Моющими» свойствами масла можно назвать способность образовывать на стенках поршней лакообразные отложения, которые в дальнейшем вызывают пригорание поршневых колец. Данные свойства оцениваются баллами: чем выше баллы- тем ниже качество масла.

    Автомобильные смазочные материалы (масла) по назначению можно разделить на несколько групп: моторные, машинные, специальные, трансмиссионные и другие масла.

    Моторные масла

    Моторное масло является одним из важных составляющих двигателя, т.к. используется для смазывания деталей двигателей внутреннего сгорания роторного и поршневого типов. Существуют моторные масла, предназначенные для бензиновых двигателей, дизельных, либо того и другого типов (универсальные моторные масла).
    В состав любого моторного масла входит основа, т.е. хорошо очищенное базовое масло, и специальные присадки, благодаря которым улучшают свойства основы. Количество и вид присадок зависит от свойств, которыми должно обладать моторное масло. Содержание присадочных материалов в автомобильном смазочном материале – 10 — 15%, а иногда и больше.
    Моторные масла по температурным режимам эксплуатации делятся: для зимнего использования, летнего и всесезонного.
    В зависимости от состава базового масла, все автомобильные моторные масла принято классифицировать на: минерального происхождения, синтетического и частично синтетического.

    Лучшие автомобильные смазки — тесты, классификация, виды

    В данной статье вы найдете интересные тесты автомобильных смазок разных видов, классификаций. А также вы узнаете о том, какие смазки лучше применять и в каком случае. Сравнение и применение автомобильных смазок. В автомобиле очень много подвижных узлов, которые нуждаются в качественной смазке, чтобы их ресурс был как можно выше. Так вот сюда относятся ступичные подшипники, крестовины, шаровые, рулевые наконечники.

    Кстати посмотрите сколько смазки идет на новой детали. Ее или вообще нет или очень мало. Пыльник не всегда спасает и в итоге эта смазка вымывается очень быстро.

    А вот выжимной подшипник. и смазки в нем, как вы видите, так же очень мало. В итоге, если его не смазать, то он начнет стучать уже при первых тысячах пробега.

    Тоже самое с подшипниками и роликами навесного оборудования. Вот что туда кладут на заводе.

    Жалкие граммы смазки, которые при малейшем нагреве вытекают. Вот смотрите б/у запчасти, которые пришли в негодность из-за малого количества смазки. Ни одна деталь не умерла сама по себе. А только из-за недостатка смазки.

    В 90% случаях замена деталей происходит из-за отсутствия смазки. Давайте же начнем наш тест.

    Тест на трение автомобильных смазок разных видов и классификаций

    Далее в статье мы проведем тесты автомобильных смазок различных производителей на трение.

    Тест автомобильной смазки Зеленка от Академика

    Как пишется в описании смазки, то ее можно использовать в любых проблемных местах.

    Проверим Зеленку на трение. Результат 3 кг.

    Тест автомобильной смазки Рубин

    Смазка Рубин — это водостойкая смазка, которая применяется для ступичных подшипников, для опорных, для карданного вала.

    Тестируем на нашем приборе автомобильную смазку Рубин. Наш результат — 3,5 кг.

    Тест автомобильной смазки Gadus

    Далее тестируем автомобильную смазку от компании Shell Gadus.

    Проверим смазку Гадус на трение. Результат — 2 кг.

    Тест автомобильной высокотемпературной смазки Blue

    Используется данная смазка в подшипниках навесного оборудования и в очень большом количестве других мест.

    Смазка Blue выдерживает температуру в 350 градусов. Она у Вас не вытечет при замене. Результат — 5 кг.

    Тест автомобильной универсальной смазки Mobil

    Данная универсальная автомобильная смазка Mobil очень хорошо зарекомендовала себя на нашем опыте.

    Результат теста — 3,5 кг.

    Тест автомобильной смазки Литол 24

    Результат — 2,5 кг.

    Тест добавки к автомобильной смазке Forum

    Очень интересная добавка к автомобильным смазкам, нам ее посоветовал хороший знакомых дальнобойщик. Давайте проверим ее.

    Тест на трение добавки — Forum. Наш результат — 8 кг.

    Тест на термостойкость автомобильных смазок разных видов и классификаций

    Мы нанесли смазки в одинаковом количестве на металлический лист, который под наклоном лежит на плитке.

    Смазка, которая дольше удержится на своем месте — побеждает. Также мы нанесли в разным местах металла термопасту и замеряли температуру. Мы получаем равномерный нагрев.

    Самая первая побежала Графитка при 100 градусах.

    При 160 градусов Зеленка, Shell и Рубин — скатываются.

    При 250 градусах Мобил начал подгорать, а вот Blue так и держался без изменений и проблем.

    Тест на водостойкость автомобильных смазок разных видов и классификаций

    Для этого теста мы взяли 7 одинаковых подшипников, закрепили их на одну ось, подключим к двигателю и будем вращать в специальной ванночке. Смазка, которую меньше всего смоет и будет победителем в этом испытании.

    Номера подшипников и смазка, которая в нем:

    1 — Литол
    2 — Графитка
    3 — Зеленка
    4 — Blue
    5 — Рубин
    6 — SHELL
    7 — MOBIL

    Установили в ванночку все подшипники и оставили на 2 дня. Запустили двигатель и через час вода стала маслянистой. Усложняем задачу — 1 час сделаем так, чтобы подшипники поработали без воды.

    • Литол — почти весь смыло.
    • Графитка — немного лучше выдержала, но потери тоже есть.
    • Зеленка — справилась достойно.
    • Blue — лучше не использовать во влажных местах.
    • Рубин — справился с этой задачей хорошо.
    • Shell — смазки почти не осталось, наверное, как и Литола.
    • Mobil — все отлично.

    Смазка узлов и агрегатов автомобиля

    Смазку всевозможных конструкций транспортного средства необходимо осуществлять в точном строгом соответствии с рекомендациями производителя. При этом обстоятельстве, за исключением хорошо известных рекомендаций, требуется принимать во внимание следующие условия:

    Смазка подшипников передних колес

    Данные подшипники в случае передвижения транспортного средства имеют возможность прогреваться до температуры тела больше 80 градусов цельсия. По этой причине для всех них годны исключительно тугоплавкие смазочные материалы Литол-24. Применять солидол с целью смазывания подобных подшипников не допускается, по той причине что он даже при мизерном перегреве утрачивает смазочные характеристики, растапливается и утекает из устройства подшипника. В последствии роликоподшипник начинает функционировать не смазывая, что имеет возможность дать повод к заклиниванию и выходу из строя цапфы. Т

    ак же не закладывайте при монтаже ступицы в нее чрезвычайно много смазки Литол-24 — она вся не эксплуатируется в совместной работе.

    Необходимо лишь густо смазать абсолютно все зазоры промеж шариков с роликами и сепаратором подшипника, прослоить небольшое количество смазочных материалов в углубление ступицы, и заполнить Литолом-24 набалдашник ступицы.

    Промывка системы смазки двигателя

    Эту технологическую операцию следует осуществлять спустя каждые 8 000-10 000 тыс. км пробега транспортного средства. Для промывания двигателя разрешается использовать специализированное промывочное либо же обыкновенное моторное машинное масло, подходящее для предоставленного автотранспорта.

    Противопоказано использовать бензинчик или тот же керосин например. Не применяйте в равной мере машинное масло разведенное топливом бензином, или соляркой, потому что стенки картера движка постоянно окутаны отложениями, возникающих из-за автомобильного масла. В этом масле нежелательные отложения не исчезают и по этой причине не проявляют на выполнение функции двигателя транспортного средства того или иного отрицательного воздействия.

    Горючее топливо(бензин, керосин), оказавшиеся в двигателе автомашины, разрыхляют подобные нежелательные отложения, только растворить и уничтожить их в совокупности целиком и полностью не могут.

    В будущем, когда двигатель автомобиля функционирует теперь уже на свежайшем автомобильном масле, взлущенные вредные отложения отрываются от картера забивая маслоприемник маслоподкачивающего насоса и масляные фильтры, срывая смазку агрегатов, и в некоторых случаях полностью выводя двигатель автомобиля из строя.

    Смазка кардана

    В карданных шарнирах новейших авто используются иглообразные подшипники. Для их смазки допускается пользоваться смазкой М -158. В некоторых моментах возможно воспользоваться трансмиссионным маслом. Солидол и остальные сходственные смазочные материалы ради представленной задачи не подходят, по той причине что из-за неважной текучести к роликам доходят в малом объеме, и подшипники очень быстро теряют работоспособность.

    В том числе и не очень большие капельки солидола очутившиеся в игольчатом подшипнике имеют все шансы сорвать его работоспособность. Именно поэтому для карданов рекомендуется иметь в наличии особый гидрошприц, заправленный отвечающим необходимым параметрам вида смазочного материала М -158.

    Смазка рулевых тяг

    Оговоренные конструкции переносят на себе огромное воздействие влажности и остальных не очень благоприятных воздействий. Для смазки рулевых тяг идеальнее всего применять специализированную смазку ШРБ-4. Как аналог ШРБ-4 подойдет и Литол-24, и уже если совсем ничего нет то и солидол.

    Употреблять для смазывания вышеназванных конструкций невлагоустойчивые смазки противопоказано, так как все они стремительно вымываются водой, пробивающейся в узел шарнира через прохудалости защитных резинотехнических изделий.

    Советы по смазке автомобиля

    Ни в коем варианте не перемешивайте различные виды масел и смазок, по той причине что случайно полученный состав имеет возможность получиться коренным образом негодной дли смазывания агрегатов. Не дозволительно равным образом мешать в одну кучу смазочные материалы, изготовленные па неодинаковых основах типа солидол и Литол-24.

    Предварительно перед смазкой, необходимо убрать грязь с тоботниц, масленок, чтобы исключить попадания грязи в агрегаты транспортного средства.
    Шприцевать масленку особенно важно до тех пор, покамест новая смазка не пробьется из участков стыковочных швов или другими словами специальных отверстий составляющих конструкции.

    Пластичные смазки: классификация, назначение, характеристика и применение

    По своей консистенции, смазочные материалы делятся на три категории:

    • жидкие, то есть стекающие со смазываемых узлов при нормальных условиях эксплуатации;
    • твердые (сухие) – консистенция понятна из названия, выпускаются с монолитной либо порошковой форме;
    • пластичные смазки: своеобразный компромисс между жидкой и твердой консистенцией.

    Их применяют в узлах, где невозможно обеспечить постоянное обмывание всей поверхности трения, либо на материалах, которые препятствуют нормальной адгезии жидких масел.

    К тому же, их удобно наносить на детали (закладывать внутрь) при сборке узлов, для которых не предусмотрена система орошения при работе.

    Технология производства и состав

    С точки зрения физических свойств, пластичные смазки, это дисперсия твердых загустителей в жидкой основе. Причем загуститель добавляется настолько высокоструктурированный, что достаточно небольшого процента: не более 10%-15%.

    Стандартный состав подобных материалов, следующий:

    Основа

    Жидкая среда, представляет собой обычное нефтяное либо синтетическое масло, которое получают по тем же технологиям, что и обычные материалы.

    Для изготовления сложных и дорогих составов исходные основы могут смешиваться, согласно техническому заданию разработчика. Объем базового жидкого масла: 70%-90%.

    Нефтяные основы производятся методом гидроочистки, с помощью водорода. Таким образом снижается сернистость и удаляются асфальтовые составляющие.

    Последний пункт особенно важен для повышения у готового продукта антиокислительных свойств. Органические пластичные смазки для автомобилей применяются в несильно загруженных узлах, работающих на невысоких скоростях.

    Синтетическая основа, как правило, кремнийорганическая. На ее базе создаются масла для работы в нагруженных скоростных подшипниках, а также редукторах, работающих на высоких оборотах.

    К этой категории относятся и ШРУСы. Пластичные смазки для подшипников могут быть сменными, или закладываются один раз при производстве.

    Загуститель (10%-15%)

    Он не просто добавляется в жидкую основу, для получения однородного состава требуется определенная температура в процессе смешивания, и специальные миксеры.

    Затем состав охлаждается до температуры окружающей среды, и после этого физико-химические свойства пластичных смазок не меняются. Разумеется, при соблюдении температурного режима эксплуатации.

    В качестве загустителя используются высокомолекулярные соли жирных кислот (более привычное определение – мыло). В составах премиум класса применяются твердые углеводороды, а также неорганические соединения (полимеры, карбамиды, и пр.)

    Присадки

    Как и любой другой продукт, пластичная смазка содержит присадки. Они улучшают свойства, если базовые характеристики не удовлетворяют заказчика.

    Набор свойств типичный:

    • противоизносные (противозадирные);
    • защита от коррозии;
    • соединения, препятствующие окислению самого продукта;
    • повышающие адгезию;
    • антифрикционные.

    Состав наполнителей (10%-20%): тальк, графит, медный порошок мелкого помола, дисульфид молибдена, слюда, и пр.

    Основное свойство пластичных смазок

    Поскольку полутвердые масла должны удерживаться на поверхности изделий, важной характеристикой является температура каплепадения. Дело в том, что при вращении узлов трения, температура неотвратимо повышается.

    Вместе с ней снижается вязкость пластичного материала. После критического нагрева, смазка переходит в жидкое состояние, и просто стекает с рабочей поверхности.

    • специально подготовленная емкость с гладкой поверхностью и тарированным отверстием снизу (как правило, хромированная латунь) помещают в автоклав с масляной баней;
    • в емкость помещается тестируемая пластичная смазка;
    • происходит нагрев с одновременным снятием температурных показателей с масляной бани и тестируемого материала;
    • фиксируется момент начала каплепадения (стекания смазки);
    • в качестве полученного параметра регистрируется среднее арифметическое двух температур.

    Применение и разновидности пластичных смазок

    Проведем краткий обзор популярных продуктов. В последнее время производители предлагают новейшую технологию: металлоплакирование.

    Этот термин означает, что на рабочей поверхности трения образуется тончайший слой металла, обладающего низким коэффициентом трения.

    В качестве примера рассмотрим популярный среди автомобилистов продукт: МС 1000 смазка пластичная металлоплакирующая.

    В составе присутствует цинк, который обеспечивает противоизносные свойства. Благодаря постоянной сменяемости масла в рабочей зоне, этот слой само восстанавливается.

    Blue MC 1510 высокотемпературная пластичная смазка – предназначена для высоконагруженных подшипников, работающих при высоких температурах. Этот состав выдерживает перепады от -40°C до +350°C.

    Срок службы исчисляется сотнями тысяч километров. Благодаря уникальным свойствам, этот продукт имеет допуски ведущих автозаводов.

    Пластичная смазка Molykote Longterm изготавливается с добавлением литиевых присадок. Обладает антифреттинговыми свойствами и усиленной адгезией. Такой состав позволяет использовать смазку на высоконагруженных узлах в течение длительного времени без замены.

    Основное применение – муфты, подшипники, шлицевые соединения на крупных агрегатах и строительной технике. Также популярно нанесение подобных пластичных смазок на резьбовые соединения.

    Графитовая смазка пластичная изготавливается методом добавления мелкодисперсного порошка в готовый состав при сохранении вязкости.

    Применяемость достаточно широкая: от бытовой техники до автомобилей и промышленных агрегатов.

    Неплохие антифрикционные и температурные показатели, однако графитовая смазка не выдерживает высоких оборотов рабочего узла. Поэтому перед приобретением следует изучить характеристики устройства, которое будет смазываться.

    Водостойкая пластичная смазка для лодочных моторов выпускается практически всеми производителями, и обладает следующими свойствами:

    1. Высокая степень защиты от коррозии.
    2. Адгезия и стойкость нанесенного слоя выше среднего.
    3. Практически нулевая гигроскопичность, нерастворимость в воде.
    4. Способность к консервации металлических деталей.
    5. Температурные показатели не относятся к основному требованию допуска.

    Виды пластичных смазок для автомобилей — видео

    Пластичные смазки представлены большим разнообразием типов, однако ни одна из них не является универсальной. Для каждого агрегата следует подбирать необходимый состав продукта.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector